Выступление призыв. Примеры ораторской речи в различных сферах жизни человека

Провожать призывника на службу в армию следует красивыми и теплыми словами.

Проводы – важное событие для призывника и его семьи . Как правило, близкие молодому призывнику люди, организовывают ему пышное застолье с конкурсами, развлечениями, частушками, стихами и пожеланиями. Каждое сказанное слово должно быть пропитано огромной любовью к юноше и уважением к его долгу.

Пожелания в прозе призывнику на проводы:

Дорогой (имя человека)! Хочу сказать тебе одну важную вещь – в твоей жизни наступил ответственный этап. Теперь пришло твое время стать настоящим мужчиной и доказать окружающим, что ты можешь выполнить свой нелегкий, ответственный долг. Хочу пожелать тебе легкой службы, без «горячих точек» и тяжелых сражений, а так же верных товарищей. За призывника!

Давайте весело и с легким сердцем проводим на службу нашего хорошего друга. Сегодня он еще юноша, но завтра станет настоящим мужчиной. Хочу поднять бокал за то, чтобы путь его был легким и интересным, чтобы его окружали только достойные и честные люди, чтобы он смог реализовать свой потенциал и стал гордостью семьи!

Дорогие друзья! Безусловно, армия делает из маленьких мальчиков настоящих доблестных мужчин. Сегодня мы провожаем в добрый путь (имя призывника), который должен пройти его с гордо поднятой головой и стерпеть все препятствия на своем не легком пути. Давайте выпьем за то, чтобы призывнику повезло познакомиться с хорошими людьми и он смог вовремя вернуться со своей службы!

Пожелания в стихах призывнику на проводы:

Ох, не легка судьба солдата:
Служить и защищать страну,
Как это делал дед когда-то,
Шагая смело на войну.

Я долг твой, сын мой, уважаю,
Мужчина должен смелым быть.
Я с добрым сердцем провожаю,
Ведь ты нас сможешь защитить!

Пусть в твоей армейской жизни
Будет каждый день прекрасным,
Пусть не нагнетают мысли,
Труд твой будет не напрасным.

Пусть в быту армейском дружба
Отыскать тебя смогла б,
Чтобы легкой твоя служба
И посильною была.

Как красиво поздравить призывника словами и прозой?

Речь на проводы в армию для мамы: стихи и проза

Мама – самый дорогой человек. Провожая сына в армию, мама обязательно должна сказать самые важные и трогательные напутственные слова. После своих слов матери необходимо перекрестить своего сына за спиной и сказать «Храни тебя Господь!».

Речь на проводы для мамы своими словами:

Пусть не обидными будут мои слова, но для меня ты до сих пор ребенок. Материнское сердце обливается слезами, когда понимает, что должно отпустить свое дите в нелегкий путь. Я хочу пожелать тебе быть сильным, смелым, уверенным в себе мужчиной, защищать себя и уметь постоять за товарищей. Я безумно горжусь тобой и хочу, чтобы каждый смог рассмотреть в тебе ту искру, что видит родная мать. Ты самый лучший сын на свете! Счастливой тебе дороги!

Дорогой (имя призывника)! Как незаметно и быстро пролетело время. Сегодня ты призывник, а завтра ты уже солдат. Хочу попросить тебя быть рассудительным, спокойным и добрым другом для товарищей, уважать офицеров и всегда стремиться к лучшему. Для меня ты лучший ребенок на свете и я искренне хочу, чтобы это смогли заметить и другие!

Любимый сынок! Ты еще дома, а я уже за тобой скучаю. Хочу пожелать тебе легкого начала и интересной службы. Пусть все у тебя получается, пусть в глазах офицеров ты будешь порядочным рядовым и человеком с выдающимся мужеством. Мы все ждем твоего возвращения в срок, бесконечно любим тебя и переживаем за тебя!

Речь на проводы для мамы в стихах:

Сегодня маленький мой сын
Вдруг стал защитником, мужчиной,
Но для меня среди мужчин
Он остается милым сыном.

Служи и верь в свои лишь силы,
Ты мой защитник и герой.
Хватай военные вершины
И охраняй свой край родной!

Провожаю в путь сынка,
Для меня это тревога.
Коротка пусть и легка
Будет для тебя дорога.

Сердце плачет, я скучаю,
Хоть ты рядышком со мной,
Ведь тебя я провожаю,
Где теперь найти покой?

Возвращайся поскорее,
Ждет тебя твой край родной,
Выбор твой мне душу греет.
Я горжусь, сынок, тобой!

Материнские слова для солдата

Речь на проводы в армию для любимого в стихах и прозе

Любимая девушка часто болезненно переживает проводы своего возлюбленного в армию. Тем не менее, это важная миссия, которую должен осуществить каждый юноша. Украсить мероприятие и подарить приятные моменты призывнику помогут тосты и стихи от любимой.

Речь на проводы для любимого своими словами:

Любимый мой (имя призывника)! Хоть мы и провожаем тебя сегодня на службу, но я до сих пор не могу поверить, что нам предстоит пережить долгую разлуку с тобой. Я горжусь твоим выбором и обещаю дождаться дня возвращения!

