Обучение детей творческому рассказыванию. Обучение детей с онр рассказыванию по картинке как основное средство развития связной речи Конспект занятия по обучению рассказыванию

Конспект занятия по развитию речи.

(старшая группа)

Тема. Зима

(обучение рассказыванию ).

Программное содержание:

обобщать и систематизировать знания детей о зиме;

Уточнить знания о признаках зимы;

Продолжать учить детей пересказывать текст по опорной

Схеме;

Совершенствовать речь детей;

С помощью игры «Подбирай, называй, запоминай»

Активизировать словарный запас детей;

Активизировать мышление, развивать воображение,

Чувство юмора;

Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

К артина И. И. Шишкина «Зима», конверт с письмом от Незнайки с двумя рассказами о зиме и с опорными схемами «Зима», музыка Вивальди «Зима», магнитофон.

Предварительная работа:

Беседа о признаках зимы.

Чтение и рассказывание рассказов о том, кто как зимует (животные, птицы, насекомые).

Рассматривание картин о зимних забавах.

Заучивание стихотворений о зиме.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

/Дети стоят возле воспитателя, у мольберта. Воспитатель включает музыку композитора Вивальди «Зима»./

Послушайте музыку. Закройте глаза.

/Дети слушают музыку./

А о чём написал композитор, поможет вам в этом разобраться загадка-подсказка.

Послушайте загадку:

Снег на полях,

Лёд на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

О каком времени года написал композитор?

Мы сегодня будем говорить о зиме.

Что представили, когда слушали музыку?

/Воспитатель ставит на мольберт картину И. И. Шишкина «Зима»./

О зиме писали не только композиторы, но и художники

Назовите признаки зимы, а картина, как подсказка, она вам поможет.

Что мы видим на этой картине? (Лес, деревья и земля укрыты снегом, солнце не видно, погода пасмурная и т. д.)

Что делают деревья зимой? (Спят.)

Почему не слышно птиц зимой? (Перелётные птицы улетели осенью, а зимующие прилетают поближе к человеку.)

Почему не видно зверей зимой? (Медведь, барсук, ёж – спят зимой, белка и заяц поменяли цвет своей шерсти.)

Где насекомые зимой? (Спят.)

О зиме писали ещё и поэты. Послушаем стихотворение И. Сурикова «Зима».

/Ребёнок выразительно читает стихотворение И. Сурикова «Зима»./

Зима – чудесное время года.

Как можно ласково назвать зиму? (Зимушка.)

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»

- Зима (какая?) – холодная, снежная, морозная, долгая.

Снег (какой?) - мягкий, пушистый, белоснежный, сверкающий, красивый, холодный, нежный, искристый, серебристый, мокрый, мягкий, твёрдый и т. д.

Давайте мы с вами покажем, как падает снег!

/Дети показывают руками, как «падает» снег - психогимнастика ./

Скажите пожалуйста, мороз (какой?) - сердитый, озорной, весёлый, жгучий и др.

Давайте теперь покажем, какой «мороз»!

/Дети «показывают» мороз - психогимнастика ./

Лёд (какой?) - хрупкий, скользкий, твёрдый, блестящий, прозрачный и др.

2 Чтение 1-ого рассказа о зиме .

Ребята, садитесь пожалуйста на свои стульчики.

Наш друг Незнайка прислал нам письмо, послушайте внимательно его рассказ о зиме.

/Воспитатель достаёт из письма первый рассказ Незнайки о зиме и

Читает его./

Зимой солнце светит ярко, греет жарко; на небе тучи, идёт дождь. На земле зимой травка. На деревьях зимой зелёные листья. Птицы радостно щебечут – у них много корма зимой. Звери рады зиме. Люди купаются в реке, надевают шорты и футболки.

3. Беседа по опорной схеме .

- Всё правильно Незнайка написал в своём рассказе? Он решил, что ребята в детском саду не знают что такое зима и захотел над нами пошутить.

- Давайте исправим Незнайку, а помогут нам в этом схемы-подсказки.

