Образ исторического события в литературном произведении. «Страх»

Перу немецкого писателя Стефана Цвейга принадлежит огромное количество произведений. Более подробно хочется остановиться на одной из его новелл под названием Страх. Героиня новеллы, молодая женщина, мать семейства и жена преуспевающего адвоката попадает под влияние шантажистки. Как это происходит?

Жизнь фрау Ирены всегда текла размеренной тихой рекой жизни, пока не появился в ее жизни он. Пианист с именем, молодой и интересный, так не похожий на ее мужа, он привлекал Ирену. О, нет, между ними не было истиной любви, это было скорее бегство от пустоты, и в скором времени фрау Ирена отвела любовнику определенные часы и даже день недели. Но вскоре женщина начинает замечать, что часто испытывает беспричинный страх. Обычно это ощущение возникает, когда она выходит из квартиры влюбленного. Так было и в этот день. Ирена только что вышла от него, но отчего–то испуганно встрепенулась и натянула густую шаль. Она уже собиралась проскользнуть в полуоткрытую дверь подъезда, как вдруг ее остановили. Перед ней стояла совершенно незнакомая особа со злобным и наглым взглядом. Ирена попыталась выйти, но незнакомка загородила собой дверь и стала кричать: Вот я вас и накрыла! Ясно, из порядочных! Конечно, и муж есть, и деньги; так еще и любовника сманиваешь у бедной девушки! Ирена затряслась от страха, от мысли, что их кто-то мог услышать. Незнакомка еще что-то кричала про то, что она с голоду подыхает, но Ирена ничего не слышала – она молча вытащила из кошелька все бумажные деньги и отдала их незнакомке. Ирене казалось, что это больше не повторится, и она долго после той встречи с незнакомкой ругала себя. Несколько дней Ирена не виделась со своим влюбленным, но сердце ее сжимала тоска и она назначила ему свидание в одном из кафе. Однако о истиной причине своего отсутствия в течение стольких дней она не обмолвилась. Ей казалось, что это – недомолвки, внезапная неприступность, еще больше раззадорили молодого пианиста, и она попрощалась с ним, испытывая чувство того особенного возбуждения, какое испытывала только девушкой. Когда Ирена шла домой, возле одного из магазинов ее кто-то тронул за плечо. Она обернулась – перед ней стояла ненавистная незнакомка. Вымогательница заявила, что знает и имя ее мужа, и то, где живет фрау Ирена, и снова потребовала денег. Молодая женщина безропотно отдала ей все имеющиеся при себе деньги и серебряную сумочку, в которой они хранились. С тех пор страх прочно поселяется в душе Ирены. Кроме того, она начинает замечать, что муж иногда как-то странно смотрит на нее. Ни минуты Ирена не испытывает теперь покоя – все ее мысли заняты шантажисткой.

Однажды ночью ей сниться страшный сон – будто она танцует на балу с неким юношей; танец увлекает, завораживает ее и она забывает обо всем на свете. Неожиданно кто-то трогает ее за плечо. Ирана оборачивается – перед ней снова страшная незнакомка. Ирена в страхе кричит… и – просыпается. Рядом стоит муж и спрашивает, что же так ее напугало?… Он добавляет, что за последнее время она стала неузнаваемой – дрожит как в лихорадке, нервничает… Может быть ты хочешь мне что-то сказать? - добавляет он. На секунду женщине кажется, что он все знает, ей хочется раскрыть перед ним душу, но она останавливает себя. Одна мысль о том, какой может быть его ярость, пугает ее. Между тем вскоре Ирена начинает получать и письма. Содержимое их обычно коротко, состоит из одной просьбы: Прошу немедленно вручить подателю сего столько-то … Требуемые суммы увеличиваются с каждым днем.

