Конспект занятия - твердые и мягкие согласные звуки. Логопедическое занятие с младшими школьниками конспект урока разделительный мягкий знак «Разделительный мягкий знак»

— Проверка готовности к уроку.

Мотивация к учебной деятельности.

— Ребята, сегодня на уроке я принесла, угадайте что?

(учитель показывает копилку)

— Вижу, что вас это заинтересовало.

— Как вы думаете, что мы будем собирать в эту копилочку?

(знания, умения)

Я видела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал в ваших глазах. Удачи вам!

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

— Откройте тетради, запишите число и классная работа.

— Начнем урок с минуты чистописания

— На доске записаны буквы.

е, ё, ю, я, и, ь.

— Что объединяет все эти буквы?

(они все обозначают мягкость согласного)

— На какие две группы можно разделить эти буквы?

(гласные и ь знак)

— Давайте красиво пропишем эти буквы и их соединения ьь, ьь, ьь, и, е, ё, ю,я,ья,ьи,ью, ье, ьё.

(учащиеся прописывают соединения)

— Минутка чистописания поможет нам определить тему нашего урока.

    Формирование темы и постановка учебной задачи.

— Прочитайте высказывание

Ученье – свет, а неученье – тьма.

— Что это?

— Да это пословица, мудрое изречение.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(учащиеся поясняют смысл пословицы)

— Можно сказать: учение – это знание

Неучение – не знание.

— Давайте попробуем на примере пословицы, определить где знание и не знание

— Что мы знаем?

( ь знак – показатель мягкости согласного, не имеет звука, в русском языке нет слов, которые бы начинались с ь знака?)

— В каком слове ь знак является показателем мягкости?

(тьма)

— Тогда какова его роль в словах ученье, неученье?

(он разделительный)

— Мы знаем когда пишется разделительный мягкий знак?

— Не знаем.

— Мы смогли отделить знание от не знания.

— Попробуйте сформировать тему нашего урока.

Тема урока: Правило написания разделительного мягкого знака.

— Какую задачу мы должны решить?

(узнать когда пишется разделительный мягкий знак)

— Какую цель вы бы себе поставили?

(научиться писать слова с разделительным мягким знаком)

    Работа над темой и построение проекта выхода из затруднения.

— Ребята, пришло время пополнить нашу копилочку знаниями.

Где?

Сейчас мы с вами будем работать в группах, собирая по крупицам наши знания о разделительном мягком знаке.

1гр. – — Будет работать над вопросам где, в какой значимой части слова

Пишется разделительный мягкий знак?

гр. – Ь — ответить на вопрос после, каких согласных пишется

разделительный мягкий знак?

гр. — Ь — Займется поиском ответа на вопрос, перед какими

гласными он пишется

звуки

гр. — Ь — Мы дадим задания сложное, узнать какие звуки мы

слышим после мягкого знака.

Новые слова

гр. — — Поработаем со словарем, и расскажет нам в каких

словарных словах пишется разделительный мягкий

— Учащиеся в группах выполняют знание, определенное учителем.

— Подошло к концу время вашей работы.

— Вы готовы сообщить нам о результатах работы.

Молодцы, пополняем нашу копилочку новым знанием о разделительном мягком знаке.

1гр.- Мы определили, что разделительный мягкий знак пишется в корне слова.

Пишется в корне слова

Молодцы, пополняем нашу копилочку первым знанием о разделительном мягком знаке.

2 гр.- Мы выяснили, что разделительный мягкий знак пишется после мягкого согласного.

П’ Л’ Т’ Б’ В’

Пишется после мягкого согласного

3гр. – Мы узнали, что разделительный мягкий знак пишется перед буквами я, ё, е, и, ю.

Пишется перед буквами я, ё, е, и, ю.

4гр. – Мы узнали, что после разделительного мягкого знака буквы е, ё, ю, я, и. имеют два звука.

— Какие? Буква е -[ й’э]

ё -[й’о]

я -[й’а]

и -[й’и]

ю -[й’у]

— У нас осталась группа, которая работала над поиском новых слов. Мы чуть позже попросим их рассказать о своих наблюдениях.

— Скажите ребята, можем ли мы теперь ответить на вопрос.

— Попробуйте сформулировать правило написания разделительного мягкого знака?

Вывод: (делают ребята)

    Первичное закрепление во внешней речи.

