Закономерности развития национальной экономики. Законы, закономерности, принципы развития и размещения мировой экономики

    Общественное воспроизводство. Кругооборот доходов и продуктов;

    Система макроэкономических показателей. ВВП и способы его измерения;

    Национальное богатство. Отраслевая структура. Теневая экономика.

Национальная экономика – совокупность экономических процессов, в которых участвуют все фирмы и отрасли хозяйствования в их взаимосвязи и взаимозависимости… Основные хозяйственные субъекты – сектор домашних хозяйств; предпринимательский сектор (частный бизнес); государственный сектор; заграница…

Функционирование национальной экономики отражает всю совокупность воспроизводственного процесса. Оно схематично отражается в модели кругооборота реальных и денежных потоков или кругооборота продуктов (товаров и услуг) и денежных доходов и расходов – см. схему кругооборота…

Закономерности развития национальной экономики предполагает наличие целей этого развития – высшей или конечной; долгосрочной; краткосрочной…

Конечная – обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности общества и каждого его члена… Социально-экономическая модель общества… - в России: социально-ориентированная рыночная экономика…

Долгосрочные – реализация выбранной социально-экономической модели общества…

Краткосрочные – конкретизация долгосрочной цели на каждый данный момент… - проблема т.н. «дерева целей»…

Структура национальной экономики сложна и многообразна:

    производственно-отраслевая;

    социальная;

    региональная;

    внешнеторговая …

Производственно-отраслевая структура включает три основных сектора:

    первичный – добывающая промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство …

    вторичный – обрабатывающая промышленность

    третичный – сфера услуг

! Доля каждого сектора в ВВП в различных странах различна …

! Важнейшие задачи для России – быстрыми темпами развивать отрасли “высоких технологий” …

! Другая важнейшая задача – развитие инфраструктуры, как производственной, так и непроизводственной …

Состояние и динамика национальной экономики характеризуется совокупностью макроэкономических показателей.

Основные показатели – ВВП и ВНП …

ВВП – рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год всеми резидентами данной страны …

ВНП – рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных собственниками факторов производства, как на территории своей страны, так и в других странах …

ВВПВНП …

Для измерения объема ВВП используются три способа:

По расходам (метод конечного использования)

По доходам (распределительный метод)

По добавленной стоимости (производственный метод)

личные потребительские расходы на товары текущего потребления и длительного пользования

частные валовые инвестиции

государственные закупки товаров и услуг

чистый экспорт товаров и услуг

прибыли, % на капитал, мелких собственников; а также амортизация и косвенные налоги …

число субъектов рыночной экономики, производящих продукцию…

Этот метод используется для исключения повторного и т.д. счета …

Современный СНС [ООН, 1993 г.]:

ВВП – амортизация =

ЧНП – косвенные налоги =

НД –
+ трансф.платежи =

ЛД общий – индивидуальные налоги =

РФ – располагаемый доход

Положительная динамика ВВП – важнейший показатель экономического развития страны, увеличения ее национального богатства.

Национальное богатство – совокупность благ, накопленное обществом в результате производственной деятельности на определенный период времени.

На динамику ВВП отрицательное влияние оказывает т.н. теневая экономика.

Теневая экономика – сфера хозяйственной деятельности, не учитываемая официальной статистикой; это криминальная экономика. Ее основные черты:

    скрытый характер деятельности …

    охват всех фаз общественного воспроизводства …

    уклонение от налогообложения …

    присвоение чужого имущества и перераспределение доходов в пользу преступных элементов …

Теневая экономика легальная … и нелегальная …

Основная причина роста теневой экономики – ошибки в экономической реформирования России:

    одномоментная либерализация цен;

    массовая форсированная приватизация;

    стремительное «открытие» экономики;

    жесткий налоговый прессинг производителя;

    рестриктивная денежно-кредитная политика;

    асоциальный характер рыночных преобразований в целом …

Экономический рост и циклическое развитие экономики

    Экономический рост: сущность, показатели, факторы;

    Экономический цикл: характерные черты и периодичность;

    Стабилизационная политика государства.

Закон возрастных потребностей → растущая экономика; она обладает большей способностью решить социально-экономические проблемы как внутри страны, так и в отношениях с другими странами.

Экономический рост – количественное и качественное совершенствование производства, увеличение ВВП. Его цель – повышение уровня жизни общества…

Показатели (измерители) экономического роста – темпы роста и темпы прироста ВВП (ВНП), а также темп роста и темп прироста ВВП (ВНП) на душу населения.

Динамика экономического роста неоднозначна; она бывает отрицательной, нулевой, положительной…

ВВП является результатом использования производства – труда L; капитала К; природных ресурсов N.

ВВП = f – производственная функция

Основные факторы экономического роста – экстенсивный и интенсивный.

* Критерий экстенсивного роста – неизменность средней производительности труда:

,где , - в настоящем и предшествующих периодах

, – число занятых в соответствующих периодах

Циклический характер воспроизводственного процесса в Англии в конце 19 века

* Критерий интенсивного роста – увеличение средней производственной труда:

    Или превышение темпов роста ВВП по отношении. К росту численности занятых в национальной экономике

Факторы экстенсивного и интенсивного роста относят к факторам предложения , которые создают лишь условия для экономического роста… Реальный экономический рост невозможен без расширения совокупного спроса, который выступает как фактор спроса … уровень доходов населения… рост экспорта (внешний спрос)

    Известны многие модели экономического роста: неокейнсианские (Домара, Харрода); неоклассические (Кобба-Дугласа, Солоу). В модели Солоу, в частности, выведено так называемое золотое правило накопление . Оно показывает норму сбережения, которое максимизирует объем потребления при заданном темпе роста населения и неизменной технологии.

Дифференциальные, частые показатели экономического роста:

L – производительность живого труда и трудоемкость продукции…

K – производительность капитала (фондоотдача) и капиталоемкость продукции…

N – материалоотдача (ресурсоотдача) и ресурсоемкость продукции…

Снова обратимся к производственной функции – -

Доля L в ВВП составляет 75-80%

Доля К в ВВП составляет 15-18%

Доля N в ВВП составляет 5-7%

Современные технологии позволяют полезно использовать природные ресурсы только на 1..3% - в этом огромный резерв экономического роста…

Реальная растущая экономика развивается по закону цикла – закону чередования через определенные промежутки времени подъемов и снижения объемов ВВП. Тренд чередования – рост ВВП. Между «пиками» производства и занятости имеют место заметные спады…

Фаза 1 – спад, сжатие, рецессия, кризис

Фаза 2 – депрессия, застой, дно

Фаза 3 – оживление, расширение

Фаза 4 – подъем, бум

… и все опять повторяется…

Длительность циклов (волн) различны:

Интегральная причина цикличности рыночной экономики – многообразное и противоречивое влияние множества рыночных и нерыночных факторов…

Внешние факторы: войны, революции, политические потрясения; открытие крупных месторождений природных ресурсов; освоение новых территорий; достижения НТД…

Внутренние факторы: физический срок службы основного капитала; инвестирование в экономику; динамика C и S; изменение %-ных банковских ставок; действие закона снижения пред. эффективности используемых факторов производства…

… И.Шумпетер «Экономические циклы» - 1939 г. – развитие теории «длинных» волн…

Цикличность отражает нестабильность развития рыночной экономики, нарушение равновесия, - это социально-экономическая болезнь… Стабилизационная политика государства…

Стабилизационная политика – это комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости или потенциального выпуска. Важнейшим элементом стабилизационной политики является управление совокупным спросом . Во время кризиса и депрессии стабилизационная политика направлена на стимулирования совокупного спроса – это традиционно кейнсианский подход.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

АО «Медицинский Университет Астана»

Тема: Показатели развития национальной экономики

Выполнила:

Аскарова А.Ж.

