Советский режиссер убежавший за границу. Самые дерзкие побеги из ссср

Ученый-океанолог очень хотел уехать из СССР. Настолько сильно, что его не остановил ни железный занавес, ни статус невыездного, ни ночь, ни незнакомые моря.

В декабре 1974 года в ленты информационных агентств по всему миру попадает сенсационная новость: «Побег из СССР. Гражданин Советского Союза бросился в Тихий океан с борта лайнера». Среди подробностей указано, что мужчина преодолел около сотни километров вплавь без еды, воды и отдыха и добрался до Филиппин.

Станислав Курилов родился во Владикавказе (Орджоникидзе) в 1936 году, детство провел в Семипалатинске (Казахстан). Несмотря на то, что детство он провел среди гор и степей, он мечтал о море. В десять лет Станислав переплыл Иртыш. После школы пытался устроиться на Балтийский флот юнгой. Хотел стать штурманом, но не прошел медкомиссию - подвело зрение. После окончания Ленинградского метеорологического института по специальности «океанография» работал в Институте океанологии Академии наук СССР в Ленинграде, участвовал в создании подводной исследовательской лаборатории «Черномор», работал инструктором в Институте биологии моря во Владивостоке.

Со студенчества Станислав Курилов начал активно заниматься йогой, изучая по самиздатским публикациям. Он приучал себя к аскетизму, занимался особой дыхательной практикой. Курилов регулярно спал на гвоздях, устраивал себе 40-дневные голодовки, медитировал. Именно йога, как позднее рассказывал сам Курилов, помогла ему преодолеть почти 100 километров в открытом море.

Курилов мечтал поработать с Жаком Кусто, слава о котором перешагнула и границы «железного занавеса». С его деятельностью были хорошо знакомы в Союзе, и Курилов, как и многие советские ученые, преклонялся перед великим французским исследователем морских глубин.

В своей области Курилов был известным и крупным специалистом. Работая океанографом, Курилов входил в так называемый список «невыездных», хотя он страстно желал побывать за рубежом, а при случае и навсегда там остаться. Власти не выпускали его за рубеж еще и потому, что родная сестра ученого Анжела, выйдя замуж за индийца, переехала на ПМЖ в Канаду.

Осенью 1974 года Курилов купил тур на теплоход «Советский Союз». Он совершал круиз «Из зимы в лето», о котором Курилов узнал из ленинградской газеты, купленной как-то по дороге на работу в институт. Круиз проходил по Тихому океану из Владивостока без захода в иностранные порты. Все 20 суток путешествия советские туристы находились на борту корабля. Таким образом, участники тура не нуждались и в визах, так как по международным правилам они не покидали территорию своего государства. Поэтому Курилова и отпустили в вояж, который превратился в авантюрный побег из страны самого развитого социализма.

8 декабря 1974 года теплоход «Советский Союз» вышел из порта Владивостока и отправился через Японское море на юг. Примечательно, что Курилов прыгнул за борт судна, которое было менее всего к этому приспособлено. По обоим бортам были расположены специальные цистерны для выравнивания корабля во время качки. Кроме того, ниже ватерлинии судна шли подводные крылья шириной в полтора метра. Покинуть корабль, просто прыгнув с борта, было невозможно. Единственным вариантом было попробовать прыгнуть с кормы прямо в бурун, который оставляет в воде гребной винт. Именно так Курилов и поступил. С собой у него были маска, трубка, ласты и перчатки с перепонками его собственной конструкции.

Проходя как-то мимо рубки капитана, Курилов увидел, что дверь в нее открыта, а внутри никого нет. На столе он заметил карту пути лайнера с датами и координатами. План побега созрел моментально. Он решил, что бежать надо в тот момент, когда «Советский Союз» будет проходить мимо филиппинского острова Сиаргао и до берега будет 10 морских миль (около 18, 5 километра).

Ночью 13 декабря был небольшой шторм, но Курилов решил: или сейчас, или никогда. Он дождался, пока публика разбредется по каютам, и спрятался на корме корабля. В условиях непогоды и дождя всплеск за кормой судна никто из находившихся на вахте членов экипажа не заметил.

Опасность прыжка, который совершил Курилов, была в том, что его запросто могло затянуть под винт и в прямом смысле слова разрубить на куски. Но ему повезло. Вынырнув на поверхность, он увидел удаляющиеся кормовые огни «Советского Союза». Определив по звездам стороны света, он неспешными, но уверенными гребками поплыл в сторону Филиппин.

Станислав Курилов:

— Всего один прыжок отделял меня от этой влекущей красоты и свободы. Но нечего было и думать, чтобы среди бела дня оставить судно на виду у сотен глаз - мгновенно будет спущена шлюпка. Ночь - время беглецов! Ночью совершаются побеги из тюрем.

