Конспект страницы истории 1920 1930 х годов. Тема: Великая Отечественная война и Великая Победа

Страницы истории

1920-1930 гг.

Окружающий мир

4 класс



В 1922 году на карте появилось новое государство – Союз Советских Социалистических республик. В состав СССР вошло 15 союзных республик.

Первый герб СССР



Украина

латвия

литва

молдавия

киргизия

туркменистан

казахстан

таджикистан

узбекистан

Грузия

Армения

Азербайджан

Блорусия

эстония

россия


Изменения в стране

Заводы, фабрики, другие предприятия стали собственностью государства.


Изменения в стране

В Советской стране началась решительная борьба с неграмотностью. Над школьными тетрадками склонились взрослые. Отныне образование стало доступным всем.


В стране были варварски уничтожены многие исторические памятники.

Снос Казанского собора в Москве

Храм Христа Спасителя в Москве


В 1930-е годы СССР напоминал гигантскую стройку.

Плакаты того времени


Ценой огромных усилий и напряжённого труда в СССР была создана мощная военная промышленность. Страна производила самолёты и автомобили, океанские суда и турбины, сложную технику и станки.

В Москве построили метрополитен, и помчались по подземным трассам скоростные электропоезда.


В Советском Союзе росло число предприятий, транспортных сооружений, учебных заведений и медицинских центров.

Появились на карте и новые города, как, например, Магнитогорск на Урале.


Изменилась и жизнь деревни. Крестьян стали приучать хозяйствовать по-новому, коллективно.

Они должны были объединяться в колхозы – коллективные хозяйства – и сообща трудиться на земле. Не все сельские труженики хотели этого.


Людей буквально заставляли вступать в колхозы, превращая их в подневольных, бесправных людей.

У колхозников даже не было паспортов. Они не могли покинуть свои деревни, чтобы поискать лучшей доли в других местах, и за сущие гроши работали на государство, кормили страну.



Мирная жизнь в стране налаживалась медленно и трудно. Жили все примерно одинаково. Терпели жестокую нужду, лишения, невзгоды, голод и холод. Народ верил, что в стране установились всеобщее равенство, братство и справедливость.

Теперь только нужно набраться терпения, преодолеть послевоенные трудности, поднять Россию из разрухи, и тогда наступит светлая, счастливая жизнь!



Оттого в те трудные годы было столько хорошей, радостной музыки, весёлых песен, зажигательных стихов.

Полны задора и первые советские фильмы. И так хотелось верить в то, что человеку труда открыты в жизни все пути-дороги. Учись, работай не покладая рук – и тогда достигнешь всего, чего захочешь.



Сталин хотел, чтобы народ только его считал своим вождём, чтобы миллионы людей выполняли лишь его волю. И он достиг желаемого: его, как никого другого, народ и любил, и боялся. Ему воздавали невиданные почести, перед ним преклонялись.

Памятники Сталину стояли на центральных площадях чуть ли не каждого города. Если в школе, детском саду, поликлинике висел портрет, можно было не сомневаться: это был его портрет.




При Сталине Советский Союз превратился в гигантскую тюрьму, миллионы людей по ложным, надуманным обвинениям томились в концлагерях. Было множество строек, где работали только заключённые. Они заготавливали лес, прокладывали дороги, возводили промышленные объекты.

Широко известно стало слово «ГУЛАГ», означавшее Главное управление лагерей, - под этими пятью буквами понимали все места заключения в СССР. ГУЛАГ, словно чудовищный паук, раскинул липкую сеть своей зловещей паутины на огромной территории.


Попасть в ГУЛАГ можно было ни за что ни про что: в те времена ничего не стоило состряпать подходящее обвинение на любого человека. Бывало же и так, что в ГУЛАГе оказывались люди, которые не желали и не могли мириться с тем произволом, который творился в стране. Но за любое слово против Сталина и существующего порядка вещей был риск жестоко поплатиться.

К примеру, одной молодой девушке вынесли приговор 10 лет лагере за то, что она посмела спеть частушку:

Дорогой товарищ Сталин,

Ты без хлеба нас оставил.




Канал создали в необычайно короткий срок: всего за 20 месяцев, что в суровых условиях Севера казалось просто невероятным. Истощённых, измученных людей постоянно подгоняли, требуя, чтобы канал был пущен как можно скорее.

Но для чего он нужен и кому понадобился – это вопрос без ответа. Никакой пользы он не принёс, никакого хозяйственного значения не имеет. Суда по нему не ходят, грузы не перевозят. Да это и невозможно, потому что из-за неоправданной спешки он оказался недостаточно глубок.

1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

2. Подумайте, к какому времени относится появление этих названий: ко времени Российской империи (поставьте рядом буквы Р. и.) или к советскому времени (рядом с этими названиями поставьте СССР).

