Презентация - титаны эпохи ренессанса. Презентация на тему "мадонны титанов возрождения" Титаны эпохи возрождения презентация

Титаны эпохи
Возрождения

Золотой век
Возрождения

Мастера Высокого Возрождения
Рафаэль
Микеланджел
о
Леонардо
да Винчи

Мир Леонардо да Винчи
Основоположнико
м искусства
Высокого
Возрождения
считают Леонардо
да Винчи. Он
родился в 1452 г. в
семье
флорентийского
нотариуса Пьетро
да Винчи.
еонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи.

Великий итальянский художник,
изобретатель, инженер и анатом
эпохи Возрождения. Автор многих
технических изобретений,
опередивших свое время. Его кисти
принадлежат картины "Мона
Лиза" ("Джоконда"), "Дама с
горностаем», «Тайная вечеря».
Имя Леонардо да Винчи стало
легендой мирового искусства. Его
сверхъестественная одарённость,
потрясавшая современников,
поражает и поныне. Он
олицетворял собой тот дух
универсализма, который составил
суть и смысл эпохи Возрождения.

Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти 1452-1519 1475-1564

Леонардо да Винчи
1452-1519
Микеланджело Буонарроти
1475-1564

Золотое
сечение
Изучение пропорций
человека.

Эскиз, строение
женских органов,
1507г.

Строение черепа

«Мона Лиза» 1503-1506 Леонардо да Винчи

Для Леонардо да
Винчи, поиск
совершенства истинная, навязчивая
идея.
В своих записных
книжках, в которых
светиться желание
достигнуть
совершенства, он
писал:
"Скажите мне, ну
скажет ли кто мне,
кто-нибудь закончил
хоть что-нибудь
до конца?"
«Мона Лиза» 1503-1506
Леонардо да Винчи

Живопись Леонардо

Чрезвычайный интерес вызывала у
Леонардо мимика человеческого
лица.
В ней он видел зеркало характера и
движений души. С одержимостью
мастер исследовал тайны
физиогномики и результатом его
непрерывного поиска стал
портрет Мона Лиза(Джоконда).

Среди шедевров Леонардо – «Джоконда»,
самое загадочное произведение
художника. Четыре года он работал над
портретом Моны Лизы – молодой жены
богатого и известного флорентийца. Это
не просто портрет, а «песнь
торжествующей любви» самого
художника. В портрете художнику
удалось создать глубоко обобщенный,
идеально возвышенный образ человека
эпохи, лицо, озаренное чувством
собственного достоинства и внутренней
духовной силы, богатством и
сложностью интеллекта.
Почему вот уже пять столетий она
приковывает внимание зрителей?
Исследователи утверждают, что главный
секрет таится в загадочной улыбке
Джоконды, таящаяся не столько на губах,
сколько в глазах изображённой женщины.
Джоконда меняется буквально на наших
глазах: сначала она поражает нас своей
задумчивостью, затем на смену легкой
иронии приходит участие.
Леонардо да Винчи. Джоконда. 1503
г. Лувр, Париж.

Интересный факт.
Портрет Моны Лизы
привлекает тем, что
композиция рисунка
построена на
«золотых
треугольниках»
(точнее на
треугольниках,
являющихся кусками
правильного
звездчатого
пятиугольника).
Это скорее
закономерность, чем
нечто особенное.

Темные глаза Мона Лизы
смотрят прямо на
зрителя из-под слегка
затенённых век.
Улыбка Мона Лизы слегка
ассиметрична, что и
делает её такой
загадочной. Она
прописана так, что не
возможно уловить
границу перехода между
губами и кожей лица.
Для достижения этого
эффекта Леонардо
использовал тончайшие
оттенки цвета.

Ее глаза
Ее улыбка
Эта знаменитая улыбка сотни раз
Темные глаза Мона Лизы смотрят
истолковывалась, обсуждалась и даже
прямо на зрителя из-под слегка
воспевалась. Улыбка Мона Лизы слегка
затененных век.
асимметрична, что и делает ее такой загадочной.
Мотив узелка
Вышивка, украшающая
вырез платья, может быть
зашифрованной подписью
Леонардо.
Пустынный пейзаж
Контраст между городской
женщиной и открывающимся за ее
спиной диким горным
ландшафтом. Природа загадочна,
могуча, непознаваема.
Элегантные руки
Расслабленные и элегантные,
округлые, сложенные друг на
друга руки делают портрет
более естественным.

С мечтательной, загадочной улыбкой,
Позирует она… Задумчив и велик,
Воспроизводит он своею кистью гибкой
Ее роскошный стан и несравненный лик…
Но вдруг кладет он кисть.
Торжественно и важно он говорит:
«…Века веков тебя не переменят.
Всегда бела, румяна и нежна…
Пусть зимы лютые ряд зим суровых сменят:
В твоей улыбке – вечная весна!
О смерть, приди! Я жду тебя спокойно.
Весь мир свой внутренний
Я в этот образ влил;
Я подвиг совершил вполне ее достойный,
Я обессмертил ту, кого, как жизнь любил».
Долльфюс.
Леонардо да Винчи. Джоконда.
Фрагмент. 1503 г. Лувр, Париж.

