Гербы, девизы и военный клич. Рыцарские гербы и их символика Рыцарские девизы

Из книги Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города. автора Цыпин Владимир

Часть 10. Гербы Мстиславля Так уж сложилось, что Мстиславль издавна находился на границе с российскими землями и поэтому им всегда пытались овладеть русские государи.Витебским и Мстиславским называл себя царь Алексей Михайлович в то время, когда Мстиславль ещё не входил

Из книги Другая история войн. От палок до бомбард автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Гербы и флаги Как бы мы ни относились нынче к рыцарству, но было то время, и в нем жили люди. Мы теперь можем, при желании, посмеяться над их нелепыми одеждами и прическами, перьями на шлемах, «технической отсталостью», суевериями и гербами. Но они относились совершенно

Из книги Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола автора Пастуро Мишель

Гербы Костюм не был единственным способом выразить собственную индивидуальность или продемонстрировать свою принадлежность к какой-то определенной социальной группе. Аналогичную функцию выполняли многочисленные аксессуары, знаки отличия и эмблемы. Среди последних

Из книги Другая история искусства. От самого начала до наших дней [с иллюстрациями] автора Жабинский Александр

Из книги Эпоха Павла I автора Балязин Вольдемар Николаевич

Дворянские девизы

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. Ян

Девизы шведских правителей Густав Ваза:– Вся власть от Господа.– Если Господь с нами, то кто же против нас.– Блажен тот, кто боится Господа.– Земля принадлежит Господу.Эрик XIV: Господь дает, кому пожелает.Юхан III: Господь – наш защитник.Сигизмунд:– За право и народ.–

Из книги Войны роз. Йорки против Ланкастеров автора Устинов Вадим Георгиевич

Из книги Военный коммунизм в России: власть и массы автора Павлюченков Сергей Алексеевич

Военный социализм и военный коммунизм Как подчеркивалось, по проблемам военного коммунизма в России среди исследователей издавна существует множество разногласий, выразившихся в самых противоречивых оценках на страницах политических изданий и исторической

Из книги Античность от А до Я. Словарь-справочник автора Грейдина Надежда Леонидовна

ДЕВИЗЫ, НАДПИСИ, ЭМБЛЕМЫ НА ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ A genio lumenОт гения - светAliis inserviendo consumorСлужа другим, себя трачуAliis lucens urorСветя другим, сгораю(Предолжил в качестве девиза медицины Ван Тульпиус, голландский врач XVII в.)Alterius non sit qui - suus esse potestКто может принадлежать себе, тот да не

Из книги Загадки истории. Отечественная война 1812 года автора Коляда Игорь Анатольевич

«Достиг судорожный клич пределов мирной Украины»: украинцы в «войне за царя и Отечество» А как же император Александр I? Надеялся ли он использовать в борьбе с французами украинские владения своей империи? Мог ли рассчитывать на помощь «малороссийского

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Чудесный Китай. Недавние путешествия в Поднебесную: география и история автора Тавровский Юрий Вадимович

Девизы правления – не только для императоров Реализуя стратегию сяокан, преемники Дэн Сяопина выдвигали в ее контексте собственные тактические программы. Традиция создания краткого лозунга, передающего главный смысл текущей политики, уходит корнями в глубины

Конкурсная игровая программа для учащихся 9-11классов.

Ведущая.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня в стенах этого зала вы увидите необыкновенное зрелище – рыцарский турнир.
Представление жюри.

Ведущая.

Ребята, знаете ли вы, кто такие рыцари? (предлагают ответы) Рыцарями в средневековой Европе называли воинственных феодалов, находящихся в вассальной зависимости от своего короля. Их основными занятиями были военные походы, междоусобные войны, охота и турниры.

Однако придворный этикет требовал от рыцарей не только воинской доблести. Рыцарь должен был иметь изящные манеры, уметь слагать стихи и владеть музыкальным инструментом; всегда принимать вызов на поединок, иметь даму сердца и поклоняться ей, превознося ее достоинства.

Как видите, законы рыцарства до сих пор актуальны.

Представление команд и капитанов.

«Смелые»- 1 команда

Девиз: »За честь, за правду, за Отечество!»

«Отважные»- 2 команда

Девиз: »Где мудрость и храбрость, там честь и победа»

Ведущая. Сейчас состоится обряд посвящения в рыцари, который совершит главный рыцарь Радужной республики – Король Артур. Он прочтет кодекс чести рыцарей нашей школы, после чего прикоснется к плечу каждого рыцаря мечом, рыцарь в ответ на это действие скажет слово «Клянусь!» и назовет свой девиз.

Кодекс чести рыцарей Радужной республики

Во имя процветания школы жалую тебя в рыцари.

Помни, что долг твой отныне – соблюдать все правила Радужной республики, этого светлого источника знаний, добра, духовности

Будь верен учителям и наставникам

Будь защитой для слабых и обиженных

Держи честное слово свое и обещание

Будь добр, справедлив и милосерден к ближнему

Во всех делах и поступках руководствуйся только долгом чести

Будь достойным звания рыцаря и приумножай славу Радужной республики

Король Артур называет имена и фамилии. При этом каждый из названных произносит свое имя, девиз, клятву.

Имя рыцаря

Девиз

Орландо

Где мудрость и храбрость, там честь и свобода!

Мелот

Мужество рождается в бою!

Ричард Львиное Сердце

Зло оплачивать добром может лишь герой!

Лоэнгрин

Исполнить или умереть!

Айвенго

Честь, победа и корона!

Родриго

Только делами благими рождается доброе имя!

Парсифаль Жизнь во имя короля!

Оливер Со щитом или на щите!

Ланселот Храбрость в бою - долг рыцаря!

Рено Кто машет шпагой не умея, рискует головой своей!

Тристан За правду, за честь!