3. Серёжа и Надя подобрали фотографии московских улиц начала XX века и 1930-х годов. Узнай, где какая. Какие характерные приметы времени, запечатлённые на фотоснимках, помогли тебе в этом? Подпиши фотографии.

На фотографии, которую показывает Серёжа, изображена улица Арбат 1930-х годов. О том, что эта фотография относится именно к 30-м годам прошлого века указывает наличие автобусов, грузовых и легковых автомобилей на проезжей части. Также к приметам времени можно отнести особенную «сталинскую» архитектуру, например, массивные колонны с вазами и лепниной, которые можно хорошо разглядеть на переднем плане фотографии.

Вторая фотография, которую показывает Надя, явно относится к началу XX века. На Тверской улице, запечатлённой на фото, еще не увидишь автомобилей. Это редкость. В основном для перевозки людей и грузов используются лошади. В тот момент распространенным видом транспорта были конки — небольшие вагончики с запряженными в них лошадьми. Вагоны конки передвигались по рельсам, что позволяло увеличить скорость движения и наполняемость вагончика. Такой транспорт считался передовым, но просуществовал всего несколько десятилетий, поскольку на смену ему пришли еще более удобные автомобили, автобусы и трамваи. Кстати, в то время ещё только начали создаваться правила дорожного движения. Поэтому пешеходы переходят проезжую часть не по «зебрам», а кто где хочет.

Образование Советского Союза

Работа с исторической картой

Вопрос: найдите на карте (с.134-135) территорию Советского Союза, его столицу, союзные республики и их столицы. Что можно рассказать по карте об СССР.

Ответ: столицей СССР была Москва, в состав Советского союза входили 15 союзных республик: РСФСР (Москва); Эстонская (Таллинн); Латвийская (Рига); Литовская (Вильнюс); Белорусская (Минск); Молдавская (Кишинев); Грузинская (Тбилиси); Армянская (Ереван); Азербайджанская (Баку); Казахская (Алма-Ата); Таджикская (Душанбе); Туркменская (Ашхабад); Узбекская (Ташкент); Украинская (Киев); Киргизская (Фрунзе).

СССР был самой большой страной в мире по территории, вся северная часть материка Евразия входила в его состав. Границы были от северо-запада европейской части, до восточного окончания материка. Самая большая по территории была у РСФСР, все союзные республики располагались по окраинам ее границ. РСФСР после распада СССР сохранила всю свою территорию и стала называться Российская Федерация и осталась самой большой страной в мире по территории.

Проверь себя

1. Вопрос: когда образовался Союз Советских Социалистических Республик?

Ответ: СССР образовался в 1922году 30 декабря, путём объединения РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР в одно государство с единым правительством, столицей в Москве. Окончательное образование СССР было закончено в период 1936-1940годы, в него входило 15 республик.

2. Вопрос: что ты знаешь о стройках 1930-х годов.

Ответ: на V Всесоюзном съезде Советов в мае 1929 г был утвержден план развития страны на пять лет. Главная задача пятилетки заключалась в том, чтобы превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную. В соответствии с этим началось сооружение предприятий металлургии, тракторо-, автомобиле- и авиастроения (в Сталинграде, Магнитогорске, Кузнецке, Ростове-на-Дону, Керчи, Москве и других городах). Полным ходом шло строительство Днепрогэса и Турксиба.

Днепрогэс – Днепровская гидроэлектростанция (Днепрогэс) - крупная гидроэлектростанция юга Украины, пятая ступень каскада гидроэлектростанций, обеспечивает электроэнергией Донецко-Криворожский промышленный район. Станция находится в городе Запорожье и является старейшей среди каскада электростанций на реке Днепр. На основе Днепрогэс в Запорожье был создан металлургический, химический и машиностроительный промышленный комплекс. С сооружением плотины, которая на 50 м повысила уровень воды в Днепре, открылось сквозное судоходство. 1-я очередь построена в 1927-32 годах, далее шла постепенная достройка.

Турксиб-Туркестано-Сибирская магистраль - железная дорога из Сибири в Среднюю Азию. Построенная в 1927-1930 годах, она стала одной из главных строек первой пятилетки СССР.

Вошли в строй Уральский машиностроительный и Челябинский тракторный, Ново-Тульский металлургический и другие заводы, десятки доменных и мартеновских печей, шахт и электростанций. В Москве была проложена первая линия метрополитена. Ускоренными темпами развивалась индустрия союзных республик. На Украине были возведены предприятия машиностроения, в Узбекистане - заводы по обработке металла.

Большой Ферганский канал - крупный ирригационный канал в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане. Построен в 1939-1940 годах, являлся одним из крупнейших гидротехнических сооружений СССР.

