Сведения о животных разных групп. Окружающий мир "Животные

Рыбы, раки, киты, медузы, на земле и в воздухе проживают , звери и , а в почве – дождевые черви, кроты и медведки. Местом обитания для некоторых животных выступают другие живые организмы и растения.

фото:Bill Gracey

Животный мир нашей планеты представлен уникальными организмами: от одноклеточных крох, которые можно рассмотреть только при помощи микроскопа, до гигантов-китов, масса которых достигает 150 тонн. Благодаря постоянной эволюции животные организмы наделены уникальными свойствами: они перемещаются, питаются, защищаются от врагов, размножаются и выращивают потомство в различных условиях.

Классификация животных

В царстве животных выделяют следующие таксоны:

Семейство;

Виды объединяются в род, семейства в ряд, классы в тип. Кроме этих таксонов используются промежуточные понятия: подтипы, подклассы и другие. Все живые организмы делятся на:

Простейших;

Насекомых;

Земноводных;

Пресмыкающихся;

Млекопитающих.

фото:David Shannon

Значение животных

Представители животного мира имеют огромное значение для всей планеты: они участвуют в круговороте веществ в природе, опыляют растения, являются распространителями плодов и семян. выступают естественными санитарами, кроме того они регулируют численность растительноядных организмов. : животных разводят и добывают промысловым методом для получения мяса, шкур, меха, молока и яиц, животных используют в исследовательских, медицинских и научных целях. На лабораторных мышах, хомяках, крысах и морских свинках исследуют действие некоторых лекарственных препаратов, обезьян привлекают при опытах со столовыми клетками. Пчелиный и змеиный яд используют в медицинских целях.

фото:Rob Escott

Особенности расселения животных

На плотность расселения представителей животного мира влияют различные факторы. К ним можно отнести климат, рельеф местности, деятельность человека и взаимоотношения между разными видами. Приспособленность к условиям среды обитания выражается в особенностях живых организмов. Так, для того, чтобы отыскать благоприятные условия для проживания, питания и размножения многие организмы преодолевают огромные расстояния. Эти передвижения называются миграциями. В качестве примера можно привести следующий пример: рыбы отряда лососевых подрастают в море, а размножается в верховьях рек. Вылупившихся из икры мальков этих рыб речное течение уносит обратно в море, где происходит их дальнейший рост.

фото:Jiya Aggarwal

Если передвигаться от полюсов к экватору, становится заметно, что число видов живых организмов возрастает. Самым большим является . Например, одних попугаев здесь насчитывается более 40 видов, а бабочек – тысячи видов.

Эволюция биоразнообразия

В истории животного мира всегда наблюдались периоды спада и нарастания биоразнообразия. Они характеризуются появлением новых видов, которые появлялись на смену других. Ученые узнают об этих этапах по археологическим раскопкам: окаменелостям и отпечаткам. Так, в докембрии, 670 миллионов лет до н.э., доминировали мягкотелые беспозвоночные животные, кольчатые и кишечнополостные черви. Для кембрия и силура, 590-438 миллионов лет до н.э., характерны морские беспозвоночные с панцирем, насекомые царили в период позднего карбона и кайнозоя, амфибии господствовали в карбоне и триасе, рептилии были наиболее многочисленны в пермский и меловой период, а млекопитающие достигли расцвета в кайнозое.

Расцвет и угасание видов – естественный процесс, который происходит под влиянием изменений климата в отдельных регионах и на всей планете в целом. Ученые предполагают, что большинство видов живых организмов рано или поздно вымрут. Некоторые преобразуются в более совершенные в эволюционном отношении виды, но другие не смогут приспособиться к новым условиям среды. Последним грозит вымирание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Страница 20 из 26

МИР ЖИВОТНЫХ, стр. 58-61

1. Напиши названия групп перечисленных животных.