Художник обращался к
образам своих
современниц. «Дама с
горностаем»,
«Портрет Джинервы
Бенчи» - это возвышенно
поэтические образы эпохи
Возрождения.
Леонардо да Винчи.
Портрет Джинервы Бенчи.
1474 г. Национальная
галерея, Вашингтон.

Леонардо да
Винчи. Дама с
горностаем.

Мадонна в гроте

Мир «Мадонны в гроте»
полон глубокого,
таинственного
очарования,
свойственного только
кисти Леонардо. Есть
какая-то неуловимость
во внутренней
концепции картины, и
она ощущается тем
острее, что исполнение
с начала до конца
рационалистично.

Леонардо да Винчи был
художником менее всего
интуитивным, все, что он делал,
он делал сознательно, с полным
участием интеллекта. Но он едва
ли не с умыслом набрасывал
покров таинственности на
содержание своих картин, как бы
намекая на бездонность,
неисчерпаемость того, что
заложено в природе и человеке.
Леонардо да Винчи.
Мадонна в гроте. 1483 –
1494 гг. Париж. Лувр
.

Воплощением женского
идеала становится Мадонна с
младенцем Иисусом Христом
– возвышенный символ
материнства и жертвенной
любви к людям. Лучшие
произведения Леонардо да
Винчи на этот сюжет –
«Мадонна Литта» и «Мадонна
Бенуа» («Мадонна с
цветком») – жемчужины
коллекции Эрмитажа.
Леонардо да Винчи.
Мадонна Литта. СанктПетербург. Эрмитаж
.

Да Винчи помещает
Мадонну с Младенцем в
полутёмной комнате, где
единственным источником
света является
расположенное в глубине
двойное окно. Его
зеленоватый свет не может
рассеять полумрак, но в то
же самое время является
достаточным, чтобы
высветить фигуру Мадонны
и юного Христа. Основную
«работу» совершает свет,
льющийся слева сверху.
Благодаря ему мастеру
удаётся оживить картину
игрой светотени и вылепить
объём двух фигур.
Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа.
(Мадонна с цветком). Санкт-Петербург.
Эрмитаж.

Крестоцвет в руке Мадонны
«Одну из первых самостоятельных работ молодого
живописца отличает новизна трактовки сюжета, решенного
как жизненная сцена, где молодая мать, одетая в костюм
современниц Леонардо и причесанная по моде тех лет,
играя с сыном, протягивает ему цветок крестоцвета.
Традиционный символраспятия воспринимается как
невинная игрушка, к которой по-детски неловко тянется
младенец Иисус, вызывая улыбку юной мадонны,
любующейся первыми попытками сына освоить мир»

Леонардо да Винчи. Тайна вечеря. Монастырь Санта Мария делле Грацие в
Милане. 1495-1497 гг.
Христос только что произнес: «Один из вас предаст меня». Эти страшные, но
спокойно сказанные слова потрясли апостолов: у каждого вырывается
непроизвольное движение, жест. Двенадцать человек, двенадцать характеров,
двенадцать различных реакций. Каждый ищет сочувствия и отклика у соседа –
этим оправдана разбивка на четыре группы по трое в каждой. Только Иуда
психологически изолирован, он только формально в группе.

В жесте Христа –
стоическое
спокойствие и горечь:
руки брошены на
стол широким
движением, одна –
ладонью кверху.
Леонардо да
Винчи. Тайна
вечеря. Фрагмент.

С автопортрета, выполненного
художником в преклонном
возрасте, на нас пристально
смотрит человек, умудренный
жизненным опытом. Лицо
старца изборождено
морщинами, густые брови
нависли над глазами, пышная
борода растрепана. Плотно
сжатые уголки губ запечатлели
скорбную усмешку. Грустный
проницательный взгляд
выражает не только прежнюю
силу и мощь, но и затаенную
печаль. Да, это взгляд мудреца,
сумевшего глубже других
исследовать тайны
человеческой души, познать
законы мира и выразить их
Леонардо да Винчи. Автопортрет.
возвышенным языком
1514 г. Национальная библиотека.
искусства.
Турин.

Микеланджело Буонарроти

Современником и
соперником Леонардо да
Винчи в искусстве был
другой величайший
человек Возрождения –
Микеланджело
Буонарроти. Он был
скульптором,
живописцем,
архитектором и
поэтом. Но сам он
считал себя мастером
скульптуры, в ней он
видел “первое из
искусств”, лучше всего
прославляющее
человека, его красоту и
был этом, как и в другом,
антагонистом Леонардо,
считавшим царицей
искусств и наук живопись.

