Роль языка в жизни общества.Полные уроки — Гипермаркет знаний. §1

Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые развиваются на протяжении всего существования человеческого общества. Все народы мира пользуются тем или иным языком. Важнейшим средством, при помощи которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, желания, чувства - является язык.

Язык - это и средство познания, которое позволяет людям накапливать и хранить знания. Язык теснейшим образом связан с мышлением, сознанием людей.

Язык, как социокультурное явление, возник в глубокой древности из потребности общения людей. Развитие языка позволило людям закреплять развитие человеческого общества в историческом ключе.

Все славяне говорят на родственных языках, так как все славянские языки возникли из общеславянского или праславянского языка. Наибольшее сходство с русским языком имеют украинский и белорусский языки, и составляют особую группу славянских языков - восточнославянскую.

В отдаленном родстве между собой находятся немецкий, английский, испанский и французский языки, которые входят в семью индоевропейских языков (в нее, наряду с вышеперечисленными языками, входит и русский язык). Необходимо сказать, что русский язык - это национальный язык - важнейший признак нации.

Особую роль в развитии русского языка сыграл старославянский язык, который создали в свое время двое братьев: Кирилл и Мефодий. Старославянский язык принадлежит к группе южнославянских языков и отражает характерные для нее фонетические черты. Многие морфемы в современных русских словах имеют старославянское происхождение.

Из старославянского языка в русский перешли многие слова, прежде всего, обозначающие этические и философские понятия.

Существование лексических пар определяет богатство русского языка, хотя часть старославянских слов вышла из употребления, а другая до сих пор продолжает активно использоваться.

Будучи средством общения, язык тесно связан с жизнью общества. Изменения в общественной жизни находят свое отражение в языке. Наиболее чуток в этом отношении словарный состав языка.

Многие слова выходят из употребления, однако, значительная их часть сохраняется в языке в общем употреблении на протяжении многих веков. Помимо этого, происходят изменения и в грамматике языка, и в его фонетике. Следовательно, меняется и произношение.

За более длительное время в грамматике и фонетике могут происходить и более значительные изменения. Например, изменения в склонении кратких форм прилагательных. Однако до сих пор в некоторых фразеологических оборотах и в составе многих наречий мы обнаруживаем следы склонения кратких прилагательных.

Можно обнаружить формы косвенных падежей кратких прилагательных и в произведениях народного творчества, донесших до нас из глубины веков старинные формы.

В современную эпоху в связи с кардинальными изменениями в общественной жизни большие изменения произошли и в русском языке, прежде всего в его лексике. Никогда до этого такой огромный пласт слов не уходил из языка.

Научное изучение языка может представить глубокий интерес и имеет немаловажное общеобразовательное значение, так как предметом этой науки является такая важная сторона духовной деятельности человека, как язык.

° Контрольные вопросы!

1. Дайте определение, что такое язык в социокультурном аспекте?

2. От какого языка произошли все славянские языки?

3. Какие языки входят в восточнославянскую группу?

4. Какие языки, помимо русского, входят в семью индоевропейских языков?

5. Что такое национальный язык?

6. Как звали монахов, создавших первый алфавит старославянского языка?

7. К какой группе языков принадлежит старославянский язык?

8. Каким образом общественные сдвиги влияют на изменение языка?

Еще по теме §1. Роль языка в жизни общества.:

  1. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В ТРУДАХ Г. В. ЛЕЙБНИЦА, И. КАНТА, Ф. В. ШЕЛЛИНГА И Г. ФРЕГЕ

Классы: 5 , 6 , 7 , 8 , 9

Презентация к уроку





































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 5-9

Технология: мастерская + ИКТ.

Цели:

  • Дать понятие о роли языка в жизни общества и человека, о функциях языка.
  • Знать о происхождении языков, их распространении, сфере употребления, численности.
  • Уметь строить ассоциативный ряд, отбирать главную информацию, анализировать языковой материал, владеть навыками перевода (сопоставительный анализ).
  • Воспитывать уважительное отношение к родному языку, культуру общения (в группах, с учителем, в обществе), прививать навыки высококультурного общения.
  • Развивать творческие и исследовательские навыки учащихся.
  • Уметь формировать и доказывать свою точку зрения на основе языкового материала.
  • Использовать визуализацию для усвоения большего количества информации (через презентацию).

Подготовка к уроку:

  • Подготовить карточки с образцами различных алфавитов.
  • Написать слова приветствия на разных языках.
  • Подготовить информативный материал для каждой группы, словари.
  • Использовать презентацию "Роль языка в жизни общества"

Ход урока

Слайд №1.

1. ОРГМОМЕНТ.

Учитель: Здравствуйте, дети. Сегодня мы поговорим с вами о роли языка в жизни человека и общества. Как вы думаете, язык играет разные роли в жизни человека и общества или одну? (Дети рассуждают, приводят примеры).

2. РАБОТА С АССОЦИАЦИЯМИ.

Учитель: А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово "язык"? Слайд №2. (Дети ответ записывают на отдельных листочках, передают их на первую парту, помощники группируют их по сходству). Давайте рассмотрим ваши ассоциации. У нас получились такие группы:

  1. 1 группа: Язык - это система слов.
  2. 2 группа: Язык - это стиль.
  3. 3 группа: Язык - это речь.
  4. 4 группа: Язык - это система знаков.
  5. 5 группа: Язык - это орган вкуса.

3. ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП ДЛЯ МАСТЕРСКОЙ.

Учитель: Предлагаю вам сформировать группы по схожим ассоциациям (Дети рассаживаются по группам, количество детей в группе не играет роли).

4. РАБОТА СО СЛОВАРНОЙ СТАТЬЁЙ В ГРУППАХ (слайд №3, 4) .

Учитель: А теперь задание для групп. Попробуйте составить словарную статью о языке, отображающую только то значение, которое легло в основу вашей группы.

(Дети составляют словарную статью, записывают ее на отдельном листе А4)

Учитель: Откройте толковые словари, которые лежат на ваших партах, и сверьте свою запись со словарными статьями В.И.Даля и С.И.Ожегова. (Работа со словарями).

К кому из лингвистов вы были ближе? Не показалось ли вам необходимым изменить что-то в своей статье? Внесите коррективы в свою запись. Отредактированную статью повесьте на доске. Самая точная трактовка оценивается 10 командными баллами.

5. СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ "ЯЗЫКИ МИРА". (слайд №5)

Учитель: А знаете ли вы, сколько существует языков в мире?

(Дети выдвигают свои версии).

Учитель: Со справочкой о численности языков выступит (заранее подготовившийся ученик) , который готовил на сегодня сообщение по этой теме.

(Слайд №6).

Учащийся: В мире насчитывается несколько тысяч языков. Согласно Этнологу таковых 6909, а по - 4994. Как вы думаете, почему такая большая разница в подсчетах? Это связано с подсчетом языков малых народностей и включением мертвых языков.

(Слайд №7).

