Очень многому надо научить маленького человечка в начальных классах. Ничего не хотелось бы упустить. В свою систему работы ввела недельные ритмы, т.е. 5-7минут на уроке отвожу отработке определенного навыка. Например, на уроках русского языка:
Понедельник: орфографическая работа, выполнение грамматических заданий.
Вторник: звуко-буквенный разбор слов (фонетический разбор).
Среда: работа со словами из словаря. Морфологический разбор (как часть речи).
Четверг: работа над предложением. Разбор предложения по членам и по частям речи.
Пятница: разбор слов по составу (морфемный анализ).
Каждую четвертую неделю месяца проводится проверочная работа.
Слова для фонетического разбора подбираю по принципу от простого к сложному.
1.Слова, состоящие из звуков в сильных позициях:
дом, лом, сам, сын, сом, сон, мак, кон, конь, день, шмель, пень, ель, кульки, тюльпан, труба, дуга, труба, горы, рыбы, раны, сани, санки, розы, козы, лось, книга, стол, зайку, майку, тень, стул, царь, соль, кубик, бусы, пить, рыть, фильм, Яшу, яму.
2. Слова, состоящие из звуков в сильных и слабых позициях, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем:
трава, суп, лук, ёрш, рельс, Яша, яма, мама, папа, радуга, диван, полка, козлик, птица, комната, строчка, почка, пальчик, мальчик, зайка, майка, кукушка, букварь, пилот, гусь, окунь, кошка, раки, ива, сумка, рыбак, юла, арбузы, грибок, лай, крылья, льдина, съёмка, краска, звон.
3. Слова, которые имеют в своем составе звуки в сильных позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций фонем:
ёж уголок люк радость изгиб мороз дети мел снег обложка леса жмурки подъезд бег протяжка стена морозный заявка гриб морской перепел школьники уехать глаз стекло вечер коньки подъем зуб щука нога весна ручьи ложка малина бегун весёлый здоровье столб ягодка пятно пирожок варенье морковь погрузка грохот мяч вьюга ножка дорожка ловить ходьба замазка собака цветок берёзка деревья улов пятёрка юг
Звуковой разбор идет в такой последовательности:
1.Скажите слово с нормами произношения и послушайте себя.
2. Найдите ударный слог и произнесите слово по слогам.
4. Запишите, выделите фонему (букву).
6. Проверьте, получилось ли слово.
Учащиеся имеют памятки:
№ 1. Фонетический разбор (рис. № 1).
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Гласные звуки [ а ], [ о ], [ у ], [ ы ], [ и ], [ э ] .
Гласные буквы я, е, ё, ю, когда стоят:
а) в начале слова (например: Яша, юла );
б) после гласной (например: маяк );
в) после разделительного мягкого знака (например: деревья, вьюга ) дают два звука.
Гласные буквы: а, о, у, э, ы - показывают, что согласный читается твердо.
Гласные буквы: я, е, ё, ю и - показывают, что согласный читается мягко.
Ь – показатель мягкости.
Звуки [ нн ’, рр’ , лл’ , мм ’, й ] – звонкие непарные или сонорные.
[ й ] или [ j ] – согл., зв. неп., мяг. неп.
Звуки [ бб’, вв’, зз ’ , ж, гг ’ , дд ’ ] – звонкие парные.
Звуки [ пп ’ , фф ’ , сс ’ , ш, кк ’ , тт ’ ] – глухие парные.
Звуки [ хх ’ , щ, ч, ц ] – глухие непарные.
Звуки [ ж, ш, ц ] – твердые непарные.
Звуки [ щ, ч, j ] – мягкие непарные.
Ъ, Ь знаки – звука не обозначают
’ - мягкость.
№ 2. Алгоритм разбора (рис. № 2).
№ 3. Лента букв (рис. № 3).
Ежедневно на уроках чтения, письма учу характеристике звука в соответствии с изучением новой буквы и звуков. Слова для анализа беру из “Азбуки” или “прописи”. Перед глазами всегда лента букв.
