Барьеры в общении и их преодоление, эстетический барьер. Психологический барьер Барьер характера

Понятие, виды коммуникационных барьеров

Так, Л.Л.Попова считает, что коммуникативные барьеры (барьеры общения) – это психологическое препятствие различного происхождения, которое устанавливается на пути нежелательной, утомительной или опасной информации.

Похожее определение дает В.Г.Крысько, который под коммуникативным барьером понимает психологические препятствия, возникающие на пути адекватной передачи информации между партерами по общению.

Наиболее распространенными барьерами считаются следующие: барьер характера, барьер акцентуации характера, барьер темперамента, барьер отрицательных эмоций, барьер манеры общения, барьер речи, идеологические барьеры, социально-психологические барьеры, информационно-познавательный барьер.

Рассмотрим вначале классификацию барьеров общения, представленную Г.Г. Камардиной /3/. Она выделяет следующие барьеры:

Барьер темперамента.

Так как люди, относящиеся к различным типам темперамента, обладают различными, часто противоположными свойствами и характеристиками, то в ситуации общения между ними могут возникать недопонимание и конфликты.

Барьер характера.

В результате систематизации особенностей мышления людей, мотивов поведения и эмоциональных проявлений получилось несколько различных классификационных систем, которые более или менее точно отражают многообразие человеческих характеров. Например, Е. Крупильницкий и Е. Жариков предлагают восемь основных психологических типов характеров: логик, эстет, лидер или доминирующий, пассивный, надежный, мечтатель, спринтер, боец. /1/

Барьер акцентуации характера

Немецкий психиатр Карл Леонгард считает, что у 20-50% людейнекоторые черты характера или темперамента заострены (акцентуированы),что при определенных обстоятельствах приводит к однотипнымконфликтам. Акцентуации личности могут стать причиной формирования барьеров в общении. Акцентуации характера – преувеличенное развитиеотдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшаетсявзаимодействие с окружающими людьми.

X. Шмишек выделяет следующие типы акцентуации: гипертимический, дистимический, застревающий, циклоидный, возбудимый, педантичный, тревожный, эмотивный, экзальтированный и демонстративный.

Барьер самооценки.

Несоответствие самооценки и оценки окружающих является одним из распространенных источников обид и конфликтов. Возникнуть барьеры в общении могут при наличии неадекватно завышенной самооценки; подчеркивания личностью собственных достоинств; отсутствия похвалы, заслуженной человеком (каждый человек нуждается в достойной оценке своей деятельности, в том числе и в похвале); «ударов» по особо уязвимым местам человека (у каждого человека есть свои особо уязвимые места, «бить» по которым упреками и критикой нельзя); общей отрицательной оценки личности вместо замечания по конкретному поводу.

Барьер манеры общения.

С точки зрения манеры общения можно выделить несколько типов субъектов общения.

Доминантный субъект общения всегда хочет подавить активность партнера по общению, желает сам овладеть инициативой и оказывать влияние на других.

Недоминантный субъект общения является полной противоположность доминантного. Он обладает повышенной чувствительностью к внешним признакам интеллекта, силы, эмоциональности партнера. Это человек, который боится взять на себя инициативу общения, высказать свою точку зрения, задать интересующий его вопрос. Он не позволит себе перебить партнера, терпеливо сносит, когда прерывают его, уступчив в своих суждениях, легко теряется. В раскрытии своих знаний нерешителен, часто позволяет сбить себя с толку.

Ригидный субъект общения основательно изучает своего партнера. Пытается разобраться в его коммуникативных намерениях. Такой субъект общения очень внимательно слушает своего партнера, мысль излагает подробно, говорит неспешно. Раздражение от общения с таким человеком испытывают нетерпеливые партнеры.

Интровертньй субъект общения. Это не склонный к внешнему диалогу человек. Такой человек больше всего сосредоточен на диалоге с самим собой. Он застенчив, обидчив, не склонен к общению на личные темы. Общение с интровертом благоприятно «с глазу на глаз». В интенсивное общение его надо втягивать постепенно и деликатно. Интроверт легко становится своевольным, недоверчивым, часто завистлив. Ему присущи такие качества как щепетильность, доброжелательность, умеренность, педантичность, осторожность, бережливость, болезненная совестливость, вежливость и открытое недоверие, твердолобая честность и прямота.

Барьер отрицательных эмоций.

Эмоции способны резко ослабить или усилить робость в общении, скованность. Однако серьезный барьер на пути нормального общения может воздвигнуть только лишь устойчивая отрицательная эмоция. К таким эмоциям относятся гнев, горе, презрение, страх, отвращение и другие /3/.

Л.Л.Попова описывает следующие виды барьеров отрицательных эмоций /7/:

- Барьер страдания. Сюда можно отнести, например, неудовлетворенность социальным статусом, сильно заниженную самооценку, трагические события, физические боли и т.д.

- Барьер гнева. Может возникнуть, например, в ответ на неожиданное препятствие, оскорбление и т.д.

- Барьер брезгливости и отвращения может возникнуть в результате «гигиенического неприятия» одного человека другим или вследствие нарушений кем-либо элементарных этических норм. Причинами возникновения данного барьера могут стать гигиенически неприятные действия партнера по общению, например, сморкание или почесывания; небрежная и излишняя жестикуляция партнеров; грязные ногти; излишняя потливость ладоней рук; отталкивающие манеры; гнилые передние зубы; неприятный запах изо рта; мятая грязная одежда; нарушение психологической дистанции общения; рубцы от ожогов на лице и прочее.