(проговаривают правило)

— Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после мягкого согласного перед буквами е, ё, ю, я, и, которые имеют при звучании два звука.

— Давайте проверим правильно ли сформулировали правило о разделительном мягком знаке.

— Откройте учебник на с.56

— Прочитайте правило.

— Молодцы!

Р ефлексия: Вы проделали большую работу, вывели правило, работая в группах, каждый из вас внёс частицу знаний, поэтому оценивайте себя за эту работу.

Физминутка

— Давайте отдохнём

Игра «Угадай»

— Учитель читает слова с мягким знаком и разделительным мягким знаком.

— Учащиеся определяют на слух роль мягкого знака:

— Показатель мягкости согласного – хлопайте в ладоши

— Если в слове разделительный мягкий знак, то приседайте .

ПАЛЬТО, СТУЛЬЯ, ВАРЕНЬЕ, КОНЬКИ, ПЕНЬ, ПЬЮТ.

    Включение в систему знаний.

— Мы открыли новое знание, сформулировали правило написания разделительного мягкого знака.

— Давайте попробуем смоделировать это правило.

— Этот алгоритм поможет нам писать слова с разделительным мягким знаком.

— А теперь пришло время ребятам рассказать о словах, которые они нашли в словаре.

— Об этих словах они вам расскажут в форме загадок.

1ая загадка.

То сидит на задних лапках,

То на четырех идет.

А-то с веточки на ветку.

Прыгает как скороход.

Очень любит покататься

На большой лиане

Вы, наверно, угадали – это

(обезьяна)

2ая загадка

Что за друг такой? Железный,

Интересный и полезный.

Д ома скучно, нет уюта,

Если выключен… (компьютер).

— Какие слова для нас открыли ребята?

(Обезьяна, Компьютер)

— Мы должны запомнить написание этих слов.

— Давайте запишем эти слова, подобрать к ним подходящие по смыслу прилагательные.

(ловкая обезьяна, новый компьютер) (учащийся у доски)

Составьте предложение с одним из словосочетаний.

— Запишем предложение.

(По деревьям скачет ловкая обезьяна) (учащийся у доски)

— Какие знакомые орфограммы вы встретили при записи предложения.

(учащиеся рассказывают)

— Найдите в предложении главные члены: сказуемое и подлежащее выделите их.

— Ребята обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

— Ребята наша копилочка полна знаниями. Пора закрепить эти знания.

— На партах карточки.

— будем работать в парах.

— Прочитайте задания и приступайте к работе.

— Что нужно сделать?

(вставить где нужно разделительный мягкий знак)

Двое учащихся работают у компьютера в электронном учебнике.

— Давайте проверим свою работу, смотрите на экран, если допустили ошибку, исправьте.

— Запишите в тетрадях только слова с разделительным мягким знаком, выделите орфограмму.

— Один учащийся работает у доски.

Полью, солью, колья, оленьи, воробьи, волчья, сорочья, соловья, компьютерные.

    Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Назовите тему нашего урока.

— Какую задачу должны были решить?

(узнать в каких словах пишется мягкий знак)

— Какую цель ставили перед собой?

(научится писать слова с разделительным мягким знаком)

— Справились ли вы с этим?

— Когда пишется разделительный мягкий знак?

— Ребята, на протяжении урока, на разных его этапах вы оценивали себя, свою работу. Я соберу ваши оценочный листы и тоже оценю вашу работу на уроке.

— А закончит наш урок Лида, она вам приготовила подарок – стихотворение

— Рассказывает стихотворение о разделительном мягком знаке и раздает детям листочки со стихотворением.

Домашним заданием вам будет выписать из этого стихотворения все слова с разделительным мягким знаком.

— Спасибо за работу!

Конспект урока по русскому языку

«Разделительный мягкий знак».

Учитель: Приходько О.С.

Класс: 2.

Предмет: Русский язык

Тема: Разделительный мягкий знак.

Цель: Дать младшим школьникам понятие о разделительном мягком знаке.

Задачи:

Образовательная -

Уточнение представлений учащихся о разделительном мягком знаке; совершенствование умения обозначать мягкость согласных звуков на письме.

Коррекционно-развивающая -

Развивать речь, мышление и умение частично-поисковой познавательной деятельности. Обогатить словарный запас учащихся.