Однажды шантажистка приходит и в дом. У Ирены уже нет денег и она отдает кольцо. Вечером муж интересуется куда исчезло кольцо, Ирена испуганно прячет руку и обманывает, что отдала его почистить. В этот же вечер она решается. В аптеке Ирена заказывает то, о чем не может думать без содрогания. Вдруг кто-то расплачивается за нее и перехватывает пузырек, в котором таится смерть. Ирена поднимает глаза – перед ней стоит муж. Они идут в дом, и как только Ирена садится на кровать, ее тело начинают сотрясать долго сдерживаемые, подавляемые рыдания. Ее муж выливает содержимое пузырька, а потом обнимает жену и успокаивает. Выясняется, что женщина, преследовавшая все это время Ирену всего лишь незадачливая актриса. Муж Ирены, узнав о ее отношениях с пианистом, попросил актрису ему помочь. Казалось, что это подтолкнет Ирену, заставит сознаться, и в доме воцарится покой и любовь… Последние слова, которые долетают до уха, засыпающей Ирены, звучат спокойно и нежно: Больше она не придет, все будет хорошо.

Так завершается новела Стефана Цвейга Страх.

Тема. И.С. Шмелев. «Страх». Образ исторического события в литературном произведении.

Цель : познакомить учеников с произведением И.С. Шмелёва «Страх» и историческим событием – убийством российского императора Александра II .

Задачи: Образовательные:

Продолжить работу с малым литературным жанром- рассказом

Формировать знания об историческом событии- убийстве императора Александра II , исторической ситуации в России этого периода

Обучать самостоятельному анализу художественного текста

Развивающие :- развивать навыки выразительного чтения, устной речи;

Формировать навыки коммуникативного характера

Развивать навык свободно выражать свои мысли и чувства на уроке.

Воспитательные: -воспитывать в растущем поколении духовные понятия как любовь к Родине, к народу.

Воспитывать чувство патриотизма

Воспитывать интерес и уважение к прошлому нашей Родины.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись

Ход урока

    Организационная часть

(слайд ____)

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Сегодня мы проводим необычный урок. Урок интегрированный, в котором вступят во взаимодействие два учебных предмета: литература и история. А поэтому и вести этот урок будут сразу два учителя, я и Владимир Владимирович- учитель истории.

(слайд ____ )

Мы говорили, что литература может изображать многие образы. И с сегодняшнего урока мы поговорим ещё об образе исторического события в литературе. Образ исторического события в художественном произведении- это всегда в той или иной степени условное изображение исторических фактов из жизни людей.

Писателю в передаче той или иной эпохи важно понять характеры и поступки людей прошлого.

Подготовка к восприятию материала

Мы будем говорить о произведении И.С.Шмелёва, в котором отражен историческая эпоха, а в частности, факт из биографии русского императора.

Каждый из вас должен был познакомиться с содержанием рассказа И.С.Шмелёва «Страх».

Мы с вами уже говорили о писателях- эмигрантах, которые покинули Родину после революции 1917 года. И.С.Шмелёв был одним из таких писателей. Но, даже уехав за границу, писатели не переставали изображать родину, говорить о своих чувствах в родной земле. Прежде чем начать работу с текстом, давайте познакомимся с некоторыми этапами биографии писателя

(слово подготовленному ученику).(слайд ____)

    Основная часть

ФАКТЫ БИОГРАФИИ

УЧЕНИК (МИРОНОВА)

Родился 3 октября 1873 г. в Москве в патриархальной религиозной семье.

Отец был известным подрядчиком, и на двор Шмелёвых стекались рабочие-строители со всей России. Мальчик впитывал народную культуру, обычаи, язык, песни, прибаутки, поговорки - всё, что потом преобразится и заиграет в неповторимой шмелёвской прозе.

(слайд _____)

Будущий писатель окончил гимназию, затем юридический факультет Московского университета (1898 г.).

(слайд _____)

После года военной службы восемь лет работал чиновником в глухих уездах. Первый рассказ Шмелёва «У мельницы» был опубликован в 1895 г. в журнале «Русское обозрение».