Дорогой (имя призывника)! Ты даже не представляешь, какая это гордость для меня провожать тебя на службу. Я буду ждать тебя и верить, что ко мне вернется успешный, доблестный и сильный мужчина с огромным опытом сражений, испытаний. Доброй дороги тебе и легкой службы!

(Имя призывника)! Хочу отпустить тебя в дорогу не с тревогой, а с радостью и добрым сердцем. Я верю, что ты добьешься невероятных успехов, добьешься побед и наград! Я буду считать каждую минуту до твоего дембеля и постараюсь вдохновлять тебя на добрые дела!

Речь на проводы для любимого в стихах:

Сегодня ты лишь мой любимый,
А завтра ты уже солдат.
Сегодня за столом красивый,
А завтра вручат автомат.

Я тебя нелегко отпускаю,
Буду я бесконечно скучать.
Я от сердца тебя отрываю,
Буду каждый день тебя ждать!

Душа моя сегодня плачет,
Ведь ты любимый – призывник.
Поезжай и пусть тебе удача,
Осветит каждый сложный миг!

Служи с любовью, я на это
Тебя с душой благословляю.
Я буду спать и верить: где-то,
Страну любимый защищает!

Вернись домой ты невредимый –
Об этом лишь тебя прошу.
И Богом будь всегда хранимый,
Лишь так тебя я отпущу!

Красивые слова для возлюбленного она проводы в армию

Речь на проводы в армию для друзей: слова

Друзья – важные гости на проводах. Они поднимают настроение, воодушевляют призывника на счастливую службу, благословляют его дорогу. Друзья часто имеют много идей для организации самого мероприятия: песни, стихи, тосты, конкурсы, сценки и плакаты.

Речь на проводы от друзей в прозе:

Дорогой наш (имя призывника)! Мы будем за тобой скучать и каждый день вспоминать время, проведенное вместе. Хотим сказать, что невероятно гордимся тобой за добросовестный и мужской выбор – пойти на службу. Обещаем ждать с нетерпением и устроить пышный праздник в честь твоего возвращения.

(Имя призывника)! Ты замечательный друг и верный товарищ! Спасибо тебе за то, что всегда поддерживаешь, обращаешь внимание, помогаешь словом и делом. Сегодня мы отпускаем тебя с добрым сердцем, ведь знаем, что ты станешь ответственным солдатом, которым мы сможем гордиться!

Призывник! Как редко можно порадоваться за человека в современной жизни, желающего защитить своих близких и родных просто так, зная свой долг. Мы любим тебя и уважаем за принятое решение. Будем ждать тебя каждый день и скучать за веселым временем, проведенным вместе!

Речь на проводы от друзей в стихах:

Ты сегодня не просто друг,
Ты сегодня для нас – мужик!
Ты решил защищать страну,
Поздравляю тебя, призывник!

Лучший друг и товарищ по жизни,
Поздравляю, ведь ты призывник!
Пусть не мучают тебя мысли,
Мы гордимся тобой в этот миг!

Наш друг – солдат, представьте только!
Как быстро время-то летит!
Знай, провожать тебя нам горько
И сердце за тобой болит!

Служи легко, дыши свободно,
Мы ждем тебя, в успех твой верим.
Пусть там тебе не будет плохо
И все открыты будут двери!

Проводы в армию: красивые пожелания и напутствия от друзей

Прикольные пожелания на проводы в армию для друзей

Прикольные пожелания отбывающему призывнику обязательно поднимут настроение. Они смогут настроить его мысли на позитивный лад, подарить приятные воспоминания и напомнить о том, что он много значит для своих друзей. Такие пожелания можно сказать лично вместо тоста за столом, отправить СМС сообщением или написать на прощальном плакате.

Прикольные пожелания на проводы в армию:

Служи, дружище, а что делать?
Шагай с улыбкой на лице.
А станешь духом – гоняй смело,
Всех тех, кто «свежий» на плаце!

Ты призывник сегодня – супер!
Не вешай нос, ведь это честь!
Не избежать тебе той службы,
Там для тебя местечко есть!

Будет легкой эта служба,
Будет много светлых дней,
Будет верной, чистой дружба
В жизни призывной твоей!

Улыбнись, братишка, ну же!
Что ты духом весь упал?!
У тебя же завтра служба,
Мне так офицер сказал.

Пусть дорога будет легкой,
Пусть свободным будет путь,
Я желаю тебе в армии,
От нас всех там отдохнуть!

Прикольные пожелания от друзей призывнику

Короткие смс поздравления на проводы в армию

Короткие СМС можно отправить призывнику, который отправился в свой военный путь. Ему будет приятно поддерживать связь с близкими и регулярно получать знаки внимания для поддержания духа.

Короткие СМС:

Будь счастливым, призывник,
Будь достойным службы.
Проживай свой каждый миг
На военной службе.

Эх, военная рутина:
Марш, постройка, командир,
Выходные, дедовщина,
Портянки, стертые до дыр.

До встречи, солдатик.
Служи, дорогой!
Пускай в военкомате
Ты будешь наш герой!

Твоя служба не легка,
Ты прими ее любя.
Путь-дорога далека,
Но мы верим все в тебя!

Докажи стране, герой,
Что такое быть мужчиной.
Милой женской половине
Покажи кто ты такой!

