Доклад: Экскурсия как средство профессионального становления специалиста. Современные проблемы науки и образования

1

В статье рассматривается роль интерактивных и активных форм работы со студентами направления подготовки «Международные отношения» с целью формирования и развития у них компетенций согласно ФГОС ВПО на примере интеграции экскурсионной деятельности в образовательно-воспитательный процесс. Одной из таких форм работы с молодежью, которая позволяет обогатить, разнообразить, сделать более интерактивными и даже активными образовательные программы, по мнению автора, является экскурсия. Экскурсионные мероприятия способствуют разностороннему развитию личности благодаря разнообразию видов деятельности, в которую в ходе них вовлечены обучающиеся. Автор также отмечает, что благодаря специфике данной формы работы вся предлагаемая слушателям информация носит практико-ориентированный характер. Экскурсия выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения, однако в конкретных условиях и при определенных обстоятельствах на первый план может выходить одна из них.

1. Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур // Иностр. языки в школе. – 2003. – № 2.

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 «Международные отношения» (квалификация (степень) «Бакалавр») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. base.garant.ru

5. Чернов Л.И. Формирование интегративной лингвосоциокультурной компетентности обучаемого с помощью визуализации учебного материала на занятиях по английскому языку // Язык и коммуникация в контексте культуры: сб. науч. статей по итогам материалов 9-й Междунар. науч.-практ. конф. 21–22 мая 2015 года. – Рязань: ООО «РИПД “ПервопечатникЪ”», 2015. – С. 156-163.

В настоящее время российское образование претерпевает множество изменений. Для высшего образования это в первую очередь преобразования, связанные с переходом на двухуровневую систему. В учебных планах всех без исключения направлений подготовки происходит сокращение аудиторных часов в пользу самостоятельной работы. Вместе с тем возрастает значимость внеучебной деятельности, которая должна гармонично дополнять учебную и быть средством формирования и развития компетенций будущих профессионалов, определенных в федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования.

Одной из таких форм работы с молодежью, которая позволяет обогатить, разнообразить, сделать более интерактивными и даже активными образовательные программы, является экскурсия. Из всего многообразия формулировок термина «экскурсия» остановимся на том, который наиболее полно отражает образовательный потенциал данной формы работы. Экскурсия - это процесс наглядного познания окружающего мира, особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта и т.д., который позволяет пробудить интерес к учебным дисциплинам, конкретизировать имеющиеся знания и дать новые .

Экскурсионные мероприятия способствуют разностороннему развитию личности благодаря разнообразию видов деятельности, в которую в ходе них вовлечены, в данном случае, учащиеся.

В первую очередь, как уже отмечалось ранее, во время экскурсий учащиеся, выступающие в роли пассивных участников, получают новые знания и обогащают уже имеющиеся. Важно отметить то, что благодаря специфике данной формы работы вся предлагаемая слушателям информация носит практико-ориентированный характер. Кроме этого, экскурсии способствуют созданию междисциплинарных связей, помогая студентам всесторонне охватить содержание обучения, увидеть взаимосвязь изучаемых предметов. Не следует забывать и об особой роли экскурсионных мероприятий в формировании эмоциональной сферы учащихся, а именно - развитии чувства прекрасного, радости познания, желания быть полезным обществу и т.д.

Принимая во внимание набирающий популярность принцип взаимообучения, который в настоящее время наиболее явно проявляется в реализации программы тьюторской поддержки студентов младших курсов, старшекурсники могут стать активными участниками экскурсий, планируя и разрабатывая их, что представляет собой определенного рода проектную деятельность. Разработка экскурсионных программ требует масштабной предварительной подготовки, начиная с поиска актуальной темы и подбора соответствующей информации, что предполагает работу с источниками в библиотеках и сети Интернет, заканчивая творческим подходом к изложению собранного материала и осуществлению обратной связи. Проведение экскурсий является не менее трудоемким процессом, который требует от ведущего знания психологии и наличия лидерских качеств, что позволяет легко понимать аудиторию, уметь быстро устанавливать контакт с группой, поддерживать внимание экскурсантов на протяжении всего мероприятия.

Рассмотрим то, как экскурсии способствуют формированию общекультурных компетенций студентов направления подготовки «Международные отношения» : пассивное участие студентов в экскурсионных мероприятиях способствует формированию следующих общекультурных компетенций по ФГОС ВПО по направлению подготовки 031900 «Международные отношения» (квалификация (степень) «Бакалавр»): стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6), умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7), способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10), умение понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-17), осознание роли гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-19), готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-20), готовность и стремление к совершенствованию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-25), стремление к непрерывному самообучению и саморазвитию (ОК-28), настрой на развитие креативности мышления, профессиональной инициативы, инициацию позитивных перемен (ОК-30).

Активное участие направлено на формирование следующих компетенций: умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2), готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3), способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4), навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОК-9), владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13), способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14), забота о качестве результатов труда (ОК-29), владение этикой межличностных отношений и эмоциональной саморегуляции (ОК-31), готовность принять на себя ответственность и проявить лидерские качества (ОК-32).

Учебным планом для направления подготовки «Международные отношения» предусмотрено изучение двух иностранных языков. Интерактивные формы работы со студентами во время аудиторных занятий с целью обсуждения результатов прослушанной или проведенной экскурсии могут стать интересным дополнением обязательных программ по данным дисциплинам (Приложение 1). В этом случае вместе с общекультурными (ОК - 2, 3, 6, 13, 14, 17, 28, 30) у студентов-международников формируются и некоторые профессиональные компетенции :

Знание и активное владение иностранными языками, умение применять иностранные языки для решения профессиональных вопросов (ПК-3);

Готовность и умение вести диалог, переговоры на иностранном языке в рамках уровня поставленных задач (ПК-5).

Подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что экскурсия выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения, однако в конкретных условиях и при определенных обстоятельствах на первый план может выходить одна из них. Так, в рассмотренном нами примере интеграции экскурсионной деятельности в образовательно-воспитательный процесс, направленный на подготовку бакалавров по направлению подготовки «Международные отношения», она является важным компонентом учебного процесса, формируя и развивая у студентов компетенции, требуемые ФГОС ВПО.

Приложение 1

THE REGION FINE ARTS MUSEUM

The aim of the lesson is to accustom you to the artistic heritage of Russia and Ryazan, in particular, conducting a virtual tour of the region Fine Arts Museum .

1. Pronunciation drill. Pronounce the following words and word combinations with proper sounds and stress. Translate the given words and word combinations from English into Russian.

a self-taught painter

native intelligentsia

to exhibit - an exhibition

a representative

an engraver- an engraving

a province museum

Russian classicism

architecture - an architect

a boarding school

decorative applied art

a suit of spacious halls

2. Read the text about the history and collection of the region Fine Arts Museum. Translate it from English into Russian.

The region Fine Arts Museum, one of the Russia"s treasure-houses of fine art, is among the sights of modern Ryazan. The birth of the museum is connected with the name of our countryman, a famous engraver Ivan Petrovich Pozhalostin (1837-1909), professor of St. Petersburg Academy of Arts. In 1913 representatives of native intelligentsia, among which a particular merit belongs to the self-taught painters A.A. Kiselev-Kamsky and V.P. Sokolov, organized "The Society of the Ryazan Art-Historical Museum named after I.P. Pozhalostin". The first exhibition of the museum collection was opened in 1915. It numbered a little more than 50 works presented by I. Pozhalostin, Moscow and local artists. Among famous masters, whose names are also connected with the Ryazan land, are graphic P.M. Boklevsky, painters A.E.Arkhipov and F.A. Malyavin, sculptor A.S. Golubkina. In the twenties the museum collection was filled up by the collections of the mayor I.S. Antonov, the Baryatinskys, the Gagarins, the Golitsins, the works from the State Museum Funds, which distributed the masterpieces from the capital museums to province ones. In the sixties expeditions of the museum gathered some works of old Russian and folk art. Today a constantly increasing collection includes more than 10 thousands of original works of native and West-European masters of the XV-XX centuries belonging to different kinds and genres of art.

The museum building itself is also a work of art, it is a monument of architecture of Russian classicism of the end of the XVIII century of the school of a prominent architect Matvey Kazakov. This palace of merchant G.V.Ryumin was later presented to the city to place there a noble boarding school.

The exposition of Russian art represents various kinds of works of art from old Russian icons to the works of masters of the beginning of the XX century. The suite of spacious halls leads from the portraits of the XVIII century to the canvases by V. Tropinin and A. Venetsianov, the landscapes by I.Aivazovsky, A. Savrasov, I. Levitan, the portraits by V. Petrov and I. Repin, the sculptures by S. Konionkov. The exposition of Soviet art includes prominent works of 1920-1980s including works of Ryazan painters. The museum contains the collection of paintings, drawings, engravings and applied art productions of the masters of Western Europe of the XVI-XX centuries including unique canvases by Venetians J.Krozato and F. Gvardi, Dutchmen Ya.Peynas and brothers van Ostade, a French classic S. Vouet.

In the halls of decorative applied art they exhibit furniture, ceramics, glass, porcelain of different plants of the XVIII-XX centuries. A colorful world of folk art comes to life in the works of art trades masters including works by Ryazan masters: Skopin ceramics, Mikhaylov lace, Sapozhok weaving, Kadom embroidery.

Various exhibitions add to the constant exposition. Works from the collection of the Ryazan Art Museum were shown at exhibitions in many countries of the world.

3. Review the text in assignment. 2. Names of many Russian and European craftsmen are mentioned in the text. What do you know about them? Make shorts reports about all the people mentioned. Follow the given plan to arrange your speech.

a) What is his/her name?

b) When and where was he/she born?

c) What family was he/she born into? What was the social status of his/her family?

d) What education did he/she get?

e) When did his/her first creative experience take place? Was it successful?

f) Was he/she appreciated by his contemporaries?

g) What were the most famous works of his/hers (illustrate your answer with pictures)?

h) What were his/her works characterized with?

i) What did he/she contribute to the world art?

4. Tell your fellow students about your last visit to the region Fine Arts Museum. The given below questions may help you arrange your speech.

a) When did you last go to the region Fine Arts Museum?

b) Was it a constant or temporary exposition?

c) What artists exhibited?

d) What did you learn about the artists (use the plan given in assignment 3)?

e) Did you like the exposition? Why/why not? What works of art presented there did you like most of all?

f) What artists do you want to see in the museum? Why?

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 15-06-10316.

Рецензенты:

Лиферов А.П., д.п.н., профессор, профессор РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань;

Костикова Л.П., д.п.н., доцент, профессор РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань.

Библиографическая ссылка

Гордова М.В. ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20256 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Светлана Гришина
Методическая разработка «Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с родным краем» Видео

1. Пояснительная записка.

Обоснование актуальности и значимости проблемы.

«Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства, когда малыш начинает познавать Родину через свою семью - ближайшее его окружение.

Актуализация данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание, приобщение детей к социокультурным нормам.

Очень часто мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому - к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Нам, взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию социальных основ и чувства патриотизма.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обращает наше внимание на то, что важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В «Стратегии развития воспитания в РФ с 2015 по 2025 года» отражено, что «Воспитание как педагогический компонент социализации представляет целенаправленный процесс развития личности, осознанный на гуманистическом взаимодействии воспитателя и воспитанника. При этом происходит развитие воспитанника как личности и освоение им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества». И так же прописано, что «Основой Стратегии являются базовые национальные ценности российского общества, закрепленные Конституцией Российской федерации, среди которых особое выделяется патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение отечеству).

