В чём отражается материальная и в чём духовная культура народа? Духовная и материальная культуры Что такое духовная культура.

Сущность методов воспитания и их классификация
Понятие о методах воспитания. В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти - со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.
Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.
Приемы воспитания (иногда – воспитательные приемы) в отечественной педагогике рассматриваются как конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого (например, создание эмоционального настроя в ходе воспитательной беседы) и обусловливаются целью их применения.

· это индивидуальное, педагогически оформленное действие педагога, направленное на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач;

· это частное изменение, дополнение, вносимое в общий метод воспитания, соответствующее конкретным условиям воспитательного процесса.
Средства воспитания - это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.



Классификация методов воспитания
Создание метода - это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих дости­гать практически любые цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разо­браться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоя­тельствам помогает лишь их упорядочение, классификация.

Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнару­жить в методах общее и специфическое, существенное и слу­чайное, теоретическое и практическое и тем самым способ­ствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает на­значение, характерные признаки различных методов и их мо­дификаций.
В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес.
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание. В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно. Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко на­званы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, само­воспитания.
По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:
1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.
2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:
1.Методы формирования сознания личности.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3.Методы стимулирования поведения и деятельности.

Характеристика методов формирования сознания личности,
методы организации деятельности и методы стимулирования. (Г.И. Щукина) Галина Ивановна

1. Методы формирования сознания личности (убеждение ): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение ): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация ): соревнование, поощрение, наказание.
Рассмотрим кратко эти методы:
Методы формирования сознания личности:
Воспитание должно формировать требуемый тип поведе­ния. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки ха­рактеризуют воспитанность личности. В этой связи организа­ция деятельности и формирование опыта общественного пове­дения рассматриваются как сердцевина воспитательного про­цесса.
Все методы этой группы основаны на практической дея­тельности воспитанников. Управлять этой деятельностью педа­гоги могут благодаря тому, что ее удается разбить на составные части - конкретные действия и поступки, а иногда и на более мелкие части - операции.
Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника.
Лекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции – теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом.
Диспут – столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок. Это отличает диспут от беседы и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить самостоятельно. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.
Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.
Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования хороших привычек. В учебном процессе все упражнения – специальные, а в воспитательной работе – это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.
Методы стимулирования поведения и деятельности:
соревнование. Последние десятилетия к этим традиционным рычагам манипулирования деятельностью и поведением человека данные на­учных исследований позволяют добавить еще один - субъек­тивно-прагматический. Научные исследования и практика подтверждают, что отличительная черта нынешних подрастающих поколений - ярко выраженное деловое (прагматическое), по­требительское отношение к жизни, вытекающее из него избира­тельное отношение к воспитанию, его ценностям.
Стимулирование – это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию.
Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие ответственности и инициативы.
Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особый заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Наказание – один из старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их". Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

· нельзя наказывать за неумышленные поступки;

· нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;

· сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;

· строго соблюдать педагогический такт;

· опираться на понимание и поддержку общественного мнения;

· учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Методы воспитания проявляют свое содержание через:

1. Непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование, приучение).

2. Создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию.

3. Создание общественного мнения.

4. Общение, деятельность организованные воспитателем.

5. Процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования.

6. Погружение в мир искусства и творчества.

Распространенным является мнение, что средством воспитания может быть любой объект среды. По утверждению В.И.Журавлева Василий Иванович, средство воспитания «можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс» (Советская педагогика. - 1985. - № 6). В развитие этого положения А.Ф.Меняев называет условия, при которых объекты внешнего мира становятся средствами воспитания: «Любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средства воспитания при следующих условиях: 1. С ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника. 2. Она выделена как предмет освоения в образной наглядно-действенной или знаково-символьной... форме. 3. Объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность (различных видов) воспитателя с воспитанниками»1. Такое же мнение высказывает Н.Е. Щуркова: «Средства в богатейшем разнообразии располагаются вокруг педагога. Необходим лишь профессиональный взгляд на предмет, событие, фразу, поступок, действие... Средством для педагога может выступать все, что нас окружает, кроме... нас самих: человека нельзя использовать в качестве средства».

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое методы воспитания?

2. Что понимается под приемами воспитания?

3. Что является средствами воспитания?

4. Как осуществляется классификация методов воспитания?

5. Дайте характеристику методов воспитания.

Первым структурным элементом культуры является материальная культура, которая представляет собой объективные, материальные формы выражения духовных смыслов.

Материальная культура - совокупность способов производства материальных благ и ценностей, создаваемых человеческим трудом на каждом этапе развития общества.

Ценность – это положительная значимость предметов, явлений и идей. Предметы и явления становятся благом, если они удовлетворяют положительные человеческие потребности и способствуют социальному прогрессу.Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичные потребности человека.

Хозяйственная культура - это деятельность, направленная на создание материальных условий для жизни человека как творца «второй природы». В нее входят, прежде всего, экономическая деятельность - средства производства, способы практической деятельности по их созданию (производственные отношения), а также и творческие моменты хозяйственной повседневной деятельности человека.

Хозяйственную культуру не следует сводить к материальному производству, она характеризует его с точки зрения влияния на человека, создания условий для его жизни и развития способностей, их реализации в экономической жизни общества. Эта культура воплощается не просто в производстве, технике, а в реализации творческого начала материальной деятельности человека.

Традиционно культурологи выделяют в качестве объектов (форм) материальной культуры культуру труда - технику, сооружения и орудия труда, средства производства, системы коммуникаций - пути и средства сообщения (транспорт, связь); культуру повседневности - предметы одежды, быта, пищи.

Все эти предметы культуры – носители культурной информации, которые создают искусственную среду обитания человечества и являются процессом и результатом материальной деятельности человека. Все эти явления связаны с содержанием производительных сил или производственных отношений. Однако материальная культура, являясь стороной материального производства, не тождественна ему. Она характеризует производство с точки зрения создания условий для жизни человека, его развития, а также реализации способностей человека в процессе материальной деятельности.

в Духовная кул.

Духовная культура – совокупность духовных ценностей человечества (идей, представлений, убеждений, верований, знаний); интеллектуальная духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности на каждом этапе развития общества.

Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

К духовной культуре относятся формы, ориентированные на выработку знаний и ценностей в духовной сфере - это комплекс идей, знаний, представлений, переживаний, побуждений, влечений, верований, норм, традиций человеческого существования. Духовная деятельность имеет сложную структуру и включает в себя такие формы культуры:

Религиозная культура (религиозные учения, традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения);

Нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);

Эстетическая культура (искусство, его виды, направления и стили);

Правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система);

Политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);

Интеллектуальная культура (наука, философия).

По видам деятельности все они входят в познавательную деятельность (наука, философия), ценностно-ориентированную деятельность (мораль, искусство, религия), регулирующую деятельность (политика, право).