/Воспитатель достаёт из конверта схемы-подсказки и вешает их по очереди на доску. Дети отвечают на вопросы полным ответом./

  1. –Какое время года наступило? (Закончилась осень, наступила холодная зима).
  2. – Что происходит зимой с солнцем? (Солнце если есть, то оно не греет.) Чем стали покрыты дома, деревья, земля? (Земля, дома, деревья покрыты снегом.) Что стало с озёрами, реками? (Озёра, реки, пруды замёрзли.) Птицы и звери рады зиме? У них много корма?
  3. На улице стало тепло или холодно? (На улице стало холодно, мороз). Как люди стали надеваться? (Люди надевают тёплую одежду и обувь.)
  4. В какие игры дети могут играть зимой? (Зимой можно кататься на коньках, лыжах, санках с горки, играть в хоккей, лепить снеговиков, строить снежные крепости, играть в снежки.)
  5. Какой праздник зимой? (Зимой мы провожаем Старый год, встречаем Новый год. Празднуем Рождество Христово.)

Молодцы, ребята, вы доказали Незнайке, что всё знаете о зиме.

Теперь я прочитаю другой рассказ Незнайки о зиме, а вы постараетесь запомнить его и потом расскажите его сами.

4. Чтение 2-ого рассказа о зиме.

/Воспитатель достаёт из конверта второй рассказ Незнайки и

Читает рассказ./

Зима.

Давно закончилась золотая осень. Наступила холодная зима.

Выпал белый снег. Пушистым ковром покрыл он землю, крыши домов, ветки деревьев. Замёрзли реки, озёра, пруды.

Холодно зимой, поэтому мы надеваем тёплую одежду и обувь.

Весело зимой: можно кататься на коньках, лыжах, санках с горки, играть в хоккей, лепить снеговиков, строить снежные крепости, играть в снежки.

Зимой мы провожаем Старый год, встречаем Новый год. Празднуем Рождество Христово.

Я очень люблю зиму.

  1. Пересказ рассказа детьми .

Кто хочет попробовать сам рассказать рассказ о зиме по схемам-подсказкам. Можно добавить что-то своё интересное о зиме.

/ 5-7 детей пересказывают рассказ./

Молодцы ребята!

7. Заключительная часть .

Мы сейчас пойдём гулять в зимний лес. Встали со стульчиков.

- Мы с вами поиграем.

/Воспитатель проводит с детьми игру «Зима».

Дети читают стихотворение и выполняют движения./

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью – зиму любим мы, любим мы, любим мы

/Воспитатель включает музыку Вивальди «Зима»./

Сейчас ребята, мы подойдём к картине «Зима», которую написал Иван Иванович Шишкин и будем слушать музыку композитора Вивальди.

Представим, что мы в зимнем лесу. Посмотрите, как красиво кругом. Мы остановились у этой сосны и слушаем, слушаем, что происходит в лесу. Мы слышим, как скрипит под ногами снег, где-то хрустнула ветка, там дятел стучит, на сосновой ветке пробежала белочка и вильнула своим пушистым серым хвостом, на снегу увидели следы зайца, вон под тем сугробом - спит медведь и т. д.


Конспект занятия по обучению творческому рассказыванию.

Тема «Я - волшебник».

Программное содержание:

Воспитать интерес к сказкам. Развивать умение развивать рассказ на предложенную тему, использовать образные слова и выражения.

Материал к занятию. «Волшебное дерево», к веткам которого прикреплены иллюстрации к сказкам; посылка, письмо, волшебная палочка, сказочные атрибуты (красивая накидка, корона, колпак); игрушки - сувениры на каждого ребенка.

Предварительная работа .

Чтение и прослушивание грамзаписей сказок («Мороз Иванович», «Золушка», «Сивка-Бурка», «Василиса Прекрасная» и др.). Рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию сказок, подготовка выставки книг «Волшебные сказки», проведение викторины «В гостях у сказки», беседы «Если бы я был волшебником».

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям подойти к «волшебному дереву», «выросшему» в группе, и рассмотреть висящие на ветках иллюстрации к сказкам.

Вопросы во время рассматривания: «К какой сказки относится эта иллюстрация? Кто автор сказки? Как зовут главного героя? Можно ли назвать эту сказку волшебной? Кто творил чудеса в этой сказке?».

Педагог выслушивает ответы детей, отмечает наиболее интересные. Предлагает вспомнить и назвать чудеса из сказки «Золушка».

Затем спрашивает: «Ребята, вы верите в чудеса? Хотите верьте, хотите нет, но к нам в группу принесли посылку из волшебного царства».

Педагог читает на посылке адреса получателя («Детскому саду «Ладушки». Детям подготовительной к школе группы») и отправителя («Волшебное царство»).