Прикольные СМС для призывника

Прикольные и красивые тосты на проводы в армию

Прикольные и красивые тосты на проводы:

Призывник! Завтра ты пополнишь ряды успешных и достойных солдат. С гордостью служи своей Родине. Сделай все так, чтобы семья могла гордиться тобой, а окружающие уважать! Каждый из наш желает тебе только легкой и счастливой службы. Пусть плечом к плечу с тобой будут верные друзья и мудрые офицеры!

Дорогой (имя призывника)! Воспринимай службу не как долг, а как полезный жизненный опыт, который не каждому дан в этой жизни. Запомни все свое армейские дни и послужи примером для тех, кто не уверен в себе или слаб духом. Мы будем ждать тебя на гражданке, а когда ты вернешься – устроим тебе пышное веселье!

Сегодня мы попрощаемся с тобой, но только на время. Для нас ты теперь не просто хороший человек, а смелый и храбрый мужчина! Будь решителен и всегда позитивно воспринимай любую, даже сложную ситуацию. Желаю тебе терпения, силы и выносливости!

Тексты песен на проводы в армию

Песни для проводов в армию – очень душевные и трогательные. Они занимают важную часть всего мероприятия, оставляют приятные воспоминания и настраивают на нужный лад, одним словом: вдохновляют.

Тексты песен на проводы в армию:

Песня «будем в армии служить», текст

Тест песни «Будем солдатами»

Текст песни «любим армию свою»

Частушки на проводы в армию: слова

Как и песни, частушки способны поднять настроение будущему солдату и разнообразить праздник шутками, а так же весельем.

Статусы пригодятся призывникам и его родным. их можно выставлять в социальных сетях.

Статусы для призывников

Видео: «Будущему призывнику на заметку»

Еще один тип РА призыва обнаруживается в контекстах типа (12):

(12) а. ОБРАЩЕНИЕ Призыв, речь или просьба, обращённые к кому-н. [Ожегов, Шведова 1992]

б. ОБРАЩЕНИЕ, -я, ср. 4. Официальный призыв, речь к широкой аудитории, к народу. Предвыборное о. кандидата. Еженедельное о. президента. Выпустить о. Выступить с обращением.

в. ОБРАЩЕНИЕ 3. Призыв, речь или просьба, направленные к кому-н. О. к народу. Выступить с обращением. [Русский семантический словарь 1998]

г. ОБРАЩЕНИЕ 3 . Просьба, призыв, речь, обращенные к кому-, чему-л.; воззвание. Обращение Всемирного Конгресса сторонников мира . Штабной писарь. Пестрых – выстукивал обращение штаба бригады к пластунскому полку . Вс. Иванов, Гибель Железной.

Примеры группы (12) представляют такое понимание призыва, фиксированное в языковом сознании носителей русского языка, которое характеризует контексты типа обращение к народу, выступать с обращением, Обращение Всемирного Конгресса сторонников мира. О том, что часто это вид призыва, говорит, как и в предшествующих случаях, присутствие слова призыв как элемента толкования в словарных описаниях указанных контекстов. Этот вид призыва можно назвать призыв-обращение .

Данному виду призыва присущи свои особенности. Если призывы-лозунги чаще всего в качестве адресата имеют деперсонифицированную инстанцию (рабочий класс, интеллигенция, народ, народы мира, прогрессивное человечество и т.п.), то для призывов-обращений типично присутствие конкретного адресата – чаще всего политического субъекта. В этом смысле контекст (3г), в котором приводится пример из рассказа Вс. Иванова – обращение штаба бригады к пластунскому полку – воспринимается несколько необычно, впрочем, в этом можно видеть типичную для революции тенденцию к гипертрофированию политической жизни и замены ею других сфер существования, что было прекрасно отражено в произведениях А. Платонова. Армия не оказалась исключением. Кроме командного состава, в армии был создан комиссарский состав, осуществлявший политический контроль над военными действиями. Коль скоро наступление – это не только военный, но и политический акт, то и призыв-обращение к наступающему полку вполне уместен.

Второе существенное отличие призыва-обращения - в его большей структурной сложности. В отличие от призыва-лозунга, рассматриваемый тип призыва представляет собой связный текст, который как целое и называется «обращение», при этом в него входят призывы, которые структурно более просты, поскольку состоят из одной фразы – классические призывы, призывы-лозунги. Так, в призыве-обращении «Обращение к правительству России о внесении в список официальных праздников России "Дня программиста"» представлено, как минимум два призыва:

«Обращение к Правительству России

Предложение о внесении в список официальных праздников России новой записи - "День программиста", назначенной на каждый 256-ой день в году.

Наверняка слово "программирование" и всё, с ним связанное, ассоциируется у обычного человека только с персональным компьютером, однако это не так. Практически каждое электронное устройство - от пульта дистанционного управления для телевизора до сложных промышленных станков с программным управлением - в свое время прошли через руки специалистов по программированию. Мы ежечасно сталкиваемся с плодами трудов того, что сделал программист. <…>

<…> Труд программистов в полной мере способствовал использованию многих достижений современной науки, но официального профессионального праздника, отражающего высокую важность данной профессии, до сих пор не существует.