Проверила:

Шынтаева С.С.

Астана 2015

Введение

1. Понятие национальной экономики

2. Система показателей национальной экономики

3. Показатели национальной экономики Казахстана с 1991 года

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.

Важнейшей составной частью национальной экономики является материальное производство, в котором создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления. В материальное производство входят такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь.

Понятие "национальная экономика" тесно связано с понятием "экономическая система", т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические черты, обусловленные географическим положением страны, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.

Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития. Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.

Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам.

1. Понятие национальной экономики

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство, преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.

Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:

1. Стабильного роста национального объема производства;

2. Стабильного уровня цен;

3. Поддержание равновесного внешнего баланса;

4. Высокого и стабильного уровня занятости.

1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства . Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов. Следствием экономического роста страны становится сглаживание социальных, политических, национальных противоречий. Растущая экономика характеризуется приростом годового национального объема производства, который может использоваться не только для эффективного удовлетворения потребностей, но и для разработки социальных или научно-технических программ. Если растет общественное производство, то в условиях ограниченности ресурсов не приходится решать дилемму: либо повышать уровень потребления, либо бороться с бедностью и загрязнением окружающей среды. Растущее производство позволяет осуществлять и то, и другое. Таким образом, экономический рост облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов.

Факторами экономического роста являются:

*природные ресурсы (необходимо наиболее полное их извлечение и комплексная переработка);

*трудовые ресурсы (повышение уровня образования, улучшение здоровья, совершенствование организации труда);

*основной капитал (оборудование предприятий, транспортные средства и т.п.);

*научно-технический прогресс;

*совокупный спрос.

2. Стабильность цен . Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.

3. Поддержание внешнеторгового баланса . На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты -- величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.

4. Высокий уровень занятости . Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.

Ими являются:

Фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

Денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);

Политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);

Внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).

Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов.

Общей закономерностью рыночной экономики является цикличность ее развития: от подъема к спаду, за ним следует застой в производстве и деловой жизни (депрессия), который сменяется оживлением и подъемом. Цикличность рыночной экономики обусловлена объективными факторами. Материальной основой цикличности является физическое обновление основного капитала, хотя непосредственным толчком для кризиса могут быть самые разные причины, и, прежде всего, денежно-кредитные потрясения.

2. Система показателей национальной экономики

Целью функционирования всей народнохозяйственной системы, производственной и непроизводственной является создание благ и услуг, которыми страна наполняет и расширяет материальные и духовные основы жизни общества. Свое материальное выражение блага находят в непрекращающемся процессе производства различных по назначению видов продукции. Весь поток создаваемого продукта многолик, количество его видов и подвидов исчисляется миллионами, каждый из которых измеряется различными единицами, между собой несопоставимыми.

Следовательно, необходимы показатели, которые могли бы объединить все это разнообразие и суммарно выразить объемы производимой продукции. В качестве такого универсального измерителя практика определила денежную единицу, а в качестве оценки объема - стоимостные показатели.
Экономическая теория и хозяйственная практика для оценки уровня развития общественного производства использует макроэкономические показатели.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Для анализа национальной экономики выделяют следующие показатели:
Валовой продукт, национальный доход, экспорт, импорт, товарооборот внешней торговли, уровень безработицы, инфляция, дефицит бюджета, уровень государственного долга.
Валовой продукт - это обобщающий показатель имеет такие разновидности: валовой общественные продукт (ВОП), валовой национальных продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП).
ВОП как оценочный показатель в настоящее время не используется. Исчисленный этим показателем объем продукции не выражал реального содержания, так как в его составе допускался повторный счет. ВОП включал в свой состав как конечный, так промежуточный продукт.
Конечный продукт - это товары и услуги, которые выходят за пределы производства и покупаются для конечного пользования.
Промежуточный продукт - товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку и перепродаются несколько раз прежде чем попасть к конечному потребителю, т.е. продукт, произведенный в данном году и в этом же году потребленный для создания конечного продукта.

Валовой национальный продукт определяется как рыночная стоимость все произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год. При подсчетах ВНП суммируется стоимость лишь конечных продуктов, поступающих в потребление. Промежуточные продукты не входят в ВНП. Такой метод исчисления позволяет избежать повторного счета и искусственное завышение ВНП.

Это общий и наиболее точный показатель, который охватывает конечные результаты экономической деятельности всех хозяйственные единиц - и в производственной сфере и сфере услуг.
В мировой практике сложились два метода исчисления валового национального продукта. Первый метод расчета ВНП по расходам.
ВНП - это огромный поток всевозможных товаров и услуг, который по своему материально-вещественному содержанию и назначению подразделяется на потребительские товары и так называемые инвестиционные товары - средства производства.
ВНП по этому методу включает:
Потребительские расходы населения (С);
Государственные закупки товаров и услуг (G);
Валовые накопления и инвестиции, которые представлены амортизационными отчислениями и чистыми (дополнительными) инвестициями (J)$

Валовый внутренний продукт . ВВП близок по содержанию к показателю ВНП. В нем учитывается весь продукт, произведенный на территории данной страны, независимо от национальной принадлежности предприятий. ВВП суммирует ДС всех производителей товаров и услуг, которые называются резидентами. В ВВП включают сальдо торгового баланса страны, но не учитывают продукт, произведенный на предприятиях данного государства вне его пределов.

Как свидетельствуют статистические данные, разность между показателями ВНП и ВВП по их объему незначительна и колеблется в пределах 1%.
ВВП подсчитывается тремя методами: производственным, распределительным, методом конечного использования.
Производственный метод предполагает исчисление ВВП следующими способами:
1. Как стоимости валового выпуска товаров и услуг в национальной экономике в основных ценах, за исключением стоимости промежуточного продукта, плюс сумма налогов на добавленную стоимость и чистых налогов на импорт:
ВВП = валовой выпуск -- промежуточный продукт + налоги на добавленную стоимость + чистые налоги на импорт.
2. Как суммы добавленных стоимостей отраслей или секторов экономики в рыночных ценах (включая чистые налоги на товары и импорт). Валовая добавленная стоимость -- это разность валового выпуска и промежуточного продукта.