- Барьер презрения (предрассудки, аморальные поступки и т.д.).

- Барьер страха.

- Барьер вины и стыда . Данный барьер может возникнуть как результат неумеренной похвалы, критики, боязни показаться неловким и т.д.

- Барьер плохого настроения.

7. Барьер речи. Барьер речи может возникнуть в результате допущения речевых ошибок. Так как речь является основным средством общения. Этот барьер искажает слова партнера по общению.

А.П. Панфилова к коммуникативным барьерам относит /6/:

- Избирательное слушание . При избирательном слушании человек склонен блокировать новую информацию, особенно в том случае, когда она противоречит сложившимся у него представлениям. Например, человек, который курит, из всей принимаемой им информации будет обращать внимание лишь на ту, в которой будет подтверждаться его позиция. Та информация, которая не соответствует его представлениям либо игнорируется вовсе, либо искажается так, чтобы она соответствовала его представлениям. Иными словами, мы слышим только то, что мы хотим услышать.

- Компетентность. Собеседники могут воспринимать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации. Данный барьер является весьма существенным, так как из-за некомпетентности одного из собеседников общение может разрушиться. Эффективным наше взаимодействие может стать только в том случае, если оба участника общения будут иметь общее пространство, общее поле опыта, иначе один из партнеров общения трактует передаваемое им сообщение исходя из своего видения, а другой участник принимает и расшифровывает (понимает) это сообщение на основании своего собственного опыта.

- Достоверность источника. Достоверность источника означает доверие одного из участников общения словам и действиям другого собеседника. При условии, что один из партнеров в общении доверяет словам другого, у первого будет складываться доброжелательное отношение к своему собеседнику. Человек сможет сильнее раскрыться в своем общении с человеком, которому доверяет, нежели с человеком, к которому у него нет доверия. При наличии недоверия у одного из участников по отношению к другому, общение стремится к разрушению.

- Оценочные суждения . В каждой ситуации общения собеседник высказывает оценочные суждения. В принципе это означает суждение об общей ценности сообщения до получения коммуникации в целом. Т.е. можно сказать о том, что человек предварительно определяет значимость сообщения, которое собирается ему передать его собеседник. Базируются оценочные суждения на оценке отправителя получателем на основе предыдущего опыта общения с ним или на оценке ожидаемого значения сообщения.

- Внутригрупповой язык . Наверное, каждый человек в своей жизни сталкивался с ярко выраженным специальным жаргоном, который, как выяснялось впоследствии, обозначает простые процедуры и знакомые вещи. Жаргон часто создают профессиональные или трудовые социальные группы, понятный только членам этих групп. Исследователь, попросив «подготовить инструмент как часть экспериментального подхода» всего лишь предлагает студентам заполнить анкету в письменном виде. Такой специфический язык вызывает у членов групп чувство причастности, спаянности и (во многих случаях) самоутверждения и облегчает эффективное общение внутри группы, а значит, выполняет позитивные функции. Но зато использование такого языка с представителем иной группы может привести к непониманию, так как реципиенту не всегда верно удается расшифровать смысл сказанного собеседником.

-Фильтрование .Фильтрация является распространенным явлением в восходящем общении, которое относится к манипулированию информацией и воспринимается позитивно. Например, учителя могут скрывать свои конфликты с подростками от директора, а ученики, в свою очередь, могут утаивать нежелательную информацию от учителей. Причиной этого фильтрования является понимание того, что если нежелательная информация доходит до администрации, то на ее основе принимает решения, связанные с наказанием.

- Перегрузка общения .Наше время часто называют эпохой информации или информационной эрой. Люди зачастую отсеивают часть получаемых ими сообщений по причине того, что они не могут своевременно ответить на них и в результате некоторые из сообщений никогда не прочитываются. Также, часто мы из-за избытка полученной информации на работе или учебе просто не хотим уделять время на общение с родными и близкими дома, не отвечаем на звонки друзей, объясняя это все усталостью. Но именно из-за этого позже нам становиться все сложнее и сложнее находить общий язык со своими детьми, мужьями, материями, друзьями.

- Различие статуса. При наличии у собеседников разного социального статуса могут возникнуть барьеры при общении. Например, человек, занимающий должность выше, чем его собеседник, будет вести себя более уверенно. Будет разговаривать снисходительным тоном. Возможно, даже пользоваться своим превосходством над партнером по общению. Человек же, имеющий должность ниже, чем у его партнера наоборот, будет вести себя неуверенно, скованно, будет чувствовать себя «не в своей тарелке».

- Давление времени .Давление времени также может стать серьезным барьером к общению. Наверное, у каждого человека случалось так, что из-за дефицита времени (спешка на поезд, на работу или учебу) он уделил мало времени на общение своему другу, родным или близким. У каждого человека на такую ситуацию может проявиться совершенно разная реакция. Кто-то может не обратить никакого внимания на это, а кого-то это заденет и он может, например, обидеться и при следующей встрече уже именно он не захочет общаться. И здесь возникает барьер в общении.

Еще одну классификацию видов барьеров нам предлагает Л.С. Попова, которая выделяет /7/:

1. Барьеры по форме изложения:

Семантический барьер возникает из-за значительных различий, несовпадений, существующих в смысловых содержаниях партнеров по общению. Данный барьер связан в основном с проблемой сленгов и жаргонов, а этот феномен вытекает из наличия множества субкультур в любом обществе с достаточным уровнем социальных и этнических различий;

Как правило, фонетические барьеры не являются существенным препятствием для общения.