3. Вопрос: как изменилась жизнь в деревне?

Ответ: крестьянство стали объединять в колхозы (коллективные хозяйства) – для того чтобы сообща трудиться, общий труд - общие доходы от труда – общие расходы на нужды колхоза. Вопрос о необходимости коллективизации до сих пор является предметом обсуждения и споров между учеными: историками и экономистами.

На следующем уроке

Вопрос: вспомни, какие кинофильмы тебе довелось посмотреть и какие книги прочитать о Великой Отечественной войне.

Ответ: фильмы: «А зори здесь, тихие», «В бой идут одни старики», «Горячий снег», «Батальоны просят огня!» «Баллада о солдате», «Отец солдата», «Небесный тихоход».

Книги: «Повесть о настоящем человеке», «Живые и мертвые», «Братья и сестры».

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Знакомиться по карте СССР с административно - территориальным устройством страны, сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии. Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Прослушивать песни 30 - х годов. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия: СССР. Когда образовался Союз Советских социалистических республик (СССР)?

Жизнь страны в 20-30 годы.

Уметь описывать исторические события в начале 20 века в России.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Р. - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

К. - формулировать своё мнение и позицию.

Личностные результаты

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Основные понятия и определения

понятия: СССР, образование Союз Советских социалистических республик (СССР)

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о жизни нашей страны в 1920—1930-е годы. Найдём на карте территорию, столицу Союза Советских Социалистических Республик, а также союзных республик. Продолжим работу с семейным архивом.

Вспомни, какие кинофильмы 1930-х годов те-бе довелось посмотреть

Изучение нового материала

Страницы истории 1920—1930-х годов

По названию выборных органов государствен-ной власти — Советов — новую власть назвали советской. Но фактически жизнью страны руко-водила партия большевиков. Позже их стали на-зывать коммунистами.

Другие политические партии были запрещены. С противниками советской власти расправля-лись, прежде всего со священниками, бывшими дворянами, помещиками, фабрикантами. Гонени-ям подвергались и люди творческих профессий — писатели, поэты, художники, а также учёные — словом, все те, кто осмеливался выступать про-тив новой власти.

ОБРАЗОВАНИЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

С 1918 года столицей страны стала Москва. В 1922 году на карте появилось новое государ-ство — Союз Советских Социалистических Рес-публик (Советский Союз, СССР). Со временем в состав СССР вошло 15 союзных республик: Россия, Белоруссия, Украина, Азербайджан, Ар-мения, Грузия, Узбекистан, Туркмения, Таджи-кистан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Латвия, Литва и Эстония.

За годы революций и Гражданской войны был разрушен тот уклад жизни, который складывался веками. Заводы, фабрики, другие предприятия стали собственностью государства.

В Советской стране началась решительная борьба с неграмотностью. Вот одна из фото-графий той поры. Над школьными тетрадками склонились взрослые. Отныне образование стало доступно всем.

Но в то же время были варварски уничтожены тысячи исторических памятников. В Москве был разрушен храм Христа Спасителя. Он был вос-становлен в 1990-е годы.

Осмысление и понимание полученных знаний

Работа с исторической картой

Найдите на карте территорию Со-ветского Союза, его столицу, союзные респуб-лики и их столицы. Что можно рассказать по карте об СССР?

Политическая карта СССР 1938год

СТРАНА-ТРУЖЕНИЦА

В 1930-е годы СССР напоминал гигантскую стройку. Работали, не считаясь со временем, искренне веря, что строят новую, прекрасную, справедливую жизнь. В это время были постро-ены новые города, возникли тысячи заводов, электростанции. В Москве появилось метро, красотой которого мы восхищаемся и сегодня.

Изменилась и жизнь деревни. Крестьян стали приучать хозяйствовать по-новому, коллективно. Они должны были объединяться в колхозы — коллективные хозяйства — и сообща трудиться на земле. Не все сельские труженики хотели этого.

Радостные песни звучали по радио, на улицах во время демонстраций. Фильмы тех лет рас-сказывают о счастливой жизни народа: «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь». Но на самом де-ле в государстве воцарилось беззаконие. Ещё в конце 1920-х годов в партии и стране утвер-дилась личная власть И. В. Сталина. Хозяйствен-ные планы часто не выполнялись в срок. Вину за это возлагали на руководителей заводов, учё- ных-экономистов, инженеров, рабочих, колхозни-ков. Людей, которые честно трудились, объявляли «врагами народа».

Проверь себя

1. Когда образовался Советский Союз? 2. Что ты знаешь о стройках 1930-х годов? 3. Как из-менилась жизнь в деревне?

