«Петр Первый» – роман о переломном этапе в жизни России. Школьная энциклопедия Николай толстой петр 1

Алексей Николаевич Толстой. Роман «Петр первый»

Толстой Алексей Николаевич, русский писатель. Чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования.

Вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима, земского служащего А. А. Бострома. Счастливое деревенское детство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственной незыблемой основой его мировоззрения. Учился в Петербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматься живописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908. Получил известность как автор рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911) и примыкающих к нему небольших романов «Чудаки» (первоначально «Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912) -- преимущественно о помещиках своей родной Самарской губернии, склонных к разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотических происшествиях. Многие персонажи изображаются юмористически, с легкой насмешкой.

Во время Первой мировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденного настроили его против декадентства, смолоду затронувшего его своим влиянием, что отразилось в неоконченном автобиографическом романе «Егор Абозов» (1915). Писатель с энтузиазмом встретил Февральскую революцию. Проживавший тогда в Москве «гражданин граф А. Н. Толстой» от лица Временного правительства был назначен «комиссаром по регистрации печати». Дневник, публицистика и рассказы конца 1917-1918 отражают беспокойство и подавленность аполитичного писателя событиями, последовавшими за Октябрем. В июле 1918 он с семьей выехал в литературное турне на Украину, а в апреле 1919 эвакуировался из Одессы в Стамбул.

Два эмигрантских года прошли в Париже. В 1921 Толстой переехал в Берлин, где были налажены более интенсивные связи с писателями, оставшимися на родине. Но писатель не смог прижиться за границей и сойтись с эмигрантами. В период нэпа он вернулся в Россию (1923). Однако годы жизни за рубежом оказались весьма плодотворными. Тогда появились, среди других произведений, такие замечательные, как автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1920-1922) и первая редакция романа «Хождение по мукам» (1921). Роман, охватывая время с предвоенных месяцев 1914 по ноябрь 1917, включал события двух революций, но был посвящен судьбам отдельных -- хороших, хотя ничем не выдающихся -- людей в катастрофическую эпоху; главные героини, сестры Катя и Даша, были обрисованы с редкой у авторов-мужчин убедительностью, так что данное в советских изданиях романа заглавие «Сестры» соответствует тексту. В отдельном берлинском издании «Хождения по мукам» (1922) писатель объявил, что это будет трилогия. По сути, антибольшевистское содержание романа было «исправлено» благодаря сокращению текста. Толстой всегда был склонен переделывать, иногда многократно, свои произведения, меняя названия, имена героев, добавляя или убирая целые сюжетные линии, колеблясь в авторских оценках подчас между полюсами. Но в СССР это его свойство слишком часто стало определяться политической конъюнктурой. Писатель всегда помнил о «грехе» своего графско-помещичьего происхождения и «ошибках» эмиграции, оправдание себе искал в том, что он стал популярен у самого широкого читателя, подобного которому до революции не было.

В 1922-1923 в Москве был опубликован первый советский научно-фантастический роман -- «Аэлита», в котором красноармеец Гусев устраивает на Марсе революцию, правда, неудачную. Во втором фантастическом романе Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926, позже не раз переделывался) и рассказе «Союз пяти» (1925) маниакальные властолюбцы пытаются с помощью небывалых технических средств покорить весь мир и истребить большинство людей, но тоже неудачно. Социальный аспект везде упрощен и огрублен по-советски, но Толстой предсказал космические полеты, улавливание голосов из космоса, «парашютный тормоз», лазер, деление атомного ядра.

Выступая как политизированный писатель, Толстой, который был непосредственным, органическим художником, мастером изображения, а не философизации и пропаганды, проявил себя гораздо хуже. Пьесами «Заговор императрицы» и «Азеф» (1925, 1926, совместно с историком П. Е. Щеголевым) он «узаконил» неприкрыто тенденциозную, окарикатуренную обрисовку последних предреволюционных лет и семьи Николая II. Роман «Восемнадцатый год» (1927-1928), вторую книгу «Хождения по мукам», Толстой перенасытил тенденциозно отобранными и интерпретированными историческими материалами, свел вымышленные персонажи с реально существовавшими лицами и густо уснастил сюжет авантюрностью, включая мотивы переодевания и «подстроенных» автором встреч (что не могло не ослабить роман).

В 1930-е гг. по прямому заказу властей написал первое произведение о Сталине -- повесть «Хлеб (Оборона Царицына)» (вышла в 1937), целиком подчиненную сталинским мифам о Гражданской войне. Это было как бы «добавление» к «Восемнадцатому году», где Толстой «просмотрел» выдающуюся роль Сталина и Ворошилова в тогдашних событиях. Некоторые персонажи повести перекочевали в «Хмурое утро» (закончено в 1941), последнюю книгу трилогии, произведение все-таки более живое, чем «Хлеб», но в авантюрности соперничающее со второй книгой, а конъюнктурностью далеко ее превосходящее. Патетическими речами Рощина в неудачном, как обычно у Толстого, сказочно счастливом финале он косвенно, но определенно оправдывал репрессии 1937. Однако яркие характеры, увлекательный сюжет, мастерский язык Толстого надолго сделали трилогию одним из самых популярных произведений советской литературы.

К числу лучших в мировой литературе повестей для детей принадлежит «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935), весьма основательная и удачная переделка сказки итальянского писателя 19 в. Коллоди «Пиноккио».

После Октябрьской революции Толстой заинтересовался исторической тематикой. На материале 17-18 вв. написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «Граф Калиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922) и др. Кроме рассказа о Петре Первом, который строит Петербург, проявляя чудовищную жестокость к людям и оставаясь в трагическом одиночестве, все эти произведения более или менее насыщены приключениями, хотя в изображении смуты начала 17 в. чувствуется взгляд человека, повидавшего смуту20 в. После пьесы «На дыбе», написанной в 1928 во многом по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Д. С. Мережковского, в романе «Антихрист (Петр и Алексей)» Толстой резко меняет свой взгляд на царя-реформатора, почувствовав, что в следующем десятилетии критерий «классовости», возможно, будет вытеснен критериями «народности» и исторической прогрессивности, а фигура государственного деятеля такого уровня будет вызывать позитивные ассоциации.

В 1930 и 1934 выходят две книги большого повествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого и нового миров Толстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурье допетровской Руси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровских реформ как «буржуазных» (отсюда преувеличение роли торговых людей, предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги (например, деятелям церкви почти не уделено внимания), но объективно-историческую необходимость тогдашних преобразований, как бы являющихся прецедентом для преобразований социалистических, и средства их осуществления показал в общем верно. Россия в изображении писателя меняется, вместе с ней «растут» герои романа, прежде всего сам Петр. Первая глава перенасыщена событиями, она охватывает события с 1682 по 1698 годы, которые часто даются в самом кратком изложении. Вторая книга заканчивается начальным периодом строительства Петербурга, основанного в 1703: идут серьезные преобразования, которые требуют более пристального внимания. Действие неоконченной третьей книги измеряется месяцами. Внимание писателя переключается на людей, преобладают сцены длительные, с обстоятельными разговорами.

Роман без романной интриги, без связного вымышленного сюжета, без авантюрности, вместе с тем чрезвычайно увлекателен и красочен. Описания быта и нравов, поведения самых разных персонажей (их очень много, но они не теряются в толпе, которая тоже не раз изображается), тонко стилизованный разговорный язык составляют весьма сильные стороны романа, лучшего в советской исторической прозе.

Третью книгу «Петра Первого» смертельно больной Толстой писал в 1943-1944. Она обрывается на эпизоде взятия Нарвы, под которой войска Петра потерпели первое тяжелое поражение в начале Северной войны. Это производит впечатление законченности незаконченного романа. Петр уже явно идеализирован, даже заступается за простой народ; на всей тональности книги сказались национально-патриотические настроения времен Великой Отечественной войны. Но основные образы романа не потускнели, интерес событий не пропал, хотя в целом третья книга слабее двух первых. «Русские писатели. Библиографический словарь» Ч 2. / Сост. Б.Ф. Егоров, П.А. Николаев и др., - М.: Просвещение, 1990.-с.136

Личность Петра Первого и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной литературы. К ней обращались А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.А.Блок, Д.С.Мережковский и другие. Оценка Петра Первого, его преобразований неоднозначна как в оценке историков, так и в художественной литературе.

Если Ломоносов и Пушкин воспринимали петровские деяния как подвиг (хотя Пушкин видел и недостатки царя-преобразователя), то Л.Н.Толстой отнесся к нему отрицательно. Задумав роман из эпохи Петра, он бросил его писать, так как, по собственному признанию, возненавидел личность царя, «благочестивейшего разбойника, убийцы». Подобная оценка дана Петру и в романе Д.С.Мережковского «Петр и Алексей» (1905).Без преувеличения можно сказать, что едва ли не на протяжении всей жизни, начиная с 1917 года, словно магнит притягивала к себе эпоха Петра и А.Н.Толстого.

«На Петра я нацеливался давно,- писал Толстой.- Я видел все пятна на его камзоле, но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане». Непосредственными, пусть и отдаленными подходами к петровской теме явились рассказы «Наваждение» (1917), «День Петра» (1917), пьеса «На дыбе» (1928), ставшие как бы увертюрой к роману о Петре. Они показывают, что отношение Толстого к личности Петра менялось.

