Земельный собственник в эпоху феодализма. Эпоха феодализма в России

В Средние века считали, что общество делится на «тех, кто молятся» - духовенство, «тех, кто воюет» - рыцарей и «тех, кто работает» - крестьян. Все эти сословия как бы являлись частями одного тела. На самом деле иерархическая структура общества, возникшая в Средние века, была намного сложнее и интереснее.
А еще вы узнаете, как должен выглядеть и как должен себя вести настоящий рыцарь.

Тема: Феодальная система Западной Европы

Урок: Феодальное общество

В Средние века считали, что общество делится на «тех, кто молятся» — духовенство, «тех, кто воюет» — рыцарей и «тех, кто работает» — крестьян. Все эти сословия как бы являлись частями одного тела. На самом деле иерархическая структура общества, возникшая в Средние века, была намного сложнее и интереснее.А еще вы узнаете, как должен выглядеть и как должен себя вести настоящий рыцарь.

К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным . Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Привилегии и обязанности господ и крестьян оформились определенными обычаями, писаными законами и установлениями.

Каждый крупный феодал раздавал часть земель с крестьянами мелким феодалам в награду за службу, они же давали ему присягу верности. Он считался по отношению к этим феодалам сеньором (старшим), а феодалы, которые как бы «держали» от него земли, становились его вассалами (подчиненными). Вассал был обязан по приказу сеньора выступать в поход и приводить с собой отряд воинов, участвовать в суде сеньора, помогать ему советом, выкупать сеньора из плена. Сеньор защищал своих вассалов от нападений других феодалов и восставших крестьян, награждал их за службу, обязан был заботиться об их осиротевших детях. Случалось, что вассалы выступали против своих сеньоров, не выполняли их приказов или переходили к другому сеньору. И тогда только силой можно было заставить их подчиниться, особенно если сеньор вынуждал вассалов слишком долго участвовать в войне или плохо награждал за службу.

Главой всех феодалов и первым сеньором страны считался король: он был высшим судьей в спорах между ними и во время войны возглавлял войско. Король был сеньором для высшей знати (аристократии) — герцогов и графов. Ниже стояли бароны и виконты — вассалы герцогов и графов. Бароны были сеньорами рыцарей, у которых уже не было своих вассалов. Вассалы должны были подчиняться только своим сеньорам. Если они не были вассалами короля, то могли не выполнять его приказы. Такой порядок закреплялся правилом: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Отношения между феодалами напоминали лестницу, на верхних ступеньках которой стояли самые крупные феодалы, на нижних — средние, еще ниже — мелкие. Такую организацию феодалов историки называют феодальной лестницей .

Рис. 1. Феодальная лестница ()

Феодальное право регулировало также отношения между господами и их зависимыми крестьянами. Например, крестьянская община была вправе не подчиниться сеньору, если он требовал налог больший, чем предусматривался обычаем этой общины или договором между крестьянами и господином земли. Когда начиналась война с другим государством, король призывал в поход герцогов и графов, а те обращались к баронам, которые приводили с собой отряды рыцарей. Так создавалось феодальное войско, которое обычно называют рыцарским.

Начиная с VIII в. для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок в зависимости от возможностей — огромный или скромный. Замок — это жилище феодала и его крепость. Сначала замки строили из дерева, позднее — из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях. Чтобы проникнуть в замок, надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, по открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота. На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену.

Рис. 2. Средневековый замок в Испании ()

Над всеми постройками возвышалась глав-ная башня — донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую оса-ду, если другие укрепления уже захвачены. Внутри башни один над другим были располо-жены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход, который выводил к реке или лесу.

Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь. Рыцарь был во-оружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался также боевым топором и палицей — тяжелой дубиной с металличес-ким утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга — рубаха, сплетен-ная из железных колец (иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу смени-ли латы — доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опас-ности он опускал на лицо забрало — металли-ческую пластинку с прорезями для глаз. Сра-жались рыцари на сильных, выносливых ко-нях, которые также были защищены доспеха-ми. Рыцаря сопровождали оруженосец и не-сколько вооруженных воинов, конных и пе-ших, — целая «боевая единица». Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехто-вании, верховой езде, борьбе, плавании и мета-нии копья, учились приемам и тактике боя.

Рис. 3. Рыцарь и оруженосец ()

Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб — отличительный знак рода и девиз — краткое изречение, обычно объясняв-шее смысл герба. Рыцари не стеснялись грабить побежден-ных, собственных крестьян и даже проезжих на больших дорогах. В то же время рыцарю полагалось презирать расчетливость, бережли-вость, но проявлять щедрость. Доходы, получа-емые от крестьян, и военную добычу чаще все-го тратили на подарки, пиры и угощения дру-зей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов. Другим важным качеством рыцаря счита-лась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. А измена налагала клей-мо позора на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести по праву» — сказано в одной из поэм. В сказани-ях о рыцарях воспевались смелость, удаль, пре-зрение к смерти, благородство. В этот выработанный кодекс (законы) ры-царской чести входили и другие особые прави-ла: рыцарь должен искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным. Но эти правила рыцарской чести применя-лись главным образом в отношениях между феодалами. Всех, кого считали «неблагородны-ми», рыцари презирали, вели себя с ними вы-сокомерно и жестоко.

