Чья фраза все мы родом из детства. «Все мы родом из детства»

Елена КОРНЕЕВА,
г. Елец

Урок внеклассного чтения по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в 8-м классе

Все мы родом из детства

Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство.
А. де Сент-Экзюпери

...Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
А. де Сент-Экзюпери

Словарь: философия, сказка, символ, конфликт (запись на доске).

Ход урока

I. Слово учителя.

Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны… Так считал один из самых удивительных людей - мечтатель, лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, которого друзья попросту называли Сент-Экс.

Антуан Мари Роже де Сент-Экзюпери был третьим ребёнком в семье графа Жана де Сент-Экзюпери и Мари де Фонсколомб. Мать его была талантливой художницей, происходила она из старинной провансальской семьи. Род отца был ещё древнее, фамилию Сент-Экзюпери носил один из рыцарей святого Грааля. В 1900 году родился Антуан, в то время его отец служил страховым агентом в Лионе. Спустя четыре года он умер, а мать будущего писателя осталась без средств к существованию с пятью детьми на руках.

Детство Антуана было, несмотря на раннюю смерть отца, счастливейшей порой. Самой первой и сильной привязанностью в его жизни стала мать. Она глубоко затаила своё горе, детей окружила нежнейшей любовью. Антуан рос подвижным, предприимчивым ребёнком, часто нарушал запреты взрослых (например, разгуливал по крыше). Мать часто рассказывала детям сказки, окружала их атмосферой волшебства. Антуана в семье звали Король-Солнце из-за белокурых волос, а товарищи - Звездочёт и "Достань-ка луну" из-за вздёрнутого к небу носа.

В двенадцать лет ему довелось полетать на самолёте, однако "воздушное крещение" не произвело впечатления. В юности его влекла архитектура, но в 1921 году, призванный в армию, он окончательно выбрал свою дорогу - небо. Экзюпери был пилотом, начальником французского аэродрома в испанском Марокко, потом - в Южной Америке. В 20–30-е годы он на ещё несовершенных машинах овладевал техникой ночного полёта, учился водить гидросамолет, прокладывать новые трассы. Экзюпери летал над Кордильерами, над Сахарой; бывало, разбивался со своей машиной, часто, рискуя жизнью, летел спасать товарища. Он чувствовал себя в ответе за людей и за свою землю.

Первые его произведения - повести «Южный почтовый» и «Ночной полёт» - о жизни и труде лётчиков. Любовью к людям наполнена его лучшая повесть - «Планета людей» (1939). Когда началась Вторая мировая война, он был признан негодным для службы в авиации, но всё равно продолжал воевать. После того как Францию захватили гитлеровские войска, Экзюпери оказался в эмиграции в Америке. Пилот опять добивается права сражаться за мир на Земле. Уже немолодой, израненный (Экзюпери не мог сам натянуть комбинезон и забраться в кабину), он ещё мог летать и вести разведку. 31 июля 1944 года он поднялся в воздух, но на базу его самолёт не вернулся… Он жил недолго и написал не очень много, но Экзюпери успел сказать людям самое главное…

Учитель читает стихотворение Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…».

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
и нет планет, похожих на неё.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый дивный миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит всё равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная всё, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать…

II. Беседа с учащимися.

1. Подумайте, какая связь между сказкой А. де Сент-Экзюпери и этим стихотворением современного поэта Евгения Евтушенко.

В стихотворении говорится о том, что каждый человек подобен планете, у него есть свой мир. Уход любого человека - это всегда боль и печаль, даже если это был обычный, ничем не примечательный человек. Главный герой сказки Экзюпери - ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, и он не остаётся равнодушным ни к одному новому факту, он стремится узнать как можно больше о мире, людях, жизни, природе.

2. Что показалось вам необычным в этой книге?

3. Вспомните, что такое сказка? Почему автор обратился к этому жанру?

Сказка даёт возможность сделать обобщение, поучение, а ещё она связана с миром детства, который так ценил Антуан де Сент-Экзюпери.

4. Прочитайте посвящение. Какова его роль?

В посвящении другу Леону Верту, когда он был маленьким, звучит мысль о разнице между взрослыми и детьми. (Леон Верт - художник, критик, журналист и писатель.)

5. Дайте характеристику рассказчику. Отчего он испытывает неудовольствие?

Это человек, который сохранил в себе чистую душу ребёнка, он не утратил детской непосредственности, среди взрослых он скучает: "Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше".

6. Найдите завязку.

"Так я жил в одиночестве, и не с кем мне было поговорить по душам", - делится с нами рассказчик, а потом происходит его встреча с Маленьким принцем в пустыне, где лётчик потерпел аварию. Рассказчик, как и сам автор, тоже лётчик, вероятно, что Экзюпери наделил его своими собственными взглядами.

