Первые русские цари. Тайны русской цивилизации

За почти 400 лет существования этого титула его носили совершенно разные люди - от авантюристов и либералов до тиранов и консерваторов.

Рюриковичи

На протяжении многих лет Россия (от Рюрика до Путина) много раз меняла государственный строй. Сначала правители носили княжеский титул. Когда после периода политической раздробленности вокруг Москвы сложилось новое Русское государство, владельцы Кремля задумались о том, чтобы принять царское звание.

Осуществлено это было при Иване Грозном (1547-1584). Этот решился венчаться на царство. И решение сие было не случайно. Так московский монарх подчеркивал, что он - правопреемник Именно они даровали России православие. В XVI веке Византии уже не существовало (она пала под натиском Османов), поэтому Иван Грозный справедливо полагал, что его поступок будет иметь серьезное символическое значение.

Такие исторические лица, как оказали большое влияние на развитие всей страны. Кроме того, что Иван Грозный сменил титул, он также захватил Казанское и Астраханское ханства, начав русскую экспансию на Восток.

Сын Ивана Федор (1584-1598) отличался слабым характером и здоровьем. Тем не менее при нем государство продолжало развиваться. Было учреждено патриаршество. Правители всегда много внимания уделяли вопросу престолонаследия. На этот раз он встал особенно остро. У Федора не было детей. Когда он скончался, династия Рюриковичей на Московском престоле пресеклась.

Смутное время

После смерти Федора к власти пришел Борис Годунов (1598-1605) - его шурин. Он не принадлежал к царствующей фамилии, и многие считали его узурпатором. При нем из-за природных катаклизмов начался колоссальный голод. Цари и президенты России всегда пытались сохранить спокойствие в провинциях. Из-за напряженной обстановки Годунову этого сделать не удалось. В стране прошло несколько крестьянских восстаний.

Кроме того, авантюрист Гришка Отрепьев назвал себя одним из сыновей Ивана Грозного и начал военный поход на Москву. Ему действительно удалось захватить столицу и стать царем. Борис Годунов до этого момента не дожил - он скончался от осложнений со здоровьем. Его сын Федор II был схвачен соратниками Лжедмитрия и убит.

Самозванец правил всего год, после чего был свергнут в ходе московского восстания, вдохновителями которого стали недовольные русские бояре, которым не нравилось, что Лжедмитрий окружил себя поляками-католиками. решила передать корону Василию Шуйскому (1606-1610). В Смутные времена часто менялись правители России.

Князья, цари и президенты России должны были тщательно охранять свою власть. Шуйский ее не удержал и был свергнут польскими интервентами.

Первые Романовы

Когда в 1613 году Москва была освобождена от иноземных захватчиков, встал вопрос о том, кого сделать государем. В этом тексте представлены все цари России по порядку (с портретами). Теперь пришло время рассказать о восхождении на престол династии Романовых.

Первый государь из этого рода - Михаил (1613-1645) - был совсем юношей, когда его посадили править огромной страной. Его главной целью стала борьба с Польшей за захваченные ею в ходе Смуты земли.

Таковы были биографии правителей и даты правления до середины XVII века. После Михаила правил его сын Алексей (1645-1676). Он присоединил к России левобережную Украину и Киев. Так, спустя несколько столетий раздробленности и литовского владычества братские народы, наконец, стали жить в одной стране.

У Алексея было много сыновей. Старший из них, Федор III (1676-1682), скончался в юном возрасте. После него настало одновременное царствование двух детей - Ивана и Петра.

Петр Великий

Иван Алексеевич был неспособен управлять страной. Поэтому в 1689 году началось единоличное царствование Петра Великого. Он полностью перестроил страну на европейский манер. Россия - от Рюрика до Путина (в хронологическом порядке рассмотрим всех правителей) - знает мало примеров настолько насыщенной переменами эпохи.

Появилась новая армия и флот. Для этого Петр начал войну против Швеции. 21 год длилась Северная война. В ходе нее шведская армия была разбита, а королевство согласилось уступить свои южные прибалтийские земли. В этом регионе в 1703 году был основан Санкт-Петербург - новая столица России. Успехи Петра заставили его задуматься о смене титула. В 1721 году он стал императором. Впрочем, эта перемена не отменила царского титула - в обыденной речи монархов продолжали звать царями.

Эпоха дворцовых переворотов

За смертью Петра последовал длительный период неустойчивости власти. Монархи сменяли друг друга с завидной регулярностью, чему способствовали Во главе этих перемен, как правило, стояла гвардия или определенные царедворцы. В эту эпоху правила Екатерина I (1725-1727), Петр II (1727-1730), Анна Иоанновна (1730-1740), Иван VI (1740-1741), Елизавета Петровна (1741-1761) и Петр III (1761-1762).

Последний из них был немцем по происхождению. При предшественнице Петра III Елизавете Россия вела победоносную войну против Пруссии. Новый монарх отказался от всех завоеваний, вернул королю Берлин и заключил мирный договор. Этим поступком он подписал себе смертный приговор. Гвардия организовала очередной дворцовый переворот, после которого на троне оказалась супруга Петра Екатерина II.

Екатерина II и Павел I

Екатерина II (1762-1796) обладала глубоким государственным умом. На престоле она начала вести политику просвещенного абсолютизма. Императрица организовала работу знаменитой уложенной комиссии, целью которой было подготовить всесторонний проект реформ в России. Также она написала Наказ. Этот документ содержал множество соображений о необходимых для страны преобразованиях. Реформы были свернуты, когда в 1770-е годы в Поволжье вспыхнуло крестьянское восстание под руководством Пугачева.

