Сочинительные и подчинительные союзы презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему. Сочинительные и подчинительные союзы презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему III

Союзы сочинительные и подчинительные

Выполнила учитель русского языка и литературы Кормачева Нина Александровна


Цели урока:

  • 1. Повторить и закрепить понятие союза;
  • 2. Закрепить знания по теме союзы сочинительные и подчинительные;
  • 3. Продолжать работу по теме союз.

Актуализация знаний

  • 1. Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и …
  • 2. К служебным частям речи относятся…
  • 3. Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это…
  • 4. Союзы бывают… .

Сравните предложения

  • Небо потемнело, и пошел снег.
  • Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным свежими хлопьями.
  • Небо потемнело, потому что пошел снег.

Союзы сочинительные и подчинительные

И, а, но, да, зато, однако, же, то-то, или, либо, не то- не то.

Что, чтобы, потому что, оттого что, по причине того что, где, когда, затем, пока

Подчинительные

Сочинительные


Спишите расставляя пропущенные знаки препинания, укажите типы союзов

  • По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла () и в ней пропадают очертания низких берегов.
  • Вечерняя заря начинается () когда солнцеи уже заходит за край земли.
  • Река сверкала () то голубым () то зеленым цветом.
  • Накануне выглянуло солнце () но дороги еще не совсем просохли.

Составьте схемы предложений

Вариант 2

  • По улицам бродили только куры, да изредка выла собака.
  • Мы прошли по лосинному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота.
  • Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
  • Солнце уже зашло, и по низким луговым местам всеи затопил туман.
  • Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах .

Вариант 1

  • Когда мы вернулись в деревню, все уже спали.
  • Веет теплый ветер и, легкий пар клубится у реки.
  • Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
  • Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
  • На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое лето.

Проверим себя

Вариант 2

  • , да .
  • , (что).
  • , (где).
  • , и .
  • [ (у которого) ].

Вариант 1

  • (Когда), .
  • , и .
  • , a .
  • , ().
  • [ (что) ].


1. Служебная часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного называется…

Б) предлог

В) частица

2. Укажите неверное утверждение .

Союзы делятся на:

А) сочинительные и подчинительные

Б) простые и составные

В) производные и непроизводные


3. Выберите ответ, где все слова в ряду – союзы:

А) как, который, и

Б) за, да, чтобы

В) потому что, зато, но

4. Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные:

А) где, зато, также

Б) и однако, же

В) что, когда, да


5. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не раставлены):

А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.

Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.

В) Я вернусь и все вам расскажу.

6. Укажите сложносочиненное предложение:

Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу.

В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.


  • Укажите сложноподчиненное предложение:

А) Когда над тайгой спустился туман, я подплыл к берегу.

Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались в дали.

В) За окном было холодно и вскоре пошел сильный дождь.


Проверим себя


Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания. Выделите союзы, определите, какие они: сочинительные или подчинительные.

Человек (не)может выб..рать себе наружн..сть но зато он име..т возможн..сть выбрать более важн..ю вещ(?) – характер. Мы мож..м (з/с)делать себя такими какими нам хочется быть. Очень важно быть настойчивым и упорным. Таким людям всё удаётся лучше чем слаб..характерным. С детства пр..учайте себя (не)..тступать перед трудностями д..водить дело до конца это в..йдёт в привычку и когда выр..стете у вас буд..т великолепное качество – насточив..сть.


Подведем итог урока

  • Что такое союз?
  • На какие 2 разряда делятся союзы?
  • Приведите примеры сочинительных союзов?
  • Приведите примеры подчинительных союзов?
  • Какие трудности возникли при изучении данной темы?

Домашнее задание

Напишите мини сочинение (3-5 предложений), употребив в нем союз КАК.

Актуализация знаний Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … К служебным частям речи относятся …. Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это … Союзы бывают ….










Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, укажите типы союзов. 1. По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла () и в ней пропадают очертания низких берегов. 2. Вечерняя заря начинается () когда солнце уже заходит за край земли. 3. Река сверкала то голубым () то зеленым светом. 4. Накануне выглянуло солнце () но дороги еще не совсем просохли.






Вариант 1 Вариант 2 1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали. 2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки. 3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала. 4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал. 5. На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое дело. 1. По улицам бродили только куры, да изредка выла собака. 2. Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота. 3. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь. 4. Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман. 5.Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах.




Поработаем устно 1. Если хочешь много знать, надо мало спать. 2. Не учась и лаптя не сплетешь. 3. Делу время, а потехе час. 4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить. 5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. 6. Корень учения горек, да плод его сладок.


Озаглавьте текст Озаглавьте текст 1. Вдруг среди шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необычностью звуки. 2. Было похоже, что где - то совсем близко играла крошечная скрипка.3. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели. 4. Прислушавшись, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром: стоило ветру немного утихнуть, как скрипка переходила на более низкие ноты, звук становился густым, и в нем отчетливо улавливался тембр.


Озаглавьте текст Озаглавьте текст 5. Когда же ветер усиливался, звуки забирались все выше и выше, они становились острыми, как жало, скрипка плакала и всхлипывала.6. Наконец я установил, что звуки исходили из засыпанной раковины на гребне песчаного холмика. 7. Я осторожно взял раковину, чтобы посмотреть повнимательнее, но ничего особенного не нашел. 8. Я положил ее на прежнее место и приготовился слушать, но раковина - музыкант молчала.




Задания к тексту Определите тип и стиль речи. Докажите свое мнение. 1. Из предложений 5-8 выпишите слово (слова) с чередующейся гласной в корне слова. 2. Из предложения 6 выпишите слово, соответствующее орфограмее правописание приставок на з -\ с Из предложений 1-4 выпишите действительное причастие настоящего времени.


Задания к тексту 4. Выпишите из текста все сочинительные союзы 5. Выпишите из текста все подчинительные союзы 6. Из предложений 3-5 выпишите сравнения. 7. Найдите предложение, соответствующее схеме [ (чтобы) ] и укажите его номер. 8. Укажите кол - во грамматических основ в 4 предложении.


Проверь себя 1. Забирались, положил. 2. Исходил. 3. Тревожащие 4. И, но. 5. Что, как, когда, чтобы, пока. 6. Как паутинку, острым, как жало







Тест 5. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.) А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться. Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется. В) Я вернусь и все вам расскажу.







Подчинительные союзы

Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями, но (не)умеющий их и…пользовать,

напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу, которая (не) умеет плавать.

потому что

не только….но и

как будто

Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)

А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.

Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.

В) Я вернусь и все вам расскажу.

Укажите сложносочиненное предложение:

Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу.

В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.

Вставьте подходящие по смыслу союзы.

Определите их вид по строению и разряд по значению.

  • Редеет мгла ненастной ночи, … близкий день уж настает. (А.Пушкин)
  • Не может волк … охнуть, … вздохнуть. (И.Крылов)
  • Мал золотник … дорог. (Пословица)
  • Мы не надеялись никогда более встретиться, … встретились. (М.Лермонтов)
  • Твой конь не боится опасных трудов, он, чуя господскую волю, … смирно стоит под стрелами врагов, … мчится по бранному полю. (А.Пушкин)

И, а, но, да, не только … но и; зато, однако, же, то – то, или, то есть, либо, не то- не то, тоже, также.

Заполни таблицу примерами

  • И, а, но, да, не только … но и; зато, однако, же, то – то, или, то есть, либо, не то- не то, тоже, также.
  • Мы отправились в поход рано утром, …
  • была солнечная погода. (почему?)

    2. Мы отправились в поход рано утром, …

    до вечера добраться до нужного пункта. (с какой целью?)

    3. Мы отправились в поход рано утром, …

    была солнечная погода. (когда?)

