План-конспект урока по естествознанию по фгос. Методика организации разнообразных видов и типов уроков естествознания в начальной школе и современные требования к проведению этих уроков

Лекция

Тема: Типы и структура уроков окружающего мира

Учебная дисциплина: Окружающий мир

Цель: сформировать представления студентов о понятии типах и структурах уроков окружающего мира

План :

1.Введение

2.Понятие «урок». Требования к урокам окружающего мира.

3. Типы уроков

4. Структура уроков

Литература:

1. Бекирова А.Р. Методические материалы к изучению дисциплины «Методика преподавания природоведения»./ А.Р. Бекиров. – Симферополь: Диайпи, 2014. - 320с.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир // Начальная школа. – 2007. – № 13.

3. Мухина С.Е., Рывкина Л.А. Развитие восприятия младших школьников в процессе учебной деятельности // Начальное образование. – 2007. – № 2.

4. Онищук В.А.. Урок в современной школе, М., «Просвещение»,2008г.

6. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийное сопровождение (презентация).

Обучение и воспитание школьников проходит в различных организационных формах. Каждая форма учебной работы отличается характером деятельности учителя и учащихся, составом учащихся, организацией их во время занятий, а также режимом учебного времени.

В настоящее время в начальной школе на уроках природоведения используют следующие формы организационной работы: урок в классе, экскурсию, домашнюю учебную работу, внеурочную работу, которая проводится по заданию учителя и связана непосредственно с учебным материалом (наблюдения в природе, уголке живой природы, на пришкольном участке), внеклассную работу.

Урок – основная форма организации учебной работы по естествознанию, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени.

Классно-урочная система была впервые введена в школу Я. А. Коменским. В России она применялась уже М. В. Ломоносовым, который ввел уроки не только в Академической гимназии, но и в Московском университете и кадетском корпусе.

Урок природоведения является основной организационной формой обучения и воспитания по данному предмету. Урок позволяет учителю, применяя систему разнообразных методов и приемов, планомерно и последовательно работать над формированием основных природоведческих представлений и понятий. Однако надо помнить, что эта работа проводится систематически из урока в урок, поэтому каждая тема программы представляет собой систему логически связанных между собой уроков. Чтобы ясно и отчетливо представить себе место каждого урока в этой системе, учитель осуществляет тематическое планирование, где намечает формы, методы и приемы работы, позволяющие ему достичь поставленные цели в процессе обучения и воспитания.

Уроки природоведения в начальной школе несколько отличаются от уроков других предметов. На уроках природоведения учащиеся получают знания, умения и навыки, которые необходимы в дальнейшем при изучении в средней школе таких предметов, как ботаника, зоология, физическая и экономическая география, анатомия. Учителя при этом используют различные методы обучения, которые свойственны естественным наукам. Прежде всего это относится к непосредственным наблюдениям природных объектов и явлений, которые создают благоприятную почву воспитания у детей основ логического мышления. Проведение наблюдений и экскурсий, выполнение опытов и практических а бот на местности позволяют с успехом использовать на уроках природоведения разнообразные технические средства обучения: натуральные и изобразительные наглядные пособия, экранные пособия, телевизионные и радиопередачи.

К урокам природоведения предъявляют следующие требования:

1. Учитель должен правильно представлять цель урока, какие природоведческие знания, умения и навыки будут сформированы на уроке, какая работа будет проводиться по общему развитию школьников, особенно по развитию у них познавательной деятельности.

3. Следует тщательно продумать систему методов и приемов, позволяющих достигнуть наибольшей эффективности в работе учителя и в учебной деятельности учащихся. Большую роль в этом играют экранные пособия, позволяющие дать значительный объем информации в сжатом виде.

4. Необходимо проводить систематическую работу на уроке по развитию творческого мышления и познавательной самостоятельности учащихся; обеспечивать сознательное и прочное усвоение природоведческих представлений и понятий.

5. Весь ход учебного процесса на уроке должен обеспечить эффективность на каждом его этапе.

Система природоведческих уроков и выполнение указанных требований к ним должны обеспечить успешное восприятие, осмысление и закрепление знаний, умений и навыков, а также применение их на практике.

В классической дидактике выделяются следующие типы уроков:

    уроки овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления;

    уроки формирования и усвоения умений и навыков;

    уроки обобщения и систематизации знаний;

    уроки повторения и закрепления;

    контрольно-проверочные уроки;

    комбинированные уроки.

Вместе с тем многие ученые-педагоги и дидакты (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, А.И. Пискунов, Н.А. Сорокин и др.) неоднократно отмечали, что эта классификация не может быть признана в качестве универсальной, так как, во-первых, каждый тип урока не может наблюдаться в «чистом» виде; во-вторых, они решают в основном образовательные задачи и, в-третьих, ограничивают познавательную деятельность учащихся.

Наиболее распространенным является комбинированный урок, в котором выделяют следующие части: Проверку домашнего задания; подведение учащихся к изучению нового материала; объяснение нового материала; закрепление его; домашнее задание. Большая часть этого урока отводится на изучение нового материала. Формы работы могут быть разные: учитель сам объясняет содержание урока; учащиеся самостоятельно по заданиям учителя разбирают материал урока; учитель сочетает свой рассказ с самостоятельной работой всего класса.