Бунтующий гений
Микеланджело
Непримиримый и гордый, бунтующий и
суровый, Микеланджело перенес все муки
творческого человека эпохи Высокого
Возрождения. Борьба, страдание, протест,
неудовлетворенность жизнью, разлад с
идеалом, поиски смысла бытия – вот что
наполняло жизнь выдающегося мастера.
Он пережил Леонардо да Винчи и Рафаэля
на сорок пять лет. Стал свидетелем того
как попираются идеалы гуманизма.
Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век, преступный и
постыдный,
Не жить, не чувствовать – удел
завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить.
Микеланджело.
перевод Ф.И.Тютчева

Микеланджело
больше всего
интересовал
сам человек,
для него весь
мир
сосредоточен
в нём, и
потому всё,
что вне
человека
Микеланджел
о не
интересует.
Страшный суд. Фрагмент фрески
Сикстинской капеллы. Ватикан

Любимые герои Микеланджело библейский пророк Моисей и царь
Давид, кроткая и смиренная Мария,
оплакивающая сына Христа, обозначили важнейшие вехи
творческого пути художника.
Скульптура «Моисей» утверждает
физическую и духовную красоту
человека и его безграничные
возможности.
Микеланджело. Моисей. Рим. 15151516
гг.

Сонет №60
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, - и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
Микеланджело

Одна из ранних работ Микеланджело –
статуя Давида, высотой около пяти
метров, поставленная на площади
Синьории, возле Палаццо Веккьо, где
находился правительственный центр
Флоренции. Флорентийская
республика изгнавшая внутренних
тиранов, была исполнена решимости
сопротивляться врагам, грозившим ей
изнутри и извне.
Хотели верить, что маленькая
Флоренция может победить,
как некогда юный мирный
пастух Давид победил
великана Голиафа.
Микеланджело изваял из единой
мраморной глыбы прекрасного в
своем сдержанном гневе молодого
гиганта.
Микеланджело. Давид.1501-1504 гг.

В 23 года
Микеланджело создал
удивительное
произведение, которое
принесло ему
известность и славу.
Тысячи паломников и
жителей Рима
ежедневно толкались у
статуи «Пьета» в
соборе Святого Петра.
во всем Риме только и
было разговоров, что
только об этом
произведении и его
великом творце.

«Пьета» 1500 г.

Микеланджело
«Пьета»
1500 г.

В 1520 г. Микеланджело
получил заказ на
выполнение внутреннего
убранства погребальной
капеллы герцогов Медичи
во флорентийской церкви
Сан-Лоренцо. Скульптор
создал единый ансамбль,
обладающий необычайной
силой эмоционального
воздействия на зрителей.
Образы времени суток
стали для Микеланджело
отражением глубоких
философских
размышлений о смысле
жизни и смерти.
Микеланджело Буонарроти.
Гробница Медичи. Утро и
Вечер.Флоренция
.

Утро.
Аллегориче
ская фигура

Мы
погоняем
ночь, как скакуна,
И тщимся днем
вкусить
отдохновенье,
Надежда
на
покой обречена –
Его сулит нам
только
сноведенье.
А
жизнь
из
разных
нитей
сплетена;
Добро и зло –
друг
в
друге
отраженье.
Микеланджело.
Перевод
Е.
Солоновича.

Мировую известность
художнику принесли росписи
свода Сикстинской капеллы в
Риме. Микеланджело долго не
соглашался, считая себя
прежде всего скульптором, а
не живописцем. Но Папа
Римский Юлий II настаивал, и
великому мастеру пришлось
уступить. Ему предстояло
расписать площадь в 600 (!)
кв.м. Отказавшись от помощи
учеников, Микеланджело все
делал сам. Работа требовала
от художника большого
напряжения физических и
духовных сил.
Микеланджело. Страшный суд.

капелла. Ватикан.

Это был невыносимо тяжелый,
поистине титанический труд
художника. В одном из своих
стихотворений Микеланджело
так писал об этом:
От напряженья вылез зоб на
шее,
Живот подполз вплотную к
подбородку,
Задралась к небу борода.
Затылок
Прилип к спине, а на лицо от
кисти
За каплей капля краски
сверху льются
И в пеструю его палитру
превращают.
В 1536-1541 гг.
Микеланджело продолжил
работу в Сикстинской капелле,
украсив ее алтарную стену
фреской «Страшный суд»,
ставшей апофеозом страдания
и гнева.
Микеланджело. Страшный суд.
Фреска. 1536-1541 гг. Сикстинская
капелла. Ватикан.

По замыслу
автора свод
должны были
украсить
эпизоды
сотворения
мира и человека
от первых дней
творения до
грехопадения.
Микеланджело.
Страшный суд.
Фреска.
Фрагмент.15361541 гг.
Сикстинская
капелла.
Ватикан.

