Ссср после великой победы - апогей сталинизма, хрущевская оттепель, кризис советской систем. Апогей сталинизма в политической жизни страны Основные события таблица 1945 1953 апогей сталинизма

Сочинение

Великая Отечественная война победоносно завершилась. Победа создала в обществе особую духовную атмосферу - гордости, самоуважения, надежды. Крепла вера в то, что все худшее позади, что впереди новая жизнь, изобильная, справедливая, добрая, свободная от насилия, страха, диктата. Но власть выбрала иной курс, вернувшись на путь, которым она вела общество и страну в 30-е гг. Сложнейшие проблемы, вставшие перед СССР после войны, решались испытанными в довоенное десятилетие способами. В 1946-1953 гг. тоталитарная система достигла своего расцвета.

Нанесенный войной ущерб был громаден. Погибли около 27 млн человек, было уничтожено не менее одной трети национального богатства СССР (подробнее см. билет № 17). Восстановление разрушенной экономики, перевод ее с военных рельсов на мирные - таковы главные задачи, стоявшие перед страной. Первыми шагами стали проведение демобилизации армии, ее резкое сокращение (почти в 4 раза к 1948 г.); перераспределение расходов в пользу мирных отраслей промышленности и переориентация производства на мирные нужды; упразднение Государственного Комитета Обороны и передача его функций Совету народных комиссаров (с марта 1946 г. - Совет Министров); восстановление 8-часового рабочего дня, ежегодных отпусков, отмена обязательных сверхурочных работ. Четвертый пятилетний план (1946-1950) ставил задачу восстановить и превзойти довоенный уровень народного хозяйства. При этом первоочередная цель формулировалась однозначно - восстановление и развитие тяжелой промышленности. Восстановление сельского хозяйства, легкой промышленности, отмена карточной системы, возрождение разрушенных городов и сел рассматривались как важные, но подчиненные главной цели задачи. На практике это означало, что легкая промышленность по-прежнему финансировалась по «остаточному принципу», сельскому хозяйству вновь отводилась роль главного источника накоплений для восстановления индустриальной базы страны.

Тяжелая промышленность, согласно официальным показателям, достигла довоенного уровня в 1948 г.; в 1950 г. она превзошла его на 73%. Выросли объемы производства нефти, угля, металла, электроэнергии. Были построены новые промышленные предприятия. Это был несомненный успех, достигнутый за счет колоссального напряжения всех сил, трудового героизма народа (движение «скоростников», массовое перевыполнение норм и пр.). Определенное значение имели репарационные поставки промышленного оборудования из Германии. Как и в 30-е гг., широко использовался бесплатный труд узников ГУЛАГа (почти 9 млн заключенных и 2 млн немецких и японских военнопленных).

Сельское хозяйство достигло довоенных показателей к началу 50-х гг. Однако выйти на уровень, который обеспечивал бы бесперебойное снабжение страны продовольствием, оно не смогло. Засуха 1946 г. имела в этом смысле крайне тяжелые последствия, но главные причины фактической деградации колхозной деревни состояли не в ней. Перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность приняла поистине ужасающие масштабы (закупочные цены, в частности, компенсировали не более 5-10% затрат на производство зерна, мяса, технических культур). Обязательные госпоставки увеличивались, налоги росли, приусадебные участки сокращались.

В 1947 г. была отменена карточная система распределения и проведена денежная реформа.

Народное хозяйство удалось в целом восстановить к началу 50-х гг. Это было достижение огромной исторической важности, результат самоотверженности и трудового подвига народа. Но чрезвычайные трудности послевоенных лет преодолевались опробованными еще в 30-е гг. средствами: сверхцентрализацией экономики, жестким диктатом, перекачкой средств в пользу тяжелой промышленности, консервацией низкого уровня жизни населения. Восстановление народного хозяйства, таким образом, сопровождалось ужесточением командной экономики, основы тоталитарного общества.

В послевоенные годы власть сделала все возможное, чтобы не только сохранить, но и упрочить тоталитарную систему в стране. Проводя выборы в Верховный Совет СССР, съезды партии (XIX съезд состоялся в 1952 г., на нем ВКП(б) была переименована в КПСС), комсомола, профсоюзов, народных судей, преобразуя народные комиссариаты в министерства, руководство страны предпринимало последовательные усилия для того, чтобы свести на нет демократический импульс победы.

