Легенда о Летучем голландце - мифы и легенды народов мира. Непознанное

«Летучий голландец» - легендарный парусный корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречен вечно бороздить моря. Легенда о «Летучем Голландце», возникшая в 17 веке, уже много лет переходит из поколения в поколение. В варианте, опубликованном в 1821 году в одном английском журнале, корабль плыл вдоль Мыса Доброй Надежды, когда начался шторм. Корабль в итоге пропал, а следов кораблекрушения найти так и не удалось. История обросла легендами, и призрак корабля стал вестником дурных предзнаменований на долгие десятилетия.

Конечно, как и в любой истории, здесь не обошлось без домыслов, но таинственное исчезновение «Летучего голландца» было не единственным. Экипажи этих кораблей канули в Лету, не оставив

Пожалуй, одно из самых известных судов-призраков. Эта бригантина, водоизмещением 282 тонны и длинной в 31 метр, изначально носила прозвище «Амазонка» и считалась проклятой с того самого дня, как ее первый капитан выпал за борт, причем во время первого же плавания. Судно сменило название, но не судьбу: новоявленная «Мария Селеста» пропала на океанских просторах в 1872 году. Спустя месяц бригантину обнаружили: вещи матросов на своих местах, детские игрушки на полу, груз спирта в трюме. Надо ли говорить, что никого из членов экипажа на борту не было? До сих пор ни одна из версий пропажи людей в полной мере не объясняет случившегося. Ни одна, кроме паранормальной.

В июле 1850 года жители небольшого поселка Истонс-Бич, расположенного в Род-Айленде, внезапно заметили в море парусник, полным ходом летевший прямо на береговые скалы. «Сиберд» (а это был именно он) застрял на отмели, что позволило местным подняться на борт. Многие из них впоследствии жалели о принятом решении: несмотря на кипевшую на камбузе джезву, и тарелки с едой в кают-компании, людей на паруснике не было. Впрочем, одно живое существо все же оставалось: в одной из кают, под койкой, спасатели обнаружили дрожащего в ужасе пса. Такой свидетель, понятное дело, рассказать ничего не смог. Расследование причины пропажи экипажа «Сиберд» оказалось пустой тратой времени.

История голландского теплохода «Оранг Медан» началась с пугающего радиосигнала. Капитаны нескольких торговых судов с ужасом услышали: «SOS! Теплоход «Оранг Медан». Судно продолжает следовать своим курсом. Может быть, уже умерли все члены нашего экипажа. Я умираю». На борт корабля поднялись английский моряки, обнаружившие команду мертвецов. На лицах людей замерло выражение непередаваемого страха. Как только англичане покинули «Оранг Медан», тот загорелся, затем взорвался и пошел ко дну.

В 1999 году судно «Любовь Орлова» было продано круизной компании Quark Expeditions, а в 2010 году корабль потеряли во время шторма. Многострадальный лайнер решил, в конце концов, пристать к берегу лишь в 2014 году, когда его обнаружил поисковый отряд.

Этот 12-метровый катамаран, который использовался в качестве рыболовного судна, пропал в 2007 году на северо-восточном побережье Австралии. Впрочем, в списках исчезнувших судов яхта числилась недолго. Уже через неделю «Каз II» обнаружили около Большого Барьерного рифа. Двигатель катамарана все еще работал; более того, в кают-компании спасатели обнаружили накрытый стол - но ни одного из трех членов экипажа. По уверениям спасателей, им пришлось покинуть катамаран в открытом море, поскольку на борту они все ощутили необъяснимый приступ паники.

История эта очень старая. Некоторые считают ее выдумкой. Но моряки знают, что это чистая правда. Выражаясь языком морских волков, «в ром не подмешано и капли воды». Уже не первое столетие носится по мировому океану корабль-призрак, принося погибель всему живому, что встретится на его пути

