Каникулы по четвертям. Каникулы для школьника: триместры или четверти? Когда заканчивается 3 четверть в школе

По современным российским законам единого расписания школьных каникул в стране нет: в соответствии с приказом Министерства образования учебные заведения вправе самостоятельно устанавливать график отдыха детей, количество коротких каникул и их продолжительность. Исключением является только Москва, где все школьники учатся и отдыхают по одному из двух графиков: традиционному, когда учебный год разбит на четыре четверти и модульному (пять недель учебы и одна – отдыха) и для каждого варианта установлены единые сроки каникул.


В других регионах России органы образования как правило выпускают рекомендации, в которых предлагают учебным заведениям установить даты начала и окончания каникул, оставляя окончательное решение «на откуп» администрации школ.


Каникулы рекомендовано начинать с понедельника (чтобы выходные «плюсовались» к ним), что позволяет не « » учебные недели на части и увеличить продолжительность непрерывного отдыха школьников. Точная продолжительность каникул также не регламентирована – как правило, всего на протяжении учебного года на отдых отводится 30-35 дней, что позволяет полностью выполнить учебный план к концу мая.


Несмотря на такую свободу, большинство российских школ консервативно подходят к вопросу определения графика школьных каникул – в итоге большинство школьников страны отдыхает в одни и те же сроки.


Какими же будут даты каникул в 2016-2017 учебном году в большинстве школ России?

Даты осенних каникул в 2016 году

Осенние каникулы традиционно проводятся в начале ноября и выпадают на ту неделю, в которую россияне отмечают День народного единства (4 ноября).


В 2016 году осенние каникулы начнутся 31 октября (понедельник) и продлятся до конца недели, до 6 ноября (воскресенье). Вторая учебная четверть начнется 7 ноября. Таким образом, в школах, где – учебный день, школьники будут отдыхать 8 дней, учащиеся по пятидневке – 9.


Однако День народного единства в этом году выпадает на пятницу. Поэтому в некоторых школах датой начала осенних каникул-2016 может быть установлено 7 ноября, что позволит увеличить продолжительность каникул за счет присоединения к ним праздничного дня. В таком случае школьники будут отдыхать до 13 ноября, а продолжительность отдыха составит 10 дней.

Расписание зимних школьных каникул 2016-2017


Зимние школьные каникулы, выпадающие на новогодние праздники и отделяющие вторую четверть от третьих особенно любимы школьниками – они самые длинные из всех «внутригодовых». Кроме того, они совпадают с общероссийским периодом отдыха для взрослых, что позволяет семьям проводить время вместе – в том числе и в путешествиях. Поэтому сроки зимних каникул, как правило, особенно волнуют родителей школьников.


Зимние каникулы у школьников начинаются в последний понедельник декабря. В 2016-2017 году «старт» будет довольно ранним – последний понедельник месяца выпадает на 26 число (то есть школьники начнут отдыхать с воскресенья, 25-ого декабря). У детей будет время как следует подготовиться к главному празднику зимы. Правда, и завершится новогодний отдых раньше обычного – 8 января.


Третья, самая длинная учебная четверть стартует 9 января, в понедельник – именно в этот день школьники должны будут вновь сесть за парты.

Сроки дополнительных каникул для первоклассников


Первоклассникам третья четверть дается особенно тяжело – они еще не привыкли к традиционному школьному графику, и поэтому в середине третьей четверти для них устраивают «особые» каникулы. На зависть всем остальным школьникам отдыхают в конце февраля целую неделю.


В 2016-2017 учебном году дополнительные каникулы начнутся 20 февраля и продлятся до 26 числа, совпав по срокам с празднованием Дня защитника Отечества.


В эти же сроки будут отдыхать еще и ученики коррекционных школ – на них также распространяется правило о дополнительных каникулах.

Даты весенних школьных каникул – 2017


Весенние каникулы чаще всего выпадают на последнюю неделю марта. 2016-2017 учебный год не станет исключением.