Значение профессии программиста в повседневной жизни трудно переоценить. Этот род деятельности становится всё более массовым и, в то же время, символизирует авангард современного общества. Давайте сделаем то немногое, что позволит высказать нам своё признание программистам - подарим им профессиональный день. Пусть страна знает своих героев!» (Корпус публицистики).

Структурно более простые призывы вводятся в тексте приведенного призыва-обращения формами давайте и пусть : Давайте сделаем то немногое, что позволит высказать нам своё признание программистам - подарим им профессиональный день и Пусть страна знает своих героев!

Приведенный пример показывает, что призыв-обращение – это одна из форм организации призыва в рамках связного текста.

Отметим, что, как и в случае лозунгов, далеко не все обращения являются призывами. Так, обращение может сообщать о намерении автора совершить какое-то общественно значимое действие, оно может иметь своей целью дать оценку тем или иным событиям. Здесь предметом рассмотрения являются именно призывы-обращения.

На основании сказанного призыв-обращение можно определить следующим образом:

Призыв-обращение – это сложный речевой акт в рамках общественно-политической коммуникации, представляющий собой связный текст, содержащий структурно более простые призывы и предназначенный для конкретного адресата – общества, социальной группы или значимого политического субъекта; он имеет целью побудить адресата выполнить действие, рассматриваемое как важная часть общественно полезной деятельности, способствующей достижению некоторых идеалов, или побудить адресата учитывать в своем повседневном поведении эти идеалы.

Каждый мальчишка мечтает стать солдатом, чтобы честно отдать долг своей Родине. Армия закаляет, воспитывает и делает из вчерашних мальчишек настоящих мужчин. Сегодня день призывника России. Дорогие ребята, от всей души поздравляем вас с праздником, и желаем мирной службы. Будьте терпеливы и выдержаны, будьте настоящими патриотами своей державы. Пусть вам во всём всегда везёт, пусть рядом находятся верные, надёжные друзья. Успехов вам во всём и удачи. Пусть добрый ангел оберегает вас всегда. ©

***

Служить в армии – это большая честь для каждого мальчишки. Сегодня всероссийский день призывника. Разрешите от всего сердца дать вам ребята самые тёплые напутственные слова. Будьте верными патриотами своей Родины, выполняйте свой долг сполна. Пусть вас сопровождает удача и хорошее настроения, пусть служба будет вам в радость, пусть только мирное небо будет над вашими головами. Желаю крепкого здоровья вам, успехов и крепкой солдатской дружбы, ведь она просто необходима в армии. Всех земных благ вам и благополучия. ©

***

Сегодня особый и торжественный праздник – день призывника. Дорогие ребята искренне поздравляем вас с этим замечательным событием. Детство останется позади, а впереди вас ждут серьёзные испытания, но мы уверенны вы справитесь с любыми трудностями, докажете свое мужество и силу воли. Дай Бог вам крепкого здоровья, счастья, удачи и всегда хорошего настроения. Будьте всегда уверенными в себе, никогда ни в чём не сомневайтесь и честно служите своей Родине. Мира вам и всегда надёжных друзей. Пусть Господь всегда оберегает вас. ©

***

Дорогие мальчишки, вам представляется огромная честь – служить в армии. Сегодня вы ещё призывники, а завтра настоящие защитники нашей могучей державы. Желаем вам огромной силы воли, выдержки и терпения. Служите добросовестно и прилежно, чтобы сполна отдать свой долг Родине. Крепкого здоровья вам, большой удачи, и уверенности в себе. Пусть служба принесёт вам только вдохновенье, пусть вас окружает дружная солдатская семья, пусть на гражданке вас дождётся любимая девушка. Всех благ вам и благополучия. ©

***

Для вас, ребята, выпала большая честь – быть солдатом, верным защитником своей Родины. Сегодня день призывника, от всей души поздравляем вас с таким торжественным замечательным событием. Пусть вам всегда сопутствует удача, пусть хорошее настроение не покидает вас, пусть чувство долга будет самым патриотичным, самым главным в вашей жизни. Крепкого здоровья вам, выдержки и уверенности в себе. Пусть служба будет мирной, и приносит вам лишь вдохновение. Пусть ангел – хранитель всегда оберегает вас. ©

***

Сегодня мы отмечаем праздник будущих солдат, праздник призывников. Дорогие ребята, искренне желаем вам счастливой и мирной службы. Пусть ваша солдатская дружба будет сильной, крепкой. Служите так, чтобы вами могла гордиться вся родня, честно выполняйте долг перед Родиной. Крепкого здоровья вам, успехов и удачи, мира и хорошего настроения. Будьте бдительны и внимательны, добросовестно относитесь к выполнению заданий. Пускай Господь оберегает вас. Всех земных благ вам и благополучия. ©

***

Ещё вчера вы были озорными мальчишками, а сегодня призывники, будущие солдаты. Для вас выпала большая честь – служить в армии. Каждый настоящий мужчина должен пройти службу в рядах армии, отдать свой долг родине. Сегодня замечательный праздник. От всей души поздравляем вас, будущие воины. Желаем честно служить, быть всегда уверенными в себе, иметь настоящую выдержку и большую силу воли. Крепкого здоровья вам, счастья, удачи и везения. Пусть добрый ангел всегда оберегает вас. Служите так, чтобы вами гордились ваши родные. ©

***

Поздравления с днем призывника: В стихах

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. «Для интеллигентного человека, - отмечал А.П.Чехов,- дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать».