Далибор Одолеет одного храбрец, одолеет тысячу мудрец!

Ратибор Два рыцаря лихих побьют десятерых!

Гавейн Где храбрость, там честь и свобода!

Ведущая. Сегодня состоится рыцарский турнир. Главным действующим лицом на турнире всегда был герольд, гербовый король, как его тогда называли, которому неукоснительно подчинялся даже сам король, ибо никто кроме герольда не знал лучше родословную дворянских фамилий.

(Выходит герольд, у него в руках свиток в виде летописи, он читает: В весну 20__ года в большом зале Радужной республики состоялся обряд посвящения в рыцари. В рыцари посвящены … (называет имя, фамилию, класс учащегося, посвященного в рыцари).

Герольд: «И нет бесчестия страшнее, чем нарушить долг чести или предать идеалы рыцарского братства. И нет почёта выше, чем слыть рыцарем Радужной республики, слыть рыцарем без страха и упрёка.»

Ведущая

. Ребята, достойнейшие из достойнейших рыцари собирались за Круглым столом, где нет ни первых, ни последних мест, все равны и почетны. Но у нас сегодня турнир, и рыцари будут стоя отвечать на вопросы ведущего.

Начинаем 1-й тур рыцарского поединка, который состоит из вопросов о жизни феодального общества в период средневековья, и вопросов, взятых из легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, т.к. события, отраженные в легендах, переносят нас в определенную историческую эпоху, т.е. средневековье.

Вопросы к 1-му туру

    Королем какой страны был легендарный Артур? Назовите столицу легендарного государства. (Британия, Камелот-столица)

    На каком месте жители Камелота увидели меч? Что было написано на наковальне? (В центре города, на площади жители Камелота (замка) увидели меч, на нём было написано: «Кто вырвет клинок из железных теснин, тот законный Британии Властелин»)

    В героическом эпосе мечи, как и кони, носили особые имена. Как же назывался меч короля Артура и что означает это слово? (Эскалибур - разящий железо и камень)

    Как извещали рыцари о своем прибытии в замок? (трубя в рог)

    Существовало ли в раннее средневековье огнестрельное оружие и чем его заменили? (нет, мечом)

    Как называли рыцаря в быту? (месир, монсерьер, месье)

    Какие черты характера считались между рыцарями самыми гнусными и позорными? (ложь, предательство, коварство)

    На каких местах строились замки феодалов? (на вершине крутой и неприступной горы или возле потока)

    Одна из основных статей рыцарского закона заключалась в том, чтобы не позволять никому оскорблять их в своем присутствии…Кого же? (женщин, прекрасных дам)

    Мог ли стать рыцарем крестьянин или простой воин? Кто в таких случаях посвящает в рыцари? (Да, мог, если на поле битвы он проявлял чудеса храбрости. Посвящал в рыцари сам король)

    Каждый рыцарь имеет свой герб. Что означает слово герб? (Свидетельством своего происхождения рыцарь предъявлял герб, унаследованный от предков. Слово «герб» означает «наследство». Каждый рыцарский дом имел свой герб, поэтому не могло быть двух одинаковых гербов. Гербы составляются по правилам мудрости и благородной науки - геральдики)

    Кроме изображения родового герба на щите, где еще можно было увидеть герб рыцаря? (на доспехах, знаменах, замках феодалов, на попоне коня)

    Желавший получить рыцарское звание должен сначала служить на низших ступенях воинского звания. Что это за низшие ступени воинского звания? (паж, оруженосец, от 7 до 14 лет)

    Назовите легенды средневековья, в которых рассказывается о доблестных подвигах рыцарей? К какому творчеству относится легенда? («Король Артур и рыцари круглого стола», «Тристан и Изольда», «Последний бой Ролланда», «Лоэнгрин», «Парсифаль». К УНТ)

Ведущая.

Турниры или «примерные бои» возникли из старинных военных игр или состязаний. Впервые они вошли в моду в Х І в. во Франции. Рыцари - участники турниров должны были воспитывать в себе многие добродетели:

а) возвышенный благородный дух, верность, доблесть, милосердие, учтивость;

б) рыцарь всей душой предан Богу, он оплот и защитник христианской веры;

в) рыцарь хранит свою честь и никогда не изменит своему королю, своим друзьям и соратникам;

г) клятва его и обещания крепче стали;

д) любовь рыцаря неизменна, во славу избранницы сердца, прекрасной дамы совершает рыцарь великие подвиги;

е) нет числа его подвигам, и нет меры его великодушию!

ЗАКОНЧИЛСЯ 1- тур РЫЦАРСКОГО ПОЕДИНКА. Слово предоставляется ЖЮРИ.

Начинаем 2-й тур рыцарского поединка

Ведущая.

Хочу напомнить, что среди рыцарей, о которых мы сегодня ведём речь, были рыцари битвы, приступа, подкопа. Наши рыцари не будут заниматься подкопом нашей школы, у них сегодня более благородная миссия - взять приступом, т. е. завоевать сердце и руку благородной дамы.

Влюблённый рыцарь боготворил свою даму сердца, наделяя её всеми мыслимыми и немыслимыми достоинствами. Как ювелир перебирает самоцветы, так трубадур перечислял эти достоинства своей повелительницы: он называл её царицей, королевой, земной богиней.

КОНКУРС «ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ»

(У каждого участника турнира своя Прекрасная дама.

Стихи к конкурсу сочиняют заранее)

Ведущая. Рыцарь средних веков участвовал в крестовых походах и невольно приобщался к культуре других стран и народов. В эти времена родилась рыцарская лирика. Царицей рыцарской поэзии стала любовь, а олицетворением любви – дама сердца. Наш конкурс поэтический. Он называется «Признание в любви». Рыцари прочитают для наших дам любовное стихотворение. К прекрасным дамам рыцари будут обращаться на языке средневековых поэтов Данте Алигьери, Петрарки, Гарсилао де ла Вега и др.