Школьников распустят на каникулы в понедельник, 27 марта – и отдыхать они будут одну неделю, до 2 апреля. С учетом воскресенья продолжительность мартовского отдыха составит 8 дней при шестидневке, и 9 – при пятидневном режиме обучения.


Первым учебным днем четвертой четверти станет 3 апреля. Продлится она до конца мая (в зависимости школы учебный год во всех классах, кроме 9 и 11 завершается в период с 21 по 31 мая), после чего школьников ждет три месяца летнего отдыха.

График каникул в 2016-2017 году при модульном режиме обучения «5+1»

В тех школах Москвы, где родители учеников выбрали не классический график обучения с делением учебного года на четыре четверти, а модульную схему «пять недель учебы – одна неделя отдыха», каникулы в 2016-2017 году будут проходить в следующие сроки:


  • с 3 октября по 9 октября;

  • с 14 ноября по 20 ноября;

  • с 31 декабря по 8 января;

  • с 20 февраля по 26 февраля;

  • с 10 апреля по 16 апреля.

Расписание каникул по четвертям в школах Москвы

Ученики московских школ, где учебный процесс организован по традиционной схеме «четыре четверти», будут отдыхать в 2016-2017 учебном году так же, как и большинство школьников страны:



  • осенние каникулы с 31 октября по 6 ноября;


  • зимние каникулы с 26 декабря по 8 января;


  • каникулы с 27 марта по 2 апреля;


  • дополнительные каникулы для первых классов – с 20 по 26 февраля.


Как узнать даты каникул в своей школе

Как уже было сказано, точное расписание каникул в каждой конкретной школе России (исключая Москву) определяется администрацией учебного заведения и может отличаться от общепринятого.


Поэтому для того, чтобы точно спланировать отдых ребенка, надо уточнить даты в своей школе. Это можно сделать различными способами:



  • Уточнить у классного руководителя или у секретаря . На начало учебного года расписание каникул уже утверждено, и точные даты известны всем сотрудникам школы (учителя готовят рабочие программы по предметам на учебный год с учетом этой информации).


  • Посмотреть на сайте школы. Информация о датах начала и окончания учебного года, а также графике каникул должна находиться в разделе, посвященном организации учебного процесса.


  • Если школа использует систему электронных дневников – расписание школьных каникул на 2016-2017 год можно посмотреть и в нем. Даже если администрация школы не информирует родителей о сроках начала и окончания учебы, «пролистав» журнал вперед, можно увидеть, до какой даты планируется проводить занятия.

Распределение учебного времени на триместры – относительно новый для российских школ подход к планированию процесса обучения школьников. Его главный принцип в том, что равные периоды учебы в течение года чередуются с недельным отдыхом. По мнению психологов и педагогов подобный подход позволяет избежать школьникам переутомления за счет равномерного распределения нагрузки, что особенно актуально в младшей школе.

Разделение учебного года

В традиционной образовательной системе год делится на 4 четверти, каждая из которых длится примерно 2-2,5 месяца и заканчивается каникулами. Исключение составляют новогодние праздники, на которые школьники получаю довольно длинный период отдыха, а также летние каникулы продолжительностью 3 месяца.

В условиях триместровой системы учебный год равномерно делится на 6 учебных периодов и такое же число каникул. Длительность каждого триместра обычно составляет 5-6 недель, а время отдыха после них -1 неделю.

Таким образом, процесс обучения по семестрам имеет циклический характер. Исключением является новогодний отдых, продолжительность которого такая же, как и в школах с более привычным обучением по четвертям. Неизменным при этом остается и отдых школьников в летнее время.

Министерство образования ежегодно вносит корректировки в учебный процесс за 6 месяцев до начала учебного года. В 2018-2019 учебном году график обучения по триместровой системе будет иметь следующий вид:

  • 1-й: 1(3) сентября – 7 октября;
  • 2-й: 15 октября – 18 ноября;
  • 3-й: 26 ноября – 29 декабря.
  • 4-й: 9 января – 17 февраля;
  • 5-й: 25 февраля – 7 апреля;
  • 6-й: 15 апреля – 31 мая.

