Воскресенье с Александром Лежавой: «Месье, же не манж па сис жур. Двенадцать стульев Же не ма па си жур перевод

– Гм… Придется орудовать в этих пределах. Сможете ли вы сказать по-французски следующую фразу: «Господа, я не ел шесть дней»?

– Мосье, – начал Ипполит Матвеевич, запинаясь, – мосье, гм, гм… же не, что ли, же не манж па… шесть, как оно, ен, де, труа, катр, сенк, сис… сис… жур. Значит – же не манж па сис жур!

– Ну и произношение у вас. Киса! Впрочем, что от нищего требовать. Конечно, нищий в европейской России говорит по-французски хуже, чем Мильеран. Ну, Кисуля, а в каких пределах вы знаете немецкий язык?

– Зачем мне это все? – воскликнул Ипполит Матвеевич.

– Затем, – сказал Остап веско, – что вы сейчас пойдете к «Цветнику», станете в тени и будете на французском, немецком и русском языках просить подаяние, упирая на то, что вы бывший член Государственной думы от кадетской фракции. Весь чистый сбор поступит монтеру Мечникову. Поняли?

Ипполит Матвеевич мигом преобразился. Грудь его выгнулась, как Дворцовый мост в Ленинграде, глаза метнули огонь, и из ноздрей, как показалось Остапу, повалил густой дым. Усы медленно стали приподниматься.

– Ай-яй-яй, – сказал великий комбинатор, ничуть не испугавшись. – Посмотрите на него. Не человек, а какой-то конек-горбунок.

– Никогда, – принялся вдруг чревовещать Ипполит Матвеевич, – никогда Воробьянинов не протягивал руку…

– Так протянете ноги, старый дуралей! – закричал Остап. – Вы не протягивали руки?

– Не протягивал.

– Как вам понравится этот альфонсизм? Три месяца живет на мой счет! Три месяца я кормлю его, пою и воспитываю, и этот альфонс становится теперь в третью позицию и заявляет, что он… Ну! Довольно, товарищ! Одно из двух: или вы сейчас же отправитесь к «Цветнику» и приносите к вечеру десять рублей, или я вас автоматически исключаю из числа пайщиков-концессионеров. Считаю до пяти. Да или нет? Раз…

– Да, – пробормотал предводитель.

– В таком случае повторите заклинание.

– Месье, же не манж па сис жур. Гебен мир зи битте этвас копек ауф дем штюк брод. Подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной думы.

– Еще раз. Жалостнее.

Ипполит Матвеевич повторил.

– Ну, хорошо. У вас талант к нищенству заложен с детства. Идите. Свидание у источника в полночь. Это, имейте в виду, не для романтики, а просто вечером больше подают.

– А вы, – спросил Ипполит Матвеевич, – куда пойдете?

– Обо мне не беспокойтесь. Я действую, как всегда, в самом трудном месте.

Друзья разошлись.

Остап сбегал в писчебумажную лавчонку, купил там на последний гривенник квитанционную книжку и около часу сидел на каменной тумбе, перенумеровывая квитанции и расписываясь на каждой из них.

– Прежде всего – система, – бормотал он, – каждая общественная копейка должна быть учтена.

Великий комбинатор двинулся стрелковым шагом по горной дороге, ведущей вокруг Машука к месту дуэли Лермонтова с Мартыновым. Мимо санаториев и домов отдыха, обгоняемый автобусами и пароконными экипажами, Остап вышел к Провалу.

Небольшая, высеченная в скале галерея вела в конусообразный (конусом кверху) провал. Галерея кончалась балкончиком, стоя на котором можно было увидеть на дне провала небольшую лужицу малахитовой зловонной жидкости. Этот Провал считается достопримечательностью Пятигорска, и поэтому за день его посещает немалое число экскурсий и туристов-одиночек.

Остап сразу же выяснил, что Провал для человека, лишенного предрассудков, может явиться доходной статьей.

«Удивительное дело, – размышлял Остап, – как город не догадался до сих пор брать гривенники за вход в Провал. Это, кажется, единственное, куда пятигорцы пускают туристов без денег. Я уничтожу это позорное пятно на репутации города, я исправлю досадное упущение».

И Остап поступил так, как подсказывали ему разум, здоровый инстинкт и создавшаяся ситуация.