2. Идеологические барьеры:

Барьер, возникающий на основе разницы мировоззрений;

Барьер, формирующийся при наличии у партнеров разных стереотипов;

Барьер несовпадения социальных установок;

Барьер различия ценностных ориентаций;

Барьер несовпадения социальных позиций субъектов общения.

3. Собственно психологические барьеры - это все осознаваемые и неосознаваемые трудности и препятствия, возникающие между людьми, вступающими друг с другом в психологический контакт. В данном случае необходимо отметить, что такие препятствия и трудности могут осознаваться и не осознаваться самими участниками коммуникаций.

4. Социально-психологические барьеры:

Когнитивно-психологические – возникают из-за разного уровня отражения объекта и психологической его оценки субъектами общения;

Организационно-психологические – могут возникнуть по причине неприятия формы общения;

Сенсорно-речевые барьеры – возникают в результате различия навыков высказывания и восприятия у субъектов общения;

Психомоторные барьеры – являются результатом разного навыка и умения вести общение в рамках принятой формы.

5. Барьер отношений может возникнуть при вмешательстве во взаимодействие негативных чувств и эмоций. При условии наличия у партнеров в общении друг к другу симпатии и доброжелательности, возникновение данного барьера невозможно. Люди склонны больше доверять информации, поступающей от симпатичных им других людей, а возникающее непонимание они пытаются преодолеть.

Характер

28.10.2017

Снежана Иванова

Под психологическим барьером понимается определенная степень акцентуации личности на своем характере, препятствиях и различных преградах.

Под психологическим барьером понимается определенная степень акцентуации личности на своем характере, препятствиях и различных преградах. Общение в таком случае становится чем-то трудным, почти невозможным. Ведь чем больше человек зацикливается на проблеме, тем сильнее она его захватывает. Психологические барьеры бывают в отношениях между людьми, в общении. В большинстве случаев с ними удается справиться самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. Для этого требуется разобраться в ситуации, определиться с дальнейшими шагами.

Психологические барьеры общения

Психологический барьер представляет собой такое состояние личности, при котором она не может действовать согласно своим внутренним убеждениям. Становится по-настоящему трудно реализовать себя в каком-то деле, достичь поставленной цели, да и просто быть открытым в общении с окружающими. Блок проявляется в определенном поведении и способе смотреть на окружающую действительность.

Нерешительность

Это первое, что бросается в глаза, когда рядом находится такой индивид. Нерешительность мешает принимать важные решения, действительно всячески ограничивает личность в общении. Подобного рода барьер совсем не просто преодолеть, тем более, что здесь замешаны чувства. В общении с людьми такой человек не может проявить себя, не понимает, как ему нужно действовать, на что направлять свое внимание. Кажется, что прилагаемые усилия все потрачены напрасно. На самом деле, прежде чем предпринимать какие-то действия, необходимо осознавать, куда и зачем следует двигаться. Нерешительность как черта характера часто заставляет личность упускать хорошие возможности. Даже если есть понимание того, что нужно кардинально изменить свое поведение, отсутствуют силы, чтобы что-либо поменять. Общение после этого часто портится. Когда внутренний барьер не преодолен, всегда присутствует вероятность того, что проблема так и не будет решена.

Социофобия

Представляет собой довольно серьезную проблему, которая всячески мешает человеку жить. Окружающим бывает сложно представить, что он испытывает на самом деле. Общение становится для такой личности сродни настоящему испытанию. Повседневная реальность часто предстает перед личностью в пугающем и неизвестном свете. Социофоб не обладает необходимыми коммуникативными навыками, у него отсутствует стремление заниматься собственным индивидуальным развитием. Психологический барьер как личностная проблема способна существенно отравить жизнь, сделать существование просто невыносимым. Возможность полноценного общения при этом полностью исключается. Чем сильнее выражен страх перед жизнью, тем сложнее выстраивать отношения с окружающими.

Психологические барьеры в отношениях

В отношениях между людьми иногда ярко проявляются психологические барьеры. Они появляются и у тех, кто не имеет выраженных проблем в общении. Просто иногда становится действительно трудно понять друг друга. В большинстве случаев каждый индивид склонен отстаивать собственные интересы. Вот почему так много ссор и скандалов возникает в молодых семьях, особенно с появлением младенца. Как выражается наличие барьеров в отношениях между людьми? Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Неумение доверять

Никакое близкое общение выстроить невозможно, если человек не может проникнуться доверием к оппоненту. Когда имеет место быть некоторый барьер, он способен значительно отравить жизнь и сделать существование просто невыносимым. С проблемой обязательно нужно работать, ведь само собой, как известно, ничего не решается. Психологический барьер блокирует самые лучшие чувства в человеке, способствует эмоциональному закрепощению, прерыванию общения. Когда сознанием руководит подозрительность, недоверие, замкнутость нормальное общение выстроить просто не представляется возможным. А общение само по себе занимает в отношениях важную позицию. Доверие – это основа любого близкого взаимодействия. Когда оно по каким-то причинам утрачивается, многие вещи теряют свой смысл.

Неумение выражать чувства

Это другой психологический барьер, который препятствует счастливому самоощущению. Общение в этом случае уже не будет по-настоящему искренним. Неумение выражать свои чувства – это серьезная недоработка, которая мешает продуктивному общению. Такой блок может присутствовать у человека длительное время и мешать адекватно воспринимать окружающую действительность. Если личность не умеет выражать свои чувства, то общение не будет складываться удачно. В большинстве случаев получается так, что барьер в общении тянет за собой другие проблемы психологического характера. Иногда такому человеку хочется проявить свои самые лучшие качества, побыть ласковым, а не получается по той причине, что нет соответствующих навыков. Даже когда имеется естественное стремление меняться, все сделать сразу никогда не получается.