Развивать орфографическую зоркость, учить видеть слова с разделительным мягким знаком.

Воспитательная -

Воспитывать самостоятельность, способность к напряженному умственному труду, аккуратность, формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову, быть внимательными к товарищу, оказать посильную помощь.

Личностные результаты учащихся:

Осознавать смысл изучения правописания разделительного мягкого знака и успешного использования его в словах понимать значимость правильного написания мягкого знака развитие навыка сотрудничества с взрослыми и сверстниками на уроке.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников.

Познавательные:

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании мягкого знака уметь формулировать правило по написанию твердого знака.

Коммуникативные:

внимательно слушать друг друга уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты: знать, когда следует писать разделительный мягкий знак; уметь правильно писать слова с разделительным мягким знаком.

Тип урока. Практическое решение учебной задачи.

Материал к уроку: Презентация «Разделительный мягкий знак».

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.

Садитесь, пожалуйста.

2. Минутка чистописания (Ь).

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

3. Актуализация знаний .

На доске: 1) иллюстрации: листья, платье, варенье

2) карточки со словами:

варене - варенье

плате - платье

листя - листья

Рассмотрите иллюстрации на доске и назовите изображённые на них предметы.

Выберите карточку с правильным написанием данного слова и прикрепите её под иллюстрацией. (Варенье, платье, листья)

Все ли согласны с выбором ребят? (да)

Какое правило объединяет данные слова по написанию? (Написание слов с разделительным мягким знаком)

Какова роль разделительного мягкого знака в словах? (Он показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются)

Объясните, почему же вы не выбрали эти карточки? (В них нет разделительного мягкого знака, и при произношении согласный звук сливается с гласным)

4. Самоопределение к деятельности.

Кто догадался, какова тема нашего урока? (Слова с разделительным мягким знаком)

В чём будем упражняться на урок? (В написании слов с разделительным мягким знаком)

Молодцы! Вы абсолютно правы.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число.

На доске: прикрепить букву: ь.

5. Работа по теме урока.

1 Работа с буквенным рядом.

Внимательно прочитайте слова и подумайте, когда и где в словах мы пишем разделительный мягкий знак? (Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными е ё и ю я)

(варенье, воробьи, крылья, солью)

Вспомните, почем эти буквы называют «особенными»? (Если стоят после разделительного мягкого знака, то обозначают два звука)

А если после согласного? (Обозначают мягкость этого согласного)

Назовите слова с разделительным мягким знаком.

Назовите слова, где мягкий знак обозначает мягкость согласного.

2. Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

Мы с вами вспомнили правило, когда пишется разделительный мягкий знак. А сейчас потренируемся в написании слов с разделительным мягким знаком для того, чтобы самим не допускать ошибок.

К нам на урок пришёл хорошо известный всем герой мультфильма. Кто он? Догадайтесь. О себе он говорит так:

Друзья, открою вам секрет:

Мне без варенья жизни нет.

Для здоровья и веселья

Ем печенье, ем варенье.

Кто же это?

На доске: появляется картинка Карлсона.

Карлсон желает проверить, насколько вы были внимательны и запомнили слова с разделительным мягким знаком, которые встретились в прозвучавшем стихотворении.

(Друзья, варенье, печенье, веселье, здоровье)

Запишем эти слова. (1 уч.)

Объясните написание разделительного мягкого знака в данных словах.

Что показывает разделительный мягкий знак? (Что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются)

Обозначьте орфограмму.

Физминутка для глаз «Рыбки».

3 Работа над предложением.

а). - Устно составьте предложение с любыми из данных слов. (ответы учащихся)

б). - Запишем предложение с комментированием: (1 уч.)

Карлсон пьёт чай с малиновым вареньем.

Назовите главные члены предложения?

4 Физкультминутка.

Поиграем в игру «Бывает - не бывает». Я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы с ними согласны, то будете тянуться вверх, а если - не согласны, будете приседать. Готовы?

Ночью идёт дождь. (тянутся вверх)

У слона есть крылья. (приседают)

У охотника есть ружьё. (тянутся вверх)

Ночью бывает радуга. (приседают)

Варенье варят из ягод. (тянутся вверх)

Жильё белки в дупле. (тянутся вверх)

Молодцы! Садитесь, пожалуйста.

