Можешь ты не быть но гражданином. Поэт и гражданин стихотворение николая некрасова

Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан
Из стихотворения «Поэт и гражданин» (1856) Н. А. Некрасова (1821 - 1877).
Используется: как шутливо-ироническая форма напоминания об общественном долге. В конце XIX-XX вв. в России, помимо вышеприведенных, часто цитировались другие строки этого некрасовского стихотворения, в которых была выражена та же мысль - в несколько иной форме:
Ах, будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов.
Но нужно, нужно нам граждан!

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан" в других словарях:

    Цитата из стихотворения Н.А. Некрасова Поэт и гражданин (1856). Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

    Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан - крыл. сл. Цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» (1856) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Учёным можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан - (из стих. Н.Некрасова: Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан) о не­обходимости защитить кандидатскую диссертацию … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    Наст. вр. нет (кроме 3 л. ед.: есть; книжн., 3 л. мн.: суть); будь, будьте; был, была, было (с отриц.: не был, не была, не было, не были); буду, будешь; бывший; будучи; нсв. 1. Существовать. Думаю, инопланетяне есть. Здесь когда то была Троя. * В … Энциклопедический словарь

    быть - наст. вр. нет (кроме 3 л. ед.: есть; книжн., 3 л. мн.: суть); будь, бу/дьте; был, была/, бы/ло см. тж. быть по сему, быть так, как не быть, может быть, быть може … Словарь многих выражений

    Николай Алексеевич (1821 1877) виднейший русский революционно демократический поэт. Р. 4 декабря 1821 в семье зажиточного помещика. Детство свое провел в усадьбе Грешнево Ярославской губ. в исключительно тяжелой обстановке зверских расправ отца с … Литературная энциклопедия

    поэт - а, м. poète m. <гр. poietes. 1. устар. Писатель вообще,творец художественных,поэтических произведений (независимо от жанра). МАС 2. Господа стихотворцы и прозаики, одним словом поэты, в конце прошедшего столетия и даже в начале нынешнего… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Обязанная, обязанное; обязан, обязана, обязано. 1. с инф. Имеющий своею обязанностью что н.; такой, что должен что н. исполнить, как свою обязанность. «Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность…» … Толковый словарь Ушакова

    - [по] поэта, м. [греч. poietes]. 1. Писатель–художник, создающий поэтические произведения. «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи.» Сталин. «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном… … Толковый словарь Ушакова

    АРМЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА НА ДРЕВНЕ И СРЕДНЕАРМЯНСКОМ. Памятники А. Л. могут быть подразделены на три разряда, соответственно трем периодам, различаемым в истории А. яз.: древнеармянскому («грабарному»), среднеармянскому и… … Литературная энциклопедия

"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын." ============================================= - Этими строками из стихотворения Некрасова "Поэт и гражданин" начнем разговор о гражданине, о его роли в судьбе государства.

Исторически сложилось так, что человек не может существовать вне общества; быть изолированным от общества - никак и нигде не проявить себя, ни в чем не принимать участия, быть оторванным. Человек, который принят обществом, легко может найти в нем свое место, быть активным и деятельным, а самое главное, быть полезным. На протяжении всей истории человек борется за свои права. Каждому хочется улучшить свое положение в обществе, каждому хочется, чтобы его мнение было услышано, хочется быть свободным в выборе. Граждане каждого государства стремятся к тому, чтобы усовершенствовать свои права и свободы. Для этого необходимо участие в управлении, участие в различных структурах власти. "Каждый, кто внес свою лепту в дело процветания страны или физическим или нравственным трудом, является благородным и полезным гражданином." (Ян Чечот) Понятие «гражданин» прочно связано с понятием «государство». И быть гражданином другого государства совсем не то же самое, что быть гражданином своей страны. В повседневной жизни человек не часто задумывается о том, что значит быть гражданином. Очень важно помнить, что мы являемся гражданами Великой страны и могучей державы. Процветание страны достигается усилиями всех граждан, в том числе и моими. Быть гражданином России - это значит быть её патриотом. Но любить Россию нужно не на словах, произнося громкие фразы. Только своими делами человек может доказать свою любовь к Родине. Получение паспорта ставит каждого в один ряд с великими гражданами нашего государства: Президентом России, выдающимися учёными, спортсменами, достигшими олимпийского золота, и повышает собственную ответственность за поступки. Быть гражданином - это значит иметь активную жизненную позицию, не отсиживаться, не отмалчиваться, не перекладывать свои обязанности на плечи другого. Это активно участвовать в политической жизни страны

Слово «политика» произошло от греческого слова Politika, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством». В зависимости от политики, которую проводит государство, люди живут хуже или лучше. Поэтому все слои общества заинтересованы в том, чтобы государственная политика учитывала их интересы. От слова «политика» многих уже давно тошнит. Это плохо. Плохо, когда граждане считают эту сферу помойкой, куда порядочным людям не следует соваться, отдавая все на откуп узкой «политической элите». На практике же такая позиция, называемая абсентеизмом укрепляет определенную политическую линию и может нанести государству ущерб. Впрочем, есть немало примеров, когда люди, совсем не интересующиеся политикой, вдруг «просыпаются» и говорят: «хватит!», - и тогда они становятся активными участниками политических процессов.