Воспитатель вместе с ребятами вскрывает посылку, в которой находятся красивая палочка и письмо. Спрашивает: «Кто догадался, что это за красивая палочка? Правильно, волшебная. А теперь послушайте письмо, Которое вам прислала фея: «Здравствуйте, милые девочки и мальчики! Знаю, что вы любите сказки, разные чудеса, поэтому посылаю вам в подарок волшебную палочку. Тот, кто возьмет ее в руки, произнесет волшебные слова и взмахнет три раза, Станет волшебником».

Прерывая чтение, воспитатель обращается к детям: «Кто хочет стать волшебником?». Дает палочку вызвавшемуся ребенку и говорит: «Встань за дерево, произнеси известные тебе волшебные слова и три раза палочкой взмахни». Детям педагог предлагает закрыть глаза и открыть их только на слове «три». В тот момент, когда ребенок последний раз взмахнет палочкой, воспитатель набрасывает на его плечи красивую накидку, а голову украшает красивой короной, если это девочка, и колпаком, если это мальчик. Дети открывают глаза, и ребенок-волшебник выходит из-за дерева. «Скажи нам, о почтеннейший, - обращается к нему педагог, - из какого царства ты прибыл? Расскажи нам о нем».

Ребенок рассказывает, в случае затруднения воспитатель помогает наводящими вопросами. Затем благодарит волшебника и предлагает взять палочку следующему ребенку.

Выслушав два - три ответа, воспитатель, с согласия детей, тоже превращается в волшебника, рассказывает свою волшебную сказку, отвечает на вопросы. После этого волшебная палочка побывает еще у двух - трех детей.

Затем педагог продолжает чтение письма феи: «Я надеюсь, что, превратившись в волшебников, вы очень интересно расскажите о своем волшебном царстве, А ваши волшебные дела будут только добрыми». Спрашивает: «Как вы думаете, надежды феи оправдались? Все рассказы были интересными, а волшебные дела добрыми? Какой рассказ вам больше всего понравился? Почему?».

Заканчивая чтение письма: «Но, как всякая уважающая себя волшебница, я приготовила вам еще один сюрприз. Хотите узнать какой? Тогда закройте глаза, произнесите: «Эне-бэне, рики-факс!», хлопните три раза в ладоши и пройдите в раздевальную комнату». Дети выходят, воспитатель шепотом предлагает им заглянуть в свои раздевальные шкафчики. Ребята находят игрушки - сувениры, которые заранее приготовлены взрослыми.

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию.

Тема: «Придумывание продолжения и завершения рассказа

«Как Миша варежку потерял».

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с рассказом «Как Миша варежку потерял», учить слушать внимательно, обращая внимание на все детали рассказа. Дать характеристику. Что это начало рассказа, который им придется закончить.
  2. Учить детей последовательно, можно придумывать предложение и завершение рассказа начатого воспитателем. Обучать детей композиционному построению творческих рассказов (развязку), умение передавать придуманное завершение рассказа эмоционально выразительно, занимательно.
  3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к рассказчику, воспитывать культуру поведения слушателя.
  4. Речевые задачи.

Связная речь: Учить, при составлении рассказа, развивать сюжет, начатый воспитателем, не повторяя содержания рассказов других детей.

Грамматика: Активизировать использование в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами. Учить изменять по падежам слово варежки.

Звуковая культура речи: Упражнять в умении дифференцировать звуки «ш» и «ж» использовать в речи вопросительную и повествовательную интонацию.

Подготовка воспитателя к занятию: кн. А.М. Бородич «Методика развития речи детей»; кн. Э.П. Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»; А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду».

Предшествующая работа: словесные игры «Придумай небылицу», «Придумывание рассказов по серии сюжетных картинок».

Структура занятия:

1 часть. Вводная часть.

1) Методический прием: Сюрпризный момент приход почтальона с письмом от Незнайки.

2) Зачитывание письма Незнайки с просьбой закончить неоконченный рассказ.

3) Постановка цели занятия, с опорой на предыдущую работу с детьми.

2 часть. Основная часть.

Методические приемы: Чтение воспитателем начала рассказа «Как Миша варежку потерял».

Он потерял варежку (где, когда, почему?)

Он нашел варежку там… (где).

Он нашел варежку тогда (почему).

Миша нашел варежку потому что.

Мише стало радостно от того.

Миша стало так радостно.

