Методы социологии и ее основные функции. Методы конкретного социологического исследования Социологический метод научного познания

Важным условием взаимодействия и взаимопроникновения макро- и микросоциологических исследовательских процедур является использование общеметодологических принципов. Американский социолог Ф. Гиддингс писал, что методы в не меньшей степени, чем содержание, разделяют науки друг от друга.

Метод (от греч. methodos – путь исследования, познания, теория, учение) – это в самом широком смысле сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определенной деятельности, решения тех или иных задач. Метод предполагает определенную последовательность действий на основе четкого плана . Осуществление любой деятельности на основе того или иного метода предполагает сознательное соотнесение способов действия субъекта данной деятельности с реальной ситуацией, оценку их эффективности, критический анализ и выбор альтернатив.

Методы очень сильно варьируются в зависимости от типов деятельности и сфер, в которых они применяются. Выделяют как частные методы исследования и деятельности в конкретных областях (еще их называют методиками), так и методы, применяющиеся в различных областях науки и практики (статистический, моделирования и др.). Среди методов научнопознавательной деятельности различают методы исследования в отдельных дисциплинах, междисциплинарные (например, системно-структурный), общенаучные методы (метод наблюдения, гипотезы, эксперимент и др.).

Важно запомнить!

Социология отличается от других наук об обществе своими специфическими методами исследования. Методы социологического исследования – это совокупность средств (способов, приемов, инструментов) познавательной деятельности, направленных на описание, объяснение и прогнозирование изучаемых социальных явлений в контексте их существования или прогнозирования . В рамках отдельного исследования – это логически взаимоувязанная совокупность средств, регулирующая процесс социального познания, определяющая структуру исследования и являющаяся основной частью методологии.

В эмпирических исследованиях метод – это совокупность средств формирования необходимого инструментария сбора, измерения, анализа и интерпретации данных. В роли методов выступают теоретические модели объяснения социальных феноменов и инструментальные средства их изучения. Методы различаются в зависимости от уровня абстрактности, степени формализованности (официально выраженные нормы), роли и места в социологических исследованиях. Универсальной классификации методов не существует в силу специфики социологического знания. Тем не менее, возможны классификации по различным основаниям. Существуют социологические методы выдвижения гипотез и построения теорий, сбора, обработки и анализа данных. В общем виде эти методы делятся на три типа:

  • – общенаучные методы, которые включают познавательные средства, присущие, в отличие от обыденного, исключительно научному познанию (другими словами – это методы, которые используют все науки);
  • – методы, являющиеся общими для всех социальных наук (например, исторический метод);
  • – социологические методы, т.е. методы, использующиеся только в социологии, или которые созданы в рамках решения социологических исследовательских задач (например, качественные и количественные методы эмпирических социологических исследований).

В зависимости от объекта исследования выбор методов можно представить в виде табл. 1.1.

Таблица 1.1

Социологические методы

Здесь надо учитывать, что не существует единых подходов к решению социологических задач. В процессе изучения любой науки неизбежно возникает вопрос о ее значении, о том, как она связана с решением конкретных задач, стоящих перед обществом.

Роль социологии в обществе определяется ее предметом, а реализуется посредством функций . Во многих научных источниках по-разному вычленяют и описывают функции социологии. Так, Ж. Т. Тощенко выделяет теоретико-познавательную и управленческую функции, от которых непосредственно зависят мировоззренческая, просветительная, прогностическая, профилактическая, практическая и т.п. функции. Э. Гоффман к функциям социологии как науки относит описательную, объяснительную, предсказательную и технологическую. Н. И. Лапин говорит о таких основных функциях современной социологии, как познавательная, образовательная, прикладная. В. Н. Лавриненко к важнейшим функциям относит познавательную, практическую и идеологическую. Очевидно, что исследователи признают наличие у социологии познавательной и прогностической функций, хотя и с разным пониманием их сути. Однако оптимальным можно считать выделение теоретико-позиавательной, прикладной, мировоззренчески-образовательной и гуманистической функций.