Вновь начались репрессии: сначала против советских военных, оказавшихся в немецком плену (из 5,5 млн человек почти 2 млн попали в места заключения), и жителей оккупированных областей. Затем последовали новые волны депортаций населения из Крыма, с Кавказа, из Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии. Население ГУЛАГа росло.

Следующие удары были нанесены по военным (арест маршала авиации А. А. Новикова, сподвижников маршала Г. К. Жукова и др.), партийной верхушке («ленинградское дело», расстрел Председателя Совета Министров СССР Н. А. Вознесенского, бывшего руководителя ленинградской парторганизации А. А. Кузнецова и др.), деятелям искусства (постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», публичное шельмование А. А. Ахматовой и М. М. Зэщенко, разносная критика музыки Д. Д. Шостаковича, В. И. Мурадели, С. С. Прокофьева, залрет второй серии фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный» и др.), ученым (осуждение генетики, кибернетики, дискуссии по проблемам языкознания, философии, политэкономии и др.), представителям еврейской интеллигенции (убийство С. Михоэлса, кампания против «безродных космополитов»). В 1952 г. возникло «дело врачей», обвиненных в намеренно неправильном лечении вождей партии и государства. Есть основания полагать, что И. В. Сталин готовил аресты в своем ближайшем окружении. Так ли это, точно не известно: 5 марта 1953 г. он умер от кровоизлияния в мозг.

Таким образом, все элементы тоталитарной системы - абсолютное господство единственной правящей партии, культ вождя, единая господствующая идеология, исправно функционирующий репрессивный аппарат - были в послевоенный период укреплены и усилены. Гайки были завинчены до предела. Дальнейшее ужесточение режима было невозможным. Наследники Сталина это ясно осознавали.

Победа СССР в войне вывела страну в разряд ведущих держав мира. Престиж и значение Советского Союза на международной арене неизмеримо возросли. Так, если в 1941 г. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран, то в 1945 г. - уже 52 государства.

Во внутренней политике страны не произошло заметных изменений. Основной задачей СССР в послевоенные годы являлось скорейшее восстановление разрушенного народного хозяйства, перевод экономики на мирные рельсы.

Переход к мирному строительству потребовал реорганизации органов государственного управления. В сентябре 1945 г. был упразднен чрезвычайный орган партийного и государственного руководства - Государственный Комитет Обороны. Его функции вновь были распределены между Советом Народных Комиссаров, ЦК ВКП(б) и Верховным Советом СССР. Но процесс трансформации сверхцентрализованной авторитарной административной системы, сложившейся в СССР в предвоенные и особенно в военные годы, носил во многом формальный характер. По-прежнему вся власть концентрировалась в руках И. В. Сталина, опиравшегося на мощный репрессивный аппарат.

В послевоенные годы режим личной власти Сталина достиг своего апогея. "Краткий курс истории ВКП(б)" и "Краткая биография И. В. Сталина", в написании которых он сам принял участие, превратились в набор непреложных истин, которые все граждане страны должны были изучать, не подвергая сомнению. В этих книгах Сталину приписывались все заслуги в действительных и мнимых достижениях страны и партии, поставившей целью строительство социализма. В 1946-1950 гг. тиражи произведений были самыми массовыми. Каждое высказывание Сталина превращалось в догму, а малейшее сомнение в его непогрешимости жестоко каралось.

По Конституции 1936 г. в качестве высшего общесоюзного. органа государственной власти был учрежден Верховный Совет СССР, первые выборы в который состоялись в декабре 1937 г. Срок полномочий депутатов первого созыва истек осенью 1941 г. Во время войны выборы были отложены, и депутаты Верховного Совета второго созыва были избраны только в марте 1946 г.

Верховный Совет СССР после принятия Конституции 1936 г. номинально стал единственным общесоюзным законодательным органом, состоящим из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Все годы войны советский парламент практически бездействовал.

Верховный Совет СССР лишь оформлял в виде указов принятые высшим партийным руководством страны решения. На сессиях Верховного Совета 1946-1954 гг. депутаты главным образом единодушно одобряли бюджеты страны и отчеты об их исполнении, а также единогласно утверждали указы Президиума Верховного Совета.

