Тест на тему спп и ссп. Тест по русскому языку "ССП" (9 класс)

Тест по теме «ССП»

9 класс

Вариант 1.

    Укажите неверное утверждение.

    Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.

    Простые предложения, входящие в ССП, отделяются друг от друга запятой, которая ставится перед сочинительным союзам.

    Сложносочиненные предложения бывают четырех видов.

    Найдите «четвертое лишнее».

    С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.

    В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога.

    Не то это было раннее утро, не то наступал вечер.

    Какое из предложений является сложносочиненным.

    То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.

    И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие.

    Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку.

    Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза.

    Укажите предложение, соответствующее схеме , но .

    Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят.

    Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.

    Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

    Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.

Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

Одновременность действий.

    Последовательность.

    Чередование.

    Противопоставление.

    Найдите предложение с общим второстепенным членом.

    В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры.

    Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием.

    Через несколько минут из парадных дверей поспешно вышел офицер приказал что-то и драгуны вытянулись.

Утром на другой день у него болела голова гудело в ушах и во всем теле чувст­вовалось недомогание (Чехов).

    Отдохнув и напившись чаю, мы ровно в полдень опять уселись в лодку, и она понесла нас по длинному прямому плесу (Короленко).

    отдохнув и напившись, мы;

    понесла нас;

    она понесла.

    Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу обра­зовался твердый, льдистый слой наста (Пришвин).

    Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще
    она похожа на маленького человечка, размахивающего ру­ками (Чехов).

    К счастью, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в до­рогу (Лермонтов).

    В каком предложении между частями ССП запятая не ставится?

    В это время подъехала к крыльцу карета и бричка _ и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил её вперёд. (Л.Т.)

    На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги _ да вздрагивали речные лилии... (А.Ч.)

    В каких случаях союз И соединяет части ССП?

    Слабо гудела телеграфная проволока, и на ней кое-где отдыхали ястреба. (А.Ч.)

    По небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел. (М.Л.)

    В этой напрасной борьбе истощил я жар души и постоянство воли, необходимое для действительной жизни. (М.Л.)

    Хорошенький овал лица её круглился, как свеженькое яичко, и, подобно ему, белел какою-то прозрачною белизною. (Н.Г.)

    Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:

    Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его большим удовольствием (Симонов).

    Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Чехов).

    Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожи­дая случая высказать свои мысли (Горький).

    Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам (Каверин).

  1. Тест по теме «ССП»

    9 класс

    Вариант 2.

    Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.

    Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).

    Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).

    Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.

    Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.

    Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал бро­шенный ему с борта канат (Катаев).

    Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).

    И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Ахматова).

    Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесет (Тургенев).

    Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение.

    Ветер утих, и на землю посыпался сеянец-дождь.

    Противопоставление.

    Одновременность действий

    Последовательность.

    Чередование.

    Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

    Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги (Пушкин).

    Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову. (Чехов).

    Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.

    Сколько простых предложений в составе сложного?

    Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).

    Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

    На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок (Пушкин).

    их не зовёт;

    не зовёт его;

    не зовёт рожок.

    В каком предложении верно выделены грамматические основы?

    Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала по ля, и все так же странно и непонятно глядела природ (Вересаев).

    Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торо­пливо уплывают в эту роскошную арку (Солоухин).

    Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег пер­вый мороз (Пришвин).

    В каком предложении не нужны знаки препинания?

    И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Пушкин).

    Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно про­ летит подслеповатая сова (Абрамов).

    Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пришвин).

    Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор (Чехов).

    Укажите сложносочинённое предложение:

    Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).

    Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский).

    Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни пес лучшее (Тургенев).

    Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).

    Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:

    Вековые темные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов).

    У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.

    Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор.

    Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся ша­гов.

    Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

    Светало (1) и свет (2) еще не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).

ТЕСТ 1. Понятие о сложносочинённом предложении

ЗАДАНИЕ 1

Расставьте, где нужно, запятые перед союзом И. Укажите сложносочинённые предложения:

1) В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы? и вскоре вся степь усеялась множеством людей, вооружённых копьями и сайдаками. (А. П.)

2) Вскоре пули начали свистать около наших ушей? и несколько стрел воткнулись около нас в землю и в частокол. (А.П.)