Страхи и сомнения

Они всегда преследуют неуверенного в себе индивида. Некоторые фобии настолько навязчивы, что мешают не только общению, но и полноценной жизни. В отношениях крайне важно быть честным до конца и уметь принимать на себя ответственность. В противном случае такое общение никак не будет приносить радость. Внутренний барьер обязательно нуждается в том, чтобы обратить на него внимание. Со страхами и сомнениями обязательно надо работать, хотя бы стараться это делать. В противном случае они полностью подчинят себе личность и не оставят ей никакого выбора.

Как преодолеть психологический барьер

Внутренний барьер действительно препятствует полноценному общению и установлению глубокого понимания между людьми. Требуется грамотный подход к проблеме, ясное осознание того, что происходит на самом деле. Психологический барьер, как правило, сильно ограничивает возможность взаимопонимания между людьми. Как преодолеть внутренний блок? Какие шаги нужно предпринять, чтобы выстроить полноценное общение с окружающими людьми? Попробуем разобраться!

Решение проблем

Оно должно быть обязательно своевременным. В противном случае теряется возможность наладить общение и изменить отношение к самому себе. Ничего нельзя пускать на самотек. Лучше полностью сосредоточить силы в собственных руках. Преодолевая трудности, мы закаляем характер, становимся духовно сильнее и богаче.

Постепенное движение

Не надо стремиться решить все сложности разом! Необходимо постепенно двигаться вперед, открывая для себя все новые и новые границы общения. Внутренний барьер будет со временем становиться меньше, пока не исчезнет совсем. Проблема заключается в том, что у большинства людей просто не хватает терпения для того, чтобы пройти этот путь от начала и до конца. Они все время торопятся и хотят поскорее избавиться от то и дело возникающих трудностей. Так делать не следует. Сложности всегда будут. С ними надо просто уметь работать.

Духовные практики

К ним относят медитацию, йогу и еще ряд других занятий, которые позволяют человеку восстановить душевное равновесие. Размышляя над тем, как избавиться от внутренних барьеров, следует руководствоваться голосом разума. Духовные практики действительно способствуют укреплению жизненной силы. У человека появляется уверенность в себе, желание следовать свои мечтам, строить далеко идущие планы. В большинстве случаев с помощью таких занятий удается сформировать новое отношение к жизни, обрести личную ответственность перед самим собой.

Принятие ответственности

Пожалуй, это главный шаг, без которого невозможно сделать остальные. Необходимо принять все, что происходит без всяческих обвинений и упреков. Освободившись от гнева и страданий, мы становимся мудрее. Только тогда возможно обрести контроль над своей жизнью, сделаться сильной личностью, которая знает, чего хочет достичь на самом деле. Принятие ответственности – это уже половина успеха.

Таким образом, проблема психологической блокировки чувств, эмоций и настроений обязательно нуждается во внимании. Чем больше человек работает над собой, тем проще ему становится жить в повседневной реальности.


Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. На работе, во время учебы, в транспорте, дома, в интернете – да мало ли где еще! Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам получать от него удовольствие и пользу. Эти барьеры возникают в самых различных ситуациях и практически у каждого человека. Поэтому, для того чтобы достигнуть успеха в жизни, вам необходимо хорошо разбираться в том, какие бывают барьеры общения и способы их преодоления.

Какие бывают трудности в общении?

Наверное, у каждой из вас бывало ощущение, что собеседник будто бы защищается, воздвигая невидимую стену между вами. Эта стена и есть тот самый пресловутый барьер. Откуда же они берутся? Барьеры общения появляются в нашей жизни по разным причинам – как правило, это тесное сплетение особенностей наших характеров и ситуации. И уже, бывает, не разберешься, кто или что этому виной.

Как уже было сказано выше, с проблемами в различных ситуациях общения сталкивался практически каждый человек, независимо от своих пола, возраста, социального статуса, ценностей и установок. Это может означать лишь одно – причины, по которым возникают барьеры в общении, различны, и присутствуют они в жизни каждого человека.

Данные причины могут осознаваться или не осознаваться общающимися людьми. От этого во многом зависит то, насколько быстро эти люди заметят, что у них есть проблемы, поймут, какого они рода и наконец-то смогут их решить. Кстати, барьеры в общении могут быть даже надуманы одним или несколькими собеседниками – и даже этого достаточно для неудач во взаимодействии друг с другом.

Необходимо сказать о том, что какие-то барьеры могут чаще других встречаться у определенных людей и в определенных ситуациях. Они могут быть свойственны определенному полу, возрасту, профессии, национальности, культуре, ситуации. Каждая из этих закономерностей достойна отдельного рассмотрения, но мы не будем этого делать в рамках нашей статьи.

Итак, каковы же основные виды барьеров в общении?

Барьеры коммуникации. Это барьеры в общении, связанные с обменом информацией между собеседниками в ходе общения. Какие они бывают?

