Эннеаграмма гурджиева расшифровка. Энеаграмма, реальная и бредологическая типология

Эннеаграмма – один из широко используемых сегодня методов самоанализа. Он был разработан в начале XX века философом-мистиком Георгием Гурджиевым и позже в 1960-е доработан психологом Клаудио Наранхо, Эннеаграмма (от греческого ennea - «девять» и gramma - «написание», «графическое изображение») оказалась наглядным способом представить 9 типов личности, выделенных на основе внимательного наблюдения за поведением человека. Наше психологическое и духовное развитие символически представлено в ней как звезда с девятью лучами – «тенденциями», действующими в каждом из нас.

Чтобы определить преобладающий в вас тип, нужно ответить лишь на один вопрос-тест. Метод основан на гипотезе, согласно которой наша личность строится вокруг одного базового страха, идущего из детства. За этой очевидной простотой в действительности скрывается множество нюансов: мы носим в себе черты каждого из типов личности, представленных на эннеаграмме. Вот почему некоторые из нас узнают себя (в той или иной степени) сразу в нескольких портретах.

Следует иметь в виду, что эннеаграмма – это не способ классификации людей или наклеивания ярлыков, поэтому многие психологи не используют названия типов личности и предпочитают ограничиваться номерами: «тип 1», «тип 2» и т. д. Кроме того, не все психологи признают эннеаграмму научным методом, но, на наш взгляд, познакомиться с ней интересно.

КАК ПРОХОДИТЬ ТЕСТ?

Чтобы построить свою эннеаграмму, ответьте на вопрос-тест. Выберите наиболее близкий вам вариант ответа. Не торопитесь. Избегайте любых оценок, как позитивных, так и негативных. Возможно, вам покажутся близкими сразу несколько вариантов ответа. Это естественно, поскольку в каждом из нас есть разные качества. Важно выяснить, какое из них в вас преобладает. Если вы в нерешительности, то можете выбрать три варианта ответа. Для удобства запишите эти варианты на бумаге, расположив в порядке от более значимого для вас к менее значимому. Вернитесь к вопросу-тесту и отметьте свой первый вариант – в первом результате теста (соответствующем наиболее значимому для вас страху) будет указан ваш "главный" тип личности. Затем отметьте свой второй и третий вариант, эти результаты – ваши "второстепенные" типы. Зная номер своего эннеатипа, вы можете также прочитать о нем на сайте российского фонда Клаудио Наранхо.

Над тестом работал Эрик Пигани.

Иллюстрации: Лоик Сешрес.

Эннеаграмма личности – популярное направление практической психологии, основанное известным философом, мистиком . Путешествуя по затерянным монастырям и школам суфиев, он случайно наткнулся на древнеперсидские и раннехристианские источники, содержащие изображения странного вида девятиконечных звезд, вписанных в окружность.

Рисунки сопровождало подробное описание типов личности, соответствующих каждому из лучей звезды. Гурджиева настолько вдохновила эта древняя теория, что позднее, вернувшись с Востока, он основал во Франции свою школу духовного развития и посвятил разработке учения об эннеаграмме всю свою жизнь.

В 70-х годах эннеаграммой заинтересовался философ родом из Боливии Оскар Ичазо, он внес значительный вклад в совершенствование теории и дал ей второе рождение. Позже его последователь, психолог Клаудио Наранхо соединил учение об эннеаграмме с наработками теории и привел его к современному виду. Эннеаграмма впитала в себя наработки других психологических течений, она гармонично сочетается с классической теорией , используется в качестве дополнительного инструмента психотерапии.

В настоящее время эннеаграмма широко используется коучерами в качестве инструмента для работы с ценностями, бессознательными убеждениями человека, для открытия внутренних источников личностного роста и развития. В США эннеаграмма введена в учебные программы для управленцев, чтобы им дать представление о типологии человеческого мышления, а также об эффективных инструментах воздействия на каждый тип личности.

Такие интернациональные гиганты, как Shell, CocaCola, Kodak, Toyota, Sony и многие другие, не только тестируют с помощью эннеаграммы кандидатов при приеме на работу, но и проводят постоянное обучение сотрудников этой технике, чтобы сформировать профессиональную, слаженную команду, способную эффективно работать в любой ситуации. Также эннеаграмма является отличным инструментом для самоанализа, воспользовавшись которым любой желающий может получить ответ на конкретный вопрос без излишнего погружения в скучные талмуды по психологии.