Познавательная деятельность основана на познании человеком природы, общества, самого себя и своего внутреннего мира. Наиболее адекватно эта деятельность представлена научной деятельностью. Наука - специализированная область культуры, ориентированная на познание. Основные функции науки состоят в формировании системы логически упорядоченных знаний, основанных на специально организованном теоретическом и эмпирическом изучении реальности; построении рациональных прогнозов; управлении исследуемыми процессами на основе эксперимента.

Передаваемые от поколения к поколению традиционные знания, принимаемые как «догматическая банальность», не подвергаемая сомнению, с появлением новой интеллектуальной среды – научной - перестают довлеть над умами людей, приводят к резким скачкам в развитии всей культуры. Таким образом, в любом обществе складывается независимая от отдельного индивида система добывания, хранения, передачи информации и знаний.

К ценностно-ориентированной деятельности человека относятся мораль (моральная культура), искусство (художественная культура) и религия (религиозная культура). Осмысленный характер познания, понимания мира предполагает не просто знания о нем, а понимание ценности самого человека как субъекта деятельности, ценности его знаний, творений, ценностей самого мира культуры, в котором живет человек. Мир человека – это всегда мир ценностей. Он наполнен для него смыслами и значениями.

Первой наиболее социально значимой сферой культуры является моральная культура, дающая нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам деятельности общества и друг к другу.

Моральная культура – это достигнутый обществом и индивидом уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, отношение к человеку как к высшей цели и самоценности. Моральная культура личности проявляется как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости и достоинстве человека. В основе моральной культуры личности лежит нравственность и совесть.

Вторая форма духовной культуры, связанная с ценностной деятельностью - это художественно-эстетическая культура. Художественная культура - это специфическая чувственно-эмоциональная сфера познания, оценка и художественное преобразование мира по законам красоты. Художественная культура основана на иррациональном, творческом типе деятельности, выражается как в объективно-предметной, так и в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека (см. искусство в системе духовной культуры).

Третья форма духовной культуры, связанная с ценностной деятельностью, - эторелигиозная культура , основанная на религиозной деятельности как восхождении человека к Богу. Воплощается религиозная культура культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог как духовно-нравственный Абсолют.

В духовной культуре можно выделить еще две формы, ориентированные на регулятивную форму деятельности, - это политика (политическая культура) и право (правовая культура), связанные с государством и его институтами и правовой системой общества.

Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Однако при определенных условиях закрепленная в механизмах социальной памяти духовная культура выступает как устойчивая матрица духовной жизни, стереотип восприятия и мышления, менталитет общества. Она может играть на разных этапах развития общества ведущую роль.

К особенностям духовной культуры, которая ориентирована на выработку знаний и ценностей, необходимо отнести следующие:

1. Духовная культура - это особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли, который богаче реального, материального мира (например, искусство живописи – направление сюрреализм – художник С. Дали).

2. Духовная культура дает человеку наибольшую свободу творчества (осознанное творчество человека – это то, что отличает мир культуры от мира природы).

3. Духовная культура нужна сама по себе, а не ради достижения каких-либо целей.

4. Духовная культура - самая «хрупкая» область культуры, она более чувствительна к изменениям в социокультурном пространстве, более всех других областей страдает при социальных катаклизмах и нуждается в поддержке общества.

Следует отметить, что к понятию «духовная культура» относятся и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и т.д. Любой предмет материальной культуры является воплощением определенных замыслов человека, и в реальной жизни материальное и идеальное в культуре всегда переплетается.


АПОКАЛИПСИС (1). ? ОТКРОВЕНИЕ. Библиопоэтоним, название религиозного сочинения. " * Откровение Иоанна Богослова, или «Апокалипсис» - последняя книга Нового Завета, в кото­рой представлена христианская эсхатология - описание конца существования земли и Второй Приход Мессии.

■ / Над этим островом какие выси, / Какой туман! / И Апокалипсис здесь был написан / И умер Пан! ∕ (III.10).

❖ Откровение Божие Иоанн Богослов, следуя тексту книги, получил во время ссылки на остров Патмос: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, на­зываемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа». (Откр. 1: 9).

БАРОН БРАМБЕУС (1). Библиопоэтоним, указание на литера­турное сочинение по псевдониму его автора. " » Осип-Юлиан Сенковский (1800 - 1858) - известный востоковед первой поло­вины XIX в., энциклопедист, переводчик с арабского и др. восточ­ных языков, путешественник, автор «Отрывков из путешествий по Египту, Нубии и Верхней Эфиопии», «Воспоминаний о Нубии и Сирии», которые, возможно, были известны Н. Гумилеву. Свои работы подписывал несколькими псевдонимами, Барон Брамбе- ус - лишь один из них, но, вероятно, самый известный. У Гумиле­ва имеется в виду какое-то сочинение этого автора.

И / И не расстаться с амулетами, / Фортуна катит колесо, / На полке, рядом с пистолетами, / Барон Брамбеус и Руссо. / (11.114).

БЕНЦ (1). Прагмапоэтоним, название средства передвиже­ния. " * Марка автомобиля, названная в честь основателя круп­нейшего завода автомобилестроения Карла Бенца.

Ж / НаДуксели, на Бенце ль я, - / Верхом на какаду, / На вечер в доме Венцеля / Всегда я попаду. / (П.78).

ОБРИ БЕРДСЛЕЙ (1). Идеопоэтоним, произведение живопи­си, названное по имени автора. Обри Винсент Бердслей (1872-1898) - английский художник, график, иллюстратор эпо­хи модернизма. За недолгую жизнь (25 лет) О. Б. выработал собственный стиль графики, в котором реалистичность изо­бражения сочеталась с абстракцией и восточной орнаменталь- ностью. О. Б. иллюстрировал «Смерть короля Артура» Т. Мэло- ри, «Падение дома Ашеров» Э. По, «Саломею» О. Уайльда, с кото­рым О. Б. был лично знаком.

И / Прелестницы, теперь я научен, / Попробуйте прийти, и вы найдете / Духи, цветы, старинный медальон, / Обри Бердслея в строгом переплете. / (11.54).

БЫТИЕ (1). Библиопоэтоним, название религиозного сочине­ния. Первая книга Библии, в которой содержатся предания о сотворении мира и жизни первых людей.

Ж / А снизу шум взносился многий, / То пела за скамьей скамья, / И был пред ними некто строгий, / Читавший книгу БЫТИЯ. ∕ (IV.24).

ВЕРСАЛЬ (1). Урбаидеопоэтоним, памятник садово-парко­вого искусства. " » Бывшая резиденция французских ко­ролей, сейчас - дворцово-парковый комплекс, охраняемый ЮНЕСКО.

Ж / Иль на празднике Версаля / В час, когда заснет земля, / Взоры юношей печаля, /Я пленяю короля. ∕ (III.34).

«ВОКРУГ СВЕТА» (1). Библиопоэтоним, название журнала, - в» Известнейший российский научно-популярный журнал, из­даваемый с 1861 г. Тематика журнала чрезвычайно разнообраз­на, но преобладают статьи страноведческого, этнографическо­го и исторического характера.