Как это было

Однажды, триста или четыреста лет назад, некий голландский капитан захотел обогнуть мыс Горн. Дело было поздней осенью, а там в ту пору дуют злые ветра. Буря была страшная. Матросы делали все что могли, но дувший в лоб ветер постоянно отбрасывал корабль назад. Капитан был лихой и опытный моряк, при этом величайший грешник и упрямец. Он совсем взбесился, когда встречный ветер в пятый или шестой раз преградил ему путь. Моряк затрясся от злости, поднял кулаки над головой и прокричал навстречу буре чудовищные проклятия. Команда стала уговаривать капитана причалить к берегу и переждать бурю, но тот послал их к черту! Опасаясь за судьбу корабля, матросы подняли восстание. Однако капитан оказался хитрее и отправил предводителя бунтовщиков на корм рыбам. Этот поступок прогневил Господа. Небеса разверзлись, из пламени вышла черная тень. Капитан решил пристрелить непрошеного гостя, но пистолет разорвался в его руках. Ледяным голосом тень произнесла приговор: «Отныне ты проклят, капитан, проклят навеки! Отныне не будет твоему кораблю нигде пристанища, будет плавать он и в бурю, и в штиль по морям и океанам до скончания света!»

Такова легенда.

И вот с тех пор носится «Летучий голландец» по морям, не имея возможности зайти в порт. Корабль, совсем дырявый от старости, давно бы затонул, но волшебная сила удерживает его на поверхности. И паруса всегда полны ветром, даже если на море штиль и другие корабли стоят в дрейфе. Встреча с этим кораблем не сулит ничего хорошего. Два или три раза в столетие команда корабля-призрака передает на землю письма. Происходит это так. Ночью на параллельном курсе возникает угловатый силуэт корабля. Всех, кто стоит вахту, мгновенно пробирает озноб до костей. От «Летучего» тянет холодом, как из склепа.
Простуженный, хриплый голос окликает из тьмы:
– Эй, на судне! В какой порт следуете?
Затем с корабля просят передать корреспонденцию. Отказывать нельзя: это закон морской вежливости. На палубу плюхается брезентовый мешок. И сразу же силуэт «Голландца» пропадает во мгле. Во время рейса команда бочком обходит мешок. И только по прибытии в порт из мешка вытаскивают письма, сортируют и рассылают в разные города. Адреса на конвертах написаны выцветшими чернилами, орфография старая. Письма не находят адресатов. Жены, невесты и матери моряков, обреченных за грехи своего упрямца-капитана скитаться по свету, давным-давно умерли, и даже след их могил потерян…

О, счастливчик!

Однако есть много людей, кому удалось встретить «Летучего голландца» и целехонькими вернуться домой. В 1886 году с «Летучим голландцем» встретился даже английский король Георг V. Он тогда еще не был королем, а служил старшим офицером на одном из эскадренных судов. Матрос, который первый заметил корабль-призрак, упал с мачты и разбился. Эту встречу наблюдали три корабля: «Бакчант» (на борту которого и служил Георг V), «Турмалин» и «Клеопатра». «Турмалин» вскоре погиб в морском сражении, а «Клеопатра» и «Бакчант» плавали очень долго. С Георгом V ничего плохого не случилось, он правил до 1936 года. Видимо, бог хранил короля.

«Турмалин» видит Летучего голландца.

Волшебное слово

Старые моряки говорят, что существует одно магическое слово и оно может преодолеть силу заклятья. Нужно произнести это слово во время встречи с «Летучим голландцем». И тогда мачты с лохмотьями парусов плашмя упадут на воду, а корабль мертвых уйдет на дно. Но никто на свете этого слова не знает.
Другие легенды говорят, что капитана проклятого корабля может спасти только любовь верующей женщины. Будто бы для этого раз в семь лет капитану позволено заходить в один из портов. И если в течение суток он найдет женщину, которая полюбит его искренне и беззаветно, то проклятие будет снято. И тогда «Летучий голландец» прекратит свой вечный рейс. Но капитану найти в порту честную женщину, которая полюбила бы за одни сутки такого человека (да еще и в таком обличье), маловероятно.

«Летучих голландцев» много!

