В сокровищнице Предания Православной Церкви особое место занимает эортология - наука, изучающая различные аспекты православных праздников: библейский, догматический, исторический и прочие. Литургическая сторона праздников, в этом смысле, представляется наиболее важной, поскольку именно в богослужебном времени Церковь преодолевает ограниченность условий человеческого бытия и помогает христианину в приобщении к вечности, являемой в богослужении. Настоящая статья имеет целью изложение структуры праздничной системы Православной Церкви с обозначением ключевых отличий разных видов праздников. Система праздников, сформировавшаяся в литургической традиции, изложена в богослужебных книгах, и в частности, в 47-й главе Типикона, которая посвящена классификации праздников Месяцеслова Православной Церкви. Данная глава Устава, проводя деление праздников по типам и закрепляя за каждым видом праздника определенный знак (графическое изображение), предлагает фундаментальную основу, на которой строится система богослужебных отличий непереходящих праздников годового цикла. Иерусалимский Устав, принятый ныне повсеместно в Православной Церкви, подразделяет все праздники на великие, средние и малые.
Великие праздники в Типиконе обозначаются знаком . К великим праздникам относятся все неподвижные двунадесятые праздники, а также пять недвунадесятых: Обрезание Господне (1 января ст. ст.), Покров Пресвятой Богородицы (1 октября ст. ст.), апп. Петра и Павла (29 июня ст. ст.), Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня ст. ст.) и Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа ст. ст.).
Согласно Уставу, на великий праздник совершаются, как правило, следующие службы суточного круга:
В православной богослужебной эортологической системе к средним праздникам Месяцеслова относятся бденные и полиелейные праздники, которые обозначаются соответственно как крест полуокружен - , и крест един точию - .
При знаке бдения в седмичные и субботние дни, по Типикону, совершаются те же службы суточного круга, что и при великих праздниках. Отличия касаются, в основном, двух элементов богослужения. По сравнению с великими праздниками, на утрене перед каноном праздника поется канон Божией Матери, и на литии великой вечерни перед стихирами праздника поется стихира храма.
При знаке полиелея в седмичные дни и в субботу, согласно Уставу, совершаются следующие службы суточного круга:
К малым праздникам Месяцеслова относятся памяти славословных и шестеричных святых, обозначающиеся в Типиконе знаками - три точки несовершенно окружены, красен вид имущие - , и три точки несовершенно окружены, черн вид имущие - . Также в число малых праздников традиционно включают и памяти святых, службы которых в Уставе не имеют никакого знака (т. н. малые святые или святые без знака).
В седмичные и субботние дни при малых праздниках Месяцеслова Устав предполагает совершение следующих служб суточного круга:
Рассматривая порядок служб при разных знаках праздников Месяцеслова, следует отметить постепенное возрастание степени торжественности богослужения от малых праздников к великим, что достигается путем совершения более торжественного вида служб, а также через изменение структуры суточного богослужения и введение в состав чинопоследования праздничных элементов.
Так называемая славословная служба , или служба с великим славословием зачастую воспринимается как будничная: не совершается всенощное бдение, вечерня служится вседневная, а на утрене не поется полиелей и не читается Евангелие. Однако можно со всей уверенностью сказать, что такое впечатление является ошибочным. С точки зрения Устава, славословная служба относится к торжественным богослужениям, правда, торжественность ее, говоря языком эмоционального восприятия, не такая «прямолинейная», как у полиелейного богослужения, а скорее более «мягкая» и «прикровенная». Характерной и уникальной чертой славословной службы является ее динамичность, интенсивное нарастание «праздничности»: от вседневной вечерни без входа с кадилом и паримий до торжественного окончания утрени пением великого славословия, как это бывает на всенощном бдении. Достаточно окинуть взглядом праздники, в которые Уставом назначается славословная служба, чтобы удостовериться в том, что Типикон рассматривает данный тип богослужения в качестве важной составляющей литургической структуры годового цикла. Суббота Акафиста и Лазарева суббота, Преполовение Пятидесятницы, отдание Пасхи и двунадесятых праздников, Собор Богородицы, Понедельник Святаго Духа, Начало Индикта и Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня - это неполный перечень славословных служб, без которых церковный год выглядел бы значительно менее ярким и насыщенным.
Обычный для седмичных дней порядок служб суточного круга сохраняется, как можно заметить, и при совершении полиелея. Торжественность богослужению придается за счет совершения более праздничного вида служб: вместо вседневной вечерни совершается великая, вместо вседневной или славословной утрени - полиелейная. После великой вечерни, по мысли Устава, должна быть трапеза, за которой следует малое повечерие - последняя служба перед сном. Первая служба после ночного отдыха - полунощница, далее следуют утреня, часы и Литургия.