Что представляет собой учение

Как объясняет эннеаграмма, типы личности и стратегии поведения человека в различных ситуациях определяются его глубинной мотивацией, а также базовыми страхами, пережитыми в раннем детстве. Учение дает нам ключи к пониманию скрытых мотивов тех или иных поступков окружающих, к налаживанию гармоничного общения с ними, помогает лучше понять себя, повысить собственную эффективность и успешность, снизить внутреннюю напряженность, преодолеть бессознательные страхи.

Согласно классификации учения, есть три центра и способа мышления, которым соответствуют девять основных типов личности:

1 группа. Интеллектуальный ум, центром мышления здесь является голова (5, 6, 7 эннеатипы). С точки зрения эннеаграммы, у этих типов преобладают холодный рассудок, практичность, расчетливость. Их конек – планирование и анализ ситуации, генерирование идей; когда они ощущают присутствие внутреннего «менеджера», то спокойны и уверены в себе. Их не стоит пугать неизвестностью, так как они мгновенно превращаются в растерянных и ничего не понимающих людей, оставшихся без четкого плана действий.

2 группа. Инстинктивный ум соответствует центру тела (8, 9 и 1 эннеатипы). Такие индивиды обладают почти животной интуицией и воспринимают мир таким, какой он есть. Они всегда полны энергии и деятельны, однако очень быстро раздражаются и гневятся по любому, даже малейшему поводу. С точки зрения эннеаграммы, важнейшая задача для них – овладеть навыками самоконтроля и не допускать вспышек агрессии.

3 группа. Эмоциональный ум соотносится с сердцем (2, 3, 4 эннеатипы). Для этих эннеатипов характерна адекватная самооценка, умение чувствовать других людей и налаживать с ними контакт. Они необычайно гармоничны, но обладают болезненным чувством собственного достоинства, поэтому его лучше не задевать. Людей этих типов не стоит стыдить и укорять, сравнивать с другими или вызывать их враждебность.

В эннеаграмме все эннеатипы соединены между собой окружностью, поэтому находятся под постоянным влиянием друг друга. Свойство, когда соседние типы перенимают характерные черты других, получило название «крыльев». Например, если в эннеаграмме на первый тип сильно влияет пятый, то человек стремится все спланировать заранее, предусмотреть любые варианты развития событий, подстраховаться на все случаи жизни. Если рядом находится второй тип, то возобладают внимание к внешнему миру, другим людям, потребность быть нужным.

Стрелки на линиях эннеаграммы показывают, как разные типы личности изменяются в условиях комфортной или дискомфортной обстановки. Состояние снижает способность человека сопротивляться неблагоприятным обстоятельствам, он начинает приобретать свойства того типа, на который в эннеаграмме указывает стрелка. Если индивид полон сил и энергии, то движение происходит в направлении от стрелки.

Характеристика эннеатипов первой группы

Созерцатель (5 эннеатип) сочетает в себе черты несколько замкнутого в общении, но восприимчивого ко всему новому человека, склонного к глубокому анализу и логическому мышлению, часто обладает талантом видеть тайное. Эннеаграмма определяет базовый страх как бесполезность, ненужность, а базовое желание — компетентность, способность принимать решения.

Созерцатели прекрасно умеют слушать, но одиноки по своей природе и стремятся заполнить внутреннюю пустоту знаниями и увлечениями, например коллекционированием. «Пятерки» искренне уверены, что интеллектуальное превосходство может защитить их от любых неприятностей, но если ситуация перерастает в открытый конфликт, они отстраняются от действительности, замыкаясь в себе, отчего кажутся высокомерными, неприветливыми.

Лоялист-скептик (6 эннеатип) нуждается в безопасности и может, согласно эннеаграмме, впадать в две крайности: быть преданным, ответственным энтузиастом или стать мнительным, недоверчивым субъектом. Для этого эннеатипа важно ощущать постоянную принадлежность к чему-нибудь большому, важному, чтобы приглушить базовый страх оказаться один на один со своими проблемами без поддержки и помощи.

Неоспоримый талант «шестерок» – умение быть преданными, ловкими, предприимчивыми, отважными; они всегда в поисках ответа на свои вопросы, их часто можно увидеть на семинарах, курсах повышения квалификации. Представителям эннеатипа стоит поработать над своими страхами, перебороть постоянное ожидание худшего, которое, с их точки зрения, непременно должно случиться.