3) Это впечатление постепенно ослабевало, затем стало воспоминанием? и, наконец, просто усталостью. (А.Г.)

4) Однажды солнце догорало? и тихо теплились лучи... (Н.Гум.)

5) И погасли изумруды змея? и павлина веерное диво. (Н.Гум.)

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте запятые, укажите количество грамматических основ:

Шёл снег и был мороз по утрам но дороги уже потемнели и над ними каркая носились грачи. (А.Ч.) ___________________________

ТЕСТ 2. ССП с соединительными союзами

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

В каких случаях союз И соединяет части ССП?

1) Слабо гудела телеграфная проволока, и на ней кое-где отдыхали ястреба. (А.Ч.)

2) По небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел. (М.Л.)

3) В этой напрасной борьбе истощил я жар души и постоянство воли, необходимое для действительной жизни. (М.Л.)

4) Хорошенький овал лица её круглился, как свеженькое яичко, и, подобно ему, белел какою-то прозрачною белизною. (Н.Г.)

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте знаки препинания:

Две молодые казачки дочери хозяина избы накрыли стол белой скатертью принесли хлеба ухи и несколько штофов с вином и пивом и я вторично очутился за одною трапезою с Пугачёвым и с его страшными товарищами. (А.П.)

ЗАДАНИЕ 3

В каких случаях перед союзом И надо поставить запятую?

1) Его почти ничего не влекло из дома? и он с каждым днём всё крепче и постояннее водворялся в своей квартире. (И.Г.)

2) Око моё меня соблазняет? и мне исткнуть его необходимо, должно для душевного спасения. (Д.Ф.)

3) Он покосился на весёлые, но твёрдые глаза Лефорта? и судорожно схватил даму за руку. (А.Т.)

4) Люблю я ропот буйных вод? и на волне звезды сиянье. (СЕ.)

ТЕСТ 3. ССП с разделительными союзами

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Укажите ССП с разделительными союзами:

1) Но теперь он должен был выстрелить на воздух, или сделаться убийцей, или, наконец, оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мной опасности. (М.Л.)

2) Отчего мне так не по себе, когда я вижу адвоката, или учителя латинского языка, или члена управы? (А.Ч.)

3) Жизнь ли была так бедна здесь, или люди не умели подметить ничего, кроме этого неважного события, происшедшего десять лет назад, а только про село Уклеево ничего другого не рассказывали. (А.Ч.)

4) Значит, я был болен или что-то случилось со мной... (А.Ч.)

5) Ей, вероятно, приснилось что-нибудь или пришли на память вчерашние рассказы. (А.Ч.)

ЗАДАНИЕ 2

1) А ушедший в ночные пещеры, или к заводям тихой реки повстречает свирепой пантеры наводящие ужас зрачки. (Н.Гум.)

2) То истиной дышит всё в ней, то всё в ней притворно и ложно. (М.Л.)

3) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса тачек. (М.Г)

4) Виноват ли был учитель или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же... (Л.Т.)

ТЕСТ 4. ССП с противительными союзами

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Расставьте знаки препинания, выделите предикативные единицы, подчеркните грамматические основы:

1) Но прошло уже воскресенье а старик всё не возвращался и не было никаких известий. (А.Ч.)

2) Ему не было ещё сорока но у него была уже дочь двенадцати лет и два сына гимназиста. (А.П.)

3) Чёрная кошечка Брыска ласкается и мягко мурлычет но не трогают Оленьку эти кошачьи ласки. (А.Ч.)

4) Годы проходили а он всё сидел на одном месте писал всё те же бумаги и думал всё об одном и том же... (А.Ч.)

5) Миновала полночь уже потухли печи здесь и на той стороне а внизу на лугу и в трактире всё ещё гуляли. (А.Ч.)

6) Олег усмехнулся однако чело и взор омрачилися думой. (А.П.)

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте пропущенные запятые. Отметьте ССП:

1) Игра и ужин уже кончились но гости ещё не разъехались. (Л.Т.)

2) Манифеста никто не читал но все знали о его появлении. (Л.Т.)

3) Соня хотела поднять голову хотела отвечать но не могла и ещё больше спряталась. (Л.Т.)