  • Лягушка, жаба, тритон - это земноводные.
  • Дождевой червь, пиявка - это черви.
  • Улитка, слизень, осьминог, кальмар - это моллюски.
  • Речной рак, краб, креветка - это ракообразные.
  • Морская звезда, морской еж, морская лилия - это иглокожие.
  • Паук, скорпион, сенокосец - это паукообразные.
  • ящерица, змея, крокодил, черепаха - это пресмыкающиеся.

2. Определите животных. Подпишите названия животных и групп, к которым они относятся.

На стр. 58 слева направо: улитка янтарка (моллюск), щегол (птицы), паук-сенокосец (паукообразные).

На стр. 59 слева направо в верхнем ряду: выдра (звери), камчатский краб (ракообразные), жук-носорог (насекомые).

На стр. 59 слева направо в нижнем ряду: налим (рыбы), квакша (земноводные), уж (пресмыкающиеся).

4. Вырежи детали из приложения и постройте модели развития.

Модели развития рыбы, лягушки, птицы.

5. Придумай и запиши 2-3 вопроса для викторины "В мире животных".

  • Через сколько дней из яйца вылупится цыпленок?
  • Чем лягушка отличается от жабы?
  • Кормит ли зайчиха молоком своих детенышей?

6. Используя книгу "Зеленые страницы", подготовь сообщение об одном из видов животных любой группы.

ГОРБУША. Горбуша - это рыба, которая обычно живет в море, но откладывает икру в реках. В длину горбуша достигает 50 см. Горбуша питается мелкой рыбой и рачками. Во время нереста у горбуши меняется окраска, а у самцов на спине вырастает большой горб. Отсюда и название рыбы. Горбуша - ценная рыба, нуждается в защите и охране.

1. На этих рисунках папа Серёжи и Нади изобразил представителей разных групп животных. Пронумеруй рисунки в соответствии со списком.

2. Муравей Вопросик привёл примеры животных разных групп, но допустил ошибки. Зачеркни лишнее название в каждом ряду.
Объясни Муравьишке, в чём его ошибки.

а) Морская звезда, морской ёж, морская лилия, морской огурец, осьминог — все иглокожие кроме осьминога (моллюск)
б) Жук, бабочка, паук , стрекоза, пчела, муха — все насекомые кроме паука (паукообразный)
в) Лягушка , ящерица, змея, черепаха, крокодил — все пресмыкающиеся кроме лягушки (земноводное)
г) Речной рак, краб, креветка, пиявка — все ракообразные кроме пиявки (черви).

3. Выполните задания для групповой работы в учебнике и рабочей тетради.

1) Запишите задание на классификацию животных для своих одноклассников.

К какой группе животных относятся змея и крокодил?

2) Посчитайте птиц на рисунке учебника (с. 92) и запишите результаты.


3) Используя информацию из текста учебника, закончите заполнение таблицы.

Проанализируйте заполненную таблицу.

Какая группа животных наиболее богата видами? Насекомые

В какой группе меньше всего видов? Земноводные

Перечислите группы животных:

в порядке увеличения числа видов

  1. Земноводные
  2. Звери
  3. Иглокожие
  4. Пресмыкающиеся
  5. Птицы
  6. Рыбы
  7. Ракообразные
  8. Паукообразные
  9. Моллюски
  10. Черви
  11. Насекомые

в порядке уменьшения числа видов

  1. Насекомые
  2. Черви
  3. Моллюски
  4. Паукообразные
  5. Ракообразные
  6. Рыбы
  7. Птицы
  8. Пресмыкающиеся
  9. Иглокожие
  10. Звери
  11. Земноводные

4) Запишите названия животных, которых вы определили:

а) рыбы - окунь,акула, ёрш, щука, форель, карп.
б) земноводные - тритон, жаба, лягушка.
в) пресмыкающиеся - змея, ящерица, крокодил.
г) птицы - ворона, воробей, синица, страус, пингвин .
д) звери - ёж, заяц, кошка, медведь, крот, барсук.