Энтузиаст-авантюрист (7 эннеатип) . Эннеаграмма характеризует этот тип как энергичную, оптимистичную личность, находчивую, но немного рассеянную, стремящуюся избегать боли и любых неудобств. Базовое желание — быть счастливым, ради этого энтузиаст готов на все!

Эннеаграмма определяет мотивацию «семерок» как стремление доставлять удовольствие себе или окружающим; они могут быть щедрыми и очаровательными либо самовлюбленными и безответственными. Люди этой группы подвержены искушениям, а также разного рода слабостям; они очень любят преувеличивать, поэтому эннеаграмма советует им соблюдать умеренность в желаниях и поступках.

Характеристика эннеатипов второй группы

Перфекционист (1 эннеатип). С точки зрения эннеаграммы, находится под постоянным «присмотром» внутреннего критика, склонен делать то, что правильно, а не то, что ему хочется на самом деле. «Единица» постоянно улучшает все и вся вокруг, в том числе и себя; его базовый страх – показаться окружающим хуже, чем есть на самом деле.

Эннеаграмма выделяет такую особенность представителей этой группы, как высокие моральные ценности, стремление к правде и справедливости, пунктуальность, скрупулезность, обязательность; они прекрасные педагоги, способные воспитать в своих учениках лучшие качества. Скрытая мотивация «единиц» – гнев, испытываемый ими по причине несовершенства мира, однако внутренний контроль мешает им правильно выражать эмоции, что приводит к неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Бросающий вызов (8 эннеатип) – сильный, уверенный, бросающий вызов любым трудностям борец, обладающий железной волей. Согласно эннеаграмме, базовый страх «восьмерок» – подчиниться воле другого, а базовая потребность – защититься от чужого контроля, самому распоряжаться своей судьбой.

Люди этого типа не стремятся быть образцом добродетели, но и злодеями их тоже не назовешь; они вполне могут защитить слабого, но презирают трусость и мягкотелость. «Восьмерки» не любят, когда ими пытаются манипулировать, а в делах предпочитают здоровую конкуренцию с коллегами, будут с азартом бороться за первое место.

Миротворец (9 эннеатип) – приятные особы с легким, уравновешенным характером, природные дипломаты, стремящиеся к миру и согласию даже в ущерб собственным интересам. Как объясняет эннеаграмма, их базовый страх – оказаться изолированными от окружающих, а базовое желание – ощущать стабильность и внутренний комфорт, избегать конфликтных ситуаций любой ценой.

«Девяткам» недостает решимости, поэтому часто они, как страусы, прячут голову в песок от накопившихся проблем; особый дар этого эннеатипа – умение тактично, но твердо высказывать горькую правду любому, вне зависимости от социального статуса. Представители эннеатипа склонны принижать свои достоинства; могут казаться робкими, но, как объясняет эннеаграмма, на самом деле просто опасаются раскрыть свои таланты на людях.

Характеристика эннеатипов третьей группы

Помощник (2 эннеатип) . С точки зрения эннеаграммы, тип больше характерен для представительниц слабого пола, испытывающих потребность в заботе, любви, внимании, а также гармонии с окружающим миром. «Двойки» довольно эмоциональны, они могут неожиданно поддаться чувствам; у них много знакомых, но вот попасть в круг их близких друзей очень непросто: сначала претендентов будут тщательно проверять, не раз испытывая на верность.

Согласно эннеаграмме, люди этого типа будут помогать другим в ущерб собственным интересам, а в личной жизни предпочтут более слабого партнера, который будет от них зависеть. «Двойки» склонны подавлять негативные эмоции и отчаянно скрывать тот факт, что сами нуждаются в защите или помощи.

Достигатель (3 эннеатип) . Эннеаграмма утверждает, что «тройке» нужен успех, статус, престиж; этот тип способен двигаться вперед, несмотря ни на какие трудности, ведь главное – чувствовать себя важным, продуктивным. Согласно эннеаграмме, представители этой группы черпают энергию в своих победах, а окружающие часто недолюбливают «троек», считая их выскочками.

Они способны полностью растворяться в работе, достаточно тщеславны и самолюбивы. Эннеаграмма утверждает, что в делах и личной жизни не стоит слепо верить «тройкам»: они, как театральный актер, создают красивую видимость, за которой может быть искусно скрыта коварная ловушка.

