Правополушарные люди. Правополушарный человек

Так условно называется человек, у которого выключено правое полушарие и психическая деятельность осуществляется только левым.

Первая и главная особенность «левополушарного» человека - у него сохранена речь. Этого следовало ожидать, ведь левое полушарие - речевое. Неожиданно другое: он охотнее и легче вступает в беседу, захватывает инициативу в разговоре, его словарь становится богаче и разнообразнее, ответы более развернутыми и детализированными. Он излишне многословен, даже болтлив. Наряду с этим у него улучшается и восприятие чужой речи.

Для изучения восприятия речи проводят речевую аудиометрию. Специально подобранные группы слов, записанные на магнитную ленту, подают через наушники раздельно на каждое ухо. Сначала измеряют порог обнаружения звуков речи - минимальную интенсивность речевого сигнала, при которой человек уже слышит речь, но еще не может разобрать слов. Затем громкость постепенно увеличивают, и человек должен повторять слова, которые он слышит. Измеряется разборчивость речи - количество правильно повторенных слов в % ко всем услышанным.

У «левололушарного» человека снижается порог обнаружения звуков речи-он улавливает более тихую речь, чем мог это сделать в обычном «двуполушарном» состоянии, Он быстрее и гораздо точнее повторяет слышимые слова. В целом у «левололушарного» человека речевая активность повышена, а речевой слух облегчен.

Достаточно ли этих фактов, чтобы утверждать, что речевая деятельность в отсутствии правого полушария улучшается? Прислушаемся внимательно к «левополу-шарному» человеку. Хотя он стал разговорчивее, его речь теряет интонационную выразительность - она монотонна, бесцветна, тускла. Мало того, не только утеряна выразительность, придаваемая речи голосом, сам голос изменяется: он приобретает носовой, несколько гнусавый оттенок либо становится неестественным, как бы лающим. Такой дефект речи называется диспросодией, поскольку интонацион-но-голосовые компоненты речи называются просодическими («просодия»-«мелодия»).

Наряду с диспросодией у «левополушар-ного» человеке нарушается восприятие просодических компонентов речи собеседника.

Проводились две серии экспериментов. В первой человеку предлагали прослушивать через наушники короткие фразы, составленные из бессмысленных слогов, но произнесенные с утрированной интонацией - вопросительной, гневной, жалобно», восторженной и т. п. Нужно было определить значение интонации, сказать, с каким выражением произнесена фраза. Во второй серии экспериментов предлагали прослушивать через наушники гласные звуки, произнесенные мужчиной и женщиной. Нужно было повторить звук и сказать, каким голосом он произнесен.



Выяснилось, что «левополушарный» человек теряет способность понимать значение речевых интонаций. Он внимательно вслушивается, пытается расшифровать бессмысленные слоги, очень точно их повторяет, но сказать, с каким выражением (вопросительным, гневным и т. п.) они произнесены, не может. Не может он и отличить мужской голос от женского.

Каждый знает, что одни и те же слова, сказанные с разной интонацией, означают далеко не одно и то же, Равным образом одни и те же слова, произнесенные разными людьми (то есть разными голосами), могут иметь совершенно различный смысл. Нередко как сказано значит больше, чем что сказано. Просодические компоненты придают речи конкретность, образность, чувственную окраску. Речевое сообщение, лишенное этих компонентов, звучит неопределенно, формально, зачастую непонятно.

Таким образом, наряду с сохранностью формального богатства речи, словарного и грамматического, наряду с увеличением речевой активности, наряду с обострением словесного слуха «левополушарный» человек потерял ту образность и конкретность речи, которую ей придает интонационно-голосовая выразительность.

Итак, мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: одни стороны, одни характеристики речевого слуха улучшаются, другие ухудшаются. Что же произошло со слухом? Изменилось только восприятие звуков речи или слуховая функция в целом? Посмотрим, как воспринимает «левополушарный» человек неречевые звуки, звуковые образы.

На магнитную пленку были записаны кашель, смех, храпение, голоса животных - лай, ржание, хрюканье,- звуки, встречай щиеся в природе,-шум грозы, рокот прибоя,- производственные и транспортные шумы.

У «левополушарного» человека опознание таких звуковых образов резко ухудшается - многие хорошо знакомые звуки теперь вызывают лишь недоумение. В тех же случаях, когда он все же узнает их, это распознавание требует от него намного больше времени. По существу, у «левополушарного» человека развивается слуховая агнозия-нарушение восприятия сложных звуков. Аналогичное расстройство можно выявить и в отношении музыкальных образов.

«Левополушарный» человек не только перестает узнавать знакомые мелодии, но и не может их напеть, даже если слышит музыку: он начинает фальшивить и в конце концов предпочитает отсчитывать ритм без мелодии.

Не справляясь с опознанием звуковых образов, «левополушарный» человек пытается весьма своеобразно обойти возникшие затруднения: он начинает их классифицировать, Вместо того, чтобы сказать: «это лай», «это смех» и т. д., он говорит: «это зверь», «это человек», «это народная песня», «это романс». Как правило, он ошибается, но симптоматично само стремление классифицировать, уложить все в схему. Дальше мы увидим, что такое стремление отнюдь не случайно.

Как трактовать результаты исследования восприятия звуковых образов? Может быть, «левополушарный» человек просто забывает знакомые звуки, а само восприятие не нарушено? Такое предположение можно проверить.

На магнитную пленку записаны пары коротких музыкальных фраз. Каждая фраза состоит из четырех нот. В одних парах фразы одинаковые, в других несколько отличаются Друг от друга. Нужно определить, одинаковы фразы в паре или они разные. В этом задании изучается способность различать близкие музыкальные образы. Вспоминать то, что человек знал в прошлом, не требуется. И с этим заданием «левополушарный» человек справляется хуже, чем «двуполушарный».

Он практически не может заметить различий, для него все звучит одинаково. Таким образом, дело не в нарушении памяти, а в своеобразии слухового восприятия.

С чем связано это своеобразие? Не изменилась ли вообще слуховая чувствительность? Нет, острота слуха, какой была в «двуполушарном» состоянии, такой и осталась. Но вспомним все слуховые нарушения у «левополушарного» человека - трудности в опознавании музыкальных и иных звуковых образов, затруднения в распознавании мужских и женских голосов, полное непонимание интонаций. Иначе говоря, у него нарушены все виды образного слухового восприятия. Несомненно, мы сталкиваемся здесь с особым состоянием, с избирательным, специальным нарушением образного восприятия (как уже говорилось, восприятие слов даже улучшилось).

Неполноценность образного восприятия можно подметить и в зрительной сфере. Если «левополушарному» человеку предложить подбирать пары одинаковых фигур - треугольников и квадратов, разбитых на окрашенные или заштрихованные секторы, он не справится с заданием, он не может разом охватить расположение секторов, их окраску и штриховку. Он будет бесконечно тасовать фигуры, многократно сверять их друг с другом, но подобрать пары правильно ему не удастся. Он не сможет также заметить в незаконченных рисунках недостающую деталь.- отсутствие хвостика у свиньи, дужки у очков и т. п. Таким образом, «левополушарный» человек оказывается беспомощным при выполнении заданий, требующих ориентировки в наглядной, образной ситуации, требующих учета конкретных признаков объектов.

Особый интерес представляет поведение «левополушарного» человека в ситуации, где ему предоставлена свобода выбора, возможность по своему усмотрению оперировать наглядными или абстрактными признаками.

