Дарья Попова
Чем старше становится Рада, тем все ярче и интереснее у нас с ней проходят игры с карточками. Как педагог, я знаю, что игры с карточками – это один из лучших способов выучить с малышами новую лексику, если не самый лучший. Сейчас ей 3 года, и игры с картинками стали вызывать все больший восторг и интерес.
Сегодня я хочу рассказать Вам об основных играх с картинками. Список далеко не полный, и я буду рада, если вы поделитесь своими идеями в этой теме для обсуждений .
Нужны карточки одного формата. Добавить к ним изображение . Показываем карточки друг за другом и называем, что на них нарисовано. Дети повторяют слово. Когда появляется карточка Ghost – дети «пугаются» и прячутся от привидения.
Сначала игра вызывает много визга и восторга, и помогает быстро оживить лексику из карточек в памяти. Кроме того, она подвижная, что позволяет не утомлять детей статичностью.
Спустя некоторое время детям надоедает прятаться, тогда их можно научить отвечать «I am not scared!» и подчеркнуть, какие они “brave and strong”.
Полезные фразы:
What a spooky ghost!
Say “I am scared”.
Where are you hiding?
You’re hiding under the desk.
The ghost has gone.
Let’s keep playing.
Repeat after me.
Играем в лото с детьми. Называем слово, показываем карточку. Если у них есть эта картинка – они забирают карточку себе.
С русскими наборами лото можно с тем же успехом играть и по-английски. А можно распечатать специальные наборы на плотной бумаге из интернета, найдя их по запросу “bingo for kids free printables”. Мне встречался набор лото практически на каждую лексическую тему, что мы проходили. С малышами до 3 лет можно просто разложить карточки на поле, а со старшими уже поиграть «по-взрослому»
Полезные фразы вы найдете в глоссариях от участников клуба «Englishonok» :
Нужны пары одинаковых карточек или логических пар (например, животные и их любимая еда). Карточки раскладываются в ряды картинками вниз. За ход игрок переворачивает две картинки. Если карточки совпали – забирает их себе и ходит еще. Если разные – переход хода. Выигрывает тот, кто соберет больше пар карточек.
Полезные фразы к игре
В английском языке не так много окончаний в словах. Но иногда те, что есть – весьма актуально потренировать. Например, можно потренировать волшебные превращения по увеличению количества предметов. Показываем ребенку карточку и просим назвать множественное число: One bear – lots of….(bears). В этой игре также удобно учить необычные окончания множественного числа и исключения. Для этого достаточно подобрать набор с картинками с исключениями из множественного числа (goose, tooth, foot, snowman etc.) и с существительными, требующими «особых» окончаний (leaf, bus, house, witch etc.)
Если ребенок называет множественное число правильно – он забирает картинку себе, ошибается – оставляет Вам. Угадайте, кто победит? У кого в завершении будет больше картинок? Конечно, у нашего маленького героя!
Полезные фразы:
Let’s play Magic Tricks!
I will teach you how to turn one thing into lots of things.
One cat – lots of cats.
One dog – lots of dogs.
One frog – lots of…
This card goes to me.
You get the card!
Who has more cards?
Let’s count them!
Congratulations!
Представляем, что картинки образуют . Называем направление поезда (The train goes up/down/to the right/to the left) и выкладываем вагоны-картинки в порядке, который мы называем ребенку. При этом сами карточки – это и есть вагончики, пожалуй, только картинку самого паровоза стоит прикрепить в начале, и все.
Полезные фразы:
The train goes up the hill.
First goes the locomotive.
Train engine (UK)
Train carriage (US)
Then goes the cat.
Help the doggie to get into the train car number 2
Which animal is in the train car number 6?
Which animals is in the last train car?
The elephant has a ticket to Train Car 5.
Выкладываем от 6 до 10 карточек перед ребенком. Просим его закрыть глаза. Убираем одну картинку. Просим открыть глаза и сказать, что пропало.