В период между сессиями Верховного Совета Президиум становился высшим законодательным органом и высшим исполнительно-распорядительным органом страны; как гласила Конституция, он был избираем и подотчетен палатам Совета. Но на практике он играл другую роль. В состав Президиума входили в основном секретари ЦК ВКП(б) и члены его Политбюро. Этим был обусловлен тот факт, что полномочия и компетенция Президиума Верховного Совета за 1938-1948 гг. были существенно расширены и дополнены. В 1938 г., например, Президиум, кроме толкования законов, издания указов, роспуска палат Верховного Совета и назначения новых выборов, получил право объявлять военное положение в стране, принимать в гражданство СССР и разрешать выход из него. А с 1948 г. Президиум мог денонсировать международные договоры СССР, учреждать ордена и медали, устанавливать почетные звания СССР и воинские звания. Одним из примеров: деятельности Президиума является принятие им в 1950 и 1954 гг. указов о частичном восстановлении смертной казни, отмененной в 1947 г. указом Верховного Совета СССР.

Одной из функций Президиума был контроль за работой подотчетных органов: Совета Министров, Верховного Суда, Генерального прокурора.
Как и Верховный Совет СССР, Президиум только оформлял в виде указов и других актов решения, принятые руководством партии. Ни один вопрос не мог быть поставлен на обсуждение без распоряжения И. В. Сталина. Постепенно работа высшего законодательного органа страны утратила даже видимость соблюдения конституционных норм: реже, чем 2 раза в год, созывались сессии Верховного Совета, а количество заседаний его Президиума, проходивших 3-4 раза в год в первые послевоенные годы, сократилось в 1950 г. до двух, а в 1951 и 1952 гг. - до одного.

Фактическое безвластие, явное падение роли и значения советских органов наблюдались и на уровне местных Советов депутатов трудящихся. Уже во. время войны партийные органы зачастую подменяла их деятельность, нарушались сроки выборов и порядок проведения сессий, отчетность Советов; вопросы, требовавшие коллегиального рассмотрения на сессиях, решались исполнительными и распорядительными органами - исполкомами Советов, их отделами и управлениями, руководившими отраслями народного хозяйства и культурой.

К концу войны около 70% председателей местных Советов и более 50% членов исполкомов были кооптированы, не являясь депутатами. К 1947 г., когда состоялись первые послевоенные выборы, только 42,9% ранее избранных депутатов оставалось в Советах

Изменения в деятельности Советов в послевоенный период коснулись условий их работы и комплекса поставленных перед ними задач, но органами народовластия они по-прежнему не являлись. Сессии Советов проходили с нарушением установленных сроков, обсуждение проблем носило формальный характер, а высказывавшиеся критические замечания депутатов о работе предприятий или учреждений оставались без последствий.

Депутаты отчитывались перед избирателями только в ходе очередных перевыборов, таким образом, нарушался основной декларированный принцип работы Советов - гласность и подотчетность. Результаты выборов всегда были предопределены заранее, согласованы с партийным руководством соответствующего уровня.

В соответствии с законом от 15 марта 1946 г. высший исполнительно-распорядительный орган - СНК СССР и наркоматы были преобразованы в Совет Министров СССР и министерства. Осуществление реорганизации органов управления подчеркивало возрастание роли и значения исполнительной власти, перенесение акцента на государственные структуры при их полном слиянии с партийным аппаратом.

Председателем Совета Министров СССР в 1946- 1953 гг. по-прежнему являлся И. В. Сталин, а затем по 1955 г. - Г. М. Маленков. Партийное руководство деятельностью аппарата государственного управления проявилось в принятии совместных постановлений ЦК партии и Совета Министров СССР по наиболее важным вопросам, а поскольку абсолютное большинство министров были членами или кандидатами в члены ЦК, разногласий между правительством и ЦК партии при этом не возникало.

За годы войны создание многочисленных комитетов, управлений, главков и советов привело к резкому разбуханию госаппарата, поэтому в 1946-1947 гг. Совет Министров предпринял ряд попыток приостановить этот процесс, сократив количество учреждений и запретив создание новых.

Для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями в 1944 г. было создано Бюро СНК СССР, преобразованное в марте 1953 г. в Президиум Совета Министров. Бюро стало преемником Экономического Совета при СНК СССР - постоянной комиссии, оперативно осуществлявшей хозяйственное руководство.

