Иван тургеневмесяц в деревне. «Месяц в деревне», анализ пьесы Тургенева Тургенев месяц в деревне сюжет

Приезд в усадьбу нового домашнего учителя Алексея Николаевича вносит смятение в привычную жизнь местных обитателей. В молодого человека влюбляются и воспитанница Вера, и хозяйка усадьбы Наталья. Муж, конечно, ревнует к юноше… Всё рушится, все стремятся покинуть этот дом, ведь все должны остаться людьми чести.

Главная мысль

Пьеса о трудностях светских людей. С одной стороны, прекрасные отношения, благополучие дома – показное, поэтому так легко рушится, с другой, ни у кого не хватает сил и смелости, чтобы изменить положение вещей.

Читать краткое содержание Тургенев Месяц в деревне

Начинается пьеса с забавной сцены чтения романа «Монте Кристе». Невнимательная слушательница Наталья скоро прерывает чтеца, говоря, что теперь может ответить соседке, мол, в книжке никакой прелести нет. Зато, её цель достигнута. Здесь становится понятно, что Наталья заботится только о внешнем впечатлении.

Новый учитель, по сравнению особенно со стариком немцем, похож на глоток свежего воздуха. Алексей бодр, оптимистичен, строит прекрасные отношения с маленьким воспитанником Колей. Они вместе даже играют.

Веру очень впечатлил новый знакомый. Молодые люди вместе запускают змея, беседуют. Девушка влюблена, она очень внимательна к собеседнику. Выясняется, что оба они сироты, значит, по её мнению, должны стать родными душами.
Но взрослая Наталья тоже влюблена, оказывается, в первый раз за всю жизнь. Ревнуя, она стремится выдать Веру за кого-нибудь… Но даже нет достойных кандидатов в их глуши.

Устыдившись, Наталья понимает, что всё-таки не может совладать со своими чувствами. Тем боле что выясняется – Алексей отдал бы предпочтение более зрелой женщине, «девчонка» его не интересует. Но развод также недопустим!

Учителю придётся уехать, чтобы ссоры, интриги в доме прекратились. Каждый старается сохранить своё лицо, несмотря на своё сердце.

Вариант2

В маленькой деревне происходит событие: появляется новый репетитор. Его появление нарушает складывавшийся годами быт имения Ислаевых. С первых дней новый учитель заинтересовал ребят, десятилетнего Колю и семнадцатилетнюю Веру своим непосредственным общением, интересными наблюдениями и работами.

Но еще больше новый человек заинтересовал женское население дома Ислаевых: его жену Наталью, да ее прислужницу, двадцатилетнюю Катю. Наталье Ислаевой давно наскучил однообразие их быта, пресытилась она и легким флиртом с другом дома Ракитиным.

Но увидев, как Вера общается с Беляевым (такова фамилия этого репетитора), она вспыхивает ревностью, сватает свою дочь за старого, но богатого купца, а после они вместе с Ракитиным, который ищет свою выгоду уезде соперника, решили просить учителя уехать.

И в круговерти этих любовных интриг вдруг все выясняется: Беляев поговорил с Верочкой, и они признались друг другу в своих чувствах, Ракитин, которого Ислаев застал с женой, объяснил свое поведение – и вдруг все покинули имение, спешно, не объяснив причин отъезда, Ведь их честность претила им заниматься адюльтерами, участвовать в любовных интригах.

Картинка или рисунок Месяц в деревне

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Книжный вор Зузак

    Главный рассказчик в произведении – Смерть. Персонаж ужасно устал от своей работы, поскольку начинается Вторая мировая война и работы действительно много. Смерть пристально наблюдает за жизнью Лизель.

  • Астафьев

    1 мая 1924 года в Красноярском крае родился Виктор Петрович Астафьев. Его семья была крестьянской. Он был третьим ребенком. Когда мальчику было 7 лет, отец попал в тюрьму. Спустя пару лет он остался и без мамы, она погибла

  • Краткое содержание Белов Малька провинилась

    Главной героиней рассказа является собака по кличке Малька, живущая по соседству с автором у Лилии, торгующей молоком.

  • Краткое содержание Соловьиный сад Блока

    Главный герой поэмы тяжело работает на берегу моря, он добывает камень, который возит на осле к железной дороге. По пути он идет поблизости от приятного и прохладного сада с цветами и «соловьиным напевом».

  • Краткое содержание Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке Жуковского

    В зелёном саду у Демьяна Даниловича росла прекрасная яблоня. И вдруг в одно прекрасное время он стал замечать, что яблок на дереве стало гораздо меньше. Позвал он своих сыновей, и приказал им по очереди сад охранять

Пьесу «Студент» Тургенев задумал в 1848 году. Он тщательно работает над ней и в 1850 году отправляет Некрасову в Петербург. О скором выходе пьесы Тургенева уже объявили, и все ждали ее с нетерпением. Но цензура не допустила ее к печати. Лишь в 1855 году он смог напечатать комедию в «Современнике» под названием «Месяц в деревне».

Впервые пьеса была поставлена в 1872 году в Москве в Малом театре. В 1879 году - в Александровском театре. Роль Верочки исполнила М. Г. Савина, актрису настолько увлекла эта маленькая роль, что ее исполнением она поразила даже создателя комедии: «Неужели эту Верочку я написал?!» Тургенев был изумлен, увидев Верочку в исполнении Савиной. Пьеса прошла с огромным успехом и стала репертуарной.

Драма или комедия?

Пьесу «Месяц в деревне» Тургенев в подзаголовке назвал «комедия». Но по приметам жанра, по содержанию это, скорее, драма. Сам автор называл пьесу повестью в драматической форме. Многие критики также отмечали, что пьеса длинна и скучна, не постановочная, так как нет в ней драматической жилки. Замечали, что пьеса не совсем комедия, а, скорее, повесть в диалогах.

Несомненно, любовная коллизия, в которой оказались герои, напоминает, скорее, традиционный комедийный сюжет. Но Тургенева отличает редкое умение передать все душевные движения своих героев через их слова. Внимательный зритель увидит за ними переживания и мысли. Казалось бы, герой толкует о постороннем, а перед читателем раскрывается целая драма. Так проявляется душевное состояние и в реальной жизни. Именно в этом ценность произведения Тургенева «Месяц в деревне». Краткое содержание пьесы приводится ниже.

Герои пьесы

Беляев Алексей Николаевич - студент-разночинец. Ему двадцать один год. Он еще молод и неопытен, но искренен, естественен и прост. По своей наивности он не замечает разыгравшейся любовной интриги вокруг его персоны.

Ракитин Михаил Александрович - дворянин, друг дома Ислаевых, собеседник Натальи Петровны. В тридцать лет он не имеет своей семьи, своей судьбы. Это особый тип «лишнего человека», «приживалы». Он честен, умен, интеллигентен, но по-своему несчастен.

Ислаев Аркадий Сергеич - тридцатишестилетний помещик и хозяин усадьбы, где происходят события. Сердечный, скромный и добрый, он предупредителен и нежен со своей супругой Натальей Петровной.

Наталья Петровна - двадцатидевятилетняя хозяйка дома, жена Ислаева. Умная, страстная женщина, она не может сдержать свои чувства к Беляеву. Любовь толкает ее на подлые поступки, заставляет врать и изворачиваться. Она делает несчастными других.

Остальные участники пьесы Тургенева «Месяц в деревне» (в кратком содержании их имена также упоминаются):

  • Верочка - семнадцатилетняя воспитанница Ислаевых. Она чиста и невинна. Коварное поведение Натальи Петровны вынуждает девушку согласиться на брак с Большинцовым.
  • Большинцов Афанасий Иванович - сорокавосьмилетний претендент в мужья Верочке. Неплохой кандидат для брака по расчету, но глупый и тяжелый человек.
  • Шпигельский Игнатий Ильич - сорокалетний доктор, который легко идет на компромисс со своей совестью ради выгоды.
  • Анна Семеновна Ислаева - мать Аркадия Сергеича.
  • Лизавета Богдановна - компаньонка Анны Семеновны.
  • Коля - десятилетний сын Натальи и Аркадия Ислаевых.
  • Шааф - немец-гувернер.
  • слуги - Матвей и Катя.

Новый учитель

В усадьбе Ислаевых происходит действие пьесы Тургенева «Месяц в деревне». Краткое содержание и первое действие начинается с описания гостиной, где играют в карты Анна Семеновна, Лизавета Богдановна и гувернер Шааф. Наталья Петровна занята вышивкой, Ракитин читает ей «Графа Монте-Кристо». Вскоре невнимательная слушательница перебивает его и начинает разговор о новом учителе сына - студенте из Москвы, которого наняли на лето. В комнату вбегает Коля и с восторгом рассказывает, что учитель сделал ему лук и стрелы и обещает научить плавать. Следом за ним входит Беляев, приветствует всех присутствующих и уходит с Колей кормить лошадей.

