ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
восточная часть Римской империи, пережившая падение Рима и утрату западных провинций в начале Средних веков и просуществовавшая до завоевания Константинополя (столицы Византийской империи) турками в 1453. Был период, когда она простиралась от Испании до Персии, но основу ее всегда составляли Греция и другие балканские земли, а также Малая Азия. До середины 11 в. Византия являлась самой могущественной державой христианского мира, а Константинополь был крупнейшим городом Европы. Византийцы называли свою страну "Империей ромеев" (греч. "ромей" - римлянин), однако она чрезвычайно сильно отличалась от Римской империи времен Августа. Византия сохранила римскую систему управления и законы, но по языку и культуре была греческим государством, имела монархию восточного типа, а самое главное - ревностно хранила христианскую веру. Веками Византийская империя выступала как хранительница греческой культуры, благодаря ей к цивилизации приобщились славянские народы.
РАННЯЯ ВИЗАНТИЯ
Основание Константинополя.
Историю Византии было бы правомерно начинать с момента падения Рима. Однако два важных решения, определившие характер этой средневековой империи, - обращение в христианство и основание Константинополя, - были приняты императором Константином I Великим (правил в 324-337) приблизительно за полтора века до падения Римской империи. Правивший незадолго до Константина Диоклетиан (в 284-305) реорганизовал управление империей, разделив ее на Восточную и Западную. После смерти Диоклетиана империя оказалась ввергнутой в гражданскую войну, когда за престол боролись сразу несколько претендентов, среди которых был и Константин. В 313 Константин, разбив своих противников на Западе, отступился от языческих богов, с которыми был неразрывно связан Рим, и объявил себя приверженцем христианства. Все его преемники, кроме одного, были христианами, и при поддержке императорской власти на территории империи вскоре распространилось христианство. Другим важным решением Константина, принятым им после того, как он стал единственным императором, свергнув своего соперника на Востоке, было избрание в качестве новой столицы древнего греческого города Византий, основанного греческими мореходами на европейском берегу Боспора в 659 (или 668) до н.э.
Константин расширил Византий, возвел новые оборонительные сооружения, перестроил его по римскому образцу и дал городу новое имя. Официальное провозглашение новой столицы произошло в 330 н.э.
Падение западных провинций.
Казалось, что административная и финансовая политика Константина вдохнула новую жизнь в объединенную Римскую империю. Но период единства и процветания продолжался недолго. Последним императором, который владел всей империей, был Феодосий I Великий (правил в 379-395). После его смерти империя была окончательно разделена на Восточную и Западную. На протяжении 5 в. во главе Западной Римской империи стояли бездарные императоры, которые были неспособны защитить свои провинции от набегов варваров. К тому же благосостояние западной части империи всегда зависело от благосостояния восточной ее части. С разделом империи Запад был отрезан от основных источников дохода. Постепенно западные провинции распались на несколько варварских государств, а в 476 был смещен последний император Западной Римской империи.
Борьба за сохранение Восточной Римской империи.
Константинополь и Восток в целом оказались в лучшем положении. Во главе Восточной Римской империи стояли более способные правители, ее границы были не так протяженны и лучше укреплены, к тому же она была богаче и имела более многочисленное население. На восточных границах Константинополь сохранил свои владения в ходе нескончаемых, начавшихся еще римские времена войн с Персией. Тем не менее Восточная Римская империя также столкнулась с рядом серьезных проблем. Культурные традиции ближневосточных провинций Сирии, Палестины и Египта сильно отличались от греческих и римских, и население этих территорий относилось к господству империи с отвращением. Сепаратизм был тесно связан с церковными распрями: в Антиохии (Сирия) и в Александрии (Египет) то и дело появлялись новые учения, которые Вселенские соборы осуждали как еретические. Из всех ересей больше всего беспокойства доставляло монофизитство. Попытки Константинополя достигнуть компромисса между ортодоксальным и монофизитским учениями привели к расколу между Римской и Восточной церквами. Раскол был преодолен после вступления на престол Юстина I (правил в 518-527), непоколебимого ортодокса, но Рим и Константинополь продолжали отдаляться друг от друга в вероучении, богослужении и церковной организации. Прежде всего Константинополь возражал против притязаний папы на главенство над всей христианской церковью. Периодически возникали раздоры, приведшие в 1054 к окончательному расколу (схизме) христианской церкви на Римско-католическую и Восточную Православную.
Юстиниан I.
Крупномасштабную попытку вернуть власть над Западом предпринял император Юстиниан I (правил в 527-565). Большими успехами завершились военные походы под предводительством выдающихся полководцев - Велисария, а позднее Нарсеса. Были завоеваны Италия, Северная Африка и южная Испания. Однако на Балканах вторжение славянских племен, переходивших Дунай и опустошавших византийские земли, остановить не удалось. Кроме того, Юстиниану пришлось удовольствоваться непрочным перемирием с Персией, последовавшим за длительной и не приведшей к определенному результату войной. В самой империи Юстиниан поддерживал традиции имперской роскоши. При нем были возведены такие шедевры архитектуры, как собор св. Софии в Константинополе и церковь Сан Витале в Равенне, строились также акведуки, термы, общественные здания в городах и пограничные крепости. Быть может, самым значительным достижением Юстиниана была кодификация римского права. Хотя в самой Византии его впоследствии заменили другие кодексы, на Западе римское право легло в основу законодательств Франции, Германии и Италии. У Юстиниана был прекрасный помощник - жена Феодора. Однажды она сохранила ему корону, убедив Юстиниана остаться в столице во время народных волнений. Феодора поддерживала монофизитов. Под ее влиянием, а также столкнувшись с политическими реалиями усиления монофизитов на востоке, Юстиниан был вынужден отойти от ортодоксальной позиции, которую он занимал в ранний период правления. Юстиниана единогласно признают одним из величайших византийских императоров. Он восстановил культурные связи между Римом и Константинополем и на 100 лет продлил период процветания региона Северной Африки. В его царствование империя достигла максимальных размеров.
Успехи в борьбе против арабов.