"Как только кто-либо говорит о делах государства: «Что мне до этого?» – следует считать, что государство погибло." (Жан Жак Руссо) Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти. Условия, при которых человек может сознательно участвовать в политической жизни: 1) По достижению совершеннолетия (18 лет) 2) Гласность. Люди должны получать достоверную информацию о работе органов власти, чтобы сделать правильные выводы и сформировать собственное мнение. 3) Умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать ее, систематизировать, верно оценивать, формировать свои убеждения и т.д. 4) Участие в референдумах и выборах с правом одного голоса. 5) Участие в мирных демонстрациях и митингах, шествиях и пикетировании (без оружия), для выражения протеста против политики правительства или каких-либо политических действий. Все эти условия определяют политическую культуру каждого конкретного человека. Есть люди, которые принципиально не интересуются политикой, но при этом нельзя утверждать, что им не интересны цены в магазинах или проезд в общественном транспорте. А ведь это и есть та же самая политика, от нее зависит уровень жизни населения. Поэтому нельзя пренебрегать своим выбором, надо ходить и голосовать, надо принимать участие в политической жизни своей страны, выполняя тем самым свой гражданский долг. Все идет из семьи. Семья – это первостепенная ячейка общества, в которой развивается индивидуум. Чтобы человек имел свою гражданскую позицию и участвовал в политической жизни страны, родители должны с детства прививать ребенку мнение о необходимости социальной активности, приводя в пример себя. Если ни один член семьи никогда не голосовал на выборах и не интересовался политикой, естественно, ребенок примет эту модель поведения и в процессе взросления будет ее воспроизводить. - Нельзя не согласиться со словами: "Только свободный гражданин имеет отечество; раб, крепостной, подданный деспота имеют лишь родину." (Анатоль Франс (1844-1924), французский писатель) "Нужно сначала быть плохим гражданином, чтобы сделаться затем хорошим рабом." (Шарль Монтескье (1689-1755), французский философ)

На заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» Путин сказал: "Для россиян, для России вопросы «кто мы?», «кем мы хотим быть?» звучат в нашем обществе всё громче и громче.Очевидно, что наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции. А сегодня мы видим новый виток такой конкуренции.Основные направления сегодняшней конкуренции – экономико-технологическое и идейно-информационное. Обостряются и военно-политические проблемы, и военно-политическая ситуация. Мир становится всё более жёстким, порой отвергается не просто международное право, но даже элементарные приличия. Нужно быть сильным в военном, технологическом, экономическом отношении, но главное, что будет определять успех, – это качество людей, качество общества интеллектуальное, духовное, моральное. Ведь в конце концов и экономический рост, и благосостояние, и геополитическое влияние – это производные от состояния самого общества, от того, насколько граждане той или иной страны чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в этой своей истории, в ценностях и в традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность. В этом смысле вопрос обретения и укрепления национальной идентичности действительно носит для России фундаментальный характер. После 1991 года была иллюзия, что новая национальная идеология, идеология развития, родится как бы сама по себе. Государство, власть, интеллектуальный и политический класс практически самоустранились от этой работы, тем более что прежняя, официозная идеология оставляла тяжёлую оскомину. И просто на самом деле все боялись даже притрагиваться к этой теме. Кроме того, отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы и не связывала своё будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались. Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустроение государства, общества не сработало, так же как и механическое копирование чужого опыта. Такие грубые заимствования, попытки извне цивилизовать Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету – неотъемлемая часть нашего национального характера. Мы также понимаем, что идентичность, национальная идея не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии. Такая конструкция неустойчива и очень уязвима, мы знаем это по собственному опыту, она не имеет будущего в современном мире. Необходимо историческое творчество, синтез лучшего национального опыта и идеи, осмысление наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда, а это живой организм. Только тогда наша идентичность будет основана на прочном фундаменте, будет обращена в будущее, а не в прошлое. Это главный аргумент в пользу того, чтобы вопрос идеологии развития обязательно обсуждался среди людей разных взглядов, придерживающихся разного мнения о том, что и как нужно делать с точки зрения решения тех или иных проблем. Нам всем: и так называемым неославянофилам, и неозападникам, государственникам и так называемым либералам – всему обществу предстоит совместно работать над формированием общих целей развития. Нужно избавиться от привычки слышать только идейных единомышленников, с порога, со злобой, а то и с ненавистью отвергая любую другую точку зрения. Нельзя даже не перекидывать, а пинать будущее страны, как футбольный мяч, окунувшись в оголтелый нигилизм, потребительство, критику всего и вся или беспросветный пессимизм. А это значит, что либералы должны научиться разговаривать с представителями левых взглядов и, наоборот, националисты должны вспомнить, что Россия формировалась именно как многонациональное и многоконфессиональное государство с первых своих шагов, и что, ставя под вопрос нашу многонациональность, начиная эксплуатировать тему русского, татарского, кавказского, сибирского и какого угодно ещё любого другого национализма и сепаратизма, мы встаём на путь уничтожения своего генетического кода. По сути, начинаем уничтожать сами себя. Суверенитет, самостоятельность, целостность России безусловны. Это те «красные линии», за которые нельзя никому заходить. При всей разнице наших взглядов дискуссия об идентичности, о национальном будущем невозможна без патриотизма всех её участников. Патриотизма, конечно, в самом чистом значении этого слова.