Все цари и президенты России (в хронологическом порядке мы перечислили всех царственных особ) заботились о том, чтобы страна достойно выглядела на внешней арене. Не была исключением Она провела несколько успешных военных кампаний против Турции. В итоге к России был присоединен Крым и другие важные причерноморские регионы. В конце царствования Екатерины произошло три раздела Польши. Так Российская империя получила важные приобретения на западе.

После смерти великой императрицы к власти пришел ее сын Павел I (1796-1801). Этот склочный человек не нравился многим в петербургской элите.

Первая половина XIX века

В 1801 году произошел очередной и последний дворцовый переворот. Группа заговорщиков расправилась с Павлом. На троне оказался его сын Александр I (1801-1825). Его правление пришлось на Отечественную войну и вторжение Наполеона. Правители российского государства уже два столетия не сталкивались со столь серьезной вражеской интервенцией. Несмотря на захват Москвы, Бонапарт был разгромлен. Александр стал самым популярным и известным монархом Старого Света. Его также звали «освободителем Европы».

Внутри своей страны Александр в молодости старался претворять в жизнь либеральные реформы. Исторические лица часто меняют свою политику с возрастом. Вот и Александр вскоре отказался от своих идей. Он скончался в Таганроге в 1825 году при таинственных обстоятельствах.

В начале правления его брата Николая I (1825-1855) произошло восстание декабристов. Из-за этого на протяжении тридцати лет в стране торжествовали консервативные порядки.

Вторая половина XIX века

Здесь представлены все цари России по порядку, с портретами. Далее речь пойдет о главном реформаторе отечественной государственности - Александре II (1855-1881). Он стал инициатором манифеста об освобождении крестьян. Уничтожение крепостничества позволило развиться российскому рынку и капитализму. В стране начался экономический рост. Реформы также затронули судебную власть, местное самоуправление, административную и призывную системы. Монарх пытался поднять страну на ноги и усвоить те уроки, которые ему преподнесла проигранная начатая при Николае I.

Но радикалам было мало реформ Александра. Террористы несколько раз покушались на его жизнь. В 1881 году они добились успеха. Александр II погиб от взрыва бомбы. Новость стала шоком для всего мира.

Из-за случившегося сын погибшего монарха Александр III (1881-1894) навсегда стал жестким реакционером и консерватором. Но больше всего он известен как миротворец. Во время его правления Россия не провела ни одной войны.

Последний царь

В 1894 году Александр III скончался. Власть перешла в руки Николая II (1894-1917) - его сына и последнего русского монарха. К тому времени старый мировой порядок с абсолютной властью королей и царей уже изжил себя. Россия - от Рюрика до Путина - знала немало потрясений, но именно при Николае их произошло как никогда много.

В 1904-1905 гг. страна пережила унизительную войну с Японией. За ней последовала первая революция. Хотя волнения были подавлены, царю пришлось пойти на уступки общественному мнению. Он согласился учредить конституционную монархию и парламент.

Цари и президенты России во все времена сталкивались с определенной оппозицией внутри государства. Теперь люди могли избирать депутатов, которые выражали эти настроения.

В 1914 году началась Первая мировая война. Никто тогда не подозревал, что она окончится падением сразу нескольких империей, в том числе и Российской. В 1917 году вспыхнула Февральская революция, и последнему царю пришлось отречься от престола. Николай II вместе со своей семьей был расстрелян большевиками в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге.

ТАЙНЫ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Кто был Первым Царем Руси?

Зарождение царской власти тесно связано с историей государственности России. Нас уверяют, что первым был Иван IV. Допустим, что ЧЕТВЕРТЫЙ ИВАН БЫЛ ПЕРВЫМ ЦАРЕМ. Но почему ЭТА СТРАННАЯ НУМЕРАЦИЯ БЫЛА ПРИНЯТА ТОЛЬКО В РОССИИ?


КТО ПЕРВЫЙ ЦАРЬ

Культура уже давно стала главным полем боя не только за развитие экономики, но и за выживание России в мировой геополитической конкуренции. Учебники истории, с выходом труда Карамзина, стали инструментом необъявленной войны против России.
Вполне понятна тяга историков представить свою страну без пятен. Каждая нация хочет приукрасить свои достижения, победы, горечь поражений. Россия отличается и в этом. У наших историков, большей части элиты, интеллигенции - болезненная страсть выворачивать грязное бельё нашей истории, пропагандировать чёрные мифы, зачастую являющихся продуктом ведущейся против нашей страны информационной войны.

В преддверии каждого нового учебного года, правоохранительные органы проводят серьезную работу по выявлению тиражей фальсифицированных школьных учебников. Огромное количество «самодела» подвергается публичному уничтожению. Их ликвидацию связывают с вредом здоровью, которое они могут нанести нашему подрастающему поколению.
Однако никогда не рассматриваются другие, не менее тяжкие последствия для личности школьника. Проблема состоит в том, чтобы защитить их мировоззрение ото лжи словом и по умолчанию. Поскольку деформированное мировоззрение наносит непоправимый ущерб нравственности и душевному здоровью.

