Диагностическая методика "художник или мыслитель". Художник или мыслитель тест (7 класс) на тему Методика «Незаконченные предложения»

Главная > Инструкция

Тест 1 «Художник или мыслитель» Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики: правое полушарие – «образное», левое – логическое. Доминирование того или иного полушария предопределяет тип личности: художественный или мыслительный. Для художественного типа, т.е. людей, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительного типа – левополушарного – преобладают абстракции, логические рассуждения. Спорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьется успехов в науке. До тех пор, пока требуется дотошное собирание, регистрация и анализ факторов, он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, представить общую картину явлений, без художественного мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавляющее большинство художников, скульпторов, музыкантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Внешние проявления функциональной ассиметрии мозга позволяют делать выводы о некоторых наиболее характерных чертах личности. Инструкция. Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцатибальной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9.

    У меня преобладает хорошее настроение. Я помню то, чему учился несколько лет назад. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают. Мне трудно дается алгебра. Я легко запоминаю незнакомые лица. В группе приятелей я первым начинаю разговор. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов. У меня преобладает плохое настроение.
Обработка результатов. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 6, 10 (правое полушарие). 1. Если ваш «левополушарный» (Л) больше пяти баллов превышает «правополушарный» (П), то, значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно. Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, чертежником и т.д. 2. П больше Л означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и пи этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению – художник, актер, архитектор, врач, воспитатель. 3. Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Менеджер и испытатель сложных технических систем, лектор и переводчик – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления. Тест 2 «Художник или мыслитель» Свою принадлежность к художникам или мыслителям можно выявить и по некоторым биологическим признакам. Проведем несложный экспресс-анализ. А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат. Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Если предмет сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то ведущий – левый глаз и наоборот. Какой глаз ведущий? Запишите результат. В. Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука оказалась сверху? Запишите результат. Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху? Запишите результат. Интерпретация результатов. ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения. ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность. ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора. ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко. ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпелив и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию. ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт. ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин. ПЛЛЛ – этот тип более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума. ЛППП – один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию. ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе. ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением. ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает. ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов. ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается. ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен. ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью. Интерпретация: сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП – мыслительному. Остальные сочетания отражают многообразие психологических структур. Тест оценки общих умственных способностей (КОТ) (краткий отборочный тест) Методика КОТ используется при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования. Она может использоваться в любых ситуациях, связанных с определением способности к обучению. Тест имеет единственный интегральный показатель (ПТ) – число правильно решенных задач. ПТ имеет медианные нормы, которые дают возможность оценки результатов по принципу «верно – не верно». Если ПТ оптанта равен или выше нормы, то испытуемому можно рекомендовать обучение (если не требуется более тонкой диагностики по тестам специальных способностей), которое связано в первую очередь не только с отработкой практических навыков, но и с развитием потенциального интеллекта. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Время заполнения бланка ответов ограничено 15-20 минутами. Инструкция. Вам предлагается тест, который содержит 50 вопросов. На его выполнение дается 15-20 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. ВОПРОСЫ. 1. Одиннадцатый месяц года – это: 1 – октябрь; 2 – май; 3 – ноябрь; 4 – февраль 2. СУРОВЫЙ является противоположным по значению слову: 1 – резкий; 2 – строгий; 3 – мягкий; 4 – жесткий; 5 – неподатливый 3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других? 1 – определенный; 2 – сомнительный; 3 – уверенный; 4 – доверие; 5 – верный 4. Верно ли то, что сокращение «н.э.» означает «нашей эры» («новой эры»)? 1 – да; 2 – нет 5. Какое из следующих слов отлично от других? 1 – звонить; 2 – болтать; 3 – слушать; 4 – говорить; 5 – нет отличающихся слов 6. Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову: 1 – незапятнанный; 2 – непристойный; 3 – неподкупный; 4 – невинный; 5 – классический 7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОНЯНИЕ к НОС? 1 – сладкий; 2 – язык; 3 – запах; 4 – зубы; 5 – чистый 8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными? Sharp M.C. Sharp M.C. Fielder E.H. Filder E.N. Connor M.C. Conner M.G. Woesher O.W. Woerner O.W. Soderguist P.E. Soderguist B.E. 9. ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову: 1 – очевидный; 2 – явный; 3 – недвусмысленный; 4 – отчетливый; 5 – тусклый 10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500, заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он продал? 11. Слова СТУК и СТОК имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 12. Три лимона стоят 45 рублей. Сколько стоят 1,5 дюжины? 13. Сколько из следующих шести пар чисел являются полностью одинаковыми: 5296 5296 66986 69686 834426 834426 7354256 7354256 61197172 61197172 83238324 83238234 14. БЛИЗКИЙ является противоположным по значению слову: 1 – дружеский; 2 – приятельский; 3 – чужой; 4 – родной; 5 – иной 15. Какое число является наименьшим? 1) 6; 2) 0,7; 3) 9; 4) 36; 5) 0, 31; 6) 5 16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение: ЕСТЬ СОЛЬ ЛЮБОВЬ ЖИЗНИ 17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других? 1 2 3 4 5 18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй? 19. Слова ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно – 2. МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ 21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл: 1) держать нос по ветру; 2) пустой мешок не стоит; 3) трое докторов не лучше одного; 4) не все то золото, что блестит; 5) у семи нянек дитя без глаза 22. Какое число должно стоять вместо знака «?»: 73 66 59 52 45 38 ? 23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в: 1) июне; 2) марте; 3) мае; 4) ноябре 24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключение будет: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно Все передовые люди – образованные. Все передовые люди занимают крупные посты. Некоторые образованные люди занимают крупные посты. 25. Поезд проходит 75 см за ¼ сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 сек.? 26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно Боре столько же лет, сколько Маше. Маша моложе Жени. Боря моложе Жени. 27. Пять полукиллограмовых пачек мясного фарша стоят 20 рублей. Сколько килограмм фарша можно купить за 8 рублей? 28. Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы сложив их вместе, можно было бы получить квадрат. 5 4 6 3 7 2 8 1 13 11 9 14 12 10 30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно Саша поздоровался с Машей. Маша поздоровалась с Дашей. Саша не поздоровался с Дашей. 31. Автомобиль «Жигули»,стоимостью 2400 долларов, был уценен во время сезонной распродажи на 33,33%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи? 32. Какие три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция? 1 2 3 4 5 . 33. На платье требуется 2,33 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м? 34. Значения следующих двух предложений: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны Трое докторов не лучше одного. Чем больше докторов, тем больше болезней. 35. Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 36. Смысл двух английских пословиц: 1 – схож; 2 – противоположен; 3 – ни схож, ни противоположен Швартоваться лучше двумя якорями. Не клади все яйца в одну корзину. 37. Коммерсант купил ящик с апельсинами за 36 долларов. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что две дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в центах) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены? 38. Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 39. Если полкило картошки стоит 0,0125 доллара, то сколько килограмм можно купить за 50 центов? 40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили? 1/4 1/8 1/8 ¼ 1/8 1/8 ¼ 1/8 1/6 41. Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м? 43. Значения следующих двух предложений: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны Хорошие вещи дешевы, плохие дороги. Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое сложностью. 44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее 100 раз? 45. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили? ¼ 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14 46. Три партнера по акционерному обществу решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 45000 рублей, К. -35000 рублей, П. – 20000 рублей. Если прибыль составит 24000 руб., то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам? 47. Какие из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл? 1. Куй железо, пока горячо. 2. Один в поле не воин. 3. Лес рубят, щепки летят. 4. Не все то золото, что блестит. 5. Не по виду суди, а по делам гляди. 48. Значения следующих двух фраз: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны Лес рубят, щепки летят. Большое дело не бывает без потерь. 49. Даны развертки пяти геометрических фигур (кубов). Две из них принадлежат одинаковым кубам. Какие? 1 2 3 4 5 50. В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом? Обработка результатов. Обработка производится при помощи ключа правильных ответов. Подсчитывается общее число совпавших с ключом ответов. КЛЮЧ

ответ

Ответ

ответ

ответ

Ответ

ТАБЛИЦА НОРМ

Выборка

Норма

Уровень

Стандартные отклонения

Школьники 7 – 9 классов

Школьники 10 – 11 классов

Методика «Воспроизведение рядов цифр»

Цель. Проверка объема кратковременной слуховой памяти. Инструкция. Учащимся предстоит прослушать несколько трехзначных чисел. Количество их увеличивается с каждой пробой. Задача заключается в том, чтобы постараться удержать в памяти все числа и затем воспроизвести их в своих протоколах по команде «Записывайте». Образец ряда цифр:
  1. Тесты по обществознанию. Введение

    Тесты

    ВВЕДЕНИЕ. На современном этапе реформирования российской системы образования проводится внедрение компьютерных технологий для достижения объективности итогового контроля знаний школьников и входящего контроля знаний абитуриентов.

