памятка по посещению урока. Методические рекомендации


ПАМЯТКА

ЦЕЛИ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ

1. Организация урока, выполнение единых педагогических требова­ний, оснащение урока средствами обучения.

1-1. Организация внимания учащихся на уроке» привитие интереса

к предмету.

1-2. Изучение работоспособности группы.

1-3. Эффективность и методика использования средств обучения. 1-4. Рациональное использование времени урока.

1-5. Ознакомление учащихся с рациональными способами учебной дея­тельности.

2. Самостоятельная работа учащихся на уроке, система учета знаний.
2-1.
Изучение текущего учета знаний учащихся, выполнение домашнего

2-2. Приемы работы учителя по формированию общеучебных умений и навыков учащихся

2-3. Осуществление индивидуального подхода к учащимся на уроке.

2 -4.Приемы и методы проведения самостоятельной работы на уроке.

2-5.Использование на уроке творческих работ, практических заданий.

3. Проверка содержания и методов изучения нового материала.
3-1.
Система работы по формированию у учащихся научных понятий.
3-2. Изучение приемов систематизации и закрепления нового материала.
3-3. Состояние повторения и обобщения знаний учащихся. .

З-4. Использование межпредметных связей на уроке, воспитательная на­правленность преподавания.

3-5. Соответствие содержания урока требованиям Госстандарта, обяза­тельного минимума содержания среднего образования .

2.Научная направленность изложения нового материала.

3.Доступность и полнота изложения нового материала.

4.Структура урока, ее соответствие содержанию урока, рациональность и(
пользования времени урока.

5.Характер изучения нового материала:

Ставились ли познавательные задачи;

Создавались ли проблемные ситуации;

Выделено ли главное в изучаемом материале;

Записаны ли в тетрадь выводы, определения. Формулы и т. д.

Показана ли возможность применения новых знаний на практике;

Реализованы ли на уроке воспитательные возможности, заложенные в учебном материале

2. Методы обучения на уроке

Какие методы обучения были использованы на уроке.

Правильность выбора методов обучения для данного урока.

Соответствие методов обучения целям урока, содержанию учебного мате­риала, готовности учащихся к усвоению новых знаний.

Эффективность методов обучения:

позволяли интенсифицировать учебный процесс;

формировали у учащихся умения и навыки самостоятельной работы;

учили применению полученных знаний в новой ситуации;

развивали творческие силы и способности учащихся;

воспитывали положительное отношение к учебе.

3. Роль комплексного методического обеспечения кабинета в совершенствовании знаний учащихся

1. Система проверки знаний учащихся при закреплении полученных знаний
(индивидуальные задания, зачетный и дидактический материал).

2. Система закрепления полученных знаний на уроке.

Конкретность целей,

вопросы воспитания на уроке.

ПАМЯТКА

посещающему урок с целью: «Система учета знаний учащихся,

самостоятельная работа учащихся на уроке»

1. Система учета знаний учащихся.

Качество знаний учащихся, их соответствие требованиям программы.

Степень овладения практическими умениями и навыками. -

Объективность оценки знаний и их соответствие нормам,

Методы, применяемые учителем при проверке знаний учащихся, их эффек­тивность.

Индивидуальная работа с учащимися.

Проверка тетрадей:

а) система письменных работ;

б) регулярность и тщательность проверки тетрадей;

в) система работ над ошибками

д) внешний вид тетрадей.

2. Самостоятельная работа на уроке.

Организация усвоения новых знаний на уроке.

Самостоятельная работа на уроке с учебником, дополнительной литературой.

Оснащение урока средствами обучения, их роль в оценке знаний,

Дифференцированность работ учащихся по степени трудности.

Система проблемных и логических заданий учащихся на уроке.

Использование в работе творческих и практических домашних заданий.

ПАМЯТКА

посещающему урок с целью:

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке»

1. Организация начала урока. Эмоциональный настрой, умение вызвать интерес к теме.