Рассказ «День Петра» (1917) глубоко пессимистичен. Показывая деятельность Петра, направленную на преобразование государства, писатель показывает всем ходам повествования бесплодность этих мероприятий Петра. Царь показан в рассказе жестоким гордецом, одиноким и страшным: «… сидя на пустошах и болотах, одной своей страшной волей укреплял государство, перестраивая землю».В трагедии «На дыбе», в отличие от рассказа, дана более широкая характеристика времени Петра и его окружения. Но он опять одинок в своей огромной стране, ради которой «живота не жалел», и народ против преобразователя, и стихия. Обреченность дела Петра звучит в его же словах: «Двадцать лет стену прошибаю. Для кого сие? Миллионы народу я перевел… Много крови пролил. Умру - и они как стервятники кинутся на государство». А. Тархов «Исторический триптих А.К. Толстого» - М.: Худож. лит.,1982.-с.110

Завершив пьесу, Толстой собирался написать повесть о Петре и после серьезной подготовки взялся за нее в феврале 1929 года. Первая книга «Петра» была закончена 12 мая 1930 года, и последняя, седьмая глава, завершается казнью стрельцов. Остальные пункты плана составили содержание второй книги, которую Толстой писал с декабря 1932 года по 22 апреля 1934 года. Над третьей книгой эпопеи писатель начал работать 31 декабря 1934 года и успел довести ее до шестой главы. Но смерть помешала писателю довести монументальный труд до конца.

Приступая к работе над романом, Толстой определяет главные проблемы. Во-первых, это «прежде всего книга о русском характере, его ведущих чертах». Во-вторых, изображение исторической личности, ее становление. В-третьих, изображение народа как движущей силы истории. Решению этих проблем подчинена и композиция произведения. В композиции романа нашел отражение правильно понятый писателем ход русской истории на рубеже XVII и XVIII столетий. Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.126

Три книги романа воссоздают три важнейших периода развития петровской России.

В первой книге изображена отставшая Московская Русь, юность Петра, борьба с Софьей за власть, первые петровские реформы, стрелецкий бунт и казнь восставших. В первых главах, которые являются экспозицией романа, Петра еще нет. Автор через авторские отступления, через изображение жизни всех сословий допетровской России, через показ классовых противоречий помогает ощутить историческую необходимость преобразований. «Мужик с поротой задницей кое-как ковырял постылую землю»; от нестерпимых даней и поборов посадские люди «выли на холодном дворе»; разорялся, «худел» мелкопоместный дворянин, «стонало» мелкое купечество; «кряхтели» даже бояре и именитые купцы. «Что за Россия, заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?» Первая книга заканчивается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа: «Всю зиму были пытки и казни… Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».

Сам Толстой указывал, что вторая книга более монументальна. Она рассказывает о том, как «сдвинулась с места Русь». Здесь меньше исторических событий, но все они очень важные, показывающие строительство новой России: подготовка к Северной войне, «нарвская конфузия», строительство заводов, основание Петербурга… во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста народа.

Третья книга романа создавалась в обстановке героического подъема Великой Отечественной войны. Главное в ней - изображение творческого труда русского народа, великих подвигов русского солдата. Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.102

«Третья книга, - писал А.Толстой, - самая главная часть романа о Петре…»Это книга о блестяще одержанных победах русских над войсками Карла XII. Особенно ярко показан в ней образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе. Многоплановость композиции, контрастность глав, меняющаяся авторская тональность, обилие действующих лиц, географическая широта изображаемого - позволили автору показать Русь в бурном потоке исторических событий. Однако сам Толстой признавался: «В моем романе центром является фигура Петра Первого». Он раскрывается во всей грандиозной противоречивой натуре - великодушный и жестокий, отважный и беспощадный к врагам государственный деятель, гениальный реформатор. Вокруг него группируются остальные персонажи. Варламов.А.Н. Алексей Толстой. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2008.-с.87

А.Н.Толстой рисует процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Поэтому необходимо проследить, как складывался характер Петра, какие обстоятельства влияли на его формирование, какую роль в становлении личности Петра сыграла окружающая среда.

Толстой показывает, как события формируют Петра - преобразователя. Он активно вмешивается в жизнь, изменяет ее, изменяется сам. В Преображенском дворце царствует та старина, которую Петр ненавидит всю жизнь. Скука, невежество, однообразие. Дни так похожи один на другой, что трудно вспомнить, полдничали или уже обедали домочадцы. На медленный темп жизни указывают и удачно найденные Толстым слова, подчеркивающие полнейший застой, господствовавший во дворце: « Царица лениво поднялась и пошла в опочивальню. Там… на покрытых сундуках сидели злющие старухи приживалки… Из-за кровати выползла карлица с гноящимися глазами… прикорнула у государыних ножек… - Сны, что ли, рассказывайте, дуры бабы, - сказала Наталья Кирилловна. - Единорога никто не видел? Оканчивался день, медленно ударил колокол…»

Заслуга Толстого в том, что он сумел показать постепенное формирование Петра, как выдающейся исторической личности, а не сразу нарисовал его вполне сложившимся национальным деятелем и полководцем, каким он предстает в третьей книге романа. Мудрым учителем Петра была сама жизнь. Еще в Архангельске Петр понял, что для широкого развития торговли нужны моря, что страна не может без них существовать. Однако самостоятельно решить вопрос о походе на Азов Петр еще не может, поэтому прислушивается к тому, что говорят бояре и близкие ему по духу люди. Страх его перед предстоящей войной с татарами напоминал памятную ночь

бегства в Троицу. Поведение Петра на первом заседании боярской думы ясно показывает, что юноше-царю не хватает твердости, решительности: «…жутко было и смолоду пуган. Выжидал, щурил глаза». Иным возвратился он из азовских походов. Борьба за Азов - первое серьезное дело в жизни и деятельности Петра. В боях под Азовом он учится воевать по-настоящему, учится оценивать силы противника, здесь закаляется его воля, крепнет настойчивость в достижении целей. Военные неудачи сначала «изумили» Петра, но не заставили бросить оружия и отступить. Наоборот, любой ценой он решает взять Азов, чего бы это ни стоило ему, генералам, солдатам. Настойчивость, непреклонность его впервые с большой силой проявляются здесь, под Азовом. «Воля Петра будто окаменела. Стал суров, резок. Похудел до того, что зеленый кафтан болтался на нем, как на жерди. Шутки бросил». Он сам решает вести осаду и разрабатывает ее план, заставляет всех людей работать с большим напряжением и проводит вместе с солдатами все дни на земляных работах, с ними и ест простую солдатскую пищу. Толстой показывает, как в этой тяжелой борьбе теперь уже не за себя (как в борьбе с Софьей в юношеские годы), а за страну свою, за Азовское море мужает Петр, вместе с ним мужают и солдаты. Если раньше при взрыве бомб «побледневшие войны только крестились», то при последней осаде Азова солдаты, не обращая внимания на свист пуль, лезли по лестницам на стены крепости. Даже вынужденное отступление русской армии, без славы завершившей первый азовский поход, не пошатнули веры Петра в возможность взять Азов, не вселило в него пессимизма, неверия в силы русских солдат. У него не опускаются руки, наоборот, «неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали - другой человек: зол, упрям, деловит». Еще в Архангельске Петр почувствовал, что враг, который мешает расстаться России с ее нищетой и убожеством, «невидим, не охватим, враг - повсюду, враг - в нем самом». Этот «враг - в нем самом» - равнодушие к государственному делу, к судьбе страны, беспечность, наконец, его невежество. Пребывание в Архангельске, участие в азовском походе повернули Петра лицом к государству, к его нуждам. Присущие ему энергия, сила воли, организаторские способности и, главное, настойчивость в исполнении поставленной цели сделали свое дело: воронежский флот ценой жизни многих сотен русских рабочих был построен.

Самовластным государем, твердо уверенным в полезности и нужности проводимых им мероприятий и не считающимся теперь с мнением бояр, показывает Толстой Петра на втором заседании боярской думы. Теперь Петр «мужественным голосом», не терпящим возражений, говорит боярам о немедленном благоустройстве разоренного Азова и крепости Таганрог, о создании «кумпанств» для строительства кораблей, о приготовлении подати для постройки канала Волга - Дон. С трона он уже не говорит, а « жестоко лает»; бояре чувствуют, что у Петра теперь «все решено вперед» и скоро он обойдется и без думы. Еще отчетливее становятся для Петра задачи, стоящие перед государством: «В два года должны флот построить, из дураков стать умными».