Мёртвый язы?к - язык, не существующий в живом употреблении и, как правило, известный лишь по письменным памятникам, или находящийся в искусственном регламентированном употреблении. Обычно такое происходит, когда один язык заменяется другим языком, как, например, коптский - арабским , латинский - предок современных романских языков , древнерусский язык дал развитие восточнославянским языкам, древнегреческий - новогреческим языкам и диалектам. В некоторых случаях мёртвые языки, перестав служить средством живого общения, сохраняются в письменной форме и используются для нужд науки, культуры, религии: санскрит , латинский , церковнославянский , коптский , авестийский и др.

Есть пример, когда мёртвый язык вновь стал живым, как это произошло с ивритом .

6. СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА "ЛИНГВИСТИКА".

Учитель: Поблагодарим выступившего за интересное сообщение. А как вы понимаете термин "лингвистика"? Что изучает эта наука? Можете ли вы схематически изобразить основные области изучения лингвистики?

(Каждая группа предоставляет свою схему).

Учитель: А теперь давайте сопоставим вашу смеху с моей. (Слайд №8) Чья группа ближе всего к истине? Кому понадобилось внести изменения и дополнения? Окончательный вариант вывешиваем на доску. Самая изобретательная команда получает 10 баллов.

7. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ "ПЕРЕВОДИ НА РУССКИЙ ЯЗЫК". (Слайд №9)

Учитель: Каждая группа сейчас получит образец алфавита неизвестного вам языка и карточку с надписью, которую надо перевести на русский язык. Приступайте.

Дети переводят слова:

  • 1 группа - узелковое письмо. Слово "САЛЮТ".
  • 2 группа - клинопись. Слово "ПРИВЕТ".
  • 3 группа - иероглифы. Слово "ДОБРЫЙ ВЕЧЕР"
  • 4 группа - язык жестов. Слово "ЗДРАВСТВУЙТЕ".
  • 5 группа - пиктограммы. Слово "БОЖЕСТВЕННОГО ДНЯ!".

Учитель: Подведем итоги. 10 баллов получает команда, которая справилась с заданием быстрее всех.

*Бонусные баллы можно дать за самую трудную решенную загадку, за сплоченность команды и т.п.

8. ОПРОС ПО УСЛЫШАННОМУ.

Учитель: Есть возможность заработать баллы для своей команды, правильно отвечая на вопросы. Готовы? Тогда начинаем.

1. С живым или мертвым языком вы работали?

2. Можно ли обойдись без языка? (слайд № 10)

3. А кому приходится общаться жестами?

4. В каких ситуациях мы обходимся без слов?

5. Как на письме отобразить молчание? (Многоточие вместо реплики в диалоге)

6. Почему язык называют универсальным способом общения?

7. Как возникла письменность у славян?

8. Каковы ее изначальные функции?

9. Как сложилась современная система языка?

10. Пользовались ли Кирилл и Мефодий услугами переводчика, когда создавали азбуку для славян? (слайд №11 - 12)

Учитель: Молодцы, урок слушали внимательно, запомнили многое. Идем дальше.

Слова, которые вы переводили, как вы уже поняли, это слова приветствия. Небольшое сообщение о приветствиях нам приготовил:. (еще один ученик).

9. СООБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ "ПРИВЕТСТВИЕ". (слайды 13- 16)

Ученик: Приветствовать друг друга - это древнейшая традиция, которая заключается в пожелании друг другу здоровья, удачи, везения. В русском языке для приветствий используются следующие слова:

  • Здравствуй (те),
  • Здорово,
  • Здорово живете,
  • Здравия желаю
  • Добрый день,
  • Доброе утро,
  • Добрый вечер,
  • Привет,
  • Приветствую (вас),
  • Мое (наше) почтение (устар.),
  • Наше вам почтение,
  • Наше вам с хвостиком и др.

Не все эти формы являются стилистически нейтральными. Их можно сгруппировать по сфере употребления на разговорные, официально-деловые, книжные, стилистически нейтральные. Например:

  • Разговорные : привет, здорово, здорово живете, наше вам с хвостиком.
  • Стилистически нейтральные: здравствуй(те), приветствую (вас).
  • Официально-деловое: здравия желаю.
  • Книжное (высокое): наше вам почтение, дай боже.

* (Можно предложить детям распределить эти слова по группам самостоятельно).

Но есть такие формы приветствия, которые не надо говорить, если ты считаешь себя хоть немного воспитанным и культурным человеком. Давайте посмотрим на слайды, и вы всё поймете сами. (слайды 17-18)

10. ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ. (слайды 19-26)

Учитель: А знаете ли вы, что на Алтае приветствуют словами, звучащими так: "Тякши лар ба" - (все ли хорошо?). Якуты произносят: "Норуон норгуй" (привет).

В Казани при встрече произносят: "Исэнмесез" (Здоровы ли вы?). Эрзя и мокша приветствуют друг друга словом "Шумбрат" (крепкий, здоровый). Официальное приветствие чувашей "Ыра кун" переводится как "добрый день". Марийцы приветствуют друг друга словами: "Салам лийже" (здравствуйте). Башкиры при встрече говорят "Хаумыгыгыз?" (здоровы ли вы?). "Мендвт!" - говорят при встрече калмыки. И еще многие- многие другие народности, населяющие территорию Российской Федерации, имеют свои формы приветствия, свои языки. Получается, надо выучить все-все языки и диалекты, чтобы с ними общаться? Это немного: чуть больше 100 языков!

11. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА.

Учитель: Удивились? Испугались? А ведь есть универсальное средство общения. Не подскажите, какое? (слайд № 27) (Отвечают дети).

Учитель: Русский язык изучают во всех школах России. Учитель из Чувашии может преспокойно дать урок математики детям Якутии и они его поймут, потому что он будет с ними общаться на понятном всем им русском языке. Вот почему так важно хорошо знать русский язык всем, кто живет в России. Получается, что общение - это одна из главных функций языка, коммуникативная.

12. РАБОТА В ГРУППАХ "ФУНКЦИИ ЯЗЫКА".

Учитель: А какие еще функции выполняет язык? Давайте поработаем в группах. В качестве подсказки предлагаю вам использовать слайд (№28).

Дети записывают на листе А4 варианты ответа, затем сверяют со слайдом, вносят корректировку, готовая работа вывешивается на доске. (слайды 29-31) Баллы.

13. СООБЩЕНИЕ "О МЕЖДУНАРОДНОМ ДНЕ ПРИВЕТСТВИЙ".

(слайд №32)

Ученик: Известно ли вам, что есть Международный день приветствий. Он отмечается с 1973 года 21 ноября в 140 странах мира. В этот день принято приветствовать и знакомых, и незнакомых. Вот когда можно блеснуть своими знаниями и поприветствовать друзей на разных языках, например, на английском: Или так, как иорданцы приветствуют друг друга - marhaba (привет). Норвежцы произносят "гуддаг" (добрый день). Румыны говорят Alo. Финский "привет" - terve.

Молдавский "привет" - норок, это приветствие с пожеланием удачи. Но есть совсем экзотические приветствия, о которых тоже надо знать, чтоб не попасть в глупую ситуацию, если вдруг вам придется приветствовать кого-то в такой стране. Например, в Замбези люди при встрече хлопают в ладоши и делают реверанс, в некоторых африканских племенах трутся кончиками носов, а в африканском племени акамба в Кении плюют друг в друга.