Любая наука, по мере накопления новой фактологии, меняется. Зачастую - кардинально. История, в этом ряду, выглядит монументом, который только частично реставрируется. При этом неизменной остаются все её главные элементы.
В 90-е гг. Россия вернула старый государственный герб - двуглавого орла. Разные исследователи предлагают различные трактовки его смысла. Зато он максимально точно передает состояние нынешней концепции истории - двуликого Януса.


Двуликая история

Начатое редакцией нашей газеты историческое расследование (Прошлое порождает будущее; Дед Мороз и Санта Клаус; Тайны крещения; Библия - сборник мифов или исторический документ; Второе пришествие; Там русский дух) выявило ряд подкреплённых документальными свидетельствами и артефактами гипотез, которые НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ официальной историографией, а исторические свидетельства ОБЪЯВЛЯЮТСЯ МИФАМИ И ЛЕГЕНДАМИ.
В то время, как даже за сказочными фигурами Санта-Клауса и Деда Мороза стоит РЕАЛЬНАЯ историческая фигура. Появление же этих мифических персонажей и связаны с тем, что от нас всех этот исторический персонаж, связанный с русской историей, до сих пор скрывают.
Скрывают потому, что это - библейский Иисус Христос, история которого ПОЛНОСТЬЮ соотносится с реальной исторической фигурой византийского императора АндроНика Комнина. Имя которого объединяет двух известных в русской истории персонажей: Андрей-Андрос Первозванный и Николай-Ника Святитель (Чудотворец, Угодник).

В опубликованном материале «Там русский дух» выдвигается гипотеза, что есть веские основания искать причину искажения мировой истории, наглядно видимой на примере святыни КЁЛЬНСКОГО собора, гигантской усыпальнице трех Волхвов (Трёх Магов или Святых Царей) в том, что европейцы долгое время были ВАССАЛАМИ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

Именно поэтому в нынешней истории игнорируются:

Существование документов, подтверждающих историческую достоверность крещения Руси Андреем Первозванным;

Что Андрей Первозванный не только крестил древнюю Русь, но и правил там, т. е. его можно с полным основанием назвать ЦАРЁМ Руси, либо её части;

Во времена Андрея Первозванного РИМ НАХОДИЛСЯ НА СЕВЕРЕ Руси;

Что «Никола - Бог-покровитель всех русских »;

Существуют ДВА ежегодных чествования, весенний праздник, который сейчас называется «Николой Вешним» (т. е. «весенним») и «Никола Зимний», и есть только ещё один персонаж в христианстве, которому также отмечают ДВЕ даты (Рождество и Пасха) - Иисус Христос (И.Х.) ;

На православных иконах И.Х. есть надписи: НИКА и ЦАРЬ СЛАВЫ, а в Библии он прямо называется ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ;

Что Волхвы и Богородица на многочисленных изображениях приношения даров родившемуся Христу, а на некоторых изображениях и младенец Иисус имеют на голове КОРОНЫ, а ИМПЕРАТОР Священной Римской империи германской нации Оттон - БЕЗ НЕЁ;

О существовании на Востоке огромного и сильного христианского царства, управлявшееся могущественным монархом, Пресвитером (глава, одновременно, религиозной и государственной власти) Иоаном. В нашей истории также есть реальный персонаж - Иван Калита/Калиф. В русских документах даже XVII в. встречаются фразы: «Того они Папу чтут, как мы Калифу».
А мешает это увидеть только то, что в наших учебниках истории утверждается, что на Русь государственность пришла с Запада, от иноземцев-норманов и значительно позднее европейских стран.

О чём умалчивают школьные учебники

Зарождение царской власти тесно связано с историей государственности России. Нас уверяют, что первым был Иван IV. Допустим, что ЧЕТВЕРТЫЙ ИВАН БЫЛ ПЕРВЫМ ЦАРЕМ. Но почему ЭТА СТРАННАЯ НУМЕРАЦИЯ БЫЛА ПРИНЯТА ТОЛЬКО В РОССИИ? Это вызвало бы, у пытливой общественности, сомнения в любой стране. Но мы не задаём этот вопрос нашим историкам.
В любой европейской стране, от которых наше отечество уже здорово отстало и наверстывало упущенное, как нас уверяют, необходимо копировать их опыт. Первый самодержец, вполне обоснованно должен иметь и первый номер в династической хронологии. Почему у нас опять все никак у людей? На это наши учебники хранят гробовое молчание.
Выдвинутая официальной историографией концепция тут же рушится, если на неё взглянуть глазами не школяра, а взрослого человека. Потому что в России были еще и Василии, с I-го по III-го. Они были правителями ДО Ивана IV.

Не получается и с версией, что нумерация стала традиционной ТОЛЬКО у великих князей московских. Поскольку Иван I и II-й были великими князьями владимирскими . Ответа на этот вопрос в традиционных учебниках нет.
Зато в энциклопедических словарях можно убедиться, что традиция нумерации династических имен начинается со Святослава I, известного по учебникам истории князя-воина, сына Игоря и княгини Ольги. После Владимира I, сына Святослава, устанавливается уже новая традиция, после соответствующего номера называть отчество, например: Святополк II Изяславович, Святослав II Ярославович, Владимир II Всеволодович (Мономах), Всеволод III Юрьевич (Большое гнездо), Иван I Данилович (Калита) и т.д.

