Что такое изложение по русскому языку 3. Обучающее изложение по русскому языку (3 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мстерская средняя общеобразовательная школа

имени героя России Ивана Ивановича Голубева»

Конспект урока

по русскому языку

в 3 «А» классе

Тема: «Обучающее изложение.»

Выполнила:

учитель начальных классов Павлова

Татьяна Николаевна Урок проводится:

Мстерская СОШ имени И.И.Голубева,

класс 3 «Б»

Мстёра - 2017

Цель: Развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.

Задачи:

Дидактические: формировать у детей умение закреплять в памяти содержание текста во всех деталях.

Развивающие: учить делить текст на части в соответствии с планом; развивать умение к слову.

Воспитывающие: воспитывать уважение, любовь к природе, лесу и животным.

Ход урока:

- Сегодня мы будем путешествовать в лес. Чтобы узнать, кто будет главным героем, вам нужно отгадать загадку.

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

(Медведь.)

III Чтение текста учителем

Чтение текста учителем.

По Н. Сладкову

А теперь прочитайте текст самостоятельно.

IV Беседа по содержанию, цель, которой выявить понятен ли текст, его тема, основная мысль

Понравился ли вам текст?

О ком говориться в этом тексте?

Давайте еще раз прочитаем его вслух.

Скажите, на сколько частей вы бы разделили текст? (на 3)

V Анализ структуры текста

Коллективное составление плана.

Нам нужно разделить текст на части. Давайте выделим первую часть.

Чтение первой части учеником.

О чем говорится?

Как озаглавите? (обсуждение вариантов заголовков).

Выделение второй и третьей части.

Примерный план

    Медведь вошёл в лес.

    Переполох в лесу.

    Медведь дал стрекача.

VI Языковой анализ текста, уточнение смысловых связей

Чтение первой части: читает ученик

(Вошел медведь в лес. Затрещали под тяжелой лапой веточки).

Куда вошел медведь? (медведь вошел в лес).

Что затрещали под его лапой? (Под лапой затрещали веточки).

Как можно озаглавить эту часть. (медведь пошел в лес)

Чтение второй части:

Что сделала белка? (белка испугалась и выронила шишку).

На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца).

Что сделал заяц? (Заяц вскочил и помчался в гущу леса).

Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес).

Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать).

Давайте соединим 1 и 2 части. (1 человек).

Логическая цепочка. Читают еще раз эту часть. Пересказывают 3 человека. Как можно озаглавить?

Чтение третьей части:

Читают про себя, вслух.

Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум и убежал из леса).

Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал).

Как мы ее озаглавим? 1- 2 ученика пересказывают весь текст.

VII Орфографическая подготовка

Вошёл, тяжёлой, шишку, в лоб, в гущу,

наскочил, выпугнул, сорока, медведь,

подняла, ломать, лопочет, рявкнул,

стрекача

Почему я выписала именно эти слова(есть орфограммы). Давайте разберем эти слова.

IX Повторное чтение текста- вторичный синтез

Еще раз перечитывают рассказ. Пересказ. Учитель собирает текст.

X Письмо изложения, запись текста

Пишут.

Как медведь сам себя напугал. Как медведь сам себя напугал.

Вошел медведь в лес. Затрещали под тяжелой лапой веточки.

Испугалась белка на елке. Уронила шишку. Упала шишка- угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов ее выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси и пошли по лесу кусты ломать.

Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так и сам себя напугал.

По Н. Сладкову

Изложение (82 слова).

Вопросы к тексту.

Изложение (80 слов).

Объяснение: медвежатник - охотник на медведя.

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (73 слова) .

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (81 слово) .

Вопросы.

1. Сколько частей в тексте?
2. Как ветер пытался справиться с дубом?
3. Кого ветер позвал на помощь?
4. Почему ветер не покорил дуб?

Словарно-орфографическая подготовка.

1. Написание безударных гласных: ст..ял, на г..ре, пок..рялся, прил..тел, ст..рон, бл..снула, в з..млю, р..дную, к..рнями, д..ржусь.
2. Написание трудных слов: никому, землю-матушку.
3. Написание глаголов с "не": не совдадать .
4. Слова с приставками: непокорный, раскололось, запылала, врос.
5. Вставь пропущенные буквы: дут.., согнут.., дожд.., огон.., об..яснить , держус.. .
6. Написание местоимений: изо всех, с ним, в том.
7. Знаки препинания: в том, что...
- Моя сила...
8. Дополни словосочетания: стал дуть изо..............; смеется...............; врос в..................; держусь за................. .
9.
Выдели корень в словах: блеснула, прилетел, поплыли.

Изложение (93 слова) .

Вопросы.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (91 слово) .