Триместровые каникулы 2018-2019

Несмотря на отсутствие точных дат каникул в 2018-2019 году при триместровой системе обучения уже сейчас можно ориентировочно просчитать, когда будет начинаться у школьников отдых в каждом семестре, руководствуясь опытом прошлых лет и учитывая дни государственных праздников, которые отмечены в календаре нерабочими.

Итак, рассмотрим, как будут распределены каникулы в школе в 2018-2019 году по триместрам:

  • В первом осенние каникулы продлятся с 8 по 14 октября.
  • Во втором отдых намечен с 19 по 25 ноября.
  • В третьем школьников ждут «длинные выходные», которые начнутся 30 декабря 2018 г. и закончится 9 января 2019 г.
  • В четвертом каникулы начнутся 18 февраля и закончатся 24-го.
  • В пятом каникулярное время обозначено в период с 8 по 14 апреля.
  • В шестом ученики получают самый длинный и долгожданный летний отдых с 1 июня по 31 августа.

Данное распределение каникул для школ с триместровой формой обучения в 2018-2019 году поможет школьникам и их родителям заблаговременно спланировать личные мероприятия, особенно, когда предстоят дальние путешествия или другие значимые события. Но стоит учитывать, что при приведенные даты являются ориентировочными, поскольку школьное руководство вправе корректировать каникулярное время на 1-2 недели.

В соответствии с приказом Минобразования каждое школьное учреждение самостоятельно выбирает как систему обучения (четвертную или триместровую), так и даты каникулярного времени.

При этом существуют обязательные требования, которых следует придерживаться по этому вопросу:

  1. Каникулы должны начинаться в первый день недели – понедельник.
  2. Дату начала нельзя смещать более, чем на 2 недели.
  3. Суммарное количество дней отдыха для школьников не должно быть менее 30 (без учета летних каникул).

Таким образом, руководство школы самостоятельно определяет дни начала и окончания периодов отдыха своих учеников, не отступая от общих положений Министерства образования.

Возможные отклонения сроков

У школьников из разных городов России каникулы не всегда совпадают по датам и продолжительности. Региональные департаменты образования вправе корректировать сроки учебного процесса и отдыха в подведомственных школах, что может быть связано с разными причинами:

  1. Ухудшением погодных условий (сильные морозы, паводки и т.д.).
  2. Недостаточной температурой воздуха непосредственно в учебных помещениях. По нормам Минобразования запрещается проводить занятия в классах, где температура ниже 18°С.
  3. Эпидемиями гриппа и других заболеваний, при которых порог превышается допустимый порог заболеваемости (более 30% общей численности учащихся), что требует закрытия учебного заведения на карантин.

На заметку: Во время морозов ниже 25°С прекращаются занятия для учеников младших классов, после -28°С – для средней школы, и при -30°С – для старшеклассников. Дополнительно также учитывается скорость ветра, которая усиливает действие морозного воздуха, что провоцирует сильные обморожения.

Если такие экстремальные перерывы занимают всего несколько дней, они обычно не влияют на темпы изучения школьной программы. Но если форс-мажорные условия затягиваются на неделю и дольше, школьное руководство вынуждено будет уменьшать продолжительность или смещать даты школьных каникул.

Зимние каникулы, которые по обыкновению совпадают с Новогодними.

Мы уже давно привыкли, что дни обязательного отдыха в разных учебных заведениях могут выпадать на разные даты. И конечно, все знают, что причина таких несовпадений – форматы обучения. При делении года на четыре неравных части (четверти) перерыв следует сразу по окончании четверти, а при делении года на триместры – каждые четыре-пять недель.

Однако ситуация с каникулами зимой выглядит совсем иначе – этот период практически совпадает во всех учебных заведениях, независимо от профиля и формата обучения. Разница может составить буквально пару дней – триместровые школы могут объявить о начале выходных на день-два позднее «четвертных» учреждений. А вот заканчивается отдых неизменно в один день.

Зимние каникулы 2018-2019 в школах с режимом обучения по четвертям: 26-27 декабря 2018 года – 8 января 2019 года включительно.