Распределительный метод (по доходам) предполагает суммирование первичных доходов производителей товаров и услуг: заработной платы наемных работников, чистых налогов на производство и импорт, валовой прибыли и валовых смешанных доходов от собственности и предпринимательства. Валовая прибыль -- это та часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников, и чистых налогов на производство и импорт. Доходы от собственности включают доходы, получаемые субъектами хозяйствования от предоставления в пользование финансовых и нефинансовых активов (процент, рента). Детализируя вышесказанное, обозначим основные компоненты ВВП:

1.Заработная плата -- оплата труда рабочих и служащих и дополнительные выплаты по социальному обеспечению и социальному страхованию (W). национальный экономика казахстан развитие
2.Рента, или арендная плата -- доход, получаемый собственниками земли, помещений, жилья за использование сданных в аренду наличных объектов (R).
3. Процент -- плата за предоставленный в кредит денежный капитал. Он выплачивается и по вкладам населения в банке (r).
4. Валовая прибыль -- ее получают предприниматели единоличных хозяйств, партнерств, корпораций (Рвал). Валовую прибыль можно рассчитать как сумму чистой прибыли экономики (Р) и амортизации (А). Амортизация -- часть дохода фирм, идущая на восстановление израсходованного оборудования.
5. Налоги на прибыль фирм и косвенные налоги, служащие источником доходов государства, в том числе на импорт (Т).
Таким образом,
Y= W + R + P + A + r + T.

Метод конечного использования. Отечественная конечная продукция расходуется на потребление на внутреннем рынке, на сбережение, идет на экспорт. Поскольку на внутреннем рынке, помимо отечественных товаров, потребляются для накопления также импортные товары, сумма всех расходов на потребление и накопление за вычетом стоимости импорта с добавлением стоимости экспорта -- это ВВП по конечному использованию (или по расходам). Итак, суммирование конечного потребления или расходов (G) домашних хозяйств (или потребителей) и государства (государственных расходов, G), валового сбережения (ВС), сальдо экспорта и импорта (NX) -- третий метод измерения ВВП. Следует иметь в виду, что валовое сбережение есть прирост запасов оборотных средств и капиталовложений (Iвал):

Y=C + Iвал+G + NX.
Номинальный ВВП включает сумму всех товаров и услуг, произведенных за год и измеренных в текущих рыночных ценах. Следует учитывать, что часто рост ВВП оказывается фиктивным из-за роста цен. Поэтому, если ВВП оценивается в сопоставимых ценах, то есть при его оценке вычтен прирост цен за счет инфляции, -- это реальный ВВП.
Под потенциальным ВВП понимается возможный национальный объем производства, полученный при полной занятости и стабильном уровне цен.
Наконец, фактический ВВП -- это национальный объем производства, созданный в условиях циклической безработицы.
Национальный доход (НД) как показатель состояния национальной экономики также используется широко. Он с наибольшей точностью, в сравнении с показателем валовой продукт, характеризует уровень экономического развития страны, его экономическую структуру, а также уровень благосостояния населения и экономические возможности развития в перспективе.
Величина показателя НД может быть исчислена как сумма всех первичных доходов (до их прямого налогообложения), получаемых собственниками ресурсов (заработная плата + прибыль на капитал + рента):
НД = L + P + R
Наряду с этими основными в практике анализа состояния экономики используют и следующие показатели:
Чистый национальный продукт (ЧНП), исчисляемый как ВНП минус амортизационные отчисления;
Личный доход (ЛД), исчисляемый по показателю НД за исключением взносов на социальное страхование, налогов на прибыль, нераспределенные прибыли корпораций плюс трансфертные платежи;
Реальный доход (РД), он равен ЛД за минусом налога на личный доход.
Инфляция - обесценивание денег
Дефицит бюджета - превышение расходов над доходами
Уровень безработицы - соотношение между безработными и трудоспособным населением
Сальдо торгового баланса - разница между экспортом и импортом. Чем больше положительное сальдо, тем лучше, потому что это основной путь поступления валюты в страну;

3. Показатели развития национальной экономии Казахстана с 1991 года

После распада СССР наиболее трудной задачей стало формирование рыночных отношений. Практически был осуществлен переход на новую социально-экономическую формацию. Нужно было не только объявить экономическую свободу, но и создать практические условия для ее реализации, становления свободного предпринимателя, бизнесмена, частного собственника. Важным шагом перехода на качественно новые отношения стали приватизация и разгосударствление государственной собственности. В результате 4 этапов приватизации (малой, массовой, индивидуальной) за 1991-2000 гг. новым частным собственникам через коммерческие, инвестиционные, открытые конкурсы за купоны, рубли и тенге продано 34,5 тыс. объектов государственной собственности на общую сумму 215,4 млрд. тенге. Сам процесс приватизации, вызвавшей много яростных споров и острых дискуссий, привел к появлению в стране невиданного ранее класса частных собственников и свободных предпринимателей.

Так, число наиболее массовой сферы предпринимательства - малого бизнеса (индивидуальных предпринимателей, фермеров, работников МСП) - значительно выросло с 19,0 тыс. малых предприятий в 1993 г. до 67,0 тыс. в 2000 г. и 675,2 тыс. действующих субъектов МСП в 2011 г. В этой сфере занятость выросла со 132,4 тыс. чел. в 1997 г. до 2,5 млн. Из них на 1 сентября 2011 г. 699,2 тыс. чел. работали в средних предприятиях, 661,7 тыс. в малых, 697,1 тыс. в индивидуальных предприятиях, 429,5 тыс. в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

И если в 1996 г. 39,5% всей собственности страны находилось в руках у государства и 57,1% в негосударственной, то в 2010 г. доля государства снизилась до 10,8%, а 72% находилось в частной собственности, 17% - иностранной собственности. Уже в 1997 г. 79% объема промышленной продукции выпускалось в частных предприятиях, государственных - 6,6%. В 2009 г. 77% продукции выпускалось в частных предприятиях, 22,1% - в иностранных, 0,9% - в государственных. На 1 сентября 2011 г. из 296,1 тыс. юридических лиц 253,6 тыс. (85,6%) являлись частными, 27,2 тыс. государственными, 15,3 тыс. иностранными и 9,5 тыс. совместных. Частная собственность в стране стала доминирующим субъектом экономических отношений.

Существенно изменилась экономическая роль государства. Его задачами стали создание нормальных условий для предпринимательства, регулирование экономических и финансовых отношений между государством и бизнесом, забота о финансовой устойчивости и обеспечение социального развития страны. За годы независимости финансовая база государства укрепилась. Для построения правильных взаимоотношений предпринимательства и государства была сформирована фискальная система, создана законодательная, нормативно-правовая основа экономических отношений. Главные социально-экономические принципы были закреплены в Конституции страны. Приняты Гражданский, Трудовой, Налоговый, Таможенный кодексы. Гарантировалось право собственности, предоставлены экономические права и свободы, в особенности право на свободное предпринимательство. За эти годы были созданы условия для реализации этих прав и свобод, обеспечены правовая защита, укрепилась материальная основа и расширились масштабы государственной поддержки бизнеса, предпринимательства. Неоднократно снижались ставки налогообложения.

В свою очередь предпринимательство страны обеспечило работой более 6,2 млн. чел., из них 2,7 млн. самозанятые. Выросли доходы населения. Среднемесячная зарплата увеличилась с 6 тыс. тенге в 1998 г. до 24 тыс. в 2000 г. и до 93 тыс. в 2011 г. В результате более чем в 5 раз сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума1), %

Значительным рычагом подъема ведущих сфер экономики стало привлечение масштабных иностранных инвестиций, как прямых, так и портфельных. Эти инвестиции в условиях острого дефицита финансовых ресурсов, особенно в начальный период независимости, позволили не только восстановить базовые отрасли, но и модернизировать производство, обеспечить выход продукции на мировой рынок, превратить эти сферы в основной источник национального богатства страны, решать ключевые проблемы социального и экономического развития страны.