Ж / Для счастья полного его / Недоставало одного: / Чтобы сестра, отец и мать / Его могли здесь увидать, / Хоть силою волшебных чар, /Ив «Вокруг света» обо всем / Поведал мальчикам потом / Его любимый Буссенар. ∕(ΠL3).

♦♦♦ В журнале действительно печатались отрывки или полные тексты приключенческих и фантастических произведений.

ВОСКРЕСЕНЬЕ (1). Хронопоэтоним, название религиозного со­бытия. " * Событие Нового Завета, основа христианской веры - Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его Распятия.

Ж / И он кричал: «Смотрите все, / Как блещут искры на росе, / Как дышат томные растенья, / И Солнце, золотистый плод, / В прозрачном воздухе плывет, / Как ангел с песней Воскресенья ». /(1.94).

ГРААЛЬ (3 / 1). Экклезиопоэтоним, название священного пред­мета. " * У христиан - чаша, из которой пил Христос во время Тайной Вечери и в которую Иосиф Аримафейский собрал кап­ли крови Спасителя после Его распятия. Г. упоминается в ряде средневековых легенд, в частности, в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Ж / Я припомнил старинную сказку / Про священную чашу Грааль. / (1.44). / Я хотел бы бродить по селеньям, / Уходить в неизвестную даль, / Приближаясь к далеким владеньям / Зачарованной чаши Грааль. / (1.44). ∕ / Только чистым даны созерцанья / Вечно радостной чаши Грааль. / (1.44).

♦♦♦ Считается, что хранителями Грааля сначала были катары (пред­ставители христианского течения, признанного ересью), а затем - там­плиеры (Вербицкая: 174).

ГРОБ БОЖИИ (1). Экклезиопоэтоним, название священного предмета, о Гроб Господень. " * Величайшая христианская святыня, место, где был погребен Христос после Распятия. На­ходится в Храме Святого Воскресения в Иерусалиме.

Ж / Все мечтают: «Там,у Гроба Божия, / Двери рая вскроются для нас, / На горе Фаворе, у подножия, / Прозвенит обетованный час». / (1.121).

ДИВАН (1). Эргопоэтоним, название делового объединения лю­дей. Высший орган власти в государствах ислама.

Ж / Пусть хозяева здесь англичане, / Пьют вино и играют в футбол / И калифа в высоком Диване / Уж не властен святой произвол. ∕ (IV.6).

ДОМОТОП (1). Эргопоэтоним, название делового объединения людей. " * Отопительный кооператив в дореволюционной России.

Ж / P.S. К тому ж в конторе Домотопа / Всегда я встречу эфиопа. ∕ (IV.38).

ДРЕВО ПОЗНАНЬЯ (1). Фитомифопоэтоним. " * В Ветхом Завете - дерево в Эдеме, с которого Ева вкусила запретный плод.

Ж / От плясок и песен усталый Адам / Заснул, неразумный, у Древа Познанья. / Над ним ослепительных звезд трепетанья, / Лиловые тени скользят по лугам / (1.161).

ДУКС (1). Прагмапоэтоним, название средства передвижения. " * «Дуке» - крупнейший в Москве начала XX в. завод по изго­товлению велосипедов, мотоциклов, автомобилей, самолетов и дирижаблей. До революции завод выпускал все указанные виды транспорта, потому в стихотворении Гумилева, написан­ном в 1912 г., может иметься в виду любой из них, хотя вероят­нее всего, что речь идет об автомобиле.

Ж / На Дуксе ли, на Бенце ль я, - / Верхом на какаду, / На вечер в доме Венцеля / Всегда я попаду. / (П.78).

ЕВАНГЕЛЬЕ (2 / 2). Библиопоэтоним, название религиозного сочинения. " * Четыре основные книги Нового Завета, в кото­рых повествуется о земном пути и деяниях Иисуса Христа: Е. от Матфея, Марка, Луки, Иоанна.

Ж / Лев на колонне, и ярко / Львиные очи горят, / Держит Евангелье Марка, / Как серафимы, крылат. / (11.96). / Но забыли мы, что осиянно / Только слово средь земных тревог, /Ив Евангелии от Иоанна / Сказано, что слово - это Бог. ∕ (IV.29).

♦♦♦ К контексту 2: IV.29. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Ин. 1: 1).

Ж / Он говорит, что мир не страшен, / Что он Зари Грядущей князь.../ Но только духи темных башен / Те речи слушают, смеясь /(1.25).

«ЗЕЛЕННАЯ» (1). Прагмапоэтоним, название магазина. ? В ряде изданий, перепечатавших текст из «Огненного столпа» (Гумилев 1989, Гумилев 2003) записано как апеллятив - зеленная. " * Устарев­шее название лавки, где торговали зеленью, фруктами и овощами. Ж / Вывеска... кровью налитые буквы / Гласят-. «Зеленная», - знаю,тут /Вместо капусты и вместо брюквы / Мертвые головы

продают. ∕ (IV.39).

♦♦♦ А. А. Брудный в своей книге «Психологическая герменевтика» так писал о «Заблудившимся трамвае»: « человеку дан и мир виртуаль­ный, пространство семантическое. В нем можно стать свободным. Сво­бода есть полет. В Азию, в Африку, в прошлое, в будущее.

"Зеленная” - это образ будущего. Прозрение собственной смерти (не первое у Гумилева)» (Брудный: 211).

Ж / Вы все, паладины Зеленого Храма, / Над пасмурным морем следившие румб, / Гонзальво и Кук, Лаперуз и де Гама, / Мечтатель и царь, генуэзец Колумб! / (1.148).

«ЗНАНЬЕ» (1). Библиопоэтоним, название периодического из­дания. " * Вероятно, у Н. Гумилева речь идет о сборниках из­дательства «Знание», учрежденного в 1898 г. С начала XX в. де­ятельность издательства была направлена на идеологическую борьбу с модернизмом. В печать принимались произведения реалистической и атеистической направленности, среди авто­ров которых были И. Бунин, Л. Андреев, А. Куприн, В. Вересаев. Редактором издательства некоторое время был М. Горький.

Ж / Я стол к стене подвинул; на комод / Рядком поставил альманахи «Знанье», / Открытки - так, чтоб даже готтентот / В священное б пришел негодованье. / (П.54).

ИГДРАЗИЛЬ (1). Фитомифопоэтоним, мировое древо-образ вселенной в скандинавской мифологии, о Игдрасиль.

Ж / Меня, кто, словно древо Игдразиль, / Пророс главою семью семь вселенных / И для очей которого, как пыль, / Поля земные и поля блаженных? ∕ (IV.28).

«ИЛИАДА» (1). Библиопоэтоним, название древней эпической поэмы, Памятник древнегреческой литературы, эпическая поэма Гомера, повествующая о Троянской войне, подвигах ве­ликих воинов и деяниях богов.

Ж / Я закрыл Илиаду и сел у окна, / На губах трепетало последнее слово, / Что-то ярко светило - фонарь иль луна, / И медлительно двигалась тень часового. / (11.55).