    4. Мы бы отправились в поход рано утром, …

    была солнечная погода. (при каком условии?)

Приехав однажды на станцию поздно вечером,

я велел было поскорее закладывать лошадей,

как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель

и ямщик советовали мне переждать.

Ямщику вздумалось ехать рекою, что

должно было сократить нам путь тремя верстами.

Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе,

так что я не имею и надежды отыскать ту,

над которой пошутил я так жестоко.

  • Из данных предложений составьте СПП. Придаточные можно ставить перед главным, после главного и внутри главного предложения.
  • Дома оставались только бабушка и внучка. Все уходили на работу.
  • В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.

Какие союзы нужно использовать в СПП:

а) соединительные; б)противительные; в)подчинительные.

1.Выпишите № предложения, в котором сочинительные

союзы связывают однородные члены.

2.Выпишите № предложения, в котором сочинительные

союзы связывают простые предложения в составе сложного.

3.Выпишите № предложения, в котором запятая перед

союзом И не ставится.

4.Выпишите № сложноподчиненного предложения.

А.Этот гигантский космический глаз смотрел на землю

внимательно и строго.

Б..С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда

прогремел первый гром.

В.Дорога то уходила в овраг то вилась по откосу горы.

Г.Приятно, когда на свете есть люди, которым хочется помочь

Слайд 2

Цель

Знать разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение; уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, ССП и СПП предложения; правильно ставить знаки препинания.

Слайд 3

Орфографическая разминка I. В каких словах пишется буква А? 1)К_нонада 2)Уд_ляться 3)Приг_реть 4)Слыш_щий II. В каких словах пишется буква И? 1)Б_тон 2)Зап_рать 3)Стел_тся 4)Опт_мист III. Найдите словосочетания с деепричастием несовершенного вида 1)Идет задумавшись 2)Признавая ошибки 3)Опустив голову 4)Радуясь жизни 5)Решив задачу

Слайд 4

Словарный диктант.

Предположить, расстилаться, чувствовать, изредка, принять, скрываться, очарованный, прикасаться, жестяной, пригореть, честный.

Слайд 5

Синтаксическая минутка

Запишите графически: 1. В течение двух часов вода залила и берег, и дорогу, и поле за дорогой, и небольшой лесок. [и O,и O,и O,и O] 2. Ещё трава полна прозрачных слёз, и гром вдали гремит. [-==], и [-=]

Слайд 6

Схема

V -знал - -не знал + -хочу знать?- вопрос 1. Что вы уже знали? 2. Что не знали, но хотели бы узнать? 3. Какая подсказка есть в теме? Как вы понимаете сочинительные и подчинительные союзы?

Слайд 7

Анализ предложения

1.Июльская ночь обняла воздух, но Андрий не отходил к куреням. 2.Когда очнулся Тарас и глянул на Днестр, уже казаки были на лодках. Как вы думаете, где сочинительная связь, а где подчинительная? Нам в этом помогает рисунок.

Слайд 8

В каком предложении от одного простого предложения можно поставить вопрос? Вывод: Какие союзы сочинительные, а какие подчинительные? Познакомимся с группами союзов.

Слайд 9

Сочинительные союзы связывают равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного (ССП) Было темно, но я видел и деревья, и воду, и людей.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сочинительные и подчинительные союзы. Выполнила: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1368 г. Москвы Шлямова К. П.

Закончите фразы: Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … К служебным частям речи относятся … Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это … Союзы бывают … служебные. предлоги, союзы, частицы. союз. простыми и составными.

«Союзы не иное суть как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены и склеены бывают… И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоёв и склеек много, так и предложение важнее и великолепнее бывает, чем в нём союзов меньше. Однако не должно в нём оставлять таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться». Михаил Васильевич Ломоносов

Сравните предложения: Небо потемнело, и пошел снег. Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями. Небо потемнело, потому что пошел снег.