Любовь к родине проявляется у Петра сначала в глубокой боли за свою страну. «Черт привел родиться царем в такой стране!» - с горечью восклицает он, видя нищету, убожество, темноту своей огромной страны. Не раз задумается Петр над причинами такого обнищания России, такой невежественности. «… отчего сие? Сидим на великих просторах и - нищие…» Выход из этого положения Петр видит в развитии промышленности, торговли, в завоевании берегов Балтийского моря. Стремление Петра ликвидировать экономическую отсталость страны проявляется, прежде всего, в строительстве фабрик, заводов, мастерских. Для укрепления мощи России нужен был свой, русский чугун, свое железо, чтобы не покупать втридорога за границей. Он хочет, чтобы русские занялись разработкой железных руд, строительством лесопильных заводов, а не иноземцы. «Почему свои не могут?» - говорит Петр, обращаясь к купечеству. И потому с радостью, не задумываясь, Петр дает деньги для развития рудного дела предприимчивому тульскому кузнецу Демидову, решившему «поднять Урал». Так по инициативе и при поддержке Петра строятся и растут отечественные заводы, дающие для армии чугун и железо. Он приветствует почин братьев Бажениных, Осипа и Федора, построивших водяную пильную мельницу самостоятельно, без помощи заморских мастеров, их желание строить корабли и яхты и на них вывозить доски и другие русские товары за море. Видя «счастье страны» в успехах морской торговли, Петр всеми силами поощряет ее развитие. Первому «навигатору» Ивану Жигулину Петр отдает в полное распоряжение три корабля, чтобы тот вез за море ворвань, тюленьи кожи, семгу и жемчуг. Но Петр прекрасно понимает, что широкое развитие торговли возможно лишь в том случае, если русские будут иметь выход в Балтийское море. Но не только экономическая отсталость страны беспокоит Петра. Любовь к родине заставляет бороться с невежеством, темнотой, царившими в стране, за развитие культуры, науки, искусства. Как «растолкать людей, продрать им глаза», приобщить их к культуре, вселить любовь к учению? «От богословия нас вши заели… Навигационные, математические науки. Рудное дело, медицина. Это нам нужно…», - говорит Петр в Преображенском генералам Паткулю и Карловичу.

При литейном заводе в Москве Петр учреждает школу, где двести пятьдесят боярских, посадских и даже юношей «подлого» звания (что очень важно) учились литью, математике, фортификации, истории. России нужны были образованные люди: инженеры, архитекторы, дипломаты. «Дубиной» гнал в науку Петр дворянских недорослей. «Бесчеловечно», по словам самого Петра, бьется он, чтобы «дворянские балды - сажень ростом» учились грамоте. «С чего приходится начинать: аз, буки, веди…», - с возмущением говорит он. Зато, какой радостью блестят глаза Петра, когда он встречает грамотного, образованного русского человека. Когда Артамон Бровкин на заданный Петром вопрос, знает ли грамоте, отвечает по-немецки, по-французски, по-голландски, Петр приходит в восторг: «Петр Алексеевич стал его целовать, хлопал ладонью и тащил на себя, тряс. - Ну, скажите! Ах, молодчина…»

Не случайно потому и решение Петра «за ум графами жаловать». Не род, а знания прежде всего ценит Петр. Мастерство, умение в любом деле, золотые руки всегда вызывают восторг Петра и уважение к данному человеку. С восхищением и удивлением смотрит Петр на искусный рисунок Андрея Голикова. Не голландский, а свой, русский, иконописец изПалехи на простой стене, не красками, а тонким углем нарисовал взятие русскими на абордаж двух шведских кораблей. «Петр Алексеевич присел на корточки.

Ну и ну! - проговорил… - Эдак я тебя, пожалуй, в Голландию пошлю учиться».

Необходимо отметить дальновидность Петра, его государственную мудрость, настойчивость в достижении поставленных целей, наконец, его простоту, проявляющуюся как в обращениях с людьми, так и в привычках, манерах, вкусах.

Государственная мудрость Петра проявляется в его умении правильно оценить создавшуюся политическую обстановку и выбрать наиболее подходящие стратегические моменты для начала войны со шведами. Если Карл видит в войне игру, развлечение и «с упоением» слушает звуки боя, то Петр, как пишет Толстой, считает войну «делом тяжелым и трудным, будничной страдой кровавой, нуждой государственной». Сам Петр не раз подчеркивает, что эта война со шведами не имеет в виду захвата чужих земель, - это война за бывшее отечество свое. «Отечества отдать нам не мочно», - говорит он солдатам. Азовские походы многому его научили. Время, когда Петр не учитывал силы противника и не понимал причин поражения русских (не хватало пороха, ядер, пушек, продовольствия), не учитывал настроения своих солдат, давно миновало. Так, под Нарвой он сразу понимает, что русские, несмотря на двухгодичную подготовку к войне, воевать еще не научились: «Чтоб здесь пушка выстрелила, ее надо в Москве зарядить». Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.144

Мы почти не видим Петра в царском облачении: он или в Преображенском кафтане, или в «холщевой, запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть», или в матросской куртке и зюйдвестке.

В третьей книге романа Толстой рисует тридцатилетнего Петра. Именно в этой книге раскрывается его полководческий талант, мудрость государственного деятеля и преобразователя. С годами все более крепнет вера Петра в силы и способности русских людей, в мужество, героизм и выносливость русских солдат, для которых «все проходимо».

Петр изменился сам, научился сдерживать порывы гнева. В Петре чувствуется государственный человек, отвечающий за судьбу страны, он поглощен делами государства, часто погружен в размышления, его уже не привлекают былые «шумства». Петр в романе Толстого не только сын своего века, но и человек, воплотивший лучшие черты русского национального характера. Однако, отметив прогрессивный характер реформ Петра и их историческую закономерность, Толстой показывает их классовую ограниченность, ибо преобразовательская деятельность Петра покоилась на укреплении крепостнического строя. Базанова А.Е., Рыжкова Н.В. Русская литература XIX и XX веков - М.: Юристъ - 1997.-с.212

Уже первые главы романа дают нам почувствовать, что это повествование не только о Петре, но и обо всей стране, о жизни и судьбе народа в одну из переломных эпох русской истории. Целая галерея людей из народа нарисована Толстым в романе, среди них - участники разинского восстания: смелый, решительный пегобородый Иван и Овдоким, «пытанный, мученный много», но не утративший веры в возвращение разинского времени, «костяной от злобы» Федька Умойся Грязью, талантливый изобретатель- самоучка Кузьма Жемов, русский богатырь кузнец Кондратий Воробьев, палехский живописец Андрей Голиков, смелый бомбардир Иван Курочкин и другие. И хотя каждый из этих героев участвует в двух-трех эпизодах, мы постоянно ощущаем присутствие народа на страницах романа. Площади и улицы старой Москвы, шумный кабак, военный лагерь под Нарвой - вот где развертывается действие массовых сцен. Каждая массовая сцена имеет большое значение в романе еще и потому, что в ней устами народа дается оценка того или иного события, положения в стране. «Мучение народное» чувствуется и в отдельных репликах людей из толпы, и в авторской речи, выражающей голос народа. Жестокая эксплуатация крестьян, бесчисленные налоги, нищета и голод не маскируются Толстым: он показывает крепостническую действительность Петровского времени глубоко и всесторонне. Но ограничиться изображением людей, задавленных крепостным правом, терпеливо выносящих кабалу, Толстой не мог - это значило бы исказить действительность. Исторические документы и исследования показали Толстому, что далеко не весь народ безответно и покорно нес на себе ярмо. Одни выражали свой протест бегством от помещиков на Дон, на Урал, в Сибирь, другие готовились к открытой борьбе.

Но не только свободолюбие русского народа изображает Толстой. Русский народ талантлив, трудолюбив. Эти качества писатель раскрывает в образах Кузьмы Жемова, Андрея Голикова… Кузьма Жемов, талантливый изобретатель - самоучка, с творческим отношением к труду, «дерзким умом»,чувством собственного достоинства, настойчивостью в достижении целей. Судьба Кузьмы Жемова типична для русского талантливого изобретателя из народа в условиях царской крепостнической России. Образом искусного кузнеца Жемова Толстой утверждает необычайную одаренность простого русского человека, его духовное богатство. Жемов - хороший кузнец, его работу знают за пределами Москвы, о чем говорит он сам: «Кузнец Жемов! Не нашелся еще такой вор, кто бы мои замки отмыкал… Мои серпы до Рязани ходили. Латы моей работы пуля не пробивала…» Кузьма твердо уверен в том, что даже здесь, в этих каторжных условиях, созданных для русских рабочих, отметят его мастерскую работу. «Узнают они Кузьму Жемова…», - говорит он. Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.97

Еще один интересный образ человека из народа - образ палехского иконописца Андрея Голикова - привлекает нас одаренностью, любовью к искусству, к красоте, умением понимать и чувствовать природу, стремлением вырваться из мрака жизни. «Казалось бы, - пишет автор, - животному не вынести того, что за короткую жизнь вытерпел Андрюшка, - уничтожали, били, мучили, казнили его голодной и студеной смертью», и тем не менее он сохранил глубокую веру в то, что где-то есть «светлый край, куда он все-таки придет, продерется сквозь жизнь».

Народ в романе, особенно в третьей книге, показан как творец истории, и, хотя он не осознал своей исторической роли, он осознал свою силу.

толстой роман народ творческий

Этот роман Алексея Николаевича Толстого - исторический, но простая хронология событий не может выразить его даже самое краткое содержание. «Петр 1» Толстого наполнен событиями из жизни не только реальных исторических деятелей - царя Петра, Меньшикова, Лефорта, Карла XII и др.

На его страницах - персонажи, наделенные писателем типическими чертами представителей самых разных слоёв населения огромной страны. Они живут и умирают, они говорят языком, выразительность которого можно оценить, только прочитав книгу страница за страницей.

Общая структура

Роман состоит из трёх томов или книг. В центре повествования - тот самодержец из рода Романовых, кто первым стал именоваться императором всероссийским - Петр 1. Краткое содержание романа - начальный период его бурного правления, от времени совместного венчания на царство со сводным братом Иваном до первых побед в войне со Швецией за выход к Балтийскому морю.

События первой книги занимают время с 1682 по 1698 год. Краткое содержание «Петр 1» Алексей Толстой, книга первая: Молодой царь Петр Алексеевич понимает необходимость реформ по европейскому типу, одерживает победу в борьбе за власть с сестрой Софьей, которая опирается на стрелецкие полки.