Теоретико-познавательная функция заключается в приросте теоретических и эмпирических знаний. Основной задачей социологии, связанной с теоретико-познавательной функцией, является исследование социальных явлений и процессов. Особое место здесь принадлежит социологическим теориям среднего уровня, которые на основе социологических исследований выявляют закономерности и перспективы развития общества, дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают пути и методы социального преобразования мира. При этом каждое явление, каждый процесс необходимо рассматривать в комплексе, во взаимосвязи и взаимозависимости с другими явлениями и процессами – все это позволяет получать первичные данные об индивидах, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, мотивах поведения, об общественном мнении. Полученные знания способствуют выработке научных прогнозов развития социальных процессов в материальной, политической и духовной сферах жизни общества.

Кроме того, социология оказывает конструктивную помощь в решении или прогнозировании развития практических проблем, возникающих в различных сферах общественной жизни: экономико-хозяйственных, политических, поведенческих и т.д. Речь идет о прикладной функции , которая состоит в том, чтобы на основе теоретического и эмпирического анализа социальных процессов и явлений выдвигать научно обоснованные прогнозы и разрабатывать практико-ориентированные рекомендации. Поскольку социологические теории позволяют предвидеть отдаленные перспективы социального развития, эту функцию еще называют прогностически-преобразовательной и конструктивной. В рамках прикладных функций выделяют такие подфункции, как производство информации для практических целей, социального контроля и прогностические (социальное планирование, расчет диапазона возможностей, альтернативных сценариев, побочных эффектов и пр.).

Это связано с тем, что в социальном прогнозировании важную роль призваны играть социологические теории различного уровня общности. Создание таких теорий позволяет сконцентрировать большое количество информации по широкому кругу социальных явлений, соответственно, раскрыть закономерности их развития.

Суть мировоззренческо-образовательной функции сводится к формированию общественного мнения граждан, популяризации научных знаний о социальных процессах и явлениях, повышению социологической грамотности общества, что, в свою очередь, способствует преодолению стереотипов представления о социологии как исключительно прикладной науке.

Социологические знания, научное объяснение событий, происходящих в обществе, проникают в сознание, формируют социологический стиль мышления, который заключается, по меткому выражению американского социолога П. Бергера, в умении видеть человека в обществе и общество в человеке, понимать, как сочетается индивидуальное с общественным, как происходит взаимосвязь всех социальных явлений и процессов .

Гуманистическая функция социологии заключается в разработке целей социального развития, формировании социальных идеалов и ценностей, программ научно-технического и социокультурного развития общества. Гуманистическая функция связана с изучением и формированием систем ценностей, а также сближением систем ценностей конфликтующих сторон. Кроме того, она указывает на необходимость социальных условий для эффективной реализации человека как субъекта управления.

Итак, функции социологии разнообразны, но главное в них – дать объективные знания социальной реальности, выявить негативные тенденции, предвидеть их последствия, оптимизировать управленческие решения. При этом критериями научности и объективности социологического познания выступают: 1) перепроверяемость выводов; 2) понимание ограничений и формулирование границ выявленных закономерностей; 3) проверка возможностей иных объяснений наблюдаемых социальных процессов и явлений.

Социология должна определить реальные условия для организации эффективной деятельности людей. Сверхзадачей социологии является предвидение, но не чисто интуитивное, а такое, которое опирается на научно обоснованный анализ общества. Кроме того, система функций социологической науки дает возможность конкретнее определить ее место среди общественных и гуманитарных наук.

Современные авторы решительно выступают против любых попыток реанимации "социологического империализма", т.е. обоснования "превосходства" социологии. Сегодня речь идет не о поглощении социологией других наук об обществе, а о корректном определении форм ее взаимодействия с этими науками.

  • См.: Социологическая энциклопедия: в 2 т. М.: Мысль, 2003. Т. 1.
  • См.: Тощенко Ж. Т. Тезаурус социологии.
  • См.: Бергер П. Приглашение в социологию. М.: Аспект-Пресс, 1996.