В центре композиции он
изобразил мощную фигуру
Христа, карающего людей за
совершенные грехи. Поднятой
правой рукой он обрушивает
вниз фигуры грешников,
пытающихся подняться вверх.
Левой – притягивает к себе
избранных, стоящих справа от
него. Ужас всемирной
катастрофы и возмездия за
грехи человеческие
художественно представлен в
сложных сплетениях тел,
разнообразии поз и ракурсов,
усилен богатством колорита,
контрастами света и тени.
Микеланджело. Страшный
суд. Фреска. Фрагмент.
Ватикан. Рим.

Потрясенные зрители
испытывали смятение и
ужас, им мерещились
крики и стоны
несчастных, напрасно
молящих о помощи.
Внизу картины они
видели лодку Харона –
перевозчика душ
грешников. Его глаза, как
раскаленные угли, горят
адским пламенем. Ударом
весла он безжалостно
подгоняет тех, кто
упирается или
замешкался в
растерянности. Как все
это было созвучно
строкам из
«Божественной комедии»
Данте!
Микеланджело. Страшный
суд.Фреска. Фрагмент.
А бес Харон сзывает стаю грешных,
Вращая взор, как уголья в золе,
И гонит их, и бьет веслом неспешных…
Перевод М.Лозинского.

Сотворение Адама 1511г.

Микеланджело. Сотворение Адама. Фреска. Фрагмент. Ватикан. Рим.

Микеландже
ло.
Сикстинска
я капелла.
Дельфийска
я сивилла.
Фреска.
Ватикан.
Рим.

Микеланджело
. Сикстинская
капелла.
Кумская
сивилла.
Ватикан. Рим.

Микеландже
ло.
Сикстинска
я капелла.
Эритрейска
я сивилла.
Ватикан.
Рим.

Микеланджело. Сикстинская капелла. Сивиллы. Ватикан.
Рим.

Мадонна Дони.

Леонардо да Винчи
Микеланджело
Леонардо – изысканно и богато
одетый красавец,
очаровывающий, располагающий
к себе все сердца.
Леонардо всегда невозмутим,
непроницаемо приветлив.
Леонардо – человек без корней.
Без семьи, без родины, вне
политики и вне религии. Ему,
кажется все равно, где жить и кому
служить – Лоренцо
Великолепному, Папе или
французскому королю, - лишь бы
ему позволили заниматься тем,
чем он хочет.
Леонардо сосредоточен на том,
что пребывает вне человека. В
образах, создаваемых художником,
всегда ощущается какая-то
«загадочность».
Микеланджело – неказист,
неряшлив, не обращает
внимание на свой вид, угрюм и
мало разговорчив, с тяжелым
характером.
Микеланджело вспыльчив и
очень уязвим. Но он был
постоянен в своих
привязанностях, как в
антипатиях, так и в сыновней
почтительности, в
материальных заботах о
родственниках, в своем
флорентийском патриотизме.
Микеланджело больше всего
интересовал сам человек, для
него весь мир сосредоточен в
нем, и потому все, что вне
человека, художника не
интересует

Микеланджело. Купол собора Святого
Петра. 1546-1564 гг. Рим. Ватикан
Долгий и трудный путь на земле
Микеланджело закончил
созданием вознесшегося к
небесам купола собора Святого
Петра в Риме. В городе, некогда
поразившим его творческое
вдохновение, ему суждено будет
оставить вечную память о себе.
При жизни мастера были
завершены алтарные стены и
пилоны, начал возводиться
купол. Микеланджело не суждено
было увидеть свою работу
завершенной, но замысел
архитектора был воплощен по его
проектам и чертежам уже после
смерти.
Умирая, Микеланджело
оставил краткое завещание: «Я
отдаю душу богу, тело земле,
имущество родным». В своей
жизни он сделал гораздо больше:
он подарил человечеству свои
бессмертные творения, снискав в
веках славу гения.

Микеланджело. Купол собора Святого Петра. Ватикан. Рим. 1546-1564 гг.

Собор Святого Петра. Ватикан. Рим. Общий вид.

Собор Святого Петра. Ватикан. Рим.

Рафаэль Санти

Рафаэль не стремился
сравняться с
Леонардо в
многосторонности
познаний и с
Микеланджело- в
титанической мощи
образов. Его гений
проявился в ином; как
никто другой он умел
переводить
сложнейшие темы на
язык гармоничных
линий и
ясночитаемых
композиций.

Рафаэль –
«первый среди великих»
Более пяти столетий имя Рафаэля (14831520) окружено ореолом поклонения и
восхищения. Свои творческие искания он
воплотил в совершенных образах Мадонны,
в монументальных фресках, алтарных
картинах и реалистических портретах.
Рафаэль умер в самом зените славы, в
полном расцвете сил, но за свою недолгую
жизнь он создал множество шедевров,
составивших гордость мировой культуры.
Рафаэля справедливо считают певцом
женской красоты. Он говорил:
«Чтобы написать красавицу, мне надо
видеть многих красавиц. Но ввиду
недостатка… в красивых женщинах, я
пользуюсь некоторой идеей, которая
приходит мне на ум».
Рафаэль Санти. Автопортрет. 1506 г.
Галерея Уффици, Флоренция.