Необходимо следить за смысловой и грамматической правильностью предложений. (У Миши есть варежки, а у Вовы нет таких варежек.) Придумайте предложение, чтобы четко слышалось слово варежек (Раньше у Миши не было красивых… Больше Миша не терял своих…)

После повторного чтения рассказа воспитатель предлагает детям придумать, что произошло дальше, и чем все закончилось. Намечает новые этапы (основ) рассказа:

  1. Расскажите, какой был день, когда Миша собрался гулять. Подумайте, какие варежки были у Миши, что произошло дальше. Чем все закончилось. В рассказе можете использовать предложения, которые вы составляли при выполнении упражнения.

Вызванные дети (три пары) договариваются, кто начнет рассказ, что в нем надо будет изменить. Пары могут быть составлены и по желанию детей, вызванный ребенок сам выбирает себе пару. При оценке рассказов обратить внимание на то, как дети договаривались, интересно был придуман конец. (Если какой-то паре концовка рассказа не удалась, можно предложить другим детям придумать его). В заключение занятий разучивается скороговорка: «После группового и нескольких индивидуальных повторений, воспитатель предлагает одному ребенку спросить (вопросительная интонация), а другому необходимо ответить (повествовательная интонация).

  1. Познакомить детей с последовательностью предложения рассказа:

Как Миша потерял варежку?

Нашел ли он ее?

Кто помог Мише ее найти?

Предложить одному ребенку повторить вопросы плана.

  1. Рассказы детей (5-6 рассказов).

При затруднении в составлении предложения рассказа использовать следующие приемы:

Напомнить вопросы плана;

Подсказывающие и направляющие вопросы;

Оценка детских рассказов воспитателем;

Оценка рассказов детьми;

Выбор лучшего рассказа и запись его для отправления этого рассказа Незнайки.

3 часть. Заключительная часть (окончание занятия).

1) Запечатывание конверта.

2) Звонок по телефону почтальону, чтобы забрать письмо.

3) Анализ детских рассказов.

  1. Приход почтальона и отправление письма.

Программное содержание:

  • обучение детей творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения;
  • обучение пересказыванию рассказа в стихотворной форме, расширение словаря антонимов, через игру «подзорная труба»;
  • формирование грамматически правильной фразовой речи, через игру «необитаемый остров», отгадывание загадок;
  • развитие воссоздающего и творческого воображения, формирование творческих способностей детей, используя различные приемы;
  • воспитывать любовь, эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества.

Оборудование: чудо дерево, полянка с насекомыми (гусеница, жук, кузнечик, бабочка и др.), воздушный шар, сумочка со сказочными предметами; предметы, которые можно встретить на необитаемом острове (консервная банка, шнурок, булавка, обертки от конфет, жевательная резинка и др.), шапочки сказочников, лист ватмана, шапочки для поросят.

Предварительная работа : знакомство с произведением Корнея Чуковского «Чудо-дерево», изготовление книжек-малышек

Ход занятия
1. Организационный момент

Дети входят в зал , звучит спокойная музыка. По сигналу колокольчика дети выстраиваются вокруг воспитателя.

Кто готов интересно провести время, узнать много нового, прошу занять место на стульчике, а теперь мы будем меняться местами (игра…) Встают и меняются местами те дети, которые любят:

Кислый лимон,

Сладкий чай,

Шоколадное …

Фруктовое варенье

Вот какие мы все разные. У каждого свой вкус и свой характер, но я думаю нас может объединить то, что все мы взрослые и дети любим сказки.
2. Основная часть.

Давайте поговорим, а за что мы любим сказки.

Дети: Я люблю сказки за то, что: во всех сказках с героями происходят невероятные приключения, им нужно пройти через испытания, исполняют желания, отгадывают загадки.

А вот и первая загадка. Отгадайте на что это похоже? (Ватман с одной стороны окрашен в зеленый цвет)

Дети: Это похоже на жезл, бинокль, подзорную трубу, волшебную подзорную трубу.

А если посмотреть в волшебную трубу на сказочного героя, то он сразу поменяет свой характер, на противоположный (на мольберте справа портреты героев, слева символы которые говорят о характере героев.)

Петя, на кого ты навел подзорную трубу? (баба-яга)

Дети, какая была баба-яга?

Петя, какая она стала?

Баба-яга: злая-добрая, Аленушка:грустная- веселая, медвежонок: жадный-щедрый;

А вот и вторая загадка (развернуть ватман).

А на что сейчас это похоже?

Дети: на футбольное поле, зеленый луг, лесную полянку.

А вот и третья загадка. Что можно сделать, чтобы на этой лужайке появилась сказка? (Добавить персонажей, положительных и отрицательных героев, волшебство или волшебный предмет).