7. Почему смогли подружиться лётчик и Маленький принц?

Они видят мир одинаково, по-детски: для них важно, какой голос у друга, любит ли он ловить бабочек, и их совершенно не интересует, сколько ему лет, сколько зарабатывает его отец.

8. Дайте характеристику Маленькому принцу. Каково его основное правило?

Маленький принц - это ребёнок, который всё видит не так, как взрослые: он очень любознательный, общительный, вежливый, ответственный, он способен посочувствовать, но ему становится скучно с людьми серыми, занятыми рутиной, как, например, деловой человек. У него есть правило: "Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету".

Показателен диалог Маленького принца и пилота:

"- Ты говоришь, как взрослые! - сказал он.

Мне стало совестно. А он беспощадно прибавил:

Всё ты путаешь… ничего не понимаешь!"

9. Какой человек возмущает Маленького принца, и он называет его грибом?

Один человек вызывает возмущение героя: "Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал".

10. В своей сказке писатель ставит важную проблему ценностей. Что ценно для Маленького принца? Для обитателей астероидов? Для рассказчика?

Для Маленького принца ценностью является его планета, его роза, восход солнца, дружба. Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и так далее. Рассказчик, пообщавшись с Маленьким принцем, начинает по-особому смотреть на мир: "Мне смешны были злополучные болт и молоток, жажда и смерть. На звезде, на планете - на моей планете по имени Земля - плакал Маленький принц, и надо было его утешить".

11. Чему учит история отношений Маленького принца и розы?

Эта история учит внимательному отношению к тем, кто находится рядом, она учит заботе, пониманию. "Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь", - говорит герой.

12. Кого встречает во время своего путешествия герой? Для чего нужны обитатели астероидов?

Путешествуя и перелетая с астероида на астероид, мальчик встречает разных людей, занятых одним делом: короля, честолюбца, пьяницу, делового человека, фонарщика, географа. Это взрослые, многие из них совсем забыли об истинных ценностях, они не могут восторгаться красотой (пьяница, деловой человек, честолюбец). Каждый из них является носителем какой-то одной идеи: король - идеи власти; фонарщик - идеи верности данному слову; географ - идеи накопления знаний и так далее. Но все они очень ограничены, так как живут лишь одной идеей, не замечая прелести мира.

13. Как оценивает их Маленький принц?

"Взрослые очень, очень странный народ… взрослые… поразительный народ". Многие из встреченных людей не вызывают у героя симпатии.

Слово учителя. В письме к матери Экзюпери писал: "Мир воспоминаний, детства, нашего языка и наших игр… всегда будет мне казаться безнадёжно более истинным, чем любой другой". «Маленький принц» - сказка символическая: юный герой - это сам Антуан де Сент-Экзюпери. Во время аварии самолёта в пустыне пилот встретился с самим собой, со своим детством. Писатель был убеждён, что дети мудры: основной урок жизни заключается в простых словах, вложенных в уста Маленького принца:

"- Люди у тебя на Земле, - сказал Маленький принц, - выращивают пять тысяч роз в одном саду... и не находят того, чего ищут...

Да, не находят... - подтвердил я.

А между тем то, чего они ищут, можно бы найти в одной-единственной розе или в глотке... Но глаза слепы. Надо искать сердцем".

Сказка «Маленький принц» - это своего рода завещание идеалов, кодекс чистой морали. Современник писателя Пьер Декс так высказался о ней: "Нужно суметь прочесть в простых словах этой сказки много настоящей боли, самую душераздирающую драму, когда-либо выпавшую на долю человека. Требования, предъявляемые Сент-Экзюпери к людям, слишком велики, чересчур возвышенны для общества, в котором он жил". И это так. Экзюпери оставался в душе ребёнком, остро ощущающим разлад среди людей.

14. В чём заключается конфликт в сказке?

Экзюпери изображает столкновение двух миров: мира взрослых и мира детства; между ними нет взаимопонимания, взрослые забыли вечные истины, они слишком увлечены подсчётами, заражены честолюбием, они иные. "Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут… Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую..." - говорит малыш лётчику. А в разговоре со стрелочником звучит мысль о разнице мировосприятия детей и взрослых.

"- Ничего они не хотят, - сказал стрелочник. - Они спят в вагонах или просто сидят и зевают. Одни только дети прижимаются носами к окнам.

Одни только дети знают, чего ищут, - промолвил Маленький принц. - Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если её у них отнимут, дети плачут…" (гл. XXII).