Слуга Матвей докладывает о приезде доктора Шпигельского. Наталья Петровна жалуется ему на плохое настроение. Тот рассказывает о девице Вереницыной, которая не может сделать выбор между двумя избранниками. На что Наталья Петровна отвечает: «Можно любить и двоих». Анна Семеновна и Лизавета Богдановна выходят в сад. Ракитин утешает проигравшегося гувернера. Шпигельский говорит Ислаевой, что его знакомый хочет жениться на ее воспитаннице Вере. Наталья Петровна удивлена, поскольку считает семнадцатилетнюю девушку еще ребенком. На этом заканчивается первое действие комедии Тургенева «Месяц в деревне». Краткое содержание второго действия описано ниже, где сцена разворачивается в саду Ислаевых.

Ракитин догадывается о чувствах Ислаевой

Служанка Катя занята сбором ягод. Матвей добивается от нее ответа на его предложение руки и сердца. Завидев Шаафа, идущего с удочкой, он уходит. Катя продолжает собирать малину, когда в сад выходят Беляев с Верой. Они садятся на скамейку и пытаются приделать хвост бумажному змею. Верочка спрашивает Алексея об учебе, о Москве и рассказывает о себе. Приходят Ракитин с Натальей Петровной, и Беляев с Верой уходят искать Колю.

Ислаева с Ракитиным присели на скамейку. Он пытается узнать у нее, почему она в последнее время раздражительная. Наталья Петровна злится и уходит. Михаил подозревает, что она увлеклась Увидел Беляева и завязал с ним разговор. Возвращается Ислаева, заметно расцветает при виде Беляева и уводит Алексея запускать бумажного змея. Ракитин мрачно бредет следом.

Шпигельский и Большинцов присоединяются к компании. Доктор говорит Михаилу, что им необходимо переговорить. На этом заканчивается второе действие пьесы Тургенева «Месяц в деревне». Краткое содержание третьего акта начинается с беседы Ракитина с доктором. Действие происходит в гостиной.

Наталья Петровна узнает о любви Веры

Шпигельский просит Ракитина посодействовать в вопросе замужества Веры и признается, что за благополучный исход Большинцов обещал ему тройку лошадей. Завидев Наталью Петровну, выходящую из кабинета, доктор уходит. Ислаева начинает говорить о Беляеве, но Ракитин прерывает неприятный ему разговор и просит Наталью Петровну решить судьбу воспитанницы сейчас же. Он вызывает Веру и оставляет их беседовать. Ислаева прямо спрашивает девушку, согласна ли она выйти за Большинцова. Вере кажется нелепым это предложение, и она признается Ислаевой о своих чувствах к Алексею. Наталья Петровна не в силах скрыть свою ревность.

Входит встревоженный Ракитин, он уверен, что единственно правильный выход - отослать Беляева, тот должен уехать. Наталья Петровна плачет на плече Михаила, и в комнату входят Аркадий с Анной Семеновной. Ислаева убегает, а Ракитину устраивают допрос. Взволнованный Михаил обещает дать им ответ позже.

Ислаева заявляет Алексею, что вынуждена отказать ему от места по причине того, что ее воспитанница влюблена в него. Услышав в ответ, что тот считает Веру всего лишь ребенком, Ислаева говорит, что Алексей может не торопиться с отъездом. Они прощаются, и монологом Ислаевой заканчивается третье действие пьесы «Месяц в деревне» Ивана Тургенева. Краткое содержание четвертой части описано ниже. Действие происходит в сенях, в описании автор указал, что наступил вечер.

Ислаева признается Алексею в своих чувствах

Служанка Катя поджидает в сенях Алексея. Начинается дождь. В дом вбегают Шпигельский и Лизавета Богдановна. Катя прячется. Доктор предлагает Елизавете Богдановне выйти за него замуж. Дождь закончился, и они вернулись в сад. Появляется Алексей, и служанка приводит Веру. Девушка знает о предстоящем отъезде Беляева и пришла проститься. Он заверяет девушку, что с его отъездом не все решено.

Входит Наталья Петровна, и Вера начинает ее стыдить, что, открыв Алексею ее тайну, та совершила некрасивый поступок. Даже ревность это не оправдывает. Вера в слезах убегает. Беляев потрясен и одновременно смущен. Наталья Петровна признается ему в своих чувствах. Алексей совершенно растерян. Разговор прерывает Ракитин. Алексей, уверенный в том, что должен немедленно уехать, уходит. Входит Аркадий и видит, что жена наедине с Ракитиным и сильно взволнованна. Но вопросов не задает. Четвертое действие пьесы «Месяц в деревне» Тургенева заканчивается тем, что Ислаев беспечно берет Наталью Петровну под руку и приглашает всех пить чай.

Дом пустеет… Все уезжают…

Ислаев пытается работать, просматривает бумаги. Но мысли о Наталье и Михаиле не дают ему сосредоточиться. Он просит слугу пригласить к нему Михаила. Едва тот входит, Ислаев требует у него объяснений. Ракитин признается, что уже давно влюблен в его жену. Ислаев возмущен, но уверен в его порядочности. Ракитин заверяет Аркадия, что завтра же покинет их дом.

Михаил объявляет о своем отъезде, но Наталья Петровна холодна с ним. Ракитин уходит собирать вещи. Алексей выходит вслед за ним. Ислаева пытается просить у Верочки прощения. Но та не желает проявлять видимость благополучия. Шпигельский уговаривает Веру обратить внимание на Большинцова. К его удивлению, она не противится, так как в этом доме оставаться больше не может. Она соглашается на брак, и Шпигельский спешит получить свою тройку.

Приходит проститься Беляев и просит Веру передать Ислаевой прощальную записку, так как он немедленно отправляется в Москву. Как только Наталья Петровна появляется на пороге, Вера вручает ей послание. Ислаева глубоко потрясена: Алексей даже не пришел проститься. Супругу пытается утешить Аркадий, вполголоса ругая Ракитина. Он уверен, что она расстроена из-за Михаила. Вера уводит побледневшую Наталью Петровну.

Вбегают испуганные Анна Семеновна, Шааф, Лизавета Богдановна, Шпигельский и Коля. Им сообщили, что Наталье Петровне стало плохо. Аркадий уверяет их, что все в порядке. Коля ищет своего учителя, но Ракитин сообщает, что Алексей уезжает. Потрясенный Ислаев выходит их проводить, а Шпигельский берется их подвезти до города на новой тройке. Коля уходят с Шаафом на урок. Анна Семеновна вздыхает, что дом совсем пустеет. Лизавета Богдановна скромно говорит: «...и мне недолго здесь оставаться... и я уезжаю». Этими словами заканчивает Тургенев «Месяц в деревне». Содержание пьесы показывает, что все покидают этот дом.

Анализ произведения. Душевная драма или эгоизм?

Характеры тургеневских героев раскрываются не столько в действии, сколько в монологах и диалогах. Комедия «Месяц в деревне» не стала исключением. В первом действии перед читателем - гостиная Ислаевых. Ракитин читает книгу. Это все обыденный фон, но через него проступает истинная сущность происходящего. Наталье Петровне все не по душе, ее раздражает и то, что муж за все принимается с жаром, и то, что Ракитин с ней безоговорочно соглашается во всем.

Похоже, что ей ненавистна эта скучная гостиная, «кружево» умных разговоров, и хочется ей естественных чувств и искренних поступков. Поэтому ее потянуло к молодому студенту с «веселым, смелым взглядом». В разговоре с Ракитиным она подчеркивает, что Беляев на них нисколечко не похож, что он человек другого мира. Читатель уже готов поверить ей: что она женщина, рвущаяся на простор, на волю от умных, но апатичных собеседников.

Но тут появляется Шпигельский с историей о девице Вереницыной. И проницательный доктор на жалобы Ислаевой, что ей скучно, говорит: «Барыня вы моя, кто же вас рассмешит? Вам теперь не того нужно». Имея мужа, она четыре года удерживает возле себя Ракитина, теперь появился студент, смущающий ее покой. Отсюда учащенный пульс, нервы, желчь. Шпигельский прописывает ей капли, но на вопрос Анны Семеновны, здорова ли Наташа, отвечает: «Совершенно».

С его точки зрения, все любовные переживания Ислаевой - просто барская блажь. Он ее не одобряет, но не медлит воспользоваться в своих корыстных целях. Она отвергла предложение о замужестве Верочки, утверждая, что та совсем дитя. Но, гонимая ревностью, Ислаева возвращается к разговору о ее замужестве.

Наталья Петровна терзает Ракитина загадками, обращается к нему за помощью. Но в то же время не скрывает своего отношения к Беляеву. Это стремление захватить как можно больше внимания и привязанностей говорит не столько о ее чувствах, сколько об эгоизме. Слыша ее монолог о презрении к себе, обещание любить только мужа, о ревности, об угрызениях, читатель уже не верит в глубину ее переживаний. Именно этим умением Ивана Сергеевича и восхищались его современники. Как мастерски, в диалогах и монологах раскрывает драму в «Месяце в деревне» Тургенев.

