«Характерные черты лирической героини Цветаевой. Сборник идеальных эссе по обществознанию В последней части мы видим то, что ждет герой от взрослой жизни, а именно обязательные ошибки, неудачи, обман, т.е

Лирическая героиня Марины Цветаевой. Cтихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...»

Я ИДУ НА УРОК

Евгений ПРИЙМА,
средняя школа № 2,
г. Дорогобуж,
Смоленская обл.

Лирическая героиня Марины Цветаевой

Cтихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...»

Урок 1.

1. А.Ахматова и М.Цветаева.

Общее впечатление. Энергетика стиха.

Ученик.

Обе - “охвачены огнём страсти”.

Для обеих любовь - “только не эти оковы”, “любовная пытка”. Какой вам видится лирическая героиня этих поэтов?

Что для неё любовь? Какова она в любви?

Для обеих любовь - “поединок роковой”, но лирическая героиня:

Цветаева тоже по-своему “научила женщин говорить...”, выразила другую ипостась женской души.

2. Личность поэта.

В качестве домашнего задания ученики готовили портрет Цветаевой, составленный из воспоминаний современников. На уроке читаются наиболее яркие, представляющие облик поэта из воспоминаний А.Эфрон: “Цельность её характера, цельность её человеческой личности была замешана на противоречиях; ей была присуща двоякость восприятия и самовыражения”.

Полностью читается главка «Как она писала?» Особо выделяем: “Глохла и слепла ко всему, что не рукопись, в которую буквально впивалась. Остриём мысли и пера” “...добивалась точного единства смысла и звучания”; “...пробовала слова на звук”.

Чтение стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»: «Имя твоё - птица в руке».

Звучат отрывки из статьи И.Эренбурга «Поэзия М.Цветаевой». Особо выделяем: “Одиночество, вернее сказать, отторжение всю жизнь висело над ней, как проклятие, но это проклятие она старалась выдать не только другим - самой себе за высшее благо”.

3. Данный материал позволяет нам сопоставить судьбу поэта с судьбой её лирической героини. Хотелось бы отметить, что не всегда они совпадают. Возможны варианты:

Лирический герой - ролевая маска (многие герои Вл. Высоцкого);

Лирический герой - двойник (нет абсолютного тождества, сходства - поэзия А.Ахматовой);

Лирический герой - абсолют “Я” поэта.

Как вы думаете, Цветаева и её героиня каковы? Вспомните слова А.Эфрон. Ответ учащихся однозначен: поэзия Цветаевой - “абсолютное самовыражение”.

4. “Погружение” в стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...».

“Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...”

Первая строка - уже раскалена до предела, жжёт, обжигает. Поражает своей предельной дерзостью, размахом, вызовом:

“Я” объявляет войну против (“иду на Вы...”).

Сравните: у Ахматовой - такого начала нет, да и не может быть. У неё камерность, интимность.

А у Цветаевой?

Соперники - все (называем слова-доминанты: “земель”, “небес” - это уже не комната - это Вселенная).

Первая строка - заявка сделана; вызов брошен .

Каков же смысловой центр?

А теперь давайте попробуем проникнуть в цветаевское “все” (по первым строкам). Вместе с учениками в конечном итоге мы приходим к следующему:

I стр. Земли - Небеса - Пространство

II стр. “Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей…”

III стр. “Я тебя отвоюю у всех других…”

Что же получается? Лирическая героиня Цветаевой выходит на “поединок роковой”. Одна против Всех (и Бог ей не судья).

Можно ли себе такое представить у Ахматовой? “Такого счёта” предъявить за любовь лирическая героиня Ахматовой, конечно, не могла, да ей бы в голову такое не пришло - у “смиренницы”, у “монашенки”. А здесь - да.

Урок 2.

Урок-лаборатория, урок-мастерская. “Погружение” в слово Цветаевой.

Справка. Художественное слово многофункционально: слово - знак; слово - символ; слово - метафора; слово - жизнь, бытие. Отметим сразу, что у Цветаевой преобладает существительное

лес - колыбель

лес - могила

мир - колыбель

мир - могила

золотые знамёна

ключи, псы

Каждое существительное - носитель какой-то конкретной сущностной реалии и одновременно - символ.

Давайте попробуем вместе определить содержание (смысловое) этих существительных:

(Вспоминаем «Олесю» А.И. Куприна: лес - колыбель Олеси - создал её, определил её сущность - свобода.)

Ученики подсказывают:

Катерина Островского - мечта о воле - Волга, простор;

пушкинский Узник - туда, где за тучей белеет гора...

Мцыри Лермонтова - свобода - природа.

А колыбель? В колыбели качают, убаюкивают, сказки рассказывают, познают мир, плачут, находят утешение, успокоение.

Объединим: лес - качал, убаюкивал, рассказывал.

Следовательно, лес - начало моё. Тогда понятен следующий образ: “лес-могила” - это конец мой.

Начало и конец - лес. Это значит: я не изменю своей природы; какой пришла, такой уйду; я не изменюсь.

Ключи закину...

Псов прогоню...

(вспомните Катерину («Гроза») – ключ от калитки).

ключ - дом, уют, покой, тепло, очаг, счастье.

(А.Пушкин: “счастье только на обычных путях”)

псы - стража, охрана, защита от чужих, преданность, верность (“лес и красные собаки” из сна Базарова).

Таким образом, “ключи”, “псы” - слова-представители определённых возможностей лирической героини в борьбе за него.

Следующая часть урока - самостоятельная творческая работа по группам. Каждая группа получает существительные для их “расшифровки”.