Следует особо подчеркнуть, что на мировом рынке инвестиций конкуренция не ослабевает. За привлечение инвестиций ведут интенсивную и упорную борьбу практически все страны, включая США, ЕС, Китай, Индию и другие страны.

По данным ЮНКТАД, в 2010 г. приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире достиг 1 244 млрд. долл. Крупнейшими получателями ПИИ стали США, Китай, Гонконг, Бельгия, Бразилия, Германия, Великобритания. В 2010 г. половину из 20 ведущих стран по поступлению ПИИ составили развивающиеся государства.

Казахстану за 20 лет удалось выработать и реализовать результативную инвестиционную политику. Был определен стратегический инвестиционный курс, проводилась ясная инвестиционная политика, создан благоприятный климат, законодательно гарантированы долгосрочные инвестиции, обеспечена стабильность сохранения и исполнения заключенных соглашений. В результате за годы независимости достигнуты рекордные значения, объем иностранных инвестиций в экономику страны превысил 131,9 млрд. долл. Более 71% приходится на последние 5 лет. Объем ПИИ в Казахстан в 2010 г. составил 17,3 млрд.

Один из основных интегральных показателей развития страны - рост внутреннего валового продукта (ВВП).

Динамика ВВП РК за 1992-2011 гг.

Млрд. тенге

Млрд. долл.

Млрд. тенге

Млрд. долл.

Объем ВВП Казахстана за 20 лет вырос в 53,6 раза и вместе с итогами 2011 г. составит 994,5 млрд. долл. Этот показатель сравним с годовым уровнем ВВП Турции, Ирана.

Очевидно, что не все задачи за 20 лет решены. Сохраняются безработица, разрыв в доходах между богатыми и бедными, региональные различия. Однако также очевидно, что за годы независимости построена другая страна, занимающая достойное место в мире, решившая множество проблем и определившая новое качество жизни своего населения. Время - важный фактор. Если таких результатов Казахстан достиг всего за 20 лет, то в будущем при сохранении и приумножении созданного потенциала страна, несомненно, может выйти на более высокие вершины.

Заключение

Переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Целью преобразований является не только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге - формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций.

С писок использованной литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов; высших учебных заведений. М., 2003.

2. Данилов А.С., Юлдашев З.Ю. Национальная экономика: Учебное пособие, Т., 2003.

3. http://www.nomad.su/?a=4-201110100035

4. http://credonew.ru/content/view/1108/67/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие национальной экономики. Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны. Система показателей национальной экономики. Международная экономика и ее показатели. Динамика иностранных инвестиций.

    реферат , добавлен 08.10.2008

    Цели и структура национальной экономики, предпосылки ее становления, функционирования и развития в Республике Беларусь. Исследование состояния национальной экономики государства в условия мирового финансово-экономического кризиса.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Изучение структуры национальной экономики и ее особенностей в Республике Беларусь. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. Основные макроэкономические показатели и пропорции (уровень цен, занятости и ставка процента).

    курсовая работа , добавлен 30.03.2015

    Теории структурных реформ национальной экономики. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики. Показатели системы национальных счетов. Общее экономическое равновесие. Основные макроэкономические показатели России за 2011 год.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2012

    Виды моделей национальной экономики. Макроэкономическая модель и смешанная экономика. Социальная устойчивость как главный критерий социально ориентированной рыночной экономики. Формирование и методика оценки белорусской модели национальной экономики.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2011

    Национальная экономика: ее структура и цели. Методологические аспекты макроэкономических показателей. Структура валового внутреннего продукта. Социальные результаты функционирования национальной экономики. Анализ развития рыночной экономики в России.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Рассмотрение основных особенностей структуры национальной экономики. Рыночная инфраструктура как совокупность единиц национальной экономики, общая характеристика элементов: небанковские учреждения, банковские системы. Сущность понятия "демократия".

    курсовая работа , добавлен 27.04.2013

    Понятие, признаки и субъекты национальной экономики, ее структура и условия сбалансированности. Факторы модернизации национальной экономики через развитие региональной производственной инфраструктуры и на основе стратегии инновационного развития.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2013

    Основные виды структур национальной экономики. Инфраструктура экономики, ее виды и значение для национальной экономики. Экономические ресурсы: их виды и свойства. Национальное богатство - часть совокупного экономического потенциала национальной экономики.

    реферат , добавлен 13.04.2015

    Национальная экономика как сумма всех финансовых сделок, происходящих в государстве. Экономические показатели, отражающие состояние экономики. Соотношение экспорта и импорта, свободная торговля и политика протекционизма, периоды роста и спада экономики.

Экономическая безопасность и понятия «устойчивость» и «развитие», равновесие в экономике. Устойчивость, развитие и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы. Категории национальной экономики. Структура национальной экономики как фактор экономической безопасности государства. Теории кризисов в экономике. Определение кризиса в экономике России и место экономической политики в антикризисном регулировании национальной экономики. Антикризисное регулирование и экономическая безопасность. Контуры механизма, обеспечивающего экономическую безопасность. Ключевые задачи и основные направления политики развития российской экономики Формирование макроэкономических условий устойчивого экономического роста.

Тема 3 Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности

Общая характеристика конкурентоспособности экономики России. Уровни конкурентных отношений. Конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Сравнительный анализ ключевых факторов успеха национальной экономики. Факторы, препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики. Угрозы национальной конурентоспособности. Основные механизмы повышения конкурентоспособности экономики России.

Тема 4 Регулирование конкуренции на национальном и международном уровнях

Объект государственного регулирования (определенная сфера экономической деятельности, экономический процесс) конкуренции. Конкурентная политика государства и направления ее регулирования. Методы защиты конкуренции. Антимонопольное регулирование: сущность и методы. Анализ конкурентной среды в России и ее регулирование. Характерные особенности современного состояния национальной конкуренции. Влияние глобальных и региональных факторов на эволюцию современной конкуренции. Отраслевая зависимость методов и форм конкуренции, их зависимость от изменения производственной структуры. Этапы разработки программы повышения конкурентоспособности. Отечественный подход к обеспечению конкурентоспособности национальной экономики. Международный опыт реализации программ повышения конкурентоспособности.

Тема 5 Методология и опыт оценки внутренней конкурентоспособности регионов России

Цели и задачи оценки внутренней конкурентоспособности регионов России. Оценка уровня конкурентоспособности. Конкурентные преимущества региона Факторы экономического потенциала регионов России. Факторы конкурентоспособности, характеризующие экономический потенциал регионов. Структура валового регионального продукта и конкурентоспособность. Конкурентоспособность и экспортная активность.

Национальная экономика любой страны — сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим эффектом, состоящим из отдельных ее потенциалов, накопленных в процессе своего функционирования. Среди них целесообразно выделить , трудовой, и др.

Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и , рынок услуг, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.