Анализ произведения. Всеобщее бегство или осуждение?

Теперь не только Шпигельский видит в Ислаевой хищницу, но и Верочка, испытавшая на себе ее эгоизм. Разбитая судьба девушки не трогает Ислаеву, и если она и просит прощения у нее, то только для собственного спокойствия. Доверчивая Верочка в один день нравственно созрела. В день, когда была разрушена ее вера в людей, ее любовь. Ракитин, услышав, что Верочка и Беляев любят друг друга, восклицает: «Бедная женщина!» Самозабвенно преданный Ракитин искренне сочувствует Ислаевой. Но в конце концов ее эгоизм гонит и его из этого дома.

Жизнерадостный, искренний Беляев внес в дом струю свежего воздуха. Коля, не знавший настоящего детства, с первого же дня полюбил учителя. Настоящей радости жизни и искреннего общения не знала и Вера. Даже Ислаева, глядя на Алексея, поняла, что никогда не была молодой. Для Беляева Наталья Петровна была чем-то недосягаемым, «высшим существом». Он и не помышлял о сближении с ней. Тем не менее ее признание застало молодого человека врасплох: он надевает новый сюртук, вставляет в петлицу цветок. Он меняется, становится другим. И только насмешка Ракитина отрезвляет его.

Беляев принимает решение уехать. Перед отъездом говорит Верочке, что полюбил ее. Это их объединяет, это их общая моральная победа. Верочка тоже не желает больше оставаться здесь. Оскорбленный отношением Ислаевой Ракитин покидает дом. Давно озлобленный на бар Шпигельский заявляет, что его «присутствие здесь не требуется». Даже Лизавета Богдановна сообщает о своем скором отъезде. Ее последней фразой в «Месяце в деревне» как бы подчеркивает, что всеобщее бегство не что иное, как всеобщее осуждение. И только добряк Ислаев, скромный и сердечный, продолжает по-прежнему любить свою Наташу.

Год написания:

1850

Время прочтения:

Описание произведения:

Комедию Месяц в деревне написал Иван Тургенев в 1850 году, а опубликована пьеса была только спустя пять лет в 1855 году.

Известно, что также рабочими названиями комедии Месяц в деревне являются "Студент" и "Две женщины". В основу пьесы положен любовный четырехугольник.

Предлагаем вашему вниманию краткое содержание комедии Месяц в деревне.

Появление нового лица в деревне - всегда событие. Когда летом 184… в богатом имении Ислаевых появился новый домашний учитель, уже сложившееся равновесие оказалось некоторым образом нарушенным или, во всяком случае, поколебленным.

С первого же дня полюбил Алексея Николаевича его ученик - десятилетний Коля Ислаев. Учитель смастерил ему лук, ладит воздушного змея, обещает научить плавать. А как ловко лазает он по деревьям! Это. вам не старый нудный Шааф, преподающий ему немецкий.

Легко и весело с новым учителем и семнадцатилетней воспитаннице Ислаевых Вере: ходили смотреть плотину, ловили белку, долго гуляли, много дурачились. Двадцатилетняя служанка Катя тоже заметила молодого человека и как-то переменилась к Матвею, ухаживающему за ней.

Но наиболее тонкие процессы произошли в душе хозяйки - Натальи Петровны Ислаевой. Ее Аркадий Сергеевич постоянно занят, вечно что-то строит, усовершенствует, приводит в порядок. Наталье же Петровне чужды и скучны хозяйственные заботы мужа. Скучны и разговоры друга дома Ракитина, Да и вообще, он всегда под рукой, его не надо завоевывать, он совершенно ручной, неопасный: «Наши отношения так чисты, так искренни <…> Мы с вами имеем право не только Аркадию, но всем прямо в глаза глядеть…» И все-таки подобные отношения не совсем естественны. Его чувство так мирно, оно ее не волнует….

Ракитин беспокоится, что в последнее время Наталья Петровна постоянно не в духе, в ней происходит какая-то перемена. Не по отношению ли к нему? При появлении Алексея Николаевича она явно оживляется. Это заметил и Шпигельский, уездный доктор, приехавший помочь Большинцову сосватать Веру. Претенденту сорок восемь лет, неуклюж, неумен, необразован. Наталья Петровна удивлена предложению: Вера так еще молода… Однако, увидев, как Вера шепчет что-то Беляеву и оба смеются, она все же возвращается к разговору о сватовстве.

Все больше беспокоится Ракитин: не начинает ли он надоедать ей? Ничего нет утомительнее невеселого ума. У него нет иллюзий, но он надеялся, что ее спокойное чувство со временем… Да, сейчас его положение довольно смешно. Вот Наталья Петровна поговорила с Беляевым, и сразу в лице живость и веселость, какой никогда не бывало после разговора с ним. Она даже по-дружески признается: этот Беляев произвел на нее довольно сильное впечатление. Но не надо преувеличивать. Этот человек заразил ее своей молодостью - и только.

Наедине с собой она как бы спохватывается: пора прекратить все это. Верины слезы в ответ на предложение Большинцова как будто вернули ей способность видеть себя в истинном свете. Пусть девочка не плачет. О Большинцове нет уже и речи. Но ревность вспыхивает вновь, когда Вера признается, что Беляев нравится ей. Наталье Петровне теперь ясно, кто соперница. «Но погодите, не все еще кончено». И тут же ужасается: что это она делает? Бедную девочку хочет замуж выдать за старика. Неужели она ревнует к Вере? Да что она, влюблена, что ли? Ну да, влюблена! Впервые. Но пора опомниться. Мишель (Ракитин) должен помочь ей.

Наталья Петровна собирается сама объявить Беляеву о необходимости уехать. Заодно узнает (удержаться невозможно), точно ли ему нравится эта девчонка? Но из разговора с учителем выясняется, что он вовсе не любит Веру и сам готов сказать ей об этом, только вряд ли после этого ему удобно будет оставаться в доме.

Между тем Анна Семеновна, маменька Ислаева, тоже была свидетельницей сцены, пробудившей ревность сына, Лизавета Богдановна сообщает эту новость Шпигельскому, но тот успокаивает: Михайло Александрович никогда не был человеком опасным, у этих умников все язычком выходит, болтовней. Сам же он не таков. Его предложение Лизавете Богдановне походит на предложение деловое, и оно выслушано вполне благосклонно.

Случай объясниться с Верой представился Беляеву быстро. Вере ясно, что он не любит ее и что Наталья Петровна выдала ее тайну. Причина понятна: Наталья Петровна сама влюблена в учителя. Отсюда и попытки выдать ее за Большинцова. К тому же Беляев остается в доме. Видно, Наталья Петровна сама еще на что-то надеется, ведь Вера ей не опасна. Да и Алексей Николаевич, может быть, ее любит. Учитель краснеет, и Вере ясно, что она не ошиблась. Это свое открытие девушка преподносит Наталье Петровне. Она уже не кроткая молоденькая воспитанница, а оскорбленная в своем чувстве женщина.

Сопернице вновь стыдно своих поступков. Пора перестать хитрить. Решено: с Беляевым они видятся в последний раз. Она сообщает ему об этом, но при этом признается, что любит его, что ревновала к Вере, мысленно выдавала ее за Большинцова, хитростью выведала ее тайну.

Беляев поражен признанием женщины, которую почитал за существо высшее, так что теперь он не может заставить себя уехать. Нет, Наталья Петровна непреклонна: они расстаются навсегда. Беляев подчиняется: да, надо уехать, и завтра же. Он прощается и хочет уйти, услышав же тихое «останьтесь», простирает к ней руки, но тут появляется Ракитин: что Наталья Петровна решила насчет Беляева? Ничего. Их разговор следует позабыть, все кончено, все прошло. Прошло? Ракитин видел, как Беляев смешался, убежал…

Появление Ислаева делает положение еще более пикантным: «Что это? Продолжение сегодняшнего объяснения?» Он не скрывает недовольства и тревоги. Пусть Мишель расскажет об их с Наташей разговоре. Замешательство Ракитина заставляет его спросить напрямую, любит ли он его жену? Любит? Так что же делать? Мишель собирается уехать… Что ж, придумано верно. Но он ведь ненадолго уедет, его ведь здесь и заменить некому. В этот момент появляется Беляев, и Михаил Александрович сообщает ему, что уезжает: для покоя друзей порядочный человек должен чем-то и жертвовать. И Алексей Николаевич поступил бы так же, не правда ли?

Тем временем Наталья Петровна упрашивает Веру простить ее, становится перед ней на колени. Но той трудно преодолеть неприязнь к сопернице, которая добра и мягка только потому, что чувствует себя любимой. И Вера должна оставаться у нее в доме! Ни за что, Ей не снести ее улыбки, она не может видеть, как Наталья Петровна нежится в своем счастии. Девушка обращается к Шпигельскому: точно ли Большинцов хороший и незлой человек. Доктор ручается, что отличнейший, честнейший и добрейший. (Его красноречие понятно. За Верино согласие обещана ему тройка лошадей.) Что ж, тогда Вера просит передать, что принимает предложение. Когда Беляев приходит проститься, Вера в ответ на его объяснения, почему ему никак нельзя оставаться в доме, говорит, что она сама недолго останется здесь и мешать никому не будет.

