Уровень творческой активности детей. Уровень практической реализации творческих достижений обучающихся

Людмила Телешенко
Сущность и пути формирования творческой активности детей

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию творческой активности младших дошкольников.

Проблему развития творческой личности мы рассматриваем в контексте развития реальных способностей растущего человека, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенное важное значение для детей . В ходе данного процесса проявляется самостоятельность, инициатива, раскрывается творческий потенциал личности .

Современное образование направлено на всецелое развитие личности ребенка. Основа всестороннего развития – творческая активность , поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения. Значение формирования творческой активности мы видим , прежде всего, в том, что в процессе творческой деятельности в ребёнке воспитывается любовь к серьезному, вдумчивому труду, настойчивость в достижении поставленной цели.

Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности ребёнка. Творческая активность ребёнка занимает центральное место в формировании волевой , целенаправленной, всесторонне развитой личности.

Для эффективного развития творческой активности детей важно определить существенные стороны понятия "творческая активность ", раскрыть пути развития рассматриваемого качества личности в процессе обучения.

История исследований проблемы творческой активности показывает нам ее неразрывную связь с проблемой активности личности вообще .

Активность – не просто деятельность, не ее вид и состояние. Ученые рассматривают активность как характеристику личности, ее самодеятельность, стимулами которой выступают содержание и характер самой деятельности. Именно самодеятельность имеет творческий потенциал , поскольку продиктована не одной лишь внешней необходимостью, а инициативой изнутри.

Активность – многоаспектное понятие. Не случайно, поэтому проблемы, связанные с его исследованием, рассматривается философией, педагогикой, психологией.

Большое внимание изучению проблемы уделено в философской литературе. Уже в исследованиях Платона и Аристотеля есть попытки найти механизмы активности личности , приводящие к творчеству .

Активность , по мнению Н. А. Бердяева, как философская категория отражает "способность объектов неживой и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному и сознательному взаимодействию" со средой, изменению и преобразованию ее и себя, а также "интенсивность этого процесса, его меру". Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей . Творчество – явление сложное , комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизическими предпосылками.

Исследователи детского творчества отмечают , что высокие достижения связаны с такими факторами, как уровень воображения в игровой деятельности (Дж. Моран, Дж. Сойерс, а также с различными социальными способностями : общением, принятием роли (Дж. Коннели, А. Дойл, 1984, использованием языка и стремлением к лидерству (В. Фу, Х. Кеннеди, 1982, возможностью самовыражения, интересами и уровнем образования родителей (Т. Ковач, 1982) . По мнению П. Смита (1983, для развития детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка ; следует также добиваться его внутренней раскованности и свободы.

П. Торренсом были выявлены компоненты творческого мышления – факторы креативности.

К ним относятся :

Интеллектуальная творческая инициатива – направленность на выход за рамки данных задач и требований;

Беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей;

Оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения.

Креативность ученый определяет через характеристики творческого процесса . Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение.

А. Н. Леонтьев, рассматривая компоненты творчества , выделил в структурной схеме мотивационный и операционный аспекты творчества .

В. П. Зинченко и В. М. Мунипов предлагают дополнить эту схему эмоциональным и мировоззренческим компонентами. Учитывая это, структуру творчества можно представить как совокупность мировоззренческого, мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов.

Мировоззренческий компонент, по мнению ученых, определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке ее результатов. К основным мировоззренческим свойствам личности, способствующим творческой деятельности относят :

1) осознание личностью своих мировоззренческих свойств;

2) способность отстаивать свои творческие позиции .

Следующий – мотивационный компонент, включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение человека к деятельности, в том числе, и к творческой , совокупность тех психических моментов, которыми определяются его поведение в целом, то, что побуждает его деятельность, ради чего она совершается.

В нашей работе творческая активность рассматривается как качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблем.

Развитие творческой активности личности требует от педагога создания такой атмосферы, когда возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции , чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям , создается ситуация успеха в творческой деятельности .

Таким образом, творческая активность детей в процессе обучения связана со всеми сторонами формирующейся личности ребёнка : потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы, ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Процесс развития творческой активности предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью, которые могут быть соотнесены с некоторыми точками на шкалах развития основных параметров творческой активности .

Для выявления уровней развития творческой активности детей стало необходимым разработать показатели сформированности творческой активности .

Исследователи выделяют следующие уровни творческой активности : уровень проблемности (М. И. Махмутова) ; формирование опыта творческой учебной деятельности (И. Я. Лернер) ; интеллектуальной активности с включенными уровнями творческой активности (Д. Б. Богоявленская) .

Так, З. В. Баянкина выдвигает классификацию творческой активности по степени освоенности творчества , выделяя уровни : адаптивный, поисковый, исследовательский, креативный. Ю. В. Науменко строит классификацию по постоянству проявления операционного компонента творчества , определяя тем самым разные уровни творчества . Е. Н. Тупичкина, Л. Н. Петрова выделяет классификацию творческой активности по развитию интереса к творчеству , выделяя уровни : нулевой, низкий, средний, высокий.