Социология как наука в обществе.

В западной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях изучения общества: микро- и макросоциологии

Микросоциология занимается изучением общения людей в их повседневной жизни (т.е. интеракция, их взаимодействие).

Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять общество как единое целое.

По субъектам социальных действий различают отраслевые социологии:

Личности,- семьи,- малой группы,- коллектива,- профессиональных групп,- страт и классов,

Молодежи (ювиносоциология),- лиц зрелого возраста (акмесоциология),

Пожилых людей (геронтосоциология),- женщин (феминосоциология),

Гендерную социологию, изучающую особенности социального поведения людей разного пола,

Национальных образований (этносоциология), - организаций (социология армии, высшей школы и т.п.),- политических партий,- электората,- СМИ (средств массовой информации),

Типов поселений (социология города, социология деревни и т.п.),- регионов страны,

Элиты общества, - органов власти и т.д.

Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками.

Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.

Функции социологии:

Познавательная.

Прогностическая.

Управленческая.

Ценностно-ориентирующая человека.

Мировоззренческая.

Этапы социологического исследования - последовательные стадии проведения социологического исследования:

1) выбор исследуемой проблемы, формулировка целей и задач, разработка концепции, построение гипотезы (разработка программы);

2) отработка методик сбора данных;

3) сбор информации ("полевой" этап);

4) подготовка данных к обработке и анализу;

5) обработка и анализ информации;

6) изложение результатов исследования.

Анализ данных - в социологии - этап эмпирического социологического исследования, в ходе которого при помощи содержательных соображений и математико-статистических методов на основе первичной информации раскрываются связи исследуемых переменных.

Методы социологии

В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные - это статистические и математические методы.

Социология как наука использует ряд методов:

1)Наблюдение - это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение - это изучение социальной группы «изнутри».


2) Эксперимент - это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3) Анкетировани е - сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

Вводная часть (введение в проблему),

Основная часть (вопросы по проблеме),

Заключительная часть (социальная).

4) Интервью - опросный метод сбора информации, предполагающий прямое

5) Анализ документов - сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.

Социология развивается в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.

Фундаментальное направление включает в себя научное осмысления общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человека, гносеологические вопросы социологии, проблемы построения социальных структур, математическое моделирование социальных процессов и т.д. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции.

К фундаментальному направлению в социологии принято относить макросоциологию и общесоциологическую теорию. Макросоциология – область социологического знания, ориентированная на изучение крупномасштабных социальных объектов (классов, наций, социальных институтов и т.д.), протекающих в них процессов и взаимодействий людей, объединенных в крупные социальные структуры. Общесоциологическая теория - теоретические концепции, исследующие и объясняющие развитие общества в целом, его основных систем и структур в их взаимодействии.

Прикладное направление включает в себя исследования, направленные на изучение и регулирование определенных социальных процессов (политических, демографических и т.д.) в конкретных областях общественной жизни с целью решения актуальных, практических задач. Прикладная социология опирается на точные, достоверные данные о различных социальных фактах. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований. На эмпирическом уровне социологического знания происходит сбор фактов, сведений, мнений членов социальных групп и личностных данных, производится их последующая обработка, обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. К эмпирическому уровню социологического знания относится микросоциология - область социологического знания, ориентированная на изучение индивидов и их взаимодействий с ближайшим социальным окружением.

Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть связаны между собой. Теория без конкретных фактов бессодержательна, а голые факты не могут объяснить природу социальных явлений. В итоге, возникает противостояние фундаментальных и эмпирических исследований, что замедляет развитие науки.

Выход из этого положения был найден Р. Мертоном. Он предложил сформировать новый уровень социологического знания – теории среднего уровня

Это теории, находящиеся между частными рабочими гипотезами и систематическими попытками создать единую теорию общества. Эти теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, конфликта, малой группы и т.п. В теориях среднего уровня используются идеи и термины, заимствованные из общесоциологических теорий, но применяются и собственные, специфические определения и понятия. Теории среднего уровня можно разделить на три группы: теории социальных институтов , теории социальных общностей , теории специализированных социальных процессов.

