Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей № 6
Методическое пособие
по физической культуре
для учащихся 9-11 классов
Г. Бердск
2008 год
Методическое пособие
по физической культуре
для учащихся 9-11 классов
автор-составитель : Поваляева Людмила Викторовнаучитель физической культуры,
высшей квалификационной категории
МОУ лицей № 6 г. Бердска
I . Факторы, укрепляющие здоровье:
Внимание! Во время приготовления горячей пищи некоторые витамины разрушаются, поэтому рекомендуется, есть многие овощи, фрукты и ягоды в сыром виде.
Питаться надо регулярно! Это очень важно. В течение дня пищу принимать следует 4 раза. Есть надо в одно и то же время, не спеша, хорошо пережёвывая пищу. Разговоры и занятия посторонними делами во время еды уменьшают выделение желудочного сока и тем самым ухудшают пищеварение. Ужинать следует не позднее, чем за 1,5 – 2 часа до сна. Занятия физическими упражнениями требуют соблюдения питьевого режима. Во время интенсивных тренировок, туристских походов, летом в жаркую погоду организм нуждается в большом количестве воды. Пить надо чаще, но небольшими порциями. Если пить за один приём много воды, можно перегрузить сердце.
3. Закаливание
– это постепенное приспособление организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Человек с давних времён пользуется солнцем, свежим воздухом, водой для укрепления своего здоровья. Под воздействием солнца, воздушных и водных процедур улучшается деятельность нервной системы, сердца, сосудов, дыхания.
Существуют чёткие правила закаливания:
Закаляйся! Если хочешь быть здоров!
Учимся дышать животом!
Одежда и обувь нуждаются в постоянном уходе. Одежду, прилегающую к телу, стирают после каждой тренировки. Загрязнённую и намокшую обувь очищают, просушивают и смазывают кремом. Хранить спортивную одежду и обувь надо в проветриваемом помещении.
II . Основные причины травматизма во время занятий физической культурой.
1. Организация занятий. Основные причины получения травм во время выполнения физических упражнений в большинстве случаев связаны с неправильной организацией занятий. Причинами этого может стать неудовлетворительное состояние места занятий, неисправное оборудование и инвентарь, неблагоприятные погодные условия, неподходящая обувь или одежда, отсутствие страховки и самостраховки, недостаточная тренированность и форсированная (чрезмерная) нагрузка, низкая поведенческая культура занимающихся, отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований. Таким образом, причины несчастных случаев и травм кроются в нарушениях обязательных правил при проведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в учебном заведении. Эти правила изложены в специальных инструкциях по разным видам физкультурно-спортивной деятельности (по гимнастике, лёгкой атлетике, подвижным играм, спортивным играм, лыжной подготовке и т.д.), с ними учащихся знакомит учитель физической культуры перед началом занятий. 2. Состояние здоровья. Необходимо строго придерживаться рекомендаций врача о возобновлении занятий физкультурой после перенесённых заболеваний. Так, например, при воспалительном процессе в бронхах, лёгких под действием сильных лекарств смазывается клиническая картина. Человек чувствует себя здоровым, а процесс болезни скрыто продолжается, при высокой физической нагрузке (особенно соревновательной) может дать молниеносное обострение с явлением острой сердечно-сосудистой недостаточности.III . Первая доврачебная помощь
при занятиях физическими упражнениями.
IV . Самоконтроль.
Занятия физической культурой и спортом приносят большую пользу, если следить за тем, какое воздействие оказывают на организм физические нагрузки.
1. Дневник самоконтроля
нужен для отслеживания развития функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, для умелого управления своим самочувствием и настроением. В дневник самоконтроля записываются данные о весе своего телосложения, частоте пульса до и после тренировки и соревнований, силе мышц рук, самочувствии, сне, аппетите и т.д. дневник следует периодически показывать учителю физической культуры и врачу с целью консультации по возникающим вопросам, корректировки двигательного режима и физических нагрузок. Результаты регулярных занятий обязательно положительно скажутся на спортивных достижениях, которые можно записать в дневник самоконтроля:
Мои рекорды
Вид упражнения
Физическая культура направлена на укрепление здоровья и развитие физических возможностей человека, чтобы он мог хорошо учиться, трудиться, не утомляясь и быстро восстанавливать свои силы.
V . Цель и задачи физического воспитания.
VI . Основные понятия физического воспитания.
В обиходе и практике мы часто пользуемся словосочетаниями «физкультура», «спорт», ставя эти слова рядом, однако, надо знать, что их смысл не идентичен.
1.Физическая культура
– органическая составная часть общей культуры общества и личности, вид социальной деятельности людей, направленный на укрепление здоровья и развитие их физических способностей, на подготовку к жизненной практике. Показателями состояния физической культуры являются: совокупность материальных духовных ценностей, созданных для физического совершенствования; уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физических упражнений в сфере воспитания, образования, в производстве и быту. Понятие «физическая культура» наиболее общее и наиболее широко оно вбирает в себя и такое частное более узкое понятие, как «спорт».