У многих людей сложилось убеждение, что искусство говорить публично – дар свыше, талант, которым обладают избранные. Но риторика – учебная дисциплина. Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих излагать свои мысли самостоятельно, воздействуя на окружающих не только языковой правильностью, но и логико-композиционной содержательностью. Изменения в обществе предъявляют высокие требования к устной речи специалиста. А готовить к публичным выступлениям будущих профессионалов в той или иной области деятельности необходимо со школьной скамьи. Данную проблему призван решать не только учитель русского языка и литературы. Обучение выступлению ученика перед аудиторией как развитие общеучебного умения – задача всего учительского сообщества. Практически нет ни одного учебного предмета, на котором ученикам не приходится выступать публично. И любой учитель скажет, что большинство школьников испытывает трудности, когда необходимо в официальной обстановке построить высказывание и произнести его перед классом. Редкий ученик может осознанно, эмоционально представить сообщение, доклад, реферат. В лучшем случае это будет вызубренное, лишенное эмоциональности выступление, в худшем – прочитанная с бумажки речь. Поэтому одной из задач учителя является формирование у обучающегося умения подготовить выступление, произнести его так, чтобы убедить, заинтересовать аудиторию.

В программе Т.А.Ладыженской по русскому языку в разделе «Развитие речи» представлена система уроков, посвященных разным аспектам ораторского искусства.

Несомненно, двух-трех часов в год не хватит, чтобы превратить школьников в ораторов, но этого достаточно, чтобы сформировать у них начальное понятие риторики, требований к публичному выступлению, умение определять цель, подбирать материал, доказательства, работать над языком, отвечать на вопросы, спорить, анализировать выступления товарищей. На данных уроках учитель русского языка играет роль направляющую. В дальнейшем ученик развивает начальные умения красноречия на других уроках (литературе, биологии и др.)

Конечно, не все выйдут из школы Цицеронами, так как основным на пути к освоению ораторского искусства является самообразование, неустанная работа оратора над собой, развитие природных данных, постоянные упражнения и практика. В этом аспекте задача учителя на данных уроках соотносима с задачей риторики, которую один из теоретиков красноречия, русский государственный деятель и ученый, М.М.Сперанский определял так: «…обучать красноречию неможно, ибо неможно обучать иметь блистательное воображение и ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром: можно обучать, каким образом сии драгоценные камни очищать от их коры, умножать их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой».

Обратимся к конкретным урокам, посвященным данной теме. Необходимо отметить, что элементы риторики в программу по русскому языку введены не так давно, поэтому учителю нужно самому определять цели, задачи занятий, подбирать практический материал, темы выступлений, сообразуя их с содержанием, отраженным в программе, и опираясь на классическую методику обучения риторике, которая включает в себя:

  • усвоение правил (теория);
  • анализ образцов;
  • упражнения с разбором и критикой выступлений;
  • речевая практика и упражнения по технике речи.

В 6-м классе программой отводится 3 часа по теме «Публичное выступление-призыв. Его структура, языковые особенности».

Естественно, прежде чем самому создавать выступление, ученик должен познакомиться с некоторыми теоретическими вопросами риторики (чему и посвящен первый урок ). Шестиклассники в ходе беседы устанавливают, что, для того чтобы речь состоялась, необходима цепочка: оратор – речь – аудитория . Они также выясняют, какие виды выступлений бывают и три вопроса, которые призван решать для себя любой оратор:

  • зачем говорю? (цель)
  • для кого говорю? (особенности аудитории)
  • что говорю? (содержание).

Учитель сообщает, что существует система классической риторики, состоящая из пяти компонентов:

  1. изобретение речи;
  2. ориентировка;
  3. расположение;
  4. запоминание;
  5. произнесение.

Детей также нужно убедить, что очень важно не только содержание речи, но и то, как она произносится. И в этом плане очень важны следующие компоненты: интонация, дикция, жесты, дыхание. Упражнения на дыхание выполнялись на уроках русского языка в течение двух предыдущих недель (см. приложение 1), результаты фиксировались учениками в тетради.

Следующая часть урока посвящена обсуждению «Памятки оратора» (см . приложение 2).

Второй урок посвящен непосредственно выступлению-призыву, а именно:

  • цели такого выступления (убедить аудиторию, призвать к действию);
  • особенности композиции (вступление, в котором задается тема; основная часть, призванная убедить слушателя; вывод, призывающий к действию);
  • языковым особенностям (побудительные предложения, риторические вопросы, обращения к конкретному и отвлеченному собеседнику, оценочная лексика, повторы слов и т.д.).

На уроке в качестве примера анализируется текст-призыв, перед этим детям дается схема-алгоритм анализа (см. приложение 3 ).

В качестве домашнего задания учащимся предлагается подготовить небольшое выступление на одну из тем: «Берегите хлеб», «Старость надо уважать», «Наркомания – проблема современности». Проверка рассредоточена на последующих уроках русского языка. В результате отобрано несколько выступлений для урока-конкурса «Лучший оратор». На этом уроке остановимся подробнее, так как он призван обобщить изученное на предыдущих уроках развития речи.