Какими качествами должны обладать отрицательные и положительные герои?

Дети: положительные герои: добрые, справедливые, отзывчивые, смелые, умные, трудолюбивые, сообразительные.

Отрицательные герои: хитрые, жадные, глупые, злые,

Верно, ведь сказка живет там, где чудеса, волшебство и красота. Давайте сказку нарисуем словами!

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случится

Ваша сказка впереди

Сказка в гости к нам стучится,

Скажем гостю заходи!

Давайте сядем вокруг этой полянки и придумаем свою добрую, умную сказку.

На зеленой полянке растет «Чудо - дерево».

Какими словами обычно начинается сказка?

Придумать сказку нам поможет музыкальное произведение и то, что находится в шкатулке.

1. Прослушивание муз.произведения.

2. Из шкатулки достаем предметы (две гусеницы разного размера, насекомых.)

Какая музыка?

О ком или о чем может быть эта музыка?

Сколько должно быть героев?

Жили-были две гусеницы, одна большая, другая маленькая. Как можно продолжить сказку? (однажды они решили, увидели, отправиться в путешествие…)

Достать предметы из кармашков, которые можно встретить на дереве.

Вот и получилась у нас удивительная сказка. Как мы ее назовем?

Дети, а можно сочинить сказку с помощью танца. У Даши своя сказка про гусеницу. (танец)

А хотите, я научу вас пересказывать рассказ в стихотворной форме по серии картинок (на мольберте серия картинок).

Я нарисовала яблоневый сад, там такие красные яблоки висят, там желтеет травка, солнышко блестит, дождик поливает и забор стоит.
3. Сюрпризный момент.

Влетает воздушный шарик, на ниточке записка.

Вот и шарик прилетел сам точно в сказке. От кого же он? (слушаем «Марш поросят» из сказки «Три поросенка»).

Верно, это поросята. Похоже, они отправили нам записочку, а в ней задание. Отправляем вам сумочку, в которой находятся сказочные предметы, отгадайте из какой они сказки.

1. Золотой ключик («Приключение Буратино»)

2. Зеркальце («Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева»)

3. Топор («Каша из топора»)

4. Воздушный шар («Винни-пух и все, все, все»)

5. Красная шапочка («Красная шапочка»)

6. Хрустальная туфелька («Золушка»)

7. Лук и стрелы («Царевна - лягушка»)

8. Позолоченные орешки («У Лукоморья дуб зеленый…»)

9. Горошена («Принцесса на горошене»)

10. Перья («Гуси-лебеди»)

Молодцы, ребята! С заданием справились, а теперь предлагаю присесть на стульчики. Представьте, что вы на необитаем острове, где есть только то, что у вас на столе. Необходимо выжить на этом острове долгое время, используя только эти предметы.

Представьте, что на острове много жвачки. (строим дома, делаем посуду)

Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинке как основное средство развития связной речи.

Одним из приемов развития связной речи является обучение рассказыванию по картине. Значение этого вида занятий велико, т.к. они способствуют:

  • расширению и активизации словаря;
  • формированию грамматически правильной речи;
  • развитию процессов восприятия, воображения и логического мышления.

И это очень важно, т.к. у детей с ОНР, наряду с системным нарушением речи, очень часто наблюдаются отклонения и недостатки в развитии внимания, памяти, восприятия и мышления .

Обучение рассказыванию по сюжетным и пейзажным картинкам является частью системы по развитию связной монологической речи дошкольников с ОНР, которая включает в себя:

  • описание предметов;
  • пересказ;
  • рассказы по картинам;
  • некоторые виды творческого рассказывания .

Ниже представлены примерные конспекты по обучению детей с ОНР рассказыванию по картинке в разных возрастных группах.

Конспект занятия №1 по обучению детей рассказыванию по картине в средней группе.

Тема занятия: «Беседа по картине «Куры»

Задачи :

  • учить детей полно и точно отвечать на вопросы по содержанию картины, используя в речи простую распространенную фразу,
  • обогащать и активизировать словарь,
  • работать над развитием силы голоса.

Подготовительная работа :

  • разучивать загадки о петухе,
  • беседа о домашних птицах.

Словарь :

  • кукарекает, кудахчет, пищат, гребешок, бородка, шпоры, пестрые, хвост колесом.