Знаменитым Шмелёва сделала повесть «Человек из ресторана» (1911 г.), увидевшая свет в одном из сборников товарищества «Знание», издававшихся М. Горьким.

В 10-х гг. писатель тесно сотрудничал с московским Книгоиздательством писателей, в котором выходили его рассказы и повести. В период Октябрьской революции 1917 г., которую он не принял, и Гражданской войны Шмелёв выступал с осуждением войны.

(слайд _____)

В 1922 г. писатель, после расстрела в Феодосии без суда и следствия его единственного сына, бывшего белого офицера, уехал в Берлин, потом в Париж. Гибель сына он так и не простил новой власти, хотя мечтал вернуться в Россию, пусть даже после смерти.

(слайд______)

В эмиграции образы и картины старой России, яркие впечатления детства, воспоминания о любимой Москве оформились в книги, ставшие вершиной творчества Шмелёва. «Родное» (1931 г.), «Богомолье», «Лето Господне» (обе 1948 г.) - произведения, удивительные по поэтичности, духовному свету, прекрасному живому народному языку, подобного которому до Шмелёва русская литература ещё не знала.

(слайд ______)

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Рассказ «Страх» был создан Шмелёвым в Париже в 1937 году. Тоска по родине, воспоминание о прошлом подводят писателя к написанию рассказа, освещающего историческую эпоху. И содержание рассказа переносит нас в далёкий 1881 год. Так какое историческое событие положено в основу сюжета рассказа «Страх»? Ведь когда-то Френсис Бекон, английский философ, историк, политик, говорил, что нет ничего страшнее самого страха. О каком страшном факте истории вспоминает Шмелёв. Давайте дадим слово историкам.

(слайд _____)

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

1 марта 1881 г. в России произошло очередное политическое убийство. Причиной этого подлого убийства стала реформаторская активность Александра II , направленная на преобразование российского государства.

(слайд ______)

Это д ень покушения на императора Александра II , закончившийся его гибелью . Каким же был император? Попрошу помочь моих ассистентов (Надёжкина В.)

(слайд ______)

УЧЕНИК . Старший сын Николая I и Александры Фёдоровны (дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III).

Родился 29 апреля 1818 г. в Москве. Воспитателем наследника был поэт В. А. Жуковский.

После смерти отца вступил на престол.

Его первым важным решением стало заключение Парижского мира (30 марта 1856 г.), который положил конец Крымской войне. Воцарение Александра II отмечено «оттепелью» в общественно-политической жизни России. По случаю коронации (12 сентября 1856 г.) он объявил амнистию декабристам. Несмотря на о, что Александр II по своим взглядам не являлся либералом, он глубоко осознавал необходимость перемен и стал одним из великих реформаторов в истории России.

3 марта 1861 г. издал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. В годы правления Александра II осуществлялись ключевые государственные реформы. Административная реформа вводила губернские и уездные земские учреждения. Судебная - публичность и гласность суда, независимость судей, новый порядок судопроизводства. После преобразования военного ведомства рекрутская повинность сменилась срочной службой. Реформа народного образования расширила права университетов.

При Александре к России были присоединены Кавказ, Туркестан, Приамурье, Уссурийский край, Курильские острова (в обмен на южную часть Сахалина). Стремясь усилить своё влияние на Балканах и помочь национально-освободительному движению славянских народов, страна воевала с Турцией (1877-1878 гг.).

Однако положение крестьянства существенно не улучшилось. Несмотря на либеральные реформы, в России нарастало революционное движение. На жизнь императора неоднократно покушались (1866, 1867, 1879 и 1880 гг.). (УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И УЧЕНИК САДЯТСЯ)

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Таким предстаёт перед нами император Александр II в исторической справке, а давайте обратимся к тексту рассказа и посмотрим, какой портрет даёт нам Шмелёв.