Список литературы

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. — М., 2012.

2. Атлас Средневековья: История. Традиции. — М., 2000.

3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII в. — М., 1999.

4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. — М., 1999.

5. Калашников В. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. — М., 2002.

6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. — М., 1996.

Домашнее задание

1. Назовите три сословия средневекового общества

2. Почему крестьяне не входили в феодальную лестницу?

3. Какие права и обязанности связывали сеньоров и вассалов?

4. Опишите средневековый замок

5. Какое вооружение использовали рыцари?

6. Назовите основные положения кодекса рыцарской чести.

2. Какие изменения произошли в жизни людей в период расцвета Средневековья: а) в управлении королевствами; б) в сельском хозяйстве и ремесле; в) в повседневной жизни?

А) в области управлении государством произошло объединение раздробленных и централизация королевской власти, а также постепенное подчинение церкви светской власти;

Б) в сельском хозяйстве крестьяне постепенно перешли от отработки барщины к выплате оброка, а позже стали получать личную свободу, наблюдается рост городов и развитие ремесел и торговли;

В) в повседневной жизни устанавливается спокойствие, так как ушли голод и болезни.

1. Объясните понятия: феод, сеньор, вассал, замок, турнир, община, барщина, оброк, десятина, крестовый поход, ремесленный цех, гильдия, ратуша, коммуна, парламент, университет, схоластика. Какие из перечисленных понятий относятся к жизни средневековой знати, какие – к жизни крестьян, а какие – горожан или служителей Церкви?

Феод – земельное владение, пожалованное сеньором своему вассалу в наследственное владение под условием несения последним феодальных служб в пользу сеньора.

Сеньор – собственник феода, от которого в личной зависимости от которого находились более мелкие феодалы – вассалы.

Вассал - держатель феода.

Замок – укреплённое жилище феодала.

Турнир – вооруженный поединок рыцарей, на котором демонстрировались воинское искусство и доблесть.

Община – группа людей, связанных общими интересами или общностью происхождения.

Барщина – труд зависимого крестьянина, работающего личным орудиями труда в хозяйстве земельного собственника.

Оброк – натуральная или денежная платеж, взимаемый с крестьян землевладельцами и государством.

Десятина (церковная) – обязательное отчисление десятой части доходов верующих в пользу церкви.

Крестовый поход – военные походы западноевропейских феодалов в XI-XIII веках, проходившие под прикрытием религиозных католических лозунгов.

Цехи – объединения ремесленников по профессиям,

Гильдия – объединение купцов для защиты своих интересов

Ратуша – орган городского самоуправления в средневековой Западной Европе.

Коммуна – низовая территориальная единица местного самоуправлении.

Парламент – торжественные собрания, имевшие разные составы и значение; затем термин постепенно закрепился в Англии в конце XIII в. за высшим сословно-представительным собранием.

Университет – высшее учебое научное заведение.

Схоластика – традиционная система обучения в средневековых школах. В ее основе лежал особый способ поиска истины, состоявший в том, чтобы глубже познать христианское учение путем логики и рассуждений.

К жизни средневековой знати: феод, вассал, замок, турнир, парламент.

К жизни крестьян: община, барщина, оброк, десятина.

К жизни горожан: ремесленный цех, гильдия, ратуша, университет.

К жизни служителей церкви: крестовый поход, схоластика.

2. Что такое сословия? На какие сословия делилось общество в Средние века? В чём состояли их права и обязанности?

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Средневековое общество делилось на три большие группы (сословия):

Духовенство состояло из служителей церкви - монахов и священников. На них лежала забота о духовной жизни человека, и, прежде всего о спасении души христианина;

– феодалы или рыцари. Их основная задача защищать страну от внешних врагов;

– крестьянство и горожане. Основным предназначением этой социальной группы было обеспечивать продуктами питания и предметами ремесел первые два сословия.

3. Какое значение имели для стран Западной Европы увеличение числа городов, развитие ремесла и торговли в X – XIII вв.? К каким последствиям привели бедствия XTV в.?

Увеличение числа городов, развитие ремесла и торговли привели к началу постепенного перехода от натурального хозяйства к товарному., а также к развитию образования.

Бедствия 14 века многое изменили в отношениях крестьян и сеньоров. Население Европы сократилось, поэтому продовольствия требовалось меньше. Цены на зерно упали, зато стоимость рабочих рук возросла. Теперь работники могли требовать у своих господ лучшей оплаты. Сеньоры не желали нести убытки, поэтому они пытались ограничить плату за наёмный труд. Кроме того, они придумывали всё новые платежи. Все это привело к крестьянским выступлениям и войнам и дальнейшему получению личной свободы.