Он остановился у входа в Провал и, трепля в руках квитанционную книжку, время от времени вскрикивал:

– Приобретайте билеты, граждане. Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам – пять копеек! Не членам профсоюза – тридцать копеек.

Остап бил наверняка. Пятигорцы в Провал не ходили, а с советского туриста содрать десять копеек за вход «куда-то» не представляло ни малейшего труда. Часам к пяти набралось уже рублей шесть. Помогли не члены союза, которых в Пятигорске было множество. Все доверчиво отдавали свои гривенники, и один румяный турист, завидя Остапа, сказал жене торжествующе:

– Видишь, Танюша, что я тебе вчера говорил? А ты говорила, что за вход в Провал платить не нужно. Не может этого быть! Правда, товарищ?

– Совершеннейшая правда, – подтвердил Остап, – этого быть не может, чтоб не брать за вход. Членам союза – десять копеек. Дети и красноармейцы бесплатно. Студентам – пять копеек и не членам профсоюза – тридцать копеек.

Перед вечером к Провалу подъехала на двух линейках экскурсия харьковских милиционеров. Остап испугался и хотел было притвориться невинным туристом, но милиционеры так робко столпились вокруг великого комбинатора, что пути к отступлению не было. Поэтому Остап закричал довольно твердым голосом:

– Членам союза – десять копеек, но так как представители милиции могут быть приравнены к студентам и детям, то с них по пять копеек.

Милиционеры заплатили, деликатно осведомившись, с какой целью взимаются пятаки.

– С целью капитального ремонта Провала, – дерзко ответил Остап, – чтоб не слишком проваливался.

В то время как великий комбинатор ловко торговал видом на малахитовую лужу, Ипполит Матвеевич, сгорбясь и погрязая в стыде, стоял под акацией и, не глядя на гуляющих, жевал три врученные ему фразы:

– Месье, же не манж… Гебен зи мир битте… Подайте что-нибудь депутату Государственной думы…

Подавали не то чтоб мало, но как-то невесело. Однако, играя на чисто парижском произношении слова «манж» и волнуя души бедственным положением бывшего члена Госдумы, удалось нахватать медяков рубля на три.

Под ногами гуляющих трещал гравий. Оркестр с небольшими перерывами исполнял Штрауса, Брамса и Грига. Светлая толпа, лепеча, катилась мимо старого предводителя и возвращалась вспять. Тень Лермонтова незримо витала над гражданами, вкушавшими на веранде буфета мацони. Пахло одеколоном и нарзанными газами.

Кису Воробьянинова, «гиганта мысли, отца русской демократии и особу, приближенную к императору», российский зритель знает по двум постановкам - Леонида Гайдая и Марка Захарова. Оба фильма стали знаковыми...

Кису Воробьянинова, «гиганта мысли, отца русской демократии и особу, приближенную к императору», российский зритель знает по двум постановкам - Леонида Гайдая и Марка Захарова. Оба фильма стали знаковыми для русского кинематографа: и у того, и у другого огромное количество поклонников и даже фанатов.

Что касается Кисы, роль которого блистательно исполнили Анатолий Папанов и Сергей Филиппов, то некоторые из его фраз стали крылатыми. Самые яркие из них - в нашей подборке.

Этот май-баловник, это май-чародей веет свежим своим опахалом!..»

«Может быть, вы, святой отец, партейный?»

«Это грабеж среди белого дня!»

«Я думаю, торг здесь неуместен!»

«Месье, же не манж па сис жур. Гебен мир зи битте этвас копек ауф дем штюк брод. Подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной думы»

«Держите его! Он украл нашу колбасу!»

«Поедем, поедем в номера!»

«Вы мне льстите, проказница!»

«Официант, шампанского! Хамы!»

«Сколько же вам лет? - К науке, которую я в данный момент представляю, это не имеет никакого отношения»

«Почем у вас огурцы соленые? - Пятак! - Хорошо, дайте два!»

«Никогда! Никогда еще Воробьянинов не протягивал руки! - Так протянете ноги, старый дуралей!»

(1897 - 1937) и (1903 - 1942), ч. 3 гл. 39.

Эти слова означают на французском языке "Господа, я не ел шесть дней" (Je ne mange pas six jours, фр.).

С этими словами Киса Воробьянинов просил милостыню:

Остап задумчиво обошел кругом Ипполита Матвеевича.

— Снимите пиджак, предводитель, поживее, — сказал он неожиданно.