В Законе №273-Ф3 «Об образовании в РФ» в качестве принципа государственной политики в сфере образования закреплено воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (ст. 3,п3) .

ФГОС ДО предусматривает объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Проблемы нравственного воспитания решаются при реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие » . А именно основные задачи, в соответствии с ФГОС, обозначены следующим образом : социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста должно быть направлено на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу своих сверстников и взрослых. Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представление о социально-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Мы, именно мы - педагоги обязаны разжечь в детской душе огонек тепла, любви, чувства заботы и нежного отношения к своей семье, своему дому, детскому саду, родному краю , своей стране.

Мы понимаем, что от нас зависит, научаться ли дети не только брать, но и отдавать : заботиться о своих близких с детства, быть внимательными друг к другу, помогать не только словом, но и делом.

ФГОС ДО требует от нас поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Информационно-коммуникационные технологии позволяю сегодняшнему педагогу интересно организовать образовательный процесс.

Сегодня трудно представить, как еще 10 лет назад мы обходились без мультимедийных презентаций, интерактивного стола и доски. Сегодня мы умеем готовить презентации, создавать веб-квесты. У большинства педагогов есть свои сайты и блоги.

Я, не смотря на свой большой стаж работы, не являюсь исключением, стараюсь идти в ногу со временем.

Для меня настоящим открытием стала интерактивная доска, которая значительно расширяет возможности предъявления учебной информации по данному вопросу, позволяет усилить мотивацию ребенка, расширить кругозор,провести виртуальные экскурсии прямо на территории детского сада, не выходя за его пределы.

При подготовке к НОД по ознакомлению дошкольников с ближайшим окружением, в частности, с родным городом Муромом , я не раз сталкивалась с проблемой – хотелось разнообразить тематику занятий, расширить горизонт посещения интересных, заслуживающих внимания и просто красивых мест нашего города. Но при отсутствии транспорта, вероятности аварий на дорогах, просто отсутствия хорошей погоды, зачастую экскурсии откладывались . С появлением в нашем детском саду интернета и интерактивной доски у меня появилась возможность применения в работе с детьми новой, современной, увлекательной формы проведения НОД.

Цель методической разработки : представить материал из опыта работы по проведению виртуальных экскурсий при ознакомлении дошкольников с родным краем .

Задачи :

- познакомить педагогов с разнообразием виртуальных экскурсий ;

Рассказать об особенностях проведения виртуальной экскурсии ;

Предоставить материалы по проведению экскурсий .

2. Аналитическая часть.

Теоретические основы проведения виртуальной экскурсии .

В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения , основанные на использовании современных компьютерных технологий, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования и позволило применять педагогу в своей деятельности виртуальную экскурсию .

Слово «экскурсия » я думаю каждому из нас знакомо.

Экскурсия – это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил.

Экскурсия – организованный , сопровождаемый объяснениями показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью .

В рамках образовательного пространства экскурсия становится одним из интереснейших и связующих методов организации познавательной деятельности дошкольников по ознакомлению их с родным краем .

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям , возникли новые виды экскурсий – виртуальные , интерактивные экскурсии .

Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями :

Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами , расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.

Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов.

Помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями.

Ознакомиться с методами поиска , систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

Вместе с тем проведение виртуальных экскурсий педагогами в аудитории способствует качественному, продуктивному усвоению образовательного материала.

3. Практическая часть.

Сейчас, в связи с тем, что и персональный компьютер, и Интернет очень прочно вошли в нашу жизнь, а современные дети проявляют к ним значительный интерес, я, как воспитатель, стараюсь использовать данные средства в своей работе . Ведь и персональный компьютер, и Интернет в последнее время стали для меня непосредственными помощниками при подготовке и проведении познавательной деятельности с детьми.

Один из вариантов применения новых информационных технологий в моем учебном процессе – виртуальная экскурсия . Несмотря на кажущуюся простоту проведения виртуальных экскурсий , воспитатель может столкнуться с рядом проблем. Первая и главная проблема - это отсутствие подключения к сети Интернет. В данном случае на помощь могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии , разработанные самим воспитателем . Такие мультимедийные экскурсии также относятся к разряду виртуальных экскурсий , но для их организации нет необходимости подключения к сети Интернет. Достаточно иметь компьютер и мультимедийный проектор. Достоинства данных экскурсий в том , что я сама могу отбирать нужный мне материал, составлять необходимый маршрут, изменять содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео , звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, архитектурные памятники, фотографии.

В этом и проявляются особенности проведения виртуальных экскурсий --как с использованием ресурсов среды Интернет – непосредственно при использовании интерактивной доски, так и без подключения к данной среде , - в этом случае необходимо подготовить мультимедийную презентацию.

Перед началом проведения виртуальных экскурсий я изучала материал о самих экскурсиях , затем о способах проведения виртуальной экскурсии , училась сама составлять их в презентацию, подбирая нужный текст, фотографии, картинки, снимки. Большую помощь мне в этом принесло использование интернет-пространства, изучение ряда нормативных документов : закона «Об образовании в РФ» , СанПиН, ООП ДО.

На мой взгляд, виртуальные экскурсии являются эффективной формой организации работы по ознакомлению дошкольников с родным краем и в этом отношении имеют ряд существенных дидактических функций :

Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, отчего значительно повышается познавательная активность детей ;

Помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, ведь сам процесс восприятия преподносимого материала становится намного увлекательнее;

Способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы.

Использование проведения виртуальных экскурсий впервые я начала в рамках реализации проекта .Эта форма работы мне очень понравилась тем, что позволила наглядно, разнообразно, эмоционально преподнести материал детям при формировании у них системных знаний по истории и культуре родного края , воспитании чувства любви к своей семье, своей малой и большой Родине, гордости за неё, за русский народ, его культурное наследие.