14. ИГРА "УГАДАЙ".

Учитель: Готовы ли вы к путешествию, мы сейчас узнаем. Я буду называть вам приветствия, а вы попробуйте определить, в какой стране люди приветствуют так друг друга. За каждый верный ответ - балл команде.

  • "Мярхаба" (Здравствуй), но в последние 10 лет - "Салам" = Турция.
  • "Барев дзез" (добро вам) - Армения.
  • "Гамарджоба" = Грузия.
  • "Бзяраш бай"- Абхазия.
  • Доброе утро - охаё годзаимас, добрый день - коннитива, добрый вечер - комбанва = Япония.
  • Добрый день -гУтен тАк, доброе утро - гУтен мОрген, добрый вечер - гУтен Абент = Германия.
  • Хай (Хелло), добрый день - Юна пОт = Венгрия.
  • Здравствуйте, доброе утро, добрый день- это все бонжУр, привет - салЮ, а добрый вечер - бонсуА = Франция.
  • Привет - олА, здравствуйте, доброе утро - буЭнас дИас, добрый день - буЭнас тАрдес, добрый вечер, спокойной ночи - буЭнас нОчес = Испания.
  • Привет - Ясу, доброе утро - калимЭра, добрый вечер - калиспЭра = Греция.
  • Привет - ni hao (ни хао), доброе утро - zao-цзао - цзао Ань. А вот форм добрый день и вечер, как таковых, вовсе нет = Китай.

15. ИТОГИ УРОКА. (слайд №33).

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Кое-что вы узнали нового, кое-что вспомнили. Давайте подытожим всё, что мы знаем по теме сегодняшнего урока.

1. Что же такое язык как явление?

2. Что такое лингвистика?

3. Какие функции выполняет язык в жизни человека?

4. Какова роль русского языка в нашей стране и в мире?

Подсчитаем количество набранных командами баллов, определим победителя.

16. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ . (слайд №36):

1. Напишите мини-сочинение по теме сегодняшнего урока.

2. Исследование: найдите всевозможные формы прощания на русском языке, распределите их по сфере употребления.

3. Поисковое: доклад или реферат "Слова прощания на разных языках мира". Можно составить презентацию по этой теме. Последнее задание может быть групповым.

* Первое - обязательное для всех, два других - по желанию.

Роль русского языка в жизни человека и общества

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, и потому вся жизнь государства и общества без него немыслима.

В РФ на русском языке пишутся все официальные документы, без которых не может существовать государство: тексты законов и разнообразные приказы, заявления о приеме на работу и анкеты, объяснительные записки и отчеты. Все эти документы должны быть написаны понятно и недвусмысленно, и каждый гражданин страны должен уметь читать такие документы и при необходимости составлять их сам. На русском языке оглашаются обращения президента и звучат парламентские дебаты – поэтому любой гражданин, если он хочет быть активным, информированным членом общества, должен уметь понимать со слуха достаточно сложные тексты. На русском языке ведется преподавание в учебных заведениях страны. Следовательно, только хорошо зная русский язык, гражданин России – независимо от национальности – полноценно пользуется всеми благами, которые может ему предоставить государство. Кроме того, в нашем многонациональном государстве знание русского языка обеспечивает человеку возможность свободно общаться с людьми всех национальностей.

Однако знать язык можно по-разному. Один человек, спотыкаясь на каждом слове, с трудом выражает мало-мальски сложную мысль. Другой в состоянии написать блестящую, убедительную статью. Хорошее знание русского языка для любого человека, проживающего на территории нашей страны, а особенно для того, кто находится на государственной или общественно значимой службе (чиновники, журналисты), – это проявление уважения к государству и обществу, и национальность здесь значения не имеет. Могут ли существовать косноязычные парламентарии или неоднозначно трактуемые законы и документы? Могут, но не должны! Кстати, во Франции любой чиновник, претендующий на должность, сдает экзамен на знание французского языка; президент даже проходит тестирование публично.

К сожалению, наше общество, в том числе и образованная его часть, пока недопонимает, насколько важно для всех и каждого безупречно владеть языком, который для большинства из нас родной. Мы с детства говорим, думаем и выражаем свои мысли именно на нем, с его помощью мы познаем мир и приобщаемся к русской и мировой культуре. И, может быть, привычность, обыденность русского языка мешает многим из нас осознать, что наше владение им далеко не безупречно. А ведь чем лучше мы умеем его использовать, тем большего мы можем достичь: умение выразительно говорить и писать зачастую становится ключом к профессиональному успеху, к завоеванию симпатий окружающих. Научившись понимать, анализировать любой текст и все его подтексты, человек не поддастся недобросовестной рекламе или политической демагогии, не позволит собой манипулировать.

Система языковых норм и развитое общество

Чем стремительнее изменения в культуре и быте народа, тем быстрее меняются и лексика языка, и сочетаемость слов. Конечно, скорость здесь – понятие относительное: при медленных темпах развития языка изменения в пределах жизни одного поколения вообще незаметны, при возрастании темпа человек в состоянии заметить, что 20 лет назад «так не говорили». Осознаваемая изменчивость языка воспринимается болезненно: старшее поколение ощущает дискомфорт в общении с младшим, младшее поколение неохотно читает книги. Серьезный разрыв между языковыми поколениями мог бы привести к потере национально-культурной идентичности. Поэтому в любом достаточно развитом обществе искусственно поддерживается неизменность языка. Идея неизменности воплощается в системе разнообразных языковых норм.

Орфографические нормы фиксируются в орфографических словарях, а пунктуационные – в справочниках. В орфоэпическом словаре показаны нормы произношения и наиболее существенные грамматические особенности. В толковом словаре отражается лексическая норма, в грамматических пометах, которые имеются в любой словарной статье, есть сведения об особенностях склонения или спряжения слова, отчасти также о его синтаксической сочетаемости (в неявной форме эти сведения содержатся и в иллюстративных примерах).

Общество различными способами поддерживает неизменность языка. Один из основных – стандартизованная система образования. В школе дети, помимо всего прочего, получают представление о языковых нормах. Поощряя лучших учеников, общество формирует представление о важном значении знаний, и в частности – правильной речи. Участвуют в формировании наших представлений о правильной речи и средства массовой информации. Особую роль призвана играть художественная литература, лучшие образцы которой, написанные мастерами слова, задают языковой эталон иногда для нескольких поколений читателей.

Начиная с 90-х годов XX века наша страна живет в условиях социальной и языковой нестабильности. Языковые нормы расшатаны, и существование русского литературного языка в его прежнем виде находится под угрозой. Объективно сложившиеся условия таковы, что естественной социальной поддержки у литературного языка нет.

Во-первых, прямой эфир на радио и телевидении уже в силу особенностей разговорной речи исключает соблюдение многих языковых норм (неизбежны ошибки в ударениях, в глагольном управлении, повторы и т.п.). Во-вторых, изменилась ситуация в издательском деле: печатная продукция давно стала источником дохода, а не знаний. Книги выпускаются очень быстро и в режиме максимальной экономии, отчего страдает качество (даже в школьных учебниках и детской литературе встречаются не просто опечатки, а откровенные орфографические ошибки – что уж говорить о развлекательной литературе или периодической печати). В-третьих, творческая элита (писатели, режиссеры, критики) в погоне за абсолютной свободой творчества исключила из числа достоинств книг, пьес и фильмов нормативность языка и изящество речи. В-четвертых, на политическом олимпе правильность речи не рассматривается как неотъемлемая часть положительного имиджа: достаточно вспомнить орфоэпические характеристики речи М.С. Горбачева или семантико-синтаксические особенности речи В.С. Черномырдина.

