Ман по русской литературе темы. Исследовательская работа по русскому языку


«…на ступени основного общего образования программа развития универсальных учебных действий должна быть направлена «на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности» в старшей школе результатом учебного процесса должно стать «формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно- исследовательской деятельности»









ВЫБОР ТЕМЫ Зависит: от интересов самого ученика и его руководителя; от направления работы кружка, факультатива, в рамках которого ведется исследование; планирования участия в какой-либо конференции; традиций учебного заведения и др. Один из способов помочь учащемуся в выборе темы – предложить в начале учебного года список тем для исследовательских работ


Слишком узкая формулировка темы Роль тире в поэзии М.Цветаевой Включение в формулировку метафор, инверсий Пропавшая грамота Слишком «широкая» формулировка темы Гендерные различия в русском языке Язык современной интернет - субкультуры Недочеты, связанные с формулировкой темы Смещение акцента с лингвистического исследования на исследование социологическое


АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ 1)неразработанность данного вопроса (вообще или в рамках какой-либо теории), 2)существование несовпадающих подходов, 3)наличие определенных неясностей и пробелов в науке, которые следует обязательно сформулировать, 4)новые условия функционирования языковых единиц, 5)большая распространенность того или иного языкового явления, 6)развитие смежных наук, вызывающее потребность в изучении известного материала с новых позиций, 7)потребности науки, которые могут быть удовлетворены решением данной проблемы, 8)практическая значимость исследования для решения конкретных региональных проблем и профессиональных задач и др. АКТУАЛЬНОСТЬ











В работе по молодежному сленгу часть материала берется из живой речи школьников, часть – из специальной статьи ученого-лингвиста десятилетней давности, часть – из современного литературного произведения, часть – из Интернета; вместе объединена лексика школьников, студентов и... байкеров(!) МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ













Подводятся итоги работыЗАДАЧИЗАКЛЮЧЕНИЕ 1) рассмотреть понятие лексической сочетаемости в отечественной лингвистике; 1) Лексическая сочетаемость - это способность слова сочетаться в тексте с другими словами или формами. Прилагательные чаще всего сочетаются с именами существительными, обозначая признак предмета. В основе лексической сочетаемости лежит лексическое значение слова и особенности стилистической окраски. 2) охарактеризовать особенности имени прилагательного как части речи, выявить типы прилагательных по характеру производности/непроизводности, продуктивности /непродуктивности; 2) Производное прилагательное путинский, выражая общее значение отношения, свойственности или типической принадлежности тому, что названо мотивирующим словом, обнаруживает в современном русском языке широкую сочетаемость. 3) извлечь из Национального корпуса русского языка языковые единицы, содержащие лексему путинский 3) В Национальном корпусе русского языка обнаружено 390 с/у с прилагательным путинский (-ая, -ое, -ие), что является свидетельством продуктивности исследуемой словообразовательной модели.


Список использованной литературы - пронумерованный насквозь перечень источников в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием. Несколько работ одного и того же автора даются в хронологическом порядке. Если есть однофамильцы, литература располагается по алфавиту инициалов. В данный список включают только ту литературу, на которую были сделаны ссылки в тексте работы.

Темы проектов по литературе и русскому языку

5класс


1. Античная мифология в "Хрониках Нарнии" ("Лев, колдунья и волшебный шкаф").

2. Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе
(мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).

3. Миф об Орфее в произведениях живописи

4. Образ Геракла в произведениях живописи

5. Образ дракона в детской литературе

6. Подвиги Геракла на античных вазах

7. Красна речь пословицей

8. Литературная сказка – прямая наследница сказки народной

9. Мы в зеркале пословиц

10. Малые жанры фольклора

11. Русская народная тематика в курсе математики 5 класса

12. Фольклор моей семьи

13. Фольклорная шкатулка

14. Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».

15. Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».

16. Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка»

17. Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».

18. Гоголь Н.В. - словесный кулинар.

19. Предметный мир в повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики»

20. Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»

21. Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).

22. Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова

23. Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.

24. Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова

25. Античные образы в поэзии А.С Пушкина.

26.

27. Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова

28. Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова

29. "Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова

30. Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».

31. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».

32. Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес".

33. Герои английских лимериков

34. Литературные портреты героев в "Приключениях Гекльберри Финна" и иллюстрации к книге.

35. "Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий.

36. Литература и мой край

37. Мои ровесники в литературных произведениях

38. Какие загадки знают современные школьники?

39. Писатели, поэты рядом

40. Произведения в интерпретации иллюстраторов

6 класс

    Самоотверженность, любовь и страдание в сказке Андерсена «Русалочка»

    Мифоэпическая основа рассказа Астафьева «Деревья растут для всех»

    Мифоэпическая основа книги Астафьева «Последний поклон»

    Мистика и реальность в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»

    Роль мистики в творчестве Гоголя

    «Цветные» прилагательные в произведении Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

    Роль пейзажа в художественном мире феерии Грина «Алые паруса»

    Цветовые образы в феерии Грина «Алые паруса»

    Образ морской волны в поэзии лермонтова

    Тема дуэли в лирике Лермонтова

    Быт и нравы русского дворянства(на примере романа Пушкина «Дубровский» и сборника «Повести белкина»)

    Образ няни в жизни и творчестве Пушкина

    Завтрашний день книги

    Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола»

    Литературные места нашего города

    Литературные места нашей области

    Особенности организации художественного пространства в романах-путешествиях

    Образ учителя в произведениях писателей 20в

    По следам литературных героев

    Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналоги в современном языке.