Военные успехи Византии при императорах Македонской династии имели место главным образом на двух фронтах: в борьбе с арабами на востоке, и с болгарами на севере. Продвижение арабов во внутренние районы Малой Азии было остановлено еще исаврийскими императорами в 8 в., однако мусульмане укрепились в юго-восточных горных районах, откуда то и дело устраивали набеги на христианские области. Арабский флот господствовал на Средиземном море. Были захвачены Сицилия и Крит, а Кипр находился под полным контролем мусульман. В середине 9 в. положение изменилось. Под давлением крупных землевладельцев Малой Азии, желавших отодвинуть границы государства к востоку и расширить свои владения за счет новых земель, византийская армия вторглась в Армению и Месопотамию, установила контроль над горами Тавра и захватила Сирию и даже Палестину. Неменьшее значение имело и присоединение двух островов - Крита и Кипра.
Война против болгар.
На Балканах основной проблемой в период с 842 по 1025 была угроза со стороны Первого Болгарского царства, оформившегося во второй половине 9 в. государства славян и тюркоязычных протоболгар. В 865 болгарский князь Борис I ввел среди подвластного ему народа христианство. Однако принятие христианства ни в коей мере не охладило честолюбивых замыслов болгарских правителей. Сын Бориса, царь Симеон, несколько раз вторгался в Византию, пытаясь захватить Константинополь. Его планы были нарушены флотоводцем Романом Лакапином, ставшим впоследствии соимператором. Тем не менее империи приходилось быть начеку. В критический момент Никифор II, уделявший основное внимание завоеваниям на востоке, обратился за помощью в усмирении болгар к киевскому князю Святославу, однако обнаружил, что русские сами стремятся занять место болгар. В 971 Иоанн I наконец одолел и изгнал русских и присоединил к империи восточную часть Болгарии. Болгария была окончательно покорена его преемником Василием II в ходе нескольких ожесточенных кампаний против болгарского царя Самуила, создавшего на территории Македонии государство со столицей в городе Охрида (совр. Охрид). После того как в 1018 Василий занял Охриду, Болгария была разделена на несколько провинций в составе Византийской империи, а Василий получил прозвище Болгаробоец.
Италия.
Положение в Италии, как случалось и прежде, было менее благоприятным. При Альберике, "принцепсе и сенаторе всех римлян", папская власть относилась к Византии без пристрастия, но начиная с 961 контроль над папами перешел к германскому королю Оттону I из Саксонской династии, который в 962 был коронован в Риме в качестве императора Священной Римской империи. Оттон стремился заключить союз с Константинополем, и после двух безуспешных посольств в 972 ему все же удалось добиться для своего сына Оттона II руки Феофано, родственницы императора Иоанна I.
Внутренние достижения империи.
В период правления Македонской династии византийцы достигли впечатляющих успехов. Процветали литература и искусство. Василий I создал комиссию, которой было поручено пересмотреть законодательство и сформулировать его на греческом языке. При сыне Василия Льве VI был составлен сборник законов, известный как Базилики, частично основанный на кодексе Юстиниана и фактически его заменивший.
Миссионерство.
Не менее важное значение в этот период развития страны имела миссионерская деятельность. Начали ее Кирилл и Мефодий, которые в качестве проповедников христианства среди славян дошли до самой Моравии (хотя в конце концов область оказалась в сфере влияния католической церкви). Обитавшие по соседству с Византией балканские славяне приняли православие, хотя при этом не обошлось без недолгой размолвки с Римом, когда хитрый и беспринципный болгарский князь Борис, добиваясь привилегий для только что созданной церкви, ставил то на Рим, то на Константинополь. Славяне получили право проводить богослужения на родном языке (старославянском). Славяне и греки совместно обучали священников и монахов и переводили религиозную литературу с греческого языка. Приблизительно сто лет спустя, в 989, церковь добилась еще одного успеха, когда киевский князь Владимир принял христианство и установил тесные связи Киевской Руси и ее новой христианской церкви с Византией. Этот союз был скреплен браком родной сестры Василия Анны и князя Владимира.
Патриаршество Фотия.
В последние годы правления Аморийской династии и первые годы Македонской династии христианское единство было подорвано крупным конфликтом с Римом в связи с назначением Фотия, мирянина большой учености, патриархом Константинопольским. В 863 папа объявил назначение не имеющим законной силы, а в ответ в 867 церковный собор в Константинополе объявил о смещении папы.
ЗАКАТ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Крах 11 в.
После смерти Василия II Византия вступила в длившийся до 1081 период правления посредственных императоров. В это время над страной нависла внешняя угроза, которая в конце концов привела к потере империей большей части территории. С севера надвигались тюркоязычные кочевые племена печенегов, опустошившие земли к югу от Дуная. Но куда более сокрушительными для империи были потери, понесенные в Италии и Малой Азии. Начиная с 1016 на юг Италии в поисках удачи устремились норманны, служившие наемниками в бесконечных мелких войнах. Во второй половине века они начали вести завоевательные войны под предводительством честолюбивого Роберта Гвискара и очень быстро овладели всем югом Италии и изгнали арабов из Сицилии. В 1071 Роберт Гвискар занял последние остававшиеся у Византии крепости на юге Италии и, переправившись через Адриатическое море, вторгся на территорию Греции. Между тем участились набеги тюркских племен на Малую Азию. Уже к середине века Юго-Западная Азия была захвачена армиями сельджукских ханов, которые в 1055 завоевали ослабевший Багдадский халифат. В 1071 сельджукский правитель Алп-Арслан разбил византийскую армию во главе с императором Романом IV Диогеном в битве при Манцикерте в Армении. После этого поражения Византия так и не смогла оправиться, а слабость центральной власти привела к тому, что в Малую Азию хлынули турки. Сельджуки создали здесь мусульманское государство, известное как Румский ("Римский") султанат, со столицей в Иконии (совр. Конья). В свое время юная Византия сумела пережить вторжения арабов и славян в Малую Азию и Грецию. К краху 11 в. привели особые причины, никак не связанные с натиском норманнов и турок. История Византии между 1025 и 1081 отмечена пребыванием у власти исключительно слабых императоров и губительными раздорами между гражданской бюрократией в Константинополе и военной земельной аристократией в провинциях. После смерти Василия II трон перешел сначала к его бездарному брату Константину VIII (правил в 1025-1028), а потом к двум его пожилым племянницам, Зое (правила в 1028-1050) и Феодоре (1055-1056), последним представительницам Македонской династии. Императрице Зое не повезло с тремя мужьями и приемным сыном, которые недолго пребывали у власти, но все же опустошили имперскую казну. После смерти Феодоры политика Византии перешла под контроль партии, во главе которой стояло могущественное семейство Дука.