  • Административные преобразования в начале XIX в России и их влияние на развитие капитализма. Александр I. Реформы М.М. Сперанского и их последствия.
  • Анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений; анализ и регулирование отношений руководства
  • Утверждение феодального строя в странах Западной Европы в IX- XI вв. В большинстве государств Западной Европы завершается процесс формирования феодальных отношений. В одних странах, например в Италии и Франции, феодальный строй в основных чертах сложился уже в X в.; в Англии и Византии этот процесс завершился в основном только к концу XI в., в Германии еще позднее - к началу XII в. Еще медленнее шла феодализация в Скандинавских странах. Но к концу XI в. феодальные производственные отношения господствовали в большинстве стран Западной Европы и в Византии. При всем своеобразии развития отдельных стран Западной Европы отчетливо выступают общие черты, характерные для сложившегося феодального способа производства. Господствует феодальная земельная собственность в виде вотчины в сочетании с мелким индивидуальным крестьянским хозяйством. Основная масса крестьян находится уже в той или иной форме зависимости от землевладельца и подвергается тяжелой эксплуатации с его стороны. Эта эксплуатация выражается в феодальной ренте и осуществляется с помощью различных средств внеэкономического принуждения. Ранее свободная сельская община превращается к этому времени в зависимую общину, а традиционные формы общинного землепользования заимствуются феодалами для организации эксплуатации крестьянства.

    В Византии, хотя вотчины отдельных феодалов также приобретают все более заметное место, большую роль продолжает играть еще государственная собственность и лично свободные и полусвободные категории крестьянства.

    На раннем этапе развития феодализма господствовало натуральное хозяйство; обмен был незначителен, торговые связи не развиты; ремесло еще только начинало отделяться от сельского хозяйства. В западноевропейских странах у лично зависимых крестьян, особенно в крупных поместьях, преобладала отработочная рента и связанная с ней барщинная система хозяйства.

    Широко распространяется также натуральный оброк с крестьян, находившихся в более легкой зависимости. Денежная рента была развита еще слабо.

    Мелкое крестьянское хозяйство, хотя и подвергалось эксплуатации со стороны феодала, было, однако, более производительным, чем крупное рабовладельческое хозяйство или то, что было при первобытнообщинном строе. Установление феодальных отношений в Европе в IX - XI вв. в целом привело к подъему экономики и скачку в развитии производительных сил (см. гл. 19). Развивалось ремесло, постепенно отделяясь от сельскохозяйственных занятий, и обмен, возрождались на новой феодальной основе пришедшие в упадок римские города, возникали новые предгород-ские поселения, рыночные центры, порты для морской торговли как в Южной, так и в Северной Европе (см. гл. 7).



    Характерной чертой социально-политических отношений, сложившихся в Европе к середине XI в., была неразрывная связь между феодальной собственностью на землю и политической властью феодала. Крупная вотчина представляла собой не только хозяйственную единицу, но и как бы маленькое независимое государство - сеньорию. По отношению к населению своих владений феодал был не только землевладельцем, но и государем - сеньором, в руках которого находился суд, администрация, военные и политические силы. Такая организация общества обусловила господство в Европе в X-XI вв. (в некоторых странах и позже) политической раздробленности.

    Основные классы феодального общества. Крестьянство. В большинстве стран Западной Европы и в Византии в XI в. общество уже делилось на два антагонистических класса: класс землевладельцев-феодалов и класс феодально зависимых крестьян.



    В наиболее тяжелом положении повсеместно находились лично зависимые крестьяне, в некоторых странах (например, во Франции) уже в X-XI вв. составлявшие значительную часть крестьянства. Они зависели от своего сеньора и в личном, и в поземельном, и в судебно-административном отношении и подвергались особенно тяжелой эксплуатации. Таких крестьян можно было отчуждать (обычно только вместе с землей); они были стеснены в распоряжении своим наследственным наделом и даже своей движимостью, которые считались собственностью феодала. Кроме того, такие крестьяне выполняли и ряд унизительных повинностей и облагались платежами, подчеркивавшими их личную зависимость. В категорию таких крестьян постепенно вливались и бывшие рабы. В ряде стран этот наиболее зависимый слой крестьянства именовался сервами, хотя они уже не были рабами в античном значении этого слова. Несколько легче было положение лично свободных крестьян, находившихся, однако, в поземельной и судебной зависимости от своих сеньоров. В целом по Западной Европе они составляли весьма значительную часть крестьянства. Они могли более свободно распоряжаться своей движимостью, а иногда и земельным наделом с согласия феодала, однако также платили ему высокие ренты. В некоторых странах (Англии, Германии, на юге Франции, в Италии) сохранялся в IX-XI вв. еще небольшой слой свободных крестьян - земельных собственников аллодиального типа, зависимость которых от сеньора носила в первую очередь судебный и политический характер.