Остап принял из рук удивленного Ипполита Матвеевича пиджак, бросил его наземь и принялся топтать пыльными штиблетами.

— Что вы делаете? -- завопил Воробьянинов. — Этот пиджак я ношу уже пятнадцать лет, и он все как новый!

— Не волнуйтесь! Он скоро не будет как новый! Дайте шляпу! Теперь посыпьте брюки пылью и оросите их нарзаном. Живо!

— Ипполит Матвеевич через несколько минут стал грязным до отвращения.

— Теперь вы дозрели и приобрели полную возможность зарабатывать деньги честным трудом.

— Что же я должен делать? — слезливо спросил Воробьянинов.

— Французский язык знаете, надеюсь?

— Очень плохо. В пределах гимназического курса.

— Гм... Придется орудовать в этих пределах. Сможете ли вы сказать по-французски следующую фразу: "Господа, я не ел шесть дней"?

— Мосье, — начал Ипполит Матвеевич, запинаясь, — мосье, гм, гм... же не, что ли, же не манж па... шесть, как оно, ен, де, труа, катр, сенк, сис... сис... жур. Значит — же не манж па сис жур !

— Ну и произношение у вас, Киса! Впрочем, что от нищего требовать. Конечно, нищий в европейской России говорит по-французски хуже, чем Мильеран. Ну, Кисуля, а в каких пределах вы знаете немецкий язык?

— Зачем мне это все? — воскликнул Ипполит Матвеевич.

— Затем, — сказал Остап веско, — что вы сейчас пойдете к "Цветнику", станете в тени и будете на французском, немецком и русском языках просить подаяние, упирая на то, что вы бывший член Государственной думы от кадетской фракции. Весь чистый сбор поступит монтеру Мечникову. Поняли?

Ипполит Матвеевич мигом преобразился. Грудь его выгнулась, как Дворцовый мост в Ленинграде, глаза метнули огонь, и из ноздрей, как показалось Остапу, повалил густой дым. Усы медленно стали приподниматься.

— Ай-яй-яй, — сказал великий комбинатор, ничуть не испугавшись. — Посмотрите на него. Не человек, а какой-то конек-горбунок.

— Никогда, — принялся вдруг чревовещать Ипполит Матвеевич, -- никогда Воробьянинов не протягивал руку...

— Так протянете ноги, старый дуралей! — закричал Остап. — Вы не протягивали руки?

— Не протягивал.

— Как вам понравится этот альфонсизм? Три месяца живет на мой счет! Три месяца я кормлю его, пою и воспитываю, и этот альфонс становится теперь в третью позицию и заявляет, что он... Ну! Довольно, товарищ! Одно из двух: или вы сейчас же отправитесь к "Цветнику" и приносите к вечеру десять рублей, или я вас автоматически исключаю из числа пайщиков-концессионеров. Считаю до пяти. Да или нет? Раз...

— Да, — пробормотал предводитель.

— В таком случае повторите заклинание.

— Месье, же не манж па сис жур . Гебен мир зи битте этвас копек ауф дем штюк брод. Подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной думы.

— Еще раз. Жалостнее.

Ипполит Матвеевич повторил.

— Ну, хорошо. У вас талант к нищенству заложен с детства. Идите. Свидание у источника в полночь. Это, имейте в виду, не для романтики, а просто вечером больше подают."

Обычно мои заметки посвящены вопросам экономики, финансов, сбережений и тому подобным темам, но в этой мне хотелось бы поговорить о современном российском образовании. Поводом к этому стал случай. Ребенок одного из моих друзей вместе еще с примерно полутора сотнями наших юных дарований сдавал тестирование при поступлении на подготовительные курсы в Московский государственный университет. В этом не было бы ничего особенного, если бы не результаты того, как далеко не худшие представители российского подрастающего поколения сдали это тестирование. Признаюсь, лично меня они потрясли до глубины души. Из нескольких страниц результатов тестирования для нашего рассмотрения была взята лишь самая первая, поскольку в последующих картина по большому счету от нее ничем не отличается.

Итак, вначале об условиях тестирования. Поступающие сдавали тесты по русскому и английскому языку и математике. Тест по русскому языку оценивался в 20 баллов, а при каждой ошибке вычитался 1 балл. Десять задач по математике оценивались в 20 баллов, при этом каждая задача равнялась 2 баллам, а 100 заданий по английскому языку составляли 100 баллов, и при каждой ошибке вычитался 1 балл. В качестве теста по русскому языку был текст на 2/3 страницы формата А4, в котором надо было исправить имевшиеся там ошибки.

