Где появилась первая аптека. Когда в россии появились первые аптеки

Дополнительная литература

Первую аптеку в России основал Джейм Френчем в 1581 г. Аптека Френчема была царской, придворной. Снабжалась она лекарствами и из-за границы, и из различных регионов России.

Для сбора лекарственных растений были заведены аптекарские сады и огороды: в Москве они первоначально располагались близ Каменного моста, у Мясницких ворот, близ Немецкой слободы, а потом и в других местах. Первый аптекарский огород занимал участок около 2,5 га. Число аптекарских огородов постоянно росло. Посадки растений в этих огородах проводились в соответствии с распоряжениями Аптекарского прика­за.

Значительная часть лекарственного сырья выписывалась "из-за моря" (Аравии, стран Западной Европы - Германии, Голландии, Ан­глии). Аптекарский приказ рассылал свои грамоты иноземным специалистам, которые направляли в Москву требуемые лекарственные средства.

В ведении Аптекарского приказа находился Аптекарский двор, являвшийся предприятием промышленного типа, который занимался изготовлением лекарственных средств, аптечной посуды и оборудования. На аптекарских дворах производилась сушка, измельчение, а также хранение лекарственных растений и других веществ. Для этого были устроены амбары, погреба, ледники и др. помещения. Известно, что Московский аптекарский двор снабжал подмосков­ные села вином и медом сырцом. Из-за этого-то, прибыльного во все времена дела, многие приказы пытались получить право владеть и распо­ряжаться аптекарским двором. Наконец, при царе Федоре Алексеевиче (ко­нец XVII века) аптекарский двор и другие дворы Московского и других уездов, которые прежде принадлежали Приказу тайных дел, цар­ским указом были переданы в Приказ большого дворца.

Уже в конце XVI - начале XVII века врачи в России употребляли не только такие общеупотребительные тогда привозные лекарства как опий, камфара, александрийский лист и др., но и многие лекарственные расте­ния из арсенала русской народной медицины - солодковый корень, мож­жевельник и ряд других. В дальнейшем ассортимент лекарств, отпускав­шихся из аптек Аптекарского приказа, еще более возрос. При этом больше стало лекарственных трав, произраставших в различных регионах России: такие травы поставляли в Аптекарский приказ в обязательном порядке как своего рода государственный налог - ягодную повинность. За невыполнение ягодной повинности грозило тюремное заключение.

Использование лекарственных растений, или, по-современному, фитотерапии, прочно вошло тогда в лечебную практику врачей Аптекарского приказа. Считалось, например, что буквица «мокроту выведет из груди. Камни в почках крошит и мочу выводит»: ее назначали как отхаркиваю­щее и мочегонное средство, а также использовали при лечении лихорадок и болезней печени, для заживления ран и предупреждения отравлений. Огородную мяту использовали как противорвотное и возбуждающее аппе­тит средство. Ромашку применяли при лечении 25 заболеваний, наиболее часто как противовоспалительное средство. В лекарства, которые гото­вили в аптеках, помимо растительных средств аптекари по назначению врачей включали и различные органические и неорганические вещест­ва - жир, мед, различные минералы и металлы.

Начиная с 30-х годов XVII века, лекарства из аптеки по указанию царя начинают постепенно отпускаться «для всех чинов людей». В 1672 г. царь повелел «на новом гостином дворе, где приказ Большого Приходу, очистить палаты, а в тех палатах указал Великий Государь построить ап­теку для продажи всяких лекарств всяких чинов людей». Эта вторая аптека (она называлась «Новой») быстро завоевала авторитет в Москве : здесь продавали лекарства «всякого чина людям», отсюда снабжали ле­карствами воинские части. В 1682 г. при первом гражданском госпитале у Никитских ворот была открыта третья аптека.

Вот как описывал существовавшие в 1674 г. московские аптеки швед­ский дипломат И.Ф.Кильбургер: «Одна аптека находится в Кремле, но из нее лекарства отпускают только царю и некоторым знатным господам, и она составляет магазин (склад) для другой аптеки. Управляется (она) од­ним немцем по имени Гутбир.

Другая аптека среди города и также казенная; при оной находятся теперь провизорами Христиан Эйхлер, Иоганн Гутменш и Роберт Бентом и сверх того два англичанина и несколько работников, иностранных и русских». Все лекарства отпускаются за печатью (т.е. по рецептам - М.М.) и чрезвычайно дороги».