Семантический барьер. Он встает на вашем пути тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи. Такой барьер возникает практически всегда и везде, т.к. мы очень по-разному понимаем многие вещи. Например, для одной девушки хороший муж – это тот, кто любит ее, заботится о ней, зарабатывает достаточно денег, хочет ребенка, любит проводить с ней вместе время; а для другой – тот, который редко пьет и редко бьет ее. Поэтому говоря на одну и ту же тему – “какие же все мужики одинаковые!” – они на самом деле будут говорить о разном и могут столкнуться с непониманием друг друга. Для того чтобы разрушить этот барьер необходимо хорошо понимать партнера и его картину мира – те смыслы, которые он вкладывает в различные понятия. В случае возможных неточностей всегда подробно объясняйте, что вы имеете в виду, и старайтесь использовать понятные для собеседника слова и словосочетания.

Логический барьер. По сути, это неумение выражать свои мысли. В речи такого человека путаются причинно-следственные связи, происходит подмена понятий. Или ему бывает сложно подобрать слова для тех сложных мыслей, которые пробегают в его голове. Если вы столкнулись с таким собеседником, то наберитесь терпения: слушайте его очень внимательно и задавайте вопросы – это поможет вам получить необходимую информацию. Если же такой особенностью грешите вы сами, то лучше постараться от нее избавиться. Послушайте, как выражают свои мысли хорошие ораторы или писатели, прочитайте учебник по логике, запишитесь на курсы ораторского мастерства или просто попросите друзей давать вам обратную связь с рекомендациями – любой из этих вариантов поможет вам стать более привлекательной собеседницей.

Фонетический барьер. Это плохая техника речи – когда непонятно, что говорит собеседник, и это мешает воспринимать информацию. Если вы заинтересованы в общении с этим человеком, то есть несколько вариантов. При формальном или деловом общении вам придется приспособиться к его манере говорить, изредка переспрашивая в непонятных моментах. При неформальном или дружеском общении вы можете в мягкой форме донести до собеседника, что вам сложно понимать его из-за некоторых особенностей его речи. Попросите его по возможности подстроиться под вас и скорректировать их.

Модальностный барьер. Все мы получаем информацию из мира через пять органов чувств, однако один из них является приоритетным. Это и есть ваша модальность. Например, люди с визуальной модальностью лучше всего усваивают увиденную информацию, а вот услышанную – гораздо хуже. Зная об этом, старайтесь с ходу определить модальность вашего собеседника и использовать это: визуалу показывайте графики и схемы, с аудиалом играйте голосом, а к кинестетику почаще прикасайтесь и показывайте все “на пальцах”. Используйте в речи соответствующие глаголы – например, “видеть”, “слышать” или “чувствовать”.

Личностный барьер. У каждого из нас есть характер, и некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Но у кого-то эти черты настолько заострены, что его характер может быть барьером в общении. Это может быть связано с незнанием своих особенностей или с недостатком самоконтроля. Например, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость могут раздражать партнеров по общению. В случае, если вы сами столкнулись с таким человеком, попробуйте сообщить о своем дискомфорте и попросите его быть помедленнее или побыстрее. Ну и старайтесь адекватно воспринимать собственные недостатки, т.к. для кого-то и они тоже могут стать барьером.

Барьеры взаимодействия. Это барьеры, связанные с взаимодействием с человеком во время общения и возникающие из-за недовольства поведением партнера по общению. Как правило, в позициях собеседников есть существенные различия.

Мотивационный барьер . Возникает тогда, когда у партнеров по общению разные мотивы вступления в контакт. Например, вы хотите поддержки от подруги, а она хочет, чтобы вы обсудили ее новое платье. В таком случае вы можете столкнуться с непониманием и даже поругаться. Чтобы этого не произошло, полезным будет вовремя обозначать собственные мотивы: “Знаешь, сейчас мне очень нужно, чтобы ты меня поддержала, а потом обсудим платье”.

Барьер некомпетентности . Часто встречается в совместной работе. Вас может злить некомпетентность партнера, когда он начинает говорить очевидные для вас глупости. Это вызывает чувство злости, досады и потерянного времени. Вариантов у вас два – либо постепенно подтолкнуть его к более глубокому пониманию вопроса (например, ненавязчиво что-то объяснив), либо свернуть общение. Выбор – за вами, и он зависит от ваших целей.

Этический барьер. Возникает в ситуации несовместимости нравственных позиций партнеров по общению. Главное – не пытаться перевоспитать или осмеять вашего собеседника. Гораздо правильнее свернуть общение или попытаться найти какой-то компромисс, особенно если у вас есть какая-то важная общая цель.

Барьер стилей общения. У каждого из нас своя уникальная манера. Она зависит от темперамента, характера, воспитания, профессии и других факторов. Как правило, она долго формируется, и потом ее становится сложно изменить. Стиль общения включает в себя основной мотив (зачем вы общаетесь – самоутверждение, поддержка и т.д. …), отношение к другим (доброта, терпимость, жестокость …), отношение к себе и характер воздействия на людей (давление, манипуляция, уговоры и т.д. …). Чаще всего стиль общения другого человека нам приходится просто принимать, поскольку изменить его сложно, а общаться зачастую бывает необходимо.

Барьеры понимания и восприятия. Это барьеры, связанные с восприятием и познанием друг друга, а также с установлением взаимопонимания на этой основе.

Эстетический барьер . Возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник. Для его возникновения есть разные причины, например, если он неопрятно или неряшливо одет или нас раздражает что-то в его внешности. Не думать об этом бывает сложно, однако необходимо, ведь этот контакт может быть для нас очень важен.

Социальный барьер. Причиной затруднений в общении может быть разный социальный статус партнеров. Однако, здесь важно помнить, о том, что появление такого барьера в первую очередь связано в установками в сознании собеседников. Если они придают значение социальному положению друг друга и для них оно может быть препятствием, это способно осложнить общение. Но ведь для многих ситуаций статус неважен – например, для обсуждения какого-то вашего любимого занятия или поддержки друг друга.