(слайд ________)

(стр. 51) Это тот царь, с хохлом… портрет его, в золотой раме, висит в столовой. Тот, особенный, кто всё может… может и казнить, и миловать? Его помазал сам Бог, -- рассказывал мне Горкин, -- и он не простой человек, а как угодник и святые люди. Его поставил Бог, и он особенно близкий к Богу. Ходит в золоте, и ест на золоте, и ест не то, что едят все люди. Что же он может есть? – я не могу придумать.

Найдите в тексте слова Антипушки, который даёт оценку царствованию Александра II .

(с. 52) Да, преставился наш царь-батюшка, царство ему небесное, вечный покой. Не простой он был царь, а отец родной, царь - Освободитель… нас, крестьянский народ на волю выписал, выкупил у господ… и крепостных теперь нету, и меня выкупил… годов двадцать как выкупил… царь благой, наш Ослободитель…, а его лихие губители вчера в Питере убили, лиходеи…, что нас вот ослободил…

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

(слад ____)

После крестьянской реформы 1861 года не все слои российского общества были удовлетворены её итогами. Часть радикально настроенной интеллигенции выражало недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния. У неё сложилось преувеличенное представление о том, что реформа была встречена народом враждебно.

Во второй половине 1860 – начале 70 годов зарождаются народнические организации, главной целью которых было организовать крестьянскую революцию в России. Её члены ставили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда.

(слайд _________)

Одной из народнических организаций была организация «Народная воля». В июле 1878 года её членами был вынесен смертный приговор Александру II . Они были убеждены, что гибель царя послужит сигналом для крестьянской революции.

Исполнительный комитет «Народной воли» начал настоящую охоту на императора. Тщательно проследив маршруты царских выездов, народовольцы по возможному пути следования самодержца, на Малой Садовой улице, сняли лавку для торговли сыром. Из помещения лавки был сделан подкоп под мостовую и заложена мина. Неожиданный арест одного из лидеров партии Желябова в конце февраля 1881 г. заставил ускорить подготовку покушения, руководство которым взяла на себя Софья Перовская. Разрабатывался еще один вариант: были срочно изготовлены ручные снаряды на тот случай, если Александр II проследует по другому маршруту - по набережной Екатерининского канала. Там его ждали бы метальщики с ручными бомбами.

1 марта 1881 года царь поехал по набережной. Взрывом первой бомбы, брошенной Рысаковым, была повреждена царская карета, ранено несколько охранников и прохожих, но Александр II уцелел. Тогда другой метальщик, Гриневицкий, подойдя вплотную к царю, бросил ему бомбу под ноги, от взрыва которой оба получили смертельные ранения. Александр II скончался через несколько часов.

(слайд _______)

(Любишкина) УЧЕНИК «…Грянул взрыв

С Екатеринина канала,

Россию облаком покрыв.

Всё издалёка предвещало,

Что час свершится роковой,

Что выпадет такая карта…

И этот века час дневной –

Последний – назван первым марта»

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

Именно это событие и отразил в своём произведении И.С.Шмелёв. Он не показывает нам цареубийство, но мастерски передаёт атмосферу в обществе.

(слайд _______)

От чьего лица ведётся повествование в рассказе «Страх»?

Опишите героя- рассказчика. Что можно сказать о характере героя, воспитании и отношении к жизни и людям?

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Приведите фрагменты, которые показывают переживаемые героями рассказа чувство страха.

В рассказе мы встречаемся с упоминанием о НИГИЛИСТАХ. Как называют их простые люди? (ЭНТИ, МИГИЛИСТЫ)

(слайд ________)

Кто же такие были эти новые люди? Слово УЧИТЕЛЮ ИСТОРИИ.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

(слайд ________)

Нигилисты , Нигилизм… Что это за явление? Так называют учение, утверждающее, что вся жизнь и действительность ограничены лишь явлениями, нет ничего выше чувственного. Но это только теория нигилизма, на деле же это понятие отрицает важность добра, доблести и правды и высших основ бытия. Развитие нигилизма началось в XIX веке в результате притока атеистических и материалистических идей. Нигилисты придерживались точки зрения полного отрицания, для них не было ничего, достойного уважения. Они считали пустяками все, чему люди привыкли преклоняться, глумились над общепринятыми категориями, стремились поломать все, за чем утверждена вековая давность.

