Бальная система спбгэу. Балльно-рейтинговая система в спбгэу

Вопрос: Здравствуйте, Екатерина Геннадьевна!

Моё обращение связано с введением на экономическом факультете Университета системы учета успеваемости на основе составления рейтинга баллов. На данный момент у нас действует система выставления оценки в соответствии с той разбалловкой, которую задаёт каждый преподаватель, и это имеет ряд недостатков:

1. Во-первых, это приводит к субъективизму преподавателя в отношении оценивания знаний студента. Всем известны массовые отчисления студентов с экфака из-за несдачи дисциплины "Экономика предприятия", т.к. установленные пороги сдачи экзамена, если их не снижать, позволяют лишь некоторым получить оценки "отлично" и "хорошо", т.к. набирают соответствующие баллы лишь единицы. Причем, апеллируя к данному конкретному примеру, я хочу сказать, что такая система, на мой взгляд, не отражает истинных знаний студента дисциплины: например, времени даётся очень мало, а объём (теоретические и расчетные части) немал, в связи с чем многим просто не хватает времени справиться с заданиями. ЭП является, безусловно, далеко не единственным примером.

2. Во-вторых, это не стимулирует конкурс между студентами и мотивацию к учению, т.к. все, зная существующие пороги и разбалловки, стремятся просто попасть в ту область, которая соответствует определенной оценке.

Введение балльно-рейтинговой системы учёта успеваемости, насколько мне известно, успешно прошло в ВШМ. Там составляется по итогам сдачи экзамена рейтинг, первые 25% получают "отл", вторые 50% "хорошо", третьи 25% - "уд", и тот же самый принцип действует с "буквами" ECTS: первые 10% - А, вторые 20- В и так далее.

Данная система, на мой взгляд, нашла бы ОТЛИЧНОЕ применение на экономическом факультете, поскольку:
1. Во-первых, наши бакалаврские программы очень схожи и по структуре, и по часам, и в принципе похожи по организации;
2. Во-вторых, это лишит субъективизма преподавателей, и оценка знаний будет базироваться на существующем рейтинге успеваемости. В конце концов, объективнее судить, что у кого-то "отличные знания", а у кого-то - "Хорошие" в сравнении с существующим "бэкграундом", то есть в сравнении, в котором, как известно, все и познается, нежели основываться на существующие субъективные критерии каждого преподавателя;
3. В-третьих, это мотивирует студентов к конкурсу, к желанию быть лучшими и лидерами. Мы не должны забывать, что экономист - это не просто человек с "коркой", который потом пойдёт работать в "МаксиДом" бухгалтером, а высоквалифицированный и универсальный специалист, овладевший целой сферой знаний, систематизировавший их и способный применить их для решения целого ряда задач, в том числе вопросов лидерства и руководства.
Я бы очень хотел, чтобы Вы помогли в введении такой системы, она будет уместна, и, я думаю, большинство студентов поддержат её, т.к. она разумна и логична.
С уважением,
Всеволод Котенёв
МЭОиМБ-31, экономический факультет.

Ответ Первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Бабелюк Екатерины Геннадьевны: Глубокоуважаемый Всеволод Сергеевич!

Балльно-рейтинговая система оценивания используется для большого количества студентов, когда работает правило равномерного распределения. В реализуемой в Санкт-Петербургском государственном университете (далее-СПбГУ) системе оценивания уточнено, что рейтинговая шкала оценивания применяется в случае, если численность обучающихся, получивших положительную итоговую оценку (т.е. более 50 баллов, что также заранее установлено), составляет более 30 человек.

Обучение в СПбГУ проводится не на факультетах, а по основным и дополнительным образовательным программам. Методика проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплинам учебного плана содержится в рабочих программах, разработчиками которых являются научно-педагогические работники. Данные методики утверждаются после соответствующих учебно-методических экспертиз в установленном СПбГУ порядке ежегодно. На данный момент все рабочие программы на текущий учебный год утверждены, объективных причин внесения в них изменений СПбГУ не усматривает.

Для сведения сообщаем, что по результатам опроса студентов, проведенном в апреле-мае 2015 года, по вопросу «Преподаватель объективно оценивает знания студентов», среднее значение по СПбГУ в целом - 3,663, по экономическому факультету - 3,618, по Высшей школе менеджмента - 3,514.

Выбор инструментов и методика оценивания достижений обучающихся в СПбГУ постоянно совершенствуется. Вы можете включиться в работу над этим, и, как и всякий универсант, (см. п.1.6 Основ организации учебно-методических комиссий, утверждённых приказом от 17.01.2014 № 75/1) принимать участие в заседаниях учебно-методической комиссии. Ваши предложения непременно будут рассмотрены и, с учётом мнения экспертов, использованы при разработке учебно-методических материалов. СПбГУ благодарит Вас за деятельное участие и инициативу.