Какие слова с разделительным мягким знаком прозвучали в этой физкультминутке? (ночью, крылья, ружьё, варенье, жильё)

Молодцы! Все слова назвали.

5 Работа по учебнику (стр. 116)

а). - Откройте учебник на стр. 116.

Прочитайте задание к упражнению № 204.

6 - Из буквенного ряда выберете те гласные буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак.

На доске: а я у ю э е щ ё и ы

Все ли согласны с таким выбором?

7. Домашнее задание.

Ребята! Наш урок подходит к концу. Отложите, пожалуйста, тетради и учебники на край стола. Познакомьтесь с домашним заданием.

На доске: записать - стр. 116 упр. 206

Прочитайте задание к упражнению.

Что требуется выполнить?

Есть вопросы по домашнему заданию?

8. Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведём итог урока.

Чему учились на уроке? (Писать слова с разделительным мягким знаком)

Поднимите руку те, кто считает, что он справился с этой учебной задачей.

Какие вы молодцы!

Спасибо за урок!

ТЕСТ. Разделительный мягкий знак.

1 уровень.

1.Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.

Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.

2. Прочитай предложения. Выпиши слова с разделительным мягким знаком.

Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья.

__________________________________________________________________

3. Выпиши слова с разделительным мягким знаком.

Коньки, медведь, воробьи, пальто, лагерь, картофель, счастье, обезьяна, вьюга.

__________________________________________________________________

2 уровень.

4.Прочитай. Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком.

Охотник зарядил_____________________

С деревьев осыпались_________________

На верёвке сушится____________________

5. Прочитай. Выпиши слова с разделительным мягким знаком, разделив их черточками для переноса.

Без терпенья - нет уменья.

__________________________________________________________________

Повторенье - мать ученья.

__________________________________________________________________

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

__________________________________________________________________

3 уровень.

6.Исправь ошибки.

Наша кожка мурка - бальшая шалунья.

Папа принёс чючело воробя.

Мурка схватила чючело.

Осталис от птичьки одни клочя.

Тема урока: «Мягкий знак - показатель мягкости».

Цель : развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.

Задачи:

  1. Развивать умение на слух и в произношении различать твёрдые и мягкие согласные на конце слова.
  2. Развивать умение проводить звуко-буквенный анализ слов, сравнивать слова.
  3. Научить обозначать на письме мягким знаком мягкость согласного звука.
  4. Уточнить, обогатить словарь учащихся
  5. Развивать речь учащихся

Задачи:

Систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме;

Развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;

Обогащать словарный запас детей, учить правильно употреблять слова в речи;

Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.

Воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Ход урока:

1. Организационный момент .

У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости.

Давайте поздороваемся с ними.

Повернитесь, ребята к нашим гостям, поприветствуйте их улыбкой.

Повернитесь лицом к соседу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и скажите ему:

Я желаю тебе добра;

Если тебе будет трудно, я помогу.

Тихонько садитесь.

Много мы должны успеть сделать на уроке.

Поэтому, как работать нужно?

Быстро, старательно и дружно!

Итак, я начинаю урок.

Сегодня этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку школьной грамотности.

Ребята, а зачем человеку нужно быть грамотным?

(Это нужно для того, чтобы спокойно чувствовать себя среди грамотных людей, не бояться писать письма, записки, сочинения и рассказы.)

И этому нас научит сегодня буква, которая пришла к нам на урок.

А какая? Догадайтесь сами, отгадав загадку.

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

(буква ь)

Это буква - мягкий знак.

(вывешивается карточка - ь)

Посмотрите, какой он добрый, никогда не грубит, всегда вежлив и уважителен. Со всеми разговаривает мягко и доброжелательно. Наверное, он очень хороший друг

А вы хотели бы иметь такого друга?

Тема нашего урока « Мягкий знак - показатель мягкости»

(Слайд 1и 2)

Сегодня мы продолжим учиться писать слова с мягким знаком, познакомимся с новым правилом и новым словарным словом.

2. Минутка чистописания.

На доске:

1) - Найдите в буквах к, н, ы сходные элементы и назовите их.

Восстановите слово (карандаш).

(Слайд 3)

2) Мёд, ряд, конь, рис, люк.

Что общего во всех этих словах?

(Слова односложные, обозначают предмет, первый согласный звук мягкий.)