Перед человеком кладут 4 карточки: на одной написана арабская цифра «5», на другой та же цифра в римском начертании (V), на третьей арабское число «10», на четвертой то же число в римском начертании (Х) - и просят разделить эти карточки на две группы, положив «одинаковые» вместе. Очевидно, при разделении можно руководствоваться абстрактным признаком числа (и тогда в одну группу попадут пятерни, а в другую - десятки), либо наглядным образным признаком - начертанием цифр (и тогда в одну группу попадут арабские цифры, а в другую - римские).

В обычном состоянии человек, как правило, испытывает сомнения и указывает на два равновероятных способа классификации. «Левополушарный» человек колебаний не испытывает, он неизменно выбирает абстрактный символический признак - в одну группу всегда кладет пятерки, в другую-десятки, независимо от начертания цифр.

Из сказанного ясно, что у «левополушарного» человека наблюдается расслоение психической деятельности - образное восприятие дефектно, а восприятие слов облегчено; оперирование наглядными конкретными признаками объектов дефектно, а оперирование понятиями облегчено.

С таким же расслоением мы встречаемся и при изучении памяти. У «левополушарного» человека сохранен запас школьных теоретических сведений, то есть не пострадали знания, приобретенные посредством слов. Сохранена также возможность запоминания нового словесного материала-он может сразу, вслед за тем, как услышал, повторить ряд слов. И он запоминает их надолго и через 2-3 часа, уже в обычном состоянии, может найти среди многих слов те, которые ему давали для запоминания. Однако если ему предложить запомнить не слова, а фигуры неправильной формы, которые невозможно назвать словом, то в памяти «левополушарного» человека образы этих фигур не удержатся.

Есть еще одна важная характеристика поведения и психики такого человека - понимание, или, как говорят нейрофизиологи, осмысление окружающего, ориентировка в месте и времени. «Левополушарный» человек, если полагаться только на его ответы, кажется хорошо ориентированным. Он правильно называет больницу, в которой находится, номер отделения, дату, день недели. Но стоит расспросить его подробнее, и тогда выясняется, что, правильно на словах определяя свое местонахождение, зная, что он в больнице, «левополушарный» человек не узнает помещение. Он недоуменно разглядывает кабинет, где много раз бывал, и уверяет, что попал сюда впервые. Или же, правильно называя дату, он не может подкрепить свой ответ конкретными наблюдениями.

Иногда даже, глядя на голые деревья и сугробы снега за окном, «левополушарный» человек не может сразу сказать, зима на дворе или лето. Правда, если добиваться ответа, то он сообщит, что «январь - зимний месяц», но это только формальное умозаключение, а не результат непосредственных впечатлений. Таким образом, у «левополушарного» человека при сохранной словесной ориентировке наглядная ориентировка в месте и времени грубо нарушена.

Одним из самых поразительных изменений психического состояния «левополушарного» человека сказался сдвиг в эмоциональной сфере. Настроение такого человека улучшается, он становится мягче, приветливее, веселее. Особенно разителен этот сдвиг у больных с депрессией, то есть с патологически сниженным настроением. В «левополушарном» состоянии исчезает свойственная этим больным мрачность и подавленность; сосредоточенность на болезненных переживаниях сменяется интересом к темам, не связанным с болезнью; появляется оптимистическая оценка собственной ситуации, вера в выздоровление, будущее рисуется обнадеживающим, на лице начинает играть улыбка, появляется склонность к шуткам.

Подведем итог тому, что мы узнали о «левополушарном» человеке, иначе говоря, суммируем факты, характеризующие психику человека с выключенным правым полушарием, когда деятельно только левое полушарие.

Что дефектно, что пострадало? А что сохранилось или усилилось? Пострадали те виды психической деятельности, которые лежат в основе образного мышления. Сохранились или даже усилились те виды психической деятельности, которые лежат в основе абстрактного теоретического мышления. Такое расслоение психики сопровождается положительным эмоциональным тонусом.

22. "ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ" ЧЕЛОВЕК

Посмотрим теперь, что представляет собой антипод «левополушарного» человека - человек «правополушарный». Это тот же самый человек, но теперь у него выключено левое полушарие и работает только правое.

В отличие от «левополушарного» у «правополушарного» человека речевые возможности резко ограничены - словарь беден, из него выпали слова, обозначающие отвлеченные понятия, с трудом вспоминаются названия предметов, особенно редко употребляемых, хотя «правополушарный» человек и может объяснить назначение любого предмета и показать, как им пользоваться. Это говорит о том, что он узнает предметы. Речь он понимает плохо, с ним надо говорить очень короткими, просто построенными фразами. Его собственная речь также состоит из простых фраз, нередко из отдельных слов. Речевая активность «правололушарного» человека резко снижена - он немногословен, охотнее отвечает мимикой и жестами, чем словом. Беседовать с ним трудно, кратко ответив на один-два вопроса, он умолкает. Снижено и речевое внимание, когда к нему обращаются, он этого не замечает, приходится специально привлекать его внимание. Порог обнаружения звуков речи у "правополушарного" человека повышен - он замечает только громко звучащие слова. Но даже достаточно громко произнесенные слова он далеко не всегда может правильно воспринять и повторить, хотя такое падение чувствительности к звукам речи вовсе не связано с каким-либо нарушением слуха.

В то же время голос «правополушарного» человека остается таким же, каким он был: несмотря на скупость речи, сохраняется ее интонационный рисунок. Не пострадал и слух на просодические компоненты речи: «правополушарный» человек даже лучше, чем обычно, различает мужские и женские голоса, тоньше и правильнее оценивает интонации собеседника.

Если внимание к словам у «правополушарного» человека снижено, то при прослушивании разнообразных несловесных звуков он и внимателен и активен. Он узнает эти звуки даже легче и быстрее, чем в обычном «двуполушарном» состоянии, хотя, например, такой звук, как рокот морского прибоя, в обычном состоянии узнавался людьми редко и с большим трудом. Прослушивая мелодии песен, «правополушарный» человек гораздо быстрее, чем обычно, их узнает. Мало этого, у него возникает потребность их напевать, его не надо даже просить об этом. В отличие от самого себя в «левополушарном» состоянии теперь он воспроизводит мелодии очень точно. Однако если попросить его классифицировать звуковые образы, он откажется, эта задача ему непосильна.

Как видим, и у «правополушарного» человека произошла перестройка восприятия. Но она противоположна той, что наблюдалась у «левололушарного»: у «правополушарного» человека мы сталкиваемся с особым состоянием - ухудшением словесного восприятия и избирательным улучшением всех видов образного восприятия.

Это подтверждают и другие исследования. «Правополушарный» человек легко подбирает пары треугольников и квадратов, разбитых на заштрихованные или окрашенные секторы, причем делает это быстрее, чем в обычном состоянии. Он не испытывает затруднений в оценке незаконченных рисунков и быстро подмечает дефект изображения. Особенно эффектно проступает преобладание образного восприятия в ситуации, где «правополушарному» человеку предоставлена свобода выбора признака. Классифицируя четыре карточки с арабскими и римскими цифрами, он выбирает признак наглядный шрифтовой, а не абстрактный числовой - объединяет в одну группу римские цифры, в другую - арабские. Он узнает все цифры, но ориентируется при классификации на способ начертания, а не на значение цифр.