Центральными отраслевыми органами государственного управления стали преобразованные в 1946 г. из наркоматов министерства, во главе которых стояли члены правительства. Они осуществляли исполнительную и распорядительную деятельность, руководили отдельными отраслями народного хозяйства и культуры.

Основными являлись министерства: иностранных дел, вооруженных сил (в 1950-1953 гг. - военное и военно-морское), финансов, внутренних дел, госбезопасности, госконтроля, тяжелого, транспортного и строительного машиностроения, приборостроения, станкостроения, министерства в сфере топливной промышленности и энергетики, а также медицинской, лесной, химической, легкой, рыбной, пищевой промышленности, промышленности стройматериалов, пять центральных ведомств транспорта и связи, внутренней и внешней торговли и, наконец, пять министерств, руководивших сельским хозяйством страны.

После войны количество и штаты ведомств сильно возросли. Если в 1945 г. существовало 25 промышленных наркоматов, то уже в 1947 г." в этой сфере насчитывалось 34 министерства.
Для послевоенного периода характерны неоднократные реорганизации, слияния, разделения министерств, главным образом промышленных. Это обусловливалось специализацией промышленности, которая вела к разукрупнению министерств и разбуханию их аппарата. Аппарат управления, оторванный от производства, вырос за 1928-1955 гг. в промышленности с 300 тыс. до 2300 тыс. человек, то есть почти в 7 раз. А численность промышленных рабочих за это время возросла в 4,5 раза. В марте 1953 г. была проведена общая реорганизация союзных министерств: вместо 24 осталось 11 укрупненных ведомств, их штаты были сокращены.

Наряду с министерствами существовали плановые и снабженческие органы: Государственная плановая комиссия (Госплан), Государственный комитет по материально-техническому снабжению народного хозяйства (Госснаб), Государственный комитет по внедрению передовой техники в народное хозяйство (Гостехника) и др. По мере усложнения задач руководства народным хозяйством эти органы неоднократно подвергаются перестройке - слияниям и разукрупнениям.

Победа СССР в войне вывела страну в разряд ведущих держав мира. Престиж и значение Советского Союза на международной арене неизмеримо возросли. Так, если в 1941 г. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран, то в 1945 г. - уже 52 государства.

Во внутренней политике страны не произошло заметных изменений. Основной задачей СССР в послевоенные годы являлось скорейшее восстановление разрушенного народного хозяйства, перевод экономики на мирные рельсы.

Переход к мирному строительству потребовал реорганизации органов государственного управления. В сентябре 1945 г. был упразднен чрезвычайный орган партийного и государственного руководства - Государственный Комитет Обороны. Его функции вновь были распределены между Советом Народных Комиссаров, ЦК ВКП(б) и Верховным Советом СССР. Но процесс трансформации сверхцентрализованной авторитарной административной системы, сложившейся в СССР в предвоенные и особенно в военные годы, носил во многом формальный характер. По-прежнему вся власть концентрировалась в руках И. В. Сталина, опиравшегося на мощный репрессивный аппарат.

В послевоенные годы режим личной власти Сталина достиг своего апогея. "Краткий курс истории ВКП(б)" и "Краткая биография И. В. Сталина", в написании которых он сам принял участие, превратились в набор непреложных истин, которые все граждане страны должны были изучать, не подвергая сомнению. В этих книгах Сталину приписывались все заслуги в действительных и мнимых достижениях страны и партии, поставившей целью строительство социализма. В 1946-1950 гг. тиражи произведений были самыми массовыми. Каждое высказывание Сталина превращалось в догму, а малейшее сомнение в его непогрешимости жестоко каралось.

По Конституции 1936 г. в качестве высшего общесоюзного. органа государственной власти был учрежден Верховный Совет СССР, первые выборы в который состоялись в декабре 1937 г. Срок полномочий депутатов первого созыва истек осенью 1941 г. Во время войны выборы были отложены, и депутаты Верховного Совета второго созыва были избраны только в марте 1946 г.

Верховный Совет СССР после принятия Конституции 1936 г. номинально стал единственным общесоюзным законодательным органом, состоящим из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Все годы войны советский парламент практически бездействовал.