Главной его задачей было экономно расходовать силы и не умереть от обезвоживания. Тут Курилову снова повезло - он не попал в сильный шторм, который бушевал в нескольких десятках километров от его маршрута. Акулы, которые водятся в тех местах в изрядном количестве, также не заинтересовались одиноким советским океанографом, плывущим в открытом море.

Станислав Курилов:

— Океан дышал как живое, родное, доброе существо. Стоило наклонить голову к воде, и взгляду открывался фантастический фосфоресцирующий мир.

Тем не менее в пути его сильно отнесло течением на юг, поэтому Курилову пришлось преодолеть гораздо большее расстояние, чем он предполагал.

Станислав Курилов:

— Ноги перестали повиноваться. Сильно горели обожжённые солнцем лицо, шея и грудь. Меня лихорадило и всё больше клонило ко сну. Временами я надолго терял сознание.

Сто километров до Сиаргао он проплыл чуть менее чем за три дня. 15 декабря Курилова подобрали местные рыбаки, которые сообщили о нем властям. Курилова арестовали, предъявив обвинение в незаконном пересечении границы. Почти год он провел в местной тюрьме, правда, на особом положении. В отличие от других заключенных, начальник тюрьмы отпускал его на прогулки по городу, а иногда и сам приглашал в один из близлежащих баров. О побеге сообщила радиостанция «Голос Америки». Так о Курилове узнал весь мир, кроме его родины.

Советский Союз потребовал от Филиппин выдать беглеца, но власти азиатского государства отказались это сделать. В этот период между странами не было официальных дипломатических отношений, которые были установлены лишь два года спустя. Несмотря на то, что авторитарный филиппинский лидер Фердинанд Маркос лояльно относился к компартии и Советскому Союзу, в то время он был слишком занят борьбой с оппозиционерами внутри страны, поэтому отношения с Москвой его не сильно волновали, как и гнев последней по поводу какого-то беглого океанографа.

В СССР тем временем в отношении Станислава Курилова организовали заочный судебный процесс, по результатам которого самый гуманный суд в мире приговорил его к 10 годам лишения свободы за измену Родине. Но Курилову уже было все равно.

Сестра Курилова, которая жила в Канаде, наняла для брата хороших адвокатов, которые помогли ему получить официальный статус беженца. Почти сразу после этого Курилов покинул Филиппины и уехал в Канаду. Там он сначала работал в пиццерии, а затем в организациях, занимающихся морскими исследованиями. Он искал полезные ископаемые у Гаваев, работал в Арктике, изучал океан на экваторе. За свою оставшуюся жизнь он совершил несколько экспедиций, опубликовал ряд научных исследований о Мировом океане.

Во время одной из рабочих командировок в США Станислав Курилов встретился с израильскими литераторами Александром и Ниной Воронель. Они пригласили его в Израиль, и там он встретил писательницу Елену Генделеву. В 1986 году они поженились, и Курилов переехал в Израиль, где поступил на работу в хайфский океанографический институт. В этом же году в израильском журнале «22» была полностью опубликована повесть Курилова «Побег». Отрывки из повести были опубликованы в 1991 году журнале «Огонёк» и принесли автору звание лауреата премии журнала.

Станислав Курилов погиб 29 января 1998 года во время погружения на дно Тивердиадского озера в Израиле. Освобождая вместе с напарником от рыболовных сетей аппаратуру, установленную на дне, Курилов запутался в сетях. По разным версиям, он задохнулся после того, как использовал весь воздух в баллонах, или у него просто не выдержало сердце. Курилова похоронили на небольшом кладбище в предместье Иерусалима.

В 2004 году наследники переиздали книгу Курилова под названием «Один в океане». В 2012 году режиссер Алексей Литвинцев снял документальный фильм о Станиславе Курилове «Один в океане».

// 09.11.2006
Пути к свободе
Бегство из СССР было, вне всякого сомнения, занятием не менее рискованным и, возможно, более трудным, чем попытка преодолеть Берлинскую стену. Дело в том, что в Советском Союзе вдоль границ шла еще и пограничная зона шириной в десятки километров. Для того чтобы попасть туда, требовался специальный пропуск. Граждане, не имевшие командировки в те места или проживавших там родственников, получить такой пропуск практически не могли. Те же, кто тем не менее туда проникал, обязаны были знать, что должны избегать любых встреч, так как местное население обязано было немедленно сообщать властям не только о подозрительных, но и всех незнакомых лицах.