    Прозвища моих одноклассников и их значения.

    Тексты современных песен: поэзия или антипоэзия.

    Что читают мои сверстники?

    Что читают в моем классе?

    Тема любви в произведениях Драгунского, Нагибина, Фраермана.

    Роль эпитетов и метафор в повести И.Христолюбовой « Топало и чертенок Тришка»

    Ричард Львиное Сердце в повести А.Линдгрен и исторической легенде.

    Зачем нужны псевдонимы?

    Семантика образа камня в художественном мире сборника О.Мандельштама «Камень»

    Словообразовательные инновации в речи подростков

7 класс

1. Географические знания в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".

2. Кинематографические приемы в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".

3. Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы.

4. Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести "Тарас Бульба").

5. Образ Петербурга в "Петербургских повестях" Н.В. Гоголя.

6. Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).

7. Биологические знания героев романа Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан" и современная наука.

8. Латинские "крылатые выражения" в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".

9. Терминологическая лексика в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".

10. Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.

11.

12. Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова.

13. Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».

14. От комических поэм А.С. Пушкина ("Граф Нулин", "Домик в Коломне") к комическим поэмам М.Ю. Лермонтова ("Сашка", Казначейша", "Сказка для детей").

15. Библейские цитаты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (любое произведение).

16. Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

17. Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).

18. Говорящие фамилии в произведениях писателей.

19. Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника.

20 Какие существуют литературные премии сегодня

21. Литературные сообщества в Интернете.

22. Образ дождя в творчестве современных поэтов

23 Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева.

24. Древнерусская "Повесть о Петре и Февронии" и ее кинематографические интерпретации

25. Образы растений и цветов в литературе

26. Памятники литературным героям

27. Письма героев и их роль в сюжетах пушкинских произведений

28. Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны

29. Слова-символы в японской поэзии

30. Языковые средства создания юмора в произведениях

8 класс

1. Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой

2. «Собачье сердце» М. Булгакова и В. Бортко

3. Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.

4. Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова

5. Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина

6. Традиции жанра «готической новеллы» в повести Пушкина «Пиковая дама».

7. Казачество в поэтическом и историческом сознании А.С. Пушкина

8. Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

9. Пейзажи Тургенева и их место в структуре художественного повествования

10. Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника» И.С. Тургенева.

11. Анализ тематической группы пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена

12. Древнерусская и западноевропейская версии сходного сюжета (сопоставление "Повести о Петре и Февронии Муромских" и романа "Тристан и Изольда").

13. Игра морфемами и морфологическими признаками в современной отечественной литературе

14. Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов

15. Образ Богородицы в русской иконописи и русской литературе

16. Образ предмета-символа в русской и зарубежной литературе

17. Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея» и в русских волшебных сказках.

18. Одиссея и русские народные сказки

19. Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ

20. Символика поэмы «Медный всадник».

21. Собираем «зеркала»! («Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Светлана», «Алиса в Зазеркалье», «Ночи перед Рождеством

22. Стилистические функции синонимов в произведениях художественной литературы.

23. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы

24. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.

25. Пейзаж в поздних рассказах Л.Н.Толстого.

9 класс

1. Особенности поэтического языка «Горе от ума».

2. Интерпретация образа Чацкого, главного героя комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", в постановках русских театров.

3. Герои века в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. Мюссе «Исповедь сына века».

4. Зилов и Печорин по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М.Ю. Лермонтова

5. Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова

6. Актуальность фантастических образов Н.В. Гоголя для современной России

7. Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.

8. Интертекстуальность романа И.С. Тургенева "Отцы и дети

9. Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

10. Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А.С. Пушкина

11. Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

12. Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

13. Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина

14. Книжные полки Онегина

15. Поэтизмы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

16. Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

17. Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова: «Маленькая трилогия».

18. Э. Дикинсон и М. Цветаева: схожие мотивы лирики.

19. Женские судьбы в стихах в лирике Цветаевой и Ахматовой.

20. Влияние творчества Дж. Байрона на русскую классическую литературу

21. Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы

22. Коммуникативная функция подростковой анкеты

23. Концепция любви в произведениях А.И. Куприна

24. Образ города в творчестве С. Довлатова

25. Образ моря в русской классической литературе

26. Образ собаки в литературе XX века

27. Птичьи фамилии в литературе

28. Цветовая палитра в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

29. Языковая палитра в «Слове о полку Игореве…».

30. Экологический контекст романа Германа Мелвилла «Моби Дик

10 класс

1. Зооморфная символика романа И.А. Гончарова «Обрыв».

2. Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание

3. Реформы Александра II и их отражение в романе "Преступление и наказание»

4. Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа "Преступление и наказание").

5. «Шекспировское» в русской прозе второй половины XIX века (на материале одного из произведений Ф.М. Достоевского).

6. Что читают герои романа Достоевского «Преступление и наказание»

7. Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)

8.Значение стихотворения Пушкина «Рыцарь бедный» в структуре романа Достоевского « Идиот»

9. Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина

10. пушкинский интертекст романа Гончарова « Обыкновенная история»

11.Вооружение русской и французской армий в романе Толстого «Война и мир»

12. Изображение военных действий в произведениях Толстого

13. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку на земле нужно?»