Верховный Совет СССР лишь оформлял в виде указов принятые высшим партийным руководством страны решения. На сессиях Верховного Совета 1946-1954 гг. депутаты главным образом единодушно одобряли бюджеты страны и отчеты об их исполнении, а также единогласно утверждали указы Президиума Верховного Совета.

В период между сессиями Верховного Совета Президиум становился высшим законодательным органом и высшим исполнительно-распорядительным органом страны; как гласила Конституция, он был избираем и подотчетен палатам Совета. Но на практике он играл другую роль. В состав Президиума входили в основном секретари ЦК ВКП(б) и члены его Политбюро. Этим был обусловлен тот факт, что полномочия и компетенция Президиума Верховного Совета за 1938-1948 гг. были существенно расширены и дополнены. В 1938 г., например, Президиум, кроме толкования законов, издания указов, роспуска палат Верховного Совета и назначения новых выборов, получил право объявлять военное положение в стране, принимать в гражданство СССР и разрешать выход из него. А с 1948 г. Президиум мог денонсировать международные договоры СССР, учреждать ордена и медали, устанавливать почетные звания СССР и воинские звания. Одним из примеров: деятельности Президиума является принятие им в 1950 и 1954 гг. указов о частичном восстановлении смертной казни, отмененной в 1947 г. указом Верховного Совета СССР.

Одной из функций Президиума был контроль за работой подотчетных органов: Совета Министров, Верховного Суда, Генерального прокурора.
Как и Верховный Совет СССР, Президиум только оформлял в виде указов и других актов решения, принятые руководством партии. Ни один вопрос не мог быть поставлен на обсуждение без распоряжения И. В. Сталина. Постепенно работа высшего законодательного органа страны утратила даже видимость соблюдения конституционных норм: реже, чем 2 раза в год, созывались сессии Верховного Совета, а количество заседаний его Президиума, проходивших 3-4 раза в год в первые послевоенные годы, сократилось в 1950 г. до двух, а в 1951 и 1952 гг. - до одного.

Фактическое безвластие, явное падение роли и значения советских органов наблюдались и на уровне местных Советов депутатов трудящихся. Уже во. время войны партийные органы зачастую подменяла их деятельность, нарушались сроки выборов и порядок проведения сессий, отчетность Советов; вопросы, требовавшие коллегиального рассмотрения на сессиях, решались исполнительными и распорядительными органами - исполкомами Советов, их отделами и управлениями, руководившими отраслями народного хозяйства и культурой.

К концу войны около 70% председателей местных Советов и более 50% членов исполкомов были кооптированы, не являясь депутатами. К 1947 г., когда состоялись первые послевоенные выборы, только 42,9% ранее избранных депутатов оставалось в Советах

Изменения в деятельности Советов в послевоенный период коснулись условий их работы и комплекса поставленных перед ними задач, но органами народовластия они по-прежнему не являлись. Сессии Советов проходили с нарушением установленных сроков, обсуждение проблем носило формальный характер, а высказывавшиеся критические замечания депутатов о работе предприятий или учреждений оставались без последствий.

Депутаты отчитывались перед избирателями только в ходе очередных перевыборов, таким образом, нарушался основной декларированный принцип работы Советов - гласность и подотчетность. Результаты выборов всегда были предопределены заранее, согласованы с партийным руководством соответствующего уровня.

В соответствии с законом от 15 марта 1946 г. высший исполнительно-распорядительный орган - СНК СССР и наркоматы были преобразованы в Совет Министров СССР и министерства. Осуществление реорганизации органов управления подчеркивало возрастание роли и значения исполнительной власти, перенесение акцента на государственные структуры при их полном слиянии с партийным аппаратом.

Председателем Совета Министров СССР в 1946- 1953 гг. по-прежнему являлся И. В. Сталин, а затем по 1955 г. - Г. М. Маленков. Партийное руководство деятельностью аппарата государственного управления проявилось в принятии совместных постановлений ЦК партии и Совета Министров СССР по наиболее важным вопросам, а поскольку абсолютное большинство министров были членами или кандидатами в члены ЦК, разногласий между правительством и ЦК партии при этом не возникало.

За годы войны создание многочисленных комитетов, управлений, главков и советов привело к резкому разбуханию госаппарата, поэтому в 1946-1947 гг. Совет Министров предпринял ряд попыток приостановить этот процесс, сократив количество учреждений и запретив создание новых.