Уровни национальной экономики

В национальной хозяйственной системе страны выделяются несколько уровней, взаимодействующих в едином «экономическом поле» или «экономическом пространстве» страны:

  • Межстрановый уровень , т.е. уровень взаимоотношений национальной экономики Российской Федерации (РФ) со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в региональные сообщества.
  • Федеральный (общенациональный) макроэкономический уровень, т. е. масштаб внутрихозяйственных взаимоотношений национальной экономики самой РФ в целом.
  • Региональный уровень, т. е. уровень взаимосвязей экономики каждого из 89 субъектов РФ.
  • Внутрирегиональный уровень, представляющий собой систему взаимоотношений в рамках разделения общественного труда внутри хозяйства субъектов РФ.
  • Комплекс отраслей национальной экономики : Агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и др.
  • Уровень отдельных отраслей национальной хозяйственной системы — промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.
  • Внутриотраслевой уровень . Например, уровень взаимосвязей животноводства и растениеводства в сельском хозяйстве, гражданского, промышленного и жилищного строительства в строительстве и т. д.
  • Уровень взаимосвязей объединений, предприятий, организаций , всех видов промышленно-финансовых групп.
  • Уровень отдельных организационно-правовых форм хозяйствования , предусмотренных законодательством страны, ее Гражданским кодексом (акционерные общества — АО, союзы, товарищества и общества всех видов и др.).
  • Внутрипроизводственный уровень : цеха и службы предприятий, компаний, фирм, организаций, объединений и т. п.
  • Личностный уровень, включая его коллективные (артель, бригада) и индивидуальные (отдельные граждане и семьи) формы.

В составе национальной экономики любой страны происходят постоянные структурные, организационные и другие изменения, обусловленные особенностями ее хозяйственной системы и характеризующиеся определенными тенденциями и закономерностями развития.

Все уровни функционирования национальной экономики страны, сегменты национального рынка и потенциалы объединены комплексом организационно-правовых, экономических, социальных, технологических и других взаимосвязей. Эти взаимосвязи между уровнями национальной экономики и внутри них опосредованы:

  • формами собственности;
  • движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном () процессе и вовлеченных в хозяйственный оборот в форме затрат труда, сырья, энергии, капиталов;
  • потоками (наличных и безналичных денег), а также движением ( , и т. п.).

Все взаимоотношения регулируются законодательными и нормативными актами государственной власти и хозяйственного управления РФ, ее регионов и отраслей, а также системой межгосударственных договоров и соглашений, заключенных РФ, нормами международного права.

Деятельность отдельных составляющих национальной экономической системы страны (региона, отрасли, производства, предприятия, учреждения, организации и т. д.) приводит к конечному результату хозяйствования, выступающему в виде итоговых показателей этой деятельности, которые в конечном счете определяют размеры потребления и накопления в стране, характеризуют структуру и место экономики страны в современной системе мирохозяйствования, а также состояние, закономерности и тенденции развития конкретного хозяйственного звена.

В настоящее время в национальной хозяйственной системе России действует примерно 2 млн. предприятий различных отраслей, в которых занято более 64,9 млн. человек , создающих государства. Это говорит о масштабах нашей национальной экономики . При этом общая численность суверенных субъектов хозяйствования (государственных и муниципальных унитарных предприятий, АО всех типов, банков, страховых и других учреждений) постоянно растет, а в рамках отдельных отраслей, регионов и видов экономической деятельности все время происходят количественные и качественные изменения. Они связаны с проведением разгосударствления и приватизации, с практикой банкротств, с ликвидацией и перепрофилированием деятельности предприятий, учреждений и организаций, а также с реструктуризацией экономики, ее отраслей и регионов, с действием других факторов.

Все социально-экономические процессы, протекающие в национальной хозяйственной системе страны, охватывают , и прочие ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот, и в совокупном взаимодействии представляют собой единый процесс воспроизводства, который можно свести к четырем основным типам деятельности:

  • производство;
  • распределение;
  • обмен;
  • потребление.

В реальной практике национального хозяйствования все процессы воспроизводства:

  • развиваются в единстве и взаимосвязи, по объективным хозяйствования;
  • не терпят волюнтаризма, т.е. волевого вмешательства в их содержание и развитие;
  • находятся под влиянием факторов и условий, которые следует учитывать, принимая хозяйственные решения;
  • поддаются научному познанию, изучению, а следовательно, и управлению в интересах достижения ближайших и более отдаленных целей развития общества и государства;
  • не допускают разрыва в процессе непродуманного реформирования, когда нет четко поставленных задач, программ и сроков реализации, нет скоординированных по всем звеньям и параметрам осуществляемых хозяйственных решений;
  • требуют комплексного, профессионального подхода в своем познании и управлении.

Весь воспроизводственный процесс, протекающий в национальной экономике любой страны, можно свести к трем основным параметрам (показателям), характеризующим количественную меру развития самих процессов. Это:

  • объем (масштаб) процесса как в натуральном, так и стоимостном выражении;
  • темп развития (спад или подъем);
  • пропорция (соотношение) в развитии данного социально-экономического, технологического или иного процесса с другими процессами, протекающими технологически сопредельно или параллельно. Например, объем выплавки стали кислородно-конвертерным способом в 1999 г. достиг 30,3 млн. тонн, составив 58,8% от общего объема выплавки стали в стране.. Производство хлопчатобумажных тканей в 1999 г. достигло 1263 млн. кв. м или 76,2% от общенацио-нального объема производства тканей.

Несмотря на наличие многих уровней, элементов и звеньев хозяйствования в национальной экономической системе любой страны наибольшую значимость имеет так называемый общенациональный (макроэкономический) уровень. Именно этот уровень функционирования, анализа и оценки важнейших показателей (параметров) развития позволяет получить характеристику национальной экономики, ее состояния и содержания, проблем и задач, факторов и перспектив совершенствования. Особый интерес представляют макроэкономические показатели, когда они сравниваются с аналогичными данными по другим странам (так называемые международные сравнения), с показателями некоего «стандарта» благополучной хозяйственной системы. В эффективном управлении развитием хозяйства с учетом интересов государства и общества большую роль играет экономическая наука, которую можно рассматривать как отрасль национальной экономики, так как экономическая наука решает ряд важнейших задач:

  • На основе изучения объективных экономических законов она исследует специфические формы их проявления в виде закономерностей, объемов, темпов и пропорций развития социально-экономических процессов расширенного воспроизводства.
  • Это область человеческой деятельности, которая на основе глубокого и обоснованного анализа мировой и отечественной практики исследует тип национальных хозяйственных систем, формы организации и управления ими, разрабатывает хозяйственные решения, которые охватывают конкретное воспроизводство в том или ином периоде времени, реализуя эти решения на самом высшем (макроэкономическом) уровне с учетом протекающих социально-экономических процессов и явлений воспроизводства.
  • Экономическая наука отражает макроэкономический (интегральный) подход к воспроизводственному процессу, рассматривает национальную экономику в наиболее общем виде и в таком аспекте характеризует экономическую жизнь страны, оценивает ее потенциалы, рынки, состояние, достижения, недостатки, проблемы и перспективы развития. Полученные данные дают возможность осуществлять межстрановые сравнения.
  • Наука — это и область хозяйственной практики, которая имеют дело с социально-экономическими процессами прошлого, настоящего и будущего. Знание прошлого позволяет избежать ошибок в настоящем и будущем.
  • Наука призвана изучать факторы, определяющие состояние, закономерности и тенденции развития национальной хозяйственной системы страны, что бы вносить соответствующие коррективы в хозяйственные решения по стабилизации, восстановлению, развитию и совершенствованию экономики страны, в содержание и характер социальной, демографической, экономической, структурной, технико-технологической, инвестиционно-инновационной, денежно-кредитной, валютной, таможенной и другой политики государства.
  • Анализируя обобщающие (интегральные) показатели воспроизводственного процесса в стране, показатели, характеризующие «лицо» хозяйственной системы страны, ее состояние и перспективы развития.