Сначала о, так сказать, позитивном. Математику в школе у нас пока еще как-то преподают. Были даже ребята, которые выполняли предложенные задания без ошибок. Это плюс. Возможно, в этой области знаний еще не все потеряно. В то же время средний уровень знаний по математике в рассматриваемой группе находится на уровне 11,78 балла или чуть-чуть выше среднего значения. Если вспомнить традиционную шкалу отметок советской школы, то тот 1 балл равен 4 баллам этого тестирования. Получается, что средний уровень знаний математики наших школьников, стремящихся поступить на подготовительные курсы в МГУ, находится на уровне советской «тройки с минусом».

Знания английского языка среди тех, кто сдавал данный тест, в среднем даже еще чуть лучше. Это 59 баллов из 100 (или почти советская «тройка»), хотя до полной «пятерки» результат ни у кого не дотягивал. От силы были «четверки с минусом».

Что же касается знания русского языка нашими школьниками, а по ним можно сделать вполне логичный вывод об уровне его преподавания в школах, то это - даже не беда… Это - настоящая катастрофа. Из 37 человек, сдававших этот тест, у 21 был результат, превысивший нулевую отметку. Лишь два человека из этого списка набрали 14 баллов, тогда как наихудший результат составил -26 баллов. Да, да. За каждую допущенную ошибку списывался 1 балл, что означает, что на 2/3 страницы русского текста было допущено 46 ошибок. Возможно, кто-то скажет, что это исключение из правил, но как быть с остальными 15 поступающими, продемонстрировавшими либо нулевой, либо отрицательный результат? Для оценки их подготовки в советской школе отметок просто не было.

Конечно, преподавание русского языка в российской школе еще не дошло уровня, когда в слове «ещё» делают четыре ошибки, но исходя из того, как обстоят и развиваются дела, совершенству нет предела, и такие результаты – это всего лишь дело ближайшего будущего.

Итог этого прост и откровенно печален. Знания русского языка у более чем 40% российских школьников (по результатам проведенного тестирования) находятся не то что на нулевом, а на глубоко отрицательном уровне. В результате у всей рассмотренной группы средний уровень знаний русского языка составляет 2,1 балла этого теста или «1 с минусом» по старой советской шкале.

Результаты этого тестирования дают обильную пищу для размышлений. О том, что за прошедшие годы российское образование резко деградировало, не говорит, пожалуй, только ленивый. Однако, если разговоры на эту тему зачастую носят эмоциональный (качественный) характер, то количественные (на цифрах) результаты лично автору данной заметки не попадались ни разу. Их видят преподаватели высших учебных заведений, но на глаза широкой публики они обычно не попадают.

Какие можно сделать выводы из этих количественных результатов помимо темы полной деградации системы среднего образования? В первую очередь, это вывод о том, что английский язык российские школьники знают лучше, чем родной. Возможно, результаты были бы несколько иными, если бы все сдававшие русский сдавали бы одновременно и английский, но имеем то, что имеем. Английский будущие абитуриенты с грехом пополам знают «на троечку», русский не знают совсем. Это еще более важный вывод, который можно сделать из проведенного теста. И это представляется не просто печальным явлением, это – настоящая трагедия.


Родной язык и его знание являются важнейшими элементами, определяющими народ и нацию. И когда даже лучшие представители подрастающего поколения (вряд ли в МГУ будет пытаться поступать кто-то другой) его не знают, то что тогда говорить обо всех остальных?

За прошедшие годы система среднего образования была «реформирована» так, чтобы оторвать подрастающую молодежь нашей страны от своих корней и традиций, чтобы она забыла, в какой стране она живет, и неотрывной частью чего она является.

Бывший министр образования, внесший свой гигантский вклад в развал системы образования, действовавшей в Советском Союзе, а ныне советник президента по этим вопросам, не скрывал, что главной задачей, стоявшей перед ним, было реформировать систему образования так, чтобы она воспитывала потребителя - раба покупок. О том, чтобы она давала какие-то знания, речи не было. Знания для рабов не только не нужны, они – откровенно вредны. Главное, чтобы рабы были здоровыми и сильными, поэтому основной упор в школах стали делать на физкультуру.