Через минуту после ухода Беляева она становится свидетельницей отчаяния и гнева соперницы: он даже не хотел проститься… Кто ему позволил так глупо перервать… Это презрение, наконец… Почему он знает, что она никогда бы не решилась… Теперь они обе с Верой равны…

В голосе и во взгляде Натальи Петровны ненависть, и Вера пытается успокоить ее, сообщив, что недолго будет тяготить благодетельницу своим присутствием. Им вместе жить нельзя. Наталья Петровна, впрочем, опять уже опомнилась. Неужели Верочка хочет ее оставить? А ведь они обе спасены теперь… Все опять пришло в порядок.

Ислаев, застав жену в расстройстве, упрекает Ракитина за то, что тот не подготовил Наташу. Надо было не так вдруг объявить о своем отъезде. А понимает ли Наташа, что Михаил Александрович - один из лучших людей? Да, она знает, что он прекрасный человек и все они прекрасные люди… И между тем… Не договорив, Наталья Петровна выбегает, закрывая лицо руками. Ракитину особенно горько такое прощание, но поделом болтуну, да и все к лучшему - пора было прекратить эти болезненные, эти чахоточные отношения. Однако время ехать. У Ислаева на глазах слезы: «А все-таки… спасибо тебе! Ты - друг, точно!» Но конца сюрпризам будто не предвидится. Пропал куда-то Алексей Николаевич. Ракитин объясняет причину: Верочка влюбилась в учителя, и тот, как честный человек…

У Ислаева, естественно, голова кругом. Все улепетывают, а всё потому, что честные люди. Анна Семеновна недоумевает еще больше. Уехал Беляев, уезжает Ракитин, даже доктор, даже Шпигельский, заторопился к больным. Снова рядом останутся только Шааф да Лизавета Богдановна. Что она, кстати, думает обо всей этой истории? Компаньонка вздыхает, опускает глаза: «…Может быть, и мне недолго придется здесь остаться… И я уезжаю».

Вы прочитали краткое содержание комедии "Месяц в деревне". Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание комедии "Месяц в деревне" не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию комедии.

Текущая страница: 1 (всего у книги 10 страниц)

Шрифт:

100% +

Иван Сергеевич Тургенев

Месяц в деревне

Комедия в пяти действиях

Действующие лица

Аркадий Сергеич Ислаев , богатый помещик, 36 лет.

Наталья Петровна , жена его, 29 лет.

Коля , сын их, 10 лет.

Верочка , воспитанница, 17 лет.

Анна Семеновна Ислаева, мать Ислаева, 58 лет.

Лизавета Богдановна , компаньонка, 37 лет.

Шааф , немец-гувернер, 45 лет.

Михайла Александрович Ракитин , друг дома, 30 лет.

Алексей Николаевич Беляев , студент, учитель Коли, 21 года.

Афанасий Иванович Большинцов , сосед, 48 лет.

Игнатий Ильич Шпигельский , доктор, 40 лет.

Матвей , слуга, 40 лет.

Катя , служанка, 20 лет.


Действие происходит в имении Ислаева, в начале сороковых годов. Между 1 и 2, 2 и 3, 4 и 5 действиями проходит по дню.

Действие первое

Театр представляет гостиную. Направо карточный стол и дверь в кабинет; прямо дверь в залу; налево два окна и круглый стол. По углам диваны. За карточным столом Анна Семеновна, Лизавета Богдановна и Шааф играют в преферанс; у круглого стола сидят Наталья Петровна и Ракитин. Наталья Петровна вышивает по канве, у Ракитина в руках книга. Стенные часы показывают три часа.


Шааф . Ф червёх.

Анна Семеновна . Опять? Да ты нас, батюшка, эдак совсем заиграешь.

Шааф (Флегматически ). Фоземь ф червёх.

Анна Семеновна (Лизавете Богдановне ). Каков! С ним играть нельзя. (Лизавета Богдановна улыбается. )

Наталья Петровна (Ракитину ). Что ж вы перестали? Читайте.

Ракитин (медленно поднимая книгу ). «Monte-Cristo se redressa haletant…» Наталья Петровна, вас это занимает?

Наталья Петровна . Нисколько.

Ракитин . Для чего же мы читаем?

Наталья Петровна . А вот для чего. На днях мне одна дама говорила: «Вы не читали „Монте-Кристо“? {1} Ах, прочтите – это прелесть». Я ничего ей не отвечала тогда, а теперь могу ей сказать, что читала и никакой прелести не нашла.

Ракитин . Ну да если вы теперь уже успели убедиться…

Наталья Петровна . Ах, какой вы ленивый!

Ракитин . Я готов, помилуйте… (Отыскав место, где остановился. ) Se redressa haletant, et…

Наталья Петровна (сама перебивая его ). Видели вы Аркадия сегодня?

Ракитин . Я с ним встретился на плотине… Ее у вас чинят. Он объяснял что-то рабочим и, для большей ясности, вошел в песок по колена.

Наталья Петровна . Он за всё принимается с слишком большим жаром… слишком старается. Это недостаток. Как вы думаете?

Ракитин . Я с вами согласен.

Наталья Петровна . Как это скучно!.. Вы всегда со мною согласны. Читайте.

Ракитин . А! стало быть, вы хотите, чтобы я с вами спорил… Извольте.

Наталья Петровна . Я хочу… Я хочу!.. Я хочу, чтоб вы хотели… Читайте, говорят вам.

Ракитин . Слушаю-с. (Опять принимается за книгу. )

Шааф . Ф червёх.

Анна Семеновна . Как? опять? Это нестерпимо! (Наталье Петровне. ) Наташа… Наташа…

Наталья Петровна . Что?

Анна Семеновна . Вообрази себе, Шааф нас совсем заиграл… То и дело семь, восемь, в червях.

Шааф . И деберь зем.

Анна Семеновна . Слышишь? Это ужасно.

Наталья Петровна . Да… ужасно.

Анна Семеновна . Так вист же! (Наталье Петровне. ) А где Коля?

Наталья Петровна . Он ушел гулять с новым учителем.

Анна Семеновна . А! Лизавета Богдановна, я вас приглашаю.

Ракитин (Наталье Петровне ). С каким учителем?

Наталья Петровна . Ах, да! Я вам и забыла сказать… мы без вас нового учителя наняли.

Ракитин . На место Дюфура?

Наталья Петровна . Нет… Русского учителя. француза нам княгиня из Москвы пришлет.

Ракитин . Что он за человек, этот русский? старый?

Наталья Петровна . Нет, молодой… Мы его, впрочем, только на летние месяцы взяли.

Ракитин . А! на кондицию.

Наталья Петровна . Да, это у них, кажется, так называется. И знаете ли что, Ракитин? Вы вот любите наблюдать людей, разбирать их, копаться в них…

Ракитин . Помилуйте, с чего вы…

Наталья Петровна . Ну да, да… Обратите-ка на него ваше внимание. Мне он нравится. Худой, стройный, веселый взгляд, смелое выражение… Вы увидите. Он, правда, довольно неловок… а для вас это беда.

Ракитин . Наталья Петровна, вы меня сегодня ужасно преследуете.

Наталья Петровна . Кроме шуток, обратите на него внимание. Мне кажется, из него может выйти человек славный. А впрочем, бог знает!

Ракитин . Вы возбуждаете мое любопытство…

Наталья Петровна . В самом деле? (Задумчиво. ) Читайте.

Ракитин . Se redressa haletant, et…

Наталья Петровна (вдруг оглядываясь ). А где Вера? Я ее с утра не видала. (С улыбкой Ракитину. ) Бросьте эту книгу… Я вижу, нам сегодня читать не удастся… Расскажите мне лучше что-нибудь…

Ракитин . Извольте… Что ж мне вам рассказать… Вы знаете, я несколько дней провел у Криницыных… Вообразите, наши молодые уже скучают.

Наталья Петровна . Почему вы это могли заметить?

Ракитин . Да разве скуку можно скрыть? Всё другое можно… но скуку нет.

Наталья Петровна (поглядев на него ). А другое всё можно?

Ракитин (помолчав немного ). Я думаю.

Наталья Петровна (опустив глаза ). Так что ж вы делали у Криницыных?

Ракитин . Ничего. Скучать с друзьями – ужасная вещь: вам ловко, вы не стеснены, вы их любите, злиться вам не на что, а скука вас всё-таки томит, и сердце глупо ноет, словно голодное.

Наталья Петровна . Вам, должно быть, часто с друзьями скучно бывает.

Ракитин . Как будто и вы не знаете, что́ значит присутствие человека, которого любишь и который надоедает!