И только система образования пытается сохранить традиционную речевую культуру России, а это накладывает особую ответственность и на школьных учителей, и на вузовских преподавателей, и на каждого человека, получающего высшее образование. Конечно, можно принять законы, запрещающие выпуск печатной продукции без корректуры, можно штрафовать издателей за наличие орфографических ошибок, а средства массовой информации за нецензурные выражения, но репрессивные действия такого рода неизбежно приведут к тому, что нарушение языковых норм будет ассоциироваться у многих граждан с идеей несвободы личности. Так что, по-видимому, единственный способ сохранить русский язык как язык цивилизации, науки и культуры – это помочь человеку, получающему образование, понять, что безупречное владение русским языком делает его аристократом духа, человеком, способным аналитически мыслить, глубоко чувствовать, выражать свои мысли и чувства, убеждать других, добиваться успеха.

Введение

1. Понятие языка

2. Язык и речь

3. Функции языка

4. Характеристики языка

5. Язык как знаковая система

Заключение

Список литературы


Введение

Главное, что отличает общение животных от человеческого общения – наличие вербальных средств коммуникации, т. е. наличие языка. Именно язык позволяет человеку передавать информацию посредством символьного обозначения объектов, о которых идет речь. Таким образом, язык это обозначающая функция, его слова обозначают, определяют предмет или процесс. Он позволяет перейти к обобщениям.

Однако необходимо помнить, что человек не просто так называет предметы. Слово - это результат сложной внутренней жизни человека, его обозначение выясняется постепенно. В то же время слово упорядочивает внутреннюю жизнь человека, делая ее доступной для понимания другим людям, для экстернализации психического опыта.

Рождаясь, человек не приобретает знание языка. Ребенок учится говорить, слушая речь своих родителей и ближайшего окружения. И именно способность говорить, наличие речи и знание языка позволяет ребенку стать человеком, а не особью человеческого рода.

В то же время необходимо отметить, что для каждого человека язык уже предзадан обществом, и именно общество диктует условия акта говорения. Говорение и писание - есть обращение субъекта к другим субъектам. Язык для них посредник. Благодаря языку осуществляется коммуникация между людьми.


1. Понятие языка

Человек не существует изолированно от других людей, от мира, поэтому он проявляет свою внутреннюю личную независимость, символизирует ее в языке, труде, культуре - все это формы символического бытия человека.

В философии языка язык рассматривается как выражение внутреннего духовного мира человека, как средство общения и сохранения информации, как система знаков, как учебная письменная речевая деятельность.

С точки зрения коммуникационных процессов язык определяется как сложный социальный феномен, представляющий собой систему знаков, систематизированных и обрабатываемых с помощью определенного кода.

Структурными единицами языка являются слова и предложения, составленные из них тексты. Логика языка образует его грамматику, а смысл языка есть семантика, практическое значение языка есть прагматика.

С точки зрения семиотики, язык понимается как совокупность предметов, которые обладают смысловым значением и которые являются языковыми единицами, она описывает раз личные типы языков с точки зрения характера предметов, образующих язык, и их смысловых значений. Именно спецификой этих предметов и их смысловых значений определяется специфика того или иного языка.

Необходимо отметить, что главное отличие человеческой коммуникационной деятельности от зоокоммуникации животных состоит в наличии вербального канала, передающего речевые сообщения (тексты) в устной и письменной форме. Это отличие очевидно, как очевидно и то, что для его реализации человек должен обладать, во-первых, наследственно передаваемой речевой способностью (способностью членораздельно говорить и понимать обращенную к нему речь), во-вторых, знать какой-либо естественный язык и уметь им пользоваться.

Естественный язык - это социальное достояние, фундаментальный раздел социальной памяти Естественный национальный язык необходимый конституирующий элемент любого этноса (нации, народа). Он возникает в ходе социального общения естественным путем, поэтому его правомерно называть естественным в отличие от искусственных языков, действительно придуманных людьми. Язык является основой духовной культуры и важнейшим носителем социальной памяти.

2. Язык и речь

Язык следует отличать от речи, которая представляет собой овеществление (материализацию) результатов мышления (смыслов) с помощью языка, находящегося в индивидуальной памяти говорящего (точнее - в индивидуальном тезаурусе). Язык и речь образуют единство: нет языка - нет речи; нет речи - нет языка; речь осуществляется средствами языка; язык реально существует лишь в речи.

Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром. Заметим, что под речью современное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т. е. мышление с помощью языковых средств (слов и т. д.), осуществляемое «про себя», без произнесения вслух.

Отдельный акт речи, речевой акт, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности.

В речевом акте создается текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (все равно - записанное или только произнесенное) «речевое произведение» любой протяженности - от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создается «внутренний текст», т. е. речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.

Почему произнесенное (или написанное) высказывание в нормальном случае будет правильно понято адресатом?

Во-первых, потому, что оно построено из элементов, форма и значение которых известны адресату (скажем для простоты - из слов, хотя элементами высказывания можно считать, как мы увидим, и другие единицы).

Во-вторых, потому, что эти элементы соединены в осмысленное целое по определенным правилам, также известным (правда, во многом интуитивно) нашему собеседнику или читателю. Владение этой системой правил позволяет и строить осмысленный текст, и восстанавливать по воспринятому тексту его содержание.

Вот эти-то элементы высказывания и правила их связи как раз и являются языком наших участников общения, частями их языка, т. е. языка того коллектива, к которому данные индивиды принадлежат. Язык того или иного коллектива и есть находящаяся в распоряжении этого коллектива система элементов - единиц разных ярусов плюс система правил функционирования этих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся данным языком. Систему единиц называют инвентарем языка; систему правил функционирования единиц, т. е. правил порождения осмысленного высказывания (а тем самым и правил егопонимания),- грамматикой этого языка.

Язык и речь различаются так же, как правило грамматики и фразы, в которых использовано это правило, или слово в словаре и бесчисленные случаи употребления этого слова в разных текстах. Речь есть форма существования языка. Язык функционирует и «непосредственно дан» в речи. Но в отвлечении от речи, от речевых актов и текстов всякий язык есть абстрактная сущность.

Язык и речь в совокупности выполняют две сущностные, т. е. неотделимо присущие им, функции:

1. Коммуникативную,

2. Мыслительную.

Язык и речь, благодаря этим функциям, являются средствами и орудиями социальной коммуникации и личностного мышления. Социальная коммуникация, как известно, представляет собой движение смыслов в социальном времени и пространстве, поэтому сущностная коммуникационная функция делится на две сущностные функции: коммуникационно-временную, или социально-мнемическую, которую выполняет язык, являющийся разделом социальной памяти, и коммуникационно-пространственную - функцию распространения смыслов в социальном пространстве, которая свойственна речи. Коммуникационная функция проявляется на межличностном, групповом и массовом уровне, а мыслительная - лишь на личностном уровне, где она обеспечивает индивидуальное мышление. Стало быть, все мыслящие субъекты коммуникации, как индивидуальные, так и социальные, имеют дело с языком и с речью.