ИСАКИЙ (2 / 2). Экклезиопоэтоним, название храма. "** Исааки- евский собор в Петербурге, один из важнейших и первых (стро­ительство началось в 1818 г.) христианских храмов в городе.

И / Как не погнулись - о, горе! - / Как не покинули мест / Крест на Казанском соборе / И на Исакии крест? ∕ (III.56). / Верной твердынею православья / Врезан Исакий в вышине, / Там отслужу молебен о здравье / Машеньки и панихиду по мне. / (IV.39).

КАЗАНСКИЙ СОБОР (1). Экклезиопоэтоним, название храма. "∙* , Казанский кафедральный собор на Невском проспекте в Пе­тербурге - один из величайших христианских храмов города. В соборе в 1813 г. похоронили генерала М. И. Кутузова.

Ж / Как не погнулись - о, горе! - / Как не покинули мест / Крест на Казанском соборе / И на Исакии крест? / (III.56).

КАМЕНЬ КАБЫ (1). Экклезиопоэтоним, название священного предмета, о Кааба. " » Главная мусульманская святыня. Нахо­дится в Мекке.

Ж / Но он, ногою топнув, крикнул: «Бабы! / Вы знаете ль, что черный камень Кабы / Поддельным признан был на той неделе?» / (11.102).

«КОЛЧАН» (1). Библиопоэтоним, название сборника стихотво­рений. " » Пятый печатный поэтический сборник Н. Гумилева, изданный в 1916 г.

Ж / И, верно, день застал, серея, / Сократа снова на столе, / Зато «Эмали и камеи» / С «Колчаном» в самой пыльной мгле. ∕ (III.49). КОРАН (1). Библиопоэтоним, название религиозного произве­

дения. ’ * Священная книга мусульман.

Ж / Шейхи молятся, строги и хмуры, / И лежит перед каждым Коран, / Где персидские миниатюры, / Словно бабочки сказочных стран. ∕(IV.6).

КРУГЛЫЙ СТОЛ (1). Эргопоэтоним, название сообщества. Рыцари Круглого стола - легендарное сообщество рыцарей

Персонажей сказаний о короле Артуре.

Ж / Никогда сюда тропа не завела / Пэра Франции иль Круглого Стола ∕ (IV.30).

КУРТИНА (1). Эргопоэтоним, название военного лагеря, о Ля-

Куртин. О Фр. courtine - военно-оборонительное сооружение, крепостная стена. " * Лагерь русских солдат во Франции, на­званный так по местности своего расположения - деревне Ла- Куртин.

Ж / Коль в первой - значит, суждено: / Я кров приветный сей покину / И перееду в Camp Cournos / Или в мятежную Куртину. ∕(ΠI.97).

❖ Узнав о революции в России, солдаты лагеря Куртин отказались подчиняться руководству и потребовали возвращения на родину. Для усмирения мятежа Временное правительство направило в лагерь де­легацию во главе с генералом Занкевичем. В составе делегации был и прапорщик Н. Гумилев.

«ЛЕДА» (1). Идеопоэтоним, название произведения живописи. ? Употреблена краткая (аллегровая) форма от полной «Леда и лебедь» Известная картина Леонардо да Винчи, написанная на мифологический сюжет: Зевс, увлеченный красотой земной женщины Леды, проник к ней под видом лебедя. Оригинал кар­тины утрачен, сохранились только копии.

Ж / Один, как шкура леопарда, / Разнообразен, вечно нов. / Там гибнет «Леда» Леонардо / Средь благовоний и шелков. ∕ (11.95). ЛЕТНИЙ САД (2 / 2). Урбаидеопоэтоним, памятник садово- паркового искусства. " * Летняя резиденция Петра I, располо­

женная на одноименном острове в Петербурге.

Ж / И вновь начнутся наши встречи, / Блужданья ночью наугад, / И наши озорные речи, / И Острова, и Летний Сад?! (ІП.49). Если взоры девушки любимой - / Слаще взоров жителей высот, / Краше горнего Иерусалима / Летний Сад и зелень сонных вод... ∕ (III.55).

ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ (1). Прагмамифопоэтоним, название средства передвижения. " * Легендарный корабль-призрак, обреченный на вечные скитания по морям без возможности пристать к берегу.

Ж / Там волны с блесками и всплесками / Непрекращаемого танца, / И там летит скачками резкими / Корабль Летучего Голландца. / (1.150).

ЛИЛИЯ ХИРАМА (1). Идеопоэтоним, название скульптуры с ре­лигиозным символическим смыслом. " * Лилия в масонстве - символ власти и Божественной мудрости, разумного устройства вселенной. Хирам - легендарный основатель масонства, в Би­блии - служащий царя Соломона, руководитель строительством Иерусалимского храма и создатель ряда священных предметов

в храме. В Третьей кн. Царств описано построение Хирамом двух столбов, названных Иахин и Воаз и символизирующих рождение и смерть, то есть земной мир: «И над столбами поставил венцы, сделан­ные наподобие лилии; так окончена работа над столбами». (3 Цар.: 22). Та­ким образом, лилия Хирама - символ Божественного разума, ко­торый управляет природой, мировой историей и жизнью людей.

Ж / Но тот, кто видел лилию Хирама, / Тот не грустит по сказочным садам, / А набожно возводит стены храма, / Угодного земле и небесам. /(11.98).

МАДОННЫ, мн. (1). ? БОГОРОДИЦА, ДЕВА МАРИЯ, МАДОННА, МАРИИ, МАРИЯ, I раздел. Идеопозтонилі, название скуль­птур. " » Изображения матери Христа - Мадонны: возмож­но, имеются в виду картины «мадоннеле» в нишах, которых в Риме несколько сотен. У Гумилева в составе метонимии «лик Мадонн» как указание на единство сущности, идеи всех скульптур.

МЕЧЕТЬ СУЛТАНА ГАССАНА (1). Экклезиопоэтоним, название храма. " * Мечеть султана Гасана (Хасана) - крупнейшая в Каи­ре, построена в XIV в.

Ж / Словно пестрая Фата-Моргана, / Виден город, над городом свет; / Над мечетью султана Гассана / Протыкает луну минарет. ∕ (IV.6).

ОГНИ СВЯТОГО ЭЛЬМА (1). Деопоэтоним, название явления природы. "∙⅛ Редкое явление природы, представляющее собой появление мерцающего свечения на высотных или пикообраз­ных объектах видимого мира. Возникает, как правило, перед грозой и штормом, когда напряженность электрического поля в атмосфере резко повышается. Название произошло от имени католического святого, мученика Эльма (Эразма) - покровите­ля и защитника моряков.

Ж / Ни риф, ни мель ему не встретятся, / Но, знак печали и несчастий, / Огни святого Эльма светятся, / Усеяв борт его и снасти. / (1.150).

«О ДЕВА РОЗА, Я В ОКОВАХ» (1). Библиопоэтоним, название стихотворения А. С. Пушкина.

Ш / «О дева Роза, я в оковах», / Я двадцать тысяч задолжал, / О сладость леденцов медовых, / Продуктов, что творит

Шапшал. / Но мне ничуть не страшно это, / Твой взор, как прежде, не суров, /Ия курю и ем конфеты, / «И не стыжусь МОИХ ОКОВ». ∕(IV.47).