В конечном счете национальная экономика как наука и область хозяйственной практики людей сводится к тому, чтобы на основе объективного научного анализа обосновывать стратегию и тактику социально-экономической политики государства, создать нормальные условия социального развития, роста доходов и потребления населения, обеспечить социальную защиту и социальную поддержку граждан страны в целом, каждого гражданина в отдельности.

Национальная экономика как наука и область хозяйственной практики людей включает в себя следующие составные части: объект, предмет, субъект и методологический инструментарий науки.

Объект национальной экономики — это хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие.

Предметом национальной экономики выступают социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.

Инструментарий национальной экономики представляет собой теоретико-методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций, параметров развития системы и разработанные на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны, ее населения.

Субъект национальной экономики — органы управления национальной хозяйственной системой страны, ее отраслей и регионов, реализующие те функции, цели и задачи, которые стоят перед национальной экономикой как наукой и областью национальной практики хозяйствования.

Предпосылки формирования и функционирования национальной экономики

Чтобы национальная экономика функционировала как наука и область хозяйственной деятельности людей, требуются условия необходимости, возможности и достаточности. Следовательно, должны присутствовать три предпосылки национальной экономики : экономическая, политическая, организационная.

Экономическая предпосылка национальной экономикиобусловлена экономическими условиями, в которых функционирует и развивается хозяйственная система страны.

Когда говорят об экономических основах национального хозяйствования, то имеют в виду законодательную базу, регулирующую отношения , организационно-правовые формы хозяйствования, процессы распределения, потребления и накопления.

Глава вторая. Закономерности развития открытой экономики. §3. Развитие национальной экономики: эволюционный и революционный этапы.

Развитие национальной экономики происходит в двух формах, которым соответствуют два этапа развития. Эволюционный этап характеризуется тем, что структура и функционирование экономики остаются практически неизменными, поскольку изменения компонентов и связей в масштабе национальной экономики незначительны. Революционный этап (скачок, катастрофа, фазовый переход, точка бифуркации) по сравнению с эволюционным занимает значительно меньше времени, но роль его трудно переоценить: именно он обеспечивает переход экономики на новый (но не обязательно более высокий) уровень развития, выбор ею пути развития (аттрактора), в результате чего происходит резкое изменение структуры экономики и механизма ее функционирования.

Сами изменения в точке бифуркации происходят достаточно быстро, но подготавливаются в ходе эволюционного этапа многочисленными экономическими и внеэкономическими флуктуациями, которые сначала подавляются, но, выйдя за определенные пределы, приобретают силу и обеспечивают скачок.

Флуктуации любой системы, в том числе и экономики, играют роль движущих сил развития, поэтому их исследование является одним из необходимых этапов изучения развития национальной экономики. Флуктуации можно подразделить на внешние и внутренние. Ранее исследователи либо абстрагировались от внешних влияний и сосредоточивались на внутренних (К. Маркс, Й. Шумпетер (сноска 1)), либо, наоборот, исходили из внешних колебаний (Л. Вальрас, А. Маршалл (сноска 2)). Это объяснялось спецификой предмета проводимых исследований: изучение равновесия, например, предполагает отсутствие внутренних стимулов к изменению, а исследование динамики общества побуждает обратиться к внутренним его силам. В современный период, когда пришло осознание того, что равновесие лишь краткий миг в процессе движения экономики, стало очевидным, что и внешние, и внутренние факторы оказывают влияние на национальную экономику.

Чувствительность национальной экономики к флуктуациям, ее уязвимость тем больше, а устойчивость - тем меньше, чем менее диверсифицированной является ее структура. Таково же, при прочих равных условиях, влияние территории страны: чем она больше, тем меньше ее чувствительность к флуктуациям. Однако зависимость между степенью диверсификации и территорией страны нелинейна. До определенного предела как высокий уровень диверсификации, так и большие пространства, принадлежащие стране, способны повысить устойчивость ее экономической системы. Но за определенными пределами начинается другой процесс: при стремлении страны производить все больше и больше товаров, в том числе и по номенклатуре, экономика постепенно приобретает закрытый характер, что ничего хорошего ей (если не считать благом устойчивость саму по себе, превращающуюся со временем в устойчивость застоя) не сулит; то же касается и территории: слишком большая территория делает страну менее управляемой и снижает ее "сопротивляемость" флуктуациям.

К внутренним экономическим флуктуациям можно отнести колебания доходов, спроса, предложения, цен, ставки процента, урожайности сельскохозяйственных культур, инвестиций, нормы и массы прибыли, инноваций, условий кредитования, выпуск кардинально новых товаров, колебание курсов акций, возникновение или банкротство крупных фирм, осуществление крупных проектов, усиление или ослабление конкуренции, а также запаздывание информации и изменение денежных потоков.

Большое количество экономических флуктуаций позволяет заключить, что не стоит искать единственный источник и движущую силу развития. Единственный фактор не может объяснить, каким образом происходит развитие. Каждый конкретный процесс вызывается индивидуальным набором множества возможных флуктуаций, тем более что каждая флуктуация связана с другими нитями не только прямых, но и обратных связей.

До определенных пределов национальная экономика может нейтрализовывать, "гасить" флуктуации различного характера, чему способствует устойчивость ее структуры в эволюционный период, в первую очередь устойчивость экономических институтов. Поэтому было бы ошибкой утверждать вслед за Д. Робертсоном (сноска 3) , что изменения в любом направлении могут сообщить системе толчок и вызвать кумулятивные процессы. Лишь флуктуации, достигшие определенной силы, будут оказывать заметное влияние на национальную экономику. Именно такие флуктуации способны подтолкнуть ее к точке бифуркации и вызвать самоорганизационные процессы или организующие воздействия среды.

Таблица 4. Внешние флуктуации национальной экономики

Тип среды Флуктуации
1. Внешняя экономическая среда
  • колебания сырьевых цен, процентных ставок, валютных курсов, темпов инфляции
  • изменение цен на внутреннем и внешнем рынке других государств;
  • колебание курсов акций крупных корпораций
  • зарождение и крушение крупных фирм, частных или государственных монополий
  • изменение таможенной политики
  • изменение соотношения сил крупных центров мировой промышленности
2. внешняя и внутренняя природная среда
  • открытие новых источников ресурсов или исчерпание старых
  • изменение погоды и климата
  • экологические катастрофы
  • космические влияния
3. внешняя и внутренняя социальная среда
  • резкое увеличение или уменьшение населения
  • резкий рост социального неравенства
  • социальные революции
  • забастовки
  • коллективное иррациональное поведение*
  • идеи**
  • изменение форм социальной организации
  • крушение колониальной системы
  • война или ее угроза
4. государство
  • изменение степени и форм вмешательства государства в экономическую жизнь
  • изменение налоговой системы
  • изменение законодательства, кредитной, таможенной, денежной политики
  • осуществление государством крупных финансовых проектов
  • смена правительства, близость выборов

* Надежды, ожидания, страх, оптимизм, идеализация прошлого состояния и т.д. (см.: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1994. С.62).