Грамматика :

  • винительный падеж существительных: «клюет зернышки», «нашли жучка», «клюнуть жучка», «пьет воду», «ищет червячков»;
  • предложный падеж: «на голове», «на ногах», «на пальцах», «на земле»;
  • существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Оборудование :

  • картины «Куры», игрушка «Петух».

Ход занятия.

1. Организация внимания:

Сначала сядут девочки, потом мальчики.

2. Встреча с петухом .

Его рассматривание.

Логопед достает коробку. Вдруг из нее раздается: «ку-ка-ре-ку!»

Ой, кто это там кукарекает? Как вы думаете, ребята?

Петушок.

Давайте посмотрим (логопед открывает коробку и достает из нее большого игрушечного петуха).

Здравствуй, петушок (дети здороваются)! Ты зачем залез в коробку?

Здравствуйте! А я хотел всех ребят разбудить.

Да ребята давно уже не спят. Смотри мы уже позавтракали и теперь сели заниматься.

Да? Ну вот, значит, я опоздал.

Петух огорчается.

Ну, ты не грусти. Хочешь, мы тебе загадку загадаем? (Петушок со-глашается и дети загадывают ему загадку: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Ночью — распевает, днем — время считает»).

Ну, это про меня загадка. Да, и днем, и ночью распеваю. Я прямо как будильник. Я очень нужный.

Да, Петя, ты не только нужный, но еще и очень красивый. Да, ребята? Хочешь мы про тебя расскажем? (Логопед вместе с детьми рассказывает).

А у меня есть картина, на которой нарисована куриная семья. Хотите посмотреть? (Логопед вывешивает картину). Давайте назовем всех-всех, кто нарисован на этой картине.

Кто это?

Расскажите, какой у него гребешок.

Что у него еще есть на голове?

Какой у него клюв?

Какие глаза?

Какой у петуха хвост?

Какие у петуха лапы? Что есть на лапах?

Какого цвета перышки у петуха?

Что делает петух?

Какой он?

А это кто? Какие они?

Какого цвета цыплята?

С кем гуляют цыплята?

Что делает их мама-курица?

Куда смотрят эти цыплята? Что они хотят сделать?

Что здесь нарисовано? Что делает эта курица?

Сколько всего кур здесь нарисовано?

Понравилась вам эта картина?

А тебе, Петя? Давайте покричим, как петух. Что он делает? (Кукарекает). Как он кукарекает громко или тихо?

А как куры своих детей созывают? (Изображают). Что они делают? (Кудахчут).

4. Итог занятия.

Петух: «Молодцы, ребята, мне у вас очень понравилось, но теперь мне надо идти домой, меня курочка и цыплятки ждут. До свидания, ребята.

Дети прощаются с петухом и приглашают его еще в гости.

Конспект занятия №2 по обучению детей составлению связных рассказов по картине в старшей группе.

Тема: «Составление связных рассказов по картине «В лесу»

Задачи :

  • учить детей строить полный последовательный рассказ по сюжетной картине, в речи простыми распространенными предложениями (в том числе с однородными членами);
  • при рассказывании использовать коллективно со-ставленный план.

Подготовительная работа :

  • рассматривание и беседа по данной кар-тине, составление рассказов-описаний, отдельных фрагмен-тов картины, чтение рассказов и стихов, беседа о лете.

Словарь:

  • чудесная, ясная, солнечная (погода);
  • березы, сосны, поляна, ромашки, колокольчики, незабудка, букет;
  • собирать, искать.

Грамматические формы:

  • отработать творительный падеж с предлогом «за».

Оборудование :

  • картина, кружочки красного и синего цвета по количеству детей.

Ход занятия

1. Организация внимания.

Уточнение последовательности времен года: каждому ребенку задается вопрос типа: «Какое время года бывает после лета?»; «перед зимой?» и т.д.

Правильно ответивший на вопрос садится на свое место.

2. Вступительная беседа:

Какое сейчас время года?

Назовите весенние месяцы.

Какой весенний месяц сейчас?

Какое время года будет после весны?

Сейчас конец весны, как мы говорим про такую весну (поздняя)?

На какое время года похожа поздняя весна?

Какое летом солнце?

А какая погода бывает летом?

Ваня, скажи, какая летом погода, назови все слова, которые говорили ребята (ребенок строит предложение с однородными членами).

Куда мы пойдем на прогулку?

3. Работа с картиной:

Игра «К нам пришел волшебник «Я слышу».