В Санкт-Петербурге функционирует более 50 государственных и около 40 частных высших учебных заведений. В число самых сильных вузов входит Санкт-Петербургский государственный (СПбГЭУ). В 2014 году он был включен в этот рейтинг. СПбГЭУ отнесли к лучшим высшим учебным заведениям СНГ. Поступать сюда приходят не только петербуржцы, но и иногородние и иностранные абитуриенты.

История учебного заведения

Датой основания СПбГЭУ считается 2012 год. Вуз появился в результате выхода в свет соответствующего приказа Министерства образования и науки РФ. В действительности же история высшего учебного заведения началась еще в прошлом веке. Ленинградский финансово-экономический институт (ЛФЭИ) создали в начале июня 1930 года. В сентябре в этом учебном заведении уже начались первые занятия.

В 1934 году к функционирующему в Ленинграде вузу присоединили Московский финансово-экономический институт. Через 6 лет произошло еще одно укрупнение. На этот раз к институту присоединили целых 2 учебных заведения, работающих в Ленинграде. Следующее слияние случилось в 1954 году. ЛФЭИ объединился с плановым институтом.

В сентябре 1991 года учебное заведение было переименовано. Отныне институт стал называться Санкт-Петербургским университетом экономики и финансов. В августе 2012 года в истории вуза случилось еще одно значимое событие. Он объединился с инженерно-экономическим университетом города. В итоге был образован СПбГЭУ. На сегодняшний день этот вуз является одним из крупнейших научных и учебных центров Российской Федерации. Он включен в самый топовый рейтинг ‒ СПбГЭУ входит в число 5 лучших вузов Санкт-Петербурга.

Информация для поступающих

Лица, выбравшие СПбГЭУ, могут получить здесь высшее или среднее профессиональное образование. Тем абитуриентам, которые собираются поступать на программы СПО, стоит знать, что в состав университета входят следующие учебные заведения:

  • колледж «Станкоэлектрон»;
  • техникум пищевой промышленности;
  • политехнический техникум.

Многие абитуриенты обращаются не в перечисленные учреждения среднего профессионального образования, а в СПбГЭУ. Приемная комиссия отмечает, что, имея среднее общее, среднее профессиональное или высшее образование, можно поступить на программы бакалавриата и специалитета. Для этого требуется предоставить результаты ЕГЭ и (или) пройти вступительные испытания, предлагаемые университетом. Люди, у которых есть диплом о высшем образовании, могут подать заявление в магистратуру. Зачисление осуществляется по результатам вступительных экзаменов.

Колледж «Станкоэлектрон»

Это учебное заведение является одним из старейших в Санкт-Петербурге. Оно существует уже более 70 лет. За этот период колледж, входящий в состав СПбГЭУ, отзывы в большинстве случаев получал положительные. Из стен учебного заведения было выпущено огромное количество профессиональных специалистов. Выпускники работают на крупнейших заводах города.

Абитуриентам Санкт-Петербургского колледжа «Станкоэлектрон» предлагаются следующие специальности:

  1. С каждым днем техника и технологии все прочнее входят в современную жизнь. Для управления станками и промышленными роботами, изготовления деталей нужны разбирающиеся в этом люди. Получить необходимые знания как раз и позволяет специальность «Технология машиностроения».
  2. Бухгалтерский учет и экономика. Эта специальность, которую можно получить в колледже, относящемся к СПбГЭУ, отзывы получает положительные. Выпускники отмечают, что быстро находят подходящую работу, ведь абсолютно всем организациям нужны люди, которые бы занимались ведением бухгалтерского учета, составлением отчетов, осуществлением расчетов заработных плат и т. д.
  3. Автоматизация технологических процессов и производств. Многие процессы в современной жизни автоматизированы. Людям, желающим осуществлять ремонт и техническое обслуживание оборудования, заниматься внедрением новых систем автоматизации и контролем производственных процессов, необходима эта специальность.

На все вышеперечисленные специальности можно поступить не только на коммерческой основе. Есть и бюджетные места в колледже, который является подразделением СПбГЭУ. Отзывы абитуриентов включают в себя эту информацию. Однако некоторые специальности не предполагают получение К ним относят: «Земельно-имущественные отношения», «Техническое регулирование и управление качеством», «Операционная деятельность в логистике».