Для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями в 1944 г. было создано Бюро СНК СССР, преобразованное в марте 1953 г. в Президиум Совета Министров. Бюро стало преемником Экономического Совета при СНК СССР - постоянной комиссии, оперативно осуществлявшей хозяйственное руководство.

Центральными отраслевыми органами государственного управления стали преобразованные в 1946 г. из наркоматов министерства, во главе которых стояли члены правительства. Они осуществляли исполнительную и распорядительную деятельность, руководили отдельными отраслями народного хозяйства и культуры.

Основными являлись министерства: иностранных дел, вооруженных сил (в 1950-1953 гг. - военное и военно-морское), финансов, внутренних дел, госбезопасности, госконтроля, тяжелого, транспортного и строительного машиностроения, приборостроения, станкостроения, министерства в сфере топливной промышленности и энергетики, а также медицинской, лесной, химической, легкой, рыбной, пищевой промышленности, промышленности стройматериалов, пять центральных ведомств транспорта и связи, внутренней и внешней торговли и, наконец, пять министерств, руководивших сельским хозяйством страны.

После войны количество и штаты ведомств сильно возросли. Если в 1945 г. существовало 25 промышленных наркоматов, то уже в 1947 г." в этой сфере насчитывалось 34 министерства.
Для послевоенного периода характерны неоднократные реорганизации, слияния, разделения министерств, главным образом промышленных. Это обусловливалось специализацией промышленности, которая вела к разукрупнению министерств и разбуханию их аппарата. Аппарат управления, оторванный от производства, вырос за 1928-1955 гг. в промышленности с 300 тыс. до 2300 тыс. человек, то есть почти в 7 раз. А численность промышленных рабочих за это время возросла в 4,5 раза. В марте 1953 г. была проведена общая реорганизация союзных министерств: вместо 24 осталось 11 укрупненных ведомств, их штаты были сокращены.

Наряду с министерствами существовали плановые и снабженческие органы: Государственная плановая комиссия (Госплан), Государственный комитет по материально-техническому снабжению народного хозяйства (Госснаб), Государственный комитет по внедрению передовой техники в народное хозяйство (Гостехника) и др. По мере усложнения задач руководства народным хозяйством эти органы неоднократно подвергаются перестройке - слияниям и разукрупнениям.

Сталинизмом называют тоталитарную политическую систему, которая была локализована в исторических рамках 1929 -1953 гг. Именно поствоенный период истории СССР с 1945 по 1953 гг. воспринимается историками как апогей сталинизма.

Эпоха сталинизма отличалась преобладанием командноадминистративных методов управления государством, сращиванием партии и государства, а также жестким контролем за всеми сторонами социальной жизни. q С одной стороны, период нахождения Сталина у власти был ознаменован победой в ВОВ, форсированной индустриализацией, превращением СССР в сверхдержаву и расширением его военного потенциала, усилением геополитического влияния СССР в мире, установлением коммунистических режимов в Восточной Европе. q С другой стороны, такими крайне негативными явлениями как тоталитаризм, массовые репрессии, насильственная коллективизация, уничтожение церквей, создание системы лагерей ГУЛАГ. Число жертв сталинских репрессий превысило миллионы человек, было уничтожено дворянство, офицерство, предприниматели, миллионы крестьян.

Несмотря на то, что именно в 1945 -1953 гг. было ощутимым влияние демократического импульса на волне победы в ВОВ и наблюдались некоторые тенденции в сторону ослабления тоталитаризма, именно это период принято называть апогеем сталинизма. После усиления позиций СССР на международной арене и укрепления его влияния в Восточное Европе, культ личности Сталина («вождя народов») достиг своего пика. Формально были произведены некоторые шаги в сторону демократизации: прекращено чрезвычайное положение, возобновились съезды общественно-политических организаций, проведена денежная реформа и отменены карточки. Но на практике произошло усиление репрессивного аппарата, а господство правящей партии только усилилось.

q В этот период основной удар репрессий пришелся на оказавшихся в немецком плену советских военных (2 млн. из них попали в лагеря) и на жителей оккупированных немцами территорий – населения Северного Кавказа, Крыма, Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии. Целые народы были обвинены в пособничестве фашистам (крымские татары, чеченцы, ингуши) и депортированы. Численность ГУЛАГА заметно возросла. q Удары репрессий также были нанесены по представителям военного командования (сподвижников маршала Г. К. Жукова), партийно-экономической элите («Ленинградское дело»), деятелям культуры (критика А. Ахматовой, М. Зощенко, Д. Шостаковича, С. Прокофьева и пр.), ученым (генетикам, кибернатикам и пр.), еврейской интеллигенции. Последним актом репрессий стало возникшее в 1952 г. «дело врачей» , которых обвинили в намеренно неправильном лечении вождей.