Лис тоже говорит о взрослых: "У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазине. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и поэтому люди больше не имеют друзей".

15. Тема ответственности в сказке. За что должен быть в ответе человек?

Каждый должен отвечать за свою планету - вспомним правило Маленького принца: он считал необходимым выпалывать каждый день баобабы: "Непременно надо каждый день выпалывать баобабы..." Лётчик говорит: "А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься".

Учитель. Экзюпери создавал свою сказку в то время, когда его родная Франция была оккупирована фашистами. Существует мнение, что баобабы - это символ фашистской угрозы, которая не была уничтожена в зародыше, как вредное сорное растение, и привела к гибели многих людей. Писатель с помощью символического образа призывал всех людей планеты к ответственности за всё происходящее на Земле.

16. Для чего нужен Лис?

Он говорит мудрые слова, заставляет и героя, и нас задуматься над проблемой дружбы и ответственности. (Зачитать в классе отрывок - разговор с Лисом, гл. XXI.)

17. Какие мудрые выражения есть в сказке? (Дети получили предварительное домашнее задание: выписать их в тетрадь.)

Себя судить куда труднее, чем других.
Одни только дети знают, что ищут.
Там хорошо, где нас нет.
Зорко одно лишь сердце.
Самое главное - то, чего не увидишь глазами…
Вода бывает нужна и сердцу…
У каждого человека свои звёзды.
Единственная настоящая роскошь на Земле - роскошь человеческого общения.
Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
Власть прежде всего должна быть разумной.

III. Подведение итогов.

Слово учителя. Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Философия - это наука об общих законах развития человека и мира, часто слово "философия" используют как синоним к слову "мудрость". В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях, об отношениях людей. Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое: Маленький принц - это не только образ конкретного героя, но и символ ребёнка вообще; роза - это не просто цветок, это символ любимого, но капризного существа; Лис - это символ природы, друга; астероид малыша - это символ планеты, а ещё - это далёкий для многих взрослых мир детства...

18. Попробуйте сформулировать идею сказки.

Мир детства хрупок и чист, дети - это непосредственные существа, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети - это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства...

Сказку Экзюпери можно понимать буквально: это было фантастическое приключение лётчика в пустыне - встреча с обитателем далёкой планеты Маленьким принцем. А можно воспринимать эту историю как встречу пилота с самим собой, с собственным детством. И если вы сохраните в своей душе детскую непосредственность и чистоту, кто знает, быть может, и вы когда-нибудь встретите Маленького принца...

Фонограмма песни М.Таривердиева и Н.Добронравова «Маленький принц».

Домашнее задание. Напишите письмо Маленькому принцу.

Детские переживания преследуют нас всю жизнь. Как отпечатки следов на свежем бетоне: однажды сделанные, они остаются навсегда.

Детские обиды, травмы, чувство вины часто связаны с родителями. Которых, как известно, не выбирают. Что под большим сомнением! С человеком вряд ли произойдет хоть что-то без его желания, выбора. А родители, волей-неволей, запечатаны в наших воспоминаниях из детства.

Мы взрослеем, вроде любим их, заботимся. Но при этом часто испытываем к ним раздражение без причины, непонимание, злимся, что родители все делают не так, ворчим, грубим, цепляемся к ним по пустякам, обижаемся и ссоримся. Разве это можно назвать «взрослое поведение»? Скорее, очередная детская истерика, хотя тебе уже под сорок. А после ссоры с родителями изводим себя вопросом «зачем я накричала(а)?», извиняемся перед ними… чтобы в следующий раз сделать то же самое. А все потому, что все мы родом из детства

Разве хочется, чтобы при виде родителей каждый раз тебя трясло? Ведь с этим невозможно жить! Требуется уйма усилий, чтобы сдержать неприятные эмоции. По сути, они ни в чем не виноваты перед тобой. Делать родителей источником своих бед – удел слабых. «Вы мне всю жизнь сломали!» «Из-зав вас я не встретил(а) нормального человека!» «Вы виноваты, что у меня ничего не клеится!» Истерический бред. Сам(а) выбрал(а) – сам(а) и расхлебывай. Каждый встречный человек – это урок. А родители – это твой госэкзамен! Поэтому, будь добр(а) – соображай, чему они могут тебя научить? Думать, конечно, лучше в спокойном состоянии. Поэтому вот несколько способов

Как справиться с негативными детскими переживаниями:

Не борись с плохими эмоциями, а признайся себе в них, и прими как есть. Выпиши «я злюсь на родителей», «они меня бесят», «я ненавижу их» и остальные фразы, все, которые придут тебе на ум.

