Познакомить детей с буквой а. Урок чтения УМК "Начальная школа XXI века"

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: "Звук [а], буква А"

Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.

Задачи:

Знакомить детей со звуком [а], его характеристикой:

Давать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова);

Познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;

Познакомить с отличием звука от буквы;

Учить выделять звук из ряда гласных звуков;

Закрепить знания детей фруктов;

Коррекционно – развивающие:

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

Развивать артикуляционную, мелкую моторику;

Воспитывать умение слушать друг друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте

Тема: Звук [а], буква А.

Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Знакомить детей со звуком [а], его характеристикой:

Давать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова);

Познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;

Познакомить с отличием звука от буквы;

Учить выделять звук из ряда гласных звуков;

Закрепить знания детей фруктов;

Коррекционно – развивающие:

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

Развивать артикуляционную, мелкую моторику;

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать умение слушать друг друга.

Демонстрационный материал: кукла, картинка с изображением плачущей девочкой, замок принцессы Гласы, символ звука [а] – красный большой кружок, короткая и длинная полоска, карточка с буквой А.

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, раздаточные листы с заданиями (из тетради Коноваленко «Пишем и читаем»), красные карандаши.

Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент)

Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовет фрукт.

Артикуляционная гимнастика.

А сейчас давайте подготовим наш язычок и губки к занятию и выполним упражнения. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.

- «Улыбка» – «трубочка»

- «Лопаточка»

- «Иголочка»

- «Лопаточка» – «Иголочка»

Молодцы. Отложите зеркала в сторону.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня. Она приготовила для вас задание:

Послушайте и назовите первый звук в словах:

автобус, антенна, арбуз, акробат.

Правильно, слышится звук [а]. Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.

Посмотрите на картинку: девочка плачет. Какой звук она произносит, когда плачет? (звук [а])

Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].

2. Уточнение артикуляции звука.

Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.

Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.

3. Игра «Поймай звук»

Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

4. Игра «Длинный – короткий»

Л.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.

5. Пальчиковая гимнастика.

Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин.

Много нас, Показывают 10 пальцев.

А он один. Показывают один палец.

Эта долька – для ежа. Загибают по одному пальчику,

Эта долька - для стрижа. начиная с большого на левой руке.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.

Он сердит на нас – беда!!! Сжимают кулаки и прижимают к груди.

Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.

6. Работа на раздаточных листах.

Ребята, Аня принесла для вас листочки с заданиями. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а].

Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а].

7. Знакомство с буквой А.

Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

Найдите букву А на своем листочке в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

Потому что звук [а] гласный и обозначаем мы его красным цветом.

Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.

Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

III. Итог занятия.

Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие? (кукла Аня )

Назовите первый звук в имени куклы А – а – ани (звук [а] )

Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а].

А с какой буквой мы познакомились?

Каким цветом обозначается звук [а]?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Давайте попрощаемся с куклой Аней.

Наше занятие окончено.


Открытое занятие в объединении « Школа для дошколят». Тема: «Звук и Буква «А»»

Педагог: Зорина С.И.

Программное содержание:

Познакомить со звуком и буквой А;

Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику. Развивать фонематические процессы: различение звукоподражаний и бытовых шумов, выделение изолированного звука А среди других, выделение звука в начале слова. Развивать конструктивный праксис, зрительное восприятие;

Воспитывать познавательный интерес через игровые моменты.

ОБОРУДОВАНИИЕ: ноутбук, компьютерная игра «Учимся говорить правильно» из серии «Скоро в школу»; символы гласных звуков, фотоальбом; картинка-сюрприз; индивидуальные зеркала; сюжетные картины для звука А; предметные картинки, названия которых начинаются на звук А и другие звуки; буква А; «Волшебные» квадраты по числу детей.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: стихотворение о букве А.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Ребята, кто из вас любит играть в компьютерные игры. Сегодня я принесла Вам интересную игру, в нее могут играть только очень внимательные ребята. Кто из вас внимательный?

(Игра на дифференциацию звукоподражаний, бытовых шумов и звуков природы. Дети участвуют в игре по очереди).

II. Сообщение темы занятия.

Ребята, сейчас вы внимательно слушали и угадывали звуки, которые можно услышать на улице, звуки, которые издают предметы и животные. А вот сейчас к нам в гости придет звук, который не могут издавать предметы и животные, его может произносить только человек. Встречайте, ребята, к нас пришел звук «А» . Он очень любит петь и при этом очень широко открывает рот.

(Выставляется символ звука А).

Ребята, звук А очень хочет с Вами познакомиться и подружиться. Он пришел к нам не с пустыми руками, а принес с собой сюрприз - картинку, но не хочет ее просто так отдавать, а хочет с Вами поиграть. Звук А приготовил для Вас интересные задания и за каждое выполненное задание он будет давать Вам по одной части картинки. А когда вы выполните все задания, сможете собрать картинку.