Выделяют четыре причины возникновения социологии.

Первая из них – экономическая. Промышленная революция, произошедшая в XVII–XVIII веках, привела к тому, что начало XIX века ознаменовалось утверждением рыночных отношений в области экономики. В эпоху феодализма основой экономических отношений между различными классами являлась внеэкономическая зависимость, примером чему могут служить отношения помещика и крепостного. При рыночных же отношениях все участники между собой равны.
Вторая причина – политическая. Начало XIX века – время, когда в США и государствах Западной Европы устанавливаются демократические формы правления, в основе которых лежит Конституция. Ближе к середине XIX века организовывается институт всеобщих парламентских выборов, помимо этого формируются различные политические движения, а также партии. Члены общества наделяются равными правами, становятся его полноценными гражданами.
Третья причина – гносеологическая, также называемая научно-познавательной. Развитие социальной мысли, осуществлявшееся в течение многих веков, является одним из факторов появления новой науки – социологии. Во времена античности и позже, в Средневековье, многими мыслителями высказывались важные идеи и понятия. В Новое время, а также в эпоху Просвещения, социальные идеи получили свободу от религиозных догм, были выделены важные понятия общества, индивида, государства. Такие мыслители как Ф. Бекон, Сен-Симон, Ж.-Ж. Руссо, А. Кетле являются предшественниками социологии. Их труды были позже обобщены О. Контом.
Четвертая причина – социальная . Описанные экономические, гносеологические и политические факторы явились одним из толчков к появлению гражданского общества в США и Западной Европе. В результате появились новые общественные процессы, возросла мобильность людей (как социальная, так и географическая), начала меняться общественная структура. Для описания данных перемен и потребовались новые научные подходы.

Термин «социология» О. Конт впервые употребил в 1839 году. Сам Конт называл социологию - «дитя послереволюционного времени во Франции», поэтому специфическое понимание об­щества, свойственное французскому Просвещению и революционным идеалам, образует ее основу. Социология Конта возникла в эпоху духовного и политического господства буржуазии. Она отражает подъем промышленности и наук, и еще содержит надежду на разрешение социальных конфликтов с помощью разума.

Огюст Конт происходил из мелко буржуазной католической семьи. Большое влияние на формирование его взглядов оказала учеба в Политехнической школе. Принципы этой школы заключались в идее универсальности науки и в идеале энциклопедической системы всех наук, причем математика рассматривалась как ее основа. Предложенный Контом вариант энциклопедической системы всех наук и отражает эти принципы. Будучи секретарем и учеником Анри Сен-Симона, Конт долгое время разделял его идеи. Так же как и Сен-Симон, он считал, что индустриальное общество должно быть организовано на научной основе. В последний период своей жизни он придерживался мистически-религиозной ориентации, хотел придать позитивизму статус своеобразной религии. Его основные труды: «Курс позитивистской философии», 6 томов, «Система позитивистской политики», 4 тома, «Завещание Конта», 4 тома. В своем творчестве он выразил идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. Для того чтобы преобразовать общество, он считал, необходимым создать такую же точную и объективную науку о законах его развития, какой является естествознание. Конт настолько уверовал в созданную им науку, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину, выше математики, фи­зики, биологии и т.д. Он считал, что преобразующая роль социологии должна состоять в том, чтобы произвести революцию в умах людей, она должна стать новой своеобразной религией! Социология должна открывать универсальные законы функционирования и развития общения, неотделимые от законов природы. Открытия в социологии должны опираться на методы естественных наук: наблюдение, сравнение, эксперимент, а также сравнительный истори­ческий метод. Причем применяться эти методы должны объективно и независимо от оценоч­ных суждений исследования.

Основная идея Конта - освобождение социологии от умозрительной философии, мета­физики, и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от неразрешимых во­просов, т.е. таких, которые невозможна ни подтвердить, ни отвергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению и проверки. Такой подход к пониманию науки носит название позитивизм.