Рыцари! Перед вами весь цвет Франции и Радужной республики: герцогини, графини, баронессы, виконтессы. Вперед! На приступ!

(Каждый из рыцарей становится на колено перед прекрасной дамой, читает стихотворение и выводит ее на сцену)

Примеры стихотворений:

    Благословен день, месяц, лето, час

И миг, когда мой взор те очи встретил.

Благословен тот край, и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз.

Лицо светлей луны,

Что в полнолуние взошла

И смотрит с высоты.

3)Куда ни брошу безутешный взгляд,

Передо мной художник вездесущий

Прекрасной дамы образ создающий,

Дабы любовь моя не шла на спад.

4)Одно я знаю – только в ней

Мой свет, и жизнь, и дух.

Она нужна душе моей,

Как зрение и слух.

ЖЮРИ подводит итог зтого конкурса

3-й тур.Конкурс «Давайте говорить друг другу комплименты»

Ведущая.

Повторю, что влюбленный рыцарь боготворил свою даму сердца, наделяя ее всеми мыслимыми и немыслимыми достоинствами. «Давайте говорить друг другу комплименты» - так называется наш следующий конкурс. Предлагаю командам посоревноваться в сочинении комплиментов – изысканных и оригинальных. (1-3 мин)

Примеры: краса ненаглядная, улыбка лучезарная, солнечный взгляд, ходит как лебёдушка; говорит, как ручеёк журчит; сладкоголосое пение, стройная, как тополь; прекрасная, загадочная, милая, волшебная и т. д.

ЖЮРИ подводит итоги

4-й тур. Конкурс «Как мне дорог твой подарок»

Ведущая. Когда средневековый рыцарь просил руки своей возлюбленной, он посылал ей в подарок розы с миртам (цветами). И наш конкурс посвящается искусству дарить подарки.
Вопросы 1-й команде:

    Какие подарки уместны в любом случае, по поводу любого праздника? (Открытка, цветы, книга, коробка конфет.)

    Можно ли подарить даме не букет, а только один цветок? (Да.)

    Можно ли дарить деньги в качестве подарка? (Деньги дарить нельзя.)

    Как следует принимать подарок? (Посмотреть подарок, поблагодарить, поставить на видное место.)

    Что из данных вещей можно, а что нельзя дарить девушке? Цветы, книги, конфеты, письменные принадлежности, заколка, парфюмерия, одежда, деньги, животное. (Можно дарить все, кроме одежды, денег и животных.)

Вопросы 2-й команде:

    Допустим, молодой человек купил цветы любимой девушке и ее матери. Разными или одинаковыми должны быть букеты? Кому вручают цветы в первую очередь? (Букеты должны быть разными. В первую очередь цветы вручают матери.)

    Можно ли возвращать подарки? (Нельзя.)

    Можно ли говорить о денежной стоимости подарка? (Нет)

    Можно ли дарить цветок в горшке? (Можно.)

    Что из данных вещей можно, а что нельзя дарить девушке? Шкатулка, зонтик, записная книжка, косметичка, открытка, кассета, кулон, брошь, лак для волос, нижнее белье. (Можно дарить все, кроме нижнего белья.)

Жюри подводит итоги.

5-й тур Конкурс «Кто больше запомнит» - 2 участника

Ведущая. 30 секунд на запоминание слов на листке на рыцарскую тематику. (Шпага, щит, конь, меч, паж, герб, дама, шляпа, замок, рыцарь, турнир, забрало, доспехи, крепость, оруженосец.)

(Следующие конкурсы можно проводить по желанию организатора)

6-й тур Конкурс «Глазомер» - 2 участника

Ведущая. Определить на глаз, сколько ручек и коробков спичек поместится по длине и ширине стола.

7-й тур Конкур силачей.

8-й тур Конкурс «Кто быстрее»

Ведущая. Закрутить веревку на время. Сначала одна команда, затем 2-я.

9-й тур Конкурс «Будущий глава семьи»

Ведущая. А теперь я приглашаю по одному самому смелому участнику из каждой команды. Этим рыцарям достается, пожалуй, наиболее ответственный конкурс. Представьте себе, что каждый из вас стал главой семьи, и, разумеется, вы помогаете своей жене. Выберите из зала двух девушек, которым нужно сделать прическу! А командам в это время дается задание написать рецепт фирменного блюда.

Заключение.

Ведущая. Рыцарство и сейчас не потеряло своей привлекательности, оно способно зажечь в наших сердцах огонь!

В легендах о рыцарях Круглого стола души короля Артура и его рыцарей не умирают, а уходят на загадочный остров Авалон, чтобы там ждать момента, когда миру потребуется их помощь.

И снова мы слышим храп разгоряченных коней, звон оружия, и вновь воображение рисует доблестных рыцарей, которые устремляются навстречу опасности и даже смерти, чтобы вернуть на землю божественные законы добра, справедливости и милосердия.

Слово жюри. Награждение команды победительницы.

Ведущая. А кто, на ваш взгляд, был самым активным, самым доблестным рыцарем на нашем турнире? (Приз зрительских симпатий)

Ведущая. Пусть победитель сегодняшнего турнира изберет свою Королеву, которая и наградит его медалью за победу! Давайте поздравим победителей нашего турнира.

Чтоб рыцарями в жизни стать,

Нужны нам выправка и стать,

Качество мальчишеского « я»:

МУЖЕСТВО, запомните, друзья!

