Исторический деятель 18 века ночь перед рождеством. Изображение народной жизни в повести "Ночь перед Рождеством" Гоголя Н.В

Все образы повести «Ночь перед Рождеством » отличаются своеобразностью, насыщенностью в описании их характера и жизненных качеств. Вот и казака Чуба Гоголь наделил непростым характером, свойственным многим богатым людям того времени.

Казак Чуб богатый вдовец, который имеет взрослую дочь Оксану. Для любимой дочери он готов сделать все. У нее много нарядов, отец ни в чем ей не отказывает. Вот только замуж желает выдать Оксану за богатого, подходящего жениха, поэтому и ссорится с Вакулой, чтоб он не стал таким претендентом. В этом заключается хвастовство Чуба, его жадность к богатству. Он даже предположить не может, что Оксана может полюбить бедного человека.

У Чуба строптивый характер. Он все делает наперекор тому, что ему советуют. Взять тот случай, когда они с кумом в темноте направлялись в гости к дьяку, а Черт украл месяц и в кромешной тьме Чуб спросил у кума, нужно ли идти, а когда кум посоветовал остаться дома, то Чуб сделал наоборот, лишь бы не так, как ему советовали. Во всех ситуациях он хотел иметь верховенство, чтоб все поступали так, как он сказал.

Чубу не чуждо развлечься в гостях среди таких же, как и он. Он любит, когда ему оказывают почести. Но его самоуверенности нет предела. К примеру, когда он пришел в гости к Солохе, то и допустить не мог, что она потчует не его одного, что у него могут быть соперники. Ведь, по его понятию, никто ему не ровня.

Но вот когда он узнает о коварстве Солохи, то очень досадует и переживает случившееся. Он никак не может поверить, что эта женщина, которая нравилась ему, может крутить амуры еще с кем-то. Полное разочарование и удивление не дает ему покоя.

Несмотря на все богатство Чуба и его уверенность в себе, на самом деле он трус, всего боится. А в деревне его недолюбливают. Простому народу не нравятся такие заносчивые люди, как он.

Гоголь подает этот персонаж с таким тонким юмором, что читая повесть, можно только смеяться над Чубом и нисколько не испытывать отвращение к нему.

А в конце повести Чуб удивился приходу кузнеца, а потом еще больше изумился, «когда Вакула развязал платок и положил перед ним новехонькую шапку и пояс, какого не видано было на селе…». Вот и тут проявляется его такая черта, как алчность, рассчет. Чуб понял, что Вакула разбогател и, простив ему все, согласился, чтобы выдать замуж за кузнеца свою Оксану. А еще ему было приятно, что Вакула упал ему в ноги и умолял о прощении. А как же, ведь гордый кузнец покорился ему.

Вот такие индивидуальные черты характера Чуба были свойственны многим жителям деревни в те времена и автор с юмором описал их.

Сочинение Характеристика Чуба в повести Гоголя

Все произведения Н.В.Гоголя наполнены волшебством и яркими событиями. Для меня самым волшебным и самым сказочным является произведение «Ночь перед рождеством или вечера на хуторе близ Диканьки». Оно для меня ассоциируется с детством, каникулами и новогодними праздниками.

Все персонажи просто необыкновенные и ведьмочка Салоха, и так на нее не похожий трудолюбивый кузнец Вакула, и красна девица Оксана, и ее строгий отец Чуб, и Пацюк любитель летающих вареников, и, конечно же, черт укравший месяц. Мы наблюдаем за тем, как перед нами разворачивается сюжет о народных преданиях и поверьях, например, что в рождественскую ночь черт (нечистая сила) появляется среди людей и становится сильнее и может творить пакости. По сюжету, черт спевается с ведьмой Солохой , и они воруют с неба месяц со звездами, стараясь таким образом сорвать праздник, и помешать людям ходить в гости друг к другу, боясь темноты наступившей из-за отсутствия луны и звезд.

Сегодня мы поведем рассказ о строгом Чубе. Автор подсмеивается над недостатками и пороками героев. Образ старого ловеласа Чуба в повести окутан юмором, и представлен он человеком недалеким, туго соображающим, но при этом упрямым.

Чуб – богатый казак, у которого есть дочь Оксана, самая красивая девушка в деревне. Дочь его избалована вниманием и достатком. В деревне она слывет первой красавицей.