I. знамёна, мечи;

II. последний спор;

III. крылья, эфир;

IV. мир-колыбель, мир-могила.

Мне хотелось бы поговорить о моей любимой поэтессе XX века Марине Цветаевой. Весь ее нелегкий творческий путь окружен легендами и предстает перед нами как необычайная история жизни. Когда я в первый раз познакомилась с некоторыми стихотворениями Марины Цветаевой, меня поразила та глубокая искренность и необычайно трепетная нежность, которыми они проникнуты. Почти в каждом стихотворении Марины присутствует образ лирического героя. Воспринимая этот образ, читатель открывает для себя лирическое «я» самой поэтессы и уже способен заглянуть в духовный мир Марины как личности и оценить все многообразие ее переживаний и силу эмоционального напряжения с того самого момента, когда лирическому герою открывается какая-то истина, овладевающая всем его сознанием, когда он постигает то или иное событие. Само такое напряжение не может длиться долго, и поэтому одним из основных законов лирических произведений Марины является их максимальная лаконичность. Мастерство Цветаевой состоит в том, что ее лирический герой в достаточно узких рамках стихотворения может передать и выразить мысли и чувства общечеловеческого характера, отражающие реальный мир чувств и стремлений и вместе с тем открывающий понимание данного явления или переживания с точки зрения самой Марины Цветаевой. Если, прочитав стихотворение Марины, вы поймете ее лирического героя, то вы узнаете в нем и саму поэтессу.
Для того чтобы раскрыть многогранный и вместе с тем гармоничный образ лирического героя в цветаевских произведениях, необходимо, конечно, охарактеризовать их смысл и содержание, определить мотивы и настроения, лежащие в основе ее лирики; выявить их потоки и тем самым проспедить за эволюцией лирического героя, идущей параллельно с эволюцией Цветаевой-художницей от раннего романтизма до глубоко реалистических идей в ее лирике.
Впервые лирический герой (или лучше сказать - героиня) появилась у Цветаевой в ее ранних произведениях. Несуществующая подруга, которая проводит с Мариной все свое время, предстает перед нами как наивная маленькая девочка-шалунья, представпяющая себя доброй феей:
Мы обе - феи, добрые соседки,
Владенья наши делит темный лес,
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облако в выси небес.
Так как Цветаева чувствует себя полной хозяйкой придуманного ею мира, то она одаривает и свою героиню всеми благами жизни:
Владенья наши царственно богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, скалы...
Способность Марины к наслаждению проявляется и у ее подруги. Она открыто поет: «нам хорошо!», что кроме их двоих им никто больше не нужен, так как люди их не понимают и «двух диких девочек лишь видят в нас». Но Цветаева с присущей ей искренностью прощает взрослых, которые окружают двух маленьких фей, ведь «что ясно нам - для них совсем туманно». Но во всем присутствует рассудительность Цветаевой; как ни печально расставаться со счастливым перевоплощением феи, но ничто не вечно на земле, и Марина произносит:
Но день прошел, снова феи дети,
Которых ждут, и шаг которых тих.
Живость, внимательность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, всегда жаждущее любви и дружбы, способность привязываться к человеку всеми силами души, жгучий темперамент - вот характерные черты лирической героини Цветаевой, а вместе с тем и ее самой: то, что помогло сохранить вкус жизни, несмотря на разочарования и сложности творческого пути самой поэтессы. Уже в стихотворениях, которые были написаны позднее, появляется образ лирического героя. После пребывания в Берлине Цветаева посвятила этому времени целый цикл, в котором присутствует образ героя. Она успела написать больше двадцати стихотворений, совершенно не похожих на прежние и открывших новые черты ее лирического дарования. Эти стихи словно ушли в подполье тайных интимных переживаний, выраженных изощренно-зашифрованно:
Когда же, Господин,
На жизнь мою сойдет
Спокойствие седин,
Спокойствие высот...
В стихотворениях периода с 1920 по 1923 год лирический герой предстает перед читателями уже не как «придуманный друг по жизни», а как осмысленный, вполне созревший для решения серьезных проблем в своей жизни:
Как, в скудном крупинистве дней,
Как, в трудной судорожности к ней,
Забудешь дружественный хорей
Подруги мужественной своей.
Лирический герой особенно близок к лирическому «я» Марины, выражая субъективные переживания поэтессы в интимной лирике: дружеской и любовной. Цветаева пыталась компенсировать отсутствие связей социальных связями личного, интимного характера. Гармония в чувствах лирического героя создается благодаря ее общению с друзьями, с любимым. Отсюда проверка героя как личности в дружбе и любви, создание своеобразного культа в любви и дружбе, являющегося источником поэтического вдохновения Цветаевой:
Чем окончился этот случай,
Не узнать ни любви, ни дружбе.
С каждым днем отвечаешь глуше,
С каждым днем пропадаешь глубже.
Образ лирического героя у Марины всегда бывает глубже и шире, чем только выражение личности поэтессы. Поэтому такие, казалось бы, субъективные чувства и эмоции, лежащие в основе лирических произведений (особенно это относится к любовной лирике), находят отклик в сердцах всех людей, цветаевские произведения лирического характера носят общечеловеческий смысл, своей гуманностью и человечностью становятся близкими и понятными каждому.
Водопадами занавес, как пеной -
Хвоей пламени - проснулся.
Нету тайны у занавеса - от сцены.
(Сцена - ты, занавес - я).
Лирический герой доносит до нас всю глубину размышлений и переживаний поэтессы-художницы и тем самым приоткрывает ее собственный духовный мир. Поэтому, какие бы возвышенные чувства ни владели лирическим героем, какие бы философские мысли ни озаряли его ум - всегда можно найти их реальную, жизненную человеческую основу:
Пришел: укрепись
В неверье - как негр в тюрьме,
Всю рану - по кисть!
Бог ради таких
Умер.
Следуя за героем в мир стихотворений Цветаевой, мы узнаем поэтессу в стихотворных образах, учимся сравнивать ее и ее героев, познаем жизнь такой личности, какой была яркая и дикая Марина.

Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами - тоже!
М.Цветаева. Стихи к Ахматовой. 1916
Две основные темы - любовь и Россия - пронизывают творчество двух великих поэтов: Ахматовой и Цветаевой. Это закономерно: в их поэзии нашло отражение время и выплеснулась женская душа, в которой - все: любовь, страдание, переживания, память о встречах...
Лирическая героиня Ахматовой не сразу раскрывает свой внутренний мир. Замкнутость, нежелание жаловаться, боязнь показаться слабой и ненужной - эти черты отличают лирическую героиню Анны Ахматовой:
Сегодня я с утра молчу,
А сердце - пополам.
Это строчки из стихотворения «Молюсь оконному лучу». На первый взгляд оно кажется светлым, беззаботным: «играет луч», «весело глядеть», «утешенье мне». Но, вчитавшись в простые строки, мы понимаем, насколько глубока внутренняя трагедия героини - «сердце - пополам» - и как важно ей не расплакаться, не выдать своих чувств.
Недаром критики, анализируя лирику Ахматовой, обычно замечают, что ее любовные драмы происходят как бы в молчании: ничто не разъясняется, не комментируется, слов так мало, что каждое из них несет огромную психологическую нагрузку. Но есть черта, которая сближает двух лирических героинь - Ахматовой и Цветаевой, - это то, что тайная драма, скрытый сюжет стихов относятся ко многим и многим людям.
Стихотворение Анны Ахматовой «Песня последней встречи» было написано в 1911 году и стало необычайно знаменитым. В нем появляются все особенности поэтики автора: невысказанность трагедии, ассоциативность, внутренняя диалогичность... Волнение героини, казалось бы, не выказывается, но оно проявляется в спутанности движений, в нарушении привычного жеста:
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки...
Не случайно лирической героине кажется, что ступеней теперь много. Когда человек страдает, время тянется медленно, ступенек как будто много... Когда героиня была счастлива в этом доме, время текло быстро, приятно... Число три в русском языковом сознании ассоциируется с чем-то благостным, праведным; много - с хаосом, неясностью, тревогой. Так в лирике Ахматовой проявляется свойственная ей поэтика ассоциативности.
Лирическая героиня Цветаевой проявляет себя принципиально иначе. Она предельно эмоциональна, любовь для автора оправдывает все, страсть - выше ханжеской этики и мещанской морали. Не случайно обилие тире и многоточий в поэзии Цветаевой. Они передают предельный эмоциональный накал, душевное волнение, порой - отчаяние, порой - восторг. Любовь очень часто ассоциируется с полетом, небом, огнем...
Чувства здесь выражаются предельно открыто, откровенно. Для лирической героини Цветаевой характерно прямое - без посредников и без намеков - обращение к возлюбленному, попытка диалога, точнее - внутреннего монолога, обращенного к мысленному слушателю:
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Особенностью лирической героини Цветаевой является то, что она часто говорит не только от своего имени, но от лица «женщин всех времен», «всей земли».
Предельно открыто лирическая героиня Цветаевой раскрывается в стихотворении «Кто создан из камня...».
Здесь раскрываются значение и внутренняя форма имени - Марина, что в переводе с греческого означает «морская». Суть личности - не в измене своим идеалам, принципам, близким людям. Квинтэссенция личности - в постоянном обновлении:
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Суть обновления - в бессмертии, в том, что душа не замирает, находится в постоянном движении, в развитии. Именно поэтому для лирической героини Цветаевой так характерна близость к природным стихиям: воде, морской пене, ветру, огню. Эмоциональный накал обусловливает не только крайнее выражение чувств, мощнейший всплеск, но и крайнее, предельное наполнение каждой стихии: если вода - то море, если огонь - то пламя, а если ветер - сквозняк!
Другие всей плотью по плоти плутают,
Из уст пересохших - дыханье глотают...
А я - руки настежь! - застыла - столбняк!
Чтоб выдул мне душу - российский сквозняк!
Тема России объединяет творчество двух поэтов. Мне кажется, что, по-разному выражая свои мысли, они сходятся в одном: в безмерной любви к Родине.
В «Стихах о Москве» Марины Цветаевой воскресает старая, средневековая столица с куполами и церковными маковками. Этот образ - «нерукотворный град», который Цветаева подарила своему другу, Осипу Мандельштаму. Россия в поэзии Цветаевой ассоциируется с рябиной, это дерево - своеобразный символ Родины: «Рябина! Судьбина русская».
« Тоска по Родине» Цветаевой - стремление убежать от себя, доказать самой себе, что нет тоски, что душа вдали от России жива, что есть какой-то смысл жизни. Но в финале стихотворения все оборачивается иначе:
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все - равно, и все - едино.
Но если по дороге - куст
Встает, особенно - рябина...
Патриотическая лирика Ахматовой связана с категорическим неприятием судьбы эмигранта, изгнанника: «Полынью пахнет хлеб чужой»... Что бы ни происходило на Родине, как бы тяжела ни была судьба, поэт должен остаться со своим народом. В этом позиции двух лирических героинь расходятся. Цветаева не приняла революцию и покинула Россию, но жить без нее не смогла и впоследствии вернулась. Возвращение лишь усугубило страшный внутренний надлом...
Ахматова тоже не приняла революцию, которая в стихах ее всегда ассоциировалась с пожаром, кровью и бедой, но уехать не смогла. Этот вопрос не обсуждался и даже не ставился в ее стихах, а был как бы решен заранее, априори:
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Два поэта, две судьбы... Общее в двух лирических героинях - необыкновенная приобщенность к трагедии поколения, к душевной трагедии личности женщины и предельная выраженность глубочайшего внутреннего мира человека.

Каким предстаёт внутренний мир лирической героини стихотворения М.И. Цветаевой? Свой ответ обоснуйте.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

Показать текст целиком

Ведущая тема данного стихотворения – тема внутренней свободы и самовыражения. Лирическая героиня – сильная, независимая личность. Если кто-то «создан из камня…создан из глины», то она – «бренная пена морская». «Гроб и надгробные плиты» - это не для неё, ведь она «в купели морской крещена», и её душа – целый океан. Героиня стихотворения возбуждена, она торжествует, о чём говорит большое количество восклицательных предложений. Лиричес

Критерии

  • 2 из 3 К1 Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 1 из 1 К2 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 3 из 4

Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра журналистики и русской литературы XX века.

Курсовая работа

Мир юного лирического героя в ранней лирике Марины Цветаевой

Выполнила: студентка группы Л-083(2)

Мясникова Н. А.

Проверила: ассистент Синегубова К. В.

Оценка: _____________________

Кемерово 2009

Введение……………………………………………………………………….3

1 Глава «Я жажду сразу - всех дорог!» или мир юношества и детства в лирике М. Цветаевой………………………………………………………….4

2 глава «Мы знаем, мы многое знаем того, что не знают они!» или мир юных и взрослых в ранней лирике Марины Цветаевой…………………………...11

3 Глава. «Ах, без мамы ни в чем нету смысла» или мир юношества и мир семьи в лирике М. Цветаевой………………………………………………...19

Заключение…………………………………………………………………….29

Библиография ………………………………………………………………....30

Введение

Рассматриваемое нами творчество Марины Цветаевой в большей степени отличается от зрелых работ поэтессы. В своих двух первых книгах «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) поэтесса предстает перед нами в самом начале своего творческого пути, и именно этот период становится фундаментом дл последующего художественного развития.

Творчество Марины Цветаевой достаточно изучено. Жизни и творчеству М. Цветаевой всех периодов (как раннего, так и зрелого) посвящена монография Анны Саакянц «Жизнь и творчество Марины Цветаевой» (1999). В ней автор достаточно подробно анализирует не только творчество, но и приводит важные сведения из жизни поэтессы: в работу включены письма Цветаевой и ее близких, личные записи поэтессы. Раннему периоду творчества посвящена работа Олега Клинга «Поэтический стиль Цветаевой и приемы символизма: притяжение и отталкивание» (1992). В ней автор рассматривает творчество Цветаевой в сопоставлении с творчеством В.Брюсова, выявляя в них сходство и общие мотивы вечера и волшебства.

Другим периодам творчества и отдельным жанрам посвящены работы Л. Поляковской, И. Кудровой, А. Локмановой, Г.Т. Петкова и др. Но в своей работе я буду опираться на работы, посвященные периоду с 1906 по 1913 г. Основными из таких работ будут отмеченная мной монография А. Саакянц и статья О. Клинга.