Византийский император считался главой церкви в империи. Высшие церковные иерархи были как бы министрами священных дел и обязывались действовать во исполнение общегосударственных постановлений. За церковью признавались права самоуправления. Однако церковные соборы (высший орган церковной власти) в Византии собирались только по указу василевса. Он же утверждал постановления этих соборов и важные решения церковных властей. Император регулировал внутрицерковную жизнь, включая вопросы истолкования Священного писания и даже богослужения. В церковно-политическом отношении такое главенство стало принятым обозначать как цезарепапизм, слияние церковной и светской высшей власти при доминировании государства .
До IV в. особой иерархии церковных властей не существовало. Всеми делами общин или области управляли епископы . В восточной церкви епископы в особенности были заняты и ведением церковного хозяйства. Епископы городов, где традиционно проводились церковные соборы или частные церковные съезды, со временем получили особый статус митрополитов . В V-VI вв. митрополиты, опираясь на учение отцов церкви, стали как бы верховными церковными иерархами; на место избрания епископов пришло их постановление митрополитами. Наиболее почетные и уважаемые из иерархов назывались патриархами . Первоначально этот титул не имел особого значения. Позднее титул закрепился только для митрополитов Константинополя, Иерусалима, Антиохии и Александрии. За патриархами стали признаваться особые права, в том числе и по внутрицерковному управлению и взаимодействию с государственными властями. Константинопольский патриарх получил значение вселенского, этому способствовала централизаторская политика императоров. С IX в. патриарх стал проводить процедуру миропомазания елеем императора, которая означала передачу и божественной власти.
Константинопольский патриарх возглавлял синод восточной церкви - постоянный административно-церковный совет, куда входили митрополиты и архиепископы, настоятели крупных монастырей и высшие церковные администраторы. В восточной церкви благодаря наличию крупных земельных владений и обширному хозяйству сложилась особая разветвленная администрация, значение которой для своего населения подчас превосходило государственную. Высшую администрацию церкви представляли великий эконом, ведавший всем хозяйством, верховный управитель монастырей, верховный смотритель священных даров, ведавший церковной утварью и священными регалиями, великий канцлер, занимавшийся в том числе и внешними сношениями церкви, церковной дипломатией, великий интендант монастырей, выполнявшие судебно-юридические функции дефенсор, протонотарий и др. К Х в. сложился и свой административный аппарат епископий. Его возглавлял начальник секрета-канцелярии (хартофилак). Финансово-казначейские дела вели эконом, сакелий. Было ведомство и внутрицерковного контроля . Территориальные и центральные администрации были соподчинены. Большинство дел решалось в Константинополе, где под началом синода сложилась своя бюрократия, только формально имевшая церковный характер.
Центральная часть вошла в Латинскую империю . В ней взяли власть руководители рыцарских западных ополчений, а реально основные богатства и значительная часть территории перешли под управление Венеции. Со временем, подчинившись перенесенным с запада феодальным порядкам, Латинская империя раскололась на несколько феодальных сеньорий, ставших добычей окрестных государств. Наиболее крупным остатком Византии стало Никейское царство . В нем были сохранены государственные и политические традиции империи, включая императорскую власть. Государственная администрация даже еще централизовалась и усилилась. Возникли должности великого стратопедарха (своего рода заместителя императора в его отсутствие), великого коноставла (предводителя западных наемников). Большую государственную роль стал играть татий дворца - наставник императорских детей . В областном управлении было сохранено и восстановлено фемное деление. Другими крупными осколками Византии были Эпирское царство на Балканах и Трапезундская империя в северо-восточной части Малой Азии. Последняя довольно скоро потеряла государственно-политическую общность с Византией, подпав под влияние институтов и политики Грузинского царства, переживавшего в ту пору короткое время расцвета.
После продолжительной военной и политической борьбы правителям Никеи удалось в 1261 г. восстановить империю, объединив некоторые наиболее важные центральные области под властью константинопольских императоров. В возрожденной Византии установилась власть новой династии Палеологов (1261-1453).
Возрожденная империя мало походила на прежнее могущественное государство. Ее территория и военные возможности сократились в несколько раз. В последний период истории Византии в ней упрочились и расширились отношения государственного феодализма. Одновременно начался общий упадок городской жизни, морской торговли. Господствующие позиции на Средиземном море захватили итальянские города. Это обусловило скорый упадок экономики Византии, с этим - и возможностей византийского государства. Важную роль в падении империи сыграли народно-крестьянские восстания на Балканах в первой половине XIV в. Во время некоторых из них даже образовывались своеобразные плебейские республики, на несколько лет выходившие из подчинения центральной власти.
С конца XIII в. самым опасным соперником для Византии стало государство турок-османов, переживавшее процесс своего становления (см. § 45). На протяжении XIV в. турки завоевали почти все владения Византии в Малой Азии, а к концу века начали овладевать Балканами. После выигранных сражений турки подчинили себе югославянские государства (Сербию, Болгарию). Территория Византии была сведена к Константинополю с несколькими островами. Империя стала вассалом османских султанов, платя большую дань. Наконец, в 1453 г. османы захватили и разгромили Константинополь. Последний император Константин XI погиб в сражении. Город был переименован в Стамбул, став столицей нового государства.
Политическое устройство Византии
От Римской империи Византия унаследовала монархическую форму правления с императором во главе. С VII в. глава государства чаще именовался автократор.