То есть последние уроки пройдут во вторник 25.12. либо среду 26.12. Вновь учеба начнется в среду 09.01.2019 г.

Решение о времени начала и окончания каникул в новом учебном году будет принимать каждое учебное заведение самостоятельно. Даты школьных каникул 2018-2019 в конкретном учебном заведении зависят от многих факторов: обучение по триместрам, четвертям или модулям; погодные условия; климатические условия местности; Министерство образования устанавливает рекомендуемые даты каникул, но окончательное решение все же остается за руководством учебных заведений.

Дата зимних каникул в 2018-2019 учебном году

2 четверть самая короткая и пролетает быстро. Зимние каникулы дети ждут с трепетом, так как они совпадают с Новогодними праздниками. Им придется потерпеть и учиться до 28-29 декабря. Дело в переносе выходных дней на государственном уровне. Понедельник 31 декабря объявлен выходным днем, за него взрослые и дети отработают в субботу 29 числа. Хотя вряд ли в этот день в расписании будут уроки. Каникулы продлятся до 10.01.2019. Но не исключается, что ряд учебных заведений дадут возможность учащимся не вспоминать об уроках до Старого Нового года.

Первый день третьей четверти

Некоторые затруднения может вызвать расчет первого учебного дня в 2019 году. Долгие новогодние и рождественские зимние каникулы, когда отдыхают и взрослые, и дети, продолжаются, как правило, ровно декаду – первые десять дней января. Но в 2019 году зимний «отпуск» будет несколько короче привычного. Причина – в рождественских праздниках.

Рождество, хоть оно и не входит в список государственных праздников, является официальным выходным днем. То есть в отношении этой даты вступает в силу закон о переносе праздничных дней. Но 7 и 8 января – рождественские дни – выпадают на понедельник и вторник. А значит, никаких переносов, компенсаций и продления привычного отпуска не предвидится. И первым рабочим днем в 2019 году для всех, в том числе и для школьников, станет среда 9 января.

Ещё на сайт:

Сюрприз для первоклашек

Для того чтобы снизить уровень стресса, в середине самой длинной и самой сложной четверти – третьей – сделан дополнительный перерыв. Отдых, как правило, приходится на конец зимы, когда новогоднее веселье уже практически стерлось в памяти, а до теплых весенних деньков еще так далеко. Правда, такой неожиданный «отпуск» подарен лишь первоклассникам, а все остальные ученики как младшего, так и среднего звена продолжат учить уроки.

Закончились новогодние праздники и зимние каникулы. В школе начинается третья четверть, самая долгая и трудная. И не только потому, что практически все предметные программы построены таким образом, что наиболее сложный и объемный материал изучается именно в этот период, что в феврале–марте проходят всевозможные олимпиады, тестовые испытания и контрольные, влияющие на годовые отметки, а учащиеся выпускных классов начинают готовиться к экзаменам… Авитаминоз, зимние холода делают свое дело: дети в это время часто болеют, быстро утомляются и перестают адекватно воспринимать информацию. Ни один ребенок не в состоянии вынести эту нагрузку и остаться работоспособным

Зимой нагрузку нужно уменьшать

Специалисты Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей РАМН выделяют три группы факторов, влияющих на здоровье ребенка. Первая – погодные условия и климат, вторая – атмосфера в семье, третья – организация школьной деятельности.

