Пушкинская лирика любви. Любовная лирика александра пушкина

А.С.Пушкин - прежде всего поэт лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихотворениях поэт выражал свое видение мира, свои переживания.

Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Любовь для Пушкина - спутница юности. Но она сопровождала поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви.

В ранний период творчества Пушкин писал о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода игривы.

Ах! Если превращенный в прах,

И в табакерке, в заточенье,

Я в персты нежные твои попасться мог,

Тогда в сердечном восхищенье,

Рассыпался на грудь под шелковый платок

И даже… может быть…

Так, в стихотворениях «Красавице, которая нюхала табак», «Монах», «К Наташе» все обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр «легкой поэзии». Считалось, что Пушкин был последователем Анакреона - греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии. Еще в Лицее Пушкин начал писать в особом жанре любовной лирики - стихах в альбом, распространённейшем среди светских и провинциальных барышень увлечении. Интересно то, что поэт, не питавший обычно глубоких чувств к владелице альбома, должен был написать ей признание в любви. Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения:

…Отечество почти я ненавидел –

Но я вчера Голицину увидел

И примирен с отечеством моим.

(«В альбом Голициной»)

В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским. («О.Массон», «Как сладостно. Но боги, как опасно…»). Но появляется и нечто новое. Впервые появляется то, к чему впоследствии очень часто будет обращаться поэт: возвышенный идеал. «Где женщина не с хладной красотой, но с пламенной, возвышенной, живой?» Почти одновременно с этим Пушкин пишет оду «Вольность». В первых же ее строчках он изгоняет «царицу Цитеры» - богиню любви Афродиту, а «изнеженную лиру» собирается «разбить», чтобы «воспеть свободу».

В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской лирики к той новой, которая появится в южной ссылке. Все Дориды, Лиды и Темиры для Пушкина на Юге уже в прошлом. Сам он пишет о том, что было предметом его любовной лирики, как о прошлом, от которого настоящее уже далеко:

Мне вас не жаль, года весны моей,

Протекшие в мечтах любви напрасной…

Где прежний жар и слезы вдохновенья?

Придите вновь, года моей весны!

В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм. Более того, подобно Байрону, Пушкин стремится сократить расстояние между собой и своим романтическим героем.

Романтический герой - это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он изгнанник, оставивший в том мире свою любовь. Как уже говорилось, любовные стихотворения этого периода трагичны:

Все кончено: меж нами связи нет…

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Считается, что все эти грустные мысли навевала Пушкину некая «утаенная любовь». «Утаенная любовь» подходила романтическому герою, соответствовала его образу. Однако, по словам М.Н.Волконской, поэт обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел. Но в любовной лирике Пушкин не новатор. Он романтик. Так, в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» он говорит о нежном голосе, милых чертах, мятежном порыве. Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть «чудные мгновенья», которые связаны с любовью. В период южной ссылки поэт пережил много глубоких увлечений: любовь к Собаньской, любовь к Ризнич и Воронцовой. Любовь заполняет короткое время пребывания в Одессе. В многочисленных стихотворениях, посвященных возлюбленным, созданы яркие образы любимых женщин.

Однако любовь рассматривалась, как чувство преходящее. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовную лирику Пушкина после 1824 года не следует рассматривать как поэтический анализ его «донжуанского списка». В стихотворениях «На холмах Грузии…», «Я вас любил…» говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. В этих стихотворениях не стоит искать ответа на вопрос, кого имеет в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви, говоря: «печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой…». В стихотворениях нет портрета возлюбленной. Любимых женщин Пушкин часто видит сквозь дымку воспоминаний и снов. В стихотворениях отражены не только любовные переживания о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. В лирике Пушкина оживают его «любви пленительные сны». Это стихотворения - воспоминания. В стихотворении «Я вас любил…» все чувства уже в прошлом, вернее, поэт пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем». В его душе оживает любовь-воспоминание. То же самое происходит в душе поэта в стихотворении «На холмах Грузии…»

Однако любовь оживает не только потому, что поэт вспоминает о любимой. В ней источник новых ярких переживаний. Ключ к пониманию этого в следующих строках:

И сердце вновь горит и любит оттого,

Что не любить оно не может.