2. Спорт
(англ.Sport - игра, развлечение) – составная часть физической культуры, вид социальной деятельности людей, заключающийся в организованном сопоставлении их сил и физических способностей, в борьбе за первенство или высокий результат. Распространёнными производными от этих двух основных понятий являются:
VII . Физические качества человека.
Средства и методы их воспитания.
2. Основные средства и методы воспитания физических качеств. Основными средствами воспитания физических качеств являются физические упражнения (скоростно-силовые, упражнения на выносливость, на координацию движений и др.)
Для воспитания физических качеств используются различные методы: равномерный, переменный, интервальный, круговой, соревновательный и др.
VIII . Спортивные игры
1. Баскетбол.
1.1. Значение.
1.2. История.
Баскетбол изобрёл преподаватель международной тренировочной школы в Спрингфилде (США) Джеймс Нейсмит в 1891 году. Бросали тогда мяч не в кольцо, а в обычную плетёную корзину. Отсюда произошло название игры: «баскет» в переводе с английского – корзина, «бол» - мяч. В команде было по девять игроков. В 1894 г . в США были изданы первые официальные правила баскетбола, а в 1895 г . там же состоялись первые официальные соревнования по этому виду спорта. В 1932 г . была создана Международная любительская федерация баскетбола (ФИБА). В 1936 г. мужской баскетбол был впервые включён в программу Олимпийских игр в Берлине, первыми олимпийскими чемпионами стали баскетболисты США. Женские команды начали борьбу за олимпийские медали в 1976 г. в Монреале первые золотые медали выиграли советские спортсменки.В России в баскетбол начали играть с 1906 г . В 1932 г. состоялся первый чемпионат страны, в котором участвовали только женщины. Победили московские спортсменки. С 1947 г. наши баскетболисты принимают участие в крупных международных турнирах. Они неоднократно побеждали на чемпионатах мира и Европы. На Олимпийских играх 1972 г. в Мюнхене наши спортсмены впервые стали олимпийскими чемпионами, победив в финале сборную США. За период, в течение которого баскетбол входит в олимпийскую программу (с 1936 по 2000 г.), наилучших результатов по общему количеству олимпийских наград в этом виде спорта добились команды США и России (СССР). За это время только одному человеку удалось завоевать в этом виде спорта три золотые олимпийские награды. Этого сумела добиться Т. Эдвардс, игравшая в составе сборных США, которые побеждали на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе (1984), Сеуле (1988) и Атланте (1996).
1.3. Основные правила проведения соревнований.
1.4. Правила техники безопасности при занятиях баскетболом.
1.5. Овладение двигательными действиями.
Бег с изменением направления и скорости используется для освобождения от опеки защитника с последующим выходом для получения мяча. Рывок выполняется после вышагивания (выпада) в одну сторону с последующим рывком в противоположную.Передача мяча одной рукой от плеча – наиболее распространённый способ передачи. Одной рукой от плеча мяч передаётся на близкое и среднее расстояние. Мяч выносится двумя руками над правым плечом. Правая рука находится сзади мяча, немного снаружи, пальцы указывают вверх, а ладонь – в сторону цели. Левая рука расположена на передней поверхности мяча. Левая нога впереди. Мяч выносится правой рукой вперёд, при этом левая рука с мяча «сходит». Мяч выпускается захлёстывающим движением кисти. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола . Этот способ передачи целесообразно применять, когда на пути партнёра находится соперник. Мяч ударяется об пол около ног и под вытянутыми руками соперника, чтобы он не смог блокировать или прервать передачу. Передача выполняется следующим образом: мяч удерживается на уровне груди, пальцы широко расставлены, большие пальцы расположены параллельно друг другу. Мяч посылается вниз-вперёд. Эта передача самая медленная, её нужно использовать только в случае уверенности в успехе. Передача мяча во встречном движении. Передача в движении совершается после ловли мяча под широкий шаг правой (левой) ногой, далее происходит шаг левой (правой) ногой, и во время последующего толчка ногой происходит передача двумя руками от груди. Передача должна выполняться на грудь партнёру, ловля мяча – на вытянутые руки вперёд руки. Выполнять передачу нужно быстро и точно в цель; при передаче мяча руки выпрямлять до конца, передавать мяч пальцами; после выпуска мяча пальцы должны смотреть в сторону партнёра. Совершать навыки передачи следует постоянно. Ведение мяча с изменением направления и обводка препятствий. Для изменения направления ведения необходимо сильнее согнуть ноги, наклониться в сторону предполагаемого движения. Кисть накладывается на мяч со стороны, противоположной направлению движения. При сближении с защитником мяч следует вести дальней рукой