Темные века в греции гомеровский период. Гомеровский период (XI-VIII в


Название периода Гомеровский период был назван в честь великого греческого поэта Гомера, автора знаменитых произведений – античных поэм «Одиссея» и «Илиада», до сих пор являющихся основным источником информации о той эпохе. До конца не изучен вопрос об их создании, так как современные историки не могут прийти к однозначному ответу на вопрос о существовании Гомера, как реального исторического персонажа, да и авторство поэм некоторыми исследователями подвергается сомнению Но, несмотря на это, «Одиссея» и «Илиада» остаются значительными памятниками античной литературы и важнейшими источниками информации о тех временах.


Археология в гомеровскую эпоху Но о гомеровском периоде известно не только благодаря эпосу. Значительный вклад в понимание данного периода внесла археология. Почему же это время именовалось «темными временами»? Дело в том, что памятников культуры практически не сохранилось. В результате гибели микенской цивилизации, греческая культура оказалась отброшена на несколько веков назад. Вторгшиеся дорийские племена уничтожили все крупные микенские центры. Основными археологическими материалами стали некрополи. Их содержимое значительно беднее микенских. Существенным отличием гомеровской эпохи от предшествующей ей микенской является отсутствие построек из камня. Люди перестали им пользоваться и возводили свои жилища из необожженного кирпича и древесины.


«Темные века» гомеровской эпохи. Письменность. Письменность также пришла в упадок, поэтому с тех времен, кроме произведений Гомера не осталось ни одного письменного документа. Именно материальная бедность, скудность археологического материала и вообще любых других данных о рассматриваемой эпохе послужила причиной появления термина «темные века».


«Темные века» гомеровской эпохи. Торговля и ремесла Торговля и ремесла также пришли в полный упадок. Дорийцам были готовы принять только те навыки и технологии порабощенных ими народов, которые были бы полезны для ведения войн, их не интересовала скульптура и живопись. Поэтому в гомеровскую эпоху развивалось лишь гончарное дело, технологии обработки металлов, кораблестроение и сельское хозяйство. Но именно благодаря дорийцам Греция вошла в эпоху Железного века, так как в те времена начали добычу и обработку железа.


«Геометрический стиль» Визитной карточкой гомеровской эпохи является так называемый «геометрический стиль» керамики. Он характеризуется геометрическим построением различных предметов, орнамента, людей на вазах, амфорах и других предметах быта. Геометрический стиль пришел на смену «про то геометрическому», который был характерен для середины «темных веков» и с которого началось возрождение культуры древней Греции. Изображаются атлетические состязания, мифические сцены, боевые сражения, танцы и спортивные состязания.


Устройство дорийского общества Устройства дорийского общества той эпохи вернулось к родоплеменным отношениям. Классов как таковых еще не было, но и первобытнообщинным тот строй назвать уже было нельзя, так как в основе общества лежала земледельческая прослойка – «демос» (народ), которая существовала в рамках «полиса» (города – государства). Именно благодаря созданию полиса – уникальной формы социально- экономической и политической организации общества, дорийцы смогли постепенно создать свою собственную цивилизацию. На начальных этапах развития полиса отсутствовала частная собственность на землю, все угодья были общественными, а власть осуществлялась с помощью военной демократии.


Возникновение системы рабовладения Но с развитием дорийской культуры постепенно шло социальное расслоение общества и возникла система рабовладения. Главным источником рабов были военные походы. Работорговля была делом прибыльным, и многие завоевательные походы дорийцев организовывались исключительно с целью свежего притока рабов. Хотя рабы и выполняли более грязную и трудоемкую работу, но все же трудились они вместе со своими хозяевами, а иногда и считались членами их семей. Тем не менее, было вполне нормальным использовать рабов в качестве предметов обмена и торговли.


Власть Дорийское общество не было единым и сильным государством. Централизация власти отсутствовала. В каждом полисе правил свой царь, поддерживаемый советом старейшин. Очень важную роль при принятии важных государственных решений играло народное собрание..