Какое слово лишнее?

(Конь.) (Слайд 4)

Почему?

(Во всех словах последний звук твердый, а в слове конь - мягкий [н"].)

Как обозначили мягкость звука [н"] на письме?

(Буквой Ь.)

3). - Запишите красиво это слово в тетради.

4). - Закончите фразу. Слово-отгадку запишите в тетрадь.

(Один из учеников работает у доски)

  1. Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту (дверь).
  2. В лесу мне видеть довелось как грыз кору могучий (лось).
  3. Я по чтению опять получу отметку (пять).

Что написали во всех словах?

(Мягкий знак - показатель мягкости согласных на конце слова.)

3.Актуализация знаний, выход на тему урока.

Зачем же нам нужен мягкий знак?

(Он служит для обозначения мягкости согласных.)

Какие еще есть помощники у мягкого знака, которые обозначают

мягкость согласных?

(Гласные буквы е, ё, и, ю, я.)

А что еще знаете о букве Ь?

(Эта буква не обозначает звук.)

4. « Открытие» нового знания.

1). Упр. №1 - стр.36 по заданию

(Работа с толковым словарём с. 93)

(Слайд 5)

2). День, пальто, апрель, лошадь, альбом, пальцы .

Прочитайте слова. Что в них общего?

(Все слова обозначают предметы, во всех есть мягкий знак показатель мягкости.)

На какие две группы можно разделить слова?

(По местонахождению Ь в слове.)

Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь и запишите их в два столбика.

Проверка: (Слайд 6)

(На слайде слова преобразуются в 2 столбика).

Какое место занимает Ь в словах первого столбика?

(Стоит в конце слова после согласной)

(Показывает, согласный звук перед ним произносится мягко.)

Какое место занимает Ь в словах второго столбика?

(Стоит в середине слова между двумя согласными.)

Какова роль Ь в этом случае?

(Ь, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко.)

Какой вывод можем сделать?

(Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко.)

5. Физкультминутка. (Слайд 7)

А теперь давайте отдохнём. Встали все.

Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор.

6. « Открытие» нового знания.

1). Упр. 2 стр.36

2) Правило стр.36

7. Первичное закрепление.

Р/т стр.46-тренинговые упражнения

Найти слова в пунктах 1и 2 с ь - показателем мягкости и

определить количество букв и звуков.

8. Словарно-орфографическая работа.

Сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете новое слово с непроверяемым написанием.

(Слайд 8)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Слайд 9)

(Рисунок медведя)

Какое это слово?

Запишите это слово и другие однокоренные слова, выделите общую часть.

Как вы думаете, почему медведя так называют?

Медведь был самым грозным врагом человека в лесу. Его опасались больше, чем любого другого зверя, и чтобы не произносить его имя, решили заменить другим, очень удачным и безобидным словом. (Медоед - медведь)

9. Итог урока.

Подведем итог нашего урока.

Для чего нужен Ь?

(Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного.)

Где может находиться Ь в слове?

(На конце слова и в середине между двумя согласными.)

С каким новым словом познакомились на уроке?

Как думаете, все ли узнали о мягком знаке?

Нас еще ожидает много интересного

11. Рефлексия

Поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке.

Ребята, а кто помогал нам на уроке сегодня?

Давайте же скажем ему большое спасибо за то, что он такой добрый и помог нам на уроке подружиться с новым правилом.

Я думаю, что и мы с вами, ребята, будем совершать только добрые поступки и помогать людям.

Спасибо вам за дружную работу на уроке.

(Слайд 10)

Молодцы!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская СОШ»

Урок русского языка

«Мягкий знак - показатель мягкости»

Проведён в 1а классе

Учитель: Гладышева М.П.

Саранск 2012г.


"Мягкий знак - показатель мягкости в конце и середине слов"

Закрепление.

Цель:

Закрепить умение смягчать согласный звук мягким знаком в конце и середине слова.

Задачи урока:

Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.

Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости, образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.

Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости, умения работать в парах; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте русского языка.

    Орг. момент

Давайте откроем тетради и запишем число. (Обратить внимание на правильное расположение тетради на парте и правильную посадку за партами.)

Запишите число. Классная работа.

Как мы учимся писать на уроке русского языка? (Красиво и правильно)

Верно. С чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания)

    Чистописание.