Основная идея проекта заключается в формировании у детей системных знаний по истории и культуре родного края , воспитании чувства любви к своей семье, своей малой и большой родине, гордости за неё, за русский народ, его культурное наследие.

При реализации проекта мне хотелось найти новую форму работы, такую, которая будет одинаково интересна и детям, и родителям, и мне – воспитателю. Виртуальные экскурсии , как необычная форма проведения ознакомительных , осведомительной или закрепляющей познавательной деятельности , идеально подходит благодаря тому, что подача материала происходит визуально, сопровождается текстом-расшифровкой, ложится на уже знакомые, полученные ранее знания детей.

Свою деятельность я начала с изучения литературы, материала, который нашла в интернете. Затем составила календарный перспективный план проведения экскурсий . При его составлении я учитывала план проекта «Моя семья, мой город, моя страна» и тематическое планирование самого детсада.

Экскурсии я проводила 2-3 раза в месяц. Это зависело от темы недели, ее связи с историей города и страны. Каждый раз я заранее готовлю комнату под просмотр либо мультимедийной презентации, либо виртуальной экскурсии , либо для проведения игр за интерактивным столом. Вся познавательная деятельность длится 15-20 минут.

Организационная сторона экскурсии выражается в четком продуманном плане ее организации. Поэтому я, как экскурсовод , в процессе подбора материала заранее изучала место экскурсии , продумывала путь следования, содержательную сторону экскурсии .

Моей главной задачей было показать детям,что родной край славен своей историей, своими традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. Воспитывая у детей любовь к своему городу, я стремилась подвести их к пониманию того, что наш город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких,есть много общего.

Поэтому воспитание любви к своему Отечеству гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов,к каждому человеку в отдельности.

Проведенные мною экскурсии можно классифицировать на группы и виды при выделении их основных черт, определяющих характер подготовки к ним, проведения, тематики, так и проведенные мной различные виды виртуальных экскурсий можно разделить по следующим критериям :

-- Современный Муром :

-- Старинный Муром :

Знаменитые имена города :

Путешествие по городам Владимирской области Мультимедийные презентации

Дата в календаре

Москва – столица моей Родины

В своей практике я использовала городской и музейный виды экскурсии .

Каждый раз при разработке новой экскурсии , я старалась четко определить ее цели. При выборе темы опиралась на тематику календарного плана и на план проекта «Моя семья, мой город, моя страна» . Ведь выбранная тема служит основой, стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое .

После этого, я обдумывала, какой вид виртуальной экскурсии я могу использовать по данной тематике : либо мультимедийную презентацию, либо экскурсию с использованием интерактивной доски. При выборе объектов для демонстрации важно помнить о том, что показ этих объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии . Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала.

При определении маршрута экскурсии я старалась выбирать такие места города, следуя по которым дети узнавали бы их. Ведь очень важно, чтобы познание нового проходило постепенно : от известного - близкого к далекому - неизведанному. Да и сами экскурсии построены по принципу от близкого – «Семья, родная улица » , -к далекому,постепенно переходя к таким понятиям, как «Мой город, его окрестности, его красота» , «Знаменитые имена города» , а далее «Города Владимирской области» , «Моя Родина» , «Москва – Красная площадь» , «Знаменитые имена Родины» , «Дата в календаре» .

Я старалась, чтобы каждый выбранный мною маршрут представлял собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы , способствующий постепенному раскрытию темы, это же положение действует и при создании виртуальной экскурсии . В самой экскурсии последовательность материала видеоряда я составляла так , чтобы он максимально раскрывал выбранную мной тему, был построен с учетом логической последовательности и имел обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В рамках подготовки виртуальных экскурсий я использовала различные виды изложения материала :с хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательностью.

При составлении текста виртуальной экскурсии я учитывала возрастные особенности детей, уровень их знаний, интересы, доступность материала, его соответствие заявленной теме. Старалась подобрать лаконичные, короткие, емкие, понятные, четкие формулировки.

Отдельно мне хотелось рассказать о технике проведения виртуальной экскурсии .

Как правило экскурсию я начинаю со вступительной беседы, во время проведения которой обозначаю ее цели и задачи . При этом можно использовать различные варианты беседы -художественное слово, загадки, поговорки, русские присказки, пословицы, высказывании - цитаты.

Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии .

Хочу обратить внимание на то, что в основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой , в ходе которой педагог вместе с детьми обобщает, систематизирует увиденное и услышанное , выявляет впечатления.

Таким образом, использование информационно–компьютерных технологий (в том числе и виртуальных экскурсий ) делает процесс воспитания и обучения более интересным, качественным, результативным.

Каждая из проведенных экскурсий должна быть проведена с максимальным учебно-воспитательным эффектом, что требует тщательной подготовки от воспитателя. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания детей. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики её как небольшого путешествия.

Поэтому моя подготовка к проведению экскурсий начиналась с выбора объекта экскурсии еще при составлении годового календарного плана. С учетом программных требований и доступности расположения посещаемых мест,я еще до начала учебного года наметила объекты для проведения экскурсий . При этом я стремилась к тому, чтобы каждый ребенок заинтересовался проводимыми экскурсиями . Для этого уже в начале учебного года в октябре я провела первую экскурсию с использованием мультимедийной презентации на тему «Улицы нашего города» . И привлекла к этой работе родителей детей. Понятно, что такое «Кино» было интересно, как для самих родителей, так и для детей. И уже в дальнейшем виртуальные экскурсии были восприняты детьми, как результат какой-то общей работы, т. к. он опирался на полученные ранее знания, уже имеющийся у детей опыт.

Особенно порадовала, я бы даже сказала, что ребята пребывала в некотором шоке от виртуальной экскурсии «По центру нашего города» . Так как прямо на экране герои канала рассказывали и показывали улицы города и находящиеся на них достопримечательности. Для ее проведения яиспользовала готовый материал с сайта Путешествуй вместе с нами! / Муром. История. - Россия 1

russia.tv/video/show/brand_id/14225/episode_id/. /video_id/127510/

По окончании экскурсии , дети делились полученными впечатлениями, знаниями об увиденных объектах города , вспоминали названия улиц.