Наталья Петровна (медленно ). Которого любишь… это великое слово. Вы что-то мудрено говорите.

Ракитин . Мудрено… почему же мудрено?

Наталья Петровна . Да, это ваш недостаток. Знаете ли что, Ракитин: вы, конечно, очень умны, но… (останавливаясь )иногда мы с вами разговариваем, точно кружево плетем… А вы видали, как кружево плетут? В душных комнатах, не двигаясь с места… Кружево – прекрасная вещь, но глоток свежей воды в жаркий день гораздо лучше.

Ракитин . Наталья Петровна, вы сегодня…

Наталья Петровна . Что?

Ракитин . Вы сегодня на меня за что-то сердитесь.

Наталья Петровна . О, тонкие люди, как вы мало проницательны, хотя и тонки!.. Нет, я на вас не сержусь.

Анна Семеновна . А! наконец обремизился! Попался! (Наталье Петровне. ) Наташа, злодей наш поставил ремиз.

Шааф (кисло ). Лисафет Богдановне финоват…

Лизавета Богдановна (с сердцем ). Извините-с, я не могла знать, что у Анны Семеновны не было червей.

Шааф . Фперет я Лисафет Богдановне не приклашаю.

Анна Семеновна (Шаафу ). Да чем же она виновата?

Лизавета Богдановна . А мне что! Вот еще!..

Ракитин . Чем более я на вас гляжу, Наталья Петровна, тем более я не узнаю вашего лица сегодня.

Наталья Петровна (с некоторым любопытством ). В самом деле?

Ракитин . Право. Я нахожу в вас какую-то перемену.

Наталья Петровна . Да?.. В таком случае сделайте одолженье… Вы ведь меня знаете – угадайте, в чем состоит эта перемена, что во мне такое произошло – а?

Ракитин . А вот погодите… (Коля вдруг с шумом вбегает из залы прямо к Анне Семеновне. )

Коля . Бабушка, бабушка! посмотри-ка, что у меня! (Показывает ей лук и стрелы. ) Посмотри-ка!

Анна Семеновна . Покажи, душа моя… Ах, какой славный лук! кто тебе его сделал?

Коля . Вот он… он… (Указывает на Беляева, который остановился у двери залы. )

Анна Семеновна . А! да как он хорошо сделан…

Коля . Я уже стрелял из него в дерево, бабушка, И попал два раза… (Прыгает. )

Наталья Петровна . Покажи, Коля.

Коля (бежит к ней и пока Наталья Петровна рассматривает лук ). Ах, maman! как Алексей Николаич на деревья лазит! Он меня хочет выучить, и плавать тоже он меня выучит. Он меня всему, всему выучит! (Прыгает. )

Наталья Петровна (Беляеву ). Я вам очень благодарна за ваше внимание к Коле…

Коля (с жаром ее перебивая ). Я его очень люблю, maman, очень!

Наталья Петровна (гладя Колю по голове ). Он у меня немножко изнежен… Сделайте мне из него ловкого и проворного мальчика. (Беляев кланяется. )

Коля . Алексей Николаич, пойдемте в конюшню, отнесем Фавориту хлеба.

Беляев . Пойдемте.

Анна Семеновна (Коле ). Поди сюда, поцелуй меня сперва…

Коля (убегая ). После, бабушка, после! (Убегает в залу; Беляев уходит за ним. )

Анна Семеновна (глядя вслед Коле ). Что за милый ребенок! (К Шаафу и Лизавете Богдановне ) Не правда ли?

Лизавета Богдановна . Как же-с.

Шааф (помолчав немного ). Я пасс.

Наталья Петровна (с некоторой живостью Ракитину ). Ну, как он вам показался?

Ракитин . Кто?

Наталья Петровна (помолчав ). Этот… русский учитель.

Ракитин . Ах, извините – я и забыл… Я так был занят вопросом, который вы мне задали… (Наталья Петровна глядит на него с едва заметной усмешкой. ) Впрочем, его лицо… действительно… Да; у него хорошее лицо. Он мне нравится. Только, кажется, он очень застенчив.

Наталья Петровна . Да.

Ракитин (глядя на нее ). Но всё-таки я не могу себе дать отчета…

Наталья Петровна . Что бы нам с вами позаняться им, Ракитин? Хотите? Окончимте его воспитание. Вот превосходный случай для степенных, рассудительных людей, каковы мы с вами! Ведь мы очень рассудительны, не правда ли?

Ракитин . Этот молодой человек вас занимает. Если б он это знал… его бы это польстило.

Наталья Петровна . О, поверьте, нисколько! О нем нельзя судить по тому, что… наш брат сделал бы на его месте. Ведь он нисколько на нас не похож, Ракитин. В том-то и беда, друг мой: мы самих себя изучаем с большим прилежанием и воображаем потом, что знаем людей.

Ракитин . Чужая душа – темный лес. Но к чему эти намеки… За что вы меня то и дело колете?

Наталья Петровна . Кого же колоть, коли не друзей… А вы мой друг… Вы это знаете. (Жмет ему руку. Ракитин улыбается и светлеет. ) Вы мой старый друг.

Ракитин . Боюсь я только… как бы этот старый друг вам не приелся…

Наталья Петровна (смеясь ). Одни хорошие вещи приедаются.

Ракитин . Может быть… Только от этого им не легче.

Наталья Петровна . Полноте… (Понизив голос ) Как будто вы не знаете… ce que vous êtes pour moi .

Ракитин . Наталья Петровна, вы играете со мной, как кошка с мышью… Но мышь не жалуется.

Наталья Петровна . О, бедный мышонок!

Анна Семеновна . Двадцать с вас, Адам Иваныч… Ага!

Шааф . Я фперет Лисафет Богдановне не приклашаю.

Матвей (входит из залы и докладывает ).Игнатий Ильич приехали-с.

Шпигельский (входя по его следам ). Об докторах не докладывают. (Матвей уходит. ) Нижайшее мое почтенье всему семейству. (Подходит к Анне Семеновне к ручке. ) Здравствуйте, барыня. Чай, в выигрыше?

Анна Семеновна . Какое в выигрыше! Насилу отыгралась… И то слава богу! Всё вот этот злодей. (Указывая на Шаафа. )

Шпигельский (Шаафу ). Адам Иваныч, с дамами-то! это нехорошо… Я вас не узнаю.

Шааф (ворча сквозь зубы ). 3-дамами, з-дамами…

Шпигельский (подходит к круглому столу налево ). Здравствуйте, Наталья Петровна! Здравствуйте, Михайло Александрыч!

Наталья Петровна . Здравствуйте, доктор. Как вы поживаете?

Шпигельский . Мне этот вопрос очень нравится… Значит, вы здоровы. Что́ со мною делается? Порядочный доктор никогда болен не бывает; разве вдруг возьмет да умрет… Ха-ха.

Наталья Петровна . Сядьте. Я здорова, точно… но я не в духе… А ведь это тоже нездоровье.

Шпигельский (садясь подле Натальи Петровны ). А позвольте-ка ваш пульс… (Щупает у ней пульс. ) Ох, уж эти мне нервы, нервы… Вы мало гуляете, Наталья Петровна… мало смеетесь… вот что… Михайло Александрыч, что вы смотрите? А впрочем, можно белые капли прописать.

Наталья Петровна . Я не прочь смеяться… (С живостью. ) Да вот вы, доктор… у вас злой язык, я вас за это очень люблю и уважаю, право… расскажите мне что-нибудь смешное. Михайло Александрыч сегодня всё философствует.

Шпигельский (украдкою поглядывая на Ракитина ). А, видно, не одни нервы страдают, и желчь тоже немножко расходилась…

Наталья Петровна . Ну, и вы туда же! Наблюдайте сколько хотите, доктор, да только не вслух. Мы все знаем, что вы ужасно проницательны… Вы оба очень проницательны.

Шпигельский . Слушаю-с.

Наталья Петровна . Расскажите нам что-нибудь смешное.

Шпигельский . Слушаю-с. Вот не думал, не гадал – цап-царап, рассказывай… Позвольте табачку понюхать. (Нюхает. )

Наталья Петровна . Какие приготовленья!

Шпигельский . Да ведь, матушка моя, Наталья Петровна, вы извольте сообразить: смешное смешному розь. Что́ для кого. Соседу вашему, например, господину Хлопушкину, сто́ит только эдак палец показать, уж он и залился, и хрипит, и плачет… а ведь вы… Ну, однако, позвольте. Знаете ли вы Вереницына, Платона Васильевича?

Наталья Петровна . Кажется, знаю, или слыхала.