В это же время были предприняты попытки устройства аптек в дру­гих городах России. В 1673 г. было велено устроить аптеку в Вологде, а в 1679 г. - в Казани.

Взаимоотношения медиков, трудившихся в Аптекарском приказе, бы­ли обычными для медицины того времени и строго выдерживали установ­ленную иерархию - доктора, лекаря, костоправы, аптекари, лекарские, алхимистские, аптекарские ученики, другие работники. Однако временами эти отношения по каким-то причинам обострялись, переставали соответст­вовать должностной иерархии. Тогда в дело вмешивалась власть - Апте­карский приказ готовил, а царь подписывал соответствующий указ.

К примеру, указ царей Ивана и Петра Алексеевичей «Об улучшении постановки аптечного и медицинского дела в Аптекарском приказе», в котором гово­рилось, что доктора и аптекари не имеют между собой доброго согласия, «безо всякой причины» между ними наблюдаются часто «вражда, ссора, клевета и нелюбовь». Отсюда у младших чинов к докторам и аптекарям «непослушание в делах нерадение». В указе отмечено, что при таком по­ложении изготовленные лекарства вместо пользы могут причинить людям страдание. Для наведения должного порядка в медицинском деле и в ап­теках указ предписывал каждому доктору и аптекарю принимать присягу и клятву.

Хотя ценность таких средств предотвращения профессиональных кон­фликтов, как присяга и клятва, давно уже сомнительна, все же в XVII веке, надо думать, они обладали действенной силой. Впрочем, как пока­зывает знакомство с опубликованными архивными материалами Аптекар­ского приказа, таких конфликтов в медицинской среде было немного.

В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта государственная Лекарская школа. Принимали в нее детей стрельцов, духовенства и служилых людей. Вместе с тем продолжала действовать и система ученичества. Ученики лекарского и аптекарского дела направлялись к опытным докторам и аптекарям для получения соответствующих знаний и навыков. С увеличением числа аптек появилась потребность в государственном надзоре за их деятельностью.

Аптекарский приказ стал осуществлять контроль за изготовлением лекарств в придворной, а позднее - в «вольных» аптеках. В приказе производилась судебно-медицинская экспертиза, для чего в него посылались травы и лекарства, состав которых был неизвестен. Осмотр и исследование лекарств и неизвест­ных трав приводились докторами, аптекарями и алхимистами.

Переписчики Аптекарского приказа занимались подготовкой медицин­ской и фармацевтической литературы. При Аптекарском приказе была библиотека. В делах Аптекарского приказа, начиная с 1632 г., упоминаются фамилии русских аптекарей Андрея Иванова, Ивана Михайлова, Романа Ульянова и др. Во второй половине XVII века большую работу по фармации проводили Тихон Ананьин и Василий Шилов. Тихон Ананьин получил подготовку в Аптекарском приказе. В начале своей деятельности (1670- 1678) он именовался «алхимического дела учеником», затем «алхимистом». Ананьин занимался приготовлением новых фармацевтических продуктов и сырья для их изготовления. Однако деятельность его не ограничивалась этим. Он обучал фармацевтическому делу своих трех сыновей - Ивана, Льва и Якова и сына лекаря Семена Ларионова. Аптекарский приказ ценил Ананьина, доверял ему участвовать в поездках за лекарственными растениями и лекарствами для аптекарского огорода в Киев и за границу. В этот же период в Аптекарском приказе работал Василий Шилов. Он руко­водил «новой» аптекой, изготовлял лекарства, принимал лекарства, посту­пившие из-за границы, ведал сбором лекарственных трав в аптекарском огороде за Мясницкими воротами (ныне Кировские ворота в Москве), зани­мался подготовкой аптекарей. Таким образом, стало формироваться Российская фармация.

Под влиянием войн, экономических и общеполитических условий появилась необходимость создания государственной организации медицинского дела, что и было проведено в конце XVI века в правление Ивана IV и, в особенности, в середине XVII века, в правление Алексея Михайловича.