Почему-то выпадают из данной традиции самые громкие имена , с которыми связывают, согласно традиционной истории, наиболее значимые для России свершения: Ярослав Мудрый (сын Владимира I), Юрий Долгорукий (сын Владимира II Мономаха), Александр Невский (сын Ярослава II). Особенно загадочной, в этом свете, выглядит фигура Дмитрия Донского (сына Ивана II), великого князя московского, сыном которого был Василий I.
Таким образом, традиции соответствующие европейским королевским дворам существовали на Руси по крайней мере с X-го века. По своим размерам и влиянию великие княжества: Киевское, Владимирское, Новгородское, Московское и др. -, не уступали самым крупным государствам Европы. В то время как значительно более мелкие по территории, могуществу и богатству властители величались королями (королевства Наварское и Бургундское).
Можно сделать вывод, что любой русский великий князь , по европейской традиции вполне соответствовал европейским королям. Подтверждают это также исторические факты, например династические браки.

Жена Ярослава Мудрого, Ингигерда, была королевной Швеции. Сын, Всеволод I Ярославич, стал зятем императора Византии Константина IX Мономаха. Дочери Ярослава - Анна, Анастасия и Елизавета - вышли замуж соответственно за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Внук Ярослава, Владимир II Всеволодович, таким образом, мог реально (а не в качестве исторической легенды) короноваться императором Византии, как законный Мономах. Его женой стала Гита, дочь последнего короля саксов Англии - Гарольда. Такое перечисление можно было продолжить, а ведь династические браки заключаются между равными по статусу.

Что сокрыто за венчанием на царство в русской истории

В официальной истории по этому поводу полная путаница. С одной стороны приводится информация, называемая «исторической легендой», о Владимире Мономахе (1053-1125 гг.). Приводятся данные о следующих сохранившихся сведениях.
Когда-то, германский император предлагал прислать в дар корону, как знак царской власти еще толи деду, толи отцу Ивана IV. Но русские князья рассудили следующим образом: «…негоже им, прирожденным государям, чей род (естественно, согласно легенде) восходит к римскому кесарю Августу, а предки занимали византийский престол, принимать подачки от императора католика …».

С другой стороны признается, что традиция обряда возведения на престол уходит в глубину веков. Что торжественное венчание на престол Ивана IV 16 января 1547 г., в Москве, произошло по обряду, придуманному еще его дедом - Иваном III (1440-1505 гг.). Который когда-то сам, своими руками, венчал на царство другого внука, Дмитрия Ивановича. Правда, скипетр - жезл, символизирующий государственную власть, почему-то не отдал.
Нам приходится верить и тому, что атрибуты царской власти : шапка Мономаха, бармы, крест на золотой цепи и другие предметы, использовавшиеся в церемонии,- более 400 лет ждали своего часа в княжеских сокровищницах.
Возникает вопрос и к новой истории. Почему первые Романовы, до Петра I, не имели династической нумерации?

Заимствование традиций

Возникают вопросы и по поводу отсутствия следов заимствования, на которых настаивали романовские историки, из зарубежных традиций и в государственной символике. Например, появление двуглавого орла, как символа государственной власти. По первоначальной официальной версии эта эмблема была заимствована у Византийской империи после женитьбы Ивана III на Софье Палеолог. Современные исторические исследования опровергают эту версию. Историк Н.П. Лихачев считает, что Византия ни общегосударственной печати, ни тем более герба не имела . На известных науке личных печатях византийских императоров двуглавого орла также не было. А поскольку никогда не было, то и заимствовать было нечего.

К моменту «первого» коронования в России, в Европе подобный обряд уже полностью сложился. Сформировался и набор соответствующих символов власти. Резонно было бы ожидать соответствующее копирование со стороны более «молодой» государственности. Но в России среди регалий царской власти никогда не было меча, в отличие от всех других европейских стран, где он непременно вручался монарху во время коронации.

В европейских обрядах возведения на престол монарх сам произносил клятву, которая его обязывала соблюдать законы государства, права подданных, сохранять границы своей державы. Основной текст клятвы, как и содержание, а также последовательность обряда возведения на престол, не менялся на протяжении веков. С изменениями, происходившими в обществе, происходило только увеличение числа обязательств, принимаемых на себя монархом.
В России при венчании на царство никакой присяги и обещаний подданным не давалось . Можно конечно отнести данные исторические факты на счет традиционной русской дикости. Но существует, на наш взгляд, более заслуживающая рассмотрения версия. По традиции оружие вручалось своим вассалам стоящими выше в иерархиях феодальных государств. Таким образом, вручение меча подразумевало наличие определенной подчиненности. При этом с вассала бралась и клятва о его обязательствах. Отсутствие этого в русских традициях может свидетельствовать, что царя олицетворяли лишь с богом данной властью . Может поэтому, и называли помазанником божьим?

В таком случае российская монархия должна была стоять выше европейских королей. Известны ли такие исторические свидетельства? Да, и некоторые уже были приведены. Существуют и другие свидетельства подобного рода. Известно, что дочь Ярослава Мудрого Анна, во время своей коронации во Франции, пожелала давать королевскую присягу не на латинской, а на привезенной из Киева славянской Библии. Библия эта так и осталась в Реймсском соборе, где до 1825 г. короновались все французские монархи. Все последующие поколения французских королей , как это не поразительно для историков, присягали на Библии, прибывшей во Францию из Руси.
Возникает резонный вопрос. Каким образом исторической науке удается не замечать столь очевидных фактов?