  2. Тест: Определение основных мотивов выбора профессии > Тест: Ваша мотивация к успеху > Тест: Структура мотивации. Командовать или подчиняться?

    Документ

    Профессионал Третьего тысячелетия… Каким он будет, кто станет у штурвала или у пульта организации деятельности людей, какими качествами должны обладать эти люди? Есть ли ответы на эти вопросы, которые интересуют многих? Революции,

  3. Тест Подземные помещения Кносского дворца царя Миноса назывались: 1 Архитрав; 2 Минотавр; 3 Аид; 4 Лабиринт Тест 3

    Документ

    Рельеф «Львиных ворот» - единственный пример монументальной скульптуры периода Эгейской культуры. Назовите сооружение, где были установлены «Львиные ворота»:

  4. Книга ориентирована не только на читателя-специалиста. Она доступна студенту, ученому, занимающемуся общественными науками, или обычному читателю, который хочет разобраться в психологических проблемах современного человека.

    Книга

    Пытаемся ли мы разобраться в психологических причинах кризисов в политике, экономике, предпринимательстве, профессиональных или домашних неурядицах, хотим ли углубиться в сущность современного изобразительного искусства, поэзии, философии,

  5. Внутри вас

    Документ

Инструкция: Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой руки (П). Запишите результат. Возьмите ручку или карандаш. Попробуйте прицелиться, выбрав мишень, глядя на неё обоими глазами. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз ведущий. И наоборот. Какой глаз ведущий? Запишите результат. Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука оказалась сверху (Л или П)? Запишите результат. Поаплодируйте. Какая ладонь сверху? Запишите результат.


Интерпретация результатов Сочетание ПППП Соответствует МЫСЛИТЕЛЬНОМУ типу. В общих чертах: характер консервативный, предпочитает общепринятые формы поведения. Эффективен в следующих профессиях: пользователь ПК, конструктор, переводчик, лингвист, специалист по маркетингу, бухгалтер, и др., где предмет труда цифры, числа, условные знаки и символы, чертежи. А также инженер, швея, технолог, автослесарь, водитель, радиомонтажник и пр., где предмет труда различные виды техники. Сочетание ПППЛ преобладает МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ тип. Темперамент более слабый, часто нерешительный


Интерпретация результатов Сочетание ППЛП преобладает МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ тип. Характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора. Сочетание ЛППП преобладает МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ тип. Один из наиболее распространенных типов. Эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию. Сочетание ЛППЛ похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок, наивен. Требует особо бережного отношения к себе.


Интерпретация результатов Сочетание ЛПЛП это самый СИЛЬНЫЙ тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению, несколько консервативен, из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением. Сочетание ППЛЛ - характер близок к предыдущему типу, но более мягкий, контактный, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко. Сочетание ПЛПП преобладает МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ тип. Аналитический склад ума, основная черта мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим, расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию. Сочетание ПЛПЛ СЛАБЫЙ тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.


Интерпретация результатов Сочетание ПЛЛП характер АРТИСТИЧНЫЙ, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов, переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин. Сочетание ЛЛЛЛ соответствует ХУДОЖЕСТВЕННОМУ типу, обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью. Эффективен в следующих профессиях: биолог, цветовод, ветеринар, агроном и т.д., где предмет труда живая природа. А также дизайнер, художник, артист, парикмахер, фотограф, модельер, закройщик и др., где предмет труда художественные объекты (литература, живопись, искусство). А также юрист, учитель, воспитатель, врач, менеджер, социальный работник, секретарь-референт, официант, продавец и пр., где предмет труда человек, группы людей, коллективы.