Чуб достаточно зажиточный и, как он думает уважаемый казак, страдающий высокомерием. Он не хочет, что бы его дочь Оксана встречалась с кузнецом Вакулой, которого он считает не достаточно богатым для своей дочери. Чуб считает, что найдет для своей доченьки партию намного лучше и выгоднее, поэтому и препятствует их общению. Он отказывается видеть любовь двух молодых людей, искренне считая, что деньги намного важнее в жизни. Сам же казак не отказывает себе в удовольствиях, посещает празднества, ходит к ведьме Солохе, не подозревая, что он не единственный ухажёр, которые в конечном итоге, так же как и сам Чуб окажутся в мешке. Продвигаясь по страницам книги, мы видим истинный образ Чуба, трусливого и ничтожного человека. Жители деревни не любят Чуба, потому что он их притесняет. Его моральные качества не такие, какими должен обладать уважаемый казак.

Весь рассказ лучится, светлой атмосферой Рождества. Великий писатель, Н. В. Гоголь так красочно и подробно описал рождественские обычаи народа, что, читая его произведение, мы как будто возвращаемся во времени и сами становимся действующими лицами разворачивающихся событий. Повесть «Ночь перед Рождеством» дает возможность лучше узнать народные традиции праздника и заочно поучаствовать в них сочувствуя полюбившимся героям.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Левитана Осенний день. Сокольники 5, 6, 8 класс (описание)

    Увидеть и почувствовать красоту природы, отобразив ее на полотне, способен настоящий художник. Так и поступил один из выдающихся мастеров живописи – Исаак Левитан

  • Сочинение Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
  • Моя любовь к горкам всегда сводила родителей с ума. Когда я был меньше, то маме с папой приходилось возить меня по всевозможным детским площадкам в поисках самых больших и захватывающих аттракционов.

  • Анализ произведения Как жаль Солженицына

    Рассказ Как жаль Солженицына Александра Исаевича был написан в 1965 году. В этом произведении нет описания мрачных тюрем и злобных надсмотрщиков, но, тем не менее, повествование заставляет вздрогнуть и ужаснуться.

  • Сочинение про Сентябрь

    Сентябрь - первый месяц осени, его воспевали в своих стихотворениях многие русские поэты, изображали художники, это месяц наполненный волшебством природы, месяц, который словно коктейль вобрал в себя всевозможные цвета красок

Сочинение

Реальные черты характера раскрываются и в образе Солохи, расчетливой и хитрой женщины, ловко управляющейся со своими многочисленными обожателями. Солоха «так умела причаровать к себе самых степенных Козаков (которым, не мешает между прочим заметить, мало было нужды до красоты), что к пен хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и Чуб, и Казак Касьян. И, к чести се сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник… Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною, что кое-где начали поговаривать старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на веселой сходке лишнее, что Солоха точно ведьма».

Замечательным юмором овеян образ старого ловеласа казака Чуба, человека недалекого, туго соображающего и в то же время упрямого, самоуверенного. Очень выразителен и образ дьяка, занятого поисками земных утех, выступающего в качестве одного ИЗ «солидных» конкурентов в шеренге обожателей Солохи.

Характерная особенность «Ночи перед Рождеством» состоит в том, что наряду с образами, взятыми из народной среды, здесь показаны столичные верхи, рядом с фантастикой нарисованы реальные исторические фигуры. Включение в повесть картин, изображающих Петербург, несомненно, содержит в себе определенное сопоставление их со сценами и образами народной жизни. Вакулу более всего поразило в Петербурге обилие «панства». «Господ, в крытых сукном шубах, он увидел так много, что не знал, кому шапку снимать. «Боже ты мои, сколько тут панства!- подумал кузнец.- Я думаю, каждый, кто ни пройдет по улице в шубе, то и заседатель, то и заседатель! а те, что катаются в таких чудных бричках со стеклами, те, когда не городничие, то верно комиссары, а может еще и больше». В первоначальной редакции «Ночи перед Рождеством» впечатление Вакулы от Петербурга было выражено несколько острее: «и в друг увидел в крытых сукном тубах, что не знал, кому шапку снимать. «Боже ты мой! Сколько (чиновничества) панства тут»,- подумал кузнец».
Иронический тон Гоголь сохраняет и при описании придворной знати, подчеркивая то соединение надменности и раболепия, высокомерия и трусливого заискивания, которое характерно для знатных особ. «Минуту спустя, вошел в сопровождении немой спиты количественного росту довольно плотный человек в гетманском мундире, в желтых сапожках. Волосы на нем были растрепаны, один глаз немного крив, па лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать. Все генералы, которые расхаживали довольно спесиво в золотых мундирах, засуетились и с низкими поклонами, казалось, ловили его слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его».