Тем не менее попытки такие совершались постоянно. Автор знает о целом ряде удачных. Имена большинства из героев мы раскрывать тем не менее не будем по одной простой причине. Большинство из этих людей, пережив со всей очевидностью ужасающий стресс, не желали и не желают до сих пор раскрывать свои имена. Многие поменяли имена и фамилии. Многие не разговаривают с незнакомыми людьми по-русски. Один из моих знакомых беглецов вообще никогда по-русски не говорит. Все они рассказывали об обстоятельствах своего побега очень скупо. Детали из них приходилось выуживать буквально клещами. Но все эти истории, кроме одной, я знаю из первых рук. С той же единственной, с героем которой я не знаком, пожалуй, начну.

История первая. В одно море нельзя войти трижды

Осенью 1975 года я сопровождал мать и сестру моего друга Бориса Мухаметшина в Пермскую область. Там в Чусовском районе, в 35-й зоне, Борис отбывал срок за антисоветскую агитацию и пропаганду.

Времена были противные, но не самые кровожадные. Женщины получили личное свидание на трое суток. Коррупция существовала уже тогда, и меня запустили в комнату свиданий вместе с ними на три часа. Обошлось это в блок дефицитных тогда американских сигарет и упаковку не менее дефицитной финской жевательной резинки. Именно тогда я и узнал от Бориса, рассказывавшего про свою тюремную и лагерную жизнь, историю человека, с которым он находился вместе несколько дней в тюремной больнице.

В начале 70-х этот молодой человек твердо решил покинуть СССР. Тогда было два легальных способа это сделать: жениться на иностранке или выехать на ПМЖ в Израиль. Наш герой выбрал, однако, бегство. Он отправился в Батуми, соорудил маленький плот и, выбрав день, вернее, ночь, когда море было неспокойным, а ветер попутным, поплыл в Турцию. На его пути ему несколько раз попадались пограничные катера, но каждый раз, когда свет их шарящих прожекторов приближался, беглец нырял, а его плотик засечен не был. Во всяком случае, он благополучно добрался до Турции, а через некоторое время оказался в США. Все было бы замечательно, но он осознал, что не может жить без своей, оставшейся в социалистическом отечестве любимой. И он не придумал ничего лучшего, чем отправиться обратно в Турцию, соорудить плот и вновь нарушить государственную границу СССР. Самое поразительное, что и эта попытка оказалась удачной. Он добрался до родного города, нашел свою любимую и уже вместе с нею снова поехал в Батуми.

Увы, девушка его очень плохо плавала, и, отправляясь снова в Турцию, они надели на нее спасательный жилет. Жилет же этот, естественно, не позволял полностью погружаться под воду при приближении света прожектора. Беглецы были обнаружены первым же пограничным катером...

История вторая. Девять суток в море

В 1976 году мне разрешили выехать в Швецию к моей жене. Несколько лет спустя я навещал друзей в Нью-Йорке, поиздержался в пути и устроился работать мувером, то бишь грузчиком, в замечательную фирму, называвшуюся как-то типа «Мувинг оллуэйз», хозяин которой предприимчивый экс-диссидент-отказник с удовольствием использовал дешевый иммигрантский труд. Напарником моим оказался крепко сбитый, подтянутый, румяный усач по имени Олег, который поначалу отказывался говорить со мной по-русски. Как выяснилось, он полагал, что все незнакомые ему русскоязычные граждане суть потенциальные агенты КГБ. Я, надо признаться, английским почти не владел. Грузчики же, если они работают в паре, должны, понятное дело, перекидываться время от времени хотя бы парой фраз. Но напрасно я взывал к Олегу. Он был непреклонен. Правда, через пару дней он, либо наведя справки, либо поверив мне на слово, сменил гнев на милость и стал говорить со мной по-русски. Это был знаменитый Олег Соханевич, воспетый в песне Алексея Хвостенко.

Олег тоже решил бежать морем, тоже Черным, тоже в Турцию. Но он справедливо опасался пограничных катеров и выработал план бегства, который позволял ему избежать встречи с ними. Положив в чемодан надувную резиновую лодку, емкость с водой и скудный провиант, он купил билет на теплоход «Россия» следовавший по маршруту Одесса-- Сочи. В заранее выбранную ночь он вместе со своим багажом просто прыгнул за борт. Убедившись, что прыжок его остался незамеченным и «Россия» благополучно удаляется в направлении Кавказа, Олег, уже находясь в воде, надул ртом свою лодку и погреб к югу, в Турцию. Он греб девять суток, но доплыл-таки. По его словам, самое трудное было убедить турок в том, что ему это удалось, но смею предполагать, что Олег слегка бравировал.