III. Знакомство с символом звука А.

Друзья обычно показывают друг другу альбомы с фотографиями. Вот и звук А принес нам свой альбом, давайте его посмотрим: здесь фотографии звука А и его друзей. Давайте найдем фотографии звука А.

(Совместное рассматривание альбома с детьми)

Молодцы, Вы нашли все фотографии звука А. За это вы получаете одну часть сюрприза – картинки.

IV. Сопряженная гимнастика.

А сейчас звук А хочет научить нас петь так же как он, для этого нужно потренировать ниши губы, а помогут нам наши пальчики. Мы выполним упражнение «Птенчики в гнезде».

а) «Гнездо»;

б) «Птенчики».

V. Характеристика звука А перед зеркалом.

(У каждого ребенка индивидуальное зеркало).

Сейчас мы научимся также широко открывать рот так же, как звук А: рот широко открыт, похож на круг, язык спокойно лежит внизу за нижними зубками, песенка тянется, преград не встречает, гласная.

Молодцы, ребята, здорово у Вас получается петь, как звук А. За это вы получаете еще одну часть картинки.

VI. Звукоподражания.

Звук «А» очень важный, нам без него никуда: - Что просит сказать врач, когда смотрит горлышко? (Аааа), - Как мама укачивает малыша? (Аааа)

VII. Развитие фонематического слуха.

а) выделение звука из ряда других: «Похлопаем звуку «А»:

А сейчас звук «А» хочет для нас спеть, а мы, когда услышим его песенку, будем ему хлопать, а если Вы услышите другие звуки, то хлопать не надо.

Молодцы, за то, что Вы были такими внимательными слушателями звук «А» дарит Вам еще одну часть картинки.

б) выделение звука из начала слова: «Подарим звуку «А» открытки»:

А теперь мы сделаем подарок для звука А. Мы подарим ему открытки. Нужно выбрать только те, на которых нарисованы предметы, название которых начинается на звук А.

Звуку «А» очень понравились Ваши открытки, за это он дарит Вам еще одну часть картинки.

VIII. Знакомство с буквой А.

а) анализ внешнего вида буквы:

А откуда же к нам пришел звук А? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква А. Вот он.

(На доску выставляется буква А. Дети высказывают свои мнения, на что поход домик у звука А. Затем взрослый знакомит всех со стихотворением):

«А» шалашик, посмотри,

И скамеечка внутри.

б) конструирование буквы А из «Волшебного квадрата»:

А давайте построим для звука А домики – Буквы А. Строить мы будем из треугольников и полосок такую же букву А, как на открытке.

У Вас получились замечательные буквы А. Вот Вам еще одна часть картинки.

в) узнавание буквы А на сюжетной картине:

Звуку А очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться домой, и вот его последнее задание: нужно проводить нашего нового друга до дома – найти все его домики – буквы А на этой картинке.

(Дети встают со своих мест, подходят к сюжетной картине и каждый находит по одной букве).

Молодцы, ребята, Вы справились со всеми заданиями и у Вас все части картинки – сюрприза, давайте ее соберем. Давайте поблагодарим нашего гостя и проводим его.

IX. Итог занятия.

(Итог занятия проводится на основе собранной картинки, на которой изображена буква а и аист)

Какой звук к нам сегодня приходил в гости?

Как называется домик звука А?

Какой веселый стишок мы сегодня узнали про букву А?

А почему на этой картинке наш новый друг нарисовал аиста?


Открытое занятие в объединении «Школа для дошколят». Тема: Знакомимся с геометрическими фигурами.

Педагог: Зорина С.И.

Цели : - создать условия для восприятия учащимися различных геометрических фигур и выделения отличительных признаков каждой из них;

Формировать умение называть геометрические фигуры, отличать их друг от друга по выделенным признакам;

Закрепить умение сравнивать группы предметов (понятия больше, меньше, столько же);

Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

Оборудование: набор геометрических фигур, набор предметных картинок, презентация, компьютер, проектор, рабочие тетради

Ход занятия

1.Приветствие.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. С каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Каким цветом вы бы его изобразили?

Надеюсь, что на занятии вы не будете скучать, а ваше настроение улучшится! Приступаем к работе!

2.Повторение пройденного материала.

Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла белочка и принесла с собой свои запасы: орешки и грибы. Она просит нас помочь ей разложить припасы по мешочкам: каких припасов больше – в синий мешочек, каких меньше – в красный. Поможем ей? (да)

Ребята, каких припасов у белочки больше? Каких меньше? Раскладываем по мешочкам.

Молодцы, помогли белочке, справились с заданием!

Следующее наше задание - на доске. Кто мне может помочь его сформулировать? (нужно узнать, каких предметов больше, каких - меньше)

Правильно, молодцы. Чего больше груш или яблок? Чего меньше? На сколько груш больше, чем яблок? На сколько яблок меньше, чем груш?