На третью четверть приходится сочетание погодных условий и нерациональной с точки зрения физиологии организации школьной жизни. Отсюда справедливый вывод многих гигиенистов, что отечественная каникулярная система, оставшаяся нам от советских времен, попросту вредна. Согласно ей первая четверть имеет продолжительность 65 дней, за ней следуют 5 дней каникул. Вторая четверть – 50 дней и 12 дней каникул. Первые две четверти дети, оздоровленные летним солнышком и витаминами, могут выдержать. А вот третья – самая тяжелая.
Во-первых, к этому моменту проходит большая часть учебного года и накапливается утомление (какими бы ни были каникулы). Нельзя забывать и об эмоциональной усталости. Даже если ребенок не очень старается на занятиях, он все равно утомляется: от множества людей, одних и тех же лиц, страхов и чувства вины, напряжения на уроке. Монотонная длительная работа, постоянное напряжение, отсутствие перспективы близкого отдыха (до очередных каникул еще 2 месяца) нагнетают внутреннюю тревогу, провоцируют депрессивные настроения у детей.
Во-вторых, зимой короткий световой день, недостаток ультрафиолета. И, в-третьих, чувствуется нехватка витаминов: что бы мы ни говорили об обилии овощей и фруктов в зимнее время, это искусственно выращенные продукты, хранившиеся длительное время. Трудно предположить, что каждый ребенок съедает 3 фрукта в день (как советуют специалисты). Есть еще важная причина: дети стали меньше гулять. По данным исследований Института возрастной физиологии, которые ведутся на протяжении уже 20 лет, сегодня даже сельские школьники бывают на воздухе не более получаса. Причина – те же компьютер и телевизор. Кроме того, растущее с каждым годом количество уроков.
Ежедневная нагрузка ученика 9-го класса в среднем составляет 14–16 часов (школьные занятия, факультативы плюс домашние задания), так что же он еще может успеть? Директор Института возрастной физиологии академик РАО Марьяна Безруких считает совершенно неправильным то, что к зиме нагрузка в наших школах не уменьшается, а увеличивается (должно быть наоборот) и пик ее приходится на февраль. Нагрузку важно правильно перераспределить, например, в апреле можно и увеличить. Эти вопросы вправе решать сама школа.
В исследованиях было выявлено, что первые две недели после отдыха работоспособность школьников повышается. Потом еще две недели держится на высоком уровне, а на пятой – начинает падать. Именно тогда, считают медики, ребятам и нужно давать передышку. Если же непрерывная учеба длится более восьми недель (а третья четверть тянется все десять), успеваемость подростков и старшеклассников падает, а младшие школьники и вовсе начинают терять в весе, жалуются на плохое самочувствие, головную боль, сонливость, снижение внимания. Врачи наблюдают у таких ребят вегетативно-сосудистые расстройства со склонностью к гипертоническим реакциям.

Признаки переутомления

Если ребенок стал излишне плаксивым, пассивным или, напротив, взрывным, буйным, по утрам жалуется на недомогание (болят живот, голова, горло, нога…); если подросток стал агрессивным, угрюмым, замкнутым, возможно, рассеянным, жалуется на плохую память, резко снизились оценки и в дневнике появились записи о прогулах; если к середине февраля похудел, у него синяки под глазами и он начал плохо спать – ситуация тревожная.
Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.
Оно может проявляться на поведенческом уровне – снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы; на физиологическом – затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов; на психологическом – снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.
При отсутствии мер, уменьшающих степень или снимающих остаточные явления утомления, возможно развитие пограничных и патологических состояний.