Слова для фонетического анализа в 1-м классе (Русская Азбука. В.Г.Горецкий. Москва. “Просвещение”. 2000.).
астра стул гвозди пастух лес арбуз руль два пастухи лось окуни забор яблоки юла мак овощи дверь яблоня кузнец маки иголка вратарь грибы эхо три шары лови круги лещ пять утка ели мяч шарфик дом барабан пила ручка шарф семь конь плотник гуси листья звонок змей зебра гусь голуби шкаф карандаш жмурки ёжик трамвай
Еженедельно работа с лентой букв, а затем следующие виды работ:
Шумят листвой деревья: ш-ш-ш-ш…
Поют птицы: …? Лает собака: …? Капает дождь: …? Гремит гром: …? Скрипит под ногами снег: …? Слышен шорох шагов: …?
б). Книга 1.
Как свистит чайник? Как шипит раскаленная сковородка? Как звенит будильник? Как скрипит старая дверь? Как капает вода из крана?
б). Речь 1.
Как мальчик играет на барабане? Как папа работает с дрелью? Как гудит стиральная машина? Как звучит работающий мотор? Как тикают часы? Как стучит мамина швейная машинка? И т.д.
б). Вдруг 1.
Назовите гласные, которые обозначают твердость согласного звука.
Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного звука.
Назовите звонкие непарные согласные, глухие непарные согласные, парные звонкие и глухие согласные.
Почему их так называют?
Согласные всегда мягкие.
Согласные всегда твердые.
Что вы знаете о Ъ и Ь знаках?
б). Гриб 1 – контрольный анализ.
Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово.
Вот так: горсть – гость.
Полк, всласть, краска, склон, экран, беда, тепло.
б). Лыжи 1.
Добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово.
Вот так: шар – шарф.
Рубка, дар, стол, клад, лапа, усы, укус.
б).Чай 1.
В предложенных словах замените одну согласную фонему другой, чтобы получилось новое слово.
Вот так: корж – морж .
Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка.
б). Ручка 1.
Ветер – 2 зв., 3 зв., 5 зв.
б). Цирк 1 – контрольный анализ.
В начало слова или в конце его добавьте букву , чтобы получилось новое слово.
Какие звуки обозначаются этими буквами?
роза г
вол к
осы к
корь я
пар к
утка ш
б). Яша 1.
уха м
кран э
стол б
сто г
очки т
враг о
б). Точка 1.
Вы знаете, какую важную роль играют фонемы. Стоит только в слове изменить одну фонему или убрать ее, возникает путаница, становится смешно.
Вот какая забавная история произошла в одной семье.
Девочка – первоклассница говорит своему дедушке:
Дедушка, посмотри, что я нарисовала!
А кто это?
Ты, дедушка, и портфель с учебниками. А почему ты смеешься?
Уж очень смешные твои подписи, Машенька. Ты, наверное, поторопилась и что-то напутала.
(По А. Шиваеву).Подпись под 1-м рисунком: портфель с учениками.
Подпись под 2-м рисунком: девушка.
б). Ель 1.
12. а). Работа с лентой букв.
Что обозначает Ь знак в конце и в середине слова?
Чем интересны буквы Я, Е, Ё, Ю ?
Когда они имеют два звука?
Назовите слова, в которых есть звук [ Й ] .
И вскользь мне бросила змея:
“У каждого своя судьба!”
Но я – то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя.
б). Письмо 1.
13. а). Нелепости.
Послушайте стихотворение Новеллы Матвеевой, это разговор двух друзей. Почему им трудно понять друг друга? Найдите и исправьте в стихотворении нелепости. Какую роль сыграли в этом звуки (фонемы)?
Путаница.