Д. Б. Богоявленская считает, что самостоятельность – это качество, включенное в активность . П. Я. Гальперин говорит, что в изменении самостоятельности проявляются, с одной стороны, динамика актуального уровня развития, с другой стороны – процесс формирования творческой активности , являющейся качеством деятельности.

Диагностика уровня творческой активности учащихся” (методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишеева, Л.А. Воловича)

Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 - 44; по критерию «критичность» - на вопросы 45 - 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» - на вопросы 49 - 52; по критерию «направленность на творчество» - на вопросы 53 - 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка - 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.

Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий - от 0 до 1; средний - от 1 до 1,5; высокий - от 1,5 до 2.

1. Опросник «Чувство новизны»

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):

1. Если бы я строил дом для себя, то:

а) построил бы его по типовому проекту

б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино

в) построил бы такой, которого нет ни у кого

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми

б) сочиняю сам сюрприз для гостей

в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино

3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

а) оригинальную

б) трудную

в) простую

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

а) красивое

б) точное

в) необычное

5. Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще

б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо

отражают мои мысли

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова

6. Мне хочется, чтобы на уроках.

а) все работали

б) было весело

в) было много нового

7. Для меня в общении самое важное:

а) хорошее отношение товарищей

б) возможность узнать новое («родство душ»)

в) взаимопомощь

8. Если бы я был поваром, то:

а} стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны

б) создавал бы новые блюда

в) старался бы мастерски готовить все известные блюда

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

а) «Седьмое чувство»

б) «Поле чудес»

в) «Очевидное-невероятное»

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

а) наиболее удобный маршрут

б) неизведанный маршрут

в) маршрут, который хвалили мои друзья

2. Опросник «Критичность»

Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:

а) полностью согласен - 0;

б) не согласен - 2;

в) не готов дать оценку данному высказыванию - 1.

    Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).

    Лицо - зеркало души (М. Горький).

    Единственная настоящая ценность - это труд человеческий (А. Франс).

    Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).

    Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).

    Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).

    Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).

    Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).

    Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К. А. Тимирязев).

    Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д. Л. Оруэлл).

3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»

21-23

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) вор

б) обвиняемый

Арест в) судья

г) адвокат

22. ОЗЕРО - ВАННА

а) лужа

Водопад б) труба

в) вода

г) душ

23. ВУЛКАН - ЛАВА

1) источник - родник

    глаз - слеза

    огонь - костер

    шторм - наводнение

24-27 Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

    Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?

    В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше - Ваши действия?

    В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

    Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа - 0; тривиальный ответ - 1; оригинальный ответ - 2.

28-30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

    Консервная банка.

    Металлическая линейка.

    Велосипедное колесо.

31-40.

Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

31.

б) сочинять книгу

в) пересказывать содержание книги друзьям

32.

а) выступать в роли актера

б) выступать в роли зрителя

в) выступать в роли критика

33.

а) рассказывать всем местные новости

б) не пересказывать услышанное

в) прокомментировать то, что услышали

34.

а) придумывать новые способы выполнения работ

б) работать, используя испытанные приемы

в) искать в опыте других лучший способ работы

35.

а) исполнять указания

б) организовывать людей

в) быть помощником руководителя

36.

а) играть в игры, где каждый действует сам за себя

б) играть в игры, где можно проявить себя

в) играть в команде

37.

а) смотреть интересный фильм дома

в) проводить время в компании друзей

38.

а) размышлять, как улучшить мир

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир

в) смотреть спектакль о красивой жизни

39.

а) петь в хоре

б) петь песню соло или дуэтом

в) петь свою песню

40.

а) отдыхать на самом лучшем курорте

б) отправиться в путешествие на корабле

в) отправиться в экспедицию с учеными

5. Самооценка (контрольный опрос)

Да - 2; трудно сказать - 1; нет - 0.

    Мне нравится создавать фантастические проекты.

    Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

    Мне удается находить причины своих неудач.

    Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

    Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

    Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

    Убедительно могу доказать свою правоту.

    Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

    У меня часто рождаются интересные идеи.

    Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

    Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

    Мне нравится организовывать своих товарищей над интересные дела.

    Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

КАРТА ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ*

Фамилия ______________________ Группа _____________

Дата заполнения ________________

1

_______________

*В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.

МЕТОДИКА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» Д.ДЖОНСОНА

Методика «Креативность личности» - это экспресс-диагностика, позволяющая оценить наличие у подростка восемь характеристик креативности: чувствительность к проблеме, предпочтений сложностей; беглость; гибкость; находчивость, изобретательность, разработанность; воображение, способность к структурированию; оригинальность, изобретательность и продуктивность; независимость, уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение. Данная методика, позволяет изучить уровень развития творческого мышления (креативности).

Опросник «Креативность личности» – это объективный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

Данная методика позволяет провести как самооценку учащимися старшего школьного возраста (9-11 классы), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками.

Инструкция

Вам предлагается 8 пунктов основных характеристик творческого мышления, оцените каждый пункт по шкале, содержащей пять градаций:

1 = никогда,

2 = редко,

3 = иногда,

4 = часто,

5 = постоянно.