2. Постановка целей перед учащимися на каждом этапе урока и их реализация.
. 3. Организация поэлементного усвоения новых знаний на уроке.

Самостоятельная работа учащихся на уроке с учебником, справочной лите­ратурой, обеспечение дифференцированного подхода.

Система проблемных и логических заданий учащихся:

в ходе проверки знаний и домашней работы;

при изучении нового материала; - - процессе закрепления.

6.Оснащение урока средствами обучения и его роль в активизации познавательной деятельности учащихся на уроке

7.Преемственность между и домашней работой и ее роль в аквизиции мыслительной деятельности учащихся

Система стимулирования познавательной активности учащихся на уроке.

10. Роль комплексного методического обеспечения предмета в активизации по­
знавательной деятельности учащихся на уроке.

Приложение 6

ПАМЯТКА
посещающему урок с целью: «Эффективность методов

преподавания, глубина и прочность знаний учащихся»

1.Организация начала урока

1 . Как выполняются предъявляемые учителем педагогические требования:

наличие у учащихся учебников, тетрадей, учебных принадлежностей;

порядок выяснения отсутствующих и причин отсутствия.

Объявлена ли цель и тема урока.

Проверено ли выполнение домашнего задания.

Рационально ли используется время урока.

1. Как запланированы и реализованы образовательная, развивающая и воспи­тательная цели урока:

конкретность целей;

связь их с содержанием учебного материала;

вопросы воспитания на уроке.

Учит ли самостоятельно рассуждать, обобщать, делать выводы, составля план, работать с книгой.

Работа над речью учащихся.

Добивается ли усвоения вопросов познавательного и проблемного характер не только сильными учащимися.

Эффективность урока.

3. Структура урока

Время каждого этапа урока.

Отражена ли в поурочном плане структура урока.

Целесообразность каждого из этапов урока, их соответствие целям урока.

Методы ведения урока

Какие методы обучения учитель использует в своей работе.

Соответствуют ли методы преподавания содержанию учебного материала целям урока.

Эффективность методов ведения урока.

Как используется на уроке самостоятельная работа.

6. Продумана ли система вопросов к учащимся, их познавательный или проблемный характер.

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся.

Целесообразность и методика использования на уроке различных средств обучения.

Многие привыкли справляться с проблемами с наскока, а любые задачи решать по вдохновению. Другие же твердо уверены, что успеха можно добиться, если заранее составить план поведения. Такой список действий можно назвать памяткой, в любой момент способной подсказать человеку, каким должен быть его следующий шаг.

Что такое памятка?

Если обратиться к словарям, можно найти указанные ниже определения слова.

Словарь Ожегова говорит, что памятка - это листочек или книжка, где в краткой форме перечислены наставления и рекомендации на конкретный случай. Кроме того, присутствуют сведения о чем-либо по теме предмета, также указанные вкратце.

А вот если обратиться к словарю Ушакова, можно узнать, что это такой нравоучительный случай, который позволяет в будущем избежать сложной ситуации. Слово использовалось только в разговорном языке и сейчас считается устаревшим.

Еще одно значение: памятка - это вещь, которую хранят, чтобы дольше удержать воспоминания о человеке или ситуации, случае.

Наконец это книжица, в которой пошагово описано, как необходимо действовать. Также тут могут быть заметки о том, как функционирует некоторый предмет, описание события и того, по какому плану оно должно проходить.