Что могут сделать учителя

Постарайтесь понять, почему школьник не усваивает материал. Чересчур медлительному ребенку необходимо дома еще раз повторить пройденное в школе. Слишком стремительному помогите научиться усидчивости, концентрированию внимания - умению очень важному для любого ученика (существует много соответствующих игр, тренингов, неплохой вариант – турнир по шахматам).
Уроки физкультуры, гимнастические и расслабляющие упражнения (релаксация) способствуют восстановлению работоспособности младших школьников. Результаты научных исследований показали, что ежедневное использование физических упражнений и элементов релаксации в течение рабочей недели (на четвертом уроке) позволяет поддержать работоспособность детей в конце учебного дня, недели и четверти. Результаты обучения не снижались к концу дня и недели, хотя такая закономерность наблюдалась до момента введения подобных занятий. Педагоги и родители констатируют улучшение успеваемости, повышение активности, мотивации обучения.
Однако эффективность их применения различна в зависимости от психологических и возрастных особенностей младших школьников.
Так, например, занятия физическими упражнениями в течение 15 мин. дают наибольший эффект для учеников 7–8 лет. Концентрация их внимания восстановилась практически полностью, темп выполнения задания и переключаемость увеличились более чем на 50 процентов. Урок физической культуры продолжительностью 40 мин. позволил восстановить уровень работоспособности, но в несколько меньших показателях исследуемых величин. Выполнение расслабляющих упражнений оказалось малоэффективным для восстановления изучаемых функций. Ученые считают, что для детей 7–8 лет предлагаемые в ходе урока физические нагрузки достаточно высоки. Ребятам этого возраста сложнее организовать себя и включиться в максимально возможный темп работы на уроке после 40-минутной двигательной активности.
Использование элементов релаксации – недостаточно эффективный способ восстановления, очевидно, потому, что некоторые дети не могут сразу освоить расслабляющие упражнения. Только после нескольких серьезно и регулярно проводимых в школе занятий удается ощутить некоторый результат.
Ученикам 3-го класса (10–11 лет), наоборот, лучше всего помогает восстановить работоспособность урок физической культуры. В данном случае концентрация внимания, темп выполнения и переключаемость восстановились практически полностью. А вот выполнение физических упражнений или элементов релаксации оказалось фактором, недостаточно способствующим восстановлению работоспособности после достигнутого уровня утомления.
Хорошее здоровье и бодрость духа – непременное условие успешной учебы. Но и физическое здоровье напрямую связано с психологическим благополучием, поэтому не забывайте, что ребенок нуждается в поддержке, ободрении и сочувствии. Помните о чувстве юмора и волшебной силе искусства. Яркие, красивые фотографии, картины, комнатные растения в кашпо поднимут настроение и жизненный тонус и ученикам, и вам.
Ведь учителя тоже испытывают трудности затяжной третьей четверти! Поэтому сами активно принимайте участие в физкультминутке, принесите яркий фрукт, и до обеденной перемены пусть он лежит не в сумке, а на виду. Букет цветов тоже будет поднимать настроение, даже если вы подарили его себе сами. Вместе с ребятами погуляйте на улице, в выходной организуйте поход.И не забудьте взять своих собственных детей... они тоже испытывают негативное влияние третьей четверти не меньше, чем ваши ученики!

Что могут сделать родители

Сколько бы лет ни исполнилось вашему ребенку, следить за его здоровым образом жизни придется родителям. И чем старше школьник, тем сложнее это делать так, чтобы это не стало причиной семейных раздоров.
Родительская помощь должна быть незаметной и неназойливой: организуйте совместный поход на лыжах, купите всем членам семьи коньки или просто прокатитесь вместе с ледяной горки, поставьте вазу с фруктами (апельсинами, мандаринами, хурмой – и красиво, и полезно) именно в комнате ребенка. Положите прямо в рот сыночку витамин с пожеланием удачи. За завтраком полезен витаминный чай, например, со зверобоем или шиповником. Если в комнате сухой воздух (а это зачастую именно так, ведь батареи центрального отопления не только согревают воздух в квартире, но и иссушают его), то поставьте в спальне увлажнитель, чтобы утром ребенок чувствовал себя бодрее. Можно организовать семейный выезд за город, поход в сауну, бассейн.

Залог успешного школьного обучения – качественное выполнение домашних заданий. Далеко не все дети умеют их делать самостоятельно. Одни просиживают за учебниками часами, но без толку, другие, напротив, надеясь на помощь взрослых, ждут их возвращения с работы, открывают тетрадки поздно вечером. В этом есть и родительская вина. С малышом мы обычно делаем уроки вместе. А потом вдруг решаем, что пора ребенку стать самостоятельным, а он даже не знает, как подступиться к делу.
Обсудите с детьми возможные тактики и стратегии. Неуверенным в себе стоит начать с самых легких заданий. Успешно выполнив упражнение, ребенок почувствует в себе силы и постепенно освоит гораздо более сложные задачи. А кому-то, напротив, лучше выбрать самые трудные предметы, а параграф из учебника биологии можно прочитать и перед сном. Эмоциональным детям стоит сначала выполнить задания по любимым предметам, тогда запаса хорошего настроения хватит на все остальное. Кому-то поможет негромкий музыкальный фон, а кто-то нуждается в полной тишине.
Важно научить детей правильно регламентировать время учебной работы дома: чередовать виды занятий по различным предметам, делать перерывы между ними по 10–15 минут, во время которых снимается напряжение, отдыхают глаза.
Если ребенок подолгу сидит без дела, уставившись в одну точку, и никак не может взяться за уроки, разрешите ему поиграть сначала полчаса, лучше всего на улице. Только учтите: самые простые на первый взгляд компьютерные и слишком активные физические игры утомительны. За них не стоит садиться перед выполнением домашней работы.