Уроки природоведения в школе несколько отличаются от уроков других предметов. На уроках природоведения учащиеся получают знания, умения и навыки, которые необходимы в дальнейшем при изучении в средней школе таких предметов как ботаника, зоология, физическая и экономическая география, анатомия. Учителя при этом используют различные методы обучения, которые свойственны естественным наукам. Прежде всего это относится к непосредственным наблюдениям природных объектов и явлений, которые создают благоприятную почву воспитания у детей основ логического мышления. Проведение наблюдений и экскурсий, выполнение опытов и практических работ на местности позволяют с успехом использовать на уроках природоведения разнообразные технические средства обучения: натуральные и изобразительные наглядные пособия, экранные пособия, телевизионные и радиопередачи.

Система природоведческих уроков и выполнение указанных требований к ним должны обеспечить успешное восприятие, осмысление и закрепление знаний, умений и навыков, а также применение их на практике. Исходя из этого, можно выделить различные типы уроков: изучения нового материала, закрепление, повторение и обобщение, проверка знаний, умений и навыков и комбинированные уроки.

Наиболее распространенным является комбинированный урок, в котором выделяют следующие части: проверку домашнего задания, подведение учащихся к изучению нового материала, объяснение нового материала, закрепление нового материала, домашнее задание. Большая часть этого урока отводится на изучение нового материала. Формы работы могут быть разные: учитель сам объясняет содержание урока, учитель сочетает свой рассказ с самостоятельной работой всего класса.

Обобщающий урок имеет большое значение в систематизации знаний учащихся по наиболее существенным вопросам. Такие уроки проводят в конце изучения темы, раздела, всего курса.

В начале такого урока учитель приводит в систему знания об изученном времени года, полученные ранее. Затем учащиеся, используя данные своих наблюдений, составляют характеристику сезона, уделяя основное внимание установлению причинно-следственных связей. Важно не только выяснить, сколько было пасмурных, ясных и облачных дней, но и установить, почему преобладали дождливые или ясные дни. Учащиеся должны установить связи между облачностью и осадками, поведением животных и растений и изменением погоды и т.д. учитель на уроках не должен давать готовых выводов и решений. Путем умело построенной беседы ему необходимо подвести учащихся к самостоятельным обобщениям.

Основная цель этих уроков – проверить знания учащихся, умение использовать их непосредственно в жизни, наметить пути дальнейшего их совершенствования и развития.

При выборе типа урока окружающего мира учитель руководствуется следующими требованиями:

1. Обеспечение возможности чувственного познания объектов окружающего мира

Процесс познания мира опирается на сенсорные представления об объекте действительности. Всем известно значение чувственного познания – от него зависят многообразие сведений об окружающих предметах и явлениях, глубина и точность сенсорных представлений. К сожалению, современный младший школьник обладает бедным чувственным опытом, поэтому встречает ряд серьезных трудностей при выполнении заданий «Отметим только несколько... использовать его». Это обязывает учителя уделить специальное внимание, особенно в 1–2-м классах уроку-наблюдению и уроку-практикуму.

2. Учет целесообразного сочетания репродуктивных, продуктивных и творческих методов познания

Педагог должен хорошо осознавать, что увлечение репродуктивными методами обучения требует работы в основном таких психических процессов, как восприятие и память, и не создает условия для работы мышления и воображения. При этом очевидно, что развитие учебно-познавательной деятельности без этих процессов невозможно. Действительно, при всей важности (особенно на первом этапе обучения) восприятия, осмысления, воспроизведения характеристика личности школьника включает новообразования, которые не могут успешно формироваться в рамках только этих процессов. Если школьники должны овладеть учебной деятельностью, то есть научиться учиться («умею учить себя»), то это предполагает развитые познавательные интересы («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). И, наконец, самое главное: младший школьник может отвечать не только на вопрос «Что я делаю?», но и на вопрос «Как я это делаю?». Еще раз подчеркнем, что все это требует опоры в учебном процессе на мышление и воображение. Исходя из этого особую ценность представляют уроки-исследования и уроки-дискуссии.

3. Опора на актуальные для этого возраста виды деятельности

Известно, что ведущая деятельность младшего школьника – учебная. Как говорят психологи, ведущая деятельность возрастного периода характеризуется тремя важнейшими показателями. Во-первых, она соответствует потребностям развития ребенка данного возраста, во-вторых, оказывает особое влияние на психическое развитие личности и, в-третьих, в ее недрах создаются предпосылки формирования ведущей деятельности следующего возрастного периода развития. Конечно, процесс формирования предметной деятельности (ранний возраст), игры (дошкольное детство), учебной деятельности (младший школьник) и т.п. не заканчивается в конкретный возрастной период: предыдущая ведущая деятельность остается для ребенка актуальной и на последующих этапах развития. Поэтому так важно учитывать, что игра является для младшего школьника не только желанной, интересной, посильной, но и весьма ценной для становления и развития учебной деятельности.

Уроки окружающего мира дают огромные возможности для организации самых разных видов детских игр – дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, конструктивных и др. Это объясняет выбор специального типа урока – урок-игра. Подробно об этом написано ниже.

4. Возможность развития познавательной инициативы и творчества школьника

Общеизвестно, что дети младшего школьного возраста очень любят различные творческие задания, выполняя которые, они могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовывать образы окружающего мира. Использование упражнений, развивающих инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по этому предмету. Еще Л.С. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека «существом, обращенным в будущее».

Воображение (фантазия) – психический процесс, который заключается в создании новых образов путем переработки впечатлений личного опыта человека. Чем выше уровень воображения, тем эффективнее творческая деятельность. Воображение – это привычка к собственным решениям, открытиям, поиску, это отход от образца и работа по собственному замыслу, создание нового образа, которого до сих пор в сознании не было.