Вывод Можно сказать, что хотя гомеровская эпоха была эпохой упадка и застоя, нельзя отрицать, что именно в то время, благодаря распространению железа и созданию и развитию полисов происходило становление будущей греческой цивилизации. Постепенно Греция стала оправляться после нашествия дорийцев. К концу гомеровского периода резко возросла численность населения, активно развивались общественные отношения и совершенствовались ремесла и торговля. Древняя Греция подошла к новому витку в своей истории – архаическому периоду


Источники greece/heritage/history/homeric-periodhttp:// greece/heritage/history/homeric-period a/antichnaya_hudozhestvennaya_kultura

Греция занимает особое место в западной культуре, ее считают прародительницей нашей цивилизации. Но 4000 лет назад ее будущее выглядело не слишком многообещающим.

Греция же едва успела переступить через уклад жизни каменного века, как переселенцы из Анатолии, кочуя по островам Эгейского моря, привезли ей культуру бронзового века.

Период в истории Древней Греции, охватывающий 11-9 века до н. э., принято называть «Гомеровским» или «Темными веками».

Итак, перед вами краткая история Гомеровской Греции .

Темные века Древней Греции

Первый очаг цивилизации появился в материковой Греции около 1600 г. до н. э. Ее центр находился в Микенах, городе на полуострове Пелопоннес, составляющем южную часть Греции.

Внушительные руины оборонительных сооружений, обнаруженные при раскопках, позволяют предположить воинственный характер культуры, но микенская цивилизация была и торговой.

Воины и купцы распространяли влияние своей цивилизации по Восточному Средиземноморью. Цивилизация просуществовала недолго, примерно до 1250 г. до н. э. Причины ее гибели остаются неясными до сих пор.

В Восточном Средиземноморье активизировался загадочный союз племен, которые именовались в древнеегипетских документах «народами моря». Их деятельность нарушила торговые морские пути.

У микенской цивилизации не оказалось преемника; после ее краха местные вожди боролись за власть над разбросанными поселениями.

Позднее ученые назвали период с 1250 по 850 г. до н. э. «темными веками» Греции. К VIII в. до н. э. «мрак» начал рассеиваться.

Накопление богатств местных властителей способствовало развитию ремесел и торговли, создавало прекрасные условия для развития полисов – самоуправляемых городов-государств.

Предприимчивые смельчаки из этих городов доплывали до дальних берегов и устраивали там торговые фактории, что также обогащало города.

Хотя полисы развивались независимо друг от друга, в них складывалось сознание общей принадлежности к единому сообществу греков, которое подкреплялось множеством общих мифов о богах и героях.

Великие эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» стали источником воодушевления для многих поколений греков.


Минойская цивилизация

В минойской культуре, возникшей на острове Крит около 2000 г. до н. э., изящному атлетизму отдавали предпочтение перед грубой силой.

Эта цивилизация получила название от имени легендарного царя Миноса – героя греческого мифа о Минотавре. Чудовище обитало в сложно устроенном здании – лабиринте; вероятно, лабиринт стал мифологизированным образом реального дворца в Кноссе, столице Минойского царства.


Кносский дворец времен минойской цивилизации

Под царской опекой процветала торговая экономика; поддерживались связи и с , и с Малой Азией. Однако ок. 1450 г. до н. э. островная торговая империя получила сокрушительный удар, когда от взрыва на о. Фера сильно пострадало все Восточное Средиземноморье.

Вскоре, ок. 1400 г. до н. э. остров захватили микенские греки, и слава минойского Крита ушла в прошлое.

Гомеровская Греция кратко

Ниже вы можете посмотреть таблицу с датами и кратким описанием ключевых событий, имевших место в период истории Древней Греции, который называется «Гомеровским» или «Темными веками».

Все даты имеют относительную точность.