В печке выпечен батон,
А в петлицу вдет бутон,
По траве ползет питон,
Молоко течет в бидон,
А на стройке есть бетон.Повтори и ты мне в тон:
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ну, а где – бетон.Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаю повторять:
В печке выпечен бутон,
А в петлицу вдет батон,
По траве ползет бидон,
Молоко течет в бетон,
А на стройке есть питон.Нет, не так!
Нет, не так!
- Ну тогда вот так:
В печке выпечен бидон,
А в петлицу вдет питон,
По траве ползет бетон,
Молоко течет в батон,
А на стройке есть бутон.Нет, не так!
Нет, не так!
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон, а где батон,
Где бидон, а где питон.
Ну, а где – бетон.
(Н. Матвеева)б). Контрольный анализ.
Почка1 – 1 в
Кочка1 – 2 в14. а). Чудеса.
Послушайте шутливое стихотворение. Ответьте, почему произошли такие чудеса? Будьте внимательны к словам в тексте – может быть, они подскажут вам ответ.
Дым
Пироги пекутся в речке.
На улице стоит,
Рыбаки сидят у печки.
Дом
Путник в город шел
Из труб его валит.
Мешком.
На чердак залезла ложка,
Вы слыхали о таком?
Со стола упала кошка.
Кто не верит чудесам,
В день весенний у ворот
Убедиться может сам.
Начал дружно таять
Мед.
(А. Санин)б). Лёд 1.
15. а). Превратим волка в козу.
Эту словесную игру придумал английский математик Льюис Кэролл, автор сказки “Алиса в стране чудес”. Смысл игры в том, что составляется ряд слов, каждое из которых отличается от предыдущего только одной буквой. При этом надо соблюдать следующие правила:
1) в слове можно менять только одну букву;
2) нельзя переставлять буквы, удлинять и укорачивать слово;
3) начальные и конечные цепочки должны иметь логическую связь.
б).“Волк – коза”.
Волк - полк, пола, пора, кора, коза.
б). Мосты 1.
16. а). Превратим “ночь” в “день”.
Ночь – ноль, соль, соло, село, сено, сеть, деть, день.
б). Семья 1.
17. а). Работа с лентой букв.
Какой звук вы слышите после согласного в слогах: ме – мя - мё - мю -
Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.
Какую букву пишем, а какой звук слышим?
Е - [Э] Ё – [О] Я – [А] Ю - [У]
б). Земля 1 – контрольный анализ.
18. а). Помоги звукам.
Помогите гласным и согласным быть вместе. Соедините их так, чтобы получились слова.
б). Класс 1.
19. а). Замени один звук другим.
Мне недолго измениться: с “с” - я рыба, с “ф” - я птица. (сазан – фазан)
б). Кросс 1.
20. а). Загадка – метаграмма.
Я с “у” - далекая планета,
А с “и” - я в Азии страна.
(Уран – Иран)
б). Баллон 1 – контрольный анализ.
21. а). Вспомните слова о зиме со звуком [а].
(зима, горка, сосулька, санки, варежки).
Дайте характеристику 2-му звуку в слове “горка”, 5-му звуку в слове “сосулька”, 5-му звуку в слове “варежки”.
б). Тряска 1.
22. а). Любопытный.
На любой вопрос учителя называйте только те слова, которые начинаются со звука [а].
Как тебя зовут? (Андрей).
А фамилия? (Азбукин).
Откуда ты приехал? (Из Анапы).
Что там растет? (Арбузы).
А еще что? (Абрикосы).
Какие птицы там водятся? (Аисты).
А на чем ты поедешь обратно? (На автобусе).
Какой подарок привезешь маме и папе? (Астры и альбом).
б). Ёж 1.
23. а). Говори, слушай, не повторяй.
Показываю букву, дети “по цепочке” называют слово на эту букву.
б). Якорь 1.
24. а). Как блеет баран? (бе-е-е…).
“Цепочка” слов со звуками [б, б, ].
Назовите, какой ваш звук в слове (согл., зв., глух., парн., тв., мягк., парн.).
б). Зоя 1 – 1 в
- контрольный анализ.