Что вы можете сказать о количестве слив и яблок? (слив столько же, сколько яблок)

3.Знакомство с новым материалом.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с необычными фигурами, которые в математике называют геометрическими. Кто-нибудь уже знает, что это за фигуры?

Первая фигура – это круг. (педагог демонстрирует круг из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

Посмотрите внимательно на свои круги, что вы можете сказать об этой фигуре? (у круга нет углов)

Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на круг?

Следующая фигура – прямоугольник. (педагог демонстрирует прямоугольник из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

Посмотрите внимательно на свои прямоугольники, что вы можете сказать об этой фигуре? Сколько у прямоугольника углов? Сколько сторон?

Еще одна фигура – квадрат. (учитель демонстрирует квадрат из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

Посмотрите внимательно на свои квадраты, что вы можете сказать об этой фигуре? Сколько у квадрата углов? Сколько сторон? Возьмите в одну руку квадрат, в другую – прямоугольник. Сравните их: чем они похожи, чем отличаются?

Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на прямоугольник?

Следующая фигура – треугольник. (педагог демонстрирует треугольник из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

Посмотрите внимательно на свои треугольники, что вы можете сказать об этой фигуре? Сколько у треугольника углов? Сколько сторон?

Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на треугольник? (аналогично производится знакомство с овалом)

4.Физминутка.

Хомка, Хомка, Хомячок

Полосатенький бочок

Хомка раненько встает

Шейку моет, спинку трет

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку

Раз, два, три, четыре, пять

Хочет Хомка сильным стать.

5.Первичное закрепление.

Теперь я вам буду загадывать загадки про геометрические фигуры, а вы должны их отгадать. (Каждая загадка сопровождается слайдом из презентации с нужной геометрической фигурой.)

1) Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг)

2)Три вершины тут видны

Три угла, три стороны,-

Ну, пожалуй, и довольно!-

Что ты видишь? (треугольник)

3)Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
(квадрат)

4)Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник
Какой? ...(прямоугольник)

5)Работа в рабочей тетради.

А сейчас, ребятки, открываем свои рабочие тетради на той странице, где у вас закладка. Посмотрите на картинку вверху страницы, что это за фигуры здесь изображены? (дети по очереди называют уже знакомые геометрические фигуры)

Молодцы, выполняем следующее задание. Кто уже знает, что необходимо выполнить?(нужно раскрасить фигуры)

Верно, но их нужно не просто раскрасить, а раскрасить так, чтобы все круги были одного цвета, все квадраты – другого цвета, треугольники – третьего. Каким цветом будем красить круги? Квадраты? Треугольники? (выбираем вместе с детьми)

6)Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, наше занятие подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо потрудились. Скажите, с какими фигурами мы сегодня познакомились? Чем отличается каждая фигура от всех остальных (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?

Какое у вас сейчас настроение? Какими красками вы бы его изобразили?

На этом занятие окончено.

Открытое занятие в объединении «Журавлик»

Тема: открытка « Собачка». Объемная аппликация с элементами оригами .

Педагог: Зорина С.И.

Цель : научить детей создавать выразительный образ собачки, используя полученные навыки складывания квадрата по диагонали. Совершенствовать навык использования лекал, вырезания мелких деталей для дополнения изображения. Создавать открытки самостоятельно для того, чтобы порадовать друзей и родных.

Задачи: совершенствовать умение складывать квадрат по диагонали, отгибать уголки треугольника к середине, вырезать округлые формы,пользуясь лекалами. Продолжать учить детей добиваться единства замысла, приводя все компоненты работы к общей идее - изготовлению красивой открытки.

Материалы и оборудование : двойной лист бумаги - заготовка для открытки, цветные квадраты 10х10, цветные прямоугольники 2х2,лекала в форме косточки, готовые вырезки для украшения открытки, ножницы, клей.

Игровая мотивация:

Посмотрите, ребята, какая забавная собачка изображена на открытке. Она в плаще с воротничком, с бантиком и цветными карманами. Хочется вам сделать такую собачку, она будет грустной или веселой? Вам захочется передать ваши чувства и ваше настроение тому, кому вы подарите открытку - близкому другу или родным.

Для этого мы и постараемся сделать собачку забавной, украсить открытку косточкой для собачки или букетом цветов. А может быть кто-то захочет вырезать для друга еще какие-то изображения и украсить ими открытку.

Ход занятия

Ответьте, пожалуйста, кому можно подарить открытку? Когда дарят открытки?

Ответы детей - когда хотят принести радость, позабавить друзей.

Давайте мы с вами постараемся сделать свою открытку как можно нарядней, веселей, красивей. Вспомните, как мы сгибаем квадрат по диагонали. Что получается?

Ответ: треугольник.