Индивидуалист (4 эннеатип) . Отдельное место в эннеаграмме занимают «четверки», ведь их стремление выделиться, стать особенным трудно не заметить; часто к этому типу относятся представители богемы. Этим типом движет желание создавать прекрасное, пробуждать высокие чувства у окружающих, они стремятся быть привлекательными и сексуальными, могут «высасывать» энергию из представителей других эннеатипов.

Эннеаграмма утверждает, что «четверки» могут скандалить, чтобы вызвать реакцию общественности, выступать за радикальные, непопулярные идеи; эннеаграмма указывает на то, что нарушить запрет для «четверок» – особое удовольствие. Внутри у каждой «четверки» сидит ребенок – бунтарь, отвергающий все обыденное, привычное, серое; рядом с ними должны быть родные люди, которые поддержат их, поймут, пожалеют. Автор: Наталья Иванова

Рассказывают, что папуасы, когда к ним попадали от европецев те или иные вещи использовали их не по назначению. Например: кто-то пытался рукояткой револьвера раскалывать орехи, кто-то ручные часы, ложки, вилки, рюмки носил в качестве амулета на груди, кто-то ящик с динамитом использовал как сиденье.

Положение с использованием энеаграммы для типологии современными «типологами» очень похоже на ситуацию у папуасов. Первым познакомил западный мир с законом энеаграммы Георгий Гурджиев. Однако Гурджиев никогда не давал описание девяти типов личности, связанных с эннеаграммой.

Современную типологию энеаграммы личности придумал боливиец Оскар Ичазо, ученик Фрица Петерса, ученика Гурджиева. Созданный О.Ичазо «Эннеагон Эго-Фиксаций» и другие аспекты личности, расположенные на энеаграмме, послужили основой для дальнейшего развития энеаграммической типологии личности. Начало преподавания О. Ичазо разработанной им программы личностного развития относится к середине 20 века. Разработанный им «Протоанализ» сочетает использование энеаграммы с другими символами и идеями. Оскар Ичазо основал Институт Арика, в Чили, позже он переехал в США. О. Ичазо автор термина «Энеаграмма личности».

Клаудио Наранхо, по профессии психиатр, изучал энеаграмму личности на курсах Оскара Ичазо в Арике. Он по-своему видоизменил учение энеаграммы, и уже в начале 70-х годов стал преподавать в Соединённых Штатах свою версию «Энеаграммы личности». К. Наранхо произвёл значительное влияние на развитие энеаграммической типологии. Какое-то время, учение Наранхо было закрытым от профанов, но потом оно стало доступным широкой публике. Ученики К.Наранхо нарушили запрет наложенный на преподавание ими энеаграммы.Возникли учебные группы и стали проводиться семинары по энеаграммической типологии.

Для того чтобы какая-то идея могла существовать, нужно чтобы кто-то был в ней заинтересован. К.Наранхо написал книгу, в которой делился своими соображениями по поводу применения энеаграммы для описания типов людей. А так как в деловом мире существует реальная потребность в оценке потенциала работников, то, помимо прямых учеников Наранхо, некоторые из ловких «психологов» предложили, разработанную К.Наранхо, субъективную модель человеческих типов как метод определения качеств людей.

Вследствие того что, за обучение или консультации в области типологии стали платить звонкой монетой, появилось большое количество «последователей». Таких, как например, Е. Палмер, Сюзан Занос и масса других «типологов», которые написали много книг, в которых они, так или иначе, пересказывали идеи К.Наранхо. Появились академии и институты, обучающие и консультирующие в области «энеаграммической типологии».

Гласом вопиющего в пустыне была книга У.П.Паттерсона «Taking With the Left Hand» в которой доказывалось, что «энеаграммическая типология» не имеет никакого отношения к реальной энеаграмме.

Люди слышали только то, что они хотели услышать. Справедливы слова жуликов, которые говорят: «Мы обманываем тех людей, которые уже желают быть обманутыми».

И сейчас идёт повсеместное оглупление людей пропагандой «энеаграммической типологии». Слово «энеаграмма» превратилось в бренд. Смысл энеаграммы как универсального закона развития систем полностью выродился.

Что же такое энеаграмма в представлении «энеаграммических типологов»?