Яма 1 – 2 в
25. а). Занимательные модели.
- _ _ _ Ь (конь, лось).
- _ _ _ Ь _ _ (пальто, письмо, коньки).
Что вы знаете о букве Ь?
б). Конь 1.
26. а). Закончите слово (с Ь).
Бук …(-варь), тет … (-радь), сло …(-варь), мед …(-ведь), ян …(-варь), фев …(- раль).
Что обозначает Ь на конце слова; в середине между согласными; в середине после согласной перед гласными Я, Е, Ё, И?
б). День 1.
27. а). Как проверить безударную гласную? Почему она требует проверки?
Назовите одинаковый звук в словах: дом, ноты, зонт, пальто, осы, ноги.
Что это за звук? (гласный, ударный).
б). Окно 1.
28. а). Закончите предложения словами, начинающимися на букву О.
Было очень жарко, и мама открыла все …(окна). Бабушка варила варенье, и в открытое окно влетели злые…(осы). Я очень люблю кедровые …(орехи). Ничто не предвещало дождя, по небу плыло воздушное …(облачко).
б). - контрольный анализ.
Озеро 1 – 1 в
Гнездо 1 – 2 в
29. а). Кто главнее?
Как вы думаете, какие звуки важнее – гласные или согласные? Проведем фонетический эксперимент. Возьмем любые три слова. Уберем из них все согласные. Что у нас получится?
_ _ О _ _ _ И _ _ А _ А _ _ А _ _ О _ А _ У _ _ _ А.
Можно ли догадаться какие это слова? Конечно, нет. А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:
ШК _ ЛЬН _ К К _ Р _ НД _ Ш П _ Ж _ Л _ ЙСТ _
А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните почему вы так считаете?
б). Гриб 1.
30. а). Попробуйте расшифровать такие сокращения:
Мршк, Мрк Твн, Мхлкв, Чквскй, Шлхв, Блк, Лрмнтв, Нкрсв, Гйдр, Крлв.
б). Глаз 1.
Аналогично строится работа в 3-4-х классах. К концу четвертого класса все учащиеся имеют прекрасный результат по фонетическому (звуко-буквенному анализу).
Литература
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах - это не всегда одно и тоже.
Буквы - это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки - слоги - слова.
Список всех букв - это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Алфавит русского языка:
Всего в русском алфавите используется:
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» - буквы "Т" и "С" сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква "Ю" в данном случае произносится как [йу].
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
Данная схема практикуется в школьной программе.
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
я [й] - согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] - гласн., безударныйв [в] - согл., парный твердый, парный зв.л [л’] - согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] - гласн., ударныйн [н’] - согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] - гласн., безударный [й] - согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] - гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым - мягким, звонким - глухим, шипящим, сонорным.
Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Главная фонематическая особенность русской речи - четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: ку ку ру за, дощечку , у чу сь, у лов, - во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у ´сл’и], ключ [кл’у ´ч’] и тд.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´ т’ик], колокольчик [калако´ л’ч’ык], молоко [малако´ ], восемь [во´ с’им’], поисковая [паиско´ вайа], говор [го´ вар], осень [о´ с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака"о ], патио [па"тио ], радио [ра"дио ], боа [бо а"] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´ рн], костёр [кас’т’о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за"мок - замо"к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
Так, различается 1-ая степень редукции . Ей подвергаются:
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., - это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Фонетически буквы Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу], Я - [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
◊ Ё - [йо], Ю - [йу], Е - [йэ], Я - [йа] в случаях, когда находятся:
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа ´рмарка], но яйцо [йи йцо´].
Важно:
Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука - [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: - соловьи [салав’йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’йи’ х" но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи ], нет семьи [с’им’йи´ ], судьи [су´д’йи ], ничьи [н’ич’йи´ ], ручьи [руч’йи´ ], лисьи [ли´с’йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтальо н, шампиньо н, шиньо н, компаньо н, медальо н, батальо н, гильо тина, карманьо ла, миньо н и прочие.
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно - 36.
В нашем языке согласные бывают:
Согласный может быть звонким - глухим , а так же сонорным и шумным.
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) - щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук - звонкий согласный, если же слышится шум, - то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» - в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» - аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] - [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесш умный [б’иш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция - процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
Использованная литература:
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.
Серж Пьетро
Серж Пьетро
гуще и ярче
Краеведческая ненависть Новелист Песенник
Василий Иванович Агошков
Майское танго Алексей Кирсанов
Филигранных
Крылья Ангела Ольст Петерсен
Коран. Сура 87. 1-19 Лариса Баграмова
Нина Матвеева-Пучкова
Не стоят копейки медали? Игорь Степанов-Зорин 2
За селом цвели густые травы,
Игорь Чемоданов
За отца жестокою расправой
Угрожала Павлику родня.
Сура 9. Учитель Николай Чеботарёв
Журавль в небе Евгений Садков
Алая плоть Сис Адм
Анатолий Павлович Иванов
Подарок Поэта Анастасия Павленко
в пределы чуждого жнивья .
Любая нива -- но моя.
Встретились однажды в поле
Сказка для взрослых Петр Жук
Средь осеннего жнивья ,
Радуясь простору,воле,
Русских три богатыря.
Визит герцога в англию Петр Котельников
Анатолий Яни
Вы не лежали на соломе летом
Среди жнивья
Чучело Владимир Федорович Быков
Александр Раков
В поле еще свежо дуло, жнивья были дики и рыжи, а там, где пахали, -- уже пахали под овес, -- маслянисто, с первобытной мощью чернели взметы.
Великому Бунину. Март, апрель! Серж Пьетро
Стали распахивать, превращать в чёрный бархат жнивья , оставляя немного места траве --
Великому Бунину. Расцвет весны! Серж Пьетро
зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава на дворе,
гуще и ярче
Не понос (отбрасывая колосок со жнивья )-Так!
Краеведческая ненависть Новелист Песенник
Савина Гуторовской волости снимало 10 дес. пара и 10 дес. жнивья и за это обрабатывало 5 дес. ярового и 10 дес. озимого хлеба.
117. В. И. Агошков. Статистика Кром. у. на 1890г Василий Иванович Агошков
Жаркий день уже остыл, вечер наступает,
Майское танго Алексей Кирсанов
Спрятались букашки в тёплых домиках жнивья ,
На опушке сладкопевец лейтмотивом развивает
Филигранных
Ноги кровоточат от полыни и скошенного жнивья . О, задыхаюсь...! Тягуч воздух! Глоток, глоток бы Эфира...! Горек вкус миндаля и инжира.
Крылья Ангела Ольст Петерсен
Чтоб их потом во тьму жнивья повергнуть.
Коран. Сура 87. 1-19 Лариса Баграмова
6. Мы по частям дадим тебе узнать
То, что не сможешь ты потом отвергнуть,
7. Кроме того, что Он захочет Сам.
Холодным ветром тянет от жнивья .
Бруно Ясенский. Осеннее танго Нина Матвеева-Пучкова
Промозгла и печальна в Польше осень...
Танцует па-де--катр просёлками листва,
По лужам их предзимний ветер носит.
Деревня голодное место где нет ни работ ни жнивья .
Не стоят копейки медали? Игорь Степанов-Зорин 2
Ничья ты сегодня невеста убиты былые князья.
За селом цвели густые травы,
Из серии ненужных заблуждений. Сергей Михалков Игорь Чемоданов
Колосился хлеб в полях жнивья .
За отца жестокою расправой
Угрожала Павлику родня.
Есть книги, напоминающие свежевспаханную землю: у самой поверхности она кажется беспорядочным нагромождением комьев почвы, камней и остатков жнивья ; но
Сура 9. Учитель Николай Чеботарёв
Потом разбежался неуклюже, оттолкнулся от жнивья и устремился вслед за дельтапланом. Потом раздумал и повернул к Австралии.