Социальная теория Конта состоит из двух частей: социальная статика и социальная ди­намика. Статика изучает условия существования социальных систем, а динамика изучает за­коны их развития и изменения. Социальная статика - анатомия общества, теория обществен­ного порядка. Само общество Конт сравнивает с живым организмом. Согласно Конту, в об­ществе как и в живом организме части органично согласованы между собой. Но, будучи уве­ренным, что обществу в большей мере присуща стабильность, Конт тем не менее не отрицает и процессов социальных изменений.) Он считал, что социальные изменения, т.е. социальная динамика, способствует реформам и помогает естественным изменениям, происходящим в результате распада или переустройства социальных систем. Он считал, что первичным эле­ментом развития общества является духовный, умственный элемент - это первый фактор со­циальной динамики, который он называет «состояние человеческих умов». Этот фактор на каждом историческом этапе определяет направление развития общества.Ко вторичным Конт относил все остальные факторы (климат, раса, прирост населения, продолжительность жизни и т.д.). К трем ступеням умственного развития человечества: теологической, метафизиче­ской и позитивной, соответствуют и три стадии исторического прогресса. Центральным зве­ном своих взглядов он считал открытый им закон интеллектуальной эволюции человечества.

Огюст Конт (August Comt) родился в 1798 году в городе Монпелье в семье чиновника. Учился в городском лицее, а затем - в Политехнической школе. Завершив в 1816 г. учебу, он начинает зарабатывать на жизнь, давая уроки математики. Отметим этот факт как достаточно важный для научного мировоззрения Конта, ибо и в дальнейшем он будет трудиться в качестве преподавателя (точнее частного репетитора прежде всего точных (или "естественных") учебных дисциплин - математического анализа, механики, геометрии, астрономии, владея ими на достаточно профессиональном уровне. Однако главной страстью и основным предметом его научных изысканий довольно рано становится социальная философия. Может быть, не последнюю роль и на формирование мировоззрения Конта, и на содержание некоторых его идей оказал знаменитый Анри Сен-Симон, ближайшим сотрудником и личным секретарем которого он пробыл в течение семи лет. Во всяком случае Ф.Энгельс считал, что именно у Сен-Симона он заимствовал большинство своих блестящих идей. Сен-Симон был, по мнению многих, гениальным и довольно эксцентричным французским мыслителем, который пытался создать нечто вроде "секулярной церкви". Сами сенсимонисты, его ученики и последователи, расценивали себя как разновидность организации, в которой действуют священнические порядки и которая будет стражем новой веры в прогресс и рациональность во имя всего человечества. Среди других несколько причудливых штрихов окружения Сен-Симона была униформа, которую они носили - жакет с пуговицами вдоль спины, который никто не мог ни надеть ни снять без помощи других. Идея здесь состояла в том, чтобы продемонстрировать, что человеческие существа зависимы друг от друга. Позднее Конт рассорился с Сен-Симоном, и каждый из них обвинял другого, приписывая ему кражу своих идей. Сам Конт настойчиво отрицал, что Сен-Симон был его учителем. У него были для этого основания. Сен-Симон придерживался, в сущности, несколько иного направления в общественной науке, во многом делая акцент на значении экономического фактора. Потому Сен-Симона в этом смысле можно считать скорее предшественником Маркса, нежели Конта.

В 1824 г. О.Конт опубликовал одну из первых работ, где концепция науки об обществе названа им "социальной физикой". Пройдет еще 14 лет, прежде чем в четвертом томе Cours de philosophie positive (1838) будет впервые публично использован термин социология . Он трактует здесь социологию как синтетическую науку, которая пытается интегрировать политические, экономические и социальные явления. А к концу жизни у Конта вызреет мысль о расширении созданной им научной системы до уровня универсального средства преодоления кризиса современного мира. Он мечтает создать социолатрию - нечто вроде нового религиозного культа - но не Бога, а Человечества как единого великого существа. Целый ряд идей Конта в чем-то предвосхищали созданные позднее теории Тейяр де Шардена, В. Вернадского, Н. Федорова.