Не забывайте о режиме дня

Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Он способствует нормальному развитию детей, их здоровью, воспитанию воли, приучает к дисциплине.
Проанализируйте режим дня ребенка. И тогда станет понятно, что, во-первых, он недосыпает. Ученик начальной школы должен спать 9–10 часов (старшеклассник – не меньше 8). Малышу нужно быть на воздухе 2,5–3 часа, а старшекласснику – 2–2,5.
Надо понять, куда девается время: не тратит ли ребенок его впустую? Может, он сидит перед телевизором и смотрит с бабушкой сериалы? Если мы возьмем сон, обязательную прогулку, прибавим 2 часа на гигиенические процедуры, еду, то поймем, что останется на учебу и дополнительные занятия.
Большое внимание в режиме дня школьника должно быть уделено питанию. Для нормального физического и психического развития имеет важное значение правильно организованный режим питания (4–5-кратный). Ужинать ребенок должен за 1–1,5 часа до сна.
В выходные основные элементы режима дня (сон, еда и т.д.) должны оставаться такими же, как и в будни, но при этом максимум времени отводится пребыванию на воздухе. В субботу и воскресенье необходимо дать ребенку выспаться. Дети 7–10 лет должны спать не менее 10–10,5 часа в сутки, подростки – не менее 8–9, в противном случае их работоспособность падает на 30%. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, – причина неврозов и сопровождающих их раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать излишних нагрузок, которые могут нарушить сон и вредно сказаться на состоянии здоровья школьника.
Насколько тщательно родители продумают режим дня своего ребенка и постараются внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразится на всех сторонах его жизни и здоровья.

Отвлекайтесь сами и отвлекайте детей

Как бы много внимания ни приходилось уделять учебе, обязательно отвлекайтесь сами и отвлекайте сына или дочь. Монотонность школьных будней необходимо разбивать яркими событиями. Отпускайте ребенка раз в неделю на дискотеку, на матч, желательно под выходные, чтобы он успел выспаться на следующий день. Забирая его из школы, пройдитесь на обратном пути по магазинам, сходите на выставку, в театр. Особенно если в школе не все благополучно. Чтобы не считать себя вечным неудачником, ребенок должен ощутить успешность в любом другом пространстве: в самодеятельном театре, на хоккейной площадке, в изостудии. Опыт побед поможет ему выдержать удары судьбы. Конечно, нельзя настаивать на посещении кружков, записывать туда сына или дочь насильно.
Со структурой школьного графика бороться хоть и хлопотно, но возможно.
Климат – штука нам не подвластная, а переезд в теплые страны – выход для большинства маловероятный. Кратковременный выезд может только навредить резкой сменой климатических условий. Психологи считают, что решающее значение в этой ситуации – благоприятная атмосфера в семье.
Если ситуация совсем тяжелая, то раз в неделю по необходимости можно разрешить ребенку не пойти в школу. (Если он не был в школе не больше трех дней, справка от врача не требуется, достаточно записки от родителей, что он плохо себя чувствовал.).
Не ругайте детей за плохие отметки и не выученные когда-то уроки. Отдохнет – нагонит. Повышать голос бессмысленно. Тем более применять дедовские методы – ремень или подзатыльники. Этими средствами делу не поможешь, а только еще больше можно навредить эмоциональному состоянию маленького человека.
Помогайте ребенку избавляться от отрицательных установок типа «не могу», «сомневаюсь», «должен», меняя их на «смогу», «уверен», «хочу». Психологи советуют в этих ежедневных формулах исключить отрицательные частицы «не» и противительные союзы («но», «а»). Лучше поменять их на «и», «при этом», например: «Трудное задание, при этом я с ним справлюсь». Не отказывайте сыну или дочери в помощи при решении сложных задачек. Помогите наводящим вопросом – нетрудно, а нервы ребенка целей будут, да и времени на выполнение уроков уйдет гораздо меньше.
Помогайте детям в преодолении негативного отношения к себе. Никогда не восклицайте патетически: «У всех дети как дети, а у меня!..». Вы и ваш ребенок должны четко знать, что он для вас – самый лучший. Пусть не такой, как все, но для вас – самый-самый. Не стесняйтесь ему об этом говорить.
Читайте больше юмористических рассказов, смотрите веселые телепрограммы. Шутка создаст настроение. Смех объединяет и снимает напряжение.
А физиологи советуют диету, обогащенную витаминами и микроэлементами. Пусть ребенок ест больше фруктов. А также мясо и рыбу: белки стимулируют работу мозга.
Побольше подвижных игр на воздухе. Очень хорошо повышают настроение яркие картины и фотографии, даже одежду старайтесь подбирать оптимистичных расцветок, непременно ярких и теплых тонов.