Кто написал русскую историю

Первым русским историком считается Татищев (1686-1750). Еще в XIX в. академик П.Г. Бутков об изданной книге «Татищева» писал: «..издана не с подлинника, который потерян, а с весьма неисправного, худого списка… При печатании сего списка исключены в нем суждения автора, признанные (редактором Миллером - авт.) вольными, и сделаны многие выпуски, …нельзя знать, на котором времени Татищев остановился, что точно принадлежит его перу..».

Нынешняя версия русской истории была разработана иностранцами , немецкими историками: Шлецером, Миллером и Байером. Байер - основоположник норманнской теории, Миллер собрал коллекцию КОПИЙ документов (где оригиналы?), Шлецер первым изучил подлинник старейшей рукописи «Радзивилловской летописи», основы ХРОНОЛОГИИ «Повести временных лет». В дальнейшем ничего кардинально нового в русскую историю до романовского периода внесено не было .

Академик Б.А. Рыбакова, на основании анализа текста «Радзивилловской летописи» (без изучения вопроса об имевших место нарушениях нумерации страниц и замене порядка листов) писал, что вводный раздел летописи составлен из отдельных, плохо связанных между собой отрывков. Они имеют логические разрывы, повторы, разнобой в терминологии.
Это согласуется с данными по изучению фотокопии летописи. Первая тетрадь рукописи собрана из отдельных разрозненных листов, с явными следами правки церковнославянской нумерации. В половине случаев эти номера вовсе отсутствуют. Таким образом, требуется соответствующая криминалистическая экспертиза документа и соответствующие новые исследования, подтверждающие его подлинность и историческую достоверность.
Династия Романовых является заказчиком нынешней версии русской истории. Именно они пригласили иностранцев, разработавших соответствующую концепцию до романовского исторического периода. Имя писателя-сентименталиста Карамзина, как и Татищева, было лишь прикрытием иностранных корней.

Они обеспечили этой концепции надежную государственную защиту от оппонентов, таким образом, что это стало не научным, а политическим спором. Вполне естественно связать это с их историей восшествия на царский трон. Новой династии, резонно, потребовалась и новая история. Как минимум для того, чтобы оправдать идеологически ее законное право на русский престол.
Необходимо было скрыть то, что было раскрыто недавно при реставрации старых фресок Благовещенского собора Кремля. Изображение рода Христа, в который включены русские Великие князья - Дмитрий Донской, Иван III, Василий III. РЮРИКОВИЧИ ЯВЛЯЛИСЬ родственниками Иисуса! Поэтому, надписи на иконах ЦАРЬ СЛАВЫ объективно значат - ЦАРЬ СЛАВЯН!

Основатели Рима: Рем и Ромул.
Из «Всемирной Хроники» Хартмана
Шеделя (1493 г.). В руках Ромула -
Скипетр и царская держава с
ХРИСТИАНСКИМ КРЕСТОМ.

Средневековая монета с изображением Иисуса Христа. На лицевой стороне - Иисус Христос, на обороте написано: «Иисус Христос Базилевс», то есть «Иисус Христос Царь».

Сергей ОЧКИВСКИЙ (Москва) - http://expert.ru/users/ochkivskiis/
Эксперт Комитета по эконом. политике, инвест. развитию и предпринимательству Гос. Думы РФ. Член Совета по содействию предпринимательской (инвест.) деятельности и развитию конкуренции в СЗФО

На семнадцатом году жизни, 13 декабря 1546 года, Иван объявил митрополиту, что хочет жениться. На другой день митрополит отслужил молебен в Успенском соборе, пригласил к себе всех бояр, даже опальных, и со всеми отправился к великому князю. Иван сказал Макарию: «Сперва думал я жениться в иностранных государствах у какого-нибудь короля или царя; Но потом я эту мысль оставил, не хочу жениться в чужих государствах, потому что я после отца своего и матери остался мал; если приведу себе жену из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то между нами дурное житье будет; поэтому я хочу жениться в своем государстве, у кого Бог благословит по твоему благословлению». Митрополит и бояре, говорит летописец; заплакали от радости, видя, что государь так молод, а между тем ни с кем не советуется.

Но молодой Иван тут же удивил их еще другою речью. «По благословлению отца митрополита и с вашего боярского совета хочу прежде своей женитьбы поискать прародительских чинов, как наши прародители цари и великие князья, и сродник наш Владимир Всеволодович Мономах на царствие и на великое княжение садились; и я так же этот чин хочу исполнить и на царство, на великое княжение сесть». Бояре обрадовались, хотя - как видно из «писем Курбского - некоторые и не очень обрадовались тому, что шестнадцатилетний великий князь пожелал принять титул, который не решались принять ни отец, ни дед его, - титул царя. 16 января 1547 года совершено было царское венчание, подобное венчанию Дмитрия-внука при Иване III. В невесты царю выбрали Анастасию, дочь умершего окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Современники, изображая свойства Анастасии, приписывают ей все женские добродетели, для которых только находили они имена в русском языке: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, не говоря уже о красоте, соединенные с основательным умом.

НАЧАЛО БЫЛО БЛАГИМ

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, ЦАРЬ

Святейший император Максималиан, вследствие многих побуждений, особенно по настоянию послов Московскаго государя, дал ему следующий титул: «Светлейшему и могущественному государю, царю Иоанну Васильевичу, повелителю всей Руси, великому князю Владимирскому, Московскому, Новгородскому, государю Псковскому, Смоленскому и Тверскому, царю Казанскому и Астраханскому, единственному другу и брату нашему».