В этом стихотворении говорится о той любви, которая вдохновляла поэта. Любовь для Пушкина-лирика была предметом высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы».

В творчестве Пушкина - это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн возвышающему и облагораживающему человека чувству, это выражение безграничного уважения к женщине. Еще в 1818 году на одном из званых вечеров встретил Пушкин 19-тилетнюю Анну Петровну Керн. Ее сияющая красота и молодость привели в восторг молодого поэта. Прошли годы… Пушкин в ссылке. Рядом с Михайловским находилось имение помещицы Осиповой. Здесь Пушкин вновь встретился с Керн, такой же обаятельной, как и прежде. Пушкин подарил ей недавно напечатанную главу «Евгения Онегина», а между страниц вложил стихи, написанные для нее. Стихи, посвященные Анне Петровне («Я помню чудное мгновенье»), - знаменитый гимн высокому и светлому чувству. Это одна из вершин пушкинской лирики. Стихи пленяют не только чистотой и страстностью воплощенного в них чувства, но и гармоничностью. Любовь для поэта - источник жизни и радости, стихотворение «Я вас любил» - это шедевр русской поэзии.

На стихи Пушкина написано более двадцати романсов. И пусть проходит время, имя Пушкина всегда будет жить в нашей памяти и пробуждать в нас высокие чувства.

Любовная лирика поэтов всех времён и поколений.
Часть 12.

*.....*
...*
Александр Пушкин

В крови горит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена,
Лобзай меня: твои лобзанья
Мне слаще мирра и вина.
Склонись ко мне главою нежной,
И да почию безмятежный,
Пока дохнет веселый день
И двинется ночная тень.

*.....*
...*

Александр Пушкин

СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО

Прощай, письмо любви! прощай: она велела...
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...

*.....*
...*

Александр Пушкин

Всё кончено: меж нами связи нет.
В последний раз обняв твои колени,
Произносил я горестные пени.
Всё кончено - я слышу твой ответ.
Обманывать себя не стану вновь,
Тебя тоской преследовать не буду,
Прошедшее быть может позабуду -
Не для меня сотворена любовь.
Ты молода: душа твоя прекрасна,
И многими любима будешь ты.

*.....*
...*

Александр Пушкин

Так это шутка? Милая моя,
Как боязлив, как недогадлив я!
Я плакал над твоим рассчитано - суровым,
Коротким и сухим письмом;
Ни лаской дружеской, ни откровенным словом
Ты сердце не порадовала в нем.
Я спрашивал: не демон ли раздора
Твоей рукой насмешливо водил?
Я говорил: «когда б нас разлучила ссора -
Но так тяжел, так горек, так уныл,
Так нежен был последний час разлуки...
Еще твой друг забыть его не мог,
И вновь ему ты посылаешь муки
Сомнения, догадок и тревог -
Скажи, зачем?.. Не ложью ли пустою,
Рассеянной досужей клеветою
Возмущена душа твоя была?
И, мучима томительным недугом,
Ты над своим отсутствующим другом
Без оправданья суд произнесла?
Или то был один каприз случайный,
Иль давний гнев?..» Неразрешимой тайной
Я мучился: я плакал и страдал,
В догадках ум испуганный блуждал,
Я жалок был в отчаянье суровом...
Всему конец! своим единым словом
Душе моей ты возвратила вновь
И прежний мир, и прежнюю любовь;
И сердце шлет тебе благословенья,
Как вестнице нежданного спасенья...
Так няня в лес ребенка заведет
И спрячется сама за куст высокий;
Встревоженный, он ищет и зовет,
И мечется в тоске жестокой,
И падает, бессильный, на траву...
А няня вдруг: ау! ау!
В нем радостью внезапной сердце бьется,
Он все забыл: он плачет, и смеется,
И прыгает, и весело бежит,
И падает - и няню не бранит,
Но к сердцу жмет виновницу испуга,
Как от беды избавившего друга...