Выдающийся психолог В.В. Давыдов считал, что воображение – одно из главнейших психических процессов, необходимых младшему школьнику для учебной деятельности. Важность этого процесса в том, что развивается способность человека переносить функции одного предмета на другие, не обладающие ими (палочка – лошадка или ложка, стульчик – автомобиль, колесо – штурвал самолета и т.д.). Это свойство воображения, как отмечается в историко-психологической литературе, лежит в основе развития любой цивилизации и общественности. Например, «первобытные люди пили из пригоршни. А первые чашки – это перенос в материал (глину, дерево, металл) той формы, которую человек придавал рукам, чтобы напиться» (Е.Е. Кравцова). Кроме того, воображение определяет наличие у человека способности видеть целое раньше, чем части. Например, увиденный ребенком обруч как штурвал самолета заставляет его искать то, к чему можно приставить воображаемый штурвал. И, наконец, воображение развивает способность идентифицировать, то есть ставить себя на позицию другого человека (предмета), что является очень важной предпосылкой формирования ролевого поведения. Сказанное определяет целесообразность использования учителем такого типа урока, как урок творчества.

Каждый тип урока имеет четкую структуру. Она определяется тем главным методом обучения, который отражает его специфику. Охарактеризуем каждый тип урока.

Типы уроков окружающего мира

Урок-наблюдение

Урок-поиск

Урок-дискуссия (учебный диалог/полилог)

Урок-практикум

Урок-игра

Урок творчества

В современных условиях реформирования школы педагоги, пропагандирующие развивающее обучение, предостерегают от универсализации какой бы то ни было внешней структуры урока. «Вместе с тем структура урока не может быть аморфной, безликой и случайной. Структура каждого урока в соответствии с его логикой должна быть четкой, со строгим переходом от одной части урока к другой в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения» .

Попытка классифицировать уроки, разбив их на несколько простых типов, предпринималась еще К. Д. Ушинским. Он утверждал, что только разумная система, выходящая из самой сущности предметов, дает прочную власть над нашими знаниями. Ушинский выделял смешанные уроки , на которых повторяются знания, полученные ранее, изучается и закрепляется новый материал; уроки устных, письменных и практических упражнений , целью которых является повторение знаний, отработка умений и навыков; уроки оценки знаний , проводимые в конце определенного периода обучения.

В. В. Половцов писал в своем учебнике «Основы общей методики естествознания», что в основе курса должна лежать определенная система, связи в которой должны быть естественные, причинные, а не чисто внешние, искусственные. О системе ставился вопрос и в книге Б. Е. Райкова «Общая методика естествознания». Автор отмечал, что цель и план любого урока можно правильно наметить лишь в том случае, если мы ясно представляем структуру всей программы и ясно видим место разрабатываемого нами урока в ряду предшествующих ему и следующих за ним.

Вопрос о грамотном построении уроков будет правильно решен лишь в том случае, если достаточно продумана их типология. Типы уроков зависят от их дидактической цели, содержания и места в структуре изучения темы. Каждая тема программы представляет собой систему логически связанных уроков.

Существуют различные подходы к классификации уроков. Уроки классифицируют в зависимости от дидактической цели (И. Т. Огородников), содержания и способов проведения (М. И. Махмутов), методов обучения (И. Н. Борисов), основных этапов учебного процесса (С. В. Иванов).

Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом урока, поэтому классификация именно по этому признаку выступает наиболее близкой к реальному образовательному процессу. Например, Н. М. Верзилин и В. М. Корсунская выделяют вводные уроки, уроки раскрывающие содержание темы и заключительные или обобщающие.

И. Т. Огородников выделяет следующие типы уроков: изучения новых знаний, закрепления, упражнений и практических работ, лабораторный, повторительный и обобщающий, синтетический.

О. В. Казакова справедливо возражает против выделения урока «изучения новых знаний». «По существу на всех уроках, за исключением контрольных, естественно, сообщаются новые знания и на всех или почти на всех уроках проводится и закрепление их» . Синтетический же урок по своей сути является синонимом смешанному или комбинированному типу урока.

Большинство методистов в начальной школе выделяют следующие типы уроков естествознания:

1) вводные;

2) предметные;

3) комбинированные;

4) обобщающие.

Каждый тип урока имеет определенную структуру, которая зависит от его целей, содержания учебного материала, методов проведения и определяется последовательностью взаимосвязанных этапов урока.

Вводные уроки проводятся в начале изучения курса, раздела или большой темы. По небольшим темам учитель дает введение в начале первого урока.

Основные дидактические цели таких уроков следующие:

1. Установить уровень подготовки учащихся к восприятию новых знаний, систематизировать имеющиеся знания.

2. Сформировать общие представления о содержании учебного материала, который предстоит изучать детям на последующих уроках.

3. Познакомить учащихся с особенностями построения и методами изучения новой темы (раздела, курса) в учебнике.

4. Возбудить интерес детей к новой теме (разделу, курсу). Поставить несколько новых проблем и оставить их открытыми.

Вводные уроки могут иметь следующую примерную структуру:

1) организация класса;

2) постановка учебных задач;

3) ознакомление с целями, содержанием, структурой раздела (темы) в учебнике;

4) актуализация имеющихся знаний;

5) формирование новых представлений и понятий;

6) отработка приемов работы с учебником;

7) домашнее задание;

8) итог урока.