Правила для путешественников

Простейшая памятка туристу включает в себя вещи повседневного пользования, которые нужно взять с собой. Собираясь по списку, гарантированно ничего не забудешь, если внесешь в лист заранее. В классическом варианте напоминают о том, что нужно взять с собой:

  • гигиенические принадлежности;
  • ванные принадлежности;
  • индивидуальные косметические средства;
  • солнцезащитные кремы;
  • средства интимной гигиены;
  • важные и сухие салфетки, ватные палочки, диски;
  • принадлежности для создания прически, аксессуары;
  • дезодорант;
  • парфюмерию;
  • средства для маникюра;
  • лекарственные препараты;
  • технику (фото, видео, зарядные устройства);
  • индивидуальную посуду;
  • кипятильник, походный чайник;
  • зонт;
  • небольшой перекус в дорогу (орешки, шоколад, печенье).
  • нижнее белье, а также носки, колготки, чулки;
  • ночное белье, домашняя одежда;
  • шлёпанцы, тапочки;
  • полотенца;
  • футболки, кофты;
  • юбки, джинсы;
  • ветровка.

Если запланировано посещать религиозные места, нужно захватить платок, длинную юбку, возможно - крестик. Собираясь принять участие в карнавале или другом праздничном мероприятии, нужно взять с собой соответствующую одежду.

Буклеты-памятки туристу по вещам первой надобности содержат упоминания о том, что с собой нужно взять:

  • документы;
  • деньги;
  • телефон;
  • блокнот;
  • письменные принадлежности.

Что нужно помнить, чтобы быть в безопасности?

Памятка по безопасности:

  • не гуляйте вечером в одиночестве в местах, где мало публики;
  • заранее снимите украшения и закройте обнаженные участки тела;
  • избегайте провокаций, конфликтов;
  • сохраняйте спокойствие, если к вам пристают, в том числе вооруженные люди;
  • старайтесь избегать короткой дороги;
  • сохраняйте дистанцию с окружающими, обходите подворотни;
  • увидев подозрительного человека, меняйте направление движения;
  • шумите, если совершено нападение;
  • в полупустом автобусе выбирайте места, расположенные поблизости от кабины водителя;
  • не спите в транспорте;
  • заходите, выходите, когда транспортное средство полностью остановилось;
  • следите за своим имуществом;
  • стойте в центральном проходе;
  • не выглядывайте из окон;
  • выходите в числе первых или последних, но не в толкучке;
  • переходите улицу, когда автобус отъедет.

Свод правил для учащихся

Наиболее актуальная памятка для учащихся - это базовые рекомендации по поведению, чтобы не пострадать, не травмироваться. Считается, что самые опасные места, где регулярно бывают школьники, - это дороги. Кроме того, высока вероятность поражения детей электрическим током.

Чтобы ребенок был в порядке, он должен усвоить следующие правила поведения:

  • переходить улицу только на зеленый свет;
  • пользоваться переходами над дорогой, под землей, ходить по зебрам;
  • не кататься на скейтбордах, роликах в местах, для этого не предназначенных;
  • совершая велопоездку, через дорогу всегда идти пешком;
  • сперва смотрят налево, а затем, дойдя до середины дороги, направо. Двигаться можно, если машин поблизости нет.

Чтобы не получить травму электричеством, пригодится другая памятка. Это следующие рекомендации:

  • не трогайте свисающие со столбов провода;
  • не касайтесь проводов с плохой изоляцией, тем более оголенных;
  • мокрыми руками не касайтесь электрических приборов, пока они включены в розетку, а также вилок, штепселей;
  • не пользуйтесь электрической техникой в ванной комнате;
  • при включении вилки проверьте, что она от нужного прибора;
  • не применяйте неисправную технику.

Почему памятки полезны?

Как правило, памятка - советы, которые проверены поколениями. Они включают в себя самые распространенные случаи, в которых человек может повредиться, травмироваться, оказаться в опасности.

Соблюдая рекомендации уточненных за долгие годы памяток, можно сберечь здоровье, в том числе психическое. Помните, нападения нередки, и только соблюдение правил безопасности дает некоторый шанс не оказаться в этой ситуации, опасной для психики и физического состояния.

Как составить для себя?