При проведении экскурсии , важно учитывать, чтобы она способствовала обогащению детей неповторимыми впечатлениями. При ее подготовке нужно не только разработать программу и сам маршрут, но и настроить ребят на активное участие, желание делиться своими мыслями, знаниями, впечатлениями об увиденном и услышанном . Для этого я использовала прием «домашнее задание» (нужно было раздобыть сведения о предлагаемом объекте посещения во время экскурсии ) при проведении виртуальных экскурсий «Улицы нашего города» , «Муром зимой» , «На площадь Победы города Мурома» , «По Красной площади в Москве» . Во время проведения экскурсии дети рассказывали о знакомых объектах, опираясь на знания, полученные ими дома из книг, из интернета, от родителей.

Особое восхищение и интерес вызывают у детей места, о которых нам напоминают торжественные даты календаря. Такие виртуальные экскурсии вызывают обостренное чувство торжества, единства, некоего духовного подъема, радость познания . Такими были экскурсии об Илье Муромце , Ю. А. Гагарине, посещение площади Победы в Муроме и Красной площади в Москве.

Виртуальная экскурсия по центру подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина прошла при использовании ссылкой сайта 3D тур по Звездному городку - Звездный городокzvezdniygorodok.ru/3Dtour/

Так же в образовательной деятельности я пользуюсь и другими видами цифровых образовательных ресурсов : презентацией, видеороликами , электронной библиотекой, где широко представлены мультимедийные материалы детской электронной энциклопедии. Так, чтобы показать детям красоту Мурома, его окрестностей, познакомить с достопримечательностями, архитектурными памятниками, или просто послушать песни о нашем любимом городе можно воспользоваться сайтом «Муром видео » , где можно подобрать материал на интересующие каждого темы о городе.

Чтобы знакомить детей с историей своего города, можно воспользоваться уже готовыми видеороликами из интернета , которые выполнены с использованием текстового или музыкального сопровождения.

Таким образом, использование информационно–коммуникационных технологий делает процесс обучения более интересным, качественным, результативным, позволяет повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Мурома, сформировать заботливое отношение к семье, родному городу , своей Родине.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова : «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!» Часто ли мы слышим эти фразы?

И чтобы прозвучали эти заветные слова из уст ребенка, нам – взрослым нужно многое ему показать, рассказать, объяснить. Одно дело, когда ты сам, один увлечен идеей, и совсем по-другому выглядит твоя идея, когда ты увлекаешь за собой других людей. У тебя появляются соратники, помощники, воплотители твоих идей или сами идеологи, которые помогают не только исполнением твоих идей, но и сами вносят что-то свое новенькое.

Чтобы говорить с родителями на понятном для обеих сторон языке, и главное, чтобы заинтересовать их этой формой работы,я провела для них консультацию «Путешествуем всей семьей» , где показала, как самим в домашних условиях, можно посетить с детьми знакомые, рядом с домом места, посоветовала при помощи панорамной экскурсии показать и рассказать детям о современных постройках Мурома, его достопримечательностях. Многие из родителей весьма заинтересовались такого рода путешествиями, используя ссылки на сайты по моей рекомендации.

Большое значение имеют семейные экскурсии по микрорайону , городу посещение с родителями музеев, учреждений города. Итогами таких экскурсий были семейные фотографии, которые дети с удовольствием демонстрировали всем детям. Родители знакомили ребят с названием улиц родного города , их историей, с постройками и архитектурой, тем, что на них находится, а дети, приходя в группу, делились полученными знаниями с другими детьми. Мы все вместе узнавали историю той или иной улицы и обогащали знания об истории своего города, записывали и собирали рисунки о своём городе. Безусловно, все это приобщало детей к истории края и своего города, воспитывало любовь к Родине.

4. Заключение.

Проведя эту работу, хотя как-то не поворачивается называть это работой. Скорее, благодаря нашей общей с детьми и их родителями совместной увлеченности, общей цели и идее, мы смогли, я надеюсь, привить нашим маленьким Муромлянам чувство гордости того, что они являются жителями такого прекрасного, пусть старинного, но вместе с тем такого современного, благоустроенного города. Города, у которого очень богатое культурное и историческое наследие, города, настолько богатого в плане милосердия, теплого отношения к славным знаменитым людям своего города. И всему этому поспособствовало участие детей в виртуальных экскурсиях , организованными нами, взрослыми.

Мультимедийные презентации и виртуальные экскурсии оказали неоценимую помощь в формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине, любви к родной земле , правильного отношения к обществу, людям труда, своим обязанностям. Они зародили в душах детей интерес к истории города, привили чувство любви, причастности к культурному наследию своего народа, к природе родного края .

В будущем я продолжу работу по этой теме и применю все свои силы и знания в образовательной деятельности со следующими моими воспитанниками.

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно, в той или иной форме сталкиваются с её объектами или явлениями. Такое общение с окружающим обогащает чувственный опыт ребёнка, будит фантазию, и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослых. В раннем дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивиться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных, как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. И самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире, о природе – это ранний возраст дошкольников. У детей этого возраста развивается интерес к природе. Этот интерес надо поддерживать и развивать. Детей младшего дошкольного возраста желательно знакомить с явлениями и объектами ближайшего окружения: с растениями и животными; с сезонными явлениями, со свойствами воды и песка и т. д.

Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии для детей младшего возраста на территории дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, птицами и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, воспитанию у детей материалистического мировоззрения. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь на экскурсии, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (плоды деревьев и кустарников, опавшие листья, цветы, камешки и т. д.).