Потемкин нарисован в «Ночи перед Рождеством» властным и хитрым сановником, лукавым царедворцем. Заранее дав «наставления» запорожцам о том, как и что им говорить на приеме у царицы, он зорко следит за исполнением своего «режиссерского» плана. В повести содержится ясное указание на то, что приезд запорожцев в столицу связан с уничтожением Запорожской Сечи, прежних казацких вольностей. Это придает образу Потемкина, так же как и образу Екатерины II, отнюдь не «благостный» облик. Вместе с тем очевидно, что писатель не стремился нарисовать портрет Екатерины II в обличительном духе.

Сопоставление картин народной жизни и картин сановного Петербурга в «Ночи перед Рождеством» широко не развернуто, и тем не менее оно весьма существенно как выражение общей направленности «Вечеров». Тут мы видим развитие тех идей, которые высказаны от имени Рудого Панька в его «предисловии» к «Вечерам», когда «издатель» повестей сравнивал народный быт с бытом и жизнью знати.

В «Ночи перед Рождеством», так же как и в других повестях, Гоголь широко использовал народные легенды и сказания. В сравнении с «Майской ночью» и «Сорочинской ярмаркой» фантастика в «Ночи перед Рождеством» представлена более широко. И в то же время здесь с большей выразительностью и силой осуществлено ее «снижение», развернуто своеобразное ее «обытовление». Переключенная в «бытовой» план, показанная в юмористическом освещении, фантастика теряет свои очертания необычного, страшного и непонятного, становясь чем-то смешным и забавным. Фантастические фигуры и образы предстают в «Ночи перед Рождеством» и качестве носителей мелочных житейских страстей и стремлений. «Одна только ночь оставалась ему (черту) шататься на белом свете; но и в эту ночь оп выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц… Таким-то образом, как только черт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку. Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее пол, руку и пустился нашептывать па ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду».

Другие сочинения по этому произведению

Ночь перед Рождеством Характеристика образа Вакула кузнец Соединение реального и сказачного в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рожднством» (2) Что мне понравилось в повести «Ночь перед Рождеством» ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831) состоит из отдельных повестей, собранных, а затем и изданных от имени пасечника Рудого Панька. Каждая повесть имеет свой собственный занимательный сюжет, своих героев, но художественные принципы изображения народной жизни одни и те же во всём цикле. Их можно рассмотреть на примере повести «Ночь перед Рождеством».

Тема данной повести — изображение народной жизни, жизни свободных, ещё не закрепощённых украинских казаков. Время действия «Ночи...» — царствование Екатерины Второй, когда Г.А.Потёмкин готовил ликвидацию Запорожской Сечи и введение крепостного права на Украине в 1783 году: именно об этих государственных преобразованиях планируют говорить запорожцы с матушкой-императрицей в конце повести, отправляясь в Зимний дворец. Екатерина и Потёмкин представлены Гоголем как сказочные герои, только внешне похожие на реальных. Екатерина, например, выполняет в «Ночи...» роль доброй волшебницы, помогающей герою. Других исторических привязок и лиц в повести нет, поэтому время в ней условно (панхронично), как и в любой сказке. Идея повести — показ «достойной человека жизни», как отмечал сам Гоголь. Именно так, достойно и правильно, живут обитатели Диканьки. По сути, в повести писатель опоэтизировал (идеализировал, как в сказке) сельскую жизнь и простого человека, то есть показал не заботы и тяготы казаков, а их отдых в весёлый праздник Рождества: весело поют колядки девушки и парубки под окнами хат в рождественскую ночь, дети катаются с гор, уважаемые селяне собираются на праздничный обед к дьяку...

Главный герой повести — народ, участник действия и судья всех персонажей сказки. Фон действия повести составляют народные сцены. Весёлые селяне собираются вместе в рождественскую ночь, и шум, крик, песни заполняют всю Диканьку. В церкви, где в рождественское утро собрались стар и млад, «на всех лицах, куда ни глянь, виден был праздник». Мир народной жизни представлен в повести через отражение его в фольклоре. Истинная народность художественного произведения, по мнению Гоголя, «состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа» (Н.В.Гоголь «Несколько слом о Пушкине»). В «Ночи...» показаны положительные, с народной точки зрения, герои — душевно чистые, простые и цельные люди, не подверженные мучительным противоречиям и рефлексии романтических героев-дворян.