При формировании памятки специально под свою жизнь сперва обратите внимание, какие именно аспекты для вас всего важнее. Скажем, планируя путешествие, вписывайте в список все, что касается регулярных выездов или разового мероприятия. Пропишите, что нужно делать, что взять с собой, выпишите все даты, сроки, чтобы ориентироваться в ситуации максимально точно.

Родителям важно составить памятки взаимодействия с детьми, а также отдельные списки специально для своих чад. Например, отправляясь в отпуск с ребёнком, необходимо предусматривать специфические вещи, о которых не думают бездетные пары. Чтобы ничего не упустить из внимания, составьте лист пунктов, о которых нужно помнить.

Специальные памятки для детей помогут научить чадо быть внимательным и аккуратно относиться как к своей жизни, так и к окружающей среде. Скажем, отдельные списки могут донести информацию о том, как не попасть в беду, а вот другие научат маленького человека вести себя правильно, корректно, не вредить окружающей среде и не приносить неудобства людям вокруг. Воспитание ребенка - непростая задача, но правильное применение памяток приходит на помощь.

Подводя итоги

В заключение хотелось бы сказать, что памятка - это то, что приходит на выручку людям в самых разных случаях. Оказавшись впервые в экстремальной ситуации, человек может найти выход из нее, воспользовавшись придуманной для него последовательностью действий. Например, при пожаре, теракте это совершенно незаменимо. Когда очень сложно импровизировать, особенно если одолевает паника, четко структурированный пошаговый список действий может спасти жизни многих людей.

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Тихорецкий индустриальный техникум»

Краснодарского края

(заместителям директора, заведующим отделениями, работникам методических служб, председателям цикловых комиссий)

ПАМЯТКА

ПО ПОСЕЩЕНИЮ УРОКА

Составила:

методист И.А.Шевцова

пос.Парковый

2013

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса. На уроке студенты осваивают систему знаний, развивают свои умения и навыки, познавательную самостоятельность и активность. Педагогическая деятельность также осуществляется главным образом на уроке, уровень его подготовки, творческие находки отражаются на качестве урока. В то же время качество подготовки и поведения урока – важный показатель педагогического мастерства преподавателя. В связи с этим посещение и анализ уроков – важнейшее направление изучения позитивного и инновационного опыта.

Работа эксперта в связи с посещением и анализом урока включает следующие основные этапы:

    Подготовка эксперта к посещению урока.

    Наблюдения за ходом урока, деятельностью педагога и студентов.

    Заслушивание самоанализа урока, постановка вопросов педагогу.

    Совместная аналитико-оценочная деятельность эксперта и педагога, советы и рекомендации педагогу.

    Использование результатов посещения данного урока в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса в техникуме.

Подготовка эксперта к посещению урока

Подготовка эксперта к посещению урока представляет собой:

а) выбор для посещения конкретного урока, исходя из общих целей и планов контроля качества;

б) уточнение целей (конкретного назначения) посещения урока:

    изучение учебно-воспитательного процесса техникума в целом;

    изучение целостной системы работы педагога или отдельных элементов этой системы;

    изучение учебной деятельности студентов и ее отдельных сторон;

    контроль изучения отдельных тем программы;

    контроль качества решения некоторых важных дидактических и методических проблем и задач;

    анализ хода экспериментального обучения и др.

Лица, посещающие урок (имеющие на это право), преследуют разные цели. Например, для родителей студентов посещение урока – возможность наблюдать за своим ребенком в реальных условиях учебной деятельности. Для работников, обобщающих педагогический опыт, целью посещения урока является выявление инновационности. Как правило, исследователь изучает интересующий его аспект педагогической деятельности. Предметом его изучения могут стать те стороны работы педагога, инновационность которых уже установлена.

В любом случае обязательным правилом является предварительное ознакомление педагога с целью посещения занятия. Посещение занятий – важное условие эффективности работы по обобщению опыта.