Происхождение гербов. Происхождение гербов как символических знаков, по которым можно распознавать во время боя вождя, племя, народ, скрывается в глубокой древности. Они были не выдумкой тщеславия, а справедливым возмездием или чествованием личных заслуг. Независимо от этого ими искони отличались отдельные лица, колена, города, царства и народы, как один от другого, так и благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но чаще всего они служили сборными пунктами разбитых, рассеянных войск, приметами распознавать своих. В те времена, когда еще не были придуманы мундиры и когда вооружение скрывало даже лица, без подобных отличий противники и предводители со своими воинами легко могли перемешаться на поле брани или на многолюдных ристалищах. Поэтому в древности такие отличительные знаки были в большом ходу. Египтяне, народ во всем таинственный, испещряли храмы, дворцы и памятники иероглифами. В египетском стане на берегу Нила и потом на Иордане евреи распознавали свои двенадцать колен по условным знакам. Ассирийцы изображали на своих знаменах голубя, потому что птица эта на их языке называлась именем Семирамиды. Золотой орел помещался на щитах мидян и персов; на монетах афинян была сова, а на монетах карфагенян - конская голова.

Тысячи символических знаков находим мы в эти героические времена. Эсхилл украшает ими щиты семи вождей, сражающихся под Фивами. «Каждый из семи героев предводительствовал особым отрядом и отличался своим щитом. Тидей носил на своем щите такую эмблему: вычеканенное небо, усеянное звездами, между которыми выделялось блеском одно светило. Второй вождь, Капаней, имел на щите изображение обнаженного человека, несшего в руках горящий факел с девизом: „Сожгу город“. У третьего на щите вооруженный воин взлезает по лестнице на неприятельскую башню и в девизе объявляет, что сам Марс его не сдвинет. Четвертый вооружен щитом, на котором Тифон изрыгает из огненной пасти черный дым, а вокруг изображены переплетенные змеи. У пятого сфинкс держит под когтями Кадма. Шестой исполнен мудрости и не имеет на своем щите никакой эмблемы: он не хочет выдавать себя за храбреца, он хочет быть им. Седьмой, наконец, обороняется щитом, на котором женщина ведет воина, вычеканенного из золота; она умеряет его шаги и говорит в девизе: „Я сама справедливость, возвращу ему его отечество и наследие предков“. Валерий щедро раздает эмблемы аргонавтам; Гомер так размножает их на оружии своих героев, что по свидетельству многих авторов, геральдика возникла во время осады Трои. Римляне также придумывали множество эмблем и символов; их легионы, изобретали множество знаков, значков, signa. На колоннах Трояна и Антонина и на Триумфальной арке, поставленной в честь Мария близ города Орангия, видны и до сих пор воины, доспехи которых испещрены какими-то особенными штрихами и фигурами.»

Но из этого еще не следует, что в древности известны были гербы. Военные знаки, употреблявшиеся как значки или простые украшения, не были постоянным отличием знатного происхождения, наследием, жалуемым тому или другому роду. Гербы, рассматриваемые с этой нравственной и политической точки зрения, - учреждение новейших времен, которое не восходит далее крестовых походов. В самом деле, рыцари, возвращавшиеся из Азии, стали дорожить заслуженными отличиями, стоившими им большого самопожертвования. В свидетельство своей славы они воздвигали на самых высоких башнях, донжонах и над главными воротами своих замков те хоругви и знамена, под которыми сражались. Эти красноречивые знаки рыцарской чести и личной доблести отцов заботливо хранились в семействах. Дамы, постоянные поклонницы храбрости, вышивали такие достославные и выразительные символы на мебели, платьях и одеяниях мужей и братьев. Их ваяли на оградах, рисовали на потолках и стенах, изображали на щитах, могильных памятниках, их освящали в церквях, они были украшением торжеств, они были на одеяниях оруженосцев, пажей, слуг, воинов и всех лиц рыцарского дома. Эти различные знамения достопамятных рыцарских деяний образовали особый иероглифический язык. Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, изрубленный, якорный, из цветков красовался повсюду в различных видах и был символом той святой цели, для которой предпринимались крестовые походы. Палма напоминала Идумию, арка - взятый или защищенный мост, башня - завоеванный замок, шлем - вооружение грозного врага, звезда - бой ночью, меч - обыкновенную битву, полумесяц - низложение страшного мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы углом - взятые и разрушенные преграды; лев, тигр - неукротимую храбрость; орел - высокую доблесть. Вот где происхождение всей системы гербов.

Раз избранные, утвержденные и пожалованные государем, они не изменялись и делались неотъемлемой наследственной собственностью семейства и рода. Герольды обязаны были изучать эти отличия и особенно наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов, а знания, необходимые для отправления этой обязанности, составили геральдику, или, как говорят иногда, blason. Blason произошло от немецкого слова blasen - трубить, играть в рог. «За несколько дней до начала турнира щит рыцаря выставлялся для обсуждения и рассмотрения. Герольды под председательством свое-го старшины должны были разобрать герб критически, blasonner, и результатом этого разбора было или допущение рыцаря к турниру, или исключение его из участия в этом благородном занятии. Для выяснения решения по этому вопросу рыцарь на коне подъезжал к месту, где должен был происходить турнир, и трубным звуком звал к себе герольда (blasen). Если рыцарь удостаивался принятия, то он привешивал этот рог к шлему и вступал в ряды своих собратьев. От этого обряда и происходит слово blason, герб, l"art du blason и blasonner, слова, употребляемые и ныне, как технические».

Для гербов на щитах употребляли: металлов два, красок или цветов пять и мехов два. Геральдические металлы - золото, цвет желтый, и серебро, цвет белый; цвета: голубой, зеленый, красный и черный, меха - горностаевый и беличий. Геральдика приписывает цветам особые названия. Так голубой называется лазурь, воздух, зеленый - синопль, яшма; красный - огонь и черный - земля. Некоторые авторы, кроме этого химического значения, присваивают металлам и цветам значение символическое. По их мнению, золото, желтый цвет - эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро - невинности, белизны, девственности; голубой цвет - величия, красоты, ясности; красный - храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый - надежды, изобилия, свободы; черный - скромности, образованности, печали.