Византийская Империя состояла из двух префектур - Восток и Иллирик, во главе каждой из которых стояли префекты: префект претории Востока (лат. Praefectus praetorio Orientis) и префект претории Иллирик (лат. Praefectus praetorio Illyrici). В отдельную единицу был выделен Константинополь во главе с префектом города Константинополя (лат. Praefectus urbis Constantinopolitanae).
Длительное время сохранялась прежняя система государственного и финансового управления. Но с конца VI века начинаются существенные реформы, связанные в основном с обороной (административное деление на фемы вместо экзархатов) и греческой культурой страны (введение должностей логофета, стратега, друнгария и т. д.).
С X века широко распространяются феодальные принципы управления, этот процесс привёл к утверждению на троне представителей феодальной аристократии. До самого конца империи не прекращаются многочисленные мятежи и борьба за императорский трон. Двумя высшими военными должностными лицами были главнокомандующий пехоты (лат. magister paeditum) и начальник конницы (лат. magister equitum), позже эти должности были объединены (Magister militum); в столице были два магистра пехоты и конницы (Стратиг Опсикия) (лат. Magistri equitum et pаeditum in praesenti). Кроме того, существовали магистр пехоты и конницы Востока (Стратиг Анатолика), магистр пехоты и конницы Иллирика, магистр пехоты и конницы Фракии (Стратиг Фракисии).
После падения Западной Римской империи (476), Восточная Римская империя продолжала существовать ещё почти тысячу лет; в историографии она с этого времени обычно называется Византией.
Для правящего класса Византии характерна вертикальная мобильность. Во все времена человек из низов мог пробиться к власти. В некоторых случаях ему было даже легче: например, была возможность сделать карьеру в армии и заслужить воинскую славу. Так, например, император Михаил II Травл был необразованным наемником, был приговорен к смерти императором Львом V за мятеж, и его казнь была отложена лишь из-за празднования Рождествa (820). Василий I был крестьянином, а затем объездчиком лошадей на службе у знатного вельможи. Роман I Лакапин был также выходцем из крестьян, Михаил IV, до того как стать императором, был менялой, как и один из его братьев.
Армия Восточной римской империи к 395 году
Хотя Византия унаследовала свою армию от Римской империи, её структура приближалась к фаланговой системе эллинских государств. К концу существования Византии она стала в основном наёмной и отличалась довольно низкой боеспособностью. Зато в деталях была разработана система воинского управления и снабжения, публикуются труды по стратегии и тактике, широко применяются разнообразные технические средства, в частности для оповещения о нападении врагов выстраивается система маяков. В отличие от старой римской армии сильно возрастает значение флота, которому изобретение «греческого огня» помогает завоевать господство в море. У Сасанидов перенимается полностью бронированная конница - катафрактарии. В то же время исчезают технически сложные метательные орудия, баллисты и катапульты, вытесненные более простыми камнемётами.
Переход к фемной системе набора войска обеспечил стране 150 лет успешных войн, но финансовое истощение крестьянства и его переход в зависимость от феодалов привели к постепенному снижению боеспособности. Система комплектования была изменена на типично феодальную, когда знать была обязана поставлять воинские контингенты за право владения землёй. В дальнейшем армия и флот приходят во всё больший упадок, а в самом конце существования империи представляют собой чисто наёмные формирования.
В 1453 Константинополь с населением в 60 тыс. жителей смог выставить лишь 5-тысячную армию и 2,5 тыс. наёмников. С X века константинопольские императоры нанимали русов и воинов из соседних варварских племён. С X века этнически смешанные варяги играли значительную роль в тяжёлой пехоте, а лёгкая конница комплектовалась из тюркских кочевников. После того, как эпоха походов викингов подошла к концу в начале XI века, наёмники из Скандинавии (а также из завоёванных викингами Нормандии и Англии) устремились в Византию через Средиземное море. Будущий норвежский король Харальд Суровый несколько лет воевал в варяжской гвардии по всему Средиземноморью. Варяжская гвардия храбро обороняла Константинополь от крестоносцев в 1204 году и была разгромлена при взятии города.
Большое культурное значение имел период правления императоров от Василия I Македонянина до Алексея I Комнина (867-1081). Существенные черты этого периода истории заключаются в высоком подъёме византинизма и в распространении его культурной миссии на юго-восточную Европу. Трудами знаменитых византийцев Кирилла и Мефодия появилась славянская азбука - глаголица, что привело к возникновению у славян собственной письменной литературы. Патриарх Фотий положил преграды притязаниям римских пап и теоретически обосновал право Константинополя на церковную независимость от Рима (см. Разделение церквей).
В научной сфере этот период отличается необыкновенной плодовитостью и разнообразием литературных предприятий. В сборниках и обработках этого периода сохранился драгоценный исторический, литературный и археологический материал, заимствованный от утраченных теперь писателей.
Экономика
В состав государства входили богатые земли с большим количеством городов - Египет, Малая Азия, Греция. В городах ремесленники и торговцы объединялись в сословия. Принадлежность к сословию была не повинностью, а привилегией, вступление в него было обставлено рядом условий. Установленные эпархом (градоначальником) условия для 22 сословий Константинополя были сведены в X веке в сборник постановлений Книгу эпарха. Несмотря на коррумпированную систему управления, очень высокие налоги, рабовладельческое хозяйство и придворные интриги, экономика Византии длительное время была самой сильной в Европе. Торговля велась со всеми бывшими римскими владениями на западе и с Индией (через Сасанидов и арабов) на востоке.
Даже после арабских завоеваний империя была очень богата. Но финансовые затраты также были очень велики, а богатство страны вызывало сильную зависть. Упадок торговли, вызванный привилегиями, предоставленными итальянским купцам, захват Константинополя крестоносцами и натиск турок привели к окончательному ослаблению финансов и государства в целом.
В начальный период истории государства основу экономики составляло производство и таможенная структура. 85-90 процентов производства во всей Евразии (за исключением Индии и Китая) приходилось на Восточную Римскую империю. В империи делалось абсолютно все: начиная от продуктов народного потребления (масленые лампы, оружие, доспехи, производство примитивных лифтов, зеркала, некие другие предметы, связанные с косметикой), которые теперь довольно широко представлены во всех музеях мира, до уникальных произведений искусства, в других областях мира не представленных вовсе - иконопись, живопись и так далее.