«Петр 1»: краткое содержание по главам

Книга I. В первом томе - 7 глав.

А.Н. Толстой, «Петр 1», краткое содержание по главам первой книги:

Глава 1, части 1-5: Ивашка Бровкин - хитрый и крепкий мужик, по приказу барина - Василия Волкова - отправляет своего сына Алешку с обозом в Москву. Там Алешку грабят, он теряется в столичных слободах.

Часть 6. Царь умирает от цинги. На царство претендует его сестра Софья - одна из дочерей первой жены царя Алексея Михайловича - Марии Милославской. Ближние бояре выбирают на царство здорового и бойкого Петра, сына второй жены Алексея Михайловича - Натальи Нарышкиной.

Части 7-18. Алешка Бровкин знакомится со сверстником - предприимчивым и сообразительным не по годам Алексашкой Меньшиковым, сбежавшим из дома от побоев отца. Они нанимаются к купцу продавать пироги, а потом становятся свидетелями вооруженного выступления стрельцов, подстрекаемых сторонниками Софьи, которые кричали, что Нарышкины убили наследников царя. Патриарх Иоаким показывает живых Петра и Ивана, но требования толпы выполняются: совместное венчание на престол Ивана и Петра, выше их - Софья.

Книга I. Глава 2. Краткое содержание «Петр 1» Толстого А.Н.:

Части 1-3. Раскольники пробуют поднять стрельцов на бунт «за старую веру», Софья собирает дворян и гасит смуту. Алексашка знакомится с мальчиком Петром, а убегая от случайно встреченного отца, попадает на Немецкую слободу - Кукуй, где его берет на службу На Кукуе появляется и скрывшийся от скучных нянек Петр. Лефорт показывает любопытному царю много нового и интересного.

Части 4-6. Василий Васильевич Голицын - человек прогрессивных взглядов, не может противостоять требованиям своей любовницы - Софьи - идти «воевать татар». Для войны нет возможностей.

Части 7-11. Петр с помощью иностранцев занимается обучением «потешного войска». Кукуйцам импонирует энергия и любознательность молодого русского монарха.

Петру нравится отношение обитателей немецкой слободы к работе и к веселью. Ему кружит голову молодая красавица Алексашка смог стать нужным Петру и его назначают царским постельничим.

Книга I. «Петр 1», краткое содержание. Глава 3:

Части 1-2. Бесславный поход на юг Василия Голицына. Страдавшее от бескормицы и сильной жары русское войско окончательно останавливает степной пожар. В поджоге обвиняют украинского гетмана Самойловича. Автор этого доноса - Мазепа - сам становится правителем Украины.

Части 3-5. В Преображенском, где обитает Петр с матерью, усиливается боеспособность потешных полков - Преображенского и Семеновского, что вызывает тревогу у Софьи. Алексашка пользуется у Петра растущим доверием и рекомендует ему нового барабанщика - Алешу Бровкина. Поведение молодого царя осуждает мать Наталья Кирилловна и её боярское окружение. Царица хочет женить Петра на Двоюродный брат Василия поддерживает начинания Петра словом и деньгами.

Часть 6. Василий Голицын предлагает взаимовыгодное сотрудничество с французскими купцами для покрытия нужд войска, и получает чванливый отказ.

Части 7-8. Умирает отец Анны Монс. Петр соглашается на женитьбу.

1689 год. Женитьба

Книга I. А.Н. Толстой «Петр первый», краткое содержание. Глава 4.

Части 1-5. Алеша Бровкин с помощью Меньшикова спасается от побоев своего отца, привезшего продуктовый оброк своему барину - Волкову. Иван сначала не узнает сына, затем притворством выпрашивает у него огромную сумму - более трех с половиной рублей.

Свадьба Петра и Евдокии играется по древнему обряду, но накануне молодой царь сбегает на ночь к Анне Монс, а через месяц - уезжает на верфи в Переславль. Второй Голицына завершается большими потерями с обеих сторон.

Части 6-10. На деньги сына Иван Бровкин поднял хозяйство и стал богатеть. После войны с татарами усиливаются нищета, разбой и грабежи. Все желают, чтобы дело скорее решилось в чью-нибудь пользу: Софьи или Петра. Стрелецкие начальники по указанию правительницы организуют заговор с целью убить Петра и его матерь. К Петру приезжает дядя - Лев Кириллович Нарышкин, рассказывает о заговоре Софьи, пробуждая в нем детские страхи и провоцируя судорожный припадок.

Части 11-15. Во время церковной службы Петр вступает в открытый конфликт с Софьей, которая во время крестного хода взялась нести икону, что следовало делать только царской особе мужского пола. Окружение Голицына побуждает его к решительным действиям в отношении обитателей Преображенского, но он колеблется. Царский стольник Василий Волков, посланный Петром на разведку, был схвачен стрельцами и приведен на допрос к Софье. Выполняя приказ царя молчать, он вызвал гнев Софьи, приказавшей отрубить ему голову. Но среди стрельцов не нашлось добровольца-палача, и Волкова тайно отпустили. Стрелецкие начальники назначают на полночь выступление, а группа караульных стрельцов, не веря в успех, решают послать двух гонцов к Петру чтобы предупредить об опасности.

Часть 16. Петр и его окружение понимают, что если поднимется все стрелецкое войско, сил Преображенского и Семеновского полков не хватит. Было решено уходить в Троицкую лавру под защиту монастырских стен и патриарха. Нервы Петра на пределе. Как только входят стрельцы с предупреждением о грядущем набате, он в панике неодетый скачет в Троицу.

Части 17-19. Софье не удается ударить в набат. Почти все её сторонники переходят на сторону Петра, а её саму в Троицу не допускают. Следуя наставлениям Лефорта, Петр ведет себя в соответствии с желаниями матери, вызывая одобрение Натальи Кирилловны и её окружения.

Части 20-23. Софья терпит полное поражение. Её перевезли из Кремля в Новодевичий монастырь, самый ярых её сторонников казнят и пытают. Василия Голицына, которого спас от казни его брат Борис, отправили в ссылку на север. Сподвижники Петра жалованы деньгами и землями. Все ждут казней, но молодой самодержец голов не рубил.

Начало единоличного правления

Книга I. А.Н. Толстой «Петр первый», краткое содержание по главам. Глава 5.

Части 1-5. Лефорт становится настоящим другом и главным советником Петра. В Петр слышит от иностранцев о неумении русских вести дела, о дикости их обычаев.

Части 6-7. Патриарх Иоаким требует от Петра защитить православную веру от иностранных еретиков и выгнать немцев с русской земли. Царь удивляет его своей твердостью и просит не вмешиваться в его планы. Евдокия упрекает мужа связью с Анной Монс, они ссорятся.

Части 8-12. Беглый холоп Цыган и кузнец Кузьма Жемов попросились «в артель» к таким же бездомным страдальцам - Овдокиму и Иуде, чтобы добывать пропитание правым или неправым делом. Подобно им много народу уходило в леса разбойничать или прятались от властей, держась, как раскольники, за старую веру.

Части 13-16. Петр не только предается разгулу, но продолжает строить новую страну. В Архангельске, где издавна были поселения заморских купцов, воочию видит разницу в уровне жизни иностранцев и русских, и заводит серьезный разговор с Лефортом о главных целях на будущее. Он слышит от него о выходе за Азовское и Черное море, о войне со Швецией за выход к Балтике. В повседневных делах: жалобы на разбой, мздоимство и первый русский «комерциенрат» - организация купцов для международной торговли.

Часть 17. Умирает Наталья Кирилловна, мать Петра. Рассорившись с женой, он ищет утешения у Анны Монс.

Части 18-21. Артель Овдокима, поразбойничав на тульских дорогах, распалась, а Цыган и Жемов попали на каторгу на оружейный завод. Становится неизбежной война на юге - к ней подталкивали иностранные союзники и внутренние силы. Дума призвала собирать ополчение.

Часть 22. Жизнь Ивана Бровкина изменилась кардинально: бывшие родственники и односельчане попадали к нему в зависимость, ему был отдан подряд на овес и сено для армии, дочь Саньку приезжал сватать за бывшего барина - Василия Волкова - сам царь Петр.

Книга I. Краткое содержание, «Петр 1» Толстого А.Н.: Глава 6.

В феврале 1695 года начался поход к низовьям Днепра и к крепости Азов. Во главе стоял воевода Борис Петрович Шереметьев, а царь шел с войском как бомбардир Петр Алексеев. В столице остался править князь-кесарь Федор Ромодановский, которого боялись. Войско спустилось к низовьям Волги, где должно было пополнить запасы. Из-за воровства подрядчиков это было делом затруднительным - только Бровкин выполнил обязательства как нужно. Азов не удалось взять с наскока, русские понесли большие потери. Началась долгая осада с подкопами. Турки получали поддержку с моря, где они хозяйничали - подвозились войска и припасы, поэтому осада не удалась. Был отбит и открытый штурм. Лефорт и другие военные советники считали нужным перенести военную компанию на будущий год. Но Петр настаивал на повторном штурме с суши и с моря. Лишь когда и он был отбит и потерял две третьих войска, было решено отступать - так бесславно окончился первый Азовский поход.

1696 год. Взятие крепости Азов

Книга I. Краткое содержание, «Петр 1», А. Толстой: Глава 7.