    Класс феодалов. Феодальная иерархия. Отношения между отдельными представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу так называемой феодальной иерархии («лестницы»). На ее вершине находился король, считавшийся верховным сеньором всех феодалов, их сюзереном - главой феодальной иерархии. Ниже его стояли крупнейшие светские и духовные феодалы, державшие свои земли - нередко большие области - непосредственно от короля. Это была титулованная знать: герцоги, а также высшие представители клира, графы, архиепископы, епископы и аббаты крупнейших монастырей, державшие земли от короля. Формально они подчинялись королю как его вассалы, но фактически были почти независимы от него: имели право вести войны, чеканить монету, иногда осуществлять высшую юрисдикцию в своих владениях. Их вассалы - обычно тоже весьма крупные землевладельцы, - носившие часто название баронов, были рангом ниже, но и они пользовались в своих владениях определенной политической властью. Ниже баронов стояли более мелкие феодалы - рыцари - низшие представители господствующего класса, у которых не всегда были вассалы. В IX - начале XI в. термин «рыцарь» (miles) обозначал просто воина, несшего вассальную, обычно конную военную службу своему сеньору (немецкое - Ritter, от которого происходит русское «рыцарь»). Позднее, в XI-XII в., по мере укрепления феодального строя и консолидации класса феодалов, он приобретает более широкое значение, становится, с одной стороны, синонимом знатности, «благородства» по отношению к простолюдинам, с другой - принадлежности к военному сословию в отличие от духовных феодалов. В подчинении у рыцарей обычно были только крестьяне-держатели, не входившие в феодальную иерархию. Каждый феодал был сеньором по отношению к нижестоящему феодалу, если тот держал от него землю, и вассалом вышестоящего феодала, держателем которого он сам являлся.

    Феодалы, стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы, как правило, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры. Во всех странах Западной Европы (кроме Англии) отношения внутри феодальной иерархии регулировались правилом «вассал моего вассала - не мой вассал».

    Среди церковных феодалов также существовала своя иерархия по рангу занимаемых ими должностей (от папы римского до приходских священников). Многие из них одновременно могли быть вассалами светских феодалов по своим земельным владениям, и наоборот.

    Основой и обеспечением вассальных отношений являлось феодальное земельное владение - феод, или по-немецки лен, которое вассал держал от своего сеньора (см. гл. 4). В качестве специфического военного держания феод считался привилегированным, «благородным» владением, которое могло находиться только в руках представителей господствующего класса. Собственником феода считался не только его непосредственный держатель - вассал, но и сеньор, от которого вассал держал землю, и ряд Других вышестоящих по иерархической лестнице сеньоров. Иерархия внутри класса феодалов определялась, таким образом, условной и иерархической структурой феодальной земельной собственности. Но оформлялась она в виде личных договорных отношений покровительства и верности между сеньором и вассалом. Передача феода вассалу - ввод во владение - носила название инвеституры. Акту инвеституры сопутствовала торжественная церемония вступления в вассальную зависимость - принесение оммажа (hommage - от французского слова 1"homme - человек), - во время которой феодал, вступающий в вассальную зависимость от другого феодала, публично признавал себя его «человеком». При этом он приносил клятву верности сеньору. У французов она называлась «фуа» (по-французски foi - верность) .

    Помимо основной обязанности нести в пользу сеньора и по его призыву военную службу (обычно 40 дней в течение года) вассал должен был никогда ничего не предпринимать ему во вред и по требованию сеньора защищать своими силами его владения, участвовать в его судебной курии и в известных случаях, определенных феодальным обычаем, оказывать ему денежную помощь: на принятие рыцарского звания его старшим сыном, при выдаче замуж его дочерей, при выкупе из плена. Сеньор в свою очередь обязан был защищать вассала в случае нападения врагов и оказывать ему помощь в других затруднительных случаях - быть опекуном его малолетних наследников, защитником его вдовы и дочерей.

    Вследствие запутанности вассальных отношений и частого несоблюдения вассальных обязательств конфликты на этой почве были в IX-XI вв. обычным явлением. Война считалась законным способом решения всех споров между феодалами. Однако с первой половины XI в. церковь, хотя и не всегда успешно, пыталась ослабить военные конфликты, пропагандируя идею «божьего мира» как альтернативу войне. От междоусобных войн больше всего страдали крестьяне, поля которых вытаптывались, деревни сжигались и опустошались при каждом очередном столкновении их сеньора с его многочисленными врагами.

    Иерархическая организация, несмотря на частые конфликты внутри господствующего класса, связывала и объединяла всех его членов в привилегированный слой.

    В условиях политической раздробленности IX-XI вв. и отсутствия сильного центрального государственного аппарата только феодальная иерархия могла обеспечить отдельным феодалам возможность усиленной эксплуатации крестьянства и подавления крестьянских выступлений. Перед лицом последних феодалы неизменно действовали единодушно, забывая свои распри.