  1. Для исцеления от неприятных эмоций есть эффективный и быстрый метод психологии – ТЭО (). 15-20 минут работы, и негатива станет намного меньше.
  2. Напиши письмо. Отцу или матери, или обоим сразу. Вырази в нем всё, что давно хотел(а) сказать им, вылей на бумагу свои обиду и обвинения. Не сдерживай себя, пиши подряд. Затем перечитай это письмо, и сожги.
  3. Перечисли все последствия в твоей настоящей жизни от неприятностей из детства, связанных с родителями.
  4. Подумай, какую выгоду ты получаешь от негативного общения с родителями? Именно выгоду, пользу. Представь, что ваши отношения наладились – чего тебе будет не хватать?
  5. На кого ты больше похож(а) – на маму или на папу? Найди все сходства, внешние и внутренние. После этого проведи метод психологии: «Будь собой» — «Будь своей мамой» или «Будь своим отцом». Выполняй команды поочередно, до облегчения, закончи «будь собой». Процесс помогает отлипнуть от родителей, посмотреть на них непредвзято, со стороны, как на обычных людей.
  6. Теперь прости их. «Я прощаю отца (мать) за то, что он(а) … (перечисли его/ее проступки по отношению к тебе)». В конце скажи вслух фразу «Я прощаю себя за то, что с обидой на родителей (назови негативные эмоции, которые к ним испытываешь) жил(а) так долго».
  7. Поблагодари их за то, что они для тебя сделали, чем помогли и чему научили.

Прислушайся к себе – тебе стало легче? Наверняка. Если возникнет желание обнять родителей, сказать им доброе слово, сделай, не откладывая.

Найди момент, когда ты был(а) счастлив с ними – прочувствуй его хорошенько, перенеси это ощущение в настоящее время и запомни его. Перечисленные способы имеют отношения не только к детям. Это действенная психология для родителей тоже: прояснить для себя, наконец-то, почему им «бог послал» именно такое чадо. Вопросы семьи – одни из главных в жизни. Не стоит их недооценивать. Начинайте разбирать, самостоятельно, либо доступна

« Все мы родом из детства!

Ведь все взрослые сначала были детьми,

только мало кто из них об этом помнит»

А. де Сент-Экзюпери.

«Все мы родом из детства..» - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Впечатления детства откладываются в нашем подсознании на всю жизнь. Иногда, некоторые детские переживания проносится с нами в течение колоссального промежутка времени и определяют наши поступки и наши отношения с людьми уже во взрослой жизни. Конфликты детского возраста определяют конфликты взрослой жизни. Тревоги во взрослой жизни, депрессивное настроение и аффекты являются следствием, эхом переживаний в детстве.

Я - педагог – психолог. В своей практической работе я сталкиваюсь с проявлением агрессивности, тревожности, неуверенности у детей. Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации. Стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и, как следствие, отсутствие их внимания к своим детям. Поэтому у детей возникает трудность в усвоении норм современного мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили и которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи.

Дети всегда с нетерпением ждут, когда за ними придут родители, радостно бегут им навстречу.

Выходя из детского сада, я обращаю внимание на родителей с детьми. Чаще дети бегут за родителями, что-то объясняя, доказывая, плача, а мама или папа идут, не обращая на ребенка внимание или на ходу, с раздражением реагируя на его просьбы или желания.

Я часто беседую с детьми, чем они занимаются дома, с кем общаются, что и кого любят. И, увы, ответы, как правило, одни: смотрю мультфильмы, играю в компьютер. В фильме «Влияние иностранных мультфильмов на сознание ребенка» четко показаны грубость, резкость, раздражительность, искаженные образы непонятно какого пола… Все мелькает, кружится, взрывается… Что может уяснить для себя ребенок? Чему научится? Где ласковое слово мамы, заботливый жест папы?

  • -целуйте ребенка;

  • -обнимайте своего ребенка 50 раз в сутки;

  • -целуйте ребенка;

  • -поглаживайте по голове, приговаривая «Какой (ая) ты у меня умница, молодец…!»

  • -шепчите на ушко ласковые слова «мое солнышко», «мой (я) любимый (ая)», «счастье мое», «мое сокровище»…;

  • -общайтесь с ребенком «глаза в глаза»;

  • -живите интересами ребенка.

Любите детей, не скупитесь. В старости вам вернется это сторицей.

Систематизация и связи

Фразу эту не знает разве что только лесной отшельник, не повторяет ее только застенчивый или ленивый. А уж любитель красного словца или риторических фигур дедуктивного красноречия охотно произнесет ее на публике, справедливо рассчитывая, минимум, на внимание, а, максимум - на симпатию и почет…

Между тем, сосредоточившись на ее значении, как правило, мало кто отдает себе отчет в том, а каков же у нее смысл? Так каков же он?