Цели данного урока:

  • углубление знаний о структуре, языковых особенностях призыва;
  • развитие умения находить особенности публичного выступления-призыва в подготовленной речи;
  • развитие умения произносить речь побуждающего характера.

Оформление доски :

  1. Эпиграфы:
  • Поэтами рождаются, ораторами становятся. Цицерон.
  • Умение просто и красиво говорить – целая наука. К.С.Станиславский.
  • Все, что намерен ты сказать, рассмотри прежде в уме твоем. Исократ.
  • «Памятка оратора» (см. приложение 2 ).
  • Подготовленная детьми информация об ораторах (см. приложение 4 ).
  • Подготовительная работа.

    Ученики разбиты на четыре группы. Каждая группа подготовила информацию о следующих ораторах: Цицероне, Демосфене, Сократе, Цезаре. Один человек от группы получил готовую речь, которую необходимо представить аудитории (на уроке выступал лучший). Остальные ребята получили задание подготовить небольшую речь-призыв на одну из предложенных тем (см. предыдущий урок). К уроку развития речи были отобраны лучшие ораторы от каждой группы.

    Ход урока

    1. Организационный момент . Учитель сообщает детям тему урока, цель. Учащиеся записывают дату, тему урока, эпиграфы.
      Упражнение на дыхание «33 Егорки».
    2. Представление групп, носящих имя определенного известного оратора.
    3. Актуализация полученных ранее знаний . Беседа по вопросам:
    • Что необходимо для того, чтобы речь состоялась?
    • Расскажите, как вы понимаете слова Цицерона и К.С.Станиславского, взятые в качестве эпиграфа к уроку?
    • Какому пункту «Памятки оратора» соответствуют слова Исократа?
    • Каковы особенности речи-призыва?
  • Выступления учащихся.
    Сначала выступает оратор с готовой речью «О бабушках» (см. приложение 5 ).
    После обсуждения выступления две группы должны доказать, пользуясь алгоритмом, что прозвучавшая речь является призывом, остальные группы определяют, соблюдал ли оратор требования «Памятки».
    Затем звучат оригинальные выступления, написанные и подготовленные самими учащимися (по одному представителю от группы). Группы комментируют выступления, делают замечания.
  • Подведение итогов урока . Класс выбирает лучшего оратора, который награждается грамотой.
  • Домашнее задание . Написать небольшое высказывание на тему «Нужны ли в наши дни ораторы?»
  • Литература

    1. С.Никольская. Техника речи. – М., 1978.
    2. Ч. Далецкий. Практикум по риторике. – М., 1995
    3. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5 - 9 классы. – М., 1994.

    ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ

    Публичные речи могут быть включены в другие формы деловой коммуникации, такие, как деловые совещания, конференции, дис­куссии, презентации, а могут иметь и самостоятельное значение. Речь в деловой среде направлена на достижение прагматических целей, например речь адвоката - чтобы эффективно защитить кли­ента, речь руководителя на совещании - чтобы стимулировать вы-сокопродуктивность работы его участников, для информирования, речь на митинге - чтобы убедить участников, склонить их к дейст­вию и т. п.

    Речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой.

    ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

    1. Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интерес­ной и полезной. Французская поговорка гласит: "Хороший оратор должен иметь голову, а не только глотку!" Слушатели намного ча­ще, чем думают иные, точно чувствуют, на самом ли деле мельница речи перемалывает зерно, или она трещит так громко лишь оттого, что внутри пусто.

    2. Она должна быть составлена правильно в композиционном от­ношении и содержать вступление, основную часть и заключение.

    У любой речи должна быть тщательно продумана внутренняя структура. Введение и основная часть должны дать ответы на сле­дующие четыре вопроса.

    Введение. Почему я говорю?

    Основная часть. Каково существующее положение (Что было? Что есть? Что должно быть вместо этого? Как можно изме­нить существующее положение?)

    Заключение содержит побуждение к действию: идти путем, о котором узнал оратор, и таким образом изменить существующее положение.

    Речь должна быть ориентирована на слушателей в зависимости от того, предназначена она для индивидуального собеседования или для выступления перед большой аудиторией. Она может быть обра­щена к разнородной аудитории.

    Сэр Гамильтон думал лаконично и связно, оставив нам пять за­поведей искусства речи:



    Понять, что следует сказать;

    Упорядочить: что по делу, а что шутки ради;

    Облечь в слова и украсить слогом;

    Запечатлеть в памяти;

    Приятно и достойно изложить.

    СОЗДАНИЕ ТЕКСТА РЕЧИ

    Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной под­готовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требова­ние. Подготовка речи является творческой работой, доставляющей ее автору радость и импровизационный азарт. К такой подготовке отно­сится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы.

    Античный риторический канон выделял 5 этапов подготовки и произнесения речи.

    1. ИНВЕНЦИЯ, или "нахождение", "изобретение". На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.

    3. ЭЛОКУЦИЯ, или "словесное оформление мысли". В этой час­ти осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование выступления и заклю­чения, окончательная редакция текста.