С помощью книги «Зелёные страницы» приведите примеры других видов животных. Запишите не менее трёх названий.

Лиса, дельфин, сова, лошадь, собака.

4. Используя книгу «Зелёные страницы», подготовь сообщение об одном из видов животных (любой группы). При подготовке сообщения сделай записи.

Вид животного : Белка
Группа, к которой относится вид: Звери (грызуны)
Краткая информация о животном: Белки миролюбивые животные. Они обитают в хвойных лесах. Живут в дуплах, но чаще устраивают себе гнездо, сложенное из веток и выстланное внутри шерстью, мхом и перьями.

Белка

Белки — это небольшие зверьки из семейства грызунов. Различают более 30 видов этих пушистохвостых зверьков: обыкновенные белки, аризонские, японские, белки Аберта, красные белки и т.д. Причем встретить белок можно и в Европе, и в Азии, и в Африке, И в обеих Америках.. Так что единственный континент где белки не живут в естественной среде это Австралия.

Самая главная отличительная особенность белок — это длинный пушистый хвост обычно загнутый крючком и пушистый тёплый мех. Все они очень любят орехи и вне зависимости от места жительства обязательно запасают их в дуплах деревьев или закапывая в норы.

Ученые считают белок очень умными животными, поскольку они не только умеют делать запасы на зиму и тщательно охранять свои кладовые, но и способны прокормиться в городе находя еду в птичьих кормушках и откапывая семена в цветочных горшках, выставленных на балконы и подоконники.

5. Это разные виды синиц. Определи их с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Проведи стрелки от названий к соответствующим рисункам.

Сравни синиц разных видов. Определи черты сходства и различий. Подумай и объясни, по каким признакам этих птиц легче всего узнать в природе.

Сходство:

  • круглая голова
  • белые «щечки»
  • контрастный цвет спинки и грудки
  • маленький острый клюв

Различия:

  1. цвет грудки может различаться от бело-розового до жёлто-оранжевого
  2. цвет спинки может различаться от травянисто-зелёного то коричневого и черного
  3. хвост может быть как коротким, так и длинным
  4. у некоторых видов есть хохолок на голове
  5. цвет головы может быть как одноцветным, так и двуцветным
  6. различаются размеры птиц

Тема урока: Какие бывают животные?

Цель: обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы.

Задачи:

Учить различать группы животных по их характерным признакам;

Развивать речь, мышление учащихся через сравнение, обобщение; развивать умение выделять главное, расширять кругозор учащихся;

Воспитывать гуманное отношение к живому, прививать нормы поведения в природе.

Ход урока

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок – начинается урок. Сегодня нам с вами предстоит очень трудная работа: познакомиться друг с другом, провести урок и научиться новому. Ну что, в путь?

2. Сообщение темы и цели урока

Для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, давайте отгадаем кроссворд «Узнай меня!»

Лиса окунь

Сова мышь

Итак, о ком же мы будем говорить сегодня?

На нашей планете существует огромное количество самых разных животных. И наша задача сегодня – ответить на вопрос – какие же бывают животные? А кто из вас знает, как называется наука, изучающая животных? (На доске написать «зоология»).

3. Актуализация знаний

В прошлом учебном году мы уже изучали отличительные признаки некоторых групп животных. Оказывается, их различают по числу ног и по покрову на теле. У вас на партах лежат листочки с изображениями животных. Их всех можно разделить на четыре группы. Посмотрите внимательно и подумайте, как это можно сделать? А теперь самостоятельно раскрасьте ту группу животных, которая вам больше понравилась.

Кого раскрасили? (Беседа)

4. Работа по учебнику

Давайте откроем наши учебники на с. . Прочитайте тему нашего урока. Рассмотрите первую большую картинку. Кто на ней изображен?

А какой отличительный признак этой группы животных вы выберете на маленькой картинке?