При этом, независимо от избранных целей посещения, непременной его задачей является оказание конкретной помощи педагогу (а не простая констатация достижений и недостатков). Поэтому педагог не должен подстраивать урок и его самоанализ под те цели посещения, которые ставит перед собой эксперт;

в) знакомство с требованиями программы, календарно-тематическим планом, планами уроков, материалами учебника и методическими рекомендациями по данной теме, а также с результатами психолого-педагогического изучения студентов группы (например, с рекомендациями педагога-психолога). Право ознакомиться с планом урока предоставляется в день проведения. Исследователю-эксперту, не являющемуся должностным лицом, документы (в том числе планы) педагог показывает по своему усмотрению.

г) знакомство с ходом выполнения учебной программы, включая ее практическую часть, с состоянием успеваемости студентов и результатами контроля знаний, умений и навыков, с содержанием домашних заданий (по результатам анализа заполнения журнала учебной группы);

д) просмотр выводов, предложений и рекомендаций аттестационной комиссии, материалов по ранее посещенным урокам данного педагога;

е) психологическую настройку на посещение данного урока, предварительное общение с педагогом;

ж) подготовку материалов для фиксации наблюдаемого по ходу урока и последующего его анализа.

Должностные лица, в чьи функциональные обязанности входит контроль или обобщение опыта (администрация, заместители директора, заведующие отделениями, работники методических служб, председатели предметно-цикловых комиссий), предварительно сообщают о своем намерении посетить те или иные уроки; другие лица получают разрешение педагога на посещение. От того, в какой форме, когда, какой интонацией и т.п. сообщается о посещении, зависит и качество урока, и результативность деятельности студентов, и в конечном счете степень достижения целей исследователем-экспертом.

Наблюдение за ходом урока, деятельностью педагога и студентов

Наблюдение организуется, исходя из конкретных целей посещения учебного занятия, однако в любом случае необходим анализ урока как целостной системы. В противном случае замысел педагога, выполнение им программно-методических требований оказываются «в стороне», а при анализе «выпячивается» проблема, интересующая проверяющего, что ведет к субъективизму и невольно нацеливает педагога на показуху.

Основным способом фиксации собранной информации являются записи, носящие или констатирующий, или оценочный характер. Допустимо с согласия преподавателя использование диктофона или видеозаписи. Рациональной организации наблюдений на уроке способствует использование методической карты занятия (информационного листа) или методической разработки уроки, которые облегчают последующее обобщение результатов наблюдений.

Независимо от формы, записи об уроке содержат информацию о названии изучаемого предмета и темы, фамилию, имя и отчество педагога, дату проведения (посещения) занятия. В некоторых случаях важно указание, какой урок посещается (первый или пятый), сколько студентов в группе и т.д., имеет определенное значение фиксация затраченного на тот или иной вид работы учебного времени.

Фиксация наблюдаемого по ходу урока ведется в соответствующем бланке анализа урока, в том числе в форме, удобной для конкретного эксперта. Для того, чтобы лучше и быстрее организовать, систематизировать полученный в ходе наблюдений материал, подчинить его главным целям и задачам анализа, полнее учесть закономерности и принципы обучения, требования к современному уроку, целесообразно иметь в виду примерный список вопросов (их выбор и компоновка зависит от конкретных целей посещения урока) (Приложение 1).

Заслушивание самоанализа урока, постановка вопросов педагогу

Самоанализ урока оказывает существенную помощь педагогу

Педагог лучше осознает систему своей работы, свои достижения, а также затруднения и недостатки.

Он быстрее осваивает на практике методики выбора оптимальных методов, форм и средств обучения; ответственнее подходит к отбору учебного материала, выносимого на урок.

Преподаватель нацеливается на улучшение планирования урока и системы уроков, руководствуясь при этом не формальными, а сущностными основаниями.

Он чувствует себя более защищенным и уверенным в ситуации контроля своей деятельности.

Самоанализ урока педагогом оказывает серьезную помощь эксперту.