4) До дома было вероятно вёрст двенадцать но сил не хватало... (А.Ч.)

5) Каждый день в полдень во дворе и за воротами на улице вкусно пахло борщом и жареной бараниной или уткой а в постные дни рыбой... (А.Ч.)

ТЕСТ 5. Знаки препинания в ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Поставьте, где надо, пропущенные знаки препинания:

1) В густых дубравах ликует эхо? и ты проходишь мечтой безумной, звеня восторгом, пылая смехом. (Н.Гум.)

2) Цветы поют свой гимн лесной, детям и ласточкам знакомый? и под развесистой сосной танцуют маленькие гномы. (Н.Гум.)

3) Если я долго не приезжал в город, то, значит, я был болен? или что-нибудь случилось со мной? и они оба сильно беспокоились. (А.Ч.)

4) Ко мне привыкли? и я привык. (А.Ч.)

5) Пётр был очень им доволен? и неоднократно звал его в Россию? но Ибрагим не торопился. (А.П.)

6) Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы? и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. (И.Г.)

ЗАДАНИЕ 2

Ей, вероятно, приснилось что-нибудь (1) или пришли на память вчерашние рассказы... (А.Ч.)

В – 1 – запятая между частями ССП не ставится, т. к. есть общий второстепенный член

Г – 1 – запятая между однородными членами, соединёнными одиночным союзом ИЛИ, не ставится

ТЕСТ 6. Знаки препинания в ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Укажите предложения с пунктуационной ошибкой:

1) Нигде, ни в чём ей нет отрады и облегченья не находит она подавленным слезам, и сердце рвётся пополам. (А.П.)

2) Блеснёт заутра луч денницы и заиграет яркий день... (А.П.)

3) Ты меня манила песней рая, и с тобой мы встретимся в раю. (Н. Гум.)

4) Когда пахнул сырой холодный ветер, ущелье загудело и пошёл мелкий дождь. (М.Л.)

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания:

Н..сколько раз бр..дящий народ раскричавшись на базаре собирался и..ти в Пр..ображенское гр..мить амбары но недоходя Яузы повсюду натыкались на солдат и те гр..зились стр.юлять. (А. Т.)

ЗАДАНИЕ 3

Укажите правильное объяснение пунктограммы:

Судьба нас свела опять на Кавказе (1) или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит? (М.Л.)

А – 1 – перед союзом ИЛИ запятая ставится всегда

Б – 1 – между частями ССП ставится запятая

В – 1 – запятая между частями ССП не ставится, т. к. есть общая придаточная часть

Г – 1 – обе части ССП, соединённые союзом ИЛИ, – вопросительные, запятая не ставится

ТЕСТ 7. Знаки препинания в ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Укажите предложения с пунктуационной ошибкой:

1) Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление. (М.Л.)

2) Дверь совершенно бесшумно распахнулась и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколке предстала перед псом и его господином. (М.Б.)

3) И душно кажется на родине, и сердцу тяжко и душа тоскует. (М.Л.)

4) Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности. (И.Г.)

5) Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (А.П.)

ТЕСТ 8. Синтаксический разбор ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Расставьте знаки препинания, выполните разбор предложения:

Ещё ослепительны зори
И перья багряны у птиц
И много есть в девичьем взоре
Ещё не прочтённых страниц.
((Н. Гумилев))
ЗАДАНИЕ 2

Укажите количество предикативных единиц в предложении:

Я писал декорации, переписывал роли, суфлировал, гримировал, и на меня было возложено также устройство разных эффектов вроде грома, пения соловья и т. п. (А.Ч.) __________________________________________

ЗАДАНИЕ 3

Выделите предикативные единицы в предложении; подчеркните грамматические основы:

... проворно
Онегин с Ольгою пошёл;
Ведёт её, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмёт – и запылал
В её лице самолюбивом
Румянец ярче.
((А. Пушкин))

ТЕСТ 9. Пунктуационный разбор ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Выберите правильное объяснение пунктограмм:

Я велел ехать к коменданту,1и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком,2выстроенным на высоком месте,3близ деревянной же церкви. (А.П.)