14. Роль сравнений в романе Толстого « война и мир»

15. Традиции русского и немецкого романтизма в очерке Тургенева «Призраки»

16. Античные образы в поэзии А.А.Фета

17. Тютчевские размышления о космосе и хаосе

18. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе

19. Кольцевая композиция в стихотворениях А.А.Фета

20. А.Меньшиков в истории и в литературе (по роману Толстого А. «Петр 1»)

21. Герой современной русской и французской литературы

22.Герой-правдоискатель в литературе конца 20-начала 21 в

23. Карты и карточная игра в литературе 19 в

24. Женские судьбы в стихах наших современниц

25.Образ еды в произведениях русских писателей

26. Образы деревьев в русской поэзии 19в

27. Язык и юмор в произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»

28. Учитель…Какой он на страницах отечественной литературы?

29. Флора и фауна в поэзии Серебряного века

30.Шолоховская география: от истоков до Нобелевского триумфа.

11 класс

1.А.Пушкин в лирике А.Ахматовой

2.Цветовая символика образа розы в поэзии Ахматовой

3. Цветы в поэзии Ахматовой

4. Эпиграф как средство формирования диалогической модальности художественного текста в произведениях Ахматовой

5. Игра как прием постмодернизма в творчестве Акунина

6. Художественные приемы и особенности романов Акунина

7. Библейские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

8. Вечные темы в романе Булгакова « Мастер и Маргарита»

9. «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Фауст» Гете

10. Роман Булгакова в оценке священнослужителей

11. Твой выбор:жизнь или…(проблема наркомании в произведениях Булгакова « Морфий» и Айтматова «Плаха»)

12 Концепция мира и человека в творчестве Бунина и Хемингуэя

13. Кавабато и Бунин: диалог с красотой, любовью и смертью.

14. Трансформация идеи вечной женственности в В.Соловьева в образе Прекрасной Дамы в творчестве Блока

15. Телевидение и литература: что окажется сильнее?

16. Своеобразие стиля сатирических рассказов М.Жванецкого

17. Роль снов в литературных произведениях.

18. Средства речевой выразительности в различных типах политического текста(на материале предвыборных публикаций)

19. Развитие жанра антиутопии в литературе 20в

20. Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.

21. Памятники литературным героям в России.

22. Мир фэнтези в современной литературе

23. Концепт «грусть» и «тоска» в русском фольклоре и поэзии Кольцова

24. Использование устаревших слов в повседневной жизни.

25. Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев.

26.Концепты «истина» и «правда» в русском языке и произведениях Платонова.

27. Концепт «пустыня» в русской поэзии 19-20 вв

28. Интерпретация образов славянской мифологии в романе М.Вишневецкой «Кощей и Яга или небесные яблоки»

29. «Их взоры прикованы к небу» (мотив звезды в русской поэзии 19-20 в)

    Никнейм как разновидность современных антропонимов

МОУ Киргинцевская СОШ


Исследовательский проект
по русскому языку

Паспорт слова «голова»


Выполнила:
Ученица 6 класса
Конева Ольга
Проверила:
Учитель русского языка
Маер И.А.


Киргинцево 2011


Оглавление

Введение

Паспорт слова «голова»
§ 1. Этимология слова
§ 2. Семантические свойства

§ 4. Родственные слова

Выводы
Список литературы
Содержание

Введение

Каждое слово уникально. Даже слова служебных частей речи имеют множество значений и оттенков. В обыденной жизни мы не задумываемся над каждым отдельно взятым словом, а воспринимаем их в совокупности. Актуальность данной работы заключается в том, что я буду анализировать не новое слово, которое еще не «притерлось», а слово из ежедневного обихода. То слово, которое мы с вами даже не замечаем при произношении.
Цель проекта: составить паспорт слова «голова», то есть произвести его полный лингвостилистический анализ.
Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:
1. Определить происхождение слова «голова»;
2. Проанализировать семантические свойства данного слова;
3. Проверить реализацию слова в словарях синонимов и антонимов и т.д.;
4. Выявить слова, родственные слову «голова»;
5. Проверить, как часто употребляется слово во фразеологизмах, а также в пословицах и поговорках;
6. Рассмотреть, есть ли такое слово в других языках.
Тезис: каждому слову можно дать паспорт. Сделать это можно только после проведения тщательного лингвистического анализа.
Вы когда-нибудь заглядывали в паспорт человека? В нём очень много сведений: где и когда родился его обладатель, как его зовут, есть ли у него семья, где он проживает. Паспорт - основной документ для каждого
Паспорт имеют не только люди. Например, есть паспорта у автомобилей - в них указываются важнейшие технические характеристики автомашин. Прилагаются паспорта и к бытовым приборам, аудио и видеотехнике: в них рассказано, для чего предназначено то или иное устройство, как им правильно пользоваться.
Каждому слову языка тоже можно выдать свой паспорт. Что же будет в нём написано?
Во-первых, можно указать происхождение слова. Какие-то слова живут в языке давно, они родились в нём и принадлежат ему (их называют исконными), какие-то пришли из других языков (это - слова заимствованные).
Во-вторых, слово имеет возраст. Есть слова - пенсионеры (устаревшие слова), а есть только недавно появившиеся на свет слова - малолетки (их называют неологизмами).
В-третьих, у слов могут быть различные области употребления. Одни слова знают все, они всем понятны (их называют общеупотребительными словами). Другие известны только жителям какой¬-либо территории (диалектизмы) или людям одной определённой профессии (термины и профессионализмы).
Наконец, слова могут иметь определённую стилистическую окраску. Какие-то слова встречаются только в разговорной речи (они так и называются разговорные слова), какие-то услышать можно редко, поскольку употребляются они в основном в книгах (книжные слова).
Если суммировать всю информацию про слово, то мы и получим его паспорт. Однако чтобы правильно указать тот или иной признак слова, нужно провести большую предварительную работу.