Логопед вывешивает картину:

Посмотрите, дети решили пойти погулять в лес. Как вы думаете, где они живут? Давайте поиграем в игру «К нам пришел волшебник «Я слышу». Представьте себе, что вы тоже оказались здесь, в лесу. Какие звуки вы слышите? (Шумят деревья, жужжат жуки, разговаривают между собой девочки и мальчики, поют птицы, прыгают белки, шурша когтями по стволу дерева).

4. Физминутка.

А теперь вы встаньте со стульчиков, кто захочет, возьмите корзины для ягод, орехов и прогуляемся по лесу. (Дети изображают, как идут по лесу, рвут цветы, собирают ягоды в корзины (рука согнута в локте). А сейчас подкрадемся на цыпочках, спрячемся за дерево и посмотрим, как играют белки. Послушайте, как кукует вдалеке кукушка (дети тихим голосом ку-ку; ку-ку). Пойдем дальше. Нужно покричать, чтобы никто не отстал, не потерялся: Ау! Ау! (протяжно, не очень громко). Теперь можно идти домой.

Сейчас будем составлять по картине рассказ.

О чем будем говорить вначале?

О чем расскажем потом?

Что нужно сказать потом?

Чем закончим рассказ?

Рассказы детей.

3-4 ребенка (по очереди) составляют свои рассказы по картине. После каждого выступления дети поднимают красный или синий кружки в зависимости от того, понравился рассказ или нет. Затем они добавляют, высказывают замечания или, наоборот, говорят, что им понравилось в рассказе.

5. Итог занятия.

Что мы сегодня делали?

Чьи рассказы вам понравились?

Логопед дает оценку ответам детей.

Конспект занятия №3 по обученю рассказыванию по серии сюжетных картинок в подготовительной группе.

Тема: «Составление рассказов по сюжетным картинкам серии «Что такое хорошо и что такое плохо».

Задачи :

  • упражнять детей в составлении рассказа по серии сюжетных картинок;
  • учить развивать сюжет, придумывая продолжение рассказа;
  • учить давать оценку поступкам людей, их эмоциональному состоянию.

Словарь :

  • грустный, печальный, огорчение, веселый, радостный, веселье, стыдно, покраснел, «не смотрит в глаза».

Подготовительная работа :

  • чтение стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
  • беседы о правилах поведения в обществе, о делах плохих и хороших;
  • рассматривание и беседа по данной серии сюжетных картинок.

Оборудование :

  • серия картинок (4 шт.), мячик.

Ход занятия

1. Организация внимания:

Игра «Скажи наоборот» (логопед называет слово, бросает ребенку мяч, тот возвращает его, произносит слово с обратным значением (радость, грусть, добрый, веселый, трудолюбивый, вежливый, жадный, красивый, ленивый, злой, грустный, щедрый).

2. Вступительная беседа:

Ребята, вы знаете, что есть поступки плохие и хорошие, если человек совершит хороший поступок, то как про него можно сказать (хороший, справедливый, добрый). А если кто-то поступит плохо, то такому человеку обязательно будет стыдно. Поэтому нужно стараться вести себя так, чтобы потом не пришлось краснеть за свои поступки. Давайте расскажем о том, какие хорошие поступки вы совершили.

3. Рассказывание по картинкам.

Сегодня мы будем составлять рас сказ про Олега и Мишу (выставляет первую картинку). Ира начнет рассказывать, а мы будем слушать внимательно и дополнять рассказ (Ира рассказывает. После рассказа дети вносят дополнения и поправки).

Ребята, как в такой ситуации нужно поступить Мише?

Давайте посмотрим, как же поступил Миша (выставляется вторая картинка). Кто хочет рассказать?

Кто дополнит рассказ Артема? (Логопед следит за тем, чтобы в своих рассказах дети дали оценку поступку Миши).

Миша поступил нехорошо. Как вы думаете, ему радостно от того, что он отобрал у Олега игрушку?

Посмотрим следующую картинку. Вика, расскажи, что было раньше.

Вам понравился рассказ Вики?

Людям, которые поступают нехорошо, обычно бывает стыдно за свои поступки. И они даже краснеют от стыда. Посмотрим, стыдно ли Мише (выставляется четвертая картинка).

Кто хочет рассказать? (Если ребенок в рассказе упускает это, то логопед просит обратить внимание на настроение персонажей картины).