    Быт и нравы феодалов. Главным занятием феодалов, особенно в этот ранний период, была война и сопутствующий ей грабеж. Любимыми их развлечениями были охота, конные состязания, турниры.

    В X-XI вв. Европа покрылась замками. Замок - обычное жилище феодала - одновременно был крепостью, его убежищем и от внешних врагов, и от соседей-феодалов, и от восставших крестьян. Он являлся центром политической, судебной, административной и военной власти феодала, позволяя ему господствовать над близлежащей округой и держать в подчинении все ее население. Замки строились обычно на холме или на высоком берегу реки, откуда хорошо обозревалась окрестность и где легче было обороняться от врага.

    До конца X в. замки представляли собой чаще всего двухэтажную деревянную башню, в верхнем этаже которой жил феодал, а в нижнем - дружина и слуги. Здесь же или в пристройках находились склады оружия, провианта, помещения для скота и т. п.

    Замок окружался валом и рвом, наполненным водой. Через ров перебрасывался подъемный мост. Приблизительно с начала XI в. феодалы стали строить замки из камня, окруженные обычно двумя или даже тремя высокими стенами с бойницами и башнями по углам. В центре по-прежнему возвышалась главная многоэтажная башня - «донжон». Подземелья таких башен часто служили тюрьмой, где в цепях томились пленники, непокорные вассалы и провинившиеся в чем-либо крестьяне. Обычно замок сдавался врагу лишь в результате многомесячной осады. Мелкие феодалы, не имевшие средств для возведения столь мощных сооружений, старались укрепить свои жилища крепкими стенами и сторожевыми башнями.

    Основным видом войск в Европе X - XI вв. становится тяжеловооруженная конница. Каждый феодал обязан был своему сеньору конной военной службой. Главным оружием рыцаря в то время был меч с крестообразной рукоятью и длинное тяжелое копье. Он пользовался также палицей и боевым топором (секирой); для защиты от врага служили кольчуга и щит, шлем с металлической решетчатой пластиной - забралом. Позже, в XII-XIII вв., появились рыцарские латы.

    Проводившие всю свою жизнь в войнах, насилиях и грабежах, презиравшие физический труд феодалы, особенно светские, были невежественными, грубыми и жестокими. Выше всего они ценили физическую силу, ловкость, отвагу в бою и щедрость в отношении своих слуг и вассалов, в которой видели проявление своего могущества и прирожденного благородства в отличие от презираемых или «скаредных», по их мнению, мужиков и горожан. Идеализированный кодекс «рыцарского» поведения, рисующий рыцаря как благородного защитника слабых и обиженных, сложился в феодальной Европе значительно позднее - в XII-XIII вв. (см. гл. 21). Но и тогда он мало соответствовал действительному облику феодала-рыцаря, оставаясь для большинства лишь недостижимым идеалом. С грубым рыцарем-варваром раннего средневековья этот идеал тем более не имел ничего общего.

    Быт и повседневная жизнь крестьян. Крестьяне были к XI в. почти полностью отстранены от военной службы, что являлось признаком их неполноправия. Уделом их был тяжелый сельскохозяйственный труд, кормивший, по существу, все общество. Крестьяне жили в деревнях, расположенных часто под стенами замка, в центре которых обычно находилась церковь. Деревни в зависимости от географических условий могли быть большие и малые, кое-где, особенно в горных районах, преобладали хутора. Дома, смотря по наличию строительных материалов, могли быть деревянными или из древесных каркасов, наполненных и обмазанных глиной, каменными (особенно на юге); иногда это были небольшие хижины или землянки.

    В домах было тесно и грязно, зимой холодно. Многие дома топились «по-черному» или согревались с помощью открытого очага, часто в доме находилась и скотина, иногда на усадьбе жило несколько семей. Нередкими были неурожаи и голод, падеж скота и эпидемии. Особенно высока была детская смертность.

    Однако и в трудной жизни крестьян были свои радости: праздники, многие из которых восходили к языческим временам, но были приурочены церковью к христианским праздникам - Рождества, Пасхи, Духова дня, Троицы и др. Тогда, например в день отмечавшегося почти повсеместно в Европе весеннего праздника «Майского дерева», водились хороводы, распевались народные песни, от дома к дому ходили ряженые с «колядками». С жизнью крестьян было связано большинство фольклорных традиций, зародившихся в раннее средневековье, а порой в еще более далеком прошлом: народные песни, пляски, сказки, пословицы, поговорки. В этой народной культуре проявлялась в раннее средневековье духовная жизнь в большинстве своем неграмотного крестьянства.

    Между замком феодала и крестьянской деревней отношения складывались противоречиво. С одной стороны, в повседневной жизни между ними существовали взаимная вражда и недоверие. Но с другой стороны, крестьяне зачастую видели в своем сеньоре покровителя и защитника от насилий других феодалов, спасались от них в стенах его замка. Там же собирались они иногда, чтобы посмотреть на рыцарские турниры, послушать заезжего жонглера (скомороха) или певца.

