У Московского Кремля 20 башен и все они разные, двух одинаковых нет. У каждой башни есть своё имя и своя история. И наверняка названия всех башен многие не знают. Познакомимся?
Большинство башен выполнено в едином архитектурном стиле, приданном им во второй половине XVII века. Из общего ансамбля выделяется Никольская башня, которая в начале XIX века была перестроена в готическом стиле.
Вторая Безымянная
Построена в 1480-е гг. Над верхним четвериком вышки расположен восьмигранный шатёр с флюгером; верхний четверик открыт внутрь шатра. Внутренняя часть башни включает два уровня помещений; нижний ярус имеет цилиндрический свод, а верхний - сомкнутый. Высота 30,2 метров.
1. Тайницкая башня
Первой башней, которая была заложена при строительстве Кремля, была Тайницкая. Тайницкая башня названа так потому, что от неё к реке вёл тайный подземный ход. Предназначался он для того, чтобы можно было брать воду в случае если крепость осадят враги. Высота Тайницкой башни 38,4 м.
2. Водовзводная башня
Водовзводная башня – названа так из-за машины, которая была здесь когда-то. Она поднимала воду из колодца, устроенного внизу на самый верх башни в большой бак. Оттуда по свинцовым трубам вода текла в царский дворец в Кремле. Высота Водовзводной башни со звездой 61,45 м.
3. Боровицкая башня
У Водовзводной башни кремлёвская стена поворачивает от реки. Здесь на углу стоит ещё одна башня - Боровицкая. Эта башня стоит у Боровицкого холма, на котором давным-давно рос сосновый бор. От него и произошло её название. Высота башни со звездой 54,05 м.
4. Оружейная башня
Когда-то рядом с ней располагались старинные оружейные мастерские. Ещё в них делали драгоценную посуду и украшения. Древние мастерские дали название не только башне, но и замечательному музею, расположенному рядом за кремлёвской стеной – Оружейной палате. Здесь собраны многие кремлёвские сокровища и просто очень древние вещи. Высота Оружейной башни 32,65 м.
5. Кутафья и Троицкая башни
Если пройти чуть дальше вдоль стен Кремля, то мы увидим Троицкий мост. Его перекинули через реку Неглинную много столетий назад, ещё до того как она была спрятана под землю. Троицкий мост ведёт к воротам одной из самых высоких кремлёвских башен – Троицкой.
6. Кутафья башня.
В старину так называли неуклюже одетую женщину. Башню принарядили уже в семнадцатом столетии. До этого Кутафья была очень суровой, с подъёмными мостами у боковых ворот и навесными бойницами. Она охраняла въезд на Троицкий мост. Высота Троицкой башни со звездой - 80 м. Это самая высокая башня Московского Кремля. Кутафья башня в высоту всего 13,5 м. Это самая низкая башня Кремля.
7. Угловая Арсенальная башня
Издалека она кажется круглой, но если подойти ближе, она оказывается вовсе не такой, потому что у неё 16 граней. Это угловая Арсенальная башня. Когда-то её называли Собакиной, по фамилии жившего рядом человека. Но в 18 столетии по соседству с ней возвели здание Арсенала, и башню переименовали. В подземелье угловой Арсенальной башни есть колодец. Ему больше 500 лет. Он наполняется из древнего источника и потому в нём всегда чистая и свежая вода. Раньше от Арсенальной башни шёл подземный ход к реке Неглинной. Высота башни 60,2 м.
8. Средняя Арсенальная башня
Её построили в 1493-1495 гг. После постройки здания Арсенала башня получила своё название. Возле башни в 1812 г. был возведён грот – одна из достопримечательностей Александровского сада. Высота башни 38,9м.
9. Набатная башня
Когда-то здесь постоянно дежурили дозорные. С высоты они зорко следили – не идёт ли вражье войско к городу. И если приближалась опасность, дозорные должны были предупредить всех, ударить в набатный колокол. Из-за него башню и назвали Набатной. Высота Набатной башни 38 м.
10. Царская башня
Она совсем не похожа на другие Кремлёвские башни. Прямо на стене стоят 4 колонны, а на них островерхая крыша. Нет ни мощных стен, ни узких бойниц. Но они ей и ни к чему. Потому что строили башню вовсе не для обороны. По преданию царь Иван Грозный любил с этого места глядеть на свой город. Позже здесь соорудили самую маленькую башню Кремля и назвали её Царской. Высота её 16,7 м.