Сущностные функции проявляются в прикладных языково-речевых функциях. Под прикладной функцией понимаются те свойства языка и речи, которые позволяют людям использовать их в своей внеязыковой деятельности. Эти свойства многообразны, отсюда - многообразные области использования языка и речи в социальной и личной жизни, другими словами, в социальном пространстве и в индивидуально-психическом пространстве.

3. Функции языка

Социально-языковые функции:

1. Национально-культурная функция вытекает из сущностной функции социальной памяти, свойственной языку. Национальный язык - это духовный генофонд народа, подобный генетическому фонду этноса. На этом фонде строится национальная культура.

2. Этнообразующая функция обусловлена тем, что национальный (этнический) язык входит в число необходимых конституирующих признаков этноса (народа, нации). Потеря родного языка равноценна утрате этнического самосознания. Отсюда - борьба национальных меньшинств за сохранение родного языка, их протесты против навязывания декретами власти чуждого им государственного языка. Язык, как известно, может служить средством культурного империализма и колонизации отсталых народов.

3. Функция основания словесного искусства, поэтического творчества достаточно очевидна, но имеет смысл подчеркнуть связь этой функции с происхождением национальных языков. Практически неизвестны человеческие коллективы, говорящие на каком-либо языке, в которых отсутствовали бы поэтические произведения на этом языке. Поэзия неотделима от языка потому, что творцами языка выступают не все члены общества коллективно (один придумал одно слово, другой - падеж и т. п.), а люди, одаренные поэтическим гением. «Первоговорящий» одновременно и «первопоэт». На созданной «первопоэтами» и постоянно обогащаемой новыми творческими вкладами языковой основе стало возможно существование современного фольклора, литературы, публицистики. По этой причине язык предстает в работах Современных философов-эстетиков как культурно-эстетический феномен .

Билет №1

Роль языка в жизни общества.

Язык - это своеобразная совокупность звуков и символов, каждый из которых имеет определенное значение. Язык - это важный инструмент человеческого взаимодействия и общения. Благодаря языку мы можем выражать свои мысли в материальной речевой форме.

Язык не только средство для общения, это еще и историческая память каждого народа. В каждом языке находит свое отображение духовная культура, многовековая история каждой нации.

Язык представляет собой социальное явление, ведь вне социальных отношений им овладеть невозможно. Человек не обладает даром речи с момента рождения. Ведь маленький ребенок начинает разговаривать только тогда, когда ему удается научиться повторять фонетические звуки, которые издают окружающие его люди, и благодаря умению мыслить, он предает им правильное значение.

Расскажите о главных членах предложения.

Грамматической основой предложения являются главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее - это главный член предложения, обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым.

Отвечает на вопросы кто? что? При разборе предложения подчёркивается одной чертой. Чаще всего подлежащее выражается именительным падежом имени существительного: Паром подошёл к причалу.

Кроме этого, подлежащее может выражаться:

Сказу́емое - главный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы что делает предмет (или лицо)?, что с ним происходит?, каков он?, что он такое?, кто он такой? и др. Сказуемое обозначает действие или состояние предметов и лиц, которые выражены подлежащим. Сказуемое чаще всего выражается глаголом, согласованным с подлежащим: Паравоз мчался на всех парах. Но нередко сказуемое выражается и другими частями речи (существительными, прилагательными, причастиями, числительными, местоимениями, наречиями, неделимыми словосочетаниями). При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами.



Билет №2

Дайте характеристику гласных звуков. Чем они отличаются от согласных звуков?

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона - без участия шума. При их произношении воздух, поступающий из лёгких, свободно, без преград проходит через рот. Гласные можно легко тянуть, петь. Гласных звуков шесть:[а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ. В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм - формировать ударение, участвовать в формировании интонации.

Билет №3

Разделы науки о языке.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Изучаемые понятия: звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел.

Орфография – раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей. Изучаемые понятия: орфограмма, орфографическое правило, орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях, слитное, раздельное, дефисное написание, употребление прописной и строчной буквы.

Лексика и фразеология – раздел науки о языке, в котором изучается лексическое значение слов, фразеологических оборотов и их употребление в речи. Изучаемые понятия: однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, омонимы, синонимы, антонимы, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы его образования. Изучаемые понятия: состав слова, морфема, основа слова, корень, суффикс, приставка, окончание, словообразовательные и формообразовательные морфемы, однокоренные слова, способы образования слов.



Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Изучаемые понятия: части речи (самостоятельные и служебные): имена существительное, прилагательное, числительное; местоимение, глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), наречие, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражания, морфологические признаки частей речи.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение и роль в речи. Изучаемые понятия: словосочетание, согласование, управление, примыкание, подлежащее и сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное); определение, дополнение, обстоятельство; простое предложение, однородные члены предложения, обобщающие слова, обособленные члены предложения, обращение, вводные слова; сложные предложения (сложносочиненные, сложноподчинённые, бессоюзные); виды придаточных частей сложного предложения (определительная, изъяснительная, обстоятельственная).

Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания. Изучаемые понятия: знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие); одиночные и парные знаки.

Стилистика – раздел науки о языке, изучающий функциональные стили речи, их языковые особенности. Изучаемые понятия: стили речи: разговорный и книжные (художественный, научный, публицистический, официально-деловой), языковые особенности стилей, жанры, характерные для определённого стиля.

Билет №4

Билет №5

Назовите виды сказуемых.

Простое глагольное сказуемое

Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении:

Ветер колышет траву! Солнце скрылось за облаком. Я пойду в лес.

Он поехал бы в город. Ты мне напиши письмо сразу же!

Составное сказуемое

Составное сказуемое бывает глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: связки и глагольной или именной части.

1)Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и неопределённой формы глагола.

Отвечает на вопросы что делает? что делать? что делал?

Владимир начинал сильно беспокоиться. Он хочет поступить в институт. Я долго не мог с ними встретиться.

2) Составное именное сказуемое

Составным именным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части.

Наиболее употребительным является глагол-связка быть, менее употребительны, но возможны и другие глаголы-связки. Именная часть составного сказуемого выражается по-разному:

1)именем прилагательным: Погода была хорошая;

2)именем существительным: Книга - верный друг;

3)кратким оборотом страдательного причастия: Ряд новых домов был построен в этом году;

4)наречием: Ошибка была налицо;

5)именем числительным: Я был первым в списке;

6)местоимением: Вишневый сад теперь мой;

7)Синтаксически цельным словосочетанием: Вечером море было черного цвета.

Билет №6

1. Буквы е, ё, ю, я. В какой позиции эти звуки обозначают два звука, один звук? Приведите примеры.

Буквы е, ё, ю, я могут иметь разное звуковое значение: они могут обозначать два звука ([j] + соответствующий гласный [э], [о], [у], [а]) и один звук (только гласный).