    4. МЕМОРИО, или "запоминание". На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть даже выучить его наи­зусть и попробовать освоить риторически, то есть выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста
    и другие проявления индивидуального ораторского стиля. "Стиль являет­ся физиономией духа, вернее телесной оболочкой", замечает Шопенгауэр.

    5. ПРОИЗНЕСЕНИЕ.

    § 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РЕЧИ

    Для эффективного выступления с речью деловому человеку недос­таточно только выбрать ее тему, необходимо подумать и о назначении речи. Если человек берет слово, затем встает и начинает говорить, не имея ясного представления о том, чего ради он говорит и что, собствен­но, хочет сказать, то для такого выступления несомненно нет достаточ­ного основания и оно недопустимо, так как отсутствует предмет речи.

    Поль Л. Сопер в книге "Основы искусства речи. Книга о науке убеждать" дает следующие советы начинающим ораторам:

    1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и
    интересам

    Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать вам больше знаний, чем обладают ваши потенциальные слушатели, или тему из такой области, в которой у вас по крайней мере не меньший опыт, чем у слушателей. Выступающий должен иметь об­щественные интересы и широкий кругозор.

    "Нет такой специальной или из ряда вон выходящей темы, чтобы не нашлось книги, способной предоставить материал по этой те­ме", - пишет Гамильтон и дает совет: "Читайте Сенеку, он по боль­шинству тем дал блестящие и счастливо выраженные мысли".

    2. Подбирайте уместную тему

    Выбор темы зависит от места, времени и настроения публики, от актуальности конкретного момента. Официальный повод следует ино­гда использовать как исходный пункт для развития выбранной вами темы, которая, в свою очередь, может стать интересней и важней.

    3. Выбирайте тему, соответствующую аудитории

    Тема должна быть интересна, важна и понятна для слушателя. Это зависит, главным образом, от следующих факторов:

    а) основных интересов аудитории;

    б) групповых интересов;

    в) злободневных интересов;

    г) конкретных интересов;

    д) новизны темы;

    е) заложенных в теме полярных мнений.

    § 4. ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕЧЬ

    Цель информационной речи - обогатить аудиторию слушателей новыми знаниями, дать новое представление о предмете, процессе, явлении, пробудить любознательность. Это может быть повествова­ние, описание, объяснение. Повествование - связный рассказ; описа­ние - расчленяет предмет, показывает частности и придает им нагляд­ный вид, как на картине; объяснение - показывает, каков предмет в дей­ствии или каково его устройство. Во всех информационных речах пре­обладает какая-либо одна из этих характерных черт. Например:

    Повествование: Рост и упадок корпорации. Компьютеризация труда менеджера. Микроэлектроника и ее перспективы.

    Описание: Дом русского крестьянина. Санкт-Петербург с высоты птичьего полета. Жизнь в стратосфере.

    Объяснение: Что вдохновляет политика. Смысл христианства. Деловые игры как методика обучения.

    Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:


    а. В ней не должно быть ничего спорного;

    б. Она должна пробуждать любознательность слушателя;

    в. Она должна удовлетворять запросы слушателя;

    г. Сообщение должно быть сделано на актуальную тему.

    УБЕЖДАЮЩАЯ РЕЧЬ

    В реальной практике убеждающие речи рассматриваются как агитационные, в них любыми методами - логическими и иными -оратор убеждает согласиться с ним в сложном вопросе, по которому в обществе нет единой точки зрения. Вместе с тем, хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не пред­ставляет собой призыва к непосредственному действию. Во время убеждающей речи доказываются или опровергаются какие-либо по­ложения, вызываются у слушателей те или иные чувства.

    Предмет убеждающей речи - вопросы факта, свидетельствующие о том, что представляет истинную правду, а что нет, или вопросы поведе­ния, то есть что следует предпринимать, а какие действия недопустимы.

    Интерес аудитории к предмету речи стимулируется самой спорно­стью вопроса, и от оратора требуются ответы на вопросы: "Чему же верить?" или "Что делать?". Если предмет речи не вызывает у аудито­рии реального или потенциального интереса, или нельзя при обсуж­дении проблемы предложить ее решение (или хотя бы помочь в этом), то такая тема выступления не подходит для убеждающей речи. Чтобы избежать подобного рода ошибок необходимы следующие шаги.

    1. Выбирать действительно спорный и актуальный вопрос.
    Следует помнить, что многие актуальные темы устаревают, их острота снижается, и в определенный период времени она может не вызывать интереса. Поэтому для речи убеждающего характера лучше всего брать темы по политическим и социальным вопросам, например: тор­говля спиртными напитками, налоги с торгового оборота, служба мо­лодых людей в армии, безработица, невыплата заработной платы в государственных учреждениях, криминогенная ситуация в стране, коммунальная реформа и ее проблемы и т. п. Эти темы вызывают жи­вой интерес у слушателей, оратор несомненно по каждой из них мо­жет предложить какие-то варианты предложений, решений, нечто конструктивное и новое, о чем уже давно не слышала аудитория.

    2. Выбирать содержательную тему. Даже если речь будет ост­роумна и увлекательна по форме, необходимо, чтобы обсуждаемый вопрос непосредственно касался слушателей и затрагивал их прак­тические интересы.