Буквально-то речь о том, что «мы» и «детство» – это вещи, так сказать, совсем-совсем однородные. Взрослые и дети, оказывается, суть одна и та же категория. Просто-напросто одна РОДНЯ.

Подумаешь! Что за тривиальность! – наверняка скажет кто-нибудь. Тоже мне, Америку открыли.

…Такой «разоблачитель тривиальностей», однако, живет по правилу: то, что мне знакомо, то мной и понято! При этом отчаянно и злонамеренно путая «понятия» и «слова». Однако, как учил величайший разоблачитель пресловутой «житейской мудрости» Г.Гегель (1770-1831), «не все известное и знакомое является понятым». Ибо нельзя путать понятия и «представления»! Особенно людям, получающим образование…

Между тем, если такие вещи как «мы» и «дети» принадлежат логически одному роду, то вот «слова» и «понятия» - это совершенно разные роды вещей.

К слову сказать, сегодня миллионы дедушек и бабушек, мерзнущих, заброшенных и голодающих в различных точках России, подняв глаза в поисках своих неизвестных мучителей, вдруг (неожиданно!) обнаружат среди них своих вчерашних… «сыночков», «внучиков» и «унучек», которых совсем-совсем недавно они кормили из собственных рук, гладили по детской головке и утирали им слезы и носы. Видя, что у детишек-то все хорошо, детишки сделали карьеру, «неперспективные» старики впадают в дополнительное оцепенение, не находя ответа на вопрос: если это вчерашние и благополучные наши дети, то кто же сегодняшние наши мучители?! И от невероятной Правды единственно возможного ответа им становится еще горше, еще холодней…

Итак, перед лицом теории познания, наша одно-родность с Детством означает, что все те, кто именуются словами «взрослые» или «мы», видят себя в детстве как… в зеркале. Причем отражение свое в нем мы обнаруживаем как отражение истинное, беспристрастное, правдивое, а не какое-либо еще. Даже и тогда, когда оно обрушивается на нас со всей своей беспощадно разоблачающей беспристрастностью.

Настоящая научная педагогика вскрыла это обстоятельство довольно давно. И вот почему сегодня она решительно утверждает: ВЗРОСЛЫЕ – это ДУРНЫЕ ДЕТИ!

Кстати, человек, читающий Евангелие, обнаружит там знаменитые слова его главного персонажа: «Будьте как дети, ибо их есть Царствие Небесное». То есть, если ты кичишься своей «взрослостью» перед детством, то небесного царства Истины не видать тебе, как своих ушей…

С полнейшим пониманием всего этого академическая, научная, педагогическая и родительская общественность страны ответственно и продуктивно поработала в составе секции «Софиология детства» на II Российском философском конгрессе “XXI век: будущее России в философском измерении», который состоялся в июне 1999 г. в Екатеринбурге. Ее непосредственный результат – РЕЗОЛЮЦИЯ философского конгресса (см.: «НАУКА УРАЛА», декабрь 1999,№ 23), посредством которой все наше общество, а особенно Средний Урал и его высшая школа, получили академическое задание, которое можно так и назвать: Софиология ДЕТСТВА.

…На ум приходит одна из, пожалуй, самых глубокомысленных басен Эзопа под названием «Прометей и люди»:

«Прометей по повелению Зевса вылепил из глины людей и животных. Но увидел Зевс, что неразумных животных получилось гораздо больше, и велел ему часть животных уничтожить и перелепить в людей. Тот повиновался; но получилось так, что люди, переделанные из животных, получили облик человеческий, но душу под ним сохранили зверообразную».

С тех пор, как басня была рассказана, человечество много веков подряд переоткрывало эту истину вновь и вновь. И собственными боками, и горестной участью, а порой, и своей головой. Пересказ же басни Эзопа мыслящею головою, предстает перед нами в виде 25 веков истории мировой философии, где раз за разом ее Гении и Герои – Сократ, Платон и В.Соловьев; Достоевский, И.Кант и В.Кожинов; Шеллинг, П.Чаадаев и Г.В.Плеханов; Аристотель и Ф.Энгельс; Спиноза, Фихте и Э.Ильенков; Ленин, Гегель и Гераклит; А.Потемкин и И.Дицген; М.Горький и Диоген-собака; И.Ильин, Плотин и Алексей Лосев – все они раз за разом неустанно предупреждали людей: не путайте «вид» и сущность. Ибо за обликом Человека порой скрывается… социальное животное. Очень даже легко его можно и проглядеть!