Медицина в Византии
Византийская наука на протяжении всего периода существования государства находилась в тесной связи с античной философией и метафизикой. Основная деятельность учёных находилась в прикладной плоскости, где был достигнут ряд замечательных успехов, таких как строительство Софийского собора в Константинополе и изобретение греческого огня.
В то же время, чистая наука практически не развивалась ни в плане создания новых теорий, ни с точки зрения развития идей античных мыслителей. Начиная с эпохи Юстиниана и до конца первого тысячелетия научное знание находилось в сильном упадке, однако впоследствии византийские учёные вновь проявили себя, особенно в астрономии и математике, уже опираясь на достижения арабской и персидской науки.
Медицина была одной из немногих отраслей знания, в которой был достигнут прогресс по сравнению с античностью. Влияние византийской медицины сказывалось как в арабских странах, так и в Европе в эпоху Возрождения. В последнее столетие существования империи, Византия сыграла важную роль в распространении древнегреческой литературы в Италии эпохи раннего Ренессанса. Основным центром изучения астрономии и математики к тому времени стала академия Трапезунда.
B 330 годy римский император Константин Великий объявил своей столицей город Византий, переименовав его в "Новый Рим" (Константинополь – неофициальное название).
Новая столица находилась на важнейшем торговом пути из Чёрного моря в Средиземное, по которому осуществлялся подвоз хлеба. В Риме постоянно появлялись всё новые претенденты на трон. Победив соперников в изнурительных гражданских войнах, Константин хотел создать столицу, изначально и всецело подвластную ему одному. Этой же цели призван был послужить и глубокий идейный переворот: ещё недавно подвергавшееся в Риме преследованиям, в царствование Константина христианство было объявлено государственной религией. Константинополь сразу стал столицей христианской империи.
Окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную произошло в 395 году после смерти Феодосия I Великого. Главным отличием Византии от Западной Римской империи было преобладание на её территории греческой культуры. Различия нарастали, и в течение двух столетий государство окончательно приобрело свой индивидуальный облик.
Становление Византии как самостоятельного государства можно отнести к периоду 330-518. В этот период через границы на Дунае и Рейне на римскую территорию проникали многочисленные варварские, преимущественно германские племена. Положение на Востоке было не менее тяжёлым, и можно было ожидать подобного же финала, после того как в 378 году вестготы одержали победу в знаменитой битве у Адрианополя, император Валент был убит и король Аларих подверг опустошению всю Грецию. Но вскоре Аларих ушёл на запад - в Испанию и Галлию, где готы основали своё государство, и опасность с их стороны для Византии миновала. В 441 году на смену готам пришли гунны. Их вождь Аттила несколько раз начинал войну, и лишь уплатой большой дани удавалось от него откупиться. В битве народов на Каталаунских полях (451) Аттила потерпел поражение, а его держава вскоре распалась.
Во второй половине V века опасность пришла со стороны остготов - Теодорих Великий разорил Македонию, угрожал Константинополю, но и он ушёл на запад, завоевав Италию и основав на развалинах Рима своё государство.
В 1204 году Константинополь впервые сдался под натиском врага: разъяренные неудачным походом в «землю обетованную», крестоносцы ворвались в город, объявили о создании Латинской империи и поделили византийские земли между французскими баронами.
Просуществовало новое образование недолго: 51 июля 1261 года Константинополь без боя занял Михаил VIII Палеолог, который объявил о возрождении Восточной Римской империи. Основанная им династия правила Византией до самого ее падения, но правление это было довольно жалким. Под конец императоры жили на подачки генуэзских и венецианских купцов, да еще натурально грабили церковные и частные владения.
К началу XIV века от былых территорий остались только Константинополь, Салоники и небольшие разрозненные анклавы на юге Греции. Отчаянные попытки последнего императора Византии Мануила II заручиться военной поддержкой Западной Европы не имели успеха. 29 мая 1453 года Константинополь был завоеван второй и последний раз.
Религия Византии
В христианстве боролись и сталкивались многообразные течения: арианство, несторианство, монофизитство. В то время как на Западе папы, начиная с Льва Великого (440-461), утверждали папскую монархию, на Востоке патриархи Александрии, в особенности Кирилл (422-444) и Диоскор (444-451), пытались установить папский престол в Александрии. Кроме того, в результате этих смут всплывали на поверхность старые национальные распри и сепаратистские тенденции.
С религиозным конфликтом тесно сплетались политические интересы и цели.
С 502 года персы возобновили свой натиск на востоке, славяне и булгары начали набеги к югу от Дуная. Внутренние смуты достигли крайних пределов, в столице велась напряжённая борьба партий «зелёных» и «синих» (по цветам команд колесниц). Наконец, прочная память о римской традиции, поддерживавшая мысль о необходимости единства римского мира, беспрестанно обращала умы на Запад. Чтобы выйти из этого состояния неустойчивости, нужна была мощная рука, ясная политика с точными и определёнными планами. Такую политику проводил Юстиниан I.
Национальный состав империи отличался большой пестротой, но начиная с 7 века большую часть населения составляли греки. С тех пор византийский император стал называться по-гречески - "василевсом". В 9-10 веках, после завоевания Болгарии и подчинения сербов и хорватов, Византия стала, по существу, греко-славянским государством. На основе религиозной общности вокруг Византии сложилась обширная "зона ортодоксии (православия)", включающая Русь, Грузию, Болгарию, большую часть Сербии.
До 7 века официальным языком империи была латынь, однако существовала литература на греческом, сирийском, армянском, грузинском языках. В 866 году "солунские братья" Кирилл (ок.826-869) и Мефодий (ок.815-885) изобрели славянскую грамоту, быстро распространившуюся в Болгарии и на Руси.
Несмотря на то, что вся жизнь государства и общества была проникнута религией, светская власть в Византии всегда была сильнее власти церковной. Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и строго централизованное управление.