Лет до нашей эры

Событие

2300 С переселенцами из Анатолии в Греции распространяется культура бронзового века.
2000 На о. Крит построены первые минойские дворцы.
1600 В материковой Греции возникает микенская цивилизация.
1450 Взрыв вулкана на о. Фера (Тира) причиняет большие разрушения по Восточному Средиземноморью; гибнут города на минойском Крите.
1250 Гибель микенской цивилизации.
1184 Принятая традицией дата падения Трои.
1150 Кочевники-дорийцы, умевшие обрабатывать , вторгаются с севера в Грецию.
1000 Греческие переселенцы начинают основывать колонии на восточном побережье Эгейского моря, в областях, которые впоследствии будут называться Эолидой и Ионией.
776 Первые Олимпийские игры.
750 Начало архаического периода истории Греции; этим временем датируется возникновение первых полисов.
750 Первые свидетельства существования греческого алфавита.
750 Создание великих поэм Гомера (они будут записаны гораздо позже).
734 На Сицилии основаны первые греческие колонии.

Гомеровский период был назван в честь великого греческого поэта Гомера, автора знаменитых произведений - античных поэм «Одиссея» и «Илиада», до сих пор являющихся основным источником информации о той эпохе. До конца не изучен вопрос об их создании, так как современные историки не могут прийти к однозначному ответу на вопрос о существовании Гомера, как реального исторического персонажа, да и авторство поэм некоторыми исследователями подвергается сомнению. «Одиссея» рассказывает о приключениях Одиссея - царя острова Итака, возвращающегося с Троянской войны, а «Илиада» - о событиях самой войны.

Оба события относятся к микенскому периоду греческой истории. Однако здесь возникает справедливый вопрос: почему же они являются источниками информации о послемикенском времени? Изучив тексты, исследователи пришли к заключению, о том, что тексты были написаны спустя несколько веков после описанных в них событий (в 8 в. до н.э). В поэмах прослеживается ряд наслоений различных эпох (домикенские времена, микенский период и сама «гомеровская» эпоха, во времена которой и были написаны произведения), что, несомненно, доказывает огромную разницу между Гомером и предшествующим микенским периодом. Но, несмотря на это, «Одиссея» и «Илиада» остаются значительными памятниками античной литературы и важнейшими источниками информации о тех временах.

Археология в гомеровскую эпоху

Но о гомеровском периоде известно не только благодаря эпосу. Значительный вклад в понимание данного исторического периода внесла археология. Анализ археологических данных внес ясность, почему это время именовалось «темными временами». Дело в том, что памятников культуры практически не сохранилось. В результате гибели микенской цивилизации, греческая культура оказалась безжалостно отброшена на несколько столетий назад. Вторгшиеся с севера дорийские племена уничтожили все крупные микенские центры, дворцы и цитадели. Основными археологическими материалами стали некрополи. Это уже не монументальные микенские гробницы, но однотипные кладбища простых общинников, весьма немногочисленные, что говорит о резком сокращении численности населения. Содержимое гробниц, значительно беднее микенских, что также отражает обеднение общества. Существенным отличием гомеровской эпохи от предшествующей ей микенской является отсутствие построек из камня. Люди перестали им пользоваться и возводили свои жилища из необожженного кирпича и древесины.

«Темные века» гомеровской эпохи

Письменность также пришла в упадок, поэтому с тех времен, кроме произведений Гомера не осталось ни одного письменного документа. Именно материальная бедность, скудность археологического материала и вообще любых других данных о рассматриваемой эпохе послужила причиной появления термина «темные века».

Торговля и ремесла также пришли в полный упадок. Дорийцам были готовы принять только те навыки и технологии порабощенных ими народов, которые были бы полезны для ведения войн, их не интересовала скульптура и живопись. Поэтому в гомеровскую эпоху развивалось лишь гончарное дело, технологии обработки металлов, кораблестроение и сельское хозяйство. Но именно благодаря дорийцам Греция вошла в эпоху Железного века, так как в те времена начали добычу и обработку именно железа.