Самоанализ дает уникальную возможность знакомства с системой работы педагога, с его творческой лабораторией, с замыслом и планом урока (без чего невозможен целостный анализ посещенного урока).

Через самоанализ легче усваиваются советы и рекомендации по улучшению работы, которые даются преподавателю; происходит усвоение передового педагогического опыта и внедрение в практику образовательной деятельности достижений педагогической науки, различных новшеств.


Памятка-алгоритм для самоанализа урока

Памятка-алгоритм для самоанализа урока педагогом предусматривает ответы на следующие вопросы:

1. Каков замысел, план данного урока и почему он является таким?

1.1. Каково место урока в теме, разделе, курсе?

1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

1.3. Как он «работает» на изучение последующих вопросов данной темы, следующих тем, разделов программы, как он связан с другими учебными предметами?

1.4. Каким образом были учтены программные требования к уроку?

1.5. Как были учтены особенности содержания урока при выборе форм, методов и средств обучения?

1.6. Почему был избран именно этот тип урока?

2. Какие особенности студентов были учтены при подготовке к уроку и почему?

3. Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?

4. Почему была избрана именно такая структура урока?

5. Как осуществлялось управление учебной деятельностью студентов (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)? Как осуществлялся дифференцированный подход к студентам на уроке?

6. Какие условия были созданы для проведения урока:

учебно-материальные,

морально-психологические,

Гигиенические,

Эстетические,

временные (как осуществлялась экономия времени)?

7. Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе урока? Если да, то какие? Почему в них возникла необходимость? К чему привели эти отклонения и усовершенствования?

8. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки студентов?

9. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока?

10. Что в данном уроке стоило бы изменить, сделать по-другому?

11. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?

12. Какова общая самооценка урока преподавателем?

Данный алгоритм может быть использован также как памятка для самоконтроля готовности педагога к уроку, как основа для подготовки методической разработки урока для методического кабинета техникума.

Совместная аналитико-оценочная деятельность эксперта и педагога, советы и рекомендации педагогу.

У посещающего урок, независимо от поставленных целей, рождаются оценочные суждения об уроке или его аспектах. Они, естественно, носят первичный характер и подлежат уточнению, подтверждению, особенно в ходе анализа и самоанализа занятия. Исследователь-эксперт наблюдает и педагогически грамотно проведенные моменты урока, и его недостатки. Шум в аудитории, отсутствие внимания интереса к рассказу педагога и другие моменты способен заметить любой посещающий урок. Должностное лицо, в чьи функции входит контроль, обязано их фиксировать. Недостатки, относящиеся к разряду методических ошибок, также подлежат фиксации.

На этом, наиболее сложном и ответственном, этапе анализа проведенного урока эксперт должен:

проанализировать его замысел и процесс осуществления задуманного;

выявить полученные реальные результаты учебной деятельности.

При этом эксперту необходимо быть объективным, обладать педагогическим тактом, подготовить конструктивные предложения по совершенствованию работы педагога.

Анализ занятия начинается с позитивных оценок. В анализе работа преподавателя (и его занятие) не сравнивается с деятельностью других педагогов.

Советы и оценки должны быть высказаны в благожелательной форме, чтобы они оказались принятыми, а не отвергнутыми педагогом. Без соблюдения этих требований посещение урока экспертом не только не способствует оказанию необходимой помощи преподавателю, но и вызовет с его стороны негативное отношение. Сказанное выше вовсе не означает отказа от замечаний практического характера в адрес педагога. Эксперту целесообразно формулировать свои советы как бы рассуждая вслух, советуясь с преподавателем, с тем, чтобы максимально стимулировать его к работе по совершенствованию своего педагогического мастерства.

Анализирующий не перечисляет использованные методические приемы, технические средства обучения и средства наглядности, не описывает структуру урока. Такая информация вкладывается в содержание оценочных суждений. Анализирующий не комментирует наличие педагогических явлений, он оценивает их с точки зрения грамотности применения. Оценочные суждения анализирующий формулирует используя научно-методическую терминологию. Оценки анализирующим урок даются в конкретной форме с использованием уважительных форм обращения к педагогу.