Контрольный список характеристик креативности

Ф.И. учащегося _____________________________ Дата _____________

Вопрос: «Творческая личность способна»

Ответ в баллах

    Ощущать тонкие, неопределенные сложности, особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей)

    Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость)

    Предлагать разные типы, виды, категории идей (гибкость)

    Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность, разработанность)

    Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию)

    Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

    Воздерживаться от принятия первой, пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость)

    Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение)

Обработка полученной информации

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка - 40 баллов). Следующая таблица предлагает распределение суммарных оценок по уровням креативности.

Уровни креативности

Очень высокий

40-34 балла

Высокий

33-27 баллов

Нормальный, средний

26-20 баллов

Низкий

19-15 баллов

Очень низкий

14-0 баллов

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чемальская средняя общеобразовательная школа»

Преподаватель: Желомская Наталья Александровна
руководитель театральной студии «Балаганчик».
учитель музыки и МХК, МОУ «Чемальская СОШ».

Чемал
2014 год

Методы и способы диагностики уровня творческой активности, коммуникативных способностей, результативности деятельности обучающихся.

Приложение № 1

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (подготовлена М.И, Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, Б.С. Алишевым, Л.А. Воловичем)

Цель: на основе выявления критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности.
Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество.
Предусмотрен также контрольный опрос, предлагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.
Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию "чувство новизны" определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41-44; по критерию "критичность" – на вопросы 45-48; по критерию "способность преобразовать структуру объекта" - на вопросы 49-52; по критерию "направленность на творчество" – на вопросы 53-56. например, по критерию "чувство новизны" средний балл составил 1,45, а самооценка – 0,9. в этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.
Можно выделить три уровня творческой активности школьника и отдельных ее аспектов: низкий – от 0 до 1; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1,5 до 2.

Опросник. "Чувство новизны"
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):
1. Если бы я строил дом для себя, то:
а) построил бы его по типовому проекту 0
б) построил бы такой, который видел
на картинке в журнале или в кино 1
в) построил бы такой, которого нет ни у кого 2
2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:
а) провожу вечер, как проводят мои родители
со своими знакомыми 0
б) сочиняю сам сюрприз для гостей 2
в) стараюсь провести вечер,
как любимые герои в кино 1
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:
а) оригинальную 2
б) трудную 1
в) простую 0
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:
а) красивое 1
б) точное 0
в) необычное 2
5. Когда я пишу сочинение, то:
а) подбираю слова как можно проще 0
б) стремлюсь употреблять те слова,
которые привычны для слуха и хорошо
отражают мои мысли 1
в) стараюсь употребить оригинальные,
новые для меня слова 2
6. Мне хочется, чтобы на уроках:
а) все работали 1
б) было весело 0
в) было много нового 2
7. Для меня в общении самое важное:
а) хорошее отношение товарищей 0
б) возможность узнать новое ("родство душ") 2
в) взаимопомощь 1
8. Если бы я был актером, то:
а) стремился бы к тому, чтобы
всем нравился мой герой 0
б) придумал бы новые черты характера герою 2
в) старался бы мастерски сыграть роль 1
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программ, я выбрал бы:
а) "Седьмое чувство" 0
б) "Поле чудес" 1
в) "Очевидное – невероятное" 2
10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:
а) наиболее удобный маршрут 0
б) неизведанный маршрут 2
в) маршрут, который хвалили мои друзья 1
2. Опросник "Критичность"
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен – 0;
б) не согласен – 2;
в) не готов дать оценку данному высказыванию – 1.
11. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).
12. Лицо – зеркало души (М. Горький).
13. Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А. Франс).
14. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
15. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
16. Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
17. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
18. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
19. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).
20. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).
3. Испытание "Способность преобразовывать структуру объекта"
21-23 (для старшеклассников)

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некоторая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.
21. ИЗГНАНИЕ – ЗАВОЕВАТЕЛЬ
а) вор
б) обвиняемый
в) судья
г) адвокат

22. ОЗЕРО – ВАННА
а) лужа
б) труба
в) вода
г) душ

23. ВУЛКАН – ЛАВА
1) источник – родник
2) глаз – слеза
3) огонь – костер
4) шторм – наводнение

21-23 (для среднего возраста)

Представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2).