* Ранним солнечным утром 1850 года у побережья американского штата Род-Айленд близ города Ньюпорт появилось судно «Морская птица». Корабль шел под всеми парусами к рифам, это видели собравшиеся на берегу люди. Когда до рифов оставалось несколько метров, огромная волна подняла парусник и аккуратно перенесла его на сушу. Жители поселка добрались до судна и были поражены: на судне не было ни одной живой души. На плите в камбузе кипел чайник, в кубрике стоял табачный дым, на столе были расставлены тарелки. Навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы – все было на месте. Из судового журнала стало известно, что парусник шел из Гондураса в Ньюпорт с грузом кофе. Командовал кораблем капитан Джон Дарем. Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: «Вышли на траверз рифа Брентон». Этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Ньюпорта. Рыбаки, вернувшиеся с промысла в тот же день, рассказали, что рано утром они видели парусник в море и капитан их поприветствовал. Полиция провела самое тщательное расследование, но выяснить, почему и куда пропали люди, не удалось.
* В октябре 1913 года спасательная команда с английского парохода поднялась на борт дрейфующего парусника. На борту с трудом читалось полустертое название корабля «Малборо». Его паруса и мачты были покрыты зеленоватой плесенью, доски палубы прогнили. У трапа, на мостике и в каютах было обнаружено 20 скелетов, прикрытых истлевшими лохмотьями. Страницы вахтенного журнала слиплись, чернила растеклись, прочитать что-либо было невозможно. Капитан парохода не имел возможности (да и желания) взять судно-призрак на буксир. Он отметил на карте место встречи с загадочным парусником и приказал ложиться на обратный курс. В порту капитан сообщил властям о своей находке. Выяснилось, что «Малборо» в январе 1890 года вышел из порта Литлтон в Новой Зеландии с грузом шерсти и мороженой баранины. Командовал экипажем опытный и знающий моряк – капитан Хирд. Последний раз парусник видели 1 апреля 1890 года в Тихом океане вблизи Огненной Земли. Невероятно, но парусник скитался по морям 23 года!
* И в наши дни нередко в океане можно встретить «летучего голландца», что в шторм, да еще ночью, грозит несчастьем. У северо-западных берегов Австралии несколько лет назад была обнаружена дрейфующая рыбачья шхуна без экипажа и топлива. Судно «Хай Эйм 6» зарегистрировано в Индонезии, но его владельцы находятся в Тайване. На судне, которое обнаружил самолет береговой охраны, должно было быть от 10 до 12 моряков. Оно в хорошем состоянии, трюмы заполнены выловленной макрелью. Поиски экипажа в море ничего не дали, как и тщательный осмотр судна. Не удалось найти документов, по которым можно было бы установить личности членов экипажа. Представители австралийских властей утверждают, что никаких природных катаклизмов, которые могли вызвать исчезновение моряков, в этом районе не было.

Что говорит наука

Говоря о феномене «Летучего голландца», ученые разводят руками. Единственное мало-мальски внятное объяснение – инфразвук. Это неслышимые человеческим ухом упругие волны низкой частоты (менее 16 Гц). При штормах и сильных ветрах над поверхностью моря в воздухе возникают поперечные и продольные колебания. Сравнительно небольшой шторм может сгенерировать инфразвук большой мощности. Результатом его воздействия на человеческий организм могут стать временная слепота, ощущение тревоги, нередки и приступы безумия. При таких приступах люди выбрасываются за борт или превращаются в убийц, после чего и сами сводят счеты с жизнью. Если частота излучения составляет 7 Гц, смерть экипажа наступает почти мгновенно, так как сердце не в силах выдержать такую нагрузку. В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта парохода «Пиккубен» заметили трехмачтовый парусник «Эбий Эсс Харт». На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда моряки высадились на палубу, они увидели, что все 38 человек экипажа мертвы, а капитан сошел с ума. Лица мертвых были искажены ужасом.

Корабль удачи

Кроме «Летучего голландца», бороздит воды морей и океанов другой призрачный корабль – «Ла-Барка» («Летучий испанец»). Горе тому, кто встретится с «Летучим голландцем», но здорово повезло судну, если его путь пересечется с «Ла-Баркой»: этот парусник спасает корабли от верной смерти, встреча с ним гарантирует удачу.
В начале XIX века пират Пепе Мальоркийце собрал на своей шхуне команду из полусотни головорезов. Бандиты обосновались на заболоченном острове Пинос у южного побережья Кубы и держали в страхе окрестный каботаж. Обнаглев от безнаказанности, они начали отлавливать суда английских работорговцев. Разозленные англичане завербовали одного из рыбаков с Пиноса. Тот выдал базу Пепе и указал подходы к ней. «Ла-Барку» расстреляли в упор. Пираты сошли со шхуны, севшей на грунт, и попытались скрыться в дремучих джунглях острова, но их встретил вооруженный отряд. Тяжело раненный Пепе добрался до хижины своей возлюбленной, красавицы Розы, и скончался у нее на руках. Одному головорезу, Гонсалесу, удалось спастись. Он раскаялся в своих грехах, со своей семьей и потомками Пепе и Розы основал в этих краях поселение Рейна-Амалия, известное добропорядочностью и набожностью жителей. Обломки шхуны полтора десятка лет виднелись среди мангровых зарослей, а потом вдруг исчезли. Зато шхуну начали встречать рыбаки в районе Кубы, Гаити и Багамов. Увидел ее – вернулся домой с богатым уловом. Последовал за «Ла-Баркой» – увернулся от рифа…