Память «правополушарного» человека приобретает черты, противоположные тем, которые наблюдаются у "левополушарного" человека. Школьный теоретический багаж, то есть знания, приобретенные посредством слов, в значительной степени утрачены. Нарушена также способность запоминать слова. «Правополушарный» человек не может повторить сразу после прослушивания ряд из нескольких слов, в лучшем случае он повторит 2-3 слева из 10. Но даже если удастся удержать в памяти на некоторое время эти слова, то через 2 часа он их уже не вспомнит и не найдет среди других слов. В то же время образная несло-весная память у него сохранена - он способен запомнить фигуры причудливой формы и через несколько часов выбрать их среди многих других.

Ориентировка в месте и времени у «правополушарного» человека также изменена, но иначе, чем у «левополушарного». Если полагаться только на ответы, то «правополушарный» человек кажется совершенно дезориентированным - он не может сказать, где он находится, назвать дату и даже год. Однако он подмечает детали обстановки и, опираясь на эти наблюдения, скажет, что, вероятно, он в больнице, хотя и не знает, в какой. Он узнает кабинет, а котором происходит исследование, хотя и не скажет, каково назначение этого кабинета. Будучи не в состоянии назвать ни месяца, ни года, он, выглянув в окно, правильно определит время года и предположительно скажет, какой теперь месяц. Таким образом, при отсутствии словесной ориентировки наглядная конкретная ориентировка у «правополушарного» человека сохраняется.

Вспомним, что «левополушарное» состояние сопровождалось изменением настроения. И в «правополушарном» состоянии происходит эмоциональный сдвиг, но противоположный по знаку - в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, человек становится мрачным, пессимистически оценивает и свое настоящее положение и свои перспективы, жалуется на плохое самочувствие. Отвлечь его от печальных мыслей и жалоб трудно.

Подведем итог тому, что мы узнали о «правополушарном» человеке - человеке с выключенным левым полушарием. Очевидно, что и здесь мы имеем дело с дезорганизованной психикой, но дезорганизация эта иная, чем у «левололушарного» человека. У «правополушарного» пострадали те виды психической деятельности, которые лежат в основе абстрактного теоретического мышления, и сохранились или даже усилились те ее виды, которые связаны с образным мышлением. Такому типу расслоения психики соответствует отрицательный эмоциональный тонус.

Особливості мозкової організації психічних процесів у ліворуких людей.

Происхождение (точнее, оформление) леворукости связывают с действием трех групп факторов – средовых (включая культурные), генетических и патологических. Одна из первых генетических моделей наследования рукости опиралась на закон Менделя и предполагала, что это качество определяется действием одного гена. Однако было обнаружено, что почти половина детей двух леворуких родителей оказываются праворукими, что противоречит данной модели.

Другая модель основана на том, что рукость является функцией двух генов, один из которых определяет локализацию центров речи (L – в левом полушарии и доминирует, I – в правом полушарии, рецессивный), а другой определяет, какой рукой будет управлять речевое полушарие – контрлатеральной или ипсилатеральной (соответственно С и с); эта модель предложена Дж.Леви и Т.Нагилаки.

И, наконец, третья модель, предложенная английским психологом М.Аннет, основана на гипотезе о существовании отдельного гена «правостороннего сдвига» и его рецессивного аллеля. Наличие этого гена обеспечивает изначальную предрасположенность человека к тому, чтобы у него доминировала правая рука, а центр речи располагался в левом полушарии.

В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами.

Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники этого подхода приводят данные о частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности, определенную "хрупкость" психической деятельности.

Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.

Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно- психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к "правостороннему" миру (действительно, возьмите хоть такие мелочи, как ножницы или турникеты в метро, созданные в расчете на правшей).

24. Электроэнцефалография (ЭЭГ)

Аппаратный метод исследования деятельности головного мозга при помощи регистрации электрической активности клеток мозга, фиксируемой на поверхности головы. Метод исследования основан на графической регистрации получаемых электросигналов и их интерпретации. Обследуемый во время исследования находится полулежа в специальном кресле. Процедура записи безвредна, безболезненна, продолжается не более 20-25 минут. Используют пробы с открыванием и закрыванием глаз, с раздражением светом и звуком.

Это исследование играет решающую роль в диагностике заболеваний, проявляющихся приступами потери сознания, судорогами, падениями, обмороками, вегетативными кризами. В некоторых случаях именно после проведения ЭЭГ у невролога могут возникнуть предположения о серьезных заболеваниях головного мозга - эпилепсия, энцефалит, опухоль.

ЭЭГ необходима в диагностике таких заболеваний как головная боль, эпилепсия,

панические атаки, истерия, обмороки, отравление лекарствами, а также при любых необычных эпизодах отключения сознания или падениях. Результаты исследования позволяют произвести правильный выбор лекарственных препаратов, а при ряде заболеваний - выявить противопоказания к назначению определенных лекарств и немедикаментозных методов лечения.

Показания электроэнцефалограммы при любом заболевании должны быть соотнесены с данными клинического обследования.

Левополушарное мышление отвечает за последовательное восприятие информации , шаг за шагом, сначала первое, потом второе и только потом - третье. Такое восприятие растянуто во времени.

Действуя таким способом, мы последовательно, одно за другим, узнаём нечто об этом мире. Этот способ всем нам хорошо известен, т.к. именно ему нас обучали в школах и университетах, именно этот способ наиболее освоен человечеством.

Примером может быть восприятие речевой информации: мы прочитываем сначала одно слово, потом второе, третье, и только после этого у нас складывается некий целостный образ в голове. Мы не можем прочесть сначала третье, потом десятое, а потом первое слово в предложени, - так у нас ничего не выйдет. Нужно соблюдать определенный порядок, алгоритм действий.

В чем особенность правополушарного мышления?

Правополушарное мышление отвечает за единомоментную обработку информации , когда мы «схватываем» сразу весь образ целиком, когда мы видим всю картину разом.

Примером может быть восприятие рисунка или фотографии. Когда мы смотрим на картинку, мы видим ее сразу целиком, и она во всей полноте сразу предстает перед нами. Нам не нужно соблюдать определенный порядок, мы никогда не рассматриваем изображение сторого слева направо и сверху вниз. Наши глаза двигаются хаотично, останавливаясь на тех частях рисунка, где больше деталей или которые привлекли наше внимание.

Какой тип мышления лучше?

  • Левополушарное мышление освоено лучше. Оно незаменимо, когда нужно действовать по правилам, в соответствии со строгими схемами, последовательностью действий. Например, на производстве, в экстренных ситуациях.
  • В ситуациях неопределенности, неполной информации нас спасает правополушарное мышление и восприятие. Когда мы схватываем образ целиком, мы можем упустить из виду какие-то его мелкие детали. Но когда в голове есть целостный образ, мы сами можем извлечь из него такие детали, которые нам осознанно отследить не удалось. Например, зная некоего человека и зная, что он из себя представляет, мы можем с большой долей вероятности предсказать его поведение в тех ситуациях, в которых нам его наблюдать не приходилось.

Важно гибко переключаться между двумя способами мышления и применять их сторого в соответствии с их особенностями.

Оба больших полушария выполняют важные функции. Правое полушарие воспринимает мир таким, каков он есть, во всем многообразии, левое полушарие упрощает мир, чтобы его можно было изучать и как-то менять. Без правого полушария мы бы превратились в роботов, без левого - не смогли анализировать и действовать, мир превратился бы в хаос.

Левое полушарие из всего разнообразия связей и отношений, выбирает простые, непротиворечивые и на их основе создает однозначно понимаемый смысл, благодаря которому достигается полное взаимопонимание между людьми. Например, 2+2=4. Такая однозначность и определенность позволяет анализировать, делать логические выводы. При этом контекст, затрудняющий понимание смысла, конкретность, ясность картины, вносящий противоречие, беспощадно исключается. Например, логическому мышлению недоступно, как человека можно одновременно и любить, и ненавидеть.