11. Константино-Еленинская башня
Её построили в 1490 году и использовали для прохода населения и войска в Кремль. Раньше, когда Кремль был белокаменным, на этом месте стояла другая башня. Именно через неё Дмитрий Донской с войском выезжал на Куликово поле. Новую башню построили по той причине, что с её стороны не у Кремля не было естественных преград. Её оснастили подъёмным мостом, мощной отводной стрельницей и проездными воротами, которые после, в 18-начале 19 вв. были разобраны. Своё название башня получила по имени церкви Константина и Елены, стоявшей в Кремле. Высота башни 36,8м.
12. Сенатская башня
Сенатская башня сначала не имела названия, и получила его только после строительства здания Сената. После чего её и стали величать Сенатской. Построили башню в 1491 г., её высота 34,3 м.
13. Никольская башня
Была построена в 1491г. архитектором Пьетро Антонио Солари для укрепления северо-восточной части Кремля, не защищённой естественными преградами. В ней находились ворота, она имела отводную стрельницу с подъёмным мостом. Название Никольской башни произошло от имени иконы св. Николая, установленной над воротами её барбакана. Высота башни со звездой 70,4м.
14. Петровская башня
Петровская башня была построена для усиления южной стены, как наиболее часто подвергавшейся нападению. Имя своё она получила от церкви митрополита Петра на Угрешском подворье в Кремле. Высота башни 27,15м.
15. Комендантская башня
Была построена в 1495г. Первое своё название – Колымажна – получила от Колымажного двора Кремля. В 19в., когда в Кремле, недалеко от неё стал жить комендант Москвы, её стали именовать Комендантской. Высота башни 41.25м.
16. Благовещенская башня.
По легенде в этой башне раньше хранилась чудотворная икона «Благовещение», а также 1731г. к этой башне пристроили церковь Благовещения. Скорее всего, название башни связано с одним из этих фактов. В 17в. для прохода прачек к Москве-реке возле башни были сделаны ворота, названные Портомойными. В 1831г. их заложили, а в советское время разобрали и церковь Благовещения. Высота Благовещенской башни с флюгером 32,45 м.
17. Спасская башня (Фроловская)
Была возведена на том месте, где в древности находились главные ворота Кремля. Её, как и Никольскую, построили для защиты северо-восточной части Кремля, не имевшей естественных водных преград. Проездные ворота Спасской башни, в то время ещё Фроловской, в народе считались «святыми». Через них не проезжали на лошадях и не проходили с покрытой головой. Через эти ворота проходили полки, выступавшие в поход, здесь встречали царей и послов. В 1658г. кремлёвские башни переименовали. Фроловская превратилась в Спасскую. Её так назвали в честь иконы Спаса Смоленского, находящейся над проездными воротами башни со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля. В 1851-52 гг. на Спасской башне установили часы, которые мы видим до сих пор. Кремлёвские куранты. Курантами называют большие часы, у которых есть музыкальный механизм. У Кремлёвских курантов музыку исполняют колокола. Их одиннадцать. Один большой, он отмечает часы, и десять поменьше, их мелодичный перезвон раздается каждые 15 минут. В курантах находится специальное устройство. Оно приводит в движение молоток, он ударяет по поверхности колоколов и звучит бой кремлёвских курантов. Механизм Кремлёвских курантов занимает три этажа. Раньше куранты заводили вручную, а сейчас это делают при помощи электричества. Спасская башня занимает 10 этажей. Ее высота со звездой - 71 м.
Вконтакте
Одноклассники
Для современного человека, говорящего по-русски, слово существует только в устойчивом словосочетании кремлевские — Московского Кремля, мелодичным боем отмечающие каждый час. Бой часов предваряют несколько аккордов, вызванивающих и каждую четверть часа. Прилагательное кремлевские понятно, а что такое, собственно говоря, ? В словаре иностранных слов означают бегущие. Пояснение по отношению к часовым механизмам сомнительное: мы говорим часы бегут, когда они показывают неверное время, большее, чем на самом деле. К кремлевским курантам сие неприменимо: это очень точный механизм, по которому вся страна сверяет часы.
Обратимся к истории. Слово куранты — иноязычного происхождения. Однако ни в одном из европейских языков башенные часы с музыкальным боем не называются курантами:
в польском — zegar wygrywajacy melodie («часы, наигрывающие мелодию»);
в немецком — Turmuhr mit Glockenspiel («башенные часы с колокольным перезвоном»);
во французском — horloge a carillon («башенные часы с колокольным перезвоном»);
в итальянском — orologio a cariglione («башенные часы с колокольным перезвоном»).