What’s gone? (What’s missing?)
The penguin has gone!
Come out, Penguin!
Where are you hiding?
He is hiding behind your mother’s back!
You place is here between the lion and the monkey.
Cover your eyes with your hands.
Close your eyes.
Can you turn away?
Вырезаем из картона фигурку домика с окошком. Показываем картинку через окошко (должна быть видна только часть картинки). Дети угадывают, что находится в домике.
Про животных допустимо спрашивать «who?»
Who lives in the house?
Who can you see through the window?
Who is looking out of the window?
Выбираем из набора картинок по одной теме (например, цвета или игрушки) одну и кладем ее перед детьми картинкой вниз. Им надо угадать, что нарисовано на картинке.
Can you guess what it is?
I will give you a hint.
It’s an animal.
It’s a piece of furniture.
It is something we cook with.
It’s a kind of food.
Выкладываем из картинок дорожку. и ходим по очереди на выпавшее число карточек. Если называем картинку – остаемся на ней. Не называем – два шага назад. Побеждает первый игрок, добравшийся до финиша.
Which will be your counter?
Place your counter on the start
How many is it rolled?
Can you count the dots?
Go three steps forward.
It’s an apple.
Do you like apples?
Do you know what it is?
Go back two steps.
I’ve caught you up!
I am going to overrun you!
I am not going to give up!
I will beat you!
Let’s play again.
Выкладываем перед ребенком ряд картинок. Ребенок закрывает глаза. Меняем картинки местами. Ребенок открывает глаза и говорит, какие картинки были поменяны.
Игра №1
Возьмите карточку с изображением, например, машины. Положите ее перед малышом. Произнесите слово «машина» и определите, на какой звук это слово начинается. Теперь предложите ребенку найти еще картинки, которые начинаются на такой же звук. Выкладываем картинки – мячик, молоток, медведь, маляр в ряд. Получился паровозик. Он отправляется в путешествие. Какой город начинается на «м»? Москва. Едем в Москву.
Игра №2
Назовите ребенку 3-4 слова, например: кошка, ваза, огурец, грузовик. Предложите малышу отыскать нужные слова и положить в той последовательности, в которой вы их называли.
Игра №3
Положите перед ребенком четыре карточки. Нужно найти лишний предмет. Группируем картинки по цвету, размеру, величине и т.д.
Игра №4
Находим логические связи между предметами. Например, положите картинку с изображением банана. Какую карточку нужно положить следующей? Это может быть обезьяна, так как она любит есть бананы. Может быть пальма, так как бананы растут на пальме. Вы положили обезьяну. Дайте возможность ребенку подумать. Следующая может быть кошка. Почему кошка? Потому что и у кошки и у обезьяны есть длинный хвост. И так далее.
Игра №5
Найди все, что круглое (квадратное, треугольное). Можно первой картинкой класть геометрическую фигуру и составлять паровозики, похожие на круг. Например, после круга кладем арбуз, мяч, блюдце.
Игра №6
Подбираем предметы по групповой принадлежности: к стулу подбираем картинки с мебелью, к повару – картинки с профессиями, к флейте – музыкальные инструменты.
Игра №7
Подбираем картинки с одинаковыми свойствами – резиновые, железные, стеклянные, холодные, мягкие, живые, летают, ползают, что можно встретить в лесу и т.д.
Игра №8
Подбираем похожие картинки: шайба и клюшка – ими обеими играют в хоккей, зонт и резиновые сапоги – их надевают, когда идет дождь.
Игра №9
Подбираем картинки, которые рифмуются между собой. Например, книжка – мальчишка, солнце – оконце.
Игра №10
Составляем паровозик по принципу «города» - на какую букву оканчивается слово, на такую и ищем следующее изображение. Например: булка – астра – арбуз – зонт – телефон – носорог.