Игра: «Лишняя буква».

На доске буквы: я,е,ё,и,ь,ю

– Какая буква лишняя?(Ь)

– Почему? (Не обозначает звука).-

– Какое общее свойство есть у всех остальных букв? (Обозначают мягкость согласных звуков.

Напишите красиво букву «мягкий знак» …

Что вы знаете о мягком знаке?......Что он обозначает?

3 . Орфографическая минутка

Какой следующий этап у нас на уроке русского языка? (орф. минутка) Для чего она нужна? (учиться видеть орфограммы, учиться грамотно писать)

– Какая орфограмма есть во всех этих словах? Назовите проверочные слова. - Запись под диктовку (слова закрываются) лиса сова лесник кольцо - Поставьте ударение. Выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне слова. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте его работу. Встаньте, чей сосед написал слова с безударной гласной в корне слова без ошибок.

Какое слово лишнее? Докажите.

Все вместе выполним: звуко-буквенный разбор- кольцо

кольцо́: коль-цо. 2 слога


    о - [а] - гласный, безударный
    л - [л’] - согласный, непарный звонкий, мягкий
    ь -
    ц - [ц] - согласный, непарный глухой, твёрдый
    о - [о] - гласный, ударный

В слове 6 букв и 5 звуков

у доски: лось, конь, окунь (3 ученика)

Ло́сь 1 слог: Лось.

л - [л] - согласный, непарный звонкий, сонорный, твёрдый
о - [о] - гласный, ударный
с - [с’] - согласный, парный глухой, парный мягкий
ь -

В слове 4 буквы и 3 звука.

В слове ко́нь: 1 слог,

4 буквы, 3 звука

окунь - слово из 2 слогов: о-кунь. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [окун’]

о - [о] - гласный, ударный
к - [к] - согласный, парный глухой, парный твёрдый
у - [у] - гласный, безударный
н - [н’] - согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
ь -

В слове 5 букв и 4 звука.

Проверка : - Какое было у вас задание? Ты справилась без ошибок? Как ты себя оцениваешь?

4. Словарная работа:

Какое правило мы только что вспомнили на орфографической минутке? (безударная гласная, которую можно проверить)

Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

Почему (проверяем по словарю).

Назовите мне эти слова:

учитель, тетрадь, девочка, коньки, медведь, декабрь.

Можно ли эти слова разделить на две группы? На какие?

Запишем их в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?

С комментированием дети пишут в тетрадях.

Какое лишнее слово лишнее? (девочка)

Почему? (без мягкого знака чк-чн – мягкий знак не пишется)

Составьте предложение со словом девочка (разбор предложения)

5. Физминутка

6. Продолжение работы по теме урока

Посмотрите ещё раз на словарные слова. Что общего у всех этих слов, кроме слова девочка? Где ещё встречались нам сегодня слова с ь? - Почему в этих словах пишется мягкий знак?

Итак, какова цель нашего урока? – закрепить умение писать слова с мягким знаком.

Какие же задания мы сейчас будем выполнять? (задания на закрепление умения писать слова с ь)

Откройте учебник на с. 51 упр. 29. Прочитайте загадки. От слов, данных в скобках, образуйте имена прилагательные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Зимой беленький, летом серенький.

Мохнатенький, усатенький, лапки мягонькие, походка лёгенькая, а коготки остры.

Запишите получившиеся загадки и отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие звуки.

Давайте проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

Посмотрите на доску. Вам надо в предложения вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет. (слайд)

У кол(?)ца нет кон(?)ца.

У лесен(?)ки ест(?) ступен(?)ки.

Горят угол(?)ки в угол(?)ке печ(?)ки.

А с какими буквами ещё согласные читаются мягко?

Возьмите карточку со стола. Запишите только те слова, где есть Ь. Работу выполнить в паре.

Лес_, лос_, сол_, сон_, кон_ки, вил_ка, пал_то, сирен_, топол_, орешник_, бел_ка, ден_ки, мис_ка, гор_ка, пен_, кот_, лам_па, снегир_, воробей_, ден_ги.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. Встаньте, чья пара записала слова без ошибок.

Внимание на доску: спишите слова с мягким знаком.

Догадайтесь о чём идёт речь?

8. Итог урока:

Какую тему изучали?

Где может стоять ь?

А с какими гласными читаются мягко?