А вот следующий титул он сам обыкновенно употребляет в своих грамотах, посылаемых к иностранным государям; этот титул все его подданные должны держать в памяти самым тщательным образом, как ежедневныя молитвы: «Божиею милостию, государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский, Новгорода Нижняго, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей земли Сибирской и северной, от начала наследственный государь Ливонии и многих других стран». К этому титулу он часто прибавляет название монарха, что на русском языке, который в сложениях очень счастлив, весьма удачно переводится словом Samoderzetz, так сказать, который один держит управление. Девизом великаго князя Иоанна Васильевича было: «Я никому не подвластен, как только Христу, Сыну Божию».

ЛЕСТНИЦА С ЗОЛОТЫМИ СТУПЕНЯМИ

В отличие от Византии, на Руси было установлено правило, согласно которому помазанником Божиим становится именно представитель исключительного рода, само происхождение которого связано с тайными судьбами всего мира (Рюриковичи воспринимались как последняя и единственно законная монархическая династия, родоначальник которой, Август, жил во времена боговоплощения и правил в ту эпоху, когда «Господь в римскую власть написася», то есть был внесен в перепись населения как римский подданный). С этого времени начинается история неуничтожимого Ромейского царства, которое несколько раз меняло место своего пребывания, последним его вместилищем накануне Страшного Суда становится Московская Русь. Именно государям этого царства предстоит стать теми, кто духовно подготовит свой народ к «последним временам», когда люди Руси, Нового Израиля, смогут стать гражданами Небесного Иерусалима. Об этом свидетельствует, в частности, важнейший памятник исторического повествования эпохи Грозного, «Степенная книга», в которой особо подчеркивалась душеспасительная миссия Московского царства и его правителей: история рода Рюриковичей уподоблялась там лестнице с золотыми ступенями («златыми степенми»), ведущей на небо, «по ней же невозбранен к Богу восход утвердиша себе же и сущим по них».

Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». Здесь имелась в виду широко распространенная в древнерусской письменности реминисценция из книги пророка Даниила, предупредившего царя Вальтасара о неизбежном возмездии. Но Грозный приводил эти слова для обоснования идеи наследственных прав московских государей, в чем убеждает контекст Второго послания Ивана IV А.М.Курбскому. Царь обвиняет протоиерея Сильвестра и прочих «врагов» трона в попытке узурпации власти и отмечает, что только прирожденные правители могут обладать всей полнотой Богом дарованного «самодержавства».

ГРОЗНЫЙ О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

Как же ты не смог этого понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться? Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний. Неужели ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных? <...>

Разве же это «супротив разума» - сообразоваться с обстоятельствами и временем? Вспомни величайшего из царей, Константина: как он, ради царства, сына своего, им же рожденного, убил! И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, сколько крови пролил в Смоленске во время Пасхи! А ведь они причислены к святым. <...> Ибо всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым же - милосердие и кротость, злым же - жестокость и муки, если же нет этого, то он не царь. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрения добродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но еще сильнее разжег? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты еще больше посеял плевел. И сбылось на тебе пророческое слово: «Вы все разожгли огонь и ходите в пламени огня вашего, который вы сами на себя разожгли». Разве ты не сходен с Иудой-предателем? Так же как он ради денег разъярился на владыку всех и отдал его на убиение, находясь среди его учеников, а веселясь с иудеями, так и ты, живя с нами, ел наш хлеб и нам служить обещался, а в душе копил злобу на нас. Так-то ты соблюл крестное целование желать нам добра во всем без всякой хитрости? Что же может быть подлее твоего коварного умысла? Как говорил премудрый: «Нет головы злее головы змеиной», также и нет злобы злее твоей. <...>

Неужели же ты видишь благочестивую красоту там, где царство находится в руках попа-невежды и злодеев-изменников, а царь им повинуется? А это, по-твоему, «сопротивно разуму и прокаженная совесть», когда невежда вынужден молчать, злодеи отражены и царствует богом поставленный царь? Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Тебе чего захотелось - того, что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам? Это ты нам советуешь? Так пусть эта погибель падет на твою голову! <...>

Неужели же это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же - только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? И неужели это тьма - когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет? <...>

Традиционной формой правления в России считается монархия. Когда-то часть этой большой страны входила в Киевскую Русь: главные города (Москва, Владимир, Великий Новгород, Смоленск, Рязань) были основаны князьями, потомками полулегендарного Рюрика. Отсюда первую правящую династию именуют Рюриковичами. Но они носили титул князей, цари России появились намного позже.

Период Киевской Руси

Изначально великим князем всей Руси считался правитель Киева. Удельные князья платили ему дань, подчинялись ему, выставляли дружины во время военной кампании. Позже, когда настал период феодальной раздробленности (одиннадцатый-пятнадцатый века) не было единого государства. Но все равно именно киевский престол был самим желанным для всех, хотя и влияние былое он утратил. Нашествие монголо-татарского войска и создание Батыем Золотой Орды углубило обособленность каждого княжества: на их территории начали формироваться отдельные страны - Украина, Белоруссия и Россия. На современной русской территории самыми влиятельными были города Владимир и Новгород (он совсем не пострадал от нашествия кочевников).

История царей России

Владимирский князь Иван Калита, заручившись поддержкой великого хана Узбека (с которым у него были хорошие отношения), перенес политическую и церковную столицу в Москву. Со временем Московские объединили возле своего города другие русские земли: Новгородская и Псковская республики вошли в состав единого государства. Именно тогда и появились цари России - впервые такой титул стал носить Хотя есть легенда, что царские регалии были переданы правителям этой земли намного раньше. Считается, что 1 царь России - это Владимир Мономах, который был коронован по византийским обычаям.