У нас практически нет такой семьи, которую бы обошли стороной беды прошлого века. Вопросы оценки тех или иных исторических событий до сих пор раскалывают страну и общество. Мы должны залечить эти раны, восстановить целостность исторической ткани. Нельзя больше заниматься самообманом, вычёркивая неприглядные или идеологически неудобные страницы, разрывая связь поколений, бросаясь в крайности, создавая или развенчивая кумиров. Пора прекратить замечать в истории только плохое, ругать себя больше, чем это сделают любые наши недоброжелатели. Критика необходима. Но без чувства собственного достоинства, без любви к Отечеству эта критика унизительна и непродуктивна. Мы должны гордиться своей историей, и нам есть чем гордиться. Вся наша история без изъятий должна стать частью российской идентичности. Без признания этого невозможно взаимное доверие и движение общества вперёд. Формирование гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями – необходимое условие сохранения единства страны. Не сконцентрировав наши силы на образовании и здоровье людей, на формировании взаимной ответственности власти и каждого гражданина, на восстановлении доверия в обществе, мы проиграем в исторической конкуренции. Граждане России должны ощутить себя ответственными хозяевами своей страны, своего края, своей малой родины, своего имущества, собственности и своей жизни. Что касается того, какая власть должна быть в России, - это должны определять российские граждане, а не наши уважаемые коллеги из-за рубежа." - Мировоззрение гражданина России, в истории которой есть множество Героев и Подвигов, должно закладываться в семье. Этому способствует знание истории страны и своего рода, каждый из которых затронула Великая Отечественная война. Но сегодня многие дети не знают как историю той войны, так и свою родословную. Развал страны, и жульническая смена принципов организации общества и экономики, и девальвация понятий о добре и зле – все работало против сохранения русскими своей самости и осознания себя единым народом. Каждый сам за себя, где хорошо, там и Родина, не обманешь – не проживешь. Все эти деструктивные для русского кода «принципы» активно внедрялись «самой жизнью», а на самом деле узким слоем тех, кому выгодно было закрепить свое положение «новой аристократии», новой «элиты». Но было возвращение Путина в Кремль в 2012-м, и был Крым – и колесо русской истории выехало из болота «цивилизации потребления» и вымирания. Русская цивилизация вернулась на свой путь, отказавшись от подражания другим – за что тут же получила обвинения в том, что от нее «исходит угроза миру». И тут появился «Бессмертный полк» – не столько как напоминание о том, что нас не напугаешь, сколько помощь нам от нашего главного богатства. Нашей истории – и как страны, и как семей, и как народа.

Память о предках, воевавших за Родину, победивших, погибших и выживших в той войне, стала тем якорем, тем корнем, держась за который русские снова осознали свою общность – поверх материального и социального расслоения, вкусов и политических взглядов, отношения к социализму и Путину. Это продолжение русской весны, продолжение Крыма, продолжение русского преображения – период постсоветской смуты действительно заканчивается. Осознается, ощущается, начинает формулироваться в массовом сознании образ будущей России. Еще не конкретные чертежи, лишь контуры, но главное, что найден общий для всех угол зрения, точка, с которой можно прозревать будущее. Это память о предках, у которых была Победа 45-го – личная память каждой семьи и общий праздник для всех. Это переплетение личного и общего возвращает силу русскому народу – потому что поодиночке русские не выживают, не живут. Последние четверть века люди отвыкали даже от надежды на общее дело. Коммунизм как цель отменили, страну развалили, впереди лишь «каждый выживает самостоятельно». Упадок сил и настроения русских был связан и с тем, что в 90-е годы всю нашу историю умудрились выставить в черном цвете – а что есть история твоего народа и твоей страны, как не продолжение истории твоего рода, твоей семьи? Прошлое позорно, настоящее убого, будущее беспросветно – народ готовили к вымиранию. Но народ сопротивлялся – и победил. Русские поняли, осознали, что они не хуже других, просто другие. И исчез морок чужебесия (а давайте мы станем все французами), и начала возвращаться уверенность в собственных силах. И стали открывать для себя свою историю – страны, рода, семьи. И увидели ту силу, которую никто не победит, если она сама себя не уничтожит, ту скромность, которая врожденная, ту честь и достоинство, которые не сыграешь. Увидели в своих предках, многих из которых и застали лишь на фотографиях. Тут уже неважно, какими конкретно были наши деды и прадеды. Важно, что мы признали их превосходство над нами и осознали свой долг перед ними. Каждое поколение считает себя умнее, лучше и интересней предыдущих – это закон человеческой природы. Что уж говорить о поколениях, живущих в «эпоху великих перемен» – тут столько возможностей открывается. Но по факту все три нынешних взрослых поколения, вне зависимости от личного успеха или неудач конкретных людей, оказались в положении проигравших. Именно потому, что при них развалилась страна, и русские оказались самым большим разделенным народом в мире – и все понимали, что это наша общая вина перед предками. Не уберегли, не сохранили, попустили. Восстановление, возвращение русских в историю (собственную – а значит, и мировую) должно было начаться с осознания заслуг предыдущих поколений. И главной их заслуги – сохранения России от нашествия «пол-Европы». От понимания их подвига рождается и уважение к их взглядам, и более пристальное внимание к их ценностям – и осознание того, что это не их, а твои, то есть вечные ценности. Общие для всех живущих с тобой рядом сейчас и живших до тебя – для твоего народа в прошлом и будущем. И тогда появляется общее дело, чувство локтя, память о прошлом дает возможность увидеть будущее – и снова есть единый и неделимый русский народ. Вот поэтому «Бессмертный полк» – это настоящее народное движение: потому что своим ходом оно приводит в движение русский народ. Который сделал День Победы еще и днем народного единства. Разорвать которое теперь не под силу никому – и так смешны попытки хоть к чему-то прицепиться в «Бессмертном полку»