1 – а) запятая между однородными членами б) запятая между частями ССП

2 – а) обособление определения, выраженного причастным оборотом б) обособление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом

3 – а) обособление уточняющего оборота б) запятая между однородными членами

ЗАДАНИЕ 2

Выполните пунктуационный разбор предложения (знаки не расставлены):

Вечерело и тучи не то расходились не то заходили теперь с трёх сторон. (И.Б.)


ТЕСТ 10. ССП: обобщение

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Найдите и исправьте ошибку в схеме предложения:

Я матушка боюся вас прогневать а без того бы я конечно или засмеялся или заплакал . (Д.Ф.)

[,++++,],а[,+++++], [или О, или О].

ЗАДАНИЕ 2

В каком предложении между частями ССП запятая не ставится?

1) В это время подъехала к крыльцу карета и бричка _ и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил её вперёд. (Л.Т.)

2) На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги _ да вздрагивали речные лилии... (А.Ч.)

ЗАДАНИЕ 2

Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания:

Отговорила роща золотая
Берёзовым (1) весёлым языком (2)
И журавли (3) печально пролетая (4)
Уж не жалеют больше ни о ком.
((С. Есенин))

А – сложносочинённое предложение, состоящее из 2 частей

Б – простое предложение, осложнённое однородными членами

В – первая часть осложнена однородными членами

Г – 1 – неоднородные определения, запятая не ставится

Д – 2 – запятая между частями сложносочинённого предл.

Е – 3, 4 – обособление определения, выраженного деепр. об.

Обобщающий урок на тему «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения»

Цели: 1)обобщить и систематизировать знания учащихся о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;

2) Развивать умения и навыки по определению и конструированию сложных предложений, совершенствовать умения различать сложносочиненные и сложноподчиненные, развивать навыки синтаксического разбора, выделять главное и придаточное предложение, составлять схемы, продолжить отработку пунктуационных навыков, развивать творческие способности;

3) привить интерес к предмету, повышать мотивацию к усвоению знаний.

Оборудование : схема, семантическая таблица, диаграмма Венна, флипчарт,

Тип урока : урок-повторение

Методы и приемы : словесно –письменный, индивидуальный, коллективный, практический, вопросно-ответный

Ход урока: I . Организационный момент

Приветствие.

Постановка цели урока.

II . Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос по пройденной теме

III . Вступительная беседа.

Обращаюсь к эпиграфу – словам Л.Н.Толстого: «Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем, на чистом хорошем богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке ». Для того, чтобы наша речь была хорошей, выразительной, богатой, мы должны уметь правильно строить предложения. В связи с этим мы сегодня на уроке будем повторять тему «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения».

IY . Лингвистическая разминка.

Учитель задает вопросы, ответы появляются на интерактивной доске постепенно по ходу ответа.

1. Что такое фонетика? Фонетика- это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

2. Что такое лексика? Лексика – это раздел науки о языке, в котором изучается значение слова и употребление слова.

3. Что такое морфология? Морфология - это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

4.Что такое синтаксис? Синтаксис- это раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание и предложение.

5. Что такое словообразование? Словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучается строение слов.

Y . Постройте схему на тему «Предложение»

Сегодня мы остановимся на синтаксисе. А начнем повторение с того что нарисуем дом и назовем его «Предложение» .

1.Что будет фундаментом нашего дома? Простое предложение.

2. Какие предложения называются простыми? Они имеют одну грамматическую основу.

3. Составим простое предложение?

4. Какие предложения называются сложносочиненными? Части равноправны по смыслу, соединены сочинительными союзами.

5. Виды сложносочиненных предложений? ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами.

6. Какие предложения называются СПП? Они состоят из главного и придаточного предложения.

7. Сколько видов СПП вы знаете? Три вида: изъяснительные, определительные и обстоятельственные.

YI . Сконструируйте предложения, употребляя обе части таблицы. Предложения запишите в тетрадях.

Составьте и запишите сложноподчиненные предложения, подобрав к главной части подходящие по смыслу придаточную часть.

Главная часть

Придаточная часть

1. Надо упорно учиться,

2. Яблони не зацвели,

3. Он добрался до города,

4. Мы знаем,

5. Будет теплая метель,

А. …когда уже стемнело.