Техникум пищевой промышленности

Людям, желающим работать в области изготовления напитков и продуктов питания, стоит обратить внимание на это учебное заведение. Существует техникум пищевой промышленности с 1945 года. С 2011 года он находится в составе СПбГЭУ. Адрес техникума в Санкт-Петербурге: ул. Большая Морская, дом 8.

В техникум пищевой промышленности можно поступить на очное или заочное отделение на следующие специальности:

  1. Технология хлеба, макаронных и кондитерских изделий. Выпускники, устроившиеся на работу по специальности, занимаются приемом, хранением и подготовкой сырья. Из него они изготовляют хлебобулочные и макаронные изделия, кондитерскую продукцию.
  2. Виноделие, технология бродильных производств. Лица, освоившие программу среднего профессионального образования по данной специальности, занимаются организацией и ведением процессов производства различных напитков.
  3. Выпускники занимаются разработкой, производством, реализацией кондитерской и кулинарной продукции, контролем ее качества, обслуживанием потребителей.

Политехнический техникум

Данное учебное заведение существует с 1945 года. За время своей деятельности техникум несколько раз переименовывался, а в 2005 году стал структурным подразделением будущего СПбГЭУ (адрес учебного заведения в Санкт-Петербурге: ул. Моховая, дом 40). Стоит отметить, что большая часть выпускников устраивается на работу по своей специальности. Некоторые лица принимают решение продолжить учебу в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете по сокращенным программам.

Абитуриенты, выбравшие техникум, могут получить образование по следующим специальностям:

  • туризм;
  • ремонт автомобильного транспорта и техническое обслуживание;
  • бухгалтерский учет и экономика;
  • автоматизация производств и технологических процессов;
  • операционная деятельность в логистике;
  • коммерция;
  • теплоснабжение и теплотехническое оборудование;
  • гостиничный сервис.

Довольно популярной является специальность «Туризм». Многие иностранцы приезжают в Ленинградскую область. Оказать им помощь в освоении местных достопримечательностей и познакомить с интересными историческими сведениями призваны выпускники политехнического техникума, ставшие специалистами по туризму.

Еще одна востребованная и популярная специальность − это «Ремонт автомобильного транспорта и техническое обслуживание». В задачи выпускников входит обеспечение надежной работы различных средств передвижения. Во время учебы в техникуме люди познают устройство транспорта, знакомятся с тонкостями проведения технического обслуживания.

Бакалавриат и специалитет в СПбГЭУ

Многим абитуриентам хочется поступить на факультет «Банковское дело». Однако в университете он отсутствует. Есть факультет финансов и экономики (направление «Экономика»). Он является одним из самых популярных в экономическом университете. Учеба на первых двух курсах факультета финансов и экономики позволяет студентам получить базовые знания. На третьем курсе осуществляется распределение будущих бакалавров. Студенты выбирают те программы, которые им ближе всего. Итак, на направлении «Экономика» можно выбрать следующие профили:

  • бухгалтерский учет, аудит и анализ;
  • кредит и финансы (этот профиль стоит выбирать тем людям, которым хотелось поступить на факультет «Банковское дело»);
  • мировая экономика и торговая политика;
  • национальная экономика;
  • математические методы и статистический анализ;
  • экономика организаций и предприятий.

Высококвалифицированных специалистов в области права готовит юридический факультет. Абитуриентам, поступающим на это направление, предстоит изучать не только юридические дисциплины, но и те предметы, которые относятся к области экономики (например, налоговое право, правовые основы бухгалтерского учета). Выпускники юридического факультета СПбГЭУ (ФИНЭК ‒ прежнее название вуза) работают в судах, правоохранительных структурах, агентствах недвижимости, юридических отделах различных организаций, налоговых инспекциях, аудиторских фирмах.

В высшем учебном заведении есть также факультет менеджмента. Имеются и другие востребованные и интересные направления:

  • лингвистика;
  • экономическая безопасность;
  • бизнес-информатика;
  • сервис;
  • товароведение;
  • туризм;
  • международные отношения и пр.

Магистратура в университете

Людям, имеющим диплом бакалавра и желающим выйти на более высокий профессиональный уровень, стоит обратить внимание на магистратуру, которой славится СПб государственный экономический университет. Студентов здесь обучают лучшие преподаватели вуза, имеющие теоретические и практические навыки и занимающиеся педагогической и научной деятельностью.

Программ подготовки довольно много. Их насчитывается около 50. Поступить можно абсолютно на любую из них независимо от того, какое направление указано в дипломе бакалавра. Таким образом, магистратура позволяет получить новые знания, стать профессионалом в выбранной сфере.