По своей политической структуре Византия была самодержавной монархией, учение о которой окончательно сложилось именно здесь. Вся полнота власти находилась в руках императора (василевса). Он был высшим судьей, руководил внешней политикой, издавал законы, командовал армией и т.д. Власть его считалась божественной и была практически не ограниченной, однако, (парадокс!) она не была юридически наследственной. Результатом этого были постоянные смуты и войны за власть, кончавшиеся созданием очередной династии (простой воин, даже из варваров, или крестьянин, благодаря ловкости и личным способностям нередко мог занять высокий пост в государстве или даже стать императором. История Византии полна таких примеров).
В Византии сложилась особая система взаимоотношения светской и церковной властей, называемая цезарепапизмом (Императоры, по существу, управляли Церковью, становясь "папами". Церковь же стала лишь придатком и инструментом светской власти). Особенно окрепла власть императоров в печально знаменитый период "иконоборчества", когда духовенство было полностью подчинено императорской власти, лишено многих привилегий, богатства церкви и монастырей были частично конфискованы. Что касается культурной жизни, итогом "иконоборчества" стала полная канонизация духовного искусства.
Культура Византии
В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, по силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. уже с VI века Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук и искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля.
Процесс художественного развития Византии не был прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Было несколько периодов, более или менее благополучных, отмеченных особым расцветом искусства:
Время императора Юстиниана I (527-565) - "золотой век Византии"
и так называемые Византийские "ренессансы":
Правление македонской династии (середина IX - конец XI века) - "македонский ренессанс".
Правление династии Комнинов (конец XI - конец XII веков) - "комниновский ренессанс".
Поздняя Византия (с 1260 г.) - "палеологовский ренессанс".
Византия пережила нашествие крестоносцев (1204 г., IV крестовый поход), но с образованием и укреплением на ее границах Османской империи ее конец стал неизбежен. Запад обещал помощь только при условии перехода в католичество (Ферраро-Флорентийская уния, с негодованием отвергнутая народом).
В апреле 1453 г. Константинополь был окружен огромной турецкой армией и через два месяца взят штурмом. Последний император - Константин XI Палеолог - погиб на крепостной стене с оружием в руках.
С тех пор Константинополь именуется Стамбулом.
Падение Византии стало огромным ударом по православному (да и христианскому в целом) миру. Отвлекаясь от политики и экономики, христианские богословы видели главную причину ее гибели в том падении нравов и в том лицемерии в вопросах религии, которые процветали в Византии в последние века ее существования. Так, Владимир Соловьев писал:
"После многих отсрочек и долгой борьбы с материальным разложением Восточная империя, давно умершая нравственно, была наконец, как раз перед
возрождением Запада, снесена с исторического поприща. ... Гордясь своим правоверием и благочестием, они не хотели понять той простой и самоочевидной истины, что действительное правоверие и благочестие требуют, чтобы мы сколько-нибудь сообразовали свою жизнь с тем, во что верим и что почитаем, - они не хотели понять, что действительное преимущество принадлежит христианскому царству перед другими, лишь поскольку оно устрояется и управляется в духе Христовом. ... Оказавшись безнадежно неспособною к своему высокому назначению - быть христианским царством, - Византия теряла внутреннюю причину своего существования. Ибо текущие, обычные задачи государственного управления могли, и даже гораздо лучше, быть исполнены правительством турецкого султана, которое, будучи свободно от внутреннего противоречия, было честнее и крепче и притом не вмешивалось в религиозную область христианства, не сочиняло сомнительных догматов и зловредных ересей, а также не защищало православия посредством повального избиения еретиков и торжественного сожигания ересиархов на кострах".
При этом строго соблюдалась иерархия - расположение по старшинству и подчинение низших чиновников высшим.
Назначения на должность осуществлял император. Должности по наследству не передавались, поэтому попасть на высокий пост можно было и благодаря личным заслугам или богатству.
За службу чиновники обычно получали земельные владения и становились зажиточными людьми.
Власть в провинциях. Для управления удалёнными от центра пограничными территориями империи в VII в. были созданы фёмы - военно-территориальные округа, которыми руководили стратйги (военачальники). Они объединяли в своих руках командование войском и гражданское управление на местах. Со временем руководители фем, несмотря на официальные запреты, превращались в крупных землевладельцев. В X в. представители сформировавшейся таким образом провинциальной знати стали участвовать в борьбе за высшую власть в столице. 3.
Отношения с соседями
Важной задачей константинопольских василевсов являлась защита обширной территории империи от натиска народов, перемещавшихся в Европе и Азии на протяжении всего Средневековья.
С конца VII в. империю стали беспокоить северные соседи. В междуречье Дуная, Днестра и Прута поселились кочевые племена протоболгар, которые подчинили проживавших здесь славян. Так возникло Болгарское государство, с которым у Византии установились сложные отношения. С одной стороны, болгарский хан, а в дальнейшем князь Борис принял крещение от византийских священников и распространил христианство среди своих подданных. С другой стороны, болгарские и византийские правители в IX-
Вв. нередко вступали в военные конфликты. В начале XI
столетия император Василий II нанёс болгарам ряд серьёзных поражений, захватил их важнейшие крепости, столицу, крупные города. Болгарское царство пало, его земли почти на два столетия вошли в состав Византийской империи.
Василий II остался в истории с прозвищем Болгаробойца, связанным не только с его победами, но и с жестокостью. После разгрома болгарского войска в одном из сражений он приказал ослепить 15 тысяч пленных, оставив на каждую сотню единственного одноглазого поводыря, и отправил их к князю. Увидев своё изувеченное войско, болгарский князь, по свидетельствам источников, «почернел, упал на землю и спустя два дня умер».
Важное место во внешней политике византийских императоров занимали отношения с Древнерусским государством (об этом рассказывается в учебнике отечественной истории). Русские князья со своими дружинами предпринимали походы и против Византии, и против болгар. В то же время именно из Византии пришло на Русь христианство.
1 Мраморная арка, обозначавшая символический центр империи. На арке были указаны расстояния до крупнейших городов империи.
С VII в. Византии пришлось затрачивать значительные силы для обороны своих южных и восточных рубежей от натиска арабских государств (подробнее о них рассказывается в § 5).