Предметные уроки предполагают работу учащихся с предметами природы или учебными приборами. На таких уроках всегда присутствует практическая работа. Выделение этого типа урока обусловлено спецификой содержания начального курса естествознания.

Цели предметного урока:

1. Добиться усвоения новых знаний путем непосредственной работы учащихся с объектами природы.

2. Развивать практические умения по проведению простейших естественно-научных исследований.

Этот тип урока требует серьезной предварительной подготовки. Учитель должен заранее подобрать раздаточный материал. Если требуется, то заложить опыты (например, при изучении развития растения из семени). Следует фронтальные опыты предварительно проделать самому, чтобы отследить, сколько времени тратится на их проведение.

Предметные уроки имеют следующую примерную структуру:

1) организация класса;

2) сообщение темы и постановка учебных задач;

3) актуализация опорных знаний;

4) проведение практической работы;

5) закрепление;

6) домашнее задание;

7) итог урока.

Комбинированные уроки самые распространенные в практике обучения. Это уроки такого типа, на которых изучается и закрепляется новый материал, устанавливается преемственность с ранее изученным. Они комбинируют несколько равных по своему значению дидактических целей:

1. Повторить и систематизировать ранее изученный материал.

2. Добиться усвоения новых представлений и понятий.

3. Развивать практические умения.

4. Закрепить полученные знания и умения.

На таком занятии можно применять комбинации структурных элементов различных типов уроков.

Обобщающие уроки проводятся в конце изучения большой темы или раздела.

Цели обобщающего урока:

1. Обобщить и систематизировать знания детей.

2. Отработать полученные умения и навыки.

3. Научиться применять знания и умения в новых ситуациях.

4. Установить уровень усвоения программного материала и овладения практическими умениями.

Традиционная структура такого урока следующая:

1) организация класса;

2) обобщение и систематизация знаний по изученной теме;

3) отработка умений и навыков в процессе самостоятельной работы;

4) использование ЗУНов в новой учебной ситуации;

5) обобщающая беседа;

6) итог урока.

Обобщающие уроки часто проводятся в нетрадиционной форме. Это уроки-конкурсы («Что, где, когда», «КВН» и т. п.) уроки-путешествия («Путешествие по природным зонам России», «Геологические экспедиции по родному краю» и т. п.), деловые игры («Экологическая конференция», «Если бы я был руководителем предприятия» и т. п.). На них рекомендуется организовывать групповую или индивидуальную самостоятельную работу учащихся.

Сахарова Наталья Анатольевна
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1 им. К.Д.Ушинского" г. Симферополь
Краткое описание работы: В Черном море водятся замечательные животные, которые привлекают внимание не только детей, но и известных ученых - это дельфины. Рассказ о многообразии китообразных, их истории жизни в Черном море,а также больших экологических проблемах, которые приводят к уменьшению численности популяции дельфинов.

Щербакова Наталья Викторовна
Учебное заведение: ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум имени А.П. Байкузова»
Краткое описание работы: Методическая разработка представляет собой методику проведения внеклассного мероприятия в виде создания проектов, с целью ответить на главный проблемный вопрос, поставленный перед участниками в начале мероприятия.

Пышная Ольга Владимировна
Учебное заведение: ГККП "Ясли- сад № 14" Казахстан, г. Костанай
Краткое описание работы: Обобщать знания детей об условиях необходимых для роста растений (тепло, свет, вода, уход). Формировать элементарные представления о труде по уходу за растениями. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде.

Мананкова Ольга Александровна
Учебное заведение: ГУ "Александровская средняя школа" отдела образования Костанайского района
Краткое описание работы: Образовательная область: «Познание» Естествознание.Тема образовательной деятельности - «Что мы заем о воде». Содержание занятия соответствует возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста. Целью являлось формирование познавательного интереса дошкольников.

Бахмутова Надежда Николаевна
Учебное заведение: ГУ "Айдарлинская средняя школа" отдела образования акимата Карасуского района
Краткое описание работы: Учащиеся узнают, что такое космос, поймут, что астрономия - это наука, изучающая небесные тела и все процессы, происходящие с ними.Поймут, что такое созвездия и почему они так названы. Для этого они будут изучать мифы, со­ставлять собственную книгу о созвездиях.

Цебрик Лада Анатольевна
Учебное заведение: КГУ "Дружбинская средняя школа"
Краткое описание работы: Цель: усвоение учебного материала по требованию норматива - 63% учащихся на уроке. Развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетентности. Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, как критерий успешного человека.Задача: выполнение регламента технологической карты. Планируемый результат: достижение поставленной цели.

Естествознание изучает природные феномены на основании наблюдения и собираемых эмпирических данных. Естествознание может быть разделено на два больших направления — природоведение и физику. В российских школах естественнонаучные дисциплины изучаются в 5-11 классах. На нашем сайте материалы по естествознанию представлены в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Олимпиадные […]

План-конспект урока по естествознанию по ФГОС

В данном разделе образовательного портала Конспектека представлены планы-конспекты уроков по естествознанию. Конспект урока естествознания представляет собой подробный план, включающий содержание и подробное описание этапов занятия по этой учебной дисциплине.

Грамотно составленный конспект урока служит преподавателю опорным планом проведения занятия, а также является документом, который используется при аттестации учителей естествознания. Поэтому можно сказать, что планы-конспекты уроков играют важную роль в процессе построения грамотного и эффективного процесса обучения естествознанию в школах России.