В центре повести образ кузнеца Вакулы. В характере этого молодца подчёркиваются: ум (ловко перехитрил чёрта), сильный, настойчивый характер (несмотря ни на что, добивается любви Оксаны, хотя остальные кавалеры уже отступились от капризной красавицы), удальство (чего стоит его путешествие за одну ночь в Петербург), самостоятельность (не покоряется ни Оксане, ни Чубу, ни обстоятельствам), благородство (страдает от любви, но не оскорбляет Оксану). Эти черты проявляются в истории любви Вакулы к гордой красавице Оксане, во время путешествия на чёрте в Петербург, на приёме у царицы. Все эти моральные качества демонстрируют, с народной точки зрения, наивысшую ценность человека.

Кроме Вакулы Гоголь изображает и других героев, которые тоже взяты из народных сказок и побасёнок: богатый и глупый Чуб, сластолюбивый дьяк, хитрая кумушка Солоха, писарь, «выходящий на четвереньках из шинка», и т.д. Образ своенравной деревенской красавицы, которую преданно и горячо любит герой-добрый молодец, возник из лирических народных песен. Задорная девица смеётся над героем и в то же время нежно любит его; её желание иметь царские черевички — только повод поддразнить кузнеца.

Мир Диканьки окрашен в повести Гоголя мягким юмором: автор не разоблачает своих героев, но подсмеивается над их недостатками. Юмористическое противоречие лежит, например, в основе образа богатого казака Чуба: он претендует на солидность и уважение, а на деле оказывается ничтожным, трусливым человеком. Гоголь проявляет терпимость и уважение к простому человеку, даже если он не образец добродетели, поэтому великодушный Вакула и своевольная Оксана, дамский угодник — дьяк и бойкая Солоха, невозмутимый кум и даже чёрт изображаются юмористически. Комизм характеров переплетается с ко мизмом ситуаций (например, борьба кума и его жены-сокровища за огромный мешок, в котором сидят Чуб и дьяк).

Эти сказочные по сути герои действуют в обычной деревенской обстановке, которая создаётся в повести только благодаря бытовым деталям: подробного описания быта казаков Гоголь не дает и в этом следует за фольклорной сказкой. Для автора важно отразить характер казаков — вольный, открытый, добродушный.

Отмечая народность «Вечеров на хуторе близ Диканьки», В.Г.Белинский писал, что в них «народное и фантастическое так чудно переплелись с реальностью, что оба эти элемента образуют собой конкретную поэтическую действительность, в которой не узнаешь, где в ней быль и где в ней сказка, но всё поневоле принимаешь за быль» (В.Г.Белинский «О русских повестях и повестях Гоголя», 2). Справедливость этого замечания можно подтвердить многими сценами из «Ночи...». Вот, например, ведьма Солоха тушит все звёзды на ночном небе, собирая их в рукав. Или рассказчик приводит комическое объяснение, почему нечистый ненавидит кузнеца больше, чем местного священника отца Кондрата. Вакула в свободное от кузницы время был «богомазом», то есть рисовал в храме иконы и фрески на библейские сюжеты. На стене диканьской церкви он изобразил картину, на которой грешники в сцене Страшного Суда гоняют чёрта кнутами, поленьями и всем, что под руку попадётся. Приходившие в церковь селяне всегда смеялись над этой росписью, а в особенности над увёртывающимся от побоев чёртом. Всеобщего осмеяния чёрт перенести не мог и поклялся отомстить Вакуле. Здесь Гоголь остроумно соединил реальность (кузнец и его роспись в церкви) и фантастику (чёрт, желающий отплатить за «обидную карикатуру»). Чёрт и ведьма Солоха — бойкая, общительная казачка — показаны в сниженном виде, их хитроумные козни против людей никак не удаются.

Стало быть, можно отметить, что в «Ночи...» соседствуют черты реализма и романтизма. Реализм в повести выражается в умеренно детализированном описании бытовых сцен. Романтизм же проявляется в том, что, рисуя Диканьку и её весёлых, свободных жителей, писатель показывает свою мечту о разумных, справедливых человеческих отношениях.

Юмор в повести чередуется с лиризмом авторского повествования. Лиризм проявляется в разнообразных пейзажах и в авторских комментариях к действию. В начале повести Гоголь помещает торжественное описание ясной зимней ночи (звёзды, месяц, безлюдье, глубокая тишина), которое всё построено на олицетворении (одушевлении) природы. Величественная космическая картина соседствует с комическим рассуждением о сорочинском заседателе, известном знатоке ведьм и людей. С удовольствием изображает автор яркий, шумный, весёлый народный праздник Коляды в Диканьке. Чудесная картина ночного неба с толпой разнообразной нечисти возникает, когда Вакула летит на чёрте в Петербург.