Часть 1. Через два года изменилось многое в стране, но главное - возмужал её царь. После «азовского невзятия» он сразу уехал под Воронеж, где началось строительство новых кораблей. Огромной ценой флот был построен. В мае Азов был осажден и через два месяца взят. После триумфального возвращения Петра в столицу боярской Думе оставалось лишь безропотно утверждать новые царские указы о строительстве флота, о рытье канала Волга-Дон, об обучении дворянских детей за рубежом и т. д.

Часть 2. Петр решает уехать в Европу за поддержкой своей политики и за новыми знаниями. Он едет в составе многочисленного посольства под именем Петра Михайлова. Отъезд задержан разгромом казачьего заговора во главе с бывшим союзником Софьи - полковником Цыклером.

1697—1698 года. Великое посольство

Части 3-7. В составе посольства Петр посещает Кенигсберг, где заключает союз с бранденбургским курфюрстом, осматривает железные заводы и мастерские, получает аттестат об обучении артиллерийскому мастерству. Его поражает разумный и опрятный образ жизни, он мечтает ввести подобный благополучный уклад в России.

Часть 8. Петр и его спутники производят сильное впечатление на приёме, организованном супругой курфюрста и его дочерью. Они поражают немок своей энергией, любопытством и грубыми манерами.

Части 9-11. В Голландии Петр работает на судоверфи в городке Саардам, живет у плотника, которого знал по Воронежу, ведет самый простой образ жизни, хотя недолго остается инкогнито. Он интересуется всем, бывает везде - и в трактире, и в анатомическом театре. В Англии он изучает математику, учится чертить корабельные планы, нанимает специалистов морского дела. Много денег тратиться на оружие, инструменты и разные диковины. Тем временем в Москве появляются слухи о смерти царя за границей и подмене его. В стрелецких полках, стоящих на северных и южных границах, появляются письма Софьи с требованием идти на столицу для водворения её на царство.

Части 12-13. Петр осознает двуличность европейской политики, а в Москве Иван Бровкин привозит князю-кесарю Ромодановскому весть о подходящих к столице стрелецких полках.

Части 14-17. Стрельцы, не имея единства в планах, были расстреляны из пушек верными царю батальонами. Петр, прервав вояж, возвращается в столицу.

1698 год. Стрелецкий бунт

Части 18-21. После возвращения Петр устраивает демонстративное бритье боярских бород, не встречаясь с женой, едет в Немецкую слободу к Анне Монс. Долго длятся страшные пытки и казни участников стрелецкой смуты. Кончалась византийская Русь.

В 1698 - 1703 годах происходит действие второй книги «Петр Первый». Краткое содержание второго тома.

С помощью многочисленных сторонников из людей простого происхождения Петр строит новую промышленность, новый флот, новую торговлю. Война за выход к Балтике начинается с жестоких поражений.

Книга II. «Петр первый», краткое содержание по главам: Глава 1.

Части 1-2. Мрачно в Москве, не идет торговля, раскольники пророчат беды, зовут уходить на север в скиты или на Дон, готовить новую смуту.

Части 3-4. Князь Буйносов из тех кому не нравятся новые обычаи, новая одежда, новая знать - без роду и племени.

Санька Бровкина - Александра Ивановна Волкова - учит его дочерей политесу, а те ей завидуют.

1699 год. Смерть Лефорта

Части 5-7. Петр потерял верного друга: умер Франц Лефорт. На пышных похоронах одни печалятся, другие злорадствуют.

Части 8-9. Петр учит купцов, как поставить торговое дело по-новому, раскольники желают жить по-старому.

Части 10-12. На воронежских верфях заканчивают строительство большого флота. Петр работает и кузнечным подмастерьем, и плотником. Крепнет мысль о необходимости мира с турками и неизбежность войны на Балтике. Заключению мира с султаном помогает неожиданное для турок появление на Черном море русского флота, прошедшего через мелководье Азова.

А.Н. Толстой, «Петр Первый», краткое содержание по томам: Книга II. Глава 2.

Часть 1. Поручик Алексей Бровкин с отрядом собирает по беломорским монастырям людей на государеву службу.

Часть 2. На светском приеме у Анны Монс Петру рассказывают о молодом шведском короле Карле. Его уверяют в легкой победе.

Часть 3. Дом Ивана Бровкина устроен на иноземный манер. Собравшиеся гости обсуждают светские новости и слухи о будущей войне со шведами.

Часть 4. Шведские послы не дождались от Петра подтверждения мирного договора. Русский царь же посылает к польскому королю тайное предложение о военном союзе против Карла.

Часть 5. Молодой Карл посылает свою любовницу Аталию шпионить за польским королем Августом.

Часть 6. Петр сватает младшего Бровкина за княжну Буйносову из древнего знатного рода. Он удивляется образованности Артамона. Александра Волкова с мужем едет в Европу, переживая по дороге нападение разбойников.

Часть 7. В Москве из набранных крестьян иностранные офицеры готовят регулярное войско.

Часть 8. Алексей Бровкин собирает по северным скитам рекрутов. Старцы-раскольники готовы сжигать людей, лишь бы они не служили царю-антихристу.

Ввод юлианского календаря

Часть 9. По указу Петра вводится новое летоисчисление, празднуется начало нового 1700 года.

А.Н. Толстой, «Петр 1», краткое содержание по частям и главам: Книга II. Глава 3.

Часть 1. Весь двор и знатные люди едут в Воронеж на торжественный спуск нового огромного корабля «Предестинация» и целой флотилии. В разгар праздника пришло известие о начале польско-шведской войны.

Часть 2. Волковы на пути в Париж задерживаются в гостях сначала у польских панов, потом у короля Августа. Александра имеет большой успех. Польский король начинает войну и просит Волкова передать просьбу Петру о военной помощи. Волков едет к царю. Александра остается ждать при польском дворе.

Часть 3. Аталия сообщает Карлу о трудном положении польского короля и призывает его к военным подвигам. Карл с воодушевлением начинает войну: при поддержке англо-голландского флота атакует Копенгаген.

Часть 4. Петр читает челобитные о повсеместном мздоимстве и воровстве государственных чиновников. За некачественное сукно для мундиров избивает Меньшикова. Отдает Демидову уральские заводы, требуя взамен качественного и недорогого оружия.

Северная война со Швецией

Книга II. А.Н. Толстой, «Петр Первый», краткое содержание по частям. Глава 4.

Части 1-2. Мир с турками подписан с потерей некоторых азовских завоеваний, а в Москве объявлен царский указ о войне со Швецией.

Часть 3. Война началась с осады Нарвы. Во время похода стала видна плохая подготовка. Только солдаты роты Алексея Бровкина неплохо относились к командиру. Иностранные командиры и солдаты ненавидели друг друга. Долгий обстрел крепости успеха не приносил. Скоро подошла большая армия во главе с Карлом. Петр оставляет вместо себя командира и едет в Новгород готовить тылы. Шведы одерживают победу.

Часть 4. Петр узнает о конфузии, требует у купцов средств на новые пушки и оснащение войска, у монастырей и приходов - людей для обороны Новгорода, жестоко карает нерадивых и взяточников.

Часть 5. Царь хочет взять у монастырей колокола на пушки и деньги на войну. Князь-кесарь Федор Ромодановский вместо этого открывает ему тайное хранилище с сокровищами, которые собирал отец Петра - Алексей Михайлович. Они хранились на случай военной надобности. «Но колокола всё равно возьму...»

Книга II. А.Н. Толстой, «Петр Первый», краткое содержание по частям и главам. Глава 5.

Часть 1. У Карла закружилась голова от успехов, его армия стала одной из лучших в Европе. Он разгромил войска Августа. На русской границе оставил корпус Шлиппенбаха. Петр укреплял крепости, вооружал и обучал войско всю зиму. Новая крепость в Архангельске летом дала отпор шведскому флоту, был захвачен корабль. Шереметьев во главе новой армии разбил Шлиппенбаха на зимних квартирах под Дерптом, а через полгода - у Гуммельсгофа, и охранять шведские приморские города стало некому.

Часть 2. После взятия крепости Мариенбург генерал-фельдмаршал Шереметьев выкупил у урядника захваченную тем девушку Катерину, и сделал своей экономкой.

Части 3-4. В народе разброд - одни прятались от повинностей и войскового набора по скитам и в лесах, а другие раскольники сами предлагали Петру наладить добычу руды и производство железа. Строятся каналы, соединяющие реки и моря для прохода кораблей. После жестокого боя русские войска захватили крепость у истоков Невы - Нотебург-Орешек. Случайно погиб Кенигсек - любовник Анны Монс, и Петр нашел у него доказательства измены.

Часть 5. Иван Бровкин радуется успехам детей. В Москве очередной пожар. Петр задумывает строить новую столицу на берегах Невы. Он окончательно порывает с Монс. Меньшиков рассказывает ему о Катерине, которую он выкупил у Шереметьева.

1703 год. Основание Санкт-Петербурга

Части 6-7. Развиваются заводы, работа на которых - тяжкая кабала. Начинается строительство новой столицы. Петр знакомится с Катериной.

События заключительной книги романа охватывают период с 1703 по 1704 год. Краткое содержание Толстого, «Петр 1», книга третья.

Молодой российский самодержец проявляет неординарный полководческий талант и одерживает ряд побед над лучшей армией того времени - войском Карла XII.

Книга III. «Петр 1» краткое содержание по главам. Глава 1.