Журавль в небе Евгений Садков
Осень, дождь увлажнил щетину жнивья и замер. Ноги осторожно наступают на примятую трактором солому. Она мягкая и податливая.
Алая плоть Сис Адм
ласкают глаз золотые шары циний, в лесу - первая желтая "проседь" в кронах берез и лип, и погожий сентябрьский день, когда лучи солнца искрятся на ежике жнивья
Глава 70. Краски бабьего лета Анатолий Павлович Иванов
Сегодня открылось самое начало сборника "Лист", глазами ловлю:
Подарок Поэта Анастасия Павленко
"Не вторгни жизнь мою бесстрастно
в пределы чуждого жнивья .
Любая нива -- но моя.
Встретились однажды в поле
Сказка для взрослых Петр Жук
Средь осеннего жнивья ,
Радуясь простору,воле,
Русских три богатыря.
Урожай с полей был уже снят, по черной земле желтели островки жнивья да кустики чертополоха.
Визит герцога в англию Петр Котельников
Жосан, в своём опусе "Солома" задаёт читателям риторический вопрос: "Кто и когда хотя бы раз в жизни воспевал солому"
Чем пахнет лермонтовский парус? Анатолий Яни
Вы не лежали на соломе летом
Среди жнивья
Никита целыми днями слонялся с ружьём по лесу и краю жнивья , выслеживая тетеревов и глухарей.
Чучело Владимир Федорович Быков
Сильнее бурь, сильнее всякой воли Любовь к твоим овинам у жнивья , Любовь к тебе, изба в лазурном поле..."
Высокое звание - русский мужик Александр Раков
ПОИСК В ОРФОЭПИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ
В слове жни́
вья
:
1. 2 слога (жни́
-вья);
2. ударение падает на 1-й слог: жни́
вья
1 ) Транскрипция слова «жни́ вья»: [жн❜и́ в❜ъ].
БУКВА/ [ЗВУК] | ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА | |||
---|---|---|---|---|
ж | - | [ж] | - | согл., тверд. (непарн.) , Ниже см. §§ 68, 106. |
н | - | [н❜] | - | согл., мягк. (парн.), Ниже см. § 66, абз. 2, 3. |
и | - | [и́ ] | - | гласн., ударный; ниже см. § 5. |
в | - | [в❜] | - | согл., мягк. (парн.), |
ь | - | [ ] | - | нет звука |
я | - | [ъ] | - | гласн., безударный; ниже см. § 53. |
6 букв, 5 звуков
Настройка
В слове жнивья́
:
1. 2 слога (жни-вья́
);
2. ударение падает на 2-й слог: жнивья́
1 ) Транскрипция слова «жнивья́ »: [жн❜ив❜j❜а́ ].
БУКВА/ [ЗВУК] | ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА | |||
---|---|---|---|---|
ж | - | [ж] | - | согл., тверд. (непарн.) , звон. (парн.). Перед сонорными глухие не озвончаются (см. Мусатов В.Н., стр. 73). Ниже см. §§ 68, 106. |
н | - | [н❜] | - | согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [н] - непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. § 66, абз. 2, 3. |
и | - | [и] | - | гласн., безударный; ниже см. § 5. |
в | - | [в❜] | - | согл., мягк. (парн.), звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. § 66, абз. 1, 3 (примеры). |
ь | - | [ ] | - | нет звука |
я | - | согл., звон. (непарн.), мягк. (непарн.) | ||
[а́ ] | гласн., ударный; ниже см. § 17. |
6 букв, 6 звуков
Настройка
§ 5
§ 5. Гласные [и], [ы] как под ударением, так и в безударных слогах произносятся в соответствии с написанием. Они обозначаются на письме буквами и и ы.