Более известны
совершенные по
красоте образы
Мадонны.
Образы
Богоматери
светлы и
лиричны, но он
умел передать
своим
творениям и
драматическу
ю
напряженност
ь.
Мадонна де Фолиньо

Им написано более 20
Мадонн, среди которых
достойное место занимает
ранняя работа – «мадонна
Конестабиле». На фоне
пейзажа изображена
молодая женщина с
ребенком на руках.
Задумчивое, немного
грустное лицо обращено к
книге Священного Писания,
а шаловливый ребенок
пытается перевернуть
страницы книги. Молодая
мать и ее дитя удивительно
трогательны и
простодушны. Рафаэль
мастерски вписывает
фигуры Марии и малыша в
очень сложную для
живописцев форму тондо
(итал. «круг»). При этом он
не нарушает законов
перспективной живописи.
Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле. 1502-1503
гг. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Рафаэль Санти. Обручение Марии. 1504 г. Галерея Брера. Милан.

Сикстинская мадонна

Фигура Мадонны выглядит
величественнее чем на других
полотнах Рафаэля, посвящённых
Матери Иисуса. Это единственный
случай, когда Мадонна изображена
художником в полный рост и почти
в натуральную величину.
Слева- коленопреклоненная фигура
святого Сикста, благоговейно
взирает на образ Матери с
младенцем.
Справа мы видим образ святой
Варвары, взгляд которой устремлён
вниз, на ангелочков.
Маленькие ангелочки вносят в картину
нотку озорства и
непринуждённости. Считается, что
ангелочки опираются на крышку
гроба Юрия III, тиара которого
расположена в левом нижнем углу
картины.

Если бы Рафаэль никогда ничего
не написал, кроме этой кроткой,
босой, круглолицей женщины,
этой небесной странницы,
закутанной в простой плащ и
держащей в руках
необыкновенного ребенка, он и
тогда был бы величайшим
художником.
Композиция поражает
величавой монументальностью и
гениальной простотой. Мария
медленно сходит на землю… Она
только что сделала шаг навстречу
людям.
Рафаэль Санти. Сикстинская

галерея, Дрезден.

Взгляд Марии лучистый,
глаза широко и доверчиво
открыты. Они светятся
нежностью и добротой.
Мадонна держит на руках
младенца – самое дорогое,
что есть у нее в этом мире.
Она несет его людям,
прекрасно понимая, какая
трагическая судьба
уготована ему.
Она идет хвалам внимая,
Благим покрытая
смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя…
В.А.Жуковский.
Рафаэль Санти. Сикстинская
мадонна. 1515-1519 гг. Картинная
галерея, Дрезден.

Фреска Рафаэля «Афинская школа» - подлинный гимн
человеческому знанию. В центре ее великие греческие
философы Платон и Аристотель. Один указывает на небо,
другой – на землю. Неподалеку Сократ со своими учениками,
одинокий, глубоко задумавшийся Гераклит. Здесь же
математики Пифагор и Евклид, астрономы Птолемей и
Зороастр. В небрежной одежде и позе лежит на ступенях
лестницы Диоген, учивший довольствоваться в жизни лишь
самым необходимым. Многочисленные слушатели и ученики
окружают беседующих или размышляющих мудрецов,
исполненных сдержанного достоинства и уважения друг к
другу. Каждый неуклонно верит в действенность
человеческой мысли и знаний. Глядя на них, вспоминаются
строки из «Божественной комедии» Данте:
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены…
Грандиозная композиция, в которой представлено более
50 фигур, не кажется перегруженной. Напротив, она создает
удивительное впечатление простора и свободы, безупречной
легкости в изображении каждой из многочисленных групп.

Рафаэль Санти. Афинская школа. Фреска.
1509-1511 гг. Рим, Ватикан.

В «Афинской школе» Рафаэль
придает некоторым героям
черты известных
современников: Платону –
Леонардо да Винчи, Гераклиту –
Микеланджело. Здесь же он
запечатлел и самого себя,
блестяще продемонстрировав
блестящее мастерство
портретиста.
Рафаэль Санти. Афинская
школа. Фреска.
.
1509-1511 гг. Рим, Ватикан

Вглядимся в строгие портреты
современников Рафаэля. За
внешней простотой а них легко
угадывается богатство
внутреннего мира. В основе
каждого произведения лежит
глубокое и пристальное
изучение природы человека,
внимание к его
психологической
характеристике. Портретное
сходство с оригиналом также
становится неотъемлемым
условием творчества
художника.
Рафаэль Санти. Женщина под
покрывалом.(«Донна
Велата»). 1516 г. Галерея
Питти. Флоренция.