Союзы сочинительные подчинительные

и, а, но, да, зато, однако, то - то, не т о - не то, или, либо, тоже, также. Сочинительные союзы:

что, чтобы, потому что, оттого что, по причине того что, где, когда, затем, пока, если, если бы, коль (коли), поэтому, так как, как, словно, точно, будто. Подчинительные союзы:

Роль сочинительных союзов: Связывают равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного (сложносочиненного) предложения. Связывают однородные члены предложения

Связывают простые предложения в составе сложного (сложноподчиненного) предложения. В таком сложном предложении одно подчинено по смыслу другому, то есть от одного предложения к другому можно поставить вопрос. Роль подчинительных союзов:

Небо заволокли тучи, и забарабанил по крышам быстрый холодный дождь. , и . Едва небо заволокло тучами, забарабанил по крышам быстрый холодный дождь. (Едва …) , . Запишите предложения:

Употребление союзов Сочинительные союзы Подчинительные союзы ССП  О и О  СПП

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания; укажите типы союзов. По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла и в ней пропадают очертания низких берегов. Вечерняя заря начинается когда солнце уже заходит за край земли. Река сверкала то голубым то зеленым светом. Накануне выглянуло солнце но дороги еще не совсем просохли. Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору с которой было видно всю окрестность. Слуга вышел и объявил что лошади готовы.

1.Когда мы вернулись в деревню, уже все спали. 2.Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки. 3.Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала. 4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал. 5. На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое дело. 1. По улицам бродили только куры, да изредка выла собака. 2. Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота. 3. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь. 4. Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман. 5. Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах. 1 вариант 2 вариант

Проверка: 1. (Когда), . 2. , и . 3. , а . 4. , (что). 5. [ (куда) ] . 1. , да . 2. , (что). 3. , (где). 4. , и . 5. [ (у которого) ] . 1 вариант 2 вариант

Из данных предложений составьте СПП. Дома оставались только бабушка и внучка. Все уходили на работу. В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне. Произведите замену причастных и деепричастных оборотов придаточными предложениями. Составьте схему СПП. Большое дерево, лежащее на земле, загородило путь. Перейдя через невысокий горный хребет, отряд попал в долину, поросшую густым лесом. Замените придаточные предложения деепричастными и причастными оборотами. Мы возвратились домой поздно, так как заблудились в лесу. Луна, которая вышла из-за облаков, осветила бледным светом окрестность.

Проверьте себя!  Дома оставались только бабушка и внучка  ,  потому что все уходили на работу .  В полях уже потемнело  ,  когда мы подошли к деревне)  Большое дерево,  которое лежало на земле  , загородило путь  . (Когда отряд прошел через невысокий горный хребет  ,  он попал в долину  ,  которая поросла густым лесом  . Заблудившись в лесу, мы возвратились домой поздно. Луна, вышедшая из-за облаков, осветила бледным светом окрестность.

Вставьте союзы 1. Мы отправились в поход рано утром, … была солнечная погода. (почему?) 2. Мы отправились в поход рано утром, … до вечера добраться до нужного пункта. (с какой целью?) 3. Мы отправились в поход рано утром, … была солнечная погода. (когда?) 4. Мы бы отправились в поход рано утром, … была солнечная погода. (при каком условии?) потому что чтобы когда если бы

Умолк в тумане золотистом кудрявый сад и птичьим свистом он до зари не зазвучит. С самого утра шел сильный дождь но к полудню небо прояснилось и мы могли продолжить свой путь. Недалеко от домика где жил писатель рос огромный тополь. Я вернусь когда раскинет ветки по-весеннему наш белый сад. А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный над липами льют. Постройте схемы данных предложений, пронумеровав их, расставив знаки препинания.

  , и   .   , но   , и   . … ,  где… ,  .   , когда… .  = и =  . Проверьте себя!

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Ничто не вызывало его искреннего любопытства. Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной мысли, а все время кого-нибудь цитировал. Так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания!

Домашнее задание: & 5 6 ; № 322.