Часы с музыкальным боем появились в России при Петре I на колокольне старой Исаакиевской церкви, предшественницы нынешнего Исаакиевского собора, а также в Петропавловской крепости. Однако тогда такие часы назывались не куранты, а боевые или колокольные часы. И все же в одном памятнике этой эпохи мы встречаем выражение курантные часы: «…от помянутой молнии загорелась Санкт-Питерскирх, на которой шпиц и часы курантные сгорели» («Походный журнал», 1721).
А было ли существительное куранты и что оно значило?
В «Архиве князя Ф. А. Куракина» (1705) читаем: «В Амстердаме на ратуше часы большие — обычай такой: каждого понедельника сам часовник на тех часах играет полчаса после двенадцати, как бьет разные куранты, руками и ногами, и то вельми трудно, так как я мог видеть одним случаем, что пришел в великий пот».
Здесь куранты означают музыкальные пьесы. Название восходит к танцевальной мелодии, родившейся во Франции: danse courante буквально «бегущий танец» (в противоположность церемониальным танцам с раскланиваниями). Надо полагать, танец считался чрезвычайно модным и популярным, — если его мелодия звучала не только на ратушах, но и на колокольнях. Со временем танец вышел из моды, забылся, но название его еще продолжает встречаться в текстах. Например, в «Арапе Петра Великого» А. С. Пушкина: «Сей заслуженный танцмейстер имел лет 50 отроду, правая нога была у него прострелена под Нарвою, и потому была не весьма способна к менуетам и курантам». В «Господах Головлевых» (1875) М. Е. Салтыкова-Щедрина Арина Петровна говорит сыну: «У меня, голубчик, деньги-то не шальные; я не танцами да курантами приобретала их, а хребтом и пoтом» (гл. «Семейный суд»). Тем не менее слово куранта (женского рода) как название старинного танца включено в семнадцатитомный Словарь современного русского литературного языка (1948-1965), а форма курант (мужского рода) характеризуется как устарелая.
Во второй половине XVIII века слово куранты сохранилось лишь для обозначения несложных мелодий, исполняемых вручную или механически на колоколах башенных часов. В «Российском с немецким и французским переводами словаре, сочиненном Иваном Нордстетом», первый том которого вышел в 1780 году, русское заглавное слово куранты переводится как «ein Glockenspiel, un carillon», то есть «колокольный перезвон». Курантами также назывался набор колоколов (или колокольчиков), на которых исполнялась мелодия: «…послал он в … церковь, приказал, чтоб на находящихся на колокольне курантах начали уже играть умирательную песнь (журнал «Экономический магазин», 1785, т. 21). В «Истории о Японском царстве» (1789) читаем: «Они играют на флейтах, арфах, органах, тромпетах, барабанах, бубнах, на курантах и медных тазах разного рода».
Уже в первой половине XVIII века слово куранты приобрело еще одно значение — механизм музыкального боя в часах (в том числе комнатных). В описи 1741 года упоминаются «часы большие заводные и с курантами, в корпусе деревянном, слесарного дела мастером Степаном Яковлевым в Санкт-Петербурхе [изготовленные]» («Материалы для истории имп. Академии наук», т.4). Такое значение сохранилось и в стихотворении Г. Державина «К портрету Н. А. Дьякова»:
Курант духовный, повсеместный:
Лишь только заведи
И прочь поди,
Играет арии небесны.
Это значение у слова куранты, кажется, и было основным вплоть до середины XIX века. Так, во Французско-русском словаре И. И. Татищева (1827) французский глагол carrillonner переводится как «завести куранты, чтоб они играли».
А. И. Герцен пишет в письме к Н. А. Захарьиной 30 ноября 1836 года: «Вдруг громко начали бить часы с курантами». Это значение и зафиксировано Словарем Академии наук (1847): «Куранты. 1. Музыка в часах. Часы с курантами…».
Если бы традиция такого употребления слова куранты продолжалась доныне, она, естественно, привела бы к тому, что этим словом стали называть музыку в мобильниках. Однако этого не произошло. Часы с музыкальным боем как-то исчезли из быта и сохраняются лишь как антиквариат (или подделка под таковой), а слово куранты прочно срослось со Спасской башней Кремля и приобрело налет торжественной государственности.