Б. …если воробьи зачирикают.

В. ….как красива наша Земля.

Г. …чтобы познать себя.

Д. ….Потому что было холодно.

YII . Разноуровневые задания

1 уровень «Слепая схема»

2 уровень «Диаграмма Венна»

3 уровень « Алгоритм» Определить вид придаточного

YIII . Графический диктант

IX . Цифровой диктант

Задаются вопросы, ученики отвечают Да или Нет.

1. Союзы а, но, да противительные?

2. Грамматическая основа предложения это- подлежащее и сказуемое?

3. Что, когда, если, чтобы подчинительные союзы?

4. СПП с придаточными определительными отвечают на вопрос какой?

5. Человек, если ему дать свободу, творит чудеса. Предложение СС?

6. Сложное предложение состоит из двух простых предложений?

7. СПП с придаточным причины отвечают на вопросы зачем? почему? По какой причине?

8. То, ..то, или,...или союзы соединительные?

9. Союзные и бессоюзные предложения – это виды сложных предложений?

Х. Закрепление. Семантическая таблица

союзы

типы

Потому что

чтобы

там

если

насколько

который

Места

Цели

Причины

Условия

Определительные

Меры и степени

Х I .Спасибо. А сейчас давайте решим кроссворд, вопросы которого тоже касаются пройденных тем.

1. Раздел науи о языке, в котором изучается словосочетание и предложение? 2. В русском языке их шесть, по ним слоняются слова. 3. Главны член предложения. 4. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 5. Устаревшие слова. 6. Средства связи придаточных и главных предложений в сложном предложении.7. Раздел науки, в котором изучается звуки речи. 8. Отделяющий знак препинания. 9. Второстепенный член, отвечающий на вопросы косвенных падежей.

Какое ключевое слово получилось? Сколько лет независимости Республики Казахстан? С какими достижениями Казахстан подошел к своему 21-летию.?

ХІ I . Подведение итогов.

Раздаю листочки. Фразы для подведения итогов урока.

1. Главным для меня на уроке было то,что…..

2. Теперь я буду знать то, что……

3. Меня огорчило то, что……

4. Я рад,что …..

Домашнее задание

Оценивание с комментированием.

Спасибо за плодотворную работу. До свидания.

28.03.2017 2143 0 Габитова Марина Владимировна

Тест по теме «Сложносочиненное предложение» 9 класс
1. Укажите ССП (знаки не расставлены).
А) Ярко светило солнце и снег переливался тысячью искр.
В) Толпа объединившая и пожилых и молодых невольно привлекла внимание Абая.
С) Снег лежит на деревьях и гнет сучья.
Д) Жилище мое обросло случайными но интересными вещами.
Е) Облетают с яблонь листья и шепчутся с травой.
2. ССП с соединительным союзом.
А) В лесу было черно-пестро, в оврагах шумит вода. В) весна пришла и растопила снег на полях.
С) С севера надвинулась огромная туча и закрыла полнеба.
Д) Скоро осень проснется и заплачет спросонья.
Е) С вечера моросило, и наступило серое весеннее утро.
3. ССП с разделительным союзом.