В заключение отметим, что в «Ночи...» можно наблюдать сложное сочетание самых разнообразных приёмов описания: романтизма и реализма, лирики и юмора, реальности и фантастики. В повести объединены реальные детали быта украинских казаков, включая диалектную речь, и описание невообразимой по красоте природы. В повести рядом живут более-менее реальные герои — жители Диканьки — и нечистая сила в разных обличиях (чёрт, ведьма Солоха, колдун-запорожец Пузатый Пацюк). Всё вместе — это странный мир, который невозможно отнести ни к конкретному времени, пи к конкретной местности, то есть «Ночь...» по существу волшебная сказка

В повести царит радостное восприятие жизни: окружающий мир расцвечен яркими красками, описание героев и событий «искрится» задорным юмором, сказовая речь рассказчика и колоритная речь героев оживляют действие.

Необходимо подчеркнуть, что изображение народной жизни в повести не реалистическое, даже одностороннее, так как писательно показал реальной жизни простого человека, а представил в своём произведении светлый мир сказки. В этом отношении можно сравнить повесть Н.В.Гоголя «Ночь...» и поэму Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос». В поэме Н.А.Некрасова тоже переплетаются сказка и реальность, но жизнь народа показана вполне реалистично. Некрасов рисует и картины труда, и страдания крестьян, Дарья вспоминает счастливые моменты в своей жизни, а рядом описываются похороны её мужа Прокла. При всех различиях в упомянутых произведениях отношение к народу у Гоголя и Некрасова очень схоже. Некрасов с уважением описывает силу характера, красоту и великодушие Дарьи, которая, как и Вакула у Гоголя, становится главной положительной героиней поэмы.

Для меня это одно из самых любимых произведений Гоголя, по повести была поставлена опера, сняты художественный и мультипликационные фильмы и даже есть мюзикл с одноименным названием, но по моему мнению читать повесть гораздо интереснее. Полный цикл произведений, куда входит и "Ночь перед Рождеством", носит название "Вечера на хуторе близ Диканьки", этот двухтомник относится к самым ранним произведениям Гоголя.

Думаю не стоит пересказывать весь сюжет повести, ее лучше прочитать самому, а для ответа достаточно вкратце описать ее главных героев. Дело происходило в украинском селе, кузнец Вакула влюбляется в дочь очень зажиточного казака Чуба, красивую, но капризную и избалованную девушку Оксану. Поддразнивая молодого кузнеца, Оксана заявила, что хочет черевички (туфельки), как у самой царицы, не сложно догадаться, что влюбленный Вакула решает достать их во что бы это не стало.

В повести есть и мистические персонажи, один из них, пожалуй самый главный- черт, вот верхом на нем Вакула и отправляется в Санкт- Петербург за туфельками для своей любимой.

В Петербурге Вакуле можно сказать повезло, он встречает запорожцев, которые собираются во дворец, на прием к самой царице- Екатерине Второй. Гоголь затронул это историческое событие в своей повести, но он так и не рассказывает то, о чем запорожские казаки хотели просить Екатерину, описывается только обращение к ней Вакулы.

Во дворце запорожцев и нашего героя встречает князь Григорий Потемкин, он учит казаков, как нужно вести себя на приему у царицы, дает им наставления.

Григорий Александрович Потемкин долгое время был фаворитом и практически главным советником Екатерины Второй, будучи приближенным к трону он принимал участие во многих государственных делах и решениях.

До того, как попасть во дворец, Потемкин отличился во время Русско- турецкой войны, за свое смелость был награжден самыми престижными орденами- Святого Георгия третьей степени и орденом Святой Анны.

Григорий Потемкин был инициатором многих важных решений того времени, среди которых стоит особо отметить - присоединение Крыма к России и торговый договор с Францией.

В память об этом выдающемся человеке в Санкт- Петербурге назвали улицу, знаменитый броненосец был назван именем Потемкина, а в Смоленске, на родине князя, совсем недавно, в 2010 году был открыт памятник.

Теперь вернемся к нашим героям гоголевской повести, царица подарила Вакуле черевички, и он благополучно, не без помощи черта, вернулся в свое село. Правда Оксане уже были не нужны царские туфельки, за время отсутствия Вакулы девушка поняла, что любит кузнеца и без черевичек.