Барьер отрицательных эмоций. Согласитесь, довольно тяжело общаться с расстроенным или разозленным человеком. Многие из нас склонны принимать эти эмоции на свой счет (хотя бы отчасти). Здесь необходимо помнить о том, что зачастую причина плохого настроения собеседника кроется в каких-то иных вещах – обстановке в семье, проблемах на работе или личностном кризисе. Однако в случае, если отрицательные эмоции собеседника существенно препятствуют разговору, его лучше отложить на другое время.

Барьер установки. Очень часто общение осложняется, если ваш партнер изначально имеет не очень хорошее мнение о вас. В большинстве случаев правильнее всего будет обсудить этот вопрос и честно спросить об этом собеседника, попытаться объяснить ему, что он ошибается. В тех ситуациях, когда это невозможно, постарайтесь просто учесть этот факт и строить строить свое общение с партнером достаточно аккуратно. Когда пройдет какое-то время и он поймет, что его установка ничем не подкрепляется, она может исчезнуть сама собой.

Барьер “двойника” . Он заключается в том, что мы невольно думаем о нашем собеседнике как о самой себе: приписываем ему наши мнений и взгляды и ждем от него тех же поступков, которые сами бы совершили. Но он другой! Важно не забывать об этом и стараться воспринимать и запоминать все то, что отличает его от нас.

Грубость и невежественность. Все мы сталкиваемся с людьми, которые просто-напросто дурно воспитанны. Иногда такое обращение нужно просто перетерпеть, особенно в том случае, когда человек не реагирует на замечания. Очень важно в такой ситуации оставаться вежливой – иногда это само по себе пресекает грубость. Помните о том, что в общении с таким человеком у вас есть какая-то цель, и это явно не желание поставить его на место.

Неумение слушать. Оно проявляется в отсутствии интереса к тому, что вы говорите, стремлении говорить о себе или постоянном перебивании. Если вам в такой ситуации кровь из носу необходимо, чтобы вас слушали, старайтесь говорить лучше. Используйте различные способы привлечения внимания: интонации, мимику, жесты, основы НЛП.

Кто он – человек, регулярно сталкивающийся с барьерами в общении?

Мы рассказали вам об основных барьерах, мешающих плодотворному общению людей. Однако, замечали ли вы, что у каких-то людей постоянно возникают какие-то затруднения, связанные с общением, а к других все идет как по маслу?

Действительно, есть такие типы характера, которые существенно затрудняют взаимодействие с другими людьми. Как правило, такой человек ведет себя похожим образом в совершенно разных ситуациях. И потом сам же жалуется на то, что никто не хочет с ним общаться. В данном случае в качестве барьера в общении выступает личность этого человека.

Каковы же основные черты подобного характера? Прежде всего необходимо сказать о такой особенности, как глобальное недоверие. Такой человек не доверяет ни себе, ни людям, ни миру вообще. Он подозрителен и настроен против окружающих. Как правило, он достигает своих целей за счет других людей. При этом его часто раздирают внутренние противоречия, которые он не очень-то осознает. Человеку, неудачливому в общении, свойственны эгоцентричность, авторитарность и склонность к манипуляциям.

Он очень любит, когда его хвалят, когда он получает то, чего давно хотел. Он обладает собственническими чертами. Если его желания не удовлетворяются, он злится, но при этом практически никогда не помогает другим людям в достижении их целей и не сочувствует им. Такой человек эмоционально нестабилен, и у него часто меняется настроение. Окружающие описывают его как раздражительного и вспыльчивого, но внутренне холодного. Он часто испытывает негативные эмоции и обладает низким уровнем самоконтроля.

Этот человек плохо понимает других и их чувства. Он нечувствителен к тому, что с ними происходит, отличается низкой проницательностью и наблюдательностью. Ему не дано понять, что собеседнику может быть важно что-то другое или что он по-другому понимает смысл той или иной фразы. Часто он не способен спрогнозировать и оценить будущее. Ему свойственны робость, замкнутость, неуверенность в себе, отчужденность, пассивность, безынициативность.

Обычно такой человек оказывается нетерпим, плохо воспитан и невежественен. При этом он мыслит очень жесткими категориями и рамками, и окружающая реальность не должна выходить за них. У него масса стереотипов. Он завистлив и в то же время тщеславен. Много чего ожидает от других людей, склонен к вспышками ревности.

Он не умеет аргументировать свои высказывания, выбирать для них адекватную форму, устанавливать и прекращать контакт с другими. Неудачливый в общении, человек не умеет давать хорошую обратную связь. Он много говорит и мало слушает, периодически делает недопустимо длительные паузы в речи, любит перебивать собеседников а потом “тормозить” (это связано с тем, что его словарный запас не соответствует тому, что он хочет сказать).

Для него часто оказываются непонятными социальные нормы – он не умеет держать дистанцию, склонен к шантажу, вранью, давлению и агрессии. Чаще всего в общении использует следующие стратегии: защита и избегание общения, обесценивание мнения других и агрессия, контроль за другими или излишний формализм. Такого человека можно охарактеризовать как незрелого, инфантильного, а иногда и безнравственного.

Как правило, этот человек не очень-то доволен своей жизнью и успехами. Любые неудачи вызывают в нем злость и агрессию, вследствие чего он зачастую пытается достичь своих целей какими-то аморальными способами. Он не ценит ни себя, ни других людей. У него отсутствует способность по-настоящему любить и заводить близкие отношения, поэтому у него обычно нет друзей и близких.