4. ССП с противительным союзом.
А) От бессонной ночи тяжело никла голова и слезились припухшие глаза.
В) Или мы пойдем вместе или я уйду один.
С) Она торопилась и потому разговоры пришлось отложить до вечера.
Д) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.
Е) Ёрш презрительно пошевелил плавательными перьями и уплыл восвояси.
5. Укажите простое предложение.
А) От бессонной ночи тяжело никла голова и слезились припухшие глаза.
В) Или мы пойдем вместе или я уйду один.
С) Она торопилась и потому разговоры пришлось отложить до вечера.
Д) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.
Е) Ёрш презрительно пошевелил плавательными перьями и уплыл восвояси.
6. Укажите СПП, в котором НЕ нужна запятая.
А) От бессонной ночи тяжело никла голова и слезились припухшие глаза.
В) Или мы пойдем вместе или я уйду один.
С) Она торопилась и потому разговоры пришлось отложить до вечера.
Д) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.
Е) Ёрш презрительно пошевелил плавательными перьями и уплыл восвояси.
7. Укажите ССП со значением противопоставления.
А) в небе нет ни облака но в воздухе чувствовался избыток влаги.
В) Учение и обед делали дни очень интересными вечера же проходили скучновато.
С) На горах только тайга шумит да ручьи бегут, по камню играют.
Д)) Или мы пойдем вместе или я уйду один.
Е) То падал туман то вдруг припускал косой крупный дождь.
8. Укажите ССП со значением чередования (набор пр-ий в 7 задании).
9. Укажите ССП со значением одновременности (набор пр-ий в 7 задании).
10. Укажите ССП со значением взаимоисключения (набор пр-ий в 7 задании).
11.Укажите ССП со значением сопоставления (набор пр-ий в 7 задании).
12. Укажите противительные союзы.
А) а, и, зато, или, тоже; В) и, да, тоже, также, ни-ни; С) или, либо, то-то, не то- не то, то ли- то ли;
Д) а, но, да(=но), зато, однако, же; Е) что, чтобы, потому что, когда, если.
13. Укажите соединительные союзы.
А) а, и, зато, или, тоже; В) и, да, тоже, также, ни-ни; С) или, либо, то-то, не то- не то, то ли- то ли; Д) а, но, да(=но), зато, однако, же; Е) что, чтобы, потому что, когда, если.
14. Найдите ССП (знаки не расставлены).
А) Пока мы собирались на экскурсию началась гроза. В) Мы долго искали сухое пристанище и нашли его. С) Дверь в комнату была открыта зато окна были закрыты ставнями.
Д) Хотя у слова нету крыльев оно летит.
Е) Грош цена тому кто не может сломить дурной привычки.
15. Укажите предложение с сочинительным противительным союзом.
А) Я хочу, чтобы ты дал совет. В) Я не знаю, какой тебе сделать подарок.
С) Все смолкли, зато громче затрещали, разгораясь, ветки.
Д) Мне тоже не сиделось на месте. Е) Витя мыл посуду и насвистывал какую-то песенку.
16. Какое значение имеет ССП из предыдущего задания?
А) одновременности; В) чередования; С) сопоставления; Д) противопоставления;
Е) возмещения.
17. Укажите ССП, в котором не следует ставить запятую перед союзом и.
А) Ворота выходили в переулок и над ними густо смешивались ветки серебристого тополя.
В) Кинжал взят отважным казаком и долго он лежал заброшенным в лавке армянина.
С) И ненавидим мы и любим мы случайно и царствует в душе какой-то холод тайный.
Д) Где-то в глубине глухо посвистывал сквознячок и капала вода с прозрачным звуком.
Е) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
18. Укажите ССП с общим второстепенным членом.
А) Он читал и строчки сливались в серые полосы. В) Ему стало жарко и он распахнул полушубок.
С) В акациях прошумел ветер и пушечным ударом прокатился гром.
Д) В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор ветеранов.
Е) Без стука распахнулась дверь и в комнату вошла девушка.
19. Укажите ССП со значением последовательности.
А) Ему стало жарко и он распахнул полушубок. В) Все смолкли, зато громче затрещали, разгораясь, ветки. С)) Где-то в глубине глухо посвистывал сквознячок и капала вода с прозрачным звуком. Д)) в небе нет ни облака но в воздухе чувствовался избыток влаги.
Е) От бессонной ночи тяжело никла голова и слезились припухшие глаза.
20. В ССП с соединительными союзами:
А) перечисляются явления, происходящие одновременно, или следуют одно за другим;
В) явления противопоставляются одно другому;
С) явления чередуются или указывают на возможность одного явления из двух;
Д) явления сопоставляются и противопоставляются;
Е) Явления только чередуются.
21. Определите количество знаков препинания в предложении: Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки сосредоточенный молчаливый казалось что он лишь прислушивается к тому о чем говорят другие но художники поражались его метким замечаниям верным оценкам картин.
А) 7; В) 8; С) 4; Д) 6; Е) 3.
22. Укажите ССП.
А) Лето выдалось серое и холодное. В) День был пасмурный, но тёплый.
С) Надя простилась и пошла к себе. Д) В доме все уже легли, но никто не спал.
Е) Надя сильно тосковала и думала о матери.
23. Укажите количество знаков препинания в предложении: Этот странный туман плотно укутав мир совершенно растворил могучие деревья превратив их в тени сказочных великанов.
А) 2; В) 4; С) 5; Д) 6; Е) 3.
24. Укажите союз, который НЕ относится к противительным:
А) зато; В) а; С) однако; Д) но; Е) не только… но и.
25. Определите вид предложения: Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.
А) простое; В) ССП; С) СПП; Д) СБП;