Части 1-5. Любимая сестра Петра - Наталья Алексеевна - всеми силами поддерживает брата. Она занимается образованием его фаворитки Катерины, хочет сделать царский двор по-настоящему европейским. Другие сестры царя - Машка и Катька - позорят брата глупостью и беспутством. Князь-кесарь Ромодановский нашел их связь с главным врагом Петра - Софьей.

Книга III. Краткое содержание. Толстого «Петр 1». Глава 2.

Части 1-4. У Алексея Бровкина в Петербурге собрались все три брата Бровкина. Они командуют на строительстве новой столицы и нового флота. Братья говорят о разном. Гаврила рассказывает о встрече с царской сестрой Натальей. О том, что Карл, пользуясь европейской междоусобицей, разоряет Польшу и грозит России. Приехал Меньшиков, пригласил в свой губернаторский дворец, куда вскоре приехал Петр. За столом, где собрались сподвижники, царь говорит о необходимости нового штурма Нарвы.

Части 5-6. Петр выходит к рабочим, видит, как трудно они живут, как плохо питаются. Один из них - Андрей Голиков - показывает свою работу - сделанное углем изображение морской битвы. Царь решает заказать ему портрет Катерины и послать потом учиться за границу.

Книга III. А.Н. Толстой, «Петр Первый», краткое содержание по главам. Глава 3.

Части 1-3. Русское войско во главе с царем выступает к Нарве. Король Карл гоняется по всей Польше за королем Августом, выслушивает комплименты о своей непобедимости и узнает о наступлении русских от посланницы польского короля, который ведет странную войну между пирами и любовными утехами, имея целью стравить Карла и Петра.

Книга III. Краткое содержание «Петр 1», Алексей Толстой. Глава 4.

Части 1-3. Комендант Нарвы Горн не собирается сдаваться, надеясь на подходящий на помощь отряд Шлиппенбаха и шведский флот. Но корабли шведов разметал сильный шторм и снабжение крепости прекратилось. Меньшиков хитростью выманил из крепости и уничтожил около трети войска.

Части 4-6. Король Август, используя усиление русским войском, идет на Варшаву против Станислава - нового короля, назначенного сеймом. Карл пускается в погоню. Главное для обоих королей - завладеть казной.

Книга III. А.Н.Толстой, «Петр первый», краткое содержание. Глава 5.

Части 1-6. Гаврила Бровкин скачет в Москву с письмом Петра к князю-кесарю и с художником Андреем Голиковым. В доме Бровкина они видят портрет Александры Волковой в виде Венеры. Князь Ромодановский, ища заговор, пытает бывшего попа, знавшегося с беспутными царскими сестрами Катькой и Машкой. Наталья Алексеевна расспрашивает Катерину о её жизни. Они встречаются с Гаврилой и устраивают веселый пир с ряжеными. После пира Наталья и Гаврила остаются наедине.

Книга III. Краткое содержание «Петр 1» Толстого. Глава 6.

Части 1-7. Одержана еще одна победа - взят Юрьев. Штурм был трудным, командовавшим им Шереметьев вдруг потерял энергичность, и вновь ожил, когда прибыл сам царь. Петр вызывает к себе Катерину. Меньшиков разбивает отряд Шлиппенбаха, шедший на помощь Нарве.

1704 год. Взятие Нарвы

Коменданта Горна и семья, и оголодавшие жители Нарвы призывают сдаться, но он желает воевать. Диспозиция по захвату крепости написана фельдмаршалом Огилви, который в разговоре с царем называет русского солдата неотесанным мужиком с ружьем. Петр не возражает, но говорит, что русский мужик и сноровист, и умен. Он вносит в план битвы свои поправки, которые приводят к быстрой победе. Петр упрекает сдавшегося коменданта за глупое упрямство и лишние жертвы.

Неоконченная эпопея

Около 15 лет работал Алексей Николаевич Толстой над книгой «Петр Первый». Краткое содержание его рабочих материалов говорило о грандиозных планах по созданию еще более масштабной хроники той эпохи. Но и то, что успел сделать мастер, стало настоящей классикой отечественной литературы.

    Оценил книгу

    Потрясающее произведение, подарившее мне три восхитительные бессонные ночи!

    В центре этого замечательного романа-эпопеи противоречивая личность Петра I – великого русского царя, воина, строителя, реформатора, борца с закосневшим боярством. Заслуги Петра I неоспоримы, хоть деятельность его до сих пор является объектом споров историков. Толстой показал его становление и эволюционирование от ранимого ребенка к порой жестокому, буйному, порывистому правителю, несущему в себе множество отрицательных черт, но при этом, правителю, не имевшему, как такового, светского образования, самостоятельно обучившемуся четырнадцати ремеслам, радеющему за отчизну, испытавшему горечь поражений и радость побед, а оттого, лишь сильнее стремящемуся во что бы то ни стало изменить жизнь своего народа и возвысить Россию. Личность неординарного человека раскрывается перед читателем, его поступки обосновываются и становятся понятны.

    Петр I изображается на фоне драматичного полотна исторической диорамы, но он не единственный главный герой эпопеи – наравне с ним отводится роль русскому народу, нашедшему олицетворение во многих героях, зачастую выдуманных. Это свободолюбивый Федька Умойся Грязью, чувствующий и взращивающий красоту Андрей Голиков, изобретательные Кузьма Жемов и Баженины, мастеровые Воробьевы, кузнец Антуфьев, умом и хитростью прогрызающий свой путь наверх Алексашка Меньшиков,..

    Все события показаны в живой динамике судеб героев. Рассказ ведется плавно и неторопливо, мастерские хитросплетения сюжета не позволят заскучать даже на батальных сценах, масштабность повествования поражает, каждая строчка сквозит любовью к России, к жизни. Язык романа очень красив, пластичен, стилизован соответственно описываемому времени, но при этом в нём абсолютно нет искусственности.

    Недаром роман-эпопея "Петр I" завоевал мировое признание, это действительно шедевр советской исторической прозы, и пусть иногда автор довольно вольно обращался с историческим материалом, но ведь он и не претендовал на документальность. Очень жаль, что Алексей Николаевич Толстой не успел выполнить задуманное и завершить роман.

    "Петр I" Портрет кисти Я. Веникса, 1697 год

    Автограф Петра I и А. Д. Меншикова в альбоме Ф. Рюйша. 17 сентября 1697 г. Первая известная подпись Меншикова: «Александръ Меньшикофъ»

    "Дедушка русского флота" (Франц Тиммерман объясняет Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688 год). Художник - Григорий Мясоедов

    "Переславская потешная флотилия на озере Плещеево 25 августа 1692 года" Художник Дмитрий Кардовский

    "Немецкая слобода, дом Анны Монс", Художник Александр Бенуа, 1911

    Азовская крепость

    Портрет адмирала Франца Яковлевича Лефорта

    Фрагмент диорамы "Взятие турецкой крепости Азов войсками Петра I в 1696 году" Художник Арсений Чернышов

    "Бородовой знак" выдавался мужчинам, откупившимся от бритья бороды, весил он немало, да и стоил 100 руб. с купеческой бороды, 60 рублей с дворянской, 30 рублей с прочей.

    "Новое в России дело! Спуск галеры "Принципиум" на воронежской верфи 3 апреля 1696 года". Художник Юрий Кушевский

    "Петр лично принимает экзамен у вернувшихся из-за границы пенсионеров(молодых людей дворянского сословия, отправленных в Европу для овладения науками)" Художник Юрий Кушевский

    Оценил книгу

    Роман «Петр Первый» - лучший образец жанра исторического романа в советской литературе.

    Так гласит аннотация к книге, и с этим утверждением невозможно не согласиться. Даже знаменитый Валентин Пикуль со своими очень неплохими историческими романами выглядит лишь подражателем на фоне монументального, но, к великому сожалению, незаконченного труда Алексея Толстого.

    Роман охватывает небольшой, по историческим меркам, период в 20 с небольшим лет, беря свое начало со времени смерти царя Федора Алексеевича в 1682 году и последующим приходом к власти царевны Софьи, и обрываясь на моменте взятия Нарвы у шведов в 1704 году. Личность Петра I, последнего царя Руси и первого императора России, является одной из самых противоречивых фигур в исторических процессах нашей страны и постоянно вызывает жаркие споры между "знатоками истории", которые сравнимы по своей лютости со спорами о Сталине. Заслуги Петра, как великого реформатора, трудно оспаривать. Человек, который перетряхнул всю Русь после почти столетнего сна под руководством первых Романовых, никогда не стоял за ценой этих перемен. Он был сторонником репрессий и никогда не боялся пустить кровь, потрепать закрома церкви, раздавить боярство или раздеть догола простой люд. Но при всем этом он имел сверхцель, достижение которой могло простить ему многое в глазах благодарных потомков.

    К концу 17 века научно-технический прогресс в Европе далеко шагнул вперед. Делались новые научные открытия, способствующие коренным изменениям в тех или иных областях, менялись принципы ведения войн, европейские государства вели активную колониальную политику, используя ресурсы колоний для перераспределения зон влияния в самих метрополиях. Русь же отставала и отставала серьезно, будучи практически выключенной из европейских геополитических процессов.