Эта вездесущая и зловредная «животина» каждому из нас хорошо известна в виде так называемого «бюрократа». Проницательной педагогике она известна под видом «взрослых». Мыслящая общественность знает ее в качестве «карьериста». А подлинной науке и настоящему Образованию они известны под названием «тупого доцента» и «ученого дурака».

О первом из них сказал русский поэт XVIII века:

Наукой ум на то печемся мы питать

Из глупого скота, чтоб человеком стать.

А ты на то провел в ней лучшие дни века,

Чтоб сделаться тебе скотом из человека.

А о втором – Гете:

…Коль недочет в понятиях случится,

Их можно словом заменить…

Плохо ли это, хорошо ли, но жизнь устроена так, что за лень нашу в обнаружении «божественных недоделок», нас ждет наказание. А именно: если ты не отличаешь человека от социального животного, то сколько уважения, послушания и любви ты отдал, например, бюрократу, столько же ты отнял у друзей и родных, у детей и святых, у мудреца и ученого, наконец, у самого себя…

Что же жалуешься, когда эта кичливая орда, это «социальное стадо» разом бросается на тебя, превращая жизнь твою в кошмар? Ведь твой жребий ты выбрал сам: быть палачом и мучителем самого себя.

Такую жизненную ошибку мировая философия давным-давно определила как софистику. А Резолюция философского конгресса определила ее для нашего времени как «социологизм».

«Пора избавиться от пут социологизма и избавить от псевдообществознания новые молодые поколения России.

И девиз живой академической мысли таков: ОТ ЗАСИЛЬЯ СОЦИОЛОГИИ – К ТОРЖЕСТВУ СОФИОЛОГИИ!»- сказано в ней.

Кстати сказать, живой отклик на эту Резолюцию уральцы получили… в Кавказских минеральных водах в 2001 году. Так в программе философско-педагогических Чтений (общество «ЗНАНИЕ» г. Ессентуки) буквально сказано следующее: РЕАБИЛИТИРОВАТЬ ДРЕВНИЙ ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ – значит ПРЕКРАТИТЬ РЕПРЕССИЮ ПРОТИВ ДЕТСТВА! И сказано-то не случайно. Проще говоря, чтобы сформировать гармонию в душе ребенка, педагог, родитель и вообще взрослый, прежде всего, обязаны навести должный порядок в собственной голове. Иначе вольный или невольный хаос взрослой души зловещей тенью упадет на маленького человечка. Выдавая эту «тень» за «проблемы детства», требуя к себе незаслуженного уважения, внимания, «помощи» и… бюджетных средств.

…София по-гречески, значит мудрость. Если разобраться коротко и по существу, то однокоренные с ним термины «фило-софия» означает, как известно, любовь к мудрости. А слово «софистика» – зло-употребление ею. Если любовь эта избежит злоупотреблений и сумеет стать взаимной, то она и рождает «софио-логию».

Так что, софиология – это состоявшаяся (т.е. качественная, избежавшая любой софистики!) философия, проще говоря.

Скажем еще иначе: любовь человека к софии – дает философию. Любовь к мудрости человека зрелого – дает софиологию. А любовь к ней не-зрелого человека порождает софистику…

Так, в постоянных колебаниях между тем и другим, философия и живет, раз за разом отстаивая себя.

Резолюция конгресса открыла нам следующее: если в истории мировой философии (т.е. живой академической традиции) философия выбор свой сделала верно, то вот на так называемой «кафедре» дело, увы, обстоит как раз наоборот…

Социологизм (и его всевозможные вариации) как современная форма софистики, разоблачаемый в свете греческого языка, совершенно невидны, незаметны, необнаружимы и неразоблачаемы в зеркале общераспространенного «птичьего языка» современных социальных животных: бюрократов, карьеристов и «дурных детей»…

Все они, слившись в экстазе взаимного «щебетания», соучаствуют в организации репрессий против детства современной России. Против Истины и ее живого академического самовыражения, иначе говоря. В этих целях ими мобилизована и специфическая форма педагогики: без-детной, без-людной, без-полой… С «ученым видом знатока» она совершает целый ряд софиститческих фальсификаций, делая это на глазах у нас у всех.

А именно: образование подменяет… «социализацией»; обучение… «просвещением»; воспитание… «адаптацией».

Общественное бытие подменяется… «окружающей средой»; смысл – «значением»; знание – «информацией»; Логика – «логистикой»; психология – «психо-гогией»; социология – «социо-доксией»; место человека в Жизни подменяет… «материальным положением», а софио-генез личности подменяет… социо-, сомато- и психо-генезом.

Коронный номер этой «софистики-социологизма» является тотальная подмена зрелости – «взрослостью», в благотворности которой она триумфально убедила буквально всех.