Дейви Джонс является самым запоминающимся злодеем всемирно известного фильма «Пираты Карибского моря». Безжалостный и беспощадный повелитель морей предстает перед зрителем ужасным монстром, полным злости и жестокости. Но Джонс не всегда был таким, много лет назад он был сильно влюблен, и это чувство погубило его, раскрыв в нем настоящую темную сторону.

Капитан "Летучего голландца"

Персонаж, который предстает перед зрителями, берет начало из рассказов моряков 1700-х годов. В те времена морской фольклор имел очень большую популярность. В сказаниях не было указано, что жестокий повелитель морей является капитанам именно корабля под названием «Летучий голландец», это, скорее, догадка создателей кинокартины, как и облик самого героя.

Но в основном режиссеры старались максимально приблизиться к мифам о морском дьяволе. В легендах основной акцент делался на историю, где фигурировала шкатулка

Дейви Джонса, куда попадали моряки после смерти. В фильме же главный злодей прячет там свое сердце, которое он вырезал из-за предательства любимой женщины. Шкатулку Дейви прячет в самом далеком месте, а ключ всегда носит с собой под огромным количеством щупалец. Тот, кто найдет сундук с сердцем капитана, полностью подчинит злодея.

Роковая любовь

Дейви Джонс не всегда представлял собой кровожадного повелителя морей. Когда-то он был обычным пиратом, очень удачливым и амбициозным мореплавателем, который во время очередного путешествия встречает Калипсо, богиню морей и покровительницу моряков. Мужчина безумно влюбляется в женщину, и она отвечает ему взаимностью. Калипсо наградила возлюбленного бессмертием и велела переправлять души умерших, которые нашли свою смерть на морском дне. Дейви Джонс должен был в течение десяти лет пребывать в море и только на один день сходить на сушу.

Когда наступила знаменательная дата, пират сошел с корабля, чтобы встретиться со своей возлюбленной, но она так и не пришла. Разгневанный мужчина перестал выполнять условия сделки и отомстил девушке, выдав ее пиратским баронам, которые вскоре заточили Калипсо в тело обычной женщины. Но богиня не осталась

в долгу . Она прокляла Дейви Джонса и всю его команду, и их вечная жизнь стала невыносимой. Джонс вырезал из груди сердце и поместил в шкатулку, став постоянным капитаном "Летучего голландца". С годами облик Дейви Джонса и всех его подчиненных стал меняться до неузнаваемости.

Внешность героя

Создатели фильма основательно проработали образ воинствующего морского повелителя. В основном в его облике задействована всевозможная морская фауна. Невозможно не обратить внимание на лицо капитана. Его борода полностью состоит из щупалец осьминога, носа у главного злодея нет, но создается впечатление, что Дейви дышит через отверстие на скуле.

Вместе с капитанской шляпой герой выглядит достаточно ужасающе. Тело же имеет человеческое очертание, но конечности похожи на клешни краба, как и одна из ног. В один из моментов

Дейви Джонс предстает в изначальном образе мужчины с белой бородой, что позволяет зрителю увидеть истинный облик мужчины.

Сила Дейви Джонса

Вместе с проклятием, наложенным на него капитан получает сверхъестественные способности. Он может без труда проходить через стены своего корабля и телепортироваться. В его подчинении находится могущественный Кракен и корабль с командой, который не мог затонуть. Основным же занятием Джонса был набор в команду новых моряков. Для этого он предлагал погибшим морякам сделку в виде службы на корабле в течение 100 лет, потом моряк мог обрести свободу и новую жизнь. Но из-за проклятья моряки не доживали до этого момента, вначале они превращались в монстров, а потом и вовсе становились частью корабля.