    Приход к власти Петра, всю свою юность проведшего на Немецкой слободе и с удовольствием впитавшего быт и привычки друзей-иноземцев, и видевшего в старой архаичной России угрозу своему существованию (привет отголоскам пережитых ужасов Стрелецкого бунта 1682 года), не замедлил сказаться на картине внутриполитической жизни Руси. Оглобли исторического пути России разворачиваются в сторону Запада. Азовские походы Петра в 1695 и 1696 годах выявили плачевное состояние русской армии, а также невозможность ее быстрой и спонтанной реорганизации в армию, отвечающую требованиям своего времени. Петр вместе с Великим посольством отправляется в Европу - впитывать новые знания. Именно после этой поездки по Европе, продлившейся больше года, и подавления очередного стрелецкого бунта, реформы, в корне меняющие жизнь на Руси, посыпались как из рога изобилия. Петр сильно торопится и допускает немало ошибок. Не готовый к новой большой войне, он, тем не менее, жаждет выхода на Балтийское море и оказывается втянут в борьбу со Швецией в составе крайне слабого союза России, Польши, Саксонии и Дании. Тяжелое поражение русских по Нарвой сводит на нет многолетнюю подготовку армии, и Петр вынужден аврально реорганизовывать ее наново. "За одного битого двух небитых дают" - эту поговорку всецело можно отнести к Петру во всем ее положительном смысле. Уже через год русские войска начинают одерживать победы в мелких сражениях, а в 1704 году берут крепость Нарву - ключ для входа в Прибалтику. На этом месте, без сомнения, великий исторический роман о великом историческом персонаже обрывается...

    Роман "Петр Первый" Алексея Толстого не просто лучший образец исторической литературы, а ее эталон, обладающий высокой степенью отражения исторической действительности (одни сцены баталий чего только стоят!!!), который можно смело рекомендовать каждому неравнодушному к истории России читателю.

    Оценил книгу

    Иноземцы, бывавшие в Кремле, говорили с удивлением, что, не в пример Парижу, Вене, Лондону, Варшаве или Стокгольму, царский двор подобен более всего купеческой конторе. Ни галантного веселья, ни балов, ни игры, ни тонкого развлечения музыкой. Золотошубные бояре, надменные князья, знаменитые воеводы только и толковали в низеньких и жарких кремлевских покоях что о торговых сделках на пеньку, поташ, ворвань, зерно, кожи… Спорили и лаялись о ценах. Вздыхали – что, мол, вот земля обильна и всего много, а торговля плоха, обширны боярские вотчины, а продавать из них нечего. На Черном море – татары, к Балтийскому не пробьешься, Китай далеко, на севере все держат англичане. Воевать бы моря, да не под силу.
    К тому же мало поворотливы были русские люди. Жили по-медвежьи за крепкими воротами, за неперелазным тыном в усадьбах на Москве. В день отстаивали три службы. Четыре раза плотно ели, да спали еще днем для приличия и здоровья. Свободного времени оставалось немного: боярину – ехать во дворец, дожидаться, когда царю угодно потребовать от него службы, купцу – сидеть у лавки, зазывать прохожих, приказному дьяку – сопеть над грамотами.

    Про такие книги, как "Петр I" говорить что-то конкретное очень сложно. Как бы вам это на сравнении?.. А! Вот! Попробуйте кому-то рассказать про Эрмитаж. А? Во-о-от, то-то и оно. Ощущений на всю жизнь, а с чего начать рассказ не знаешь.

    Скажу примерно так. Я не люблю исторические романы за то, что они не шибко достоверны, не очень интересны, и редко имеют четкую идею, обрамляющую художественный замысел. "Петр I" в целом достоверен (хотя и не без перегибов), очень интересен и вполне идеен. Идеи две - роль личности в истории народа и роль народа в истории государства.

    Вторая идея еще больше оживляет роман (хотя местами неоправданно и растягивает его). Благодаря этому мы не только видим выдающихся людей, но понимаем всю историческую глубину бюрократии, мздоимства, подлости, злобы, бунташества (нынче это называется более модным словом "экстремизм"). Ну и в целом понятен народный менталитет.

    Значимость царя Петра в том, что он уродился с другим менталитетом. Вот он, исторический парадокс - все дети царя Алексея Михайловича (во всяком случает по мужской линии) были больны и по очереди упокоились. Один лишь, более здоровый, уродился совершенно не таким. И встряхнул Россию.

Люди должны знать историю своей страны, чтобы в будущем знать, как поступать в том или ином случае. Алексей Толстой, вдохновившись эпохой Петра 1, решил показать нам все тонкости и трудности петровской эпохи. Как известно, он вложил в работу почти 10 лет своей жизни и потратил множество часов, чтобы изучить в точности эпоху преобразований и изменений в нашей стране.

Алексея Николаевича Толстого очень интересовала судьба императора Петра 1, более двадцати лет писатель изучал биографию и исторические факты из жизни правителя. Этот случай можно назвать одним из тех, когда творчество автора, в попытках передать характер эпохи и личности, граничит с научной исторической литературой.

Изначально произведение задумывалось как роман-эпопея, который бы позволил при своем объеме показать все позиции и смену мыслей человека советского. Писателю это в полной мере удалось, ведь через образ Петра проглядывает личность покровителя и почитателя Толстого – И. В. Сталина. В своем романе Толстой хотел показать ценность преобразований того времени, он описывает, как мудрость правителя определяет дальнейшее развитие государства. Но читателю совсем нетрудно уловить связь между тем временем и новой советской эпохой, где народу также нелегко измениться к лучшему, где люди не хотят принимать необходимость перемен. В такой ситуации стране нужен жестокий, но сильный и дальновидный руководитель, которого автор видел и в Петре Первом, и в генеральном секретаре партии КПСС.

Жанр, направление

“Петр Первый” — исторический роман, включает в себя элементы романа становления и героического повествования. Также можно найти черты биографического романа.

Суть

В первой книге перед нами предстает Петр-преобразователь. Личность, еще до конца сформировавшаяся, но стремившаяся к становлению на истинный и правильный путь. Автор показывает нам царя как человека, близкого к своему народу, способного понять все проблемы и постараться найти их решение.

  1. Первый том показывает нам еще совсем маленького Петра, напуганного грядущими трудностями правления. С этого момента начинается наше знакомство со становлением будущего царя, способного изменить судьбу своей страны. Мы можем наблюдать как маленький правитель учится справляться с дворцовыми интригами, предательствами, переживает первые неудачи, учится исправлять свои ошибки и решать сложные, даже, казалось бы, неразрешимые проблемы.
  2. Во втором томе мы видим Петра уже подросшего, способного наравне с простым народом трудиться на благо процветания страны. Прошло уже много времени, молодой правитель готовится к первым преобразованиям и подписаниям законов. Петр заботится о воем народе, стараясь не допускать произвола со стороны бояр. Так, страница за страницей, у нас на глазах происходит становление царя, из маленького напуганного мальчишки в зрелого мудрого правителя.
  3. В третьем томе перед нами предстает уже состоявшийся как личность человек, царь, мужчина. Вот уже стоит на берегу Невы Петербург, прекращены многолетние войны. Как и Петр, страна встает на новый путь, изменений и улучшений. Третий том является финалом и показателем положительных последствий реформ, происходит культурный подъем жизни людей, растет и военная мощь государства.
  4. Главные герои

  • Петр Алексеевич — царь России. Писатель постарался раскрыть образ правителя многогранно и полноценно, показав как положительные, так и некоторые отрицательные качества Петра. Монарх предстает перед нами в разном свете, начиная с молодых лет, заканчивая пиком успешных реформ состоявшейся исторической личности. Герой отличается трудолюбием, целеустремленностью, дальновидностью и силой воли.
  • Александр Данилович Меншиков — соратник Петра, готовый на все ради правителя, ему Петр доверял полностью, считал своей правой рукой. Меньшиков сбежал из семьи, будучи совсем молодым, выживал как мог, перебивался с копейки на копейку. Благодаря своему уму, попал во дворец, где работал постельничим. Когда же Петр понял истинную ценность этого человека, тот стал правой рукой государя. Он отличался умом, деловитостью и способностью усваивать новые веяния.
  • Франц Лефорт — наставник Петра, его друг, помогавший раскрыть потенциал царя. Франц предстает перед нами уже зрелым мужчиной, можно сказать, что он был главным по всем делам иностранцев в России. Лефорт служил советником Петра по военным вопросам, по социальным и экономическим делам, подсказывал, как лучше поступить во время дворцовой борьбы с Софьей.
  • Есть и другие герои романа, которые не менее важны для сюжета, но описать каждого нет возможности, у нас же не статья-эпопея. Но если Вам кого-то не хватило, смело пишите об это в комментариях, добавим.

    Темы и проблемы

  1. Основная тема — патриотизм . Автор показывает, что наша земля богата различными природными залежами, но они растрачиваются впустую. Таким образом, в нашей стране есть потенциал, но он либо не используется, либо используется неправильно. Это может изменить только сильный и волевой человек, по мнению писателя. Каждый из нас ради своей родины, ради своего будущего должен стать таким человеком.
  2. Главная проблема – власть и ее влияние на личность . Петру пришлось столкнуться с родственными интригами, родные люди готовы были избавиться от него, лишь бы занять престол. Тяга к власти выбивает из человека все самое хорошее, оставляя на месте души выжженное поле.
  3. Проблема социальной несправедливости . Петр поставил себя на место обычного работника и понял, как тяжела жизнь народа под гнетом боярского произвола. Поэтому он так ополчился против знати, которая своей алчностью тянула страну назад, изнуряя крестьянина и живя за его счет.
  4. Социальная проблематика также включает в себя и вопрос о готовности народа к переменам. Новаторам очень трудно менять мир, они постоянно сталкиваются с непониманием и агрессией тех, кто привык жить по старинке.
  5. Главная мысль

    Основная идея романа заключается в том, что большой стране нужен дальновидный, целеустремленный и решительный лидер, который силой своей воли направит страну вперед. Без сильной и твердой руки невозможно эффективное управление. Без нее элита никогда не согласится менять хоть что-либо, ведь ей и так хорошо живется, а народ из страха перемен или невежества будет плавно погружаться в застой. Таким образом, настоящий лидер – это жесткий и непреклонный человек, который обязан идти на жертвы, чтобы творить историю.