Цель данной работы – рассмотреть как представлен юный лирический герой в ранней лирике Цветаевой и его взаимодействие с различными сферами его жизни. Следовательно, в качестве задачи будет поставлен анализ отдельных стихотворений из ранних книг за период 1906-1913 г., в ходе которого будут выявлены особенности, присущие юному герою, а также сопоставление миров, выделяемых в стихотворениях, отношение героя к окружающему его миру и оценка себя в нем.

1 Глава «Я жажду сразу - всех дорог!» или мир юношества и детства в лирике М. Цветаевой.

Выбранный нами период с 1906 по 1913 года показывает нам юную Марину Цветаеву в самой «завязи» ее поэтического творчества. В этот период проявилась важная особенность поэтессы – противопоставление всего в этом мире и себя в частности. Именно в рамках этой особенности мы будем выделять главные мотивы свойственные именно для детского и юношеского мира: максимализм (свойство личности, склонность воспринимать окружающий мир в крайностях, без средних тонов), воинственность и волшебство. Но кроме этого нас интересует и то, как видит юный герой себя в этом мире, какое место он занимает.

В рамках данной главы нами будут рассмотрены стихотворения «Дикая воля», «Молитва», «Письмо на розовой бумаге», «Утомления», «В зале», «Мирок», «Напрощание», «Следующей», «Еще молитва».

Так в стихотворении «Дикая воля»¹ с самых первых строк перед нами предстает сочетание двух мотивов – воинственности и максимализма юного героя:

Я люблю такие игры,

Где надменны все и злы.

Чтоб врагами были тигры

…чтобы все враги – герои!

Мы видим, что герой противопоставляет здесь самого себя и представляет, таким образом, оппозицию «свой - чужой». Обращает на себя внимание и оценка противника, которая тоже показана с точки зрения максимального проявления силы: враги – тигры, орлы, герои. Но герой противопоставляет

___________¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 136

себя и стихии, и таинственному времени суток, что тоже подчеркивает оценку собственного потенциала героя:

Чтобы ночь со мной боролась,

Ночь сама!

…Чтобы рвал меня на части

Герой не однократно показывает свое отношение к войне, бою как к игре и вместе с тем свою уверенность, превосходство над противником:

Я несусь, - за мною пасти,

Я смеюсь, - в руках аркан…

Кроме военных образов можно увидеть и то, как видит себя в этом мире герой и какое место он себе в нем отводит:

Чтобы в мире было двое:

Герой выделяет две части всего окружающего: он и остальной мир, причем место, которое он себе в данном случае отводит, является центральным.

Военные образы проявляются и в стихотворении «Молитва»¹:

Люблю и крест, и шелк, и каски…

…Идти под песни на разбой…

И амазонкой мчаться в бой;

________________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 32

Но в нем большего внимания заслуживает максимализм юного героя:

…Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

Я жажду сразу - всех дорог!

Всего хочу с душой цыгана…

За всех страдать под звук органа.

Такое желание «всего и сразу» создает эффект всеобъемлющего чувства. Но подобное проявление выделенного нами мотива не единственное – он отражается и в том, как герой изображает свою жизнь:

Вся жизнь как книга для меня!

Чтоб был легендой - день вчерашний,

Чтоб был безумьем - каждый день.

Моя душа мгновений след…

Здесь мы видим, что жизнь для героя является нераскрытой книгой, иными словами каждый прожитый день он перелистывает как страницу, узнает что-то новое, а значит все, что происходит в ней значимо. Следовательно, любой миг в жизни героя должен быть прожит не зря. Он преображает в легенду не только вчерашний день, но и сегодняшний; и не только день, но и событие, и человека, а значит и самого себя.

Другой характерной чертой героя, которая является следствием его противопоставления себя миру, является отрицание. Но эта черта выражена неоднозначно. Так, например в строках:

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня!

И дай мне смерть – в семнадцать лет!

не нужно судить о том, что герой готов уйти из этой жизни, напротив он проявляет скрытое желание жить.

Существуют мотивы, которые можно выделить в границах мира юношества и детства: волшебство и любовь. Причем данные мотивы могут сочетаться с мотивом воинственным, как например это показано в стихотворении «Письмо на розовой бумаге»¹:

Печальный юноша-герой

Сжигает позднею порой

Письмо на розовой бумаге

И я, как рыцарь (без пера,

Увы, без шлема и без шпаги!),

Письмо на розовой бумаге

На канделябре сжег вчера.

Мотив волшебства и вечера в лирике Цветаевой выявил Олег Клинг в своей статье «Поэтический стиль Марины Цветаевой и приемы символизма»². Он представляется как непосредственно в изображении героя в роли волшебника, так и в завуалированной форме. Последнее можно увидеть в последних строках «Молитвы»:

Ты дал мне детство – лучше сказки.

__________________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 131

² Олег Клинг«Поэтический стиль Марины Цветаевой и приемы символизма» // Вопросы литературы №3 1992 с 74-93

Где посредством изображения одной из форм проявления волшебства (сказки) мы видим оценку детства самим героем.

В строках «Утомления»¹:

В зале страшно: там ведьмы и черти

Появляются все вечера

Вечер предстает как мистическое время суток, но тем оно и интереснее детям. В стихотворении «В зале»² дети и вечер предстают иначе:

Над миром вечерних видений

Мы, дети, сегодня цари.

Спускаются длинные тени,

Горят за окном фонари…

Герой вновь показывает главенствующее место, которое отводится представителям детского мира. В стихотворении «Мирок»³ дети описываются также за счет выделенных мотивов:

Дети – это вечер, вечер на диване,

Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,

О русалках-сестрах сказочных морей.

Но встречается и противоречие в этой теме у поэтессы. В стихотворении «Еще молитва» 4 любовь, которую изначально желает героиня, является более реальной:

Дай не тень мне обнять, наконец!

_______________________________________________________________

¹ Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 47

² , ³Там же с 13

4 Там же с 97

Однако в этом же стихотворении проявляется мотив тени, который также свойственен Цветаевой, что отмечают А. Саакянц и О. Клинг.

Мне не надо блаженства ценной унижений.

Мне не надо любви! Я грущу – не о ней.

Дай мне душу, Спаситель, отдать – только тени

В тихом царстве любимых теней.

В этих строках мы видим, что ранее желаемая героиней любовь оказалась жестока и не столь идеальна, нежели мир теней, который, судя по данному противопоставлению, оказался нежнее, и потому любим ей.