Творческое наследие Огюста Конта весьма обширно, но мы - по необходимости кратко - коснемся лишь тех его аспектов, которые непосредственно связаны с развитием социологической теории. Тот же Дж.Стюарт Милль утверждал, что в современной социологии не так уж много областей, которые бы не были так или иначе обозначены в социологии Конта.

Социология происходит от двух слов от латинского «societas» – государство и греческого «logos» – учение, поэтому можно утверждать, что социология – это наука о государстве . Данного утверждения придерживаются многие всемирно известные ученые-социологи.
Впервые термин «социология» был употреблен для мирового обозрения в 1840 году французским философом, но есть мнения ученых, которые утверждают, что данное понятие использовалось намного ранее. Чтобы иметь хоть какое-то представление о социологии, нужно осмыслить методы социологии.

Что такое методы социологии?

Прежде всего, нужно понять, что же означает само слово «метод». В научной литературе метод рассматривается как способ достижения теоретического и практического результата, решение проблемы или получения новой информации.
Метод происходит от греческого слова и в переводе означает путь к чему-либо, исследование. Методы в социологии – это средства получения научного знания о социальной реальности.

Социологический метод – это совокупность научных приемов и операций, которые используются социологами для достижения цели в своей работе. Методы в социологии – это путь к постижению предмета изучения. Это набор знаний и инструментов, с помощью которых можно осваивать действительность.

Перечень методов социологии

Ученые делят методы социологии на две группы. Первая – это общенаучные, другая – специальные (так же их называют собственные, специфические).
К первой группе относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и другие методы.

Анализ – это расчленение целого предмета на составляющие его части.
Синтез – это соединение ранее выделенных частей предмета в одно целое.
Индукция – это познания от фактов к утверждениям общего характера, а под дедукцией подразумевается наоборот движение мысли от общих утверждений к менее общим.
Само слово «индукция» произошло от латинского слова «индукцио» - наведение. В ином понятии слово дедукция от латинского «дедукцио» - выведение.
Ко второй группе:

  • опрос, в виде анкетирования и интервью,
  • социометрический опрос,
  • эксперимент, наблюдение,
  • контент-анализ,
  • анализ документов.

Рассмотрим более детально каждый метод.

  • официальные документы и семейно-исторические артефакты (субъект как предмет, герой рассказа);
  • устные жизненно-исторические свидетельства (субъект – рассказчик истории);
  • результаты опросов (субъект в качестве интервьюируемого);
  • данные наблюдений;

Это предпринимается для надежности и объективности исследования, поскольку всегда есть риск, что информант может перекрутить факты, налгать, приукрасить действительность, забыть или предпринять иные способы, чтобы произвести впечатление.

4) Метод обобщения характеристик – совокупность приемов получения информации об изучаемом лице. Этот метод ретроспективного исследования личности базируется на сборе разных представлений и мнений о конкретном субъекте – что думает о личных качествах подопытного его привычное окружение. В итоге, изучают, анализируют и обобщают субъективные мнения, но в результате получаются достаточно объективные выводы о достоинствах и недостатках конкретного человека.
5) Метод парных сравнений – метод выявления предпочтений, предназначенный для попарного сравнения средних значений зависимой переменной в отдельных группах. То есть, составляют экспериментальную группу, для каждого испытуемого подбирают пару, а опрашиваемые выбирают самый предпочтительный для них вариант/ответ/субъект в зависимости от заданного критерия.
Социологи считают, что проще сделать качественное сравнение двух объектов, чем выражать свои предпочтения с помощью анкет, опросов и применения балльной или ранговой шкалы.
6) Метод идеальных типов – этим инструментом пользовался в социологических исследованиях М. Вебер , он его и разработал. Согласно теории Вебера идеальный тип – это нечто утопии, что-то такое, «каким оно должно быть в идеале». Исходя из этих принципов, была создана теория о социологических классах . Был задан идеальный портрет типичного представителя класса, и надо ему соответсвовать.
Поэтому в рамках метода идеальных типов не существует гипотез, требующих эмпирической проверки, следовательно, отсутствуют результаты исследовательского процесса Метод идеального типа – это условие для проведения исследования конкретного исторического или социального феномена.