МАЛАХОВ. УЧЕНИК Сами нигилисты считали себя людьми, которые ко всему относятся критически, не признают авторитета и не принимают на веру принципов. Отрицание доходило у нигилистов до мании, они даже стыдились, если приходилось разделять с кем-либо свое мнение. Нигилизм – что это? Безусловное отрицание или противоречие принципам? Согласно нигилизму все идеалы человечества – это просто призраки, которые ограничивают свободное сознание человека и мешают ему жить правильно.

ШАВЕЛЬКИН. УЧЕНИК Нигилизм признавал в этом мире только материи, только атомы, которые образуют то или иное явление. Основные причины нигилизма – это эгоизм и чувство самосохранения, не знающее чувства духовной любви. Все творческое, по мнению нигилистов, - сущая ерунда, ненужная и напускная. Понятно, что к религии они относились тоже враждебно. Нигилизм отрицает существование Бога и бессмертие души.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

Почему простые люди боятся нигилистов? Найдите в рассказе отрывки, в которых показан страх перед ними.

(слайд _________)

Какая тональность преобладает в начале рассказа?

Как постепенно меняется настроение его главных героев?

Страх перед неизвестностью мучает население. Вдох облегчения раздаётся только тогда, когда «Присягу» успели поцеловать. На смену умершему императору пришёл новый.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

(слайд ________)

Этим новым императором становится сын Александра II . АЛЕКСАНДР III . Он вступил на престол 2 марта (14 марта) 1881 года, после убийства отца, которое повергло правящий класс империи в глубокое смятение и страх за судьбу династии и государства. К императору и Наследнику впервые в истории приводились «и крестьяне наравне со всеми верными подданными российского государства.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ : Спокойствие приходит только тогда, когда государство обретает нового императора.

Найдите в рассказе портрет императора. Можно ли сказать, что народ возлагает надежды на спасителя? Как это показывается портретом?

У нас опять царь, и враги не придут нас резать. Прежнего царя перенесли на боковую стенку, рядом с бисерной барыней, а над столом повесили нового царя. Все у нас говорят, что этот царь очень сильный, может даже сломать подкову. Это хорошо: враги будут его бояться. Новый царь весело глядит, глаза у него синие, большие, лицо большое, как у Василь Василича, и борода такая же, широкая, золотая. А лоб высокий, с залысиной, «мудреющий».

(слайд ________)

Обратите внимание на стилистику произведения, на его синтаксис. Почему в рассказе «Страх» так много просторечных слов, восклицательных предложений, вопросительных предложений и многоточий?

- Какие слова и почему выделены в тексте рассказа особым шрифтом- курсивом?

- Вернёмся к теме нашего урока. Соответствует ли название рассказа замыслу писателя?

ИНТРЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

В рассказе Шмелёв употребляет слово СТРАХ и его синонимы – 33 раза

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ- 25

ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ- 45

МНОГОТОЧИЙ- 100

    Заключительная часть

(слайд _______)

1. Итог урока

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

- Ребята, скажите, удалось ли И.С.Шмелёву создать образ исторической эпохи в своём поизведении?

И.С. Шмелёв, рисуя картину жизни, обращается к исторической эпохе и через вымышленных героев, чьи судьбы он показывает на фоне исторического времени, раскрывает образ исторического события.

Шмелёв глазами главного героя- ребёнка показывает конкретную историческую эпоху. Страх- движущая сила рассказа.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Ребята, как вы думаете, можно ли оправдать убийство Александра II ?