Интерпретация результатов Сочетание ПЛЛЛ преобладает ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ тип. Более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством, аналитическим складом ума. Сочетание ЛПЛЛ преобладает ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ тип, характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает. Сочетание ЛЛПП характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.


Интерпретация результатов Сочетание ЛЛПЛ преобладает ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ тип. Простодушие, мягкость, доверчивость вот его основные черты, очень редкий тип, а у мужчин, практически не встречается. Сочетание ЛЛЛП преобладает ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ тип. Эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам, энергичен.


ТЕСТ «ХУДОЖНИК ИЛИ МЫСЛИТЕЛЬ». ИНСТРУКЦИЯ Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцатибалльной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию- 10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы себя не отнесете к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку « за настроение».


У меня преобладает хорошее настроение. Я помню то, чему учился несколько лет назад. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают. Мне трудно дается алгебра. Я легко запоминаю лица. В группе приятелей я первым начинаю разговор. Если обсуждают чьи-либо идеи, то я требую аргументов. У меня преобладает плохое настроение.


РЕЗУЛЬТАТ Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие). Если ваш «левополушарный» результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный», то значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы, вообще-то оптимист и считаете, что большую часть проблем решите самостоятельно. Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором организатором производства, программистом ЭВМ, чертежником…


РЕЗУЛЬТАТ 2. Правополушарный результат больше. Это означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях. Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению, - художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.


РЕЗУЛЬТАТ 3. Перед человеком в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.


Мыслитель Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьется успехов в науке. До тех пор пока требуется дотошное собирание, регистрация и анализ факторов, он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, представить общую картину явлений, без художественного мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавляющее большинство художников, скульпторов, музыкантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Внешние проявления функциональной асимметрии мозга позволяют делать выводы о некоторых наиболее характерных чертах личности.


Для художественного типа т. е. людей, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительного типа левополушарного преобладают абстракции, логические рассуждения. Спорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира.


Инструкция Вот здесь четыре карточки. Прочитайте, пожалуйста, что на них написано и выберите ту карточку, которая Вам больше всего подходит, т.е. в которой написано про Вас. После того, как выбор сделан, предлагается сделать выбор из оставшихся трёх карточек, а затем из оставшихся двух. Инструкция психологу: Испытуемому предлагаются вопросы согласно блокам. Порядок предъявления блоков не важен. Карточки, выбранные в блоках первыми, получают по три балла. Карточки, выбранные вторыми и третьими, получают по два и по одному баллу соответственно. Карточки оставшиеся невыбранными получают 0 баллов. После каждого выбора экспериментатор переворачивает карточку, чтобы узнать какая буква А, В, Д или К на обороте. Баллы, присвоенные каждой карточке, проставляются в соответствующем месте бланка протокола, затем все баллы суммируются построчно. Суммы свидетельствуют об относительной активности той или иной репрезентативной системы. Чем больше сумма, тем большую роль играет соответствующая репрезентативная система. Основная репрезентативная система та, у которой оказалась наибольшее число баллов. Минимальное возможное число баллов в каждой сумме 0, максимальное 15. Формальный контроль: сумма всех сумм равна 30.


БЛАНК ПРОТОКОЛА Дата____________ ФИО ______________ Возраст_________ Репрезен- тативная система Iблок IIблок IIIблок IYблок Yблок сумма __________________________________________ ________ А В Д К_________________________________________ _________ Общая сумма = 30.


Карточки первого блока 1. Когда я принимаю важные решения, то основываюсь на том, как, я слышал, решаются подобные вопросы. (На обороте карточки буква А) 2. Когда я принимаю важные решения, то основываюсь на том решении проблемы, которое представляется мне наилучшим. (На обороте карточки буква В) 3. Когда я принимаю важные решения, то основываюсь на своих эмоциях, чувствах. (На обороте карточки буква К) 4. Когда я принимаю важные решения, то основываюсь на тщательном изучении проблемы и фактов. (На обороте карточки буква Д) Аналогично на карточках размещаются вопросы остальных блоков


Вопросы второго блока: Когда я обсуждаю что-либо с другими людьми, то замечаю, что на меня больше всего действует: интонация речи, голос собеседника (А); те картины, перспективы, которые описывает мой собеседник (В); логика доказательств собеседника (Д); искренность чувств собеседника (К).