«Бессмертный полк» позволяет ныне живущим россиянам воздать дань уважения тем, кто защищал Родину, ощутить и себя причастными к великому делу, ими совершенному, продемонстрировать И уважение - это искреннее, народное чувство. Это понимание того, какую жертву пришлось принести советскому народу, и того, что война не обошла стороной ни одну семью и в СССР, и во многих других странах мира. Бессмертный полк всколыхнул волну памяти о героях Великой Отечественной войны: ветеранах армии и флота, тружениках тыла и партизанах, узниках фашистских лагерей, блокадниках, бойцах сопротивления... Обо всех тех, кто внес свой личный вклад в общее дело Победы над фашизмом. Смысл «Бессмертного полка» в единстве нас с нашими предками и нашей историей, и Великая Отечественная неотделима от Первой мировой, чьим прямым продолжением она стала. И народ, который чтит и помнит своих предков, воевавших в Великой Отечественной, точно так же чтит и своих предков, воевавших в Первой мировой. «Бессмертный полк» встал на страже русского единства То есть все мы. Мы должны помнить: новая война начинается тогда, когда вырастает поколение, забывшее войну предыдущую. Наш долг - сохранить и защитить память о наших героях! - Тезис о том, что мы не имеем права вмешиваться в чужие дела, придуман либералами, которые твердо верят, что каждый сам лучше знает, как ему жить, даже если это знание ведет к майдану, покрышкам, терактам и наркоторговле. А знаете, почему либерализм так популярен, что его исповедует даже некоторая часть общества, которая пытается сама себя убедить в собственном патриотизме? Потому что можно ничего не делать! Это же так здорово! Сидишь, ничего не делаешь, считаешь себя патриотом, а оно все случится само!

Наши «партнеры» делают ту же ошибку, что и все завоеватели веками подряд. Кажется, ещё Бисмарк сказал, что просто повалить русских - мало. Наша народная игрушка - Ванька-встанька. И Россия мобилизуется для отпора. Русские историки выкапывают правду из-под потока лжи. Русские публицисты доносят её до народа в простых и доходчивых книгах, статьях и словах. Русские патриоты формулируют новую русскую идеологию патриотизма. Государственная идеология России не просто нужна - она жизненно необходима. Необходима для сохранения целостности России, для ее суверенитета, развития, построения крепкой экономики, для сохранения собственного исторического пути в качестве самобытной страны, не являющейся чьей-либо копией или сырьевым придатком. Об этом подробно говорилось в теме: "ЕСЛИ НЕТ СВОЕЙ ЦЕЛИ В ЖИЗНИ, ТО ПРИХОДИТСЯ РАБОТАТЬ НА ТОГО, У КОГО ОНА ЕСТЬ." - Согласен. Идеология ставит перед государством и обществом цели, определяет способы достижения этих целей, вдохновляет людей на работу по достижению целей, защищает сознание граждан от дезинформации со стороны враждебных идеологий. Альтернативная либерализму идеология нужна россиянам, чтобы защитить Россию от любых попыток её уничтожить. - Нам необходимо добиться статуса НЕЗАВИСИМОЙ, СУВЕРЕННОЙ СТРАНЫ. На законодательном уровне это означает изменение статей Конституции, закрепляющих на конституционном уровне рабское положение России перед США и странами Запада. Только изменив Конституцию, народ сможет улучшить свое благосостояние. Нужен Референдум. Но для этого нужно сплочение и четкое понимание каждого человека его места в этом процессе. НАРОД ПРОСЫПАЙСЯ! «И нам нельзя оступиться, сбиться с выбранного курса, иначе вновь придется все начинать практически с нуля», - В.В.Путин. ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К НОДу! ТРЕБУЙ РЕФЕРЕНДУМА по изменению Конституции РФ! - НАРОД сделал свой выбор и выполнил свой гражданский долг.На выборах 18 марта 2018 года НАРОД выбрал свое будущее, свое завтра - ПРЕДОСТАВИЛ ПРАВА НАЦИОНАЛЬНОМУ ЛИДЕРУ В.В. ПУТИНУ. Путин обязательно воспользуется этим правом в пользу народа - начнут действовать предлагаемые реформы. НАС ЖДУТ НОВЫЕ ПЕРЕМЕНЫ! Но это не значит, что перемены по улучшению жизни можно теперь ждать, сложа руки. Теперь необходимо выполнить ОСОБЫЙ ДОЛГ - помогать и поддерживать своего ЛИДЕРА.(Читайте темы: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку», "ИМЕННО ВСЕ МЫ И ЕСТЬ НАСТОЯЩАЯ КОМАНДА - КОМАНДА ПОБЕДИТЕЛЕЙ!" " ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ - БУДУТ ВОЗМОЖНОСТИ, БУДЕТ ДЕЙСТВИЕ - ПОЯВИТСЯ РЕЗУЛЬТАТ"!). - Мы в 1993 году сами совершили ошибку, страшную ошибку. Нам запустили «троянского коня» в виде Конституции РФ, в ней зафиксированы пункты, позволяющие извне манипулировать процессами и законами в стране. Сегодня главная задача всех кто желает для своей страны процветания, спокойствия и благополучия, заявить о необходимости изменить главный закон страны. Сегодня это возможно лишь при помощи РЕФЕРЕНДУМА по ее изменению. Без вмешательства широких народных масс в процесс возврата нашей стране суверенитета ничего сделать нельзя. Все уже испробовано и сегодня, как то всегда и было в истории, освобождение Родины зависит от каждого из нас. Не имеет значения ваше отношение к партиям и конкретным фигурам власти в нашей стране, имеет значение лишь ваше личное решение: поддержать борьбу за суверенитет или сдаться мировому гегемону США и их союзникам. ОТ ГОЛОСА И ДЕЙСТВИЯ КАЖДОГО ИЗ НАС ЗАВИСИТ СУДЬБА РОССИИ! ПОМНИ ЭТО! ЕСЛИ НЕ ТЫ, ТО КТО?