История третья. Бегство длиною в пять лет

Большинство «сухопутных побегов» осуществлялось, видимо, через финскую границу, хотя между СССР и Финляндией и было соглашение о выдаче беглецов. Однако люди, тщательно готовившие свой побег, знали, что в случае удачного перехода надо не расслабляться, а двигаться дальше, в Швецию, и там уже сдаваться властям. Александр К. этого не знал. Он жил в маленьком среднерусском городке, но в отличие от большинства его жителей не пил спиртного. Что ж, и такое бывает. Когда же его земляки и приятели пьянствовали, Александр слушал радио, в том числе и западные голоса, и решил податься за границу.

Дело было в середине 60-х. Он купил билет до Ленинграда и там уже хотел купить до ближайшей к границе станции. В кассе у него попросили пропуск в погранзону. Похлопав себя по карманам, он сказал, что оставил пропуск дома. Потом пошел в справочную, сказал, что едет рыбачить, и спросил, куда в Карелии можно поехать без пропуска. Получив названия нескольких населенных пунктов, он достал из рюкзака карту и, выбрав наиболее приближенную к погранзоне станцию, купил билет.

Добравшись до места, он бодро отправился на запад и, чуть более чем за сутки преодолев погранзону, вышел к границе, довольно быстро нашел лаз и оказался в Финляндии. Но, видимо, «наследил». Как выяснилось впоследствии, уже через несколько часов после пересечения им границы советская сторона известила полицию Финляндии, что опасный преступник, беглый убийца совершил нелегальный переход границы. Александр же, совершенно не скрываясь, добрался до какого то финского городка и, зайдя в банк, попросил поменять ему несколько десятков рублей на финские марки. Через несколько часов он был снова на родине. После того как выяснилось, что Александр скорее чудак, чем антисоветчик, срок ему дали относительно небольшой, а через четыре года и вовсе досрочно освободили в связи с примерным поведением и амнистией. Но сдаваться он не собирался и еще в лагере начал учить английский язык у какого то зэка-полиглота.

Освободившись и приехав в родной город, он продолжил обучение, копил деньги и несколько раз ездил в Ленинград, где у фарцовщиков покупал финские марки. Сочтя, что нужная сумма скоплена, он отправился по знакомому маршруту. Очень быстро он обнаружил, что за пять лет граница сильно укрепилась. Отрезок, который пятью годами раньше он преодолел за сутки, занял у него неделю. А собственно граница казалась вообще непреодолимой. Правда, когда полз вдоль нее, он обнаружил проход в стене шириной метров в сто. Но с каждой стороны прохода постоянно караулили пограничники. Еще сутки Александр, затаившись, ждал. И дождался-таки. Один из солдатиков решил сходить к другому, чтобы прикурить. Пока он прикуривал, Александр во второй раз пересек государственную границу СССР. В лесном озере он тщательно выстирал одежду. Потом несколько дней, обходя населенные пункты, шел до Хельсинки. Дошел пешком до порта и в кассе купил билет в Стокгольм.

Я встретил его почти десятилетие спустя. Он жил с женой-шведкой и двумя детьми в маленьком городке. Работал, как и в России, на фабрике. После долгих уговоров он рассказал мне свою историю. По-шведски. После второго пересечения границы по-русски он больше никогда не говорил.

История четвертая. Разговорчивый полицейский

Дмитрий В. тоже «наследил», переходя финляндскую границу. Он не мог не наследить, поскольку перебирался через стену и колючую проволоку по стволам елей, которые он подпилил и уложил на препятствие. Очень быстро он был задержан и доставлен в участок.

Полицейский офицер, немолодой уже человек, говорил по-русски. Выслушав сбивчивый рассказ Дмитрия, он покачал головой и сказал примерно следующее: «Я ничего не могу поделать. Советская сторона уже известила нас о том, что опасный преступник нарушил границу. Мы обязаны выдать вас. Я понимаю, вы были очень близки к цели, ведь вон там, совсем недалеко, есть железная дорога. И товарные поезда часто останавливаются на разъезде. Поезда эти идут в Турку, а из Турку ходит паром в Швецию. Чтобы попасть на паром, билет не нужен, потому что его можно купить и на борту, а проверка осуществляется в порту прибытия. Но вам это уже не поможет. Я обязан вас выдать советской стороне. Я, правда, сначала пойду домой и пообедаю. Я не запираю дверь, но вы, пожалуйста, сидите здесь и ждите меня, потому что, когда вернусь, я должен буду выдать вас советской стороне». Сказав все это, он подмигнул Дмитрию, улыбнулся и вышел, даже не притворив дверь.


12 августа 1972 года мир облетела весть: из СССР бежал не очередной диссидент и даже не группа противников советского режима, прорыв на Запад совершил целый корабль «Вишера» - под руководством капитана Павла Ивановича Дудникова. При этом из всей команды лишь старший механик пожелал вернуться на коммунистическую родину. Остальные предпочли остаться в Европе, некоторые потом перебрались в Америку.