Преобладание левополушарного мышления обедняет человека, лишает его сочности восприятия, понимания всей полноты неисчерпаемо богатого мира и радости от вовлеченности в него. В каждом случае решения внутренних или межличностных противоречий, есть различные нюансы, которые невозможно свести к общему знаменателю логики. Поэтому доминирование логического, формального мышления может приводить к тупиковым и неразрешимым умозаключениям.

Неполноценность образного («правополушарного») мышления создает постоянные конфликты со средой и с самим собой. Потому что логическое мышление по природе своей альтернативно, оно не признает полутонов, компромиссов между «да» и «нет». Образное же мышление находит непредсказуемые, незаурядные и оригинальные выходы в самых безнадежных условиях.

У правого полушария прямо противоположное левому назначение. Оно мгновенно воспринимает реальность во всем богатстве противоречивых, неопределенных и многозначных связей и образует многоликий смысл.

Правое полушарие все объединяет, создавая неповторимый сплав. Именно правое полушарие способно к созданию многозначных связей и выявлению новых, и соединению их с существующим опытом (что и составляет основу озарений).

Благодаря образному мышлению удается на иррациональном уровне разрешать внутренние конфликты, которые с логических позиций выглядят тупиковыми.

Неполноценность или неразвитость правополушарного мышления (образного) является проявлением не только психических и соматических (телесных) расстройств, но и важным звеном в механизме развития этих нарушений.

Кроме нашей сознательной (левополушарной) части психики существует значительная часть (правополушарная) - это наше бессознательное. Ее не контролирует сознание. В бессознательном хранится огромный пласт информации, опыта, который не имеет «прошлого» и «будущего». В бессознательном всегда настоящее. Это означает, что любые события и впечатления нашей жизни воспринимаются как настоящие. Они влияют на нас постоянно. Например, какие-либо неприятные впечатления детства или далекой юности живут в бессознательном и воспринимаются нами как происходящие сейчас. Бессознательное влияет на наше поведение и на все процессы в организме, причем это влияние редко нами осознается.

Уже на первом году жизни мы получаем опыт в символическом виде. Этот опыт запоминается психикой, и на его основе формируется представления о самом себе, об окружающем мире, об отношениях с ним. Эти представления существенно влияют на наше поведение, отношения и здоровье. И самое грустное, что эти представления нами могут не осознаваться, а значит и изменить то, что мы не знаем, трудно. Если эти представления негативные, то мы будем стремиться к соответствию внутреннего и внешнего - будем отказываться от успеха, здоровья, благополучной семьи и т.д.

Внутренние образы влияют на нас не менее активно, чем любой внешний предмет. Из психофизиологических исследований: образы жизненно важных событий и объектов могут вызывать такие же поведенческие реакции, как и восприятие этих же событий и объектов наяву.


Кустодиев Б.М. «Балаган»

Символический мир, мир культуры способен оказывать на наше развитие более существенное воздействие, чем самые серьезные реальные события.

Информация, попадая в правое полушарие (если по каким-то причинам не была вовремя осознана) хранится в закодированной форме и недоступна для левого полушария (сознания).

Внутренний мир сокровенен, в него не залезешь с микроскопом, это мир открывается только посредством образов.

Правое полушарие - источник бессознательной мотивации (желания действовать), оно автоматическое. Если там все в порядке - мы успешно достигаем своих целей, как на автопилоте. Но если там существуют убеждения противоположные нашим сознательным целям, то никакими уговорами, внушениями, изменением поведения исправить наши бессознательные установки невозможно.

Корни наших проблем спрятаны в бессознательных слоях психики и использование языка логики ничего не меняет, а ведет в тупик. Наши умные «левополушарные» мысли никак не влияют на решение «застойных» проблем. Если бы можно было запросто менять один образ мыслей на другой, все были бы богатыми, уверенными и любимыми, повторяя перед зеркалом: я богат, уверен и любим.

Проблема, которую мы гоняем по кругу своего мысленного лабиринта, не решается. Если мы, в ходе долгих усилий и анализа, поймем, что нас неправильно воспитали родители, мама нас не так пеленала - это ничего не изменит.

За счет чего происходят изменения при психотерапии? При психотерапии активизируется функция правого полушария мозга, которая была заблокирована из-за активности левого (мысленного анализа). И мы сходим с узкоколейной логики и расширяем свое понимание проблемы. Правополушарная способность к установлению разнообразных связей, к многозначному мышлению позволяет разрешать личные вопросы.

Чтобы активизировать функции правого полушария (бессознательного) необходимо побыть в диалоге с собой. Наше бессознательное подготавливает нам события, действия, идеи, но мы пока об этом не знаем, мы не видим весь этот процесс подготовки, пока оно нам не выдаст готовый, зрелый плод своей работы.

Утрата контакта с собственным внутренним миром приводит к скоплению проблем и «заталкиванию» их подальше от сознания.

В наш гоночный век, век информационного бума, бесконечных школ личностного роста так важно остановиться, остаться наедине с собой, побыть и послушать себя. И после регулярных таких «разговоров», у нас не будет другого пути, как личностно подрасти, и это произойдет естественно.

Неоправданные требования среды приводят к чрезмерному психоэмоциональному напряжению, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности.

Во избежание массового удушья личностным ростом предлагаю простое человеческое развитие.

Нервная система требует отдыха, бесконечные стимулы истощают ее. Мозг необходимо беречь, постоянное напряжение ведет к сбою и нарушениям. Жить в постоянном ускорении и стрессе невозможно. Нужно находить время для себя, побыть с собой в диалоге и тогда, все, за чем мы гнались, само догонит нас.

В диалоге с собой происходит то же, что и в кабинете у психолога. Мы вступаем в диалог, и благодаря функции больших полушарий, находим в себе ответы на свои вопросы. И есть масса вопросов и задач, которые можно и нужно решать самостоятельно.

© Кириллова Л.С. , 2016
© Публикуется с любезного разрешения автора

Левополушарные против правополушарных

Если вы когда-нибудь задавались вопросом, почему вы поступаете так, а не иначе, ответ может заключаться в том, какая сторона мозга у вас является ведущей. Популярная, хотя и основанная на изрядной доле обобщения, теория утверждает, что левополушарные люди обладают иными навыками и предпочтениями, чем правополушарные. Но как эта разница влияет на вас? Чтобы узнать, прочтите наш

Несмотря на то, что полушария мозга выглядят похоже, на самом деле, они выполняют очень разные функции, относящиеся к разным характеристикам личности и способностям, например:

Левая сторона

Левополушарные люди обычно ориентированы на достижение цели, хорошо организованы, обладают критическим мышлением и редко бывают рассеянными.

Читают сидя

Планы
Всё делают, как запланировано, строго по списку.

Рациональность
Чувства не мешают им принимать решения.

Логика
Имеют способности к математике, точным наукам и упорядочиванию информации.

Точность
Их работы хорошо структурированы, они любят читать инструкции.

Музыкальные критики
Предпочитают классику

Любят собак

Левополушарные преподаватели

Преподаватели с развитым левым полушарием мозга предпочитают доносить информацию при помощи лекций и дискуссий. Они склонны давать студентам задачи для самостоятельного решения. Задают больше заданий, связанных с написанием письменных работ и проведением исследований. Предпочитают чистые, тихие и хорошо организованные аудитории.