7) Метод опроса .
Данный метод характеризируется накоплением информации до 90%. Опрос – метод сбора информации об объекте в ходе непосредственного или опосредованного общения социолога и респондента с помощью регистрации ответов респондента. Методы опроса делятся на два вида: интервью и анкетный опрос.

  • Интервью – метод сбора информации в реальном режиме.
  • Анкетирование – сбор количественных данных.

8) Одним из интересных методов выделяют фокусированное групповое интервью или как еще называют фокус-группа. По данной методике ограничивается количество лиц и предлагается самостоятельно определить и описать проблемные вопросы.
В социологии нет идеального метода, с помощью которого можно предоставить достоверную информация для 100 % результата, только с помощью всех методов их можно достичь. Каждый метод своеобразен и предоставляет полезную информацию для изучения.

Ссылки

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

Методы социологии - приемы познания, которые помогают сформировать закономерности общественного развития; совокупность способов математического измерения социальной реальности, определение закономерностей развития и описания социальных процессов, проходящих на локальном пространстве в определенный промежуток времени.

Общая характеристика методов

Методы социологии можно разделить на два типа:

Общенаучные - описание, индукция, дедукция, системный подход и т.д.;

Специальные (методы социологии как науки). К ним обычно относят опросы, включенное наблюдение, анализ документов, практический эксперимент, холл-тест, социометрические методики.

Специальные методы

Подробно остановимся на специальных методах социологии. К таковым относят:

Массовый опрос населения, который представляет собой опрос людей по специально разработанной анкете на основе просчитанной выборки, представляющей весь социально-демографический срез общества. Стандартная выборка фиксирует дифференциацию по таким показателям: пол, возраст, образование, уровень дохода, социальный и профессиональный статус. Опрос проводится либо в форме персонального интервью, когда респондент лично отвечает на вопросы интервьюера, либо анкетирования, при котором опрашиваемый самостоятельно заполняет опросный лист/бланк интервью;

Включенное наблюдение - методы социологии, предполагающие «включение» исследователя в состав референтной группы, наблюдение и описание социальной активности группы «изнутри». Действия социолога при этом четко соответствуют разработанному сценарию и логике обследования;

Анализ документов - специфические методы социологии, при помощи которых определяются и математически измеряются общественные процессы. Выделяют классический анализ документов, то есть анализ их содержания в соответствии с выделенными критериями. Кроме того, существует и контент-анализ, позволяющий статистическими методиками описать отдельные локальные процессы;

Социологический эксперимент - создание в лабораторных условиях специфической социальной ситуации, которую членам испытуемой группы предлагается решить дозволенными мерами. При этом учитывается специфика самой ситуации, действия членов группы, их жизненная позиция, персональные интересы участников эксперимента. Данный метод применяется достаточно редко и только на добровольной основе;

Фокусированное групповое интервью или фокус-группа - социологические методы, в ходе которых ограниченному количеству лиц (8-12 лет) предлагается самостоятельно определить и описать проблемные вопросы, зафиксированные в сценарии. Метод неформализованный, ведущий имеет право прибегать к импровизации;

Холл-тест - данный метод предполагает пошаговый опрос респондентов по полуформализованной анкете. Выборка частичная и ограничена размерами референтной группы в 80-120 человек. В зависимости от целей и задач исследования возможны еще более «мягкие» или «жесткие» варианты опросов;

Социометрические методы - определение и измерение уровня социальных связей внутри референтной группы.