Западная пресса не долго тешилась новым сюжетом, а в империи зла о нем и вовсе предпочитали молчать. Но сам факт коллективного побега из советского ада взволновал многих, особенно русских эмигрантов первой и второй волны. Для них поступок Дудникова был знаком назревающих глобальных перемен, началом надвигающегося краха советской империи. Героического беглеца приглашали на различные встречи, конференции, но он в силу своей скромности неизменно отказывался - он хотел просто спокойно жить и работать в мире, который считал свободным.

Попытки вырваться из Советского Союза на захваченных морских судах предпринимались и ранее. Так 9 сентября 1956 года трое молодых людей - Воликов, Вилисов и Чернин - поднялись на борт катера «Тайфун», стоявшего без охраны у пирса бухты Ванино порта Советская Гавань и попытались выйти на нем в море, но в тумане заблудились в бухте и на рассвете поставили катер на место. После этой неудачи решили захватить другое судно. Для этого познакомились с командой катера РК-1283, напоили всю команду водкой и остались ночевать на судне. Утром 14 октября отправили членов команды на берег за водкой. После этого вышли на катере в море. При прохождении боновых ворот не подчинились требованиям остановиться. Беглецы взяли курс на Японию. В погоню отправили сторожевой катер. По ним был открыт огонь, один из беглецов был ранен. Но поскольку всем перебежчикам было по 16-17 лет и свой поступок они объясняли тягой к путешествиям и приключениям, их осудили только за незаконный переход границы и приговорили к 3 годам лагерей.

В сентябре 1967 года четверо учащихся севастопольского ГПТУ 13 угнали с причала «Аполоновая» в севастопольской бухте водолазный катер, намереваясь бежать на нем в Турцию. Им удалось выйти незамеченными из бухты, но через 12 км. у мыса Херсонес были обнаружены и задержаны сторожевым катером. Неудачливых беглецов поместили в психиатрическую больницу.

Павлу Дудникову и его друзьям повезло больше.

Павел Иванович Дудников родился 1 июня 1927 года в Ставрополе. Рано потерял родителей, воевал на фронтах 2 мировой. Закончил мореходку. Плавал на судах загранплавания. Видя заграничную жизнь и сравнивая ее с безрадостной советской действительностью, стал открыто критиковать совдеповские порядки. Бунтаря списали с корабля и закрыли визу. Видя несправедливость и жестокость коммунистического режима, Павел Дудников решает навсегда покинуть СССР. Обдумывая планы побега, он решает, что наибольшие шансы уйти за границу могут появиться при перегоне небольшого судна из одного порта в другой.

В 1970 он переезжает в Сухуми. С большим трудом Павлу удается устроиться в рыбколхоз на сейнер. Бывалый моряк, отлично знающий свое дело, пришелся по душе руководству рыбколхоза. Вскоре Дудникова назначают капитаном небольшого рыболовецкого сейнера «Вишера», 1949 года постройки.

Фантастически повезло с командой. Его старший помощник Георгий Колосов уже трижды побывал за различные проступки в советских концлагерях, люто ненавидел советскую власть и мечтал о побеге, Валерий Дюсов сутками слушал западное радио и тоже не прочь был покинуть социалистическую родину. У литовца Ромаса Гадляускаса были свои счеты с коммунистами, его отец погиб в советских застенках, куда его бросили за участие в партизанском антисоветском движении. Когда Дудников намекнул команде, что они могут попытаться уйти на Запад, его предложение было встречено с восторгом.

В июне 1972 судно вышло из Сухуми в Керчь для ремонта на керченском судоремонтном заводе. Была короткая остановка в Сочи и 5 июня 1972 г. «Вишера» прибыла для ремонтных работ в Керчь. Судно было действительно очень истрепано и Дудников решает бежать на нем после ремонта. В августе ремонт окончен. «Вишера» выходит из Керчи и следует в Сухуми. После того как судно выходит из Керченского пролива, Дудников берет курс на Босфор. Рация была отключена и спустя 2 суток беглецы вошли в пролив. Фортуна улыбалась смельчакам. Безо всяких проблем беглецы прошли Босфор и вошли в воды Мраморного моря. Туркам решили не сдаваться, а следовать в Грецию, где к тому времени к власти пришли военные - антикоммунисты «черные полковники», разорвавшие отношения с Советским Союзом. А это была гарантия от их невыдачи советским властям.