3 Контрольная работа по теме « Сложносочинённые
предложения»

Учебная цель: проверить уровень сформированности учащихся по изучаемой
теме.

Ученик должен: 1.Отличать сложносочинённые предложения
от других видов сложных предложений.
2.Уметь по схемам определять виды сложносочинённых
предложений по значению и союзам.
3.Уметь правильно расставлять знаки препинания.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний и умений

Форма деятельности: фронтальная проверка

Количество часов: 1

Формы и виды контроля: итоговый урок

Формы и виды взаимодействия учителя и ученика: контроль учителя

Задания для контрольной работы

Первый вариант

Сокращение ССП- сложносочинённое предложение

1.Из каких частей состоит сложносочинённое предложение:

а) зависимых;
б) равноправных;
в) и зависимых, и равноправных?

2.Сложносочинённым является предложение:

а) Всё село погрузилось в тишину, и лишь иногда эта тишина прерывалась негромким лаем собак.
б) Мы очутились у водопада, откуда открывался необыкновенный вид.
в) Особенно любили мы этот парк и тенистые аллеи.
г) Свежий воздух, который ворвался в комнату, задул свечу.

3.Между частями ССП не нужно ставить запятую в ряду(знаки препинания пропущены):

а) На скамейку кто-нибудь присаживался и начинался неторопливый разговор.
б) Недавно прошёл первый снег и земля стала белой.
в) Мы взяли по корзинке и все пошли собирать грибы.
г) Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.

4.Правильно знаки препинания расставлены в предложении:

а) Его сдавили ещё больше - и кто-то рванул дверь.
б) Его сдавили ещё больше; и кто-то рванул дверь.
в) Его сдавили ещё больше, и кто-то рванул дверь.
г) Его сдавили ещё больше и кто-то рванул дверь.

5.Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

а) Одни дятлы продолжали свою работу, да где-то свистнул рябчик и боязливо замолчал.
б) Это был то ли туман, то ли дым.
в) Пехотные полки выбегали из леса, а роты уходили в разбивку.
г) Наступила ночь, вышел месяц.

6.Какой тип отношений в следующем предложении: То взлетают на насыпь сосны, то внезапно сбегают в ров:



в) противительные отношения;
г) разделительные отношения.

7 Укажите верное утверждение:




г) в ССП с соединительными союзами одно явление противопоставляется другому

8.Схеме [ =-],но [= -] соответствует предложение:

а) Кто-то любит демонстрировать своё преимущество, но большинство этого не любит;
б) Не выражаешь чувства ты, но ждать готов я долго;
в) Как мелкие битые стеклянки, в небе звезды мерцали, но за деревней уже обозначилась лиловая заря.
г) Месяца не было, но небо вызвездилось.

9.Правильная схема предложения Снова лес и поля мне открылись, как в детстве, и запутался я в этом милом наследстве такова:

А) [и - = ],и [=- и -];
б) [= и ],и [=и= ];
в) [-и -=],и [= - ];
г) [ =-и- ],и [- = ].

10. Какой тип отношений в следующем предложении На вершинах берез листа уже не было, и голые прутья исполосовали огрызок луны, висевший теперь над самым кладбище:

а) отношения с оттенком одновременности;
б) соединительные отношения с оттенком следования (разновременности);
в) противительные отношения;
г) разделительные отношения.

11. Какой тип отношений в следующем предложении Потянул теплый, смешанный с болотными цветами ветер, и издалека долетел протяжный звериный крик и стих:

а) отношения с оттенком одновременности;
б) соединительные отношения с оттенком следования (разновременности);
в) противительные отношения;
г) разделительные отношения.