Из треугольника мы делаем мордочку собачки. Если уголки- ушки загнем вверх, то получится овчарка, если вниз - похоже на спаниеля. С такими ушками собачка кажется грустной, правда?

Делаем плащ - треугольник складываем пополам, а затем углы сгибаем к середине. Воротник и карманы вырезаем из цветных квадратиков и полосок, закругляя края.

Лапки и хвостик - это полоски цветной бумаги слегка закругленные. Их можно сделать лохматыми, если сделать надрезы с 2-х сторон.

После того, как вы наклеили основные детали – голову, лапки, хвост, плащ - на лист бумаги сложенный вдвое/ это наша открытка/, мы делаем глазки, носик, ротик. Можно вырезать их, а можно нарисовать цветными карандашами.

У некоторых собачек получилось грустное выражение мордочки. Давайте подарим каждой собачке косточку, и тогда наша собачка не будет злой и кусачей.

Физкультминутка

Под музыку песни про собаку мы немного отдохнем, сделаем упражнения.

Собака бывает кусачей только от жизни собачей,

Когда у собаки есть будка и миска,

Ошейник, луна и в желудке сосиска,

То эта собака не круглая сирота.

Мы отдохнули, подвигались и теперь продолжаем работу. Сделаем собачке косточку, пользуясь лекалом. Как надо использовать лекало?

Ответы детей.

Правильно, обвести карандашом и вырезать по контуру.

Можно наклеить косточку на другой стороне открытки, можно вырезать маленькие сосиски и угостить ими собачку. А может, кто-то захочет добавить в свою открытку миску, будку, луну. Тогда ваша открытку сразу станет забавной и обязательно повеселит того, кому вы ее подарите.

Вот какое изображение у нас получилось на развороте. А на верхней стороне открытки вы можете наклеить то, что хотите, - цветы, вырезанные из бумаги, написать буквы. Вы мо-

жете проявить собственную фантазию, добавить такие детали, которые, вы знаете, понравятся вашему другу.

Итог занятия. Оценка работ.

Подарки мы всегда делаем близким людям, так что особенно важно было сделать все аккуратно, чисто, проявить умение и собственное творчество.

У всех ребят получились красивые открытки.

Теперь вы сможете подарить эти открытки, выполненные своими руками, мамам, папам, своим друзьям.

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [а]. Буквы А, а»

ЗАНЯТИЕ №16 .

Тема : Звук [а] . Буквы А , а.

Цель : познакомить детей со звуком [а] и буквой А .

Задачи :

Образовательные : формировать умение выделять звук [а] из речи ; познакомить детей с буквами А , а; формировать навык чтения.

Развивающие : развивать фонематический слух, внимание, логическое и ассоциативное мышление, речь детей; развивать мелкие мышцы пальцев. прививать интерес к чтению.

Воспитательные : воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

Предварительная работа : повторить с детьми стихи о гласных и согласных звуках , провести дидактические игры : «Составь предложение» , «Подели слово на слоги» , «Отгадай, какой это звук » .

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы. Учебник Н. Жуковой «Букварь » ; демонстрационные карточки с печатными буквами А , а; элементы букв А а ; схемы звуков , слов, предложений; счётные палочки; пластилин, раздаточные листы.

Ход занятия:

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

1. Беседа.

Из чего состоят слова?

Посмотрите на доску. Какие картинки вы видите (Арбуз, акула, автобус, аист, ананас, аптека, тигр.)

Произнесите эти слова, чем они похожи?

Какое слово лишнее? Почему?

2. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ .

1. Создание проблемной ситуации.

Прочтите по модели слово, которое я задумала (модель слова дом)

Получилось много вариантов. А вот если бы слово было написано буквами , вы бы сразу его отгадали! Но мы не умеем читать.

2. Создание эмоционального фона занятия .

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти :

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу :

«Ну прочитай ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

Кто из вас знает буквы ?

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

Ребята, сегодня у вас необычный день. Сегодня у вас праздник «День первой буквы » .

На уроке вы познакомитесь с гласным звуком [а] , узнаете, какими . Научитесь выделять в речи звук [а] , познакомитесь с первой учебной книгой – Букварём .

4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Знакомство с Букварём .

Отгадайте загадку :

У каждой девчонки и у мальчишки

Есть эта книжка заветная книжка,

Читают и ныне, читали и встарь

Чудесную книжку с названьем (букварь ) .

Вы держите в руках книгу. Это ваша первая учебная книга.

Как она называется? По Букварю учились читать ваши дедушки и бабушки, мамы и папы. С помощью этой замечательной книги научитесь читать и вы.

Рассмотрите обложку. Что вы видите?

Вы знаете правила общения с книгой?

Как вы думаете, какими руками можно брать книгу?

Можно ли рисовать в книге?

Как нужно переворачивать страницы?