Иван Грозный - первый самодержец в России

Итак, первые цари России появились с приходом к власти Иоанна Грозного (1530-1584). Он был сыном Василия III и Елены Глинской. Став московским князем очень рано, он начал внедрять реформы, поощрял самоуправление на местном уровне. Однако он упразднил Избранную раду и начал править самолично. Правление монарха было весьма строгим, и даже диктаторским. Разгром Новгорода, бесчинства в Твери, Клине и Торжке, опричнина, затяжные войны привели к социально-политическому кризису. Но также усилилось и международное влияние нового царства, расширились его границы.

Переход русского трона

Со смертью сына Ивана Грозного - Федора Первого - прекратилась На престол воцарился род Годуновых. Борис Годунов еще при жизни Федора Первого имел большое влияние на царя (его сестра Ирина Федоровна была женой монарха) и фактически правил страной. Но сын Бориса - Федор Второй не сумел удержать власть в своих руках. Началось смутное время, и страной некоторое время управляли Лжедмитрий, Василий Шуйский, Семибоярщина и Земский совет. Потом на престоле воцарились Романовы.

Великая династия царей России - Романовы

Начало новой царской династии положил Михаил Фёдорович, избранный на трон Земским Собором. Этим заканчивается исторический период, названный Смутой. Дом Романовых - это потомки великого царя, которые правили в России вплоть до 1917 года и свержения монархии в стране.

Походил Михаил Фёдорович из старинного русского дворянского рода, который носил фамилию Романовы с середины шестнадцатого столетия. Родоначальником его считается некий Андрей Иванович Кобыла, отец которого приехал в Россию то ли с Литвы, то ли с Пруссии. Есть мнение, что происходил он из Новгорода. Пять сыновей основали семнадцать дворянских родов. Представительница рода - Анастасия Романовна Захарьина - была женой Ивана IV Грозного, которым новоявленный монарх приходился внучатым племянником.

Цари России из дома Романовых прекратили Смуту в стране, чем заслужили любовь и уважение простого народа. Михаил Фёдорович во время избрания на трон был молодым и неопытным. В первое время править ему помогала великая старица Марфа и поэтому Православная Церковь существенно усилила свои позиции. Правление первого царя из династии Романовых характеризуется началом прогресса. В стране появляется первая газета (выпускали ее дьяки специально для монарха), укрепились международные связи, строятся и работают заводы (чугуноплавильный, железоделательный и оружейный), привлекаются иностранные специалисты. Централизованная власть упрочняется, к России присоединяются новые территории. Жена подарила Михаилу Федоровичу десять детей, один из которых унаследовал престол.

От царей к императорам. Петр Великий

В восемнадцатом столетии преобразовал свое царство в империю. Посему в истории все имена царей России, которые правили после него, уже употреблялись с титулом император.

Великий реформатор и выдающийся политик, он многое сделал для процветания России. Правление начал с жесточайшей борьбы за трон: его отец, Алексей Михайлович, имел весьма многочисленное потомство. Сначала он правил вместе с братом Иваном и регентшей но отношения у них не складывались. Устранив других претендентов на трон, Петр начал управлять государством единолично. Затем он начал военные кампании для обеспечения выхода России к морю, построил первый флот, реорганизовал армию, залучив иностранных специалистов. Если великие цари России раньше не уделяли должного внимания образованию своих подданных, то император Петр Первый лично отправлял дворян обучаться за границу, жестоко подавляя инакомыслящих. Свою страну он переделывал по европейскому образцу, так как много путешествовал и видел, как там живут люди.

Николай Романов - последний царь

Последним российским императором был Николай Второй. Он получил хорошее образование и весьма строгое воспитание. Отец его - Александр Третий - был требовательным: от своих сыновей он ждал не столько послушания, сколько разума, сильной веры в бога, охоты к труду, особенно не мирился с доносами детей друг на друга. Будущий правитель служил в Преображенском полку, поэтому хорошо знал, что такое армия и военное дело. Во время его царствования страна активно развивалась: экономика, промышленность, сельское хозяйство достигли пика своего расцвета. Последний царь России активно участвовал в международной политике, провел в стране реформу, сократив срок службы в армии. Но также проводил собственные военные кампании.

Падение монархии в России. Октябрьская революция

В феврале 1917 года начались волнения в России, в частности в столице. Страна в то время принимала участие в Первой мировой войне. Желая прекратить противоречия дома, император, находившись на фронте, отрекся от престола в пользу малолетнего сына, а спустя несколько дней сделал то же самое от имени царевича Алексея, поручив править своему брату. Но и великий князь Михаил отказался от такой чести: на него уже давили восставшие большевики. По возвращении на родину последний царь России был арестован вместе со своей семьей и отправлен в ссылку. В ночь с 17 на 18 июля того же 1917 года монаршая фамилия вместе с прислугой, которая не захотела покидать своих соверенов, была расстреляна. Также были уничтожены все представители дома Романовых, которые остались в стране. Некоторым удалось эмигрировать в Великобританию, Францию, Америку, и потомки их живут там до сих пор.