от противника, укрывая его туловищем от возможного выбивания. Бросок мяча одной рукой от головы в движении. Для атаки корзины в движении эффективнее использовать бросок одной рукой сверху. Бросок в движении выполняется следующим образом: при броске с правой стороны мяч ловится под правую ногу, последующий шаг левой ногой укороченный (стопорящий), толчком правой ноги совершается выпрыгивание вверх с выносом мяча над плечом, мяч выпускается с руки движением кисти. При выполнении данного броска необходимо обратить внимание на следующие моменты: вынос бедра маховой ноги производится в направлении вперёд-вверх; в последней фазе броска бросающая рука, туловище и ноги составляют одну прямую линию; тренировать бросок нужно как с левой, так и с правой стороны. Бросок мяча одной рукой от головы в прыжке. Это основное средство нападения в современном баскетболе. До 70% всех бросков игры выполняется этим способом с различных дистанций. В зависимости от игровой обстановки этот бросок можно выполнять с места, после ловли мяча в движении, после ведения. Вначале броски выполняются с близкой дистанции, далее её увеличивают до 4-4,5 м. В подготовительной фазе игрок, отталкиваясь двумя ногами, одновременно выносит мяч на правой руке над головой, поддерживая его левой спереди-сбоку. Кисть бросающей руки расположена параллельно полу. В основной фазе игрок в высшей точке прыжка за счёт разгибания руки и кисти выпускает мяч. Левую руку снимают с мяча в момент начала движения кисти правой руки. Мяч выпускается примерно под углом 60 градусов к горизонтали, и ему за счёт хлёста кисти придаётся обратное вращение. После выпуска мяча игрок приземляется на обе ноги. Штрафной бросок. Существуют различные способы выполнения: двумя руками от груди; одной или двумя руками от головы; одной рукой от плеча. Выполняя бросок нужно встать у линии штрафного броска, сделать один-два удара в пол, глубокий вдох-выдох и на задержке дыхания выполнить бросок. Вырывание и выбивание мяча. При вырывании необходимо захватить мяч двумя руками и рвануть его на себя. Выбивание мяча из рук соперника осуществляется движением кисти сверху или снизу. Держание игрока с мячом. Может производиться в различных игровых ситуациях:2. Футбол.
2.1. Значение.
2.2. История.
Название игры произошло от английских слов «фут» - ступня и «бол» - мяч. Известно, что «ножной мяч» появился в Англии более ста лет назад. Однако, истоки современного футбола уходят в далёкое прошлое, его черты находят в различных играх с мячом, которые были известны ещё до нашей эры в странах Древнего Востока. В Англии нашли самую совершенную по тем временам и не устаревшую по сей день круговую форму проведения футбольных соревнований (когда каждая команда играет с каждой другой). На Британских островах возник и первый футбольный клуб – «Шеффилд Юнайтед» (1855). В отличие от других видов спорта футбол самый консервативный. Правила игры почти не изменились с 1863 г. но в них не было двух очень существенных положений, без которых современный футбол немыслим: 11-метрового штрафного удара, называемого пенальти , и судьи в поле. В прежние времена он руководил действиями футболистов с трибуны. В 1904 г. была образована Международная Федерация футбольных ассоциаций – ФИФА. Сегодня это самая крупная в мире международная спортивная организация. В программе Олимпийских игр футбол появился в 1900 г., а первый чемпионат мира по футболу состоялся в 1930 г. мировые первенства проводятся с тех пор регулярно каждые 4 года в промежутке между Олимпийскими играми. В России футбол начал развиваться с конца позапрошлого столетия. В 1898 г. в Петербурге состоялся первый товарищеский матч. Первенство России было проведено в 1912 г . в том же году сборная России приняла участие в Олимпийских играх в Стокгольме . Регулярно с 1936 г. проводятся чемпионаты и Кубки страны. Наши футболисты дважды становились олимпийскими чемпионами на Олимпийских играх; в Мельбурне в 1965 г. и в Сеуле в 1988 г. в 1960 г. сборная СССР завоевала золотые медали на чемпионате Европы. Три футболиста сборной СССР – вратарь Л. Яшин, нападающие О. Блохин, И. Беланов в разные годы были названы лучшими футболистами Европы. Славные страницы в летопись футбола вписали столичные клубы «Спартак», ЦСКА, «Динамо», «Торпедо» и замечательные игроки – братья Старостины, К. Бесков, В. Иванов, И. Нетто, Г. Федотов, Р. Дасаев и многие другие.
Основные правила проведения соревнований.
Правила техники безопасности при занятиях футболом.
Перед началом уроков или соревнований по футболу необходимо надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользящей подошвой, соответствующую сезону, погоде и месту проведения. Проверяется исправность и надёжность спортивного инвентаря и оборудования.
Во время уроков или соревнований необходимо:
2.5. Овладение двигательными действиями.