«Дело врачей» Дело врачей – сфабрикованное уголовное дело против группы видных советских врачей, обвиняемых в заговоре и убийстве ряда советских лидеров. В январе 1953 г. , было объявлено, что «большинство участников террористической группы (Вовси М. С. , Коган Б. Б. , Фельдман А. И. , Гринштейн А. М. , Этингер Я. Г. и др.) были связаны с международной еврейской организацией «Джойнт» , созданной американской разведкой якобы для оказания материальной помощи евреям в других странах» . В связях с этой же организацией ранее были обвинены и проходившие по делу Еврейского Антифашистского комитета. Огласка дела местами приобрела антисемитский характер и влилась в более общую кампанию по «борьбе с безродным космополитизмом» , проходившей в СССР в 1947 -1953 гг.

Вывод Таким образом, все элементы тоталитарной системы – абсолютное господство единственной правящей партии, культ вождя, единая господствующая идеология, исправно функционирующий репрессивный аппарат – были в послевоенный период укреплены и усилены. Гайки были завинчены до предела. Дальнейшее ужесточение режима было невозможным. Наследники И. В. Сталина это ясно осознавали.

ПЛАН

§1. Общественно-политические процессы на этапе позднего сталинизма.

§2. Восстановление народного хозяйства и экономическая стратегия.

§3. Советское общество первых послевоенных лет.

§1. . Общественно-политические процессы на этапе позднего сталинизма.

Конфигурация высшей власти и первые опалы. С капитуляцией Японии упраздняется Государственный Комитет Обороны. Восстанавливаются функции Совнаркома (с 1946 г. – Совет министров СССР). В рамках Политбюро и правительства вокруг Сталина сложилось и сосуществовало нескольких конкурирующих группировок: 1) В.М. Молотов и сталинская гвардия 1920-х гг., 2) Л.П. Берия и Г.М. Маленков, 3) «Ленинградская группа» во главе с А.А. Ждановым, 4) Н.А. Булганин и Н.С. Хрущев.

По завершению войны работоспособность престарелого Сталина резко снижается. В отсутствие Сталина формальным руководителем оставался В.М. Молотов. Ему приходилось согласовывать все принципиальные решения, прежде всего, с дуэтом Маленкова и Берии, однако ответственность за все принятые решения нес именно Молотов. Вероятно, Маленков и Берия воспользовались ситуацией, чтобы дискредитировать Молотова в глазах Сталина во время его отсутствия. Сталина встревожила консолидация Берии и Маленкова. Он решается ограничить их сферу влияния. В декабре 1945 г. Сталин освобождает Берию от обязанностей наркома внутренних дел СССР, что привело к вытеснению людей Берии с руководящих постов в силовых структурах. На таком фоне происходит временное возвышение так называемой «ленинградской группировки» во главе с ленинградским руководителем А.А. Ждановым и председателем Госплана СССР Н.А. Вознесенским.

Теоретические прожекты и идеологические кампании. В 1947 г. в ЦК создается специальная комиссия по разработке новой программы партии. Ведущую роль в комиссии играли лидеры «ленинградской группы» Жданов и Вознесенский. Авторы проекта партийной программы исходили из задачи построения бесклассового общества, почему программа отличалась тенденцией к демократизации советской системы и своей социальной ориентированностью.