Левополушарные студенты

Такие студенты предпочитают работать в одиночестве в спокойной обстановке. Они любят самостоятельное чтение и включают много исследований в свои работы.

Правая сторона

Правополушарные люди немного неорганизованны, непредсказуемы и эмоциональны, они хорошо сходятся с людьми и имеют философский склад ума.

Читают лежа

Импульсивность
Предпочитают действовать спонтанно, не считают, что нужно укладываться во временные рамки.

Эмоциональность
Склонны принимать решения и действовать, опираясь на чувства.

Креативность и искусство
Имеют способности к спорту, написанию художественной литературы, рисованию или музыке.

Интуиция
Решают проблемы, опираясь на интуицию, не любят читать инструкции.

Духовный мир
Любят все необъяснимое и мистическое.

Звук
Предпочитают рок и могут заниматься учёбой под музыку или включенный телевизор.

Любят кошек

Правополушарные преподаватели

Преподаватели с развитым правым полушарием предпочитают практические занятия. Они включают в занятия элементы изобразительного искусства, музыки и визуальные ряды. Они создают много групповых проектов и предпочитают активную, шумную и деятельную обстановку.

Правополушарные студенты

Эти студенты предпочитают работу в группах, связанную со взаимодействием и групповой активностью. Они любят проекты по искусству и часто выбирают прикладное искусство в качестве факультатива.

Различия в стиле обучения

Сторона мозга, которая у нас является ведущей, определяет и наш стиль обучения, не говоря уж о методах преподавания.

Левая сторона

Линейность
Обрабатывают информацию, собирая разные кусочки, выстраивая из них логическую цепочку, чтобы прийти к логичному заключению.

Последовательность
Обрабатывают информацию в четком порядке. Это помогает упростить ежедневное планирование и выполнение задач.

Всё основывается на реальности
Стараются базироваться на реальности, такой, какая она есть. Под влиянием окружения могут вносить коррективы.

Используют символы
Хорошо работают с символами, такими, как буквы, слова и математические формулы.

Правая сторона

Целостность
Обрабатывают информацию, начиная с получения ответа. Видят картину в целом, а не детали.

Случайный порядок
Обрабатывают информацию в случайном порядке. Задачи выполняются вперемешку и частями.

Ориентируются на воображение
Обрабатывают информацию, базируясь на предполагаемом ответе. Часто находят ответ интуитивно.

Конкретность
Информация должна быть конкретной, как объект, который можно почувствовать, увидеть, потрогать.

Советы каждой из сторон

Теперь, когда вы ближе познакомились со своими навыками и предпочтениями, вот несколько советов о том, как достигнуть большего:

Левая сторона

Если вам нравится все контролировать, предложите свою кандидатуру на роль лидера в группе совместного обучения или для выполнения проекта.

Поскольку вам хорошо удается все организовывать, убедитесь, что ваши записи находятся в порядке.

Старайтесь не слишком часто спорить с преподавателем.

Если у вас есть выбор, старайтесь скорее выбирать задания, основанные на сборе фактов, нежели задания в свободной форме.

Работайте в одиночестве, если есть такая возможность. Вас отвлекают люди с не столь серьезным подходом.

Избегайте «свободомыслящих» преподавателей, если они вводят вас в замешательство.

Правая сторона

Старайтесь всегда помнить о том, что проект нужно когда-то закончить.

Используйте свою креативность в письменных работах - пишите богатым красочным языком.

Помогайте себе не сбиться с мысли: записывайте ориентиры.

Не дайте себе увязнуть, когда отвечаете на вопрос, не стоит обдумывать все возможные варианты.

Еще в начальных классах нашего лицея проводится психологическое обследование ребят, где психолог предлагает малышам пробовать что-то делать сначала одной рукой, потом другой, прицеливаться по очереди левым и правым глазом, слушать тиканье часов, словом, происходит нечто загадочное. По итогам такого исследования психолог дает рекомендации учителям: кого на какой ряд посадить, как лучше объяснить материал, как похвалить ребенка. Я заинтересовалась тем, что все-таки определяют психологи, и как это можно использовать в нашей школьной жизни.

Первое, что я узнала: обследуя первоклассников, психологи определяют латеральный профиль. Обратившись к словарю, я выяснила, что латеральный профиль – индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии. Количество всех признаков асимметрии чрезвычайно велико. Именно это обстоятельство определяет многообразие латеральных профилей и, следовательно, индивидуальность и неповторимость нервных связей каждого человека, что, в свою очередь, влияет на его стиль учения.

Индивидуальный латеральный профиль человека включает в себя: функциональную асимметрию полушарий головного мозга, моторную (рук, ног, лица, тела); сенсорную (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) асимметрию.

Функциональная асимметрия мозга - это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервнопсихических функций между его правым и левым полушариями. Каждое из полушарий является ведущим в реализации определенных психических функций.

Я заинтересовалась тем, какой латеральный профиль имею я сама и мои одноклассники, тем более, что среди них много очень способных и творческих людей. Я считаю, что мы можем предоставить важную и полезную информацию не только учителям, но и самим учащимся, т. к. в подростковом возрасте интерес к самопознанию очень высок.

Исследование я начала еще в 8 классе, сейчас продолжаю изучение этой темы.

Итак, цель моей работы – изучить психофизиологические особенности учащихся моего класса, (согласившихся на процедуру тестирования). Всего в обследовании принимали участие 20 учащихся.

1. Каждому ученику определить индивидуальный латеральный профиль.

2. Составить общий психологический портрет класса на основе данных латерального профиля.

4. Познакомить учителей с психофизиологическими особенностями учащихся.

Изучая литературу: Лурия А. Р. «Основные проблемы нейролингвистики»; Сиротюк А. Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения»; Хомская Е. Д. «Нейропсихология» т. д. , я поняла, что латеральный профиль изучается в специальной отрасли психологической науки – нейропсихологии.

Из истории нейропсихологии, применение нейропсихологических знаний.

Успехи психологической науки, нейрофизиологии и медицины (неврология, нейрохирургия начала 20 века) подготовили почву для формирования новой отрасли психологической науки – нейропсихологии. Эта отрасль психологической науки начала складываться в 30-40-е годы нашего века в различных странах и особенно в России (Советском Союзе).

Первые нейропсихологические исследования в нашей стране проводились ещё в 20-х годах Л. С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки принадлежит А. Р. Лурия (1902-1977). Работы Л. С. Выготского в области нейропсихологии явились продолжением его общепсихологических работ. На основе изучения различных форм психической деятельности Л. С. Выготский сформулировал основные положения о развитие высших психических функций и смысловом и системном строении сознания. Исходя из этих теоретических положений, он обратился к исследованию изменений, возникших в высших психических функциях при локальных поражениях мозга. Им было начато изучение роли различных отделов мозга в осуществлении разных форм психической деятельности. Л. С. Выготскому не удалось оставить законченных работ по вопросу о мозговых основах психической деятельности, однако того, что он сделал и частично опубликовал, достаточно, чтобы с полным основанием считать его, как и А. Р. Лурия, одним из основоположников российской (советской) нейропсихологии.

Принципы, сформулированные Л. С. Выготским, послужили началом целенаправленных многолетних исследований, проводившихся А. Р. Лурия и его сотрудниками, что и привело к разработке нейропсихологии человека как одной из важных отраслей современной психологической науки.