Действительно, нарисованный нами психологический портрет ужасен и напоминает образ какого-то преступника или маргинала. Но в том или ином смысле, это так и есть. Постоянные трудности в общении – это симптом того, что у человека что-то не в порядке внутри него самого. Но далеко не обязательно у него будут присутствовать все перечисленные выше черты и особенности. Психологический портрет, написанный выше, собирателен, и в него включено великое множество разных людей с общей проблемой. Поэтому в жизни вы можете наблюдать только какие-то отдельные черты и особенности.

Трудности в общении и жизненная ситуация

Впрочем, все зависит не только от личности и характера человека. Есть ситуации, в которых практически каждой из нас становится некомфортно. Это отражается на всем нашем поведении, в том числе и на общении с другими людьми. В данном случае барьером является ситуация, вызвавшая дискомфорт, и ее особенности.

Попав в такие обстоятельства, все участники общения чувствуют себя неуютно. Кто-то осознает это в большей, а кто-то – в меньшей степени. При это они не просто его чувствуют – случайно или специально они мешают друг другу удовлетворять свои желания и достигать целей общения. В результате этого все переживают, злятся, не понимают друг друга и вообще напрягаются. Чаще всего это случается в ситуациях ограничения, отказа, обвинения и оскорбления (что, в общем-то, неудивительно).

С одной стороны, сказывается коллективная память. Человечество вообще и жители России в частности неоднократно переживали подавление, репрессии, войны, голод. Поэтому оскорбления, обвинения, ограничения и отказы очень четко запечатлеваются в сознании людей, которые впоследствии все чаще и чаще применяют их для решения конфликтов, преодоления препятствий, получения власти и даже поисков счастья. Это становится типичным способом реагирования целого народа, если говорить в глобальном плане.

С другой стороны, наличие такой негативной памяти становится необязательным, когда у нас так богато представлена культура агрессии. Наверное, каждая из вас согласится с тем, что в современном обществе агрессии уделяется очень много внимания. Особенно этим грешат всевозможные СМИ – телевидение, газеты, журналы, интернет, рекламные компании. Культура агрессии также приобретает все большую популярность благодаря некоторым особенностям нашей жизни: перенаселенность школ, больниц и тюрем, высокий уровень безработицы, низкая квалификация работающих с населением людей, низкие зарплаты и отсутствие карьерных перспектив, коррупция, низкое качество работы правительства и многое другое, о чем вы знаете не понаслышке. Вы все с этим сталкиваетесь и знаете, что эти ситуации всегда чреваты барьерами в общении.

Как понять, что в общении появился барьер?

Разумеется, находясь внутри ситуации, сделать это несложно. В процессе затрудненного общения вы испытываете дискомфорт, недоверие к партнеру, не можете раскрыться, проявить эмоции, не знаете что сказать – в общем, такое общение отнюдь нельзя назвать легким. Однако, если вам нужно оценить наличие психологических барьеров, то очень полезным будет знание о том, как ведут себя люди в ситуации затрудненного общения.

В роли такого внешнего индикатора выступает наша невербалика. Особенно наглядно в ней проявляются враждебность, тяга к власти и доминированию, неискренность и стремление выделиться. Как мы уже писали выше, наш неудачливый в общении субъект может испытывать всю эту гамму чувств и желаний. В каких же конкретных знаках проявляются все его негативные черты?

1. Во-первых, это контакт глаз. В случае с барьерами общения он, как правило, редкий, неинтенсивный, а иногда и полностью отсутствующий. Взгляды на партнера могут присутствовать (бывают даже продолжительные), но все они приходятся на момент активной коммуникации – особенно когда собеседник излагает что-то неприятное, но важное. При этом если собеседник начнет отводить глаза, почуяв неладное, наш “субъект” тут же попытается притвориться душкой и заглянуть в них – но этот взгляд на самом деле будет холодным и жестким.

2. Во-вторых, это поза. Почувствовав трудности в общении, люди зачастую принимают либо неестественные, угловатые и напряженные позы, либо наоборот, неадекватно расслабленные, иногда даже расхлябанные. Очень часто положение тела бывает закрытым (скрещенные руки, ноги, тело отворачивается от собеседника) или “возвышенным” (стремление сесть повыше, смотреть на собеседника сверху вниз).

3. В-третьих, жесты. Как правило, они резкие и интенсивные, что тоже неестественно. Отчетливо выражено стремление спрятать руки (например, в карманы или за спину), сжать кисти рук в кулаки, “захватить” или занять себе побольше пространства за счет позы и жестов. Это может перемежаться с частными прикосновениями к себе и к другому.

4. В-четвертых, мимика. Лицо зачастую выражает напряжение. Мимика странная – например, рот может улыбаться, а глаза остаются неподвижными. В общем и целом, лицу свойственны выражения, демонстрирующие недоверие и недоброжелательность к собеседнику, а также презрение и гнев.

Разумеется, человек, испытывающий трудности в общении, не всегда ведет себя подобным образом. Это лишь наиболее типичные и яркие маркеры, и по ним можно сделать вывод не только о том, что во взаимодействии есть барьеры, но и о самих собеседниках – об их отношении друг к другу и об их целях и ориентирах в общении.

Как преодолеть трудности в общении?

Итак, мы перешли к самому интересному – как перешагнуть через психологические барьеры. Трудности в общении – штука непростая, но их вполне можно преодолеть. “Как?” – спросите вы. И мы расскажем вам о некоторых способах и приемах преодоления барьеров в общении.