Начало государственной организации здравоохранения в Московском государстве было положено открытием Аптекарской палаты (1520), переименованной в Аптекарский приказ (1620), который просуществовал в течение всего XVII века. Аптекарский приказ, как высшее государственное медицинское учреждение, осуществлял руководство всем медицинским и аптечным делом в России и обладал широкими функциями: ведал мероприятиями по охране страны от эпидемических болезней, приглашением из-за границы врачей и аптекарей, подготовкой отечественных медицинских кадров, закупкой медикаментов и оборудования, сбором лекарственных трав, выдачей жалования. В ведении Аптекарского приказа находилось также обеспечение войск лекарствами, назначение в войска медиков, организация лечения больных и раненых. В первые годы своего существования он располагался на территории Московского Кремля, в каменном здании напротив Чудова монастыря. Сначала это было придворное лечебное учреждение, попытки создания которого восходят к временам Ивана Грозного (1547--1584), когда в 1581 г. при царском дворе была учреждена первая на Руси Государева (или «царева») аптека, т. к. обслуживала она только царя и членов царской семьи. Располагалась аптека в Кремле и длительное время (почти в течение века) была единственной аптекой в Московском государстве.

Первоначальной задачей Аптекарского приказа являлось обеспечение лечебной помощью царя, его семьи и приближенных. Выписывание лекарства и его приготовление были сопряжены с большими строгостями. Предназначенное для дворца лекарство отведывалось докторами, его прописавшими, аптекарями, его приготовившими, и, наконец, лицом, которому оно сдавалось для передачи «наверх». Предназначенные для царя «отборные врачебные средства» хранились в аптеке в особой комнате -- «казенке» за печатью дьяка Аптекарского приказа. Являясь придворным учреждением, «царева аптека» лишь в порядке исключения обслуживала служилых людей. Сохранилось немало челобитных на имя царя с просьбой отпустить им то или иное лекарство. Из медицинских документов того периода наибольший интерес представляют докторские «сказки», которые отражали уровень медицинских знаний в России в XVII веке. В «сказках» есть сведения об освидетельствовании больных и раненых, способах лечения болезней, описывался характер ранений, методы лечения ран, давался перечень применявшихся для лечения трав, минеральных средств. По данным «сказок» можно судить об известных в XVII веке болезнях: ангина, рожа, опухоли, «падучая», «сухотка» (туберкулез), водянка, «каменная», «лихорадочная», «чечуйная» (геморрой), «весница». Затрудняясь с постановкой диагноза, врачи указывали лишь симтомы болезней («распух», «ноги опухли», «лом в ногах», «в голове лом» и др.) Об уровне постановки диагноза свидетельствуют многие примеры из врачебной практики, имеются записи с постановкой зубоврачебных диагнозов: «Гришка Афанасьев ранен саблею, отрублен нос и верхние губы и зубы передние... рана тяжела. Ивашка Андронов ранен в голову: пушечным ядром переломило висок левой в трех местах. Раны тяжелы. Алешка Федотов ранен: опалило лицо из пушки и нос сшибло». В некоторых «сказках» даются прогнозы заболевания, не всегда оптимистичные: «…а лечить его не мочно, потому что болезнь у него застарела». В этих документах есть заключение о том, годен ли человек к несению службы. В основу терапии было положено использование лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. Важнейшим источником для получения лечебных трав в Москве были аптекарские сады и огороды (у Каменного моста, в Немецкой слободе, за Мясницкими воротами и др.). В 1581 году была создана первая государственная аптека в Кремле для обслуживания царского двора, а в 1673 году - вторая государственная аптека в Москве. В указе сказано: «На Новом гостином дворе - где приказ Большого приходу, очистить палаты, а в тех палатах указал Великий государь построить аптеку для продажу всяких лекарств всяких чинов людям».

Первая аптека для населения в Москве была открыта в 1672 году. Предназначенная для свободной продажи лекарств, она была учреждена на коммерческой основе и располагалась на бойком месте--в новом гостином дворе на Ильинке (ныне улица Куйбышева). На эту аптеку возложили снабжение войск лекарствами, а населению здесь продавали лекарства по цене, обозначенной в «указной книге» -- так назывался первый ценник лекарств.

Аптекарский приказ создал довольно стройную по тем временам систему сбора лекарственных растений. Сбор лекарственных трав возлагался на податные сословия в качестве обязательной повинности. Существовал и целый штат особых сборщиков -- «травников». Лекарственное сырье поступало на особые склады, так называемые аптекарские дворы. В XVII веке в Москве их было несколько: на Варварке (ныне улица Разина), близ Арбатских ворот, на Смоленской улице возле Воздвиженского монастыря (угол проспекта Калинина и улицы Маркса--Энгельса). Сохранилось лишь одно из строений этого двора (трапезная) на территории Музея архитектуры имени А. В. Щусева.