Два звука эти буквы обозначают:

1) в начале слова: ем () ёлка (), юный (), ящик()

2) после гласной буквы: заезд (), паёк (), знаю (jу]), баян ()

3) после разделительных ь и ъ знаков: Пьер (), льёт (), солью () семья (), съел (), адъютант () предъявлен ()

Один гласный звук (с указанием на мягкость предшествующего согласного) эти буквы обозначают после согласной буквы: пел ([п"э]л), лёг ([л"о]г), сюда ([с"у]да), пять ([п"а]ть).

Билет №7

Назовите стили речи.

Функциональный стиль - это разновидность литературного языка, которая обслуживает ту или иную сферу общественной жизни и характеризуется определённым своеобразием отбора и использования языковых средств в зависимости от условий и целей общения.

1)Разговорный (разговорно-бытовой) стиль - функциональный стиль, который обслуживает сферу повседневно-бытового частного, неофициального общения. Цель разговорного стиля – общение, обмен мыслями, впечатлениями.

Для разговорного стиля характерен диалог.

2)Официально-деловой стиль - функциональный стиль, который обслуживает сферу административно-правовых отношений, переписку граждан с учреждениями и т.д. Цель стиля – информация. В официально-деловом стиле употребляются специальные слова: юридические, дипломатические и т.д.

3)Научный стиль - функциональный стиль, обслуживающий сферу науки. Употребляется в научных трудах. Цель стиля – сообщения, объяснение научных результатов.

4)Публицистический стиль – функциональный стиль, обслуживающий сферу политико-идеологических общественных отношений. Цель стиля – воздействие на слушателей и читателей. Употребляется в газетах, журналах.

5)Художественный стиль (стиль художественной литературы) - Функциональный стиль, который обслуживает Этическую сферу общения. Цель стиля – воздействие с помощью созданных образована мысли и чувства читателей и слушателей. Употребляется в художественных произведениях таких как: проза, поэзия и т.д.

Билет №8

1. Расскажите о прямом и переносном значении слова. Приведите примеры.

Многозначные слова имеют прямые и переносные значения. Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении) и в наименьшей степени зависит от контекста. Например: Самолёт летит. Переносное значение слова – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого значение и связано с ним по смыслу. Например: Время летит.

Билет №9

1. Расскажите об антонимах, приведите примеры.

Анто́нимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» - «ложь», «добрый» - «злой», «говорить» - «молчать».

Род имен существительных.

С точки зрения грамматики род – это способность имён существительных сочетаться с определёнными формами согласуемых слов: мой дом, моя шляпа, моё окно.

По признаку рода имена существительные делятся на три группы:

1)имена существительные мужского рода: дом, конь, воробей, дядя;

2)имена существительные женского рода: мода, земля, пыль, рожь;

3)имена существительные среднего рода: лицо, море, племя, ущелье.

Особая группа – существительные общего рода , служащие для названия лиц и мужского, и женского пола: плакса, недотрога, молодчина, выскочка, хапуга.

Род определяется только в единственном числе. Грамматическое значение рода создаётся системой падежных окончаний данного существительного в единственном числе.

Имена существительные женского рода

К женскому роду относятся: большинство существительных с окончанием –а/я: трава, тётя, земля;

часть существительных с основой на мягкий согласный, а также на Ж и Ш и нулевым окончанием: лень, рожь, тишь.

Имена существительные мужского рода

К мужскому роду относятся:существительные с основой на твёрдый или мягкий согласный и нулевым окончанием в именительном падеже: стол, конь, камыш, нож, плач;

некоторый существительные на –а/я: дедушка, дядя;

Имена существительные среднего рода

К среднему роду относятся: существительные с окончанием на –о, -е: окно, поле; десять существительных на –мя: бремя, стремя, племя, вымя, время, темя, пламя, семя, … существительное дитя.

Билет №10

Билет №11

Дайте определение корня.

Корень- это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов: гора, пригорок, горный. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Однокоренными называются слова с общим корнем, но разным лексическим значением: лес, лесной, лесник. Однокоренными могут быть слова как одной, так и разных частей речи: пить – допить, зима – зимний. Необходимо различать омонимичные корни - совпадающие по звучанию (и написанию), но разные по значению:

носить – переносить – выносить – корень НОС;

нос – носовой – носоглотка – корень НОС.

Эти корни разные по лексическому значению, и поэтому слова из разных групп однокоренными не являются.

Корни, которые в языке существуют самостоятельно, то есть могут выступать как отдельное слово с окончанием или без него, называются свободными. Корни, которые выступают только в сочетании с другими морфемами, а не только окончанием, называются связанными. В слове может быть как один, так и несколько корней. Слова с несколькими корнями называются сложными: водопад, морозоустойчивый, плащ-палатка, двадцатиметровый.

Билет №12

Дайте определение суффикса.

Суффикс (от лат. suffixus «прикреплённый») - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов или форм слов: вода – водный, печь – печник; Суффикс не является обязательным элементом слова.В слове может быть один или несколько суффиксов: легк-о, чит-а-тель, образ-ова-нн-ость. Суффикс может стоять непосредственно за корнем или после другого суффикса.

По функции различают суффиксы:

1) словообразующие,

2) формообразующие.

1)Словообразующие суффиксы служат для образования новых однокоренных слов:

писать – писа-тель, оптика – оптич-еск-ий.

2)Формообразующие суффиксы образуют не новые слова, а формы одного и того же слова:

время (им.п.) – времени (р.п.), короткий – короче (сравн. степень), читать – читал (прош. время),

поговорить (сов. вид) – поговаривать (несов. вид).

Многие суффиксы характерны для определённых частей речи:

2. Назовите основные группы сложных предложений, приведите примеры.

Сложным называется предложение, состоящее из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и интонационно. В сложном предложении две и более грамматические основы. Выделяют 4 вида сложных предложений: сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, сложное предложение с разными видами связи и бессоюзное сложное предложение.

Сложные предложения

СоюзныеБессоюзные (БСП)

Сложносочиненные (ССП) Сложноподчиненные (СПП)

Билет №13

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Билет №14

Билеты №12.2, 13.2, 14.2.

В бессоюзном сложном предложении отсутствуют какие-либо союзы и союзные слова, хотя во многих случаях можно подставить союз на месте разделения простых предложений. Связь между предложениями только смысловая и интонационная. Примеры: Уже давно село солнце,но лес не успел стихнуть; горинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдалении.

Между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных предложений могут существовать разные смысловые отношения, в связи с чем выделяют следующие основные типы БСП:

1. БСП со значением перечисления: Прыгают, чирикают, возятся, как пьяные, воробьи; закрыв глаза, урчат медовыми голосами голуби (А. Толстой).

2. БСП со значением сопоставления или противопоставления: Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я - довольно плохо, по обыкновению (Тургенев).

3. БСП со значением условия: Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая (Никитин).

4. БСП со значением изъяснительных отношений: Настя во время рассказа вспомнила: у нее от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок вареной картошки (Пришвин).

5. БСП с причинно-следственным значением: Я умираю - мне не к чему лгать (Тургенев).

6. БСП со значением временных отношений: Гром не грянет - мужик не перекрестится (пословица).