В этом возрасте ребёнку важно взаимодействовать с этими объектами и явлениями: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус. В то же время взрослому не стоит перегружать детей информацией, так как это может привести к хаотичности знаний.

В своей работе по ознакомлению детей с природой я использую два вида экскурсий: природоведческие экскурсии и экскурсии на сельскохозяйственные объекты (ознакомление с трудом взрослых на огороде и в саду).

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одно и то же место в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты проводятся эпизодически для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Я намечаю экскурсию, исходя из требований программы.

Для того чтобы экскурсия была интересной, подготавливаю стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Воспитанники должны знать, что экскурсия - это занятие, которое проводится не в группе, - а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Я напоминаю детям правила поведения на улице.

При подготовке к экскурсии обращаю внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно в соответствии с погодой и сезоном.

К экскурсии подготавливаю экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы.

Методика проведения природоведческих экскурсий. Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры ребят с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, в краткой беседе напоминаю ее цель, даю ребятам осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого я использую различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, игры, рассказы, пояснения.

Опираясь на чувственный опыт ребёнка, и используя наглядность во время экскурсии, я обращаю внимание ребёнка на состояние погоды (Посмотри какая сегодня теплая погода, ярко светит солнышко, ему радуются птички, бабочки, цветочки…. И нам с тобой весело гулять). Если пошёл дождь, предлагаю ребёнку подставить ладошки, и таким образом он почувствует холодный дождь (осенью) или тёплый (летом).

Заинтересовать и привлечь внимание детей мне помогает сказочный персонаж, старичок - лесовичок (я сделала его из крупной кедровой шишки и тонких веточек деревьев). Этот персонаж будет приходить в гости к ребёнку, приносить разнообразный природный материал, из которого получаются интересные поделки; приглашать на прогулку, собирать природный материал.

Ребёнок будет рассматривать материал, ощупывать исследовать его. В результате будет развиваться восприятие ребёнка: он станет различать форму, цвет и другие части предметов.

Знакомясь с растениями, ребёнок учится отличать деревья от травянистых растений (У деревьев толстые, прочные стволы, у трав – тонкие и гибкие стебли, они легко гнутся и ломаются). Обратите внимание на разнообразную форму листьев, окраску и запах цветов. Прочтите ребёнку небольшое стихотворение, загадайте простые загадки о тех деревьях и цветах, которые встретились вам на прогулке.

Детская художественная литература о природе воздействует, как на сознание ребёнка, так и на его чувства. В сочетании с природоведческим наблюдением, книга поможет ребёнку внимательней присмотреться к окружающей природе, научит правильно её воспринимать.

Важное место я отвожу на экскурсии вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы.

Показывая тот или иной предмет, я забочусь о том, чтобы он хорошо был виден всем детям. Это достигается правильной расстановкой воспитанников полукругом. При рассматривании объектов учитываю, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств. Сопровождаю наблюдения стихотворениями, загадками. Естественное, ненавязчивое обращение к поэзии углубляет впечатление детей, помогает им почувствовать красоту природы.

По окончании основной части я даю детям возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. При выполнении детьми самостоятельной работы воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать ребятам, как пользоваться, например, совком, как выкапывать растения. Однако помощь не должна сводиться к выполнению работ за детей.

Во время отдыха детей я провожу игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами качество предмета, запоминают названия растений. Можно провести такие игры, как «Узнай по запаху», «Раз, два, три - к одуванчику беги!».

В заключительной части экскурсии еще раз обращаю внимание детей на общую картину природы.

Работа после экскурсии. Сразу же по возвращении с экскурсии собранный материал я размещаю в уголке природы. Собранный материал можно оформить в виде гербариев, наглядных пособий.

Через 2-3 дня после экскурсии провожу занятие с использованием раздаточного материала, организовываю рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, чтение художественной литературы, рассказы детей о том, где были и что видели, обобщающую беседу.

Обобщающая беседа имеет большое значение. Я использую её для обобщения знаний, формирования элементарных понятий. Беседуя с детьми, стараюсь так ставить вопросы, чтобы в их памяти восстановился весь ход экскурсии. Подчеркиваю наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвожу детей в выводам и обобщениям.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты. С детьми младшего дошкольного возраста проводят экскурсии в огород и на клумбы.

Эти экскурсии дают возможность показать детям, как человек воздействует на природу, как выращивает растения, как ухаживает за ними. Кроме того, на экскурсиях дети знакомятся с основными трудовыми операциями.

Своеобразие этих экскурсий состоит в том, " что дети наблюдают труд людей. Основная цель экскурсий - показать, что и для какой цели делают люди, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Экскурсия на сельскохозяйственный объект включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, беседу с взрослым, работающим на данном объекте, участие детей в труде. В заключение экскурсии впечатления детей обобщаются.

Таким образом, экскурсии и последующая работа должны способствовать получению необходимого чувственного опыта ребенком, осознанию детьми чувства единства с природой, чувства ответственности за своими действия, воспитывать бережное отношение к природе и правила поведения, не допускающие нанесения вреда окружающему миру влияющие на состояние природы.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу, и эту любовь старались привить детям.

Средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны -- начиная от предметов естественно--математического цикла в школе и заканчивая «шнурками на ботинках». Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. К важным источникам эстетического опыта детей относится и экскурсия.

Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор младших школьников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей. В процессе целевых наблюдений и экскурсий педагог обращает внимание детей не только на существенные черты того или иного явления, но и на красоту слаженного труда, преобразующего природу, на благородство взаимоотношений между людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге.

Экскурсия -- методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Однако только к этому сущность понятия "экскурсия" сводить было бы неправильно.

Рассмотрим несколько формулировок термина "экскурсия", которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: "Экскурсия - есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию" (М.П. Анциферов, 1923 г.)/ Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия -- это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом)/

Приведем также одно из последних по времени опубликованных определений: "Экскурсия -- особая форма учебной и вне учебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)". Таковы мнения ученых-экскурсионистов.