Гербовый щит или поле герба делилось горизонтальными, перпендикулярными и диагональными линиями на несколько отделений, в которых размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и т. д. Вне поля герба были другие фигуры, называвшиеся внешними украшениями. Их было три вида: украшения вверху, с боков и кругом.

Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, бурелеты, намет, нашлемник, иногда девиз или военный клич. Шлемы и шишаки рисовали или в профиль, или анфас, с опущенным, полуоткрытым или совсем поднятым забралом и, смотря по достоинству и древности происхождения, с большим или меньшим числом решеток на нем. Нашлемник составлял самую верхнюю часть украшения гербов, его можно было составлять из всякого рода фигур, цветов, перьев, животных, деревьев и пр. Общим обыкновением было также помещать девизы и клич над гербом.

По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; эти фигуры назывались щитодержателями. Кто не имел права помещать щитодержатели, тот украшал бока гербов какими-нибудь живописными и резными орнаментами. Орденские хоругви, знамена, мантии, жгутики также окружали щит герба. Кроме этих украшений были еще другие, присвоенные известным званиям и обозначавшие особенные достоинства.

Для объяснения герба прежде всего надо изучить фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже сами фигуры. В геральдике фон называется полем, а фигуры - знаками.

Поле герба всегда покрыто какими-нибудь металлами, цветами или мехами; затем следует главный знак; краски знаков те же, что и краска поля, за исключением лишь случая, когда нужен естественный цвет.

В основании геральдики следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то знаки должны быть покрыты металлом, и наоборот, если поле покрыто металлом, то знак покрывается краской или мехом. Это правило излагается так: не должно класть металл на металл и краску на краску. Делать противное - значит совершенно извращать науку геральдики, потому что геральдика, говорит один из новейших писателей, есть обширнейший из всех языков, язык сильный и величественный, со своим синтаксисом, грамматикой и орфографией. Искусство геральдики состоит в уменье читать и писать на этом немом наречии. Несколько кратких и поверхностных заметок относительно чтения гербов могут дать о геральдическом языке некоторое понятие.

В гербе верхняя часть называется главой (chef), а нижняя часть - подножием (la pointe). Помещаемое в гербе включает в себя: во-первых, всякое вооружение; во-вторых, каждое существо - от слона до муравья; в-третьих, все растения - от дуба до самого скромного полевого цветка; в-четвертых, все блестящее - от небесных светил до драгоценностей, скрытых в недрах земли; в-пятых, все баснословные и фантастические существа как напр. чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и т. п. Обыкновенно животные смотрят влево. На гербах рисуют также все символы религии; крест, как уже сказано, употребительнее других.

«Без прибавления даже иных эмблем, атрибутов, каждая часть щита уже составляет фигуру, которая и занимает одну треть щита. Точно так и по поперечному делению щита, его рассечению , образуется в его середине столб (le pal), занимающий также треть щита вдоль, а при встрече двух полос, разбивающих и рассекающих щит под прямым утлом, крест (la croix). Далее по диагональному разделению щита образуются полосы, перевязь влево (la bande), перевязь вправо (labarre), уменьшающиеся на пятой части щита при полном пересечении их крест накрест или Андреевский крест (la sautoir), при встрече под углом - шеврон или стропило (le chevron)».

Читать гербы значит объяснять гербовые знаки. Для этого надо сперва назвать поле, потом знак и его цвет, употребляя следующую формулу: такой то род имеет, например, род Карла VI, короля французского, имеет лазурь с трехцветными золотыми лилиями. Это означает, что поле герба лазоревое и что знаки его желтые или золотые; род Монморанси имеет золото на кресте с расходящимися концами, на которых шестнадцать орлят без ног и клюва.

Происхождение некоторых гербов . Чтобы не путаться в лабиринте гербов, знатоки геральдики вынуждены были разделить гербы на несколько разрядов: гербы коронованных особ (armoiries de la souverainite), являющиеся одновременно гербами тех государств, которые этими лицами управляются; к гербам своих областей государи прибавляли нередко гербы тех стран, на которые они имели притязания, которыми предки их владели, и от которых, даже тогда, когда они. отторгнуты, не отказались еще вполне (armoiries de pretention); так английские короли долго употребляли герб Франции, разделенный на четыре части в верхней части по случаю притязаний на право царствования во Франции. В награду за подвиги, за особенные заслуги лицу, отличившемуся на каком-нибудь поприще, государи жаловали свой герб, или к прежним эмблемам, бывшим в гербе, добавляли новые, почетные; этой уступкой (armoiries de concession) объясняется, почему в гербах многих знатных французских фамилий видим лилии, а в русских - государственного орла. Гербы разных установлений западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций (arm. de communuate). Должностные лица, управлявшие областями, рыцарскими замками и т. п., прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства (arm. de patronage). Фамильные гербы, переходящие в роду по наследству, служат для отличия одного дома, одной фамилии от других (arm. de famille). Для обозначения родственных связей, в которые одна фамилия через брак или другим путем приходит с иным родом, в главный герб вставлялись дополнительные атрибуты (arm. d"alliance). Кроме перехода герба по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу, или совершенно чужому, или не имеющему прав прямого наследства, и притом переходили к таким лицам или вполне, или соединялись с их первоначальным гербом (arm. de succession); на это всегда нужно было разрешение верховной власти. Лица, возведенные в дворянство за заслуги, не имея наследственного герба, избирали для себя эмблемы, которые напоминали бы тот род деятельности, то занятие, которым они стяжали себе это отличие (arm. de choix). Этого рода гербы по большей части так ясны, что по ним можно читать историю лица и его фамилии (armes parlantes). Так роды Stella, Sabis, Tresseols, Luna, Cressentini, имена которых напоминали собой названия небесных светил, носили солнце, звезды, луну на лазоревом поле. Род Leiris имел радугу, которая по сказаниям древности была шарфом Ириса.