По новым требованиям государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) план-конспект урока естествознания должен отвечать следующим требованиям: цели, задачи и методы проведения урока должны отвечать возрастной группе учеников, цели и задачи занятия должны быть четко сформулированы, ход урока должен способствовать выполнению поставленных задач и достижению целей.

Главными составными элементами конспекта урока по естествознанию являются: тема, цели, задачи, вид, форма проведения, последовательность этапов, методические материалы и техническое обеспечение.

На учебно-методическом портале Конспектека можно скачать конспекты уроков естествознания бесплатно

Преподаватели могут разместить планы-конспекты уроков на различные темы на нашем Интернет-ресурсе и получить именные свидетельства о публикации авторского материала. Размещая свои наработки, Вы даете другим учителям естествознания перенять Ваш опыт и помогаете коллегам совершенствоваться. Все авторские наработки по естествознанию на нашем портале можно совершенно бесплатно скачать в целях ознакомления.

Помимо конспектов по естествознанию на нашем сайте Вы найдете разработки по астрономии , русскому , математике и всем другим предметам из учебной программы российских школ.

Урок как форма обучения существует более 300 лет. Он прочно вошел в систему работы массовой общеобразовательной школы. Попытки замены урока другими организационными формами пока остаются на уровне эксперимента.

Классно-урочная система была впервые введена в школу Я. А. Коменским. В России она применялась уже М.В. Ломоносовым, который ввел уроки не только в Академической гимназии, но и в Московском университете и кадетском корпусе.

История развития методики естествознания показывает, что пути взаимосвязи уроков, экскурсий и внеурочных наблюдений были впервые намечены А.Я. Гердом. Он же впервые разработал методику проведения предметных уроков в начальной школе. В начале XX века Л.С. Севрук опубликовал примерные методические рекомендации к проведению уроков начального курса естествознания. В.В. Половцов рекомендовал учителям при проведении уроков учитывать возрастные особенности детей и всегда помнить, что класс -- «коллективная единица, которая имеет свою индивидуальность, свои особенности и признаки». Учитель, -- писал он, -- «должен приобрести... "чувство класса", заботиться о том, чтобы работал весь класс».

Тем не менее, на протяжении многих лет методике проведения урока естествознания не уделялось должного внимания. В «Общих методиках естествознания» Б.Е. Райкова (1947), Б.В. Всесвятского (1960), да и в некоторых современных учебниках уроки отделяются от «лабораторно-практических занятий», хотя «в современной школе нет ни лаборатории, ни отдельных от уроков занятий в них. Все практические работы включаются в состав урока. В младших классах такие работы кратковремены и занимают лишь часть урока ».

М.Н. Скаткин считал, что «урок -- это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся».

Урок проводится со стабильной группой учащихся определенного возраста и более или менее одинакового уровня подготовки;

Урок ограничен во времени; обычно он продолжается от 35 до 45 мин.

Урок выполняет определенные функции:

Образовательные, решающие задачи формирования и развития знаний, умений и навыков;

Воспитательные, решающие задачи патриотического, экологического, эстетического, нравственного, трудового, санитарно-гигиенического воспитания;

Развивающие, решающие задачи развития личностных качеств учащихся, их памяти, мышления, речи, мировоззрения, экологической, этической, эстетической и санитарно-гигиенической культуры, творческих способностей, навыков учебного труда.

Вместе с тем отмечаем, что такое деление функций урока условно. Как правило, они выполняются комплексно. В самом деле, именно в процессе формирования и развития экологических знаний и умений идет и экологическое воспитание, и развитие экологической культуры. Этот комплексный процесс не может не отразиться на усвоении этических норм, на воспитании патриотических чувств. Мировоззрение не может развиваться без формирования научных знаний. Подобные примеры взаимосвязи разных функций урока можно продолжить.

Каждый урок строится по определенной структуре. Под структурой понимается совокупность рабочих моментов, этапов, их порядок, обусловленных внутренней логической связью. В структуре урока обычно выделяют следующие этапы:

1) организация начала урока;

2) повторение и закрепление изученного на предыдущем уроке, а иногда и нескольких предыдущих уроках;

3) изучение нового материала;

4) закрепление нового материала;

5) обобщение и вывод по изученному материалу на уроке;

6) домашнее задание.

Эта структура присуща и урокам начального естествознания. Однако она варьирует в зависимости от типа урока, его конкретного содержания и применяемой методики.

Остановимся на характеристике каждого типа уроков начального естествознания.

Вводный урок. Обычно такой урок проводится в начале учебного года как введение в предмет, а в начале темы как введение в тему. В связи с тем, что число часов, отводимое на начальное естествознание, невелико, удается выделить лишь уроки, вводные в предмет. На введение в тему, как правило, отводится небольшое время на первом по данной теме уроке. Поэтому в практике изучения естествознания в начальной школе проводится всего четыре таких урока.

Структура вводного урока имеет свои особенности: в нем нет повторения знаний предыдущего урока. Урок начинается с выяснения понимания детьми сущности названия учебного предмета.

Далее учитель сообщает, что в этом учебном году продолжается знакомство с природой; называет вопросы, которые будут рассмотрены, учебники и учебные пособия, по которым предстоит учиться. Хорошему усвоению знаний помогут наблюдения в природе, практические работы и опыты в классе. Дети бегло перелистывают книги, высказывают свои первоначальные впечатления о них. Обычно открывают сначала учебники, затем -- учебные пособия, читают последовательно обращения к ним и под руководством учителя обсуждают их сущность. Затем учитель объясняет, как надо ориентироваться в учебнике; анализирует в беседе содержание (оглавление). Прочитав его, дети убеждаются, что по оглавлению можно узнать, что они будут изучать в течение года. По указанным в оглавлении страницам учащиеся находят названные в нем темы и подтемы. Если в учебнике применены сигналы-символы, в беседе разбирается и проверяется их сущность путем сопоставления изображения сигнала и деятельности, которая заложена в соответствугющем структурном компоненте книги.