Актер, сыгравший Дейви Джонса

В фильме «Пираты Карибского моря» из-за большого количества грима и графики зрителю трудно разглядеть, кто именно играет такого персонажа, как Дейви Джонс. Актер Билл Найи стал тем счастливчиком, который обошел множество конкурентов и был утвержден на роль.

Его карьера началась с дебютного выступления в театре. Актер часто исполняет второстепенные роли, но всегда остается на вершине славы. Он работал в фильмах «Быть человеком», «Реальная любовь», «Другой мир», «Гнев титанов», «

Ранго ». Но работа в картине «Пираты Карибского моря» стала для него самой запоминающейся.

Несмотря на то что Дейви Джонс, фото которого можно увидеть в этой статье, играет в фильме весьма отрицательную роль, в его образе прослеживается нотка скорби и жалости. По персонажу отчетливо видно, что привело его к такой озлобленности на весь свет. В герое борются два чувства: любовь и жажда мести. Ведь даже после того, как Джон Уилл проткнул сердце Дейви (не без помощи Джека Воробья), последним словом умирающего героя было имя любимой. Капитан "Летучего голландца" был назван одним из наиболее убедительных за все время компьютерной графики.


В течение многих веков матросы из уст в уста передавали историю о громадном черном корабле, который двигался со сверхъестественной скоростью, несмотря на разорванные паруса. Многие утверждали, что видели легендарного «Летучего голландца» своими глазами, после чего их ждали трагические несчастья и удары судьбы. А для некоторых встреча с этим загадочным судном и вовсе оказалась фатальной. Некоторые современные исследователи всерьез полагают, что они действительно разгадали тайну «Летучего голландца».




В рассказе Эдгара Аллана По «Рукопись, найденная в бутылке» (1833 год) повествуется о человеке, который после кораблекрушения попадает на таинственное судно. Его первая встреча с грозным кораблем описана в трагичной сцене, типичной для По:

«Подняв свой взор кверху, я увидел зрелище, от которого кровь заледенела у меня в жилах. На огромной высоте прямо над нами, на самом краю крутого водяного обрыва вздыбился гигантский корабль водоизмещением не меньше четырех тысяч тонн. Хотя он висел на гребне волны, во сто раз превышавшей его собственную высоту, истинные размеры его все равно превосходили размеры любого существующего на свете линейного корабля или судна Ост-Индской компании. Его колоссальный тускло-черный корпус не оживляли обычные для всех кораблей резные украшения. [...] Но особый ужас и изумление внушило нам то, что, презрев бушевавшее с неукротимой яростию море, корабль этот несся на всех парусах навстречу совершенно сверхъестественному ураганному ветру.»





Скорее всего американского писателя вдохновили рассказы о «Летучем голландце». Согласно легенде, это громадный корабль, который был проклят и обречен плавать в море целую вечность. В среде моряков говорили, что капитан корабля, возвращаясь из Ост-Индии, погубил влюбленную пару. Проходя мыс Доброй Надежды, судно попало в шторм. Капитан-богохульник поклялся, что никто из его экипажа не ступит на землю, чем накликал беду. И теперь мрачное судно с бессмертной командой бороздит просторы океана. Лишь раз в десять лет капитан может сойти на берег, чтобы найти себе жену и таким образом снять чары.



Обычно «Летучего голландца» видели издалека, когда он стремительно плыл под всеми парусами навстречу ветрe, что не могло не пугать бывалых моряков. Лишь иногда странный корабль приближался, и его матросы просили передать письма их родным. В любом случае встреча с «проклятым» судном считалась у суеверных моряков дурной приметой.



Морских легенд и небылиц о корабле придумано много, но нет никаких реальных подтверждений истории о «Летучем голландце». Есть лишь одна теория, объясняющая появление призрачного корабля, который может скользить по волнам против ветра и даже летать в воздухе. Все дело в оптической иллюзии.



Обман зрения или фата-моргана (название в честь феи Морганы, колдуньи из сказок про короля Артура) происходит из-за образования нескольких слоев воздуха с разными температурами. Они становятся своеобразными «зеркалами», с помощью которых «картинка» передается очень далеко. При этом изображение корабля отражается несколько раз. Таким образом, можно увидеть суда или острова, находящиеся далеко за горизонтом. Будет казаться, что они «плывут» прямо по воздуху.