Часто со своим двойным значением эти имена наполняли гербы намеками, двусмысленностями, аналогией и каламбурами; все это было наивно и мило, потому что злоупотребление игрой слов презиралось. В самом деле, не удовольствие ли видеть восхитительную простоту старых и благородных рыцарей, сотнями ран приобретавших право носить гербы: вместо того, чтоб придумать для удовлетворения гордости великолепное изображение своего подвига, они выбирали для гербов какую-нибудь загадку, шутку или веселую анаграмму, проскользнувшую в беседе у мирного очага. Так род Louvers имел в своем гербе головы волков; Larcher - стрелы; Vignole - серебряную виноградную лозу; Tour de Turenne - башню; Santeuil - аргуса; Montepezat - весы; Etang - рыб; Legendre - головы девушек с золотыми волосами; сеньор de Vaudray, владетель земель Vali, Vaux и Vaudray, имел девизом Vali, Vaux и Vaudray. Род Mailly выбрал колотушку, Martel de Bagneville - молот, и т. д. Старики понимали такие символы. Delphes имел дельфина на своих монетах; Florus - цветок на своей печати; Voconius-Vitulus приказал вырезать на своей теленка, а Цезарь - слона, потому что на пуническом языке это четвероногое называлось цезарь.

Родос имел эмблемой розу, потому что по-гречески цветок этот называется родон.

Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг и обязанностей: так магистры употребляли на своих гербах бархатные шапки и горностаев; рыцари, имевшие право распускать знамя - знамена; мундшенки - золотые кубки; оберегермейстеры и сокольничьи - охотничьи рога и хищных птиц. Знаки эти означали то залог ревностной сострадательности, то воспоминание путешествия к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две взаимно пожимающие руки - согласие и верность; якорь и столб - непоколебимую надежду; шар или хлеб - благотворительность; соты - церковные праздники и гостеприимство; два золотых крыла, распущенных на лазоревом поле, были на гербе Дориоля (Doriole), канцлера Франции, знаком возвышенных помыслов. Два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку, вихри (вид голубя.), сердце, пронзенное стрелой, кольца, роза с шипами и без шипов, дерево, перевитое гибкими ветками плюща - были во французской геральдике оригинальными знаками нежности и любви.

Города заимствовали свои эмблемы от своих особенностей. Фрисландия, страна низменная, имела в гербе листья кувшинника (nuneghar) и волнистые повязки. Болонья, (Bologne), на водах которой много лебедей, приняла эту птицу знаком герба. Центр Парижа имеет форму корабля, поэтому в гербе его - корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями. Города Понт-а-Муссон (Pont-a-Mous-son) и Понт-Сент-Еспри (Pont-Saint-Esprit) имеют в гербах мосты; Тур - три башни.

Смуты и крестовые походы особенно увеличивали число эмблем гербов.

Большая часть гербов Италии получила начало в партиях Гвельфов и Гибелинов, а также в политических распрях, опустошавших надолго Флоренцию, Лукку и Пистойю.

Ненависть Йорков и Ланкастеров породила двух соперниц - белую и алую розы.

Сколько выдумано было во Франции различных цветов и кокард во времена потрясений, Лиги и Фронды.

Что касается крестовых походов, то они ввели все виды аллегорических знаков. Набожные путешествия воинов объясняют, почему в значительном числе гербов встречаются раковины, птицы без ног и клюва, золотые монеты и кресты. Раковины были украшением возвращавшихся морем богомольцев. Птицы без ног и клюва - перелетные птицы, как лучшее эмблематическое подобие рыцарей, которые часто возвращались из Палестины изувеченными; золотые монеты были в геральдике символами выкупа пленных и дани, наложенной христианами на неверных.

Но крест, изображавшийся на одеянии иерусалимских поклонников как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, вошел в значительное число героев, чтобы служить воспоминанием об этих религиозных странствиях.

Девизы и военный клич . Нам остается сказать о легендах или девизах и военном кличе, которые помещались на гербах независимо от других знаков. Девизы - памятники мужества, вежливости и великодушия - становились для потомства храбрецов постоянными уроками; они были, так сказать, сокращениями рифмованных рассказов, которые сочинялись странствующими из замка в замок трубадурами, певшими их под аккомпанемент арфы, лиры и других инструментов менестрелей; они тождественны, так сказать, с духом рыцарства. Часто это бывали аксиома, пословица, наивное суждение, аналогия знаков герба, согласная с наклонностями и вкусами рыцаря. Слава и любовь также создали множество этих девизов.

Почти все девизы получали новую силу от эмблем, к которым они относились. Рисовали пустой колчан и ставили к нему девизом: Hoerent in corde sagitoe - его стрелы в моем сердце; бутон розы: меньше показываясь, становится прекраснее; ласточку, перелетающую моря; чтоб найти солнце, покидаю отечество; раковину, обращенную к солнцу: красота ее нисходит с небес; горностая с такими словами: Malo mori quarn foedari - лучше умереть, чем опозориться (это девиз Франциска I, герцога Бретани); бутон подсолнечника: лучам моей звезды открою сердце свое; гранатовое дерево в цвету: каждый год новый венец; раненного и спящего под бальзамовым деревом льва, на которого капает целебный сок: Me lacryma sanat - его слезы меня исцеляют; льва, скованного пастухом: покорен и страшен; смотрящего на солнце орла: один он достоин моего благоговения.