Итак, Византия за свою тысячелетнюю историю прошла путь от эпохи Древнего Рима до Средневековья. В правление императора Юстиниана она стала одной из крупнейших и могущественных держав своего времени. Восприняв многое из римского наследия, византийцы создали собственную систему власти и управления. Это позволило в течение длительного времени преодолевать последствия внутренних усобиц и нападений со стороны других государств. Византия являлась центром восточного, православного христианства. Её богатая духовная и художественная культура оказала большое влияние на соседние народы.
Вопросы и задания 1.
Что означало название «ромеи»? Кого так называли? 2.
Покажите на карте, как изменилась территория Византийской империи в правление Юстиниана I. *Благодаря чему это стало возможным? 3.
Чем определялось положение крестьянина в Византии? От чего зависело его существование? 4.
Объясните, используя примеры, почему возникали и как происходили восстания жителей византийских городов. 5.
Охарактеризуйте власть василевсов. Кто и каким путём получал эту власть? 6.
Объясните, почему время правления Юстиниана I было названо «золотым веком» в истории Византии. 7.
Почему государственное управление в Византии называется централизованным? Используйте для ответа схему управления империей. 8.
Охарактеризуйте отношения Византии с её соседями. Какие задачи стремились решить правители империи? Приведите примеры.
Восточная Римская империя, созданная в начале IV века и получившая название Византийской, просуществовала почти одиннадцать столетий. Вся власть в государстве – военно-бюрократической монархии, – принадлежала императору, имевшем при себе совещательный орган – сенат. Базилевса провозглашала армия, сенат, народ – власть не передавалась по наследству, хотя в Византии и были императорские династии.
Вершиной расцвета Византийской империи многие историки считают правление императора Юстиниана (527–565 годы).
Император, получивший власть в 45 лет, начал свое правление с кодификации права. Собранные законы римских императоров за последние 400 лет, а также другие законодательные акты были разделены по отраслям права и составили свод гражданского права – Corpus juris civilis, в который вошли «Кодекс Юстиниана», конкретные законы – «Дикесты» и «Институции» – руководство по изучению права. Было провозглашено равенство граждан перед законом, определено понятие имперского гражданства, создана система регулирования института частной собственности. Р.Ю. Виппер писал:
«Кодекс Юстиниана уяснил те понятия о праве, на основании которых до сих пор живут государства. Свод Юстиниана имеет громадную важность не только для его эпохи, но и для всей дальнейшей истории. При его помощи последующие народы и их правители учились тому, как нужно управлять государством, как надо понимать законы, как надо смотреть на власть государя.
Создатель кодекса правовед Требониан предусмотрел возможность освобождения от рабства – раб становился свободным при службе в армии или ухода в монастырь. В семье права мужчины и женщины были равными. Смертной казни – четвертованию, обезглавливанию, сожжению, распятию, травле дикими зверями, поркой до смерти, – карались многие нарушения закона, самым страшным из которых было «оскорбление величества». Казнили как за словесное оскорбление императора, так и за повреждение его «портретов», в то время скульптурных изображений.
И.М.Дьяконов писал:
«Заслуга составителей Кодекса Юстиниана – и прежде всего их руководителя Требониана заключалась в разработке целой системы юридического мышления, юридических дефиниций, вследствие чего римское право имело громадное влияние на позднейшее европейское право, вплоть до нашего времени».
Только что принятые законы были нарушены почти сразу – во время народного восстания «Ника» в Константинополе в 532 году. Сгоревший город был восстановлен, а Юстиниан начал считать свою власть божественной. Ему сделали двойной трон – слева сидел базилевс, а правая часть была пуста: считалось, что там незримо сидит Господь.
Юстиниан начал восстановление Римской империи. Многие земли, принадлежащие ранее Риму, в результате многолетних кровопролитных войн вошли в состав Византии, в которой было построено более сотни новых городов. Средиземное море опять стали называть «Римским озером». В результате четвертьвековых войн казна империи опустела, экономика страны была подорвана, а лучшие воины-ромеи погибли. Начавшая после смерти Юстиниана смута «расстроила дела империи». Один из предшественников Юстиниана на византийском троне говорил: «Я не сделал ничего такого, в чем должен бы раскаиваться, я смотрел на власть, как на истечение могущественного, я старался сохранить ее незапятнанной, управляя государством с умеренностью и воюя лишь по необходимости».
В результате войн Византии с арабами и славянами к IX веку территория империи сократилась вдвое, как и количество ее граждан. Византийская империя этого периода – государство процветающих интриг, коррупции и воровства. История империи наполнена мятежами, заговорами, переворотами, политическими изменами и убийствами. Особенно процветала политическая интрига, сопровождавшаяся коварством, жестокостью и цинизмом. Императоры резались за власть, сокращая количество своих подданных. Борьба за престол не может себе позволить роскошь соблюдать законы, даже если это кодекс Юстиниана.
Историк того времени писал:
«После того, как римская армия присвоила себе право избирать императоров и стала возводить на трон людей самого низкого достоинства и звания, любой мог надеяться достичь этого высшего поста в государстве. Чтобы добиться его, следовало всего лишь применять в нужное время и в нужном месте подлость, коварство и убийство. Таковы были заговоры, потрясавшие в течение долгого времени, Константинополь. Редко, когда кто-либо из императоров оканчивал свои дни в покое, передавая власть законным наследникам».
Ситуация в империи изменилась в период правления императоров Македонской династии (вторая половина IX – середина XI века), раздавших государственные земли знати и военачальникам; землю обрабатывали зависимые крестьяне. Земельные магнаты составили класс феодалов. Ополчение воинов-стратегов, соответствовавших по типу европейским рыцарям и японским самураям, было заменено катафрактариями – закованной в броню тяжеловооруженной конницей.
И.М.Дьяконов писал:
«В середине IX века значительно уменьшившаяся Византия сплачивается в сильное централизованное государство, а в XI_XII веках в ней создается система условного, «феодального» владения с «сеньериальной» системой эксплуатации крестьян при одновременном их государственном обложении».