Техника передвижений. Для совершенствования техники передвижений, остановок, поворотов используют различные подвижные игры и эстафеты без мяча и с мячом. Удар по катящемуся мячу внешней частью подъёма. При ударе по удаляющемуся катящемуся мячу опорная нога ставится за мячом, если мяч движется навстречу – перед мячом, чтобы мяч в момент удара находился в положении как при ударе по неподвижному мячу. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удар внутренней стороной стопы – один из наиболее используемых в игре, применяется при обороне своих ворот, передачах и взятии ворот. При выполнении удара по летящему мячу сбоку туловище должно быть наклонено в сторону опорной ноги. Удар по летящему мячу средней частью подъёма. В начале изучения удара средней частью подъёма с лёта повторяют упражнения начальной стадии изучения этого удара. После этого переходят к ударам по летящему мячу. Удар носком. Удар носком используется при игре не очень часто. В основном этот приём применяется при выбивании мяча у противника, когда в игровом эпизоде нужно протолкнуть мяч, играя на опережение, и когда нет времени для выполнения удара другим способом. Применяется только теми игроками, которые или не владеют основными видами удара, или вынуждены прибегать к нему в особой игровой ситуации. Техника удара носком почти полностью совпадает с техникой удара серединой подъёма. Отличие – в разном положении стопы. При ударах носком стопу оттягивают так, чтобы носок в момент удара был направлен к центру мяча. При изучении удара носком применяются те же упражнения, что и при изучении удара серединой подъёма.Удар серединой лба на месте. Головой можно сделать необходимые передачи, выбить мяч из опасной зоны вблизи ворот, выполнить точные и опасные удары по воротам. Выполняются удары головой без прыжка, в прыжке и в падении. Удар серединой лба наиболее точный, так площадь соприкосновения с мячом большая и некоторые смещения в приложении удара не изменяют направление движения мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии . Если мяч во время игры полностью выйдет за боковую линию (по земле или по воздуху), его надо вбросить руками с того места, где он вышел за линию. В момент вбрасывания мяча игроки атакующей команды могут располагаться в любой точке футбольного поля, даже у ворот команды соперника, не рискуя попасть в положение «вне игры». Этот приём выполняется с места, с разбега и в падении. Игрок, выполняющий вбрасывание, должен стоять лицом к полю за линией или на ней так, чтобы обе ноги касались грунта. Мяч вбрасывается двумя руками из-за головы. Ведение мяча в различных направлениях и с различной скоростью с пассивным сопротивлением защитника. Во время игры этот приём используют все игроки, находящиеся на поле. Поэтому рекомендуется использовать различные упражнения, эстафеты и подвижные игры, связанные с ведением мяча. Направление и характер ударов по мячу при ведении зависит от различных условий, от намерений игрока, владеющего мячом, и окружающей его обстановки на футбольном поле. Обманные движения (финты) составляют группу технических приёмов, которые выполняются в единоборстве с противником. Они применяются для обыгрывания соперника. В технике выполнения обманных движений выделяют две основные фазы: ложное движение, рассчитанное на введение соперника в заблуждение, и истинное движение. Наиболее доступными для обучения являются финты на «удар» и «остановку» мяча. Остановка опускающего мяча внутренней стороной стопы. При остановке мяча, падающего сверху, занимающийся располагается боком к направлению полёта мяча. В момент остановки мяча он незначительно сгибает в колене опорную ногу и ногу, которой останавливает мяч. Нога, которая останавливает мяч, должна быть расслаблена. Трудность выполнения данного технического приёма заключается в определении места приземления мяча (за опорной ногой). Поэтому нужно выполнить ряд перемещений, чтобы прийти в исходное положение для остановки мяча.3. Волейбол
3.1. Значение.
Волейбол – спортивная игра, которая пользуется большой популярностью среди молодёжи. Занятия волейболом способствуют развитию многих физических способностей: силы рук и плечевого пояса, прыгучести, быстроты реакции, координации движений в пространстве и во времени. Волейбол считается одним из самых доступных видов спорта, в нём могут проявить себя игроки с различными физическими данными, как невысокого роста, так и высокого. В западных странах очень популярен пляжный волейбол (2 х 2), в последние годы по этому виду спорта проводятся чемпионаты Европы и мира, и он включён в программу Олимпийских игр. Получает развитие такая игра и в нашей стране.3.2. История.
Волейбол начал развиваться в США с 1895 г
. Основоположником этой игры был пастор Уильям Морган -
преподаватель колледжа в городе Холиок.
Было предложено дать игре название «волейбол», что в переводе с английского означает «летающий мяч» (от «волей» - отбивать на лету и «бол» - мяч). В 1900 г.
были приняты первые правила волейбола. В 1947 г.
была основана Международная федерация волейбола (ФИВБ),
и игра получила широкое распространение во многих странах мира. Наши спортсмены в 1935 г
. приняли участие в первой международной встрече со спортсменами Афганистана. С 1949 г
. начали проводиться чемпионаты мира по волейболу среди мужских команд, а с 1952 г
. – среди женских команд. Уже на первом чемпионате наши спортсмены стали победителями, а спортсменки в этом же году стали чемпионками Европы. С тех пор наши спортсмены всегда занимали самые высокие места на международной арене. В программу Олимпийских игр волейбол впервые был включён в 1964 году в Токио.
Золотые медали на этой Олимпиаде выиграли волейболисты сборной СССР и волейболистки Японии. За время, в течение которого волейбол входит в программу Олимпиад, наши волейболисты и волейболистки семь раз становились олимпийскими чемпионами, 22 спортсмена (8 мужчин и 14 женщин) стали двукратными олимпийскими чемпионами. Больше всех в этом виде спорта олимпийских медалей разного достоинства завоевала И. Рыскаль – четыре награды: две золотые и две серебряные. В 1993 году
олимпийским видом спорта стал и пляжный волейбол.