Эти знаменитые слова были сказаны великим русским гражданином и поэтом Некрасовым. В наше непростое время, как и в былые тяжелые времена, трудно быть гражданином в высоком понимании этого слова. Иметь твердую гражданскую позицию, отстаивать свои взгляды, а тем более быть учителем и страстным защитником интересов своего народа - это действительно нелегко! А еще и быть признанным народным поэтом, человеком, для которого судьба Родины, родной земли всегда была на первом месте. Все это по праву можно сказать про Шамиля Джикаева. Когда в конце 90-х годов прошлого века ушел из жизни великий сын России академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, кто-то из представителей российской интеллигенции сказал о том, что ушел из жизни человек, который был эталоном порядочности, великим интеллигентом, на которого равнялись его современники. Действительно, все это была правдой. Давно, будучи студентом Тверского государственного университета, мне тоже посчастливилось слушать выступления академика Д.С.Лихачева. Его слова запомнились на всю жизнь. А еще запомнилось то, каким он был простым человеком, несмотря на все его звания и регалии.

Жизнь человека устроена так, что мы часто не задумываемся о том, что спустя какое-то время мы обнаруживаем, что в свое время не сделали какое-то дело, оставили его на потом…

Несколько лет назад, приступив к работе в ЮОГУ им. А.Тибилова, я решил поступить в аспирантуру в СОГУ им. К.Хетагурова. Тогда судьба на короткое время свела меня с Шамилем Джикаевым. Обратившись к нему с просьбой быть моим научным руководителем, он не задумываясь сразу же согласился. Заочно я давно знал его, был знаком с его творчеством. Но когда мы познакомились поближе, мне стало понятно, кем на самом деле являлся Шамиль Джикаев для нас всех, для всей Осетии. Для него, как и для Лихачева, проблемы родной земли, простого народа, судьба страны были главными в его жизни.

О литературном творчестве Шамиля Джикаева написано много. Его талант велик и бесспорен. Он родился в с. Дзомагъ, был выходцем из Южной Осетии. Любовь поэта к Южной Осетии просматривается во многих его поэтических произведениях. Но в то же время Шамиль Джикаев был достойным сыном единой Осетии. Свою родину он всегда мечтал видеть единой, сильной, могучей.

Обладая прекрасными знаниями в области литературы, истории, фольклора, он понимал и чувствовал ту большую ответственность, которая стоит перед осетинской интеллигенцией в деле возрождения Осетии. В беседах с ним (несколько раз мы проговорили около 6 часов) человек узнавал много интересного и необычного из истории Осетии, литературы и вообще из жизни. Как-то я сказал ему, что наша Отечественная война продлилась около 20 лет и что за это время в Южной Осетии выросло целое поколение, которому суждено было испытать все тяготы военного времени. Шамиль слушал меня внимательно, а потом рассказал о том, как во время нашествия монголо-татар на Аланию одна аланская крепость в течение 15 лет вела борьбу и не была покорена. Он говорил о том, что наши предки всегда славились во всем мире тем, что такое понятие как «æгъдау» был для них превыше всего. И до тех пор, когда они следовали, жили по его законам - никакой враг не мог справиться, осилить наших предков.