Другим не менее важным направлением, о котором бывший министр не распространялся, являлось и, судя по всему, остается до сих пор воспитание в подрастающем поколении не столько патриотизма и любви к своей стране, сколько слоя тех, кого обычно называют «гражданином мира». Это обманчивое название, вводящее в заблуждение широкие слои публики, не заинтересованной вдаваться в детали. Эти люди считают, что свобода и возможность передвижения по всему миру делает их «гражданами мира». Однако это всего лишь их мнение.

Для властей предержащих, а это прежде всего представители международного финансового капитала, «гражданин мира» - это человек без рода и племени, не помнящий своих родных, своей родины, своего языка и прошлого. Он - единица рабочей силы (рабочий, ученый или террорист с хорошей оплатой), которую можно в любой момент перебросить из одной страны в другую, подрывая национальные традиции местного общества и государственный суверенитет каждой отдельно взятой страны. Им пользуются, пока он нужен, а за ненадобностью он в любой момент может быть отброшен прочь. Он полностью управляем, поскольку абсолютно зависим от своего работодателя и находится в отрыве от своей родины, родного ему общества и культуры.

Именно такого человека, как видно из результатов этого тестирования, сейчас воспитывает российская система среднего образования. Он посредственно знает английский, что дает ему некоторую возможность объясниться за границей и в какой-то степени понимать, что будут хотеть от него иностранные хозяева, и практически не знает родной язык, что эффективно отрывает его от своей родины и делает «гражданином мира».

Нынешнее российское правительство совершенно не заинтересовано в том, чтобы население страны было грамотным и обладало хоть какими-то реальными знаниями. Для того, чтобы быть сырьевым придатком и качать за границу нефть и газ, достаточно иметь немного квалифицированных рабочих (инженеров и специалистов ведь можно и из-за рубежа пригласить). Остальным же предоставлена прекрасная возможность искать себе какую-нибудь работу рабочего или продавца в супермаркете, официанта в харчевне, таксиста или развозящего еду посыльного. Невежественной толпой, не знающей ни своего родного языка, ни своей истории, управлять гораздо проще, чем умными и образованными людьми. Именно поэтому современное российское образование и находится в столь бедственном положении.


Развал и деградация российского образования – это активное мероприятие по разложению нашего общества и вполне конкретное действие, направленное на дальнейший развал нашей страны. И если подходы к образованию, как и ко многому другому, не будут кардинально пересмотрены в самое ближайшее время (что маловероятно, учитывая состав этого правительства), то вероятность столь трагичного для нашей страны события с каждым годом будет лишь расти. Не допустить этого, а также воспитать умных, действительно образованных будущих граждан нашей великой страны, является важнейшими задачами всех здоровых сил российского общества.

Мои книжки
«Крах «денег» или как защитить сбережения в условиях кризиса»,
«Золото. Гражданин или государство, свобода или демократия»,
«Занимательная экономика»,
«Деньги смутных времен. Древняя история»,
«Деньги смутных времен. Московия, Россия и ее соседи в XV – XVIII веках»
можно прочитать или скачать по адресу http://www.proza.ru/avtor/mitra396

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Клошары (Closhard).

Недавно ездил в Нант как и ранее через день по делам пасмурным дремотным воскресным утром. Впрочем, по воскресениям Франция всегда в полусне каком-то, а тут ещё начало октября, утром туман - осень в разгаре, ощущение, что город на три четверти вымер вообще. Вышел с машины возле входа в свой магазин. Прямо перед угловой стенкой сидят на плитках трое человек и поедают "французскую жареную картошку", "фри", короче в картонных коробочках. Трапеза прямо на асфальте, и ладно бы у глухой двери, мы уже привычные к такому... главное сидят так, что бы никому не мешать. Ну да ладно, что ещё делать. Прогнать их невозможно.

Французские бомжи - клошары - это отдельная песня. Впервые я столкнулся с ними на Лионском вокзале в Париже, когда уже первое время мог самостоятельно (без помощи жены), передвигаться по стране. И вот в Париже, иду в каком-то темном переходе, навстречу парень с собакой, что-то говорит по-французски, я радостно заявляю, что по-французски не говорю, тогда он говорит на хорошем английском: "Нет ли у вас нескольких сантимов для меня и моей собаки?" С чистым сердцем говорю, что нету.