Вопросы.
1. Чему радовались звери?
2. Как хвалился Камень-валун?
3. Что кричал Ручей?
4. Как делает весну Сосулька?
5. Кто же делает весну?

Словарно-орфографическая подготовка.
1. Сложные слова: на весь, сразу.
2. Выдели приставки и корни в глаголах: выдался, показалась, закричал, растапливает, закатилось, заледенел, замерзла.
3. Написание глаголов: не было, начнется, хвалится, радуются.
4. Проверь гласные в словах: выд..лся, д..нек, в л..су, т..пло, св..тло, в..сны, закр..чал, в..дой, с..сулька, ..ловой, н..чнется.
5. Написание местоимений: вокруг него, без него, о себе, как она.
6. Знаки препинания: ......И Камень-валун остыл, и..........., и.................... .
.......стало ясно, кто.............. .

7. Найди восклицательные и вопросительные предложения.
8. Продолжи: денек (какой?) ................... ; солнышко (какое?) ................; камень (какой?) ..................; ручей (какой?) ..................; лапа (какая?)

Изложение (86 слов)

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Правильное написание слов: шелушила, убежище, росток, расти, сначала.
Выдели приставки в словах: спилили, присаживались, прокис, превратился, сбежались, потеплело, порозовел, набрел, высунулся.
Объясни значения слов, подбери к ним синонимы: целебные, пир, дряхлый, убежище.
Проверь безударные гласные: з..мой, в..сной, ..жил, гр..бники, мур..вьи, ж..ков, м..дведь, кл..чки, б..резу, з..мли, р..сточек.
Написание местоимений: на нем, он был, на это, и все.
Подбери в словосочетания и предложения нужные слова: соки (какие?)..............., сок (что сделал?)..................., бабочки (какие?)..............., много лет был (чем?)................, медведь (какой?)..............., разворотил (как?) .............. .

Изложение (86 слов)

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (88 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (86 слов).

Непоседа.

Вопросы к тексту.


Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (88 слов).

Девочка на шаре.

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (90 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (89 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (90 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (88 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (93 слова).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

01.10.2014 17698 1356

Цель урока: Научить писать изложение повествовательного текста.

Задачи урока:

1. Помочь написать изложение «Лев и мышь»

2. Учащиеся должны предсказать содержание текста, составить план, выделить главную мысль текста.

3. Работая в группе записать содержание текста.

Оценка: работа в тетради, «круглый стол».

Ход урока:

1. ПОБУЖДЕНИЕ.

А) оргмомент

Проверка готовности учащихся к уроку

Объявление темы урока, постановка целей;

Б) отгадайте загадки:

Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки.

Боится кошки. (Мышь)

Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженой…

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша-львица.

-У какого папы локоны волной? (у льва)

В) стратегия «Предсказание по ключевым словам»

(на доске написаны слова, дети высказывают свои предположения, о чем будет рассказ)

Лев, мышь, стала просить, отпустил, охотники, привязали, веревка, перегрызла, понял, добро.

2. РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА

1. А) Знакомство с текстом

А теперь проверим, насколько верны ваши предсказания.

«Лев и мышь»

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он отпустил ее. Обещала отплатить за это добром. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и отпустил ее.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку. Понял лев, что и от мыши добро бывает.

Б) Слово учителя:

Как вы думаете, кто боится мыши? (Оказывается мышей очень боятся слоны. Дело в том, что у слонов очень нежная кожа на ступнях ног, а мыши ее прогрызают и доставляют большое беспокойство слонам)

А еще четырехлетняя мышь по возрасту равняется 80-летнему человеку.

Сколько человеческих лет проживает за год мышка?

В) Прояснение лексического значения:

Как вы понимаете «отплатить добром»?

Г) Словарная работа:

Найдите орфограмму и объясните, как ее проверить:

Лев, рев, веревка (парные согласные)

Пробежала, засмеялся, обещала, привязали (безударный гласный в корне слова)

Д) Анализ и деление на части:

Какой это текст? (повествовательный)

На сколько частей можно разделить его по смыслу? (на три)

Е) Составление плана:

1. Смешное обещание.

2. Мышка спасла льва.

3. Как аукнется, так и откликнется.

2. а) Подготовка к написанию изложения:

Чтение и пересказ по частям.

Стратегия «Эстафета» (групповая работа, выполняется на общем листе)

1 ученик – бегун (читает и запоминает по одному предложению)

2 ученик – секретарь (записывает)

3 ученик – корректор (следит за орфографией)

Каждый ученик должен побывать в роли бегуна, секретаря, корректора.

Б) Написание изложения (общая работа сдается учителю, каждый самостоятельно пишет изложение).

3. РЕФЛЕКСИЯ

Стратегия «Круглый стол» (устно).