Являясь великим гражданином, патриотом своего народа, Шамиль прекрасно понимал и чувствовал дух и силу народа. Он с болью в душе говорил о том, в каком тяжелом положении оказалась Осетия после распада СССР. Он как никто другой видел те социальные болезни, которым подверглась наша молодежь, наше общество. Шамиль больно реагировал на все эти новые негативные явления действительности. Но каждая его мысль заканчивалась тем, что народ Осетии сможет преодолеть все трудности, сможет возродиться. Рассказывая о многих трагических моментах, которые были в истории народа Осетии, он говорил о том, что наш народ всегда преодолевал невозможное и вновь крепко вставал на ноги. Его вера в силу народного духа была непоколебимой. В беседах с ним я многое узнал от него о тех проблемах, которые были в его работе, в жизни. Он всегда оставался жизнерадостным, большим оптимистом. Слушая мои рассказы о проблемах, которые были на юге Осетии, он переживал и сочувствовал нам. Как-то он сказал мне: «Я верю - Осетия рано или поздно опять возродится. Я уверен, что возрождение Осетии начнется с Юга!»

На мой вопрос, почему именно с юга, а не с севера, он ответил, что за последние 19 лет Отечественной войны в Южной Осетии народ хоть и потерял много человеческих жизней, но духовно он смог окрепнуть. «То, что смогли выдержать вы на юге, это не каждый бы смог осилить», - сказал Шамиль Джикаев. Он говорил о том, что Осетия должна быть единой не только территориально, но и духовно. Он с болью в душе говорил о том, что многие наши недруги пытаются разделить нас по каким-то понятиям, кланам: иронцы, дигорцы, кударцы и т.д. Видя эту проблему, Шамиль везде и всюду говорил об этой опасности для Осетии.

Обращаясь к истории наших предков, Шамиль говорил, что монголы никогда бы не смогли победить алан, если бы они были едины в тот период. А из истории мы знаем, что когда монголо-татарские полчища подошли к территориям алан, то они не выступили все вместе, сообща против общего врага, в результате чего и были разбиты по отдельности. Уроки истории никогда не следует забывать. Он рассказывал много интересного и о скифах. Говоря о них, он цитировал военачальников древности, которые говорили о том, что у скифов столько золота, что их невозможно ничем подкупить, а затем и победить. И здесь Шамиль указывал на наш великий æгъдау. Все надежды он связывал с тем, что в жизни народа наконец-то основополагающими понятиями станут те принципы, по которым воспитывались и жили наши славные предки.

Говоря о осетинском языке, литературе и культуре, Шамиля можно было слушать часами. Все, что было связано с этими понятиями, были для него первостепенными. Он с горечью говорил о том, что некоторые представители осетинской интеллигенции с высоких трибун кричат и учат других тому, что осетинский язык надо учить, развивать и т.д. А у самих дети не в состоянии сформулировать хотя бы одну мысль на родном языке. Он говорил о том, что если мы забудем наш язык, то на севере нас будут называть просто населением Северной Осетии.

Шамиль был горд и восхищался осетинским языком, владел им прекрасно. Как-то он спросил меня об одном своем произведении, как оно мне понравилось. Когда я ответил, что оно великолепно, но там много неизвестных для меня осетинских слов, он печально улыбнулся и сказал, что некоторые слова непонятны не только мне. Он с грустью процитировал Александра Тибилова, сказав, что «ирон лæг» должен думать и формулировать свои мысли на осетинском языке. А когда он этого не может, то он теряет очень много…

Говоря о научных работах Александра Тибилова, он с горечью отмечал, что несмотря на то, что прошло столько много времени с тех пор, когда над ними работал Александр Тибилов, многие проблемы осетинского языка до сих пор не решены. А были проблемы, которые стали сегодня еще острее. Чтобы решить накопившиеся вопросы, он сам делал многое. Однако Шамиль всегда говорил о том, что без серьезной, продуманной государственной программы развития осетинского языка у нас ничего не получится.

«Интеллигенция севера и юга Осетии должна работать совместно над всеми этими вопросами, иначе должного результата никогда не будет», - говорил он.

Как-то в очередной мой приезд я застал в его кабинете одного человека, который показывал ему две небольшие книжки в красивом футляре. Он с восхищением рассказывал ему о том, что это произведения осетинских и грузинских писателей, которые были изданы для того, чтобы «братские» народы Осетии и Грузии «поняли» друг друга. Этот «товарищ» хотел подарить книги Шамилю. Шамиль повернулся в кресле и поднял из мусорной корзины такой же экземпляр. Мне запомнились его глаза, которые были полны грусти и печали. Когда мы остались одни, он долго молчал, а потом заговорил о том, до чего же некоторые «уважаемые ученые» опустились, в кого они превратились. «Не остыли еще раны августовской войны, а эти… уже готовы дружить с убийцами нашего народа!», - с болью в душе проговорил он.

«Сегодня в Осетии много людей, достигших больших успехов в работе, карьере. Они образованны, занимают высокие посты. Но Лæгау-Лæгтæ как было раньше, у нас осталось очень мало», - сказал он с грустью. Слово Лæгау-Лæг всегда было в Осетии очень высоким понятием. Чтобы заслужить это звание, надо было сделать очень много доброго, хорошего для своего народа.