Обучение на магистерских программах реализуется как на очной, так и заочной форме. Поступить можно не только на платное обучение, но и на бюджетные места, а их довольно много в СПбГЭУ. Отзывы об этом свидетельствуют. Примером послужит 2016 год. Для будущих студентов было выделено 733 бюджетных места.

Учебный процесс в магистратуре интересный. Он включает в себя практические занятия, лекции, семинары, научные конференции. Магистранты делают различные доклады, которые в дальнейшем публикуются в специальных сборниках научных статей. Завершается обучение на магистратуре написанием и защитой научно-исследовательской работы.

Аспирантура в СПбГЭУ

Аспирантура − не просто ступень образования. Это система подготовки научных и научно-педагогических кадров. Люди, поступающие сюда, должны не только иметь диплом о высшем образовании (специалитет, магистратура). Они должны иметь навыки исследовательской и аналитической деятельности.

В СПбГЭУ (ФИНЭК ‒ кому-то более знакомое название) существует 14 направлений подготовки. Прием осуществляется на конкурсной основе. Поступающие проходят вступительные испытания. Они включают в себя сдачу иностранного языка и специальной дисциплины. В ходе экзаменов:

  • проверяется уровень знаний людей, подавших заявление и пакет необходимых документов для поступления;
  • определяется склонность к осуществлению научно-исследовательской деятельности;
  • определяется уровень научных интересов;
  • выясняются мотивы поступления в аспирантуру.

Подавая в СПбГЭУ документы, будущие аспиранты должны предъявлять список ранее сделанных изобретений, опубликованных научных текстов, отчетов по научно-исследовательской работе. При их отсутствии пишется реферат по выбранному направлению подготовки.

Дни открытых дверей

Чтобы поближе познакомиться с Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом, можно посетить день открытых дверей. Это мероприятие проводится несколько раз в учебном году с целью ознакомления абитуриентов со структурными подразделениями учебного заведения, с особенностями процесса обучения. На мероприятии можно узнать проходные баллы СПбГЭУ (минимальный балл по одному предмету может составлять 30‒50).

День открытых дверей включает в себя, как правило, общее собрание. На нем выступают: ректор, деканы факультетов, преподаватели. После вступительных речей начинаются презентации факультетов. Абитуриенты и их родители могут задать работникам университета интересующие вопросы. Желающие могут совершить экскурсию по учебному заведению. Будущих студентов проводят по зданию, знакомят с некоторыми аудиториями.

В Санкт-Петербурге место проведения дней открытых дверей располагается по следующему адресу: набережная канала Грибоедова, дом 30/32, актовый зал, находящийся на третьем этаже. Также стоит отметить, что есть у СПбГЭУ филиалы. Они располагаются в следующих городах:

  • Анадырь.
  • Великий Новгород.
  • Выборг.
  • Кизляр.
  • Калуга.
  • Псков.
  • Сыктывкар.
  • Чебоксары.
  • Череповец.
  • Дубай.

В каждом из филиалов дни открытых дверей проводятся по определенным адресам в назначенные даты. Подробную информацию следует уточнять по телефонным номерам учебных заведений.

СПбГЭУ - это долгая история (с 1897 года), корпус-дворец напротив Казанского собора и классический архитектурный стиль. В рамках традиций студенты многих направлений изучают историю и архитектуру Санкт-Петербурга. Но от прогресса вуз не отстает. Например, он использует балльно-рейтинговую систему оценок, которая сменила устаревшую пятибалльную шкалу.

Суть системы: студент набирает баллы весь семестр, их сумма определяет итоговую оценку. Они размещаются в электронном кабинете СПбГУ с открытым доступом. Баллы могут смотреть студенты, преподаватели, родители, потенциальные работодатели или просто любопытствующие люди.

Как работает балльно-рейтинговая система

Баллы можно заработать на тестах или контрольных 2-4 раза за семестр. Результаты работ выставлены в электронном рейтинге группы, в конце семестра баллы каждого студента суммируются и определяют итоговую оценку в соответствии со шкалой преподавателя, озвученной студентам и указанной на сайте.

В чем новизна: прозрачность системы, объективность оценки и конкуренция за первые места в рейтинге.

Объективность - главное преимущество системы. Она учитывает много факторов:

  • как усвоен материал в целом, за весь курс, и на отдельных темах;
  • посещаемость;
  • прозрачность системы исключает неожиданности в оценках;
  • баллы можно заработать несколько раз;
  • рейтинг выстраивает студентов в честную иерархию по знаниям.
  • В итоге они дают объективную картину знаний. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что учитывается работа за семестр.