❖ У Пушкина «оковы» - любовь, привязанность к возлюбленной: / Так соловей в кустах лавровых ∕ / Близ розы гордой и прекрас­ной / В неволе сладостной живет / И нежно песни ей поет /. У Гумиле­ва строки Пушкина употреблены с иронией, «оковы» здесь - долги, не­приятности, в которые попал лирич. герой ради удовольствия скурить папиросу и отведать медовый леденец.

«ОТКРОВЕНЬЕ» (1). ? АПОКАЛИПСИС. Библиопоэтоним, назва­ние религиозного произведения. См. АПОКАЛИПСИС.

Ж / Едва заслышим мы заветный звук / В твоем органе гулком и протяжном, / Смущается покой наш бледный, вдруг / Каким угрюмым явит мир и важным / Иоанна «Откровенья» голос нам / И вторит, кажется, его словам. / (П.92).

ПАДУАНСКИЙ СОБОР 3 ™ (1): П.105. " * Кафедральный собор в городе Падуя, один из древнейших христианских храмов в Италии.

ПАНТЕОН (1). Экклезиопоэтоним, название храма. " * Пантеон в Париже - церковь Св. Женевьевы, построенная по проекту архитектора Ж. Суффло в эпоху классицизма. После революции и до настоящего времени П. - усыпальница выдающихся людей Франции.

Ж / И нет, не нам, твоим жрецам, / Разбить в куски скрижаль закона / И бросить пламя в Notre-Dame, / Разрушить стены Пантеона. ∕ (I. 57).

ПЕСНЬ ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ ЛЮБВИ (1). Библиопоэтоним, на­звание рассказа И. С. Тургенева.

Ж / Чума, война иль революция, / В пожарах села, луг в крови! / Но только б спела скрипка Муция / Песнь Торжествующей Любви. / (П.17).

ПЕТРОСОЮЗ (1). Эргопоэтоним, название делового объедине­ния людей. "∙>* Петроградский союз рабочих потребительских обществ образован в 1916 г.

Ж / Мне Суза с пальмами, в огне небес Нефуза / Не обольстительней даров Петросоюза, / И рай огня дает нам Райлеском. ∕(iv.38).

❖ См. комментарий к НЕФУЗ, II раздел.

«ПОЧЕТНЫЙ ЛЕГИОН» (1). Прагмапоэтоним, название воин­ского ордена. " » Орден почетного легиона учрежден во Фран­ции Наполеоном. Знак отличия вручается за особые военные заслуги перед Республикой.

Ж / Тот - чтоб милой в память их разлуки / Принести «Почетный легион», / Этот - так себе, почти от скуки, / И средь них отважнейшим был он! ∕ (III.114).

«РАЗЛУКА ТЫ, РАЗЛУКА» (1). Идеопоэтоним, название русской

народной песни.

Ж / А песню вырвет мука, / Так старая она: / «Разлука ты, разлука, / Чужая сторона!» ∕ (III.5).

РАЙЛЕСКОМ (1). Эргопоэтоним, название делового объедине­ния людей. Районный лесной комитет в послереволюцион­ной России.

И / Мне Суза с пальмами, в огне небес Нефуза / Не обольстительней даров Петросоюза, / И рай огня дает нам Райлеском. ∕ (iv.38).

РАСПЯТЬЕ (1). Экклезиопоэтоним, название священного пред­мета. ^∙⅛ Крест, символ христианства, а также смирения и жертвенности.

И / И тыушла, в простом и темном платье, / Похожая на древнее Распятье. /(11.98).

РОЖДЕСТВО (3 / 3). Эортопоэтоним, название религиозного праздника. Рождество Христово - один из самых главных праздников христиан, отмечается в православной традиции 7 января, в католической - 25 декабря по григорианскому ка­лендарю.

Ж / Но, осклабясь для ответа, / Чуть скрывая торжество, / Он воскликнул: «Что ты, гета, / Завтра будет Рождество /. / (11.67). / Мария держит Сына своего, / Кудрявого, с румянцем благородным, / Такие дети в ночь под Рождество / Наверно снятся женщинам бесплодным / (11.84). / И светились звезды золотые, / Приглашенные на торжество, / Словно апельсины восковые, / Те, что подают на Рождество. / (Ш.90).

РОЖДЕСТВО 3 ™(1); 11.67. "∙⅛ См. выше.

РУССО (1). Библиопоэтоним, указание на литературное сочине­ние по имени его автора. Жан-Жак Руссо (1712-1778) - вы­дающийся французский мыслитель и энциклопедист эпохи Про­свещения. Автор философских трактатов и знаменитого сенти­ментального романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».

Ж / И не расстаться с амулетами, / Фортуна катит колесо, / На полке, рядом с пистолетами, / Барон Брамбеус и Руссо. / (11.114). САМОФРАКИЙСКАЯ ПОБЕДА (1). Идеопоэтоним, название скуль­птуры. о Ника Самофракийская. Мраморная скульптура ле­тящей греческой богини победы. Голова и часть правой руки ста­

туи отсутствуют. С 1884 г. скульптура находится в Лувре.

Ж /Вчасмоегоночногобреда /Тывозникаешьпредглазами - / Самофракийская Победа / С простертыми вперед руками. / (III.81).

САМОФРАКИЙСКАЯ ПОБЕДА 3 ™(1): III.81. "*⅛ См. выше.

СЛОВО БОЖИЕ (1). Библиопоэтоним, название религиозного сочинения, о Библия, "* Собрание священных книг христиан (Ветхий и Новый Завет), а также содержание этих книг - основа мировоззрения христиан.

Ж / На базаре всякий люд, / Мужики, цыгане, прохожие - / Поьупают и продают, / Проповедуют Слово Божие. ∕ (III.43). СОВНАРХОЗ (1). Эргопоэтоним, название делового объедине-

ниялюдей.^*⅛ Орган управления народным хозяйством в СССР.

Ж / Береза стройная презренней ли, чем роза, /Где дерево-там сад, / Где б мы ни взяли их, хотя б из Совнархоза, / Они манят. / (IV.38).

СОКРАТ (2 / 1). Библиопоэтоним, указание на литературное со­чинение по имени главного действующего лица. ^∙* Сократ - выдающийся философ Древней Греции, использующий для до­казательства истины метод диалектики. Сократ не оставил по­сле себя книг, но его философия записана и передана Платоном - учеником Сократа, основателем идеалистического направления философии. Также сохранилась книга воспоминаний о Сократе, написанная Ксенофонтом. Возможно, под «Сократом» у Н. Гуми­лева подразумевается одна из упомянутых книг или какая-ни­будь научная монография о жизненном пути философа.

Ж / Что я прочел? Вам скучно, Лери, / И под столом лежит Сократ, / Томитесь Вы по древней вере? / - Какой отличный маскарад! ∕ (III.49). / И, верно, день застал, серея, / Сократа снова на столе, / Зато «Эмали и камеи» / С «Колчаном» в самой пыльной мгле. ∕ (III.49).