Совершение же всенощного бдения вносит значительные изменения в суточный богослужебный круг. Вообще, ночное время в православной аскетике считается наиболее подходящим для молитвы, поэтому-то наш Устав, вобравший в себя многовековую богослужебную традицию православного монашества, почитает самые торжественные дни года совершением в честь них всенощной службы - продолжительного многочасового богослужения в течение ночи. Таким образом, всенощное бдение являет высшую степень праздничности, какая только возможна в православном богослужении.
Поскольку бдение, состоящее из великой вечерни, утрени и 1-го часа, должно начинаться, согласно предписаниям Устава, «по еже заити солнцу мало», т. е. вскоре после захода солнца (см. Типикон, гл. 2-я), в обычное время вечерней молитвы (после 9-го часа, т. е. по нашему счету времени - около 3-4 часов пополудни) совершается малая вечерня. Таким образом, в составе суточного круга появляется дополнительная служба, призванная восполнить отсутствующую на своем «обычном» месте (т. е. перед закатом солнца) вечерню.
С другой стороны, повечерие и полунощница, которые совершаются в обычные дни между вечерней и утреней, при наличии всенощного бдения опускаются. Связано это с тем, что данные службы, по мысли Устава, выполняют функцию молитв «на сон грядущим» и утренних молитв. Такое значение этих служб подтверждается предписанием нынешней богослужебной традиции, согласно которой в дни Светлой седмицы утреннее и вечернее келейное правило, а также повечерие и полунощница, одинаково заменяются пасхальными часами. В случае, когда совершается бденная служба, ночной отдых не подразумевается, поэтому, с точки зрения уставной логики, совершение повечерия и полунощницы не обязательно.
Систему праздников Месяцеслова и состав служб суточного круга при них можно представить следующим образом в виде сводной таблицы.
Службы и их тексты | без знака | двух малых святых | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Название службы |
Полиелейная |
Славословная |
Шестеричная |
Без праздничного знака |
|||
Праздник | |||||||
Малая вечерня | |||||||
Всенощное бдение | |||||||
Тип вечерни |
вседневная |
||||||
Кафизма на вечерне |
Блажен муж… |
||||||
Стихиры Минеи на Господи воззвах |
на 6 или на 8 |
(Октоиха: 3) Минеи на 3 |
на 6: св.1 на 3 св.2 на 3 |
||||
Вход с кадилом | |||||||
Паримии | |||||||
Лития и стихиры на литии | |||||||
1-я стихира на литии |
праздника |
храма (потом праздника) |
|||||
Стихиры на стиховне |
Октоиха (в Минее может быть песнопение на Славу) |
||||||
Благословение хлебов | |||||||
Заупокойная лития после вечерни | |||||||
Повечерие и полунощница | |||||||
Тип утрени |
полиелейная |
славослов-ная |
вседневная |
||||
Малые ектении по кафизмах | |||||||
Седальны по кафизмах | |||||||
Полиелей, седален по полиелее, степенна, прокимен, Евангелие, стихира по 50 пс. | |||||||
Каноны |
1. Что такое календарь
2. Какие бывают календари в странах: Древний, Карманный, Календарь знаменательных дат, Церковный, Календарь рыболова, Календарь болельщика, Астрологический календарь.
3. Виды календарей: Табель-календарь, Отрывной, Перекидной, Календарь книжного типа.
Что такое календарь?
Жрецы также отметили, что ежегодно, примерно одновременно с началом разлива, перед восходом солнца на небосклоне появлялась яркая звезда. Пересчитали дни между этими событиями - оказалось 365 дней. Это было 6000 лет назад, а до этого никто не знал, что в году 365 дней. Египтяне разделили год на 12 месяцев по 30 дней, в конце года добавляли 5 дополнительных дней.
Древний календарь
Какие бывают календари?
Появился современный 12-месячный календарь благодаря римскому императору Гаю Юлию Цезарю. До этого в ходу был календарь из 10 месяцев. В четырехлетнем цикле три года имеют по 365 дней, а четвертый - 366 дней. Так удалось достичь соответствия календаря времени обращения Земли вокруг Солнца.
Существует еще много способов отсчета дат: мусульманский, израильский, китайский, индийский и буддийский календари, которыми пользуются и по сей день.
Карманный календарь
Табель-календарь
Отрывной календарь
Перекидной календарь
Перекидной календарь, в котором на каждый день (неделю, месяц) отведены отдельные перекидываемые листки
Календарь книжного типа
Календарь знаменательных дат
Церковный календарь
Календарь церковных праздников и постов, словарь имён, жития святых. Список тропарей; молитвы и евангельские чтения на каждый день.
Астрологический календарь
При составлении гороскопов астрологи опираются на лунный календарь
Календарь МАЙЯ
Система календарей, созданных в доколумбову эпоху цивилизацией майя. Этот календарь использовался и другими центральноамериканскими народами -ацтеками, тольтеками и др.