Таким образом, можно увидеть, что вечер является самым загадочным временем, когда возможно все то, что невозможно днем; временем, когда обычные вещи приобретают необычные для них значения и образы. А волшебство в свою очередь представляется как одна из самых важных и неотъемлемых частей мира детей. В своей монографии «Жизнь и творчество Марины Цветаевой»¹ Анна Саакянц приводит слова о волшебстве самой поэтессы: « Есть поэты волшебники в каждой строчке. Их души – зеркала, собирающие все лунные лучи волшебства и отражающие только их. Не ищите в них ни пути, ни этапов, ни цели. Их муза с колыбели до гроба – муза и волшебница… Много ликов у волшебства. Всех времен оно, всех возрастов и стран…»

Для мира юных актуальна и тема любви, которая также показана неоднозначно в ряде стихотворений. Она может быть представлена как идеальное, чистое, самоотверженное чувство:

Мы оба любили, как дети,

Дразня, испытуя, играя

_____________________________________________________________

¹Анна Саакянц «Жизнь и творчество Марины Цветаевой» М. 1999 с 11-78

Люблю тебя, призрачно-давний.

Тебя одного – и на век!

«На прощанье»¹

О, лишь люби, люби его нежнее!

Будь той ему, кем я быть не сумела:

Люби без мер и до конца люби!

«Следующей»²

Либо другим, но не менее сильным чувством:

Обожания нить нас сильнее связала,

Чем влюбленность – других.

Таким образом, проанализировав стихотворения, в которых наиболее ярко представлен мир юношества и детства, мы можем выявить основные мотивы присущие ему, а именно мотив максимализма, воинственности, любви, волшебства и вечера. Также нам удалось выявить характерные особенности юного героя: противопоставление всего в мире и отрицание всего, что не свойственно ему, посредством которого герой, как правило, акцентирует внимание на волнующих его вещах.

Мы выявили и то, как герой оценивает свое положение в этом мире, и вместе с тем оценку всего, что его окружает.

____________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 58

²Там же с 59

2 глава «Мы знаем, мы многое знаем того, что не знают они!» или мир юных и взрослых в ранней лирике Марины Цветаевой.

В предыдущей главе мы выявили основные мотивы присущие миру юношества. И теперь на базе данных результатов попытаемся проанализировать ранние стихотворения Марины Цветаевой с точки зрения сопоставления мира юных и мира взрослых. Целью данного сопоставления будет являться выявление общих и различных мотивов и особенностей, а также то, также нам интересен взгляд лирического героя на представителей мира взрослых.

В данной главе нами будут рассмотрены стихотворения «В зале», «Rouge et bleue», «Безнадежно взрослый Вы? О, нет!», «Разные дети», «Скучные игры», «Подрастающей», «В пятнадцать лет», а также стихотворения из предыдущей главы.

В рамках данной главы можно выделить три группы стихотворений: в первой показан мир юных в чистом сопоставлении и противопоставлении с миром взрослых («В зале»), во второй юный герой показывает свое «отражение» в мире взрослых («Безнадежно взрослый Вы? О, нет!», «Разные дети», «Скучные игры»), в третьей группе юный герой представлен в «переходном» качестве, т.е. своем взрослении («В пятнадцать лет», «Подрастающей», «Rouge et bleue»).

Обратимся к первой выделенной нами группе. В стихотворении «В зале»¹ мы можем четко увидеть выделенные в первой главе характерные особенности юного героя: противопоставление себя со всем миром, а здесь в первую очередь со взрослыми. Как отмечалось ранее, в данном стихотворении мы видим, что герой отдает главенствующее место детям:

Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.

__________________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 13

Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,

Также виден и мотив воинственности, который показан в совокупности с мотивом вечера и таинственности. Герой опять не просто противопоставляет себя взрослым, а как бы вступает с ними в борьбу, в которой в соответствии с местом, отведенным детям, он одерживает победу:

Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала...
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идет из угла.
Нас двое над темной роялью
Склонилось, и крадется жуть.
Укутаны маминой шалью,
Бледнеем, не смеем вздохнуть.
Посмотрим, что ныне творится
Под пологом вражеской тьмы?
Темнее, чем прежде, их лица,-
Опять победители мы!

В данных строках интересна еще и особенная черта юного героя – не смотря на всю свою отвагу и стремление к победе, он тоже испытывает присущее ему чувство страха перед чем-либо ему неизвестным. В следующих строках можно увидеть уже непосредственно оценку взрослых юным героем. Причем она проявляется как прямо, так и косвенно, т.е. через описание самих себя. Таким образом, мы вновь видим отмеченное выше противопоставление.

Мы цепи таинственной звенья,
Нам духом в борьбе не упасть,
Последнее близко сраженье,
И темных окончится власть
Мы старших за то презираем, Что скучны и просты их дни...
Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они!

То есть из данных строк мы можем заключить, что взрослые, по-мнению лирического героя, не могут или не хотят увидеть все, что есть в этом мире. Данную мысль можно интерпретировать следующим образом: в отличие от детей, взрослые считают, что знают пускай не все, но многое в этом мире, поэтому их взгляд уже не привлекают мелочи, которые в своей совокупности составляют достаточно важную часть всего вокруг. Для детей же любая мелочь интересна тем, что она способна наделить новыми чертами обыденные вещи. Кроме того, в стихотворении мы можем встретить интересную интерпретацию противопоставления посредством оппозиции «светлое - темное». Интересно она тем, что в представление мира взрослых как темного можно сопоставить с темным временем суток – вечером, который так интересен детям.

В другом стихотворении «Безнадежно взрослый Вы? О, нет!»¹ мы можем увидеть изображение взрослого и юного миров несколько иначе, чем в предыдущем. Здесь юный мир показан со всех своих характерных сторон, которые, так или иначе, проявляются во взрослом.

Безнадежно-взрослый Вы? О, нет!Вы дитя и Вам нужны игрушки,Потому я и боюсь ловушки,Потому и сдержан мой привет.Безнадежно-взрослый Вы? О, нет!__________________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 101

Вы дитя, а дети так жестоки:С бедной куклы рвут, шутя, парик,Вечно лгут и дразнят каждый миг,В детях рай, но в детях все пороки, -Потому надменны эти строки. Кто из них доволен дележом?Кто из них не плачет после елки?Их слова неумолимо-колки,В них огонь, зажженный мятежом.Кто из них доволен дележом? В следующих строках можно увидеть отражение указанной выше оппозиции «светлое - темное», которое представлено несколько иначе: здесь нет явного указание на «темность» мира взрослых, но указывается «тайность», которую мы уже указывали как особенность вечера и всего темного: Есть, о да, иные дети - тайны,Темный мир глядит из темных глаз.Но они отшельники меж нас,Их шаги по улицам случайны.Вы - дитя. Но все ли дети - тайны?!