Мне часто приходилось слушать его мнение о проблемах молодежи. Тут он сильно переживал и задумывался о завтрашнем дне осетинской молодежи. Шамиль говорил, что несмотря на то, что сегодня многие представители старшего поколения ругают молодежь за то, что она уже не такая, как раньше, он был уверен, что молодежь у нас очень хорошая. «Если бы не молодые ребята, кто бы смог противостоять грузинским фашистам! 20 лет войны - это же целая вечность. Что они хорошего видели за эти годы? Одни ужасы войны!», - говорил он.

Чтобы воспитать достойное поколение, необходимо вернуться к нашим корням. С древних времен все народы завидовали тому, какая у нас воспитанная, прекрасная молодежь. И в очередной раз он говорил об осетинском æгъдау. Без этого у нас нет правильного пути.

Во время нашей последней встречи Шамиль говорил о том, что его сильно достают телефонные звонки с угрозами в его адрес. Однако страха в его глазах не было. «Я уже старый человек, а меня хотят запугать», - говорил он. Было больно смотреть, как он переживал…

Известие о страшной смерти Шамиля Джикаева всколыхнуло всю Осетию. Народ словно осиротел в один день. Все, кто его знал, были потрясены трагическим известием. Многие тогда еще не понимали, кого потеряла Осетия. Лæгау- Лæгтæ такие как Шамиль Джикаев, в Осетии рождаются, наверное, в сто лет один раз. Они остаются в памяти народа тем, что полностью отдают себя служению высоким идеалам добра и справедливости.

Мы же, граждане Осетии, обязаны увековечить их светлые имена для будущих поколений! В честь Шамиля Джикаева в Цхинвале проводились вечера памяти в некоторых школах и на осетинской кафедре ЮОГУ. Спасибо тем, кто организовал эти мероприятия.

Однако, наверное, пришло время увековечить его имя в Южной Осетии, согласно его великим заслугам перед осетинским народом. Уверен, что меня поддержат большинство наших граждан в том, что необходимо установить памятник Шамилю Джикаеву в г.Цхинвале, а также назвать его именем одну из улиц города…

В 2012 году сотрудниками ЮОГУ были организованы и проведены вечера памяти Александра Тибилова и Владимира Икаева. На каком уровне они прошли знают все. Третий вечер должен был быть посвящен памяти Шамиля Джикаева. Однако...

Чтобы воспитать новые поколения в лучших традициях нашего народа, нам нужны имена наших Лæгау-Лæгты, чтобы они были известны всем. Их служение своему народу должен быть образцом для подражания.

Благодаря всему этому мы сможем возродить нашу Осетию.

Шамил! Ды дæ нæ Иры арвы стъалы!
Дæ ныхас та нын у рæсугъд, фæлмæн,
Дæ зондæй зæрдæ рухс тæмæн куы калы.
Уæд нын, нæ ныфс, куыд бабын дæ, цæмæн?!
Ды уарзтай Иры, адæмы, нæ къона,
Дæ хъуыды та уыд раст æмæ нæртон.
Нæ ныббарстай зыд бирæгътæн
тых-тона,
Скодтай сын лæджы аккаг тæрхон.
Уыдтæ нæ зæххыл ды æцæг лæгау-лæг,
Зыдтай аланты кад æмæ æгъдау.
Дæлзæх ныххауа, уастæн, дæ марæг.
Фæлæбурдта дæм тугмондаг сырдау.
Дæ ном уыдзæн нæ кæстæртæн тырыса,
Æмæ мыггагмæ баззайдзæн цæргæ.
Æмæ ма знаг Ирыстонмæ куы бырса, -
Дæ тохы зарæг хъуысдзæн уæд нæргæ!

Ключевое слово этой недели – "гражданин". События последних дней заставляют вспомнить о том его единственном значении, что использовалось в XIX веке. Не принадлежащие ни к каким партиям и официальным структурам, люди объединяются, чтобы спасти от вырубки Химкинский лес и сквер в Калининграде , а в Москве под палящим солнцем пытаются воспрепятствовать сносу усадьбы Алексеевых . Сообщения о таком проявлении гражданской позиции, о гражданской активности стали все чаще поступать из самых разных мест.

И все же, вроде бы понятная строчка из Некрасова "поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" – сегодня нуждается в комментариях. В Большом лингвострановедческом словаре "Россия", подготовленном Институтом русского языка имени Пушкина, читаем: "Слово "гражданин" имеет и высокий политический смысл – так называют сознательного члена общества, заботящегося о его благе".