Высокое Возрождение Качественные изменения в живописи

Изменения в живописи Расширение круга заказчиков Живопись на дереве и холсте Гравюра Новые темы (светское восприятие мира) Национальные живописные школы Разделение на жанры Разработка теорий линейной и воздушной перспективы Тщательное изучение анатомии человеческого тела (ведущая роль живописи

Параметры сравнения Античность Средневековье Возрожде ние Сюжеты и темы Античные сюжеты и темы Религиозные сюжеты и темы Наполнение тем и сюжетов светским содержанием, их трактовка как событий в жизни реальных людей. Человек и Бог Человек- мера всех вещей Возвеличивание Бога Возвеличивание человека без Бога Человек и мир Максимальная гармония человека с миром Земная жизнь- период испытания, выбора между добром и злом. Осуждение красоты телесной и мысли Утверждение земного счастья, красоты, наслаждения- телесного и интеллектуального Отношение к миру Спокойная созерцательность Жалость к униженным. Осуждение страдания, гуманизм величия человеческого разума.

«Титаны» Возрождения. Леонардо да Винчи (1452-1519) Леонардо да Винчи является самым разносторонним деятелем эпохи Возрождения. Он был прекрасным и великим художником. В отличии от традиционных изображений Мадонны с Младенцем, Леонардо да Винчи укрупнил фигуры, сфокусировав внимание только на них. Утвердил в живописи Ренессанса красоту и поэзию тени. Свет словно спрятан внутри, просвечивает из глубины, обеспечивая исключительную тонкость цветовых переходов

Мадонна с гвоздикой. 1482-1490

Мадонна Литта. 1490-1491

Святая Анна с Марией и Младенцем Христом. 1502-1505

Тайная вечеря. Фреска 1495-1497

Рафаэль Санти (1483-1520) Под красотой понимался идеал античной классики. К нему художники стремились приблизиться, «поправляя» погрешности природы. Понятие красоты включало красоту композиции, где главным являлся синтез архитектуры и живописи, и красоту идеальных образов Красота поз, жестов, движений «Идеальный стиль» Рафаэля опирался не на природу, а на художественный опыт, выбирая в нём лучшее и находя «золотую середину»

Обручение Марии. 1504

Плафон станцы делла Сеньятура. Фреска 1504-1511

Суд Соломона. Фреска 1509-1511

Афинская школа. Фреска

Мадонна в зелени. 1506

Прекрасная садовница. 1506

Сикстинская Мадонна. 1513

МХК, 10 класс

Урок № 24

Титаны Высокого Возрождения

Д.З.: Гл.26, вопросы и задания стр.309

© ред. А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • познакомить с искусством Возрождения;
  • расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
  • воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре других народов планеты, к интернациональному культурному наследию.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • скульптура;
  • живопись;
  • Леонардо да Винчи;
  • Микеланджело

Универсальные учебные действия

  • сопоставлять комментировать выявлять находить указывать причины
  • сопоставлять художественно-образное содержание произведений мастеров эпохи Высокого Возрождения и определять эстетическую, духовную и художественную ценность их творений;
  • комментировать научные точки зрения и оценки творчества отдельных авторов;
  • выявлять своеобразие творческой манеры отдельных художников по сравнению с деятелями предшествующих эпох;
  • находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию;
  • указывать причины всемирного значения творчества мастеров Высокого Возрождения;
  • различать характерные особенности индивидуального авторского стиля, оценивать творческую манеру (художественный почерк, символику) созданных произведений

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Художественные принципы Высокого Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи.
  • Судьба художника и основные этапы его творческой деятельности. Бунтующий гений Микеланджело.
  • Судьба художника и основные этапы его творческой биографии Микеланджело - архитектор .
  • Шедевры архитектуры.
  • Особенности изобразительного искусства.
  • Литература и музыка.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет искусство Возрождения.


подвопросы

  • Художественные принципы Высокого Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи.
  • Судьба художника и основные этапы его творческой деятельности (на примере шедевров изобразительного искусства). Бунтующий гений Микеланджело.
  • Судьба художника и основные этапы его творческой биографии (на примере выдающихся произведений скульптуры и живописи). Микеланджело - архитектор

Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.)

Основоположник искусства Высокого Возрождения


  • Евангельские сюжеты
  • Воплощение женского идеала – Мадонна с младенцем на руках (символ материнства и жертвенной любви к людям)
  • Поэтические образы современниц





Джоконда (Мона Лиза)

  • «песнь торжествующей любви» художника
  • глубоко обобщенный, идеально возвышенный образ человека эпохи, лицо, озаренное чувством собственного достоинства и внутренней духовной силы, богатством и сложностью интеллекта

  • Композиционные и колористические достоинства картины
  • Пейзаж – собирательный образ на природу «царство человека»
  • Цветовая гамма портрета – зеленые, голубые и золотистые тона, благородная сдержанность, тонкость цветовых сочетаний и сложнейшие переходы от полутени к полусвету



Последние годы жизни

  • Жил во Франции, при дворе короля
  • Писал трактаты о живописи, о природе воды, о строении различных машин, ставил опыты, объяснял причины движения, распространения звука, света и тепла, открыл первый закон скорости и инерции – основные законы механики


Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг.)