    Большую роль в жизни крестьян играла приходская церковь, также удовлетворявшая духовные потребности крестьян, мировосприятие которых пронизывала религиозность. Но кроме того, церковь - самое крупное здание деревни - являлась для ее населения центром общественной жизни: местом собраний, хранилищем ценностей, убежищем в случае вражеских набегов.

    Почётное место в средневековой теории трёх сословий занимают «те, что воюют», то есть светские феодалы. Существовала система васса-литета , своеобразная иерархическая феодальная лестница.

    На её вершине был король — самый богатый владелец земли. Он считался верховным сеньором, или сюзереном всех феодалов. Ниже разместились крупные светские феодалы — герцоги, маркизы, графы, которых наделял землей сам король. Поэтому как вассалы они формально подчинялись королю. Соответственно их вассалы — ба-роны — занимали более низкую ступеньку феодальной лестницы. Последняя ступенька принадлежала рыцарям, которые могли и не иметь своих вассалов.

    Каждая европейская страна, невзирая на общие ха-рактеристики системы вассалитета, имела и некото-рые особенности. Например, во Франции действовало правило «вассал моего вассала — не мой вассал». Это, в частности, означало, что вассал служил и был верен лишь тому, от кого он непосредственно получал феод. В Англии же это правило не действовало: тут все фео-далы подчинялись непосредственно королю.

    Передача феода происходила в торжественной ат-мосфере. В замке сеньора собирались все его вассалы. В их присутствии сеньор вручал новому вассалу флажок, перстень, перчатку, ветвь дерева или виноградную лозу, горсть земли и т. п. Эти символы свидетельствовали о том, что вассалу передаются права на владение землями. Такая процедура на-зывалась инвеститурой . Ей предшествовал обряд посвящения. Претендент опу-скался на одно колено перед сеньором и брал его за руки. Потом провозглашал себя вассалом и присягал сюзерену на верность.

    Вассал обязывался охранять честь, жизнь и имущество сеньора, выступать по его приказу в поход, выкупать его измена, принимать участие в заседании сеньори-ального совета, то есть своеобразного судебно-административного органа. В число вассальных обязанностей входили подарки сеньору, его старшему сыну на момент посвящения юноши в рыцари, а также дочери — в день её бракосочетания.

    Со своей стороны сеньор обязывался защищать и поддерживать вассала, забо-титься о его владениях и потомстве на случай плена или смерти. Сеньор нередко определял судьбу наследников своего вассала — устраивал их браки, был опекуном до достижения ими совершеннолетия, ведь благополу-чие потомков вассала касалось непосредственно инте-ресов сеньора. Наследники, вступая во владение феодом отца, платили сеньору надлежащую сумму и клялись в верности.

    В XI—XII вв. велись междоусобные войны, поэтому, чтобы приструнить феодальную вольницу, церковь при-няла несколько постановлений о Божьем мире, запре-щавших феодалам воевать во время религиозных празд-ников и еженедельно — от среды к понедельнику.

    В бесконечных внутренних и внешних войнах посте-пенно формировалась психология и идеология средне-векового рыцарства. Сначала «рыцарь» был просто воином, который нёс вассальную, обычно конную, во-енную службу. Впоследствии это понятие приобрело более широкое значение — стало синонимом знатности и благородства. У рыцарей сформировались свои идеа-лы, понимание чести. Рыцарь должен был бороться за христианскую веру, защищать более слабого, держать слово, быть верным своему сеньору, уметь постоять за себя. Со временем основой рыцарского поведения ста-ла куртуазность , то есть соблюдение правил хорошего тона. Куртуазный кодекс предусматривал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность, щедрость, тактичность, умение слагать стихотворения и играть на музыкальных инструментах, владеть искусством легкого непринужденного разговора с другими рыцарями и прекрасными дамами.

    Почётное звание рыцаря нужно было заслужить. Это могло произойти после посвящения в рыцари за особые заслуги на поле битвы или после специального военного образовагшя до достижения совершеннолетия. Ради получения такой под-готовки будущего рыцаря в раннем возрасте отдавали на службу ко двору сеньора. Мальчик служил пажом, с 15-tit лет становился оруженосцем рыцаря-покровителя и везде его сопровождал. В битве юноша стоял возле коня рыцаря, держал его щит, подавал запасное оружие и сражался. Если парнишка хорошо выполнял службу, то его посвящали в рыцари.

    Перед посвящением будущий рыцарь всю ночь мо-лился. После исповеди, причастия и обязательного ритуала купания на него надевали белые одежды. Они символизировали чистоту и искренность намерений.