СОЧЕЛЬНИК (1). Эортопоэтоним, название религиозного праздника. " * В христианской традиции С. называют кануны двух великих праздников: Рождества (6 января) и Богоявления (18 января). Последний С. назван также Крещенским, а в кре­щенские дни, по народным поверьям, принято гадать.

Ж / Хиромант, большой бездельник, / Поздно вечером, в Сочельник / Мне предсказывал-. «Заметь: /Будут долгие недели / Виться белые метели, / Льды прозрачные синеть. / (11.68).

СТРАШНЫЙ СУД (1). ? СУДНЫЙ ДЕНЬ. Хронопоэтоним, название религиозного события. В иудейско-христианской и ислам­ской эсхатологии - последний день существования мира, когда Бог будет судить людей за их поступки.

Ж I «Тьмы тысячелетий протекут, / И ты будешь биться в клетке тесной, / Прежде чем настанет Страшный Суд, / Сын придет и Дух придет Небесный / (III.94).

СУДНЫЙ ДЕНЬ (1). ? СТРАШНЫЙ СУД. Хронопоэтоним, назва­ние религиозного события. * » СТРАШНЫЙ СУД.

Ж / Священных схим озлобленный расстрига, / Я принял мир и горестный, и трудный, / Но тяжкая на грудь легла верига, / Я вижу свет... то День подходит Судный. / (1.138).

СФИНКС (1). Идеопоэтоним, название скульптуры. *∙⅛ Памят­ник древнеегипетской цивилизации, огромная статуя с телом льва и головой человека, охраняющая пирамиды в Гизе.

Ж / Сфинкс улегся на страже святыни / И с улыбкой глядит с высоты, / Ожидая гостей из пустыни, / О которых не ведаешь ты. ∕ (IV.6).

ХРАМ СВЯТОГО ПЕТРА (1). Экклезиопоэтоним, название храма. "∙⅛ Собор Святого Петра - крупнейшее сооружение Ватикана, над возведением которого в разные времена трудились вели­чайшие скульпторы Италии, среди которых Рафаэль, Микелан­джело и Бернини.

Ж / И лик Мадонн вдохновенный, / И храм святого Петра, / Покуда здесь неизменно / Зияет твоя нора / (11.80).

ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНЬЕ (1). ≈ ВОСКРЕСЕНЬЕ. Эортопоэтоним, название религиозного праздника, о Пасха. " » Праздник Вос­кресения Христа - важнейший в православной традиции. Отме­чается православная Пасха в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия.

Ж / В мой самый лучший, светлый день, / В тот день Христова Воскресенья, / Мне вдруг примнилось иыупленье, / Какого я искал везде. ∕(III.23).

«ЧЕЛОВЕК» (1). Библиохронопоэтоним, представление периода истории как литературного произведения. * » У Н. Гумиле­ва - название периода времени - XIX в. - эпохи романтизма и ре­ализма, когда внутренний мир человека и его переживания ока­зались в центре философского и художественного осмысления.

Ж / Трагикомедией - названьем «Человек» - / Был девятнадцатый смешной и страшный век ∕ (IV.72).

❖ Аллюзия на рассказ Э. По «Лигейя»: в ночь своей смерти воз­любленная героя просит прочитать стихи, которые он когда-то на­писал. В этих стихах мир представляется как сотворенный Богом театр, актеры которого - люди - борятся за выживание, пока однаж­ды не приходит прожорливый Червь - смерть, судьба - и пожирает людей: / И ангелы, бледны и прямы, / Кричат, плащ скинув свой, /

Что «Человек» - названье драмы, / Что «Червь» - ее герой! / (Пер.

В. Брюсова).

ШАПШАЛ (1). Прагмапоэтоним, название фабрики. * * Табач­ная фабрика «Братья Шапшалъ» основана в 1873 г. в Петербур­ге купцом Шапшалом Юфудой Моисеевичем (1837 - 1902). В конце XIX в. и начале XX слово «шапшал» в северной столице обозначало папиросы, табак, выпускаемый этой фабрикой.

Ж / «О дева Роза, я в оковах», / Я двадцать тысяч задолжал, / О сладость леденцов медовых, / Продуктов, что творит Шапшал. ∕ (IV.47).

ЭВРИПИД (1). Идеопоэтоним, название скульптуры, о Еврипид. " * См. антропоэтоним ЕВРИПИД, I раздел.

Ж / В них плакала какая-то обида, / Звенела медь и шла гроза, / А там, над шкафом, профиль Эврипида / Слепил горящие глаза. / (П.66).

ЭЗБЕКИЕ (3 / 1). Урбаидеопоэтоним, памятник садово-парко­вого искусства. Красивый парк в Египте, популярное место среди иностранцев в Каире в конце XIX - начале XX вв. Э. нахо­дились в европейской части Каира, где ранее была резиденция (дворец) Наполеона. Посередине садов Э. находилось живопис­ное озеро, неподалеку располагалось здание оперного театра и отель «Континентал». В настоящее время сады Э. в их былом величии не существуют, от них остался лишь небольшой парк.

По хронологии Ю. В. Зобнина Н. Гумилев посещал сады Э. три раза: в 1907, 1908 и 1909 гг. «Во время первого путешествия в городском саду Эзбекие попытался свести счеты с жизнью, но испытал некое сильное мистическое потрясение, которое произвело в нем нравственный перево­рот» (Зобнин: 428).

Ж / Как странно - ровно десять лет прошло / С тех пор, как я увидел Эзбекие, / Большой каирский сад, луною полной / Торжественно в тот вечер освещенный. / (III.96). / Какие бы печали, униженья / Ни выпали на долю мне, не раньше / Задумаюсь о легкой смерти я, / Чем вновь войду такой же лунной ночью / Под пальмы и платаны Эзбекие. / (Ш.96). / И вдруг оглядываюсь я, заслыша / В гуденьи ветра, в шуме дальней речи /Ив ужасающем молчаньи ночи / Таинственное слово - Эзбекие. / (III.96).

ЭЗБЕКИЕ 3 ™ (1): III.96. " * Контексты к поэтонимам и коммент, см. выше.

«ЭМАЛИ И КАМЕИ» (1). Библиопоэтоним, название поэтиче­ского сборника Теофиля Готье. " & Многие стихи из этой книги переведены на русский язык Н. Гумилевым.

И / И, верно, день застал, серея, / Сократа снова на столе, / Зато «Эмали и камеи» / С «Колчаном» в самой пыльной мгле. /(III.49). CAMP COURNOS (1). Эргопоэтоним, название военного лагеря. о Camp Соигпеаи, Курно. ? Название camp Cournos, видимо, не совсем точно. Фр. название лагеря - camp Courneau. "∙⅛ Воен­ный лагерь во Франции, в котором прибывали русские солдаты

в 1917 г. во время Первой мировой войны.

И / Коль в первой - значит, суждено: / Я кров приветный сей покину / И переедуβCamp Cournos / Или в мятежную Куртину. / (III.97).