Рассмотрим толкования термина "экскурсия", данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: "Экскурсия -- прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и др." В Малой советской энциклопедии термин раскрыт следующим образом: "Экскурсия -- коллективное посещение какой--либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью".

Подробное пояснение термину "экскурсия" дает Большая советская энциклопедия "один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения...".

В Толковом словаре русского языка (под руководством Л.Н. Ушакова, 1940 г.) слово "экскурсия" поясняется как "коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью".

В Малой советской энциклопедии сказано, что "экскурсия -- коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью".

В Большой советской энциклопедии дано следующее определение: "Экскурсия -- посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста--экскурсовода". Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.

В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Отсюда -- различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного времени. С годами происходит усложнение задач. Перед экскурсиями ставятся иные цели, меняются формы их проведения. При этом ярче проявляют себя особенности экскурсии, ее отличия от других форм культурно-просветительской работы. И в то же время нельзя пройти мимо попыток отдельных ученых ограничить экскурсию более узкими рамками.

В некоторых словарях, например в Кратком педагогическом словаре и методических пособиях, экскурсия рассматривается как одна из форм наглядного обучения, учебно--воспитательной работы. При этом подчеркивается значение только одной из сторон, а именно то, что экскурсии переносят процесс обучения в обстановку наблюдения предметов (объектов), находящихся в окружающей среде или выставленных в музее.

Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал.

Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность детям получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, ребенок при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.

Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых. Знание основ психологии и педагогики помогает педагогу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности педагога. Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент -- важная часть профессионального мастерства педагога. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями педагога по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с детьми младшего школьного возраста, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея. Важную роль в общении с детьми играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.

Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.

В последнее десятилетие эстетическое воспитание рассматривается как процесс, направленный на формирование у детей способностей к активной творческой деятельности. Сущность определяется как целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся по формированию эмоционально отзывчивой и творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в искусстве, природе, окружающей жизни, поведении людей и стремящийся к посильной эстетико-предметной деятельности.

Сущность эстетического воспитания учащихся заключается в совершенствовании эстетической культуры личности. «Задача современного образования и воспитания, по мнению Е.В. Петушковой, - сформировать подлинных субъектов культуры мира с высоким творческим потенциалом в какой бы сфере деятельности воспитанники ни реализовывали себя».

Младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Эстетическое воспитание младших школьников предполагает формирование начальных эстетических представлений и понятий на основе чувственного освоения образов, а также в результате многократных переживаний в процессе эстетического восприятия объектов и явлений действительности и произведений искусства. На этой основе у детей формируются элементарные эстетические знания, эмоции и чувства; потребности, интересы и склонности; эстетический вкус и способность к творческой деятельности, эстетическому воспитанию.

Значительную роль в формировании экологической грамотности играет посещение экологических экспозиций в учреждениях культуры: музеев природы, краеведческих музеев, национальных парков, заповедников и т. д.

В современных условиях важнейшей потребностью прогрессивного развития общества становится формирование у подрастающего поколения такого отношения к природе, которое выражается не только в её сохранении, но и в активном восстановлении, борьбе с её загрязнением и расхищением.

Глава 2. Формирование экологической грамотности в процессе проведения экскурсий в приподу.

2.1. Состояние проблемы в современной теории и практике

Экскурсия в природу - классическая форма изучения окружающей среды. Главное значение экскурсий в природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Дети убеждаются в единстве и разнообразии природы. При этом у учащихся развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.

Природа - ничем не заменимый источник знаний. Она дает богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдательности, воображения детей. «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были воспитателями? - писал К.Д.Ушинский - зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым сложно соперничать влиянию педагога...» .

Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся формируется интерес и любовь к природе, воспитывает бережное отношение к ней. Кроме того, многие личные качества школьников могут формироваться на экскурсиях, так как именно здесь дети проявляют черты своего характера особенно ярко. На экскурсиях учитель еще раз обогащает внимание на воспитание у детей дисциплинированности, доброжелательности, внимания к слабым, взаимопомощи и аккуратности

В.А. Сухомлинский утверждал: «Детей нужно через красивое подводить к человечному. В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой. Надо, чтобы дети не просто видели, как деревья зимой покрываются белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелы, как наливаются яблоки и краснеют помидоры, - все это они должны пережить как радость, как полноту своей духовной жизни» .

Роль экскурсий в обучении младших школьников трудно переоценить. З.А. Клепинина и Г.Н. Аквилева отмечают, что экскурсии очень важны для развития детей младшего школьного возраста, так как «предметы не изолированы от окружающей среды, а находятся непосредственно в этой среде, поэтому учащиеся могут полнее и глубже изучать связь между организмами и окружающей средой» .

В.П. Вахтеров, раскрывая позиции предметного метода обучения, подчеркивает важность экскурсий и уроков на воздухе, говоря о том, что ограниченность учебного времени, которого едва хватает на походы к месту проведения экскурсий и обратный путь к школе и беглое ознакомление с намеченными объектами, едва ли создает условия для спокойной исследовательской деятельности маленького, пытливого «почемучки» .

Проблемы методики обучения, внедрения новых форм и средств экологического воспитания и образования именно для категории младших школьников стоят особенно остро. При анализе учебных планов можно отметить, что экскурсии занимают незначительное место в системе образования младших школьников, что связано с излишней теоретизацией образования, в т.ч. экологического.

Важное место в начальной школе занимают экскурсии в природу, где учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся со сбором материалов и с сохранением сборов, а также с обработкой экскурсионного материала (на занятиях в классе после экскурсии). Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края. .

Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся. Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом. Экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков.

Экскурсии имеют большое значение и для физического развития учащихся. Пребывание на чистом воздухе, в естественной природной среде, содействует закалке и укреплению здоровья учащихся. Это особенно проявляется в многодневных экскурсиях, но и при организации однодневных экскурсий цели физического развития не должны быть забыты.