Причиной полного отмирания как внешних, так и внутренних торговых связей в начале гомеровской эпохи, была политика агрессивного пиратства со стороны самих дорийских мореплавателей. Считалось, что участвовать в таких рейдах было признаком мужской доблести и отваги. Некогда частые гости в греческих гаванях - корабли финикийцев и египтян старались теперь обходить их стороной. Но постепенно, к концу дорийского периода произошло налаживание старых торговых связей с этими народами, также получила развитие и внутренняя торговля.

«Геометрический стиль»

Визитной карточкой гомеровской эпохи является так называемый «геометрический стиль» керамики (геометрика) (900 - 700 гг. до н.э.). Он характеризуется геометрическим построением различных предметов, орнамента, людей на вазах, амфорах и других предметах быта. Геометрический стиль пришел на смену «протогеометрическому», который был характерен для середины «темных веков» и с которого началось возрождение культуры древней Греции. К концу гомеровской эпохи художественные сюжеты на керамике становятся все более богатыми и сложными. Изображаются атлетические состязания, мифические сцены, боевые сражения, танцы и спортивные состязания. Этот стиль зародился в Афинах и постепенно распространился на остальные города древней Греции и острова Эгейского моря.

Устройство дорийского общества

Что касается устройства дорийского общества той эпохи, то в начале гомеровского периода оно вернулось к родоплеменным отношениям. Классов как таковых еще не было, но и первобытнообщинным тот строй назвать уже было нельзя, так как в основе общества лежала земледельческая прослойка - «демос» (народ), которая существовала в рамках «полиса» (города - государства). Именно благодаря созданию полиса - уникальной формы социально-экономической и политической организации общества, дорийцы смогли постепенно создать свою собственную цивилизацию. На начальных этапах развития полиса отсутствовала частная собственность на землю, все угодья были общественными, а власть осуществлялась с помощью военной демократии.

Возникновение системы рабовладения

Но с развитием дорийской культуры постепенно шло социальное расслоение общества и, как следствие, возникла система рабовладения. Нужно отметить, что система рабства в гомеровское время еще разительно отличалось от той его формы, которая сложилась в Греции позднее. Главным источником рабов были военные походы, а не большой разрыв в социальном положении членов полиса. Работорговля была делом прибыльным, и многие завоевательные походы дорийцев организовывались исключительно с целью свежего притока рабов. Хотя рабы и выполняли более грязную и трудоемкую работу, но все же трудились они вместе со своими хозяевами, а иногда и считались членами их семей. Тем не менее, было вполне нормальным использовать рабов в качестве предметов обмена и торговли.

Полисы гомеровской эпохи

В целом, несмотря на появление и развитие полисов и наметившееся классовое расслоение, дорийское общество не было единым и сильным государством. Централизация власти отсутствовала. В каждом полисе правил свой царь, поддерживаемый советом старейшин.

Очень важную роль при принятии важных государственных решений играло народное собрание. Оно решало, идти ли царю на войну или рабов на данный момент достаточно. Можно сказать, что хотя гомеровская эпоха была эпохой упадка и застоя, нельзя отрицать, что именно в то время, благодаря распространению железа и созданию и развитию городов - полисов происходило становление будущей греческой цивилизации.

Железные орудия труда позволили осваивать и обрабатывать гораздо большие площади земли и делали этот процесс менее трудоемким, чем во времена процветающих элладских цивилизаций бронзового века. Постепенно Греция стала оправляться после опустошительного нашествия дорийцев.

К концу гомеровского периода резко возросла численность населения, активно развивались общественные отношения и совершенствовались ремесла и торговля. Древняя Греция подошла к новому витку в своей истории - архаическому периоду.

Период с конца I тысячелетия до нашей эры по VIII век до нашей эры сегодня называют "гомеровским периодом" , так как основным источником информации об этих временах являются сочинения Гомера, в частности, "Илиада" и "Одиссей".