Чтобы быстро найти нужную страницу и не измять уголки, нужно пользоваться закладкой.

Книга будет вам благодарна, если у неё будут аккуратные, бережливые хозяева.

Изучение нового материала.

Фонетическая зарядка.

Какой звук издаёт человек , когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло? (Звук [а] ) .

Какой звук издаёт мама , когда укачивает ребёнка? (Звук [а] ) .

Сейчас мы познакомимся с гласным звуком [а] , узнаем, какими буквами обозначается этот звук . Откройте Букварь .

Знакомство с буквами А а .

- Звук [а] обозначается буквой Аа (показ карточки с буквами Аа ) .

Эти буквы печатные . (показ букв в Букваре .)

Буква А – заглавная , большая; буква а – строчная , маленькая.

Постепенно вы узнаете, какие слова принято печатать с заглавной большой буквы , а какие - с маленькой, строчной буквы . Печатные буквы встречаются в книгах, журналах, газетах.

Астра, азбука, айва

Начинаются на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

На что похожа печатная буква А ? (На ракету, на столбы,) .

А - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко :

Ноги ставит широко.

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок.

Ты эту букву знаешь ? А?

Перед тобою буква А .

Высока и стройна буква А .

Очень похожа на арку она.

-Буква А , буква А –

Алфавиту голова.

Знает Саша, знает Света,

А похожа на ракету.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Беседа по картинке в учебнике (с. 4-5) .

А теперь буква А зовет нас в гости . Где живет наша буква ? Букваре )

Посмотрите на первую страницу Букваря . Обратите внимание, как широко открывает рот девочка при произношении звука [ а] .(каждый ребёнок произносит звук [ а] смотрит в зеркальце, отмечает, что он поётся – он гласный)

Произнесите несколько раз звук [а] . Скажите, как располагаются органы речи при произнесении звука [а] . (Рот широко открывается, губы округлые. Верхние и нижние зубы не касаются друг друга. Язычок слегка касается нижних зубов)

Протяните звук [а] . Пропойте звук [а] . Какой можно сделать вывод? (Звук [а] хорошо тянется и поется)

Встречает ли воздух преграду при произнесении звука [а] или он проходит через горлышко свободно? (При произнесении звука [а] воздух проходит через горлышко свободно)

Дайте характеристику звука [а] и обоснуйте свой ответ. (Звук [а] гласный . Он тянется и поется. При его произнесении воздух проходит через горлышко свободно.

Как в схеме мы будем обозначать звук [а] ? .

Приведите примеры слов, начинающихся со звука [а] .

Обучение чтению .

На доске : А – а – а

(чтение двумя - тремя учащимися, хоровое чтение, чтение слабыми учащимися).

Чтение Букваря .

Найдите в Букваре красную линию . Поставьте указательные пальчики на эту линию.

Первым читает воспитатель, затем дети.

Посмотрите на вторую страницу Букваря .

Что вы видите на картинке? (арка, аист, автобус, арбуз) .

На какой звук (букву ) начинаются слова : арка, аист, автобус, арбуз?

Ещё раз читаем букву а .

Работа над загадкой :

Это старый наш знакомый.

Он живёт на крыше дома.

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту за лягушками в болото (Аист)

Как вы догадались, что это аист?

Что вам помогло не спутать аиста с цаплей?

Что вы знаете об аистах?

Где живёт аист?

Люди очень дорожат дружбой с аистом. Считается, если аист поселился на крыше, значит, в доме будет счастье.

Физминутка.

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой.

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

После правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

Звуковой анализ слова аист . Составление и запись предложения со словом аист, деление слова аист на слоги.

Аист - слово или предложение? (Слово) .

Андрей запишет на доске слово «ааист» схемой. Все остальные работают за столом.

На доске схема :

(- Сколько слогов в слове «аист» ? (Два) .

Какой первый слог? (А) .

Второй слог? (ист) .

Настя разделит это слово на слоги. Все остальные у себя.

На доске : схема

Какой слог ударный? (Первый) .

Поставьте ударение на первый слог.

Какой звук слышите в начале слова? ([а]) .

Дайте характеристику этому звуку . (Гласный, ударный) .

Как обозначим? (квадратик с чёрным кружочком посередине) .

Этот звук одиночный . Покажем на схеме.

На доске : схема

Какой следующий звук слышите ? ([и]) .

Какой это звук гласный или согласный? (гласный, потому что не встречается преграда) .

Покажем на схеме этот звук .

На доске : схема

Какой следующий звук слышите ? ([с]) .

Какой это звук гласный или согласный? .

- Звук [с] твёрдый или мягкий? (Твёрдый) .

Как обозначим твёрдый звук ?

Этот звук сливается с другим звуком . Покажем на схеме этот звук .

На доске : схема

Какой следующий звук слышится ? ([т]) .

Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда) .

- Звук [т] твёрдый или мягкий? (Твёрдый) .

Как обозначим твёрдый звук ?

Этот звук одиночный . Покажем на схеме этот звук .

Сколько звуков в слове «аист» ? (4) .

Сколько согласных звуков ? (2) .

Сколько гласных звуков ? (2) .

Какой звук слышится в начале и в конце слова «аист» ? (Звук [а] , [т]) .

Что вы увидели на второй модели (Звук [а] заменён буквой а )

Игра на внимание «Найди букву Аа » . - Сколько букв А а ? (3) .

Игра «Поймай звук »

Ловим хлопками звук [а] в начале слова . Автобус, репа, август, армия, аист, кукла, адрес.)

Ловим хлопками звук [а] в середине слова. Каша, мак, слон, макароны, тапки.

Ловим хлопками звук [а] в конце слова . Кошка, мышка, заяц, бумага, птица.

6. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

РАБОТА В ТЕТРАДИ. Печатание букв по точкам . Штриховка буквы .

Раскрасить рисунки – это задание на дом.

Упражнение в нахождении звука [а] .

- Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.

звук [а] в начале слова . (Дети приводят пример : арбуз) .

Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. (Дети приводят пример : флаг) .

Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова . (Дети приводят пример : черепаха) .

Самостоятельная работа (по желанию) .

Из счётных палочек соберите печатную заглавную, большую букву А .

С помощью пластилина сделайте печатную строчную, маленькую букву а .

Проверка выполнения. (Показ лучших работ, награда наклейками «Молодец!» ).

7. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Какой звук изучили ? (Звук [а] ) .

Какими буквами обозначается звук [а] ? (Буквами Аа ) .

Что нового узнали на уроке?

Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?

Что вызывало затруднение? Почему?

Какие новые слова узнали?

Что общего у этих слов? (Звук [a] , буквы А а ) .

Найдите в алфавите букву Аа . (Ученик выходит к доске и показывает в алфавите букву Аа ).

С сегодняшнего дня изученные буквы будем помещать на «ленту букв » . (Учитель вставляет букву «а» под аплодисменты детей).

На следующих уроках мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв , потому что, зная ЗВУКИ и БУКВЫ , которыми они обозначаются, вы сможете научиться читать и писать.

Спасибо за урок! Молодцы!

Программное содержание:

— познакомить со звуком и буквой А;

— развивать артикуляционную и пальчиковую моторику. Развивать фонематические процессы: различение звукоподражаний и бытовых шумов, выделение изолированного звука А среди других, выделение звука в начале слова. Развивать конструктивный праксис, зрительное восприятие;

— воспитывать познавательный интерес через игровые моменты.

ОБОРУДОВАНИИЕ: ноутбук, компьютерная игра «Учимся говорить правильно» из серии «Скоро в школу»; символы гласных звуков, фотоальбом; картинка-сюрприз; индивидуальные зеркала; сюжетные картины для звука А; предметные картинки, названия которых начинаются на звук А и другие звуки; буква А; «Волшебные» квадраты по числу детей.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: стихотворение о букве А.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

— Ребята, кто из вас любит играть в компьютерные игры. Сегодня я принесла Вам интересную игру, в нее могут играть только очень внимательные ребята. Кто из вас внимательный?

(Дети вместе в логопедом садятся перед компьютером. Игра на дифференциацию звукоподражаний, бытовых шумов и звуков природы. Дети участвуют в игре по очереди).

II. Сообщение темы занятия.

— Ребята, сейчас вы внимательно слушали и угадывали звуки, которые можно услышать на улице, звуки, которые издают предметы и животные. А вот сейчас к нам в гости придет звук, который не могут издавать предметы и животные, его может произносить только человек. Встречайте, ребята, к нас пришел звук А. Он очень любит петь и при этом очень широко открывает рот.

(Выставляется символ звука А).

— Ребята, звук А очень хочет с Вами познакомиться и подружиться. Он пришел к нам не с пустыми руками, а принес с собой сюрприз — картинку, но не хочет ее просто так отдавать, а хочет с Вами поиграть. Звук А приготовил для Вас интересные задания и за каждое выполненное задание он будет давать Вам по одной части картинки. А когда вы выполните все задания, сможете собрать картинку.

III. Знакомство с символом звука А.

— Друзья обычно показывают друг другу альбомы с фотографиями. Вот и звук А принес нам свой альбом, давайте его посмотрим: здесь фотографии звука А и его друзей. Давайте найдем фотографии звука А.

(Совместное рассматривание альбома с детьми)

— Молодцы, Вы нашли все фотографии звука А. За это вы получаете одну часть сюрприза – картинки.

IV. Сопряженная гимнастика.

— А сейчас звук А хочет научить нас петь так же как он, для этого нужно потренировать ниши губы, а помогут нам наши пальчики. Мы выполним упражнение «Птенчики в гнезде».