Обращает на себя внимание и характеристика «тайных» детей, а именно то, какую оценку они получают от лирического героя, который в свою очередь принадлежит к тем, что изображены в первой части стихотворения.

Такое же разностороннее описание мира детей мы можем найти и в стихотворении «Разные дети»¹.

__________________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 88

Есть тихие дети. Дремать на плечеУ ласковой мамы им сладко и днем.Их слабые ручки не рвутся к свече, -Они не играют с огнем. Есть дети - как искры: им пламя сродни.Напрасно их учат: "Ведь жжется, не тронь!"Они своенравны (ведь искры они!)И смело хватают огонь. Есть странные дети: в них дерзость и страх.Крестом потихоньку себя осеня,Подходят, не смеют, бледнеют в слезахИ плача бегут от огня… Есть странные дети: от страхов своихОни погибают в туманные дни.Им нету спасенья. Подумай о нихИ слишком меня не вини!

Здесь герой также по-разному характеризует представителей мира юношества, оценивая каждого из них. Из последних строк можно предположить к какому типу детей относил себя герой.

В стихотворении «Скучные игры»¹ герой через мотив игры, который также свойственен миру юношества, показывает свои оценку и отношение к взрослым:

Глупую куклу со стула

Я подняла и одела

__________________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 113

Куклу я на пол швырнула:

В маму играть – надоело!

Не поднимаясь со стула

Долго я в книгу глядела

Книгу я на пол швырнула:

В папу играть - надоело!

Здесь нашему вниманию вновь предстает оценка взрослых, как скучных людей, которые живут обыденно, в их мире все как нельзя спокойно. Такое спокойствие оказывается же невыносимым для юного героя. Также интересно и то, что дети играют не во что иное, как во взрослых, тем самым мы видим, что они как бы готовятся к взрослой жизни.

Теперь нам следует рассмотреть третью группу стихотворений, выделенных нами в начале главы. На примере стихотворения «В пятнадцать лет»¹ мы можем увидеть еще одну особенность присущую детям – взросление.

Звенят-поют, забвению мешая,В моей душе слова: "пятнадцать лет".О, для чего я выросла большая?Спасенья нет! В данном стихотворении юный герой рассуждает о взрослой жизни, к которой он, так или иначе, уже причастен. Для того, кому детство казалось волшебством, взрослая жизнь расценивается как безвольная жизнь, где нет места мечтам, шалостям.Еще вчера в зеленые березкиЯ убегала, вольная, с утра.__________________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 144

Еще вчера шалила без прически,Еще вчера!Повтор слов «еще вчера» подчеркивает то, что детство прошло, сейчас его нет. Теперь по-мнению героя нельзя быть вольным как прежде. Весенний звон с далеких колоколенМне говорил: "Побегай и приляг!"И каждый крик шалунье был позволен,И каждый шаг! Что впереди? Какая неудача?Во всем обман и, ах, на всем запрет!- Так с милым детством я прощалась, плача,В пятнадцать лет.

В последней части мы видим то, что ждет герой от взрослой жизни, а именно обязательные ошибки, неудачи, обман, т.е. все то, чем для нее характеризуется мир взрослых. Такое же рассуждение можно увидеть и в стихотворении «Подрастающей»¹:

Опять за окнами снежокСветло украсил ель...Зачем переросла, дружок,Свою ты колыбель? В ней не давила тяжесть дней,В ней так легко спалось!Теперь глаза твои темнейИ золото волос...__________________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 197

Широкий мир твой взгляд зажег,Но счастье даст тебе ль?Зачем переросла, дружок,Свою ты колыбель? Здесь герой также не видит ничего положительного во взрослении. Ему вновь кажется, что с прошествием детства исчезнет легкость жизни.В стихотворении «Rouge et bleue»¹ можно проследить те же самые мысли героя: Девочка в красном и девочка в синемВместе гуляли в саду.-- "Знаешь, Алина, мы платьица скинем,Будем купаться в пруду?".Пальчиком тонким грозя,Строго ответила девочка в синем:-- "Мама сказала - нельзя".====Девушка в красном и девушка в синемВечером шли вдоль межи.-- "Хочешь, Алина, все бросим, все кинем,Хочешь, уедем? Скажи!"Вздохом сквозь вешний туманГрустно ответила девушка в синем:-- "Полно! ведь жизнь - не роман"...===Женщина в красном и женщина в синемШли по аллее вдвоем.__________________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 75

-- "Видишь, Алина, мы блекнем, мы стынемПленницы в счастье своем"...С полуулыбкой из тьмыГорько ответила женщина в синем:-- "Что же? Ведь женщины мы!"

В данном стихотворении нам прямо показано постепенное взросление и вместе с тем изменение жизни юных героев. Если в самом начале преграждающей силой было слово взрослого (запрет мамы), то в конце в данной роли выступает обыденность, которая является присущей уже повзрослевшим девочкам.

Таким образом можно сделать вывод, что юный герой не только противопоставляет себя со взрослыми, т.е. рассматривает себя отдельно от них, но и показывает как он проникает или уже проник (как в последнем стихотворении) мир взрослых. Вместе с этим мы увидели и то, как герой оценивает взросление, а именно он видит его не только как неизбежность в плане своего роста, но и как неизбежность неудач, несчастий и запретов. Кроме этого нам удалось выявить еще один мотив, присущий миру юных – мотив «игры», а также оппозицию «темное - светлое». Следовательно, мы вновь можем сказать, что герою свойственно не только противопоставление и отрицание, но и взаимодействие, и связь с окружающим миром.

3 Глава. «Ах, без мамы ни в чем нету смысла» или мир юношества и мир семьи в лирике М. Цветаевой.

Данная глава будет являться логическим продолжением двух предыдущих глав, так как в ее рамках мы будем рассматривать юного лирического героя в сопоставлении с миром дома, в который могут входить как взрослые, так и дети. Следовательно, нашей целью будет выявить то, как взаимодействует герой с представителями мира дома, а также взгляд самого лирического героя на них.

В рамках данной главы нами будут рассмотрены стихотворения «Мама», «Мама за книгой», «Самоубийство», «Сестры», «Утомленье».

Стихотворения, рассматриваемые нами можно разделить на две группы: в первую группу можно включить стихотворения посвященные матери, во вторую – посвященные сестре.