** Впервые к экономическим флуктуациям идеи от-нес К. Поппер. Примером подобного влияния можно назвать идеи марксизма, оказавшие влияние не только на экономиче-скую жизнь социалистических стран, но и весь мир в целом (см.: Поппер К. Открытое общество... Т.2. С.128). Ко-нечно, взаимосвязи идей и экономической жизни обоюдны: не только экономическая жизнь испытывает влияние идей, но и идеи нередко являются ее порождением.

Помимо затухающих самостоятельно или нейтрализуемых национальной экономикой флуктуаций, существуют также кумулятивные колебания, результирующие действия которых постепенно накапливаются в экономике и также способствуют наступлению скачка. Среди кумулятивных флуктуаций особо следует выделить мультипликативные и акселеративные флуктуации (в этом разделении пальма первенства принадлежит экономической теории). Причем к последним следует относить не только изменение инвестиций и дохода, но и спрос, цены, процент, прибыль, задолженность.

Когда значения флуктуирующих параметров превысят критические значения и мощность стабилизирующих систем, наступает момент, когда сколь угодно малое изменение параметров приводит к скачкообразному переходу экономики в качественно иное состояние. Таким образом, наступает точка бифуркации - момент ветвления вариантов развития экономики, в котором она наиболее удалена от состояния равновесия.

Теория неравновесия должна составлять главный предмет экономической теории, не абстрагирующейся от наиболее значимых явлений хозяйственной жизни - предпринимательства, кредита, прибыли, процента, накопления капитала, безработицы, инфляции, цикличности, реальных процессов в сфере денежного обращения. Именно такая теория, помимо объяснения феномена развития, может наполнить реальным содержанием категории прибыли, процента, накопления капитала, которые в теории равновесия имеют во многом формальный характер, и дать содержательную интерпретацию теории Кейнса (сноска 4) . Теория неравновесия должна опираться именно на действительность, а не на нереалистичные предпосылки, на которых построена теория равновесия.

О неравновесности экономики можно судить по своеобразным "индикаторам", которыми являются: наличие прибыли, процента, предпринимательства, процессов накопления капитала, монополии, инфляции, безработицы, кризисов, недогрузки производственных мощностей, открытость экономики и др.

Многие, если не большинство индикаторов неравновесия являются одновременно и факторами его установления и поддержания. К последним можно также отнести: - изменение денежной массы в стране;
- кредит;
- изменение процентов по депозитам и ставки процента по кредитам;
- изменение цен (при коэффициенте эластичности спроса или предложения по цене, не равном единице);
- совершение сделок по неравновесным ценам;
- негибкость цен;
- вмешательство государства в экономическую жизнь;
- изменение объема и характера используемых ресурсов;
- изменение структуры актуализированных потребностей, степени и способов их удовлетворения;
- изменение физического или стоимостного состава совокупного спроса или предложения;
- прирост населения;
- наличие значительной доли иррациональности в поведении экономических субъектов;
- несовершенство знаний экономических субъектов о состоянии рынка в данный момент времени и тем более - в последующие;
- изменение объема и направленности инвестиций и объема и способов хранения сбережений;
- изменение прибыли и/или издержек (включая трансакционные);
- массовое внедрение новой техники и технологии производства и оказания услуг;
- изменение объема, физического и стоимостного состава экспорта и импорта страны;
- наличие временных лагов между актами купли-продажи, сбережениями и инвестициями;
- биржевые спекуляции;
- несовершенный характер рынка;
- наличие конкуренции, постоянно побуждающей производителей изменять характер своего поведения, выпускать все новые виды продукции, производить инновации;
- вмешательство государства, как правило, тоже способствует усилению неравновесности;
- изменение политической и социальной организации.

Главная роль в усилении неравновесности принадлежит механизму положительных обратных связей. Петля положительной обратной связи усиливает даже слабые флуктуации до гигантских, способствуя тем самым качественному скачку системы. В макроэкономике известны два вида положительных обратных связей - мультипликатор инвестиций, открытый Дж.М. Кейнсом , и принцип акселератора, описанный Дж.М. Кларком. Наличие лишь этих двух механизмов, при условии относительно большого объема инвестиций или прироста спроса, делает экономику неравновесной. В действительности таких механизмов гораздо больше. В частности, к ним относятся инфляция издержек, инфляционные ожидания, дефицитные ожидания.

Неравновесность условно можно разделить на два вида: функциональная неравновесность и неравновесность, порождающая развитие, различающиеся и по силе вызывающих и поддерживающих их флуктуаций и, значит, по степени удаления от гипотетического равновесного состояния, а также по последствиям: первая влечет за собой незначительное изменение поведения экономических субъектов и макроэкономических показателей в рамках сложившейся структуры, а вторая вызывает точку бифуркации, что приводит к качественному скачку - развитию, выражающемуся в более или менее быстрой и сильной перестройке структуры экономики и вследствие этого - ее функционирования, а также значительных изменениях макроэкономических показателей.

Отмеченные выше силы могут привести как к "функциональной", так и к "бифуркационной" неравновесности в зависимости от того, насколько сильно они изменяются, и от включения механизмов, подобных мультипликации и акселерации. Нас интересует прежде всего второй тип неравновесности, приводящий к скачку в развитии, а также процессы, происходящие в экономике во время прохождения ею точки бифуркации, и постбифуркационные явления.

Смена пути развития происходит быстро - скачком. Причины скачкообразности процесса развития экономики связаны в основном со следующим. Во-первых, динамика национальной экономики находится в зависимости от накопления капитала, а оно носит скачкообразный характер: накапливаемые в амортизационном фонде амортизационные отчисления долгое время могут не использоваться или может быть использована лишь ничтожная их часть, а капитализация большей части этих средств происходит одномоментно и представляет собой флуктуацию, отражающуюся на всей системе. Конечно, данный процесс ускоряют и облегчают кредит, лизинг и рентинг, которые, в свою очередь, выступают дополнительной флуктуирующей силой и отчасти объясняют причину укорочения фаз среднесрочного и Кондратьевского циклов. Во-вторых, скачкообразно появляются научные открытия и изобретения. В-третьих, вследствие вышесказанного и других причин внедрение новой техники и технологии тоже происходит крайне неравномерно: инновации появляются сразу в большом количестве, что заметил еще Й. Шумпетер . Эти процессы ведут к возникновению в национальной экономике противоречий, разрешаемых в точке бифуркации переходом на новый аттрактор.

В момент наступления точки бифуркации в экономике происходят серьезные изменения: меняются структура системы, пропорции, а затем, в ходе адаптации к новой структуре, и механизм ее функционирования (конечно, изменение поведения отдельных экономических субъектов наблюдается уже в момент бифуркации). В структуре первыми "принимают удар" связи. Типичным примером бифуркации являются сильные кризисы перепроизводства: банкротство даже небольшого количества фирм означает потерю многих налаженных связей. Если банкротства носят массовый характер, национальная экономика в целом упрощается: нивелируется ее состав, уменьшается количество связей.