Смешанный, или комбинированный, урок. Данный тип урока отличается тем, что на нем почти всегда имеют место все названные структурные компоненты урока. Он проводится разнообразными методами и приемами. Внутри урока может применяться разнообразная организация деятельности учащихся. Приведем краткую характеристику каждого структурного компонента этого типа урока.

Урок обычно начинается с организационного момента, имеющего своей целью установить в классе рабочее настроение, мобилизовать внимание учащихся на предстоящую работу. На эту часть урока отводится минимальное время, не более одной минуты.

Повторение и проверка изученного на предыдущем, а также повторение ранее изученного занимает 8--10 мин урока, но в исключительных случаях продолжительность этого этапа может продолжаться 15 мин. Не следует отводить больше времени на этот вид работы. В связи с тем, что методика повторения, его функциональная значимость более или менее одинакова для всех типов уроков, этот материал выносится в самостоятельный параграф.

Изучение нового материала -- самая важная часть урока, поэтому на нее отводится обычно до 25 мин. Каждый учитель стремится, чтобы изучение нового материала прошло на уроке наиболее эффективно. Достичь этого можно применением разнообразных методов и приемов. Начинается этот этап урока с вводной беседы, которая позволяет ребенку оживить имеющиеся у него знания по данной теме и тем самым связать новые знания с уже имеющимися. Здесь же воспроизводится содержание проведенных во внеурочное время наблюдений. Таким образом, учитель получает обратную информацию о том, что знают дети, какова предварительная степень понимания предстоящего для изучения материала, не нуждаются ли знания детей в коррекции.

Часть новой информации учитель может передать классу, применяя метод рассказа, учитывая требования к нему, его положительные и отрицательные стороны. Какие-то знания дети могут получить, прочитав текст или часть текста учебника. При этом надо учитывать особенности содержания учебников естествознания и задачи обучения естествознанию в начальной школе. Прежде всего, в большинстве вариативных учебников тексты научно-популярные, а не художественные. Начальное естествознание не ставит своей ведущей задачей развитие техники чтения. Оно должно дать определенные знания о природе. Исходя из задач этого учебного предмета, перед чтением текста даются главным образом познавательные задания. Поэтому здесь они имеют иные формулировки. Например: «Прочитайте такую-то часть текста и ответьте на вопрос, как надо охранять птиц осенью», «Выясните из такого-то текста учебника, как человек приспосабливается к природе зоны тундр» и т. д.

На этапе изучения нового материала могут быть выступления учащихся с короткими сообщениями (их может быть одно -- два) по теме урока. Как правило, сообщения готовятся заранее. С одной стороны они должны соответствовать теме урока, с другой -- их содержание может быть несколько шире информации, данной в учебнике. Итак, тема сообщения сформулирована. Теперь учитель может дать ученику некоторые советы: назвать какие-то книги, но не как обязательные, а лишь как возможные с тем, чтобы ученик и сам подобрал какие-либо источники информации.

Также можно выделить главные требования к современному уроку:

1. Общая дидактическая целенаправленность урока.

Часто учитель недооценивает специальное продумывание познавательной задачи урока. В то же время постановка учебной задачи, диктующей формулировку дидактических, развивающих и воспитывающих целей помогает выбрать рациональную структуру и методы проведения урока. Иногда познавательная задача формулируется совместно с учащимися, которые хотят разрешить проблемную ситуацию, созданную учителем на уроке. Этот методический прием влияет на мотивационную сферу детей, побуждая их к действию.

2. Достаточная материальная оснащенность.

Вреден как недостаток, так и избыток наглядных пособий на уроке. Некомпетентное их применение тормозит развитие личности ребенка. Учителю важно рационально, обоснованно и целесообразно использовать на уроке средства обучения.

3. Концентрация внимания на главном, существенном, на усвоении основных понятий урока, ведущих воспитательных идеях учебного материала.

Иногда на уроке наблюдается перегруженность учебного материала дополнительными сведениями, конкретными фактами. Учитель необоснованно стремится отойти от содержания учебника. При этом за деталями теряется суть урока. Необходимо во время объяснения выделять главные мысли голосом, опорными знаками на доске. Рекомендуется выписать на доску тему и то, что дети должны знать и уметь по окончании урока.

4. Систематичность, последовательность, преемственность и логическая завершенность учебных операций.

Учитель должен четко следовать замыслу урока, но в то же время быть готовым быстро перестроить его ход при изменении ситуации. Стремление любой ценой выполнить намеченный план вне зависимости от возникших на уроке обстоятельств часто приводит к формализму в обучении. У хорошего учителя всегда есть запасные методические варианты ведения урока.

5. Обязательное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм учебной работы на уроке.

Учитель должен стремиться к организации учебного труда как коллективной деятельности детей. На различных этапах урока следует давать задания не только всему классу, но и отдельным ученикам, парам или небольшим группам. Такие задания могут быть общими или дифференцированными в зависимости от учебных возможностей учащихся и содержания учебного материала. Коллективная деятельность развивает коммуникативные качества личности, усиливает взаимозависимость детей в классе.