Обратимся к первой выделенной нами группе. Стоит отметить, что поэтесса потеряла мать в юном возрасте, что оставило отпечаток в жизни Цветаевой и следовательно ее творчестве. Именно поэтому мы можем встретить в данных стихотворениях не только выделенную нами тему, но и тему «смерти». В стихотворении «Маме»¹ мы можем увидеть две указанных темы:

Видно грусть оставила в наследствоТы, о мама, девочкам своим! Но поэтесса описывает образ матери и при помощи отсылки к самым ярким детским впечатлениям: В старом вальсе штраусовском впервыеМы услышали твой тихий зов… Мама Марины Цветаевой была музыкантом, поэтому музыка и будет являться самым непосредственным символом матери для героини. Из следующих строк мы можем увидеть то, что со смертью мамы умерла и часть души героини, и теперь скоротечность жизни будет являться не приближением смерти, а приближением ко встрече с мамой:С той поры нам чужды все живыеИ отраден беглый бой часов._________________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 9

Также, можно увидеть и то, кем являлась мама в жизни героини: Все, чем в лучший вечер мы богаты,Нам тобою вложено в сердца. К детским снам клонясь неутомимо,(Без тебя лишь месяц в них глядел!)Ты вела своих малюток мимоГорькой жизни помыслов и дел. То есть, из данных строк можно понять, что основными чертами мамы для героини являлись ласка и терпение. Кроме того, она предстает и как некий оберег для героини, который укроет ее от тревог «горькой жизни». Из последних строк мы можем отметить и то, как оценивает себя героиня, находясь под опекой (малютки). С ранних лет нам близок, кто печален,Скучен смех и чужд домашний кров...Наш корабль не в добрый миг отчаленИ плывет по воле всех ветров! В данных строках, мы вновь можем увидеть, какой является жизнь без мамы – героиня как бы предоставлена самой себе и уже нет прежнего покровительства и опеки. Все это мы увидим в противопоставлении «вела мимо» и « плывет по воле всех ветров». Все бледней лазурный остров-детство,Мы одни на палубе стоим. В данных строках героиня понимает, что со смертью матери детство уходит и взросление неизбежно. Оценку последнего нам удалось выявить в рамках предыдущей главы, что в свою очередь и подчеркивают следующие строки: Видно грусть оставила в наследствоТы, о мама, девочкам своим! В окончании стихотворения героиня вновь показывает свое отношение к матери посредством высокого обращения (О, мама!), а также свою скорбь, акцентируя внимание на том, что осталось ей в память о матери.Подобное изображение матери представлено в стихотворении «Самоубийство»¹. Здесь перед нами предстают уже выделенные нами особенности мамы – нежность и ласка, а также связанная с ней музыка: Был вечер музыки и ласки,Все в дачном садике цвело.Ему в задумчивые глазкиВзглянула мама так светло Но здесь обращает на себя внимание сама смерть матери: она как бы уходит в блаженный мир, потому как описанный пейзаж создает именно такой образ (музыка, флейта, закат). Интересно и то, как герой воспринимает ее смерть: она не умирает – ее забирает колдун, т.е. перед нами вновь предстает характерные для мира детства мотивы вечера и волшебства. Таким образом, мы видим, что герой-ребенок интерпретирует смерть по-своему.Когда ж в пруду она исчезла
И успокоилась вода, __________________________________________________________________

¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 24

Он понял - жестом злого жезла
Ее колдун увлек туда.

Рыдала с дальней дачи флейта
В сияньи розовых лучей...
Он понял - прежде был он чей-то,
Теперь же нищий стал, ничей. Вновь можно увидеть то, что наиболее защищено герой чувствует себя под опекой мамы, и даже такой оберег как икона, на которую он надеется, не дает ему почувствовать себя в безопасности: Хоть над подушкою икона,
Но страшно! - «Ах, вернись домой!»
...Он тихо плакал. Вдруг с балкона
Раздался голос: «Мальчик мой!» Но нельзя сказать, что мать покинула сына: В изящном узеньком конверте
Нашли ее «прости»: «Всегда
Любовь и грусть - сильнее смерти».
Сильнее смерти... Да, о да!.. Как мы видим, она вновь возвращается к нему, т.е. герой уже не является настолько покинутым ей, нежели в предыдущем стихотворении. Таким образом, здесь как бы подчеркивается основная мысль - любовь сильнее смерти. Но мама в лирике Цветаевой представлена различно: кроме темы смерти, с ней может быть связаны и те черты, которые присущи детям. Такое изображение матери мы найдем в стихотворении «Баловство»¹. Уже с первых строк перед нами предстает довольно не характерный образ мамы, а также интересны и те определения, посредством которых герой и рисует образ: В темной гостиной одиннадцать бьет.
Что-то сегодня приснится?
Мама-шалунья уснуть не дает!
Эта мама совсем баловница!...Косу опять распустила плащом,
Прыгает, точно не дама...
Детям она не уступит ни в чем,
Эта странная девочка-мама! В последних строках мы вновь видим, что мама является сопричастной не только к миру взрослых, но и к миру детей. И именно при сопричастности к двум мирам строится оценка, которую дает героиня матери - странная девочка. В другом стихотворении «Мама за книгами» 2 мы можем увидеть маму изображенную несколько иначе: с серьезным увлечением чтения книги, которое герой тоже оценивает по-своему. ..Сдавленный шепот... Сверканье кинжала...
- "Мама, построй мне из кубиков домик!"
Мама взволнованно к сердцу прижала
Маленький томик... "Мама, смотри: паутинка в котлете!"
В голосе детском упрек и угроза.__________________________________________________________________

¹ Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 48

² Там же с 46

Мама очнулась от вымыслов: дети -
Горькая проза! В финальных строках герой не только дает выше названную оценку, но и оценивает детей, следовательно, и себя. Также интересно и само то, как герой представляет детей: он как бы сопоставляет их с маминым увлечением литературой. Теме матери в лирике Цветаевой посвящено довольно большое количество стихотворений, но кроме нее поэтесса выделяла и сестру, с которой ей пришлось разделить утрату. Поэтому рассмотрим стихотворения, которые мы выделили в рамках второй группы. Так в стихотворении «Сестры»¹ мы можем увидеть не только отношение к сестре, но взаимоотношения между ними:Им ночью те же страны снились,
Их тайно мучил тот же смех,
И вот, узнав его меж всех,
Они вдвоем над ним склонились. Из данных строк можно увидеть насколько сплоченными являются героини данного стихотворения: у них одни на двоих сны и интересует, привлекает их одно и тоже. Кроме того, им свойственно и одинаковое поведения в определенных ситуациях, что, как мы видим из далее следующих строк, нисколько не удивляют героинь: Над ним, любившим только древность,
Они вдвоем шепнули: "Ах!"...
Не шевельнулись в их сердцах
Ни удивление, ни ревность…_________________________________________________________________