Цитируем К.Наранхо; «Энеаграмма - это схема, посредством которой «центруется» каждая из пяти областей личности, являющихся, как уже упоминалось, тремя инстинктами, страстями и фиксациями. Помимо отражения личности, энеаграмма ещё и схема, и модель для двух дополнительных центров сущности, которые по традиции можно развить « упорными усилиями и осознанным страданием»».

Гурджиев же утверждал, что энеаграмма это один из трёх объективных законов, который объединяет закон трёх и закон октав.

Ученик Гурджиева Дж.Беннетт в своей книге: «Изучение энеаграммы» даёт полное и ясное объяснение этого объективного закона, сопровождаемое массой наглядных примеров.

Применительно к типологии человека надо вначале определить треугольник сил действующих в личности, а потом развитие личности согласно закону октав. И только после этого можно приступить к рассмотрению личности с точки зрения энеаграммы.

Что же такое личность? Личность вторична по отношению к сущности. Это структура взаимодействия сущности с окружающим её миром. Такая структура чрезвычайно многогранна, т.к. должна иметь адекватную реакцию на многие ситуации жизни.

Согласно учению Гурджиева рассматривать личность надо только в составе «Луча творения».

Исходя из учения о «Луче творения» сущность человека воспринимает вибрации, идущие от Абсолюта по Лучу творения. От Солнца эти вибрации, трансформированные воздействием вибраций планет солнечной системы, достигают органической жизни на Земле. Сущность человека, которая является частью органической жизни, воспринимает эти вибрации, трансформирует их и отдаёт тем слоям жизни на Земле, которые продолжают Луч творения к Луне. Так как Движение вибраций в Луче творения постоянно изменяется, как от Солнца к Земле, так и от Земли к Солнцу, то и человеческие сущности, возникающие на Земле, приобретают соответствующие качества. Наибольшее влияние на Луч творения, идущий от Солнца к Земле, имеет планета Юпитер. Цикл влияния Юпитера равен 12 годам.

Наибольшее влияние на Луч творения, идущий от Земли к Луне имеют: Солнце, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и сама Луна. Лунный цикл составляет 13 дней, 10 часов, 51 минуту и 26 секунд. Количество таких циклов в году составляет 28.

Таким образом, возникает 12х28= 336 типов сущностей. Личность человека является отражением его сущности. Получается, если говорить о типах личностей, их число тоже равно 336.

Однако надо учитывать, что кроме реальных личностей, как реакция сущности на социальные отношения возникает т.н. «ложная личность». Эта псевдо личность нужна человеку только как способ выживания в человеческой среде. Манеры этой ложной личности наслаиваются на реальную личность и искажают её проявления.

Например, ребёнок, который по типу личности склонен быть музыкантом, в результате решения родителей получает химическое образование и становится химиком. Он будет работать согласно выбранной специальности, но музыка будет для него «ключом к его душе». Такой субъект будет прекрасно общаться как специалист-химик, а внутри его будет звучать музыка. Одна его личность будет маскировать другую. Конечно, человек, живущий такой двойной жизнью несчастен, но это распространённое явление.

Любую организацию или коллектив людей можно рассматривать с точки зрения энеаграммы. Соответственно можно увидеть некоторое количество «ролей». Но это вовсе не типология. Реальный тип человека, попав на ту или иную «роль» в организации будет вести себя в соответствии со своей реальной личностью, искаженной своей ложной личностью.
Настоящая типология указывает на скрытый потенциал человека, реализуя который человек будет расти, развиваться и радоваться жизни.

Учение Четвёртого пути направлено, прежде всего, на нейтрализацию ложной личности и на указание реального потенциала человека – определение его типа сущности-личности.

Джон Годолфин Беннетт (John Godolphin Bennett, 1897-1974) - мыслитель, ученый, самый талантливый ученик Г.И. Гурджиева.

Они познакомились после мировой войны, в Турции, где Беннетт представлял британскую разведку. Ему было всего 23 года, он говорил на многих языках и к нему за советом обращались важные люди Оттоманской империи. Способности к языкам и восточной дипломатии очень пригодились Беннетту в жизни. Беннетт стал посредником между Западом и Востоком. Но он не был простым передаточным механизмом - рупором или переводчиком. На Западе он был уважаем как человек деятельный и практичный, а на Востоке ценили его понимание и доверяли знание, прежде недоступное европейцам.