12
·.Части какого предложения связаны соединительным союзом:

а) Ветер срывал листья с деревьев, а дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
б) Вряд ли он примет это предложение, зато жена его будет польщена.
в) День угасал, и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.
г) Я угадаю шаг глухой в неверной мгле ночного дыма, но, как всегда, передо мной пройдёт неведомое мимо.

Алгоритм ответов: 1.б 2. а 3. б 4. а.5. а 6. г 7. в 8. б 9. г 10. б 11. а 12.в

Второй вариант

1.Сложносочинённым является предложение:

а) Он повсюду искал её встречи, и встреча с нею казалась ему каждый раз неожиданной милостью бога.
б) Новое обстоятельство ещё более и более запутало её положение.
в) Ибрагим видел, как силы душевные и телесные постепенно в ней исчезали.
г) Полина появлялась везде; она окружена была поклонниками.

2.В ССП ставятся следующие знаки препинания:

а) запятая, точка с запятой, тире;
б) точка с запятой, запятая, тире;
в) запятая, точка с запятой;
г) запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

3.Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

а) Урожай был прекрасный, и стояли жаркие росистые дни с короткими ночами.
б) Мой старый пес стоит, насторожась, а снег уже блистает перламутром.
в) То птица из-под ног у них выпорхнет, то краснобокая лисица в кусты нырнёт.
г) Не мог я дорогу найти, но в училище был небывалом.

4. Между частями ССП не нужно ставить запятую в ряду(знаки препинания пропущены):

а) За нами мельница видна и берег посинел зелёный.
б) Ещё я никого не обидел и меня не обидел никто.
в) Несут хозяйки булки сайки но песня за душу берёт.
г) Уже поздно а спать не хочется.

5. Правильно знаки препинания расставлены в предложении:

а) Наступил вечер полный тайн, и лес при свете молодых зарниц стоит, чувствуя беспокойство.
б) Наступил вечер, полный тайн, и лес при свете молодых зарниц стоит,чувствуя беспокойство
в) Наступил вечер, полный тайн и лес при свете молодых зарниц стоит, чувствуя беспокойство
г) Наступил вечер, полный тайн, и лес при свете молодых зарниц стоит чувствуя беспокойство

6. Укажите неверные утверждения:

а) союзы: и, зато, или являются соединительными;
б) если в ССП с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, то запятая между ними не ставится.
в) ССП – это сложные предложения, части которых связаны сочинительными союзами;
г) в ССП с соединительными союзами одно явление противопоставляется другом

7. Схеме[- =], и[- =]соответствует предложение:

а) Волны еще бушевали, и черный корабль лежал на боку тяжкой громадой, вероятно навеки закончив свои странствия
б) В долине персики цветут, и в горах снова идёт снег.
в) Вдруг запели птички и лист зашелестел.
г) Подул сильный ветер, и хрупкая берёзка согнулась.
8.Правильная схема предложения В занавесках колеблется тишь, но идёт, нарастая, шум ветра следующая:

а) [-=],но[=-];
б) [=-],но [=-];
в) [=],но[-=];
г) [-=],но[-=].

9.Части ССП Со станции из-за деревьев должны доноситься гудки, и чья-то настольная книга должна трепетать на земле связаны:

а) сочинительным союзом;
б) разделительным союзом;
в) противительным союзом.

10.Части ССП Был робок увяданья запах, но шумным ворохом листвы я оказался так внезапно осыпан с ног до головы связаны:

а) сочинительным союзом;
б) разделительным союзом;
в) противительным союзом.

11. Какой тип отношений в следующем предложении Она души не приняла, а я старался, так старался.

а) отношения с оттенком одновременности;
б) соединительные отношения с оттенком следования (разновременности);
в) противительные отношения;
г) разделительные отношения.

12.Части какого предложения связаны противительным союзом:

А) Вспоминается первый ледок, вспоминается также вечер без звёзд
б) Два семинара в понедельник, а он забыл о них, бездельник
в) Иль свирель тишину опечалит, иль серебряный гонг заревёт.
г) И любовь умерла, и открылась дремота.

Алгоритм ответов: 1. а 2. а 3. а 4. а 5. б 6. а, б, г 7. а 8. б 9. а 10. в 11. в 12. б