Паспорт слова «голова»
§ 1. Этимология слова
Происходит от праславянской формы *golva, от которой в числе прочего произошли: старославянское глава, русское, украинское голова́, болгарское глава́, сербохорватское гла́ва, словенское glâva, чешское, словацкое hlava, польское głowa, литовское galvà, латышское galva, древне - прусское gallū. Предположительно, родственно армянское գլռւխ (gluẋ) «голова» из *ghōlū-. Праславянское *golva могло бы быть родственно желвь «черепаха, желвак».
§ 2. Семантические свойства
1. часть тела человека, либо другого позвоночного животного или насекомого, в которой находятся органы зрения и рот ◆ Настольная лампа ярко и привычно освещала часть заваленного бумагами стола, голова и лицо Скварыша тонули в тени. Василь Быков, «Бедные люди», 1998 г.
2. перен. умный, смышлёный человек ◆ - А вы читали, какую речь произнес Сноуден на собрании избирателей в Бирмингаме, этой цитадели консерваторов? - Ну, о чем говорить… Сноуден - это голова! Илья Ильф, Евгений Петров, «Золотой телёнок», 1931 г.
3. перен. ум, интеллект ◆ Надо работать не только руками, но и головой.
4. перен. передняя часть чего-либо длинного ◆ Вот голова поезда показалась на границе станции, и мы пошли в поселок, а Глухарь так и не произнес ни слова, думал всю дорогу, будто решал, как ему быть. Владимир Чивилихин, «Про Клаву Иванову», 1964 г.
5. перен. единица учёта скота ◆ Летом на Сахалин завезут две тысячи голов крупного рогатого скота.
6. перен. большой кусок пищевого продукта шарообразной или конусовидной формы ◆ В тот день я уже обменял все шкуры на пару пучков стрел и несколько голов сыра. ◆ Сахарная голова, извлечённая из формы, заворачивалась в специальную плотную бумагу синего цвета, которая так и называлась - сахарная бумага.
§ 3. Синонимы и антонимы слова голова
Синонимы
башка, тыква, башка, ум, интеллект, мозги, мозг, память, начало, кругляш, головка
Антонимы
хвост
§ 4. Родственные слова
уменьшительно - ласкательные формы: головка, главка, главица, головушка, заголовочек
уничижительные формы: головёнка
увеличительные формы: головища, головище
имена собственные: Главлит
фамилии: Головин, Головнин, Голованов
топонимы: Черноголовка
простые существительные: боеголовка, болиголов, вертиголовка, власоглав, возглавие, глава, главарь, главбух, главврач, главенство, главк, главковерх, главком, главначпупс, главник, главнокомандование, главнокомандующий, главноначальствующий, главноуправляющий, главнушка, главотяжь, голован, головастик, головач, головень, головец, головёшка, головизна, головик, головиха, головица, головня, головник, головничанье, головничество, головогрудь, головогрыз, головогрызка, головок, головокружение, головолом, головоломка, головомойка, головомытие, головоногое, головонька, головорез, головотряс, головотяп, головотяпство, головство, головчатка, головщик, головщина, головщица, головяница, головяшка, заглавие, заголовок, замглавы, змееголов, змееголовка, змееголовник, иглоглав, изголовок, изголовье, китоглав, круглоголовка, наголовник, надглавок, надглавье, обезглавливание, оглавление, оголовок, оголовье, поголовщина, поголовье, подголовник, подголовок, подголовье, подзаголовок, псоглавец, рогоглавник, синеголовник, сорвиголова, толстоголовка, тупоголовость, уголовник, уголовница, черноголовка, черноголовник
прилагательные: безглавый, безголовый, белоголовый, большеголовый, бритоголовый, главнейший, главный, головастый, головнистый, головокружительный, головоломный, головоногий, головорезный, головотяпский, головной, головчатый, двуглавый, двухголовый, длинноголовый, дубиноголовый, желтоголовый, заглавный, заголовочный, зеленоголовый, златоглавый, золотоглавый, змееголовый, короткоголовый, крепкоголовый, круглоголовый, крупноголовый, многоглавый, одноглавый, остроглавый, остроголовый, плоскоголовый, поголовный, подголовный, подзаголовочный, псоглавый, пустоголовый, пятиглавый, русоголовый, светлоголовый, свиноголовый, седоголовый, семиглавый, сивоголовый, сизоголовый, синеголовый, скрытоглав, слабоголовый, среброголовый, стоглавый, твердоголовый, треглавый, трёхглавый, трёхголовый, тупоголовый, уголовный, черноголовый, четырёхглавый, шестиглавый
глаголы: возглавить, возглавиться, возглавлять, возглавляться; голованить; главенствовать; головничать, головствовать; обезглавить, обезглавиться, обезглавливать, обезглавливаться; озаглавить, озаглавливать
наречия: головоломно, наголову, поголовно.
§ 5. Слово «голова» во фразеологизмах, пословицах и поговорках
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
ломать голову
морочить голову
повесить голову
выше голову!
не укладываться в голове
выше головы не прыгнешь
очертя голову
рыба гниёт с головы
выбросить из головы
ветер в голове
Конская голова (туманность)
больной на́ голову
с головы до пят
с ног на голову
не дружить с головой
каша в голове
голова садовая
как снег на голову
на голову выше
укоротить на голову
отвечать головой
брать в голову
кружить голову
терять голову
выбить из головы
выбросить из головы
сломя голову
не сносить головы
выдать головой
без царя в голове
сложить голову
валить с больной головы на здоровую
понурить голову
повесить голову
давать голову на отсечение
хоть кол на голове теши
посыпать голову пеплом
Пословицы и поговорки
хлеб - всему голова
одна голова - хорошо, а две - лучше
повинную голову и меч не сечёт
или грудь в крестах, или голова в кустах
Выводы
В ходе проделанной работы я сумела собрать очень много информации о слове «голова». Конечно, недостаток ресурсов, а главное – опыта не позволили проделать всю работу самостоятельно: приходилось обращаться к работам лингвистов, а также прибегать к помощи Интернет – ресурсов. В итоге мне удалось составить паспорт слова «голова». Это не вся информация о слове, но как и в любом паспорте, в этом будут чистые страницы, которые я со временем надеюсь заполнить.