7. БСП со значением сравнения: Молвит слово - соловей поет (Лермонтов).

8. БСП со значением следствия, результата, быстрой смены событий: Вдруг дверь каморки быстро распахнулась - вся челядь кубарем скатилась с лестницы (Тургенев).

9. БСП со значением присоединения: Он всегда любил поболтать - это было мне отлично известно.

10. БСП со значением пояснения: С ранней молодости Татьяну держали в черном теле: работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видела (Тургенев).

БСП могут быть многочленными, т. е. состоять из трех и более простых предложений. Например: В мелкой сетке дождя все предстало в ином виде: посерели деревни, грустью повеяло от сжатых полей, неуютным и черным казался лес (Раковский).

Запятая ставится, если предложения тесно связаны между собой по смыслу и обозначают одновременно или последовательно происходящие события. Например: Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина (Пушкин); Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели... (Некрасов).

Точка с запятой ставится в том случае, если предложения менее связаны по смыслу и при этом внутри их есть запятые. Например: Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от него без конца тянулась через неподвижные поля (Тургенев).

Двоеточие ставится в следующих случаях:

Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз потому что). Например: Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда (Чехов);

Второе предложение раскрывает содержание первого (можно вставить слова а именно). Например: Погода была ужасная: весь день дождь лил как из ведра;

Второе предложение дополняет первое (можно вставить союз что). Например: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин). В подобных случаях в первой части предложения могут быть пропущены глаголы типа увидеть, услышать, почувствовать. Например: Он взглянул на небо: солнце спряталось за небольшое облако.

Тире ставится в следующих случаях:

При быстрой смене событий или неожиданном результате действия. Например: Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Крылов); Чин следовал ему - он службу вдруг оставил (Грибоедов);

При противопоставлении (можно вставить союз а). Например: Смелые побеждают - трусливые погибают;

В первом предложении указывается время или условие действия (перед первым предложением можно вставить союзы когда, если). Например: Лес рубят - щепки летят; Волков бояться - в лес не ходить;

При сравнении (можно вставить союзы точно, будто). Например: Имя твое - птица в руке (Цветаева);

Во втором предложении содержится результат или вывод (можно вставить слово поэтому). Например: Кончил дело - гуляй смело.

Билет №15

Билет №16

Билет №17

Глагол как часть речи.

Глагол – это самостоятельная часть речи, означающее действие или состояние предмета. Глагол отвечает на вопросы «что делать? что сделать?»: летать, ходить, смотреть, прискакать.

Формы глагола.

1) Глагол имеет начальную (инфинитивную) форму, которая также называется неопределеннойформойглагола. Неопределенная форма глагола – это глаголы, оканчивающиеся на формообразующие суффиксы –ть, –ти, –чь: купать, идти, стеречь. Начальная форма является таковой, так как не имеет ни числа, ни времени, ни лица.
2) Большая часть глаголов является спрягаемыми глаголами. Они обладают теми или иными признаками глагола;
3) Причастие;
4) Деепричастие.

Постоянные и непостоянные признаки глагола.

Глаголы имеют постоянные и непостоянные признаки.

Постоянные признаки:
1)Возвратные и невозвратные глаголы;
2) Переходные и непереходные глаголы;
3) Глаголы совершенного и несовершенного вида;

К непостоянным признакам глагола относятся:
Наклонение глаголов : изъявительное, сослагательное и повелительное;
Времена глаголов;
Категория лица глаголов;

Билет №18

Расскажите о диалоге.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство. Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку. Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке реплик развёртывание диалога будет спонтанным, поскольку обычно реплики - реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы. Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая информационная база его участников, а с другой - исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. Неинформативность может отрицательно сказаться на продуктивности диалогической речи. В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

Билет №19

Местоимение как часть речи.

Местоиме́ние - часть речи, лишёная собственного лексического значения и употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, имени числительного или наречия, не называя предмет (явление и т. д.) или его характеристику, а лишь указывая на них (их)отношение к иным предметам (явлениям и т. д.).

1)Личные местоимения указывают на лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (я, ты, мы, вы). Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающие участия в речи (он, она, оно, они). Изменяются по лицам, числам и (в третьем лице единственного числа) родам, а также склоняются по падежа́м.

2)Возвратное местоимение передаёт значение направленности действия на субъект действия (Я вижу себя в зеркале).Склоняется по падежам: себя (рд., вн. падежи), себе (дт., пр.), собой, собою (тв.).Форма именительного падежа отсутствует. По лицам, числам и родам не изменяется.

3)Притяжательные местоимения указывают на принадлежность того или иного объекта (предмета, свойства и т. д.) или нескольких объектов тому или иному субъекту или группе субъектов. Ед.чис. 1 л. мой Мн.чис. мои наш наши

Изменяются по лицам, числам и родам, а также склоняются по падежам, согласуясь с определяемым существительным. Местоимения 3 лица (его, её, их) не склоняются.

4)Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В эту группу (как и в связанные с нею группы относительных, отрицательных и неопределённых местоимений) входят самые разнородные с грамматической точки зрения слова. Способность изменяться по числам и родам, а также склоняться по падежам полностью соответствует свойствам тех слов, которые они заменяют.

5)Относительные местоименияТе же местоимения, что и вопросительные. Используются для присоединения придаточного предложения к главному. При этом они становятся союзными словами и выполняют роль союза, являясь при этом членом предложения. Например: Спроси, какая у него оценка.

6)Указательные местоимения– местоимения, указывающие на то, какой объект имеет в виду говорящий, а также на расположение объекта относительно говорящего (либо адресата). Они склоняется по падежам, согласуясь с определяемым существительным этот, это, тот, такой, таков, тот, этакий, оный (уст.), сей, (уст.)экий.

7) Определительные местоимения – Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета.

К ним относятся местоимения: сам, самый, все, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, а также местоимения всяческий и всяк (устаревшее). Склоняются по падежам.

8)Отрицательные местоимения – Отрицательные местоимения служат для отрицания наличия какого-либо предмета, признака, количества или для усиления отрицательного смысла всего предложения: Я не хочу печалить вас ничем.

Отрицательные местоимения изменяются:

по падежам: никт`о-никог`о-ником`у-никог`о-ник`ем-ни о к`ом;

по числам: никак`ой - никак`ие, нич`ей - ничь`и;

по родам (в ед. ч.): никак`ой-никак`ая-никак`ое, нич`ей-ничь`я-ничь`е.

Местоимение НИКТО по числам и родам не изменяется. Местоимения НЕКОГО, НЕЧЕГО не имеют формы именительного падежа. Местоимения НИКТО, НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, Н`ЕКОГО, Н`ЕЧЕГО с предлогом, который ставится после приставки: ни у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего;

Синцов долго не мог ни у кого узнать, когда же пойдёт тот поезд на Минск (К. Симонов).

9)Неопределённые местоимения– Неопределённые местоимения указывают на неопределенные предметы, признаки, количество: некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, кое-кто и подобные. Неопределённые местоимения образуются путём присоединения к вопросительным и относительным местоимениям

приставки КОЕ-: кое-что, кое-какой, кое-чего;

приставки НЕ-: некто, нечто, некоторый, несколько;

суффиксов -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ: кто-то, кто-либо, кто-нибудь.