3.3. Основные правила проведения соревнований .
Волейбол – спортивная игра двух команд, по 6 человек в каждой. Проводится на ровной площадке размером 18 х 9 м., поперёк площадки над средней линией натягивается верёвочная сетка шириной 1 метр и длиной 9, 5 метров. Сетка прикрепляется к стоящим за площадкой столбам или стене, высота верхнего края сетки для мальчиков и юношей 13-14 лет 2 м 30 см., для девушек 2м 10 см. мяч должен иметь окружность 640 – 660 мм и весить 260 – 280 г.3.4. Правила техники безопасности при занятиях волейболом.
Перед началом уроков или соревнований по волейболу необходимо надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользящей подошвой, соответствующую сезону, погоде и месту проведения. Нужно снять все украшения, ногти на руках должны быть коротко острижены. Проверяется исправность и надёжность спортивного инвентаря и оборудования, пол спортивной площадки должен быть сухим. Во время уроков или соревнований необходимо:
3.5. Овладение двигательными действиями.
4. Гандбол
4.1. Значение.
Гандбол – интересная, динамичная и захватывающая игра. Она способствует развитию у школьников важнейших двигательных способностей: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений. Одним из основных преимуществ гандбола является его простота.
4.2. История.
В 1898 году в датском городе Одруп преподаватель гимназии Хольгер Нильсен ввёл на уроках физкультуры игру с мячом, разработал правила и назвал её «хандболд» (по-датски «хаанд» - рука, «болд» - мяч). В игре участвовало по 11 игроков в каждой команде. Другим центром развития игры была Германия, где в 1890 году Конрад Кох придумал игру с мячом, которая получила название «раффбол». В 20-е г.г. ХХ века появился новый вариант игры, заложивший основы современного гандбола. Было произведено официальное разделение гандбола 11:11 и 7:7. последний вариант получил дальнейшее развитие во многих странах мира, он был включён в программу Олимпийских игр 1972 году в Мюнхене , а вариант 11:11 прекратил существование. Международная федерация гандбола (ИГФ) была создана в 1946 году. В 1976 году на Олимпийских играх в Монреале впервые в истории этого вида спорта победителями соревнований стали мужская и женская команды СССР. За всё время вхождения этого вида спорта в программу Олимпиад наша команда четыре раза добивалась «золотого» успеха (дважды в 1976 г., в 1980 и 1992 г.г.) . наши спортсменки Л.Бобрусь, Н.Тимошкина, З.Турчина дважды становились олимпийскими чемпионками.4.3. Правила проведения соревнований.
Игра проводится на прямоугольной площадке размером 20 х 40 м. на лицевой линии устанавливаются ворота – 2 х 3 м. соперничают две команды, по 7 игроков в каждой, включая вратаря. Цель игры – забить как можно больше голов в ворота соперника. Мяч для игры должен быть до 60 см в окружности, весом 425 до 475 гр. Матч состоит из двух таймов, продолжительностью по 30 минут каждый, с 10-минутным перерывом для взрослых и с 25-минутным перерывом для юношеских команд (12-16 лет). Игроку разрешается:
4.4. Правила техники безопасности при занятиях гандболом.
Перед началом уроков или соревнований по гандболу необходимо надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользящей подошвой, соответствующую сезону, погоде и месту проведения. Нужно снять все украшения, ногти на руках должны быть коротко острижены. Проверяется исправность и надёжность спортивного инвентаря и оборудования, пол спортивной площадки должен быть сухим. Во время уроков или соревнований необходимо:
IX . Человеку – о человеке.
У человека 206 костей . Организм его реагирует на спортивные нагрузки утолщением коркового слоя костей, а в итоге возрастает их механическая прочность. У него также свыше 400 мышц . Мышечный аппарат составляет в среднем 40 процентов веса человека. Развитая мускулатура не только формирует человека физически и способствует нормальной работе всех жизненных органов. Она также делает человека уверенным в своих возможностях и силе, обеспечивает его жизнестойкость. Масса мышц меняется с возрастом. В пять лет – 32,6 процента к массе тела, в 17 лет – до 44,2 процента. Занятия спортом активно влияют на рост мышечной массы. У спортсменов мускулатура составляет половину веса тела и более. Мышцы пронизаны густой сетью кровеносных сосудов. По этим живительным ручейкам поступает кислород и питательные вещества; они же отводят продукты обмена веществ. Занятия спортом способствуют увеличению числа кровеносных сосудов. А чем обеспеченней мышцы кровью, тем выше их работоспособность, тем большую нагрузку выдерживает организм по напряжению и времени. Выделяют пять основных групп мышц, которые обеспечивают успех в большинстве жизненных ситуаций.