Всю свою жизнь Беннетт учился и учил других. Он был очень самостоятельным и трезвым человеком и обладал талантом совмещать традицию и постоянный поиск. Читать его книги полезно - он мыслил сложно и громоздко, но излагал последовательно и точно. Самые трудные для восприятия вещи предстают у него разъятыми на простые части. Простота эта обманчива, но притягивает ум и сердце.

Именно Беннетт пригласил в Англию Пака Субуха, и приложил много усилий для распространения СУБУДа по всему миру. Католическое вероисповедание не помешало ему помогать Идрису Шаху, который был послан на Запад суфийскими шейхами. «Твердые» гурджиевцы воспринимали это как измену общему делу, так же после думали субудские люди. Умирая, Гурджиев оглядел учеников, столпившихся у его постели, и сказал только: «Ну и влипли же вы!...»

Возможно, Беннетт правильнее всех истолковал последние слова учителя. Гурджиев был свободный человек, и завещал жить свободно и бдительно. Беннетта невозможно втиснуть в рамки одного или даже нескольких учений. Безусловно, что это один из важнейших людей ХХ века, но истинные масштабы его деятельности пока не вполне проявлены, даже в Англии о нем знают недостаточно.

Книги (10)

Учителя мудрости

Книга посвящена исследованию традиции Учителей Мудрости, несущих человечеству грандиозное послание о смысле и целях жизни на Земле.

"Духовная Психология" - это наука, посвященная Человеку и его тотальной природе. Написанная языком, принятым научной мыслью XX века, она ясно и корректно описывает сложную структуру материальной и духовной природы человека и фундаментальных понятий тела, души и духа.

Вместе с книгой "Драматическая Вселенная", она показывает возможности согласования на практике для отдельного человека науки и религии.

О Субуде

«Работая над этой книгой, я иногда ощущал себя путешественником, рассказывающим о жизни страны после того, как провел в ней всего лишь неделю в качестве туриста. Я новичок в Субуде, и это вообще относится к жителям западных стран. Мое личное участие насчитывает чуть менее полутора лет, и я согласился писать о Субуде отчасти, чтобы исправить неверное представление, которое может сложиться на основе газетных статей, а отчасти потому, что обязанность делиться с другими людьми тем, что ценишь, может быть исполнена, только если рассказываешь о своем опыте».

Для чего мы живем?

В книге «Для чего мы живём?» Джон Беннет не только даёт ответ на этот вопрос, который, по его словам, может удовлетворить и наши умы, и наши чувства, но также ясно и точно объясняет, почему мы, - люди - таковы, какие есть, почему мы никогда не смотрим правде в глаза, и в чём состоит эта правда.

Драматическая Вселенная. Том 1

«Драматическая Вселенная» - это эпохальный труд, значение которого трудно переоценить. Построенная в нем целостная картина мира подводит итог всему накопленному за тысячелетие сознательного существования человечества опыта как в Сфере Факта, так и в Сфере Ценности, или Духовной Сфере. Эта Вселенная знания и понимания должна постепенно стать достоянием образованной части человечества. Скорее всего, на это уйдут многие десятки, а, может быть, и сотни лет, ибо проникновение в Духовную Сферу и обретение понимания требуют соответствующего уровня бытия, а не только ума или образованности.

Драматическая Вселенная. Том 2

Второй том вводит нас в Сферу Ценностей или Духовную Сферу, в которой, как пишет Беннетт, в отличие от Сферы Факта, где все познается, ничего не может быть знаемо, где мы не можем опираться на привычные для нас способности чувственного восприятия и ментального конструирования, но и из-за того, что любая попытка ответить на такой предельный вопрос, как «в чем смысл и значение существования человека на Земле?» не может иметь простых решений. Поэтому не отчаивайтесь - читать такое трудно всем.

Впрочем, в чем-то второй том легче первого. Он продолжает тему многочленных систем, но если в первом томе они введены как бы абстрактно или формально, что затрудняло восприятие, здесь они обретают удивительную фактуру, шаг за шагом вводя нас в фундаментальные представления.

Драматическая Вселенная. Том 3

Картина эта, конечно, отмечена неполнотой и дефектами; однако она должна быть важна как демонстрация того, что тотальная картина определенного типа является возможной. Эта возможность приводит к изменению прежних взглядов на пространство, время и материю, а также на жизнь, эволюцию и сознание, причинность и цель, на «Познаваемый Мир» и «Абсолютную Реальность», которых придерживались и все еще придерживаются, хотя и менее интенсивно, большинство философов, ученых и теологов.