«Девиз помещается под щитом и служит или воспоминанием о славных деяниях лица, или побуждением к ним. В девизе заключается плоть и дух, или вернее, идея и мысль герба. Девиз часто бывает аллегорический, и потому есть девизы, состоящие из одной только буквы. Главное их достоинство заключалось в смысле, который можно было придать девизу. Рыцарские девизы, обязанные своим происхождением событиям из жизни того лица, которое их приняло, нашли себе не одного истолкователя в западной Европе, и, действительно, эта наука могла занимать ум, потому что давала ему пищу: необходимо было знать историю лица, его рода, времени, чтобы разгадать какой-нибудь девиз, краткий и выразительный. Только с XV столетия девиз стал фразой общепонятной, афоризмом в похвалу красоте и добродетели.

Представители благородного семейства, всегда старшие в своем роду, носили над гербом так называемые cri de guerre или cri d"armes, т. е. выражение, которое на войне рыцарь употреблял для возбуждения воинов к бою и победе и для отличия себя от других рыцарей. Понятно поэтому правило: le cri suit la banniere, т. е. военный сигнал там, где знамя. Оно было средоточием военной силы, центром, к которому стремились войска, знаком, за которым следили они сердцем и глазами. Этих военных cris бесчисленное множество и начало их кроется в глубокой древности. Мы приведем более известные, ставшие историческими. Готфрид Бульонский шел в крестовые походы, говоря: Due le veut, и это убеждение руководило им и его войском. Короли французские, считавшие Св. Дионисия своим патроном, идя на войну, повторяли: Montjoie et Saint Denis; у Монморанси: Dieu aide au premier Baron Chretien; у Бурбонов: Bourbon Notre-dame или Esperance; у королей английских: Saint George, позднее Dieu et mon droit».

Marchangy, Gaule poetique. Le P. Menestrier, Origine des annoiries.

Le P. Menestrier, Traite sur l"art des devises. Marchangy, Gaule poetique.

Лакиер, Русская геральдика.


Изучение надписей на средневековом оружии представляет интересную историю о ментальности и веровании как рыцарей, носящих это оружие, так и мастерах, изготавливавших их. Мистическое значение этих надписей было важно для рыцарей, участвующих в крестовых походах и в многочисленных войнах того неспокойного времени. Меч был символом справедливости, защиты христианских идеалов, мира и покоя граждан. На них молились, приносили присягу, давали обеты. Иногда в навершии рукояти находились святые мощи. Знаменитые мечи имели свои имена. Меч короля Артура имел имя Экскалибур, обладал магическими свойствами и мог заживлять раны.

"D NE QVIA VIM PATIOR RESPONDE PRO ME" с латыни перевели так - "Господи! Чтобы я не терпел обиды, ответь за меня". Первая D - означает сокращённо DOMINE. Эта надпись производная от цитаты из Библии Libri Isaiae Capitis XXXVIII versum XIV
DOMINE VIM PATIOR RESPONDE PRO ME
Впрочем, часто надписи были сокращёнными, с начальными буквами религиозных изречений. Неграмотные рыцари, участвующие в крестовых походах заучивали слова молитв по первым буквам, выгравированных на их мечах. Таким образом они могли прочитать молитву перед боем. Допустим:
DIOLAGR читается так: "D(e)I O(mnipotentis) LA(us) G(enitricis) R(edemptoris)". В переводе с латыни это означает - "Бога всемогущего СЛАВА матери искупителя". Другая композиция ININININININ, несмотря на обилие знаков, значительно проще и означает: I(esu) N(omine), I(esu) N(omine), I(esu) N(omine) и еще три повторения. Текст переводится как "Во имя Иисуса, Во имя Иисуса, Во имя Иисуса…" и еще три раза. Тайнопись SNEMENTS означает: S(ankta) N(omin)E M(atris) E(nimo)N T(rinita)S - "Святая Во имя Богоматери во имя Троицы".
IHS (Jesus Homini Salvator) или употребляемые отдельно литеры S, О, X (Salvator - Спаситель, Omnipotentes - Всемогущий, Xristus -Христос).


IN NOMINE DOMINI (Во имя Господа)
SOLI DEO GLORIA (Только во славу Господа)
USSU TUO DOMINE (По приказу твоему, Господи)
IN TI DOMINI (Во имя твое, Господи)
IN DEO GLORIA (Во славу Божию)
PRO DEO ET RELIGIONE VERA (За Бога и истинную религию)
IVDICA DOMINE NOCENTES ME EXPUGNA IMPUGNATES ME, представляющие собой первую строфу 34 Псалма: «Суди, Господи, тяжущихся со мной, борись с борющимися со мной»
FIDE SED CUI VIDE (Верь, но смотри, кому веришь)
ELECTIS CANCIONATUR DEO GLORIA DATUR (Избранными воспевается и воздается слава Господу)
PAX PARTA TUENDA (Равный мир Должен быть сохранен)
ROMANIS SACRIFICATUR РАРАЕ GLORIA DATUR (Римлянами возносится молебен и славится Папа)


В дальнейшем, когда в обиход вошла шпага, как непременный атрибут знатного рода, который носился постоянно, и которая означала готовность в любую минуту защищать честь и достоинство появились другого рода надписи:
VINCERE AUT MORI (Победить или умереть)
INTER ARMA SILENT LEGES (Среди оружия молчат законы)
FIDE, SED CUI VIDE (Верь, но смотри, кому)

Некоторые латинские девизы можно отнести к разряду морально-этических наставлений. Допустим:
TEMERE NEC TIMIDE (Не оскорбляй и не бойся),
VIM SUPERAT RATIO (Разум одолевает силу)
HOCTANGI MORTI FERRUM (Касание этим железом смертельно)
RECTE FACIENDO NEMINEM TIMEAS (Ничего не бойся, правильно поступая)


Встречаются надписи на национальных европейских языках, часто имеющих значение девизов:
Ne те tire pas sans raison ne me remette point sans honneur (Нe обнажай меня без необходимости, не вкладывай в ножны без чести)
Honni soit qui mal у pense (Позор тому, кто дурно об этом подумает)
Dieu mon esperance, Iерёе pour та defence (Бог - моя надежда, шпага моя защита).