X . Энергетические резервы спортсмена
Родине нужны крепкие люди
Введение
……………………………………………………………………………………..стр.2
I. Факторы, укрепляющие здоровье……………………………………………………………........2
II. Основные причины травматизма во время занятий физической культурой…………………..7
III. Первая доврачебная помощь при занятиях физическими упражнениями…………………....7
IV. Самоконтроль………………………………………………………………………………..…...8
V. Цель и задачи физического воспитания………………………………………………………..10
VI. Основные понятия физического воспитания……………………………………………….....11
VII. Физические качества человека. Средства и методы их воспитания…………………….…12
VIII. Спортивные игры……………………………………………………………………………..14 Баскетбол……………………………………………………………………………….......14 Футбол………………………………………………………………………………………18 Волейбол…………………………………………………………………………………....21 Гандбол…………………………………………………………………………………......24
IX. Человеку – о человеке………………………………………………………………………….25
X. Энергетические резервы спортсмена…………………………………………………………..28
Заключение
…………………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 172
Калининского района Санкт- Петербурга
Принята на МО Утверждена
«___» _________201 приказом директора школы
Руководитель МО №____ от «___» ______2012 г.
___________________ ______________________
по предмету
«Физическая культура 1-4 классы»
Составитель программы:
Антоненкова Ольга Константиновна — учитель физического воспитания
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха,
А. А. Зданевича и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации
Санкт -Петербург 2012
Структура документа:
Рабочая программа включает пять разделов:
Пояснительную записку;
Требование к уровню подготовки;
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса;
Календарно-тематическое планирование (приложение).
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2011). Учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в начальной школе, реализуется на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. №329-ФЗ(ред. от 21.04. 20011г.)
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751;
Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 09.03.2004 г.№1312 (ред. от 30.08.2010 г.)
Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от 19.05. 1998 г. № 1235.
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 07.08.2009 г. №1101-р
О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03. 2010 г. № 06-499
О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Распоряжение Правительства РФ от 07.02. 2011 г. № 163-р.
Физическая культура — обязательный учебный курс в обще образовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих целей и задач:
целью программы -
формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление
здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование
жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие
интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение
простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа направлена на:
— реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, региональными климатическими условиями.
— реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
— соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
— расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
— усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями
учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами
освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами
освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Основные особенности данной рабочей программы
Рабочая программа по физической культуре вносит изменения и дополнения в содержание физического воспитания, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был ведён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г №889. В приказе было указано «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Третий час учебного предмета «Физическая культура» ведут учителя начальных классов. Название образовательной программы: «Путь к здоровью».
В связи с материальными трудностями родителей учеников, а так же с изменением климатических условий региона (несколько лет на протяжении всей зимы в городе практически нет снега) на педагогическом совете школы от 01.02.2010 года, протокол № 5 было решено уроки лыжной подготовки заменить на уроки общефизической подготовки в соответствии с Комплексной программой по физическому воспитанию под редакцией В.И. Ляха.
Место предмета в учебном плане
Основной формой организации учебного процесса является урок. В программе приведено примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала. Выделенный объем времени в базовой части на различные разделы программы увеличен за счет исключения некоторых видов (плавание) и за счет часов вариативной части.
Рабочая программа основного начального образования по физической культуре составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Физическая культура» изучается в начальной школе в объёме не менее 270 часов, из них
в 1-ом классе - 66 часов, а со 2-го по 4-ый класс - 68 часов ежегодно.
Физическая культура
(270 часов)
Программа состоит из трех разделов: « Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы физкультурной деятельности» (опирациональный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ по видам спорта, в настоящей программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим темам программы: «Гимнастика с основами акробатики», « Легкая атлетика», «Спортивные игры», и «Общефизическая подготовка». При этом подвижные игры, исходя из предметности содержания и направленности, также соотносятся с этими видами спорта.
В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения согласуются с базовыми видами спорта и сгруппированы внутри их предметного содержания по признакам функционального воздействия Эти упражнения объединены в самостоятельную тему, которая завершает изложение учебного материала каждого класса. Такая структура раздела «Физическое совершенствование» позволяет учителю отбирать физические упражнения и разрабатывать на их основе различные комплексы, планировать динами нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из возрастно-половых особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличие спортивного инвентаря и оборудования.
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
.
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды, инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Физическое совершенствование .
Гимнастика с элементами акробатики.
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам»Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения:
передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по- пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелазания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).
Легкая атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением с изменяющимися направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед) из разных исходных положений и разным положением рук.
Прыжки:
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из- за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Подвижные и спортивные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: игровые задания с использованием строевых упражнений, на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег метания и броски, упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию. На материале спортивных игр:
Футбол: удар внутренней стороной стопы «щечкой» по неподвижному мячу с места, с одного двух шагов; по мячу катящемуся на встречу; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча, ведение мяча на месте и в движении, броски мяча в корзину, подвижные игры на материале баскетбола.
(Общефизическая подготовка)
На материале гимнастики с основами акробатики.
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах, ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко меняющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положении стоя и лежа, сидя); преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
динамические упражнения с переменой опоры на руки, ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели да 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимние лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотом вправо и влево), Прыжки вверх вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимися или изменяющимися интервалом отдыха); бег на дистанции. До 400 м, равномерный 6 минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя рыками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
1 класс
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена
.