Посмотрите интересный фильм о Трое!
http://rutube.ru/tracks/4450697.html?v=

Гомеровская Греция - это своего рода "темные века" в истории цивилизации, который длился около 400 лет и закончился с возникновением греческих полисов периода архаики. Данных об этом периоде чрезвычайно мало. Известно, что произошел полный упадок культуры и искусств, была утрачена даже письменность. Остатки микенской цивилизации были окончательно уничтожены.

Гомеровский период характеризовался развитием существующих социумов от первобытно-общинного строя к классовому рабовладельческому обществу. Складывалась тенденция, при которой вожди племен и их ближайшее окружение постепенно присваивали себе лучшие земли и обращали в рабство наиболее бедных соотечественников. Умение обрабатывать железо привело к бурному развитию ремесел с конца VIII века до нашей эры.

От этого времени почти не осталось памятников зодчества, так как материалом служили в основном дерево и необожженный, но лишь высушенный на солнце кирпич-сырец. Представление об архитектуре у ее истоков могут дать лишь плохо сохранившиеся остатки фундаментов, рисунки на вазах, терракотовые погребальные урны, уподобленные домам и храмам, и некоторые строки гомеровских поэм:

"Друг, мы, конечно, пришли к Одиссееву славному дому,
Может легко он быть узнан меж всеми другими домами:
Длинный ряд горниц просторных, широкий и чисто мощеный
Двор, обведенный зубчатой стеною, двойные ворота
С крепким замком, - в них ворваться насильно никто не помыслит".

Создавались в ту эпоху и редкие памятники скульптуры, простые по формам и небольшие по размерам. Особенно же широкое распространение получило украшение сосудов, к которым древнейшие греки относились не только как к необходимым в быту предметам. В разнообразных, порой причудливых керамических формах, в простых, но выразительных.

В формах и рисунках ваз, возникших до IX века до н. э., выступала несложность выражения чувств создавших их людей.

Сосуды обычно покрывались орнаментами в виде простейших фигур: кругов, треугольников, квадратов, ромбов. С течением времени узоры на сосудах усложнялись, разнообразными становились их формы.В конце IX - начале VIII века до н. э. появились вазы со сплошным заполнением поверхности орнаментами.

Тулово амфоры из мюнхенского музея прикладного искусства разделено на тонкие пояса - фризы, расписанные геометрическими фигурами, как кружево лежащими на сосуде.

Древний художник решился показать на поверхности этой амфоры помимо узоров - животных и птиц, для которых он выделял особые фризы, расположенные один в верхней части горла, другой в самом начале тулова и третий-около днища. Принцип повтора, свойственный ранним ступеням развития искусства разных народов, выступает и у греков в керамических росписях.

К VIII веку относится дипилонская амфора, служившая надгробным памятником на кладбище Афин. Выразительны ее монументальные формы; широко массивное тулово, гордо поднимается высокое горло. Она кажется не менее величественной, чем стройная колонна храма или статуя мощного атлета. Вся поверхность ее разделена на фризы, в каждом из которых свой узор, с часто повторяющимся меандром различного типа. Изображение животных на фризах подчинено здесь тому же принципу, что и на мюнхенской амфоре. На самом широком месте представлена сцена прощания с умершим. Справа и слева от покойного- плакальщики с заломленными над головой руками. Скорбность рисунков на вазах, служивших надгробиями, предельно сдержанна. Суровыми кажутся представленные здесь чувства, близкие тем, что испытывал Одиссей, слушавший волнующий рассказ плачущей и еще не узнавшей его Пенелопы:

"Но как рога иль железо, глаза неподвижно стояли
В веках. И воли слезам, осторожность храня, не давал он!"

В лаконизме росписей Х-VIII веков формировались качества, развившиеся позднее в пластически сочных формах греческого искусства. Эта эпоха была школой для греческих художников: строгой четкости рисунков геометрического стиля обязаны сдержанной гармоничностью образов архаика и классика.

