Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями
1. Законодательную и нормативную базу современного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями составляют:
Закон РФ "Об образовании”
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" - введение новых государственных принципов российского образования, новая типология образовательных учреждений, изменения некоторых организационно-правовых аспектов специального образования. Дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), утв. Постановлением Правительства РФ от 01-07.95 № 677.
Постановления Правительства РФ> инструктивные письма Министерства образования и науки РФ регулируют отдельные вопросы функционирования дошкольных учреждений системы специального образования.
2. Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях "Начальная школа - детский сад" следующих видов:
компенсирующего - обучение детей с теми или иными отклонениями в развитии;
комбинированного - группы для нормально развивающихся детей и группы компенсирующего вида;
общеразвивающего - в условиях интегрированного (совместно с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии. Широкое распространение интегрированного обучения в детских садах общеразвивающего вида в современных условиях не представляется возможным из-за отсутствия необходимой для этого материально-технической базы, кадрового обеспечения и др. Специалисты считают, что модели интеграции сегодня могут быть реализованы в обще развивающих группах детских садов комбинированного вида и в центрах развития ребенка, где легче создать соответствующие условия. Кроме того, существуют:
группы кратковременного пребывания - для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в домашних условиях;
образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа - для детей, нуждающихся в длительном лечении; I учреждения дополнительного образования - центры дополнительного образования, детские оздоровительные центры различного профиля и др.
Наиболее приемлемая организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, которые особенно тяжело переживают трудности перехода к школьному! обучению, - образовательное учреждение "Начальная школа ~\ детский сад".
Основная его цель - осуществление образовательного процесса путем обеспечения:
преемственности между дошкольным и начальным образованием;
оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья; физического и психического развития детей. Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются" в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного (как отмечает Ю.В. Морозова). Обучение и воспитание в этих учреждениях осуществляется в соответствии с действующими коррекционно-развивающими программами для каждой категории детей с отклонениями в развитии.
Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возраста. По возрасту- две возрастные группы:
- до 3 лет;
- старше 3 лет.
По видам нарушений:
- с тяжелыми нарушениями речи - до 6 и 10 чел. (т.е. для первой группы - до 6 чел., для второй - до 10 чел.);
- для часто болеющих - до 10 и 15 чел.;
- со сложными (комплексными) дефектами - до 5 чел. для обеих возрастных групп;
- с иными отклонениями в развитии - до 10 и 15 чел. (соответственно) и т. п.
5. Группы кратковременного пребывания предназначены для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в основном в домашних условиях.
В этих группах осуществляется:
- психолого-педагогическая помощь детям;
- консультативно-методическая поддержка родителей;
- социальная адаптация детей;
- формирование предпосылок учебной деятельности.
Занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Продолжительность занятий - 5 часов в неделю.
6. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - центры:
- диагностики и консультирования;
- психолого-медико-социального сопровождения;
- психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.
Обслуживают разные возрастные категории - от 3 до 18 лет. В этих центрах находятся дети:
- с высокой степенью педагогической запущенности;
- с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- подвергшиеся насилию;
- вынужденные покинуть семью;
- из семей беженцев, вынужденных переселенцев. Основные направления деятельности данных учреждений по отношению к дошкольникам:
- диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении;
- образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, с состоянием соматического и психического здоровья;
- организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
- психокоррекционная и психопрофилатическая работа;
- проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.
7. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа: санаторные школы-интернаты;
санаторно-лесные школы;
санаторные детские дома для детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей.
Предназначены для детей, которые нуждаются в длительном лечении.
8. Дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах создаются для детей с выраженными отклонениями в развяжи.
Образовательные программы в этих отделениях, как отмечает Ю.В. Морозова, рассчитаны на года, в течение которых у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде.
9. Постоянно действующие психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) осуществляют комплектование дошкольных образовательных учреждений специального назначения, а также решают вопросы перевода и направления ребенка в то или иное учреждение (группу).
Одной из основных задач дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от социального статуса, психофизических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
В образовательной организации созданы специальные условия для получения образования этой категории дошкольников.