Вопросы третьего блока: Мне гораздо легче общаться с людьми, если мне нравится в партнере: его манера одеваться (В); его эмоциональность, чувства, которые я разделяю (К); аргументы, которые он использует для доказательства своих суждений, и которыми я тоже пользуюсь (Д); интонация, темп речи, тональность голоса (А).


Вопросы четвёртого блока: Мне легче всего: найти идеальную для меня громкость звучания магнитофона, телевизора (А); подобрать наиболее разумные, убедительные аргументы, относящиеся к интересующему меня предмету (Д); выбрать наиболее удобную мебель (К); подобрать для одежды, интерьера и др. богатые цветовые комбинации (В). Результат Сравните общий счет, и это даст относительное преобладание (иерархию) каждой репрезентативной системы. В нашем примере имеет место преобладание цифровой системы и недостаток визуальной. Условные обозначения: В визуальный, К кинестетический, А аудиальный, Д цифровой (дигитальный). Тест онлайн

Задания.

A. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?

B. Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверку?

Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисмен-ты». Какая ладонь сверху?

Анализ.

ПППП- обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.

ПППЛ- темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП - характер сильный, энергичный, артис-тический. При общении с таким человеком не помеща-ют решительность и чувство юмора.

ППЛЛ - характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП - аналитический склад ума, основная черта - мягкость, осторожность, Избегает конфлик-та, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ - слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способ-ность идти на конфликт.

ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.

ПЛЛЛ - а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоян-ством и аналитическим складом ума.

ЛППП - один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практи-чески со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ - похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.

ЛПЛП - это самый сильный тип характера, настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению.

Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ - характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мяг-костью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.

ЛЛШ1 - характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ - простодушие, мягкость, доверчивость - вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с реши-тельностью приводит к непродуманным поступкам.

Энергичен.

ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому взгля-нуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некото-рой замкнутостью.

Совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости лич-ностей, в то время как полные антиподы совместимы

очень редко.

Как вы заметили, сочетание ЛЛЛЛ соответству-ет художественному типу, а ПППП присуще мыслите-лям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречают-ся нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологичес-ких структур.

Для художественного типа, т.е. людей, у кото-рых доминирует правое полушарие мозга, характер-ны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительно-го типа - левопролушарного - преобладают аб-стракции, логические рассуждения. Спорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого вос-приятия мира. Мыслитель со слабыми художествен-ными задатками вряд ли добьется успехов в науке. До тех пор пока требуется дотошное собирание, регистра-ция и анализ факторов, он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, пред-ставить общую картину явлений, без художественно-го мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мысли-тельным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конеч-но, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавля-ющее большинство художников, скульпторов, музы-кантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Внешние проявления функциональ-ной ассиметрии мозга позволяют делать выводы о некоторых наиболее характерных чертах личности.

Инструкция:

Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцатибальной системой. Категорическому отрица-нию соответствует 0 баллов, безоговорочному согла-сию - 10. Но, если, например, первый же вопрос поставит Вас в тупик, поскольку Вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в Вашем распоряжении все остальные баллы - от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение».

1. У меня преобладает хорошее настроение.

2. Я помню то, чему училась несколько лет назад.

3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу пра-вильно воспроизвести ее.

4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно дается алгебра.

7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

8. В группе приятелей я первой начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов. 10. У меня преобладает плохое настрое-ние.

Результат:

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие).

1. Если Ваш «левополушарный» (Л) результат более чем га 5 баллов превышает «правополушарны» (П), то значит, Вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы, вообще-то оптимистка, и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоя-тельно.

Как правило, Вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полу-ченной из печати, чем к собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требую-щие логического мышления. Если профессия, к кото-рой Вы стремитесь, требует именно логических спо-собностей, то Вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструк-тором, организатором производства, программистом ЭВМ, чертежником... продолжите этот список сами.

2. П больше Л. Это означает, что Вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению - художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.

3. Перед человеком, в равной степени сочетаю-щим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Менеджер и испытатель сложных техни-ческих систем, лектор и переводчик - все эти проф-ессии требуют гармоничного взаимодействия проти-воположных типов мышления.