А) «Гнездо»;

Б) «Птенчики».

V. Характеристика звука А перед зеркалом.

(У каждого ребенка индивидуальное зеркало).

— Сейчас мы научимся также широко открывать рот так же, как звук А: рот широко открыт, похож на круг, язык спокойно лежит внизу за нижними зубками, песенка тянется, преград не встречает, гласная.

— Молодцы, ребята, здорово у Вас получается петь, как звук А. За это вы получаете еще одну часть картинки.

VI. Звукоподражания.

— Звук А очень важный, нам без него никуда: — Что просит сказать врач, когда смотрит горлышко? (Аааа), — Как мама укачивает малыша? (Аааа)

VII. Развитие фонематического слуха.

А) выделение звука из ряда других: «Похлопаем звуку А»:

— А сейчас звук А хочет для нас спеть, а мы, когда услышим его песенку, будем ему хлопать, а если Вы услышите другие звуки, то хлопать не надо.

— Молодцы, за то, что Вы были такими внимательными слушателями звук А дарит Вам еще одну часть картинки.

Б) выделение звука из начала слова: «Подарим звуку А открытки»:

— А теперь мы сделаем подарок для звука А. Мы подарим ему открытки. Нужно выбрать только те, на которых нарисованы предметы, название которых начинается на звук А.

— Звуку А очень понравились Ваши открытки, за это он дарит Вам еще одну часть картинки.

VIII. Знакомство с буквой А.

А) анализ внешнего вида буквы:

— А откуда же к нам пришел звук А? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква А. Вот он.

(На доску выставляется буква А. Дети высказывают свои мнения, на что поход домик у звука А. Затем взрослый знакомит всех со стихотворением):

«А» шалашик, посмотри,

И скамеечка внутри.

Б) конструирование буквы А из «Волшебного квадрата»:

— А давайте построим для звука А домики – Буквы А. Строить мы будем из треугольников и полосок такую же букву А, как на открытке.

— У Вас получились замечательные буквы А. Вот Вам еще одна часть картинки.

В) узнавание буквы А на сюжетной картине:

— Звуку А очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться домой, и вот его последнее задание: нужно проводить нашего нового друга до дома – найти все его домики – буквы А на этой картинке.

(Дети встают со своих мест, подходят к сюжетной картине и каждый находит по одной букве).

— Молодцы, ребята, Вы справились со всеми заданиями и у Вас все части картинки – сюрприза, давайте ее соберем. Давайте поблагодарим нашего гостя и проводим его.

IX. Итог занятия.

(Итог занятия проводится на основе собранной картинки, на которой изображена буква а и аист)

— Какой звук к нам сегодня приходил в гости?

— Как называется домик звука А?

— Какой веселый стишок мы сегодня узнали про букву А?

— А почему на этой картинке наш новый друг нарисовал аиста?



Открытое занятие: «Знакомство с буквой А». Сценарий

Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества», г. Киселевск

Пояснительная записка

В этом году на базе МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» была открыта группа временного пребывания для дошкольников (3-5 лет). С детьми проводятся разнообразные занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепки, аппликации), развитию речи, кукольному театру, математической логике окружающему миру.

Предлагаемое занятие - одно из цикла занятий по развитию речи. Занятие направлено на знакомство со звуком и буквой А. Форма занятия - игротека. Эта форма, на наш взгляд, наиболее доступна для детей дошкольного возраста. Как известно, игра - ведущий вид деятельности детей данного возраста. «Игротека» позволяет в наиболее интересной форме донести материал до обучающихся. На данном занятие использовались такие виды деятельности как игра («Я веселый язычок», «Ветерок», «Говори по разному», «Построим букву А»), отгадывание загадок, физминутка («Поиграем с буквой А»), пение. На занятии применены ранние усвоенные умения и навыки артикуляционные, и дыхательной гимнастики. Такая организация занятий способствует развитию у детей общих артикуляционных навыков, мелкой моторики, тактильного восприятия.

Занятие было показано на декаднике социально педагогического отдела и получило положительные отзывы.

Данное занятие подходит для проведения в дошкольных образовательных учреждениях и дошкольных учреждениях компенсирующего вида.

Открытое занятие «Знакомства с буквой и звуком А.»

Задачи:

1. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее.

2. Способствовать развитию общих артикуляционных навыков.

3. Воспитывать интерес к познанию грамматики.

Форма проведения : Игротека с буквой А

Оборудование и приспособление : Магнитофон.

Материалы для занятия: Дидактическая игра « Эрудит», буква А.

Ход работы:

Педагог: Ребятишки, девчонки и мальчишки, поздоровайтесь с гостями. Смотрите, кого они привели с собой.