(Заполнение таблицы)

1)- Итак, первая группа животных – рыбы, их отличительные признаки – наличие плавников и чешуи.

Занимательный материал.

Мы знаем, что рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды.

Очень занимательная летающая рыба. Она стремительно плывет, очень энергично двигая своим хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды. Она может пролететь над водой несколько сотен метров.

Еще более необычная рыба – лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 до 20 см. Они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 м.

2) Вторая группа животных – птицы. Тело покрыто перьями, две ноги, два крыла.

Занимательный материал.

…Какая из летающих птиц самая большая? Самая большая птица из живущих на Земле птиц вообще не умеет летать. Это африканский страус. Он достигает 2,5 м в высоту и весит более 135 кг. Это была бы тяжелая работа – поднять в воздух такую птицу.

Скорость полета у разных птиц очень различается.

Домашний голубь пролетает около 96 км в час, а самая маленькая птичка на Земле – колибри от 80 до 88 км в час.

Прочитаем об этом в учебнике.

3) Третья группа животных – насекомые, отличительная черта – наличие шести ног.

Занимательный материал.

…На нашей планете живет 2 млн. видов насекомых, более, чем всех остальных животных, да и растений вместе взятых. Они обитают в почве, на земле и в воде, в воздухе – везде.

Самое большое насекомое – бабочка орнитоптера с Соломоновых островов. Размах ее крыльев около 30 см.

Длина жука – голиафа 20 см (рассмотреть по линейке).

Наряду с великанами есть и крошки. Так, длина жука трихоптерикса равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!

Скорость полета насекомых невелика. Пчела пролетает 10 – 20 км в час, шмель – 3,5, муха – 2, златоглазка – всего лишь 0,5 км. Зато слепни летят с быстротой до 40 км в час, бабочки бражницы – около 60 км.

Прочитаем об этом в учебнике.

4) Четвертая группа – звери. Их тело покрыто шерстью, у них четыре ноги.

Занимательный материал.

– Какое животное живет дольше всех? Среди млекопитающих обычно слон считается самым долгоживущим. Зарегистрированный рекорд – чуть более 60 лет. Лошадь разделяет со слоном первенство по долготе жизни. Известно много случаев, когда они прожили более 50 лет.

А вот другие, не подвергаемые сомнению факты долголетия:

Бегемот – 41 год.

Носорог – 40 лет.

Медведь – 34 года.

Обезьяны – более 20 лет.

Кошки около 23 лет.

Собаки – 22 года.

Эти данные относятся к отдельным особям животных.

Прочитаем об этом в учебнике.

5. Работа над новым материалом

1) Знакомство с земноводными

В воду плюхнулась лягушка,

А за ней – еще подружка.

А потом еще одна –

Донырнули все до дна.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Пусть они себе живут,

И концерты нам дают.

Польза есть от лягушат –

Мошек, комаров едят.

О ком это стихотворение? Лягушки, жабы.

Давайте подумаем, к какой группе животных мы их отнесем? Давайте попробуем определить по таблице.

Давайте выделим основные признаки сами. Сколько ног? Какие кожные покровы? (Записать)

Где живут?

Поэтому и получили свое название – земноводные. Сюда же еще относятся тритоны.

2) Знакомство с пресмыкающимися

Ещё одна группа животных, в которую входят: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы, называется « Пресмыкающиеся». Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде (болотные и морские черепахи, крокодилы и др.) Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у этих животных выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вообще отсутствуют.

(Заполнить таблицу до конца)

Физкультминутка

Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час.

1, 2, 3, 4 – мышки дернули за гири.

Тут раздался страшный звон – мышки бросились бегом!

3) Обобщение по таблице

Учащиеся читают по таблице названия групп, признаки и приводят свои примеры.

6. Закрепление изученного материала

1) Отгадай загадку!

Отгадка + к какой группе относится

Живёт спокойно, не спешит.