Содержание:

Оглавление………………………………………………………………..стр. 2

Введение…………………………………………………………………..стр. 3

Паспорт слова «голова»………………………………………….............стр. 4
§ 1. Этимология слова…………………………………………………стр. 4
§ 2. Семантические свойства…………………………………….............стр. 4
§ 3. Синонимы и антонимы слова голова……………………………….стр. 5
§ 4. Родственные слова…………………………………………………..стр. 6
§ 5. Слово «голова» во фразеологизмах, пословицах и поговорках….стр. 7
Выводы……………………………………………………………………стр. 9
Список литературы…………………………………………………стр. 10

набиуллина Элина Ильшатовна

В ученической исследовательской работе рассмотрены проблемы культуры речи на современном этапе. Проведено исследование качества речи подростков школы и сделаны соответствующие выводы, предложены пути решения проблемы языкового образования подростков………………………………………………………

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа по русскому языку.

Тема:«Проблемы культуры речи подростков»

Выполнила: Набиуллина Э.И., ученица 10 класса

Руководитель: Димухаметова М.Р., учитель русского языка и литературы

1. Введение………………………………………… .. ……………3

2. Основная часть

Глава 1. Проблемы культуры речи на современном этапе------5

Глава 2. Исследование качества речи подростков школы ----10

Глава 3. Пути решения проблемы языкового образования подростков……………………………………………………… 12

3.Заключение…………………………………………………… 13

4. Список использованных источников и литературы……… 14

Введение

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил,

В дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь.

И.Бунин

« Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека, который пользуется языком народа», - так пишет в своих «Письмах о добром и прекрасном» академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Я предлагаю на миг прислушаться к речи окружающих нас людей, к своей собственной речи. Я думаю, каждый из нас услышит это: «хай», «бай», «Пипец!», «Крутяк!», «Воще прет!», «Тусняк!», «Вау!». Когда слышишь такое, начинаешь невольно задумываться, что стало с «великим и могучим» русским языком?! Кто превратил язык наших предков в подобие языка? Почему мы стали говорить на «птичьем» языке?

Я считаю данную проблему актуальной, потому что каждый день сталкиваюсь со сквернословием, бранными словами, излишним заимствованием. Неслучайно Д.С. Лихачеву принадлежит термин «экология культуры». К культурно-экологическим бедствиям он относил и обеднение русского языка.

Цель моей работы – проанализировать, какие проблемы культуры речи существуют в подростковой среде.

Задачи:

1)изучить общие положения проблемы речи, пользуясь различными источниками информации;

2)исследовать качество речи подростков в школе;

3)найти пути решения проблемы языкового образования подростков;

4)создать мультимедийную презентацию

Методы исследования:

1)Описательный;

2)Статистический.

3)Объект исследования:

  • различные источники информации;
  • речь обучающихся 8-11 классов школы;
  • анкеты, проведённые с учащимися 8-11 классов школы.

Этапы работы :

1. Теоретический этап (определение области исследования, проблемы и темы, планирование структуры и содержания работы, поиск и сбор информации).

2. Практический этап (обработка информации, исследование культуры речи подростков).

3. Рефлексивный этап (оценка и отзыв руководителя работы, защита работы на конференции)

Глава 1. Проблемы культуры речи на современном этапе

Сегодня, в начале XXI века, остро встает вопрос о культуре речи. И это неслучайно. Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Тревогу забили ученые и деятели культуры. Еще в начале 90-х годов, понимая, что идет безобразное загрязнение русского языка, литераторы Санкт-Петербургской организации Союза писателей России подняли вопрос о принятии на государственном уровне Закона о защите русского языка. И только в начале 98-го года был принят этот Закон, где говорится об обязательном введении курса русского языка, культуры речи во все вузы страны и о принятии особых мер в повышении уровня грамотности российского населения. Сегодняшний период жизни нашего общества можно охарактеризовать как время эффективности, активного поиска, время "предъявления себя", время проверки личностных качеств человека, а значит, его умения говорить – свободно и грамотно общаться на родном языке.