Часто надписи на оружии имеют смешанный характер, отражая новую идеологию абсолютистской монархии:
PRO GLORIA ЕТ PATRIA (За Славу и Отечество)
PRO DEO ЕТ PATRIA (За Бога и Отечество)
VIVAT REX (Да здравствует король)


Нередкими были и стихотворные надписи, характерные только для этих орудий казни: Die hersen Steiiren Demvnheil
Jch ExeQuire Jhr Vrtheil
Wandem sunder wirt abgesagt das leben
Sowirt er mir vnter meine handt gegeben
(Сердца правят несчастьем
Я исполняю ваш приговор
Грешник когда его лишают жизни
Тогда его передают мне в руки).

Другие надписи на клинках:
"Cuando esta vivora pica, No hay remedio en la botica" (от этой гадюки в аптеке нет лекарства). Надпись на навахе, подаренной Сталину испанскими республиканцами.

"Умри злодей от руки моей". Надпись на охотничьем кинжале. Златоуст, 1880-е годы.

"Meine Ehre heißt Treue" (Моя честь называется верность). девиз на кинжалах SS (Schutz Staffeln)

"Mort aux boches" (Смерть немчуре). Boche - французское пренебрежительное/матершинное название немцев. Надписи на клинках французского сопротивления.
"Ложных друзей берегись сам, а от недругов спасу тебя я." латинская надпись на сабле польского короля Яна Собеского
"В правде сила" надпись на сабле хромого Тимура
Melius non incipient, quam desinent -
Лучше не начинать, чем останавливаться на полпути
Serva me - servabo te - сохрани меня - сохраню тебя
Mehr sein als scheinen - Будь лучше, чем кажешься
Oderint, dum metuant. - Пусть ненавидят - лишбы боялись.
"Без нужды не вынемай, без славы не вкладывай"
"Без веры не присягай, присягнувши веруй" одни из многочисленных девизов на казачьих шашках.
«In hostem omnia licita».- По отношению к врагу всё дозволено.(лат.)
In omnia paratus – готов ко всему
Ultima ratio – последний довод

Подскажите девизы средневековых рыцарей!

  1. за родину! за сталина!
  2. ***

    "Представители какого-либо семейства, обыкновенно старшие в роде, носили над
    гербом так называемые cri de guerre или cri darmes, то есть такое
    выражение, какое употреблял на войне какой-либо знатный рыцарь для
    возбуждения воинов к бою или к победе; этот известный клик, или клич,
    отличал его от других рыцарей. Французы говорят: Le cri suit la baniere
    (Клич следует за знаменем). Это означает, что военный сигнал там, где
    знамя, потому что оно являлось средоточием военной силы, центром, к
    которому стремились войска, за которым следили все воины и сердцем, и
    глазами. Военные клики были известны в глубокой древности; у каждого
    рыцаря, у каждого военачальника был свой особенный присвоенный ему клич,
    которым он собирал своих воинов и с которым он бросался в самый кровавый
    бой. Вот наиболее замечательные из кликов. Готфрид Бульонский во время
    крестовых походов говорил: Dieu le veut! (Так угодно Богу!)- и это
    убеждение руководило как им самим, так и его войском. С этим кликом он вел
    своих воинов в бой с неверными; этот клик воодушевлял их, поднимал их дух и
    вселял в них мужество и храбрость. Французские короли считали святого
    Дионисия своим покровителем, и потому, ведя своих воинов в бой, они
    повторяли: Montjoie et Saint Denis; Монморанси повторял следующий клик:
    Dieu aide au premier baron Chretien (Да поможет Бог первому
    христианскому барону). Бурбоны же приняли клик: Bourbon Notredame, или
    Esperance. У английских королей считался покровителем Святой Георгий, и
    потому они говорили сначала: St.Georges, — а позднее: God and my right!
    (Бог и мое право!)."

    "Геральдические девизы. Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.

    Изображение "Пустой колчан" — Девиз: "Его стрелы в моем сердце"
    Изображение "Ласточка, которая перелетает море" — Девиз: "Чтоб найти солнце, покидаю отечество"
    Изображение "Горностай" — Девиз: "Лучше умереть, нежели опозориться"
    Изображение "Лев, скованный пастухом" — Девиз: "Покорен и страшен"
    Изображение "Орел, смотрящий на солнце" — Девиз: "Один он достоин моего благоговения"
    Изображение "Бутон розы" — Девиз: "Меньше показываясь, становится прекраснее"."

    "Примерный перевод рыцарских девизов:

    1. Служу — Отечеству, отвечаю — Богу.
    2. Достоинство и благородство.
    3. Совесть и дисциплина.
    4. Быть, а не казаться.
    5. Честь, но не почести.
    6. Честь дороже жизни.
    7. Честная смерть, но не позорная жизнь.
    8. Побеждаю, но не мщу.
    9. Скуп в потребностях, щедр на отдачу.
    10. Великодушие и справедливость.
    11. Учтивость и миролюбие.
    12. Блаженство в верности.
    13. Достоинство в служении.
    14. Служить, но не прислуживаться.
    15. Должен — значит можешь.
    16. Соперничаю, но не завидую.
    17. Любовью ведом, добротой очищаюсь.
    18. Злу возмездие, добру награда.
    19. Слово крепче камня.
    20. Ударом на удар.
    21. Победа или смерть.
    22. Верой и правдой.
    23. Биться шумно, говорить тихо.
    24. Один за всех, все за одного.
    25. Слово серебро, молчание золото"