Современная нейропсихология развивается в основном двумя путями. Один из них – это российская (советская) нейропсихология, созданная трудами Л. С. Выготского, А. Р. Лурия и продолжаемая его учениками и последователями в СССР и за рубежом (в Польше, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Дании, Финляндии, Англии, США и др.); другой - это традиционная западная нейропсихология, наиболее яркими представителями, которой являются такие нейропсихологии как Р. Рейитан, Д. Бенсон, Х. Экаэн, О. Загвил и др.

За последнее время все более начинает утверждаться нейропсихологический подход в психодиагностике, т. е. применение нейропсихологических знаний для изучения здоровых людей с целью профотбора, профориентации и т. п. Наибольшее развитие в этом направлении получило изучение у нормы вариантов межполушарной асимметрии мозга («профили латеральности») и сопоставления их с различными познавательными, эмоциональными процессами и личностными характеристиками. В настоящее время установлены корреляции между типом межполушарной асимметрии и успешностью в решении наглядно-образных и вербально-логических задач, особенностями произвольной регуляции интеллектуальной деятельности, рядом эмоционально-личностных характеристик.

Открытия в области нейропсихологии позволяют совершенствовать педагогические методы обучения учащихся. В современной школе все более актуальным становится индивидуально-личностный подход к обучению учащихся.

Как известно, психофизиологические возможности ребенка должны соответствовать требованиям, которые предъявляются ему социальным окружением. Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга: она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.

Исследование типов интеллекта. Особенности лево- и правополушарного интеллекта

Прежде чем пойти на урок, учителю нужно хорошо знать своих учеников, чтобы правильно выстроить схему общения, поведения, методику преподавания.

Эффективность обучения зависит от методики преподавания: насколько качественно учитель доносит информацию до ребенка.

Когда ребенок имеет иной способ работы с информацией, нежели учитель, возникает качественный информационный стресс. У каждого типа интеллекта, существуют свои наиболее успешные виды деятельности.

Упрощая схему индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий, выделяем три основных типа организации мозга: левополушарный, правополушарный и равнополушарный.

Левополушарный тип. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие специализированно на оперировании словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление.

Левополушарные формально-логические компоненты мышления так организуют любой знаковый материал, что строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. При его формировании из всех реальных и потенциальных связей между многогранными предметами и явлениями выбирается несколько определенных, не создающих противоречий и укладывающихся в данный контекст. Так, слово, включенное в контекст, приобретает только одно значение, хотя в словаре их может быть несколько. Элементами однозначного контекста могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже образы.

Основная функция левого полушария - сознательная произвольная регуляция и дискретное преобразование информации. Установлено, что левое полушарие отвечает за рекурсивное вычисление локальных обобщенных признаков объекта и дискретных операций. Оно выделяет фигуру из фона и работает с информацией в фокусе внимания. Левое полушарие ответственно за понятийное, конвергентное (нацеленное на одно, единственно правильное решение) мышление, прогнозирование будущих событий, выдвижение гипотез. Это «формальный» логик, распознающий ложные высказывания от истинных, орган рефлексии, сознания и регуляции произвольных действий и когнитивного обучения. В левом полушарии представлена дискретная модель мира, разбитая на отдельные элементы. В семантической памяти левого полушария хранятся осознанные социальные стереотипы и социальная система значимости. Аудиальное (слуховое) восприятии информации является ведущим у левополушарных людей.

Среди левополушарников много способных инженеров, математиков, философов, лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко они рациональны и рассудочны, много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильная. Для них характерно заостренное чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций. Часто такие люди занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.

Правополушарный тип. Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов, дивергентное (нацеленное на выработку возможно большего числа вариантов решения проблемы) мышление. Правое полушарие мозга специализировано на оперирование образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за одновременную деятельность мозга. Его функционирование обуславливает наглядно-образное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности.

Функции правополушарных компонентов мышления – одномоментное схватывания большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста. Преимущество такой стратегии мышления проявляется в тех случаях, когда информация сложна, внутренне противоречива и не может быть сведена к однозначному контексту, т. е. в творческом процессе. Если организация однозначного контекста необходима для взаимопонимания между людьми, анализа и закрепления знаний, то организация многозначного контекста столь же необходима для проникновения в суть внутренних связей между предметами и явлениями. Без этого было бы невозможно любое творчество. Ведущими модальностями правополушарных людей является визуальная и кинестетическая.

Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать (левополушарным, наоборот, легче писать, чем диктовать). Как правило, правополушарные люди – целостные натуры, они открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, приходить в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто они действуют по настроению. Поступают "по велению сердца". Они вначале делают, а потом думают. Интуитивны, хорошо ориентируются в новой обстановке. Среди правополушарных много художников, артистов, литераторов, журналистов, деятелей искусства, организаторов.

Равнополушарный тип. Отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий, оба синхронно участвуют в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушарий как физиологической основы общей одаренности. Деление людей на правополушарных, левополушарных и равнополушарных в какой-то мере условно, но позволяет увидеть много в человеческой личности яснее. Всегда следует помнить, что мозг при специализации полушарий работает как единое целое. Более того, развитие межполушарного взаимодействия является одной основой развития интеллекта. Самый сенситивный возраст человека для интеллектуального развития – до 10 лет, когда кора больших полушарий ребенка еще окончательно не сформирована. Поэтому результативность обучения детей будет зависеть от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих профиль функциональной асимметрии полушарий и половые дихотомии.

Исследование латерального профиля

Первое, с чего мы начали исследование – подбор тестов для определения ведущего полушария. Изучив литературу, мы выбрали две методики, которые нам показались наиболее приемлемыми для исследования класса: тест И. П. Павлова и тест Е. А. Климова

Тест Павлова.

Для характеристики типов высшей нервной деятельности И. П. Павлова ввел представление о трех типах: «мыслительном», «художественном», и «среднем». По определению И. П. Павлова, впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, как общеприродной, так и социальной - это первая сигнальная система, общая у людей и животных. Её преобладание характерно для людей «художественного» типа. Преобладание второй сигнальной системы характерно для « мыслительного» типа.

Инструкция: разложи по три карточки на три группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Наглядный материал: девять карточек; на каждой написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».

Оценка результатов

1-й вариант: а) «карась», «орел», «овца»; б) «бегать», «плавать», «летать»; в) «шерсть», «перья», «чешуя»;

В этом варианте выделены общие существенные признаки. Преобладает вторая сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Мыслительный тип. Доминирование левого полушария.

2-й вариант: а) «карась», «плавать», «чешуя»; б) «орел», «летать», «перья»; в) «овца», «бегать», «шерсть»;

Здесь предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает первая сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария. Синтезирование целостного образа.

3-й вариант:

Одновременное выполнение 1-ого и 2-ого вариантов теста. Смешанный тип.

Тест Е. А. Климова

Испытуемым предъявляются девять различных пар кружков одинакового размера, в одном случае - со словесными, а в другом с цветными обозначениями. Время экспозиции- 30 секунд. Испытуемым предлагается запомнить предъявленные пары раздражителей. После предъявления кружков со словесными обозначениями испытуемые должны написать (сказать), что запомнили (функция левого полушария). После показа цветных кружков испытуемые должны расположить их в предъявленном сочетании (функция правого полушария)

Подсчитывается количество правильно воспроизведенных словесных и цветовых пар раздражителей. Показателем первой сигнальной системы служит отношение величин запомненных цветовых и словесных пар (К)

Где А - количество пар цветных кружков;

В – количество пар кружков со словесным обозначением слова.

Преобладание первой сигнальной системы (доминирование правого полушария) имеется в том случае, если К>1,05.