«LA P’TITE TONKINOISE» (1). И део поэт о ним, название автор­ской песни, о «La petite Tonkinoise». " » Популярная в начале XX века французская песня на слова Жоржа Вийарда и музыку Винсента Скотто.

И / «Как хорошо теперь сидеть в кафе счастливом, / Где над людской толпой потрескивает газ, / И слушать, светлое потягивая пиво, / Как женщина поет «La p"tite Tonkinoise». ∕(∏.115).

Духовная культура - это наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование. Материальная - это орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Материальная культура - одна из частей целостной человеческой культуры, результаты творческой деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспечивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства: энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология производства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, служебного и развлекательного назначения, разнообразные средства потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики.

Духовная культура - одна из частей целостной человеческой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Обычаи, нормы, образцы поведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях являются формами культуры. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, философии, науки и т. д.

Материальная и духовная культура существуют в тесном единстве. В самом деле, все материальное, очевидно, оказывается реализацией духовного, а это духовное невозможно без некоторой материальной оболочки. Вместе с тем, между материальной и духовной культурой имеется существенная разница. Прежде всего, это различие в предмете. Ясно, например, что орудия труда и, скажем, музыкальные произведения принципиально отличаются друг от друга и служат разным целям. То же самое можно сказать и о характере деятельности в сфере материальной и в сфере духовной культуры. В сфере материальной культуры человеческая деятельность характеризуется изменением материального мира, и человек имеет дело с материальными предметами. Деятельность в сфере духовной культуры предполагает определенную работу с системой духовных ценностей. Отсюда же вытекает различие в средствах деятельности и их результатах в обеих сферах.

В отечественном обществознании долгое время господствовала точка зрения, согласно которой первичной является материальная культура, а духовная культура имеет вторичный, зависимый, "надстроечный" характер. Такой подход предполагает, что человек сначала должен удовлетворить свои так называемые "материальные" потребности, чтобы затем перейти к удовлетворению "духовных" потребностей. Но уже самые элементарные "материальные" потребности человека, например еда и питье, принципиально отличаются от, казалось бы, точно таких же биологических потребностей животных. Животное, поглощая пищу и воду, действительно всего лишь удовлетворяет свои биологические потребности. У человека, в отличие от животных, эти действия, выполняют и знаковую функцию. Бывают блюда и напитки престижные, обрядовые, траурные и праздничные и т.д. А это означает, что соответствующие действия уже не могут считаться удовлетворением чисто биологических (материальных) потребностей. Они -- элемент социокультурной символики и, следовательно, имеют отношение к системе социальных ценностей и норм, т.е. к духовной культуре.

То же самое можно сказать и обо всех остальных элементах материальной культуры. Например, одежда не только защищает тело от неблагоприятных погодных условий, но и указывает на возрастные и половые признаки, на место человека в общности. Бывают также рабочие, повседневные, ритуальные виды одежды. Многоуровневой символикой обладает человеческое жилище. Перечисление может быть продолжено, но и приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о невозможности выделения в человеческом мире чисто биологических (материальных) потребностей. Любое человеческое действие -- это уже социальный символ, обладающий смыслом, раскрываемым только в сфере культуры.

А это означает, что положение о первичности материальной культуры не может быть признано обоснованным по той простои причине, что никакой материальной культуры в "чистом виде" попросту не существует.

Таким образом, материальные и духовные компоненты культуры неразрывно связаны друг с другом.

Ведь создавая предметный мир культуры, человек не может это делать, не изменяя и не преобразуя самого себя, т.е. не творя самого себя в процессе собственной деятельности.

Культура оказывается не только деятельностью как таковой, а способом организации деятельности.

Все, что человек делает, он делает в конечном счете ради решения данной задачи.

Развитие человека при этом предстает как совершенствование его творческих сил, способностей, форм общения и т.д.

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.

Материальные и духовные вещи, созданные творческим трудом человека, называют артефактами.

Подобный подход позволяет использовать познавательные возможности самых различных методов исследования, созданных представителями наук, исследующих культуру и обладающих высокой эвристичностью.

Существуют различные способы анализа структуры культуры. Поскольку культура выступает, прежде всего, как предпосылка всех видов социально-значимой деятельности, то основными элементами ее структуры выступают формы фиксации и передачи социального опыта. В этом контексте основными составляющими культуры являются: язык, обычаи, традиции, ценности и нормы.

Язык - это система условных символов, находящихся в соответствии с определенными объектами. Язык играет важнейшую роль в процессе социализации личности. При помощи языка происходит усвоение культурных норм, освоение социальных ролей, формирование моделей поведения. У каждого человека есть свой культурно-речевой статус, обозначающий принадлежность к конкретному типу языковой культуры: высокому литературному языку, просторечию, местному диалекту.

Традиция - это форма социокультурного воспроизводства, связанная с передачей из поколения в поколение базисных элементов нормативной культуры: символов, обычаев, манер, языка. Необходимость сохранения этих базисных норм определяется самим фактом их существования в прошлом.

Социальная норма - это форма социокультурной регуляции в определенной социальной сфере, характеризующая принадлежность индивида к данной социальной группе. Социальная норма устанавливает допустимые границы деятельности представителей конкретных социальных групп, обеспечивает предсказуемость, стандартность поведения людей в соответствии с их социальными статусами.

Ценность - это категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Каждая историческая эпоха характеризуется специфическим набором и определенной иерархией ценностей. Такая система ценностей выступает в качестве высшего уровня социальной регуляции, составляет основу формирования личности и поддержания в обществе нормативного порядка.

Материальная и духовная культура.

Рассматривая культуру по ее носителю, выделяют материальную и духовную культуру.

Материальная культура включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты: жилища, одежда, предметы и средства труда, предметы потребления и др. То есть, те элементы, которые обслуживают естественно-органические потребности человека относятся к материальной культуре, которая в прямом смысле своим содержанием удовлетворяет эти потребности.

Духовная культура включает в себя все сферы деятельности и ее продукты: познание, воспитание, просвещение, право, философию, религию, искусство. Духовная культура связана, прежде всего, не с удовлетворением потребности, а с развитием способностей человека, имеющих всеобщее значение.


Одни и те же предметы могут принадлежать и к материальной и к духовной культуре одновременно, а также в процессе существования менять свое предназначение.

Пример. Бытовые предметы, мебель, одежда в повседневной жизни удовлетворяют естественные потребности человека. Но, будучи выставленными в музее, эти вещи уже служат удовлетворению познавательного интереса. По ним можно изучать быт и нравы определенной эпохи .

Культура как отражение духовных способностей личности.

По форме отражения духовных способностей, а также по происхождению и характеру культуры условно можно выделить три следующие формы: элитарную, народную и массовую .

Элитарная , или высокая культура включает в себя классическую музыку, высокохудожественную литературу, поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, живописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы), но и те, кто высоко ценит искусство и получает от общения с ним эстетическое наслаждение.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов. В её состав входят самые различные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое - все, что принято называть фолклером. Можно выделить две составные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демократичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие.