Дело в том, что Истина – это то, отрицание чего ее же и утверждает. Или иначе: обманщик – это тот, кто неизбежно должен быть обманут. Причем обмануть-то он должен себя… сам!

…Каждый знает, что ребенок жаждет стать взрослым. На сем стоит всякая состоявшаяся педагогика, каждый успешный родитель и успешный педагог. На самом деле ребенок имеет в виду одно, а говорит другое: хочу стать зрелым, но говорю – «взрослым». Что же, ему позволительно и это – не беда.

Однако, социальные животные тут как тут. Не состоявшись как л ю д и, они ищут паспортизации своей «человечности»… у детей: да, да! – кудахчут они. Стремитесь к взрослости, станьте «социальными», шарахайтесь от зрелости, будьте как мы! Ведь взрослость – это хорошо!

А детство… Плохо?!

Так в строй врагов детства становится и сам ребенок. И заговор против детства (т.е. человеческой сущности в ее Истине!) становится тотальным. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, кстати говоря.

Вот одно из них.

… В 1995-96 годах в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга до 30-40% младших школьников собирались в «особые» классы с диагнозом «ЗПР». Задержка психического развития – это диагноз, который педагоги-взрослые ставят детям-школьникам. Тем самым выводя их за пределы нормальной (обычной) школы, за границу нормальных, «обычных» (т.е. успешных по жизни) детей.

Так считается…

Однако, на самом-то деле все обстоит как раз наоборот!

На самом деле картина такова. Ребенка зовут в школу. Вы позвали меня для образования? - спрашивает он, вступив в 1-й класс. Да, да!- дружно отвечают ему. Так, что трудно и усомниться. Однако, очень скоро младший школьник обнаруживает, что позвали его, якобы, для образования, а на деле предлагают… социализацию. Словом, подмена! Проще говоря, обман…

И дети России этот обман взрослых дерзнули отвергнуть решительно, массово и всерьез.

Раз не хотите заменить социализацию на образование по-хорошему, то заставим вас сделать это по-плохому! – говорят они.

Однако, «по-плохому» дети вынуждены отстоять правду, истину и справедливость, увы, лишь за счет самих же себя. Другой возможности, знаем мы, им не дано.

Резолюция философского конгресса ясно дает нам понять: такое массовое поведение нынешних российских детей есть вовсе не то, чем его именуют. В самом точном научном смысле этого слова – оно есть ни что иное, как ДЕТСКАЯ СОФИОЛОГИЧЕСКА Я РЕВОЛЮЦИЯ. То есть, та беззаветная борьба за Истину, которую самоотверженно (и пока безнадежно) дети ведут за нас, без нас и вместо нас.

За то, что школа изгнала детство из пределов образования, дети в ответ оставляют школу (эту институцию мира взрослых) за границами детства. Миллионы детей (по разным данным от 2 до 5 млн. чел.) оказались беспризорными, проще говоря.

Официальный диагноз «ЗПР» – это месть, к которой в бессильной ярости прибегает разнообразный и сплоченный мир современных «социальных животных», маскирующих себя под вывеской «взрослый мир». Аморальную «легальность» которого, дети России беспощадно обнажили ценой собственной беззащитной души и беспощадной судьбы.

… Не надо, однако, думать, что перед судом софиологической революции современного детства не оказалась будто бы высшая школа. Высшая школа – это разновидность школы как таковой. Взятая со стороны софиогенеза человеческой личности (т.е. софиологии образования, а не института «взрослости»!) она подчинена закону: образование должно быть не высшим, а… полным. И, как авторитетно свидетельствует Резолюция конгресса, ее священный долг перед «системой духовного производства Истины и Человека» ее главнейшая обязанность - «логическая реставрация» народного образования и академической жизни Урала – так до сих пор абсолютно и не решена.

Валерий МОЛЧАНОВ, ученый секретарь УО Философского общества СССР, АН СССР.

Тезисы доклада на научной конференции «Россия в III-м тысячелетии: прогнозы культурного развития. Проблемы творчества»

© Политучеба. Екатеринбург, 2007.