Преобладание второй сигнальной системы (доминирование левого полушария) имеется в том случае, если К

Смешанный тип (равнополушарность), если К =0. 96- - 1. 04.

По данным нашего обследования (см. таблицу ниже) в классе из 20 человек преобладает равнополушарный тип - 11 человек, у 6 учащихся -правополушарный тип, у 3 - левополушарный тип. Узнав об этих особенностях учеников, начинаем составлять “психологический портрет” класса, где рядом с фамилией ученика указываем: п. (правополушарный), л (левополушарный), р (равнополушарный). Выясняем, каких учащихся больше: это поможет составить рекомендации в соответствии с их индивидуальными психофизиологическими особенностями.

Итак, обследование показало, что у большинства обследуемых ребят смешанный тип восприятия и переработки информации.

У шести человек доминирует правое полушарие, это позволяет сделать предположение, что для этих ребят характерно нетрадиционное - образное мышление, они способны к восприятию музыки, особенно классической, к выразительности звуков, тембра, интонации; у них лучше развита образная память, а значит, есть способность долго сохранять впечатления от увиденного; ими легко решаются зрительные задачи; у них прекрасная ориентация в пространстве. Подводя итог, можно предположить, что эти учащиеся имеют склонность к творческой деятельности, к решению нестандартных задач.

У троих ребят доминирует левое полушарие, т. е. они обладают способностью к научной, аналитической деятельности, так как у них развито конкретно- логическое мышление, познавательные процессы носят словесно- логический характер. Такие ученики свободно оперируют цифрами, математическими формулами, ранее усвоенными; они легко запоминает длинные стихотворения, иностранные слова, решает задачи в уме; их речь быстра, иногда с нарушением ритма, с неправильными ударениями. Предполагаем, что от этих ребят можно ждать “научного открытия” скорее, чем творчества. Кроме того, нами проведено исследование на определение моторно-сенсорной асимметрии.

Описание процедуры тестирования.

Задание №1. Переплетите пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец.

Задание №2. Попробуйте "прицелиться", выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку - карандаш или ручку.

Задание №3. Сложите руки на груди, встаньте в позу «Наполеона». Заметьте, какая рука при этом будет на верху.

Задание №4. Поаплодируйте, так, чтобы наверху сначала была правая рука, затем левая. Заметьте, какой рукой вам удобнее хлопать.

Краткая интерпретация:

1. Если в первом тесте у вас сверху оказался левый палец (11 человек) - вы человек эмоциональный, если правый (8 человек) - у вас преобладает аналитический склад ума.

2. Во втором тесте: правый ведущий глаз (9 человек) говорит о твердом, настойчивом, более агрессивном характере, левый (10 человек) - о мягком и уступчивом.

3. В третьем испытании: если наверху оказывается левая рука (11 человек), то вы способны к кокетству, правая (9 человек) - склонны к простоте и простодушию.

4. В четвертом тесте: если удобнее хлопать правой рукой (11 человек), можно говорить о решительном характере, левой (7 человек) - вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение.

Для более точной оценки результатов теста составляется формула, где на первом месте идет буква, обозначающая ведущий палец, затем - ведущий глаз, следующая буква обозначает ведущую руку, а последняя буква – ведущую кисть. Примечание: у трех человек не удалось выявить точной формулы, т. к. в ходе исследования они утверждали, что по некоторым заданиям у них одинаковые результаты.

Наиболее распространенная формула в нашем классе (у 4 человек: №3,8,10,12) – ЛЛЛЛ, что характерно для представителей антиконсервативного типа характера. Такие люди способны на старые вещи взглянуть по-новому. Для них свойственна эмоциональность, эгоизм, упрямство, иногда переходящее в замкнутость. Характеристика похожа на правополушарный тип, и, действительно, один из группы принадлежит именно к этому типу, остальные – к смешанному.

Следующие по численности (по 3 человека) – группы с формулой ЛППП и ПЛПП.

ЛППП (№ 7,11,20)- такое сочетание встречается очень часто. Основная черта этих людей - эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью.

ПЛПП (№ 1,6,18)- тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость. Медленное привыкание, осторожность, в отношениях терпимость и некоторая холодность.

Остальные формулы имеют по одному представителю:

ПППП (№19) - характерен консерватизм, ориентация на общепринятое мнение (на стереотип). Не любит конфликтовать, спорить и ссориться.

ПЛЛП (№2)- легкий характер. Умеет счастливо избегать конфликтов, любит путешествовать. Легко находит друзей. Однако часто меняет свои увлечения.

ППЛЛ (№4) - редкий тип характера. Мягкий. Наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердостью характера (правый ведущий глаз).

ППЛП (№9) - характерны кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. При общении с этим человеком необходимы юмор и решительность. Очень контактный тип характера. Этот тип у женщин встречается наиболее часто.

ЛЛПП (№13) - присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу.

ЛПЛЛ (№14) - настойчивы в достижении поставленных целей. Обладатели такого характера - люди неуступчивые, переубедить их порой оказывается невозможно. Они склонны к самоанализу, с трудом находят себе новых друзей.

Таким образом, анализируя результаты исследования латерального профиля, можно сделать вывод, что большинсво моих одноклассников – люди эмоциональные, способные по-новому взглянуть на привычные вещи. Половина класса – люди достаточно целеустремленные, другая половина обладает либо мягким, уступчивым характером, либо недостаточно настойчивы в достижении цели.

Это самые приблизительные результаты, гораздо интереснее рассматривать индивидуальные результаты. Следующим этапом в моей работе будет уточнение данных латерального профиля при помощи дополнительных методик и сопоставление нейропсихологических характеристик учащихся с результатами их учебной и исследовательской деятельности.

Практическая значимость наших исследований состоит в том, что учитель может учитывать особенности разных типов интеллекта для более эффективного обучения. Для учащихся (с выявленным типом асимметрии) мы также составили рекомендации, где выделили:

1. Условия для успешной деятельности.

2. Эффективный способ освоения учебного материала.

3. Способ проверки результативности деятельности.

Условия для успешной деятельности “правополушарные” “левополушарные”

дети дети

Пространственная организация (часть доски) левая правая

Цветовая организация (цвет доски и мела) светлая доска и темный мел темная доска и белый мел

Условия для успешной деятельности образы, контекст, связь информации с реальностью, с технология, детали, абстрактный, линейный стиль практикой, творческие задания, эксперименты, изложения информации, неоднократное повторение музыкальный фон, речевой ритм учебного материала, тишина на уроке

Формирование мотивации завоевание авторитета, престижность положения в Стремление к самостоятельности, глубина знаний, коллективе, установление новых контактов, социальная высокая потребность в умственной деятельности, в значимость деятельности образовании

Освоение учебного материала

Восприятие материала целостное, зрительное, интонация речи дискретное (по частям), смысл речи

Переработка быстрая, мгновенная медленная, последовательная

Интеллект несловесный, интуитивный словесный, логический

Деятельность практическая теоретическая

Эмоции экстравертированность, страх, гнев, печаль, ярость интравертированность, радость, чувство наслаждения

Память непроизвольная, наглядно-образная произвольная, знаковая

Мышление наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, абстрактно-логическое, формальное, рациональное, интуитивное, трехмерное программируемое, двухмерное

Результативность учебной деятельности

Самоконтроль не контролируют правильности речи, смысловые высокий самоконтроль речи, изложения материала пропуски, свободная конверсация

Характерные ошибки ударные гласные, словарные слова, пропуски букв, безударные гласные, пропуск мягкого знака, описки, имена собственные пишут со строчной буквы написание лишних букв, замена одних согласных другими, падежные окончания

Методы проверки устный опрос, ограниченный срок выполнения задания, письменный опрос, неограниченный срок опроса, вопросы открытого типа (собственный развернутый вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответ) ответа)

Перечисленные виды деятельности облегчают обучение детей с одним учебным стилем и затрудняют обучение детей с противоположным учебным стилем, поэтому необходимо применять методы дифференцированного подхода в обучении.