Оценивая итоги урока, эксперт вместе с педагогом ищет причины, которые привели к этим итогам, и меры дальнейшего совершенствования работы. Советы и рекомендации могут касаться не только методических умений педагога, но и определенных качеств его личности (что требует особого такта от проверяющего). Они должны быть конкретными, конструктивными, контролируемыми. После анализа урока целесообразно выяснить, удовлетворен ли сам преподаватель итогами собеседования с экспертом.

Использование результатов посещения данного урока в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса в техникуме

Анализ и оценка отдельного урока, советы и рекомендации в адрес преподавателя не должны означать завершения аналитической работы. Мастерство руководителя-эксперта проявляется в его умении в каждом уроке видеть не только его индивидуальные неповторимые особенности, но и общее, типичное, что характерно для данного преподавателя, группы педагогов, всего педагогического коллектива; обнаруживать через отдельные уроки проявление наиболее важных положительных (ростки передового опыта, совершенствование мастерства, освоение важнейших умений и т. д.) и негативных (типичные затруднения, недостатки и ошибки в работе педагогов и студентов и т. п.) тенденций развития учебно-воспитательного процесса в техникуме. Эти наблюдения позволяют точнее сформулировать важнейшие проблемы и задачи работы с педагогическими кадрами.

Данные, полученные в ходе анализа уроков - наилучший исходный материал для оценки состояния дел в учебном заведении, оперативной корректировки методической и административной работы.

Приложение 1

Список вопросов при посещении урока

1. Как решаются задачи урока?

а) Познавательные задачи

Соответствуют ли познавательные задачи урока требованиям учебной программы?

Как формируются (контролируются, закрепляются, совершенствуются):

знания основных понятий, теоретических положений, законов, закономерностей, важнейших фактов, хода явлений и событий;

специальные, предметные умения и навыки;

общеучебные умения и навыки?

Как осуществляется профилактика и ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках студентов?

Насколько полно используются образовательные возможности урока?

б) Воспитательные задачи

Как используются в целях комплексного решения воспитательных задач воспитательные возможности учебного материала?

Насколько преподавателем выделены и раскрываются важнейшие мировоззренческие идеи, заложенные в содержании учебного материала?

Как используются в воспитательных целях возможности организации учебной деятельности студентов, возможности методов, средств, форм, условий обучения)?

Как организовано общение в группе?

в) Задачи развития студентов

Как используются возможности урока для:

Развития интеллектуальной сферы студентов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), их речи;

Развития эмоциональной сферы;

Развития волевой сферы?

Правильно ли учтены педагогом особенности группы и отдельных подгрупп студентов?

г) Комплексное решение задач урока

Насколько четко выделены преподавателем главные, доминирующие задачи урока?

Насколько эффективно решены в ходе урока главные, доминирующие задачи урока?

2. Как осуществляется отбор содержания учебного материала?

Соответствует ли материал программным требованиям и задачам урока?

Рациональна ли логика изучения материала?

Используются ли внутрипредметные (внутрикурсовые) и межпредметные связи?

Соответствует ли отобранное содержание учебного материала принципам научности, доступности, последовательности, связи с жизнью, практической и профориентационной направленности обучения?

Рационально ли использован дополнительный (к учебнику) материал?

Удалось ли отобрать в содержании урока главное, существенное и сконцентрировать на этом главном внимание и деятельность студентов?

3. Как осуществляется выбор методов и средств обучения?

Рациональны ли избранные преподавателем сочетания:

словесных, наглядных и практических методов обучения;

репродуктивных и проблемных методов обучения;

индуктивных и дедуктивных методов обучения?

Насколько оправданно предложенное педагогом соотношение самостоятельной работы студентов и работы под руководством преподавателя?