Игра №11
Найди общее. Выбираем наугад две попавшиеся карточки и пытаемся найти у них что-либо общее. Предложите ребенку сказать, что общего у слона и фиалки, например.
Игра №12
Распределяем картинки на две кучки – живой и неживой предмет.
Игра №13
Играем в загадки. Предложите ребенку взять одну карточку. Вы должны отгадать, что на ней изображено. А ребенок описывает картинку, не называя ее. Например: это животное, оно маленькое, серое, любит кушать сыр, боится кошек. Поменяйтесь местами, теперь вы загадываете, а малыш отгадывает.
Игра №14
Играем в магазин. Разложите на витрине магазина различные продукты или предметы. Пусть ребенок будет покупателем, а вы продавцом. Малыш приходит в магазин, хочет что-то купить, но забыл, как называется нужный ему товар. Поэтому вы должны задавать множество наводящих вопросов: он съедобный или нет, где растет, какого цвета, какого вкуса, что с ним можно делать и т.д.
Игра №15
Сочиняем интересную историю. Переверните все картинки, чтобы их не было видно. По очереди вытаскиваете карточку и начинаете придумывать историю. Например, первая карточка с изображением кошки. Жила-была маленькая серенькая кошечка. Она была игривая и очень любила катать лапками клубочек. Вытаскиваем следующую картинку – черепаха. Однажды в гости к ней пришла ее соседка черепаха. Такая игра развивает фантазию малыша, учит логически мыслить, обогащает словарный запас.
Большинство производителей карточек рекомендуют занятия практически с рождения и раньше я в этом ничего отрицательного не видела, но знания приходят с практикой. Предлагаю воспользоваться логикой и порассуждать над эффективностью занятий с карточками в самом раннем возрасте.
Предположим Вам бы показывали по 2 секунды карточку с изображением размещенным справа и произносили «hidro g?? ?nitesi
» в количестве требуемом по методике Домана (3 раза в день — 10 дней). Или даже не следуя методике Домана, просто показывали эту карточку длительное время и на Турецком языке
(или любом другом незнакомом языке) много и долго рассказывали о ней.
А представьте если таких карточек 120! Что мы можем получить в результате таких занятий? Правильно — ничего!
Скорей всего Вы бы уловили суть происходящего если бы погрузились в специфику гидросооружений на несколько месяцев в компании людей умеющих говорить на Турецком языке и занимающихся гидроэнергетикой и то подобные картинки пригодились бы ближе к концу процесса Вашего вовлечения в деловую среду. Именно такие условия занятий с карточками, по-моему, разумно обеспечить малышам.
Хотя в случае с малышами, эмоции мам тоже являются источником информации для малыша, но все-таки для каждого возраста есть наиболее продуктивные занятия.
По-моему мнению, карточки следует вводить когда ребенок уже способен соотносить фото и реальные объекты. Игры в которые мы играем с карточками (на данный момент Яна неразговорчивая девочка, поэтому наши игры пока рассчитаны на малышей, которые не умеют говорить):
И отдельно хочу выделить игру «Цепочка памяти» позаимствованную мной из методики Шичиды и немного оптимизированную для нашего удобства. Цепочка памяти ориентирована на развитие памяти и в оригинале предназначена для малышей, которые умеют говорить. Заключается она в следующем:
Длину цепочки необходимо регулировать исходя из способности малыша запоминать. Так как Яна еще не говорит, то мы на втором этапе карточки не прячем, а просто отвечаем на вопросы. Писать об этом можно много, но лучше один раз увидеть, чем 100 раз прочитать, поэтому предлагаю к просмотру наше видео с цепочкой памяти:
П.С. Для игр мы используем суперкарточки от Умницы. Обзор
Развивающие карточки для детей пользуются большой популярностью. Но в основном все ограничиваются простым их показом. Да, так вы знакомите ребенка с окружающим миром и расширяете словарный запас.
Но с помощью карточек можно развивать мышление, память, внимание, воображение и даже скорость реакции. Для этого существует огромное количество игр.