Существованию и развитию империи помогло развитие ремесел, внешней торговли и товаро-денежных отношений. Бурно развивавшиеся византийские города стали хозяевами среднеземноморской торговли. Константинополь – центр торговых путей между Западом и Востоком, стал богатейшим городом того времени. Развивается черноморская торговля. Развитию государства способствует подъем культуры. В Константинопольском университете преподаются арифметика, астрономия, философия, грамматика, риторика, музыка. Система просвещения создается по всей империи. В конце XI века патриарх Фотий собирает лучшую библиотеку того времени.
В 988 году в Херсонесе принимает православие великий киевский князь Владимир. За столетие до этого Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность и перевели на славянский язык Библию. Начинается духовный, а за ним и политический подъем в славянском мире, развивается архитектура, литература, живопись. Однако византийские императоры считали, что крещение варваров – так они называли славян – означает автоматическое подчинение славянских государств базилевсу Византии. Это и стало одной из главных причин падения империи в 1453 году.
Императоры династии Комнинов вошли в историю как высокопрофессиональные политики, дипломаты, военачальники, опиравшие на провинциальную знать. Местные феодалы, однако, не смогли стать решающей силой в империи – армия Византии состояла в основном из наемников, подчинявшихся платившему им императору.
Характерным примером византийской политической интриги стал захват власти в империи Андроником Комнином в 1182 году.
После смерти императора Мануила Комнина власть пришла к его одиннадцатилетнему сыну Алексею. Андроник был его родственником и жил в Византии, дав слово не участвовать в заговорах против власти малолетнего базилевса. Когда правившая за сына Мария Антиохийская ослабила свою власть в междоусобной борьбе за престол, поддержавший ее Андроник заодно и вступил в Константинополь как освободитель народа, прекративший смуту в государстве.
Андроник обратился к народу, только что дравшемуся в уличных боях, обещая ему благоденствие в империи. Объявив, что власть ему не нужна, так как он просто сын отечества, Андроник сказал, что благополучию в государстве мешает вредное влияние на малолетнего императора его матери, союзницы Андроника Марии Антиохийской. Он попросил ее «добровольно» отказаться от власти, и она отказалась. Андроник пообещал народу создать национальное правительство и «унять» местную аристократию и дворянство, заступиться за мелких землевладельцев.
Андроник отменил самые непосильные налоги, уволил самых зарвавшихся чиновников. Одновременно он устранил всех конкурентов в борьбе за престол. Родственники императора арестовывались и неожиданно умирали. Оставшимся в живых в судах выносили смертные приговоры.
Объявив, что не может гарантировать жизнь императора, Андроник арестовал его мать. Появившиеся свидетели показали, что императрица – франкский шпион. Смертный приговор своей матери утвердил мальчик-император. Когда Марию душили в камере, перед ее лицом держали приговор с подписью его сына. Впрочем, правители Византии за ее историю совершили все преступления, подвластные земному и божественному суду, причем делали это часто, и с наслаждением. Унять самодержца всегда было очень сложно. С «унимающими» не разбирались, их казнили. Некоторые историки писали, что в соседних государствах было еще хуже.
Через несколько месяцев после казни регентши, «группа граждан» обратилась к Андронику с предложением принять корону базилевса. Андроник публично отказался и по улицам Константинополя прошли демонстрации в поддержку просьбы «группы граждан». Когда придворные одевали на нового императора мантию и корону, он стал отбиваться и его «силой» втащили на трон. Слезать с трона Андроник не стал – он заплакал и сказал, что «покоряется воле народа». Он поклялся помогать малолетнему императору в управлении Византией. Через несколько дней мальчика-базилевса задушили, а его голову принесли Андронику, который несколько дней любовался ею, говоря: «Отец твой был лжецом, мать – развратницей, а сам ты – трусом».
Совершив после этого несколько преступлений, за которые по законам Византийской империи полагалась смертная казнь в виде сожжения, Андроник Комнин стал править империей. Через двадцать лет рыцари – участники Первого Крестового похода неожиданно изменили цель своего похода, захватили Константинополь и основали на Босфоре Латинскую империю.
Константинополь захватили войска, численность которых на несколько порядков было меньше византийской армии. Еще Алексей Комнин, считавшийся знаменитым императором, не мог найти на ответственные государственные должности сановников, которые соглашались вставать раньше 9 часов утра и начинать рабочий день до 12 часов пополудни.
Империю в 1261 году восстановил Михаил Палеолог. Перед избранием Михаил «обещал народу»:
– назначать на высшие должности в империи только достойных людей;
– не посягать на имущественные права граждан;
– не устанавливать новых налогов;
– не принимать доносов и гарантировать правосудие;
– увеличить жалованье ученым империи;
– гарантировать солдатам и их семьям сохранение за ними земельных участков.
Палеологи правили Византией до ее падения.
В 1453 году Константинополь осадила громадная турецкая армия Мехмеда II. Осаду ожидали. Из казны были выделены деньги на ремонт укреплений, тут же украденные первым министром императора. Крепостные стены остались в запущенном состоянии и никто из обреченных жителей города не озаботился этим или не достучался до императора. Чуть позднее не удосужившийся проверить расходование средств император был зарублен как раз у не отремонтированной стены.
Свои услуги для обороны Константинополя предложил тогдашний артиллерийский гений венгр Урбан. В византийской казне не нашлось денег на оплату труда артиллериста. Деньги нашел султан Мехмед II, и пятисоткилограммовые ядра урбановских пушек разнесли не отремонтированные константинопольские стены.
Историки назвали основные причины гибели Византии:
– громадный разрыв в обществе между бедными и богатыми;
– отсутствие справедливых судебных решений для обычных подданных;
– пренебрежительное отношение власти к своей армии и флоту;
– громадная коррумпированная чиновничья – бюрократическая система управления империи;
– презрение столицы империи к провинциям государства.
Валентин Иванов писал в своей работе «Русь изначальная» о Византии:
«Подданный не имеет воли и иного назначения, кроме содействия империи. Так называемые жертвы подданного на самом деле суть единственное его назначение, и лишь они определяют его право на земное существование. Отказывающийся выполнять обязанности по отношению к империи тем самым ставит себя вне права на жизнь, так как общее благо воплощено в благе империи».