Учет психофизиологических особенностей учащихся

Учёт психофизиологических индивидуальных особенностей школьника – основа организации успешности учебного процесса.

Межполушарная асимметрия наблюдается почти у половины человечества и является одним из важнейших свойств индивидуальности.

По данным литературы до 9 – 10 лет ребёнок является правополушарным, а процесс обучения направлен на работу левого полушария, игнорируя половину возможностей ребёнка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции.

У мальчиков уже к 6 годам выявляется асимметрия полушарий. После 10 лет процесс разделения функций идёт быстрее, чем у девочек. У мальчиков, как правило, активизируется левое полушарие. Они рано учатся считать, читать, писать.

Девочки же до 13 лет сохраняют определённую пластичность мозга. Поэтому только к 13 годам определяется, насколько успешно обучается девочка иностранному языку или математике (если преобладают левополушарные функции). При правополушарной направленности ей лучше заняться литературой, географией, историей.

Оказывается, что исходя из особенностей сенсорного восприятия детей для правополушарных классная доска должна быть светлой, мел тёмным, посадка полукругом. Игнорирование этого положения приводит к потере до 30 % качества усвоения учебной информации. Для левополушарных – доска тёмная, мел светлый, посадка за партами. Наша школа, учебники жёстко предметоценрированные, «левополушарные», строятся по схеме формула – решение задачи - приведение примеров. Процесс обучения левополушарный (мужской), а по форме организации – правополушарный – женский, так как требует прилежания, дисциплины, усидчивости. Деятельность учителя по развитию мыслительных процессов должна учитывать не только врождённые особенности функциональной организации мозга, но и половые различия.

У мальчиков мышление творческое. Для них важно, что оценивается в их деятельности. А для девочек – кто оценивает и как. Для мальчиков бесполезны оценки «я тобой не довольна», он должен знать, чем недовольны, и «проиграть» в мозгу свои действия. Мальчики ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми. Мальчики чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа (Какой следующий урок?), а девочки ради установления контакта. Во время ответов мальчики смотрят в парту, в сторону или перед собой, а девочки – в лицо учителю, ищут подтверждения правильности, ждут одобрения.

Специалисты утверждают, что время для вхождения в урок зависит от пола. Девочки обычно сразу набирают оптимальный уровень работоспособности, учителя видят по обращённым к ним глазам и строят урок, ориентируясь на пик работоспособности девочек. Мальчики врабатываются долго и на учителя смотрят редко. И ключевой для урока материал не совпадает с пиком работоспособности мальчиков. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Но качество, аккуратность оформления страдает. Мальчик может в нестандартном решении математической задачи сделать ошибку в вычислениях и получить двойку. Девочки лучше выполняют задачи по шаблону. Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек всегда готов к ответу на любую неприятность (выживаемость женщин максимальная). Мужчины же быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний включаются в продуктивную деятельность. Нужно учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Учителя – женщины, мамы долго ругают мальчика, нагнетают эмоции, сердятся на то, что он не переживает вместе с ними, равнодушен к их словам, в то время как внешнее равнодушие объясняется тем, что у него уже прошёл пик эмоциональной активности на первых минутах разговора. Он не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, он отключил слуховое восприятие, информация до него не доходит. Хотите добиться воспитательного эффекта, ограничьте длину нотаций, но сделайте их ёмкими по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональное воздействие. Объясняйте ситуацию коротко и конкретно.

Слово «молодец» для мальчиков наиболее значимо. При этом в коре головного мозга мальчиков повышается общий уровень функциональной активности, стабилизируется эмоциональное состояние.

Для девочек положительная оценка менее значима. Девочкам следует давать положительные оценки, имеющие сильный эмоциональный компонент, например, «умница».

Мальчиков интересует оценка, важно, что именно оценивается в их деятельности. А для девочек важно, какое они произвели впечатление, их интересует эмоциональное общение со взрослыми.

Заключение.

Изучая психофизиологические особенности учащихся, мы можем обнаружить огромные резервы, пока еще скрытые от самих ребят, дать ценные рекомендации по освоению учебного материала. Кроме того, наша информация очень интересна и для педагогов. Следующим этапом нашей работы будет изучение латерального профиля наших учителей (по желанию самих учителей) и разработка рекомендаций по использованию методов подачи учебного материала.

Словарь терминов

Агнозия- нарушение восприятия при сохранении ощущения (или на фоне сохранения ощущений).

Актиципация - способность предвосхищать события.

Амбидекстрия - одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).

Апраксия- расстройство действия, возникшее при сохранности элементарных двигательных функций.

Аудиальный - относящийся к органам слуха.

Афразия - частичная или полная потеря речевых способностей.

Вербальный - обозначение форм знакового и речевого материала, процессы оперирования с этим материалом.

Визуальный - относящийся к органам зрения.

Гиперактивность - чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.

Гипертонус - неконтролируемое чрезмерное напряжение мышц.

Декстрастресс - стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком» мире.

Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем- либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.

Дивергентное мышление- мышление, нацеленное на выработку возможно большего числа вариантов решения проблемы.

Доминантное полушарие- полушарие, преобладающее в активности.

Зеркальное отражение- нарушение зрительно – пространственного восприятия, право- левой ориентировки, зрительно моторной координации и бинокулярного зрения.

Импрессивная речь- это внутренняя речь, понимание устной и письменной речи.

Индивидуальный латеральный профиль (профиль латеральной организации)- индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии.

Инсайт - внезапное понимание, мысленное схватывание тех или иных отношений структуры ситуации в целом, не выводимое из прошлого опыта человека.

Интроверсия (интровертированность)- характеристика индивидуально- психологического склада человека, ориентированного на свой внутренний субъективный мир.

Кинестетический - тактильные (телесные) ощущения, внутренние чувства, такие, как вспоминаемые впечатления и эмоции; чувство равновесия.

Креативность - творческие возможности и способности, которые могут проявиться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности.

Латерализация - процесс, посредством которого определенные функции локализуются в левом или правом полушарии.

Межполушарная асимметрия мозга - неравноценность, качественное различие « вклада» правого и левого полушария мозга в каждую психическую функцию.

Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Модальность- ведущий канал восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический).

Моторная асимметрия- асимметрия рук, ног, лица, тела.

Невроз - выраженное нарушение функционального состояния нервно- психической сферы.

Невротизация- состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низкой самооценкой.

Онтогенез - индивидуальное развитие человека от зачатия до конца жизни.

Релаксация- состояние расслабленности, возникающее у человека после снятия напряжения.

Ригидность- невозможность изменить собственные целипрограммы в соответствии с изменяющимися условиями.

Сенсорная асимметрия- асимметрия зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Сенсорная система - нервный аппарат восприятия, анализа и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестетическую и др. сенсорные системы.

Филогенез - эволюционное развитие человека.

Экспрессивная речь - внешняя устная и письменная речь.

Экстраверсия (экстравертированность)- характеристика индивидуально – психологического склада человека, ориентированного на внешний мир, коллектив.