21. ШКОЛА - ОБУЧЕНИЕ
а) доктор
б) ученик
в) учреждение
г) лечение
д) больной

22. ПЕСНЯ - ГЛУХОЙ
а) хромой
б) слепой
Картина в) художник
г) рисунок
д) больной

23. РЫБА – СЕТЬ
а) решето
б) комар
Муха в) комната
г) жужжать
д) паутина
24-27. Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).
24. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
25. В машине, которой вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше – Ваши действия?
26. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?
Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:
отсутствие ответа – 0;
тривиальный ответ – 1;
оригинальный ответ – 2.
28-30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.
28. Консервная банка.
29. Металлическая линейка.
30. Велосипедное колесо.
4. «Направленность на творчество»
31-40. Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?
31. а) читать книгу; 0
б) сочинять книгу; 2
в) пересказывать содержание книги друзьям 1
32. а) выступать в роли актера 2
б) выступать в роли зрителя 0
в) выступать в роли критика 1
33. а) рассказывать всем местные новости 0
б) не пересказывать услышанное 1
в) прокомментировать то, что услышали 2
34. а) придумывать новые способы выполнения работ 2
б) работать, используя испытанные приемы 0
в) искать в опыте других лучший способ работы 1
35. а) исполнять указания 0
б) организовывать людей 2
в) быть помощником руководителя 1
36. а) играть в игры, где каждый действует сам за себя 2
б) играть в игры, где можно проявить себя 1
в) играть в команде 0
37. а) смотреть интересный фильм дома 1
б) читать книгу 2
в) проводить время в компании друзей 0
38. а) размышлять, как улучшить мир 2
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир 1
в) смотреть спектакль о красивой жизни 0
39. а) петь в хоре 0
б) петь песню соло или дуэтом 1
в) петь свою песню 2
40. а) отдыхать на самом лучшем курорте 0
б) отправиться в путешествие на корабле 1
в) отправиться в экспедицию с учеными 2
5. Самооценка (контрольный опрос)
Да – 2; трудно сказать – 1; нет – 0
41. Мне нравится создавать фантастические проекты.
42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
46. Мне удается находить причины своих неудач.
47. Старюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
48. Могу обосновать, почему мне что-то нравится или не нравится.
49. Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
50. Убедительно могу доказать свою правоту.
51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
52. У меня часто рождаются интересные идеи.
53. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
55. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
56. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

Карта ответов на вопросы анкеты

Фамилия, имя_______________________________
Дата заполнения________________________


* В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный вами ответ.

Приложение № 2

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой
"Справочная книга школьного психолога")
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: "Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, то "–". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро".
Вопросы:
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов:

1 6 11 16
2 7 12 17
3 8 13 18
4 9 14 19
5 10 15 20

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
низкий уровень – 0,1 – 0,45;
ниже среднего – 0,46 – 0,55;
средний уровень – 0,56 – 0,65;
выше среднего – 0,66 – 0,75;
высокий уровень – 0,76 – 1.


Приложение № 3.

Методика изучения мотивов участия школьников в театральной деятельности.

Цель: выявление мотивов участия в театральной деятельности.
Ход проведения:
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа на вопрос используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Что тебя привлекает в театральной деятельности?
1. Интересное дело.
2. Общение.
3. Помочь товарищам.
4. Возможность показать свои способности.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность проявить организаторские качества.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов:
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);
в) мотивы престижа (пункты 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.


Приложение №4

Диагностика результативности воспитательно-образовательного процессса по программе театра – студии.
В воспитании художественной культуры ребенка выделяются в качестве основных пять показателей:

1. Качество знаний, умений, навыков.
2. Особенности мотивации к занятиям.
3. Творческая активность.
4. Эмоционально-художественная настроенность.
5. Достижения.
Педагоги могут дополнять список показателей.
Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырем уровням дополнительного образования в соответствии со следующей моделью:
первый уровень – подготовительный;
второй уровень – начальный;
третий уровень – освоения;
четвертый уровень – совершенствования.

Критерии оценки

Таблица результатов итоговой диагностики образовательного уровня воспитанников детских объединений культурно-эстетического отдела
Название объединения _________________________________________________
Ф. И. О. педагога _____________________________________________________
Дата проведения диагностики _____________________________

.Приложение 5

Тест «Определение коммуникативных и организаторских способностей»
Цель: Изменение выраженности коммуникативных и организаторских способностей.
Инструкция: За положительные ответы ставьте «+», за отрицательные «-».
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию вашего решения?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в критической ситуации?
5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств?
6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что вам приятно проводить время за книгами, чем с людьми?
8. Если возникли помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать или организовывать игры и развлечения?
11. Трудно ли вам входить в новые компании?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно сделать сегодня?
13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с друзьями из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли вы познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой остановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22. Раздражаетесь вы, если вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомится с новым человеком?
24. Утомляетесь ли вы от частого общения с друзьями?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных развлечениях?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших друзей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Считаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?
31. Ограничиваете ли вы круг своих знакомых?
32. Отстаиваете ли вы свое мнение или решение, ели оно не была сразу принята вашими товарищами?
33. Попав в чужую компанию, чувствуете ли вы себя непринужденно?
34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно, когда приходится говорить, что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете в школу?
37. У вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания?
39. Вы смущаетесь в разговоре с незнакомыми людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих друзей?
Результаты:
Сравните ваши ответы со значениями дешифраторов №1, №2. Количество совпавших ответов позволит найти коэффициент организаторских или коммуникативных склонностей.

Коммуникативные склонности

Главный компонент художественного творчества – эмоциональный, высшим проявлением которого является переживание человеком катарсиса, т. е. пикового переживания, воспринимаемого как очищение;10

реализуется художественное творчество в особой форме общественного сознания

– искусстве, а продуктом художественного творчества выступает художественный образ, заключенный в каком-либо материальном объекте (картине, скульптуре, литературном произведении и т. п.);

рациональная сторона художественного творчества скрыта и часто не имеет утилитарного предназначения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое научное знание;

художественное творчество создает возможность многозначного отражения разными людьми одного и того же произведения, что связано с субъективизмом восприятия, развитым вкусом и т. д.