    3. Выбирать разрешимый вопрос. Несомненно, сама речь не может практически решить тот или иной вопрос, но продемонстрировать возможные пути, подходы к решению, обозначить те или иные варианты действий - это сделать оратору необходимо.

    ПРИЗЫВАЮЩАЯ К ДЕЙСТВИЮ РЕЧЬ

    Призывающая к действию речь также относится к числу агита­ционных, а следовательно, она должна содержать необходимые факты, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию, призывать к конкретному действию: к новому, к продол­жению или прекращению прежнего.

    Призыв к действию бывает прямым и косвенным; действие мо­жет наступить когда-нибудь или немедленно; направлено действие именно на тех слушателей, которые сидят в аудитории.

    Речь оратора в этом случае должна быть столь убедительной, чтобы у слушателей появилась потребность именно здесь и сейчас сделать то, о чем их просит оратор.

    Поль Сопер в уже упоминавшейся книге "Основы искусства ре­чи. Книга о науке убеждать" предлагает типичные примеры публич­ных призывов, которые можно использовать деловым людям, госу­дарственным или политическим лидерам.

    Так, например, для выступлений на коммерческие темы харак­терны призывы распространять страховые полисы, проспекты вло­жения капитала, книги и сотни других предметов, о которых ком­мерсант держит речь на собраниях.

    Призывы оказать поддержку направлены в пользу местных благо­творительных обществ, организации Красного Креста, кампаний по оказанию помощи бедствующему населению в других странах и др.

    Призыв "принять участие" касается клубной работы, подготовки спортивных соревнований, можно также предлагать прочесть книгу, посмотреть фильм, театральную постановку, послушать специаль­ный курс, заняться шейпингом и пр.

    Обращения, относящиеся к личному поведению, затрагивают во­просы улучшения навыков обучения, привычек, связанных со здо­ровьем, речью, питанием; призывают не курить, заниматься физиче­скими упражнениями, поставить себе в жизни цель, быть честным, бескорыстным и пр.

    При выборе темы для речи, призывающей к действию, необходимо:

    1. Проверить, вызовет ли тема достаточный интерес у слу­шателя. Самая трудная аудитория для побуждающих речей - это индифферентная аудитория. Поэтому очень важно, как и в речах, описанных выше, выбрать волнующую слушателей тему, заде­вающую их интересы, провоцирующую потребность поддержать оратора. Это зависит, в свою очередь, от того, способен ли высту­пающий дать почувствовать слушателю, что вопрос идет о сроч­ных, полезных и желательных действиях.

    2. Выяснить, способны ли слушатели к действию. Для ответа на этот вопрос необходимо соотнести не только интересы аудито­рии, но и ее особенности, например какой смысл предлагать слушателям приобрести что-либо, если у них нет средств или они уже сде­лали то, о чем их просят?

    3. Уточнить, не слишком ли сильная оппозиция? В некоторых аудиториях прямой призыв к действиям может не найти отклика по причине внутреннего противодействия, наличия оппозиции. Поэто­му важно убедить хотя бы некоторых слушателей. Такая ситуация
    требует от оратора большой осторожности и в выборе цели выступ­ления, и в определении предмета обсуждения. Как известно, слуша­телей побуждают к действию материальные, нравственные или об­щественные блага, поэтому следует уяснить для себя и объяснить это слушателям, сколько времени, энергии, денег затратят они, сле­дуя вашему призыву, будут ли их действия сопровождаться психо­логическими травмами, и если - да, то пойдут ли они на это.

    Оратору во время агитационной речи следует контролировать си­туацию, и если анализ свидетельствует, что своими призывами вы только обострите оппозицию, то необходимо на данный момент по­жертвовать агитационной целью в пользу чисто информационной беседы. В реальной практике можно столкнуться с ситуацией, когда определенная ораторская смелость также может быть уместна.

    Речи подобного типа обычно не планируются заранее и не готовятся длительное время, тематика их может меняться в зависимости от акту­альных событий. Они представляют собой как бы "оперативные" речи, поэтому важными требованиями для них являются такие, как:

    Излагать мысли таким образом, чтобы слушатели отождествляли получаемую информацию со своими проблемами и размышлениями;

    Задевать личные мотивы слушателей, их интересы;

    Кратко и эмоционально выражать мысли;

    Ориентировать аудиторию на конкретные прагматические действия;

    Пользоваться логически безупречной аргументацией, учитывая при этом эмоциональную культуру слушателей и их убеждения.

    § 7. РЕЧЬ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ ПОВОДУ

    Речи по специальному поводу обращены, как правило, гораздо более к чувству, чем к разуму. Они имеют четыре основные формы:

    Протокольная (рамочная) речь - приветствие, благодарность и пр.;

    Траурная речь.

    Торжественная речь.

    Речь в дружеском кругу.

    Произнесение речей по специальному поводу для многих орато­ров представляет трудности, вызванные тем, что: а) нужно выбрать ситуативно уместный момент;

    Б) необходимо уловить основное настроение собравшихся и отра­зить это в речи;

    в) требуется выразить глубокие чувства простым языком;

    г) надо говорить как можно короче;

    д) сказанные слова, речь должны быть неповторимы;

    е) использование цитат допустимо, но коротких и с глубоким смыслом.