    Юноша клялся: «Положив руки свои на Святое Еван-гелие, в присутствии моего Господа и моего властелина, обещаю и клянусь тщательно соблюдать все законы и беречь наше славное рыцарство». После этого один из старейших рыцарей (или отец претендента) вынимал свой меч и трижды касался им плеча новобранца. Потом, так же трижды, его целовал. Наконец, юношу опоясы-вали поясом с мечом, с которым он уже никогда не смел расставаться, надевали шпоры, вручали щит и шлем.

    Посвящение в рыцари
    Рыцарский герб
    Рыцарский турнир

    Сцены из жизни рыцарей

    Посвящающий будущего рыцаря бил его ладонью либо по затылку, либо по шее, либо по щеке, говоря: «Будь храбрым!» Это был единственный в жизни рыца-ря удар, на который он имел право не отвечать. Ритуал посвящения завершался демонстрацией ловкости ново-го рыцаря. Он вскакивал на коня и на лету должен был попасть копьём в чучело. В военное время процедура посвящения в рыцари происходила скромнее. Обряд по-священия в рыцари должен был пройти даже король.

    Й. Шрейбер. Пажи. XIX в.

    Охота и военные упражнения забирали всё время рыцаря. Впоследствии к ним прибавились и рыцарские турниры. Это были военные состязания, где рыцари сра-жались либо в индивидуальных поединках, либо груп-пами перед благородной публикой. Почётные места среди зрителей предоставлялись знатным дамам. Главным заданием рыцаря было удержаться на коне и тупым концом копья выбить противника из седла. Случа-лось, что на турнирах приходилось разрешать и вопросы рыцарской чести. Тогда борьба могла идти не на жизнь, а на смерть. Победители получали славу и при-знание, почётные призы, а также коней и оружие побежденных. Остаться рыцарю без вооружения и коня считалось позором, потому победитель возвращал их сво-им невезучим соперникам за выкуп. Немало бедных рыцарей, шествуя от замка к замку, сколачивали себе состояния. Этих искателей приключений стали называть странствующими рыцарями. Материал с сайта

    Гербы чешских городов

    На турниры рыцари выходили в шлемах, полностью закрывавших лицо. Их узнавали и различали по гербам , то есть по знакам и рисункам на рыцарском щите или на флажке (лев, дракон, орёл, сокол и др.). Сложную науку о гербах хорошо знали распорядители турниров — ге-рольды , то есть глашатаи . Рыцарь, прибыв на турнир, останавливался у барьера и, извещая о своём прибытии, трубил в рог. Тогда выходил герольд и громко рассказы-вал присутствующим о гербе этого рыцаря. С герольда-ми связано и развитие специальной науки о составлении и толковании гербов — геральдики .

    Иметь свой герб стремился каждый феодал. Снача-ла гербы были только у крупных феодалов. Простые рыцари носили щиты с гербом своего сеньора. Позже они получили право на собственный герб. В середине XIII в. гербы появляются у духовных лиц, купцов, горо-жан. Дополнением к гербу часто был девиз — короткая надпись на гербе, щите о моральных принципах рыца-ря, событиях в его жизни и т. п. Например, «Иду своим путём» — девиз графов Немур Савойских; «Другим не стану» — девиз бургундского герцога Филиппа Добро-го. Собственные гербы имели и средневековые города.

    Ныне герб является одним из национальных символов каждого государства.

    XI в. Из письма епископа Шартрского герцогу Аквитании о взаимных обязанностях вассала и сеньора

    Кто клянется в верности своему сеньору, всегда должен помнить о таких шести (обя-зательствах): не наносить вреда телу сеньора: не выдавать его тайн и не уничтожать его укреплений... не чинить препятствий праву, суду и всему другому, что касается его положения и прав... не наносить вреда его владениям.» не мешать ему достигать того, чего он легко может достичь, а также не делать для него невозможным то, что на самом деле возможно. Если верный (вассал) убережется от этого вреда, как того требует справедливость, то и (тогда) не заслуживает он феода, потому что не доста-точно не чинить зла, нужно делать благо. Кроме того, чтобы, выполняя упомянутые шесть (обязательств), советовал и помогал своему сеньору без обмана, если хочет быть награждён феодом, а также всегда был верен данной клятве. И сеньор во всём должен поступать так же по отношению к своему верному (вассалу).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    – лишь тот, кто получает достаточный доход, чтобы содержать себя. Обычно этот доход обеспечивался землей. Феодал владеет поместьем, а так как честь не позволяет ему обрабатывать его лично, то он возлагает эту обязанность на своих держателей. Таким образом, феодал почти всегда эксплуатирует, по крайней мере, несколько крестьянских семейств. По отношению к этим держателям он – сеньор (по-латыни dominus, отсюда – испанское don). Обладание доходом есть практическое условие для того, чтобы быть дворянином. Но по размерам богатства между средневековыми феодалами существует резкое неравенство, на основании которого устанавливается ряд степеней, начиная с оруженосца и заканчивая королем. Современники очень ясно различали эти степени и даже отмечали их особыми именами. Иерархия этих степеней и есть средневековая «феодальная лестница». (См. также Феодальная иерархия .)