Чаще всего клошары - молодые люди хиппового вида, довольно стильно одетые (если иметь ввиду хипповую моду, если можно так выразиться), даже не смотря на то, что живут на улице (может быть, не 100-процентно, может, есть какие-то "хаты", я не знаю, видел только, что в частности ночуют они в туннелях, под мостами, и проходящие мимо по Сене речные трамвайчики им приветственно сигналят. Часто сидят возле магазинов или почты, просят денег или поесть, прикурить. С ними обычно их собаки, типа наших дворняг такие, довольно рослые, рыжие или коричневые, иногда даже породистые, типа ротвейлеров.

Вспомните фильм "Амели Пулен". Там очень хорошо показан такой типаж с собакой. Когда Амели уезжает к своему отцу. У клошара на вокзале был выходной. А по выходным он не работает. То есть денег не берет. Принцип. Один француз мне говорил, что вроде как если они с собаками, то их нельзя полицейским трогать, но почему так, я не понял. Собаки обязательно с ошейниками и на привязи, даже если это просто грубые верёвки. Впрочем, это больше стиль такой. У французов всё стильно, даже бомжи и их собаки. И не принято их чураться. Люди с ними здороваются, часто за руку, с улыбкой (Не знаю, меня не тянет с ними за руку здороваться, но угрюмо молчать, когда к тебе вежливо-вежливо обращаются, тоже не получается, хотя чаще всего я пытаюсь отделаться фразой, что я не говорю по-французски или Je ne comprends pas (не понимаю)). Хотя местные клошары в Нанте возле магазина обращаются ко мне по имени Victor или maître (хозяин). Им даю хлеб, кефир (российского производства), немного колбасы и щетки для тротуара, поначалу брали только еду, но уже через две недели драили каждое утро тротуар возле магазина. Самое главное, я спокоен. Они и как охранники на ночь, и свидетели, если что. И помогут машину разгрузить, и разгоняют ненадежных бомжей.

Одна моя знакомая русская рассказывала, как они с подружкой первый раз от них шарахнулись, так потом им клошарики целую вежливую лекцию прочли, мол, чего же вы так? Мы же вам ничего плохого не делаем и т.д. В общем воспитали на высшем уровне. Они разговаривают с прохожими, могут провести философскую беседу, но часто просят денег или поесть, прикурить. Сами клошары очень и очень вежливы: "Добрый вечер, мадам! Не найдётся ли у Вас нескольких сантимов? Хорошего Вам вечера, любви, до свидания, Bonne nuit". Впрочем, здесь все так вежливы. И никогда они не просят много денег. В основном мелочь. Но если дашь ему евро, смотрит в глаза изучающе, Они хотят уважения к себе а не подачки. Правда, цыганок, просящих милостыню на комерсе, часто французы торопливо обходят, презрительно сжав губы (в основном это цыгане из Румынии, Албании, Молдовы). Причём эти цыгане они "достают" конкретно и нагло. Очень надеюсь, что в символы города Парижа и всех городов Франции они не попадут никогда....

Клошары в Париже встречаются не так часто как раньше в 60-х - 80-х, возможно ищут, где потеплее. А может быть это и случайность, но на Лазурном берегу я видел их значительно чаще чем в Париже. Особенно меня поразил бродяга в Марселе. Он облюбовал местечко на пирсе рядом с мусорными бачками, а все его имущество было разложено рядом с ним. Вещей у него было много - они было аккуратно разложены кучками вокруг него. И одежда, причем довольно ровно сложенная, и какие-то кружечки-бутылочки-скляночки, журналы-газеты и много чего еще... Но больше всего поразило, когда доев что-то типа гамбургера, он вынул салфетку, вытер губы, руки и затем выбросил ее в мусорный бачок. Сфотографировать его мне стало не удалось (села батарея).

Но и в Париже, можно увидеть и более унылых бродяг, спящих прямо на земле. Клошары Парижа - с виду неприметные, но отнюдь не простые нищие, побирающиеся у местных жителей и туристов. Каждый парижской клошар - по своему неповторим, и в большинстве случаев это или разорившийся художник, непризнанный поэт или потерянный во времени музыкант, или просто тот, кто устал от суеты мегаполиса, спившиеся.

Это клошар из Ренна. Вначале я подумал у человека проблема с сердцем. Спросил его: "Problèmes"? Из его ответа на мой нормальный (по нашему) вопрос понял, что он недавно потерял многое в своей жизни. Семью, общение с детьми. Работу. Фото сделанное мною в минуты его отчаяния. Он плакал. А на другой день, возле станции метро стоял и здоровался со мной с улыбкой. Что же он пережил, испытал за эти сутки?