Шпигельский . У него еще сестра сумасшедшая. По-моему, они либо оба сумасшедшие, либо оба в здравом смысле; потому что между братом и сестрой решительно нет никакой разницы, но дело не в том. Судьба-с, везде судьба-с, и во всем судьба-с. У Вереницына дочь, зелененькая, знаете, такая, глазки бледненькие, носик красненький, зубки желтенькие, ну, словом, очень любезная девица; на фортепьянах играет и сюсюкает тоже, стало быть, всё в порядке. За ней двести душ да теткиных полтораста. Тетка-то еще жива и долго проживет, сумасшедшие все долго живут, да ведь всякому горю пособить можно. Подписала же она духовную в пользу племянницы, а накануне я ей собственноручно на голову холодную воду лил – и совершенно, впрочем, напрасно лил, потому что вылечить ее нет никакой возможности. Ну, стало быть, у Вереницына дочь, невеста не из последних. Начал он ее вывозить, стали женихи появляться, между прочими некто Перекузов, худосочный молодой человек, робкий, но с отличными правилами. Вот-с, понравился наш Перекузов отцу; понравился и дочери… Кажись, за чем бы дело стало? с богом, под венец! И действительно, всё шло прекрасно: господин Вереницын, Платон Васильич, уже начинал господина Перекузова по желудку эдак, знаете, хлопать и по плечу трепать, как вдруг откуда ни возьмись заезжий офицер, Ардалион Протобекасов! На бале у предводителя увидал Вереницынову дочь, протанцевал с ней три польки, сказал ей, должно быть, эдак закативши глаза: «О, как я несчастлив!» – барышня моя так разом и свихнулась. Слезы пошли, вздохи, охи… На Перекузова не глядят, с Перекузовым не говорят, от одного слова «свадьба» корчи делаются… Фу ты, господи боже мой, что за притча! Ну, думает Вереницын, коли Протобекасова, так Протобекасова. Благо же он человек тоже с состояньем. Приглашают Протобекасова, дескать, сделайте честь… Протобекасов делает честь; Протобекасов приезжает, волочится, влюбляется, наконец предлагает руку и сердце. Что ж вы думаете? Девица Вереницына тотчас с радостью соглашается? Как бы не так! Сохрани бог! Опять слезы, вздохи, припадки. Отец приходит в тупик. Что же, наконец? Чего надобно? А она что, вы думаете, ему отвечает? Я, дескать, батюшка, не знаю, кого люблю, того или этого. «Как?» – Ей-богу, не знаю, и уж лучше ни за кого не выйду, а люблю! С Вереницыным, разумеется, тотчас холера, женихи тоже не знают, что ж такое, наконец? а она всё на своем. Вот-с, извольте рассудить, какие чудеса у нас происходят!

Наталья Петровна . Я в этом ничего, удивительного не нахожу… Как будто нельзя двух людей разом любить?

Ракитин . А! вы думаете…

Наталья Петровна (медленно ). Я думаю… а впрочем, не знаю… может быть, это доказывает только то, что ни того, ни другого не любишь.

Шпигельский (нюхая табак и посматривая то на Наталью Петровну, то на Ракитина ). Вот как-с, вот как-с…

Наталья Петровна (с живостью Шпигелъскому ). Ваш рассказ очень хорош, но вы всё-таки меня не рассмешили.

Шпигельский . Да, барыня вы моя, кто вас рассмешит теперь, помилуйте? Вам теперь не того нужно.

Наталья Петровна . Чего же мне нужно?

Шпигельский (с притворно-смиренным видом ). А господь ведает!

Наталья Петровна . Ах, какой вы скучный, не лучше Ракитина.

Шпигельский . Много чести, помилуйте…


(Наталья Петровна делает нетерпеливое движение. )


Анна Семеновна , (поднимаясь с места. ) Ну, наконец… (Вздыхает. )Ноги себе отсидела совсем. (Лизавета Богдановна и Шааф тоже встают. ) О-ох.

Наталья Петровна (встает и идет к ним ). Охота же вам так долго сидеть… (Шпигельский и Ракитин встают. )

Анна Семеновна (Шаафу ). За тобою семь гривен, батюшка. (Шааф сухо кланяется. ) Не всё тебе нас наказывать. (Наталье Петровне. ) Ты сегодня как будто бледна, Наташа. Здорова ты?.. Шпигельский, здорова она?

Шпигельский (который о чем-то перешёптывался с Ракитиным ). О, совершенно!

Анна Семеновна . То-то же… А я пойду немножко отдохнуть перед обедом… Устала смерть. Лиза, пойдем… ох, ноги, ноги… (Идет с Лизаветой Богдановной в залу. Наталья Петровна провожает ее до дверей. Шпигельский, Ракитин и Шааф остаются на авансцене. )

Шпигельский (Шаафу, подавая ему табакерку ). Ну, Адам Иваныч, ви бефинден зи зих?

Шааф (нюхая с важностью ). Карашо. А фи как?

Шпигельский . Покорно благодарю, помаленьку. (Ракитину вполголоса. ) Так вы точно не знаете, что с Натальей Петровной сегодня?

Ракитин . Право, не знаю.

Шпигельский . Ну, коли вы не знаете… (Оборачивается и идет навстречу Наталье Петровне, которая возвращается от двери. ) А у меня есть до вас дельце, Наталья Петровна.

Наталья Петровна (идя к окну ). Неужели? какое?

Шпигельский . Мне нужно с вами поговорить наедине…

Наталья Петровна . Вот как… вы меня пугаете.


(Ракитин между тем взял Шаафа под руку, ходит с ним взад и вперед и шепчет ему что-то по-немецки. Шааф смеется и говорит вполголоса: «Ja, ja, ja, jawohl, jawohl, sehr gut» .)


Наталья Петровна (глядя в сад ). Что вы хотите сказать?

Шпигельский . Вот в чем дело-с. Один хороший знакомый меня просил узнать… то есть… ваши намерения насчет вашей воспитанницы… Веры Александровны.

Наталья Петровна . Мои намерения?

Шпигельский . То есть… говоря без обиняков, мой знакомый…

Наталья Петровна . Уж не сватается ли за нее?

Шпигельский . Точно так-с.

Наталья Петровна . Вы шутите?

Шпигельский . Никак нет-с.

Наталья Петровна (смеясь ). Да помилуйте, она еще ребенок; какое странное поручение!

Шпигельский . Чем же странное, Наталья Петровна? мой знакомый…

Наталья Петровна . Вы большой делец, Шпигельский… А кто такой ваш знакомый?

Шпигельский (улыбаясь ). Позвольте, позвольте. Вы мне еще ничего не сказали положительного насчет…

Наталья Петровна . Полноте, доктор. Вера еще дитя. Вы сами это знаете, господин дипломат. (Оборачиваясь. ) Да вот, кстати, и она. (Из залы вбегают Вера и Коля. )

Коля (бежит к Ракитину ).Ракитин, вели нам клею дать, клею…

Наталья Петровна (к Вере ). Откуда вы? (Гладит ее по щеке. ) Как ты раскраснелась…

Вера . Из саду… (Шпигельский ей кланяется. ) Здравствуйте, Игнатий Ильич.

Ракитин (Коле ). На что тебе клею?

Коля . Нужно, нужно… Алексей Николаич нам змея делает… Прикажи…

Ракитин (хочет позвонить ). Постой, сейчас…

Шааф . Erlauben Sie… Каспадин Колия сифодне сфой лекцион не брочидал… (Берет Колю за руку. ) Kommen Sie .

Коля (печально ). Morgen, Herr Schaaf, morgen…

Шааф (резко ). Morgen, morgen, nur nicht heute, sagen alle faulen Leute… {2} Kommen Sie… (Коля упирается. )

Наталья Петровна (Вере ). С кем это ты так долго гуляла? Я тебя не видала с утра.

Вера . С Алексеем Николаичем… с Колей…

Наталья Петровна . А! (Оборачиваясь. ) Коля, что это значит?

Ракитин (Наталье Петровне ). Они там змея делают, а здесь вот ему урок хотят задать.

Шааф (с чувством достоинства ). Gnädige Frau…

Наталья Петровна (строго Коле ). Извольте слушаться, довольно вы сегодня бегали… Ступайте с господином Шааф.

Шааф (уводя Колю в залу ). Es ist unerhört!

Коля (уходя, шёпотом Ракитину ). А ты всё-таки клей прикажи… (Ракитин кивает. )

Шааф (дергая Колю ). Kommen Sie, mein Herr… (Уходит с ним в залу. Ракитин уходит вслед за ними. )

Наталья Петровна (Вере ). Сядь… ты, должно быть, устала… (Садится сама. )

Вера (садясь ). Никак нет-с.

Наталья Петровна (с улыбкой Шпигельскому ). Шпигельский, посмотрите на нее, ведь она устала?

Шпигельский . Да ведь это Вере Александровне здорово.

Наталья Петровна . Я не говорю… (Вере. ) Ну, что вы в саду делали?

Вера . Играли-с; бегали-с. Сперва мы смотрели, как плотину копают, а потом Алексей Николаич за белкой на дерево полез, высоко-высоко, и начал верхушку качать… Нам всем даже страшно стало… Белка, наконец, упала, и Трезор чуть-чуть ее не поймал… Однако она ушла.