Сотворчество. В сфере искусства выделяют особый вид творчества людей, воспри-

нимающих произведения искусства, называемый сотворчеством. Это уровень восприятия, позволяющий зрителю или слушателю открыть и понять за событийной стороной произведения искусства его глубинное смысловое значение (контекст – текст – подтекст).

Педагогическое творчество – это поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности. Первая ступень этого творчества – открытие нового для себя, обнаружение нестандартных способов решения педагогических задач. Эти способы уже известны, описаны, но не были использованы педагогом. Следовательно, речь идет о субъективной, а не объективной новизне, или о том, что называется инновацией. Возможно и использование старого метода, приема в новых условиях. Вторая ступень – открытие нового не только для себя, но и для других, т. е. новаторство. Это, например, разработка нового метода обучения, эффективного для данных или любых условий педагогического процесса.

Частным видом педагогического творчества является импровизация 11 – нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение «здесь и сейчас». Процесс импровизации включает в себя четыре этапа: 1) педагогическое озарение; 2) мгновенное осмысление интуитивно возникшей педагогической идеи и моментальный выбор пути ее реализации; 3) публичное воплощение этой идеи и 4) осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса реализации педагогической идеи.

1.4. Уровни (типы) творчества

Творчество может быть различного уровня. Гизелин (Ghiselin, 1963) пишет о двух уровнях – низшем и высшем. Первый состоит в расширении области применения уже имеющихся знаний. Так было, например, с изобретением книгопечатания: известный уже способ размножения рисунков стали использовать для размножения текстов. Творчество высшего уровня связано с созданием совершенно новой концепции, в большей или меньшей степени революционизирующей науку. Примером такого творчества стало создание А. Эйнштейном теории относительности.

А. Л. Галин (1986), говоря о разных уровнях творчества, пишет следующее: «Человечеством накоплено много знаний, имеется множество способов преобразования имеющейся информации, способов мышления, поэтому новое может быть получено путем комбинирования имеющихся знаний, «компиляции» или выведено непосредственно из того, что

10 Когда на выставке работ Пикассо одна из посетительниц спросила художника, как надо понимать его произведение, тот ответил, что его надо не понимать, а эмоционально воспринимать.

11 Импровизация (от лат. imprivisus – неожиданный, внезапный) в самом общем понимании – создание чего-то (сочинение стихов, написание музыки, выступление с чем-либо и т. п.) в момент исполнения, без подготовки.

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

известно. Сказать, что это не творчество, вряд ли можно. Нечто новое в результате такой работы получается. Но оно принципиально выводимо из того, что известно. Поэтому назовем это творчеством невысокого уровня. Многое может быть сделано путем применения специальных приемов решения изобретательских задач (Альтшуллер Г. С., 1979), направленного перебора вариантов решения, последовательного осмысления задачи, задания себе вопросов определенного типа и т. п. Но качественно новое знание, предполагающее изменение самих основ рассмотрения явления, таким путем получено быть не может. Получение новых знаний, принципиально меняющих рассмотрение объекта исследования, назовем творчеством высокого уровня» (с. 9).

A. Л. Галин пишет далее, что творчество невысокого уровня связано с рациональным упорядочиванием знаний, их соотнесением и удобным представлением и не обязательно предполагает обращение к интуиции. Творчество же высшего типа включает в себя и интуицию.

Очевидно, что творчество высокого уровня в определенных сферах деятельности доступно не всем, что заставляет говорить о наличии у людей разного по уровню творческого потенциала, т. е. способности к творчеству.

Низший уровень проявляется в способности анализа предметной ситуации с целью ее преобразования; в анализе текстов художественных и научных произведений, в осознании жизненных проблем и собственного опыта в решении практических задач. Новообразованиями этого уровня творческого развития являются умение по-новому, нестандартно взглянуть на ситуацию, широкий диапазон действий при выполнении проблемных заданий, т. е. альтернативность мышления.

Средний уровень творческого развития личности проявляется в рефлексии относительно того, что «я могу» и чего «я хочу», в понимании детерминант собственного развития, в умении ставить цели и задачи по самопреобразованию и самосовершенствованию. Психологическими новообразованиями этого уровня являются адекватное отражение себя, умение анализировать свои поступки, предвидеть их последствия.

Высший уровень творческого развития дает возможность эффективного воздействия на других людей незаметно для них самих. Данный уровень развития проявляется в умении проектировать личность другого человека и прогнозировать его поступки, в умении отстаивать свою точку зрения и учитывать мнение других. Люди этого уровня одновременно и мечтатели, и прагматики, они самостоятельны и независимы, гибки, эффективны и эмоционально устойчивы.

Л. А. Китаев-Смык (2007) пишет о трех уровнях творчества: компилятивном, проективном и инсайтно-креативном.

Компилятивный уровень связан с собиранием, классификацией, рубрикацией, ранжированием уже известных разрозненных знаний и фактов.

Проективный уровень имеет место, когда создаются обобщенные новые суждения на основании собранных знаний.