    Высшую ступень феодальной лестницы занимают князья, обладающие титулом (короли, герцоги , маркизы, графы), суверены целых провинций, владельцы сотен деревень, способные приводить на войну несколько тысяч рыцарей.

    Ступенью ниже на феодальной лестнице Средневековья стоят знатнейшие из дворян, обычно владельцы нескольких деревень, ведущие с собой на войну целый отряд рыцарей. Так как они не имеют официального титула, то их обозначают простонародными названиями, смысл которых не ясен и несколько растяжим; эти названия в разных странах различны, но употребляются как синонимы. Наиболее употребительные из них: барон – на западе, в Южной Франции и в нормандских странах, сир, или сеньор – на востоке («барон» обозначает мужа, мужчину по преимуществу; «сир» – вождь и господин). В Ломбардии их называют капитанами, в Испании – «рикос омбрес» (ricos hombres, богатые люди). В Германии говорят «герр» (herr), что соответствует названию сеньор, в Англии – лорд; на латинский эти названия переводятся словом dominus (господин). Позднее их называли также баннеретами (bannerets) , потому что, чтобы собрать своих людей, они прикрепляли к концу своего копья четырехугольное знамя (bannière).

    Еще ниже на феодальной лестнице стоит вся масса древней знати – рыцари (французский шевалье (chevalier), немецкий Ritter, английский knight, испанский кабальеро (caballero), латинский miles), владельцы одного поместья, которое, в зависимости от богатства страны, состоит из целого села или из части его. Почти каждый из них служит какому-нибудь стоящему выше по феодальной лестнице крупному собственнику, от которого он получает поместье; они сопровождают его в походах, что однако не мешает им воевать и на свой риск. Их называют иногда bacheliers, в Ломбардии – vavasseurs. Встречается и меткое название miles unius scuti, что означает – воин об одном щите, то есть рыцарь, не имеющий в своем распоряжении другого воина.

    На последней ступени средневековой феодальной лестницы стоят оруженосцы. Первоначально – простые военные слуги рыцаря, они становятся потом владельцами некоторого количества земли (равного тому, что мы теперь называем крупным поместьем) и в XIII в. живут господами среди своих держателей. В Германии их называют Edelknecht (благородный слуга), в Англии – сквайр (squire) (испорченное ècuyer – щитоносец), в Испании – infanzon. Они-то в XIII в. будут составлять массу дворянства, и в последующие столетия горожанин, возведенный в дворянство, будет гордиться титулом оруженосца.

    Таким образом, на средневековой феодальной лестнице можно различать четыре ступени, которые в общих чертах соответствуют современным военным чинам: князья, герцоги и графы – наши генералы, бароны – капитаны, рыцари – солдаты, оруженосцы – прислуга. Но в этой странной армии, состоящей из воюющих друг с другом отрядов, где ранг и положение на феодальной лестнице определяется богатством, совместная жизнь в конце концов настолько смягчает неравенства, что все, от генерала до слуги, начинают чувствовать себя членами одного и того же класса. Тогда дворянство окончательно складывается и тогда же оно окончательно замыкается и изолируется.

    В XIII в. привыкают строго различать две категории людей: дворян, или благородных (gentilshommes), и недворян, которых во Франции называют hommes coutumiers (людьми обычая, coutume"a) или homme de poste (то есть potestatis – подвластными людьми); название roturier (разночинец) не употребляется в Средние века. Эти категории становятся строго наследственными. Дворянские семьи, принадлежащие к любой из ступеней феодальной лестницы, отказываются вступать в родство с потомками недворянских фамилий. Тот, кто не родился от дворянина, не может сделаться рыцарем, даже если он достаточно богат, чтобы вести жизнь рыцаря; дочь недворянина не может выйти замуж за дворянина; тот, кто женится на ней, вступает в неравный брак и этим обесчещивает себя; феодальные семьи не будут принимать его супругу, и к его детям дворяне не будут относиться, как к равным себе. Эта наследственность, менее строгая в документах предшествующих столетий, становится потом преобладающей чертой средневекового феодального общества и господствует вплоть до XVIII в.

    По мере того, как различия между дворянами сглаживаются, организованное в феодальную лестницу дворянство все более отдаляется от остальной части нации. Прочнее всего дворянский дух утвердился во Франции и Германии . В Испании, и особенно на юге, он слабее, вследствие соприкосновения с богатым населением мавританских городов, в Италии и, может быть, также на юге Франции – из-за могущества купеческого класса. В Англии , где военно-феодальные привычки рано исчезли, сквайр ничем не отличается от богатого крестьянина; здесь граница устанавливается гораздо выше – между лордами и остальной частью народа; привилегированный класс состоит лишь из высшей аристократии, которая очень малочисленна.