(слайд ________)

Цареубийство не стало, вопреки ожиданиям народников, началом крестьянской революции. Более того, народ был ошеломлён и испуган. Крестьяне и обыватели Александра II жалели. Народническое движение зашло в тупик. Александр II вошёл в русскую историю как царь- освободитель, а его гибель оказалась напрасной неоправданной жертвой политических разногласий в российском обществе второй половины XIX века.

2. Д/з. Подготовить устное выступление по вопросам

(слайд _________)

Точка зрения: Какие образы русских людей вам особенно запомнились?

Какие черты национального характера раскрываются в рассказе?

«С грустью гляжу я на снеговую гору в саду: она размякла, течет, продавили ее салазки. Март на дворе, кончилась зима. Вчера в первый раз подавали к чаю «жавороночков»из булочной. Такие они красивые, румяные, не наглядишься. Румяная головка с глазками из черничинок выглядывает из заплетенной косы как будто; но это не коса, а так сложены крылышки. Жавороночки прилетели – весна пришла. И радостно мне, и грустно. Всегда грустно, когда уходит хорошее. Много было зимой хорошего…»

Издательство: "Эксмо" (2014)

электронная книга

Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:

Шмелёв, Ива́н Серге́евич (21 сентября (3 октября) , Москва - 24 июня , Бюси-ан-От близ Парижа) - русский писатель .

Биография

Иван Сергеевич Шмелев родился в Кадашевской слободе Замоскворечья 21 сентября 1873 года (по ст.стилю). Дед Ивана Сергеевича - государственный крестьянин из Гуслиц Богородского уезда , Московской губернии - поселился в Москве после пожара 1812 г . Отец писателя принадлежал купеческому сословию, но торговлей не занимался, а был подрядчиком, хозяином большой плотничьей артели, а также держал банные заведения. Окончив гимназию, в 1894 г. Шмелёв поступает на юридический факультет Московского университета . Первый рассказ Шмелёва «У мельницы» был опубликован в журнале «Русское обозрение» в 1895 г. Осенью 1895 г. совершает поездку в Валаамский монастырь . Результатом этого путешествия явилась его книга - очерки «На скалах Валаама», опубликованная в Москве в 1897 г.. После окончания университета в 1898 г. в течение года проходит военную службу, затем восемь лет служит чиновником в глухих местах Московской и Владимирской губерниях.

Особую известность получили произведения, написанные под воздействием первой русской революции (повести «По спешному делу», «Распад» (1906); рассказы «Вахмистр» (1906), «Иван Кузьмин» (1907)). В 1911 году Шмелёв пишет одно из своих значительных произведений - «Человек из ресторана», имевшее оглушительный успех и которое даже было экранизировано в СССР в 1927 году (реж. - Я. Протазанов, в ролях: М. Чехов, В. Малиновская, И. Коваль-Самборский).

В 1912 году организуется издательство «Книгоиздательство писателей в Москве», членами-вкладчиками которого становятся И. Бунин , Б. Зайцев , В. Вересаев , И. Шмелев и др. Все дальнейшее творчество Шмелева 1900-х связано с этим издательством, издавшим собрание его сочинений в восьми томах. Публикуются повести и рассказы («Стена», «Пугливая тишина», «Волчий перекат», «Росстани» и др.), вышедшие в течение 1912-1914.

Семья Шмелевых. Предки и потомки писателя

◄Первое поколение

  • Аксинья Васильевна (1743--?)

◄Второе поколение

  • Иван Иванович Большой (1784--?)

жена Ульяна Васильевна (1788--?)