*.....*
...*

Стихи о любви и стихи про любовь

Александр Пушкин

ПРИЗНАНИЕ

Я вас люблю, - хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас мне грустно, - я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, - мне отрада;
Вы отвернетесь, - мне тоска;
За день мучения - награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, -
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье.
Вы собираетеся в даль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

*.....*
...*

Александр Пушкин

Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?
Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?
Мной овладев, мне разум омрачив,
Уверена в любви моей несчастной,
Не видишь ты, когда, в толпе их страстной,
Беседы чужд, один и молчалив,
Терзаюсь я досадой одинокой;
Ни слова мне, ни взгляда... друг жестокой!
Хочу ль бежать: с боязнью и мольбой
Твои глаза не следуют за мной.
Заводит ли красавица другая
Двусмысленный со мною разговор:
Спокойна ты; веселый твой укор
Меня мертвит, любви не выражая.
Скажи еще: соперник вечный мой,
Наедине застав меня с тобой,
Зачем тебя приветствует лукаво?...
Что ж он тебе? Скажи, какое право
Имеет он бледнеть и ревновать?...
В нескромный час меж вечера и света,
Без матери, одна, полуодета,
Зачем его должна ты принимать?...
Но я любим.... Наедине со мною
Ты так нежна! Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!
Тебе смешны мучения мои;
Но я любим, тебя я понимаю.
Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

*.....*
...*
Александр Пушкин

Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем,
Восторгом чувственным, безумством, исступленьем,
Стенаньем, криками вакханки молодой,
Когда, виясь в моих объятиях змией,
Порывом пылких ласк и язвою лобзаний
Она торопит миг последних содраганий!

О, как милее ты, смиренница моя!
О, как мучительно тобою счастлив я,
Когда, склоняяся на долгие моленья,
Ты предаешься мне нежна без упоенья,
Стыдливо-холодна, восторгу моему
Едва ответствуешь, не внемлишь ничему
И оживляешься потом всё боле, боле -
И делишь наконец мой пламень по неволе!

*.....*
...*

Александр Пушкин

Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!..

*.....*
...*

Александр Пушкин

Пустое вы сердечным ты
Она обмолвясь заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
*****
****
***
**
*

А.С.Пушкин был поистине новатором в русской любовной лирике. Его строки – грациозные, нежные, величественные – до сих пор бередят умы и сердца многих людей во всем мире.

Отношение поэта к любви с каждым периодом его творчества постепенно менялось и трансформировалось. Юность поэта была насквозь пронизана влюбленностью и интересом Пушкина к любовным переживаниям. Но здесь еще чувствуется игривость, несерьезность молодого дарования ("Красавице, которая нюхала табак", "Монах", "К Наташе"), что характерно для жанра «легкой поэзии». Недаром Пушкина считают последователем греческого поэта Анакреона, который писал легкие эротические стихотворения.

В более поздних стихотворениях поэт поддерживает волну романтизма, раскрывая и показывая все радости любви. А со временем мы увидим, что любовь для Пушкина сродни вдохновению и уже тогда поэт увидит в возлюбленной спутницу, друга, без которого жить становится невмоготу.

Любовная лирика Пушкина иногда оценивалась неоднозначно. Критики давно и безоговорочно говорят только о тех произведениях любовной лирики, которые признаны шедеврами. Произведения же более откровенные в расчет не берутся («Наслажденье», «Желание», «Блаженство» и др.). И зачастую мы о них даже не слышим и нигде не читаем.

Лирический герой и поэт – это два разных человека. Лирический герой только передает те уроки, те ощущения и чувства, которые испытал сам поэт. Сам же Пушкин не отвергает земные радости – блаженство, желание, а наоборот призывает наслаждаться ними:

«Миг блаженства век лови…Пока живется нам, живи».

Да и сама жизнь, с ее радостями всегда приятнее, чем искусство, утверждал поэт. Для А.С.Пушкина любовь знаменовала собой явление чистого сознания , незамутненного. Это чувство всегда предшествовало любви как таковой и служило своего рода знаком перед ее появлением:

«Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты...» («Я помню чудное мгновенье...»)

Только пробужденная душа способна любить, способна чувствовать и видеть красоту. А душа утомленная, уставшая, к сожалению, стирает память о прекрасных встречах.

Любовная лирика поэта , как отмечают многие критики и читатели, пронизана музыкальностью . Многие произведения звучат как романсы, как симфонии, напоминающие бетховенские произведения с активным ярким торжественным финалом. Сегодня часть из них положена на музыку: «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне» и многие другие.