Цель: Составить рассказ с использованием игрушек

Программное содержание :

Образовательные задачи

— Продолжать учить детей придумывать и передавать в рассказе воображаемые эпизоды, в которых проявляются особенности внешнего вида и черты характера зверей

— Способствовать накоплению у детей зрительных впечатлений, целенаправленно активизировать словарь детей

— Учить детей связно, последовательно, выразительно, умело использовать достигнутые художественные приёмы

— Учить оценивать рассказы товарищей, видеть положительные и отрицательные стороны их ответов

Развивающие

Развивать воображение, творческую инициативу

Воспитательные

— Воспитывать интерес к сочинению рассказов

Ход непосредственно- образовательной деятельности:

На столе располагается ширма, за ширмой находятся игрушки лисы, белки и медведя. Дети сидят на стульях.

Воспитатель: Дети, вы хотите узнать, кто же находится за ширмой? Тогда отгадайте загадки!

  • Желтая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла (лиса)
  • Кто в дупле ночует, зимушку зимует, шишки собирает, на год запасает (белочка)
  • Сам лохматый, косолапый, громко ревёт, любит мёд (медведь)

После ответов детей игрушки появляются из-за ширмы.

Воспитатель: Ребята, а вы любите слушать рассказы? А как называются люди, которые пишут рассказы? А вы хотите побыть писателями и сочинить свою книгу? Сегодня вы сами попробуете придумать рассказ про этих весёлых игрушечных зверях, про которых я вам загадала загадки! Но прежде чем начать составлять рассказ нужно описать игрушки. (Проводится описание игрушек) Медведь: Что есть у медвежонка? Какое туловище у медвежонка? Есть ли у медвежонка хвост? На голове у медвежонка есть глазки, носик, ушки. Какого цвета у медвежонка шёрстка? А сейчас давайте составим описание белочки и лисы.

Ребята, вы молодцы, составили описание игрушек. Послушайте мой рассказ про медвежонка и белку: В большой комнате на ковре сидел игрушечный медвежонок. Вдруг откуда – то с полки спрыгнула на ковер проворная, шустрая, весёлая белочка. Поздоровалась с медвежонком и, прыг, к кукольным качелям. «Влезай на качели, — позвала белочка медвежонка, — вместе покачаемся. Стал лохматый на качели влезать, два раза подряд и шлёпнулся, а как уселся, принялся изо всех сил раскачиваться вверх-вниз, вверх-вниз. Долго белочка и мишка качались и громко смеялись. Им было очень весело вдвоём.

Ребята, а сейчас вы будете составлять рассказы про зверей для нашей книги, я их буду записывать! В начале рассказа вам нужно описать забавных зверей, затем рассказать, что интересного с ними приключилось и чем закончился рассказ. А помогут вам картинки-помощники.

Воспитатель: Ребята, что можно сказать о медвежонке, о белочке, лисичке?

Дети: У медвежонка шерстка лохматая, он косолапый, неуклюжий. Лисичка рыжая, хитрая, проворная. Белочка рыжая, красивая, шустрая.

Воспитатель: Давайте, ребята все вместе повторим наш план. А сейчас, дети, придумайте забавную историю про зверят. Кто хочет составить рассказ? (рассказ ребёнка записывает воспитатель). Кто ещё хочет рассказать? Закройте все глазки, у кого на коленях окажется медвежонок, тот и будет рассказывать.

Молодцы, ребята, вы все очень старались. Рассказывали выразительно, использовали много слов в описании зверей, рассказы были интересными. Чьи рассказы вам больше всего понравились? Про кого мы составляли рассказы, скажите полным предложением?

Дети: Мы составляли рассказы про мишку и белочку. Мы составляли рассказ про мишку и лисичку.

Воспитатель: А какими другими словами можно назвать мишку, зайку, чтобы эти же слова, но стали более длинными и похоже звучали

Дети: Мишка, мишутка, мишенька. Зайка, зайчонок, зайчишечка

Воспитатель: Правильно, молодцы. А сейчас лисичка хочет с вами поиграть. Хотите?

Проводится подвижная игра:

По лесной лужайке, разбежались зайки

Вот какие зайки, зайки попрыгайки

Сели заиньки в кружок, лапкой роют корешок

Вот какие зайки, зайки-попрыгайки.

Вот бежит лисичка, рыжая сестричка, ищет где же зайки, зайки-попрыгайки

Вот как много зайцев есть, можно мне любого съесть!

Название: Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию в старшей группе «Забавные приключения белки, зайца и лисы»

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ Детский сад № 157 «Сиверко»
Месторасположение: город Архангельск