Первые лекарства на нашей планете появились значительно раньше аптек, еще у первобытных народов. Для утоления боли, чуства голода, повышения выносливости они находили для себя многие полезные растения, в том числе обладавшие целебными или ядовитыми свойствами.

На Руси первыми "фитотерапевтами" были ведуньи и знахари, владевшие знаниями о свойствах растений, которые передавались устно из рода в род и тщательно скрывались от посторонних. К началу Х1 века при монастырях стали открываться первые больницы, где пациентов лечили исключительно травами. Из истории русской церкви известно, что еще в 1091г. переяславский епископ Ефим учредил больницу для простого люда и врачевал только растениями.

В ХV1 веке, после свержения татарского ига Русь освободилась от своей замкнутости. В это время начали завязываться деловые отношения с западноевропейскими странами. В этот период на Руси появилась первая аптека. Она была открыта при дворе Ивана IV в Москве.

Первая аптека была устроена на западноевропейский манер, для работы в ней пригласили иноземных аптекарей. Царская аптека, помимо покупки иноземных лекарственных средств: камфоры, гвоздики, мускуса широко использовала отечественное сырье, поручая его сбор специальным лицам "помясам".

В середине ХVII века при царе Алексее Михайловиче были учреждены государственные органы - приказы и в числе их АптекарскийАптекарском Приказе была организована школа для подготовки военных врачей и аптекарей из русских. При приказе была создана библиотека рукописных и иностранных переводных книг по лекарственным растениям, которые и сейчас бережно храниятся в государственных книгохранилищах.

Простые люди не могли пользоваться царскими аптеками. Они были вынуждены применять "зелья" и "снадобья", которые покупали в "зелейных лавках" по советам появившихся к тому времени лекарей. Лекарственные растения владельцы "зелейных лавок" собирали сами или привлекали специальных сборщиков, которые в свою очередь начали самостоятельно заниматься огородной культурой лекарственных растений.

Далеко не все зелейные лавки вели свое дело добросовестно. Это и побудило Петра I в дальнейшем ликвидировать торговлю лечебными травами и другими лекарственными средствами минуя аптеки. В грамоте от 27 октября 1701г. говорилось следующее"... и никакими зельями и товарами, мастьями и лекарствами никому в тех местах мимо аптек не торговать и не продавать, и тот зеленый ряд по улицам и перекресткам лавки очистить, и продавцам тем товаром выехать вон из ратуши".

По инициативе Аптекарского Приказа постепенно в России стали появляться аптекарские огороды. Особой известностью пользовался царев огород" в селе Измайловском под Москвой, заложенный еще в царствование Алексея Михайловича. Петербургский аптекарский огород был основан в 1714г. в Санкт-Петербурге на Вороньем острове. В дальнейшем он получил название "Аптекарский". При огороде было создано предприятие по переработке лекарственных растений, которое со временем выросло в крупнейший фармацевтический завод. Московский аптекарский огород был заложен в 1706г. на Мещанской улице (ныне проспект Мира). С 1804г. он стал Ботаническим садом Московского университета.

Первая в мире зарегистрированная аптека открылась в VIII веке (754 году) в столице Арабского халифата − городе Багдаде. Одновременно с аптекой, которая функционировала как государственная, в Багдаде была открыта и академия для изучения медицины, фармации и алхимии. Значительно позже, в XI веке, аптеки появились в Испании, а затем и во многих городах Европы. Их первыми основателями также были арабы.

Вплоть до конца XI столетия в Европе не было аптек как неких торговых учреждений, где можно было бы купить или заказать нужное средство. Люди создавали свои собственные препараты, собирая и обрабатывая для этой цели растения, минералы и прочие ингредиенты. Первые аптеки в Европе появились в 1100 году нашей эры в монастырях. Монахи готовили лекарственные средства и бесплатно отпускали их нуждающимся.

В то же время впервые появились рецепты, которые начинались со слов Cum Deo! (С Богом!). Только спустя 100 лет в Венеции, благодаря развитию Солернской врачебной школы, стали открываться первые городские аптеки.