Как выглядит на практике балльно-рейтинговая система

Если баллов действительно много, студент может быть освобожден от экзамена или, напротив, получить недопуск, если не добрал баллов. Если на экзамене студент плохо ответил, но в течение семестра набрал достаточно баллов, оценка будет выставлена в его пользу; и наоборот, если кто-то в течение семестра не появлялся, но хорошо ответил на экзамене, может получить оценку ниже или дополнительный вопрос.

Студенты СПбГЭУ сказали дружное до свидания методам учебы, которых вообще быть не должно: оценкам за ведение конспектов (которые можно написать за одну ночь), автоматам за посещаемость (ведь студент вполне может все пары тихонько играть на задней парте), оценкам за участие в соревнованиях, КВН или студенческой весне и прочим вещам, которые не идут на пользу образованию.

Конкуренция и открытые оценки подстегивают к постоянной активной работе на протяжении всего семестра (хотя для кого-то, наверное, это минус).

  • требуется время на разработку проекта рейтинговой модели;
  • умение преподавателей работать с баллами и рейтингами есть не везде;
  • конфликтные ситуации в группе из-за конкуренции (возникают из-за ошибок со стороны преподавателя).
  • не продуманно распределение баллов между работами - например, ответ на семинаре и эссе оценивают одинаковым количеством очков.

Система накопления баллов и рейтинга студентов, хоть и не идеальна, но хороша тем, что предлагает альтернативу пятибалльной системе. Оценки становятся объективнее, прозрачнее и делают упор на качество знаний, а не на выполнение требований преподавателя. Для того чтобы посмотреть, как будет выглядеть рейтинг, можно перейти на официальный сайт СПбГЭУ, выбрать в списке какую-либо группу и предмет и посмотреть, как обстоят дела у ее учеников. А заодно представить себя в их рядах.

​Памятка студенту


Распределения студентов по профилям (в рамках направления подготовки бакалавра на факультете),

Распределения на практику с возможностью последующего трудоустройства,

Направления на стажировку,

Предоставления общежития иногородним студентам,

Преимуществ при участии в конкурсном отборе в магистратуру по аналогичной образовательной программе.

  1. Учебный рейтинг – max 100 баллов (по дисциплине)

    Посещение учебных занятий (max 20 баллов)

    Результаты освоения каждого модуля учебной дисциплины (текущий и рубежный контроль) (max 20 баллов)

    Промежуточная аттестация (экзамен, зачет с оценкой, зачет) (max 40 баллов)

    Посещение учебных занятий оценивается накопительно следующим образом: максимальное количество баллов, отводимых на учет посещаемости (20 баллов), делится на количество занятий по дисциплине. Полученное значение определяет количество баллов, набираемых студентом за посещение одного занятия.

    Промежуточная аттестация проводится либо на последнем практическом занятии (зачет с оценкой или зачет), либо в соответствии с расписанием в экзаменационную сессию (экзамен). Для допуска к промежуточной аттестации необходимо набрать в общей сложности не менее 30 баллов, успешно пройти рубежный контроль по каждой дисциплине (не иметь задолженностей по текущей успеваемости).

    ¤ студент может быть освобожден от сдачи промежуточной аттестации (зачета, зачета с оценкой или экзамена), если по итогам посещаемости, результатам текущего и рубежного контроля и творческого рейтинга он набрал не менее 50 баллов. В этом случае ему выставляется оценка «зачтено» (при зачете) или оценка, соответствующая набранному количеству баллов (при зачете с оценкой или экзамене) при согласии студента.

    ¤ преподаватель кафедры, непосредственно ведущий занятия со студенческой группой, обязан проинформировать группу о распределении рейтинговых баллов по всем видам работ на первом занятии учебного модуля (семестра), количестве модулей по учебной дисциплине, сроках и формах контроля их освоения, возможности получить поощрительные баллы, форме промежуточной аттестации.

    ¤ студенты имеют право в течение учебного модуля (семестра) получать информацию о текущем количестве набранных по дисциплине баллов. Преподаватель обязан предоставлять старосте группы данную информацию для ознакомления студентов.

    В традиционную четырехбалльную

Участие в конкурсах студенческих научных работ;

Выступление на конференциях;

Участие в олимпиадах и конкурсах;

Участие в научной работе по тематике кафедры и работа в научных кружках;

определяется деканатом совместно со студенческим советом факультета и куратором группы 2 раза в год по итогам семестра (не может превышать 200 баллов). Характеризует активность участия студента в общественной жизни университета и факультета.

Суммарный учебный рейтинг рассчитывается как сумма произведений полученных баллов по каждой дисциплине (по 100-балльной системе) на трудоемкость соответствующей дисциплины (т.е. Объема часов по дисциплине в зачетных единицах), за исключением дисциплины «физическая культура».