В настоящее время известна поговорка "Слово – визитная карточка человека". Ведь по речи человека, по тому, как он говорит, можно сказать о многом: об уровне его образования, интеллигентности, о социальной успешности, об эмоциональном состоянии и т.д.

Каждому человеку, особенно молодому, только начинающему свой профессиональный путь, хочется быть успешным, состоятельным духовно и материально, решать многие жизненные задачи и реализовывать поставленные цели. Однако мало кто задумывается над тем, что все это напрямую связано с культурой его речи.

Что же подразумевает понятие «культура речи»?

1. Культура речи - это раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей. Иными словами, словосочетания «культура речи» в этом значении - это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи.

2. Культура речи - это какие-то ее признаки и свойства, совокупность и системы которых говорят о ее коммуникативном совершенстве.

3. Культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».

Данная работа ориентирована на последнее значение понятия «культура речи».

Остановимся на проблемах в устной речи и основных типах нарушения норм говорения. Основные негативные явления в устной речи сегодня таковы.

1. Чрезмерные заимствования

Известно, что в 80-е годы XX веке с развитием экономики нового типа в Россию пришло огромное количество иностранных слов. В основном, это были слова англо-американского происхождения: а) экономические термины (маркетинг, менеджмент, брокер ); б) политические термины (рейтинг, электорат, консенсус ); в) названия понятий из бытовой сферы (сникерс, кола; лосины ); г) речевые формулы (о"кей, ноу-проблем, вау ) и многое другое.

2. Жаргоны

Жаргоны – это нелитературная форма языка, характеризующая речь определенных социальных групп.

Существует определенная мода на употребление жаргонов в элитных кругах. Например, в речи

1) бизнесменов: баксы, штука, дать на лапу;

2) телеведущих эстрадно-музыкальных программ: драйв, тусовка, раскрутить;

3) политических лидеров: беспредел, замочить, разборки.

Но самый массовый язык жаргона – это язык молодежи. Например, такие выражения, как: отпад! прикол! я тащусь! полный абзац! кино и немцы! в зависимости от ситуации могут выражать сразу несколько значений и не поддаются точному переводу.

Характерным признаком жаргонов является их недолговечность. Вспомним, как быстро менялись названия денежных купюр. В 50–60 годы прошлого века – тугрики , в 80-е – мани , в 90-е – бабки, баксы, деревянные, зеленые .

3. "Вирус канцелярита

Как известно, канцеляризмы – это характерные для официально-деловых документов слова и обороты (мероприятие, при наличии, настоящим удостоверяется ). Однако в других стилях речи канцеляризмы неуместны.

4. Речевые штампы

Штамп – речевой образец (слово или словосочетание), который вследствие слишком частого и постоянного употребления превратился в стандартную, ходовую и надоевшую единицу. Это такие избитые выражения, как, например, работа по разъяснению, мы имеем на сегодняшний день, рассмотреть под углом зрения и т.п.

6. Слова-спутники

Близки к речевым штампам так называемые слова-спутники – парные слова, которые из-за многократного повторения утратили выразительность и постепенно превратились с стилистически ущербные словосочетания, например: если критика , то резкая ; если размах , то широкий .

7. Многословие

Многословие – это явление речевой избыточности, связанное с неумением точно и кратко выразить мысль.

Например: Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив; повседневная обыденность, темный мрак.

8. Неправильное словоупотребление

Речь может искажаться неправильным выбором того или иного слова (лексические ошибки) или формы слова (грамматические ошибки), например:

Лексические ошибки:

* я одену пальто (правильно: надену )

Грамматические ошибки:

* я извиняюсь (правильно: извините )

Некоторые люди любят придумывать и собственные слова, стремясь как-то по-особому выразить свою мысль. Так, например: книгоединица , недоотдых , обилечивание пассажиров , человеко-койко-место .

Неправильный выбор слова часто бывает связан с употреблением многозначного слова. Например:

* Футболисты ушли с поля боя без голов .

* Долг врача – довести больного до конца .

9. Неправильное расположение слов

Бывает так, что, с точки зрения лексики и грамматики, предложение построено правильно, но расположение слов таково, что смысл высказывания искажен. Это так называемые логические ошибки. Например:

* В продажу поступили коляски для младенцев синего цвета (коляски синего цвета или младенцы?)

* Наш народ будет жить плохо, но недолго (плохо жить недолго или вообще жить недолго?)

* Упустил мяч вратарь, но добить его было некому (кого добить: мяч? вратаря?)

10. Низкий уровень общей речевой культуры

Актуальная для наших дней проблема – низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль .

11. Сокращения

Значительно обедняют нашу речь сокращения : коммуналка, безналичка, телик; фонетические стяжения (сокращения) слов: Че? Ща! Па-а-сморим, а также усеченные или просто ненормативные фразы: В какую цену… Скока-Скока? Завесьте полкило! ("Скока вешать в граммах?").

12. Орфоэпические ошибки

Обедняют и искажают нашу речь орфоэпические ошибки (т.е. ошибки в ударениях):

* дОговор (правильно: договОр ),

* созвОнимся (правильно: созвонИмся ),

* средствА (срЕдства ).