Массовая культура начинает развиваться с середины ХIХ века. Её не отличает высокая духовность, наоборот, она носит в основном развлекательный характер и в настоящее время занимает основную часть культурного пространства. Это та сфера, без которой невозможно представить жизнь современных молодых людей. Произведениями массовой культуры являются, например, современная эстрадная музыка, кинематограф, мода, современная литература, бесконечные телевизионные сериалы, фильмы ужасов и кинобоевики и т.д.

Социологический подход к пониманию культуры.

В контексте социологического подхода культура - это система ценностей и норм, присущих определенной социальной общности, группе, народу или нации. Основные категории: доминирующая культура, субкультура , контркультура , этническая культура, национальная культура. Рассматривая культуру как характеристику особенностей жизнедеятельности различных социальных групп, выделяют понятия: доминирующая культура, субкультура и контркультура .

Доминирующая культура - это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу.

Субкультура - это понятие, с помощью которого социологи и культурологи выделяют локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общества.

Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения, отражает особенности образа жизни различных сообществ людей. Российские социологи в настоящее время уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры.

Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

Уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ она заметно выше, чем у студентов вузов);

От возраста (пик активности 16 - 17 лет, к 21 - 22 годам она существенно понижается);

От места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

Под контркультурой понимается такая субкультура, которая находиться по отношению к доминирующей культуре в состоянии открытого конфликта. Контркультура означает неприятие базовых ценностей общества и призывает к поиску альтернативных форм жизни.

Специфика современной массовой культуры.

Еще в ХIХ веке философы, изучавшие культуру, обратились к анализу сущности и социальной роли массовой и элитарной культуры. Массовую культуру в те времена однозначно рассматривали как выражение духовного рабства, как средство духовного угнетения человека, как способ формирования манипулируемого сознания. Ей противопоставляли высокую классическую культуру, которая воспринималась как способ жизнедеятельности, характерный для привилегированных слоев общества, интеллектуалов, аристократов духа, т.е. «цвета человечества».

В 40-50-е годы ХХ века оформилась точка зрения на массовую информацию как на новый этап культуры. Она успешно разрабатывалась в трудах канадского исследователя Герберта Маршала Маклюэна (1911-1980). Он считал, что все существовавшие культуры отличаются одна от другой средствами общения, потому, что именно средства общения формируют сознание людей и определяют особенности их жизнедеятельности. Как отмечают многие культурологи, концепция Маклюэна и его последователей представляет собой типичную оптимистическую концепцию массовой культуры.

Главная функция массовой культуры - компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте. В этой связи, западные исследователи неоднократно подчеркивали, что массовая культура превращает людей в любопытствующих наблюдателей жизни, рассматривающих иллюзорный мир видео образов как объективно существующую реальность, а реальный мир, как иллюзию, досадную помеху бытия. Потребление образцов массовой культуры, по свидетельству многих психологов, возвращает взрослых людей на инфантильную стадию восприятия мира, а молодых потребителей этой культуры превращает в пассивных созидателей, неразборчиво поглощающих приготовленные им идеологические «рационы».

Американские исследователи массовой культуры утверждают, что она сегодня выполняет функцию духовного наркотика. Погружая разум человека в мир иллюзий, массовая культура становится школой стереотипов, формирующих не только массовое сознание, но и соответствующее поведение людей. Отстаивая такую позицию, часто исходили из того, что неравенство людей естественно, и оно будет существовать вечно. Что элита будет всегда и в любом обществе, что именно она составляет интеллектуальное правящее меньшинство, обладающее высокой активностью и развитым интеллектом.

Гражданские свободы;

Распространение грамотности во всех слоях населения;

Национальная психология и самосознание, наиболее ярко выраженные в национальном искусстве.

Ученые выделяют два уровня национальной культуры:

Выражающийся в национальном характере и национальной психологии;

Представленный литературным языком, философией, высоким искусством.

Способы овладения национальной культурой:

В отличие от этноса, каждая нация создает специализированные учреждения культуры: музеи, театры, концертные залы и др.

Становлению национального самосознания способствует национальная система образования: школы, высшие учебные заведения.

Сегодня, основная цель национального образования - нравственное воспитание личности, привитие таких социально-значимых качеств, как любовь, гуманизм, альтруизм, толерантность как стремление к свободе и справедливости, равенству прав и возможностей, терпимому отношению к самым разным проявлениям человеческой сущности.

Культура и цивилизация.

В культурологии рядом с понятием культуры существует понятие цивилизации. Этот термин возник позднее понятия «культура» - лишь в ХVIII веке. По одной из версий, его автором, считается шотландский философ А. Феррюгсон, который разделил историю человечества на эпохи:

Дикости,

Варварства,

Цивилизации,

имея ввиду под последней, высшую ступень общественного развития.

Согласно другой версии, термин «цивилизация» был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах: в широком и в узком. Первый означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятием «культура» и означал совокупность определенных качеств человека- незаурядного ума, образованности, вежливости, изысканности манер и т.д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны ХVIII века.

Современные ученые определяют цивилизацию по следующим критериям, как:

Историческое время (античная, средневековая и др.);

Географическое пространство (азиатское, европейское и др.);

Технология (индустриальное, постиндустриальное общество);

Политические отношения (рабовладельческая, феодальная цивилизации);

Специфика духовной жизни (христианская, мусульманская и др.).

Цивилизация означает определенный уровень развития материальной и духовной культуры.

В научной литературе определение типов цивилизации осуществляется по следующим признакам:

Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;

Взаимопроникновение культур;

Наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспективы развития.

На основе этих признаков определены три типа развития цивилизации:

Непрогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и северной Европы),

Циклического развития (страны Востока) и

Прогрессивного развития (греко-латинская и современная европейская).

Вместе с тем в культурологии не сложилось единства взглядов на понимание сущности цивилизации как научной категории. Так с позиции А. Тойнби , цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов. С позиций марксизма, цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, формирование национально-государственных образований. К.Ясперс под цивилизацией понимает «ценность всех культур», подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер.

Особое место занимает понятие цивилизации в концепции О. Шпенглера. Здесь цивилизация толкуется как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий её «закат». Противопоставляя понятия «культура» и «цивилизация», в работе «Закат Европы» он пишет: «... цивилизация есть неизбежная судьба культуры. Здесь достигнут тот самый пик, с высоты которого становится возможным решение труднейших вопросов исторической морфологии.

Цивилизация суть самые крайние и самые искусственные состояния, на которые способен более высокий тип людей. Они... завершение, они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством. Они - конец без права обжалования в силу внутренней необходимости всегда оказываются реальностью» (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. М., 1998. Т.1., С. 164.).

При всем разнообразии существующих точек зрения они во многом совпадают. Большинство ученых под цивилизацией понимают достаточно высокий уровень развития материальной культуры и общественных отношений и наиболее важными признаками цивилизации считают: появление городов, возникновение письменности, расслоение общества на классы и образование государств.