В целом эти методы не отличаются от тех, которые применяются в социологической науке. Однако приоритетными считаются холл-тест, социометрия и эксперимент. Иногда применяется экспертный опрос - изучение ситуации на основе обобщенного мнения отдельных специалистов в своей отрасли научного знания.

Количественные методы, используемые в социологическом исследовании

Определение 1

Методы социологического исследования – комплекс правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Рассмотрим общепринятые социологией технические приемы, объединенные единой методикой социологического исследования. Для начала рассмотрим понятие «методика».

Методика – это понятие, характеризующее систему технических приемов, относящихся к конкретному методу, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

В зависимости от типа социологических исследований методы могут быть качественными и количественными, относительно этапа исследования существуют методы сбора данных, методы анализа социологической информации и методы обработки социологических данных.

Методы количественных социологических исследований – совокупность приемов, направленных на выявление в предмете наиболее общих и устойчивых признаков. Преимущество: возможность охватить большое количество объектов, способность выделить самое важное для целей исследования. К трем наиболее устойчивым классам методов сбора первичных эмпирических данных относятся:

  • прямое наблюдение,
  • анализ документов,
  • опросы.

Наблюдение – прямая регистрация социальных фактов, восприятие действительности или использование ранее проведенных специалистами наблюдений.

Анализ документов – изучение письменных, устных или фотографических данных, транслирующих социальную информацию. Анализ документов подразделяется на два типа: традиционный анализ и контент-анализ. Под традиционным анализом понимают стандартный способ осмысления содержания документов с помощью его прочтения, просматривания или прослушивания. Контент-анализ – стандартный, качественно-количественный метод изучения документов с целью выявления или измерения социальных фактов и тенденций отраженных в них.

Опрос – метод сбора информации при взаимодействии социолога с респондентами; с целью сбора сведений об общественном мнении социальных групп. Данный метод позволяет получать необходимую информацию лично от респондента при установлении полного контакта (с применением интервьюирования), или опосредованно (с применением анкетирования).

Анкетирование предполагает отсутствие личного контакта между исследователем и респондентом. Респондент самостоятельно дает ответы на вопросы, обозначенные в опросном бланке. Анкетирование может проводиться в индивидуально для конкретного индивида или в групповой форме. В зависимости от характера исследования. В процессе интервью между исследователем и респондентом устанавливается личный контакт. Данный метод, в отличие от анкетирования позволяет осуществлять сбор вербальной и невербальной информации и позволяет увидеть реакцию респондента на заданные вопросы.

В зависимости от особенностей источника первичной информации опросы могут проводиться массово (опрос участников массовых мероприятий, опрос жителей деревни, города или региона и другие) и специализированно (опрос экспертов или знатоков). Различие опросных методов обусловлено уровнем стандартизации используемого инструментария, местом проведения опроса, глубиной изучения проблемы и прочими критериями.

При анализе данных производится сопоставление обработанных данных с существующими и установленными в науке гипотезами. Далее исследователь устанавливает истинно или ложно разработанное предложение. К методами анализа данных относятся: метод типологии и классификации данных, метод гипотез, аналогии и формализации данных.

Качественные методы, используемые в социологическом исследовании

Замечание 1

Несмотря на то, что количественные методы до настоящего времени сохраняют лидерство в опросах общественного мнения, они все чаще подвергаются интенсивному давлению со стороны качественных методов. Методы качественных социологических исследований – совокупность приемов и принципов, уделяющих внимание частному, особенному в описании целостной картины социальных практик.

Ученые выделяют несколько форм качественного знания в социологии:

  • Опыт самих участников исследования, трактуемый как наиболее стандартное и традиционное качественное знание;
  • Качественная оценка, проводимая специалистами – экспертами. Может осуществляться на основе личного профессионального опыта исследователя либо в процессе участия эксперта в регистрации и сравнении опыта респондентов с применением интервью, мозгового штурма и т.д.
  • Системный анализ является альтернативой и дополнением к количественному экспериментальному подходу, который характеризуется связью с иными системами, акцентом на участвующих процессах, анализе ситуаций с разных сторон.