¹ Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 57

К его задумчивым губам
Они прильнули обе... обе... Но даже смерти с бледных уст
Не смыть двойного поцелуя. Последние строки наиболее полно отражают выше сказанную мысль, так как посредством уже употреблявшейся ранее в стихотворениях темы смерти героиня подчеркивает эту сплоченность, неразлучность и родство с сестрой. В стихотворении «В субботу»¹ мы можем увидеть теплое, родственное отношение к сестре: Темнеет... Готовятся к чаю...
Дремлет Ася под маминой шубой.
Я страшную сказку читаю
О старой колдунье беззубой. таким образом, мы видим, что героиня предстает в своем непосредственном образе старшей сестры (какой и была Марина Цветаева). Но кроме этого обращает внимание вновь обращение к волшебству, а именно к одной из его форм – сказке, которая также упоминалась в ранее рассмотренных стихотворениях. Здесь она также дается нам в сочетании с мотивом вечера: Темнеет... Не помнишь о часе.
Из столовой позвали нас к чаю.
Клубочком свернувшейся Асе
Я страшную сказку читаю. __________________________________________________________________

¹ Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 102

В стихотворении «Втроем»¹ героиня также представляет нашему вниманию образ сестер: Горькой расплаты, забвенья ль вино, -
Чашу мы выпьем до дна!
Эта ли? та ли? Не все ли равно!
Нить навсегда создана. В данных строках и тех, что будут даны далее, главной идеей, которую выражает героиня, будет все та же сплоченность и родство. Стоит отметить, что у Цветаевой была родная лишь младшая сестра, но кроме нее поэтесса имела сводную сестру. Следовательно, судя из данных строк, для героини главным является не кровное родство, а скорее родство по духу. Так героиня не видит различия между ней и сестрами – они едины.

Обе изменчивы, обе нежны,
Тот же задор в голосах,
Той же тоскою огни зажжены
В слишком похожих глазах...

Тише, сестрички! Мы будем молчать,
Души без слова сольем.
Как неизведанно утро встречать
В детской, прижавшись, втроем...

Таким образом, рассмотрев стихотворения выделенных нами двух групп, мы можем отметить, что лирический герой не отделяет себя от мира семьи и не противопоставляет себя ее представителям (как мы видели из предыдущей главы), а напротив подчеркивает свою связь с ними. Кроме этого мы увидели тему смерти, которая хоть и была рассмотрена ранее, но уже предстает в

¹ Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 63

ином ракурсе при сочетании ее с темой матери. Стоит отметить и то, что тема матери рассматривается с различных сторон, в отличие от темы «сестер». Свое отношение к сестрам лирический герой показывает однозначно, но полный образ может сложиться при рассмотрении нескольких отдельных стихотворений, так как в каждом из них дается оценка и описание взаимодополняющие друг друга. Что же касается того, какое место отводит себе герой, то стоит сказать, что это не центральное место, как это было в первой главе, и не превосходящее над другим миром, как это было во второй. Герой в данной главе отводит себе пускай не первое, но и не второстепенное место.

Заключение

Таким образом, в ходе нашей работы мы смогли увидеть то, что мир юного лирического героя многогранен и взаимодействует со всем, что его окружает. Следуя задачам данной работы, нам удалось выявить главные особенности лирических миров, которые были выделены в представленных стихотворениях: мира юношества и детства, взрослых и мира дома. Также мы смогли проследить, как герой оценивает себя, сопоставляемых с ним представителей того или иного лирического мира, а также какое место себе он отводит. Кроме этого, мы выявили основные мотивы, которые прослеживаются в ранней лирике Марины Цветаевой: воинственности, волшебства, вечера, любви, игры, смерти. Данные мотивы были выявлены нами в рамках особенностей, присущих лирическому герою: максимализм, противопоставление всего в этом мире и себя в частности, а также отрицание, в соответствии с которыми нами были выделены оппозиции встречающиеся в стихотворениях (темное - светлое). Еще одной главной особенностью лирического героя является его неотделенность от мира дома и сопричастность к миру взрослых.

Библиография.

1. Цветаева М. И. т.1 Стихотворения 1906-1920./ Цветаева М. И. собрание сочинений в 7т М., 1994.

II. Критическая литература.

2. Саакянц А. А Марина Цветаева. Жизнь и творчество М. 1999 с. 11-78

3. Саакянц А. А Марина Цветаева: страницы жизни и творчества (1910 -1922)» М. 1986

4. Саакянц А. А Тайный жар: о поэзии Марины Цветаевой // Огонек №43 1979 С 18-19

5. Клинг О. Поэтический стиль М.Цветаевой и приемы сиволизма: притяжение и отталкивание// Вопросы литературы №3 1992 С 74-93

III. Учебники и учебные пособия.

6. Т. Ю. Максимова Поэзия Марины Цветаевой: путь от личных переживаний к широкому обобщению//Русская литература XX в Ред. Смирнова Л. А.; СПб, 1995

7. И. Ю. Богданова Марина Цветаева//Русская литература XX в в 2т Ред. Кременцова Л. П.; М, 2005

8. Русская литература первой половины XX в Ред. Агеносова В. Г.; М, 2002

IV. Литература по творчеству М. И. Цветаевой.

9. Кудрова И. Лирическая проза М. Цветаевой//Звезда 1982 №10 С 172-183

10. Кертман Л. Душа в параллельных мирах: сочетание несочетаемого в жизни и творчестве М. Цветаевой // Литературное Обозрение №3 1995 С 40-42

11. Вельская Н. Н. Своеобразие повтора в автобиографической прозе М. И. Цветаевой // Русский язык в школе №1 1999 С 61-66

12. Павловский А. Марина Цветаева // Литература в школе №3 С 32-35

13. Бакина М.А. Новообразования в современной поэзии//Русская речь № 2 1975 С 67-75

14. Валгина Н.С. Стилистическая роль знаков препинания в поэзии Марины Цветаевой // Русская речь № 6 1978 С 58-66

15. Горбаневский М.В. «Мне имя - Марина…»: Заметки об именах собственных в поэзии Марины Цветаевой // Русская речь № 4 1985

16. Киперман Е. «Пророк» Пушкина и «Сивилла» Цветаевой: Элементы поэтической теологии и мифологии // Вопросы литературы № 3 1992 С 94-114

17. Лещикова В.Н. Формула цветка: Образ мира в поэзии М. Цветаевой// Русская речь № 5 1998 С 19-22

18. Буров А.А. Дойти до самой сути: Номинативные предложения в поэзии Марины Цветаевой // Русская речь № 5 1988 С 39-44

19. Коркина Е.Б. Лирический сюжет в фольклорных поэмах Марины Цветаевой // Русская литература № 4 1987 С 161-168

20. Кудрова И. В. «Загадка злодеяния и чистого сердца»: (О мотивах в творчестве Марины Цветаевой) // Звезда № 10 1992 С 144-150