А.С.Пушкин – поэт грустно-меланхоличный, но при этом его грусть не депрессивная, она чистая и светлая . Его сердце, даже разбитое безответной любовью, полно любви к избраннице:


«И сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может».

Общее состояние лирической поэзии Пушкина – это состояние тихой светлой печали, в любом случае воспевающей красоту человеческой души. При этом возлюбленная для Пушкина – почти божество, это чудо, ниспосланное богом:

«Исполнились мои желания.Творец тебя мне ниспослал, Тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец». ("Мадонна", 1830 г).

Равнять женщину с Богородицей, с Мадонной, может лишь человек, понявший ту роль, которую женщина исполняет в его жизни, полюбивший всем сердцем и поверивший в любовь.

Любовь у Пушкина – это источник вдохновения, это жизнеутверждающая сила. У Пушкина было много влюбленностей (Керн, Собаньская, Ризнич, Воронцова). Но при этом вечной потребностью поэта была только потребность любить.

Интересно, что многие понятия, которые Пушкин рассматривает в своей поэзии, он рассматривает через женщину. Муза – это женщина, судьба – женщина, толпа - это «крылатой новизны любовница слепая», надежда – «хорошенькая женщина».

Интересным есть тот факт, что любовная лирика поэта практически не пользуется метафорами и эпитетами. Талант гения Пушкина в том, что он мастерски и непринужденно складывает слова в строки и тем самым умудряется создать мелодию стихотворения, полного образов и волнительной трогательности.

«Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим»

Гоголь называл любовную лирику Пушкина «чистой поэзией». А чистой поэзии не нужна мишура и блеск. Она проста и лаконична. Каждое слово само по себе содержит силу и смысл. Гоголь сравнивает его с «бездной пространства», в которой смысл слова может быть необъятен.

А.С.Пушкин верил в любовь как в огромную силу, движущую жизнью и оставил в наследство целую россыпь поэтических бриллиантов – произведений, которые неоднократно, из поколения в поколения перечитываются все новыми и новыми читателями.


Рефераты по биологии, экологии и охране окружающей среды

Подготовка к урокам литературы
(Все сочинения приведены для примера)

Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: "Как я провел лето?"

А. С. Пушкин

Тема любви в лирике А. Пушкина

Примерный текст сочинения

В лирике Пушкина с удивительной поэтической силой раскрываются богатство и одаренность его натуры. Среди многих талантов, щедро отпущенных ему природой, есть талант любить, видеть и ощущать красоту, высоко ценить одно из самых сильных и прекрасных человеческих чувств.

Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека.

Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что "любви все возрасты покорны". Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека. Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.

Юношеское стихотворение "Желание", написанное в лицейские годы, передает только одну грань этого чувства - печаль, уныние, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от нее.

Мне дорого любви моей мученье -
Пускай умру, но пусть умру любя!

Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека - в этом смысл стихотворения.

Проходят годы. Меняется восприятие любви поэтом. Новое звучание этой темы мы встречаем в стихотворении "Редеет облаков летучая гряда..." В нем соединяются две равноценные могучие стихии - природа и любовь. Величественный, полный гармонии пейзаж напоминает о любви.

Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.

Здесь любовь - уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу. Что же поможет ему противостоять гонениям судьбы? Конечно, любовь, которая может творить чудеса. Именно таков смысл замечательного пушкинского шедевра "Я помню чудное мгновенье". Оно написано под впечатлением встречи поэта в Михайловском с А. П. Керн, с которой он познакомился в Петербурге и которая произвела на него незабываемое поэтическое впечатление. Одиночество ссылки, "мрак заточенья", однообразие пустых унылых дней, казалось, смогли убить любовь.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

Вместе с любовью гибнет и душа поэта. Но новая встреча с "гением чистой красоты" совершает настоящее чудо - воскрешает любовь, которая несет с собой творческое вдохновение, ощущение полноты жизни.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении "Мадонна", посвященном Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике, изображенном на картине, поэт узнает прекрасные черты любимой женщины; он преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