Пользуясь различными источниками информации, изучила некоторые аспекты проблемы речи, как-то: чрезмерные заимствования, «вирусы» жаргона и канцелярита, многословие, неправильное словоупотребление и т.д.

Следующий шаг моего исследования - изучение качества речи подростков в нашей школе.

Глава 2. Исследование качества речи подростков школы

В связи с описанием качества речи мне важно было знать, как представляют себе обучающиеся правильную речь, что хорошо в речи, что плохо, как оценивают они свою речь и чужую. Для этого мной было проведено анкетирование. Я предложила учащимся две анкеты, одна из которых содержала вопросы, на которые требовалось дать развернутый ответ, а вторая была составлена в виде теста.

Первая анкета показала, что только 20% опрошенных знают некоторые качества хорошей речи, называют их, характеризуя речь с точки зрения произношения (непринужденная,спокойная, ясная,), с точки зрения общих требований к речи письменной и устной (ясная, правильная, точная).

40% имеют представления о качествах хорошей речи, определяют некоторые из них. 40% не имеют представление о качествах хорошей речи, их ответы примерно таковы: «Хорошая речь-это хороший разговор» или «Хорошая речь-это красивая,отчетливая,правильная речь».Оценка собственной речи и речи окружающих затрудняет подростков: только 10% опрошенных смогли дать определенный ответ, который сводится к следующему: «Мне не нравится в речи окружающих многословие,чрезмерное употребелние жаргонов и матерных слов».(Слайд 16)

Ответ на четвертый вопрос анкеты показал, что 70% предпочитают устную форму речи и только 30% любят писать. О своих затруднениях при письме и разговоре говорят довольно уверенно: 10% не испытывают затруднений, 25% испытывают затруднения из-за незнания правил правописания, 65% затрудняются в выборе нужного слова.(Слайд 18)

Судя по ответам на шестой вопрос, работу над написанным проводят только 10%. Односложные высказывания учащихся на последний вопрос анкеты сводятся к следующему: 55% понимают исправления, 30% не всегда понимают, 5% не понимают. (Слайд 19)

Проанализировав результаты опроса, делаю вывод, что большинство обучающихся затрудняются вести предметный разговор о культуре речи, т.к. имеют самые поверхностные знания в этой области..

После чего была проведена следующая анкета. Она помогла мне разобраться в причинах, по которым подростки употребляют слова, засоряющие их речь, узнать, какие это слова и как к такой речи относятся окружающие и родители, чья речь является для моих сверстников эталоном.

Отвечая на вопрос №3, респонденты слукавили. Некоторые написали, что не употребляют в своей речи матерных жаргонизмов, но жизненный опыт доказывает обратное. Большинство подростков признались в том, что использование тех или иных жаргонов зависит от ситуации, написав, что в их речи встречаются и матерные, и юмористические жаргонизмы (50%).

Неприятно осознавать и то, что большинство окружающих равнодушно относятся к тому, как говорят подростки (46%). Их речь волнует лишь немногих (9%), а некоторые вообще позитивно относятся к неправильной речи моих ровесников (45%). Родители тоже почти не придают значения тому, как говорят их дети (11%), и лишь изредка делают им замечания (57%). Чаще всего взрослые люди не знают, какие слова употребляют в своей речи дети. (Слайд 21)

Тем не менее, эталоном правильной речи обучающиеся считают речь своих родителей (61%) и учителей (52%), речь друзей (21%) и средств массовой информации (14%), по их мнению, далека от совершенства.

Результаты исследования отражены в диаграммах.(Слайд 23)

Целью анкетирования являлось изучение речи современных школьников подросткового возраста. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. Все опрошенные учащиеся отметили, что считают употребление слов, засоряющих речь, неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяет им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией ипридавать своей речи живость,юмор.

3. Большинство окружающих равнодушно относятся к речи подростков.

4. Основная часть родителей лишь изредка делает замечание по поводу речи.

5. Эталоном речи для большинства учеников является речь родителей и учителей.

Я считаю, что к причинам отрицательных явлений в речевой практике можно отнести следующее:

  • влияние неграмотной речи лиц, имеющих авторитет в обществе (политиков, артистов, спортсменов, телеведущих);
  • доверие народа к печатному слову (привычка рассматривать все напечатанное и сказанное по телевидению как образец нормы);
  • снижение редакторской требовательности к журналистам в отношении соблюдения языковых норм;
  • запутанность и нечеткость мысли авторов публицистических статей, политических заявлений и законов, и, как следствие, неясность языка их произведений;
  • разрыв между усложненными требованиями новой школьной программы по русскому языку и реальными возможностями;
  • снижение интереса школьников к классической литературе;

проблемы в пополнении фонда библиотек;

  • превращение "Правил орфографии и пунктуации" 1956 г. в библиографическую редкость и отсутствие их новой редакции;
  • неуважение к гуманитарной науке;
  • неуважение к адресатам речи;
  • пренебрежение к родному язык

Глава 3. Пути решения проблемы языкового образования подростк ов

Я изучила проблемы культуры речи своих сверстников и пришла к выводу, что эти проблемы необходимо решать. Мне кажется, что никакие комиссии и федеральные программы ничего не изменят, если сами люди не начнут уважать родной язык, чувствовать свою ответственность за каждое сказанное слово, вдумываться в смысл своих слов. Для того чтобы состояние языка не вызывало тревоги, я хочу предложить пути повышения культуры речи подростков. Если принять их во внимание, то вполне возможно улучшить положение дел с культурой речи.