Следите за своей внешностью. Это вовсе не означает, что вы должны всегда выглядеть как кинозвезда на ковровой дорожке. Наоборот, во многих ситуациях это будет вычурно и неестественно. Ваша внешность должна вызывать симпатию. Этому способствует аккуратность, опрятность и умение носить те вещи, которые вам действительно идут.

Манера общения должна соответствовать ситуации и людям. Согласитесь, будет неудачным ходом, если на дискотеке вы будете общаться со всеми сдержанно и строго, а на переговорах – весело и без дистанции. Учитывайте особенности собеседника: его возраст, пол, воспитание, характер и взгляды. Например, не стоит на встречу с мусульманином надевать короткую юбку.

Старайтесь встать на место партнера по общению и попытайтесь понять его точку зрения. Как вы уже, наверное, поняли, все мы отличаемся друг от друга. Одни и те же вещи имеют для нас совершенно разные значения, и так же по-разному мы их понимаем. Отсюда и вытекает большинство барьеров. Самый правильный способ решение таких проблем – разрешить другому быть другим и отличаться от вас, а также попытаться вникнуть в его позицию, даже если вы с ней не согласны.

Тренируйте эмпатию и сенситивность. Это, соответственно, способность сопереживать другим людям и чувствовать то, что с ними происходит до мельчайших изменений в состоянии. Две данных черты являются залогом успехов в общении.

Не ожидайте от партнеров того, что они не смогут вам дать. Так вы только вызываете обиду у себя и вину у другого за то, что вам не дали. Старайтесь хотеть от партнеров реальных вещей, соответствующих их особенностям, и рассказывайте им о своих ожиданиях.

Не пытайтесь сами полностью соответствовать ожиданиям партнера. Во-первых, это скучно, во-вторых, очень тяжело, и долго так существовать невозможно. Лучше будьте естественны по максимуму, но с учетом собеседника и социальных норм.

Следите за своими словами. Ваши сообщения должны быть логически связаны, содержать интересную собеседнику информацию и опираться на что-то общее – например, общее понимание смысла слов или какую-то минимальную общую память. Ваша речь должна быть понятна собеседнику как в буквальном смысле, так и в смысле соответствия его кругозору.

Будьте открыты и честно говорите о своих мыслях, чувствах и ожиданиях. Если вас о чем-то просят, а вы уже уверены в своем отказе – лучше озвучить его сразу же. Так ни вы, ни собеседник не потеряете время и ресурсы.

Прием “взгляд со стороны”. Иногда для того чтобы что-то понять (например, осознать, что конкретно мешает вашему с партнером общению) необходимо посмотреть на ситуацию со стороны, описать ее в отвлеченных словах без привнесении ваших эмоций и личностных особенностей.

Уважайте вашего партнера. Даже если он вас неимоверно раздражает, попробуйте проявить фантазию и найти то, что вызовет у вас уважение к нему. Это может быть какая-нибудь мелочь, например, его манера выделять интонацией отдельные слова. Или что-то более серьезное – например, очень грубый в общении человек, который при этом тратит на благотворительность половину своего дохода. В любом человеке можно найти что-то хорошее и достойное уважения, а если этого сделать не получается, то стоит задуматься – а это общение вам действительно необходимо?

К сожалению, в жизни не бывает такого, чтобы можно было без барьеров общаться лишь с приятными людьми. Как правило, все мы так или иначе оказываемся в ситуациях, когда эти трудности возникают. Задача, стоящая перед вами в этот момент, – почувствовать барьер, определить его вид и применить способ, наиболее эффективно его устраняющий. Будьте спокойны, уверены в себе, терпимы к слабостям других и старайтесь не попадать в конфликтные ситуации!

«Общение между людьми» - Бывает, что мне хочется подурачиться, как ребенку. 24. Неформальное. Я для Вас столько уже сделал! 44. Ошибка №3 В случае поражения мы прибегаем к самообману, утешая самих себя. Действия. Я должен (должна) контролировать. Ошибка №4 Наша болезненная восприимчивость к критике. Эффект последовательности (авансирования).

«Общение как взаимодействие» - Устойчивые действия. Познакомиться с особенностями общения как межличностного взаимодействия. Систематические действия. Стратегия взаимодействия в процессе общения. Взаимодействие как процесс. Невербальный контакт. Цель: Мобильный собеседник. Две стороны взаимодействия. Интерактивное общение со сверстниками важно для юношества, так как:

«Культура общения» - 1.Определение ситауции, как конфликтной. Общение зависит от содержания. 15.12.11как избежать конфликта? Приобретение знаний о мире Наука, культура, искусство… 2.Выбор стратегии взаимодействия: уход из ситуации; -отношения переговоров; конфликт. Там, где не хватает культуры общения, возникают конфликты.

«Общение и межличностные отношения» - Правила, соблюдение которых позволяет понравиться людям. Вдруг Том перестал свистеть. Симпатия - … Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми. Карнеги Дейл. Необходимость общения для человека. Типы конфликтов. Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника. Марк Твен «Том Сойер».

«Межличностное общение» - 2.4. Психология межличностного воздействия. Объектом моей курсовой работы являются ученики школы №24, в количестве 26 человек. 2. Психология общения и межличностные отношения. 2.3. Функции общения в межличностных отношениях. 1. Межличностное взаимодействие 1.1 Задачи межличностного взаимодействия. Цель исследования дать характеристику межличностного взаимодействия и общения людей.

Всего в теме 31 презентация