6. Оптимальный психологический режим на уроке.

Для этого учитель должен поддерживать познавательный интерес детей, использовать приемы активизации учебной деятельности. В современной школе в основе построения уроков лежит учебное сотрудничество учителя и учащихся, при котором происходит общение на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности. Нельзя недооценивать гигиенические и эстетические условия в классной комнате.

7. Экономия и рациональное использование времени на уроке.

Учитель должен правильно определить тип урока и выбрать его рациональную структуру. Грамотный расход времени на различных этапах урока позволяет проводить его в оптимальном для конкретного класса темпе.

8. Восстановление делового равновесия при его нарушении.

В классном коллективе с самого первого урока должны формироваться дисциплинарные традиции, помогающие учителю наладить деловую обстановку на уроке.

9. Непрерывный контроль и самоконтроль, закрепление и совершенствование знаний учащихся.

Любой вид учебной работы на уроке должен завершаться первичным закреплением, помогающим учителю контролировать усвоение новых знаний и умений школьниками. Во время закрепления учитель может давать задания для самопроверки и взаимопроверки детей.

10. Межпредметные и внутрипредметные связи изучаемого на уроке материала.

Учитель должен помнить, что любой урок является частью темы, раздела и поэтому должен быть их логической единицей. Важно знать, какую систему научных понятий дает программа, и встраивать новые понятия в эту систему» формировать ассоциативные связи с понятиями, полученными на уроках по другим предметам. В то же время каждый урок должен дать хотя бы небольшое, но целостное знание.

Таким образом, урок -- это основная форма организации учебной работы по естествознанию, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени.

Попытка классифицировать уроки, разбив их на несколь-
ко простых типов, предпринималась еще К.Д. Ушинским.
Он утверждал, что только разумная система, выходящая из
самой сущности предметов, дает прочную власть над нашими
знаниями. Ушинский выделял смешанные уроки, на которых
повторяются знания, полученные ранее, изучается и закре-
пляется новый материал; уроки устных, письменных и прак-
тических упражнений,
целью которых является повторение
знаний, отработка умений и навыков; уроки оценки знаний,
проводимые в конце определенного периода обучения.

В.В. Половцов писал в своем учебнике «Основы общей
методики естествознания», что в основе курса должна лежать
определенная система, связи в которой должны быть естест-
венные, причинные, а не чисто внешние, искусственные.

О системе ставился вопрос и в книге Б.Е. Райкова «Общая
методика естествознания». Автор отмечал, что цель и план любого урока можно правильно наметить лишь в том случае,
если мы ясно представляем структуру всей программы и ясно
видим место разрабатываемого нами урока в ряду предшест-
вующих ему и следующих за ним.

Вопрос о грамотном построении уроков будет правильно решен
лишь в том случае, если достаточно продумана их типология.
Типы уроков зависят от их дидактической цели, содержания и
места в структуре изучения темы. Каждая тема программы пред-
ставляет собой систему логически связанных уроков.

Существуют различные подходы к классификации уроков.
Уроки классифицируют в зависимости от дидактической
цели (И.Т. Огородников), содержания и способов проведения
(М.И. Махмутов), методов обучения (И.Н. Борисов), основных этапов учебного процесса (С.В. Иванов).

Дидактическая цель является важнейшим структурным
элементом урока, поэтому классификация именно по этому
признаку выступает наиболее близкой к реальному образова-
тельному процессу. Например, Н.М. Верзилин и В.М. Корсун-
ская выделяют вводные уроки, уроки раскрывающие содер-
жание темы
и заключительные или обобщающие.

И.Т. Огородников выделяет следующие типы уроков: изу-
чения новых знаний; закрепления, упражнений и практиче-
ских работ, лабораторный, повторительный и обобщающий,
синтетический.

О.В. Казакова справедливо возражает против выделения
урока «изучения новых знаний». Автор отмечает, что по существу на всех уро-
ках, за исключением контрольных, сообщают-
ся новые знания и на всех или почти на всех уроках прово-
дится и закрепление их.. Синтетический же урок по своей
сути является синонимом смешанному или комбинирован-
ному типу урока.

Большинство методистов в начальной школе выделяют
следующие типы уроков естествознания:


§ вводные;

§ предметные;

§ комбинированные;

§ обобщающие.

Каждый тип урока имеет определенную структуру, кото-
рая зависит от его целей, содержания учебного материала,
методов проведения и определяется последовательностью
взаимосвязанных этапов урока.

Вводные уроки проводятся в начале изучения курса, раздела или большой темы. По небольшим темам учитель дает введение в начале первого урока.


Основные дидактические цели вводных уроков
:

-
1. Установить уровень подготовки учащихся к восприятию
новых знаний, систематизировать имеющиеся знания.

2. Сформировать общие представления о содержании учеб-
ного материала, который предстоит изучать детям на после-
дующих уроках.

3. Познакомить учащихся с особенностями построения и
методами изучения новой темы (раздела, курса) в учебнике.

4. Возбудить интерес детей к новой теме (разделу, курсу). По-
ставить несколько новых проблем и оставить их открытыми.

Вводные уроки могут иметь следующую примерную струк-
туру:

1) организация класса;

2) постановка учебных задач;

3) ознакомление с целями, содержанием, структурой раз-
дела (темы) в учебнике;

4) актуализация имеющихся знаний;

5) формирование новых представлений и понятий;

6) отработка приемов работы с учебником;

7) домашнее задание;

8) итог урока.