Вот как Павел Дудников вспоминает тот момент: «Это был культурный, т.е. блестящий побег без жертв и даже с советским шампанским. Так, я в Мраморном море бросил якорь, созвал всех в салон и поздравил с побегом команду при полных бокалах шампанского. Команда ликовала. За исключением старшего механика Цхадая - он был ярый коммунист, фанатик, притом дурковатый. Тогда я объявил, что судно будет следовать дальше в Грецию, я не намерен у турок подлых брать политическое убежище, так как они часто с Москвой устраивают сделки и выдают перебежчиков. Старший механик Цхадая умолял меня не следовать в Афины, потому что его как коммуниста засадят за решетку. Я ему ответил, что его не тронут, так как греки соблюдают международные правила. Но он до того был сугубо узким человеком, что до него не доходила никакая истина. Он говорил, что боится черных полковников, которые у власти в Греции. И вот проходя Дарданеллы у порта Чанакалле, при подходе к борту турецкого служебного катера, Цхадая бросается на катер и устраивает шум - трясет в объятиях турецких представителей, а они его не понимают, т.к. он не знает турецкого языка. Турки подумали, что это и есть советский перебежчик и отошли от борта, а мне махнули рукой - следуйте. И я продолжил рейс в порт Пирей. После я узнал у греческих властей, что турки в Чанакалле не могли найти переводчика целые сутки, а когда узнали от него, что бежало судно, а его требуют возвратить его в СССР, то наш след к этому времени пропал. В общем турки заявили греческому правительству, что они дали бы нам убежище, но я ответил, что лучше с турками не иметь дела. Ну, а когда Цхадая вернулся в Сухуми, то мне писали друзья грузины и армяне, что над ним смеялся и потешался весь город».

12 августа 1972 года «Вишера» благополучно вошла в греческий порт Пирей. Беглецов встречали как героев. Их называли блестящей восьмеркой, показывали по телевидению, брали интервью, в их честь устраивались банкеты. Грекам особенно импонировало то, что беглецы прибыли прямиком в Грецию, а не попросили убежища в соседней Турции, с которой у них давние счеты.

После побега команда разъехалась по разным странам. Часть беглецов осталась в Европе. Павел Дудников и старпом Георгий Колосов выехали в США. Трагически сложилась судьба члена команды Павла Сиордии (1949 г.р.). Этнический грек, после побега он остался жить в Греции, но спустя год, тоскуя по оставшимся в Союзе родным, решил вернуться. В 1973 году по прибытии в Москву был арестован прямо у трапа самолета, позже помещен в Днепропетровскую спецпсихбольницу. В 1977 году Сиордия погиб, не выдержав пыток нейролептиками.

Павел Дудников работал на рыболовецких судах на Аляске, жил в Калифорнии, во Флориде. С ним встречались американские кинематографисты, планируя снять фильм о побеге, но не сложилось. На американских судах, где ему приходилось работать, Дудникова воспринимали как живую легенду, он вспоминал, что «американцы очень удивлялись, как я мог так блестяще оформить побег».


Побег 9 членов команды Дудников снимал на кинокамеру: стоянка в Сочи, Керчь, переход через Черное море, Босфор, банкет в Мраморном море. Но, к сожалению, во Флориде у Дудникова угнали машину, а с ней пропала и кинокамера с пленками. О побеге Дудникова готовил книгу проживавший в Женеве эмигрант Сергей Нерсесович Крикорьян, но не смог завершить работу. В июле 2015 года Крикорьян скончался.

Павел Иванович Дудников скончался 20 января 1996 года в городе Голливуд штат Флорида, в возрасте 68 лет.

Павел Дудников был заочно в 1973 году приговорён Верховным судом СССР к расстрелу за измену родине, остальные семеро беглецов - к 15 годам заключения.

В годы существования СССР попасть за границу было делом сложным. Советские граждане ездили по туристическим путёвкам в страны социалистического содружества. Это Болгария, ГДР, Польша, Чехословакия, Югославия, Румыния. Что же касается капиталистических стран, то туда поехать могли только члены партии. Лишь партийный билет давал возможность посмотреть Западную Европу. Но обмен рублей на валюту производился в очень маленьких суммах.

Наряду с туристами в СССР находились люди, мечтавшие навсегда уехать за рубеж. Кто-то из них пытался покинуть первое в мире государство рабочих и крестьян по идеологическим мотивам, а кто-то во главу угла ставил материальные интересы. Но в любом случае такие граждане считали, что капиталистический строй лучше социалистического и поэтому любыми способами стремились оказаться на Западе.

За годы советской власти накопилось немало историй побегов из СССР. За границу уходили с помощью дельтапланов и аквалангов, покидали суда в иностранных портах моряки, не возвращались из зарубежных поездок артисты и спортсмены. Но особого интереса к таким людям капиталисты не проявляли. Другое дело, когда незваный гость прибывал на современной воздушной боевой машине. То есть перебежчиком оказывался военный лётчик. Вот мы и рассмотрим истории побегов из СССР на самолётах .