Слом существовавшей структуры и изменение привычного поведения экономических субъектов приводят экономику в состояние хаоса, который и способствует (см. гл. 1, § 2) выводу экономики на новый виток развития. Самоорганизация экономики, порождаемая хаосом, притягивает тот или иной аттрактор, адаптация к которому и составляет эволюционный отрезок развития. Именно в точке бифуркации зарождается процесс перехода старого качества экономики в новое, но само сочетание элементов старого и нового качества создает хаос.

Имеются основания утверждать, что точки бифуркации провоцируются глубокими и затяжными кризисами перепроизводства и либо совпадают с периодами кризисов, которые, в силу действия механизмов синхронизации, разражаются в тесно связанных национальных хозяйствах почти одновременно, либо следуют непосредственно за ними. Это подтверждается тем, что наиболее глубокие кризисы ХХ в. (1929-1933 и 1973-1974 гг.) повлекли за собой крупные изменения структуры экономики охваченных ими стран, функционирования национальных экономик в целом, поведения экономических субъектов, методов и направленности государственного регулирования экономики и др. Возможно, точки бифуркации экономики связаны с большими циклами конъюнктуры Н.Д. Кондратьева. В пользу данного предположения говорит тот факт, что периоды, отделяющие две смежные точки бифуркации, в ХХ в. примерно равны сорока годам, а также то, что они приходятся на периоды перехода от одного большого цикла к другому. Дополнительным аргументом может послужить замеченная нами закономерность, касающаяся возникновения тоталитарных систем: в точках бифуркации происходит ветвление вариантов развития, в частности, экономика "делает выбор" между открытостью и закрытостью. Последний тип ветви почти всегда предполагает тоталитаризм, а в ХХ в. возникновение большинства тоталитарных систем, а также авторитарных режимов правления приходится на кризисные или посткризисные годы - периоды начала 30-х гг. и 1973-1976 гг. Именно в этих периодах берут начало тоталитарные тенденции в Японии, Италии, Германии (1933г.), СССР (конец 20-х - начало 30-х гг.), Чили (авторитарный режим, 1973 г.), Кампучии (1975 г.), Вьетнаме (1976 г.).

Нередко точки бифуркации экономики сопровождаются научными революциями. В частности, в экономической теории кризис 1873 г. породил маржиналистскую революцию (1870 - 90-е гг.), кризис 1929 - 1933 гг. - кейнсианскую, 1973-1974 гг. - всплеск интереса к неоклассицизму, монетаризму и практическому приложению их рекомендаций. Возможно, сама экономическая ситуация подталкивает к разработке определенных проблем, поскольку если нет крупных проблем, никто не берется за их решение (сноска 5) .

Хаос, наблюдающийся в точке бифуркации, помимо нарушения структуры, нередко влечет за собой рассогласование, десинхронизацию многих процессов в национальной и мировой экономике. Для восстановления согласованности и синхронности требуется несколько лет. Такой процесс в мировой экономике наблюдался, например, после затянувшейся на военные годы точки бифуркации начала 30-х гг. экономический среднесрочный цикл стал асинхронным и лишь в 60-е гг. снова приобрел синхронный характер.

Если асинхронность циклического движения экономики не являет собой особой проблемы, то рассогласованность процессов, протекающих в национальной экономике, таит в себе угрозу ее разрушения: хаос точки бифуркации может породить не только самоорганизацию, но и подтолкнуть экономику в область странного аттрактора. Возможность подобного развития событий делает особенно насущным государственное регулирование экономики в этот момент. С другой стороны, именно в этот момент регулирование может быть опасным как никогда: любое воздействие управляющей системы (в силу того, что в точке бифуркации самая малая флуктуация может быть решающей и вызвать скачок на другой аттрактор) способно привести к волне флуктуаций в экономике и подтолкнуть ее на проигрышный аттрактор и даже разрушить ее. Поэтому государственное регулирование в области точки бифуркации должно быть очень мягким, осторожным и отвечать следующим требованиям.

1. Государственное регулирование должно быть резонансным происходящим в экономике изменениям, ее природе и отчасти - прошлому. Общество действительно не может перескочить через естественные фазы развития, но может сделать переход менее болезненным.

2. Оно должно осуществляться вовремя. То, что возможно сегодня, не будет таковым завтра, и это нужно учитывать. Процессы, о которых регулирующие органы забыли, впоследствии могут выйти из-под контроля и вызвать необратимые изменения. К сожалению, понятие времени практически исключено из многих экономических исследований. Забывают об этом и на практике, отсюда и огромное количество несвоевременных, а, значит неэффективных решений. Один из примеров - принятие в 1996 г. Центробанком России нескольких следующих друг за другом решений о снижении ставки рефинансирования и уменьшении доходности ГКО. Эти решения должны были быть приняты в 1992 - 1993 гг., когда народное хозяйство остро нуждалось в кредитах, а коммерческие банки установили в результате политики Центробанка очень высокие проценты по кредитам и обогащались за счет ГКО, а не вкладывая средства в народное хозяйство. Таким образом, несколько лет, в течение которых можно было приостановить спад, были упущены. Конечно, особое значение данный принцип имеет в точке бифуркации, когда государство может изменить траекторию развития. Более того, последнее возможно почти исключительно в точке бифуркации. Идея "большого скачка", попытка осуществления которого была предпринята в Китае при Мао Цзедуне, не так уж абсурдна, если только иметь в виду, что народное хозяйство, как и любая другая система, может перейти не в любое состояние, и если выполнены два первых принципа. Ошибочно было требовать от китайской экономики того, чего она в принципе дать не могла, - регулирование было нерезонансным, помимо того, время реализации идеи "скачка" было выбрано неудачно - точка бифуркации давно миновала.

3. Регулирующая система должна наладить обратные связи с экономикой, иначе первая будет генерировать разрушительные или способствующие деградации экономики флуктуации.

4. Государство должно опираться на экономические субъекты, обеспечивающие переход на выигрышный аттрактор, - они играют роль звена, ухватившись за которое, можно вытянуть всю цепь. Например, в точке бифуркации 30-х гг. таким звеном явилось государство, стимулировавшее спрос согласно кейнсианским рецептам, а в 70-х гг. эту роль сыграло предпринимательство, особенно мелкое.

Точка бифуркации предоставляет экономике широкий выбор путей развития. Представления о социализме и капитализме или плане и рынке как единственных альтернативах развития не соответствуют действительности, как и идея прогресса как единственной направленности развития экономики и общества в целом, а усложнения - как его результата. Английский социолог Т. Шанин заметил, что несоответствующее идее прогресса и единообразия отбрасывается на обочину (сноска 6) , и лишь единицы признают альтернативность процесса общественного развития, помня, что достигнутое одним поколением вполне может утерять следующее (сноска 7) .

В реальности в точке бифуркации экономика может быть притянута не только аттрактором прогресса, но и регресса, может как повысить, так и понизить степень своей сложности и организованности, стать открытой или закрытой системой и, наконец, может разрушиться. Причем у каждого из этих сценариев есть множество вариаций.