Экскурсии – очень важная органическая составная часть нормальной работы школы, они должны быть тесно связаны со всем ходом обучения. Их нельзя рассматривать как случайное, эпизодическое явление, мало связанное со всем ходом преподавания, нечто вроде весенних школьных прогулок. Экскурсии – это те же уроки, но уроки в природе или музее, на выставке, то есть в иной внешней обстановке. Поэтому и отношение школ к экскурсиям должно быть такое же, как к урокам. Они введены в план школы, связаны с программой курса, занимают определенное место в годовом и тематическом планировании учебного предмета в каждом классе. Расписание экскурсий должно быть согласовано таким образом, чтобы экскурсия по одному предмету не срывала других уроков. Планирование экскурсий дает возможность осуществлять их без срыва других занятий.

Экологическое образование в нашей стране включено, как обязательный элемент во все ступени общего образования. Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся. Наибольшие возможности в этой сфере имеет курс «Окружающий мир» Клепининой З.А.

Анализ действующих программ по уровню реализации задач экологического воспитания и образования

В настоящее время в школах наиболее представлены программы по окружающему миру, как программа Клепининой З.А «Окружающий мир», Плешакова А.А. «Зеленый дом», Вахрушева А.А. «Мир и человек», Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир». Рассмотрим некоторые из них.

Система курсов Плешакова А.А. «Зеленый дом»

Важная задача курса – преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. В процессе изучения у учащихся формируются убеждения о необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в родной стране и на всей планете. Учащиеся приобретают определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. В процессе изучения природоведения учащиеся на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения, узнают об экологических проблемах различных природных зон, природоохранной работе. Каждая тема содержит большой природоохранный материал, что позволяет за четыре года дать учащимся элементарные научные экологические знания, сформировать экологическое мышление и определенные нормы поведения. Основная задача курса «ознакомление с окружающим миром» Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления о мире, о месте в нем человека. Таким образом, программу Плешакова А.А. «Зеленый дом» можно назвать систематическим экологизированным курсом окружающий мир для начальной школы.

Рассмотрим программу Клепининой З.А. «Окружающий мир»

Курс«Окружающий мир», строится на базе природоведения, просуществовавшего в школе более 30–35 лет, как безальтернативный, имеет следующие принципы отбора содержания: сезонности, краеведческий, системно-деятельностный подход, экологический. Ведущими принципами отбора и конструирования содержания по-прежнему остаются классический принцип – краеведческий, сезонности, усилено внимание практическим методам обучения. Содержание учебного предмета направлено на создание условий для непосредственного участия младших школьников в природоохранительной работе. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе. Особое внимание уделяется экскурсиям в природу. Таким образом, программа Клепининой З.А. «Окружающий мир» значительно усовершенствована, что в первую очередь отразилось на усилении практической направленности курса и расширении экологической направленности. Основная цель – образовательная, воспитательные вопросы решаются попутно, уделяется внимание охране природы, следует отметить, что в программе нет четкой системы формирования экологических представлений и понятий.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественно или искусственно созданных условиях.

Когда в экскурсии принимает участие весь класс, и материал экскурсии тесно связан с программой по природоведению, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся.

Велико педагогическое значение экскурсий. Следует, прежде всего, отметить ее огромное общеобразовательное значение. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и укрепляет знания учащихся.

Экскурсия - та золотая середина, где методистам и экскурсоводам удается достигнуть устойчивого равновесия между показом зрительных объектов и рассказом о них и событиях, с ними связанных.

В деятельности человека используется много различных методов. По своему значению и сферам применения все методы могут быть разделены на три категории:

  • диалектико-материалистический метод, который является основой любого познавательного процесса независимо от сферы, где проходит исследование;
  • общие методы, которые служат основой для многих наук, - анализ и синтез, индукции и дедукции, обращение и абстрагирование и др. Таким общим методом, например, является формальная логика - метод для отыскания новых результатов, для перехода от неизвестного к известному.
  • частные методы, которые находят применение только в данной науке или отрасли знания, а также при использовании отдельных форм воспитания. Именно к этой категории методов и относится экскурсионный метод.

Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных, не связанных между собой элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, притом не в стационарном состоянии, а в процессе развития.

Требования этого метода состоят в следующем: выявить внутренние естественные связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в наблюдаемых объектах самое важное и существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов.

Экскурсионным методом является такой метод сообщения знаний, в основе которого лежат наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом. Обязательное условие экскурсионного метода состоит в том, чтобы учитель уже в ходе подготовки к проведению экскурсии на данную тему сам увидел, как это было, ясно до мелочей представлял картинку события, о котором идет речь. .

Учителю необходимо иметь в виду основные положения, которые необходимо учитывать в работе:

а) в основе любой экскурсии лежи экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ являются основными элементами экскурсии;

в) движение - один из основных признаков экскурсии;

г) методика проведения экскурсии представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа об этих объектах, приемов которые обеспечивают наибольшую эффективность донесения знаний до аудитории.

Одно из требований экскурсионной методики состоит в том, чтобы любой методический прием на экскурсии применялся свободно и естественно.

Младший школьник – это ребёнок «почемучка». Любознательность младшего школьника по сравнению с дошкольником усиливается по целому ряду причин. Ребёнок младшего школьного возраста – это ученик. Он учится и осознает себя не столько объектом обучения, сколько самостоятельным субъектом познания. Значимость этого возрастного этапа возрастает в связи с появлением стремления самим докопаться до сути явлений. Именно поэтому младший школьный возраст и называют «почемучка». Высокая познавательная деятельность, любознательность, активность, заинтересованность ребёнка в ознакомлении с природой – это бесценный дар, которым можно и нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения природоведческого кругозора экологической культуры.