Развитие социалистической демократии, по мысли авторов, должно было привести к сужению политических функций государства и к превращению пролетарской диктатуры с её принудительными функциями в диктатуру советского народа, которая должна была опираться не на принуждение, а на общественное мнение. Высказывалась идея о введении прямого народного законодательства для чего рекомендовалось: 1) проводить всенародное голосование по большинству важнейших вопросов общеполитического и экономического порядка, 3) предоставить общественным организациям право вносить в Верховный Совет СССР предложения о новых законопроектах, 3) утвердить право граждан и общественных организаций вносить запросы в Верховный Совет по важнейшим вопросам международной и внутренней политики. В проекте предлагалось резко повысить удельный вес в экономике отраслей, производящих предметы потребления, включая легковые автомобили. Выдвигалась задача ликвидации жилищной нужды через предоставление каждому трудящемуся отдельной комнаты, а каждой семье – отдельной квартиры. Снабжение населения продуктами питания первой необходимости (хлеб, мясо, масло, молоко), коммунальные услуги и услуги культурно-бытовых учреждений в перспективе должны были стать бесплатными.

В последней своей теоретической работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952) Сталин связывал построение коммунизма с 1) рациональной организацией производительных сил, 2) непрерывным ростом общественного производства с преимущественным развитием производства средств производства, 3) с постепенным превращением колхозной собственности в общенародную, и 4) заменой товарного обращения системой продуктообмена. Настоящую экономическую модель Сталин планировал реализовать или, по крайне мере, завещать своим преемникам.

Борьба с низкопоклонством перед Западом. На этапе доминирования «ленинградской группы» советское руководство вместо широких репрессивных акций практикует идеологические кампании – идейное воздействие на общество. Миллионы советских солдат и офицеров, освобождавших Европу от фашизма, смогли сопоставить зарубежный и советский уклад жизни. Если не считать Балканы, сравнение было нередко не в пользу советской системы.

В 1947 г. стартовала кампания против «низкопоклонством перед Западом», которую направлял Жданов. Критике подверглась недооценка отечественной культуры и науки, с другой стороны, бичевалось «раболепие» перед западной культурой. В министерствах и центральных ведомствах учреждаются т.н. «суды чести», которым вменялось осуждение антипатриотических поступков. «Суды чести» в основном охватывали верхние этажи системы. В контексте кампании были воспрещены браки советских граждан с иностранцами.

В 1946 г. был закрыт журнал «Звезда» и получила выговор редколлегия журнала «Ленинград». Критике подвергается творчество композиторов, писателей и кинематографистов. Разгрому и «административному запрету» подвергается генетика.

Ленинградское дело и подготовка ротации высшей элиты . В условиях борьбы сложившихся в высших партийных кругах группировок подозрительный Сталин убеждает себя в том, что «ленинградская группа» пытается оттеснить его от власти. В феврале 1949 г. Политбюро принимает постановление «Об антипартийных действиях Кузнецова, Родионова и Попкова». На 1949 г приходится самая масштабная репрессивная волна: происходят аресты по так называемому «ленинградскому делу» По разным оценкам было арестовано от двух до десяти тысяч человек. Особенно пострадал Ленинград, где сменили всю городскую верхушку (арестованы П. С. Попков, Родионов и Кузнецов).

В 1950 г. лидеры «ленинградской группировки» были расстреляны. Руками Маленкова, Берия и Суслова верхушечной чистке подверглась Московская партийная организация. Под маховик репрессий чуть было не попали Косыгин – ему удалось объясниться перед Сталиным, и малоизвестный в ту пору партиец из Карелии Ю.В. Андропов. Разгром «ленинградцев» превратил Маленкова в одну из самых влиятельных фигур в кремлевской иерархии. В 1951 г. начинается подготовка провокации против Берии. В Грузии разворачиваются репрессии по так называемому «мингрельскому делу».

Борьба с космополитизмом. После разгрома «ленинградской группы» борьба с «низкопоклонством» трансформировалась в широкую кампанию по борьбе с космополитизмом, метившую против советских евреев. В конце 1940-х гг. происходит разгром Еврейского антифашистского комитета Жена Молотова Полина Жемчужина обвиняется в связях с Израилем и националистическими группами. В начале 1950-х гг. Сталин, намечает кардинально обновить свое ближайшее окружение, и готовит дублеров на смену старой гвардии.

Появление более молодых сталинских выдвиженцев ослабляло позиции старой «сталинской гвардии». О приближении развязки сигнализировала начавшаяся кампания против «врачей убийц». Ведущие кремлевские врачи были обвинены в связях с зарубежными разведками и убийстве видных советских политиков, включая А.А. Жданова. Вполне вероятно, что на волне политической истерии и подозрительности Сталин собирался «разоблачить» политических покровителей «врачей-убийц» из числа своих ближайших соратников.