Наталья Петровна (с улыбкой взглянув на Шпигелъского ). А потом?

Вера . А потом Алексей Николаич Коле лук сделал… да так скоро… а потом он к нашей корове на лугу подкрался и вдруг ей на спину вскочил… корова испугалась и побежала, забрыкала… а он смеется (смеется сама ), а потом Алексей Николаич хотел нам змея сделать, вот мы и пришли сюда.

Наталья Петровна (треплет ее по щеке ). Дитя, дитя, совершенное ты дитя… а? как вы думаете, Шпигельский?

Шпигельский (медленно и глядя на Наталью Петровну ). Я с вами согласен.

Наталья Петровна . То-то же.

Шпигельский . Да ведь это ничему не мешает… Напротив…

Наталья Петровна . Вы думаете? (Вере. ) Ну, и очень вы веселились?

Вера . Да-с… Алексей Николаич такой забавный.

Наталья Петровна . Вот как. (Помолчав немного. ) Верочка, а сколько тебе лет? (Вера с некоторым изумлением глядит на нее. ) Дитя… дитя… (Ракитин входит из залы. )

Шпигельский (хлопотливо ). Ах, я и забыл… у вас кучер болен… а я его еще не видал…

Наталья Петровна . Что у него?

Шпигельский . Горячка; впрочем, опасности нет никакой.

Наталья Петровна (ему вслед ). Вы у нас обедаете, доктор?

Шпигельский . Если позволите. (Уходит в залу. )

Наталья Петровна . Mon enfant, vous feriez bien de mettre une autre robe pour le diner… (Вера встает. ) Подойди ко мне… (Целует ее в лоб. ) Дитя, дитя. (Вера целует у ней руку и идет в кабинет. )

Ракитин (тихонько Вере, мигая глазом ). А я Алексею Николаичу послал всё, что нужно.

Ракитин (подходит к Наталье Петровне. Она ему протягивает руку. Он тотчас ее пожимает ). Наконец мы одни… Наталья Петровна, скажите мне, что с вами?

Наталья Петровна . Ничего, Michel, ничего. И если что было, теперь все прошло. Сядьте. (Ракитин садится подле нее. ) С кем этого не случается? Ходят же по небу тучки. Что вы на меня так глядите?

Ракитин . Я гляжу на вас… Я счастлив.

Наталья Петровна (улыбается ему в ответ ). Откройте окно, Michel. Как хорошо в саду! (Ракитин встает и открывает окно. ) Здравствуй, ветер. (Смеется. ) Он словно ждал случая ворваться… (Оглядываясь. ) Как он завладел всей комнатой… Теперь его не выгонишь…

Ракитин . Вы сами теперь мягки и тихи, как вечер после грозы.

Наталья Петровна (задумчиво повторяя последние слова ). После грозы… Да разве была гроза?

Ракитин (качая головой ). Собиралась.

Наталья Петровна . В самом деле? (Глядя на него, после небольшого молчания. )А знаете ли что, Мишель, я не могу вообразить себе человека добрее вас. Право. (Ракитин хочет ее остановить. ) Нет, не мешайте мне высказаться. Вы снисходительны, ласковы, постоянны. Вы не изменяетесь. Я вам многим обязана.

Ракитин . Наталья Петровна, зачем вы мне это говорите именно теперь?

Наталья Петровна . Не знаю; мне весело, я отдыхаю; не запрещайте мне болтать…

Ракитин (жмет ей руку ). Вы добры, как ангел.

Наталья Петровна (смеясь ). Сегодня поутру вы бы этого не сказали… Но послушайте, Michel, вы меня знаете, вы должны меня извинить. Наши отношения так чисты, так искренни… и всё-таки не совсем естественны. – Мы с вами имеем право не только Аркадию, но всем прямо в глаза глядеть… Да; но… (Задумывается. ) Вот оттого-то мне иногда и тяжело бывает, и неловко, я злюсь, я готова, как дитя, выместить свою досаду на другом, особенно на вас… Вас это предпочтение не сердит?

Ракитин (с живостью ). Напротив…

Наталья Петровна . Да, иногда весело помучить, кого любишь… кого любишь… Ведь я, как Татьяна, тоже могу сказать: «К чему лукавить?» {3}

Ракитин . Наталья Петровна, вы…

Наталья Петровна (перебивая его ). Да… я вас люблю; но знаете ли что, Ракитин? Знаете ли, что мне иногда странным кажется: я вас люблю… и это чувство так ясно, так мирно… Оно меня не волнует… я им согрета, но… (С живостью. ) Вы никогда не заставили меня плакать… а я бы, кажется, должна была… (Перерываясь. ) Что это значит?

Ракитин (несколько печально ). Такой вопрос не требует ответа.

Наталья Петровна (задумчиво ). А ведь мы давно с вами знакомы.

Ракитин . Четыре года. Да, мы старые друзья.

Наталья Петровна . Друзья… Нет, вы мне более, чем друг…

Ракитин . Наталья Петровна, не касайтесь до этого вопроса… Я боюсь за мое счастье, как бы оно не исчезло у вас под руками.

Наталья Петровна . Нет… нет… нет. Всё дело в том, что вы слишком добры… Вы мне слишком потакаете… Вы меня избаловали… Вы слишком добры, слышите?

Ракитин (с улыбкою ). Слушаю-с.

Наталья Петровна (глядя на него ). Я не знаю, как вы… Я не желаю другого счастья… Многие могут мне позавидовать. (Протягивает ему обе руки. )Не правда ли?

Ракитин . Я в вашей власти… делайте из меня, что хотите… (В зале раздается голос Ислаева: «Так вы послали за ним?» ).

Наталья Петровна (быстро приподнимаясь ). Он! Я не могу теперь его видеть… Прощайте! (Уходит в кабинет. )

Ракитин (глядя ей вслед ). Что это такое? Начало конца или просто конец? (Помолчав немного. ) Или начало? (Входит Ислаев с озабоченным видом и снимает шляпу. )

Ислаев . Здравствуй, Michel.

Ракитин . Мы уже виделись сегодня.

Ислаев . А! Извини… Я совершенно захлопотался. (Ходит по комнате. ) – Странное дело! Русский мужик очень смышлен, очень понятлив, я уважаю русского мужика… а между тем иногда говоришь ему, говоришь, толкуешь, толкуешь… Ясно, кажется, а пользы никакой. У русского мужика нет этого… этого…

Ракитин . Да ты всё еще над плотиной хлопочешь?

Ислаев Этого… так сказать… этой любви к работе нету… именно любви нет. Он тебе мненья твоего хорошо высказать не даст, – «Слушаю, батюшка…» А какое: слушаю – просто ничего не понял. Посмотри-ка на немца – то ли дело! Терпенья у русского нет. – Со всем тем, я его уважаю… А где Наташа? Не знаешь?

Ракитин . Она сейчас здесь была.

Ислаев . Да который час? Пора бы обедать. С утра на ногах – дела пропасть… А еще сегодня на постройке не был. Время так вот и уходит. Беда! – просто никуда не поспеваешь! (Ракитин улыбается. ) Ты, я вижу, смеешься надо мной… Да что ж, брат, делать? Кому что. Я человек положительный, рожден быть хозяином – и больше ничем. Было время – я о другом мечтал; да осекся, брат! Пальцы себе обжег – во-как! – Что это Беляев не идет?

Ракитин . Кто такое Беляев?

Ислаев . А новый наш учитель, русский. Дичок еще порядочный; ну, да привыкнет. Малый неглупый. Я его попросил сегодня посмотреть, что постройка… (Входит Беляев. ) А, да вот и он! Ну, что? Как там? Ничего не делают небось? А?

Беляев . Нет-с; работают.

Ислаев . Второй сруб кончили?

Беляев . Начали третий.

Ислаев . А насчет венцов – вы сказали?

Беляев . Сказал.

Ислаев . Ну – а они что?

Беляев . Они говорят, что иначе они и не делали никогда.

Ислаев . Гм. Ермил плотник там?

Беляев . Там.

Ислаев . А!.. Ну, благодарствуйте! (Входит Наталья. ) А! Наташа! здравствуй!

Ракитин . Что ты это сегодня со всеми двадцать раз здороваешься?

Ислаев . Говорят тебе, захлопотался. Ах, кстати! Я тебе не показывал новую мою веялку? Пойдем, пожалуйста; это любопытно. Вообрази – ураган из нее, просто ураган. До обеда еще успеем… Хочешь?

Ракитин . Изволь.

Ислаев . А ты, Наташа, не идешь с нами?

Наталья Петровна . Будто я понимаю что в ваших веялках! – Ступайте вы одни – да смотрите, не замешкайтесь.

Ислаев (уходя с Ракитиным ). Мы сейчас… (Беляев собирается за ними идти. )

Наталья Петровна (Беляеву ). Куда же вы, Алексей Николаич?

Беляев . Я-с… я…

Наталья Петровна . Впрочем, если вы хотите гулять…

Беляев . Нет-с, я целое утро был на воздухе!