С годами к Пушкину приходит понимание гуманной основы любви, которое находит выражение в небольшом стихотворении "Я вас любил". Оно передает переживания лирического героя, который расстается с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви. Именно тогда в человеке нередко просыпается обида, ревность, мстительность. Но ничего этого в стихотворении нет. Есть только вполне естественная печаль, вызванная расставанием с женщиной, любовь к которой "угасла не совсем", благодарность за те счастливые мгновения, которые она ему подарила, и искреннее пожелание когда-то любимой женщине счастья и любви с другим.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Эти простые лаконичные строки заставляют задуматься о многом, о том, что настоящая любовь не может быть эгоистическим чувством, о том, что именно в этой интимной сфере нужно суметь сохранить щедрость, широту души, доброжелательность, благородство. К подобным мыслям приводит нас изумительная пушкинская поэзия, побуждая становиться лучше, чище, добрее, делая мир вокруг нас богатым и прекрасным. Каждое стихотворение Пушкина содержит обобщение того, что было пережито и прочувствовано им. Поэтому его стихотворения о любви стали школой истинной гуманности.

Введение

Впервые с Пушкиным я познакомилась в раннем детстве. Когда я ещё не умела читать и писать, мама перед сном читала мне его сказки. Дальнейшее знакомство продолжалось уже в начальных классах, в школе. С начало мы читали сказки, стихи о природе, а потом стали изучать более объёмные произведения: поэму «Полтава»; повести «Дубровский» и «Капитанская дочка». И вот уже в этом году мы познакомились с замечательным романом в стихах «Евгений Онегин».

Значительное место в творчестве Пушкина занимает тема любви. Именно она оказала особенное воздействие на мою душу. Уверена, что именно в лирике она раскрывается наиболее полно. Обычно любовную лирику определяют как род поэтического творчества, в котором с той или иной полнотой раскрывается душевная жизнь поэта. В лирике чаще всего присутствуют личные местоимения, поэт говорит от первого лица. Но в этом заключается удивительная особенность лирики: она воздействует на тех, кто читает стихи и воспринимает их от своего лица. Также произошло и со мной, поэтому мне так дорога и близка лирика А.С. Пушкина, а особенно стихи о любви.

Для написания реферата я изучила много книг. О первом увлечении Пушкина я узнала из книги Л.И. Соболевой «А.С. Пушкина. Избранные сочинения». О его отношениях с Керн я прочитала из книги Б. Томашевского «Пушкин». О его лучшем романе «Евгений Онегин» я узнала ещё в школе, но о том, как создавался этот роман, я нашла материал в книгах С. Бонди «О Пушкине» и С.М. Петров «А.С. Пушкин».

Основная часть

Любовь – это самое дорогое, необходимое каждому человеку чувство; именно оно наполняет нашу жизнь смыслом, делает её яркой, красочной. Любовь Пушкина была разнообразной и богатой. Его отношение к ней менялось на протяжении всей жизни. Стихи Пушкина ярко выражают отношение поэта к любви. И это чувство не покидало Александра Сергеевича всю сознательную жизнь. Начиная с первого, дошедшего до нас стихотворения «К Наталье», в котором четырнадцатилетний Пушкин обращается с первым, ещё робким чувством восхищения к крепостной актрисе домашнего театра графа В.В. Толстого в царском селе:

В первый раз ещё, стыжусь, В женски прелести влюблен Целый день как ни верчуся, Лишь тобою занят я…

(«К Наталье»; 1813 год)

И от этого первого увлечения ранней юности крепостной актрисой до прекрасной любви к тезке, великолепнейшей красавице Натальи Гончаровой. Любовь заняла основное место в творчестве Пушкина. Он на протяжении двадцати трех лет не устает свято и нежно воспевать это великое чувство:

Если в жизни поднебесной Существует дух прелестной, То тебе подобен он,…

Это писал Александр Сергеевич в альбом Анны Петровны Керн, той самой, которая и вызвала в жизни «Чудное мгновение». Свое стихотворение о любви «Я помню чудное мгновение» он посвятил именно ей. Анна Петровна Керн – живая, красивая и обаятельная женщина. Она очень понравилась Пушкину. Он говорил: «Она была слишком блестяща». Первая встреча поэта с Анной Петровной произошла в доме Олениных в 1819 г, когда Пушкин был в ссылке в Михайловском. Стихотворение, посвященное ей, автобиографично. Пушкин начинает его с пересмотра своего жизненного пути. Он вспоминает о первой встрече с Керн и мысленно переносится в петербургскую обстановку 1817 – 1820 г.г, годов, проведенных