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет …

У маленькой животинки

Сто серебристых

Монеток на спинке.

Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно –

Укусит. Ясно?

Скачет зверушка:

Не рот – а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Кто это?...

Деловитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком..

У меня ходули –

Не страшит болото.

Лягушат найду ли –

Вот моя забота.

Шелестя, шурша травой, проползает шнур живой,

Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел. (Змея)

Пушистой, маленькой хозяйке

Морозы не страшны:

Приберегла она на ветках

Сушёные грибы. (Белка)

Окраской - сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Зовут её … . (ворона)

Я- пятнистая букашка,

По оранжевой спине

У меня одни кругляшки нарисованы везде.

Если в руки попаду -

Извините, обману:

Сразу, вроде без сознанья,

Я на спинку упаду. (Божья коровка)

2) Игра «Кто лишний?»

Картинки с изображениями животных.

7. Проверка полученных знаний - тест

Учащиеся работают самостоятельно.

8. Рассказ о Всемирном фонде дикой природы.

Кто изображён на картинке? (панда)

Что за буквы написаны внизу?

Ученик читает по карточке:

ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ- крупнейшая международная организация, которая занимается разработкой и реализацией проектов по охране редких и исчезающих видов животных, природных экосистем, устойчивому развитию, природоохранному законодательству, а также природоохранному просвещению и образованию. Фонд основан в 1961 году. Эмблемой фонда является панда, нарисованная одним из организаторов фонда, биологом и художником Питером Скоттом. Задача фонда состоит в том, чтобы предотвратить нарастающую деградацию природной среды планеты.

9. Работа по учебнику

Части каких животных вы видите на рисунке папы?

10. Итог урока

Что вам сегодня запомнилось на уроке?

– Что нового узнали?

– Что повторили?

11. Оценки за урок, домашнее задание

Животный мир велик и многообразен. Животные есть животные, но взрослые решили поделить их всех на группы в соответствии с некоторыми признаками. Наука о классификации животных называется систематика или таксономия. Эта наука определяет родственные связи между организмами. Степень родства далеко не всегда определяется внешним сходством. Например, сумчатые мыши очень похожи на обыкновенных мышей, а тупайи - на белок. Однако эти животные относятся к разным отрядам. А вот броненосцы, муравьеды и ленивцы, совершенно непохожие друг на друга, объединены в один отряд. Дело в том, что родственные связи между животными определяются их происхождением. Исследуя строение скелета и зубную систему животных, ученые определяют, какие звери наиболее близки друг другу, а палеонтологические находки древних вымерших видов животных помогают установить более точно родственные связи между их потомками.

Типы многоклеточных животных: губки, мшанки, плоские, круглые и кольчатые черви (черви), кишечнополостные, членистоногие, моллюски, иглокожие и хордовые. Хордовые - самый прогрессивный тип животных. Их объединяет наличие хорды - первичной скелетной оси. Самые высокоразвитые хордовые объединены в подтип позвоночных. У них хорда преобразована в позвоночник. Остальных называют беспозвоночными.

Типы делятся на классы. Всего существует 5 классов позвоночных животных: рыбы, земноводные, птицы, рептилии (пресмыкающиеся) и млекопитающие (звери). Млекопитающие - самые высокоорганизованные животные из всех позвоночных.

Классы могут быть поделены на подклассы. К примеру, у млекопитающих выделяют подклассы: живородящие и яйцекладущие. Подклассы делят на инфраклассы, а далее на отряды . Каждый отряд делится на семейства , семейства - на роды , роды - на виды . Вид - это конкретное название животного, к примеру заяц-беляк.

Классификации примерные и все время меняются. К примеру, сейчас зайцеобразные вынесены из грызунов в самостоятельный отряд.

Фактически, те группы животных, которые изучают в начальной школе - это типы и классы животных, данные вперемешку.

Первые млекопитающие появились на Земле около 200 млн. лет назад, отделившись от зверообразных рептилий.