Как используются методы стимулирования познавательных интересов обучающихся и методы контроля?

Обеспечивают ли предложенные преподавателем методы обучения активизацию и рациональную организацию учебной деятельности студентов?

Рационально ли избраны и применяются средства обучения, включая технические?

4. Как осуществляется выбор формы обучения?

Рационально ли избранное преподавателем сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы?

Есть ли необходимость в дифференцированном подходе к студентам и если да, то как он осуществляется?

Обеспечивается ли коллективный характер учебной деятельности студентов?

5. Как организована учебная деятельность студентов и общение в группе?

Сделано ли все необходимое для рациональной организации труда обучающихся (четкая постановка задач работы, насколько качественно проведен инструктаж о порядке выполнения работы, сроках и видах контроля, насколько студенты обеспечены необходимыми для выполнения работы инструментами, материалами и т. п.)?

Насколько эффективен контроль учебной работы (разнообразие видов контроля, его непрерывный характер, сочетание контроля и самоконтроля)?

Как оценивается деятельность студентов (сочетание количественной оценки (отметки) и качественной, содержательной оценки, накопляемость отметок, стимулирующий, воспитывающий и развивающий характер оценки)?

Как осуществляется работа над ошибками?

Как организовано взаимодействие преподавателя со студентами, их общение друг с другом?

6. Созданы ли благоприятные условия для обучения?

а) учебно-материальные

Как использованы возможности учебного кабинета (мастерской, лаборатории, спортзала) на уроке?

Есть ли необходимость существенного совершенствования оборудования кабинета (мастерской, лаборатории, спортзала) и (или) улучшения его использования?

б) морально-психологические

Благоприятна ли психологическая атмосфера урока для решения его задач?

Насколько полно используются педагогические возможности личности педагога, его примера?

Поддерживаются ли на уроке определенные ритуалы деятельности и поведения преподавателя и студентов?

в) гигиенические

Поддерживается ли работоспособность студентов в течение всего урока?

Учитываются ли педагогом при организации процесса обучения место занятия в расписании, день недели, степень утомления студентов?

Есть ли переутомление, перегрузки студентов из-за нерациональной работы на уроке?

г) эстетические

Оказывает ли работа на уроке эстетическое воздействие на студентов (с помощью оформления кабинета, эстетики оборудования, самого процесса взаимодействия педагога с группой, эстетики общения, внешнего вида)?

д) фактор времени

Рационально ли использовано время урока?

Оптимален ли темп работы педагога и студентов на уроке?

Вовремя ли было задано домашнее задание?

7. Каково место урока в системе обучения?

Насколько верно определено место данного урока при изучении данных темы, раздела, курса?

Верно ли определен тип урока?

8. Рациональна ли избранная педагогом структура урока?

Можно ли согласиться с выделением именно таких этапов урока, которые определил преподаватель?

Насколько целесообразна последовательность этапов урока, которую определил преподаватель?

Какова логика переходов от этапа к этапу урока?

Насколько рационально распределено время на каждый этап и элемент урока?

9. Удалось ли решить поставленные задачи урока на необходимом уровне? (первый критерий оптимальности урока - максимум результатов с учетом конкретных условий).

10. Удалось ли избежать перегрузки студентов? (второй критерий оптимальности урока - экономичность, отсутствие перегрузки).

11. Удалось ли обеспечить высокую продуктивность мотивации учения, рабочее самочувствие и настроение студентов на уроке, качество «проживания» урока (третий критерий оптимальности урока - критерий качества жизни).

Рассмотренная программа наблюдений не является единственно возможной. В то же время она достаточно целостно охватывает важнейшие компоненты обучения, его закономерности и принципы. Вместе с самоанализом урока преподавателем ответы на вопросы 1-8 дают основу для анализа урока по ключевым позициям (вопросы 9-11), на основе которых производится оценка и самооценка урока и деятельности педагога.

Приложение 2

Бланки заполняемые посещающим урок