Арабская культура характеризовалась положительной чертой — стремлением овладеть культурным наследием предыдущих эпох и далее развивать все прогрессивное в нем. Это особенно ярко проявилось в науке. Получила распространение арифметика с применением «арабских цифр» и десятичного исчисления. В геометрии было положено начало тригонометрии, аналитической геометрии и алгебре. Астрономы научились исчислять географические широту и долготу и пришли к мысли о сферичности Земли, которая в свое время окажет влияние на открытия Колумба. Арабы заимствовали из Китая бумагу и порох, но дали миру первые писчие перья, водяные и механические часы, а также первые увеличительные стекла, что привело впоследствии к изобретению телескопа и микроскопа. Культура народов Арабских халифатов, широко использовавшая и переработавшая достижения культуры Древнего Востока и античного мира, распространилась на огромной территории от Гибралтара до Инда.

Cреди ученых в странах Востока исключительное место занимали ученые Хорезма. «Блестящая плеяда представителей естествознания и медицины средневекового Востока — Абу-Бекр Мухаммед Закария ар-Рази, Джабир ибн Хайан, известные в Европе под именами Разеса и Гебера, Абу Юсуф Якуб Исхак ал-Кинди, Абу-Абдуллах Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми — значительно ранее европейских ученых ознакомились с научным наследием древнего мира и, творчески его перерабатывая, своими исследованиями и наблюдениями способствовали развитию этих наук. Благодаря им Ар-Рази (Разес) Европа познакомилась с сохраненными в арабских переводах трудами Аристотеля и многих других», — писал член- корреспондент Академии медицинских наук СССР В. М. Карасик.

Высшего развития средневековая наука в Хорезме достигла в творчестве Ибн Сины и Ал-Бируни, ученых X–XI вв., членов хорезмийской «академии Мамуна», подлинных энциклопедистов. Арабы создали ряд центров науки и просвещения, из которых особенно выделялись Багдад (VIII–IX вв.) и Кордова (X в.). В Западном Арабском халифате во время его расцвета было 40 библиотек и 10 высших школ. В Западной Европе в то время было только два университета — в Салерно и Париже.

Наравне с философией, математикой и естествознанием медицина и фармация составляли часть общего образования ученых в Арабских халифатах. На медицину и фармацию в этот период значительное влияние стала оказывать химия.

В VIII–IX вв. появились арабские химики, не только воспринявшие знания и навыки своих александрийских предшественников, но и своеобразно развившие эти знания. Вместо греко-латинского названия «химия» арабы ввели свое название «алхимия». Главное место в алхимии арабы отводили учению о металлах, их получению и очистке, металлическим сплавам и трансмутации металлов.

Одним из первых крупных арабских алхимиков был Джабир ибн Хайан (721-815). Джабиру приписывают авторство «Книги-70», представляющей собой энциклопедию политических, теологических и натурфилософских знаний. В последних главах «Книги-70» содержатся сведения о металлах, минеральных солях и других веществах. Джабир ввел понятие об особых элементах металлов — сере и ртути, рассматривая их символически: серу — как принцип горючести и ртуть — как принцип металличности (блеска). Джабир развил теорию образования и созревания в недрах земли металлов из серы и ртути. Соединяясь подвлиянием земной теплоты сера и ртуть образуют все семь металлов. Труднее образуется золото, наиболее «совершенный» металл. Но его образование под действием теплоты, возможно ускорить, добавив в смесь ртути и серы некий медикамент, «вылечивающий» несовершенные металлы, а еще лучше — «эликсир». Джабиру были хорошо известны вещества, применявшиеся в «тайной науке» александрийцев для превращения металлов (соединения мышьяка, серы, сурьмы, растворы аммиака и др.). Под именем Джабира (Гебера) до нас дошли различные сочинения , одни из них на арабском языке, другие на латинском. Из этих сочинений следует, что Джабир получил серную и азотную кислоты, серебра нитрат, ртуть хлорную. Азотная кислота была им получена при нагревании смесей селитры, медного купороса и квасцов. Он отметил важное свойство воздействия царской водки (смеси соляной и азотной кислоты) на золото, считавшееся до тех пор не поддающимся изменениям. Также были изучены и соли: натрия хлорид, селитра, соли аммония и др. К более позднему периоду относится деятельность другого арабского алхимика — Абу-Бекр Мухаммеда Закарии ар-Рази (865-925). Ар-Рази, или Разес, занимался медициной и алхимическими опытами. До нас дошли его сочинения «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Ар-Рази был атомистом, вместе с тем он придерживался учения Аристотеля о стихиях и верил в возможность трансмутации металлов. В своих сочинениях он описал некоторые приемы приготовления золотоподобных сплавов. В сочинениях ар-Рази упоминаются разнообразные вещества, описываются химическая посуда и различные лабораторные приемы. Предполагают, что ар-Рази создал классификацию веществ, известных в то время. Он разделил их на три большие группы: землистые (минеральные), растительные и животные, предвосхищая распространенную впоследствии систему «трех царств природы». Минеральные вещества по ар-Рази наиболее распространены и составляют шесть отделов: 1) спирты (ртуть, нашатырь и др.); 2) тела (золото, серебро и др.); 3) камни; 4) купоросы; 5) бура; 6) соли. Спиртами (алкоголями) ар-Рази называл все, что при нагревании улетает без остатка. Ар-Рази приводит также список приборов для химических операций: кукурбита, аламбик, приемники, колбы, песчаная баня, водяная баня, фильтр полотняный, стеклянные воронки и многое другое.