Триместры в школе в 2016-2017 учебном году, по мнению многих педагогов, дают возможность сделать учебную нагрузку на школьников более равномерной. Разделение учебного года не на четверти, а на триместры – одно из самых заметных нововведений Министерства образования за последние годы. Суть такого деления в следующем: учебное время делится не на четыре, как в случае с четвертями, а на три равные части – триместры. Каждый период обучения заканчивается отдыхом – как и положено. Каникулы по триместрам в 2016-2017 году тоже более равномерны, то есть длятся одинаковое время.

Триместры и каникулы в 2016-2017 году

Согласно приказу Министерства образования каждое учебное заведение вправе самостоятельно решать, по какой системе организовывать учебный процесс, то есть школы сами определяют, как будет делиться учебный год – на четверти или на триместры. При этом, однако, общая продолжительность учебы и каникулярного времени и в том, и в другом случае равны. То есть суммарно школьники, учащиеся по четвертям, проведут за партой ровно столько же дней, сколько и те школьники, кто учится по триместрам. То же самое происходит и в отношении отдыха – каникулы в школе 2016-2017 по триместрам в сумме равны каникулам в школе по четвертям.

Еще один плюс в вопросе самоопределения, который предоставляет Минобр – родители могут влиять на выбор школьной администрации. То есть если родительский комитет или иная инициативная группа посчитают нужным перевести своих детей на триместровое образование, они могут направить соответствующее предложение в администрацию школы. И если это предложение будет поддержано большинством родителей (и учащихся, разумеется), то учебное заведение вынуждено будет изменить учебную политику.

Система триместров

Весь учебный год – с первого сентября по тридцать первое мая — делится на три триместра. Каждый из триместров, в свою очередь, разбит на две части, продолжительностью пять или шесть недель каждая. Учебные периоды отделены друг от друга неделей отдыха. Триместровые каникулы короче, чем при обучении по системам четвертей, зато периодов отдыха в течение учебного намного больше.

Продолжительность триместров

Итак, в 2016-2017 году продолжительность триместров следующая:

Каникулы по триместрам на 2016-2017 учебный год

Самая важная информация для любого школьника — каникулы. Продолжительность, даты начала и окончания каникул по триместрам смотрим по таблице:

Как видим, зимние каникулы по триместрам в 2016-2017 учебном году совпадают с четвертными – с конца декабря до Рождества – и длятся две недели вместо одной. Каникулы после окончания второго триместра формально относятся к весенним, хотя на календаре еще февраль. Ну и самая любимая пора – летние каникулы – позволяют отдыхать все три жарких месяца, как и положено школьникам.