В этой статье я поделюсь идеями игр с карточками для детей от 1 года и до 5 лет и старше. С возрастом вы вводите все больше игр, а также усложняете уже знакомые.
Принеси картинку
Это игра для самых маленьких. Вы называете предмет, изображенный на карточке. Задача ребенка – выбрать из нескольких карточек нужную. Сын любил бегать за картинками, а не сидеть на одном месте и просто показывать пальчиком.
Почти любую спокойную игру можно сделать активной. И игры с карточками не исключение. Маленьким непоседам бывает сложно усидеть на месте. И если вы включите в игру подвижные элементы, ребенку может быть проще.
Антошка очень любил эту игру. Я давала ему карточку, на которой был нарисован предмет, имеющийся в нашей квартире. А Антошка с радостью бежал его показывать.
Второй вариант игры – разложить в ряд карточки с изображением, например, фруктов. А по всей комнате – игрушечные или реальные фрукты. Задача ребенка – найти все фрукты и положить их на нужные карточки.
Звуки животных и предметов
Это игра для самых маленьких.
Угадай по части
Разложите несколько карточек, желательно объединенных одной тематикой (морские животные, птицы). Обсудите с ребенком, что изображено на картинках. Попросите отвернуться и оставьте одну карточку, остальные уберите. Оставшуюся картинку прикройте рукой или листом бумаги наполовину или две трети. Предложите малышу угадать, кто же там прячется.
Сложи картинку
Разрезаем карточки на части и подбираем половинки. Я для этих целей использовала набор карточек, который мне совсем не понравился и его не жалко было резать.
Сортировка
Для начала сортируйте на две группы, с возрастом число групп можно увеличивать. У этой игры множество вариантов в зависимости от возраста ребенка:
Действуя в соответствии с принципом «от простого к сложному» с помощью карточек вы можете изучать и закреплять с ребенком самые разнообразные темы. На примере птиц хочу показать, как можно постепенно усложнять классификацию:
Чем старше ребенок, чем больше он знает, тем по более сложному признаку он может классифицировать тех же птиц. Многие задания посильны будут только в старшем дошкольном возрасте, а некоторые и в младшем школьном. Не берите слишком много птиц. Дошкольнику не нужны энциклопедические знания. Главное – чтобы он понимал принцип распределения птиц по тем или иным категориям.
Каждую такую классификацию желательно обыграть. И предварительно тему изучить: читая книги, играя, выполняя поделки, смотря видеоролики.
Найди лишнее
Выложите перед ребенком 4 карточки, три из которых объединены одним признаком. Задача ребенка – найти лишнюю карточку.
Например:
Обязательно обсуждайте с ребенком, почему именно этот предмет лишний.
У ребенка не получается справиться с самым простым заданием? Значит, ему еще рано. Отложите эту игру на несколько месяцев.
Найди пару
Положите перед ребенком карточку и предложите найти ей пару из предложенных 2 и более карточек. Для начала пусть карточки будут одинаковыми. Так можно раскладывать сразу несколько пар карточек.
Затем усложняем – подбираем карточки, объединенные одним признаком.
Когда Антошка уже познакомился с геометрическими фигурами, он просил, чтобы я клала перед ним две карточки с изображенными на них фигурами. А потом предлагала разложить под ними картинки с предметами той или иной формы.
Такую игру можно устроить и с рельными предметами.
Подбираем пары букв
Заглавная буква – мама, строчная – сынок.
Начинающиеся на букву.
Я раскладываю несколько букв по комнате, а Антошка ищет их и кладет рядом с ними карточки с изображением предметов, которые начинаются на эту букву.
Цифры и соответствующее им число предметов , животных или просто закрашенных кружочков.
К карточке с цифрой 3 нужно найти пару в виде карточки с изображенными на ней тремя предметами. Также можно играть с реальными предметами.