Инсайтно-креативный уровень связан с озарением, когда творец неожиданно постигает что-то новое, неожиданное для него («побочный продукт» интеллектуального напряжения по Я. А. Пономареву).

Личности, обладающие компилятивным уровнем творчества, могут хорошо разбираться в людях, проявлять коммуникативную креативность, быть хорошими администраторами, руководителями. «Проективные творцы» становятся блестящими педагогами, создают учебные программы, фундаментальные учебники. Этого не могли бы сделать «инсайтные творцы», увлеченные поиском неясного знания и мало склонные к методологическому

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

классификаторству. Кроме того, они слывут неуживчивыми людьми с дурным характером, поэтому плохо справляются с работой, успешно выполняемой «компилятивными творцами».

По С. С. Беловой (2008), сущность процесса творчества заключается:

1) в завершении схемы, восстановлении пробела в репрезентации задачи (О. Зельц);

2) в реорганизации информации или переформулировке задачи (К. Дункер);

3) в преодолении ментального блока, функциональной фиксации (К. Дункер, Р. Майер);

4) в нахождении аналога задачи (Д. Гентнер);

5) в случайных рекомбинациях идей (Д. Саймонтон);

6) в дивергентном мышлении (Дж. Гилфорд);

7) в ассоциировании отдаленных элементов опыта (С. Медник);

8) во взаимодействии логического и интуитивного режимов мышления (Я. А. Понома-

9) в закономерностях функционирования семантической (Э. Нецке) или нейронной (К. Мартиндейл) сети.

М. Боден (Boden, 1999) выделяет три типа творчества (креативности):

1) комбинаторную креативность – порождение новой идеи через необычную комбинацию (ассоциацию) известных идей;

2) исследовательскую креативность – обнаружение «белых пятен», формулирование проблем; творчество состоит в исследовании содержания, границ и потенциала концептуального пространства;

3) трансформационную креативность – выдвижение идей, немыслимых ранее: это научные прорывы на уровне парадигм, «новое слово в искусстве» и т. д. Это творчество в полном смысле слова.

1.5. Мотивация творческой деятельности

Как писал Г. Гутман (Gutman, 1967), для понимания творческой деятельности необходимо принимать во внимание не только мыслительные процессы, но и динамические силы, приводящие эти процессы в действие для производства чего-то нового. А Сантьяго Рамон-и- Кахаль полагал, что исследователя отличают от других людей не особые интеллектуальные способности, а его мотивация, объединяющая две страсти: любовь к истине и жажду славы.

В отношении того, что побуждает человека к творческой деятельности, имеются разные точки зрения.

Сократ первым указал на то, что поэты создают свои произведения не благодаря стараниям или искусству, но следуя некоторому природному инстинкту. Действительно, многие гении и одаренные люди отмечают, что позыв к творчеству возникал у них инстинктивно. Примеры такого рода приводит Ч. Ломброзо: «Альфиери, называвший себя барометром – до такой степени изменялись его творческие способности в зависимости от времени года, – с наступлением сентября не мог противиться овладевавшему им невольному побуждению, до того сильному, что он должен был уступить, и написал шесть комедий. На одном из своих сонетов он собственноручно сделал такую надпись: «Случайный. Я не хотел его писать»…»12

12 Как тут не вспомнить и Болдинскую осень А. С. Пушкина! Ч. Ломброзо на основании сделанных им подсчетов пришел к выводу, что у многих великих людей были свои излюбленные месяцы и времена года, в которые они преимущественно обнаруживали склонность делать наибольшее число наблюдений или открытий и создавать художественные произведения. У Беранже – в январе, у Лютера – в марте и апреле, у Гальвани – в апреле, у Гюго – в мае, у Мальпиги и Шиллера – в июне и июле, у Ламартина – в августе, у Байрона – в сентябре, у Вольта – в ноябре – декабре. У большинства пик творческой продуктивности в области литературы и искусства приходится на весну, а наименьшая активность – на зиму. То же наблюдается и в отношении научных открытий.

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

Моцарт в одном из своих писем 1789 г. пишет: «Когда я, как это бывает, нахожусь наедине с собой и я в хорошем настроении (например, путешествуя в повозке или гуляя после хорошего обеда) или в течение ночи, когда я не могу заснуть, мои идеи. появляются в наибольшем количестве. Почему и как это происходит – я не знаю. Я не могу насильственно вызвать их».

…Художник наблюдает, выбирает, догадывается, компонует – уж одни эти действия предполагают в самом начале вопрос; если с самого начала не задал себе вопрос, то не о чем догадываться и нечего выбирать. Чтобы быть покороче, закончу психиатрией: если отрицать в творчестве вопрос и намерение, то нужно признать, что художник творит непреднамеренно, без умысла, под влиянием аффекта, поэтому если бы какой-нибудь автор похвастал мне, что он написал повесть без заранее обдуманного намерения, а только по вдохновению, то я назвал бы его сумасшедшим (Чехов А. П.

Полное собр. соч.: В 12 т. М., 1956. Т. 2.).

Короленко Ц. П., Фролова Г. В., 1975, с. 47.