В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты…

События оборвали эту пору жизни поэта:

Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты…

Позже, когда возлюбленная покидает поэта, жизнь его теряет смысл, из нее исчезают все запахи, краски, звуки. Она становится унылой:

В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви

И лишь только любимая появляется вновь, к Пушкину возвращается полнота жизни:

И сердце бьется в упоенье И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь

(«Я помню чудное мгновенье…» 1825 год)

Не моментальной встречей был вызван этот прилив жизненных сил. Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, вдохновенье, а вместе с тем – упоение жизнью и любовь, венчающую эту полноту жизнеощущений. Пробужденная душа раскрылась и для творчества, и для слез, и для любви. Позднее поэт встретился с Анной Петровной в Петербурге, питал к ней искреннюю дружбу и принимал живое участие в ее судьбе. Редкое стихотворение Пушкина обладает такой популярностью, как это.

В дальнейшем любовь становится очень дорога Александру Сергеевичу, даже любовь безответная. Любовь у Пушкина – это животворящая сила:

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.

(«Я вас любил…»1829 год)

Поэт проповедует самоотречением от любви ради счастья любимого человека. Пушкин благодарен женщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Он желает ей всего, чего желал бы себе в ее положении. Стихотворение «Я вас любил…» отражает эти убеждения Пушкина. Подобных стихов не писал никто. Впервые в русской литературе возлюбленный выступает как альтруист, готовый отказаться от всего счастья ради спокойствия возлюбленной:

Любовь для поэта – это прежде всего любовь к своей избраннице, а не к самому себе и к своему чувству. Пушкин благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она когда-нибудь встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как он. Любовь диктует Александру Сергеевичу доброе признание возлюбленной.

Строки стихотворения «Я вас любил…» свидетельствуют об отношении Пушкина к любви, которое выражается также в стихотворении «На холмах Грузии», написанном в 1829 году. Автор говорит о том, что жизнь без любви не может быть полноценной даже в том случае, если это чувство подвергает человека в уныние, сердце продолжает «гореть и любить», потому что «не любить оно не может». Пушкин намеренно включает в лирическое повествование элементы пейзажа. Кавказ становится полноправным участником происходящего. Река Арагва – символ реки жизни, течение которой столь же стихийно и стремительно:

На холмах Грузии лежит ночная мгла. Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой… Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может.

(«На холмах Грузии лежит ночная мгла…» 1829 год)

Другие стихотворения, относящиеся к любовной лирике – «Талисман», «Храни меня, мой талисман», «Сожженное письмо» - посвящены Елизаветте Ксаверьевне Воронцовой, женщине, с которой Пушкин познакомился во время южной ссылки в 1823 году и страстно ей увлекся. Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и умом, прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. Пушкин полюбил ее, но она была замужем за генерал-губернатором Новороссийского края М.С.Воронцовым, и они были вынуждены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэту перстень с изображением кобалистических знаков, точно такой же перстень она оставила у себя. Именно этому перстню Пушкин и посвятил стихотворения «Талисман» и «Храни меня, мой талисман ». В «Талисмане», написанном в 1827 году, поэт говорит о том, что получил в подарок талисман, который должен будет спасать его от несчастной любви. Нельзя не отметить, что Пушкин с некоторой иронией говорит об этом талисмане:

В бурю, в грозный ураган, Головы твоей, мой милый, Не спасет мой талисман

В стихотворении «Храни меня, мой талисман», написанном в 1825 году, Пушкин показывает более серьезное отношение к Талисману:

Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в дни печали мне был дан.