Непринужденный вкус в выборе прекрасного, способность ума извлекать из многих частностей красоту, живое чувство, легкость послушной кисти в воплощении творческой фантазии


Жизненное содержание творчества:

  • Совершенные образы Мадонны
  • Певец женской красоты
  • Монументальные фрески
  • Алтарные картины
  • Реалистические портреты









Микеланджело Буонарроти (1475-1564 гг.)

  • Непримиримый и гордый, бунтующий и суровый
  • Борьба, страдание, протест, неудовлетворенность жизнью, разлад с идеалом, поиски смысла бытия – все, что наполняло жизнь мастера
  • Любимые герои – пророк Моисей, царь Давид, мужественный Прометей, кроткая Мария, оплакивающая сына Христа

Микеланджело

Пьета




Роспись свода Сикстинской капеллы

Площадь 600 м

работа - 4 года











  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Искусство/ МХК. 10 кл . Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. - 2-е изд., стериотип. - М.: Дрофа, 2014.
  • Анастасия Владимировна Беспечальных

1 слайд

2 слайд

Целеполагание: Познакомиться с уникальными способностями Леонардо да Винчи, его открытиями в области науки, техники, искусства. Развивать умения определять выразительные средства живописи. Пробуждать сознание причастности к прекрасному

3 слайд

Эта эпоха нуждалась в титанах – и она породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Ф. Энгельс.

4 слайд

Леонардо да Винчи (1452-1519) Живописец Ваятель Зодчий Певец и музыкант Поэт-импровизатор Театральный постановщик Философ Математик Инженер Механик Гидротехник Физик Астроном Оптик Анатом и биолог Геолог,зоолог,ботаник и др

5 слайд

Мы постоянно видим, как под воздействием небесных светил, чаще всего естественным, а то и сверхъестественным путем, на человеческие тела обильно изливаются величайшие дары и что иной раз одно и то же тело бывает с преизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в такое сочетание, что, куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретенное человеческим искусством. Это люди и видели в Леонардо из Винчи, в котором помимо телесной красоты, так никогда, впрочем, и не получившей достаточной похвалы, была более чем безграничная прелесть в любом его поступке, таланта же было в нем столько и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух ни обращался, он разрешал их с легкостью. Силы было в нем много, но в сочетании с ловкостью; его помыслы и его дерзания были всегда царственны и великодушны, а слава его имени так разрослась, что ценим он был не только в свое время, но и после своей смерти, когда он среди потомства приобрел еще большую известность.

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-92 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов.. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат ("Квадрат Древних"). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным.

11 слайд

12 слайд

Улыбающаяся Мадонна обращается к сидящему у нее на коленях младенцу Иисусу, естественны и пластичны движения фигур. В этой картине присутствует характерный для искусства Леонардо интерес к показу внутреннего мира.

13 слайд

14 слайд

«Мадонна Литта» - закончена несколькими годами позже "Мадонны Бенуа". На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме. Но основной смысл, идейное содержание произведения то же, что и раньше: та же человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает все произведение. Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения. Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать. Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке. Леонардо да Винчи как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень.

15 слайд

16 слайд

17 слайд

Дама с горностаем»- это бессмертная семнадцатилетняя Чечилия Галлерани. Дочь XV века. Лукавая чаровница. Фаворитка миланского дворца. Нежная и мудрая, стыдливая и фривольная, предстает она перед нами. Простая и сложная. Таинственно-привлекательная, с лицом почти статичным, она все же обладает магнетизмом необычайного, скрытого движения. Но что придает облику молодой дамы эту колдовскую живость? Улыбка. Она еле тронула уголки целомудренных губ. Притаилась в чуть-чуть припухлых девичьих ямочках у рта и, подобно зарнице, ответно блеснула в темных, расширенных зрачках, при крытых округлыми лукообразными веками. Вглядитесь пристальней в тонкие, одухотворенные черты «Дамы с горностаем», в её осанку, полную достоинства, в её строгую, но изящную одежду и перед вами мгновенно предстанет Ренессанс с его великолепными творениями гениальных мастеров искусств. Чечилия Галлерани. Она, как маленькая планета, отразила сияние жестокого, уродливого и прекрасного, неповторимого xv века.