В геометрическом стиле проявлялись эстетические чувства народа, начинавшего путь к вершине цивилизации, создавшего впоследствии памятники, затмившие славу египетских пирамид и дворцов Вавилона. Решительность и внутренняя собранность эллинов в тот период находили отзвук в предельном лаконизме росписей с неумолимым ритмом, четкостью и резкостью линий. Условный характер изображений, упрощенность форм - результат не изощрения, но стремления выразить графическим знаком общее понятие какого-либо вполне определенного предмета реального мира. Ограниченность такого принципа изображения - в отсутствии конкретных, индивидуальных черт образа. Ценность его в том, что человек на ранней ступени развития начинает вносить в мир, кажущийся еще непонятным и хаотическим, элемент системы, упорядоченности.

Схематические образы геометрики будут насыщаться в дальнейшем все большей конкретностью, но греческие художники не утратят достигнутого в этом искусстве принципа обобщения. В этом отношении росписи гомеровского периода - первые шаги в развитии античного художественного мышления.


Задание:

Посмотрите презентацию "Греческая вазопись" , дайте характеристику особенностей каждого периода развития греческой вазописи, отметив отличие сюжетов, стилей. Свой ответ разместите в комментариях.

Период XI-IX вв. до н.э. в истории Греции принято называтьгомеровским. поскольку главными источниками сведений о нем служат знаменитые поэмы «Илиада » и«Одиссея». Его также называют «дорийским» - имея в виду особую роль дорийских племен в завоевании ахейской Греции.

Следует отметить, что сведения из гомеровских поэм нельзя считать вполне достоверными и точными, ибо в них фактически оказались смешанными повествования о трех разных эпохах: финальной стадии ахейской эпохи, когда совершался поход на Трою (XIII в. до н.э.); дорийском периоде (XI-IX вв. до н.э.); ранней архаики, когда жил и творил сам Гомер (VIII в. до н.э.). К этому надо добавить характерный для эпических произведений художественный вымысел, гиперболизацию и преувеличения, временные и другие смешения и т.д.

Тем не менее, опираясь на содержание гомеровских поэм и данные археологических раскопок, можно считать, что с точки зрения цивилизации и материальной культуры дорийский период означал известный разрыв преемственности между эпохами и даже откат назад, поскольку некоторые элементы уже достигнутого уровня цивилизации были утрачены.

В частности,была утрачена государственность, а также городской, или дворцовый уклад жизни, письменность. Эти элементы греческой цивилизации фактически рождались заново. В то же время возникшее и ставшее широкимприменение железа способствовало ускоренному развитию цивилизационного начала. Основным занятием дорийцев по-прежнему было земледелие и скотоводство. Успешно развивались садоводство и виноделие, а оливы оставались ведущей культурой. Сохраняла свое место торговля, где в качестве «всеобщего эквивалента» выступай крупный рогатый скот. Хотя основной формой организации жизни была сельская патриархальная община, в ее недрах уже зарождался будущий городской полис.

Что касаетсядуховной культуры, то здесь преемственность была сохранена. Об этом убедительно говорят гомеровские поэмы, из которых видно, что мифология ахейцев, составляющая основу духовной жизни, оставалась той же. Судя по поэмам, шло дальнейшее распространение мифа как особой формы сознания и восприятия окружающего мира. Происходило также упорядочивание греческой мифологии, которая приобретала все более законченные, совершенные формы.

Период архаичной культуры

Архаический период (VIII -VI вв. до н.э.) стал временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции, в ходе которого были созданы все необходимые условия и предпосылки для последующего удивительного взлета и расцвета. Практически во всех областях жизни происходят глубокие изменения. За три века античное общество совершает переход от деревни к городу, от родовых и патриархальных отношений котношениям классического рабства.