Применяется целый комплекс мер:
Общей типологической особенностью развития слабовидящих дошкольников вне зависимости от степени и характера зрительного дефекта выступает то, что процесс познания происходит на суженной сенсорной основе.
Дети с нарушением зрения находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в этом возрасте способствует существенному улучшению сенсорной основы когнитивного развития. В рамках коррекционной работы проводится обследование исходного уровня физического развития ребенка, общей и мелкой моторики, изучается уровень сохранных анализаторов, их возможность отражать свойства и признаки предметного мира: восприятие предметов остаточным зрением, слуховое, осязательное восприятие, использование обоняния, выявляется уровень сформированности эмоционально - волевой сферы. На основании результатов обследования специалистами психолого-педагогической службы комплекса (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог и др.), педагогами дошкольных групп разрабатывается индивиду альный образовательный маршрут.
Работа учителя-дефектолога (тифлопедагога) со слабовидящим ребенком направлена на:
Наряду с традиционными методами коррекции педагоги комплекса широко применяют компьютерные программы комплекса «Академик» для реабилитации детей с нарушением зрения: «Цветок», «Кодинг», «Юла», «Охота», используют специальные приборы: Графика, Рельеф, Светлячок, увеличитель Топаз и др.
Тифлопедагог координирует и направляет коррекционно-педагогическую работу. Благодаря совместной работе всех специалистов происходит коррекция зрительных функций, развитие компенсаторных возможностей детей.
В образовательной организации проводится также лечебно-восстановительная раб ота, которая организована в форме сетевого взаимодействия с ГБУЗ ДГП №125.
Работа медицинского и педагогического персонала является равноценно важным составляющим в системе абилитации и реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы предполагает:
Гимнастика для глаз
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика.
Гимнастика для мышц глаза через каждые 7-10 минут зрительной работы, является эффективным средством для профилактики нарушений зрения. При проведении упражнений для глаз широко используются различные ориентиры, стихотворные формы, видеоизображения, которые способствуют достижению главной цели упражнения -сосредоточению взора на предмете, переводу взора с одного предмета на другой, фиксации взглядом действий рук, последовательному прослеживанию, зрительной ориентировке в окружающем пространстве.
Дети с тяжёлыми нарушениями речи - это особая категория детей, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Основной контингент дошкольных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи, у которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи в группах создается эмоционально благоприятная обстановка, способствующая их раскрепощению, укреплению веры в собственные возможности, возникновению потребности в общении со взрослыми и сверстниками. Для обогащения социального опыта и гармоничного включения ребенка с ТНР в коллектив сверстников воспитание и обучение строится на основе активного познания окружающего мира, практического освоения предметной среды. Детей учат творчески использовать речевые умения и проявлять коммуникативные сенсомоторные качества в различных видах деятельности.
Логопедические занятия учителя-логопеда с детьми с ТНР подразделяются на подгрупповые и индивидуальные и направлены на формирование и развитие:
В процессе работы с детьми с ТНР для мотивированного многократного повторения различных речевых конструкций используется большой объем наглядного (графического) материала и интерактивные средства обучения, побуждающие познавательный интерес ребенка, а так же специализированные учебные тренировочные устройства, предназначенные для формирования у детей с ТНР первоначальных речевых умений и навыков.
Комплексное сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов
1. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, вступивший в силу 01.09.2013 Статья 42
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.
Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).
3. Специальные условия образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
«Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования, представление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных и коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации»
При организации образовательной деятельности, ухода и присмотра в МБДОУ учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
Специальные условия для организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в МБДОУ.
Условия реализации АОП ДО в МБДОУ скачать
В МБДОУ психолого-педагогическая служба сопровождения (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, инструктора по физической культуре) участвует в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.
Организационное обеспечение.
Нормативно-правовые локальные акты. Организация медицинского обслуживания. Организация питания. Организация взаимодействия с родителями. Организация взаимодействия с ППМС-центром. Организация взаимодействия с социальными партнерами, с органами социальной защиты. Информационное обеспечение.