Запомни карточку
Покажите ребенку карточку, а затем накройте листом бумаги. Предложите малышу вспомнить, что же там изображено. Это простейшая игра на развитие памяти для самых маленьких.
А если играть сразу с несколькими карточками и все их накрывать, то игра становится намного сложнее.
Положите перед ребенком 3 карточки. Попросите его отвернуться и уберите или переверните одну. Предложите малышу вспомнить, какая же карточка здесь была. Со временем увеличивайте количество изображений.
Что изменилось
Это вариант предыдущей игры. Положите перед ребенком несколько карточек. А потом поменяйте две из них местами или уберите одну, а вместо нее положите новую.
Восстанови порядок
Пусть ребенок постарается запомнить в каком порядке лежат несколько карточек. Для этого подробно обсудите с ним все картинки, пусть он их назовет. Перемешайте их все и предложите разложить в том же порядке.
Что сначала, а что потом
Для этой игры нужны специальные наборы карточек или же вы сами можете нарисовать схематичные изображения.
Например, на таких карточках могутт быть изображены:
Ребенок раскладывает картинки в нужном порядке. Стимулируйте малыша озвучивать все, что происходит на картинках.
Сочиняем сказку
Для игры я беру несколько карточек из разных наборов и на ходу сочиняю историю, вытаскивая по одной картинке. Сюжеты могут быть самыми фантастическими, но чем смешнее, тем больше вероятности, что ребенок все запомнит. Затем все убираю. А дальше несколько вариантов:
В эту игру и мы с мужем любим поиграть, для этого у нас есть специальные наборы. А вот малышам лучше приобрести обычные карточки, с изображением знакомых ему животных, предметов, но в двойном экземпляре.
Правила игры «Мемори» следующие:
Все карточки смешиваются и раскладываются на столе картинками вниз. Игроки по очереди открывают сразу по две карточки. Если изображения оказались одинаковыми, игрок забирает их себе и делает еще один ход. Если нет, то карточки кладутся на то же место картинками вниз. Побеждает тот, у кого больше собранных пар карточек.
Внимание! Задания на новую лексику должны идти в такой же последовательности, в какой ребенок осваивает родной язык:
1 — слушает, но не говорит;
2 — повторяет за взрослым;
3 — произносит слово сам
То есть сначала берем игры и задания, где наш маленький ученик должен просто запомнить новое английское слово, и показать его, не произнося (но если хочет произносить, ничего страшного). Затем идут задания, в которых ребенок повторяет слово за учителем/записью. И уже потом мы берем игры, где ребенок должен сам произнести слово.
Почему это так важно? Иногда только начинающие работать с детьми преподаватели это не учитывают, и пару раз прослушав слова и разок повторив их хором, уже начинают показывать детям картинки и просить назвать слово. Естественно, назвать слово после пары прослушиваний в этом возрасте могут далеко не все дети. А на занятии у ребенка должно быть как можно больше ситуаций успеха, чтобы он получал удовольствие от занятий. И когда ребенка просят назвать слово, а он его не помнит, то мы создаем ситуацию НЕуспеха, которая может отбить желание «играть в язык» совсем.
Поэтому, все игры я делю на три большие группы и на каждом занятии советую брать по 2-3 игры из каждой группы.
Звездочкой отмечены игры, подходящие для занятий с ребенком один на один.*
Итак, З адания, где нужно узнать слово :
Задания, где нужно повторить слово:
Задания, где нужно назвать слово :
Упражнения для карточек со словами.
Если вы пользуетесь методом чтения целых слов, то, кроме карточек с картинками, у вас есть еще и карточки со словами. Их вешаем на доску под картинками практически во всех заданиях, приведенных выше. А есть и отдельные упражнения на работу с ними.
Отдельно я выделила упражнения на повторение , которые можно брать, пройдя несколько тем или в конце года.
А какие игры используете вы?
Надеюсь, эта статья была для вас полезной. Удачи Вам в изучении и преподавании английского!