Ведь талисман Александру Сергеевичу был подарен любимым человеком. Позже Пушкин в Михайловском получал письма, запечатанные таким же перстнем, как у него. Одно из этих писем Елизаветта Ксаверьевна попросила поэта сжечь. Поэт долго не может решиться сделать этого, так как письмо возлюбленной – это единственное, что у него осталось, но просьба Воронцовой все-таки была исполнена. Это событие поэт описал в стихотворении «Сожженное письмо», написанное в 1825 г:

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела

Как долго медлил я! Как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!... Но полно, час настал. Гори письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!... вспыхнули! пылают – легкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе унылой, Останься век со мной на горестной груди…

Так же замечательно и стихотворение «Ночь» - удивительное по силе и эмоциональности выражение страстной любви. «Ласково и томно» звучат в ночном молчании стихи возлюбленной поэта; он видит перед собой в темноте блестящие глаза своей возлюбленной, ее улыбку, слышит ее голос, говорящий нежные слова. Романтическая туманность, неясность, неточность смысла, «музыка прежде всего», доведены здесь до крайности. Не сразу можно понять даже, говорится ли в этом стихотворении о ночном свидании или поэт в одиночку мечтает о своей возлюбленной, читает вслух стихи, написанные для нее, и только в воображении видит ее перед собой:

Мой голос для тебя и ласковый, и томный Тревожит поздное молчание ночи темной Близ ложа моего печальная свеча Горит; мои стихи, текут, сливаясь и журча. Текут, ручьи любви, полны тобою Во тьме твои глаза блистают предо мною Мне улыбаются, и звуки слышу я: Мой друг, мой нежный друг … люблю… твоя… твоя…

(«Ночь» 1823 год)«Только одно слово в стихотворении, один этикет – «печальная свеча» - указывает на то, что поэт сейчас один, и только сила влюбленной мечты создает перед ним и облик милой и ее любовные слова… Вот типичный образ лирического стиля настоящего романтика». Пушкин писал не только стихи о любви, но и романы о любви, и, как он сам говорил, любимым его романом был «Евгений Онегин». К его созданию Пушкин приступил еще весной 1823 года, находясь в Южной ссылке. Первые строфы возникли у Александра Сергеевича еще в Кишиневе, а продолжались в Михайловском. Поначалу Пушкин намеревался придать своему роману сатирический характер, но позднее замысел поэта изменился. Главной его целью ставится изображение в «Евгении Онегине» широкой картины русской жизни, образов русских людей, современной ему действительности. Уже поначалу Пушкин чувствовал, этот роман – лучшее его произведение. Многое в «Евгении Онегине» было подготовлено и ранней лирикой Пушкина. Роман в стихах вобрал в себя богатый поэтический опыт поэта, его поэтические находки и достижения. Роман создавался так свободно, как ни одно произведение Александра Сергеевича. «Евгений Онегин» писался дольше, чем любое другое произведение Пушкина – более семи лет. За эти годы многое менялось и в России, и в самом поэте, и все эти перемены не могли не найти своего отражения в романе. Он как бы тек параллельно потоку русской жизни, и своеобразной ее поэтической историей. При всем этом «Евгений Онегин» представляет собой удивительно цельное произведение. Автор неотступно присутствует при всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Роман Пушкина основан на событийном сюжете. Этот событийный узел романа необычайно прост: юная героиня встречает героя, которого она давно ждала в своих мечтах, влюбляется в него, но тот остается, холоден и не отвечает на ее чувства. Позднее, спустя годы, герой и героиня снова встречаются. На этот раз влюбляется герой, но героиня, хотя и продолжает его любить, отказывается следовать голосу чувства и изменить тем обетам верности, которые она дала мужу и самой себе. Все это, казалось бы, просто, но в самой этой простоте заключено «зерно вечного». Социальным типом исторического значения является центральный герой романа – Онегин. Через него читатель узнает и начинает лучше понимать нечто характерное, общее, что встречается ему в жизни, среди людей. Евгений – это «мужское» начало русской жизни, ее динамика, ее энергия, ее неприкосновенность и неуспокоенность, ее скитальчество. Татьяна же – ее «женское» начало, ее сила, верная, устойчивая и консервативная. Белинский писал: «Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и в лице Ленского, показал ее главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину». Татьяна полюбила Онегина. Какая сила, и какая точность выбора. И какая смелость! Онегин при первой встрече не узнал Татьяну, не оценил ее. И она же и тогда любила Онегина, и потом продолжала любить, ощущая его настоящее начало, обращаясь прямо к сердцу, в котором «есть и гордость и прямая честь». К сердцу человеку несчастного, неудовлетворенного, разочарованного, страдающего, ищущего. Татьяна должна была полюбить и полюбила человека ищущего.