Наталья Петровна . А! ну в таком случае сядьте… Сядьте здесь. (Указывая на стул. ) Мы с вами еще не поговорили как следует, Алексей Николаич. Мы еще не познакомились. (Беляев кланяется и садится. ) А я желаю с вами познакомиться.

Беляев . Я-с… мне очень лестно.

Наталья Петровна (с улыбкой ). Вы меня теперь боитесь, я это вижу… но погодите, вы меня узнаете, вы перестанете меня бояться. Скажите… Скажите, сколько вам лет?

Беляев . Двадцать один год-с.

Наталья Петровна . Ваши родители живы?

Беляев . Мать моя умерла. Отец жив.

Наталья Петровна . И давно ваша матушка скончалась?

Беляев . Давно-с.

Наталья Петровна . Но вы ее помните?

Беляев . Как же… помню-с.

Наталья Петровна . А батюшка ваш в Москве живет?

Беляев . Никак нет-с, в деревне.

Наталья Петровна . А! что, у вас есть братья… сестры?

Беляев . Одна сестра.

Наталья Петровна . Вы ее очень любите?

Беляев . Люблю-с. Она гораздо моложе меня.

Наталья Петровна . А как ее зовут?

Беляев . Натальей.

Наталья Петровна (с живостью ). Натальей? Это странно. И меня также Натальей зовут… (Останавливается. ) И вы очень ее любите?

Беляев . Да-с.

Наталья Петровна . Скажите, как вы находите моего Колю?

Беляев . Он очень милый мальчик.

Наталья Петровна . Не правда ли? И такой любящий! Он уже успел привязаться к вам.

Беляев . Я готов стараться… Я рад…

Наталья Петровна . Вот, видите ли, Алексей Николаич, конечно, я бы желала сделать из него дельного человека. Я не знаю, удастся ли это мне, но во всяком случае я хочу, чтобы он всегда с удовольствием вспоминал о времени своего детства. Пусть он растет себе на воле – это главное. Я сама была иначе воспитана, Алексей Николаич; мой отец был человек не злой, но раздражительный и строгий… все в доме, начиная с маменьки, его боялись. Мы с братом, бывало, всякий раз украдкой крестились, когда нас звали к нему. Иногда мой отец принимался меня ласкать, но даже в его объятиях я, помнится, вся замирала. Брат мой вырос, и вы, может быть, слыхали об его разрыве с отцом… Я никогда не забуду этого страшного дня… Я до самой кончины батюшки осталась покорною дочерью… он называл меня своим утешеньем, своей Антигоной… {4} (он ослеп в последние годы своей жизни ); но самые его нежные ласки не могли изгладить во мне первые впечатления моей молодости… Я боялась его, слепого старика, и никогда в его присутствии не чувствовала себя свободной… Следы этой робости, этого долгого принужденья, может быть, до сих пор не исчезли совершенно… я знаю, я с первого взгляда кажусь… как это сказать?.. холодной, что ли… Но я замечаю, что я рассказываю вам о самой себе, вместо того чтобы говорить вам о Коле. Я только хотела сказать, что я по собственному опыту знаю, как хорошо ребенку расти на воле… Вот вас, я думаю, в детстве не стесняли, не правда ли?

Беляев . Как вам сказать-с… Меня, конечно, никто не стеснял… мной никто не занимался.

Наталья Петровна (робко ). А ваш батюшка разве…

Беляев . Ему было не до того-с. Он всё больше по соседям ездил… по делам-с… Или хотя и не по делам, а… Он через них, можно сказать, хлеб свой добывал. Через свои услуги.

Наталья Петровна . А! И так-таки никто не занимался вашим воспитанием?

Беляев . По правде сказать, никто. Впрочем, оно, должно быть, заметно. Я слишком хорошо чувствую свои недостатки.

Наталья Петровна . Может быть… но зато… (Останавливается и продолжает с некоторым смущением. ) Ах, кстати, Алексей Николаич, это вы вчера в саду пели?

Когда в деревне появляется новое лицо - это считается событием. Однажды летом в богатое имение Ислаевых приехал новый домашний учитель.
С самого первого дня Алексея Николаевича полюбил его ученик Коля Ислаев, которому было десять лет. Учитель сделал лук ему, соорудил воздушного змея, а также он пообещал ему научить его плавать.


С новым учителем, также весело и легко семнадцатилетней Вере, которая является воспитанницей Ислаевых. Они смотреть плотину ходили, пытались белку поймать, очень долго гуляли. Служанка Катя тоже приметила молодого человека и даже переменила свое отношение к Матвею, который за ней ухаживал.
Что-то переменилось и в душе Натальи Петровны Ислаевой. Её Аркадий Сергеевич всегда занят, так как все время что-то строит, в порядок приводит. Наталье Петровне чужды хозяйственные заботы мужа. Также ей наскучили разговоры Ракитина, который является другом дома. У нее с ним отношения.


Ракитин беспокоится за Наталью Петровну, она всегда не в духе. Он подозревает, что у нее к нему изменилось отношение, а когда приходит Алексей Николаевич она оживляется. Это заметно даже Шпигельскому, который является уездным доктором, который приехал помочь Большинцову,чтобы Веру сосватать. Жениху сорок восемь лет, он далеко не умен, неуклюж, необразован. Наталья Петровна была очень удивлена такому предложению, так как Вера ещё достаточно молода. Но когда она увидела, что Вера шепчется с Беляевым, она вернулась к разговору о сватовстве.
Ракитин беспокоится о том, что не надоел ли он Наталье Петровне. Она поговорив с Беляевым, оживилась и на ее лице появилась веселость и живость. Она говорит о Беляеве то, что он на нее произвёл достаточно сильное впечатление.


Вера не желает выходить замуж за Большинцова. Вера признается в том, что ей нравится Беляев. В Наталье Петровне вспыхивает ревность. И она хочет Веру выдать за старика.
Ракитин считает, что нужно посоветовать учителю уехать. Приходит Ислаев. Он видит как жена оперлась на плечо Ракитина, и платок к глазам прижимает. Михаил Александрович говорит,что все объяснит позднее.
Наталья Петровна хочет сказать Беляеву о том, чтобы он уехал, а также разузнать еще и о том, что на самом дели нравится ли ему Вера. Поговорив с учителем она понимает, что он не любит Веру.
Мать Исаева, Анна Семеновна, тоже стала свидетельницей сцены, которая пробудила в ее сыне ревность. Об этом Лизавета Богдановна говорит Шпигельскому, но успокаивает и говорит о том, что Ракитин всегда был болтуном.


Благодаря случаю Беляев объясняется с Верой. Вере становится ясно, то, что он ее не любит. Вера понимает, что сама Наталья Петровна в учителя влюблена, вот именно поэтому она и хочет выдать Веру замуж за Большинцова. Беляев еще остаётся в доме. Вера понимает, что Алексей Николаевич, сам влюблен в Наталью Петровну. Об этом девушка рассказывает Наталье Петровне.
Ей становится стыдно. И она решает, что с Беляевым она встретится в последний раз. Она признается Беляеву в любви, а также говорит о том, что к Вере его ревновала.
Беляев не хочет уезжать, но Наталья Петровна настаивает на том, чтобы он уехал. Беляеву приходится уехать. Он уходит, но она неожиданно тихо говорит о том, чтобы он остался, и он обнимает ее, приходит Ракитин, чтобы узнать, о том, что Наталья Петровна насчёт Беляева решила. Она говорит, что пока ничего не решила. Ракитин увидел, как Беляев убежал.
Приходит Ислаев, и на его лице заметно удивление. Он хочет, чтобы Ракитин рассказал об их разговоре с Натальей Петровной. Исаев спрашивает Ракитина, о том, что любит ли он его жену. Ракитин хочет уехать. Приходит Беляев, и Михаил Александрович ракитин говорит ему, о своем решении.


В это время Наталья Петровна просит Веру ее простить и встает перед ней на колени. Девушке тяжело оставаться в этом доме. Девушка спрашивает у Шпигельского о том, что действительно ли Большинцов хороший человек. Доктор говорит, что хороший. Вера говорит о том, что выйдет за него замуж.
Беляев уходит и Вера видит сцену отчаяния Натальи Петровны о том, что он с ней даже не простился.
Вера старается успокоить Наталью Петровну.
Ислаев, застал жену в слезах. Он говорит Ракитину, что прежде чем сообщать ей о своем отъезде, нужно ее было подготовить. Наталья Петровна закрыв лицо руками выбегает. Ракитину нужно ехать, они прощаются с Исаевым, но вдруг узнают, что Алексей Николаевич куда-то пропал. Ракитин говорит отъезда Беляева.
Ислаев и Анна Семеновна ничего не понимают. Уехали и Ракитин и Беляев, и даже Шпигельский. Остаются только Шааф, учитель немецкого и Лизавета Богдановна, которая говорит о том, что ей тоже нужно уехать.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Месяц в деревне». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.