При полном или частичном использовании

Все мы родом из детства…

Эти слова, принадлежащие знаменитому французскому летчику, писателю, философу Антуану Экзюпери, давно стали крылатым выражением. В них заключена глубокая правда, ведь все, что все, что мы берем с собой во взрослую жизнь, было обретено нами в детские годы.
Детство – не только самый уютный уголок души, где живут светлые воспоминания, это еще и прочный фундамент, на котором строится вся дальнейшая жизнь и судьба человека. С высоты прожитых лет и жизненных испытаний детские годы многим из нас кажутся маленьким раем, когда исполнялись все мечты и желания.
Но зачастую мы забываем о том, что взросление – это тоже работа. Это становление характера, это опыт, «сын ошибок трудных». Как легко мы забываются синяки и шишки, набитые на коленках! Но душевные обиды и психологические травмы, полученные в детстве, остаются с нами на всю жизнь.
Именно поэтому очень важно, чтобы в момент взросления рядом с маленьким человеком были добрые, мудрые и любящие взрослые.
Воспитать человека! Всего два слова, но за ними целенаправленный, повседневный, порой невидимый труд – труд родителей, наставников, педагогов.
Мне выпало настоящее счастье – быть рядом со своими воспитанниками в самый интересный период их жизни, период дошкольного детства. В этом возрасте дети открыты и непосредственны, они каждый день готовы к познанию нового.
За период с 3-х до 5-ти лет ребенок совершает огромный скачок в своем развитии. Как говорил Корней Чуковский в знаменитой книге «От 2-х до 5-ти», «ребенок – это великий труженик». Освоение родного языка, становление социального поведения, выработка основных навыков самообслуживания, развитие моторики… Ребенок этого возраста получает основной багаж знаний, накопленный человечеством за тысячелетнюю историю!
В этот период важно помнить, что природа создала каждого человека уникальным, и каждый ребёнок от рождения имеет свои достоинства и недостатки. Как не бывает как полностью положительных и идеальных детей, так не бывает и детей, состоящих из одних недостатков. Я убеждена, что в каждом ребёнке можно что-то развить, а что-то сгладить, сделать менее заметным.
Главное – любить малыша, быть внимательным и чутким к нему. Важно чаще улыбаться ребёнку, обнимать его, активно слушать и слышать, помогать, если он просит о помощи, и давать возможность проявить самостоятельность.
Это самое ценное, что мы можем дать нашим детям. Конечно, от всех бед не убережешь, но как хочется, чтобы такие понятия, как любовь, защищенность и уверенность в своих силах пришли в их жизнь из сказочной страны под названием «Детство»!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Все мы родом из детства…

Эти слова, принадлежащие знаменитому французскому летчику, писателю, философу Антуану Экзюпери, давно стали крылатым выражением. В них заключена глубокая правда, ведь все, что все, что мы берем с собой во взрослую жизнь, было обретено нами в детские годы.
Детство – не только самый уютный уголок души, где живут светлые воспоминания, это еще и прочный фундамент, на котором строится вся дальнейшая жизнь и судьба человека. С высоты прожитых лет и жизненных испытаний детские годы многим из нас кажутся маленьким раем, когда исполнялись все мечты и желания.
Но зачастую мы забываем о том, что взросление – это тоже работа. Это становление характера, это опыт, «сын ошибок трудных». Как легко мы забываются синяки и шишки, набитые на коленках! Но душевные обиды и психологические травмы, полученные в детстве, остаются с нами на всю жизнь.
Именно поэтому очень важно, чтобы в момент взросления рядом с маленьким человеком были добрые, мудрые и любящие взрослые.
Воспитать человека! Всего два слова, но за ними целенаправленный, повседневный, порой невидимый труд – труд родителей, наставников, педагогов.
Мне выпало настоящее счастье – быть рядом со своими воспитанниками в самый интересный период их жизни, период дошкольного детства. В этом возрасте дети открыты и непосредственны, они каждый день готовы к познанию нового.
За период с 3-х до 5-ти лет ребенок совершает огромный скачок в своем развитии. Как говорил Корней Чуковский в знаменитой книге «От 2-х до 5-ти», «ребенок – это великий труженик». Освоение родного языка, становление социального поведения, выработка основных навыков самообслуживания, развитие моторики… Ребенок этого возраста получает основной багаж знаний, накопленный человечеством за тысячелетнюю историю!
В этот период важно помнить, что природа создала каждого человека уникальным, и каждый ребёнок от рождения имеет свои достоинства и недостатки. Как не бывает как полностью положительных и идеальных детей, так не бывает и детей, состоящих из одних недостатков. Я убеждена, что в каждом ребёнке можно что-то развить, а что-то сгладить, сделать менее заметным.
Главное – любить малыша, быть внимательным и чутким к нему. Важно чаще улыбаться ребёнку, обнимать его, активно слушать и слышать, помогать, если он просит о помощи, и давать возможность проявить самостоятельность.
Это самое ценное, что мы можем дать нашим детям. Конечно, от всех бед не убережешь, но как хочется, чтобы такие понятия, как любовь, защищенность и уверенность в своих силах пришли в их жизнь из сказочной страны под названием «Детство»!