Пример вводного урока по теме «Что такое
природа» (программа природоведения 3 класса А.А. Пле-
шакова).

Цели:

1. Сформировать общее представление о природе и ее зна-
чении для человека. Добиться усвоения знаний об объектах
неживой и живой природы и отличиях живого от неживого.

2. Развивать умения работать с учебником природоведения, составлять модель взаимосвязей природы и человека. -

3. Проводить экологическое воспитание младших школь-
ников на основе формирования представлений о природных
взаимосвязях.

Оборудование: различные тела неживой и живой природы,
карточки для составления модели «Значение природы для
человека».

Ход урока


1. Постановка учебных задач.
На уроке дети должны узнать, что относится к природе,
чем живое отличается от неживого. Научиться устанавливать взаимосвязи внутри природы и между человеком и природой.
Для решения этих задач учитель предлагает детям познако-
миться с учебником «Природоведение» и научиться работать
с ним.

2. Ознакомление с учебником, с задачами и содержанием
первого раздела.

Дети рассматривают обложку учебника, читают обращение
автора к третьекласснику. Пробуют объяснить выражение
«Природа и люди - одно целое», встретившееся в обращении.
По титульному листу знакомятся с разделами книги.

На шмуцтитуле дети читают название первого раздела, его
задачи, содержание, определяют тему сегодняшнего урока.

Т.А.Коробкова, НижГПУ, Нижний Новгород

Терминологически естествознание - прямой перевод с греческого на русский язык слова "физика". Однако исторически сложилось так, что физика - это сумма глубоко разработанных разделов, а естествознание - интегрированное описание природы как целого. Каково место естествознания в курсах школьной и вузовской физики? В ныне существующих программах обучения это, во-первых, учебная дисциплина в 5-6 классах, переходная между природоведением и физикой, и, во-вторых, активно разрабатываемый и внедряемый вузовский курс "Концепции современного естествознания" (КСЕ), чаще всего предназначенный студентам гуманитарного профиля.

Однако интегрирующий характер естествознания претендует на более значительное место в системе естественнонаучного образования. Учитывая предстоящую перестройку учебных программ в связи с переходом на двенадцатилетнее школьное обучение, рассмотрим место естествознания, соответствующее его познавательным и дидактическим возможностям.

Учебные дисциплины, повторяя путь развития соответствующих наук, находятся сейчас на стадии максимальной дифференциации и специализации. При этом каждый преподаватель, стремясь углубить изучение своего предмета, все более и более погружает учеников в него. Но в мире современной науки давно уже развиваются синтетические и пограничные отрасли (биофизика, физхимия и т.п.) Общая тенденция развития науки - глобализация, объединение, решение общемировых и общечеловеческих проблем: развитие Вселенной, возникновение и судьба интеллекта во Вселенной, развитие ноосферы. По словам Никиты Моисеева, рождается общепланетарное понимание характера взаимоотношения Природы и человека, новое, гуманитарное мировосприятие естествознания.

Имеют ли об этом представление выпускники школы? Интересные научные работы этого направления (например, и др.) написаны доступным языком и вполне могут быть основой для обсуждения указанных проблем со старшеклассниками и студентами.

Где же место этих занятий в школе? Сегодня в системе среднего образования есть отдельные курсы для специальных классов или авторские программы, объединяющие физику и астрономию, физику и химию. Но объединить все естественнонаучные вопросы в школе - возможно ли это? Нам представляется, что в старших классах школы должны появиться уроки естествознания, где школьники будут говорить о глобальных проблемах, не разделяя науку на отрасли. При этом будут синтезироваться знания о природе, а цель формирования естественнонаучной картины мира получит цельное, а не фрагментарное - в рамках учебных предметов - разрешение. Очевидно, формами проведения этих занятий должны быть лекции, семинары, конференции. Преподаватели естественных наук могут руководить такими занятиями вместе, образуя "кафедру естественных наук". Соответственно, и в подготовке учителей в педвузе должен обязательно присутствовать синтетический курс КСЕ и дополняющий его курс методики обучения.

Тогда изучение естествознания в школе может выглядеть как двухуровневый процесс, включающий:

1-й уровень. Естествознание - учебный предмет, предшествующий изучению физики, дающий мотивационную основу естественнонаучного образования, имеющий характер занимательный, формирующий интерес школьников к познанию природы, ее законов, умение видеть каждый день вокруг себя проявление этих законов. Основные явления природы изучаются эмпирически, происходит осознание места человека в природе.

2-й уровень. Естествознание в виде системы интегрирующих уроков как завершение каждой ступени изучения физики в школе. При этом степень обобщения должна затрагивать не только то, что изучено на уроках физики, но и материал химии, биологии, математики, истории, т.е. школьники должны "подняться" над мозаикой раздробленных наук, связанных тонкой паутинкой межпредметных связей, увидеть красоту, гармоничность и неоднозначность, загадочность мироздания в той мере, которая соответствует их возрастным возможностям. Только понимая, что "мир действительно сложен и лежит за пределом наглядности" , человек будет готов к встрече с новыми невероятностями, реальностями, противоречащими сложившемуся "здравому смыслу" - т.е. готов строить свою жизнь творчески, не боясь перемен.

Список литературы

Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). - СПб.: Изд."Лань", 1999, -480 с.

Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. - М.: "Аграф", 1998,- 480 с.

Шредингер Э. Что такое жизнь? Физический аспект живой клетки. - Ижевск: Ижевская респ.типография, 1999, -96 с.