«Все гениальные произведения, – говорит Вольтер в письме к Дидро, – созданы инстинктивно. Философы целого мира вместе не могли бы написать «Армиды Кино» или же басни «Мор зверей», которую Лафонтен диктовал, даже не зная толком, что из нее выйдет. Корнель написал своих «Горациев» так же инстинктивно, как птица вьет гнездо» (Ломброзо Ч., 2006, с. 26–28).

Французский ученый М. Рорбах (Rohrbach, 1959), основываясь на самонаблюдении, тоже считает, что мотивация к творчеству самовозникает и саморазвивается.

Моль (Moles, 1963), опираясь на идеи З. Фрейда, К. Юнга, К. Левина и бихевиористов, представляет мотивацию творчества как трехслойную структуру. На низшем уровне находится редуцированный образ человечества в целом, его непрерывный мятеж против законов природы или мифологические образы, грезы человечества, от Прометея и Икара до философского камня и эликсира долголетия (неосознаваемый коллективный опыт человечества). Средний уровень представляет «страсть» (побудительная сила мотивации), а верхний уровень – социальные мотивы (например, ориентация на научное признание, славу).

Некоторые ученые решающую роль отводят мотиву достижения, т. е. стремлению к успеху, к достижению цели. Это выявлено Чамберсом (Chambers, 1967), обследовавшим 740 ученых (400 химиков и 340 психологов).

А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассин (1978) рассматривают творческую активность художника как неосознанное стремление к отреагированию фрустраций, а литературное произведение – как продукт изживания конфликтов по механизму проекции и идентификации.

Л. Г. Жабицкая (1983б) считает такой подход неадекватным. Бессознательное стремление к изживанию фрустрационного напряжения может стать стимулом к созданию литературного продукта, однако такая мотивация является побочной для литературного творчества (даже если она осознается автором в качестве основной). Жабицкая отстаивает точку зрения, что ведущие мотивы литературно-художественного творчества связаны с познавательной потребностью в художественном исследовании действительности и формированием ценностного отношения к миру. Потребность в познании мотивирует творческую деятельность в особой проблемной ситуации при столкновении художника с новыми явлениями общественной и индивидуальной психологии, требующими установления ценностного отношения.

Можно привести сколько угодно примеров, когда причиной творческой деятельности и выдающихся результатов были честолюбивые желания

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

выделиться из общего ряда людей, подражание, зависть, высокая самооценка, высокие ожидания окружающих людей и т. п. «Сладостное внимание женщин почти единственная цель наших усилий». Эти слова А. С. Пушкина не просто пылкая фраза поэта. По-ученому строгий в суждениях И. И. Мечников писал: «Связь поэзии, литературы, ораторского искусства и музыки с любовью признаны всеми. Но почему-то существует мнение, будто научная инициатива составляет исключение из этого правила. Это еще не доказывает, что любовь не играла направляющей роли в жизни ученых».

«Любознательность – это главный движущий стимул ученого», – утверждал выдающийся венгерский биохимик А. Сент-Дьерди. Таков

что единственный стимул – это наслаждение, даруемое напряжением творческих сил и поисками материала. На любых других условиях я писать отказываюсь – точно так же, как не стану охотиться только ради того, чтобы пообедать кроликом. Однако коль скоро сему занятию будут способствовать хвала и деньги, возражать против этого было бы так же нелепо, как выбрасывать убитого кролика».

Чурбанов В., 1980, с. 65–66.

Другим ведущим мотивом литературного творчества является, по Л. Г. Жабицкой, коммуникативный мотив (иногда автокоммуникация). Его действие проявляется как в установке автора на социальный заказ, так и в установке на эстетическую выразительность, точность и художественное совершенство формы. Этот мотив осознается и произвольно регулируется художником.

К обобщенному мотиву литературно-творческой деятельности Л. Г. Жабицкая относит и эмоциональную направленность как свойство личности, стимулирующее стремление к повторному переживанию эмоций, обусловливающих субъективное видение писателем действительности. Этот мотив менее осознан и плохо поддается управлению. Так, итальянский писатель Фосколо говорил, что он пишет свои письма не для Отечества и не ради славы, а для того, чтобы испытать наслаждение, которое доставляет ему упражнение своих способностей.

Мотивом творческой деятельности может быть «удовольствие, доставляемое работой мысли», как писал Ч. Дарвин. «Восстанавливая в памяти… черты моего характера в школьные годы, я нахожу, что единственными моими качествами, которые уже в то время подавали надежду на что-либо хорошее в будущем, были сильно выраженные и разнообразные вкусы, большое усердие в осуществлении того, что интересовало меня, и острое чувство удовольствия, которое я испытывал, когда мне становились понятными какие-либо сложные вопросы или предметы» (1957, с. 59).

А. С. Шаров (2000) обращает внимание на стремление творческого человека к значимости собственной личности. «Для творческого человека особенно характерно стремление к эскалации значимости собственной личности и Я. Это стремление не только направляет, но и мобилизует человека в реализации выполняемой им деятельности. Сделать что-то лучше, качественнее, чем другие, не так, как все. Стремление к значимости охватывает всего человека, он ищет место приложения своих сил и способностей, поэтому творческие люди многое пробуют делать, начинают и бросают, пока не найдут то, где они максимально результативны, и это приносит им огромное удовлетворение» (с. 329–330).