Способы физкультурной деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Физическое совершенствование
построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения:
упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.
Гимнастические упражнения прикладного характера:
передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).
Легкая атлетика
Бег:
с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.
Прыжки:
на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.
Броски:
большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание:
малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Подвижные игры
«У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».
«Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».
Футбол:
удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу; подвижные игры типа «Точная передача».
Баскетбол:
ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
2 класс
Знания о физической культуре
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы:
повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения
из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера:
танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
Легкая атлетика
Бег:
равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.
Броски
большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.
Метание
малого мяча на дальность из-за головы.
Прыжки:
на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»:
«Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»:
«Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки - желуди - орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол:
остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».
Баскетбол:
специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».Волейбол:
подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
3 класс
Знания о физической культуре
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения:
кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера:
лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Легкая атлетика
Прыжки
в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»:
«Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»:
«Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
На материале спортивных игр:
Футбол:
удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 - 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 - 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой».
Баскетбол:
специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Волейбол:
прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
4 класс
Знания о физической культуре
История развития физической культуры в России в XVII - XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения:
акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Гимнастические упражнения прикладного характера:
опорный прыжок через гимнастического козла — с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».
Легкая атлетика
Прыжки
в высоту с разбега способом «перешагивание».
Низкий старт.
Стартовое ускорение.
Финиширование.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»:
задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела).
На материале раздела «Легкая атлетика»:
«Подвижная цель».
На материале спортивных игр:
Футбол:
эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»).
Баскетбол:
бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).
Волейбол:
передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол».
Требования
к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу.
В результате изучения курса «Физическая культура» на базовом уровне учащиеся определённые результаты:
Личностные результаты:
Формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
Овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
Выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
Выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Планируемые результаты
По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:
Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
Излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
Использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
Измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
Соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
Организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
Характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
Выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
Выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
Контрольно-измерительные материалы
Для определения уровня физической подготовленности обучающихся используются контрольные упражнения (тесты). Контроль за физической подготовленностью обучающихся проводится два раза в учебном году.
Для каждой возрастной группы определены свои нормативы. По окончании ступени обучающиеся должны показывать уровень физической подготовленности не ниже среднего результатов, соответствующих обязательному минимуму содержания образования.
Уровень физической подготовленности
1класс
Контрольные упражнения |
||||||
Мальчики |
||||||
Прыжок в длину с места, см |
||||||
Коснуться лбом колен |
Коснуться ладонями пола |
Коснуться пальцами пола |
Коснуться лбом колен |
Коснуться ладонями пола |
Коснуться пальцами пола |
|
Бег 30 м с высокого старта, с |
||||||
Без учета времени |
2 класс
Контрольные упражнения |
||||||
Мальчики |
||||||
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз |
||||||
Прыжок в длину с места, см |
||||||
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях |
Коснуться лбом колен |
Коснуться ладонями пола |
Коснуться пальцами пола |
Коснуться лбом колен |
Коснуться ладонями пола |
Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого старта, с |
||||||
Без учета времени |
Контрольные упражнения |
||||||
Мальчики |
||||||
Прыжок в длину с места, см |
||||||
Бег 30 м с высокого старта, с |
||||||
Бег 1000 м, мин. с |
||||||
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с |
4 класс
Контрольные упражнения |
||||||
Мальчики |
||||||
Подтягивание в висе, кол-во раз |
||||||
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз |
||||||
Бег 60 м с высокого старта, с |
||||||
Бег 1000 м, мин. с |
||||||
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с |
Распределение учебного времени на различные виды программного материала при двухразовых занятиях в неделю
Разделы и темы |
Количество часов (уроков) |
|||
Класс |
||||
1. Знания о физической культуре |
В процессе урока |
|||
2. Способы физкультурной деятельности |
В процессе урока |
|||
3. Физическое совершенствование. |
||||
1. Гимнастика с основами акробатики. |
||||
2.Легкая атлетика. |
||||
3. Общефизическая подготовка. |
||||
4. Подвижные игры. |
||||
5. Баскетбол |
||||
6. Общеразвивающие упражнения. |
||||
Итого: |
Методическое обеспечение образовательной программы.