Кто ты? (обращается к букве А) Ребята, она молчит не чего не говорит? А кто же нам поможет узнать, кто это? (Стук в дверь, заходит Язычок)

Педагог - Ребята кто это?

Язычок - Здравствуйте ребята. (Проводит артикуляционную гимнастику)

Я ваш маленький дружок

Я веселый язычок.

Что бы ловким был умелым

Что бы слушался, я вас

Каждый день зарядку

Что б сказать красиво А

Расскажу сейчас вам сказку

Наша сказка вам подсказка

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный язычок

Забыв про лень.

Вот проснулся язычок

Выглянул в окошко

Видит спинку, выгнула

Розовая кошка

Светит солнышко с утра

В гости к тетушке пора

На лошадке по дороге

Скачет язычок,

И копытцами лошадка

Цок, цок, цок, цок, цок…

В горку медленно идет

Цок …..цок…..цок

А с горы стрелой несется

Цок, цок, цок, цок, цок

Тетушка племянничка

Весело встречает

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает,

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье

Да и каша манная

Просто объеденье

Ням-ням-ням

Под окошком

БЛЛ-Блл-Блл

Индюки болтают

Индюшачьей речи

Не кто не понимает

На качели индюки

Весело кивают

Покататься язычку

Блл-блл-бллл- предлагают

Ну ка детки, с язычком

Вместе покатаемся

Поиграем в паровозик

И по улыбаемся И-У И-У

Ох, устал наш язычок

Лег в кроватку на бочок.

Отдыхаем все друзья.

Язычок - Какие вы молодцы, как вы хорошо умеете играть язычками. Ребята сможем ли мы без воздуха говорить?

(Вместе с детьми закрывает рты и пытается говорить.)

Язычок - У меня есть друг ветерок и что бы он появился, давайте сделаем ветер (побегают по кругу за язычком и машут руками, появляется ветерок)

Язычок - Ребята, а вот и мой друг ветерок.

Ветерок

Здравствуйте ребята.

Я веселый ветерок

И дружок мой язычок

И живу я где хочу

Буквы с вами я учу.

Вот интересная игра

Воздушный колобок

Из щечки в щечку покатать

Его не каждый мог

МЫ подуем высоко,

Мы подуем близко

Мы подуем далеко

Мы подуем низко.

Ой потемнело все вокруг

Сильный вихорь поднялся вдруг

Язычок затрепетал

Задрожал и затрещал,

Бррр-Бррр-Бррр

Язычок - Вот ребята молодцы язычок размяли

Ветерок - И воздушную струю потренировали.

Язычок - Смотрите у нашей гости сумочка, а может там подсказка. И мы сможем узнать, кто она?! А для этого нужно отгадать загадку.

Дом по улице идет,

На работу всех везет

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус)

Язычок - С какого звука начинается слово автобус.

Так как, зовут нашу гостью?

Давайте скажем имя нашей гости

Сначала тихо, тихо - АААААААААА

А теперь громче - ААААААААААААА

А теперь очень громко - ААААААААААА

Ветерок - Ребята вы такие молодцы, вы узнали, как зовут нашу гостью. Когда я летел к вам, я видел, как буква А торопилась к вам на занятие. Хотите я вам покажу:

А шагает по дорожке

Широко расставив ножки

Буква может убежать

Нужно ножки нам связать.

Язычок - Смотрите буква А принесла, что то еще.

Ветерок - А задание не простое, нужно букву нам построить. Из красных кубиков выложите букву А.

Язычок - Какие вы молодцы, какая красивая буква А получилась.

Язычок - Ой, смотрите. Буква А, какая то не одетая, не нарядная. Давайте ее нарядим. А чем, ветерок?

Ветерок - Давайте поищем в комнате, чем можно нарядить букву.

Язычок - Какая у нас красивая буква А получилась. Давайте споем ей песенку. (Встают вместе с детьми в хоровод)

Арфа, аист, азбука, арбуз

Слова запомни эти карапуз

Стоит в начале эта буква а.

Автобус, астра, ананас, айва.

Припев: Топай правою ногой

Топай левою ногой

Топай, топай не спеши

Хлопай, хлопай от души.

Топай, топай не спеши

Веселись ты от души.

Хлопай, хлопай не ленись

Улыбнись и поклонись.

Аист буквы в азбуке учил

И пятерку в школе получил

И сегодня аист без подсказки

Сам себе и нам читает сказки.

Припев: Топай правою ногой

Топай левою ногой

Топай, топай не спеши

Хлопай, хлопай от души.

Топай, топай не спеши

Веселись ты от души.

Хлопай, хлопай не ленись

Улыбнись и поклонись.

Язычок - Ребята вы большие молодцы! Вам понравилось занятие.

Ветерок - А с какой буквой мы сегодня познакомились?

Язычок - Буква А вам приготовила подарки.

(Педагоги раздают детям подарки)