Психолого-педагогические условия: комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ специалистами, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Материально-техническое обеспечение
Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в МБДОУ, возможностей для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры МБДОУ, санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, (наличие оборудованных санузлов, мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в Учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства в учреждении и т.д.); пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в МБДОУ.
Организационно-педагогическое обеспечение
Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды, специального режима в определенные периоды времени и др.; Программно-методическое обеспечение; Обучение пор АОП ДО.
Использование учебно-методических материалов, дидактических материалов. Использование форм и методов организации инклюзивного образовательного процесса в группе Вариативные формы образования.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
МБДОУ на 100% укомплектовано педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Уровень квалификации педагогических и иных работников Учреждения в области образования детей с ОВЗ соответствует требованиям.
В МБДОУ работает педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьютор имеющие опыт работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и педагогики в достаточном объеме и не реже, чем каждые три года.
Педагогические работники, осуществляющие образование детей данной категории, прошли обучение на курсах повышения квалификации различной тематике: «Организация коррекционно-развивающей работы в условиях реализации ФГОС», «Технологии работы с дошкольниками с умственной отсталостью», «Современные образовательные технологии в условиях ФГОС ДО», «Модуль «Образовательные технологии деятельностного типа в рамках реализации ФГОС», «Инновационные технологии образования детей с ОВЗ», «Комплексное сопровождение учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» и другие, что позволяет им эффективно выстраивать образовательную деятельность.
Педагоги активно представляют опыт своей деятельности на конференциях, семинарах, участвую в конкурсах различного уровня.
Информация о составе педагогических работников МБДОУ с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы доступна в разделе официального сайта «Сведения об образовательной организации» на странице «Педагогический состав» (Специалисты и Воспитатели).
Предоставление услуг ассистента (помощника ) - необходимую помощь воспитанникам в МБДОУ оказывают воспитатели, специалисты и помощники воспитателя, работающие на группе компенсирующей направленности. Помощнику воспитателя данных возрастных групп включена трудовая функция по оказанию услуг «ассистента».
В работе педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда , используются специальные учебные пособия и дидактические материалы, обеспечивающие все направления коррекционно-развивающего обучения. Имеется систематизированный дидактический материала, подобранный с учетом комплексно-тематического планирования.
В МБДОУ используются специально технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования. В МБДОУ активно применяются информационно-коммуникационные технологии образования. В групповых помещения, музыкальном зале установлено современное mimio оборудование, в кабинете учителя-логопеда - интерактивный mimio стол, имеются ноутбуки для педагогов. Более подробная информация размещена в разделе официального сайта «Материально-техническое обепечение и оснащенность образовательного процесса.
Особенности предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с нарушением речи - это уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков и т.п.
Для детей с нарушением интеллекта - предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.
Для детей с нарушением слуха - игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий, схемы составления описательных рассказов, предложений, схемы последовательности действий, модели по изучению тем недели в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
При использовании помещений МБДОУ для организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ продуманы возможности физкультурного зала с оборудованием для детей с ОВЗ, кабинетов учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагога-психолога. Более подробная информация размещена в разделе официального сайта «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса».
Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах
АОП ДО определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79 п.1).
МБДОУ, в котором обучаются дети дошкольного возраста с ОВЗ, самостоятельно разрабатывает и реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования (далее по тексту АОП ДО) с учетом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для детей со сложным дефектом развития, с аутизмом, с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, с тяжелыми нарушениями речи).
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АОП ДО только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Адаптированная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 года до 7 лет.
Цель АОП ДО - создание оптимальных условий для позитивной социализации и развития личности детей с ОВЗ через индивидуализацию коррекционно-образовательного процесса.
Основными задачами программы являются :
Индивидуальный об р азов ат ельный мар ш рут (ИОМ ) р ебен ка,
имеющего особые образовательные потребности
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 r. N 27З-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации·).