Темы или раздел. |
Формы занятий. |
Приемы. |
Методы. |
Дидактический материал, ТСО. |
Формы подведения итогов. |
Теория. |
Беседы, обсуждения, творческие задания. Фронтальные и индивидуальные. |
Формирование навыков контроля и самоконтроля, формирование двигательной памяти, внимания. |
Словесные, наглядные, практические, демонстрационные. Обучение фронтальное, индивидуальное. |
Плакаты, репродукции, видеоматериал. |
Индивидуальные и групповые конкурсы творческих заданий, судейство. |
Развитие двигательных качеств. |
Развитие ловкости, силы, выносливости, координации, прыгучести. |
Фронтальный, групповой, круговой, индивидуальный, посменный. |
|||
Техника и тактика игры |
Тренировочные упражнения, фронтальные, групповые, индивидуальные. |
Предварительный, аналитический, синтезированный. |
Идеомоторный, поточный, фронтальный, групповой, индивидуальный. |
Плакаты, видеоматериал. |
Индивидуальные и командные соревнования, игры. |
Подвижные и развивающие игры. |
Групповые. |
Предварительный, аналитический, синтезированный. |
Идеомоторный, фронтальный, групповой. |
||
Контрольные нормативы и учебные игры. |
Фронтальные, групповые, индивидуальные. |
Формирование навыков контроля и самоконтроля. |
Групповой, круговой, посменный. |
Таблицы уровня подготовленности. |
Тесты, игры. |
Учебно - методическое и информационное обеспечение курса
You have no rights to post comments
1. Алексеев, С.В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Физическая культура и спорт " / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 647 c.
2. Алексеев, С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Физическая культура и спорт" / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 687 c.
3. Алексеев, С.В. Спортивное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Физическая культура и спорт" / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 695 c.
4. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. - 780 c.
5. Алексеев, С.В. Международное спортивное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям 030500 "Юриспруденция" и 032101 "Физическая культура и спорт" / С.В. Алексеев; Под ред. П.В. Крашенинников. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 895 c.
6. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 336 c.
7. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 c.
8. Барчуков, И.С. Физическая культура: Учебник для студентов учрежедений высшего профессионального образования / И.С. Барчуков; Под общ. ред. Н.Н. Маликов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 528 c.
9. Барчукова, Г.В. Физическая культура: настольный теннис: Учебное пособие / Г.В. Барчукова, А.Н. Мизин. - М.: Советский спорт, 2015. - 312 c.
10. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А.А. Бишаева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 304 c.
11. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2013. - 240 c.
12. Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт трудящихся / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М.: Советский спорт, 2015. - 172 c.
13. Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт в Российской Федерации в цифрах (2000-2012 годы). / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М.: Советский спорт, 2013. - 186 c.
14. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - М.: КноРус, 2012. - 184 c.
15. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: Учебное пособие / С.П. Евсеев и др. - М.: Советский спорт, 2014. - 298 c.
16. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: Учебное пособие / Ю.И. Евсеев. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 444 c.
17. Елизарова, Е.М. Физическая культура 2-4 классы. Уроки двигательной активности. / Е.М. Елизарова. - М.: Советский спорт, 2013. - 95 c.
18. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и массаж: Учебник для медицинских училищ и колледжей / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 528 c.
19. Золотухина, Э.Н. Изобразительное искусство. Физическая культура. 1 класс: рабочие программы по системе: Учебников "Школа России". / Э.Н. Золотухина, Н.В. Судакова, Б. И. Золотарев. - М.: Советский спорт, 2012. - 43 c.
20. Каинов, А.Н. Физическая культура 1-11классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - М.: Советский спорт, 2013. - 171 c.
21. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 252 c.
22. Маргазин, В.А. Лечебная физическая культура (ЛФК) при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушениях обмена / В.А. Маргазин. - СПб.: СпецЛит, 2016. - 112 c.
23. Маргазин, В.А. Лечебная физическая культура (ЛФК) при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем / В.А. Маргазин. - СПб.: СпецЛит, 2015. - 234 c.
24. Мартынова, Е.А. Физическая культура. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-7 лет по программе "Детство". / Е.А. Мартынова и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 302 c.
25. Мельников, П.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) / П.П. Мельников. - М.: КноРус, 2013. - 240 c.
26. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - М.: Юрайт, 2013. - 424 c.
27. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
28. Патрикеев, А.Ю. Физическая культура. 3 класс: рабочая программа по учебнику А.П. Матвеева. / А.Ю. Патрикеев. - М.: Советский спорт, 2013. - 52 c.
29. Петрова, В.И. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента (для бакалавров) / В.И. Петрова, А.Ю. Петров, А.Н. Сорокин. - М.: КноРус, 2013. - 304 c.
30. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник. / С.Н. Попов, Н.М. Валеев и др. - М.: Советский спорт, 2014. - 416 c.
31. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 416 c.
32. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 176 c.
33. Секерин, В.Д. Физическая культура (для бакалавров) / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2013. - 424 c.
34. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 431 c.
35. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 431 c.
Во всех субъектах Российской Федерации учатся по различным программам и методикам, но в целом они схожи. Так вот в этом разделе вы найдете все основные учебники и книги по физической культуре, которые активно используются в нашей стране.
По данным учебникам составляются годовые и четвертные календарно-тематические планы, а так же поурочные.
Во всех книгах есть множество методик в обучении детей. Советую всем учителям по возможности изучить данные материалы, особенно молодым специалистам.
Всем молодым специалистам, а так же остальным учителям физкультуры рекомендую заходить в «Литературу по физкультуре». Здесь вы найдете много полезного для себя. Весь раздел регулярно пополняется и обновляется.
Эта статья посвящена одной из самых востребованных книг по физической культуре. Речь пойдет о книге «Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 — 11 классов».