Ар-Рази одновременно занимался медициной и основал больницу в Багдаде. Интересно предание о способе, о-помощью которого ар-Рази выбирал место, наиболее подходящее для построения больницы: он развешивал куски мяса в различных частях города и наблюдал, где оно дольше сохраняется и не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и, следовательно, подходящим для постройки лечебного заведения.

Как и во многих больницах Востока, при багдадской больнице существовала школа врачей, которой также руководил ар-Рази, связывая теоретическое обучение с больничной практикой.

Ар-Рази принадлежит до 200 трудов , в некоторых он описывает действие химических препаратов на обезьян.

Заслуживает внимания сочинение персидского медика Миваф-фака, или Абу Мансура, «Трактат об основах фармакологии», написанное в конце X в. Это сочинение важно как источник сведений о химических знаниях того времени, в частности о разработке способов приготовления препаратов, представляющих собой экстрактивные вещества растительного происхождения. В «Трактате» описываются простейшие способы перегонки для получения эфирных масел и дистиллированной воды. Приготовлялись также химические соединения — киноварь и сулема для лечения кожных заболеваний, меди сульфат — для лечения глазных болезней, натуральная сода из золы растений, щелочи, получаемые из карбонатов при действии извести, квасцов, употреблявшихся как вяжущее и кровоостанавливающее средство; натуральная бура, нашатырь, применявшийся как лекарство под названием «нушдар», и, наконец, цинка окись и цинка сульфат, причем последний арабские врачи употребляли при лечении глазных болезней. Далее Абу Мансур указывает на характерные особенности извести, гипса в обыкновенном и прокаленном состоянии и описывает мышьяк, сурьму, железо, глину, медь, свинец, золото, серебро, нефть, смолы, камфару, крахмал, камеди, жиры, из которых приготовляли мыло, и пр. В книге также говорится о старом персидском средстве — мази из ртути и алканы. Абу Мансур указывает также на применение в медицине органических веществ — тростникового сахара и некоторых органических кислот из растений, таких как танин.

Современником ар-Рази был Яйя бек Сараби, перу которого, по-видимому, принадлежат «Медицинская практика» и «Учение о лекарственных средствах». Большой славой пользовался Али ибн-ал-Абрас (умер в 994 г.). Им составлено систематическое руководство всей медицины из 10 книг. Простотой и доступностью изложенного материала это руководство производит впечатление и в настоящее время. В течение столетия книга была основным руководством арабских врачей, до тех пор, пока «Канон медицины» Авиценны не занял ее места.

Вслед за организацией больниц в странах Арабского халифата впервые появились аптеки. Первая регламентированная аптека была открыта в 754 г. в Багдаде (в Европе первые аптеки появились в VIII–X вв.) . В этих аптеках арабы ввели правила приготовления лекарств. Они издали эти правила в форме своеобразных фармакопеи под названием диспенсатория «карабадини». Арабы избегали применения сильнодействующих средств и рекомендовали прибавлять к ним лимонный сок, фиалковый корень и другие вещества. Для лечения больных они широко использовали легкие слабительные вещества: сенну, тамаринд. Особое место в фармации арабов занимало учение о ядах и противоядиях. Слова-термины: алкоголь, юлеп (по-персидски «розовая вода»), лоох, нафта, камфара, безоар и многие другие — арабского происхождения. Арабами введены в фармацевтическую практику сахар (вместо меда) и лекарственные сиропы. С лечебной целью они применяли мускус, корицу, мускатный орех, гвоздику и др. Рецепты арабов отличались сложностью и включали до 60 ингредиентов. Арабы готовили пилюли, кашки, сиропы, пластыри, душистые масла. В Дамаске было организовано специальное производство по перегонке ароматных вод, получению душистых мазей и других фармацевтических продуктов.