В современном русском языке доминирует другое значение, родственное тому, что до Февральской революции 1917 года обозначалось как "подданный". Слово доктору филологических и юридических наук Елене Галяшиной :

Гражданин – это человек, находящийся с государством в определенной правовой связи, которая именуется "гражданство"


– Гражданин – это человек, находящийся с государством в определенной правовой связи, которая именуется "гражданство". То есть человек, обладающий всей совокупностью прав, обязанностей и ответственности, предусмотренных Конституцией. Поэтому слово "гражданин" необходимо четко связывать с понятием "гражданство", которое указывает на правовую связь человека и государства, определяет совокупность взаимных прав, обязанностей и ответственности друг перед другом государства и его граждан. Если говорить более подробно, то гражданство – это устойчивая принадлежность человека к определенному государству. Все это свидетельствует о том, что, с одной стороны, государство гарантирует своим гражданам определенные права и свободы, защищает их самих и их собственность от насилия и от произвола. С другой же стороны, граждане обязаны соблюдать законы государства и выполнять установленные им обязанности, своим трудом содействовать укреплению государства, оберегая его авторитет, и – в случае необходимости – защищать. Именно совокупность прав и обязанностей составляет политико-правовой статус любого гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства.

– Так в официальных документах. А как вы думаете, почему очень устойчивым стало обращение "гражданин", скажем, в тюремной жизни? Почему там обращаются "гражданин начальник"?

– Потому что в русском языке, к сожалению, вообще связанных с обращением форм достаточно мало. Те формы, которые ранее были приняты – "сударыня", "господин" – не очень приживаются на нашей почве. И достаточно общее наименование "гражданин начальник" не связано с юридической трактовкой этого слова. Такое обращение, которое существует в милицейской или в правоохранительной среде, дистанцирует человека, который является подозреваемым или обвиняемым, от тех, кто занимается уголовным преследованием. Однако, по моим наблюдениям, обращаться "гражданин начальник" сейчас уже не принято.

Официальное слово "гражданин" – старинное. Так же, как в паре "город – град", ему соответствует "горожанин", а это в русском средневековье не просто житель города, но обладающий правами свободный человек.

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан

Поэзия Некрасова продолжила традиции русской литературы, завещанные прогрессивными писателями предшествовавших эпох: Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Некрасов был подлинным поэтом-гражданином, чей поэтический голос звучал «как колокол на башне вечевой во дни торжества и бед народных». Он был признанным вождем революционно-демократически настроенной части общества того времени. Вся жизнь Некрасова явила собой пример служения борьбе за счастье народа.

Некрасов с первых шагов литературной деятельности размышлял о назначении поэзии и поэта в обществе. Небольшое стихотворение «Тот не поэт» заканчивается словами:

Кто у одра страдающего брата

Не пролил слез, в ком состраданья нет,

Кто продает себя толпе за злато,

Тот не поэт!

Уже в ранних своих произведениях, относящихся к началу 40-х годов, Некрасов выступает как поэт-гражданин, основными темами творчества которого являются судьбы Родины и своего народа. В стихотворении «Забытая деревня» и «Размышления у парадного подъезда», которые были написаны в период общественного подъема, поэт подводит нас к широким политическим обобщениям: вся Россия - это нищая и бесправная «забытая деревня», во всей России простой человек-труженик не знает счастливой жизни. Как призыв ко всеобщему возмущению прозвучал заключительный аккорд «Размышлений…», обращенный к народу: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Царская цензура запретила это стихотворение, увидев в нем революционный призыв.

В «Песне о Еремушке», написанной в этот же период, рабской житейской мудрости, порожденной крепостническим. укладом, поэт противопоставляет новую мораль, основа которой - вольная жизнь.

Свой поэтический манифест поэта революционной демократии Некрасов утвердил в знаменитом стихотворении «Поэт и гражданин», написанном в форме диалога Поэта и Гражданина. Мысли Некрасова о предназначении поэта и поэзии в этом стихотворении вложены, главным образом» в уста Гражданина. Гражданин (а вместе с ним и автор) выступает против сторонников «чистого искусства», которое уводит читателя от острых политических проблем в мир узко личных чувств и переживаний. Современники и идейные противники Некрасова (Майков, Фет и другие) видели в поэте лишь «жреца красоты», «избранного счастливца» и т. п. (Фет, например, писал о себе и о своих единомышленниках, что они «искали в поэзии единственного убежища от всяких житейских скорбей, в том числе и гражданских»). Некрасов же считал такое мировоззрение недопустимым для поэта, который своим талантом должен прежде всего служить Отечеству и своему народу - быть гражданином:

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и, моря

И ласку милой воспевать.

В монологе Гражданина, где он касается этих важных для Некрасова тем - судьбы народа и Родины, - искренняя взволнованность и истинная страсть. Некрасов-гражданин призывает бороться за высокие общественные идеалы:

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром…

От имени русских революционных демократов поэт решительно заявляет, что истинный мастер слова должен служить

Своему народу:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи…

В стихотворении «Элегия», написанном в конце жизни, Некрасов снова обращается к вопросу о содержании и роли поэзии в обществе:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая - «страдания народа»,

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! Не стареет она.

Именно в служении народу Некрасов видел цель и смысл своего творчества и именно так он понимал свой долг как поэта:

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру, неведомый ему.

Но я ему служил - и сердцем я спокоен…

Да, Некрасов, действительно, служил своему народу! Его поэтическая дума была неразлучно связана с народной думой, скорбь его неотъемлема от великой народной скорби, переполнявшей русскую землю. Поэт верил в великие силы, бродившие в темной массе народа, и только от пробуждения народного ждал поворота к новой, лучшей, свободной жизни.