Образование детей, имеющих особые образовательные потребности, проводится по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, медицинскими рекомендациями, рекомендациями специалистов на основе решения МППК и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в МБДОУ специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в Учреждении, проводится полное всестороннее психолого-педагогическое обследование. Специалисты МБДОУ (учитель- дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог) наблюдают за ребенком в деятельности, беседуют с ним и его семьей, диагностируют проблемные и успешные зоны развития и только затем начинают работать над составлением индивидуального образовательного маршрута по реализации адаптированной образовательной программы МБДОУ, созданием индивидуальных условий, подбором обучающего материала, заданий и занятий.
В ходе сопровождения специалисты осуществляют мониторинг результатов работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий совместно с семьей ребенка.
На учебный год составляется План-график проведения диагностических обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два раза в год: в сентябре (входная) и в мае - итоговая. По результатам диагностики организуется система индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая согласуется с родителями (законными представителями) ребенка.
Родители (законные представители) дают согласие на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в письменном виде.(wогd согласие ).
РАЗРАБОТКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
(СИОП) скачать
Осуществление необходимой коррекционно-развивающей работы и логопедической помощи обучающимися (в т.ч. детям с ограниченными возможностями здоровья)
Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с ОВЗ, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе МБДОУ.
Особенности коррекционно-развивающей работы в МБДОУ: создание положительной психологической атмосферы; задания выполняются в игровой форме; для достижения развивающего эффекта, дети неоднократное выполняют задания, но на более высоком уровне трудности.
Коррекционно-развивающая работа в МБДОУ
включает в себя следующие взаимосвязанные
направления:
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Учреждения;
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию имеющихся недостатков в условиях ДОУ, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Деятельность по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной или подгрупповой форме. Каждый раз педагоги создают ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению познавательной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Образовательная деятельность строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка в ходе непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, при взаимодействии с семьей и социальными
партнерами.
-
развитие психических функций, обеспечивающих усвоение образовательных областей;
- развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;
Создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим собой;
-
формирование положительной мотивации к деятельности;
-
обучение приемам и способам деятельности с дидактическими материалами, игровым
приемам и др.
Обучающимся МБДОУ и их родителям предоставляется коррекционно-развивающая и логопедическая помощь обучающимся в целях повышения качества и доступности образовательной услуги в соответствии с разработанным Порядком оказания психолого-педагогической помощи обучающимся в МБДОУ детский сад № 2 « Солнышко» г. Охи
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2) Один раз в неделю медсестра проводят осмотр детей на педикулез.
Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют на консультацию к специалистам (для санации).
Медсестра наряду с администрацией ДОУ несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей и лиц с ограниченными возможностями в проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня. ДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медсестры, осуществляет контроль их деятельности.
Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ. Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и лиц с ограниченными возможностями.
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество инструктора по физической культуре, воспитателей и медсестры позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности. Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, под корковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями
Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей- инвалидов на дошкольном уровне общего образования
«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность», Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование предлагает путь объединенности. С помощью инклюзивного образования дети с особыми образовательными потребностями учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.
Новая типология специальных образовательных учреждений была введена в действие вследствие принятия в 1992 г. Закона Российской Федерации «Об образовании» ив 1995 г. Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации "Об образовании"». В связи с этим произошли изменения и в ряде организационно-правовых аспектов специального образования. Утвержденные в последующие годы соответствующие документы открыли новые возможности для работы широкой сети образовательных учреждений для детей дошкольного возраста со специальными потребностями.
Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии в выбранном учреждении условий для коррекционной работы. Прием производится только на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии только с согласия родителей или лиц, их заменяющих. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 г. Ns 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей а возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях идет по специальным коррек-ционно-развивающими программам, разработанными дефектологами для каждой категории детей с отклонениями в развитии. Комплектация групп вспециальном ДОУ идет в зависимости от вида нарушений и возраста детей:
1) с тяжелыми нарушениями речи - от 6 до 10 человек;
2) с фонетико-фонематическими нарушениями речи (только в возрасте старше 3 лет) - до 12 человек;
3) глухих - до 6 человек (для обеих возрастных групп);
4) слабослышащих - от 6 до 8 человек;
5) с нарушениями опорно-двигательного аппарата -от 6 до 8 человек;
6) с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) - от 6 до 10 человек;
7) с задержкой психического развития - от 6 до 10 человек;
8) с глубокой умственной отсталостью (только в возрасте старше 3 лет) - до 8 человек;
9) слепых - до 6 человек для обеих возрастных групп;
10) слабовидящих, детей с амблиопией, косоглазием -от 6 до 10 человек;
11) с туберкулезной интоксацией - от Юдо 15 человек;
12) часто болеющих - от 10 до 15 человек;
13) со сложными (комплексными) дефектами - до 5 человек для обеих возрастных групп.
В том случае, если по ряду причин дети с отклонениями в развитии не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания. Занятия в таких группах проводятся преимущественно индивидуально в присутствии родителей. Таким образом, происходят социальная адаптация детей, формирование у них предпосылок к учебной деятельности, а также своевременное оказание им психолого-педагогической помощи и методическая поддержка их родителей.
Из истории специальной педагогики известно, что в СССР к началу 70-х г.г. 20 века была выстроена сеть специальных дошкольных учреждений: ясли - сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и массовых детских домах, а также при специальных школах и школах-интернатах.
В ходе развития сети специальных дошкольных учреждений учеными были разработаны принципы построения специального дошкольного образования:
1. Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. В соответствии с этим создавались дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.
2. Меньшая, по сравнению с массовыми дошкольными учреждениями наполняемость комплектуемых групп.
3. Наличие в штате специалистов-дефектологов и дополнительных медицинских работников.
4. Перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами
5. Введение специальных занятий, таких как развитие слухового и зрительного восприятия, ЛФК и т.д.
6. Бесплатность обучения и воспитания. За пребывание детей в обычных садах, родители вносят ежемесячную оплату за питание, но для детей с отклонениями в развитии сделано исключение.
В 90-х годах 20 века были утверждены типовые положения для каждого вида образовательных учреждений. К ним прежде всего относятся ДОУ. В соответствии с положением дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет в ДОУ обеспечиваются воспитанием, обучением, уходом и оздоровлением. Ребенок, имеющий отклонения, принимается в ДОУ при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей на основании заключения ПМПК.
Большинство детей с отклонениями воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного типа.
Наполняемость групп идет в зависимости от типа нарушения: 6-10 человек для детей с тяжелыми нарушениями речи, с ФФН - до 12 человек, глухих, слепых - до 6 человек, с нарушением интеллекта - до 6-8 человек, с комплексными дефектами - до 5 человек.
Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения, организуются группы кратковременного пребывания в ДОУ. Занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами 2-3 человека в присутствии родителей. Также оказывается современная психолого-педагогичсская и консультативная помощь.
Частым явлением в нашей стране становятся образовательные учреждения общего типа комплекс ДОУ - начальная школа. Для ребенка с ограниченными возможностями переход к школьному обучению означает включение не только в новый для него вид деятельности, но и совершенно иные условия жизни. Все это может ухудшить ситуацию. В данном виде учреждения ребенок будет чувствовать себя более комфортно. Ребенок приступит к школьному обучению в привычной для него обстановке.
Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Эти учреждения предназначены для детей следующих категорий: с высокой степенью педагог ической запущенности, с трудностями в обучении, с признаками социальной дезадаптации, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и др. здесь работают педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды, дефектолога и др.
Также в стране имеются оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, - санаторно-лесные школы, санаторные детские дома. Здесь оказывают помощь семьям в воспитании проблемных детей, нуждающихся в длительном лечении, получении ими образования, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Нередки случаи, когда дети с ограниченными возможностями не посещали дошкольные учреждения. Для их подготовки к обучению в школе предусмотрен ряд организационных форм. Для них создаются дошкольные группы при коррекционных школах и школах- интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в течение которых формируются предпосылки учебной деятельности. Контингент таких групп составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии или дети, не имеющие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение.