Должностные инструкции классного руководителя. Классный руководитель в школе: функции, обязанности, система работы

Кратко о должности классного руководителя, его функциях и обязанностях по ФГОС

ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) содержат в себе требования, выставляемые к процессам реализации образовательных программ, а также требования к деятельности классного руководителя. При составлении должностной инструкции следует учитывать закрепленные в ФГОС положения.

Перед классным руководителем ставится задача организовать учебно-воспитательную работу класса. Чаще всего эти функции возлагаются на учителя-предметника. В отдельных учебных заведениях классный руководитель не имеет вообще или имеет минимальную учебную нагрузку, тогда он называется классным наставником, тьютором, классным куратором.

Функции, которые возлагаются на классного руководителя, закрепляются в Уставе школы. Официально перед классным руководителем ставится задача организовать учеников, но на практике этот процесс сводится к оказанию помощи в самоорганизации учеников, к поддержке их инициатив и творческих порывов. Еще к функциям классного руководителя можно отнести:

  • организацию учебной работы класса;
  • организацию внеучебной жизни класса;
  • социальную помощь и защиту учеников;
  • взаимодействие с родителями учеников.

Примерная структура должностной инструкции

Для всех должностей, которые есть в штатном расписании школы, разрабатываются должностные инструкции. При этом структура у всех должностных инструкций унифицированная. За основу можно взять следующий вариант, когда инструкция состоит из разделов, посвященных:

Не знаете свои права?

  • общим положениям,
  • должностным обязанностям,
  • правам,
  • ответственности.

При разработке должностной инструкции классного руководителя такая структура документа вполне допустима. Далее в статье расскажем, какую информацию стоит помещать в каждый раздел.

Общий раздел инструкции

Первый раздел инструкции содержит в себе краткое описание должности и квалификационные требования, которые выставляются к кандидату на должность классного руководителя. Так, сюда включают следующие пункты:

  • полное наименование должности (классный руководитель), и к какой категории сотрудников эта должность относится;
  • порядок назначения на должность и увольнения (решение принимает директор школы, издавая соответственный приказ);
  • порядок подчиненности: классный руководитель может подчиняться непосредственно директору школы или заучу по УВР;
  • на кого возлагается классное руководство во время отсутствия сотрудника;
  • чем руководствуется в своей работе классный руководитель: законами (в частности ФЗ «Об образовании» от 29.12.12.2012 № 273-ФЗ) и другими нормативными актами, Конвенцией по правам ребенка, Уставом школы и др.;
  • квалификационные требования: как правило, сотрудник должен иметь высшее педагогическое образование и опыт работы с детьми как минимум на протяжении года, но не обязательно в качестве классного руководителя.

Должностные обязанности классного руководителя

Этот раздел должностной инструкции может содержать в себе следующие должностные обязанности, возлагаемые на классного руководителя:

  • вести журнал успеваемости;
  • оформлять личные дела учеников;
  • организовывать классный коллектив, что проявляется в выдаче поручений, работе с активом класса, формировании обязанностей дежурных, организации творческих мероприятий;
  • организовывать дежурства;
  • организовывать порядок питания учеников;
  • формировать денежный фонд для обеспечения классных нужд и распоряжаться средствами из него;
  • контролировать посещаемость, выяснять причины пропусков;
  • работать с дневниками учеников;
  • создавать условия для расширения кругозора учеников, круга их интересов;
  • способствовать формированию благоприятного климата в коллективе, укреплению дружественных отношений;
  • помогать адаптироваться ученикам в начале учебного процесса;
  • проводить классные часы;
  • обеспечивать защиту прав учеников, их интересов;
  • проводить профориентационную работу с учениками старших классов;
  • проводить классные собрания с родителями.

Уставом школы или другими документами на классного руководителя могут возлагаться и другие обязанности, тогда этот раздел инструкции корректируется.

Права классного руководителя

В этом разделе отображаются те права, которыми наделяется классный руководитель для беспроблемного исполнения своих должностных обязанностей. Практически во всех учебных учреждениях классный руководитель может:

  • присутствовать на уроках учителя-предметника, проводимых в подконтрольном классе, но при этом нельзя прерывать занятие или делать во время урока замечания учителю;
  • изучать, как проходит воспитательный процесс на уроках, проводимых учителем-предметником;
  • привлекать к дисциплинарной ответственности учеников из своего класса согласно документам школы, регулирующим данный процесс;
  • поощрять учеников из своего класса согласно нормативным документам школы;
  • активно сотрудничать с коллегами, участвовать в педагогическом совете школы, вносить предложения по улучшению процесса обучения;
  • сотрудничать с медицинскими работниками, работниками соцслужб и инспекций по делам несовершеннолетних;
  • повышать свою квалификацию.

Это не исчерпывающий перечень прав, он может при необходимости быть расширен или видоизменен.

Ответственность классного руководителя

Раздел, где вкратце перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен классный руководитель, и основания для этого. Стандартно здесь прописывают, что классного руководителя могут:

  • за несоблюдение должностной инструкции, нарушение школьных правил, невыполнение распоряжения директора школы и другие нарушения - привлечь к дисциплинарной ответственности;
  • за применение физического или морального насилия к ученикам - освободить от должности, что не считается мерой дисциплинарной ответственности;
  • за причинение ущерба имуществу школы - привлечь к материальной ответственности по правилам гражданского или трудового законодательства.

Классное руководство - это еще одно направление деятельности учителя-предметника, и должностная инструкция помогает разграничивать обязанности, наделяет учителя дополнительными правами и в то же время дополнительными функциями. При этом должностные инструкции для классного руководителя и для учителя-предметника не должны пересекаться, что учитывается при их разработке.

  • Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, направленной на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса.
  • Классный руководитель, как административное лицо, назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.
  • Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора школы/ заведующий учебной частью.
  • Основные задачи и содержание работы классного руководителя.
    1. Содействовать созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого учащегося и условий для развития навыков коммуникативной культуры учащихся.
    2. В соответствии с возрастными интересами учащихся и требованиями Устава школы способствовать обновлению содержания жизнедеятельности класса. Участвовать в создании органов самоуправления учащихся.
    3. Участвовать в реализации федеральной экспериментальной программы «Школа как центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования», проектах «Дети в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург в детях», «Школьная библиотека-Дом детской книги», «Совместное планирование достижений учащихся», вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
    4. Использовать разнообразные приемы, методы и средства воспитательной работы, способствуя расширению интересов и форм познания, пробуждению в детях активных исследовательских интересов. Изучать индивидуальные особенности, интересы учащихся и содействовать созданию благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности ребенка.
  • Режим работы классного руководителя.
    1. Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Кодекса законов о труде Российской Федерации, излагаемых в ст.130.
    2. Час классного руководителя (классный час) - один раз в неделю (формы проведения классного часа могут быть самыми разнообразными: тематический классный час, классное собрание, подготовка к общеклассному или общешкольному делу, подготовка к экскурсии, подведение итогов экскурсии и т. п.).
    3. Количество воспитательных мероприятий – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы.
    4. Количество классных родительских собраний – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы.
    5. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
    6. С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создаётся методическое объединение.
    7. Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет заместитель директора школы заведующий учебной частью.
  • Классный руководитель должен уметь:
    1. общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;
    2. видеть и формировать свои воспитательные цели;
    3. составить план воспитательной работы в собственном классе;
    4. организовывать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т. д.;
    5. организовать и провести родительское собрание;
    6. пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и корректно использовать их в воспитательной работе.
  • Должностные обязанности
      Классный руководитель:
    1. ведет журнал успеваемости учащихся (электронная и бумажная версия);
    2. осуществляет контроль по оформлению классных журналов (электронная и бумажная версия) по всем учебным дисциплинам в соответствии учебно-тематическим планированием;
    3. ведет личные дела учащихся и следит за их оформлением;
    4. организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных;
    5. организует дежурство по классу, школе и другим общественным помещениям;
    6. заботится о внешнем виде учащихся;
    7. работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости учащихся;
    8. создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т.д.);
    9. способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения учащихся, корректирует и регулирует их;
    10. контролирует учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
    11. оказывает помощь учащимся в процессе адаптации к обучению;
    12. способствует участию учащихся школы в городских и международных конкурсах, олимпиадах по предметам («Медвежонок», «Кенгуру» и др.)
    13. заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную, спортивную деятельность;
    14. проводит тематические классные часы периодичностью 1 раз в неделю, собрания, беседы с учащимися;
    15. обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя внимание "трудным" детям;
    16. осуществляет профориентационную работу с учащимися 9-11ых классов, способствующую самостоятельному и осознанному выбору учащимися дальнейшей профессии с учетом их способностей и жизненных планов;
    17. организует и проводит родительские собрания периодичностью 1-2 раза в триместр. Работает с родителями индивидуально, привлекает родителей к организации внеклассной деятельности;
    18. несет персональную ответственность за обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время внеклассных мероприятий. Сопровождает учеников во время экскурсий и других внеклассных и внешкольных мероприятий. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  • Документация и отчётность.
    1. Ведет карту индивидуального развития ребенка, с учетом его психофизических возможностей, постоянно повышая уровень вовлеченности ребенка в учебный процесс, способствуя повышению эффективности усвоения учебного материала(1 раз в неделю пополнят ИКР работами учащихся по всем учебным дисциплинам). Систематически стимулирует интеллектуальные усилия ребенка. Создает условия для повышения уверенности ребенка в собственных силах и воспитания определенной независимости взглядов.
    2. Ежедневно выясняет причину отсутствия учеников, оперативно информируя администрацию школы и родителей об отсутствии ученика. Письменно фиксирует отсутствие ученика с указанием причины отсутствия в соответствующем журнале и классном журнале. Создает условия для усвоения ребенком пропущенного учебного материала.
    3. До 01 числа начала каждого триместра сдает завучу школы отчет по результатам исследований состояния социально-психологического микроклимата в детской группе.
    4. Один раз в учебное полугодие (декабрь, апрель - старшая школа, март -начальная школа) организует и проводит презентацию детских достижений, привлекая к обсуждению полученных результатов родителей учащихся школы как внешних экспертов образовательной программы и педагогических партнеров школы.
    5. До 25 числа окончания каждого триместра/полугодия осуществляет сбор качественных характеристик учащихся класса от учителей-предметников, обобщает и сдает аналитическую справку завучу школы.
    6. Ежемесячно совместно с учениками формирует портфолио. До 01числа начала каждого триместра представляет завучу на проверку портфолио учащихся. В конце учебного года на итоговом родительском собрании выдает родителям учащихся портфолио (накопленные за год творческие и контрольные работы учащихся).
    7. Ежегодно до 10 сентября выдает родителям «Табель прогресса учащегося» (по всем учебным дисциплинам) с целью выработки единых механизмов взаимодействия между взрослыми и детьми.
    8. Создает условия для написания учащимися школы обязательных сочинений: «Какой я вижу школу в новом учебном году», «Мой идеал учителя»-сентябрь; «Детская моих будущих детей», «Мой остров Гдетотам» - октябрь; «Мои достижения и достижения моих одноклассников» - май. До 25.09 и 25.05 сочинения сдает сочинения завучу для проведения анализа состояния учебно-воспитательного процесса школы, определения задач и путей решения выявленных проблем.
    9. Два раза в год (до 05 декабря и до 05 мая) готовит родителям письма о достижениях детей в образовательной деятельности. Письма сдаются завучу школы с целью уточнений и дополнения в полученной информации об учащихся школы для последующего их отправления родителям.
    10. Несет ответственность за своевременное оформление всех разделов классного журнала в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению этого рода документов:
      • до 05 сентября заполняет страницы классного журнала: «Общие сведения об обучающихся», «Лист здоровья», «Сведения о занятиях во внеурочное время»;
      • в первую неделю каждого триместра проводит инструктаж по технике безопасности;
      • за день до окончания каждого триместра выставляет итоговые оценки на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся»;
      • до 01 числа начала каждого триместра проверяет наличие записи о выполнении учебной программы в триместре за подписью преподавателя-предметника;
      • до 28.05 проверяет в журнале по каждому предмету наличие итоговых годовых оценок;
      • до 01.06 заполняет Личные дела учащихся и сдает на проверку завучу школы.
    11. Ежемесячно сдает классные журналы на проверку завучу школы.
    12. Один раз в неделю проверяет и оценивает ведение дневников учащимися класса.
    13. Один раз в неделю участвует в оперативных совещаниях, проводимых завучем школы.
    14. Ежегодно до 28 августа сдает планы воспитательной работы на предстоящий учебный год. Ведет воспитательную работу с учениками по плану, утвержденному администрацией школы.
    15. До 01 числа каждого месяца сдает отчет (по установленной в школе форме - чек-лист) о проделанной работе за прошедший месяц с одновременным подписанием акта выполненных работ для начисления заработной платы.
    16. Дежурит в школе по графику, организуя свободное время детей во время школьных перемен в целях безопасности жизни, здоровья детей и разумного их отдыха.
    17. В случае нетрудоспособности своевременно ставит в известность Администрацию школы.
    18. Создает условия для прохождения итоговой аттестации за курс основной (9кл.) и средней школы (11кл.): подготовка необходимой документации для сдачи экзаменов, решение организационных вопросов (оперативно информирует учеников и родителей о ходе итоговой аттестации, присутствует во время аттестации с учениками и оказывает им моральную поддержку). Контролирует готовность учеников к сдаче итоговой аттестации.
    19. В пределах профессиональной компетенции проводит работу с родителями. В случае конфликтной ситуации с учеником или родителями немедленно ставит в известность Администрацию школы для выработки совместного оптимального решения проблемы.
    20. Должностные обязанности классного руководителя являются неотъемлемой частью договора с НОУ «Частная общеобразовательная школы «Унисон».
    21. Должностные обязанности могут быть изменены администрацией школы в одностороннем порядке. В этом случае классный руководитель должен быть поставлен в известность за неделю до вступления изменений в силу. Права классного руководителя. Классный руководитель имеет право:
    22. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы и других общественных органах школы.
    23. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
    24. Знакомиться с документацией общеобразовательного учреждения.
    25. Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей.
    26. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение урока).
    27. Приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение.
    28. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, нарушающие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательного учреждения.
    29. Поощрять учащихся в порядке, установленном в школе.
    30. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних.
    31. Определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с учащимися и их родителями.
    32. Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы.
  • Классный руководитель не имеет права:
    1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д..
    2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика.
    3. Злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
    4. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.
    5. Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
  • Ответственность классного руководителя.
    1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и других правил, закрепленных в организационных документах школы, законных распоряжений директора, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законами РФ.
    2. За несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и хранение документов, а также за их утрату классный руководитель несет ответственность, предусмотренную локальными документами школы.
    3. Виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством РФ.
    4. Классный руководитель может быть освобожден от обязанностей в соответствии с законодательством РФ за применение, в том числе однократное, методов психического или физического насилия над личностью учащегося.
  • Классный руководитель должен знать:
    • Конституцию Российской Федерации;
    • документы правительства России и органов управления образованием по вопросам образования;
    • Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену;
    • основы доврачебной медицинской помощи;
    • основы гражданского законодательства;
    • педагогику детскую;
    • возрастную и социальную психологию;
    • психологию отношений: индивидуальные и возрастные особенности детей;
    • возрастную физиологию;
    • школьную гигиену;
    • педагогическую этику;
    • теорию и методику воспитательной работы;
    • программы и учебники;
    • средства обучения и их дидактические возможности;
    • основы трудового законодательства;
    • правила и нормы охраны труда;
    • техники безопасности и противопожарной защиты.
  • Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

    Главная функция в должности классного руководителя - защита ребёнка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил.

    • 1. Организационно-координирующие:
      • - обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьёй;
      • - установление контактов с родителями (законными представителями)

    обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

    Проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями)

    обучающихся;

    • - взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
    • - организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
    • - организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
    • - стимулирование и учёт разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
    • - взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
    • - ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
    • 2. Коммуникативные:
      • - регулирование межличностных отношений между обучающимися;
      • - установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
      • - содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
      • - оказание помощи подростку в формировании коммуникативных качеств.
    • 3. Аналитико-прогностические:
      • - изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
      • - определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
    • 4. Контрольные:
      • - контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
      • - контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

    В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

    Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание

    индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

    • - групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
    • - коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, соревнования и др.).

    При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

    • - определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами,
    • - учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности,

    интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

    Обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

    Классный руководитель - административное лицо. Он имеет право:

    • - получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
    • - контролировать успеваемость каждого обучающегося;
    • - контролировать посещаемость учебных занятий обучающимися;
    • - координировать работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);
    • - организовывать воспитательную работу с обучающимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
    • - вносить на рассмотрение администрации, совета общеобразовательного учреждения предложения, согласованные с коллективом класса;
    • - приглашать для беседы родителей (лиц, их заменяющих);
    • - по согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях;
    • - получать помощь в организации своей деятельности от педагогического коллектива общеобразовательного учреждения;
    • - определять индивидуальный режим работы с обучающимися, исходя из конкретной ситуации;
    • - вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания;
    • - отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений .

    Классный руководитель имеет право вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предмету, если он является еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательной работы) деятельности .

    Эффективность работы классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: критерии результативности и критерии деятельности. Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате которого в равной степени достаточно высоки показатели по обеим группам критериев .

    Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания .

    Цель обучения и воспитания, которые ставит перед классным руководителем сегодняшняя школа и общество, должны сформировать у учащихся в результате деятельности качества, которые помогут ему в будущем состояться во взрослой жизни. У учащихся необходимо развивать такие качества, как:

    • 1. Интерес к самому себе (Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею?).
    • 2. Самопризнание себя как личности (формирование адекватной самооценки, самоуважение, уверенность в своих силах, собственной успешности).
    • 3. Управление самим собой (умение управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу).
    • 4. Уважение чужого мнения (культура общения, развитие коммуникативных умений).
    • 5. Любознательность и вовлеченность в деятельность.
    • 6. Эмоциональная устойчивость (развитие положительных эмоций, умение управлять ими).
    • 7. Мотивация действий, поступков .

    Это поможет классному руководителю при планировании его работы, если он четко будет знать свои обязанности и права.

    Выдержки:

    РЕЖИМ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

    3.1. Общее правило организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из кодекса законов о труде РФ, излагаемых в ст. 130.
    3.2. Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, 4 часа (20 % от ставки учителя).
    3.3 Часы общения – один раз в неделю по расписанию, о чём делает запись в классном журнале.
    3.4 Количество воспитательных мероприятий – не менее 2-х дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.
    3.5 Количество классных родительских собраний должно составлять не менее 1 в четверть.
    3.6 Отчёты о проделанной работе предоставляются администрации по окончанию четвертей по утверждённому порядку.
    3.7 В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.

    4. ПРАВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:
    4.1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, Совета школы, профсоюзных и других общественных органов школы.
    4.2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
    4.3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приёмы воспитания, руководствуясь единственным принципом «Не навреди!».
    4.4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности в государственных органах власти и суда.

    Выдержки:

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

    ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. 1. Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.
    1. 2. Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование.
    1. 3. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет старший классный руководитель.
    1. 4. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педагогическим советом, директором и руководителем МО классных руководителей в установленном порядке.

    2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ (НАПРАВЛЕНИЯ) РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КЛАССЕ.

    Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального, физического и духовного развития личности ребёнка. Для чего:
    1. изучает особенности развития каждого ребёнка, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в психолого-педагогической карте;
    2. изучает склонности, интересы, сферу дарования ребёнка, подбирая каждому, определённый вид деятельности, где его может ожидать успех;
    3. способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе;
    4. в соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива;
    5. развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.
    6. помогает воспитанникам решать проблемы, возникающих в отношениях с педагогами, товарищами, родителями, адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.
    7. направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребёнка. Знакомит с правами и свободами российского гражданина.
    8. осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности;
    9. организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педагогических советах) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей – предметников.
    10. содействует получению дополнительного образования учащимися через систему кружков, секций.
    11. содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит к осознанному выбору профессии.
    12. защищает права и свободу воспитанников, несёт ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе и на с/х работах в учебное время;
    13. даёт консультации родителям. Проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи школе;
    14. организует дежурство, коллективную уборку школы, помощь детей в ремонте школы, заполняет журнал, ведёт учёт посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей;
    15. участвует в работе педагогических советов, семинаров, административных и методических совещаний.

    3. РЕЖИМ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

    3.1. Общее правило организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из кодекса законов о труде РФ, излагаемых в ст. 130.
    3.2. Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, 4 часа (20 % от ставки учителя).
    3.3 Часы общения – один раз в неделю по расписанию, о чём делает запись в классном журнале.
    3.4 Количество воспитательных мероприятий – не менее 2-х дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.
    3.5 Количество классных родительских собраний должно составлять не менее 1 в четверть.
    3.6 Отчёты о проделанной работе предоставляются администрации по окончанию четвертей по утверждённому порядку.
    3.7 В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.

    4. ПРАВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:
    4.1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, Совета школы, профсоюзных и других общественных органов школы.
    4.2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
    4.3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приёмы воспитания, руководствуясь единственным принципом «Не навреди!».
    4.4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности в государственных органах власти и суда.

    5. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА:

    5.1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.п.
    5.2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником.
    5.3. Злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
    5.4. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.
    5.5. Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива в целом.

    6. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

    6.1. Закон Республики Беларусь «Об образовании».
    6.2. Конвенцию ООН о правах ребёнка.
    6.3. Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию.
    6.4. Школьную гигиену.
    6.5. Педагогическую этику.
    6.6. Теорию и методику воспитательной работы.
    6.7. Основы трудового законодательства.

    7. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

    7.1. Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности.
    7.2. Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
    7.3. Составить план воспитательной работы в собственном классе.
    7.4. Организовать воспитательное мероприятие.
    7.5. организовать и провести родительское собрание.
    7.6. Пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками, другими диагностическими методиками и корректно использовать их в воспитательной работе.

    8. ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЁТНОСТЬ.

    Классный руководитель ведёт (заполняет) следующую документацию:
    8.1. Классный журнал.
    8.2. План воспитательной работы с классным коллективом.
    8.3. Личные дела учащихся.
    8.4. Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся.
    8.5. Протоколы родительских собраний
    8.6. Дневник учащихся
    8.7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, результатами классных педагогических и социально-психологических исследований

    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

    КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Исполнение обязанностей классного руководителя осуществляется на основании приказа директора школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на других педагогических сотрудников. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

    1.2. Классный руководитель должен иметь среднее или высшее профессиональное образование или соответствующий опыт работы.

    1.3. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора (воспитательная работа).

    1.4. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», семейным кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и решениями Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Классный руководитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

    ФУНКЦИИ

    2.1. организация воспитательного процесса в классе, руководство им и контроль за развитием этого процесса;

    2.2. содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся в классе.

    ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

    3.1. анализирует:

    Проблемы, ход, развитие и результаты воспитательного процесса в классе;

    3.2. прогнозирует:

    Тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для корректировки плана воспитательной работы в классе;

    Последствия запланированной воспитательной работы в классе;

    3.3. планирует и организует:

    Воспитательный процесс во время проведения мероприятий с обучающимися класса;

    Разработку необходимой методической документации по воспитательной работе в классе;

    - осуществление систематического контроля за уровнем воспитанности обучающихся;

    Работу по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий силами обучающихся класса;

    Просветительскую работу для родителей (законных представителей), принимает родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса;

    Изучение с учениками Правил для учащихся;

    3.4. координирует:

    Деятельность обучающихся во время воспитательных мероприятий;

    3.5. контролирует:

    Безопасность используемых в воспитательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств;

    Соблюдение учениками Правил для учащихся;

    3.6. корректирует:

    Развитие личности обучающихся;

    Ход выполнения программы воспитательной работы в классе;

    3.7. консультирует:

    Родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса;

    3.8. оценивает:

    Воспитанность и личностное развитие учащихся;

    3.9. обеспечивает:

    Проведение родительских собраний не реже одного раза в четверть;

    Еженедельную проверку ведения дневников обучающимися;

    Своевременную передачу родителям обучающихся информации и требований администрации школы;

    Своевременное составление установленной отчетной документации и ее представление непосредственным руководителям;

    Своевременное и аккуратное заполнение в журнале страничек классного руководителя;

    Создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого обучающегося;

    Помощь учащимся в учебной деятельности, в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями и родителями, в получении дополнительного образования через систему кружков, секций, студий и т.п.;

    Обновление содержания воспитательной работы класса в соответствии с возрастными интересами обучающихся;

    Сохранность оборудования, мебели и санитарного состояния закрепленного помещения;

    Получение обучающимися горячего питания в столовой;

    3.10. присутствует:

    На любых мероприятиях, в которых принимают участие учащиеся своего класса;

    На всех психолого-педагогических и организационных мероприятиях, проводимых для родителей (законных представителей) своего класса.

    ПРАВА

    Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

    4.1. выбирать:

    Формы и методы воспитания учащихся;

    4.2. давать:

    Обязательные распоряжения учащимся во время проведения воспитательных мероприятий;

    4.3. привлекать:

    К дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;

    4.4. принимать участие:

    В разработке воспитательной программы школы;

    Работе Педагогического совета;

    4.5. вносить предложения:

    О начале, прекращении или приостановлении конкретных воспитательных проектов;

    По совершенствованию воспитательной работы;

    У руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;

    4.7. приглашать:

    От имени школы родителей (законных представителей) для информирования их об успехах и нарушениях их детей;

    4.8. требовать:

    От учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы;

    4.9. повышать:

    Свою квалификацию.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и заместителя директора по воспитательной работе и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

    5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

    5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

    5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

    Должностная инструкция

    Классного руководителя начальных классов,

    Перешедших на новые ФГОС.

    (дата)

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность классного руководителя.

    1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены на учителя соответствующего профиля. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде

    1.3. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе школы и, если он реализует программу организации внеурочной деятельности класса, заместителю директора по внеурочной работе, а далее – директору школы.

    1.4. В своей деятельности Классный руководитель руководствуется Конституцией и законами РФ, указами президента РФ, решениями Правительства РФ, решениями администрации и Законодательного собрания Оренбургской области и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.

    1.5. Классный руководитель должен знать:

    1.5.1Нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов;

    1.5.2.Конвенцию о правах ребенка;

    1.5.3.Правила внутреннего трудового распорядка;

    1.5.4.Этику делового и межличностного общения;

    1.5.5.Педагогику, в том числе теорию и методику воспитания;

    1.5.6.Общую, возрастную и социальную психологию;

    1.5.7.Возрастную физиологию;

    1.5.8.Методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников: игровой,познавательной, трудовой(производственной), социально – значимой волонтерской, досугово – развлекательной, спортивно – оздоровительной, туристко – краеведческой, проблемно - ценностного общения, художественного творчества;

    1.5.9.Программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки;

    1.5.10.Правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

    ФУНКЦИИ

    Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

    2.1. Создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности учащихся;

    2.2. Формирование коллектива класса

    ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

    Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:

    3.1. Работает с учащимися закрепленного за ним класса

    3.2. Осуществляет изучение личности каждого учащегося в классе, его склонностей, интересов;

    3.3. Создает благоприятную среду и морально-психологический климат для каждого учащегося класса;

    3.4. Способствует развитию у учащихся навыков общения, помогает учащемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;

    3.5. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности учащегося, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;

    3.6. Осуществляет помощь учащимся в учебной деятельности, выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;

    3.7. Содействует получению дополнительного образования через систему кружков, секций, организуемых в школе;

    3.8. Обновляет содержание жизни коллектива класса в соответствии с возрастными интересами учащихся и требованиями жизни общества;

    3.9. Соблюдает права и свободы учащихся;

    3.10. Совместно с органами самоуправления учащихся ведет пропаганду здорового образа жизни, проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья учащихся;

    3.11. Ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение учащимися дневников и проставление в них отметок

    3.12. Поддерживает постоянный контакт с родителями учащихся

    3.13. Планирует воспитательную работу в классе.

    3.14. Знакомит школьников с возможностями их участия во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением; стимулирует самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной жизни, помогает им в выборе наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности и форм своего участия в них.

    3.15. Обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;

    3.16. Оперативно извещает администрацию о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

    3.17. Проводит инструктаж учащихся по безопасности проведения воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

    3.18. Организует изучение учащимися правил поведения в быту, на воде, правил по охране труда, правил дорожного движения

    3.19. Принимает непосредственное участие совместно с классом в общешкольных внеучебных мероприятиях;

    3.20. Сотрудничает с работающими в классе воспитателями группы продленного дня, педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социальным педагогом, медицинским работником с целью координации их воспитательных усилий и оказания учащимся необходимой помощи в учебе.

    3.21. Участвует в работе педагогического совета школы;

    3.22. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

    3.23. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

    ПРАВА

    Классный руководитель имеет право в пределах компетенции:

    4.1. Участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

    4.2. Давать обязательные распоряжения учащимся во время занятий и перемен, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины;

    4.3. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и наказаниях;

    4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства

    4.5. Знакомство с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

    4.6. Защищать свои права и интересы самостоятельно или через представителей, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;

    4.7. Свободно выбирать и применять различные методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний учащихся;

    4.8. Посещать (по согласованию с педагогом) проводимые учителями - предметниками, педагогами дополнительного образования, воспитателями группы продленного дня, социальным педагогом, школьным психологом занятия с детьми его класса.

    4.9. Самостоятельно выбирать форму планирования своей работы с классом; разрабатывать программу (или отдельные ее модули) организации внеурочной деятельности учащихся вверенного ему класса.

    4.10. Аттестовываться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации

    4.11. На переход на неполную рабочую неделю, неполный рабочий день в случаях и порядке, установленном трудовым законодательством.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией в том числе за не использование предоставленных прав, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

    5.2. За применение, в том числе, однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью учащегося, Классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ « Об образовании». Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

    5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных полномочий Классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.

    Общие положения.

    1.1. Классный руководитель - педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.

    1.2.Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование.

    1.3. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

    1.4. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором, заместителем директора по воспитательной работе в установленном порядке.

    2. Основные задачи и содержание (направления) работы классных руководителей в классе.

    2.1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального, физического и духовного развития личности ребенка. Для чего:

    2.1.1. Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности, где его может ожидать успех.

    2.1.2. Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе.

    2.1.3. В соответствии свозрастными потребностями детей и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива.

    2.1.4. Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.

    2.1.5. Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами, родителями, адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.

    2.1.6. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка. Организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами российского гражданина

    2.2.Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.

    2.3.Организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педсоветах) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей-предметников.

    2.4.Содействует получению дополнительного образования учащимся через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.

    2.5.Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит к осознанному выбору профессии.

    2.б.3ащищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе и на сельскохозяйственных работах в учебное время.

    2.7.Дает консультации родителям. Проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи школе.

    2.8.Организует питание, дежурство, коллективную уборку школы, помощь детей в ремонте школы, заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.

    2.9.Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещании.

    Должностная инструкция

    Должностные обязанности классного руководителя

    1. Общие положения.

    1. Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, направленной на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса.

    2. Классный руководитель, как административное лицо, назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.

    3. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора школы/ заведующий учебной частью.

    2. Основные задачи и содержание работы классного руководителя.

    1. Содействовать созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого учащегося и условий для развития навыков коммуникативной культуры учащихся.

    2. В соответствии с возрастными интересами учащихся и требованиями Устава школы способствовать обновлению содержания жизнедеятельности класса. Участвовать в создании органов самоуправления учащихся.

    3. Участвовать в реализации федеральной экспериментальной программы «Школа как центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования», проектах «Дети в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург в детях», «Школьная библиотека-Дом детской книги», «Совместное планирование достижений учащихся», вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;

    4. Использовать разнообразные приемы, методы и средства воспитательной работы, способствуя расширению интересов и форм познания, пробуждению в детях активных исследовательских интересов. Изучать индивидуальные особенности, интересы учащихся и содействовать созданию благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности ребенка.

    3. Режим работы классного руководителя.

    1. Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Кодекса законов о труде Российской Федерации, излагаемых в ст.130.

    2. Час классного руководителя (классный час) - один раз в неделю (формы проведения классного часа могут быть самыми разнообразными: тематический классный час, классное собрание, подготовка к общеклассному или общешкольному делу, подготовка к экскурсии, подведение итогов экскурсии и т. п.).

    3. Количество воспитательных мероприятий – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы.

    4. Количество классных родительских собраний – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы.

    5. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.

    6. С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создаётся методическое объединение.

    7. Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет заместитель директора школы заведующий учебной частью.

    4. Классный руководитель должен уметь:

    1. общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;

    2. видеть и формировать свои воспитательные цели;

    3. составить план воспитательной работы в собственном классе;

    4. организовывать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т. д.;

    5. организовать и провести родительское собрание;

    6. пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и корректно использовать их в воспитательной работе.

    5. Должностные обязанности

    Классный руководитель:

    1. ведет журнал успеваемости учащихся (электронная и бумажная версия);

    2. осуществляет контроль по оформлению классных журналов (электронная и бумажная версия) по всем учебным дисциплинам в соответствии учебно-тематическим планированием;

    3. ведет личные дела учащихся и следит за их оформлением;

    4. организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных;

    5. организует дежурство по классу, школе и другим общественным помещениям;

    6. заботится о внешнем виде учащихся;

    7. работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости учащихся;

    8. создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т.д.);

    9. способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения учащихся, корректирует и регулирует их;

    10. контролирует учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;

    11. оказывает помощь учащимся в процессе адаптации к обучению;

    12. способствует участию учащихся школы в городских и международных конкурсах, олимпиадах по предметам («Медвежонок», «Кенгуру» и др.)

    13. заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную, спортивную деятельность;

    14. проводит тематические классные часы периодичностью 1 раз в неделю, собрания, беседы с учащимися;

    15. обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя внимание "трудным" детям;

    16. осуществляет профориентационную работу с учащимися 9-11ых классов, способствующую самостоятельному и осознанному выбору учащимися дальнейшей профессии с учетом их способностей и жизненных планов;

    17. организует и проводит родительские собрания периодичностью 1-2 раза в триместр. Работает с родителями индивидуально, привлекает родителей к организации внеклассной деятельности;

    18. несет персональную ответственность за обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время внеклассных мероприятий. Сопровождает учеников во время экскурсий и других внеклассных и внешкольных мероприятий. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

    6. Документация и отчётность.

    1. Ведет карту индивидуального развития ребенка, с учетом его психофизических возможностей, постоянно повышая уровень вовлеченности ребенка в учебный процесс, способствуя повышению эффективности усвоения учебного материала(1 раз в неделю пополнят ИКР работами учащихся по всем учебным дисциплинам). Систематически стимулирует интеллектуальные усилия ребенка. Создает условия для повышения уверенности ребенка в собственных силах и воспитания определенной независимости взглядов.

    2. Ежедневно выясняет причину отсутствия учеников, оперативно информируя администрацию школы и родителей об отсутствии ученика. Письменно фиксирует отсутствие ученика с указанием причины отсутствия в соответствующем журнале и классном журнале. Создает условия для усвоения ребенком пропущенного учебного материала.

    3. До 01 числа начала каждого триместра сдает завучу школы отчет по результатам исследований состояния социально-психологического микроклимата в детской группе.

    4. Один раз в учебное полугодие (декабрь, апрель - старшая школа, март -начальная школа) организует и проводит презентацию детских достижений, привлекая к обсуждению полученных результатов родителей учащихся школы как внешних экспертов образовательной программы и педагогических партнеров школы.

    5. До 25 числа окончания каждого триместра/полугодия осуществляет сбор качественных характеристик учащихся класса от учителей-предметников, обобщает и сдает аналитическую справку завучу школы.

    6. Ежемесячно совместно с учениками формирует портфолио. До 01числа начала каждого триместра представляет завучу на проверку портфолио учащихся. В конце учебного года на итоговом родительском собрании выдает родителям учащихся портфолио (накопленные за год творческие и контрольные работы учащихся).

    7. Ежегодно до 10 сентября выдает родителям «Табель прогресса учащегося» (по всем учебным дисциплинам) с целью выработки единых механизмов взаимодействия между взрослыми и детьми.

    8. Создает условия для написания учащимися школы обязательных сочинений: «Какой я вижу школу в новом учебном году», «Мой идеал учителя»-сентябрь; «Детская моих будущих детей», «Мой остров Гдетотам» - октябрь; «Мои достижения и достижения моих одноклассников» - май. До 25.09 и 25.05 сочинения сдает сочинения завучу для проведения анализа состояния учебно-воспитательного процесса школы, определения задач и путей решения выявленных проблем.

    9. Два раза в год (до 05 декабря и до 05 мая) готовит родителям письма о достижениях детей в образовательной деятельности. Письма сдаются завучу школы с целью уточнений и дополнения в полученной информации об учащихся школы для последующего их отправления родителям.

    10. Несет ответственность за своевременное оформление всех разделов классного журнала в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению этого рода документов:

    § до 05 сентября заполняет страницы классного журнала: «Общие сведения об обучающихся», «Лист здоровья», «Сведения о занятиях во внеурочное время»;

    § в первую неделю каждого триместра проводит инструктаж по технике безопасности;

    § за день до окончания каждого триместра выставляет итоговые оценки на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся»;

    § до 01 числа начала каждого триместра проверяет наличие записи о выполнении учебной программы в триместре за подписью преподавателя-предметника;

    § до 28.05 проверяет в журнале по каждому предмету наличие итоговых годовых оценок;

    § до 01.06 заполняет Личные дела учащихся и сдает на проверку завучу школы.

    11. Ежемесячно сдает классные журналы на проверку завучу школы.

    12. Один раз в неделю проверяет и оценивает ведение дневников учащимися класса.

    13. Один раз в неделю участвует в оперативных совещаниях, проводимых завучем школы.

    14. Ежегодно до 28 августа сдает планы воспитательной работы на предстоящий учебный год. Ведет воспитательную работу с учениками по плану, утвержденному администрацией школы.

    15. До 01 числа каждого месяца сдает отчет (по установленной в школе форме - чек-лист) о проделанной работе за прошедший месяц с одновременным подписанием акта выполненных работ для начисления заработной платы.

    16. Дежурит в школе по графику, организуя свободное время детей во время школьных перемен в целях безопасности жизни, здоровья детей и разумного их отдыха.

    17. В случае нетрудоспособности своевременно ставит в известность Администрацию школы.

    18. Создает условия для прохождения итоговой аттестации за курс основной (9кл.) и средней школы (11кл.): подготовка необходимой документации для сдачи экзаменов, решение организационных вопросов (оперативно информирует учеников и родителей о ходе итоговой аттестации, присутствует во время аттестации с учениками и оказывает им моральную поддержку). Контролирует готовность учеников к сдаче итоговой аттестации.

    19. В пределах профессиональной компетенции проводит работу с родителями. В случае конфликтной ситуации с учеником или родителями немедленно ставит в известность Администрацию школы для выработки совместного оптимального решения проблемы.

    20. Должностные обязанности классного руководителя являются неотъемлемой частью договора с НОУ «Частная общеобразовательная школы «Унисон».

    21. Должностные обязанности могут быть изменены администрацией школы в одностороннем порядке. В этом случае классный руководитель должен быть поставлен в известность за неделю до вступления изменений в силу. Права классного руководителя. Классный руководитель имеет право:

    22. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы и других общественных органах школы.

    23. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.

    24. Знакомиться с документацией общеобразовательного учреждения.

    25. Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей.

    26. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение урока).

    27. Приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение.

    28. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, нарушающие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательного учреждения.

    29. Поощрять учащихся в порядке, установленном в школе.

    30. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних.

    31. Определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с учащимися и их родителями.

    32. Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы.

    7. Классный руководитель не имеет права:

    1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д..

    2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика.

    3. Злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.

    4. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.

    5. Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

    8. Ответственность классного руководителя.

    1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и других правил, закрепленных в организационных документах школы, законных распоряжений директора, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законами РФ.

    2. За несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и хранение документов, а также за их утрату классный руководитель несет ответственность, предусмотренную локальными документами школы.

    3. Виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством РФ.

    4. Классный руководитель может быть освобожден от обязанностей в соответствии с законодательством РФ за применение, в том числе однократное, методов психического или физического насилия над личностью учащегося.

    9. Классный руководитель должен знать:

    o Конституцию Российской Федерации;

    o документы правительства России и органов управления образованием по вопросам образования;

    o Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену;

    o основы доврачебной медицинской помощи;

    o основы гражданского законодательства;

    o педагогику детскую;

    o возрастную и социальную психологию;

    o психологию отношений: индивидуальные и возрастные особенности детей;

    o возрастную физиологию;

    o школьную гигиену;

    o педагогическую этику;

    o теорию и методику воспитательной работы;

    o программы и учебники;

    o средства обучения и их дидактические возможности;

    o основы трудового законодательства;

    o правила и нормы охраны труда;

    o техники безопасности и противо