  • Иван Иванович Меньшой (1785 - не ранее 1823)

жена Устинья Васильевна (1792 - после 1863)

◄Третье поколение

  • Андрей Иванович (1807--?)
  • Захар Иванович (1809--?)
  • Анна Ивановна (1810--?)
  • Василий Иванович (1812 - не ранее 1869)

жена Надежда Тимофеевна (1818 - не ранее 1880)

  • Акулина Ивановна (1813--?)
  • Пелагея Ивановна (1814-1880)
  • Андрей Иванович (1815--?)
  • Гаврила Иванович (март 1816 - декабрь 1816)
  • Иван Иванович (1819 - после 1872)

жена Пелагея Петровна (1821-1863)

◄Четвертое поколение

  • Егор Васильевич (1838-1897)

жена Екатерина Семеновна (1843--?)

  • Сергей Иванович (1842-1880)

жена Евлампия Гавриловна Савинова (1846-1932)

  • Павел Иванович (1847 - до 1873)
  • Анна Ивановна (1852--?)
  • Любовь Ивановна (1854--?)

◄Пятое поколение

  • Мария Егоровна (1866?--?)
  • Елизавета Егоровна (в замужестве Семенович; 1866?--?)
  • Алексей Егорович (1867-1887)
  • София Сергеевна (в замужестве Любимова; 1868--?)
  • Мария Сергеевна (1869--?)
  • Николай Сергеевич (1871-1928)
  • Сергей Иванович (1875--?)
  • Иван Сергеевич (1873-1950) писатель

жена Ольга Александровна Охтерлони (1875-1936)

  • Екатерина Сергеевна (1879 - после 1918)

◄Шестое поколение

  • Сергей Иванович Шмелев (1896-1920/1921)
  • Екатерина Никаноровна Любимова
  • Мария Никаноровна Любимова (1903 - конец 80-х гг.)

муж Александр Александрович Ольшевский

  • Ольга Никаноровна Любимова

муж Андрей Сергеевич Дураков

  • Андрей Никанорович Любимов (?--1936)
  • Никанор Никанорович Любимов (1896--?)

жена Ольга Васильевна (? - начало 70-х)

  • Иван Никанорович Любимов (1905-1975)

◄Седьмое поколение

  • Андрей Андреевич Любимов (Дураков) (род. 1924)

жена Мария Васильевна Усова (род. 1924)

  • Татьяна Андреевна Дуракова
  • Ольга Ивановна Любимова (род. 1934)

муж Вадим Константинович Елисеев

  • Евгений Александрович Ольшевский (1926-1984)

◄Восьмое поколение

  • Татьяна Андреевна Любимова (род. 13-10-1953)

муж Владимир Александрович Дяченко (род. 1955)

  • Вадим Вадимович Елисеев (род. 1964)

жена Елена Леонидовна Кузьменкова

  • Наталья Евгеньевна Ольшевская

муж Андрей Владимирович Семенякин

◄Девятое поколение

  • Олег Владимирович Дяченко, Oleg Diaczenko (род. 12-07-1979)

жена Анна Липинська (род. 1981)

  • София Вадимовна Елисеева (род. 1995)

Произведения

  • На скалах Валаама 1897
  • По спешному делу , 1906
  • Вахмистр , 1906
  • Распад , 1906
  • Иван Кузьмич , 1907
  • Гражданин Уклейкин , 1907
  • В норе , 1909
  • Под небом , 1910
  • Патока , 1911
  • Человек из ресторана , 1911
  • Неупиваемая чаша , 1918
  • Карусель , 1916
  • Суровые дни , 1917
  • Лик скрытый , 1917
  • Степное чудо, сказки , 1921
  • Солнце мёртвых , 1923
  • Как мы летели , 1923
  • Каменный век , 1924
  • На пеньках , 1925
  • Про одну старуху , 1925
  • Въезд в Париж , 1925

© Шмелев И. С., наследник, 2014

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

* * *

С грустью гляжу я на снеговую гору в саду: она размякла, течет, продавили ее салазки. Март на дворе, кончилась зима. Вчера в первый раз подавали к чаю «жавороночков» из булочной. Такие они красивые, румяные, не наглядишься. Румяная головка с глазками из черничинок выглядывает из заплетенной косы как будто; но это не коса, а так сложены крылышки. Жавороночки прилетели – весна пришла. И радостно мне, и грустно. Всегда грустно, когда уходит хорошее. Много было зимой хорошего.

Я стою на размякшей горе и слушаю, как уныло благовестят. Я знаю, что начинается Великий пост. Но почему Горкин такой печальный? Он любит Великий пост, а теперь ходит повеся голову. И все в нашем доме и на дворе какие-то другие, – все шепчутся и украдкой заглядывают в окна. А сегодня утром матушка велела позвать кучера Гаврилу и спрашивала тревожным голосом, шепотком: «В городе был… ну как… ничего?» Гаврила смотрел испуганно и говорил боязливо как-то и печально: «Так-то на улицах ничего, тихо, а… чего-то будто опасаются, энтих боятся… а никого не видно, энтих… да их так-то не увидишь, они по чердакам хоронятся… в народе слышно так, говорят… бунту нету, а опасаются… всех дворников в часть скликали, и чтобы все ворота закрыть и на запоре держать». Я расспрашивал и Горкина, и плотников, но они ничего мне не объяснили, только руками машут. Что такое – не знаю, а что-то страшное. Про энтих я что-то знаю. Это, пожалуй, мигилисты, которых мясники бьют. Недавно били ножами, а то они хотят всех порезать и под свою волю покорить. Еще я знаю, что они какую-то химию вытворяют, гоняют зеленый дым. Будто даже и наш Леня гоняет зеленый дым. Он учится в реальном училище, вот и вытворяет химию, и такая вонь в комнате у него, – ихняя горничная Настя говорила, это дядина горничная, они на одном дворе живут с нами, только забора у нас нет, общий двор, родственники наши они, троюродные, – такая вонь, говорит, как самая нечистая… и будто он энтих вызывает, на зеленый дым… по ночам и являются к нему, душу им продает, как пан Твардовский, скорняк нам читал недавно. Я знаю, что это глупости, и Горкин мне говорил, но все-таки про это лучше не говорить. А старшая сестра сказала, что напрасно Леня «этим увлекается», – химией? – «может и в Петропавловку угодить». Я спросил, что это такое – «Петропавловка», а сестра сделала страшные глаза и сказала, что я еще маленький, не пойму. А Горкин и совсем не знает, и не велит мне болтать пустое. А про мигилистов у нас и на дворе говорят, ругаются. Недавно дворник Гришка, известный озорник, – его скоро рассчитают, только вот году исполнится, как отец скончался, – обругал старого кучера Антипушку: «Мигилист плешивый!» Антипушка перекрестился на такое слово и отплюнулся: «Язык отсохнет, каким ты словом человека обзываешь!» Это все равно, что нечистым обозвать. И вот все боятся, что и Леня будет мигилистом. Он уж и теперь не желает постное есть и не ходит в церковь, а дяденька его балует. На свою голову и набалует, долго ли до греха!

© Шмелев И. С., наследник, 2014

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

* * *

С грустью гляжу я на снеговую гору в саду: она размякла, течет, продавили ее салазки. Март на дворе, кончилась зима. Вчера в первый раз подавали к чаю «жавороночков» из булочной. Такие они красивые, румяные, не наглядишься. Румяная головка с глазками из черничинок выглядывает из заплетенной косы как будто; но это не коса, а так сложены крылышки. Жавороночки прилетели – весна пришла. И радостно мне, и грустно. Всегда грустно, когда уходит хорошее. Много было зимой хорошего.

Я стою на размякшей горе и слушаю, как уныло благовестят. Я знаю, что начинается Великий пост. Но почему Горкин такой печальный? Он любит Великий пост, а теперь ходит повеся голову. И все в нашем доме и на дворе какие-то другие, – все шепчутся и украдкой заглядывают в окна.