Ч. Дарвин (1957) признавался, что помимо любви к естествознанию были и другие причины его научной деятельности: «На помощь этой чистой любви приходило, однако, мое честолюбивое желание снискать уважение моих товарищей-натуралистов» (с. 150), «Успех

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

первого моего литературного труда до сих пор доставляет моему тщеславию большое удовольствие» (с. 124).

Следовательно, причинами, повышающими силу мотива творческой деятельности, может быть соревновательность или элементарная зависть, о которой А. С. Пушкин писал: «Зависть – сестра соревнования, следовательно, из хорошего роду».13

Например, в отечественном авиастроении известны конкуретные отношения между различными конструкторскими бюро, приведшие к выдающимся достижениям. Насколько соревнование может подхлестнуть мысль и активность исследователя, можно прочесть в книге американского химика Дж. Уотсона «Двойная спираль» (1968).

Один из стимулов научного творчества – ореол исключительности, которым окружены ученые.

Все же о широком признании как мотиве деятельности большинства научных работников говорить не приходится. Если раньше ученые более низкой квалификации могли иметь иллюзии на этот счет, думая, что их статьи все-таки читают и используют, то «индексы цитирования» вывели их из этого заблуждения.

Одна из ведущих научно-технических библиотек Лондона в 1956 г. могла предложить своим читателям 7820 периодических изданий. Из них 4800 ни разу не были взяты на руки ни одним читателем, 2274 были затребованы лишь один раз, наиболее солидный журнал – 382 раза, 60 журналов – по 100 каждый. Эти цифры свидетельствуют, что большая часть научной информации содержится в статьях очень узкого круга выдающихся ученых и только их публикации читает научный мир. И все же ученые ни в коем случае не отказываются от публикаций даже в третьестепенных изданиях. Напечатанная статья свидетельствует о завершенной научной работе и позволяет почувствовать свою причастность к науке. Человек освещен лучами того ореола исключительности, который присущ научной деятельности.

Что касается высоких побуждений как непосредственного стимула научного творчества, то выдающийся венгерский ученый, биохимик А. Сент-Дьерди отозвался о них скептически. Он считал, что если юноша стремится в науку, чтобы осчастливить и облагодетельствовать человечество, то такому юнцу лучше поступить на службу в благотворительное общество.

Лук А. Н., 1978, с. 69–70.

Интерес, любопытство. Интерес – это познавательная потребность, которая побуждает человека проявлять творчество для ее удовлетворения. Г. Мерфи описывает интерес как врожденное «стремление к открытию», как творческий импульс, «живое любопытство». Интерес – одно из генетически ранних проявлений и мотивационный источник развития креативности и поддержания творческой активности на оптимальном уровне. Разнообразие интересов создает условие накопления материала для творческих преобразований, ассоциирования. Пробуждение интереса сопровождается эмоциональным состоянием захваченности, зачарованности (см. пункт 5.2).

Смена направления творческой деятельности как способ сохранения мотивации.

Смена направлений, характера творческой деятельности происходит у выдающихся деятелей довольно часто и, вероятно, является одним из факторов сохранения мотивации и твор-

13 Пушкин А. С. Заметки и афоризмы разных годов. Полное собр. соч.: В 10 т. 1958. Т. 7. С. 515.

Уровень творческой активности детей. Уровень практической реализации творческих достижений обучающихся

При анализе степени проявления творческих способностей детей во внеучебной деятельности в первую очередь необходимо обратить внимание на то, как деятельность педагога создает условия для развития творческих способностей каждого ребенка, ориентирована ли эта деятельность на изобретательский уровень.

Показатели степени творческой активности детей:

Наличие системы поисковой, изобретательской, творческой деятельности детей;

Настроение и позиция детей в творческой деятельности (желание – нежелание, удовлетворенность – неудовлетворенность);

Эмоциональный комфорт (или дискомфорт) при работе над нестандартным заданием;

Наличие детей, занимающихся сверх программы или сверх временных границ курса обучения;

Наличие творческих изделий, выполненных детьми вне занятий;

Активность детей в учебном процессе и других ;

Приоритет в образовательном процессе репродуктивной или творческой деятельности учащихся.

    Тест «Творческий потенциал» (подростки старшей возрастной группы и старшеклассники)

Уважаемые учащиеся!

Выберите один из вариантов ответов в данном тесте и обведите его кружком, или проставьте соответствующий балл: за ответ «а» — 3балла;

за ответ «б» — 1 балл;

за ответ «в» — 2 балла.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.


2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы обучаетесь, в объединении:

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы одни:

а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;


б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя;

вопросы 9 и 15 — постоянство;

вопрос 10 — амбициозность;

вопросы 12 и 13 — «слуховую» память;

вопрос 11 — зрительную память;

вопрос 14 — ваше стремление быть независимым;

вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться;

вопрос 18 — степень сосредоточенности.

Общая сумма набранных баллов покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.