В 1967 году 15 мая лётчик Василий Епатко , управляя самолётом МИГ-17, перелетел с аэродрома советской авиабазы, расположенной в ГДР, на аэродром в ФРГ. Ему предоставили политическое убежище и место жительства в США.

Но гораздо больший интерес вызывает побег 27 мая 1973 года старшего лейтенанта Евгения Вронского . Этот человек не имел лётных навыков. Он служил техником на военном аэродроме. Находился тот в 200 км от западной границы. Но для военного самолёта такое расстояние не являлось помехой. Поэтому Вронский, вынашивавший планы побега из СССР, решил бежать именно на боевой машине.

Он сдружился с офицером, который заведовал классом тренажёров. Стал регулярно наведываться в класс и в общих чертах освоил навыки пилотирования на имитаторе. Конечно, за штурвалом самолёта Вронский никогда не сидел, но, как говорится, риск – благородное дело. Поднаторев на тренажёрах, старший лейтенант выбрал для дерзкого побега воскресный день.

В выходные дни личный состав всегда занимался уборкой территории и профилактикой технического оборудования. И когда за полтора часа до обеда раздался гул турбин, никто не всполошился – мало ли для чего лётчики запустили двигатель.

Спохватились все лишь тогда, когда из ангара выкатился самолёт СУ-7Б. Он поехал в сторону взлётно-посадочной полосы, набирая скорость. Вдогонку за ним помчалась машина, в которой находились дежурный офицер и его помощник. Но самолёт успел выехать на полосу. Он разогнался и оторвался от земли. Сам разгон и взлёт прошли крайне неуверенно, и любой мог догадаться, что за штурвалом сидит не лётчик.

Угонщику благоприятствовало то, что направление взлёта точно совпадало с курсом на границу. Поэтому когда самолёт взмыл в синее небо, то не нужно было поворачивать машину, выводить её на нужное направление. Вронский только достиг определённой высоты и, вцепившись руками в штурвал, повёл машину прямо. Он даже не убрал шасси.

А на земле объявили боевую тревогу. На перехват угнанного самолёта в небо взлетело несколько истребителей. Но угонщик летел низко над землёй, поэтому обнаружен не был. Уже через 23 минуты он покинул воздушное пространство ГДР и оказался в небе Западной Германии.

Топливо стремилось к нулю, а шансов на безопасную посадку не было. И тогда Вронский решил катапультироваться. Он никогда не прыгал с парашютом, а порядок действий при использовании катапульты знал только теоретически. И всё же угонщик отважился катапультироваться. Он благополучно приземлился в 50 км от границы, а самолёт рухнул на луг, не причинив никому вреда.

Старший лейтенант оказался у западных немцев. Советское правительство обратилось с требованием возвратить угонщика, но получило отказ. Вернули только обломки СУ-7Б. Сам Вронский не стал делать никаких политических заявлений. Он лишь сказал, что покинул СССР по собственной воле и осознанно.

Старший лейтенант Виктор Беленко, угнавший самолёт в Японию

Другой старший лейтенант, 29-летний бежал из своей страну на самолёте МиГ-25. Случилось это 6 сентября 1976 года. В тот злополучный день офицер в 6 часов 45 минут вылетел с аэродрома Соколовка в Приморском крае. В его задачу входило выполнение боевой задачи по перехвату условной цели.

Но уже через минуту самолёт исчез с экрана радара. Беленко перелетел через сопку, снизился до высоты 50 метров над землёй и в таком режиме пролетел 130 км, держа курс на японский остров Хоккайдо. Там он и совершил посадку на одном из аэродромов.

Свой побег старший лейтенант тщательно спланировал. Он знал, что во время его полёта не будет на месте дежурного зенитно-ракетного комплекса. Тот в этот момент завтракал, а сменщика у него не было. Части в Советской армии в основном были кадрированными, то есть укомплектованными по штату мирного времени. А поэтому людей не хватало.

Через 2,5 часа после того, как беглец достиг Хоккайдо, японское радио объявило, что советский самолёт МиГ-25П, бортовой 31, пилотируемый Беленко, совершил посадку на японской земле. Позже было объявлено, что лётчик попросил политическое убежище, и уже 9 сентября его переправили в США. Угнанный самолёт вернули в СССР. Его стали использовать в качестве учебного пособия в одном из лётных училищ.

Последний беглец на самолёте - капитан Александр Зуев

Истории побегов из СССР с использованием самолётов закончились 20 мая 1989 года. В этот день капитан ВВС улетел на Миг-29 в Трабзон (Турция). Самолёт был возвращён по требованию советского правительства, а сам лётчик получил политическое убежище в США. Но жизнь за рубежом продолжалась недолго. Зуев погиб в авиакатастрофе 10 июня 2001 года, разбившись на самолёте во время учебно-тренировочного полёта.

В заключении следует сказать, что любой человек имеет право жить там, где он хочет, и при том политическом строе, который его устраивает. Но нельзя к каждому побегу за границу относиться с пониманием. В вышеперечисленных случаях за рубеж бежали люди военные. Они давали присягу и клялись защищать и оборонять рубежи своей родины.

Их побег, да ещё на военной технике, можно расценивать как предательство. Если они так хотели оказаться на чужбине, то вначале должны были уволиться из армии, купить акваланг, построить аэроплан, а уж после этого в качестве гражданских лиц покидать просторы СССР. Однако эти люди избрали другой путь, который по законом любой страны с любым политическим строем расценивается как измена. А изменники заслуживают только одного – суда военного трибунала.


13 декабря 1974 года был совершен самый дерзкий и знаменитый побег из СССР. Ученый-океанолог Станислав Курилов прыгнул за борт с пассажирского парохода в Тихом океане и, преодолев вплавь расстояние более ста километров, добрался до филиппинского острова.

По профессии - океанограф, по натуре - романтик, по призванию - гражданин Вселенной, Слава Курилов был в Советском Союзе объявлен невыездным, но смириться с этим не пожелал.

Пароход "Советский Союз" совершал круиз по Тихому океану из Владивостока до экватора и назад. В связи с тем, что для советских туристов 20-ти суточный вояж проходил без единого(!) захода в иностранные порты, оформление виз путешественникам не требовалось. Для невыездного Курилова участие в этом круизе было единственным способом вырваться за границы СССР и попытаться осуществить свой план бегства из этой страны. В то, что из Советского Союза можно сбежать, не верил никто, никто кроме Курилова.


Круизный корабль, на который Станислав Курилов приобрёл тур, отплыл из Владивостока 8 декабря 1974 года. Он менее всего был приспособлен для побега. Внизу борта закруглялись. Это были цистерны системы пассивного успокоения качки. Кроме того, в эту систему входили подводные металлические крылья шириной около полутора метров. Так что покинуть корабль, прыгнув с борта в сторону, было невозможно. Прыгать следовало только в одном месте, сзади, в бурун за лопастями гребного винта. Что Слава Курилов и сделал ночью 13 декабря, когда корабль проплывал приблизительно в 100 километрах к западу от филиппинского острова Сиаргао.


100 километров он проплыл чуть менее чем за три дня. Благодаря чему выжил? Благодаря своему здоровью? Или умению держаться на воде не хуже мифического Ихтиандра? Или сила воли не позволила ему испугаться и сбиться с пути, заблудиться среди волн? Или помогло правильно выбранное снаряжение? Думается, что все вместе взятое. А еще Славе Курилову здорово везло. Древние греки сказали бы, что полюбил его великий Посейдон. И шторм прошел стороной, не накрыв одинокого пловца огромными волнами. И солнце два дня почти не показывалось из-за туч, так что обгорел Слава самую малость. Плывя, он только едва задел скопление медуз, прикосновение к которым вызывало паралич. И акулы, которых в этих краях масса, обминули Славу. 15 декабря 1974 года под ногами Славы Курилова оказалась твердая земля. Филиппины в дружеских отношениях с Советским Союзом не состояли и беглеца обратно не выдали.


Чуть позже в СССР, где Курилов прожил 38 лет, по поводу его побега заседала комиссия, которая постановила лишить его свободы еще на 10 лет, "за измену Родине". Но Славу Курилова это уже не волновало, он начал жить и осуществлять все то, о чем мечтал долгие годы - изучал океан, совершал путешествия и экспедиции, в том числе на Северный полюс.


Из книги Слава Курилов «Один в океане»:
«…Всего один прыжок отделял меня от этой влекущей красоты и свободы. Но нечего было и думать, чтобы среди бела дня оставить судно на виду у сотен глаз – мгновенно будет спущена шлюпка. Ночь – время беглецов! Ночью совершаются побеги из тюрем..

Сердце человека рождено быть свободным - надо только иметь мужество слышать его голос.

Станислав Курилов погиб 29 января 1998 года во время водолазных работ на Тивериадском озере в Израиле. Освобождая вместе с напарником от рыболовных сетей аппаратуру, установленную на дне, Курилов запутался в сетях и выработал весь воздух. Похоронен в Иерусалиме на малоизвестном кладбище немецкой общины темплеров.

Заинтересуют, надеемся, и тех, кто родится в Стране Советов, и тех, кто гораздо моложе.