Буква и обозначает звук [и] в следующих положениях: а) в начале слова: и́ ва, и́ скра, изба́ , игра́ ть, издава́ ть; б) после гласных: крои́ ть, стои́ т, сто́ ит, поигра́ ть; в) после мягких согласных: си́ ла, ти́ на, вить, чи́ стый, щи, стира́ ть, пила́ , щипа́ ть, вы́ бить.
§ 17
§ 17. Кроме того, буква я в начале слова и после гласного обозначает сочетание [йа], т. е. ударяемый гласный [а] с предшествующим [й]: яд, струя́ , края́ (произносится [йат, струна́ , крайа́ ]). То же обозначает буква я после ь и ъ: пьян, дьяк, друзья́ , ка́ льян, мужья́ , чья, объя́ т (произносится [п❜ йан, д❜ йак, дру❜ йа́ , кал❜ йа́ н, мужйа́ , чйа, абйа́ т]).
§ 53
§ 53. На месте буквы я (и буквы а после [ч] и [щ]) в безударных окончаниях произносится гласный [ъ]: ср. ка́ пля, ды́ ня (произносится [ка́ пл❜ ъ], [бы́ н❜ ъ]); мо́ ря, поля́ , о́ куня, пла́ ча — род. п. ед. ч. (произносится [мо́ р❜ ъ], [по́ л❜ ъ], [о́ кун❜ ъ], [пла́ чъ]); пе́ рья, сту́ лья, су́ чья - им. п, мн. ч. (произносится [пе́ р❜ йъ], [сту́ л❜ йъ], [су́ чйъ]), ка́ плям, ка́ плями, ка́ плях (произносится [ка́ пл❜ ъм], [ка́ пл❜ ъми], [ка́ пл❜ ъх]); ро́ щам, ро́ щами, ро́ щах (произносится [ро́ щъм], [ро́ щъми], [ро́ щъх]); и́ мя, вре́ мя, пла́ мя, стре́ мя (произносится [и́ м❜ ъ], [вре́ м❜ ъ], [пла́ м❜ ъ], [стре́ м❜ ъ]); ви́ дя, зна́ я, пла́ ча (произносится [ви́ д❜ ъ], [зна́ йъ], [пла́ чъ]); зла́ я, друга́ я (произносится [зла́ йъ], [друга́ йъ]); ста́ рая, до́ брая (произносится [ста́ ръъйъ], [до́ бръйъ]); бара́ нья, пти́ чья, вра́ жья (произносится [ба́ ран❜ йъ], [пти́ чйъ], [вра́ жйъ]); сего́ дня (произносится [сиво́ д❜ н❜ ъ]).
§ 66
§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь . Ср. топ и топь (произносится [топ❜ ]), эконо́ м и эконо́ мь (произносится [экано́ м❜ ]), уда́ р и уда́ рь (произносится [уда́ р❜ ]), был и быль (произносится [был❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголка́ и уголька́ (произносится [угал❜ ка́ ]), ба́ нку и ба́ ньку (произносится [ба́ н❜ ку]), ре́ дко и ре́ дька (произносится [ре́ т❜ къ]).
Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а ) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м❜ ал]); буква ё (в отличие от о ) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м❜ ол]); буква ю (в отличие от у ) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы : буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игра́ , изба́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, носи́ и носы́ .
Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ❜ ]), бо́ дро и бёдра (произносится [б❜ о́ дръ]), графа́ и графя́ (произносится [граф❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот❜ ]), стыда́ и стыдя́ (произносится [стыд❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос❜ ]); гроза́ и грозя́ (произносится [граз❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал❜ ]), нос и нёс (произносится [н❜ ос]), лук и люк (произносится [л❜ ук]), го́ рка и гжник, сапо́ жник, пре́ жний, бли́ жний, ва́ жничать;
[жл❜ ]: ве́ жливый, бережли́ вый;
[шн❜ ]: ли́ шний, вне́ шний, зде́ шний;
[шл❜ ]: промы́ шленный, ка́ шлять, пришли́ .
1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1988. - 704 с..