    С этим посылом можно не согласиться, он очень спорный. Автор, который вернулся из эмиграции и (благодаря протекции Горького) устроился при враждебном ему режиме, мог выполнять политический заказ, смысл которого в том, чтобы оправдать жестокую диктатуру Сталина, прикрывая репрессии исторической необходимостью.

    Чему учит?

    Изменения, приносящие пользу, нужны всегда. Жизнь не может стоять на месте, особенно в таком большом государстве, как наша страна. Но хоть сколько-нибудь значимые преобразования не могут свершиться сами собой, без нашей готовности к ним. Книга учит людей брать ответственность за будущее страны в свои руки и смотреть в будущее.

    Нередко сами люди тормозят прогресс, и их действительно приходится подталкивать сверху, таково прямое назначение правительства. Но и сам человек должен идти навстречу позитивным переменам, должен развиваться и адаптироваться в современности, а не стоять на месте и упираться в то, что уже есть. Тогда и подталкивать никого не придется.

    Критика

    Современники высоко оценили произведение «Петр Первый» и сожалели, что автор не закончил его до конца. Например, Корней Чуковский писал, что перед смертью воображение автора стало граничить с ясновидением. Судя по его воспоминаниям, Толстой планировал написать историческую литературную эпопею, посвященную эпохе дворцовых переворотов и правлению Ивана Грозного. Все это было бы продолжением истории, уже написанной им.

    И. Эренбург указывал на то, что работа Толстого была похожа на творчество Достоевского. Сам автор не знал, что сделают герои, они оживали в его голове и делали то, что сами считали нужным. Никогда эти писатели не знали, чем кончится та или иная книга.

    В. Инбер вспоминал, что Толстой был удивительно цельной натурой и героя выбрал себе под стать. Он также любил Россию, как и первый ее император.

    Ю. Олеша отмечал подлинность прозы коллеги по перу. Он часто представлял то, что написано в романе, и строки оживали в его голове. Текст мастерки описывал все то, что хотел сказать литератор.

    В. Лидин говорил, что в Толстом он ценит, прежде всего, народность. Его царь – как будто человек из народа, живущий интересами простых людей. Автор виртуозно передал русский дух, уделив внимание живой русской речи, которая украшает текст и передает тончайшие оттенки смыслов.

    Л. Коган описывал подробности бесед с писателем, тот считал, что переломным моментом в русской истории является полтавская битва, именно там царь и народ соединились в едином порыве.

    Г. Уланова полагала, что Толстой жил в душах своих героев, как будто бы сам переживал их эмоции, будто бы видел историю своими глазами.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Глава первая

1

Санька соскочила с печи, задом ударила в забухшую дверь. За Санькой быстро слезли Яшка, Гаврилка и Артамошка: вдруг все захотели пить, - вскочили в темные сени вслед за облаком пара и дыма из прокисшей избы. Чуть голубоватый свет брезжил в окошечко сквозь снег. Студено. Обледенела кадка с водой, обледенел деревянный ковшик.

Чада прыгали с ноги на ногу, - все были босы, у Саньки голова повязана платком, Гаврилка и Артамошка в одних рубашках до пупка.

Дверь, оглашенные! - закричала мать из избы.

Мать стояла у печи. На шестке ярко загорелись лучины. Материно морщинистое лицо осветилось огнем. Страшнее всего блеснули из-под рваного плата исплаканные глаза, - как на иконе. Санька отчего-то забоялась, захлопнула дверь изо всей силы. Потом зачерпнула пахучую воду, хлебнула, укусила льдинку и дала напиться братикам. Прошептала:

Озябли? А то на двор сбегаем, посмотрим, - батя коня запрягает…

На дворе отец запрягал в сани. Падал тихий снежок, небо было снежное, на высоком тыну сидели галки, и здесь не так студено, как в сенях. На бате, Иване Артемиче, - так звала его мать, а люди и сам он себя на людях - Ивашкой, по прозвищу Бровкиным, - высокий колпак надвинут на сердитые брови. Рыжая борода не чесана с самого покрова… Рукавицы торчали за пазухой сермяжного кафтана, подпоясанного низко лыком, лапти зло визжали по навозному снегу: у бати со сбруей не ладилось… Гнилая была сбруя, одни узлы. С досады он кричал на вороную лошаденку, такую же, как батя, коротконогую, с раздутым пузом.

Балуй, нечистый дух!

Чада справили у крыльца малую надобность и жались на обледенелом пороге, хотя мороз и прохватывал. Артамошка, самый маленький, едва выговорил:

Ничаво, на печке отогреемся…

Иван Артемич запряг и стал поить коня из бадьи. Конь пил долго, раздувая косматые бока: «Что ж, кормите впроголодь, уж попью вдоволь»… Батя надел рукавицы, взял из саней, из-под соломы, кнут.

Бегите в избу, я вас! - крикнул он чадам. Упал боком на сани и, раскатившись за воротами, рысцой поехал мимо осыпанных снегом высоких елей на усадьбу сына дворянского Волкова.

Ой, студено, люто, - сказала Санька.

Чада кинулись в темную избу, полезли на печь, стучали зубами. Под черным потолком клубился теплый, сухой дым, уходил в волоковое окошечко над дверью: избу топили по-черному. Мать творила тесто. Двор все-таки был зажиточный - конь, корова, четыре курицы. Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий. Падали со светца в воду, шипели угольки лучины. Санька натянула на себя, на братиков бараний тулуп и под тулупом опять начала шептать про разные страсти: про тех, не будь помянуты, кто по ночам шуршит в подполье…

Давеча, лопни мои глаза, вот напужалась… У порога - сор, а на сору - веник… Я гляжу с печки, - с нами крестная сила! Из-под веника - лохматый, с кошачьими усами…

Ой, ой, ой, - боялись под тулупом маленькие.

2

Чуть проторенная дорога вела лесом. Вековые сосны закрывали небо. Бурелом, чащоба - тяжелые места. Землею этой Василий, сын Волков, в позапрошлом году был поверстан в отвод от отца, московского служилого дворянина. Поместный приказ поверстал Василия четырьмястами пятьюдесятью десятинами, и при них крестьян приписано тридцать семь душ с семьями.

Василий поставил усадьбу, да протратился, половину земли пришлось заложить в монастыре. Монахи дали денег под большой рост - двадцать копеечек с рубля. А надо было по верстке быть на государевой службе на коне добром, в панцире, с саблею, с пищалью и вести с собой ратников, троих мужиков, на конях же, в тигелеях, в саблях, в саадаках… Едва-едва на монастырские деньги поднял он такое вооружение. А жить самому? А дворню прокормить? А рост плати монахам?

Царская казна пощады не знает. Что ни год - новый наказ, новые деньги - кормовые, дорожные, дани и оброки. Себе много ли перепадет? И все спрашивают с помещика - почему ленив выколачивать оброк. А с мужика больше одной шкуры не сдерешь. Истощало государство при покойном царе Алексее Михайловиче от войн, от смут и бунтов. Как погулял по земле вор анафема Стенька Разин, - крестьяне забыли бога. Чуть прижмешь покрепче, - скалят зубы по-волчьи. От тягот бегут на Дон, - откуда их ни грамотой, ни саблей не добыть.

Конь плелся дорожной рысцой, весь покрылся инеем. Ветви задевали дугу, сыпали снежной пылью. Прильнув к стволам, на проезжего глядели пушистохвостые белки, - гибель в лесах была этой белки. Иван Артемич лежал в санях и думал, - мужику одно только и оставалось: думать…

«Ну, ладно… Того подай, этого подай… Тому заплати, этому заплати… Но - прорва, - эдакое государство! - разве ее напитаешь? От работы не бегаем, терпим. А в Москве бояре в золотых возках стали ездить. Подай ему и на возок, сытому дьяволу. Ну, ладно… Ты заставь, бери, что тебе надо, но не озорничай… А это, ребята, две шкуры драть - озорство. Государевых людей ныне развелось - плюнь, и там дьяк, али подьячий, али целовальник сидит, пишет… А мужик один… Ох, ребята, лучше я убегу, зверь меня в лесу заломает, смерть скорее, чем это озорство… Так вы долго на нас не прокормитесь…»

Ивашка Бровкин думал, может быть, так, а может, и не так. Из леса на дорогу выехал, стоя в санях на коленках, Цыган (по прозвищу), волковский же крестьянин, черный, с проседью, мужик. Лет пятнадцать он был в бегах, шатался меж двор. Но вышел указ: вернуть помещикам всех беглых без срока давности. Цыгана взяли под Воронежем, где он крестьянствовал, и вернули Волкову-старшему. Он опять было навострил лапти, - поймали, и ведено было Цыгана бить кнутом без пощады и держать в тюрьме, - на усадьбе же у Волкова, - а как кожа подживет, вынув, в другой ряд бить его кнутом же без пощады и опять кинуть в тюрьму, чтобы ему, плуту, вору, впредь бегать было неповадно. Цыган только тем и выручился, что его отписали на Васильеву дачу.