Развитие аптечного дела как лекарствоведения в Арабских халифатах было тесно связано с достижениями ученых Востока в области химии. Преследуя, в первую очередь, практические цели, больницы и аптеки оказывали большое влияние на развитие медицинских знаний. В халифате встречались некоторые зачатки государственной медицины. Там были специальные должностные лица по наблюдению за больницами и аптеками. Существовали научные учреждения, включавшие в круг своих более широких интересов также и вопросы медицины. Среди них видное место занимали учреждения Средней Азии — библиотека Саманидов в Бухаре в X в., «Академия» хорезмшаха Мамуна в Хорезме в начале XI в.

Большую роль в развитии медицинских знаний в средневековье играли комментаторы и переводчики медицинской литературы с арабского на латинский язык — универсальный научный язык средневековой Западной Европы. Эти переводчики (арабисты) сделали достоянием европейского научного мира труды врачей Востока, а также сохранившееся на Востоке наследие классиков античной медицины, забытое тогда в Европе. Роль посредников между греками и арабами охотно брали на себя евреи. Среди них известен Иоханиа Месюэ Старший (777-857), прозванный также Иоанном Дамаскином. Он перевел на арабский язык множество греческих произведений. Оригинальным трудом его являются только «Афоризмы». В этот период в руки арабских врачей попадают труды Гиппократа, Галена, Диоскорида, Теофраста. Этим богатством арабы сумели распорядиться самым достойным образом. Даже высоко стоящее учение греков о медицине и лекарствах они углубили и уточнили еще больше и воздвигли великолепное здание собственной медицины.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что врачи Арабских халифатов и Византии сыграли большую роль в сохранении ценного наследия медицины древнего мира, в первую очередь античной Греции, Индии и других стран. В то же время они самостоятельно и дальше разрабатывали медицинские знания. Медицина и фармация народов Востока пробудила живое чувство природы, приблизила медицину к природе, естественным наукам, ввела в обиход много новых лекарственных средств и усовершенствовала технологию приготовления лекарств.

Врачи средневекового Востока придавали большое значение опытной проверке лечения, изучали действие лекарств на животных, тщательно наблюдали в больницах течение болезней, проверяли правильность описания их в литературе. «Проверяйте в больницах не всегда верные описания болезней, встречающихся в медицинских сочинениях», — говорил ар-Рази.

Арабская медицинская литература в области анатомии и физиологии была в основном переводной и компилятивной, заимствованной главным образом у Гиппократа и Галена. Ислам запрещал вскрытие трупов и в связи с этим хирургия и акушерство развивались слабее, чем лекарствоведение, гигиена и изучение инфекционных болезней.

В России первая аптека была открыта в 1581 году аптекарем Джеймсом Френчем, который приехал с рекомендательным письмом от английской королевы Елизаветы в группе медиков по просьбе Ивана Грозного. Он открыл аптеку в Кремле, против Чудова монастыря, на участке, занимаемом теперь зданием Президиума Верховного Совета СССР. . Она снабжала лекарствами только царскую семью.
Первая аптека для населения в Москве была открыта в 1672 году. Предназначенная для свободной продажи лекарств, она была учреждена на коммерческой основе и располагалась на бойком месте—в новом гостином дворе на Ильинке.
На Красной площади у Воскресенских ворот (на месте нынешнего Исторического музея) в 1699 году Петр I открыл Главную казенную аптеку.

Первая аптека в России была открыта в 1581 году в Кремле напротив Чудова монастыря. Эта аптека, обслуживавшая только царскую семью, находилась в специальном помещении и была обставлена роскошной мебелью. Аптечная посуда была изготовлена из шлифованного хрусталя, а некоторые изделия из серебра.

Отпуск лекарств из аптеки был регламентирован и подвергался строжайшему контролю. Лекарства "пристойные"... великого государя хранились в специальной кладовой, так называемой "казенке", куда без дьяка никто не мог входить, в том числе и аптекарь.