Николай Васильевич Гоголь - самый загадочный писатель русской литературы девятнадцатого века. Сложный, опережающий время, знаток человеческих душ и характеров – его герои горячо любимы и в наше время. «Нос», «Шинель», «Мертвые души» – местами смешные, местами трагичные, с одной стороны, предельно точно отражающие жизнь, с другой – бесконечно мистичные. Произведения Гоголя оставляют достаточно пространства для размышлений не только литературным критикам, но и читателям.

Конечно, нельзя отвергнуть факт, что оценки творчества писателя не всегда бывают в его пользу. Таков мир литературы с его правилами. Хотя в этом, порой жестоком мире, есть исключения. Например, повесть «Ночь перед Рождеством» Николая Васильевича Гоголя.

Любимая взрослыми и детьми уже не одно поколение, эта повесть вдохновляет, радует, погружает читателя в необыкновенный мир хутора Диканьки с его жизненным укладом. Повесть передает трепет ожидания Рождества, дарит надежду на лучшее будущее, а самое главное, уверяет, что в мире есть место для чуда, главное захотеть его увидеть.

Жители Диканьки не только верят в чудо, они живут в мире, полном чудес. Так, ведьма ночами рассекает на метле и собирает в рукава звезды, ворожба пузатого знахаря Пацюка не только помогает ему трапезничать галушками и варениками, которые сами попадают в рот, но избавляет местных жителей от болезней. Общительный черт без труда находит компанию, будь то «несравненная Солоха», сын ее, кузнец Вакула или кумовья, встреченные чертом случайно.

Поветь наполнена романтизмом, фольклорными мотивами с описанием быта жителей Малороссии. Народные песни, колядки, ночные гулянья панночек и парубков, «варенуха, перегонная на шафран водка» создают в повести атмосферу праздника, веселья, легкости жизни. Даже страдания Вакулы, отвергаемого капризной красавицей Оксаной, кажутся вовсе не страшными.

На протяжении повествования присутствует уверенность, что находчивый кузнец справится со своей бедой – ведь в ночь перед рождеством не может случиться ничего плохого. И надежды читателя оправдываются – становится известно, что кузнец женился на своей Оксане. И более того, красавица всем сердцем полюбила преданного Вакулу.

«Ночь перед Рождеством» необыкновенно светлое произведение. Каждая строчка повести передает любовь к читателю и родным местам, отражает его доброту (как бы просто это не звучало), талант воспринимать не только внешние, но скрытые от человеческого взгляда жизненные процессы.

Чудесные картины необыкновенно образны и совершенно не ограничивают фантазию читателя. Может быть, поэтому нам известно такое множество кинематографических и мультипликационных переложений «Ночи перед Рождеством», каждое из которых имеет неповторимый характер. Чего только стоит описание полета Вакулы верхом на черте в Петербург за черевичками для Оксаны, или кража месяца.

Нельзя умолчать и о бытовых картинах в повести. Рассказчик, эту роль выполняет не сам автор, а пасечник Рудый Панько, совершенно не заботится о вере читателя в достоверность повествования, но ему отчего-то веришь. Может быть оттого, что типажи героев так хорошо знакомы.

Образы пьяного писаря или богатого представительного казака Чуба прекрасно адаптировались в современной реальности. А может оттого, что Николай Васильевич необычайно точно, с исторической достоверностью, описал Екатерину Вторую, ее окружение, дворец. Есть еще одно предположение: в мире Диканьки все гармонично.

Смех сопровождает слезы, реальность не может быть объективной без элементов мистики, а точные бытовые детали открывают простор воображению. К примеру, Гоголь дает только общее описание богатых нарядов дивчат в церкви, не уточняя цветов. Но это не нужно. Фантазия читателя закончит образ диканьской девушки самостоятельно. А это и «целая лавка лент» «на головах», и мониста на шее, и дукаты.

Тесно сплетенные между собой реальный и вымышленный миры представляют совершенно новую картину реальности. Именно в этой способности соединять в единое целое противоположности наиболее ярко проявился великий талант Николая Васильевича Гоголя.

Не только в повести «Ночь перед Рождеством», но и в других произведениях писателя видно, как сатира тесно переплетается с романтизмом, реальное сосуществует с мистическим, а точные жизненные наблюдения не противоречат вымыслу.

Может быть, поэтому творчество Николая Васильевича настолько притягательно и многогранно. И возможно, поэтому его хочется открывать для себя снова и снова.

Медведева Алина