Многие парижские клошары знают искусство, историю, часто среди них есть очень образованные и воспитанные люди. Жизнь и смерть в своей прозе здесь идут рука об руку — даже на знаменитое кладбище Монмартр парижские клошары приходят погулять, приводят своих детей и внуков.

Это не клошарша. Я подумал так сразу. Но мне объяснили, что это дело вкуса. Так одеваются некоторые мадам в Ренне и во многих городах Франции. О клошарах дальше.

Париж, ле Дефанс. Вроде бы новый, современный центр Парижа. Но и там такое можно увидеть.

Каждый приезд в Париж удивляет количеством туристов, но главное бомжей, то есть клошаров, или как я их называю клошариков или клошиков. Выдел сцену когда пытаясь протолкнуться с детской коляской через толпу туристов, встречный парижанин с досадой воскликнул: «Как надоели эти туристы! Ни пройти, ни проехать!». А вот к бомжам он, видимо, привык, хотя их тоже чертовски много. Они вечно чумазые и часто пьяные лежат на улицах и на входах в метро едва ли не штабелями. Любят они днем на лавочке в парке возлежать.

Это фото не связанно с выше прочитанном текстом. Это не тот француз с ребенком. Ето клошар.

Некоторые совсем опустились - грязные, вонючие, оборванные... Другие выглядят обыкновенно - идет нормальный дядя вечером по улице и вдруг поворачивает к ближайшей лавке, ложится на нее, натягивает на голову куртку и устраивается на ночевку. Или движется по вагону нормальная с виду тетя и у всех просит денег на «покушать». Но есть особая категория, наверное высшая каста или ранг - это клошары которые знают себе цену. У него может три месяца трусы не стирались, как и носки, но на шее может быть белоснежный шарф, или в нагрудном кармане мятого и грязного пиджака чистый аккуратно сложен в четверть платочек.

Есть и русский "след" среди парижских клошаров. Это Владимир Московцев. Как он попал в Париж, как здесь остался, как и кем был ранее, для меня загадка. Я пока не знаю. Одно известно, у него были проблемы в России еще при Ельцине. Но он устроился так...

Майка, треники с которыми он сюда наверное попал.

Вот такое оно, скромное, но уютное (для бомжа) жилище под мостом в Париже. Сыт. Доволен. Цифровая камера, видеокамера, телефон (а мобильная связь, ох и дорогая во Франции). Хочет ноутбук купить (говорил что хочет за ним в Москву слетать). Рядом кафе, Wi-Fi достает. Под вечер стол полный еды. Пьет мало. Но уж если начнет...

Железнодорожная линия где живет он заброшенная, поэтому поезда по ней не ходят и, соответственно, не досаждают. Женщина рядом с нашим героем - его французская знакомая Антуанет. Она не бомжиха, а, напротив, домашняя женщина - врач (или медсестра), работает в вирусологической лаборатории. С какого бодуна она связалась с бомжом-иностранцем, отвратительно говорящим по-французски, с разговорами "Ну типа, че, опять колбасу не ту принесла, гонишь?" мне не ясно, но она уже неплохо понимает по-русски, и они летом ездили отдыхать в Италию. В Италию ездили за ее счет, разумеется. А за чей еще?..

Есть и особый стиль. Высший пилотаж вымогательства. Самый распространенный способ заработать на ужин - игра в «золотое колечко». Мошенник якобы поднимает из-под ног туриста массивное украшение, которое тот будто бы уронил. Стоит человеку прикоснуться к наживке, как от назойливого бродяги уже не отделаться. В лучшем случае придется отблагодарить его за «находку», в худшем - под натиском угроз обратиться в полицию.

Встречаются и более экзотические способы отъема денег у доверчивых гостей Парижа. Вроде от голодного обморока на пороге кондитерской или демонстративной попытки утопиться в Сене на виду у сердобольных американцев. Впрочем, и без актерского таланта умереть от голода в Париже проблематично: даже в худшие дни бездомный редко сшибает меньше €15 за день при минимальной зарплате 1200€. Есть интересное правило в супермаркетах - если вы что то взяли с витрины и сьели - значит вы голодны. Это распространяется и на клошаров. Обычный покупатель не будет надрывать упаковку до кассы. Но клошары, этим редко пользуются. В крайнем случае. Честь, совесть, что ли. В крайнем случае, воруют они очень редко. Главные воры супермаркетов албанцы и румыны.