Пути повышения культуры речи подростков :

  • пропагандировать классическую литературу;
  • обеспечить библиотеки новыми словарями и учебниками по русскому языку и культуре речи;
  • пропагандировать бережное отношение к русскому языку через внеклассные мероприятия и классные часы, например: «День русского языка» или «Неделя русского языка», «Как слово наше отзовётся…», «Живое слово», «Речевой этикет» и т.д.;
  • регулярно проводить конкурсы чтецов;
  • практиковать уроки-тренинги «Говори правильно»;
  • организовывать конкурсы красноречия;
  • выпускать газеты по лингвистике;

проводить устные журналы, например: «Язык мой – друг мой», «Родное слово»;

Как уже говорилось выше, главная роль в деле сохранения родного языка принадлежит самому человеку. По этой причине не лишними станут методы самостоятельного совершенствования языковой культуры:

  • чтение классической художественной литературы (это самый главный и эффективный метод);
  • внимательное изучение нужных разделов в грамматических справочниках;
  • использование словарей;
  • обращение за консультацией к филологам.

Заключение

Изменения, происходящие в социальном мире, в мире духовном, не могли не отразиться на состоянии нашей общей культуры, которая долгое время катастрофически разрушалась и продолжает разрушаться, деградировать и гибнуть, а вместе с нею гибнет единственная, по словам Ивана Сергеевича Тургенева, «поддержка и опора», - великий русский язык.

Грубый, жаргонный, изуродованный по прихоти своих носителей нелитературный язык берет верх, входит во все сферы нашей жизни, включая сферу культуры.

Говорить сегодня изящным и изысканным языком, который вызывает к жизни поток прекрасных человеческих чувств, стало, к сожалению, немодным, неуместным и ненужным.

Средства массовой информации, призванные создавать образцы устной речи и быть хранителями ее культуры, утратили это свое высокое предназначение. Поэтому нужна общегосударственная программа по спасению нашего великого языка, которая бы охватывала все сферы нашей жизни (политическую, экономическую, социальную, культурную), всё население (от детей ясельного возраста до взрослых).

Список используемых источников и литературы

1. Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи» М., 2012

2.Скворцов Л. И. «Об оценках языка молодёжи (жаргон и языковая политика)» //Вопросы культуры речи, вып. 5, М., 2010

3.Шапошников В. «Русская речь», 2000-х. «Современная Россия в языковом отображении, М: Малп,

Русский язык начала 20 века.

Исследовательская работа по русскому языку

Работу выполнил:

ученик 5 класса

Данилкин Максим

Руководитель работы:

Данилкина Людмила Валерьевна,

учитель русского языка и чтения

Казанское, 2014

Содержание

І. Введение

ІІ. Основная часть

    Определение термина

    Причины употребления

МАОУ Казанская СОШ

4. Вывод

ІІІ. Заключение

Литература

Приложения

Введение

Задачи исследования :

Объект исследования : речь учащихся МАОУ Казанская СОШ

Методы исследования :

2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;

3.Анкетирование;

4. Устный опрос

5. Анализ полученных результатов

Исходные данные : основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи

II . Основная часть

1.Теоретическое содержание исследования

1).Определение термина

Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

В литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки»

2).Причины употребления

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

    Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):

    Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

    Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

    Мода на некоторые слова

прямо

блин

как бы

скажем

буквально

как говорится

собственно говоря

ведь

как его

видишь / видите (ли)

как сказать

так

в натуре

короче

так вот

в некотором роде

можешь/ете вообразить

так сказать

в общем (-то)

можешь/ете представить

там

вообще (-то)

на самом деле

типа

вот

на фиг

типа того

в принципе

того

в самом деле

нет

только

все такое

ну

то есть

в целом

ну вот

уже

дело в том, что...

правда

это

ёшкин кот

понимаешь

это самое / эт самое

знаешь / знаете (ли)

послушай

я имею ввиду

значит

прикинь

(я) скажу

итак

просто

70-е годы

80-90-е годы

2000-е годы

На самом деле

Как бы

Ну, ну ваще

Типа

Да?

Короче

Так сказать

Блин

Прикинь

Вот, вот так, ну вот

Это самое

Шикарно

Практически

М-м-м

Пипец

Фактически

Да не вопрос, без базара

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле » используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.

В анкетировании и устном опросе принимали участие 30 учащихся 5 классов МАОУ Казанская СОШ (Приложение №1)

    Не нужно бояться тишины. Вы совершенно напрасно пытаетесь заполнить паузы, вы просто не привыкли молчать во время выступления. Ничего страшного в этом нет. К тому же, вы даете время слушателям осознать сказанное вами.

4. Вывод

изучил литературу по теме исследования,

«Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев

IV . Литература

2.Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев - Одесса, 1984

3.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка», М. 2004г.

4.«Словарь по общественным наукам» http :// www / i -u / biblio / archive / kuitura %5Irehti / 07/ aspx .

5. «Энциклопедический словарь юного филолога», М. «Педагогика», 1984г.

8.Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.

9.Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// «Вестник», выпуск 3(47). – Т.,2005.

Приложение 1

Дорогой друг!

Прими пожалуйста участие в данном анкетировании. Ответь на следующие вопросы. Заранее благодарен!

3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?

6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?

Приложение 4

(буклет прилагается)