Будет ли возрождение монархии в России

После развала Советского Союза многие начали говорить о возрождении монархии в России. На месте расстрела царской фамилии - там, где раньше стоял дом Ипатьева в Екатеринбурге (в подвале здания был приведен в действие смертный приговор) построили храм, посвященный памяти невинно убиенных. В августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил всех к лику святых, утвердив днем их памяти четвертое июля. Но многие верующие с этим не согласны: добровольное отречение от престола считается грехом, так как на царство благословляли священники.

В 2005 году потомки российских самодержцев провели в Мадриде совет. После чего направили в Генеральную прокуратуру Российской Федерации требование реабилитировать дом Романовых. Однако их не признали жертвами политических репрессий по причине нехватки официальных данных. Это уголовное преступление, а не политическое. Но представители российского императорского дома не согласны с этим и продолжают обжалование вердикта, надеясь на восстановление исторической справедливости.

Но нужна ли монархия современной России - это вопрос к народу. История расставит все по своим местам. А пока люди чтят память жестоко расстрелянных во время красного террора членов царской семьи и творят молитвы за их души.

Русское слово, известное как «царь», пришло к нам с латинского языка от слова «цесарь». Это же слово, только в другом звучании, то есть «кесарь», стало для немецкого «кайзер», тоже обозначавшего правитель.

Самый первый царь на Руси пришел к власти неожиданно. До него были князья. Первым же царем стал Ивана Третий Васильевич. Он вышел из династии Рюрика. Именно он был первым князем, Великим князем варягом. Также Иван читался как Иоанн. Так можно было по христианскому и славянскому языку объединить себя с апостолом Иоанном. Ведь получается для народа, что тогда сам Бог поставил его царем.

Церковь помимо иного звучания имени присвоила ему и иное название. Теперь царь был самодержцем, откуда и произошло самодержавие. Именно так звучал византийский император в славянской стране. Пока правила Византией Турция, то императорского дома не было. Когда же удалось ее вернуть России, то Иван Третий начал считать себя преемником, который взошел на трон после императора Византии.

Царь жениться на девушке по имени Софья Палеолог, которая приходится племянницей Константина Палеолога, являющегося последним византийским императором. Софья считается наследницей павшего императорского рода. Именно благодаря этому браку, Иоанну Третьему удается разделить с ней право наследство над Византией.

Когда в Кремле города Москвы появляется Софья, то царевне удается изменить распорядок жизни всего княжеского двора. Речь даже идет о самой Москве. Сам Иоанн Третий тоже издает мысль о том, чтобы изменить все, что находится в Москве. Так как ему мол тоже не нравится ничто, что там есть. Поэтому по приезду молодых, в столицу зовут византийских мастеров и художников, которые начинают не только строить, но и расписывать на свой лад церкви. Также ими сооружаются каменные палаты, где могли бы жить не только цари, но и бояре. В это время появляется на свет Грановитая палата. Но предкам нашим, в отличие от нас, казалось, что жить в доме из камня вредно. Поэтому хотя и были построены каменные дома, но там только пиры да балы устраивались, в то время как жить люди продолжали в деревянных домах.

Теперь Москва представляла собою Цареград. Именно так называли Константинополь, который был столицей Византии, и являлся турецким городом. Жизнь дворян, служивших при дворе, тоже теперь велась по византийским законам. Даже были отмечены моменты, когда царица и царь должны были выходить к столу, как они должны это делать, как должны вести себя другие. Например, было принято, что когда царь или царица заходят или выходят из-за стола, то все остальные должны стоять. Когда великий князь стал царем, его походка тоже изменилась. Теперь она была торжественней, неторопливей, величавей.

Правда, то, что Иоанн назвал себя царем, совсем не означало, что он им стал. Ведь до середины 15 века Древняя Русь величала царями не только византийских императоров, но и ханов Золотой орды. Когда на Руси может появиться царь? Когда он перестанет быть подданным хана. А этого добиться было сложно. Правда, все-таки Русь смогла скинуть с себя это иго, поэтому теперь она по полному праву могла назвать своих правителей царями. Теперь с русских князей никто, никакой татарин, под игом которого столько веков была Русь, не мог потребовать платить дань.

Когда кончался 15 век, то печати, которыми пользовался Иван Третий, стали скреплять политические договоры, а также разные другие важные политические документы, а герб на печати представлен в виде двуглавого орла, который ранее был византийским императорским гербом.

Правда, не Иван Третий по-настоящему царь Руси. Ведь хотя он и стал так называться, еще не все было так гладко. Лишь спустя некоторое время князья стали по праву называться царями, которые начали править Русью. Только тогда они смогли передавать этот титул от отца сыну, то есть по наследству.

На самом деле первым русским царем стал Иван Четвертый Грозный, который являлся внуком Ивана Третьего. Это случилось, когда его официально провозгласили таким титулом, и по всему миру с 1547 года стало известно, что Иван Грозный – это царь всея Руси.

Именно Иван Четвертый Грозный вошел в учебники по истории как первый царь, известной тогда могучей державы всея Руси. До этого официально правители назывались князьями. При этом этот царь послужил самой грозной, почему он так и был назван, а также драматической фигурой во всем мире.

Родился он в 1530 году от знатной боярыни Елены Глинской. Говорят, что она была потомком Чингис-хана. Бабушкой была София Палеолог, как мы уже говорили племянница византийского императора. Отец Ивана умер, когда ему было всего три года. В восемь лет он теряет свою мать. Именно это повлияло на становление характера молодого царя. Он вел себя умным политиком, сильным и жестоким властителем. Когда ему исполняется восемнадцать лет, он становится первым царем в России.