Лекарства изготавливались в особом помещении и только по рецептам, которые имели царскую резолюцию: "то лекарство составя приготовить". В специальной книге записывались рецепт и имена лиц, приготовивших лекарство и получивших его для передачи во дворец. Прежде чем дать лекарство царю, его должны были пробовать ("надкушать") врач и аптекарь.

Вторая аптека "новая аптека" была открыта в Москве в 1672 году. Она продавала лекарства людям всех чинов по "указной книге". В указе об открытии этой аптеки говорится: "...на новом Гостином дворе, где приказ большого приходу, очистить палаты, а в тех палатах указал великий государь построить аптеку для продажи всяких лекарств, всяких чинов людям по указной книге".

При аптеке имелись "перепускная" (лаборатория), сушильня для трав и другие помещения. В штате аптеки были аптекари, врачи, алхимисты, дистилляторы, лекарские и аптекарские ученики. Такое устройство аптеки и штат объясняются тем, что аптеки того времени готовили не только сложные лекарства (иногда из 10-20 ингредиентов), но часто и сырье для этих лекарств.

В 1682 году в Москве при первом гражданском госпитале у Никитских ворот была открыта третья государственная аптека.

Для руководства медицинским делом в России был организован Аптекарский приказ. В его задачу входило наблюдение за лечением царя и его семьи, за лекарствами, приготовляемыми в царской аптеке, а также за деятельностью приглашаемых врачей-иностранцев. Позднее Аптекарский приказ стал государственным административным учреждением, ведавшим всем медицинским и аптечным делом в России. Точная дата создания Аптекарского приказа не установлена. Считают, что он был создан в конце XVI или начале XVII века.

На Аптекарский приказ возлагалось обеспечение медицинской и лекарственной помощью армии, организация заготовки лекарственных растений, подготовка лекарей и специалистов по приготовлению лекарств - алхимистов, дистилляторов, травников и др. С целью подготовки лекарей для армии во второй половине XVII века.

Аптекарским приказом была открыта специальная школа, куда из стрельцов и стрелецких детей набрали 30 учеников. Ученики изучали хирургию, медицинскую ботанику, фармакологию, фармацию "практическую", а также анатомию "по скелетам и рисункам".

С приемами приготовления лекарств ученики знакомились в аптеках и аптекарских огородах, где выращивались лекарственные растения. В аптеках же имелись своеобразные лаборатории по приготовлению лекарственных средств. На первых русских алхимистов - Тихона Ананьина и Василия Шилова - возлагалось приготовление лекарств и заведование запасами лекарственных средств "новой" аптеки.

Сохранились материалы, подтверждающие, что Ананьин и Шилов не ограничивались работой в аптеке. Они обучали русских людей аптекарскому искусству, выезжали для заготовки и закупки лекарственного сырья. Ананьин обучил аптекарскому делу своих сыновей. В XVII веке в России в качестве лекарств широко применялись водки из растений (настойки), воды из цветов и трав (настои), пилюли, экстракты, масла и бальзамы, отвары, сиропы, порохи (порошки), пластыри, мальхоны (мази), эмульсии, сборы, эликсиры, соки, свечи, растирания.

"Чтобы уснуть", назначали мак снотворный, "от простуды" назначали чеснок и лук, "от глистов" - цитварное семя, "от сверботы" - серу.

В лабораториях аптек производились различные операции: перегонка, выпаривание, процеживание, измельчение и смешивание лекарств.

Контроль за работой аптек и качеством лекарств возлагался на Аптекарский приказ. В функции Аптекарского приказа входила заготовка лекарственного сырья в аптекарских огородах, а также произрастающего дико в различных районах страны. Этим занимались травники и помясы.

Приказ имел право сбора податей с населения в виде лекарственного сырья. В его функции входило также "бережение Москвы от заразы" и "... старанение о всеобщем здравии".

При Аптекарском приказе была библиотека медицинской и фармацевтической литературы. Для составления "дохтурских, аптекарских, алхимских и иных потребных книг", по которым "русские люди могут быть совершенными лекарями и аптекарями",

Аптекарским приказом приглашались переводчики и переписчики, а также специалисты из других стран. Они должны были иметь документ об образовании. Нередко иностранные специалисты подвергались экзамену по аптекарскому и лекарскому делу.