Среди всех морских мифов и легенд, пожалуй, одна из наиболее известных - легенда о Летучем Голландце. Многие люди сообщали о том, что видели судно капитана Ван дер Деккена с тех пор, как оно затонуло в 1641 году. За свою дерзость и богохульство капитан по прозвищу Летучий Голландец и его команда обречены бороздить морские просторы до самого Судного дня.

«Летучий Голландец» работы Говарда Пайла

Корабль Ван дер Деккена совершал торговый рейс из Голландии в восточную Индию. После того, как трюмы были доверху набиты шёлком, специями и другими дорогими товарами, корабль отправился обратно в Амстердам. Огибая южный берег Африки, капитан размышлял, что не мешало бы неподалёку от Мыса Доброй Надежды устроить место отдыха, где можно причалить и передохнуть перед тем, как штурмовать бушующие волны.


Мыс Доброй Надежды

Роковой рейс и проклятие

Когда корабль начал огибать мыс, капитан был глубоко погружён в свои мысли. Внезапно налетел ужасный порыв ветра, угрожающий опрокинуть судно. Моряки призывали капитана повернуть назад, но Ван дер Деккен наотрез отказался. Некоторые считают, что он впал в безумие, другие - что он был пьян, но в любом случае капитан приказал команде двигаться вперёд. Он зажёг свою трубку и курил, наблюдая, как бьются о борт огромные волны. Вертер порвал паруса, и вода проникла в трюм, но капитан упорно следовал своим курсом, изрыгая кощунственные ругательства.


Портрет капитана Ван дер Деккена

Доведённая до предела команда взбунтовалась. Без малейших сомнений капитан застрелил зачинщика бунта и бросил его тело в бушующие воды. В тот момент, когда труп коснулся воды, послышался голос, спрашивающий, не желает ли Ван дер Деккен переждать эту ночь в бухте. Но дерзкий моряк ответил: «Будь я проклят, если сверну с пути, пусть даже мне придётся болтаться здесь до судного дня! »


«Летучий Голландец» кисти Альберта Пинкхема Райдера

И тогда голос вновь заговорил: «Да суждено тебе вечно плавать по океану с командой мертвецов, неся смерть каждому, увидевшему твой призрачный корабль, и никогда не пристанешь ты ни к какому порту, и не будешь знать ни секунды покоя. Желчь будет твоим вином и раскалённое железо твоим мясом!» Услыхав этот приговор, капитан, не моргнув глазом, воскликнул: «Да будет так!»

Корабль-призрак

С тех самых пор капитан Ван дер Деккен по прозвищу Летучий Голландец так и плавает на своём корабле. Бывалые моряки говорят, что встретившие его судна сбиваются с пути, напарываясь на рифы и скрытые под водой камни. Есть поверье, что если всмотреться в волны, бушующие у Мыса Доброй Надежды, то можно увидеть капитана во главе его команды скелетов. Но будьте осторожны, согласно легенде каждый, кто заметит Голландца, обязательно умрёт ужасной смертью.

Легенда о Летучем Голландце обрела известность в 1843 году благодаря одноимённой опере Вагнера. Но причина, по которой эта легенда жива и по сей день, вдохновляя многих авторов (от Вагнера и Кольриджа до создателей мультфильма «Губка-Боб») кроется в том, что многие убеждены, что видели призрачный корабль.


Последняя сцена из оперы Вагнера «Летучий Голландец» (1843)

Одна из наиболее известных встреч произошла 11 июля 1881 года. С Летучим Голландцем столкнулся принц Уэльский Джордж (будущий король Георг V) и его брат принц Альберт Виктор, плывшие недалеко от берегов Австралии. После принц Джордж написал в своём дневнике:

«11 Июля. В 4 утра мы повстречали Летучего Голландца. Странный красный свет окружал призрачный корабль с его мачтами, рангоутом и парусами. Шхуна находилась в двухстах ярдах сзади и слева по борту, где её видел вахтенный офицер. Кормовой мичман был немедленно направлен на бак, но прибыв туда, он не увидел ни малейшего следа какого-либо корабля, лишь чистое спокойное море до самого горизонта. В общей сложности шхуну видели тринадцать человек, и в 10:45 утра матрос, первым сообщивший о появлении Летучего Голландца, упал с грот-мачты на полубак и расшибся насмерть».

Современные учёные придерживаются мнения, что корабль Голландца - не более, чем мираж, отражение лучей света от океанской воды.