Хочу рассказать о Пьере. Он не из тех французов, о которых один давний путешественник написал, что «вы еще не кончили вопроса, а он сказал свой ответ, поклонился и ушел». Мы с ним познакомились полгода назад, когда я будучи в Париже попал в ситуацию. На повороте с площади Конкорд юркий автомобиль сбил женщину, и вокруг сразу же, как на любой российской улице, образовалась «ахающая» и горячо обсуждающая происшествие толпа. Только один человек с жиденькой эспаньолкой и темными волосами, ниспадавшими волной из-под шляпы на светлый плащ, стоял в сторонке и ожидающе поглядывал в сторону магазина «Тати». Там находился полицейский с радиотелефоном к которому он сразу обратился, и потом с той стороны улицы вынырнула красная машина, похожая на пожарную.

— Кто это? — спросил я человека с эспаньолкой, когда шустрые ребята в синих комбинезонах выскочили из машины.

— «Поппье-сапер», они оказывают первую медицинскую помощь, — ответил он. И представился, приподняв шляпу: — Пьер Лаваль.

Так вот, оказывается, как выглядят «саперы-пожарные», о которых я уже был наслышан. Мы не успели сказать и двух слов, как санитары уложили пострадавшую, внесли в машину и укатили, унося за собой вой сирены.

— Быстро! Да? — произнес Пьер. — Они когда то спасли моего дядюшку Альбера, когда тот не захотел жить на пособие и бросился под машину.

Я никак не мог определить, был ли Пьер настоящим клошаром или просто бродяжничал, но что он при своей беспокойной жизни не оставил главных человеческих качеств и своих гурманских замашек — это точно. Потом раскладывая аккуратно на скамейке (конечно, подложив сначала целлофановый пакет и бумажные салфетки) ломтики колбасы и сыра, он просвещал меня, что и как подают в парижских ресторанах, как будто он вчера там просидел целый вечер.

— Вы знаете, что в самом дорогом из них, в «Серебряной башне» около Нотр-Дам подают номерную утку? Нет? — Он обрадовался моей неосведомленности, и продолжил: — Со времени основания этого ресторана, то есть уже несколько веков, ведется нумерация фирменного блюда — фаршированной утки. Вы обгладываете косточки утки, конечно, необыкновенно вкусной и, кроме того, увозите с собой памятный «документик» с номером лично вами съеденной птицы. Ну что же, «закуска» уже готова, — произнес Пьер понравившееся ему новое русское слово. Я понял его и быстро сходил в ближайший "русский" магазин (а их в Париже немало). И вот бутылка водки налитая в пластиковые стаканчики, совсем по простому, по нашему, с беседой, только под дивным Парижским теплым весенним вечером сыграла свое дело. Мы расстались при том что он и ни цента не попросил у меня.

А как было раньше. В протестантских Англии и Голландии, начиная с XVI века, нищих загоняли в работные дома. Худшие условия были в Германии: в некоторых исправительных учреждениях попрошаек держали в намордниках.

Начиная с 1596 г. в Париже действовал закон, согласно которому все нищие, не ушедшие из города, могли быть повешены без соблюдения юридических формальностей.

В эпоху Петра Великого в России был издан высочайший указ, требующий не только загонять нищих в «смирительные дома», но и штрафовать подающих милостыню на 10 рублей - в те времена огромная сумма.

Перед Олимпиадой 1980 г. власти Москвы провели операцию по переселению всех бомжей за пределы 100-километровой зоны вокруг столицы СССР. Иностранцы еще раз убедились в преимуществах социализма.

Власти игорной столицы мира Лас-Вегаса приняли постановление, запрещающее кормление бездомных на улицах города. Нарушителям грозит штраф и тюрьма. Таким способом власти хотят подтолкнуть бездомных к поискам легальной работы.

Я еще не совсем понял и не знаю философию и стиль их жизни. Просто из тех, кого встречал были интересными и творческими людьми. Это не значит что все клошики такие. Живут. Пишут стихи. романы. иногда путешествуют.

Но часто можно услышать как они говорят наподобие говорят на подобие бессмертной фразы: "Мсье, же не манж па сис жур"!