(Кандидат филологических наук Н. Арапова)
Самые известные часы — конечно, куранты на Спасской башне Кремля. Как минимум раз в год их видит, пусть даже на экране телевизора, вся страна. На каждой из четырех сторон башни есть циферблат, диаметр которого 6 м 12 см, высота цифр 72 см, длина часовой стрелки 2 м 97 см, минутной — 3 м 27 см. Полутораметровый маятник весит 32 кг. Девять колоколов отбивают каждые четверть часа, и один колокол — каждый час. Они занимают три последних (8-й, 9-й и 10-й) этажа Спасской башни. Первые часы при дворе князя Василия Дмитриевича появились в начале XV века, когда и Спасской башни не было. А башенные часы сделали уже в XVI веке. В начале XVII они были проданы в Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле, а для изготовления новых в столицу пригласили часовых дел мастера англичанина Христофора Головея. Два года он трудился над созданием башенных часов с механизмом и 13 колоколами. Однако прослужили они недолго и в
1626 году сгорели при пожаре, а Головею пришлось изготовить другие. Эти часы представляли собой огромный вращающийся циферблат, разделенный на 17 частей. Его сбили из досок и выкрасили голубой краской, по полю укрепили светлые жестяные звезды. В верхней части циферблата золотой краской были нарисованы луна и солнце, луч которого служил неподвижной часовой стрелкой. Часовые деления обозначались буквами славянского алфавита. Часы начинали бить, когда первый луч солнца падал на Спасскую башню. Дважды в день, когда солнце пересекало линию горизонта, часовщик поднимался на башню и вручную поворачивал циферблат в исходную точку отсчета. При Петре I часы заменили на более привычные современному человеку — с круглым циферблатом, их привезли из Голландии на 30 подводах. Потом часы еще несколько раз меняли, а уже в 1851-1852 годах часовые мастера братья Бутеноп установили те, что мы видим. Куранты исполняли две мелодии — «Коль славен наш Господь в Сионе» в полдень и «Преображенский марш» в полночь.
2 ноября 1917 года в часы попал артиллерийский снаряд и вывел их из строя. Реставрацию закончили почти через год. Куранты стали исполнять мелодию «Интернационала» и «Вы жертвою пали в борьбе роковой…». В 1935 году от музыки вообще решили избавиться и уникальный музыкальный механизм частично разобрали. Когда в 1974 году часы остановили на 100 дней, чтобы проводить реставрацию, музыкальный механизм не трогали, и в 1991 году Пленум ЦК принял решение снова сделать часы «поющими». Тогда выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает трех колоколов. Вернулись к этому вопросу только в 1995 году. Новые колокола добавлять не стали, поставив вместо них металлические била. После 58 лет молчания куранты заиграли вновь. В полдень и полночь, шесть утра и шесть вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню» Глинки, каждый раз в 03:00, 09:00, 15:00, 21:00 — мелодию «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин». Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 году: стрелки и цифры позолотили, восстановили исторический вид верхних ярусов, провели настройку боя. Вместо «Патриотической песни» кремлевские куранты стали исполнять государственный гимн РФ. Сейчас в нижних этажах башни расположен двойник курантов, связанный с механизмом башенных часов, за ходом которого неустанно следят специалисты и чувствительная аппаратура. Малейшее отклонение от синхронности в работе оригинала и копии — и поступает сигнал о необходимости ремонтных работ. Кстати, кремлевские куранты — одни из двух сохранившихся в Москве часов, стрелки которых переводятся вручную. (Вторые расположены на башне Киевского вокзала.) Когда часы нужно было переводить два раза в год, то, чтобы лишний раз не тревожить старинный механизм, стрелки крутили только один раз, а второй — просто останавливали на час, а потом снова запускали.