Город-государство, греческий полис становится основной формой социально-политической организации общественной жизни. Общество как бы пробует все возможные формы государственного устройства и правления - монархию, тиранию, олигархию, аристократическую и демократическую республики.

Интенсивное развитие сельского хозяйства ведет к высвобождению людей, что способствует росту ремесел. Поскольку и это не решает «проблему занятости», усиливается начавшаяся еще в ахейский период колонизация ближних и дальних территорий, вследствие чего территориально Греция разрастается до внушительных размеров. Экономический прогресс способствует расширению рынка и торговли, опирающихся на складывающуюсясистему денежного обращения. Начавшаясячеканка монет ускоряет эти процессы.

Еще более впечатляющие успехи и достижения имеют место в духовной культуре. В ее развитии исключительную роль сыграло созданиеалфавитного письма , ставшего величайшим достижением культуры архаической Греции. Оно было разработано на основе финикийской письменности и отличаюсь удивительной простотой и доступностью, что позволило создать на редкость эффективнуюсистему образования , благодаря которой в античной Греции не было неграмотных, что также явилось огромным достижением.

В период архаики формируются основныеэтические нормы и ценности античного общества, в которых утверждающееся чувство коллективизма сочетается с агонистическим (состязательным) началом, с утверждением прав индивида и личности, духом свободы. Особое место занимают патриотизм и гражданственность. Зашита своего полиса воспринимается как высшая доблесть гражданина. В этот период также рождается идеал человека, в котором дух и тело находятся в гармонии.

Воплощению данного идеала способствовали возникшие в 776 г. до н.э.Олимпийские игры. Они проводились каждые четыре года в городе Олимпии и продолжались пять дней, в течение которых соблюдался «священный мир», прекращавший всякие военные действия. Победивший на играх пользовался большим почетом и имел значительные социальные привилегии (освобождение от налогов, пожизненная пенсия, постоянные места в театре и на праздниках). Трижды победивший в играх заказывал у прославленного скульптора свою статую и ставил ее в священной роще, окружавшей главную святыню города Олимпии и всей Греции - храм Зевса.

В архаическую эпоху возникают такие феномены античной культуры, какфилософия ипаука. Их родоначальником стал Фал ее, у которого они еще не отделены строго друг от друга и находятся в рамках единойнатурфилософии. Одним из основателей античной философии и науки является также полулегендарный Пифагор, у которого наука, принимающая формуматематики, представляет собой уже вполне самостоятельное явление.

Высокого уровня в эпоху архаики достигает художественная культура. В это время складываетсяархитектура , покоящаяся на двух видах ордера - дорическом и ионическом. Ведущим типом постройки выступает сакральный храм как обитель бога. Самым известным и почитаемым становится храм Аполлона в Дельфах. Возникает такжемонументальная скульптура - сначала деревянная, а затем каменная. Наибольшее распространение получают два типа: обнаженная мужская статуя, известная под именем «курос» (фигура юноши- атлета), и задрапированная женская, примером которой была кора (прямо стоящая девушка).

Настоящий расцвет в эту эпоху переживает поэзия. Величайшими памятниками античной литературы стали уже упомянутые выше эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Немного позднее Гомера творил еще один знаменитый греческий поэт - Гесиод. Его поэмы «Теогония», т.е. родословная богов, и «Каталог женщин» дополняли и завершали созданное Гомером, после чего античная мифология приобретала классический, совершенный вид.

Среди других поэтов особого выделения заслуживает творчество Архилоха, основателя лирической поэзии, произведения которого наполнены личными страданиями и переживаниями, связанными с трудностями и невзгодами жизни. Такого же выделения заслуживает лирика Сапфо, великой античной поэтессы с острова Лесбос, пережившей чувства любящей, ревнующей и страдающей женщины.

Творчество Анакреонта, воспевавшего красоту, любовь, радость, веселье и наслаждение жизнью, оказало большое влияние на европейскую и русскую поэзию, в частности на А.С. Пушкина.