Что нового узнали на уроке?

Что запомнилось? Почему?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Тесты для изложений. 3 класс.

Золотая осень.

Стоял ясный день. Дети пошли на экскурсию в лес.

Солнце светило ярко. Небо было голубое. Стая журавлей косяком тянулась к югу.

Лес был сказочным. Он оделся в яркий наряд. От жёлтых листьев он казался золотым.

Подул лёгкий ветерок. Листья закружились в дружном хороводе. Началась пора листопада. Дети долго любовались красотой природы.

Потом они набрали разных листьев и вернулись домой.

План.

1.Стоял ясный день.

2.Сказочный лес.

3.Листья в хороводе.

4.Домой.

Орфография: к о сяком, ж ё лтых, в х о р о вод е , н а ч а л а сь, кр а с о т ой

Как я купил собаку.

Охотник продавал собаку. Это была большая,умная собака. Я купил её. Собаку звали Томка. Мы вышли из дома хозяина. Томка вздрогнул и оглянулся.

Дома собака опустила мне на колени голову. В глазах мелькнул ужас. Три дня она отказывалась от еды. Собака мучилась. Я полюбил её за верность хозяину.

Я вызвал охотника телеграммой. Он приехал. Томка радостно завилял хвостом, лёг на бок.

Собака дала нам хороший урок. Мы поняли,что друзей не продают и не покупают.

План.

1.Охотник продал собаку.

2.Томка грустит о родном доме.

3.Хозяин приехал.

4.Хороший урок.

Орфография: х о зя и н, к о лени, о хотник, на бок, не пр о дают, не п о купают.

Каникулы.

На зимние каникулы Дима с мамой отдыхали у дедушки в деревне. Зима выдалась вьюжная. Дима катался с ребятами на лыжах и санках. Раз они слепили снеговика.

Однажды Дима наблюдал сильный снегопад. Крупные хлопья снега плавно кружили в воздухе. Они быстро покрывали землю пушистым ковром. Около дома росли сугробы снега.

Любил Дима бывать в зимнем лесу. В лесу было светло и торжественно . Подолгу любовался он на красивый наряд сосен и елей.

План:

1.В деревне.

2.Снегопад.

3.В зимнем лесу.

Запиши выделенные слова:

Краткое изложение по рассказу Н.Носова.

Дружок.

Миша и Коля решили взять с собой с дачи своего любимца Дружка.Они посадили его в чемодан и сели в вагон. Чемодан положили под лавку.

Скоро к ним сели ещё пассажиры. Один мужчина положил свой чемодан тоже под лавку. На станции мужчина взял чемодан и вышел с женщиной и девочкой.

А когда мальчики были дома и открыли чемодан, то увидели там бритву и другие вещи.

Чемодан принадлежал незнакомому мужчине. Он по ошибке взял их чемодан. Дружок пропал.

Мальчики очень жалели Дружка. Они написали объявление.Но Дружок не находился. Но вот друзья узнали адрес владельца их чемодана. Когда они принесли чужой чемодан, мужчина очень обрадовался. А Дружок выбежал из комнаты и стал лизать Мише руки, лицо.

Радостная была встреча!

Вставь пропущенные буквы и подбери устно проверочные слова:

П..садили, пол…жили, под ла…ку, ост…но…ка, ог…рчены, нах…дился,прин…сли, выб…жал, стал л…зать, л…цо, радос…ная, об…явление, нап…сали.

Запомни.

В а гон, ч е м о дан, му жч ина, п асс ажир, р е шили.

Сиротка.

Однажды случилась беда. Овца попала под машину. Остался маленький пушистый ягнёнок.

За сироткой стала ухаживать Надя. Она кормила его молоком, угощала хлебцем. Особенно ягнёнок любил капусту.

Прошло лето. Теперь это был уже взрослый баран. А какие рога!

Баран всё время ходил за девочкой, как собачка. Он даже защищал её от мальчишек. Раз Надя пришла в кино, и баран за ней. Девочка вошла в зал. А баран уселся у двери и ждал её. Настоящий друг!

План:

1.Почему ягнёнок стал жить у Нади?

2.Как Надя заботилась о сиротке?

3.Как изменился ягнёнок в конце лета?

Орфографическая подготовка:

    Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово.

Б…да, с…ротка, к…рмила, мол…ком, уг…щала, р…га, х…дил, защ…щал, м…льчишек, наст…ящий.

2. Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово.

О…ца, хле…цем, дру…

3.Вставьте пропущенные буквы, запомните написание.

М…шина, …гнёнок, м…локо, к…пуста, с…бачка, б…ран.

4.Выдели приставки.

Попала, остался, прошло, пошла, вошла.

5. Выдели суффиксы.

Ягнёнок, собачка, девочка.