Часы на башне Казанского вокзала были детищем архитектора Алексея Щусева. Он лично разрабатывал их дизайн и, настояв на установке часов с боем, даже заранее заказал соответствующий колокол. Собственноручно архитектор нарисовал и знаки зодиака для большого голубого циферблата. В Петербурге по этим эскизам были изготовлены накладные бронзовые знаки. Завершить задуманное ему, к сожалению, не удалось: в 1917-м все работы были приостановлены. Часы пошли лишь в 1923 году и вызвали много разговоров среди москвичей: одним нравился необычный дизайн, другие считали его неподходящим для вокзала и для советского образа жизни в принципе. Осенью 1941 года из-за разрыва фугасной бомбы с башни вокзала упал колокол. На место он вернулся спустя 30 лет, но в начале XXI века руководство вокзала решило отключить колокольный бой, который из-за шума улицы почти не было слышно. В 1996 году часы при помощи промышленных альпинистов (циферблат нельзя снять) были отреставрированы. Их погрешность в среднем составляет плюс-минус две минуты в неделю, поэтому раз в неделю механики поднимаются на башню, смазывают многочисленные шестеренки машинным маслом и подводят стрелки.
Дизайн часов на Казанском вокзале разработал архитектор Щусев. Фото: Ирина Афонская/ТАСС
В столице есть несколько солнечных часов — в храме Воскресения Христова в Кадашах, на доме № 15 по Никольской улице, на стене Лопухинских палат Новодевичьего монастыря, на доме № 3 в Госпитальном переулке, на доме № 12а по Малой Лубянке, на аллее Космонавтов на ВДНХ. Но самые интересные — те, что были на так называемом Брюсовом доме (ул. Спартаковская, 2). От них осталась лишь каменная доска — трапеция. Говорят, что перед войнами и революциями она краснеет. Существует легенда, что граф Мусин-Пушкин заказал известному в Москве Якову Вилимовичу Брюсу, колдуну и чернокнижнику, солнечные часы с чудесными свойствами. Помимо времени, они должны были указывать на место нахождения кладов и предсказывать будущее своего хозяина. На готовых часах вокруг стержня, торчащего из стены, размещались астрологические символы, магические формулы и другие загадочные знаки. Однако граф умер, а наследники не захотели оплатить работу, и тогда Брюс проклял часы, повелев им впредь показывать только плохие события.
Куранты – это башенные или большие комнатные часы с колоколами, отбивающими каждый час заданную мелодию. Однако для жителей Российской Федерации это слово устойчиво ассоциируется с Курантами Московского Кремля.
Общеизвестно, что главными часами России являются именно Кремлевские куранты. Однако намного меньшему числу людей известно то, что современные куранты являются уже четвертыми по счету, установленными в Спасской башне.
В настоящее время не установлено, когда на Спасской башне были смонтированы первые часы. Первое дошедшее до нас упоминание об этом датируется 1585 годом, однако нет точной уверенности, что это были именно первые часы. Невзирая на отсутствие достоверной информации, отсчет истории существования Кремлевских курантов ведется от этой даты.
Кремлевские часы, которые были первыми установлены в Спасской башне, имели 17 часовой циферблат, который отображал наибольшую продолжительность дня летом. Только в 1705 году указом Петра I, башенные часы были заменены на нормальные 12-ти часовые. Эти куранты, закупленные в Голландии, имели недостаточно качественное изготовление и постоянно ломались, в связи с чем Петру приходилось держать большое количество часовых мастеров для ремонта.
После того, как столица Государства Российского была перенесена в Санкт-Петербург, царедворцы перестали интересоваться судьбой Кремлевских курантов. Обслуживающий их персонал относился к выполнению своих обязанностей безответственно. Так, в 1770 году, по прихоти мастера, который обслуживал куранты, а он был чистокровным немцем, одной из мелодий часов стала австрийская народная песня, при этом, государственные власти в течение года никак на такое безобразие не реагировали.
Во время разграбления Москвы Наполеоном курантам был нанесен значительный ущерб, а после освобождения города часы еще длительное время не могли привести в нормальное состояние.
Однако история Кремлевских курантов получила новый виток, когда в 1852 году в Спасскую башню были установлены так хорошо знакомые нам часы. Они уже были произведены в России. Их авторами были датчане — братья Бутеноп.
С развитием науки и техники механизм часов подвергался модернизации: переделывались отдельные блоки, заменялись детали на более качественные, произведенные из новых материалов и т.д. Также обновлялись и мелодии проигрываемые часами. Этому в первую очередь способствовали политические события, происходящие в стране, революции, смены государей и лидеров, а также и многие другие.
Современные куранты воспроизводят сразу две мелодии. Когда бьет «шесть» или «двенадцать» часов, играет государственный гимн РФ, а в «три» и «девять» – мелодия «Славься». В 1937 году в механизм часов были интегрированы три электродвигателя, которые осуществляли автоматический завод часов. В настоящее время Кремлевские куранты являются визитной карточкой России.