18 слайд

19 слайд

20 слайд

Из свидетельства Амморети следует заключить, что картина "Тайная Вечеря" была окончена в 1497 году. К сожалению, Леонардо да Винчи исполнил ее красками, из которых некоторые оказались очень непрочными. Уже через пятьдесят лет после окончания, картина, по свидетельству Вазари, находилась в самом жалком состоянии. Однако, если бы в то время можно было исполнить желание короля Франциска I, выраженное через шестнадцать лет после окончания картины, и, выломив стену, перевести картину во Францию, то, может быть, она сохранилась бы. Но этого нельзя было сделать. В 1500 г. вода, залившая трапезу, окончательно испортила стену. Кроме того, в 1652 г. была пробита дверь в стене под ликом Спасителя, уничтожившая ноги этой фигуры. Картина была несколько раз неудачно реставрирована В 1796 г., после перехода французов через Альпы, Наполеон отдал строгое предписание пощадить трапезу, но следовавшие за ним генералы, не обращая внимания на его приказ, превратили это место в конюшню, а впоследствии в складочное место для сена.

21 слайд

22 слайд

23 слайд

24 слайд

25 слайд

26 слайд

27 слайд




Рафаэль Санти Автопортрет (). Младший современник Леонардо, он прожил короткую, но яркую и светлую жизнь, посвятив свое творчество возвеличиванию самых чистых и прекрасных идеалов гуманизма. « Красота спасет мир!» Эти всем известные слова Ф.М. Достоевского навеяны впечатлением от знаме- нитой картины великого художника.


Рафаэль Сикстинская мадонна Если бы Рафаэль написал лишь одно полотно бессмертную «Сикстинскую мадонну», его всё равно почитали бы как великого мастера. Работа создавалась для алтаря церкви святого Сикста. Идеален образ Девы Марии, шагнувшей с облаков к людям и несущей им на руках самое дорогое своего сына. Существует предание, что этот лик и сама композиция были явлены художнику во сне. Неотразимую силу образу придаёт сочетание лиричности, человечности с духовным величием. Слева от Мадонны изображен папа Сикст, утопающий в торжественных одеждах и восторженно взирающий на небесное чудо. Справа святая Варвара, благоговейно опустившая взгляд вниз. Два ангелочка, задумчиво поднявшие свои взоры к небу, возвращают наше внимание к главным образам полотна Мадонне и Младенцу с недетски серьёзным выражением лица.


Рафаэль Рафаэль умер в день своего рождения в возрасте 37 лет. Лишь преждевременная кончина помешала ему достичь высоких званий и наград. Судя по всему, у мастера не было врагов. После смерти его имя стало символом идеального художника. Он сочетал в себе высокие человеческие качества с творческим даром, ниспосланным свыше.


Микеланджело Буонарроти (147515()4) - третий из титанов Высокого Возрождения. Известен факт его биографии. Как-то священник спросил художника, почему он не женится, и услышал в ответ: «И без женщин достаточно терзаний доставляет искусство, а детьми будут те произведения, что останутся после смерти». Действительно, всю свою страсть, творческую энергию и физические силы отдал он искусству.


Роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане В центральном поле художник расположил девять композиций, повествующих о сотворении мира, жизни первых людей Адама и Евы и другие ветхозаветные сюжеты. В целом же грандиозный ансамбль составил более 300 фигур. Работал Микеланджело лежа на спине на лесах, забывал о еде и сне. Краска капала ему в глаза, и к концу работы он стал плохо видеть. Сверхчеловеческое физическое и духовное напряжение словно передалось фигурам, изображенным художником. Даже то, что созерцать это великолепие можно, только запрокинув голову, служит дополнительным импульсом к постижению титанических образов, величие которых наполняет душу чувством гордости за деяния человеческого гения.


Микеланджело Одарённость Микеланджело была феноменальной. Он был и поэтом, и архитекто- ром, и живописцем, и военным инженером. (?) Но более всего он почитал в себе талант скульптора, так как именно в борьбе с природным материалом, с мрамором, он ощущал торжество над стихией камня. (…) Он мало спал и редко ел, был неутомим в дерзаниях и, не жалея себя, упорно шёл к цели. Жизнь свою гений отдал сотворению идеального образа человека. Нет, не такого, как в жизни, а лучше, физически совершеннее, духовно возвышеннее. Творя этот образ, мастер изменял и самого себя, тренируя волю, самодисциплину, развивая интеллект.


Микеланджело Давид Статуя Давида (), воплощает силу и человеческое достоинство. У героя дышащее отвагой прекрасное лицо, великолепно развитая мускулатура. Произведение грандиозно по размерам статуя (без основания) имеет высочу 4,10 м. Флорентийцы прозвали скульптуру «Гигантом» и поставили ее перед городской ратушей. Возвеличиванию человека, его мощи, духовной и физической красоты посвящены многие скульптуры мастера.


Микеланджело Тема оплакивания Иисуса Христа: в безмерной скорби застыла Богородица, весь её облик излучает нравственную чистоту и любовь. (?) Дева Мария в произведении Микеланджело предстает как символ вечно юного материнства. Мраморная группа «Пьета» (), выполнена для собора Святого Петра в Риме. Пьета