Вывод

В 1922 году образовался Союз Советских Социалистических Республик. К концу 1930-х годов СССР добился больших успехов в развитии промышленности. Но это произошло за счёт трудового порыва народа, лишений большинства населения страны.

Задания для домашней работы

1.Узнай у взрослых, из семейного архива, как отразились события 1920 —1930-х годов на жизни твоей семьи. Составь рассказ.

2.Выясни, названия каких городов, посёлков, улиц в вашем крае напоминают о стройках 1930-х годов.

Презентация Страницы истории 1920-1930-х годов

Советская Россия в 1920-е гг.

Образование СССР .

Сегодня мы познакомимся с жизнью нашей страны в 20 – 30 –е годы 20 века.

Теперь жизнью страны руководила партия большевиков, завоевавшая свою власть в Гражданской войне. Позднее большевиков стали называть коммунистами.

Государством управляли Советы – правительство большевиков, поэтому и новую власть стали называть Советской.

Слайд № 2 .

В высшей степени ослабленной вышла Советская республика из пожарища Гражданской войны. Страна была в полной разрухе. Не работали заводы и фабрики. Стоял транспорт. Не было топлива. Лишившиеся погибших на фронтах войны отцов и умерших от голода и лишений матерей, дети стали беспризорными, нищенствовали и попрошайничали. Российские крестьяне оказались без рабочего скота и были вынуждены проводить весенний сев, сами впрягаясь в плуги. Не только город, но и деревня голодали.

Большевистское правительство было вынуждено силой забирать на селе у крестьян все те очень маленькие запасы зерна, которые хранились для посева. Холодная зима и засушливое лето стали причинами неурожая, который в 1921 году постиг всю страну. Разразился невиданный голод. Казалось, никогда уже Россия не сможет встать на ноги. Но постепенно жизнь все же начала налаживаться. Большевистское правительство было вынуждено продать за границу много золота и других драгоценностей, для того чтобы на полученные деньги закупить зерно для голодающей России. Постепенно стали восстанавливаться заводы и фабрики, разрушенные войной. Наконец заработали железные дороги.

Слайд № 3 .

В 1922 году на территории бывшей Российской империи появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик или СССР.

Какой город стал столицей СССР? Москва стала столицей Советского Союза.

Работа по учебнику.

Найдите на карте на с. 134 – 135 республики, входившие в состав СССР. В состав СССР входило 15 союзных республик. Республики: Белорусская, Российская, Украинская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская, Узбекская, Туркменская, Таджикская, Казахская, Киргизская, Молдавская, Латвийская, Литовская, Эстонская.

Очень большую территорию занимал Советский Союз. Для того, чтобы с новым государством начали считаться соседние страны, оно должно было стать сильным и хорошо защищенным, со многими заводами и фабриками, электростанциями, хорошо работающими железными дорогами и речными и морскими путями. Для защиты страны нужны были большая и хорошо вооруженная армия и флот. Но нужны были и грамотные инженеры, учителя, агрономы, ученые. Необходимо было ликвидировать неграмотность, так как в наследство от царской России новой власти досталось почти неграмотное население – мало кто умел читать и писать.

Слайд № 4 .

Над школьными тетрадками склонились взрослые. Миллионы людей сели за парты. Образование стало доступно всем.

Слайд № 5 .

Но в то же время отечественная культура понесла большие потери. Были варварски уничтожены многие исторические памятники. В Москве был разрушен храм Христа Спасителя.

Слайд № 6 .

Значительные изменения произошли и в деревне. Большевистское руководство считало, что одной крестьянской семье очень трудно было в одиночку вырастить хороший урожай, чтобы прокормить себя и продать излишки урожая для горожан. Поэтому было принято решение объединить всех крестьян в крупные коллективные хозяйства – колхозы. Крестьяне работали сообща на колхозных полях, получая за это очень небольшую плату. Все, что было выращено общими усилиями в колхозах, сдавалось государству. Самим колхозникам от этих урожаев доставалось очень мало. Все это позволило со временем накопить значительные запасы сельскохозяйственных продуктов и уже не опасаться, что население страны постигнут новые голодные годы.

Как вы думаете, ребята, легко ли было крестьянам? Все эти успехи в деревне были достигнуты за счет тяжелого труда самих крестьян. Им запрещалось самовольно покидать колхозы и уходить в города для работы на заводах и фабриках. А тех крестьян, кто все же не желал работать в колхозах и хотел трудиться отдельно от всех на своем участке земли, наказывали. У таких крестьян отбирали землю, некоторых вместе с семьями ссылали для работы и проживания в далекую и холодную Сибирь. Как вы думаете, ребята, такое положение крестьян уже было в истории нашей страны? В какое время? Такое положение советского крестьянства очень напоминало жизнь сельчан в царское время, когда они были крепостными.