Неопределённые местоимения изменяются по типу тех, от которых образуются. Местоимение НЕКТО имеет только форму именительного падежа: Жил некто человек безродный. Местоимение НЕЧТО имеет две формы - именительного и винительного падежа: Произошло нечто неопределённое. Я увидел нечто неожиданное. Местоимение НЕКИЙ является устаревшим, в современном языке употребляется редко и, как правило, в именительном падеже: Некий богач, господин Ковалевский, решил на свой риск и страх построить для города водопровод (В. Катаев). Местоимение НЕСКОЛЬКО в именительном и винительном падежах требует после себя существительных в родительном падеже множественного числа: Прошло несколько тревожных дней; У ворот стояло несколько человек штатских.

Билет №20

Наречие как часть речи.

Наре́чие - часть речи, как правило, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака предмета. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы как?, где?, куда?, когда?, зачем?, с какой целью?, в какой степени?. Наречия образуются в процессе адвербиализации других частей речи.

Чаще всего наречия относятся к глаголу и обозначают признак действия: стоять насмерть, говорить взволнованно, очень интересуется.

Примыкая к прилагательным, причастиям и наречиям обозначают признак признака: очень интересная книга, ярко освещённая гостиная, очень интересно рассказывает.

Признак предмета наречия обозначают в редких случаях, т.к. могут сочетаться лишь с некоторыми существительными: чтение вслух, глаза навыкате, совсем дитя.

В предложении наречие чаще всего выполняет функцию обстоятельства (если наречие относится к глаголу, прилагательному, другому наречию): Женщина рассмеялась и пошла (куда?) вниз.

Реже, если наречие относится к существительному, оно является определением: Его ухо уловило женский смех, быстрые и бойкие шаги (какие?) вниз.

Особую группу наречий составляют слова, которые не называют признак, а лишь указывают на него. Это местоименные наречия. Они делятся на следующие группы:

указательные – здесь, там, тут, туда, тогда и др.;

неопределённые – где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др.;

вопросительные – где, куда, когда, зачем и др.;

отрицательные – нигде, никуда, негде и др.

По значению наречия делятся на два больших разряда: обстоятельственные и определительные.

К обстоятельственным относятся:

наречия времени (когда? с каких пор? до каких пор? как долго?): всегда помнить, издавна известный, гулять дотемна, долго готовится;

наречия места(где? куда? откуда?): идти впереди, отправить туда, приехать издалека;

наречия причины(почему? отчего?): ударить сгоряча, герой поневоле;

наречия цели(зачем? для чего? c какой целью?): уронить нарочно, сказать в насмешку, встретиться специально;

К определительным относятся:

наречия меры и степени(сколько? на сколько? во сколько? в какой степени? в какой мере?): много работать, вдвое быстрее, слишком громко, чуть-чуть поднять;

наречия образа и способа действия (показывают каким образом или способом совершается действие): идти пешком, разбить вдребезги, смотреть исподлобья;

качественные наречия (обозначают качество действия или признака): смело ответить, быстро приехать, кое-как сделать, трепетно мерцающая звезда.

Определение.

Определение - это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопрос какой? чей? Обычно выражено прилагательным или причастием. Определения бывают согласованные и несогласованные.

Согласованные определения связаны с определяемым словом по способу согласования, то есть совпадают в формах рода, числа, падежа; при изменении формы определяемого слова согласованное определение аналогично меняет свою форму. Например: родной край; родного края; в родных краях.

Несогласованные определения связаны с определяемым словом по способу управления или примыкания, то есть совпадение форм определяемого слова и определения не предполагается; при изменении форм определяемого слова несогласованное определение не меняется.

Несогласованные определения связываются с главным словом при помощи:

управления – дополнение ставится при главном слове в определённом падеже: Ср.: дом из камня; в доме из камня;

примыкания – дополнение является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой:

Ср.: яйцо всмятку; шапка набекрень; её платье.

Билет №21

Служебные части речи.

Служебные части речи – это слова, которые выполняют вспомогательную роль при знаменательных частях речи и обслуживают знаменательные слова. Служебные слова характеризуются набором специфическими признаками:

не обладают номинативной семантикой; неизменяемые; не являются компонентом высказывания. Но служебные слова употребляются в речи достаточно часто и составляют около 25% от общего числа слов в речи. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы.

1) Предлоги – это служебные слова, которые выражают зависимость существительных, числительных, местоимений от других слов, с которыми они сочетаются. Связывая слова, предлоги принимают участие в выражении смысловых отношений.

По значению предлоги делятся на разряды:

пространственные (указывают на место): в, из, к, у, по, из-за, по-над, под, около, вокруг, перед, возле и др.;

временные (указывают на время): до, в, через, по, с, к, перед, в течение;

причинные (указывают на причину): от, со зла, за, из-за, в силу, по случаю, благодаря, ввиду, вследствие и др.;

целевые (указывают на цель): для, ради и др.: сказать в шутку, речь к случаю, поехать на отдых;

образа действия (указывают на образ действия): с, без,в, от и др;

объектные (указывает на предмет, на который направлено действие): о, об, про, с, по, насчет, относительно и др.:

Чтобы определить значение предлога, необходимо установить, в состав какого члена предложения этот предлог входит (пространственный предлог входит в состав обстоятельства места, причинный предлог – в состав обстоятельства причины, дополнительный предлог – в состав дополнения)

По своему строению предлоги делятся на:

1)непроизводные (или первообразные): в, без, к, на, при и др. Они всегда относились к этой части речи.

2.)производные (или непервообразные) образованные от других частей речи (навстречу, посредством) или же путем сложения двух первообразных предлогов (из-за, по-над и др.)

Производные предлоги подразделяются на разряды в зависимости от тех частей речи, от которых они были образованы:

1) наречные, образованные от наречий, в основном выражают пространственные и временные отношения: близ, вдоль, вместо, внутрь, возле, вокруг, вопреки, вслед, впереди, кроме, напротив, около, поверх, позади, против, сзади, сверху, сверх, сквозь, среди и т.д.);

2) отыменные образовались от различных падежных форм существительных и выражают объектные и некоторые обстоятельственные отношения: вследствие, со стороны, вроде, ввиду, в продолжении, в течение, по мере и др.;

3) отглагольные образованны от глагольных форм (деепричастий) и выражают различные обстоятельственные отношения: благодаря, исключая, несмотря на, невзирая, спустя и др.

По структуре предлоги делятся на:

1) простые - предлоги состоящие из одного слова, в основном одно-и двухсложные. Это прежде всего непроизводные и некоторые производные предлоги, напр., путем, мимо, среди, в, за и др.

2) сложные предлоги (или парные, двойные). Это группа является разновидностью простых: из-за, из-под, а также характерные для народно-разговорной речи по-над, по-за, с-под.

3) составные предлоги – предлоги, которые по существу являются предложно-падежными сочетаниями. составные предлоги состоят из двух и более слов (в деле, по части, вдоль по, в отношении и др.

Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения (вместе с самостоятельными словами). Вследствие болезни он не ходил в школу в течение целой четверти, но продолжал успешно учиться благодаря помощи уч